Пять зеркал отношений (третье,четвертое,пятое). Стадии болезней и диагностика в Аюрведе: метод пяти зеркал

Возрастная последовательность знаков также не осталась в стороне от процесса структурообразования и заявила по крайней мере три новые структуры. Первая — это концепция битв соседних архетипов, выделившая внутри каждого знака три составляющие (уходящий предшественник, собственно сам знак и знак грядущий). Вторая структура - это разделение 12 возрастных эволюционных ступеней на три принципиально различных идеологических клана. И, наконец, самая загадочная и элегантная структура - это те самые заявленные в заглавии пять зеркал.

О существовании первой структуры детально говорилось в «Битвах архетипов» («З» №192). Смысл этой концепции в том, что эволюционное свойство каждого знака состоит в том, что он преодолевает в себя знак предыдущий, осваивает свой собственный знак и начинает преображение в знак грядущий, что в какой-то момент начинает его самого очень сильно пугать.

Обезьяна преодолевает в себе излишнюю механистичность Петуха, укрощая в себе всякую логику. Но вступив на путь размыва логики, Обезьяна неизбежно приходит к излишней чувствительности и эмоциональности грядущего знака Козы, что начинает ее сильно беспокоить. Аналогично Коза, уходя от обезьяньих галлюцинаций и неограниченных физиологических экспериментов, обретает свое лицо, но на пути рационализации становится слишком благоразумной, что при ее развеселом характере как-то некомфортно. Лошадь, укрощая в себе козью бодливость и болтливость, взращивает жесткость. Но это та самая жесткость, которая вполне может перерасти в бычью жестокость, чего Лошади хотели бы избежать. Быки преодолевают в себе уходящую гармонию Лошади, но пасуют перед грядущей псевдогармонией Крысы. Ну и так далее.

Вторым важным открытием является разделение возрастной лестницы на три группы знаков: Ученых (Петух, Обезьяна, Коза, Лошадь), Архитекторов (Бык, Крыса, Кабан, Собака) и Проповедников (Змея, Дракон, Кот, Тигр). В каждой из трех групп своя мораль, своя система ценностей. Ученые предпочитают во всем сомневаться, доверяют только эксперименту, бесконечно перепроверяют всю возможную информацию и с большой осторожностью занимаются созданием новых сущностей. Архитекторы, напротив, мало интересуются действительностью, им гораздо интереснее придумывать нечто такое, чего никогда в природе до них не существовало. И, наконец, Проповедники ничего не должны строить и ни в чем не должны сомневаться, они должны верить, что все, что нужно человеку, - это святая вера, которая творит любое чудо...

Теперь о зеркалах. Это открытие из разряда ожидаемых. Все эти намеки на то, что после определенного возрастного рубежа люди как бы идут назад, постепенно возвращаются в детство. Структурный гороскоп всегда активно возражал против так называемой горбатой модели жизни, по которой человек сначала поднимается в гору, достигая вершины в середине жизни, а потом спускается вниз, как бы копируя пройденные когда-то этапы. По сути своей эта концепция не верна, человек идет исключительно вверх, по крайней мере имеет такие возможности. И тем не менее система зеркал работает, хотя и совсем в другом смысле. Речь идет не о возвращении в детство, что совершенно невозможно, а всего лишь о подобии стадий входа в жизнь и выхода из нее...

Но как расположены зеркала? Неужели по примитивной схеме симметрии верхней и нижней половин: первый - двенадцатый, второй - одиннадцатый, третий - десятый?.. И так далее. С одной стороны, система логичная, но сомнения в ней были. И эти сомнения подтвердились после того, как стало ясно, что собственно феномен рождения и феномен смерти практически никак не отражены в первой и двенадцатой программе.

Программа рождения гораздо точнее изложена в третьем знаке, а смерти - в девятом... Именно эти два знака стали безоговорочными лидерами в мировой литературе, собственно, играя на страницах своих книг в игру «родился - умер»... Множество рассуждений на темы рождения и смерти. В изобилии рассыпанные всюду символические намеки на открывающиеся и закрывающиеся окна и двери жизни и смерти, света и тьмы...

Впрочем, зеркала не подразумевают тождественности, и в произведениях Коз гораздо больше позитива, чем у Змей. Они всегда предпочтут в противостоянии света и тьмы выбрать именно свет, в то время как Змеи настаивают на преимуществах тьмы.

Хотелось бы также напомнить, что Коза и Змея идентичны сразу в двух структурах: психологической (знаки гуманизма) и энергетической (драматизаторы). Кроме того, между ними векторная пара.

Предшествующая (более широкая) зеркальная пара представлена Обезьяной и Драконом, знаками в общем-то также достаточно близкими. Как-никак они в одной идеологической тройке (мистики). Однако зеркало - это не тождество, Обезьяна - эталон научной добросовестности и скептицизма, Дракон - точно такой же эталон святой и несокрушимой веры.

Самым широким зеркальным дуэтом становится пара Кота и Петуха. Они совместно пребывают в одной группе социальной структуры. Но гораздо важнее то, что и у них, как и у Козы со Змеей, - векторная пара. Оба знака как бы парят над миром, видят его единым, угадывают самые общие его закономерности. Различия, само собой, тоже есть. Главное в том, что Петух - это распылитель идей, максимально идейный знак, готовый во всяком деле сказать новое слово. Кот противоположен ему, он вообще не умеет что-либо придумывать. Зато он великий сборщик всего на свете, величайший обобщитель и энциклопедист.

Кроме того, есть еще две внутренние зеркальные пары. Лошадь зеркалит Собаке. Это пара величайших мыслителей, принципиальных борцов за истину. Только методика поиска истины у них разная: Лошадь берет простотой подхода, ее мышление ясно и прозрачно, а интуиция просто поразительная. Мышление Лошадей выстроено на тончайших балансах и уверенности в симметрии мира. Собака, напротив, отличается способностью к расшифровке самых информационно перегруженных случаев, самых запутанных систем, выводу человечества из самых сложных лабиринтов.

Наименее обоснованным кажется зеркало между самыми близкими по возрастной шкале знаками - Быком и Кабаном. И в самом деле, что уж там зеркалить, если они и так в одной группе Архитекторов, в одной группе молодости и возмужания. Тем не менее они и в самом деле гораздо больше похожи друг на друга, чем на знак, стоящий между ними, - Крысу.

И тут мы получаем настоящее объяснение тому факту, что внутри нашей зеркальной системы стоит одинокая Крыса. По закону битв архетипов, она опровергает идеи Быка, но сама опровергается идеями Кабана. Именно такая конфигурация позволяет Кабану и Быку быть настолько идентичными.

Не будем также забывать о том, что у нас есть еще и двенадцатый знак, а именно Тигр. Он стоит в самом дальнем конце возрастной шкалы и никому не зеркалит. И это очень большая загадка, над которой еще предстоит поломать голову.

В традиции Аюрведы принято классифицировать все болезни по шести стадиям их развития: психофизиологическая, энерго-информационная (эфирная), нейро-эндокринная (дисбаланс трёх дош), эндотоксическая, симптоматическая (проявленная) и терминальная. Первые три стадии считаются легко излечимыми, четвёртая - излечимая, пятая - трудно излечимая, а шестая - неизлечимая. К сожалению, современная медицина чаще всего начинает оказывать помощь лишь на пятой, а то и на шестой стадии. Это обусловленно отсутствием медицинской грамотности среди населения, несовершенством диагностических методов и не совсем точной концепцией в определении понятия “болезнь”. Возникает парадоксальная ситуация, когда, несмотря на то, что в нашей стране наибольшее количество врачей на душу населения, число больных с различными формами хронической патологии продолжает неизбежно возрастать.

Аюрведа предлагает очень простые диагностические методы, которые позволяют, при достаточном опыте и мастерстве врача, поставить точный диагноз болезни любой из шести стадий. Такая диагностика называется методом “пяти зеркал” и включает в себя выявление заболевания по пульсу, языку, ушным раковинам, глазам и кожным покровам. Методы лечения в аюрведической медицине определяются в зависимости от стадии болезни, хотя современная медицина относит многие из этих методов к профилактике.

Первая стадия болезни - психофизиологическая - связана с проблемами нашего “тонкого” тела. Существуют три основных природных начала, которыми мотивированы все проявления человеческого характера: 1) саттва - гуна благости, основа умиротворения, терпения, смирения; 2) раджас - гуна страсти, активное, деятельное, стимулирующее начало; 3) тамас - гуна неведения, источник невежества, косности, заблуждений. Гуны очень динамичны и влияют на нашу психику по закону соответствия, проявляя уровень сознания человека. Их сочетание между собой создаёт всевозможные комбинации оттенков нашей психики. Неуравновешенность гун может вызывать большие психологические напряжения в человеке. Ниже даются краткие характеристики гун.

Саттва-гуна дарует умиротворение, спокойствие, ясность ума, жизнерадостность, оптимистичность, энергичность, искренность, терпимость, доброту, милосердие, сострадательность, щедрость, скромность и отсутствие привязанности к наслаждениям. Обычно современным людям очень трудно удерживать своё сознание в гуне добродетели, которая отражает закон вселенской гармонии и ярко проявлена в нашем мире у праведников, йогов и святых мудрецов. Саттва-гуна даёт защиту от многочисленных болезней, преждевременной старости и смерти. Большинство людей могут удерживать состояние гуны благости лишь очень короткое время, так как подвержены влиянию раджаса и тамаса.

Раджа-гуна, овладевая нашей психикой, лишает нас правильного восприятия мира, порождает очень сильные привязанности к объектам чувств (пристрастия), в результате чего затрачивается огромное количество энергии на их достижение. Гуна страсти затуманивает сознание и способствует проявлению многочисленных пороков и влиянию отрицательных психологических стереотипов, которые считаются в Аюрведе корнями большинства болезней. Симптомами раджа-гуны считаются: гордыня, эгоцентризм, раздражительность, зависть, алчность, гневливость, ненависть, ревность, похотливость, импульсивность, умственное беспокойство, нетерпимость, склонность к насилию, властолюбие, болтливость, страх и другие. С точки зрения Аюрведы, любой из этих симптомов свидетельствует о зарождающейся болезни.

Тама-гуна, погружая сознание человека в невежество, вызывает умственную инерцию, сон, апатию, медлительность, лень, наплевательское отношение к своей и чужой судьбе; рождает зависимость от стимуляторов и наркотических средств, склонность постоянно впадать в иллюзии, тупость, неразборчивость в том, что является благом, а что злом. Если доминирует гуна невежества, человек утрачивает желание заботиться о своём здоровье, он часто питается испорченной или несоответствующей пищей, не соблюдает правильный режим дня, разрушает своё тело алкоголем и наркотиками и обращается к врачам лишь на стадии, когда болезнь уже сильно проявлена в теле. Таким образом, если раджа-гуна или тама-гуна начинают доминировать в нашем сознании, Аюрведа считает это первой стадией болезни. Следует отметить, что психофизиологическая стадия может иметь врождённые или наследственные причины, что будет объяснено далее.

Различные виды духовных практик, таких как: гьяна - изучение религиозно-философских текстов и медитация; йога - восьмиступенчатый путь контроля ума и чувств и постепенное отречение от материальной зависимости; бхакти - развитие взаимоотношений с Богом путём поклонения и молитв или повторения мантр - являются, согласно Аюрведе, наилучшей терапией для ума, позволяющей избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса. Если человек не вырывает корни сорняков, они неизбежно будут давать всё новые и новые всходы. Пороки ума будут постепенно разрушать эфирное тело.

Негативная реакция психики вносит искажения в резонансные частоты стхула-праны (информационные каналы проводят постоянные задающие частоты различных физиологических систем организма), в работу энерготрансформаторных станций (чакр) и каналов нади сукшма-праны. Негативные воздействия происходят и от высокочастотных излучений, возникающих при работе компьютеров, телевизоров, радиотелефонов, микроволновых печей, линий высоковольтных передач или при воздействии человеческого фактора (в момент гнева мы выбрасываем из себя такой огромный сгусток негативной энергии, что он может вызвать различные повреждения эфирного тела другого человека). Аюрведические врачи выявляли эти нарушения с помощью пульсовой диагностики, а современная медицина может это сделать по методу Кирлиан или по методу Фолля. Для корректировки эфирного тела аюрведическая медицина предлагает методы ароматерапии, музыкотерапии, формотерапии и цветотерапии, вкусотерапии, минералотерапии и пранатерапии (в том числе иглоукалывание, точечный массаж и энергомассаж).


Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадии, то она неизбежно переходит на третью стадию - нейроэндокринную (стадию разбалансировки трёх дош). Негативные психологические стереотипы и отрицательные эмоции, внося искажения в энергоинформационное тело, вызывают разбалансировку центров головного и спинного мозга (дисбаланс вата-доши) и нарушают гормональное равновесие физического тела (дисбаланс питты и капхи). Нейроэндокринная система обеспечивает гомеостаз (постоянство внутренней среды физического тела). Любой внешний или внутренний фактор, нарушающий это равновесие, неизбежно приводит к активизации защитных реакций организма.

Возбуждение коры и подкорковых центров головного мозга, в том числе и гипоталамуса (активизация прана-ваты), приводит к выбросу адреналина, глюкагона, тироксина (активизация ранджака-питты), а затем - кортизола и инсулина (активизация аваламбха-капхи). Под влиянием адреналина (гормона мозгового слоя надпочечников), глюкагона (контринсулярного гормона поджелудочной железы) и тироксина (гормона щитовидной железы) происходит повышение глюкозы в плазме крови, усиление распада жиров и гликогена (при этом глюкоза преимущественно используется мозговой тканью, а энергетические потребности организма обеспечиваются главным образом за счёт жирных кислот), повышается артериальное давление и усиливается сокращение сердца, активизируется активность тромбоцитов (склонность к тромбообразованию), уменьшается выделение пищеварительных ферментов и снижается болевая чувствительность.

Действие указанных гормонов и их исполнителей ферментов достаточно кратковременно. Однако следом вырабатываются гормоны преимущественно анаболической направленности, активность которых сохраняется значительно более длительный период. Кортизол стимулирует образование глюкозы в печени из неуглеводных компонентов (в основном, из аминокислот), оказывает противовоспалительное действие, стабилизирует клеточные мембраны и подавляет функцию иммунной системы. Инсулин усиливает утилизацию тканями глюкозы, усиливает синтез жиров (в том числе и холестерина) и гликогена в печени и мышцах, и активность многих анаболических ферментов. Поскольку эфирное тело является своеобразным камертоном нейроэндокринной системы, и каждый канал стхула-праны сохраняет информацию о нормальном (стандартном) физиологическом уровне соответствующих гормонов и ферментов, любые стойкие нарушения энергоинформационного тела неизбежно приведут к несогласованной работе центров нейроэндокринной системы. Происходит развитие так называемого “гиперадаптационного синдрома”.

Согласно Аюрведе, нарушения в эфирном теле выводят из равновесия вату, питту и капху. Однако люди, в силу недостаточной чувствительности, не отмечают начало заболевания и редко обращаются к врачу на этом этапе. Современная медицина может выявить болезнь на этой стадии, правда, с помощью достаточно дорогостоящих биохимических и инструментальных исследований.

Аюрведические каноны достаточно подробно описывают ранние признаки 3-й стадии болезни в зависимости от разбалансировки той или иной субдоши. Пульсовая диагностика также является очень точной системой выявления нейроэндокринных нарушений. Чтобы привести в равновесие вату, питту и капху, чаще всего достаточно правильно подобрать диету и распорядок жизни. В некоторых случаях необходимо добавить в рацион соответствующие пищевые добавки, минералы и фиторецептуры. В Аюрведе созданы специальные препараты, относящиеся к категории расаяны (лекарства, приводящие в равновесие нейроэндокринную систему). Естественно, методы, применяемые на более ранних стадиях, также используются и здесь.

Эндотоксическая стадия связана с образованием и накоплением амы (продуктов неполного метаболизма). Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Образующиеся в этом случае “шлаки” поступают в кровь или аккумулируются в тканях. Каждый орган имеет свою систему детоксикации, поэтому ама обычно имеет тенденцию накапливаться в “ослабленных” частях организма. Биологические дефекты органов тела могут быть следствием кармы (греховных наклонностей прошлых или текущего воплощений) или приобретёнными (острые и хронические стрессы, неправильное питание, инфекции, проживание в экологически загрязнённых зонах и т.д.) Кармический механизм считается наиболее значимым.

Поскольку болезни являются нашими учителями, указывающими на отклонения от пути эволюции, то надо учиться видеть, как наше невежество, порождает ослабление соответсвующих систем эфирного и физического тела. Например, гордыня ослабляет печень, эгоцентризм - сердце, а лицемерие - почки. Накопление амы в организме вызывает общую слабость, повышенную утомляемость, раздражительность, чувство дискомфорта, сонливость, нарушение памяти, появление обильного налёта на языке, дурного запаха изо рта, потерю аппетита, метеоризм, появление гнойничковых высыпаний на коже и др. В начале могут появиться только 2-3 симптома. Однако по мере прогрессирования заболевания признаки эндоинтоксикации будут всё более и более нарастать.

Достаточно проголодать в течение суток, чтобы понять степень “загрязнения” нашего организма (в этот период вышеуказанные симптомы болезни проявятся особенно остро). Некоторые “шлаки” являются химически весьма опасными соединениями. Например, пигментный жир липофусцин, накапливаясь в нервных клетках, способен вызвать нарушение функции многих жизненно важных центров головного мозга. А свободные радикалы (супероксид радикал, перекись водорода и гидроксильный радикал), образующиеся в результате окислительно-восстановительных реакций, могут повреждать эндотелий сосудов, участвуя в развитии атеросклероза, вызывать повышенное старение межпозвоночных дисков и хрящевой ткани суставов за счёт сшивок молекул коллагена, нарушать коллоидное равновесие желчи, приводя к образованию камней.

Метод “пяти зеркал” позволяет достаточно точно выявить места накопления амы в организме. На четвертой стадии болезни Аюрведа применяет методы шодханы (очищение от амы). Проводят очищение желудочно-кишечного тракта, крови, почек, дыхательной системы и кожи. Для этого используются травы, энтеросорбенты и лечебные масла. Пятая стадия болезни (симптоматическая) связана с активизацией механизмов саморегуляции организма. В это время органы или ткани пытаются освободиться от амы. Эта стадия сопровождается появлением специфических симптомов, например, болью в области почек, повышением температуры, появлением кашля или тошнотой. Такое проявление называется “музыкой болезни”. Любая патология организма имеет свой индивидуальный ритм, проявляющийся периодами обострения и ремиссии. “Музыка болезни” будет звучать на лучезапястной артерии, где принято определять пульс. Естественно, даже по симптомам болезни опытный врач может на этой стадии легко поставить диагноз.

К сожалению, большинство людей обращается за медицинской помощью только на пятой стадии, когда процесс лечения является достаточно сложным и требует огромного упорства и терпения как врача, так и больного. Здесь используется весь спектр комплексного лечения: иглоукалывание, остеопатия, гомеопатия, фитотерапия, точечный и общий массаж, гирудотерапия, пчёлоужаленье, бальнеотерапия, лечебная и дыхательная гимнастика, диетотерапия и методы психофизиологической саморегуляции. Если не удаётся преодолеть болезнь на предыдущих фазах, она неизбежно переходит в терминальную стадию. На этом этапе защитные механизмы органа утрачивают свою силу, а ткани претерпевают необратимые изменения. Происходит постепенное разрушение и гибель данной системы организма. Например, в результате развития мочекаменной болезни образуется огромный коралловидный камень, что приводит к гидронефрозу и гибели почки; или, например, в результате многочисленных инфарктов миокарда развивается сердечная недостаточность. Единственное, что остаётся пациенту на этой стадии, это обратиться за помощью к хирургу. Терапевтические методы позволяют лишь облегчить страдания больного и замедлить финал заболевания.Таким образом, мы видим, что аюрведическая медицина являет неоспоримое преимущество системы ранней диагностики и повышает тем самым возможности успешного лечения болезней.

Метод пяти зеркал

В основе диагностических методов Аюрведы лежит так называемый «метод пяти зеркал» - это пульсовая диагностика, иридодиагностика (диагностика по глазам), аурикулодиагностика (диагностика по состоянию ушных раковин), диагностика по языку (так называемая лингводиагностика) и диагностика по кожным покровам - ногтям, зубам, другим частям тела. Эти пять методов позволяют снять информацию очень быстро и очень точно - без помощи различных приборов. Существует еще и шестой метод, который мы называем объективным - это метод астрологический.

Иридодиагностика - метод распознавания болезней, основанный на сигнальной функции радужной оболочки глаза (по гречески радужка iris, отсюда и иридодиагностика - диагностика по радужной оболочке). Метод иридодиагностики абсолютно безболезненный, не требует предварительной специальной подготовки обследуемого и в большинстве случаев позволяет дать диагностическое заключение сразу после проведённого осмотра. Иридодиагностика может выявлять заболевания на ранних стадиях, когда обычными методами диагностировать болезнь ещё нельзя. С помощью иридодиагностики можно обнаружить изменения во всех органах и локализовать их с достаточной степенью точности, а также судить о конституциональных особенностях организма, об общем состоянии нервной, сосудистой систем, системы микроциркуляции и пр.

Аурикулодиагностика - система, основанная на корреляции состояния определенных зон ушной раковины с состоянием внутренних органов. Она позволяет произвести обзорную диагностику всего организма и сделать заключение о наличии патологии в той или иной системе организма или органах, о и тенденциях к развитию заболеваний, об изменениях, которые пациент еще субъективно не ощущает. Различные заболевания вызывают отраженные реакции сигнального характера на определенных пунктах ушной раковины. В виде рефлекторной реакции функциональные нарушение в органах приводит к формированию на ушной раковине локальных пунктов гипералгезии, с изменением морфологии кожи. Многофункциональная аурикулодиагностика - это комплексная оценка патологии путем осмотра и определения болевой чувствительности аурикулярных точек. Наличие и выраженность установленных изменений указывают на топику патологического процесса, характер и фазу заболевания.

В XX столетии основатель Науки Разума Эрнст Холмс сказал: «Жизнь — это зеркало, отражающее все наши мысли» 1 . То же самое говорят и древние духовные традиции. С их точки зрения, осознание того, что мы отражаемся в наших отношениях с окружающими, является путем к внутренней целостности и единству с сокрытым в нас Божественным началом. В обнару-женных в 1945 году гностических коптских и ессейских текстах (библиотека Наг-Хаммади) описано несколько типов зеркал, в которых каждый человек видит себя в те или иные моменты своей жизни.

Согласно этим текстам, осознав зеркала, в которых отражаются наши болезненные переживания, мы избавимся от причин своих страданий и обретем духовное исцеление. Иными словами, чтобы победить страхи, довлеющие над нашей жизнью, мы должны постичь порождающие их структуры.

Пять зеркал отношений:

В первом зеркале — отражается настоящий момент

Во втором зеркале — в настоящем моменте отражаются наши критические суждения

В третьем зеркале — отражается то, что было нами потеряно, отдано и у нас отобрано

В четвертом зеркале — отражается Темная ночь нашей души

В пятом зеркале — отражается совершенство

Ниже мы исследуем все пять зеркал по порядку, что позволит нам расшифровать закодированную формулу, позволяющую в кратчайшие сроки исцелить свою жизнь. Поскольку мы живем во Вселенной, в которой наши представления о себе отражаются в окружающем мире, для нас нет ничего более важною, чем научиться расшифровывать свои отношения с окружающими и понимать послания Божественной матрицы.

Первое зеркало, отражающее настоящий момент

Ты читаешь на лицах неба и земли, но не узнаешь того, кто пред тобой, и не способен постичь это мгновение.

Евангелие от Фомы

Отличными зеркалами для наших чувств являются животные. Их естественное поведение порой вызывает у нас сильнейшее чувство протеста и стремление навязать им волю. Хороший тому пример — кошки. Мне довелось близко познакомиться с одним из этих созданий зимой 1980 года. Я работал в нефтяной компании, в новом отделе технической поддержки и жил в небольшой квартирке в Денвере. В мои обязанности входило изучение возможностей применения вычислительных машин в традиционной нефтяной геологии, и я сутками пропадал на работе. Так что у меня и в мыслях не было обзаводиться домашними животными. Однажды в выходные ко мне зашел приятель и подарил чудесного котенка, рыжего с белыми полосами. Котенок был совсем маленьким и звался Тигрой по имени персонажа из классической детской сказки о Винни-Пухе. Я моментально влюбился в него. Мне было настолько хорошо с этим котенком, что при одной мысли о расставании с ним я впал в тоску. Так мы с Тигрой стали одной семьей. Первым делом я приучил его уважать «запретные зоны» в доме — диваны, столы, кухонную раковину и холодильник. Ему также запрещалось сидеть на подоконнике в мое отсутствие. Каждый день я возвращался домой и обнаруживал его спящим там, где это было разрешено. В общем, наши отношения складывались прекрасно. Но однажды я вернулся домой раньше обычного. Тигра лежал на кухонной стойке рядом с раковиной. Увидев меня в дверях, он удивился не меньше, чем я, когда обнаружил его у раковины. Он тут же спрыгнул оттуда и умчался на свое место на кровати. Я был озадачен: это случайность или так происходит всегда, стоит мне выйти из дома? Пришлось провести эксперимент. Я вышел на балкон, как если бы у меня вдруг появилась мысль полюбоваться прекрасным видом на лес, а затем незаметно скользнул за занавеску и притаился. Спустя несколько минут Тигра спрыгнул с кровати и отправился прямиком на кухню. В полной уверенности, что я снова ушел на работу, он устроился на кухонной стойке между тостером и соковыжималкой и там, чувствуя себя в безопасности, задремал. Пообщавшись с хозяевами других котов, я выяснил, что выдрессировать их невозможно. За немногими исключениями, любая кошка делает то же, что и все остальные ее сородичи. Им нравятся высокие места, и они всегда будут забираться куда повыше — на холодильники, кухонные стойки и подоконники, даже если это им категорически запрещено. Кошки могут соблюдать устанавливаемые нами правила в нашем присутствии, но, оставшись одни, они живут в своем собственном мире.

Зеркала повсюду

Я рассказываю эту историю, чтобы показать, как поведение Тигры подействовало на меня. Я был растерян, почти разгневан. Глядя в его спокойные глаза, я понимал, что он прекрасно знает, где проходят границы дозволенного. Но при этом он действовал так, как хотел. Должен признаться, я невольно соотнес этот инцидент с тем, что происходило у меня на работе. Мне пришло в голову, что мои подчиненные делают то же, что и Тигра, — игнорируют отдаваемые мной распоряжения. Спустя несколько дней ко мне в офисе подошла сотрудница и спросила, почему я контролирую каждый ее шаг и не даю возможности просто выполнять свою работу. Вернувшись домой вечером, я увидел, что Тигра опять лежит в запретной зоне на кухонной стойке. На сей раз он, посмотрев на меня, даже не пошевелился. Я пришел в ярость! Сев на диван и несколько успокоившись, я провел параллель между вызывающим поведением Тигры, демонстрировавшим явное пренебрежение установленными мною правилами, и реакцией на меня моей подчиненной. По сути, они посылали одно и то же очень важное сообщение обо мне самом. В обеих раздражавших меня ситуациях отразился мой собственный недостаток, которого я ранее не замечал. Это было первое из зеркал, благодаря которым мне удалось добраться до самых глубоких механизмов моих отношений с миром. Начиная с 60-х — 70-х годов двадцатого.столетия специалисты в области личностного саморазвития учат, что, если мы не довольны чем-либо и окружающем мире, нам следует обратить внимание на самих себя, Все негативные ситуации, в которых мы оказываемся, будь то раздражение, демонстрируемое коллегами, или предательство со стороны близких, — результат наших собственных неосознаваемых внутренних установок. Именно это происходило в моих отношениях с Тигрой и подчиненными. Не думаю, что они сознательно зеркалили имеющуюся у меня склонность контролировать все и вся. Просто в динамике нашего взаимодействия этот мой негативный поведенческий механизм отражался наиболее явно, причем в тот же момент, а не по прошествии долгих часов или дней.

Зеркало настоящего момента

Мне вспоминается история об одном открытом антропологами затерянном племени в Азии (разумеется, «затерянном» с точки зрения самих антропологов, — найденные ими аборигены прекрасно знали, кто они и где живут). Так вот, ученые выяснили, что представители этого племени отнюдь не считают половой акт причиной беременности. Промежуток времени между сексом и моментом рождения ребенка для них настолько велик, что никакой связи между данными событиями они не усматривают. Ценность наших зеркал в том, что они помогают нам осознать реальную взаимосвязь между независимыми на первый взгляд событиями. Каждое отражение наших внутренних установок дает нам поистине драгоценные возможности. Будучи осознанными, отражаемые вовне негативные поведенческие механизмы могут быть аннулированы в считанные секунды. И чаще всего выясняется, что они связаны. с одним из базовых паттернов страхов, описанных и предыдущей главе. Итак, проецируемые на окружающих негативные поведенческие механизмы отражаются в зеркале первого типа, а именно — в зеркале настоящего момента. Но однажды мы обнаруживаем вокруг себя еще и отражения собственных суждений, и тогда нам открывается зеркало следующего типа.

Второе зеркало, отражающее в настоящем моменте наши критические суждения

Увидьте то, что у вас перед глазами, и тогда скрытое явится вам.

Евангелие от Фомы.

В 1970-х годах один из моих наставников по боевым искусствам научил меня читать поведение противника на татами: «Будучи твоим персональным зеркалом, он будет показывать тебе, каков ты в настоящий момент. Осенью того года в моей жизни появились три новых человека. Взаимоотношения с ними дали мне очень болезненный, однако, как впоследствии выяснилось, исключительно полезный опыт. В то время я еще не понимал, что каждый из них стал для меня в каком-то смысле наставником и все вместе они помогли мне изменить мою жизнь. Во-первых — я познакомился с женщиной, чьи цели и интересы были настолько сходны с моими, что мы решили жить и работать вместе. Во-вторых — у меня появился деловой партнер, который, как я рассчитывал, должен был обеспечить мне необходимую поддержку при подготовке и проведении семинаров по всей стране. И в-третьих — отчасти из дружеских, а отчасти из деловых соображений я разрешил одному из своих знакомых пожить в пристройке моего дома, в котором шел ремонт, рассчитывая, что он заодно и присмотрит за принадлежащим мне имуществом. Уже одно то, что они все почти сразу же единодушно начали испытывать мое терпение, должно было натолкнуть меня на мысль, что происходит нечто чрезвычайно важное. Порой мне казалось, что эти люди сведут меня с ума! С каждым из них у меня то и дело случались ссоры. Пока я находился в отлучках, наши конфликты как-то сглаживались, но стоило мне вернуться, как они вспыхивали с новой силой. Всякий раз, сходя с трапа самолета после очередного семинара, я проделывал одни и те же действия — забирал свой багаж, снимал в банкомате деньги на бензин и обед и отправлялся домой на машине. И вот однажды случилось то, что повергло меня в настоящий шок, — банкомат в аэропорту сообщил мне, что на моем счете нет ни цента! Ужасная ситуация, особенно если учесть, что я расплатился с рабочими, ремонтировавшими находящееся в моей собственности столетнее кирпичное здание, чеками. Мне пришло в голову, что это какая-то ошибка. Пообещав работнику автостоянки, что я пришлю оплаченный вексель за парковку по почте, я убедил его отдать мне мою машину и уехал из аэропорта в полнейшем недоумении. На следующее утро я позвонил в банк. Оказалось, никакой ошибки нет — мой счет действительно пуст. Там было даже меньше, чем ничего, — женщина, которой я доверял, не только потратила все имевшиеся у меня деньги, но и превысила банковский кредит, что повлекло за собой штрафные санкции. Я пребывал в растерянности и ярости. Что теперь будут думать обо мне те, кому я выписывал, как выяснилось, ничем не обеспеченные чеки? То, что эта женщина так злоупотребила моим доверием, стало для меня болезненным ударом. В этот же день, просматривая пришедший по почте финансовый отчет моего делового партнера, отвечавшего за организацию проводимых мной семинаров (и кстати, имевшего с них долю прибыли), я обнаружил, что там не сходятся цифры. Дозвонившись до него, я на повышенных тонах стал оспаривать весьма сомнительные строки присланного документа. И на той же неделе выяснилось, что знакомый, которого я пустил в свой дом, чтобы он присматривал за моим имуществом, преследовал собственные интересы, противоречившие, мягко говоря, не только нашей договоренности, но и законам штата Нью-Мексико. Разумеется, я больше не мог игнорировать проблемы, возникавшие у меня в отношениях с каждым из этих людей. На следующее утро я шел по грязной дороге по направлению к горе, возвышавшейся за моим домом, и, обходя глубокие рытвины, вопрошал небеса: что именно они показали мне посредством столь вульгарных ситуаций? Затем я вспомнил совет своего наставника по боевым искусствам. Какое целостное отражение мне следовало увидеть в действиях этих троих обманувших меня людей? В моей голове завертелись слова. Некоторые из них тут же исчезали, а другие… спустя несколько секунд их осталось всего несколько: честность, открытость, доверие и стремление к истине. И тогда я задал следующий вопрос: если они отражают меня таким, каков я есть в данный момент, означает ли это, что я непорядочен? Быть может, я отступил от собственных принципов? Нет! — услышал я свой безмолвный крик. — Нет, разумеется, я честен и открыт! Я способен доверять и заслуживаю доверия! Мною движет жажда познания истины! В следующий момент в глубинах моей души зародилось некое поначалу неясное, а потом все более отчетливое и сильное чувство — люди, которых я, на первый взгляд, столь опрометчиво привлек в свою жизнь, показали мне не меня, а то, что я в данный момент непримиримо осуждал 1 . Так я осознал второе зеркало. Внезапно передо мной как на ладони предстали все прожитые мною годы. Я был чрезмерно требователен к людям. Возможно, причины такой непримиримости следовало искать п моем детстве. Я вспомнил все — преданную любовь, обманутые надежды, неисполненные обещания друзей и начальников. Мой список рос на глазах. Во мне нарастало ожесточение, но я не осознавал этого, пока оно не обострилось настолько, что игнорировать его стало попросту невозможно. Опустошенный банковский счет означал, что я должен внимательно прочесть полученное послание, прежде чем жить дальше.

Способны ли вы распознать свои зеркала?

Протестируйте ваши отношения с самыми близкими вам людьми. Определите те их черты, которые вас раздражают, и задайте себе вопрос: «Что именно они отзеркаливают мне этим?» Если неприятные вам черты ваших близких являются отражением тех черт, которые присущи вам самим, вы почувствуете это мгновенно — нутром. Если же такого мгновенного узнавания нет, возможно, речь идет о более глубоком отражении того, что вы, осознанно или нет, осуждаете. Стоит вам выявить это второе зеркало, у вас появится возможность изменить свои косные критические жизненные установки.

Эффект домино

На следующий день после того, как мне открылось зеркало критических суждений, я навестил своего друга, живущего неподалеку от Таос Пуэбло — одного из древнейших поселений коренного населения Северной Америки. Роберт славится как музыкант, художник и искусный ремесленник. Он держит лавку в городе, где выставлены его скульптуры, ловушки для снов, музыкальные записи и ювелирные украшения, сделанные в традициях, сформировавшихся задолго до того, как появилось само слово «Америка». Роберт работал над большой двухметровой скульптурой. Мы поздоровались, я спросил его о семье. Он в свою очередь поинтересовался моими делами. Я рассказал о прискорбных событиях прошедшей недели, обманувших меня людях и пропавших деньгах. Роберт задумался, а потом поведал мне следующую историю. — Мой дед когда-то охотился на бизонов на равнинах Северного Нью-Мексико, — начал он, — и перед смертью передал мне самое дорогое, что у него было, — голову своего первого бизона, которого он убил еще мальчишкой. Эта голова стала одной из немногих имевшихся у меня реликвий, памятью о моих предках. И вот однажды ко мне приехала знакомая хозяйка галереи из соседнего города. Увидев бизонью голову, она упросила меня отдать ее на время — в качестве экспоната в галерею. Я согласился. Несколько недель спустя я приехал в тот город, где она жила, и к своему удивлению обнаружил, что окна ее галереи заколочены. Дамочка скрылась вместе с бизоньей головой в неизвестном направлении. По взгляду Роберта я понял, как тяжела была для него эта потеря. — И что ты сделал? — спросил я, ожидая услышать, что он бросился на поиски своей реликвии. — Ничего. Она до сих пор живет с тем, что спела ла, — ответил Роберт. На той же неделе я стал выяснять, реально ли вернуть хотя бы часть утраченных мною денег. Выяснилось, что. хотя закон на моей стороне, судебный процесс будет долгим и дорогостоящим. Кроме того, облапошившей меня женщине грозила тюрьма, а ведь нас с ней до недавних пор связывали близкие отношения. Поразмыслив и вспомнив рассказанную Робертом историю, я решил, как и он, — ничего не предпринимать. И тут же произошла любопытная вещь — моя обида и злость исчезли. Я просто перестал воспринимать свою бывшую подругу, обманывавшего меня компаньона и вороватого жильца как нечто значимое. В моей памяти остался лишь ценный и поучительный жизненный опыт. Звонки и письма от этих людей поступали все реже, и скоро я даже не вспоминал о них. Как оказалось, магнитом, прежде удерживающим нас вместе, были мои критические суждения. Мало того, из моей жизни стали исчезать и другие люди, которых я знал долгие годы, причем без всяких усилий с моей стороны — просто наши отношения незаметно потеряли смысл. Теперь во время редких встреч с ними я чувствовал себя стесненно. Там, где раньше было нечто общее, осталась лишь неловкость. Я понял, что и эти отношения скреплялись не чем иным, как моей склонностью к критическим суждениям. Достаточно было мне осознать механизм ее действия в одной ситуации, стало меняться все — как будто одна за другой посыпались поставленные на попа костяшки домино. Отражения критических оценок трудноуловимы и не всякий способен постичь их смысл. Когда мои друзья и домочадцы узнали, что я решил «ничего не делать», они восприняли это как проявление слабости. «Эта женщина забрала твои деньги и оставила тебя ни с чем! — говорили они. — Твой партнер злоупотребил твоим доверием!» Конечно, в некотором смысле они были правы. Но я понимал, что если начну действовать согласно их ожиданиям, иными словами, добиваться возмездия, то окажусь в порочном круге того самого мышления, которое и породило создавшиеся ситуации. Я предпочел поступить иначе, и это стало для меня важным уроком искусства доверия. Раньше я думал, что доверие либо есть, либо нет, — мы или доверяем кому-то абсолютно, или не доверяем вообще. Мне было удобно воспринимать мир с такой позиции, но тут до меня дошло, что доверие бывает разное, причем иногда мы доверяем другим больше, чем они доверяют сами себе. Именно так и произошло в моей ситуации. Сила осознания отраженных в отношениях с людьми собственных критических оценок трансформирует все аспекты нашей жизни. Но как запустить процесс такой трансформации? Очень просто — от всей души благословив тех, кого мы осуждали. Это древнейший способ освобождения от болезненных переживаний на то время, пока им на смену не придут другие, гораздо более позитивные чувства. Благословляя людей, причинивших нам страдания, мы разрываем порочный круг своей душевной боли. И неважно, сколько длится такая передышка — долю секунды или целый день. Важно, что при этом мы открываем свое сердце и ум для светлых, приносящих исцеление чувств и мыслей. Так что ныне я выражаю глубочайшую благодарность всем тем, кто преподал мне этот урок, держа передо мной безупречные зеркала!

Отражение – это то, чем мы на самом деле являемся. Не в глазах окружающих, не в своём представлении – это настоящие мы. Можно по-разному смотреть на себя, менять позы, стараться показаться чем-то лучше, пытаться стать другими. Но как бы никто не старался, зеркало всё равно отражает вас самих, а не тех, кем вы себя считаете.

Отражение Ирен Адлер.
Какое оно? Прекрасная женщина, доминантка стоит перед зеркалом. Не важно, в чём она и как она выглядит – она чувствует себя выше, прекрасней и победоноснее. Такой её видят все вокруг, такой она видит себя. Прямая осанка, гордо вздёрнутый подбородок – разве она может казаться хоть где-нибудь и кому-нибудь не победительницей? Не той, кем её знают остальные? Но что отражается в зеркале?
Напротив львицы, роскошной и непокорённой, стоит до ужаса простая и счастливая женщина. У неё не такая прямая осанка, её глаза смотрят прямо и никогда вниз. Элегантный и строгий наряд Ирен отражается серой, старой одеждой домохозяйки, матери. Нет дорогих украшений, не видны изгибы прекрасного тела – всего этого не видно, как бы не переступала с ноги на ногу Адлер.
Их глаза встречаются: взгляд королевы, гордый и возвышенный, высокомерный, и взгляд обычной домохозяйки, с счастливыми, но усталыми, глазами. Они смотрят друг на друга: одна, как на родную сестру, другая, как на клушу.
Но тонкие брови вздёргиваются вверх, плечи дёргаются в сомнении: к женщине напротив, стоящей не в полупустой, обставленной по моде, комнате, подбегает мальчик. Они друг другу улыбаются и, кажется, о чём-то начинают говорить. Вот уже отражается вокруг не пустота, а бюджетный домик со старым и ветхим крыльцом. Небольшой дворик, с посеревшей травой, на которой постоянно играет в футбол чей-то ребёнок. Мальчик, стоящий возле матери, поднимает откуда-то снизу футбольный мячик. Чётко очерченные алым карандашом губы размыкаются, но звука не последовало. Отражение Ирен, похлопав по плечу ребёнка, выпрямляется и с улыбкой поворачивается к обладательнице невероятной красоты и ума. Обладательницы всего, что может пожелать женщина, кроме… Счастья. В голубых глазах читается немой ошеломлённый вопрос. Домохозяйка, прочитав его, словно обычные слова на белом листке бумаги, грустно усмехается, отводя глаза к земле. Она едва заметно кивает, отвечая на этот взгляд. Не накрашенные губы кривятся в извиняющейся улыбке, узкие плечи, спрятанные под безразмерной одеждой, чуть приподнимаются, ладони разводятся в стороны – отражение пожимает плечами и встречается глазами с реальностью. Долгий взгляд, после чего, снова грустно усмехнувшись, женщина напротив протягивает руку вперёд. Ирен стоит не двигаясь, внимательно наблюдая за движениями самой себя. Подушечки пальцев осторожно касаются поверхности стекла, из-за чего Адлер едва заметно вздрагивает. Последний прощальный взгляд счастливой домохозяйки с маленьким сынишкой, бегающим по полю позади неё, и зеркало трескается. Трещины расходятся паутиной от места прикосновения, но теперь в каждом осколке отражается замеревшая и несчастная девушка. В голубых гордых глазах замирают слёзы, а коралловые губы смыкаются, так и не издав ни единого звука.

Отражение Майкрофта Холмса.
О, Майкрофт. Холодный снеговик, подавляющий на своём лице любую эмоцию. Настоящее правительство в лице одного человека: неумолимое, твёрдое, беспощадное. Его плечи расправлены, орлиный нос поднят вверх, глаза пристально смотрят. Этот взгляд видит и знает всё, а то, чего он не знает, он узнает чуть позже. Аккуратная, идеальная одежда – этот мужчина и должен быть идеальным во всём. В своём отношении. Оно аккуратное, холодное, поверхностное. Ему не интересны причины, ему важны лишь последствия и факты. Такой человек будет самым страшным врагом, которого вы сможете представить. Власть – это мощь, которую нужно уметь контролировать, за счёт своих умений и чёрствости. Вокруг все именно так видят старшего из Холмсов: важного, чёрствого, опасного. Но каково же отражение?
В зеркале в полный рост стоит молодой человек. У него такой же орлиный нос и расправленные плечи, но на лице вместо ледяного спокойствия отражена добрая и приветливая улыбка. Молодой человек одет по-деловому, но видно, что относится к костюму с пренебрежением: через плечо переброшен пиджак, пара пуговиц на рубашке расстёгнута. Он улыбается своей старшей реальности, весело притопывая ногой и качая головой в такт. Он что-то насвистывает, складывается ощущение, что ожидает. Майкрофт молча стоит, упираясь зонтом в отражающий деревянный пол.
Вдруг в отражении появляется ещё один человек. Он давно знаком Холмсу, слишком давно. Сердце ёкает, но мужчина продолжает безэмоционально наблюдать. Маленький мальчик, лет семи, с копной смолянных кудрявых волос и в детской грязной одёжке – маленький Шерлок. Молодой человек, стоявший до этого и что-то насвистывающий, приободряется и расплывается в счастливой улыбке. Он подходит к мальчику и треплет его по голове, после чего садится напротив него на корточки. Ребёнок зло что-то говорит, но парень этого не замечает, лишь с улыбкой начиная разговор. Вид у Шерлока потрёпанный, лицо раскрасневшееся от обиды, волосы всклочены. Майкрофт сдвигает на переносице брови, стараясь вспомнить, было ли когда-нибудь такое в жизни. Это момент из прошлого? Нет… не он. Рыжеволосый, рассмеявшись в ответ на какие-то грубые слова брюнета, снова треплет его по голове. На этот раз мальчишка резко отступает, отбрасывая руку парня. На несколько секунд улыбка уступает место удивлению, и рука застывает в воздухе. Мальчик вскидывает гордо голову, опускает руки, сжимая их в кулаки, и начинает что-то говорить. Его слова чёткие, размеренные, грубые, колкие. С каждой секундой улыбка на молодом лице меркнет, счастливые искры в глазах тухнут. Мальчик переходит на крик. Слово – зеркало чуть трескается в углах, расстояние между молодым человеком и ребёнком увеличивается. Ещё слово – по стеклу проходят тонкие трещины, мальчик становится выше и старше. Рука, замеревшая в воздухе, теперь беспомощно тянется к брюнету. Поток слов – мальчик становится всё выше и выше, а парень всё меньше и дальше, но ещё видно, как он обнадёжено тянется к нему. Последнее слово - далеко в зеркальной комнате стоят два мужчины: Шерлок и молодой парень, всё так же сидящий на корточках и тянущий к нему руку. Брюнет молча смотрит на него, после чего разворачивается и уходит прочь. Зеркальная комната трескается, как и поверхность зеркала, оставляя лишь в осколках отражение Майкрофта Холмса – несчастного и одинокого старшего брата.
Он стоит некоторое время нахмурившись, смотря в пол. Потом на секунду подаётся вперёд и касается рукой потерявшегося в трещинах молодого человека, сидящего на коленях с протянутой рукой.

Отражение Джона Ватсона.
Джон – тот самый ненормальный, продержавшийся рядом с Шерлоком Холмсом так долго. Он абсолютно обычный, он выглядит серым и потухшим в глазах многих. Просто подстилка* для самовлюблённого гения, которая терпит все его выходки. Ненормальная подстилка для ненормального. Он человек, переживший психическую травму. Переживший войну. Шерлоку кажется это забавным и нужным, ему нужен стойкий мужчина рядом. Все вокруг видят только тень от человека, человека со фронта. Как бы он не пытался вразумить своего друга, как бы не пытался вразумить себя, он всё равно остаётся лишь тенью и человеком не первой важности. Никто не думает, что в нём есть что-то глубокое, кроме пережитой войны. Ведь для остальных Джон остался пережитком войны, а не человеком.
Но каким он отражается в зеркале?
На вид стойкий и всё повидавший человек, с прямой спиной и военной выправкой, глубоким и смирившимся взглядом, предстаёт как молодой военный. Он не имеет такой же прямой спины и гордой походки. Его взгляд не твёрд, как и рука: он весь дрожит. Взгляд мечется по сторонам, худое тело бьёт дрожь, кожа кажется мертвецки бледной. Грудь быстро вздымается, все мышцы напряжены, пальцы панически ищут что-то вокруг себя. Парень садится на колени, оглядываясь по сторонам – его взгляд не задерживается на одном месте дольше секунды. Джон хрипло дышит, недовольно смотря на отразившегося салагу. Парень падает на колени, на глазах выступают слёзы. Руки продолжают обшаривать вокруг себя землю. Губы быстро и прерывисто нашёптывают молитву. Одну единственную молитву, которую знает этот солдат. Вокруг него не обжитая комната, в которой стоит Ватсон, а пустое поле разорванное минами, вспаханное трупами и пулями, политое кровью. Кажется, что вокруг него очень шумно, постоянно взлетает над его шлемом песок и земля. Грязные слёзы, перемешанные с потом, падают на землю. Руки наконец останавливаются где-то на земле и на беспомощно шепчущих губах появляется улыбка. Парень поднимает взгляд на Джона, встречаясь с его озадаченными и удивлёнными глазами. Чуть помолчав, военный, улыбнувшись реальности, расплывается в ненормальной, безумной улыбке и начинает повторять молитву. Руки поднимаются, и в трясущихся от страха ладонях оказывается зажатый пистолет. Ватсон понимает, что теперь он говорит не молитву, а что-то ему. Но он не слышит. Он только чувствует.
«Я устал», «Я хочу жить спокойно», «Я устал от войны», «Я хочу мира», «Я ненавижу Шерлока Холмса» - все эти фразы читаются по губам и обезумевшему взгляду. Джон приоткрывает рот, следя за тем, как пистолет медленно поднимается к голове солдата.
- Нет… - он облизывает пересохшие губы, не смея оторвать взгляд от обезумивших глаз отражения. – Нет..!
Руки солдата дрожат, но твёрдо прижимают дуло пистолета к виску. Губы шёпотом продолжают шептать: «Я хочу спокойствия. Я ненавижу войну. Я ненавижу убийства. Я ненавижу Шерлока Холмса».
- Нет! – Джон, не зная, что делать, топчется на месте, сжимая кулаки. Он протягивают руку к отражению, и в этот момент губы парня замирают, а палец нажимает на курок. Зеркало покрывается продольными трещинами, расходящимися от одного края к другому, словно выстрел. Ватсон шумно втягивает воздух, отступая на шаг назад и прикрывая рукой рот. В осколках, спадающих мелкой россыпью к полу, он видит уставшего и обезумевшего человека – человека, который решил, что он часть войны и она нужна ему. Он глубоко дышит, уставясь в осколки.

Отражение Шерлока Холмса.
Шерлок Холмс – гений, не имеющий сердца, сумасшедший. Многие его считают даже убийцей, но он всё равно останется тем самым сумасшедшим гением. Проницательный взгляд, блестящий ум и холодное сердце – он показывает это сразу же, не стыдясь и не задумываясь. Он показывает свой талант, свой гений, он знает сам о нём всё, справедливо считая всех вокруг идиотами. И это он, это правда он. Вряд ли какой-нибудь человек решится начать копаться в нём и попытаться найти что-нибудь более человечное и живое, даже сам Шерлок не пытается этого сделать. Он законно считает, что себя знает лучше, чем любой человек сам себя. Ведь он гений. Он тот, кто основывается на анализах и выводах, на систематике поведения и привычек – о себе он может знать больше всего, так что иные варианты не рассматриваются. Но что он увидит в зеркале?
Уверенный и серьёзный, он стоит, убрав руки за спину и изучая свои глаза в зеркале. Он не видит ничего: ни своего прошлого, ни своего будущего, ни своих мечтаний, ни воображаемую реальность. Он чётко видит себя и ни капли не сомневается в том, что это он. Нынешний он. Такой же серьёзный и уверенный в самом себе, голубые глаза, сковывающие льдом даже его самого внимательностью. Он не видит неточностей в своём отражении – оно лишь чётко его отражает и не имеет никаких трещин. До поры, до времени.
Шерлок отворачивается, смотрит себе за спину через плечо. Но отражение остаётся неподвижным. Оно лишь смаргивает и меняет свою серьёзную маску на подавленную, опуская глаза к полу. Холмс не поворачивается, он уверен в себе более чем. Голубые ясные глаза становятся туманными и задумчивыми, только сам мужчина не сосредоточен – для отражения процесс мышления не сосредоточенное занятие. Второй Шерлок поднимает взгляд, уже более твёрдо и решительно смотря на свою реальность. Он молчит, не делает никаких резких движений, не меняет позади себя обстановку, не меняет свою внешность. Мужчина вздыхает, что привлекает внимание Шерлока, и наклоняется ближе к зеркалу. Холмс поворачивается обратно, напрягаясь и чуть отступая. Отражение дыхнуло на зеркало, после чего, то запотело, и коснулось пальцем мутного стекла. На запотевшем зеркале начали появляется отражённые символы, которые сначала кажутся детективу какой-то загадкой, но, после ещё нескольких движений, Шерлок замирает, с ужасом всматриваясь в надпись.
Он всегда и всё знал о себе. Но всё потаённое, от чего он пытался отказываться, что он пытался отрицать в самом себе и доказать это остальным, стало явно. Отражение отклонилось и тоскливо посмотрело поверх надписи. В ранее сосредоточенных и внимательных глазах читалась тоска и боль. Уголки губ были опущены вниз, руки безвольно опустились. Нет, это был не тот же самый Шерлок, что с ужасом перечитывал раз за разом надпись. Это был сдавшийся и выбившийся из сил мужчина, изморённый ожиданием и своей упёртостью. Холмс младший похоронил его в себе глубже всех, стараясь обмануть самого себя. Он похоронил глубоко в своём замёрзшем сердце влюблённого человека, который не решался признаться ни себе, ни любимому.
На зеркале отражалась отзеркаленная надпись «John». Шерлок поднял руку, медленно и плавно, не веря в произошедшее. Кончиками пальцев он задел надпись, ожидая почувствовать холод зеркала, но ощутил только лёгкое и приятное тепло. Он поднял удивлённый взгляд на самого себя, отмечая, что по ту сторону стекла краски были гораздо ярче. Брюнет, стоящий напротив, лишь молча протянул руку и коснулся в том же месте, где и Шерлок, пальцами. Зеркало тихо треснуло, и по краям образовались трещины.
Холмс, оглядев появившиеся дефекты, горько хмыкнул и, опустив глаза, поджал губы. Даже гению было нечего сказать самому себе.

Отражение Джима Мориарти.
Мориарти – ненормальный, безумный злодей консультант. Живущий только ради безумства и игр на жизнь. Он без раздумий ставит на шахматную доску чужие жизни, манипулирует ими и с радостью отдаёт в плен белому королю, желая поскорее избавиться от всех пешек и остаться наедине с самим королём. Два короля и одна битва. Решающая, которую будет уже невозможно переиграть. Он безумен, это нельзя скрыть, он азартный игрок, с сумасшедшими глазами и дьявольской самодовольной улыбкой. Его выражения лица меняется в зависимости от любого порыва ветра его настроения. Он меняется каждую секунду, становясь неуловимым самим для себя. Но кем же он будет в отражении..?
Ответ прост – самим собой.
Джеймс Мориарти единственный человек, который научился не лгать себе, но лгать остальным. Это его хобби, профессиональное хобби.
Он стоит напротив большого зеркала, поправляя новый костюм. За его спиной раскинуты шикарные апартаменты, в окне проглядывается дождливый вечер. Пальцы ловко скользят по пиджаку, приглаживая его, потом по галстуку, затягивая его чуть туже. И это его реальность. Он улыбается этой мысли, точнее, расплывается в своей неповторимой дьявольской ухмылке.
Проведя по волосам ладонью, мужчина расправляет плечи и шепчет самому себе в зеркало: «Я – это ты. Ты – это я. Вместе мы – одно целое».
- Босс, вы готовы? – Скрипнула дверь. В помещение заглядывает Себастьян, раздражённо и терпеливо окидывая взглядом брюнета.
- Да, – Мориарти ещё раз проводит ладонью по волосам, закидывая голову назад и преследуя своё отражение взглядом. – Думаю, нам стоит поторопиться. Игра началась, – Джеймс разворачивает на каблуке, разводя руки в стороны. – Я думаю, - он наклоняется вперёд, убирая руки за спину, и медленно подходит к Морану, - что сегодня великолепный день для танцев!
- Так оно и есть, босс. – Мужчина кратко кивает, и они вместе выходят за дверь.

Огромное зеркало, висящее в номере злодея-консультанта, даёт трещину.

Структурный гороскоп создавался на базе так называемой прямой последовательности знаков и выжал из этой последовательности всё, что было можно: пять прямых структур (психологическая, социальная, идеологическая, энергетическая, судьбы), векторное кольцо и возрастную структуру. Но постепенно пришло осознание того, что векторное кольцо и возрастная последовательность не вторичные структуры, а равнозначные прямой исходные линейки. Лишившись вторичности, эти последовательности обрели право на рождение своих собственных подструктур. Векторная последовательность, например, породила так называемые вытягивания, а также систему дефектов и резервов («З» №206).

Возрастная последовательность знаков также не осталась в стороне от процесса структурообразования и заявила по крайней мере три новые структуры. Первая - это концепция битв соседних архетипов, выделившая внутри каждого знака три составляющие (уходящий предшественник, собственно сам знак и знак грядущий). Вторая структура - это разделение 12 возрастных эволюционных ступеней на три принципиально различных идеологических клана. И, наконец, самая загадочная и элегантная структура - это те самые заявленные в заглавии пять зеркал.

О существовании первой структуры детально говорилось в «Битвах архетипов» («З» №192). Смысл этой концепции в том, что эволюционное свойство каждого знака состоит в том, что он преодолевает в себя знак предыдущий, осваивает свой собственный знак и начинает преображение в знак грядущий, что в какой-то момент начинает его самого очень сильно пугать.

Обезьяна преодолевает в себе излишнюю механистичность Петуха, укрощая в себе всякую логику. Но вступив на путь размыва логики, Обезьяна неизбежно приходит к излишней чувствительности и эмоциональности грядущего знака Козы, что начинает ее сильно беспокоить. Аналогично Коза, уходя от обезьяньих галлюцинаций и неограниченных физиологических экспериментов, обретает свое лицо, но на пути рационализации становится слишком благоразумной, что при ее развеселом характере как-то некомфортно. Лошадь, укрощая в себе козью бодливость и болтливость, взращивает жесткость. Но это та самая жесткость, которая вполне может перерасти в бычью жестокость, чего Лошади хотели бы избежать. Быки преодолевают в себе уходящую гармонию Лошади, но пасуют перед грядущей псевдогармонией Крысы. Ну и так далее.

Вторым важным открытием является разделение возрастной лестницы на три группы знаков: Учёных (Петух, Обезьяна, Коза, Лошадь), Архитекторов (Бык, Крыса, Кабан, Собака) и Проповедников (Змея, Дракон, Кот, Тигр). В каждой из трех групп своя мораль, своя система ценностей. Ученые предпочитают во всем сомневаться, доверяют только эксперименту, бесконечно перепроверяют всю возможную информацию и с большой осторожностью занимаются созданием новых сущностей. Архитекторы, напротив, мало интересуются действительностью, им гораздо интереснее придумывать нечто такое, чего никогда в природе до них не существовало. И, наконец, Проповедники ничего не должны строить и ни в чем не должны сомневаться, они должны верить, что всё, что нужно человеку, - это святая вера, которая творит любое чудо...

Теперь о зеркалах. Это открытие из разряда ожидаемых. Все эти намеки на то, что после определенного возрастного рубежа люди как бы идут назад, постепенно возвращаются в детство. Структурный гороскоп всегда активно возражал против так называемой горбатой модели жизни, по которой человек сначала поднимается в гору, достигая вершины в середине жизни, а потом спускается вниз, как бы копируя пройденные когда-то этапы. По сути своей эта концепция не верна, человек идет исключительно вверх, по крайней мере имеет такие возможности. И тем не менее система зеркал работает, хотя и совсем в другом смысле. Речь идет не о возвращении в детство, что совершенно невозможно, а всего лишь о подобии стадий входа в жизнь и выхода из нее...

Но как расположены зеркала? Неужели по примитивной схеме симметрии верхней и нижней половин: первый - двенадцатый, второй - одиннадцатый, третий - десятый?.. И так далее. С одной стороны, система логичная, но сомнения в ней были. И эти сомнения подтвердились после того, как стало ясно, что собственно феномен рождения и феномен смерти практически никак не отражены в первой и двенадцатой программе.

Программа рождения гораздо точнее изложена в третьем знаке, а смерти - в девятом... Именно эти два знака стали безоговорочными лидерами в мировой литературе, собственно, играя на страницах своих книг в игру «родился - умер»... Множество рассуждений на темы рождения и смерти. В изобилии рассыпанные всюду символические намеки на открывающиеся и закрывающиеся окна и двери жизни и смерти, света и тьмы...

Впрочем, зеркала не подразумевают тождественности, и в произведениях Коз гораздо больше позитива, чем у Змей. Они всегда предпочтут в противостоянии света и тьмы выбрать именно свет, в то время как Змеи настаивают на преимуществах тьмы.

Хотелось бы также напомнить, что Коза и Змея идентичны сразу в двух структурах: психологической (знаки гуманизма) и энергетической (драматизаторы). Кроме того, между ними векторная пара.

Предшествующая (более широкая) зеркальная пара представлена Обезьяной и Драконом, знаками в общем-то также достаточно близкими. Как-никак они в одной идеологической тройке (мистики). Однако зеркало - это не тождество, Обезьяна - эталон научной добросовестности и скептицизма, Дракон - точно такой же эталон святой и несокрушимой веры.

Самым широким зеркальным дуэтом становится пара Кота и Петуха. Они совместно пребывают в одной группе социальной структуры. Но гораздо важнее то, что и у них, как и у Козы со Змеей, - векторная пара. Оба знака как бы парят над миром, видят его единым, угадывают самые общие его закономерности. Различия, само собой, тоже есть. Главное в том, что Петух - это распылитель идей, максимально идейный знак, готовый во всяком деле сказать новое слово. Кот противоположен ему, он вообще не умеет что-либо придумывать. Зато он великий сборщик всего на свете, величайший обобщитель и энциклопедист.

Кроме того, есть еще две внутренние зеркальные пары. Лошадь зеркалит Собаке. Это пара величайших мыслителей, принципиальных борцов за истину. Только методика поиска истины у них разная: Лошадь берет простотой подхода, ее мышление ясно и прозрачно, а интуиция просто поразительная. Мышление Лошадей выстроено на тончайших балансах и уверенности в симметрии мира. Собака, напротив, отличается способностью к расшифровке самых информационно перегруженных случаев, самых запутанных систем, выводу человечества из самых сложных лабиринтов.

Наименее обоснованным кажется зеркало между самыми близкими по возрастной шкале знаками - Быком и Кабаном. И в самом деле, что уж там зеркалить, если они и так в одной группе Архитекторов, в одной группе молодости и возмужания. Тем не менее они и в самом деле гораздо больше похожи друг на друга, чем на знак, стоящий между ними, - Крысу.

И тут мы получаем настоящее объяснение тому факту, что внутри нашей зеркальной системы стоит одинокая Крыса. По закону битв архетипов, она опровергает идеи Быка, но сама опровергается идеями Кабана. Именно такая конфигурация позволяет Кабану и Быку быть настолько идентичными.

Не будем также забывать о том, что у нас есть еще и двенадцатый знак, а именно Тигр. Он стоит в самом дальнем конце возрастной шкалы и никому не зеркалит. И это очень большая загадка, над которой еще предстоит поломать голов