Рабочий лист для урока русского языка "обособленные определения".

Ирина, работай с графическим обозначением

А 21

Тест № 54.

Объясни постановку и пропуск запятой.

      Встречный ветер , внезапно налетевший на нас ,(прич.об) обдал всех волнами (3) разо-млевшего за день (4) разнотравья .

      Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении , (деепр.об)и, опасаясь быть нескромными ,(деепр.об) вскоре разъехалис ь один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль (деепр.об) (А. Пушкин).

      На закате солнца облака, вытянувшись длинными полосами ,(деепр.об) летели от востока к западу и там загорались одно за другим , как будто ураган кидал их в жерло , 1)(деепр.об) кем-то раскалённой печи. 1) не нужна запятая , это причастный оборот, главное слово ПЕЧИ после оборота

      Молодые мастера живописи, руководимые И.Н. Крамским ,(прич.об) вышли из состава Академии, отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали ,(деепр.об) и (СПП) организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников в России.

      Все события ,(КАКИЕ?= причастный) обдуманные (2) и пережитые , ( деепр.об ) облекались Тютчевым в художественные образы , поднимавшиеся на высоту философского обобщения. =причастный оборот

      (Когда в Подмосковье клочья серых туч, гонимые холодным ветром ,(прич.об) бежали по беспросветному небу), и, (раскачиваясь , (од.деепр) стонали берёзы и сосны), и(хлестал дождь), [я воспользовался отпуском и поехал в Крым]. - Однородные придаточные, соединённые повторяющимся союзом И

      Гора Талая, до самой вершины заросшая молодым сосняком ,( деепр.об ) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже, выделявшиеся на светлом фоне ,(прич.об) ветви деревьев. Главное после= нет запятой

      Перелистывая (не нужно, так начало деепр.об) книги из библиотеки Пушкина, (деепр.об)и, изучая пометки на полях =,(однород.дееприч) невольно приходишь к выводу , что поэт был ещё и гениальным читателем.

      Почти не отступая (не нужно, так как начало деепр.об) от сюжета гоголевской повести ,(конец деепр.об) и, по возможности сохраняя характерный гоголевский язык , (однородн. деепр) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

      В чёрной туче, отдыхающей на хребте западных гор,(деепр.об) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце. 3,4 -не нужно, так как главное слово стоит после

      Внезапно осины зашептались, с коротким шумом вздрагивая листьями,(деепр.об) и заволновались, облако белых пушинок сорвалось с их серёжек и, словно сговорившись с ветром , (деепр.об) весело понеслось в темнеющую чащу.

      Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг,(деепр.об) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

      Он успел повернуться на бок, бешеным движением в тот же миг подтянув ноги к животу , (деепр.об)и, повернувшись,(од.деепр) разглядел несущееся на него с неудержимой силой совершенно белое от ужаса лицо женщины-вагоновожатой и ее алую повязку.

      Стёпа Лиходеев пролежал в квартире до тех пор, пока Коровьев. издеваясь над ним , (деепр.об)не напялил на него войлочную шляпу и не отправил его на московский аэродром, внушив предварительно встречавшим Степу представителям угрозыска,(деепр.об) что Степа вылезет из а эроплан а, прилетевшего из Севастополя . (прич.об)

      Закрываясь от пыли рукой , (конеч деепр.об) и , недовольно морща лицо ,(однородн.деепр) Пилат двинулся дальше, устремляясь к воротам дворцового сада.(деепр.об) а за ним двинулся секретарь и конвой.

      За квартирным вопросом открывался роскошный плакат, на котором изображен был,??????= Главное после= нет запятой сидящий молодой человек с хохолком, глядящий куда-то ввысь очень-очень бойкими глазами , и, (однород.прич) (6) держащий в руке самопишущее перо .(деепр.об) однородные причастия с союзом И= нет запятой

      Тут все присутствующие тронулись вниз по широкой мраморной лестнице меж стен роз , 1- источавших одуряющий аромат , (прич.об)2- спускаясь все ниже и ниже к дворцовой стене и к воротам , (деепр.об)3- выходящим на большую, гладко вымощенную площадь,4- (начало придаточн)в конце которой виднелись колонны.

1-2= причастный

2-3= деепричастный

3-4= причастный

4=начало придаточного

Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.
ЗАДАНИЕ 16.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИФормулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес-те которых в предложении должны стоять запятые.
Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.
Ответ:_____
Правильный ответ: 1, 2.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: прежде всего уметь различать причастие и деепричастие как части речи и знать случаи постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами.
1. Итак, для правильного выполнения задания, нужно знать, что такое деепричастие и чем оно отличается от причастия. Вспомнить грамматические признаки этих частей речи вам поможет приведённая ниже таблица.
ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Причастие обозначает признак предмета по действию:
летящий шар = шар, который летит,написанное сочинение = сочинение, которое написали. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым:прочитав книгу, я долго размышлял над её сюжетом = я прочитал (добавочное действие), и я долго размышлял (основное).
Причастие имеет признаки глагола (вид, время, возвратность, переходность) и прилагательного (род, число, падеж).Деепричастие совмещает признаки глагола (вид) и наречия (неизменяемость).
Причастие изменяется по числам, родам и падежам. Деепричастие является неизменяемой формой и не имеет окончания.
Причастия бывают действительными (предмет САМ производит действие) и страдательными (предмет испытывает действие на себе, то есть страдает):
летящая птица (птица, которая САМА летит) - действительное причастие, съеденное папой пирожное (папа съел пирожное) - страдательное причастие. Деепричастия бывают совершенного и несо-вершенного вида:
улыбаясь (что делая?) – несовершенный вид,
покрасив (что сделав)? – совершенный вид.
Действительные причастия в настоящем времени образуются при помощи суффиксов-УЩ-, -ЮЩ- (от исходных глаголов 1-го спряжения) и при помощи суффиксов -АЩ-,-ЯЩ- (от глаголов 2-го спряжения): распускающиеся цветы, строящийся дом. В прошедшем времени действительные причастия образуются при помощи суффиксов - ВШ- и Ш: игра-ть - игра-вш-ий, нести - нес-ш-ий.
Таким образом, действительные причастия в тексте можно найти по их суффиксам:
-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ- , -Ш-.
Страдательные причастия настоящеговремени образуются при помощи суффиксов -ЕМ-, -ОМ- (от глаголов 1-го спряжения) и-ИМ- (от глаголов 2-го спряжения): одеваемая кукла, различимый запах. Деепричастия несовершенного вида обра-зуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов -А-, -Я-:
кричат - крича,
блестят - блестя.
В прошедшем времени страдательные причастия образуются при помощи суффиксов-ЕНН-, -НН-, -Т-:увиденный, услышанный, взятый.
Таким образом, страдательные причастия в тексте можно найти по их суффиксам:
-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т-. Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -В-,-ВШИ-, -ШИ-:
пискнуть - пискнув,
умыться - умывшись, принести – принесши;
а также от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффиксов -А-(-Я-): нахмурясь, заметя.
Обратите внимание на суффикс страдательных причастий -Т- , так как учащиеся обычно с трудом находят причастия с таким суффиксом в тексте: задвинуТый стул, дверь заперТа, открыТое окно, калитка закрыТа. Кроме возвратной формы (улыбающийся человек), причастия еще имеют краткую форму: переведен, создана, нанесено.
Это касается, в первую очередь, страдательных причастий. Деепричастия бывают возвратными и невозвратными:вытираясь - вытирая.
Причастия могут быть как одиночными (распускающиеся цветы), так и иметь зависимые (пояснительные) слова (школьники, получившие ПРЕМИЮ).
Зависимым является такое слово, к которому от причастия задается вопрос (получившие ЧТО? премию).Деепричастия могут быть как одиночными (улыбаясь), так и иметь зависимые (пояснительные) слова (ВЫСОКО поднявшись В НЕБО, ПАРИЛА птица).
Зависимым является такое слово, к которому от деепричастия задается вопрос (поднявшись КАК? высоко, поднявшись КУДА? в небо).
Полные причастия в предложении чаще всего являются определением (бушующее море), краткие страдательные причастия - сказуемым (здание построено). Деепричастия в предложении являются обстоятельством (Луна, ВСПЛЫВАЯ НА СИНЕЕ НЕБО, осеребрила всю окрестность.).
Алгоритм нахождения в тексте причастий и деепричастий
Чтобы выявить в тексте причастие или деепричастие, проделайте следующие шаги:
1) Задайте к указанному слову смысловой вопрос:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? - вопросы причастия;
ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? - вопросы деепричастия.
2) Найдите в слове суффикс и убедитесь в том, что это суффикс причастия или деепричастия:
-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш- - суффиксы действительных причастий;
-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т- - суффиксы страдательных причастий;
-А-, -Я-, -В-, (-ВШИ-, -ШИ- - очень редко) - суффиксы деепричастий.
3) Определите, от какой части речи образовано данное слово:
если слово образовано от имени существительного, то ни причастием, ни деепричастием оно быть не может, так как и причастие, и деепричастие образуются только от глагола;
если слово образовано от глагола и отвечает морфологическим характеристикам, перечисленным в пунктах 1,2 данного алгоритма, то это причастие или деепричастие.
Знаки препинания при причастном обороте
1. Согласованные определения, выраженные причастным оборотом и находящиеся в предложении ПОСЛЕ определяемого слова, выделяются на письме запятыми, то есть обособляются.
Книга, написанная известным писателем, уже вышла из печати.
2. Если причастный оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом и не имеет добавочного значения причины, то он не выделяется на письме запятой, то есть не обособляется.
Написанная известным писателем книга уже вышла из печати.
3. Причастие или причастный оборот, стоящие до или после определяемого слова, выраженного личным местоимением, выделяются запятыми.Примеры: Взволнованный переживаниями дня, я_долго не мог заснуть.
Я взволнованный переживаниями дня, долго не мог заснуть
Уставший, я пришёл домой.
Я, уставший, пришёл домой.
4. Если два однородных определения, выраженных причастными оборотами, соединяются союзом И, то запятая перед И и после И не ставится.
Схема: сущ, / причастный оборот / и / причастный оборот /,…..
Эпоха (какая?), / начавшаяся после открытий Галилео Галилея / и / завершившаяся работами Исаака Ньютона /, обозначила важный поворот в истории человечества.
Знаки препинания при деепричастных оборотах
1. Деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, добавочное действие которого они обозначают.
Пример: Он, смеясь, бежал мне навстречу.
Ипполит Матвеевич стоял (что делая?) под акацией, /погрязая в стыде/, и твердил (что делая?) три заученные фразы, /не глядя на гуляющих/.
2. Однородные обособленные обстоятельства могут быть выражены деепричастными оборотами, и в этом случае, если два деепричастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед союзом И и после союза И не ставится, однако надо убедиться в том, что деепричастные обороты относятся к одному сказуемому и называют добавочное действие при нём.
Пример: /Перелистывая книги из библиотеки Пушкина/ и /изучая пометки на полях/, невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем. (Ты приходишь к выводу (что делая?) перелистывая и изучая.)
3. Но если деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, то запятые ставятся на их границах:Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, И, улыбнувшись про себя, зашагал ещё быстрее. (Первый деепричастный оборот относится к сказуемому постоял, второй - к сказуемому зашагал.)
Хаджи-Мурат остановился, бросив поводья, Ну привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул её.
Александр Владимирович молча протиснулся вперёд, отстранив жену, И, спустившись на две ступениу оглядел свысока поле боя.
4. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «И»у «НО»у «ЧТО», выделяются двумя запятыми (первая запятая ставится после союза «И», «НО», «ЧТО», а вторая - там, где заканчивается деепричастный оборот).
Такой деепричастный оборот и одиночное деепричастие можно оторвать от союза, «изъять» из предложения или переставить в другое место в предложении.
Пример: Оля уже легла и, засыпая, сквозь сон слышала тихие озабоченные голоса. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голосу начал петь. Она вошла в гостиную, ни с кем не поздоровавшись, села в кресло. Каждое облако имело причудливую форму, но, сливаясь с другими, теряло свои очертания.
5. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», выделяются одной запятой, если деепричастный оборот нельзя изъять из предложения.
Он интересовался музыкой, а попав в компанию, всегда затевал разговор о популярных музыкальных группах.
6. Если деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», можно «изъять» из предложения и оно окажется построенным грамматически правильно, то такой деепричастный оборот или одиночное деепричастие выделяются с двух сторон запятыми:
Не увлекайтесь критикой, а, стремясь к преодолению недостатков, предлагайте способы улучшения ситуации.
7. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, не выделяются запятыми на письме: СПУСТЯ РУКАВА, НЕ МУДРСТВУЯ ЛУКАВО, СЛОМЯ ГОЛОВУ, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, НЕ СМЫКАЯ ГЛАЗ, ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ, СЛОЖА РУКИ, СКРЕПЯ СЕРДЦЕ, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ, РАЗИНЯ РОТ.
Пример: Мальчик бежал по коридору сломя голову (= быстро).
Будем работать засучив рукава (= дружно, упорно).
Мы слушали рассказ учителя затаив дыхание (= внимательно).
Алгоритм выполнения задания:1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы:
причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и чаще всего относится к имени существительному;
деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.
2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова он находится):
причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного;
причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.
3) Помните о том, что деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия в предложении всегда выделяются запятыми.
4) Не забывайте о том, что если два причастных или два деепричастных оборота соединяются союзом И, то чаще всего запятая до или после И не ставится.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫЗадание 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3)кем-то раскалённой (4) печи.
Ответ:_____.
Задание 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые.
Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали и организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников в России.
Ответ:_____.
Задание 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.
Ответ:_____.
Задание 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежалипо беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.
Ответ:_____.
Задание 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.
Ответ:_____.
Задание 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.
Ответ:_____.
Задание 7. Расставьте знаки препинания:укажитевсе цифры,наместекоторых в предложении должны стоять запятые.
Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».
TOC \o "1-5" \h \z Ответ:_____.
Задание 8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.
Ответ:_____.
Задание 9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Внезапно осины зашептались (1) с коротким шумом вздрагивая листьями (2) и заволновались, облако белых пушинок сорвалось с их серёжек и (3) словно сговорившись с ветром (4) весело понеслось в темнеющую чащу.
Ответ:_____.
Задание 10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей елёным камышом и ивняком (4) реке.
Ответ:_____.
ЗАДАНИЕ 16
№ задания Ответ
1 1 2
2 1234
3 134
4 1234
5 1 2
6 4
7 4
8 1 2
9 1234

Нарушая тишину утра (1) гул моря (2) изредка (3) прерываемый криком чаек (4) доносился в открытые окна.

2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ручной журавль всё время поглядывал в небо (1) и (2) если показывалась хищная птица (3) издавал тревожный крик (4) который куры и цыплята хорошо понимали.

4.Расставьте знаки препинания:

После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

6.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

9.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В результате рыхления (1) возникает эффект насоса (2) благодаря (3) которому (4) почва хорошо обеспечивается воздухом.

10.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Среди поэтов Серебряного века А.А. Ахматова (1) несомненно (2) занимает особое положение. Она черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

подразум..вающий

расчётл..вый

вкладч..к

повизг..вать

12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

подпрыг..вать

крестонос..ц

обид..ться

локт..вой

13. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

застра..вать

горош..на

присва..вать

неряшл..вость

догматич..ский

14. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю .

(кресла) верт..тся

люб..щий (поесть)

(снега) присыпл..т

пил..щий (дрова)

(они) расстав..т

15. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО

Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать, как высоки и трудны были для людей лестницы, высеченные в склонах священной горы.

(В)ОТЛИЧИЕ от большинства сообществ художников, круг интересов «Мира искусства» был необычайно широк: «мирискусники» много работали в театре, оформляли книги, занимались проектами интерьеров, а ТАК(ЖЕ) выступали в печати по разным вопросам искусства.

В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с Фенечкой.

Для И.А. Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л.Н. Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

16. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил;
я говорил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

(С)НАЧАЛА май лес наряжает, (ЗА)ТЕМ лето в гости приглашает.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но (КОЕ)ГДЕ ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

17. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.

Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.

Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ старалась помочь мне.

Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

18. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

А) Рабочий лист_____________________________________

    Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4)народ собрался у белой старинной церкви.

Исследовательская работа в группах

2.Я следил за убегающим поездом в даль степей

3.Лес тянется с севера на юг, состоящий из хвойных деревьев

1. Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично

2. Пушкин (1) воспитанный на «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (2) сказал по поводу русской истории (3) своё собственное слово (4) во многом превзошедшее карамзинское.

3. Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

4.Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.

1.Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И.Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.-_____________________

    Пугачев возглавил восстание крестьян, стремящимся стать свободными.- ________________________________________

    Мы заинтересовались привезенными издательством учебными пособиями. - ___________________________________________

_______________________________________________________

    Приехавшие гости на конференцию разместились в загородной гостинице.- ___________________________________________

Прочитайте текст.

___________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

(6) Мне не хватает теплых летних простынь (1) весь день провисевших на веранде (2)и (3) теперь пахнущих чистотой, летним днем, солнцем.

Б) Рабочий лист_____________________________________

Тема «Обособление определений»

Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

    Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.

    Табун стал медленно разбредаться по (1) не вспаханному весной полю (2) покрытому росой и паром (3) поднимавшимся от реки (4) огибавшей поле.

    Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображенная на черном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.

    Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.

Исследовательская работа в группах

1.В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезенным из поездки на Восток.

2. Я следил за убегающим поездом в даль степей.

3. Лес тянется с севера на юг, состоящий из хвойных деревьев.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1 Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.

2. Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени»

3. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

4. В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

Укажите номера предложений, где имеется нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

1. Со­глас­но плану опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве..-_____________________

_____________________________________________________

2. Алек­сей не мог по­до­брать слов, пе­ре­да­вав­шие всю глу­би­ну его чув­ства..- ________________________________________

______________________________________________________

    Ради экра­ни­за­ции «Ма­сте­ра и Мар­га­ри­ты» был со­здан на­сто­я­щий ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль, де­таль­но вос­про­из­во­див­ший ин­те­рье­ры двор­ца Ирода в Ер­ша­ла­и­ме.. - ___________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

    Ген­рих Манн по праву счи­та­ет­ся одним из ве­ли­чай­ших про­за­и­ков-ре­а­ли­стов, жив­шими в два­дца­том веке..- ________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите главную мысль этого текста.

________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

В предложениях 2-5, 8, 9 найдите причастные и деепричастные обороты, укажите их границы, подчеркните как члены предложения (в тексте)

(1)Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(2) Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого ореха, под которым, разостлав бычью или турью шкуру, мы валялись в самые жаркие часы.

(3)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой!

(4)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с большим жарким очагом, с длинной тяжёлой скамьей, стоящей у очага. (5)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи истории или рассказы о кладах, разрытых в старых крепостях.

(6) Мне не хватает теплых летних простынь (1) весь день провисевших на веранде (2) и (3) теперь пахнущих чистотой, летним днем, солнцем.

(7) Нас (1) детей (2) укладывали раньше, и мы лежали (3) прислушиваясь к говору взрослых из кухни, к страху внутри себя (4) таинственно связанному с темнотой комнаты (5) с задумчиво поскрипывающими (6) стенами, со смутно сереющими на стенах (7) портретами родственников.

(8) Мне не хватает самих стен дедушкиного дома из прочных каштановых досок, наивно оклеенных газетными и журнальными листами, плакатами, дешевыми картинками.

(9) Среди газетных и журнальных страниц двадцатых и тридцатых годов попадались иногда очень интересные вещи, и так уютно было читать их, лёжа на полу или влезая на стул, кушетку. (10) Я перечитал все стены дедушкиного дома. (11) И чего там только не было!

Расставьте недостающие запятые. В ответе укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложениях 6 и 7.

Ответ: в предложении 6 ______________

Ответ: в предложении 7 ______________

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежалипо беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3)кем-то раскалённой (4) печи.

Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, не выделяются запятымина письме: СПУСТЯ РУКАВА, НЕ МУДРСТВУЯ ЛУКАВО, СЛОМЯ ГОЛОВУ, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, НЕ СМЫКАЯ ГЛАЗ, ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ, СЛОЖА РУКИ, СКРЕПЯ СЕРДЦЕ, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ, РАЗИНЯ РОТ.

Пример: Мальчик бежал по коридору сломя голову (= быстро).

Будем работать засучив рукава (= дружно, упорно).

Мы слушали рассказ учителя затаив дыхание (= внимательно).

Алгоритм выполнения задания:

1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы:

· причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и чаще всего относится к имени существительному;

· деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.

2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова он находится):

· причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного;

· причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.

3) Помните о том, что деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия в предложении всегда выделяются запятыми.

4) Не забывайте о том, что если два причастных или два деепричастных оборота соединяются союзом И, то чаще всего запятая до или после И не ставится.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_____.

Задание 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали и организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников в России.



Ответ:_____.

Задание 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_____.

Задание 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_____.

Задание 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_____.

Задание 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_____.

Задание 7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.