Развить в себе качества лидера. Несколько советов о том, как развить в себе лидерские качества

Рассмотрим, какую роль лидерство играет в вашем проекте и то, к чему вам, возможно, потребуется обратиться. Лидер должен вдохновлять и мотивировать свою команду и убедиться, что она работает. Однако если лидер не имеет силы выполнять поручения в срок или возможности идти до конца и работать над проблемами, то лидерские качества не будут работать из-за неспособности выполнять свои функции и решать вопросы. Вдобавок к этому, будучи не в состоянии делегировать и следить за ходом исполнения поручений, есть риск потерять уважение членов команды. Лидерство и управление в простом понимании, в конечном счете, сводится к одному – удовлетворительному завершению поставленных задач. Лидерство может быть использовано для ускорения выполнения задач, но это ограничивает качество получаемого опыта, так как мало кто может узнать что-нибудь из этого. Лидерские качества делают лучше как конечный результат, так и получаемый опыт.

Проанализируйте свои собственные сильные и слабые стороны для лучшего понимания лидерства. В бизнесе это часто делается при помощи анализа SWOT, который показывает сильные и слабые стороны компании в соотношении с возможностями и рисками. Он также может быть применен с большим успехом к личному лидерству. Для этого вам нужно просто записать то, что вы чувствуете, ваши сильные стороны (и т.д.), а затем позволить другому человеку письменно составить свое объективное мнение о вас. Это открывает дорогу для идей и позволит вам увидеть проблемы, о которых вы могли не быть в курсе. Преимуществом данного метода является то, что понимание других людей на тонком уровне может прийти только после того, как вы познаете себя. Только когда мы сможем успешно определить характер и привычки нашего собственного разума, мы сможем увидеть мотивы других людей, а также разработать эффективную модель поведения. Рассмотрим, что представляют из себя ваши собственные моральные принципы. Лидер без моральных принципов, считающий, что для достижения цели любые средства хороши, иногда может быть сильнейшим, но в то же время самым слабым лидером. Это очень сложный парадокс. Потому что человеку, который имеет сильное чувство границ относительно того, как изменить плохую ситуацию в лучшую сторону, невзирая на свои собственные чувства, даже если это является просто стремлением к поиску выхода, требующего минимальных жертв, нужны силы и, следовательно, такой человек является сильнейшим лидером, поскольку он осознает, что в конечном итоге ситуацию нельзя рассматривать с позиции «мы» или «я». Такой человек может затем вести при помощи своего опыта и мудрости, так как личные чувства часто маскируются моральными принципами и как следствие могут ввести в заблуждение и причинить вред другим. Но человек, который правит железной рукой, основываясь на личных чувствах и мнениях, или же который не взвешивает все «за» и «против» прежде чем действовать, является просто диктатором. Такие люди не имеют большую силу вознести общее благо над своим собственным.

В своих действиях будьте самими собой и руководствуйтесь гуманными принципами. Также, очевидно, как это звучит, удивительно часто люди пытаются наскрести мотивацию и вдохновение внутри, чтобы иметь возможность вдохновлять и мотивировать других. Так же, как одни являются лидерами от природы, другие должны просто стать хорошими лидерами. Природное лидерство, равно как и природная этика, исходит из широкого осознания причины и следствия или действия и результата. Самая важная цель заключается в сопоставлении оценки против собственного опыта. Что действительно имеет значение для проекта? Как цель может быть достигнута с наилучшим исходом? Что необходимо членам команды для роста? Очень часто лидера делает великим способность выходить за пределы личных чувств, чтобы помочь людям увидеть, что только они могут помочь себе быть более продуктивными, более эффективными и умными. Способность сопереживать, проникать в суть и понимать, а не полагаться исключительно на идеи других людей, в жизни поможет вам гораздо больше. Человечество вдохновляет и поддерживает, но чтобы остаться в контакте с реальностью, центром внимания должны стать человеческая природа и способности человека.

Поймите несколько ключевых неписаных правил, которые могут создать или сломать хорошего лидера и оцените себя и свои собственные способности по отношению к ним и то, что является хорошим лидерством для вас.

  • Если вы являетесь формальным лидером, у вас есть право принимать решения и ответственность за последствия таких решений. Полномочия и ответственность идут рука об руку. Попытка заполучить авторитет, одновременно отказываясь от ответственности (и наоборот, быть обремененным ответственностью, не имея никакой власти), является бомбой замедленного действия. Если у вас нет полномочий, чтобы иметь возможность действовать, имеет смысл уйти в отставку как можно скорее. Знайте, кто здесь главный. Главным можете быть на самом деле вы.
  • Никогда делайте пустых угроз. Если у вас в команде есть нечистоплотные участники, которые не заинтересованы в единстве или в выполнении своей работы, и вы намереваетесь предупредить их об увольнении, то исполнение такой угрозы должно быть в пределах вашего контроля. Никогда не угрожайте человеку просто так. Впоследствии реальные угрозы не будут восприниматься всерьез.
  • Установите границы. Как ни странно, мало кто делает это. Многие неумелые руководители хотят думать, что команда работает сама по себе и что члены должны иметь собственную этику и должны работать вместе, но это бывает редко. С самого начала следует знать свои ожидания, как они будут исполнены, кто будет этим заниматься и срок их исполнения, а также границы компании, такие как границы иерархии и обязанностей. Многие лидеры хотят быть лидерами и одновременно переложить всю работу на менеджеров, но это уже другая катастрофа.
  • Поощряйте обсуждения в команде, но придерживайтесь границ. Как и в случае с проведением собрания, важно заметить, когда люди зациклены на проблемах, тратят время впустую или думают о непрактичных вещах.
  • Если вы не можете управлять кораблем самостоятельно, пора подумать о смене карьеры. Вы можете быть руководителем группы, но если вы взаимодействуете с другими управлениями таким образом, что финансирование и управление вашим сектором зависит от других, то если вы не можете исправить эту ситуацию, она станет источником негодования среди других. Также как фигура на носу корабля является важным символом, фактически это всего лишь кусок дерева или металла, который не может установить курс или не дать кораблю затонуть. Кроме того, что вы часто подвергаетесь риску быть уличенными в низкой квалификации, вы можете быть пойманы, когда реальные навыки понадобятся в чрезвычайных ситуациях, а вы будете не в состоянии предотвратить трагедию и катастрофу.
  • Делегируйте. Как руководителю вам важно, чтобы работа была выполнена, но делегирование в понимании лидерства является признаком доверия и веры в способности членов команды. Делегирование позволяет делиться навыками и опытом, что позволяет людям расти, но это должно быть сделано с умом. В делегировании поручения не должны даваться человеку, не способному их выполнить или возмущенному подобным поручением.
  • Изучите язык тела или, в общем, язык тела членов вашей команды. Это не только для того, чтобы знать, когда вам доносят ложную информацию, но и для того, чтобы уметь во время определить существование офисных интриг, которые должны быть рассмотрены как можно раньше. Вы должны изучить свой собственный язык тела, так как были времена, когда лидер должен был действовать как игрок в покер, чтобы сохранить уверенность в себе.
  • Поощряйте образование и опыт. Вы можете устраивать ротацию кадров внутри своей команды, что поможет получить ее членам новые навыки, а вам заполнить пробел, в случае если один из членов команды заболеет. Но это имеет также более широкий смысл; если член команды имеет вкус самостоятельного управления и руководства, у них есть больше понимания, насколько сложной является работа и то, как необходимо действовать хорошему лидеру, чтобы оставаться таковым, равно как и то, что хорошее взаимодействие очень важно. Это относится и к лидеру, и к членам команды.
  • Взвешивайте все «за» и «против», прежде чем совершать или действовать, и при необходимости уделите дополнительное время на рассмотрение последствий, рисков и методов реализации стратегии. Еще один очень важный момент, который может показаться очевидным, согласованность, целостность, изобретательность и надежность являются теми вещами, которые либо делают лидеров сильней, либо ломают их. Как не единожды показывала история, лидеры, которые не принимали свой долг и инструкции серьезно, не добивались успеха. Некоторые новшества оказывались успешными. Несмотря на то, что некоторые лидеры, которым не знакомы хорошая организованность и анализ результатов, смогли эффективно организовать руководство над своими проектами и показать свою природную эффективность, важно общаться с умом и никогда не считать за слабость просить о помощи. Слишком гордый человек, не способный просить о помощи, сеет семена неудачи уже в момент, когда не может обратиться за помощью или советом, когда это действительно необходимо. Когда эмоционально или символически такая неспособность является результатом попыток сохранить лицо, они теряют свою способность действовать и осуществлять изменения или стратегии, а также целостность и способность вдохновлять одним махом. Хороший руководитель очень часто следует за другими и должен быть в состоянии делать это. Правильно не только то, что все с чего-то начинают, но и то, что никто никогда не перестает учиться и расширять опыт и знания. Иногда мы можем чувствовать себя мудрыми и способными, в то же время можем быть ошеломлены в самой простой ситуации.
  • Знайте, что происходит, и оставайтесь в курсе. Не только внутри своей команды, но и внутри компании, у ваших клиентов, поставщиков и в мире вокруг вас. Если вы, работая в одном отделе, не имеете никакого представления о том, что происходит в других отделах или в управлении компанией, то единственный, кто был бы удивлен, если бы ваш отдел закрыли, были бы вы. Это означает, что вам, возможно, придется самим добывать информацию, будь то хорошую, нейтральную или плохую, а не ждать, пока она придет к вам сама.
  • Будьте активны. Как ни странно некоторые лидеры любят или ненавидят это слово. Это означает быть в курсе и действовать исходя из возможных проблем, а также сделать имеющиеся возможности реальностью. Хороший лидер отличается активностью. Как говорится «минутка час бережет».
  • Получайте удовольствие. Работа не должна принимать схему рабовладельца и его рабов, и лидеры, которые не делают различия, в конечном итоге заканчивают мятежом. Придерживайтесь позитивного настроя в работе и помогайте другим работать друг с другом, но не позволяйте границам быть нарушенными, поскольку, когда никто действительно не знает, что уместно, а что неуместно, работа не заладится.
  • Поговорите с другими руководителями и менеджерами и заручитесь идеями. «Консультируйтесь, консультируйтесь, консультируйтесь» фраза, которая присуща многим организациям, ориентированным на лидерство. Вы можете обнаружить, что кто-то уже пытался реализовать идею, и реализация не удалась, или же имеет некоторые идеи на проблемы, существующие у вас, при помощи которых ваши проблемы могли бы быть решены, иногда вы также можете сотрудничать, чтобы сэкономить время и деньги и быть более эффективным. Многие города и страны проводят бесплатные форумы по управлению бизнесом, которые являются фантастическим источником информации и неосязаемым капиталом.
  • Рассмотрите свои собственные личные чувства и слабые стороны ваших лидерских качеств и примите соответствующие действия. Таким образом, вы можете действовать для искоренения своих собственных недостатков. Если вы лидер команды, но не имеете никакого уважения по отношению к своей позиции или команде, то проблемы только и ждут момента свалиться на вас. Устраните проблемы путем создания качественного фундамента и замены поврежденной части структуры команды.

    Как ни странно, может быть даже трагически, люди пытаются сохранить личность и работать насколько возможно отдельно, но «личное» приходит от человеческого понимания, а «бизнес» приходит из опыта управления. Недостатком этого разделения, однако, является то, что человек, который не понимает собственных неудач, будет часто терпеть те же проблемы в личной и деловой сферах и не сможет их преодолеть или избежать. Оба этих понятия должны идти рука об руку с осознанием и широким пониманием причины и следствия, а также действия и результата.

    Многие люди, стремящиеся занять лидерские позиции, предпочитают действовать по наитию, инстинктивно. Им не удается изменить себя и развиваться с течением времени. В то же время психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста. В первую очередь это именно внутренние барьеры. Они - результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность, страх, раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствием на пути к поставленной цели. Чаще всего встречаются следующие барьеры:

    1. Расплывчатость и туманность поставленных целей . Люди нередко терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Поставьте перед собой ясные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

    2. Нетерпеливость и ожидание мгновенных изменений. Будьте довольны скромным прогрессом: Часто говорят, что большой дуб вырастает из маленького желудя. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает этого. Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношения данного человека к самосовершенствованию и жизни вообще. Помните, что любые изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения. Ставьте реальные сроки.

    3. Боязнь новых ситуаций : нередко люди склонны предпочесть безопасность и удобство риску и новизне. Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные.

    4. Боязнь уязвимости: Люди часто стремятся избегать ситуаций, которые могут причинить им боль, неудобство или испугать, грозят поколебать их самомнение или чувство психологического комфорта.

    5. Поведение и ожидания окружающих: Нередко семья, коллеги и друзья ограничивают усилия личности, направленные на изменение. Ведь повышение личной эффективности всегда ведет к успехам и достижениям. Приоритеты меняются, и рост вашей лидерской компетентности может вызвать зависть или враждебность окружающих.

    6. Неверие в собственные силы: Развитие часто сдерживается неверием в свою способность измениться. Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном счете, каждый самостоятельно отвечает за свое развитие. Во все периоды жизни перед людьми есть выбор - учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Стремление к лидерству требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.

    7. Недостаточные умения и навыки: Иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя. Они пытаются получить их, читая биографии или мемуары известных людей. Им кажется, что изучение секретов великих лидеров - это самый надежный способ самому превратиться в лидера. Это не так. Помните, что у других людей, которым удалось добиться больших успехов, были свои жизненные обстоятельства, свои исторические условия, свои черты характера, которых нет у вас.

    Нередко недостающие умения и навыки лидерства человек пытается получить, читая дешевые псевдопсихологические руководства с названиями типа «Как стать умным», «Как стать миллионером», «Методы стопроцентной победы», «Как победить всех конкурентов и возвыситься над ними», и проч. К сожалению, современный психологический рынок заполнен подобной макулатурой, а также разнообразными «полезными советами» в популярных медиа-изданиях. В них все «чудодейственные» рецепты обычно сводятся либо к откровенному словоблудию, либо к проповеди банальных формул в стиле «Хочешь быть лидером (богатым, любимым, и т.д.) - будь им». Их практическая ценность равна нулю, поскольку в психологии не существует полезных советов «вообще», пригодных всегда и для всех. Это невозможно в принципе, ведь все люди очень разные. Что немцу хорошо...


    Лидерство - это, в первую очередь, осознание своей уникальности, а не поиск «чудодейственных рецептов», позволяющих возвыситься над другими. Суть превращения в лидера заключается не в том, чтобы «изучить все секреты», а в том, чтобы стать самим собой и полностью использовать те уникальные свойства, которые вам даны - все ваши навыки, дарования, энергию. Иначе все ваши попытки будут лишь пустой имитацией, «надуванием щек», жалкой попыткой казаться тем, кем вы не являетесь. И вам останется лишь записаться в какую-нибудь «школу эффективного лидерства», или регулярно посещать «супертренинги», где бизнесмены от психологии будут вас долго и занудно учить «обретению конкурентных преимуществ». Разумеется - за немалые деньги.

    Каждый и вышеперечисленных барьеров можно считать силой, препятствующей лидерскому росту. Можно было бы назвать еще множество таких барьеров, причем у каждого человека они свои.

    Хотя признание наличия личных ограничений - это сама по себе движущая сила для перемен, но часто требуются и другие опыт и обучение, чтобы углубить понимание себя, приобрести новые навыки и подходы в личном саморазвитии. Значительные изменения личности предполагают уверенность в себе, умение, поддержку и, в первую очередь, развитие умения делать все по-новому. Задача будущего лидера - найти и проанализировать свои подходы и способности, выявить свой потенциал, научиться действовать по-иному. Это «нечто» внутри вас, с которым надо суметь найти контакт. Затем нужно поверить в успех, даже если в настоящий момент нет никаких предпосылок к этому. Потом наступает черед мужества и силы воли, так необходимых для того, чтобы реализовать поставленные цели. И самое главное - вы не должны бояться потерпеть поражение.

    На этом пути каждому приходится учиться на собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не познает это самостоятельно. Поэтому мы предлагаем вам двенадцать практических упражнений, относящихся к начальной ступени развития лидерского потенциала. Их составили психологи Хосе Стивенс и Майк Вудкок. Подобные упражнения могут вызвать у вас определенные сомнения, но, освоив их, вы почувствуете свою возросшую силу и ценность в глазах окружающих. Итак,

    Упражнение первое: откройте диалог со своим внутренним критиком
    Научитесь возражать внутреннему голосу, нередко отпускающему критические замечания в ваш адрес или в адрес окружающих. Откройте с ним диалог, а не просто выслушивайте все, что он говорит. Позвольте себе почувствовать раздражение от этого принижающего вас голоса. Подойдите к его словам с философской точки зрения. Спросите себя: «Кем я являюсь, когда этот голос молчит?»

    Отличным способом добиться в этом вопросе успеха является дневник с записями о проделанной вами успешной работе или просто блокнот. Не поленитесь записать все, что этот критикующий вас голос хочет сказать. Не утаивайте от себя ничего. Пусть он не говорит ничего дельного и только поливает все и всех грязью - пишите все подряд. Не нужно его останавливать, но поставьте ему условие говорить только от второго лица. И в блокнот записывайте точно так же: вместо «я урод» или «я никогда не стану лидером» пишите «ты урод» и «ты никогда не станешь лидером». После этого ответьте ему так, как бы вы разговаривали с задиристым, но побаивающимся вас хулиганом. Отличный ответ на этот голос хулигана: «Ну и что?»

    Упражнение второе: ежедневно отмечайте свои успехи
    Прежде чем отправляться вечером спать, сделайте список, по крайней мере, трех, а еще лучше - семи вещей, которые вам особенно удались сегодня, независимо от того, насколько день оказался плохим.

    У вас автоматически появится тенденция отмечать события, имевшие в тот день отрицательный результат. Это ваша старая привычка. Проявите волю, отведите внимание от этой привычки и упражняйтесь в концентрации его на вещах, из которых вы вышли победителем. Как и в практическом задании 4 из предыдущего модуля, вы должны работать не с негативом, а с позитивом. В первое время это потребует от вас серьезных усилий и даже может показаться невыполнимым. Не отступайте. После некоторого периода самодисциплины все пойдет гораздо легче. Проявите настойчивость. В конце концов, вы в этом преуспеете.

    Упражнение третье: записывайте и слушайте признания ваших достоинств и недостатков
    Этот процесс требует большой смелости. Однако он является обязательным. Сделайте над собой усилие и первым делом составьте список из нескольких друзей или родственников, которые, как вы знаете, действительно вас любят и искренне желают вам помочь. Затем дайте им чистую магнитофонную кассету или попросите записать на бумаге соображения насчет того, почему они проявляют к вам заботу и симпатию, за что они любят вас и наоборот. Попросите их, чтобы количество названных ими ваших достоинств и недостатков было приблизительно равным (это обязательное условие). Соберите на этой кассете соображения всех вошедших в ваш список. После того как кассета будет записана полностью, прослушайте ее целиком - если у вас на то хватит смелости. Когда вы найдете в себе силы выслушать кассету от начала до конца, не сжимаясь от страха или стыда, вы сделаете большой шаг вперед по избавлению от внутренних зажимов. Конечно, внутренний голос постоянно будет вам нашептывать, что все это ерунда, не стоящая ваших усилий. Он попытается заставить вас потерять кассету, сломает магнитофон или примет участие в иных проявлениях саботажа. Не дайте ему себя остановить. Вместо магнитофона можете использовать записную книжку - это даст те же результаты в вашем начинании, но зато избавит вас от необходимости выслушивать живые голоса людей, которые вас знают.

    Одному из участников тренинга по психологии лидерства было предложено попробовать опыт с магнитофоном. После недели внутренней борьбы ему удалось составить список, и он был готов обратиться к первому по списку человеку - своей двоюродной сестре. Еще неделю он собирался с мужеством, но смог найти в себе силы обратиться к девушке лишь после того, как ведущий курса порекомендовал обосновать свою просьбу выполнением домашнего задания в некой «школе менеджмента», где он якобы проходит обучение. Когда кассета была заполнена признаниями нескольких идущих по списку человек, мы все прослушали ее на магнитофоне. После этого ведущий попросил курсанта повторить услышанное. Он оказался в состоянии передать лишь общий смысл сообщения, и им пришлось прослушать его еще раз, что сопровождалось потоком разнообразных эмоций. Наконец он способен был прослушать всю кассету, не переживая острых ощущений. Это означало большой прорыв вперед. Он начал ощущать уверенность от осознания своей ценности и значимости для окружающих, почувствовал нежелание отождествлять себя с лидерской несостоятельностью и стремление от нее избавиться. Страх перед собственной неполноценностью стал верным союзником.

    Упражнение четвертое: развивайте отношения со своим отражением в зеркале
    Имейте терпение смотреть на себя в зеркало, будучи раздетыми. Постепенно научитесь смотреть на себя в зеркало без одежды. Смотрите в глаза самому себе. Поначалу это будет казаться вам настоящей глупостью. Наберитесь сил и терпения. Спросите себя: «Какое право я имею судить этого человека, его тело?» Человек в зеркале - как нежное растение. Ему нужна вода, солнечный свет, забота, а вовсе не жесткая диета из отбросов. Возможно, некоторые черты человека в зеркале, особенно ненавистные вам, на самом деле являются характеристиками, которые напоминают вам ваших родителей или старших сестер и братьев. Вы, возможно, почувствуете злость на них за то, что они требовали от вас столь многого, а взамен отдавали так ничтожно мало. Позвольте себе это раздражение, но не направляйте его на самого себя. Вслед за злостью придет грусть, а за ней - чувство облегчения и прощения. Но пусть они придут своим чередом, не спеша, не пытайтесь их поторапливать.

    Иногда людям требуется много времени на то, чтобы бросить на себя в зеркало первый внимательный взгляд и не испытать желания отвернуться или убежать. В этом случае советуем набраться мужества и постараться расслабиться. Испробуйте этот опыт на себе, начиная с коротких диалогов со своим отражением и постепенно увеличивая их продолжительность.

    Упражнение пятое: рискуйте ежедневно
    Это означает, что вам следует браться за все в жизни, до сих пор остававшееся неизведанным: учиться танцевать, если вы не умели этого делать ранее, взяться за поиски новой, интересной работы, попробовать свои силы в катании на лыжах, на коньках - во всем, что вам придет в голову. Особенно неоценимое значение имеют публичные выступления, принуждающие вас испытывать эмоции в гораздо большей степени, чем обычно. Их нужно практиковать обязательно. Ведь одним из основных качеств лидера, независимо от того, является ли он лидером государства, корпорации, оркестра или спортивной команды, есть его способность четко и доходчиво излагать свои мысли большому количеству людей.

    Приобретая опыт в вещах, остававшихся для вас до сих пор неизвестными, вы тем самым расширяете свой арсенал, предназначенный для будущих побед. Но при этом пока избегайте состязаний и видов деятельности, принуждающих вас сравнивать себя с окружающими.

    Подобный опыт связан со значительным риском в том отношении, что первая же неудача без труда может одержать над вами победу и превратить все достигнутые результаты в полный провал. Один из участников курса подверг себя риску, обратившись с просьбой о свидании к очень привлекательной женщине. Он получил отказ и был готов воспринять его как лишнее доказательство своей неполноценности. После нашего внимательного изучения инцидента он осознал, что та манера, с которой он добивался согласия женщины на встречу, уже сама по себе подготовила ему отрицательный ответ. Признать это было трудно, но необходимо.

    Упражнение шестое: проявляйте активность и берите на себя принятие решений
    Поскольку стремление к лидерству исключает пассивность, ваша способность к принятию решений в любого рода деятельности должна постоянно возрастать. Следовательно, вам необходимо использовать любую благоприятную возможность для взятия на себя ответственности и принятия решения. Если вы хотите быть принятыми на работу на основе конкурсного отбора или давно претендуете на руководящую должность, немедленно позвоните или обратитесь в дирекцию фирмы, возьмите у них бланки заявлений и внесите свои анкетные данные, предложите им свои услуги. Не откладывайте дела в долгий ящик. Просто удивительно, сколько людей, имея все данные для карьерного роста, дотягивают до последнего или вообще оказываются неспособными предложить свои услуги организации или коллективу. У них не хватает сил сделать решающий шаг.

    Нередко телефон представляет главное препятствие для служебного продвижения. Бывает, автоматический ответчик на другом конце провода приводит в трепет, но голос живого человека в трубке оказывается еще более пугающим. Вы начинаете деловой разговор с длительных многословных извинений и затем бормочете в трубку что-то невнятное, ускользающее от понимания вашего теряющего терпение собеседника.

    У вас развивается тенденция избегать разговора по телефону - решение, ставящее под сомнение успех любого начинания при современных темпах жизни. Противоядием может служить лишь встреча с пугающими вас страхами лицом к лицу путем возможно более частого обращения к телефону. Вам придется сделать не так уж много звонков, чтобы преодолеть свой страх перед этим аппаратом. К тому же вы можете заранее подготовить себя к наиболее неблагоприятному варианту протекания разговора. Как правило, ваше воображение рисует гораздо более страшные картины, нежели то, что ожидает вас в действительности. Избавившись от своих кошмарных фантазий, вы увидите, что жизнь прекрасна и удивительна. Аналогичный подход можно использовать не только к развитию умения вести телефонный разговор, но и к любым другим пугающим вас ситуациям.

    Упражнение седьмое: освойте практику признания собственных ошибок и возьмите на себя ответственность за принимаемые вами решения
    Один из способов развития в себе чувства лидерской ответственности заключается в следующем: возьмите ручку, блокнот и сделайте список по примеру приводимых ниже утверждений. Начните каждую фразу словами: «Я несу ответственность за...» Продолжите фразу любыми словами, которые только придут вам в голову, какими бы абсурдными они вам ни казались. Составьте список не менее чем из 10 подобных утверждений.

    1. Я несу ответственность за _____________________________________
    2. Я несу ответственность за _____________________________________
    3. Я несу ответственность за _____________________________________
    4. ______________________________________
    5. ______________________________________
    6. ______________________________________
    7. ______________________________________
    8. ______________________________________
    9. ______________________________________
    10. ______________________________________

    Это хорошее упражнение, и оно окажет необходимое воздействие. Вовсе не нужно заставлять себя безоговорочно верить каждому утверждению, однако степень сопротивления, которое вы будете испытывать, осваивая это упражнение, покажет, насколько крепко внутренние зажимы держат вас в своих объятиях.

    Принятие на себя ответственности никоим образом не означает, что вы должны осуждать кого-то или немедленно броситься решать чьи-то проблемы. Чувство ответственности предполагает наличие в вас способности ответить за ваши собственные поступки.

    Второй момент этого упражнения направлен на искоренение желания всегда быть хорошим для окружающих или правым. Это не просто, поскольку можно ощутить собственную никчемность в случае признания допущенной ошибки. Попробуйте подойти с юмором к этому упражнению.

    В течение дня признайтесь хотя бы листу бумаги в своих неблаговидных мыслях или действиях, какими бы недостойными они вам ни казались. В чем у вас наблюдается разлад с собственным сознанием или с точкой зрения знакомых людей? Не бойтесь показаться хуже чем вы есть на самом деле. Отрицательные моменты свойственны поведению каждого человека. Освоив упражнение, вы постепенно научитесь испытывать радость от внутренней открытости.

    Упражнение восьмое: научитесь отвечать отказом и умейте настоять на своем
    Первая часть этого упражнения заключается в осваивании умения сказать «нет», когда это необходимо. Лучше всего научиться этому в работе с друзьями или родственниками. Друзья должны играть роль человека, просящего вас о большом одолжении или приказывающего вам сделать то, что вы делать не хотите. Допустим, они просят вас одолжить им на несколько дней вашу машину или занять им крупную сумму денег. Пусть они попытаются возбудить в вас чувство вины, указывая на ваш эгоизм или проявляемую по отношению к ним нелюбезность. Ваша задача состоит в том, чтобы сказать им «нет», каким бы трудным вам это ни казалось. Практикуйте упражнение до тех пор, пока не почувствуете себя в состоянии выразить свой отказ, не испытывая при этом угрызений совести и не портя отношений с человеком настаивающим. Постепенно начинайте практиковать полученные навыки в своей реальной жизни - в деловых или личных взаимоотношениях.

    Вторая часть упражнения заключается в воспитании способности добиваться того, чего вы хотите, и не отступать, пока вы этого не получите. Пусть ваш товарищ сыграет, например, роль недобросовестного чиновника, пытающегося увильнуть от выполнения работы, важной для вас, или что-нибудь вроде того. Вы должны превратиться в человека, умеющего отстаивать свои права. Ваша задача состоит в том, чтобы заставить чиновника выполнить весь необходимый объем работ и не отступиться от своего, пока все не будет в полном порядке. Вам необходимо добиться этого, не прибегая к жалобам и обвинениям и не стараясь завоевать к себе симпатию. Упражнение считается выполненным, если удастся поставить партнера в безвыходное положение и он окажется не в состоянии продолжать спор. Это одно из основных упражнений для выработки начального уровня влияния на окружающих.

    Упражнение девятое: составьте список имеющихся в вашем распоряжении альтернатив, даже если они не кажутся вам особенно привлекательными. Сделайте выбор
    Это упражнение призвано научить вас делать выбор. Необходимо освоить практику составления перечня альтернатив, имеющихся в вашем распоряжении в конкретной ситуации личного или делового общения. Поначалу это может показаться невыполнимым, поэтому было бы неплохо попросить кого-то из знакомых помочь вам и указать все имеющиеся в данном случае возможности, какими бы неестественными они ни выглядели. Ваша задача состоит в том, чтобы рассмотреть каждую возможность, не прибегая к фразе, начинающейся со слов «да, но...». Вот возможный сценарий. Ваша ситуация/желание: «Я хочу получить повышение, но мне мешает следующее...» Составьте перечень стоящих на вашем пути препятствий и вариантов их преодоления. Подобное задание может вызвать у вас раздражение. Постарайтесь преодолеть его.

    Упражнение десятое: доставляйте себе ежедневно по крайней мере одно удовольствие
    Составьте перечень удовольствий, которые вам хотелось бы получить. Список может включать в себя какие-то материальные вещи - одежду или что-нибудь из новинок техники, еду, прогулки по парку или приятное проведение каникул, общение с людьми, которые вам нравятся, секс или любовные игры, карты и так далее. Назначьте себе по одному такому удовольствию в день. Не позволяйте чему-нибудь нарушить ваши планы, помешать их исполнению, что заставит вас поверить в то, что испытать их для вас по какой-либо причине невозможно. Вам представится отличный случай понаблюдать за махинациями своего подсознания. Это будет для вас весьма поучительным. Чтобы проследить выполнение данного упражнения, сделайте диаграмму, на которой в конце дня отмечайте, в какой мере вам удалось почувствовать удовольствие. Будьте честны перед собой. Если вы позволите какому-нибудь телефонному звонку или иной непредвиденной случайности нарушить ваши планы, сегодняшний день в зачет не входит. Причем вам не позволяется выносить обвинение обстоятельствам. Когда вы сумеете испытывать удовольствие хотя бы пять дней в неделю, знайте, что вы идете в нужном направлении.

    Упражнение одиннадцатое: составьте список того, что вам мешает в достижении ваших целей, и сожгите его
    Прежде всего постарайтесь свести воедино все причины, вызывающие ваше неудовольствие. Для этого возьмите блокнот и напишите в нем свою ближайшую цель, которую Вы поставили для себя на пути к достижению лидерских позиций. После этого здесь же перечислите все причины, по которым, как вам кажется, вы не можете ее достичь. Позвольте себе говорить в полный голос. Предоставьте своему внутреннему критику полную свободу слова. Пусть говорит все, что захочет. После этого повторите утверждение собственной цели.

    Например: Утверждение: «Я хочу получить ученую степень. Я получу ученую степень». Причины и соображения, по которым я не могу этого сделать: «У меня нет времени на подготовку к экзаменам. Работа занимает у меня весь день. А как быть с обоими детьми? Кто будет заботиться о них? Я слишком стар, чтобы снова учиться. Это слишком дорого. Жене это не понравится. Родители уже в возрасте - мне нужно заботиться о них. Здоровье уже не то. Я даже по лестнице поднимаюсь с трудом. И компьютер уже совсем старый, нужно покупать другой. Денег совсем не останется».

    Продолжайте перечень, пока не иссякнут аргументы. Затем снова повторите утверждение того, что вы хотите. Когда почувствуете, что больше нечего сказать, предайте листок с перечнем аргументов торжественному сожжению. По каждой интересующей теме можно проводить подобную процедуру несколько раз, чтобы усилить ее воздействие.

    Упражнение двенадцатое: придайте себе уверенность и напористость
    Для вас может оказаться чрезвычайно сложным отстаивать свою точку зрения и оставаться до конца верным своим принципам, видя, какое возражение они вызывают у окружающих. Эта тенденция уступать и идти на попятную может проявляться и в самой вашей осанке. Если Вы постоянно ходите с опущенной головой, ссутулившись, еле волочите ноги и редко глядите вверх или по сторонам, вам никогда не стать лидером. Поэтому прямая осанка, расправленные плечи и грудь, выставленная навстречу вашему противнику в словесном поединке, уже сами по себе способны придать вам чувство уверенности в своих силах. Попрактикуйте эту манеру держаться, испробуйте ее в шутливом поединке во время дружеской вечеринки с одним из ваших приятелей. Перенесите вес тела с пяток на носки. Колени держите слегка согнутыми. Приподнимите подбородок - пусть и он участвует в процессе вашего самоутверждения. Продолжайте отстаивать свою точку зрения, не прибегая к жалобам, обвинениям или упрекам. Хорошим помощником в выполнении этого упражнения может послужить и зеркало.

    Тембр голоса, глубина его звучания также может многое сказать о том, ощущаете ли вы себя беззащитной жертвой или способны претендовать на лидерство. Если вы разговариваете или просите об услуге с жалким видом и дрожью в голосе, то сами невольно и провоцируете отказ. Психолог Эрик Берн называет это - носить футболку с надписью: «Не бейте меня». Такой жизненный девиз или просто установка на конкретную беседу как раз и порождает у многих людей желание «стукнуть» вас, утвердиться за ваш счет. Не говоря уже о том, что такое поведение создаст впечатление о вас как о слабом человеке. Вы можете записать свой разговор на магнитофон и послушать, какое впечатление производит его тембр, тон, звучание. Не пробиваются ли в нем плаксивые, жалобные нотки? Может быть, недовольство или неодобрение? Не проскальзывает беспомощность, неуверенность? Поработайте над своим голосом для придания ему большей авторитетности, уверенности, властности. (О специальных приемах развития «лидерской» речи мы подробно поговорим в специальной главе нашего курса). Помните, что нерешительного человека можно узнать по его неуверенным высказываниям, изобилующими эвфемизмами, «смягчающими» речь: «достичь определенных успехов» вместо «стал лидером», «не очень рад» вместо «разозлился» и т.д. Создают впечатление неуверенности и т.н. квалификаторы - «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему». О говорящем так создается впечатление как о слабом человеке, невладеющем ситуацией. Понижают впечатление также самоуничижительные высказывания типа «я не оратор», «я еще малоопытный специалист», «я - человек новый».

    Посвятите несколько недель отработке двенадцати практических упражнений, описанных в данном информационном модуле. Обязательно попробуйте, «примерьте на себя» каждое упражнение. Опыт свидетельствует, что одни упражнения понравятся Вам больше, а другие - меньше. Что-то вызовет у Вас восторг, а что-то - скуку и раздражение. Проявите свой характер, настойчивость и силу воли - практикуйте хотя бы десять из них регулярно, пока они не войдут в вашу плоть и кровь, станут естественной частью вас самих. Главное при этом - добросовестность и регулярность занятий. Если Вы будете заниматься лишь время от времени, «для галочки» - это ничего Вам не даст. Только через несколько недель ежедневных практик Вы обязательно почувствуете результат. Обязательно сообщите нам о своих впечатлениях, как позитивных, так и негативных.

    Как развить лидерские качества? Ответ на этот вопрос интересует многих людей, поскольку для большинства обретение соответствующих навыков будет необходимо не только для работы, но и для повседневной жизни. Развитие лидерских качеств приведет к тому, что все поступающие трудности можно успешно решать, не прибегая к помощи посторонних участников.

    Кто такой лидер и почему он должен развиваться в этом направлении?

    Начать надо с того, что лидер – человек, который сможет вести за собой коллектив. Нельзя забывать о том, что роль руководителя в общем процессе производства крайне велика. Незнание принципов может привести к снижению результативности, а потому так важно разбираться в теоретическом и практическом аспектах.

    Необходимо рассмотреть руководителя как человека, который сможет полноценно управлять собственной жизнью, а не безвольно плыть по течению. Конечно же, выработать в себе определенные качества не так просто, но результаты от их внедрения смогут приятно удивить.

    Предназначение руководителя в головах многих людей окружено ореолом неизвестности. Многим может показаться, что просто, а результаты достигаются сами по себе. На самом деле, лидер – роль, которую хотел бы примерить каждый сотрудник, считая, что его решения смогли бы привести компанию к ошеломляющим результатам. Работа руководителя сложна и ответственна, а потому подойдет она далеко не каждому.

    Развитие лидерских качеств будет полезно всем, прежде всего потому, что у человека начинает формироваться другой склад характера. У него появляется уверенность в себе, ему удается легко выходить из-под гнета стрессовых ситуаций, а жизнь начинает наполняться новыми красками. Что можно сделать, чтобы развитие лидерских качеств произошло быстро и принесло одно удовольствие?

    Проактивность всему голова

    Проактивность – одно из главных и подразумевает оно возможность самостоятельного выхода из окружающих обстоятельств и , которые будут целесообразны в текущей ситуации. Надо постоянно говорить себе о том, что жизнь легка, а все трудности, которые появляются, надо решать или мириться с ними.

    Управленческие способности предполагают взятие ответственности за все те вещи, которые происходят в жизни. Если Вы постоянно устаете на работе и приходя домой начинаете ругаться со своими близкими, то искать первопричину нужно в себе.

    Как стать активнее?

    Задача каждого руководителя – решать проблемы только через свои поведенческие реакции, не обвиняя своих сотрудников. Если Вы видите, что секретарь постоянно забывает о важном звонке, надо провести с ним беседу. В случае отсутствия результата можно смело увольнять его. Надо думать, как подняться над текущей ситуацией и изменить свои поведенческие реакции. От руководителя иногда требуется только одно – найти раздражитель и в оперативном порядке устранить его.

    Постоянно доказывая себе, что мир несправедлив, ситуация не будет меняться. Надо просто попробовать предпринять какие-либо действия, помогающие выбраться из этого «кризиса». Конечно же, многие попытки не принесут должного результата, но непередаваемое чувство того, что жизнь находится под контролем, будет стимулировать на дальнейшие свершения.

    Правильная постановка целей

    Жизнь руководителя наполнена различными активностями. Можно заметить, что он постоянно чем-то занят, но эта занятость направлена на достижение конкретной цели. Конечно же, они могут быть направлены на получение выгод общего и глобального характера. Задавайте себе следующие вопросы и получите выводы:

    1. Зачем мне нужно то, чем занимаюсь?
    2. Какую пользу принесет конечная цель?
    3. Полезны ли мои действия для других?

    Спросив руководителя о том, чем он занят, можно получить конкретную информацию о текущей цели. В дальнейшем, это сможет уберечь от неэффективных действий, которые возникают как на работе, так и в личной жизни. Каждая мелочь будет играть большую роль.

    Развитие лидерских качеств невозможно без умения правильного построения целей и выполнения собственных обещаний. Это и отличает руководителя от рядового сотрудника. Пусть все обещания переходят в разряд целей, достижение которой крайне необходимо.

    Как правильно поставить цель?

    Для того чтобы определиться с перечнем приоритетных направлений деятельности, надо ответить себе на вопрос: «что принесет мне достигнутая цель?». Перед тем как начинать что-то делать, надо задать себе вопрос и обсудить его со своими коллегами. Несмотря на то, что многие решения руководителя не могут оспариваться, всегда есть случаи, когда мнение со стороны уберегает от ошибок.

    Чем меньше будет лишнего, тем больше появится пространства для других дел. Некоторых работников пугает слово «цель», поскольку оно подразумевает особенную важность и глобальный характер. Если на сегодняшний день не появилась главная цель в жизни, нет точного направления движения, можно задать себе вопрос: «принесет ли мне это действие счастье?». Для многих людей счастье является универсальной целью, к которой они стремятся на протяжении всей жизни.

    Нельзя забывать о том, что такие фразы как «я не знаю, как это сделать» или «что будет, если что-то пойдет не так?» просто убивают лидерские способности. Любое незнание должно быть компенсировано экспертным мнением. Задав простой вопрос, можно сократить количество ненужных пунктов плана.

    Проблема неопытного руководителя заключается в том, что он довольно часто соглашается на пустяковые просьбы своих коллег и вышестоящего начальства, понимая, что они сами могли бы все сделать. Если в силу занятости оказать помощь невозможно, надо дать простой совет и направить к компетентному человеку.

    Работа руководителя связана с правильной расстановкой приоритетов. Дело в том, что сиюминутные желания могут конфликтовать с главной целью жизни, а допускать это никак нельзя. После того как приоритеты будут расставлены, можно составить примерное представление своей деятельности, которая должна быть отражена в плане.

    Где искать ответственность?

    Конечно же, каждый человек должен принимать ответственность за собственную жизнь, не забывая про все произнесенные слова и даваемые обещания. Когда в жизни происходят ситуации, которые остаются не подконтрольными вашей воле, все равно надо принимать ответственность.

    Все инициативы, проявляемые управленцем, должны выдвигаться ответственно. Помощь может понадобиться в любой момент, но контроль над ситуацией должен оставаться за вами. Например, предложив поход к озеру или речке, надо заранее продумать все мелочи, начиная с прогноза погоды и заканчивая вещами, взятыми на прокат. Делегируя кому-то часть своего задания, надо приготовиться к тому, что ответственность все равно останется на вас.

    Новизна в жизни

    Как показывает практика, то самые интересные и перспективные решения могут быть найдены только за пределами «зоны комфорта». Этот термин приобрел большую популярность на сегодняшний день и означает выход за пределы обыденности, в некомфортную среду. Делая то, что никогда не делали, пробуя то, от чего раньше тряслись коленки, можно ускорить процесс личного совершенствования.

    Когда человеку предлагают новое занятие, которое сулит определенную пользу и перспективу роста, надо не задумываться и приступать к нему. Страх должен стать помощником на пути к цели. Задача менеджера – научиться отключать в своей голове центр, который будет отвечать за активизацию страхов.

    Подходящее предложение может никогда и не наступить, а потому надо постоянно проявлять инициативу. Желания должны исполняться, независимо от количества страхов и других барьеров.

    Дальнейшее развитие невозможно без качественного общения

    Общение приводит к созданию полезной сети контактов – людей, которые всегда смогут прийти на помощь лидеру. Каждый собеседник – ценный ресурс, который сможет передать своего профессионализма и дать ответ на интересующий вопрос. Помимо этого, общение помогает избавиться от различных страхов и социальных зажимов, мешающих развиваться в лидерском направлении.

    Начиная коммуникацию, надо поинтересоваться у человека о его настроении и самочувствии. Каждая мелочь будет играть большую роль и об этом нельзя забывать. В один из свободных дней надо выделить время для общения со школьными подругами и друзьями, а также найти контакт с теми, с кем была потеряна связь в силу высокой занятости. Никто не знает, к чему может привести новая дружба или возобновление старой.

    Выгода для всех

    Говоря о лидерской специфике всегда надо помнить о том, что такие люди постоянно стремятся к поиску решений, которые устроили бы сразу несколько сторон. Американская бизнес-модель «win-win» будет эффективна для всех. Налаживая тесные взаимосвязи, можно укрепить текущее сотрудничество.

    Во время общения надо постараться встать на место собеседника и обзавестись всей возможной информацией по данному вопросу. Не надо стараться принудить оппонента к принятию варианта, который будет выгоден только вас. Чрезмерная жесткость может негативно сказаться на дальнейшем сотрудничестве.

    Научиться принимать взаимовыгодные решения не всегда просто, поскольку поставить себя на место собеседника не всегда представляется возможным. Как только появляется неразрешимая ситуация, которая не сулит ничем хорошим, надо сменить текущую тактику поведения. После того как процесс будет несколько видоизменен, можно взглянуть на текущую картину под другим углом.

    Повседневная жизнь невозможна без энтузиазма, а потому каждый лидер должен стараться заряжать позитивом не только себя, но и окружающих коллег. Получая удовольствие от работы, можно увидеть улучшение настроения у каждого сотрудника.

    Тренинги личностного роста и лидерского саморазвития принято заканчивать итоговым занятием. Его цель - разработать дальнейшую программу действий. На этом этапе вы соединяете в одно целое все конкретные шаги, о которых узнали ранее. Они должны образовать вашу программу самостоятельного развития лидерских качеств - подобно тому, как отдельные лепестки создают прекрасный цветок. На нашем сайте размещено много материалов, посвященных психологии успеха и лидерства. Вы легко можете использовать их в качестве самостоятельного учебного пособия. Поэтому пришло время поговорить о принципах и правилах составления такой программы. Поскольку любое планирование должно строиться на основе приоритетов, то и ваш план полезно разделить на три раздела:

    Краткосрочные цели , которых вы можете достичь немедленно или в течение ближайших недель.

    Среднесрочные цели: мероприятия или усовершенствования, завершение которых может занять несколько месяцев.

    Долгосрочные цели: положение или состояние, которого вы хотели бы достичь через несколько лет.

    Программа самостоятельного развития лидерских качеств должна отражать ваше твердое намерение максимально использовать все свои таланты. Сфокусируйте ее на конкретных практических шагах, а не на расплывчатых формулировках. Если вы будете действовать последовательно и целеустремленно, то станете лидером. Здесь нет никакой магии, но нет и рецептов быстрого успеха. Чтобы начать действовать, не ждите, пока появится страстное желание изменить себя, - на это могут потребоваться годы. Желания сиюминутны и скоротечны, а ваши усилия должны быть систематическими и четко спланированными. Именно постоянные действия формируют отношение. Если вы сформируете образ человека, каким вы хотите стать, - опираясь на пример реальных лидеров, - тогда все факторы начнут работать вместе, способствуя вашему саморазвитию. Теория и практика, успех и неудача, друзья и враги - все это будет помогать вам. Не бойтесь проявлять инициативу и даже идти на риск, если хотите достигнуть высот. Хорошим стимулом является тот факт, что лидерство неисчерпаемо. Его развитию нет пределов. Ни один человек не знает его до конца и не достиг в нем совершенства. Самое главное - непрерывно двигаться вверх по этой дороге, оставляя позади неудачи и разочарования.

    В этом состоит основной принцип нашего подхода: именно вы в первую очередь отвечаете за свое развитие как лидера. Ведь лидерству нельзя научить - ему можно только научиться. Если вы стараетесь - при наличии хотя бы небольших задатков - вас ждет успех. Упорным трудом человек даже самых скромных способностей в конечном итоге превзойдет прирожденного лидера, который талантлив от природы, но ленив и полагается только на инстинкт. В отличие от первого, недостатки второго с годами будут только разрастаться, а достоинства - уменьшаться. Он не сможет перенести свои знания с одной ситуации на другую, потому что никогда не понимал глубинных принципов своего успеха.

    Печально наблюдать, как терпит неудачу прирожденный лидер, но такое случается нередко. Вот типичный пример из нашей психологической практики. Когда крупная российская компания, занимающаяся авиаперевозками, приняла на работу отставного военного Евгения, то сразу же включила его в список самых перспективных сотрудников. В его случае это было более чем оправданно, потому что он не один год прослужил в российских ВВС и дослужился там до высоких чинов. Получив руководящий пост в компании, Евгений излучал уверенность в себе и много говорил о своих качествах прирожденного лидера. Он презирал теорию. «Я умею командовать и обращаться с людьми, - заявлял он. - Это у меня в крови». Однако вскоре он приобрел репутацию неважного руководителя и безжалостного, идущего напролом солдафона. Все больше времени он проводил в коридорах главного офиса компании, плетя интриги против своих коллег. Не получив очередного повышения по службе, на которое он претендовал, Евгений обозлился на целый мир. Его карьера в компании не сложилась, и в конечном итоге он уволился раньше истечения срока контракта.

    Сергей был намного моложе Евгения. Он пришел на работу в авиакомпанию одновременно с Евгением и сначала завидовал его талантам и опыту руководителя. Сознавая, что у него меньше природных задатков лидера, он упорно работал над собой, стремясь максимально развить свои лидерские качества. Он посещал курсы, читал книги о лидерстве, беседовал с успешными лидерами. Постепенно лидерские черты начали проявляться в его действиях. Причем он сам не до конца осознавал этот процесс. Просто он везде искал возможности для практического применения полученных навыков. Он постоянно расширял свои знания в этой области. И очередное продвижение по службе не заставляло себя ждать. А вскоре представился счастливый случай. Евгения хотели назначить директором филиала компании. Но он отказался ехать под благовидным предлогом - якобы по семейным обстоятельствам, но в действительности из-за того, что не хотел покидать штаб-квартиру организации в Москве. Более того, он знал, что дела там идут очень скверно и не хотел, чтобы его имя связывалось с неудачей. Сергей сразу ухватился за выпавший ему шанс. Своим лидерством он превратил региональное отделение авиакомпании в один из самых прибыльных филиалов - несмотря на крайне неблагоприятный в экономическом отношении 1998 год (год экономического кризиса в России). Через несколько лет он вошел в совет директоров компании. Председатель совета директоров в своем приветствии назвал его «прирожденным лидером», что вызвало у Сергея грустную улыбку.

    Если вы постоянно развиваете свои сильные стороны и держите в узде слабости, то ваша эффективность как лидера обязательно повысится. Возможно, вы почувствуете, к примеру, что хорошо овладели искусством проведения управленческих совещаний, ведения деловых переговоров. А как насчет эффективного руководства всем коллективом, искусства мотивирования своих подчиненных? Поднявшись до одного уровня, вы обнаружите впереди следующую вершину. И так будет продолжаться бесконечно. Лидерство привлекает нас своей неисчерпаемостью. Глубже постигая его, со временем вы начнете понимать, что одних практических навыков и приемов недостаточно.

    Не пренебрегайте теорией!

    «Нам не нужно никаких теоретических выкладок. Поменьше теории - побольше практических советов», - очень часто это можно услышать во время корпоративных тренингов и психологических семинаров, в которых участвуют высококлассные специалисты-практики и «серьезные» бизнесмены. Они же часто с большим презрением отзываются о теории как о «пустом словоблудии, оторванном от реальной жизни», - в противовес живой и эффективной практике.

    Им стоит запомнить слова Мао Цзэдуна, одного из величайших мировых лидеров:

    «Людям, использующим опыт практической работы, нужно постоянно заниматься теоретической учебой и тщательно работать над книгами. Только тогда они смогут систематизировать результаты своей практики и обобщить их. Не будут принимать свой ограниченный опыт за всеобщую истину и смогут избежать ошибок»

    Опыт одного человека всегда ограничен, каким бы грандиозным он не был. Теория обобщает практический опыт сотен и тысяч людей. Поэтому недаром говорят, что нет ничего практичнее хорошей теории. Без теоретического фундамента вы будете способны лишь бездумно копировать слова и поступки отдельных практиков. Пусть даже они были самыми яркими и выдающимися в истории руководителями. Но они действовали в свое время, в своей ситуации и они были другими людьми - не вами - со своим характером и темпераментом. Не нужно слепо копировать их опыт. Это ничего не даст в плане личного самосовершенствования. Любая копия всегда будет лишь бледной тенью оригинала. Владение методами теоретического анализа и синтеза позволит вам творчески перенимать и применять опыт других - в соответствии с теми конкретными задачами, которые стоят перед вами.

    Знание теории дает то, что выходит за рамки простого умения и механического воспроизведения отработанных практических навыков. Теория рождает нечто приближающееся к вдохновению, творческой интуиции, придающие всей вашей деятельности законченность, граничащую с искусством. А лидерство - это и есть искусство.

    Ваш личный план развития лидерства

    Личный план развития лидерских качеств должен быть конкретным и реалистичным. Он должен мобилизовать все ваши способности и требовать от вас полной отдачи. Предлагаем несколько основных правил, выведенных из практики, которые помогут вам в разработке такого плана.

    Поставьте перед собой ясные цели. Люди иногда терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

    Ставьте перед собой реальные сроки. Помните: те привычки, которые формировались у вас на протяжении всей жизни, невозможно поменять за один-два дня. Необходима упорная и систематическая работа по изменению собственных мыслительных схем и стереотипов поведения. «Дорогу осилит идущий», - говорили древние мудрецы. Будьте готовы к упорной работе. Ваш сегодняшний образ действий является результатом многолетнего научения, поэтому новая модель поведения будет довольно медленно сменять старую. Изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения.

    Определите, по каким признакам вы будете судить о своих успехах. Разработайте систему промежуточных целей. Таким путем вы можете контролировать свое продвижение вперед и придавать новые импульсы личному плану. Совершенствование лидерских качеств происходит непрерывно. Как только одна цель будет достигнута, нужно ставить новые области приложения сил. Непрерывный подъем на позиции лидерства часто сопряжен с тяжелым трудом и постоянным самосовершенствованием.

    Будьте довольны скромным прогрессом, особенно на первых порах. Часто говорят, что большой дуб вырастает из маленького желудя. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает успеха. Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс закрепляется и становится чертой отношения данного человека к работе.

    В процессе этой работы вам, возможно, придется пересмотреть свою оценку того, как высоко вы способны вскарабкаться на гору лидерства. Ваша эффективность будет зависеть от способности к самосовершенствованию.

    Ваше изменение может вызвать беспокойство окружающих . Развитие лидерских качеств, повышение личной эффективности ведет к успехам и достижениям. Приоритеты меняются, и рост вашей компетентности может вызвать зависть или враждебность со стороны окружающих. Ваш личностный рост может привести к изменению отношений с вашим социальным окружением: родственниками, друзьями, коллегами по работе. Так, например, они могут оказаться неготовыми к появлению в вашем поведении лидерских качеств, если до этого привыкли воспринимать вас в роли незаметной «серой мышки». Резкое повышение вашей социальной компетентности и профессиональной конкурентоспособности также не останется незамеченным. Будьте готовы к такому повороту.

    Не упускайте возможностей. Пока вы работаете над личным планом развития, могут возникнуть новые возможности. Вы сможете улучшить отношения с окружающими, создать коллектив единомышленников, продвинуть вперед дела, завести новые связи. Умение распознать и использовать возможности отличает людей, работающих над собой.

    Худшая из всех стратегий - пассивно ждать подходящего случая. Приемлемой она может быть лишь тогда, когда больше ничего не остается. Большая часть современной науки управления как раз посвящена тому, чтобы сузить зону действия счастливого случая. Например, маркетинговые исследования предназначены именно для того, чтобы устранить элемент неопределенности в области спроса и предложения товаров. Тот же самый принцип сужения зоны неопределенности можно приложить и к развитию лидерских навыков. Как это сделать?

    Многие, особенно в нашей стране, привыкли считать, что продвижение по службе обычно является результатом счастливого случая или «блата». Это пассивная позиция. Было бы лицемерием говорить, что удача не играет никакой роли. Это не так. Дело в том, что когда появится благоприятная возможность, пусть даже случайно, человек должен быть готов к ней. В противном случае его триумф будет недолговечным. До определенной степени вы сами являетесь творцом своей удачи.

    Когда Томаса Эдисона, выдающегося изобретателя, поздравляли с очередным сделанным им гениальным открытием, он всегда отвечал: «Удача благоволит ищущему ее». Нужно упорно трудиться над развитием лидерства сегодня, а завтрашний день сам позаботится о себе. Не упускайте мелкие возможности, и тогда крупные обязательно найдут дорогу к вам.

    Рискуйте в незнакомых ситуациях . Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные. Часто приходится выбирать между риском и возвращением назад к безопасности. Неопределенность новой ситуации становится негативным фактором и тормозит саморазвитие.

    Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном счете, каждый самостоятельно отвечает за свою судьбу. Во все периоды жизни перед людьми есть выбор - учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Личная эффективность требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.

    Внимательно наблюдайте и будьте готовы учиться у других . Это очень важный и довольно безболезненный способ развития своих лидерских качеств. С детства - начиная с дома и школы - все мы имеем возможность наблюдать за теми, кто лучше и успешнее нас. С ранних лет мы приобретаем этот опыт.

    Предлагаем выполнить следующее упражнение.

    1. Назовите не менее трех лидеров, с которыми вас сталкивала судьба.
    2. Выставьте им оценку как лидерам: хорошо, удовлетворительно или плохо.
    3. Теперь укажите три основные характеристики каждого из них.
    4. Из получившихся девяти характеристик выберите три, которые повлияли на ваши собственные взгляды.

    «Нередко о лидерстве мы можем больше узнать от плохого лидера, чем от хорошего, - говорит Джон Эдайр (John Adair), один из ведущих мировых специалистов по лидерству. - Так сказать, учимся на отрицательном примере. Хорошее лидерство часто немногословно и скромно, и вы практически не замечаете его, но плохое лидерство всегда кричит о себе. Вы обязательно заметите недостаток внимания и понимания, равнодушие, стремление избежать перемен, невыполнение своих функций, чрезмерную уступчивость и другие недостатки».

    У окружающих можно многому научиться. Их подход, отношение и навыки заслуживают, чтобы найти причины их успехов или неудач. Хотя вы должны нести всю ответственность за свои действия, часто бывает полезно консультироваться с другими. Их реакция, беспристрастный взгляд представляют собой ценный ресурс. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить мысли этих людей.

    Учитесь на своих неудачах и ошибках. В своей практической деятельности вы обязательно столкнетесь с неудачами, поскольку любой успех невозможен без поражений. Примите это как данность. Рассматривайте свои неудачи и ошибки как обратную связь с практикой, учитесь на них. Такой подход даже неудачу обращает в полезный ресурс для развития.

    Необходимо сделать все возможное для выявления причины неудачи. Может быть, искать ее нужно внутри вас или в обстоятельствах, над которыми вы не властны. В любом случае вы должны знать эту причину. Поэтому вы должны безжалостно проследить причину провала - как будто вы расследуете авиационную катастрофу. Если вы были неправы, найдите в себе силы признать это. Вы не восстановите свою уверенность в себе, пока не поймете, что было сделано не так и кого в этом следует винить, себя самого или обстоятельства.

    Успех человека складывается в том числе из неудач, потому что человек экспериментирует и рискует каждый день, и чем больше он спотыкается, тем быстрее продвигается вперед. Хорошим наездником считается не тот, кто никогда не падал. Наоборот - человек никогда не станет хорошим наездником, не упав с лошади; тогда его перестанет преследовать страх споткнуться, и он покажет все, на что способен.

    Таким образом, неудача может стать вашим лучшим учителем. Кроме того, она может научить вас такому ценному качеству, как скромность. Как сказал вице-президент крупной транснациональной корпорации: «У меня достаточно достижений, чтобы не впадать в отчаяние, и достаточно неудач, чтобы сохранить скромность».

    Приносите пользу организации, в которой работаете. Со многих точек зрения отношения между человеком и организацией - это сделка, из которой каждая сторона стремится извлечь как можно больше прибыли. Если вы не приносите заметной пользы, то неразумно рассчитывать, что вам предоставят большие возможности.

    В конце концов, о вашей лидерской компетентности будут судить не по словам, а по делам. Люди скептически относятся к тем, чьи торжественные заявления и гладкие речи не подкреплены делами. Кроме того, пытайтесь понять, что стоит за словами окружающих, и судите о них по их делам.

    ***
    Подытожим. Развитие лидерских качеств - ключевые элементы:

    1) знание теоретических принципов;
    2) максимум практики;
    3) обучение посредством обратной связи (анализ успехов и неудач).

    Чтобы облегчить задачу составления плана, предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Его автор - уже упомянутый нами Джон Эдайр. Ниже приводится список ключевых целей, важных для развития лидерских навыков на начальном этапе. Выберите из приведенного ниже списка не менее трех целей для включения в свою программу самостоятельного развития лидерства. Дополните их своими личными целями, важными для вас.

    1. В течение года пройти по меньшей мере два обучающих курса или тренинга по саморазвитию. Например, эффективному деловому общению, лидерству, ораторскому искусству, навыкам управления личным временем, принятия решений и т.д.

    2. Побеседовать - официально или неофициально - с признанными и пользующимися вашим уважением лидерами, чтобы выслушать их идеи относительно лидерства и понять, как они пришли к ним. Внимание! Из этих лидеров не более половины должны работать в вашей отрасли или профессии!

    3. Расспросить своих знакомых или коллег по службе, что они больше всего ценят в поведении лидеров и что меньше всего. Записать и проанализировать их ответы.

    4. Прочесть в течение года минимум одну книгу по вопросам лидерства и разработать не менее пяти практических шагов на ее основе.

    5. Ответить на следующие вопросы:

    а) Каковы мои цели с точки зрения карьеры?
    б) Какой жизненной цели они служат?
    в) Какое значение я придаю достижению этих целей?
    г) Когда они будут достигнуты? Какова моя программа действий?
    д) На каком этапе я нахожусь сейчас? Куда я буду двигаться дальше?
    е) Как я могу улучшить эффективность своей работы?
    ж) Кого можно отнести к самым ценным моим советчикам и критикам?

    6. Получить точную информацию о том, как оценивает организация, в которой вы работаете, ваш потенциал. Выяснить, как ваше начальство и коллеги по службе оценивают ваши лидерские качества. (Внимание: вам может потребоваться немного смелости, чтобы заговорить с начальником на эту тему!)

    7. Если ваша теперешняя работа не дает вам возможности развития лидерских качеств или она не использует все ваши способности, выберите другую область, в которой вы сможете пополнить свой послужной список лидерства. Изменение ситуации стимулирует вас и заставит напрячься.

    8. «Знание - сила». Выберите одну длительную программу обучения (не менее четырех недель), которая углубит и расширит ваши знания в конкретной области - управлении финансами, маркетингом, кадрами и т.д. - и лидерстве в целом. Разработайте план, как убедить свою компанию, что ваше обучение на этих курсах отвечает ее интересам.

    Какие цели вы выбрали?

    Установили ли вы даты, когда нужно будет оценить достигнутые успехи?

    • Как развить лидерские качества и взять вверх над обстоятельствам и
    • Как отделять свои стремления от целей, навязанных другими людьми
    • Какие принципы позволят взять контроль над жизнью и бизнесом
    • Правила лидерства, которых придерживается президент российского подразделения компании «Хенкель»

    Раньше я думал, что лидер – это человек, который берет на себя ответственность и сам решает все проблемы. Но со временем понял, что этого мало. В этой статье я расскажу, и о своих правилах лидерства, которые я выработал, основываясь на собственном жизненном опыте.

    Помню, как меня заставили задуматься вопросы опросника, который моя подруга принесла с тренинга сооснователя нейролингвистического программирования (НЛП) Майкла Холла: «Горжусь ли я тем, что я произвожу? Гордятся ли тем, что мы производим, мои коллеги и сотрудники? Совпадает ли моя работа со смыслом жизни? Что я даю миру? Как я влияю на жизнь окружающих людей? Хочу ли я это делать?»

    Лидерство в моем понимании – это способ влияния и управления людьми. Лидер – это тот, кто растит других лидеров, не опасаясь конкуренции. Тот, кто делает то, что любит, и может научить этому других. Кто меняет жизнь и ценности других людей, создает вокруг себя тот мир, в котором сам хочет жить. Кто задумывается о масштабе своего влияния и хочет большего, не переставая расти. Один из лидеров, которые вызывают мое уважение, – Ричард Брэнсон, запустивший проект коммерческих полетов в космос.

    Прежде чем приступить к развитию лидерских качеств в себе, стоит прежде всего разобраться в том, чего Вы хотите. Многие люди живут, достигая не своих, а навязанных кем-то (родителями, обществом) целей. Попробуйте выяснить, что представляют собой ваши собственные стремления, а что – ожидания окружающих. Ответьте на предлагаемые вопросы, и если они различаются, то, скорее всего, вы пытаетесь следовать навязанным целям.

    Например, когда я стал понемногу разбираться в том, чего хочу на самом деле, то понял, что в семье я проживал не свою жизнь. Я всеми силами старался сохранить брак, несмотря на отсутствие близких отношений с супругой, разницу интересов, ценностей и увлечений. Как мне казалось, я делаю это ради ребенка. Однако в итоге получилось, что дочь выросла где-то в стороне, так как на первое место я поставил финансовое обеспечение семьи. Только теперь я понимаю, что сделал неверный акцент – в семейных отношениях гораздо важнее непосредственная забота и участие.

    Я неспроста привел пример из личной жизни, а не из бизнеса. Невозможно быть лидером только на работе. Ключевой момент для развития лидерского потенциала: что я могу дать окружающим людям, в том числе и своим детям.

    Мне помог измениться метод НЛП. Понадобилось пройти всего несколько ступеней обучения, прежде чем я понял, чего именно хочу, осознал свои ценности и ясно увидел цели. С тех пор произошло много положительных изменений во всех сферах моей жизни. Например, я стал более позитивно смотреть на мир и получать удовольствие даже от того, что раньше делал с неохотой. В 2013 году у меня обнаружили рак в четвертой стадии, и тем не менее я смог преодолеть это заболевание. В том же году я и мой партнер по бизнесу приняли сложное решение расстаться с третьим соучредителем, мы собрали новую команду.

    Сегодня в бизнесе и личной жизни я использую почти все приемы, освоенные за время обучения НЛП, за исключением чисто терапевтических техник. Расскажу, как развить лидерские качества в себе.

    Роберт Дилтс, один из основателей НЛП, исследуя успешных людей, задавал им один и тот же вопрос: «Как Вы работаете в сложных, противоречивых ситуациях?» Типичный ответ успешных людей заключался в том, что они сосредотачивались на своем внутреннем состоянии и были уверены, что если правильно настроиться, то решение придет само. Работа занимает большую часть нашей жизни, поэтому очень важно, в каком настроении мы пребываем все это время. Лидер – человек, который способен управлять не только другими людьми, но и своим внутренним состоянием.

    Правило 1. Управление стрессом. Один из эффективных, на мой взгляд, методов – эриксоновский гипноз (автор – американский психотерапевт Милтон Эриксон), который позволяет восстановить эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях в течение 10–15 минут. Например, я записал на телефон несколько трансовых текстов на разные случаи жизни (примеры таких текстов можно найти в книгах Милтона Эриксона и Михаила Гинзбурга или сочинить самому). Когда возникает стрессовая ситуация (конфликт, проблемы со здоровьем, потеря интереса к работе, недостаток денег и пр.), я сажусь и записываю свои мысли на бумаге. В сухом остатке вижу всего три-четыре основных, а все остальное – вариации на тему. После этого говорю себе «стоп!» и включаю трансовую запись на телефоне. Нормализуется дыхание и ритм сердца, постепенно приходят в порядок и мысли.

    Снимают стресс и так называемые пресуппозиции ​(лат., prae – перед, suppositio – гипотеза, предположение) – наши убеждения и установки, с помощью которых мы оцениваем все происходящее вокруг.

    • Как стать оптимистом: 5 шагов к позитивной и легкой жизни
    > ;

    Пресуппозиции, помогающие жить

    1. Не бывает поражений, есть лишь обратная связь (об эффективности Ваших действий).
    2. Карта не есть территория (Ваше восприятие не равно восприятию собеседника). Например, эффективное решение для Вас не равно эффективному решению для Вашего клиента.
    3. В основе любого поведения лежит позитивное намерение.
    4. Любое поведение представляет собой выбор наилучшего варианта из имеющихся в данный момент.
    5. Если кто-то что-то умеет, то и я могу этому научиться. Так, многим онкобольным помогают бороться с недугом позитивные примеры.
    6. Люди располагают всеми ресурсами, нужными для успеха.
    7. Если ты делаешь нечто, что не работает, попробуй сделать что-нибудь другое.
    8. Смысл сообщения – в реакции, которую оно вызывает.
    9. Системой управляет самый гибкий элемент.
    10. Любая система является самоорганизующейся и стремится к естественному состоянию уравновешенности и стабильности.
    11. Люди способны обучаться очень быстро, иногда им достаточно одной попытки.
    12. Тот, кто перед Вами, – самый важный клиент.

    Правило 2. Эффективные стратегии. Мы совершаем одни и те же действия, но каждый делает их по-своему. Например, когда дети учат слова, одни произносят их вслух, а другие запоминают, как выглядит слово. Практика показывает, что первые делают больше ошибок. Также происходит и с другими действиями. Если мы знаем, что какой-то способ выполнения операции более эффективен, чем другие, мы можем начать сознательно им пользоваться. В НЛП это называется моделированием стратегий. Нужно найти образец и повторить действия, которые совершает более успешный человек. Например, Вы хотите стать отличным оратором. Начните копировать оратора, который Вам нравится. Старайтесь максимально точно повторять темп и ритм речи, интонации, движения тела. Если Вы сможете правильно воспроизвести все детали, Вы поймете, что важно для оратора, на что настроен его фокус внимания, какие у него пресуппозиции относительно того, что он делает. Готовясь к своему выступлению или переговорам с клиентами, используйте отмеченные элементы. Новый навык нужно тренировать, чтобы в дальнейшем воспроизводить автоматически. Например, когда я тренировал визуальный контакт с аудиторией, то делал это ежедневно на публике, и для меня не имело значения, два это человека или двадцать.

    Правило 3. Контроль над бизнесом и жизнью. Серьезная болезнь сразу расставляет приоритеты, показывая, что на самом деле важно, а что – суета. Я никому не желаю болеть, но если это случится, воспринимайте недуг как стимул для раскрытия лидерских качеств. Когда я боролся с болезнью, то выработал свои правила лидерства – их можно применять и в жизни, и в бизнесе.

    1. Страхование Вашей жизни и здоровья (делегирование риска).

    2. Профилактика здоровья (оценка возможности убрать риск):

    • здоровый образ жизни (избавление от вредных привычек: курения, злоупотребления алкоголем);
    • занятия спортом (йога, ходьба, плаванье, лыжи);
    • ежесуточный восьмичасовой сон;
    • работа со стрессами (тренинги на психологическую устойчивость и позитивное мышление).

    3. Мониторинг текущего состояния здоровья (минимизация риска):

    • составление списка врачей и медицинских обследований в соответствии с возрастом;
    • прохождение ежегодного обследования.

    4. Действия при выявлении проблемных зон в здоровье (бизнесе):

    • сбор информации о проблеме (например, ознакомление с мировой практикой лечения выявленного заболевания – методиками и процедурами; поиск специалистов; отзывы о них; собеседование с ними);
    • лечение (соблюдение процедур, методик лечения). Перепроверка результата лечения у трех разных специалистов.

    Развитие лидерских качеств руководителя: 6 правил настоящего лидера

    Сергей Быковских, Президент компании «Хенкель Рус», генеральный менеджер подразделения Henkel Beauty Care в России и странах СНГ, Москва

    Многие воспринимают лидерство как умение эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, например подчиненными и вышестоящим руководством. Я со временем пришел к мысли, что лидерство направлено прежде всего на себя. Если руководитель не в состоянии совладать с самим собой, то он никогда не сможет эффективно управлять другими. Желая добиться от персонала следования каким-либо принципам, я стараюсь ежедневно демонстрировать их своим поведением.

    В нашей компании мы называем это первым условием лидерства – lead myself (англ., управлять собой), только после этого следуют другие принципы, такие как lead team (англ., управлять командой), lead stakeholders (англ., управлять стейкхолдерами), lead change (англ., управлять изменениями) и lead performance (англ., управлять результатами). Вот те лидерские правила, которыми я руководствуюсь:

    1. Уделять внимание подчиненным. Вы можете об этом даже не задумываться, но Ваши подчиненные обращают внимание на малейшие изменения в Вашем поведении по отношению к ним. Например, Вы торопились и не успели пожать кому-то руку. Это легко может выбить человека из колеи на целый день, а Вы будете ломать голову над тем, почему снизилась его продуктивность. Я всегда слежу, чтобы никто из сотрудников не был обойден вниманием. Кивок, пара слов, рукопожатие, улыбка – все это совсем несложно и приятно делать, при этом такие, казалось бы, мелочи очень сильно влияют на мотивацию и рабочий настрой Ваших подчиненных.
    2. Корректно вести себя с подчиненными. Важно помнить, что нельзя нарушать определенные правила взаимодействия с людьми, например, эмоционально выражать свое недовольство. Предположим, сотрудник никак не может выполнить задание так, как Вам бы хотелось. Если повысить на него голос, то результат, скорее всего, не изменится. Гораздо полезнее в данной ситуации выяснить причину неудач. Я прошу сотрудника пересказать мне суть задания, показать результат и этапы выполнения. Если все, что он говорит, верно, то причина провала кроется, скорее всего, в том, что он уделяет недостаточное внимание заданию. Тогда я спокойно объясняю, что при таком отношении к делу наше дальнейшее сотрудничество будет невозможно. Обычно этого достаточно, чтобы решить проблему и заставить человека пересмотреть свой подход к работе.
    3. Подбирать команду из тех, кому действительно доверяешь. Мне приходится взаимодействовать с сотрудниками, которые находятся в других регионах, отделах, и непосредственный контроль за их работой осуществить очень сложно. Поэтому важно, чтобы в моей команде были люди, которые в любой ситуации будут вести себя в соответствии с принятыми у нас этическими принципами и требованиями. Я всегда демонстрирую подчиненным, что доверяю им. Например, делегируя задачу, описываю только суть и ожидаемый результат, показывая, что уверен в исполнителе и знаю, что он меня не подведет. Видя такое отношение, сотрудники часто ведут себя аналогично по отношению к своим коллегам.
    4. Воспитывать себе преемника. Прежде чем сделать следующий шаг по карьерной лестнице, важно убедиться, что у Вас есть преемник, готовый продолжить начатое Вами дело. В целом я руководствуюсь принципом, что мое карьерное развитие возможно только в том случае, если у людей, которые мне подчиняются, также есть возможность профессионально вырасти и занять новую позицию.
    5. Не демонстрировать власть. Если человек активно показывает, что у него есть над кем-то власть, то для меня это свидетельство низкой культуры или личной несостоятельности. Нельзя строить команду только на иерархии, так как в сложных ситуациях это не работает: люди либо добровольно пойдут за Вами, либо пальцем не пошевелят. Каждый день напоминаю себе, что я не только директор компании, я – человек, у которого есть работа, семья, увлечения. И я должен вести себя как обычный человек.
    6. Понимать, что мир гораздо больше, чем работа. Работа – важная часть жизни. Но, кроме нее, у меня есть много других занятий. Например, я люблю бегать и делаю это каждый день. Когда бегаю, то чувствую, как мысли становятся яснее, я абстрагируюсь от сиюминутных проблем и начинаю видеть ситуацию в перспективе. Например, понимаю, что какой-то проблеме уделяю неоправданно много внимания, а другой, более важной, напротив, мало. Движение помогает расставить приоритеты. Мой первый руководитель, человек в достаточно зрелом возрасте, каждый день в обед полчаса гулял по бульвару. Прошло 15 лет, и на одном бизнес-саммите в Германии я услышал, что 15 минут ходьбы в обеденное время помогают держать себя в тонусе и сохранять ясность мысли. Тогда я вспомнил своего первого руководителя – он не посещал тренингов и бизнес-школ, но сам выработал для себя такое же правило. Подобному опыту я доверяю.