Русская народная сказка «Лиса и журавль. Сказка Лиса и Журавль

Лиса с журавлём подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, мой голубчик-куманёк! Сама стряпала. Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает.

А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена; лисица говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости!

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает-то, всё ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе да клюёт, пока всё не поел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем! Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

Вопросы для обсуждения с детьми

Понравилась ли тебе сказка? А кто понравился тебе больше: лиса или журавль?

С чего начинается сказка?

Расскажи, как лиса звала журавля в гости.

Какой хозяйкой оказалась лиса? Как она угощала журавля?

Смог ли журавль со своим длинным клювом отведать угощение лисы? Кто же съел всю кашу?

Что сказала лиса, когда всё съела?

Как ответил журавль на угощение лисы? Что он для неё приготовил?

Почему лиса не смогла съесть окрошку?

Правильно ли журавль проучил лису?

Как ты понимаешь пословицу «Как аукнется, так и откликнется»?

Сказка Лиса и Журавль – единственная в русском фольклоре сказка, в которой лиса с журавлем дружбу водила. Впрочем, сказка не только о странной дружбе, но еще о вежливости, воспитанности и правилах гостеприимства. Когда вы прочитаете сказку онлайн и обсудите ее с ребенком, попробуйте вместе придумать к ней хорошую концовку.

Сказка Лиса и Журавль читать

Стала Лиса кумой Журавлю. Решила его в гости позвать. Манную кашу сварила, по тарелке размазала. Сама язычком тарелку вылизывает, Журавля угощаться приглашает. Только кумец клювом по тарелке стучал-стучал, а проглотить ничего так и не смог. Поблагодарил Лисичку за угощение и к себе в гости зовет. Решил кумушку проучить. Сварил окрошку, насыпал в кувшин и предлагает Лисе. Бедная кумушка вокруг кувшина и так, и эдак, а мордочка в кувшин не лезет. Журавль выклевал всю еду из кувшина, а Лиса голодной осталась. С тех пор у Лисы и Журавля дружба врозь. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Журавль

Лиса и Журавль – коротенькая сказка о том, как дружить и как гостей принимать. Персонажи сказки Лиса и Журавль не умеют дружить, плохо знакомы с правилами гостеприимства. Возможно, у героев были добрые намерения. Но, приглашая друг друга в гости, каждый думал о себе, а не заботился о том, чтобы гостю было удобно. Поэтому Журавль чувствовал себя неловко в гостях у Лисички, а Лисичка – у Журавля. Смысл сказки Лиса и Журавль заключается в том, что надо уметь дружить и заботиться о друзьях. Чему учит сказка Лиса и Журавль? Сказка учит думать не только о себе, но и о других.

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: – Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: – Покушай, голубчик куманек, – сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: – Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: – Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: – Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то, – никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. – Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Цели:

    углубить понимание детьми содержание сказки;

    учить оценивать персонажей по их поступкам и мотивам поступков;

    знакомить со старинными русскими обычаями;

    развивать у детей осознанность чтения вслух;

    формировать гибкость и скорость чтения в зависимости от поставленной задачи;

    развивать память, внимание, мышление, умение объяснять смысл пословиц;

    расширять словарный запас, речь учащихся;

    воспитывать умение дружить, милосердие.

Оборудование:

    на доске пословицы о дружбе, взаимовыручке;

Учебный материал:

    "Лиса и журавль". Русская народная сказка;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка.

Закончите фразу:

Кто хочет …(разговаривать),

Тот должен … (выговаривать)

Всё … (правильно) и …(внятно),

Чтоб было всем … (понятно).

III .Работа над чистоговоркой.

Послушайте чистоговорку. Повторите её хором, чётко проговаривая звуки.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Со-со-со – у Вовы колесо.

Ос – ос –ос – на поляне много ос.

Усь – усь-усь – на лугу пасётся гусь.

Су-су-су – было холодно в лесу.

Ши-ши-ши – веселятся малыши.

Ша-ша-ша – очень груша хороша.

IV .Работа над скороговоркой.

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если бы он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

V . Сообщение темы урока.

Представьте, что сказки вас просят:

А сейчас

Вы, друзья,

Узнайте нас!

Колотил да колотил по тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом…

(Лиса и журавль)

Дети отгадывают.

Правильно. Эту сказку мы прочитаем сегодня.

Прежде чем вы познакомитесь с содержанием сказки, проверьте, правильно ли вы понимаете значение слов.

На доске:

Покумиться – стать кумовьями. Кум и кума – люди, крестившие ребёнка.

Потчевать – угощать.

VI .Работа по содержанию текста.

Учитель читает сказку.

Дети слушают (без текста).

VII . Подготовка к чтению текста.

    Отработка произношения гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, ауоэ, аиуоэ.

    Сочетание гласных и согласных.

    Чтение «пирамидки» из ключевых слов.

Дети читают сначала медленно, потом бодро.

Кум

Каша

Гости

Лисица

Журавль

Голубчик

Аукнулось

Откликнулось

4.Чтение трудных слов.

По – дру - подружи-подружились

С-съе-съедена

Ок-окро-окрошка

Ау-аук-аукнулось

От-отклик-откликнулось

В-вр-врозь

Физкультминутка.

Как у нашего у Яшки

С петухами есть рубашка.

Как гулянье на селе,

Так выходит Яшка в ней.

Лишь увидит он подруг,

Всем поклонится вокруг.

Любит Яшка поплясать

И себя показать.

Руки в боки подопрёт

И в присядочку пойдёт.

Ножками потопает,

Сам себе похлопает.

VIII . Чтение текста детьми.

1.Упражнение «Губы».

К плотно сжатым губам по команде учителя читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки и читают текст.

Найдите слова, которые можно считать выражением главной мысли.

2. Упражнение «буксир».

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения, дети следят. Учитель внезапно останавливается, дети продолжают читать.

3.Упражнение «Чтение с ошибкой».

Учитель читает, делая «ошибки» в словах, дети исправляют ошибки.

4.Чтение вслух парами «наперегонки».

5.Проверка техники чтения.

IX . Обобщение изученного.

Какая лиса? Соедините слова стрелками .

На доске:

пронырливая лиса обманщица

вредная добрая

лукавая хитрая

глупая злая

искренняя коварная

умная насмешливая

Какой журавль? Соедините слова стрелками.

На доске:

Умный журавль выдержанный

Вредный догадливый

Спокойный злопамятный

Глупый угрюмый

Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

Был бы друг будет и досуг.

Разучите стихотворение:

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

- Какие загадки про лису вы знаете?

Рыжая хозяюшка из лесу пришла.

Всех кур пересчитала, с собой унесла. (Лиса).

X . Итог урока.

XI . Домашнее задание. Чтение и пересказ сказки.

Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.

Пошёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик-куманёк, — сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела. Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманёк! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает-то — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюёт себе да клюёт, пока всё не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.