С помощью внутришкольного контроля не происходят изучение. Организация внутришкольного контроля в условиях модернизации образования
Правильные люди на правильном месте важнее, чем правильная стратегия
Джек Уэлч
Знание состояния дел в школе обеспечивается за счет реализации функции контроля. Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит, также, формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.
Сущность, принципы и функции внутришкольного контроля
Каким бы высоким ни был ваш пост, вы отвечаете за то, что происходит на самом низу
Б. Г. Джеймс
В руководстве школой важно внутришкольный контроль.
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Как функция управления контроль включает выявление степени соответствия процесса плановым показателям и естественному движению.
Важными элементами контроля является учет и анализ деятельности.
Учет деятельности позволяет получить полную информацию о состоянии дел в школе. Учет - это получение, обработка и систематизация сведений, выраженных, как правило, в количественной форме, о задачах, подлежащих выполнению, об имеющихся ресурсах, результаты выполнения планов и управленческих решений. Учет производится путем измерения, регистрации и группировки по определенным правилам данных, характеризующих объект управления.
Анализ деятельности заключается в комплексном изучении отчетной информации для объективной оценки деятельности. Анализ деятельности дает возможность:
Объективно оценить результаты работы школы за определенный период;
Выявить причины сложившегося положения дел в школе и динамики ее развития;
Выявить сложные взаимосвязи текущего состояния школы с различными факторами;
Получить количественную оценку эффективности деятельности школы;
Выявить проблемы в деятельности школы;
Найти приемлемые пути улучшения состояния дел.
Таким образом, анализ деятельности позволяет решить такую важную задачу, как определение степени живучести школы - способность противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим воздействиям.
Управленческий (служебный) контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полном объеме все другие функции. Контроль обеспечивает правильную оценку реальной ситуации и тем самым создает условия для внесения
корректив в запланированные показатели.
Внутришкольный контроль - это глубокое, всесторонне изучение и анализ учебно-воспитательного процесса общеобразовательном учебном заведении и координация на основе этого всех отношений в коллективе. Его цель - добиться оптимального соответствия деятельности школы государственным стандартам.
Основные принципы внутришкольного контроля:
Стратегическое направление. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, то есть отражать общие приоритеты учебного заведения и поддерживать их.
Плановость и систематичность контроля означает создание в учебном заведении системы контроля, которая позволит управлять ходом педагогического процесса. Поэтому внутренне школьный контроль заблаговременно планируют. В плане контроля конкретно определяют объект контроля (кто и что будет проверяться), субъект (кто будет контролировать), технологию контроля (каким образом), сроки контроля и место, где будут подведены итоги. План контроля доводят до сведения всех участников учебно-воспитательного процесса.
Научность предусматривает основательные научные основы контролируемой деятельности, полноту выводов и рекомендаций, высокий уровень компетентности того, кто проверяет.
Объективность по оценке и доброжелательность в отношении к субъектам проверки. Этот принцип предусматривает проведение проверки деятельности учителя, классного руководителя, всего педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ на основании произведенных и согласованных критериев.
Экономичность контроля означает, что все расходы на осуществление контроля не должны превышать достигнутых с его помощью результатов. Расходы на осуществление контроля должны приближать учебное заведение к намеченным целям. То есть если суммарные затраты на систему контроля преувеличивают созданные ею преимущества, то лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль.
Сочетание контроля с самоконтролем создает условия для самосовершенствования, самокоррекции, самообучения.
Гласность позволяет демократизировать процедуру контроля и снять излишнее напряжение из субъектов контроля. Гласность контроля обеспечивается тем, что результаты контроля, причины отклонений, приняты меры доводятся до всех участников рабочего процесса.
Ориентация на результат. Конечная цель контроля -
способствовать решению задач, стоящих перед школой.
Своевременность контроля заключается в установлении и обеспечении оптимального временного интервала между измерениями или оценками, которые осуществляются. Значение наиболее оптимального интервала контроля определяют с учетом временных рамок основного плана, скорости измерения, затрат на проведение измерения и распространение полученных результатов. Система эффективного контроля - это система, вовремя подает нужную информацию нужным лицам.
Непрерывность контроля состоит в том, контрольные мероприятия осуществляются постоянно, вне зависимости от сложности, важности и срочности выполняемых работ.
Точность контроля означает, что система контроля представляет достоверную информацию, реальные данные. Если система контроля генерирует недостоверную информацию, то возникают управленческие ошибки, потери сил и средств на решение проблем, которых не существует.
Обоснованность критериев контроля: стандарты системы контроля должны быть взвешенными и обоснованными, так как завышенные стандарты снижают мотивацию работников. Стандарты и нормативы должны подтягивать работников к высоким показателям деятельности, быть напряженными, но посильными.
Понятность контроля. Система контроля, которую трудно понять, может вызвать ошибки работников и даже игнорирование ими самого контроля.
Всесторонность контроля: контролируются все аспекты деятельности, даже, на первый взгляд, самые незначительные.
Гибкость контроля заключается в том, что формы, методы контроля должны максимально учитывать особенности и условия работы контролируемых сотрудников.
Простота контроля обеспечивает меньшие усилия и меньшие затраты на его осуществление. Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простые методы контроля требуют меньших затрат, они экономичны. Чрезмерная сложность ведет также к потере контроля над ситуацией. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.
Гуманизация контроля направлена на установление между субъектом и объектом контроля отношений взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества. Это достигается:
Отказом во время контроля от навязывания учителю вариантов деятельности, от мелочной опеки и регламентации, предоставления ему права свободного выбора технологии обучения и воспитания;
Созданием при контроле стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации педагогического процесса;
Создание условий для постоянного самосовершенствования учителя, предоставление ему возможностей для экспериментальной, исследовательской работы;
Объективной оценкой деятельности педагога, выявлением динамики роста его личности, общим определением программ дальнейшего самосовершенствования.
Индивидуализация контроля означает обязательное учета своеобразия каждой личности (темперамента, уровня познавательных интересов, эмоционально-нравственной чувствительности, типа мышления и памяти, волевых качеств и т.д.) при выборе форм и методов контроля, определение характера методических рекомендаций. Игнорирование руководителем индивидуальных особенностей педагога или незнание их может привести отсутствие взаимопонимания, нарушение единства педагогических позиций и даже противодействие.
Дифференциация предполагает взаимозависимость контроля и результатов работы всего педагогического коллектива или отдельных его групп. В условиях демократизации управления учебным заведением реализация этого принципа должно способствовать переходу педагогов, которые достигают стабильно высоких результатов, к высшей форме внутришкольного контроля - самоконтроля, то есть к работе в режиме полного доверия с использованием только итогового контроля.
В функции внутришкольного контроля относятся:
1. Диагностическая функция: контроль диагностирует педагогический процесс по определенным критериям, обнаруживает как успехи, так и недостатки работы всех его участников.
2. Информационная функция: контроль является источником получения информации, необходимой для анализа результатов деятельности при соотнесения их с запланированными результатами, осуществления корректировки работы администрации, педагогического и ученического коллективов, определения дальнейшей тактики действий в соответствии с выбранной стратегией.
3. стимулирующие-мотивационная функция: контроль стимулирует учеников к улучшению результатов своей учебы, учителей - к совершенствованию форм и методов осуществления учебно-воспитательного процесса; контроль мотивирует общее стремление учителей и учеников к получению лучших показателей в учебе.
4. Коммуникативная функция: контроль является одной из коммуникативных звеньев во взаимоотношениях (учеников и учителей; учителей и директора школы; учеников, учителей и руководителя) систематизированный контроль обеспечивает непрерывный процесс взаимодействия всех участников педагогического процесса.
5. Интегративная функция: контроль объединяет усилия всех участников педагогического процесса при устранении недостатков работы с целью достижения общей цели.
Как итог обобщим понятие «контроль»: по сути - это получение обратной связи о ходе и результатах выполнения должностных обязанностей (учебно познавательной деятельности учащихся и учебно-воспитательной работы педагогов и т.д.); по форме - это самостоятельная управленческая функция, направленная на проверку состояния объекта (образовательного процесса, учебно-познавательной деятельности учащихся и т.д.) по назначению - это основа для принятия управленческих решений на основе анализа полученной информации.
Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: по мнению Ю. А. Конаржевского данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать.
«Современное представление о внутришкольном контроле базируется на диагностическом подходе, то есть на таком подходе, при котором осуществляется выявление состояния системы или процесса в его целостном виде путем изучения частей, элементов, сторон и всей системы в целом» .
Поскольку современная общеобразовательная школа – это сложное, высокоорганизованное учреждение, то для решения поставленных задач контроль должен быть:
§ Многоцелевой – то есть, направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, экспериментальная и инновационная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.);
§ Многосторонний – означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т. д.);
§ Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора, председатели методических объединений, представители Управления образования округа и т. д.).
Сущность и назначение внутришкольного контроля состоят в следующем:
§ оказание методической помощи педагогам в целях совершенствования и развития профессионального мастерства;
§ взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;
§ система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи;
§ вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.
Структура внутришкольного контроля образовательным процессом в школе состоит из следующих элементов:
1) Общие требования к организации контроля в современном образовательном учреждении:
§ плановость – перспективное, текущее и оперативное планирование контроля;
§ многосторонность – создание системы проведения контроля, обеспечивающей его регулярность, оптимальность, всесторонность;
§ дифференцированность – учет индивидуальных особенностей педагогов в процессе осуществления контроля;
§ интенсивность – контрольная деятельность должна планироваться по учебным периодам и учебным неделям с одинаковой степенью регулярности ее проведения с целью предупреждения перегрузки руководителей и сотрудников образовательного учреждения;
§ организованность – процедура проведения контроля должна быть четко определена, доведена до сведения проверяемых и должна быть строго соблюдена в соответствии с соблюдением требований законодательства;
§ объективность – проверка деятельности педагогов на основе государственных стандартов, образовательных программ, а также программ контроля с указанием разработанных показателей и критериев, должна учитывать особенности условий, в которых трудится проверяемый, а также особенности его личности;
§ результативность – наличие позитивных изменений в деятельности педагога, устранение выявленных в ходе контроля недостатков;
§ компетентность проверяющего – знание им предмета и методики контроля, умение увидеть в ходе контроля достоинства и недостатки в работе, прогнозировать развитие результатов контроля, проанализировать с проверяемым результаты контроля таким образом, чтобы вызвать у него стремление к улучшению деятельности и скорейшему устранению недостатков.
2) Принципы эффективности внутришкольного контроля:
§ принцип стратегической направленности контроля;
§ принцип соответствия делу (адекватность методов контроля его объекту и ситуации);
§ принцип контроля по критическим точкам;
§ принцип существенных отклонений;
§ принцип действия (ориентация контроля на конструктивное изменение ситуации);
§ принцип своевременности, простоты и экономичности контроля.
3) Цели контроля:
§ компетентная проверка выполнения решений руководящих органов в области образования и нормативных документов;
§ сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;
§ обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений;
§ умелое, корректное и оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей;
§ совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков;
§ выявление и обобщение передового педагогического опыта.
4) Задачи контроля:
§ создать благоприятные условия развития образовательного учреждения;
§ обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем;
§ создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитанности, развития учащихся;
§ побуждать к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей;
§ мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.
5) Функции внутришкольного контроля:
§ осуществление обратной связи , так как без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения;
§ диагностическая , под которой понимается аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля;
§ стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.
6) Основные компоненты контроля:
§ первым компонентом контроля являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов;
§ условия, определяющие объем, широту и направленность контроля (к условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы материальные, временные, кадровые);
§ определение целей контроля, критериев, показателей и норм оценки контролируемых параметров;
§ выбор методов контроля на основе заявленных принципов;
§ выявление и констатация информации о существующем положении дел;
§ оценка полученных результатов;
§ сопоставление полученных результатов контроля с нормами;
§ анализ и оценка такого положения, и разработка и осуществление коррекции для приведения контролируемого объекта в запланированное состояние.
7) Организация внутришкольного контроля.
В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: определить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необходимую документацию, связанную с объектов проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спланировать соединение внутришкольного контроля и методической работы.
Любая форма контроля осуществляется в следующей последовательности:
§ обоснование проверки;
§ формулировка цели;
§ разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки;
§ сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме;
§ оформление основных выводов по результатам проверки:
o раскрываются основные причины успехов (неудач);
o принимаются управленческие решения: перестановка кадров, обобщение опыта и другие;
o определяются сроки следующего контроля;
§ обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне (педсовете, заседании методического объединения, предметной кафедре и т. д.)
Говоря о контроле, необходимо различать виды, формы и методы контроля.
8) Виды контроля.
Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимая с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля.
§ по масштабу целей: стратегический, тактический, оперативный;
§ по этапам процесса: начальный или отборочный, учебный или промежуточный, итоговый или заключительный;
§ по временной направленности: предупредительный или опережающий, текущий, заключительный;
§ по частоте проведения: разовый, периодический (входной, промежуточный, текущий, предварительный, итоговый), систематический;
§ по широте контролируемой области: выборочный, локальный, сплошной;
§ по организационным формам: индивидуальный, групповой, коллективный;
§ по объекту: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, фронтальный, комплексно-обобщающий.
Выделяются два основных вида контроля: тематический и фронтальный.
Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.
Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих этот вид контроля целесообразно использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя изучаются все направления его работы – учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность.
9) Основные формы контроля, используемые в школе.
Форма контроля – это способ организации контроля.
§ самоконтроль (инициатор и организатор – педагог относительно собственной деятельности);
§ взаимоконтроль (взаимообучение равных);
§ административный контроль (стихийный и плановый): инициатором и организатором выступает администрация школы;
§ коллективный контроль;
§ внешний контроль.
С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива или какой-либо административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.
Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении.
Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения.
Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекается как администрация, так и представители методических объединений школы.
Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса.
Комплексно-обобщающая форма контроля нужна при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов рядом учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.
В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.
Все перечисленные формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.
10) Методы контроля.
Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:
§ наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий);
§ анализ (разбор с выявлением причин, определение направлений развития);
§ беседа (произвольная беседа и целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе);
§ изучение документации (работа с классными журналами, дневниками учащихся, планами урока, личными делами, журналами по технике безопасности);
§ анкетирование (способ исследования путем опроса);
§ хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций);
§ устная или письменная проверка знаний, умений, навыков учащихся (испытание для выявления уровня обученности и другие методы).
Методы взаимно дополняют друг друга, для объективного знания реального положения дел. По возможности необходимо использовать различные методы контроля.
При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся:
§ алфавитная книга записи учащихся;
§ личные дела учащихся;
§ журналы: ? классные;
· факультативных занятий;
· групп продленного дня;
· дополнительного образования;
§ книги: ? учета выдачи аттестатов об образовании;
· учета выдачи золотых и серебряных медалей;
· протоколов заседаний педагогического совета;
· приказов по школе;
· учета педагогических работников;
· журнал учета пропусков и замещения уроков.
Факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.
В школьной практике наиболее часто применяется устный и письменный контроль. При всей доступности этих методов контроля ограничиться только их использованием нельзя, поэтому применяется группа социологических методов сбора информации.
Применение во внутришкольном контроле социологических методов – анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок – позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию.
Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения.
Изучение передового педагогического опыта, методы диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях определенных учителей, их педагогических системах, способах проявления педагогического творчества.
Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования направлений и этапов осуществления контроля и включения в его проведение представителей администрации, учителей.
Исходя из выше сказанного, структуру процессов контроля (рисунок 8, рисунок 9, рисунок 10) можно представить следующим образом :
Рисунок 8 ? Классификация контроля по видам.
Рисунок 9 ? Классификация контроля по методам.
Рисунок 10 ? Классификация контроля по периодам).
Все виды контроля завершаются разработкой предложений по устранению выявленных недостатков. Эти предложения должны быть направлены на улучшение образовательной деятельности, и соответствовать реальным возможностям образовательного учреждения.
11) Итоги контроля могут быть подведены:
§ на совещании при директоре или его заместителях;
§ на заседании методического объединения учителей;
§ на педагогическом совете.
Способы подведения итогов : справка, справка-отчет, собеседование, накопление методического материала и т. д. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел:
§ проводятся заседания педагогического или методического советов;
§ сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;
§ результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.
12) Объектами внутришкольного контроля являются следующие виды образовательной деятельности (рисунок 11) :
§ учебный, воспитательный процесс;
§ методическая работа, экспериментальная и инновационная деятельность;
§ психологическое состояние учащихся и учителей;
§ обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями (соблюдение требований охраны труда, санитарно-гигиенического состояния, обеспеченность учебной и методической литературой, учебно-техническим оборудованием).
Рисунок 11 ? Объекты внутришкольного контроля.
При составлении плана внутришкольного контроля учитываются следующие элементы: учебно-воспитательной работы :
§ выполнение всеобуча;
§ состояние преподавания учебных предметов;
§ качество знаний, умений, навыков учащихся;
§ исполнение решений педсоветов, совещаний и т. д.;
§ качество ведения школьной документации;
§ выполнение программ и предусмотренного минимума;
§ подготовка и проведение экзаменов.
методической работы:
§ повышение квалификации учителей и администрации;
§ работа методических объединений;
§ работа с молодыми специалистами;
§ работа с учителями, пришедшими из других образовательных учреждений.
13) Технологии внутришкольного контроля.
§ педагог заполняет «Личностный паспорт»;
§ согласовывает свой план с руководителей методического объединения;
§ руководитель методического объединения систематизирует личностные планы педагогов и составляет технологическую карту контроля своего методического объединения;
§ завуч совместно с руководителем методического объединения анализируют и составляют план контроля на уровне методического объединения;
§ администрация анализирует план методического объединения, определяет план инспектирования, административного и индивидуального контроля, знакомит с ним педагогов;
§ директор утверждает сводный план внутришкольного контроля.
Успешной реализации внутришкольного контроля в школе способствует создание стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление учителю возможности апробировать их на практике, а также распространение передового опыта и творческих находок, изюминок учителей.
Таким образом, функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий. Поэтому необходимо выяснить какое влияние оказывает внутришкольный контроль на процесс управления образовательным учреждением.
Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в настоящее время остается дискуссионной, что является подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающимся поиском ее оптимального решения. В книге М.Л.Портнова "Труд руководителя школы" выделяются три вида контроля: предварительный, текущий, итоговый. Н.А.Шубин, объединяя в одной классификации формы и методы, дает их следующее сочетание: обзорный предварительный, персональный, тематический, фронтальный и классно-обобщающий.
Среди педагогов - теоретиков и практиков широко известна классификация видов и форм внутришкольного контроля, предложенная Т.И.Шамовой. Эта классификация структурно выдержана, логична, удобна в практическом использовании, и, главное, виды и формы контроля в полной мере отвечают природе целостного педагогического процесса. В ней выделяются два вида контроля: тематический и фронтальный. Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.
Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при проведении аттестации, изучаются все направления его работы - учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.
В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы.*
* См.: Внутришкольное управление. - С. 100 - 102.
Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении.
Классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.
Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются представителя как администрации, так и методических объединений школы.
Тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например: использование краеведческого материала в процессе обучения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.
Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле. В названии форм контроля повторяется термин "обобщающий". Это лишний раз подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.
В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы взаимно друг друга дополняют, и если мы хотим знать реальное положение дел, то должны по возможности использовать различные методы контроля.
При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета бланков и выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и серебряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказов по школе, книга учета педагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков и др. Даже сам факт перечисления школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.
Устный и письменный контроль наиболее часто применяются в школьной практике. Однако при всей их доступности и легкости использования ограничиться только ими нельзя. В школьной практике применяются также социологические методы сбора информации. К ним относятся анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод экспериментальных оценок и др. Они позволяют быстро получить интересующую проверяющего информацию.
Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, занятости учащихся и учителей, причин их перегрузки, при определении объема домашних заданий, скорости чтения и др.
Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение представителей администрации, учителей, работников органов управления образованием.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите основные компоненты управленческой культуры руководителя образовательного учреждения.
2. Каковы основные функциональные обязанности руководителей общеобразовательной школы? В каких документах определены обязанности должностных лиц?
3. В чем состоит роль и каково содержание педагогического анализа в управлении школой? Что является объектом педагогического анализа?
4. Проанализируйте различные виды планов работы школы. В чем заключается их взаимосвязь?
5. Во время лабораторных занятий в школе познакомьтесь с содержанием годового плана работы школы. Проанализируйте содержание основных разделов плана.
6. Каково основное содержание организаторской деятельности руководителей школы?
7. Дайте характеристику деятельности педагогического совета школы, совещания при директоре школы, ученического комитета.
8. Как связан контроль и регулирование с другими функциями внутришкольного управления? Какие используются методы внутришкольного управления?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1991.
Кобзарь Б.С. Управление школой продленного дня. - Киев, 1988.
Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. - М., 1986.
Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. - М., 1982.
Портнов М.Л. Труд руководителя школы. - М., 1984.
Раченко И.П. НОТ учителя. - М., 1989.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М.; 1979.
Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. - М., 1992.
Фролов П.Т. Школа молодого директора. - М., 1988.
Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом
Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности Педагогический коллектив школы Семья как специфическая педагогическая система Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ -
Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
"Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины"
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Специальный факультет по переподготовке кадров
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся
Дипломная работа
Исполнитель: слушатель группы М - 2
специальности
"Менеджмент учреждений дошкольного,
общего среднего образования,
внешкольного воспитания и обучения"
КИРПИЧёВА Т.Г.
Научный руководитель: к.п.н., доцент Миняйлова Е.Л.
Рецензент к.п.н, доцент АДАРЧЕНКО Е.Л.
Гомель 2009
Задание по дипломной работе (проекту) Слушателю Кирпич ё вой Татьяне Геннадьевне 1. Тема дипломной работы Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся . 2. Срок сдачи слушателем работы "____"_______________ 2009_г.3. Исходные данные к дипломной работеТеоретическая база: работы Л.И. Вагиной, Л.К. Гребенкиной, И.В. Гуревич, Т.Г. Ульяновой, статьи и Интернет-источники, раскрывающие основы планирования и осуществления внутришкольного контроля, нормативно-правовая база, определяющая государственную политику.Объект: процесс управления качеством обучения учащихся.Предмет: внутришкольный контроль как инструмент управления качеством обучения.4. Перечень подлежащих разработке вопросов1) Внутришкольный контроль, его виды и формы2) Теоретические основы планирования и осуществления внутришкольного контроля3) Особенности внутришкольного контроля в современных условиях4) Традиционные и новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы.5) Определение эффективности управления качеством обучения учащихся посредством диагностического, репетиционного и централизованного тестирования.5 Календарный план-график работы с указанием сроков выполнения отдельных этапов.Содержание
- Задание по дипломной работе (проекту)
- Введение
- 1. Теоретические основы внутришкольного контроля
- 1.1 Внутришкольный контроль, его виды и формы
- 1.2 Роль и место контроля в системе внутришкольного управления
- 1.3 Требования к контролю
- 1.3.1 Недостатки в организации внутришкольного контроля
- 1.4 Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
- 1.5 Новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы
- 2. Основные направления организации внутришкольного контроля
- 2.1 Планирование и осуществление внутришкольного контроля
- 2.2 Определение эффективности управления качеством обучения учащихся посредством диагностического, репетиционного и централизованного тестирования
- 2.3 Методические рекомендации по осуществлению внутришкольного контроля
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение А
- Приложение Б
- Приложение В
- Приложение Г
ТАШКЕНТСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бутабаева Н.П.
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Ташкент – 2007 г.
Рецензенты : Ломухина В.И. – директор школы № 210 г.Ташкента
Мирзоева Л.В. – зам.директора по учебно-воспитательной работе школы № 101 г.Ташкента
Научный редактор : Юлдашев Х.К. – ректор ТГИППКПНО, доктор педагогических наук, профессор
Ответственный за выпуск : Умронходжаев А. – кандидат
Педагогических наук, профессор
Пособие содержит методические материалы по организации внутришкольного контроля.
Для педагогической деятельности любой школы характерны осмысление накопленного опыта работы, поиск новых идей, выход на более высокую ступень педагогического мастерства в организации учебной и воспитательной деятельности, появление и распространение в педагогической, родительской, управленческой среде нового понимания ценностей образования, когда образование становится приоритетным в жизни подрастающего поколения.
Закон «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров явились руководством к действию в развитии и усовершенствовании народного образования в Узбекистане. Работа в этом направлении еще более усилилась после принятия «Государственной общенациональной программы развития школьного образования на 2004-2009 годы», предусматривающей кардинальное улучшение всей системы школьного образования, отвечающий самым современным требованиям.
А одним из рычагов такого развития в каждой конкретной школе является аппарат внутришкольного контроля (ВШК).
ВШК – это система, которая позволяет управлять, контролировать и оптимизировать учебный процесс.
ВШК – это сложная система управления, т.к. включает в себя взаимоотношения между администрацией, коллективом учителей, и коллективом учеников.
Целью данной методической разработки является оценка следующих понятий:
Эффективность ВШК.
Организация работы администрация в этом направлении.
Организация работы учителя.
Мотивирующие аспекты деятельности учителя.
Формы и методы внутришкольного контроля.
Психологический климат педагогического и ученического коллективов.
Эффективность учебно-воспитательного процесса.
Планирование внутришкольного контроля.
Условия эффективности ВШК
Каждый руководитель школы постоянно нуждается в четком представлении о том, как развивается школа, каковы тенденции того развития, как совершенствуется (или не совершенствуется) образовательный процесс. Иными словами нужен постоянный анализ, постоянная обратная связь, информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива. Такую информацию – достоверную, полную – можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля на основе диагностики.
Диагностика – основа качественного управления образовательным учреждением.
Диагностика должна быть направлена на изучение и анализ положения дел в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации.
Диагностика коллектива – важное условие, которое обеспечит руководство образовательного учреждения информацией, необходимой для организации личностно-ориентированного контроля и вариативного гибкого методического сервиса в школе. Только при таком условии внутришкольный контроль выполнит свою диагностическую, стимулирующую и воспитывающую функции.
Существует ряд принципов, делающих процесс контроля эффективным:
регулярность и отсутствие неожиданных процедур контроля;
отказ от различных форм скрытого контроля;
выявление не только недостатков, но и успехов контролируемых;
доведение результатов контроля до подчиненных;
уважение к работникам в процессе контроля;
важность принятия подчиненными контроля и знание ими того, как можно усовершенствовать свою работу.
К сожалению, чаще всего контроль ориентирован на выявление недостатков, что вызывает психологический дискомфорт сотрудника. Это может привести к сильному перенапряжению учителя, вызвать чувство сопротивления. В результате этого контроль не только не способствует совершенствованию работы, а является демотивирующим фактором.
Чтобы этого не произошло, необходимо придерживаться следующих условий :
ожидаемые руководством результаты четко определены и известны каждому педагогу;
результаты соответствуют возможностям педагогов, которые не сомневаются в своих силах;
в образовательном учреждении существуют необходимые организационные, материально-технические и другие условия, достаточные для достижения ожидаемых результатов, в чем педагоги не сомневаются;
достижения ожидаемых результатов не требует от педагогов чрезмерного напряжения;
в организации существуют известные всем вознаграждения за достижения результатов;
данные вознаграждения предоставляют ценность для исполнителей;
система контроля обеспечит объективную оценку результатов труда, и каждый педагог уверен в этом;
результаты каждого педагога известны в коллективе;
статус педагога зависит от того, как он работает;
педагоги не сомневаются в справедливости распределения вознаграждений, так как они соответствуют результатам труда.
Оценка работы будет значимой и привлекательной для педагога, если он будет уверен в ее справедливости и в реалистичности предъявляемых требований. Слишком высокие требования могут восприниматься как абсолютно не достижимые, в то время как слишком низкие – препятствовать появлению чувства успеха.
Результаты контроля будут восприниматься как справедливые, если педагоги, достигшие равных результатов, будут оценены одинаково. При этом стандарты или критерии оценки должны быть достаточно обоснованы и предварительно согласованы с коллективом.
Справедливость контроля достигается также обоснованием и аргументированностью оценочных суждений проверяющего; признанием наличия у педагога собственной позиции в оценке результатов своего труда; уважительным и доброжелательным отношением к личности контролируемого.
Требования, обеспечивающие эффективность контроля .
Руководитель, осуществляющий контроль должен сам обладать высокой компетентностью, культурой, т.е. иметь высокую научно-теоретическую подготовку, ориентироваться на новейшие психолого-педагогические достижения, ППО развития школы.
При осуществлении контроля, придерживаться самому и требовать этого от других проверяющих следующих этических правил :
честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
стремление к точности и уважения к очевидности;
достоверность изложенных фактов;
вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образования и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;
понимания особенностей образовательного учреждения, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
оценка результатов деятельности осуществляется с учетом показателей приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
признание того, что интересы и благополучие обучающихся являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
уважительное отношение и уверенность в порядочности руководителей, учителей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
понимание того, насколько серьезно изложенное мнение инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.
Контроль должен завершаться формулированием предложений по совершенствованию работы проверяемых, а если необходимо, то предложениями по оказанию им помощи. А найденные положительные достижения должны также стать достоянием коллектива, общественности, путем распространения передового опыта, примера лучших образцов работы с целью совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.
Неэффективный контроль (каким не должен быть контроль):
не нацеливающий на конечный результат;
не имеющий системы, т.е. нерегулярный контроль, который имеет характер случайного явления;
тотальный контроль, который по своей сути освобождает педагогов от личной ответственности за результаты своего труда, порождает небрежность;
скрытый контроль (через «стукачей»), вызывающий досаду, так как служит показателем отсутствия доверия;
контроль «для галочки», показывающий, что руководителю все равно достигнет ли учитель успехов или нет;
контроль, где учитель воспринимается как объект контроля, а не как субъект совместной деятельности;
нельзя контролировать только любимый участок – к этому привыкают;
контроль не должен ограничиваться инцидентами (по особым случаям);
замалчивание выводов из результатов контроля, результаты контроля бесплодны, если не становятся предметом обсуждения.
И так, чтобы контроль побуждал педагогов к самосовершенствованию и эффективной работе, руководителю необходимо использовать специальные правила :
добиться того, чтобы контрольные процедуры осуществляли уважаемые люди;
подчеркивать значимость работы проверяемого педагога для всего образовательного учреждения;
стараться выявлять не только недостатки, но и успехи педагогов;
уважать мнение проверяемого, не допускать «разборок»;
оценивать результаты деятельности по согласованным с коллективом критериям;
создать у педагога положительный эмоциональный настрой, уходить при общении от раздражения, чувства обиды, стремления «свести счеты» за какие-либо прегрешения проверяемого;
обсуждать с учителем необходимые изменения в его работе;
внушать педагогу уверенность в собственных силах.
Внутришкольный контроль :
это мотивированный стимулирующий процесс, целью которого является снятие затруднений участников образовательного процесса, направленного на повышение эффективности их совместной деятельности;
это наблюдение, изучение, проверка, мониторинг, сбор и обработка информации, ее анализ, систематизация, выявления состояния системы с целью дальнейшего совершенствования деятельности.
оказание методической помощи с целью совершенствования и развития профессионального мастерства;
взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на совершенствование педагогического процесса;
система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи.
Принципы :
научность; доброжелательность;
актуальность; взаимоуважение;
плановость; взаимообогащение;
открытость; сравнительно-аналитический подход;
методическая направленность.
Объекты контроля :
Состояние организационно-педагогических условий успешной работы школы.
Состояние учебно-воспитательного процесса.
Состояние внеклассной воспитательной работы.
Состояние финансовой и хозяйственной деятельности.
Качество и эффективность работы учителей (качество преподавания, выполнения государственных учебных программ, рост профессионального мастерства как результат повышения квалификации и самообразования, методической работы).
Качество и эффективность работы учащихся (посещаемость учебных занятий, успеваемость; качество знаний, умений, навыков, формирование нравственных качеств).
Качество работы обслуживающего персонала и т.д.
Каждый из этих объектов имеет свои специфические особенности с точки зрения организации и содержания работы, поэтому обладает некоторой самостоятельностью. Но в тоже время все они тесно взаимосвязаны и, в своей совокупности, составляют единую систему и структуру внутришкольного контроля.
Организация внутришкольного контроля :
Определение целей и задач контроля.
Выявление объектов
Определение круга вопросов, требующих изучения.
Определение сроков контроля.
Определение участков, распределение их обязанностей.
Определение форм и методов контроля.
Определение видов подведения итогов.
Подготовка итогового документа (аналитической справки, приказа, постановления и т.д.).
Определение сроков проверки исполнения предложений, рекомендаций.
I. Подготовительный:
планирование;
выбор вида и формы;
отбор методов;
установка сроков;
изучение литературы;
формирование группы;
инструктаж.
II. Диагностический (практический):
контрольные работы, тесты, срезовые работы на:
реконструктивном уровне;
творческом уровне.
2. Сбор информации, наблюдение, собеседование, изучение документации, посещение уроков.
3. Анкетирование учащихся и родителей.
III. Аналитический:
анализ и систематизация информации;
беседа с учителями.
IV. Заключительный этап:
формулировка выводов;
оказание методической помощи;
согласование предложений;
подведение итогов контроля.
Распределение обязанностей между руководителями школы при осуществлении контроля
Для правильного осуществления внутришкольного контроля требуется четкое, продуманное распределение обязанностей между руководителями, чтобы предупредить обезличку, дублирование и охватить все звенья контроля. Распределение обязанностей – это одна из первоочередных задач правильной организации труда. Когда в школе не уделяется этому должного внимания, нарушается четкость и ритмичность осуществления контроля, появляются ненужное дублирование и противоречия в оценке деятельности одного и того же учителя, отдельные участки работы остаются бесконтрольными. Все это в конечном счете приводит к снижению трудовой дисциплины и качества работы.
Из чего следует исходить в решении столь сложного вопроса? Во-первых, из обязанностей руководителей, определенных Уставом средней школы; во-вторых, из всего объема внутришкольного контроля; в-третьих, из передового опыта работы школ. На этом основании можно предложить следующее примерное распределение обязанностей, которое является ориентировочным, так как при этом следует учитывать специфику школы и количественный состав администрации.
Директор школы контролирует :
● работу административно-управленческого персонала – заместителей по учебно-воспитательной работе, зам.директора по духовно-просветительской работе; помощника по хозяйственной части;
● выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности;
● идейно-политическую направленность преподавания учебных предметов и качество знаний, умений и навыков учащихся. При этом практикуется такое распределение: если один из руководителей специалист по предметам математического цикла, а второй – гуманитарного, то каждый из них берет под контроль работу учителей соответствующего цикла;
● выполнение закона «О всеобуче»; закона «О народном образовании»; закона «О национальной программе подготовки кадров»; содержание и организацию внеклассной и внешкольной работы;
● выполнение решений педагогического совета;
● работу по вопросам самообразования учителей;
● деятельность классных руководителей;
● выполнение единых педагогических требований к учащимся;
● постановку учебно-воспитательной работы в группах продленного дня;
● сохранность учебно-материальной базы школы;
● поведение учащихся;
● организацию и проведение работы по профориентации;
● ведение школьной документации;
● работу методобъединений предметов контролируемого цикла;
● работу библиотеки;
● организацию и осуществление дежурства в школе;
● состояние военно-патриотической работы в школе;
● педагогическое руководство школьным самоуправлением;
● организацию и осуществление работы среди родителей, в том числе и постановку педагогической пропаганды в школе и на шефствующих предприятиях;
● финансово-хозяйственную деятельность;
● деятельность школы по привлечению внебюджетных средств, согласно Постановлению Каб.Мина № 414 от 3.09.99.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе контролирует :
● состояние учебно-воспитательной работы в школе;
● работу учителей-предметников контролируемого цикла;
● состояние успеваемости учащихся, качество их знаний, умений, навыков, посещаемость;
● работу классных руководителей по вопросам учебной деятельности учащихся;
● дозировку домашнего задания;
● организацию учебной работы в кабинетах по предметам контролируемого цикла;
● выполнение единых педагогических требований к учащимся, выполнение режима учебных занятий;
● выполнение государственных программ и предусмотренного минимума практических, лабораторных, обучающих и контрольных работ, проведение экскурсий;
● работу предметных методических объединений;
● порядок ведения классных журналов, ученических тетрадей и другой школьной документации;
● организацию и проведение факультативных занятий;
● учебную работу в группах продленного дня;
● работу библиотекаря по вопросам организации внеклассного чтения по предметам;
● мониторинг;
● ГОСОСО
● заместитель директора по учебно-воспитательной работе инструктирует и консультирует учителей по вопросам учебных занятий, самообразования, учителей и классных руководителей по вопросам составления планов, отчетов и ведения классных журналов и ученической работы;
Зам.директора по духовно-просветительской работе по гармоничному воспитанию молодого поколения :
● организацию и проведение воспитательной работы в школе;
● деятельность классных руководителей по вопросам проведения внеклассной работы с учащимися, выполнение планов воспитательной работы;
● работу руководителей различных кружков, секций, студий и т.д.;
● внеклассную воспитательную работу, проводимую учителями;
● посещение учащимися кружков, студий, секций и т.д.;
● работу ответственных за подготовку и проведение отдельных общешкольных массовых мероприятий;
● программы радиопередач, содержание общешкольных стенных газет;
● работу классных политинформаторов;
● воспитательную работу в группах продленного дня;
● организацию, проведение и учет общественно-полезной деятельности учащихся;
● спортивно-массовую, туристическую и краеведческую работу;
● контролирует работу молодежных организаций «Камолот», «Камалак»;
● контролирует деятельность организаторов детского досуга;
● возглавляет работу методобъединений классных руководителей, инструктирует и консультирует классных руководителей, воспитателей групп продленного дня и учителей по вопросам внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися, приглашенных специалистов и родителей для проведения с учащимися воспитательной работы;
Организатор школьного досуга курирует работу молодежного движения «Камолот», «Камалак», организует работу лидеров и возглавляет лидерский совет.
Формы и методы внутришкольного контроля
Как организовать контроль за состоянием преподавания учебных предметов, чтобы он не был случайным? Какие избрать формы контроля? Бессистемные, непродуманные посещения уроков представляют собой поверхностные наблюдения педагогического процесса. Контроль должен быть обусловлен необходимостью его проведения.
Продумывая организацию контроля, некоторые руководители стремятся установить очередность в изучении состояния преподавания учебных предметов. В этой связи в первой четверти они проверяют одни предметы, а второй – другие и т.д. У других контроль строится без учета каких либо принципов и представляет собой сумму разрозненных мероприятий. Третьи стремятся к ежедневному неравномерному посещению уроков. На первый взгляд, кажется, это не плохо. Но здесь есть и недостатки. Руководитель школы на протяжении месяца каждый день посещает уроки разных учителей и не одному из них не уделяет столько времени, сколько требуется для всестороннего изучения работы учителя. Отмеченные подходы к организации внутришкольного контроля не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Учитывая современный уровень учебно-воспитательного процесса, руководители школы должны стремиться к достижению преемственности в научном и методическом росте всего педагогического коллектива школы. Новый учебный год должен быть продолжением истекшего в совершенствовании педагогического мастерства каждого члена коллектива и, следовательно, в повышении качества всего учебно-воспитательного процесса в школе.
Соблюдение преемственности должно стать принципом руководства педагогического коллектива и послужить основой для отбора системы средств управления. К системе средств управления, прежде всего, следует отнести сочетание различных форм контроля, которые помогут руководителям получить всестороннюю информацию о состоянии дел в школе. Форма контроля – это важная сторона в организации руководства учебно-воспитательным процессом. Какие из них следует считать более рациональными и почему?
Каждая форма контроля, прежде всего, должна иметь целевое назначение и способствовать предупреждению возможных ошибок деятельности учителя на разных этапах учебной работы. Правильно выбранные формы контроля помогут руководителю получить полную и всестороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательной работы в школе.
Можно вычленить следующие формы внутришкольного контроля:
обзорный;
предварительный;
персональный (более продолжительный контроль за работой одного учителя);
тематический;
фронтальный;
классно-обобщающий контроль.
Все эти формы взаимосвязаны и дополняют друг друга, но каждая из них имеет свои специфические особенности. Общими для всех форм является этапность осуществления внутришкольного контроля. Каждая проверка, независимо от ее цели, должна осуществляться в определенной последовательности, а именно: подготовительный этап, сбор необходимой информации, анализ собранной информации и ее обсуждение, проверка исполнения указаний. Все этапы взаимосвязаны, и каждый из них базируется на предшествующем. Например, без предварительной подготовки сбора информации контроль не может быть целенаправленным, и, следовательно, этой информации нельзя дать глубокий педагогический анализ. Если собрать и проанализировать информацию без принятия конкретных мер и проверки исполнения – получится простая констатация фактов.
I. Обзорный контроль позволяет руководителю выяснить на каком профессиональном уровне начинает учебный год весь педагогический коллектив, если он по своему составу большой, то какая-то часть его, особенно та, которая волнует руководителя; вошло ли в практику все то, над чем трудились в истекшем году всем коллективом. Эту форму контроля рационально использовать в начале учебного года. Одни учителя побывали на курсах усовершенствования, другие получили конкретные задания от руководителя школы перед уходом в отпуск для самостоятельной работы в целях повышения своего педагогического мастерства. Естественно руководителей волнует, что нового появилось в работе каждого из этих учителей. С какими потенциальными возможностями они вступят в новый учебный год?
В результате обзорного контроля администрация, с одной стороны может увидеть все новое, передовое в практике работы, с другой – наметить конкретные меры для оказания помощи нуждающимся учителям и использовать в этих целях такие формы, как предварительный и персональный контроли. Деятельность работы с отдельными учителями может быть разной: четверть, полугодие, год, все зависит от успехов каждого. Но сам контроль в этих случаях обусловлен необходимостью.
Обзорный контроль используется также в конце третьей или в самом начале четвертой четверти. Что в этом случае проверяется? Скажем, на протяжении года коллектив решал определенный комплекс вопросов с целью улучшения качества учебно-воспитательной работы в школе. Например, разрабатывались такие темы: 1. Пути активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. 2. Формы и методы работы с сильными и слабыми учащимися на уроке и во внеурочное время и методика организации этой работы.
Эти вопросы на протяжении года обсуждались на производственных совещаниях, педагогических советах, методических объединениях, по темам проводились открытые уроки. Безусловно, каждого руководителя интересует, нашли ли свое отражение эти вопросы в практической деятельности всего коллектива или какой-то части его.
Как правило, результаты контроля обсуждаются на итоговом педагогическом совете. Подробно отмечается, что достигнуто, а что еще необходимо сделать по этим вопросам в новом году и кому именно. Намечаются конкретные мероприятия.
Эта форма контроля рассчитана только на руководителей школы и по длительности занимает 15-20 дней. Организуется она следующим образом. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе составляет график посещения уроков учителей им и директором.
Эта форма контроля может быть использована и вновь назначенным руководителем. В этом случае она позволяет ему в какой-то мере познакомиться с работой всего коллектива как на уроках, так и во внеурочное время и получить общее представление о состоянии учебно-воспитательной работе в школе.
Итак, обзорный контроль используется:
в начале учебного года, когда руководитель ставит своей задачей увидеть, на каком профессиональном уровне начинает учебный год весь коллектив или часть его, что нового появилось в работе каждого учителя;
в конце учебного года, когда руководитель, стремится определить, насколько полно нашли свое воплощение в практической работе всех или части учителей те вопросы, над которыми работал весь коллектив на протяжении года;
вновь назначенным руководителем в целях общего знакомства с состоянием учебно-воспитательного процесса в школе.
II. Предварительный контроль позволяет руководителю познакомиться с построением урока или серии уроков по какой-либо теме у того или иного учителя, по поурочным или тематическим планам, предварительно обсудить, в какой мере эти уроки отвечают требованиям сегодняшнего дня, и при необходимости оказать нужную помощь. Цель предварительного контроля – предупредить возможные ошибки в работе учителя до проведения урока или изучения темы.
Практически эта форма контроля используется в работе с начинающими или вновь прибывшими в данный педагогический коллектив учителями. Заботясь о том, чтобы вновь прибывший или начинающий учитель как можно быстрее включился в тот ритм работы, который выбран в данном педагогическом коллективе, руководитель школы может начать свой контроль за его деятельностью со знакомства с поурочным планом.
Особое внимание руководитель сосредотачивает на следующем:
продумана ли учителем постановка познавательной задачи в целях повышения интереса к изучаемому материалу и активизации мыслительной деятельности учащихся;
как используется при разработке темы или части ее ранее усвоенные учениками знания с тем, чтобы их углублять и развивать в процессе изучения нового;
каким путем строит учитель изложение нового материала: путем описательного или доказательного объяснения, использование интерактивных методов обучения;
насколько удачно отработан учителем познавательный материал из жизненных наблюдений, художественной или научно-популярной литературы, в целях формирования осознанных представлений и понятий;
стремится ли учитель в процессе изложения материала подвести своих воспитанников к самостоятельным выводам и обобщениям;
какие разнообразные и эффективные формы работы с учащимися использует учитель в целях активизации их познавательной деятельности;
какие современные технологии применяет учитель на уроке для развития самостоятельного мышления учащихся;
носит ли обучение воспитательный характер;
в какой мере продумано домашнее задание и нацеливает ли оно учащихся на объяснение фактов или явлений из окружающей действительности на основе приобретенных знаний.
Разумеется, подход при анализе поурочных или тематических планов может быть иным, т.е. могут быть рассмотрены и другие требования учебного процесса. Все зависит от целей и задач, которые учитель собирается решать на уроке (излагать ли новый материал, закреплять ранее изученный, вырабатывать практические умения и навыки и т.д.). Но любой поурочный план должен быть подчинен основным целям обучения – формированию прочных знаний, глубоких убеждений и воспитанию самостоятельного мышления учащихся.
Предварительная форма контроля используется и в том случае, когда учитель начинает изучение наиболее сложной темы. По результатам истекшего года руководитель знает, что учащиеся слабо ее усвоили, так как учителя не продумали эффективные пути изучения данной темы. Чтобы не допустить прошлогодних ошибок, руководитель приглашает нескольких учителей, ведущих в данной параллели этот предмет, и руководителя методического объединения для предварительного обсуждения этой темы, предлагает разработать ее, включая работы тренировочного и контрольного характера, и обязательно обсудить и утвердить разработку на методическом объединении. Важно, чтобы методическое объединение не просто было причастно к разработке темы, но и отвечало за ее качество. Разработанная тема представляется на утверждение руководителю до изучения ее в классе. В этом случае посредством предварительного контроля руководитель стремится не только предупредить возможные ошибки, но и оказать воздействие на эффективность труда учителя.
Эта же форма контроля используется руководителем в работе с молодыми и малоопытными учителями, которые пока еще не умеют глубоко продумывать и правильно планировать урок, исходя из специфики класса. Как им помочь? Руководитель приглашает их на беседу по плану урока опытного учителя и показывает, как мастер педагогического труда, исходя из специфики, готовится к уроку: какой познавательный материал отобран для урока и как учитель увязывает его с жизнью, какие приемы и методы обучения учитель использует и почему считает их в данном случае целесообразными. Подробно разбирается структура урока, эффективные формы работы с учащимися.
Успешно используется эта форма контроля и во внеклассной работе. Руководитель заранее обсуждает ход и содержание того или иного мероприятия с ответственными лицами, вносит поправки, если это необходимо, и тем самым предупреждает возможные ошибки.
Итак, предварительная форма контроля направлена на предупреждение возможных ошибок и используется для оказания воздействия на эффективность труда учителя.
III. Персональный контроль (личностно-профессиональный) позволяет руководителю длительное время работать с отдельным учителем в целях повышения его педагогического мастерства. В практике руководства педагогическим коллективом нередки случаи, когда в результате контроля обнаруживается какие-то недостатки в работе учителя. Но у одного учителя они легко устраняются, а у другого – нет, и требуется длительная работа с таким учителем. В основном персональная форма контроля предназначена для оказания действенной помощи начинающему или малоопытному учителю.
Рассмотрим методику организации персонального контроля. Например, учителю литературы не удаются уроки-беседы и обобщающие повторительные уроки. Он не умеет включить весь класс в активную беседу. В чем причина? Руководитель посещает уроки вместе с опытным педагогом. В итоге устанавливают, что учитель не умеет создать на уроке необходимую ситуацию, вопросы его не будят самостоятельной мысли, а направлены на пересказ содержания. Отсюда вялый и неинтересный урок. Ученики пассивны. Как оказать действенную помощь учителю, если руководитель не специалист по данному предмету? Прежде всего, учителю предлагают самому разобраться и подобрать приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся на уроке. Учителю рекомендуют обратиться за советом к районному или городскому методисту, подробно изучить необходимую литературу. Вместе с опытным учителем разрабатывается несколько поурочных планов, посещаются уроки опытных учителей. Это первый этап работы с учителем. Руководитель намечает конкретную дату повторной проверки, которую вносит в свой график посещения уроков.
Эта форма контроля может быть использована не только для оказания необходимой помощи учителю, но и для осуществления должной требовательности к его работе. Например: устанавливается контроль за проверкой ученических тетрадей, работой над ошибками, опросом учащихся, дозировкой домашнего задания. В этом случае цель персонального контроля – сосредоточить внимание учителя на том, где наблюдается явная недоработка.
Хотя персональный контроль чаще всего планируется в текущем плане работы руководителя, он может включаться в общий план. При хорошей постановке внутришкольного контроля руководитель знает слабые звенья в работе того или иного учителя. Например, учитель не уделяет должного внимания слабым ученикам. В связи с этим руководитель включает в общегодовой план персональный контроль за тем, как учитель планирует работу со слабыми и осуществляет ее в процессе обучения, какова частота опроса слабоуспевающих, индивидуальная работа с ними. Обычно в общешкольном годовом плане намечается проверка работы нескольких учителей и чаще всего по различным вопросам.
Значение персонального контроля трудно переоценить. Успех работы всего коллектива зависит от качества работы каждого ее члена.
Персональный контроль рассчитан на длительную работу с отдельным учителем в повышении его профессионального мастерства. Он может использоваться не только для оказания помощи начинающему или малоопытному учителю, но и в целях достижения необходимой требовательности и систематичности в работе отдельных учителей по тем или иным вопросам.
И так:
Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.
В ходе персонального контроля руководитель изучает:
уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;
уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;
результаты работы учителя и пути их достижения;
способы повышения профессиональной квалификации учителя.
знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;
изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;
проводить экспертизу педагогической деятельности;
проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
организовать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирования, тестирования учащихся, родителей, учителей;
делать выводы и принимать управленческие решения.
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления народным образованием при несогласии с результатами.