Штурманская улыбка. Северный берег пролива Лаперуза

Пролив Лаперуза. Характеристики, флора, фауна кратко принята

Историческая справка

Водная граница между Японией и Российской Федерацией проходит по проливу Лаперуза, который был открыт французским ученым и мореплавателем Ж.Ф. де Лаперуз.

Случилось это в 1787 года, и с тех пор водоем используется для осуществления судоходства и поддерживания коммуникаций между Дальним Востоком и Японским архипелагом.

Происхождение пролива

Пролив имеет тектоническое происхождение, т.е. образовался в результате движения поверхности земной коры.


Расположение и границы

Находится между островом Хоккайдо (его северная окраина) и мысом Крильон, являющийся частью Сахалина (южная оконечность). Пролив Лаперуза соединяет между собой два больших водоема Мирового океана – Охотское и Японское моря.

Исторические события

Между Россией и Японией до этих пор нет договора, касающегося водного режима в проливе Лаперуза. До начала Второй мировой войны особенности пользования водоемом были прописаны в Портсмутском мирном договоре (1905 г.). В частности, в документе было указано, что пролив входил в зону режима свободного плавания. Здесь нельзя было проводить военные действия, использовать его для переброски судов. Накануне войны японские власти приказали возвести со своей стороны пролива укрепления. В 1941 г. Япония разделила водоем на специальные оборонительные зоны. Если российским кораблям нужно было пересечь пролив, тогда за 5 дней до прохода, в Японию нужно было передать уведомление от владельцев судов. Позже Япония разработала и установила правила прохода иностранных кораблей через Лаперуза пролив. Согласно законодательству, морское руководство страны могло остановить и осмотреть любое судно. Историки считают, что в такой способ японская власть пыталась помешать советско-американским торговым отношениям в период Второй мировой войны. Все правила и ограничения, установленные Японией, были признаны недействительными после капитуляции японского правительства 2 сентября 1945 г. Попытки руководства СССР решить вопрос с проливом во время работы Сан-Франциской мирной конференции, закончились провалом. Подписание договора сорвалось из-за нерешенного вопроса по Курильским островам и режиму плавания по проливам Лаперуза и Немуро.

Рельеф

В северной части пролива располагается залив Анива, а в южной расположена бухта Соя. Берега, которые водоем омывает, гористые и скалистые, иногда встречаются низменности (вдоль залива и бухты). Населенные пункты на берегах пролива встречаются часто, но они небольшие, а расположены по большей части в устьях рек и ручьев.

Города

Населенные пункты есть на таких островах, как Хоккайдо и Сахалин, на которых находятся крупнейшие порты – Корсаков (Россия) и Вакканай (Япония). Вдоль всего побережья есть много небольших поселков, которые локализуются в устьях рек и речек.

Климат

Относится к умеренной муссонной климатической зоне. Поэтому в январе температура не опускается ниже 5,5 градусов, а в июле составляет, в среднем, +16-17 С. В течение года в акватории пролива выпадает около 1124 миллиметров осадков.

Характеристика

  • Пролив является мелким и узким, из-за чего водообмен между Охотским и Японским морем слабо развит;
  • Длина водоема составляет 94 км, ширина в узкой части достигает 43 км;
  • Средняя глубина составляет от 20 до 40 м, максимальная же глубина равна 118 м;
  • В зимнее время водоем покрывается льдом.

    Правительствами России и Японии уже много раз обсуждался проект строительства под проливом туннеля, чтобы соединить Хоккайдо и Сахалин; Ученым удалось подтвердить факт того, что корабли француза Лаперуза разбились у острова Ваникоро. Исследования, проводившиеся в этом регионе, помогли обнаружить обломки кораблей Лаперуза;

  • Два крупных города-порта Вакканай и Корсаков являются городами-побратимами;
  • В порту Вакканай установлен северный волнорез, который называется Дому. Его конструкция считается уникальной и неповторимой. Имеет форму арки, высоту в 14 м над уровнем моря. Волнорез состоит из 72 колон, что делает сооружение самым длинным в мире среди подобных строений (длина равна 427 метрам). Волнорез защищает Вакканай от сильного ветра северо-западного направления зимой;
  • В городе-порте Корсаков расположен завод, работающий на то, чтобы сжиживать природный газ. Завод связан с портом специально построенным причальным комплексом.

Пролив Лаперуза на карте — границами пролива служат: на западе - условная линия, соединяющая мыс Кузнецова с мысом Носяппу, на востоке - линия, соединяющая мыс Анива с мысом Камуи. Через пролив Лаперуза проходят важные пути сообщения, связывающие порты Японского моря с портами Охотского моря, Берингова моря и северной части Тихого океана. Плавание по проливу Лаперуза затруднено снегопадами, туманами или дождями, ограничивающими видимость почти до нуля.

Всего 43 км разделяют Россию и Японию в самом узком месте пролива.
Это место находится между мысом Крильон (остров Сахалин) и мысом Соя (остров Хоккайдо). Мыс Крильон - самая южная точка полуострова Крильон и всего острова Сахалин. Название он получил по имени французского полководца Луи де Бальбесде Крильона (1543-1615 гг.), а назвал его так Лаперуз, открывший мыс, когда его экспедиция уже покидала акваторию Сахалина. Недалеко от мыса находится скала Камень Опасности - совершенно лишенная растительности, возвышающаяся над водой на 5,2 м. Это излюбленное лежбище тюленей и сивучей, рев которых слышен на большом расстоянии. У этого места чрезвычайно недобрая слава: здесь произошло немало кораблекрушений.

Мыс Соя - самая северная точка Хоккайдо и, как считается, всей Японии. Здесь находится один из крупных городов-портов в районе пролива - Вакканай. Паромная переправа через пролив связывает его с российским городом-портом Корсаков на Сахалине, в бухте Лососей (это один из самых крупных портов на острове). Но в зимние месяцы он практически не действует: акватория бывает плотно запружена массивными дрейфующими льдами. Через пролив Лаперуза проходит путь каботажных судов из Владивостока к портам Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Корсаков и портам Чукотского полуострова.

Судоходство по проливу Лаперуза сопряжено с большими трудностями и требует от капитанов и штурманов большого опыта. В период с декабря по апрель пролив забивается льдом, дрейфующим из Охотского моря и Татарского пролива. Сила течений здесь такова, что при наличии ветра они могут снести судно с курса в любую сторону на значительное расстояние. Климат в районе пролива Лаперуза комфортным тоже не назовешь. В течение года над ним проходит около ста циклонов, сопровождающихся туманами, резким усилением ветра. А в конце лета - в начале осени нередки еще и тайфуны, когда ветер становится штормовым (более 40 м/с) и непрерывно идут сильные дожди.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Пролив между российским островом Сахалин и японским островом Хоккайдо, Охотским и Японским морями, важнейшее звено судоходных путей Дальнего Востока.
Морская граница между Российской Федерацией и Японией.
Происхождение:
тектоническое.
Острова: Камень Опасности (Россия), Бэнтэндзима (Япония).
Крупнейшие города-порты: Корсаков (остров Сахалин) - 33 526 чел. (2010 г.), Вакканай (остров Хоккайдо) - 38 944 чел. (2010 г.).
Языки: русский, японский. Денежные единицы: российский рубль, японская иена.

ЦИФРЫ
Длина: 94 км.
Ширина (наименьшая):
43 км.
Максимальная глубина:
118м.
Наименьшая глубина фарватера: 27 м.

КЛИМАТ
Умеренный муссонный. Средняя температура воздуха в январе: - 5,5°С. Средняя температура воздуха в июле: +16,8°С. Среднегодовое количество осадков: 1124 мм.

ЭКОНОМИКА
Транспортное судоходство. Паромные переправы. Рыболовство.
— В действительности самая северная точка Японии находится на крохотном необитаемом острове Бэнтэндзима, расположенном в километре к северо-западу от мыса Соя.
— В ясную погоду с Хоккайдо виден мыс Крильон на Сахалине.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
— Скала Камень Опасности.
— Город Корсаков (остров Сахалин):
Корсаковский городской историко-краеведческий музей, старое здание Хоккайдо Токусеку Банка, Свято-Покровский мужской монастырь (1991 г.).
— Город Вакканай (остров Хоккайдо): северный волнорез Дому, мемориальная башня Кайки.
— Мыс Соя: обелиск на самой северной точке Японии, Башня молитвы (мемориал памяти погибших в авиакатастрофе южнокорейского «Боинга» KAL-007, сбитого советским истребителем), музыкальный монумент (автоматически проигрывает песню о мысе Соя).
— Мыс Крильон: старая русская сигнальная пушка, маяк Тихоокеанского флота.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
— Лаперузу не удалось совершить еще одно открытие в районе Сахалина. Поднявшись выше 51° с. ш., он - путем замеров ручным лотом - отметил постоянное уменьшение глубин. Поэтому сделал вывод, что Сахалин является полуостровом, соединенным с материком песчаным перешейком. Татарский пролив между Сахалином и материком открыл русский адмирал Г. И. Невельской (1813-1876 гг.) в 1849 г.
— Доказательством того, что корабли Лаперуза разбились у берегов острова Ваникоро, стало исследование современными средствами секстанта, найденного среди сохранившихся близ берегов Ваникоро обломков. На нем удалось прочитать гравировку: Mercier. А в соответствии
с сохранившейся инвентарной описью имущества фрегата «Буссоль» на борту находился секстант, изготовленный неким «господином Мерсье».
— Российский город-порт Корсаков на Сахалине и японский город-порт Вакканай на Хоккайдо - побратимы.
— Северный волнорез Дому порта Вакканай обладает уникальной конструкцией, не имеющей аналогов в мире. Волнорез возвышается полуаркой на высоте 14 м над уровнем моря. Строение состоит из
72 колонн, его длина 427 м. Главное предназначение волнореза - защита города от сильного северо-западного ветра в зимнее время года.
— Вблизи порта Корсаков действует завод по сжижению природного газа с причальным комплексом (единственный в России; введен в 2009 г. в рамках энергетического проекта «Сахалин-2»).

Ну что тебе сказать про Сахалин?
На острове нормальная погода.
Прибой мою тельняшку просолил,
И я живу у самого восхода.
А почта с пересадками летит с материка
До самой дальней гавани Союза.
И я швыряю камушки с крутого бережка
Далёкого пролива Лаперуза.
(Слова из одной известной песенки)

В каком океане находится пролив Лаперуза, какие моря соединяет и между какими островами он лежит? Об этом даже младший школьник скажет уверенно. Но порою приходится усомнится в том, что известно со школьной скамьи и еще раз проверить, где же находится знаменитый Лаперузов пролив?

Такой случай представился совсем недавно. Во время экзаменов в … одном известном учебном заведении.

На дворе лето. А еще ХХI век, новое тысячелетие, так сказать, идет уже не первый год. В этом известном военном институте, бывшем военно-морском училище, в разгаре летняя сессия. Для курсантов выпускного курса она последняя. Государственные экзамены и строгая флотская комиссия накаляют и без того нервную атмосферу.

У штурманов на экзаменах председательствует крупный флотский чин в звании капитана 1-го ранга. Заковыристость, въедливость и флотский юмор штурманского председателя известны уже не первый год. Особливо не шумит, но достает вопросами конкретно. Заработать хорошую оценку можно, но нужно попотеть.

А потеть штурманам пришлось в проливе Лаперуза …

В первый день председательствующий штурманила озадачил ну если не краснодипломного отличника, то уж авторитетного навигатора-выпускника:

Скажи-ка, милый, где же находится пролив Лаперуза?

Ожидая услышать бодрый ответ скороговоркой, но увидев на лице курсанта замешательство и изумление, председатель экзаменационной комиссии продолжил:

Не торопись, дружек, давай так – чтобы уж точно была у тебя пятерка, скажи, какие моря соединяет пролив Лаперуза?

Пролив Лаперуза? – уточнил молодой навигатор.

Да, пролив Лаперуза.

М …, пролив … Лаперуза …, - лепетал курсант, но ответить не решался. «Наверное, растерялся», - подумал каперанг и решил уточнить вопрос:

Не теряйся, дружок, ну не получается с морями, так скажи, между какими островами находится пролив Лаперуза?

Островами? – опять пытается уточнить пятикурсник, без пяти минут лейтенант.

Да, островами. Пролив Лаперуза находится между островами …, - растягивая слова, пытается вывести курсанта на правильный ответ флотский Председатель, но ответа и при этом не получает. Настроение у него сегодня отличное и чтобы добиться хоть какого-то положительного результата с проливом Лаперуза, председательствующий каперанг, теперь уже с робкой надеждой, спрашивает:

А в каком океане пролив Лаперуза находится?

Курсант с надеждой прямо и преданно смотрит в глаза каперангу, с его губ еле слышно даже не срывается, а просто сваливается шепот:

В … Индийском …

В ИНДИЙСКОМ?

В Индийском, - уже увереннее, но еще шепотом говорит курсант.

В ИНДИЙСКОМ!!! …, - и в воздухе повисает звенящая пауза. В аудитории становится как-то тихо-тихо. Председатель, он же каперанг, не отрываясь глядя на выпускника-навигатора, будущее штурманское светило, надежду и гордость флота, медленно приподнимается:

КУРСАНТ! … КУРСАНТ, ВОН!!! – отчетливо и отрывисто говорит каперанг … Через пролив Лаперуза! … В Индийский океан! … Между Сахалином и Хоккайдо … Бегом, гаденыш, из Японского моря в Охотское … ПРОЛИВОМ ЛАПЕРУЗА …

Курсант вылетает за дверь. Все та же тишина в аудитории.

Каперанг встает и подходит к карте Тихого океана, смотрит на Сахалин и Хоккайдо – пролив Лаперуза на месте.

Не говоря ни слова, возвращается и садится на председательское место.

Следующий …

На второй день председательствующий штурманила озадачивать навигаторов-выпускников проливом Лаперуза даже и не помышлял. Все шло своим чередом – выпускники с разной степенью уверенности лепетали о штурманских делах, что-то рисовали на картах, щелкали калькуляторами и немного удивленно посматривали на разные гидрометеорологические приборы, разложенные на длинном столе в аудитории. Чтобы не смущать штурманскую поросль неожиданными вопросами, флотский каперанг задавал несложные вопросы, в основном те, которые уже были вчера. Курсанты отвечали в общем-то в тему и даже атмосферное давление в аудитории измеряли барографом, может быть только немного ошибаясь в размерности единиц измерений. Гектопаскали, миллибары и миллиметры ртутного столба в стройную систему еще не выложились в юношеских головах.

По вопросам билета отвечал уже третий или четвертый по списку выпускник, когда, просматривая выпускную аттестацию и итоговые оценки в ведомости за пять лет обучения, Председательский глаз зацепился за пятерку в ведомости. Напротив предмета «Военно-морская география» в ведомости отчетливо выделялась оценка – «отлично». Эта пятерка била в глаза в однообразно длинном столбце остальных оценок «удовлетворительно». «Светоч!», - подумал экзаменатор и у него появилось жуткое желание задать какой-нибудь географический вопрос. Сомнений в том, что географическое светило может не знать ответа, в мыслях председательствующего даже не промелькнуло.

Скажи-ка, милый, какие моря Лаперузов пролив соединяет? – вкрадчиво спросил у курсанта, держащий его выпускную аттестацию Председатель комиссии.

Японское и Охотское, товарищ капитан 1 ранга, - не задумываясь ответил «географ» и засиял глазами.

Молодец! – у флотского глаза засияли так же, как у географа, - а где же находится пролив Лаперуза? – уже более уверенно был задан курсанту дополнительный вопрос по проливу Лаперуза.

Между островами Хоккайдо и Сахалин, товарищ капитан 1-го ранга! - все также бодро и уверенно отчеканил географ.

Довольный проверяющий повернулся к другим членам комиссии:

Ну что, знает! А вы говорили …, - как бы подтверждая правильность своих убеждений, что о проливе Лаперуза знает любой, каперанг, ни на секунду не сомневаясь, легко бросил географу:

Ну а теперь на карте покажи пролив Лаперуза.

… дальше наступила немая сцена. Географ на ватных ногах сделал несколько шагов к стене, на которой висела карта Тихого океана, невидящим взглядом посмотрел на разноцветное полотно карты. Пытаясь сообразить, а также помогая себе выпирающими из головы знаниями, он довольно громко начал бормотать, одновременно ища на карте:

Пролив Лаперуза соединяет Японское и Охотское моря …

Так, правильно, - подбодрил его председатель.

- … между островами Хоккайдо и Сахалин …

Указка географа поднялась к карте, описала непонятную дугу и ткнулась … где-то у берегов АВСТРАЛИИ …

У географа и вопрошающего председателя одновременно пропал дар речи. Еще секунду назад так симпатичные друг другу, они смотрели теперь как два зверя – заяц и волк. «Волчище-председатель», глядя на «зайца-географа», из-под густых черных бровей прорычал:

КУРСАНТ! … ГЕОГРАФ! … ВО-О-ОН!!! …

С заячьей прытью географ исчез за дверью, которая за ним даже не скрипнула.

Каперанг встал и подошел к карте Тихого океана, посмотрел на Сахалин и Хоккайдо – пролив Лаперуза на месте, Охотское и Японское моря тоже.

Не говоря ни слова, вернулся и сел на председательское место.

Следующий …

Третий экзаменационный день от других дней почти ничем не отличался. Разве что курсант пошел потяжелее. Потяжелее – это в смысле сообразительности. Умненькие и хитренькие старались посдавать экзамены в первые дни и спокойненько расслабляться, ожидая, когда теперь уже непременно, лейтенантские погоны лягут на плечи. Наиболее продвинутые и смекалистые вообще предпочитали пройти этап «ПРЕДЗАЩИТЫ» - предварительно, еще до начала экзаменационной сессии, показно для других защитить свою дипломную работу.

В третий день все было тяжелее. Чтобы не ставить выпускников в тупик, флотский председатель задавал вопросы только из «Навигационного минимума». Причем, отклонений от темы дипломной работы ни в коем случае не допускал.

По выполненным расчетам перехода корабля из Владивостока в Петропавловск-Камчатский докладывал крепкий середнячек. По всему чувствовалось, что над дипломом работал и может быть даже самостоятельно. На карте красной полосой выделялся проложенный маршрут: от Владивостока через Сангарский пролив, мимо Курильских островов и далее загибаясь к Камчатке и уходя в Авачинский залив. Наметанный флотский взгляд, брошенный на карту, сразу не уловил, но сориентировавшись понял – на карте НЕТ ПРОЛИВА ЛАПЕРУЗА. Вернее, есть, но он заклеен сверху плановой таблицей перехода корабля по маршруту. Плановая таблица надежно закрыла пролив Лаперуза, южную часть острова Сахалин и северную половину японских островов.

Не перебивая докладывающего дипломника, каперанг внимательно всматривался в карту со своего председательского места. Нервозность в нем была, но окружающим еще не передалась. Поерзав на стуле, флотский штурманила, тихо встал, бесшумно, не мешая докладчику, подошел к висевшей карте. Почти уткнувшись носом в красный маршрут, он прошелся взглядом (и носом тоже) от Владивостока до Камчатки.

Товарищ капитан 1-го ранга! Курсант … доклад по выполненной дипломной работе окончил! – оторвал его от карты дипломник.

Озорно взглянув на курсанта, председательствующий взял указку и протянул ее курсанту.

Скажи-ка, дружек, а есть ли еще маршрут, по которому корабль может дойти из Владивостока до Камчатки?

Из Владивостока до Камчатки можно пройти другим маршрутом, вот здесь …

Курсант уверенно вел указкой, но найти другой маршрут не получилось. Указка уперлась в таблицу, под которой должно быть находился этот другой маршрут.

Ну и где же этот другой маршрут пройдет? – с сарказмом уточнил стоящий рядом с курсантом офицер.

Здесь. Между островами …

Указка по-прежнему елозила по таблице и, подразумевалось, что под ней находятся Сахалин, Хоккайдо и пролив Лаперуза меж ними.

Между какими островами? – не очень требовательно уточнил каперанг.

Между островами … ЭТИМ.. и … ТЕМ …, - тыкал курсант в карту, не называя при этом островов.

А какой же пролив между островами ЭТИМ и ТЕМ?

Экзаменующий капитан 1-го ранга уже с явным удовольствием издевался над курсантом. По виду и особенно по глазам курсанта было видно – не знает он названий островов и пролива. Выдавить из трудненького все равно что-то было нужно и ему опять был задан уточняющий вопрос:

ЭТОТ японский остров называется Хоккайдо. Пролив между Хоккайдо и ТЕМ островом называется? – испытывающе испрашивал настырный каперанг …

ЛАПЕРУЗА?

ЛАПЕРУЗА!!! – обрадовался каперанг, - так, а ТОТ остров, значит, каким будет?

- … японским? – не то спросил, не то ответил утвердительно курсант. В глазах флотского штурмана мелькнула злая искорка.

Куда служить идешь, сынок? На мостике какого корабля стоять будешь?

В пограничники, - с явным удовольствием ответил курсант, думая, что вопросы на карте про острова и проливы окончились.

А что же ты, гад пограничный, Родину продаешь? – прошипел каперанг, - кто тебе право дал, Сахалин разбазаривать?! Думаешь табличку приклеил и нет острова?! Не хрена - не угадал, Сахалин и до тебя и после российским будет!

ВО-О-О-ОН!!!

Курсант, с залитым краской лицом, быстро проследовал по направлению указки за дверь. Повернувшись к карте, каперанг концом указки подцепил снизу приклеенную табличку и лихим движением … освободил Сахалин. Посмотрев внимательно и убедившись, что Сахалин, Хоккайдо и пролив Лаперуза на месте, офицер не спеша вернулся к столу и не говоря больше ни слова, сел на свое председательское место. Он явно испытывал удовольствие от того, что Сахалин сегодня отстояли и его роль в этом святом деле была не последней.

Следующий …

В последующие дни при сдаче экзаменов и защите дипломных работ Председатель экзаменационной комиссии выпускников-штурманов о проливе Лаперуза не спрашивал. Но к карте подходил каждое утро перед началом экзамена. По всей видимости, он убеждался в том, что пролив Лаперуза с утра находится там, где ему и положено находиться – между островами Сахалин и Хоккайдо и соединяет он все так же моря Японское и Охотское. Отходил каперанг от карты с улыбкой, которая была как-то по-французски загадочной.

Михайлов М.И.
Владивосток, июнь 2005 г.

Южный сахалинский берег, как и положено краю земли, труднодоступен и скалист. Одинокий маяк без малого восемьдесят лет сторожит Лаперузов пролив. Откуда такое солнечное название в этих суровых краях?

У самого восхода

Где находится пролив Лаперуза? У жителей старшего поколения название этого географического объекта ассоциируется с песней "Ну что тебе сказать про Сахалин?" прекрасного авторского дуэта Я. Френкель - М. Танич. Пролив отделяет южную оконечность острова Сахалин (Российская Федерация) от северных границ японского острова Хоккайдо. Длина водных рубежей - около 94 км. Ширина пролива Лаперуза в самом узком месте - 43 км.

На побережье японского острова расположен порт Вакканай, часто посещаемый моряками из России. Город связывают дружеские отношения с "побратимами" - Южно-Сахалинском, Невельским и Корсаковым. С последним налажена паромная переправа, возобновленная Министерством железнодорожного транспорта Японии после полувекового перерыва в 1998 году. Средняя глубина пролива Лаперуза - 30 метров (максимальная - 118 м).

Мыс Соя

Северный форпост японских земель - мыс Соя. Значение японских иероглифов, составляющих это название, можно растолковать как "начальная долина", хотя для многих японцев это и есть настоящий конец цивилизации, за которым раскинулась зловещая Сибирь. Мыс омывается водами трех акваторий: Охотского и Японского морей и Тихого океана. В отличие от всего мира, водную полосу, разделяющую Сахалин и Хоккайдо, японцы называют проливом Соя. На берегу установлен знак, отмечающий самую северную точку Японии.

Через пролив проходят морские трассы, очень важные для экономики и торговли Японии. Водные коммуникации соединяют порты Японского и Охотского морей с портами северного сегмента Тихого океана и Берингова моря. Ширина японских территориальных вод в проливе составляет 3 морские мили вместо общепринятых международным соглашением 12-ти. Злые языки утверждают, что таким вот образом Япония гарантировала возможность прохода военного флота США с ядерным оружием на борту к побережью бывшего СССР.

Стоит отметить, что до 1918 года пролив носил название Русский, и только в период англо-франко-японской интервенции получил свое сегодняшнее имя. В честь кого назван пролив Лаперуза?

Жил отважный капитан

В 1785 году сорокачетырехлетний капитан первого ранга Жан-Франсуа Лаперуз возглавил французскую кругосветную экспедицию в составе двух кораблей: "Буссоли" и "Астролябии". За плечами капитана был солидный опыт плавания и ведения боевых действий на океанских просторах. Жан-Франсуа имел отличное образование и черты характера, присущие настоящему лидеру.

Выйдя 1 августа из французского Бреста, эскадра взяла курс на запад. После пересечения Атлантического океана экспедиция, обогнув мыс Горн, вышла в Тихий. Посетив остров Пасхи и Гавайский архипелаг, путешественники исследовали южную часть Аляски и северо-западный контур Американского континента и к весне 1787 года вышли к побережью восточной Азии. После небольшого ремонта судов в Китае и пополнения продовольственных запасов на Филиппинах, Лаперуз направил корабли на север.

Французские названия российских берегов

Исследователей манили берега неизвестной Татарии (так в Европе именовали всю территорию, лежащую за Уральским хребтом). Географические объекты в своих названиях по сей день хранят следы того славного похода: бухта Терней (Приморский край), о. Монерон (Татарский пролив), мысы Ламанон, Жонкиер, Крильон (Сахалин) и Лаперузов пролив.

Обогнув Сахалин с юга, корабли направились к Камчатке. 7 сентября 1787 года Петропавловск пушечным салютованием торжественно встречал французов. В их честь в комендантской избе устроили бал, на котором, к огромному удовольствию моряков, присутствовали 13 местных дам.

Дальнейший путь исследователей, щедро обеспеченных российскими властями провиантом, лежал в Южное полушарие - к Восточному побережью Австралии. Стоянка в заливе Ботани - последнее достоверное упоминание об экспедиции Лаперуза. В марте 1789 года "Буссоль" и "Астролябия" направились на северо-восток, и дальнейшая судьба эскадры неизвестна.

В 1843 году властями Камчатки сооружен монумент, посвященный памяти выдающегося мореплавателя Жана-Франсуа Лаперуза.

Судоходство в районе

Лаперузов пролив и прилегающие воды при нормальных условиях не представляют особых проблем для судовождения. Плавание затруднено и сопряжено с опасностями лишь в случае недостаточного обзора в период снегопадов, туманов или дождей. Впрочем, такие сезоны, когда видимость падает почти до нуля, не отличаются продолжительностью.

Что соединяет пролив Лаперуза? Охотское и Японское моря - два фактически закрытых морских бассейна. По лоциям пролив относится к Охотскому. Он не перекрывается полностью зонами территориальных вод России и Японии. Уровень во время приливов (полусуточных) увеличивается на 1,5 м.

Климат в районе очень суровый. Зимой, когда замерзает пролив Лаперуза (или забивается дрейфующим льдом), благодаря поверхностному течению из Японского моря, судоходство невозможно или затруднено. Хороших бухт для укрытия судов от случающихся штормов в проливе нет. Населенные пункты на побережье располагаются в основном вблизи устьев рек и ручьев.

Южное побережье Сахалина

Остров Сахалин до входа в состав Российской империи в 1875 году, а особенно его южная часть - Крильонский полуостров, ввиду географической близости всегда находились под влиянием Японии.

Частые и густые туманы и обилие течений вблизи самой южной точки полуострова - мыса Крильон, - представляющие опасность для мореплавания, заставили задуматься о постройке маяка. В 1883 году была возведена первая деревянная конструкция. Просуществовала она недолго, и в 1894 году было решено строить маяк из красного кирпича. Функционирование нового сооружения, совмещенного с жилым помещением для смотрителя, стало возможным спустя два года. Световой аппарат маяка, изготовленный французской фирмой, уже в советское время был переоборудован под электрические лампы, но в целом до сегодняшних дней маяк сохранился в первозданном виде и является главной достопримечательностью мыса.

Маяк на Камне Опасности

Скальное образование, названное Камнем Опасности, удалено на 15,7 км от мыса Крильон и на 37,4 км от мыса Соя. Представляет собой лишенную растительности группу голых камней длиной около 150 м и шириной 50 м. Над уровнем воды поверхность возвышается на 7.9 м. Облюбована тюленями и сивучами. По их трубным звукам выставленные на корабле наблюдатели распознавали опасное приближение к скалам. Еще в 1885 году служащие Корсаковского поста пытались укрепить на островке 12-метровую деревянную сигнальную башню, но попытка не увенчалась успехом из-за штормовой погоды.

Маяк был построен японцами в 1928 году, в период утраты Россией сахалинских земель (1905 год). Сооружение представляло собой монолитную железобетонную башню высотой чуть более 23 м, с автоматическим световым аппаратом и туманным колоколом. Маяк действует до сих пор, без каких-либо серьезных переделок.

Трагедии пролива

Кораблекрушение, сопоставимое по масштабам с крупнейшими морскими катастрофами, произошло в проливе 12 декабря 1938 года, но по ряду причин не получило широкого освещения в средствах массовой информации. Подробности трагедии стали достоянием общественности лишь полвека спустя.

Советский сухогруз "Индигирка" завершал навигацию последним каботажным рейсом из Магадана во Владивосток. На борту ориентировочно находилось 1134 человека. Более 80 % из них составляли освободившиеся заключенные Севвостлага. Остальные - работники и семьи служащих "Дальстроя" и "Дальрыбопродукта", 56 женщин и 26 детей. Пароход был наскоро оборудован для перевозки людей, что в дальнейшем сыграло роковую роль.

При проходе пролива в условиях недостаточной видимости и разыгравшегося шторма, капитан судна Н. Л. Лапшин неверно идентифицировал маяки и их сигналы. Корабль, потеряв ориентацию, получил пробоину, погнул ходовые винты и с большим креном лег на грунт в 500 метрах от побережья острова Хоккайдо (вблизи поселения Сарафуцу, мыс Соя). Из затопленных трюмов не смогли выбраться 745 человек. В 1971 году на средства простых японцев безымянным жертвам катастрофы в Сарафуцу поставили памятник.

Что день грядущий...

Наверное, горько осознавать, что со времен последней оккупации Сахалина Японией на Крильонском мысе почти ничего не изменилось. Центральные районы полуострова зарастают бамбучником (сазой курильской), инфраструктура практически отсутствует. От японских властей поступали предложения по строительству тоннеля между мысами Соя и Крильон. Проект чрезвычайно выгоден Стране восходящего солнца, так как вместе с мостом или тоннелем через пролив Невельского Япония получит железнодорожную и автомобильную связь с континентальной Евразией. Столь масштабное строительство положительно сказалось бы и на развитии полуострова и всего Сахалина.

Лаперузов пролив находится в Тихом океане, разделяет два крупнейших острова. Он всегда имел и политическое значение, так как здесь расположилась граница двух государств: России и Японии. Открыт знаменитым мореплавателем, воспетый в песне «С далекого пролива Лаперуза», он до сих пор представляет большую опасность для кораблей.

Географическое положение

Географическое положение пролива делает его достаточно значимым для политики и экономики. Пролив Лаперуза разделяет два огромных по площади острова: Сахалин и Хоккайдо. Первый из них принадлежит России, а второй - Японии. На севере воды пролива Лаперуза глубоко проникают в залив Анива в южной части Сахалина. А на юге они заполняют бухту Соя.

Пролив Лаперуза относится к Тихому океану, он находится на границе Японского и Охотского морей. Вся длина пролива составляет 94 километра. Ширина в самом узком участке между островами равна 43 километрам. Этот отрезок расположился между мысом Крильон на Сахалине и мысом Соя у Хоккайдо (крайняя точка острова и всей Японии).

Самая большая глубина в проливе - 118 метров. Дно в этом морском участке имеет большую амплитуду колебания глубин, от мелководных рифов до впадин. Берега, которые омывает пролив Лаперуза, где находятся горы, покрыты лесом с произрастающим бамбуком. Только некоторые участки в и бухте Соя плавно спускаются к морю, образуя песчаные пляжи. Самые крупные населенные пункты: Вакканай (Япония), Корсаков (Россия).

Климат

Погодные условия там, где находится пролив Лаперуза, можно назвать суровыми и некомфортными. Здесь часты сильные ветра и туманы, снижающие видимость и очень затрудняющие судоходство. Через пролив Лаперуза проходит около ста циклонов в год. В конце лета здесь могут быть и тайфуны, скорость которых становится более 40 метров в секунду. Льют без перерыва очень сильные дожди.

Климат в проливе умеренный муссонный. Средний показатель температуры в январе -5, в июле +17 градусов. Зимой пролив замерзает и покрывается коркой льда.

Судоходство

В этом участке морского пространства находятся важные пути сообщения. Что соединяет Лаперуза пролив, можно увидеть на карте. Порты, которые расположены на берегах Охотского моря, связываются через него с Японским и Беринговым морем, а также со всем Тихим океаном.

Лаперузов пролив очень опасен для судов из-за природных факторов. Особенно затруднено судоходство с декабря по апрель. Большое количество льда поступает из морское пространство забивается. Здесь часты туманы, дожди и снегопады, хотя они и непродолжительны из-за сильного ветра. Рифы, которые встречаются здесь, тоже представляют большую опасность. Берега пролива имеют очень мало бухт, где суда могут укрыться от шторма. От капитанов кораблей для прохождения этого участка требуется большой опыт и умение.

Происхождение названия и история

Название свое пролив обрел благодаря мореплавателю и офицеру флота Жану Франсуа де Гало Лаперузу. Открыт он был в 1787 году во время кругосветного плавания знаменитого исследователя. Сахалин уже в то время принадлежал России. После прохождения через Лаперузов пролив экспедиция двинулась к берегам Камчатки и там отправила одного участника путешествия, который должен был пройти через Сибирь и донести о результатах кругосветного плавания.

Экспедиция Лаперуза

В 1785 году экспедиция вышла из французского порта Бреста на двух фрегатах с названиями «Астролябия» и «Буссоль». Так началось кругосветное плавание под командованием офицера флота, самому Лаперузу было в это время 44 года.

Первоначальная цель путешествия была исследовать новые земли для возможной их колонизации. Франция стремилась таким образом догнать Британскую империю, которая считалась великой морской державой. В качестве подарков для коренного населения было приготовлено большое количество зеркал, стеклянных бус и металлических игл. Планировалось совершить кругосветное плавание, для этого нужно было пройти через Атлантику, обогнуть мыс Горн и исследовать Великое

Такое название имел раньше Тихий океан, который был открыт еще за 300 лет до этого события испанскими конкистадорами, теперь европейцы намеревались детально его изучить.

Через 2 года после отбытия из Франции Лаперуз и его команда достигли пролива. Но перед этим экспедиция успела исследовать берега Чили, Гавайских островов, Аляски, Калифорнии. Далее они смогли резко пересечь весь Тихий океан и оказаться в устье Жемчужной реки Китая, затем пополнить запасы на Филиппинах.

В августе 1787 года французы подошли к берегу Сахалина. Так и был открыт новый пролив и его окрестности. Далее экспедиция двинулась на север и исследовала берега Камчатки. Затем они опять вернулись в южные широты к берегам Австралии и Новой Каледонии. С самых тех пор экспедиция пропала, хотя Лаперуз планировал вернуться уже в 1789 году на свою родину. Только спустя некоторый промежуток времени выяснилось, что они потерпели крушение на рифах у острова Ваникоро.

Мыс Крильон

Это самая южная точка Сахалина, которую омывает пролив Лаперуза, является оконечностью полуострова Крильон. Он обрывистый и высокий, вокруг него находятся рифы, опасные для прохождения судов. Название свое мыс получил в честь Луи Бальбес де Крильона, который принимал участие в экспедиции Лаперуза. Здесь, на полуострове, находится маяк и российская воинская часть, также сохранилась с давних времен сигнальная пушка.

Долгое время полуостров был под японским влиянием из-за близости к берегам этой страны. И только в 1875 году, когда весь Сахалин стал российским, полуостров Крильон тоже начал принадлежать нашей стране.

Но почти через 30 лет началась русско-японская война, в ходе которой у нашей страны в очередной раз забрали половину Сахалина. Но Япония здесь господствовала приблизительно 40 лет, и потом полуостров был вновь отвоеван и опять стал российским.

Результат и следы всех этих событий можно наблюдать на полуострове Крильон. И русские, и японцы оставили за собой многочисленные окопы, заросшие теперь бамбуком. Батареи танков стоят на возвышенностях, прикрывая удобные бухты, где мог бы высадиться неприятель. Судоходство у побережья и в окрестностях, как уже было сказано, затруднено из-за очень частых туманов и сильных течений. Необходимость маяка была бесспорна, поэтому здесь в 1883 году на самом высоком месте появился первый маяк из дерева.

В 1894 году для строительства нового подобного сооружения использовали красный японский кирпич. В настоящее время этот маяк - одна из главных достопримечательностей на мысе Крильон. В 1893 году здесь была построена метеостанция, с тех пор здесь ведутся наблюдения за погодой.

Камень Опасности

Это скала, которая расположена недалеко (в 14 километрах) от мыса Крильон. Находится она в Охотском море, юго-восточнее крайней точки Сахалина. Это груда камней, на которой нет никакой растительности. Скала имеет в плане вытянутую форму, длина ее 150 метров, ширина - 50. Камень Опасности был открыт еще экспедицией Лаперуза, и этот мореплаватель первым ее охарактеризовал. Скала всегда являлась существенным препятствием для прохождения судов по проливу, так как вокруг него находятся рифы, создающие опасность. Водоросли, которые растут в этих местах, так густы и крепки, что наматываясь на винты кораблей, становились причиной многочисленных аварий. Одно время матросы на кораблях чутко прислушивались к морю. Выделяя из общего шума рев сивучей, определяли, что поблизости находился Камень Опасности. Так называются крупные ушастые тюлени, устраивающие свои лежбища на скалах у берегов Сахалина. Особенно полюбили они и Камень опасности.

Порт Корсаков

Находится в юго-восточной части бухты Лососей. Этот порт является крупнейшим на острове Сахалин. Состоит из внешней и внутренней гавани. Строить его начали японцы в 1907 году. После окончания Великой Отечественной войны, когда часть Сахалина была отвоевана, порт Корсаков стал принадлежать Советскому союзу. Он являлся связующим звеном между материком и Сахалином.

Факты о проливе Лаперуза

При хорошей видимости с можно рассмотреть берег мыса Крильон (Сахалин).

В Японии этот пролив в настоящее время называется Соя.

Когда Лаперузов пролив был открыт французским мореплавателем, в ходе экспедиции был сделан вывод, что Сахалин является полуостровом, частью Евразии.

В экспедицию Лаперуза хотели попасть многие, шла ожесточенная борьба, среди претендентов был Наполеон Бонапарт с Если бы его взяли, судьба у Франции сложилась бы иначе, ведь всего через несколько лет состоится взятие Бастилии и революция. А затем Наполеон провозгласит себя императором и начнет войны, которые потрясут весь мир.