Ставится глагол to. Глаголы to be и to do в английском языке: особенности использования
“To be, or not to be, that is the question”, - писал небезызвестный классик. Сегодня мы поговорим о самом шекспировском глаголе, который как серый кардинал появляется в английских предложениях и зачастую вовсе не переводится. Разъясним случаи употребления глагола to be и разберемся, какие формы у него есть.
Формы глагола to be в настоящем и прошедшем временах
Форма глагола to be меняется в зависимости от подлежащего и времени.
Обратите внимание на краткие отрицательные формы - они употребляются в неформальном стиле общения, а в деловой переписке предпочтительнее использовать полные формы. В британском английском употребляются обе краткие отрицательные формы (you’re not = you aren’t) без особой разницы в значении, а вот американцы отдают предпочтение форме с not (you’re not). Например:
Is he married? - Он женат?
No, he isn’t
. - Нет.
He looks happy, but actually he’s not . - Он выглядит счастливым, но это не так.
Функции глагола to be в английском предложении
- To be как глагол-связка «быть»
Давайте вспомним структуру английского предложения:
Возьмем для примера два предложения:
Meryl Streep works as an actress. - Мэрил Стрип работает актрисой.
Meryl Streep is an actress. - Мэрил Стрип актриса.В первом примере структура английского и русского предложений совпадают: подлежащее - Meryl Streep (Мэрил Стрип), сказуемое - works (работает).
Во втором случае в русском предложении нет сказуемого, так как глагол-связка «быть» («есть», «являться») в настоящем времени в русском языке обычно опускается - Мэрил Стрип есть актриса. Но в английском языке мы без сказуемого обойтись не можем.
Обратите внимание, что в прошедшем и будущем временах глагол-связка «быть» уже не опускается в переводе.
Meryl Streep was an actress in the past; now she is a politician, and in the future she will be a president. - В прошлом Мэрил Стрип была актрисой, сейчас она политик, а в будущем она будет президентом.
Чаще всего глагол-связка to be используется, когда мы:
- Говорим о том, кем или чем является подлежащее
He is an architect. - Он архитектор.
- Говорим о качестве, которым обладает подлежащее
Sofia and Kerry are beautiful. - София и Кэри красивые.
- Используем to be, когда хотим сказать о возрасте, росте, размере или цене
He"s tall although he"s only fifteen years old. - Он высокий, хотя ему всего пятнадцать лет.
- Указываем на человека или предмет
Глагол to be часто употребляется в сочетании с указательными местоимениями this (этот, эта, это), that (тот, та, то), these (эти), those (те), для того чтобы обозначить человека или предмет.
This is Martin, my friend. - Это Мартин, мой друг.
These are my books. - Эти книги мои.That was my car. - То была моя машина.
Those were my classmates. - Те люди были моими одноклассниками.
- Говорим о том, кем или чем является подлежащее
- To be как вспомогательный глагол
- Группа времен Continuous
Для времен группы Continuous используем следующую схему:
Present Continuous Present Perfect Continuous He is reading a scientific magazine now. - Он сейчас читает научный журнал. John hasn’t been working so hard lately. - В последнее время Джон не так усердно работает . Past Continuous Past Perfect Continuous My friends were hiking last weekend. - Мои друзья ходили в поход на прошлых выходных. Geraint’s legs were stiff because he had been cycling for six hours. - Ноги Герайнта затекли, так как он ехал на велосипеде 6 часов. Future Continuous Future Perfect Continuous I will be watching a tennis match on Friday at 8 p.m. - Я буду смотреть матч по теннису в пятницу в 8 вечера. In 2019, Beyonce will have been running Beyond Productions for 15 years. - В 2019 году будет 15 лет, как Бейонсе управляет компанией Beyond Productions. - Пассивный залог
Схема образования пассивного залога:
Present Simple Passive Voice Present Perfect Passive Voice Laughter is prohibited in this gloomy house. - Смех запрещен в этом мрачном доме. This dog has been taken care of . - Об этой собаке позаботились . Past Simple Passive Voice Past Perfect Passive Voice My father was made redundant at the factory. - Моего отца сократили на заводе. Nobody told me that this problem had been already solved . - Никто не сказал мне, что эту проблему уже решили . Future Simple Passive Voice Future Perfect Passive Voice These heroes will never be forgotten . - Эти герои никогда не будут забыты . I hope the project will have been completed by tomorrow. - Надеюсь, завтра проект будет завершен .
- Группа времен Continuous
Распространенные конструкции с использованием глагола to be
Глагол to be может быть частью распространенных в английской речи конструкций - это устойчивые выражения, которые не всегда дословно переводятся на русский язык.
- There + to be
Конструкция there + to be используется для того, чтобы указать на наличие или отсутствие чего-либо/кого-либо. Если мы указываем местонахождение, ставим его в конец предложения.
There were many questions. - Было много вопросов.
There is a baby in the car. - В машине ребенок.Обратите внимание, что в этой конструкции there произносим как /ðə(r)/ вместо /ðeə(r)/.
- Here + is/are
Эту конструкцию используют, чтобы передать кому-то какой-то предмет. Here + is/are используется только в настоящем времени в утвердительных предложениях. Мы не переводим here как «здесь», а опускаем его.
Here’s your tea. - Ваш чай.
Here you are . - Вот, держи.Не перепутайте эту конструкцию с основным значением слова here. Посмотрите пример:
Here we are , and here you are . - Мы здесь, и вы здесь.
- To be going + to do
Эта конструкция помогает рассказать о своих будущих планах, когда вы уже приняли решение и намерены реализовать задуманное.
I’m going to buy a kitten today. - Сегодня я собираюсь купить котенка.
А еще to be going + to do можно использовать в предсказаниях, когда у нас есть основания полагать, что какое-то действие или событие произойдет в будущем.
It’s going to rain . - Дождь собирается .
В разговорной речи эта конструкция используется так часто, что going to do сократили до gonna do, этот вариант особенно распространен в американском английском.
It’s so cold here. She’s gonna freeze ! - Здесь так холодно. Она замерзнет !
- To be about + to do
С помощью этой конструкции в разговорной речи часто говорят о действии или событии, которое произойдет в ближайшем будущем.
James, we are about to run out of petrol! - Джеймс, у нас вот-вот закончится бензин!
I was about to call you. - Я как раз собирался тебе звонить . - To be + to do
Часто в этой конструкции глагол to be называют модальным, потому что мы говорим о предварительной договоренности, из-за которой нужно выполнить какое-либо действие.
Используем to be + to do в следующих ситуациях:
- Будущие планы и договоренности
Эта конструкция часто используется в формальном английском, например, когда объявляют об официальных мероприятиях.
The President is to visit Murmansk next month. - Президенту предстоит посетить Мурманск в следующем месяце.
- Приказы, инструкции, запреты
I don’t understand why you are to turn your phone off on the plane. - Я не понимаю, почему следует выключать телефон в самолете.
- В условных предложениях с союзом if
Обычно в части с if стоит условие, а во второй части предложения - результат или следствие. Но если в части с if использовать конструкцию to be + to do, то именно она укажет на результат/цель. Сравните:
If we leave now (условие), we won’t be late for the flight (результат). - Если мы уйдем сейчас, мы не опоздаем на рейс.
If we are to get in the airport by noon (цель), we have to leave now (условие). - Если мы должны попасть в аэропорт до полудня, нам нужно уйти сейчас.
- Будущие планы и договоренности
Есть и другие конструкции с глаголом to be, мы представили только некоторые из них.
Наш тест поможет вам закрепить полученные знания об употреблении вспомогательного глагола to be на практике.
Тест по теме «Глагол to be в английском языке»
Одной из самых популярных языковых “путаниц” является использование глаголов to be и to do . Имеется в виду подмена одного глагола другим, которая происходит в следствии непонимания функций и значений этих слов.
Мы уже подробно рассказывали о глаголе to be , поэтому сейчас сконцентрируемся на сравнении использования глаголов в ситуациях, в которых чаще всего и возникает путаница.
Сильный и слабый глагол
В английском языке есть две большие категории глаголов - сильные и слабые.
К сильным глаголам относятся модальные глаголы и их эквиваленты, have got, вспомогательные глаголы (do/ does/ did) и to be
. Сильные глаголы самостоятельно образуют отрицательные конструкции и вопросы:
Must he go to the dentist? - I must go to the dentist./ I mustn’t eat apples.
В случае со слабыми глаголами мы не в состоянии без вспомогательных построить вопрос или отрицание, избежав ошибки:
I live to Paris.
Live
you in Paris? - ошибка/
Верным будет сказать: Do
you live
in Paris?
He lives
not
in Paris.
- ошибка/
Верным будет сказать: He doesn’t live
in Paris.
Итак, мы используем вспомогательный do или две другие его формы (does/ did ) для того, чтобы корректно формировать вопросы и отрицания.
Ошибка рождается, когда студенты (под этим словом мы подразумеваем всех изучающих иностранный язык от мала до велика) начинают использовать вспомогательные глаголы для форм to be :
He is Liza’s brother.
Does
he is
Liza’s brother? - ошибка
He doesn’t is
Liza’s brother.
- ошибка
Несомненно формы глагола to be
не похожи на свою начальную форму. Полагаем, именно это может сбить с толку.
Следует запомнить: am, is, are, was, were
являются сильными глаголами и никогда не используют вспомогательный do
:
Is
he Liza’s brother?
- правильно
He isn’t
Liza’s brither.
- правильно
А вот do напротив. Сам по себе как смысловой этот глагол является слабым и имеет значение делать . Соответственно нуждается в помощи вспомогательного, совпадающего с ним по написанию и произношению do , который не переводится на русский язык и выполняет чисто грамматическую функцию :
I do
exercises every day.
Do
I do
exercises every day?
- правильно
I don’t do
exercises every day.
- правильно
Do
I exercises every day?
- ошибка
I don’t
exercises every day.
- ошибка/ Это предложение лишено смысла и будет переводится “Я не упражнения каждый день
”. Хочется сразу спросить “не что
? упражнения”
Вспомогательный глагол
Второй серьезной проблемой порой становится выбор вспомогательного глагола
.
Большинство курсов построены таким образом, что знакомство с английской грамматикой и языком в целом начинается именно с глагола to be - быть, являться, находиться где-либо
. Студенты настолько привыкают к конструкциям с to be
, что для них совершенно логичным становится их использование в качестве вспомогательного глагола
. Он фактически теряет свое значение и предложения подобного рода становятся равными грамматически:
She is
in Paris.
She lives
in Paris.
Допустим, что по контексту возможно перевести их оба как “Она живет в Париже ”. Происходит следующее:
Is
she in Paris?
- правильно
Is
she live
in Paris?
- ОШИБКА
To be никогда не будет использоваться в роли вспомогательного глагола к слабому, если только это не конструкции Continuous или Passive, которые включают в свой состав to be :
Is
she living
in Paris?
- правильно/ Present Continuous
The work wasn’t done
.
- правильно/ Passive
Проверить очень просто. Задайте вопрос к смысловому глаголу, например, жить (что делать? ). Именно делать (do/ does/ did ) станет вспомогательным.
Мы имеем дело не с БЫТЬ , а с ДЕЛАТЬ :
Does
she live
in Paris?
- правильно
She doesn’t live
in Paris.
- правильно
Желаем вам сделать правильный выбор и добиться больших успехов в обучении!
Виктория Теткина
Изучение глаголов в английском языке целесообразно начать с изучения самого распространенного глагола — глагола to be — быть, находится, являться .
Ниже представлена таблица с изменением глагола to be по лицам (спряжение глагола) в настоящем, прошлом и будущем времени.
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время | |
I | am — я есть | was | shall / will |
You | are — он есть | were | will |
He, she, it | is — он, она, оно есть | was | will |
We | are — ты, вы есть | were | shall / will |
You | are — мы есть | were | will |
They | are — они есть | were | will |
В русском языке глагол "быть" в утвердительных предложениях можно опустить. Например: "Он дома", "Ему 25 лет". В английском же языке нельзя употреблять предложения без глагола . Необходимо обязательное присутствие глагола, хотя он может явно не переводится на русский язык. Например, чтобы сказать "Я пилот" в английском языке необходимо добавить глагол be, и в итоге предложение получит смысл "Я есть пилот" — "I am pilot".Еще несколько примеров:
- I am 45 — Мне 45 (Я есть 45)
- I am from Moscow — Я из Москвы (Я есть из Москвы)
- I am married — Я женат (Я есть женат)
- He is Mark — Его зовут Марк (Он есть Марк)
Также в предложениях употребляются сокращенные формы глагола to be:
- I am = I"m
- He is = He"s
- They are = They"re
- He is not = He isn"t
- We are not = We aren"t
Рассмотрим еще одно различие русского и английского языков. В русском языке утвердительное и вопросительное предложения могут различаться только лишь знаком вопроса в конце предложения. Например:
- Он писатель — утверждение.
- Он писатель? — вопрос.
В устрой речи в русском языке вопросительное предложение отличается от утвердительного специальной вопросительной интонацией. Англичане же могут сказать утверждение с такой же интонацией, как и вопрос. Англичане выходят из этого положения, изменяя в предложении порядок слов:
- He is a writer — Он писатель.
- Is he a writer — Он писатель?
Чтобы задать вопрос необходимо поменять местами подлежащее he и вспомогательный глагол is (to be).
Для отрицания в русском языке используется частица "не", а в английском частица "not ", которая ставится после вспомогательного глагола be .
- He is not at home — Он не дома.
- They are not enemies — Они не враги.
Для закрепления форм глагола to be в разных лицах и временах проспрягаем предложение "I am strong":
Настоящее время:
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
|
|
|
Как самостоятельный глагол (to be ) употребляется для обозначений возраста людей, размеров предметов, цены товаров, времени, погоды, характеристики людей.
Как вспомогательный глагол be используется для образования длительных времен и страдательного залога (am/is/are/was/were).
Личные формы глагола
I | you | he, she, it | we | you | they | |
am | are | is | are | are | are | |
am being | are being | are being | are being | are being | are being | |
Коллеги как-то спросили, какими фишками можно воспользоваться, чтобы быстро, интересно и эффективно изучить с детьми глагол to be и это вылилось в несколько постов. Посты эти на стене группы найти уже сложно, потому что с тех пор появилось много новых, поэтому решила собрать все вместе и выложить здесь.
Итак, что же делать с этим глаголом to be?
Запомните главное: называйте его как угодно, только не «глагол to be». Детям в начальной школе эти термины ни к чему. А дошкольники так вообще не знают, что такое «глагол». И прекрасно пользуются им при этом.
Сначала вводим местоимения . Однажды коллега показала мне жесты для местоимений и я уже много лет ими пользуюсь с детьми 6-10 лет. Мы встаем и проговариваем местоимения, сопровождая их жестами:
- I — показываем на себя
- You — поворачиваемся и показываем на соседа
- He — руки по швам
- She — показываем руками воображаемую юбочку
- It — берем в руки ручку или карандаш
- We — делаем жест, как будто обнимаем несколько человек сразу
- You — показываем на двух одноклассников или двумя руками перед собой
- They — показываем двумя руками вдаль
Отрабатываем несколько раз в разных вариациях (говорим и показываем вместе, я говорю — дети показывают, я показываю — дети говорят, вразнобой и т.д.)
Когда местоимения дети хорошо запомнили, переходим к самому to be . Детям я говорю, что это наш помощник. (Да, есть всякие грамматические сказки про короля и сыновей, но мне они не нравятся и все тут. А так вариантов много, всегда можно придумать что-то свое.)
C утверждениями разобрались? Переходим к отрицаниям. С отрицаниями самое сложное — разобраться с краткой формой. Выписываем на доске полную форму в два столбика (я всегда разделяю единственное и множественное число), потом стираем часть слова и ставим вместо нее апостроф. Получается очень наглядно. Дриллим, тренируем отрицания устно в разных ситуациях, составляем предложения из карточек, делаем письменные упражнения, ну и описываем что-то с использованием утверждений и отрицаний.
Ну и наконец, добираемся до вопросов. Расскажу чуть подробнее, как можно с ними работать.
🔎 Мы познакомились с конструкцией в учебнике и разметили предложения разными цветами — так дети больше обращают внимание на структуру утверждений, вопросов и отрицаний (тем более, что этот комикс им еще дома перечитывать).
🔎 В парах составляем из карточек утверждения, а потом переделываем их в вопросы.
🔎 Я раздаю карточки с вопросами и дети выкладывают их в столбик: Am I?, Are you?, Is he? и т.д.
Потом я задаю детям вопросы, показывая на предметы в классе или картинки, например Is he your friend?/Is he your brother? и пытаюсь добиться полного ответа Yes, he is my friend./No, he isn’t my brother!, записываю его на доске и потом краткий ответ выделяю вот так: Yes, he is (my friend)./No, he isn’t (my brother)
Собираем краткие ответы Yes, he is./No, he isn’t. в нашу таблицу из карточек на столе. Я продолжаю задавать вопросы и получать ответы устно, дети собирают на столах таблички.
🔎 Дриллим таблицу хором. Вот один из вариантов дрилла: Берем какое-то одно слово, например happy и отрабатываем с ним все вопросы: Am I happy?/Are you happy?/Is he happy? и т.д.
Сначала я задаю все вопросы, а дети хором отвечают (Am I happy? — Yes, you are./No you aren’t), потом можно поделить класс на группы и одна отвечает положительным ответом, другая — отрицательным. Потом можно сделать карточки + и — и показывать группам вразнобой, чтобы они заранее не знали, какой ответ им достанется. Потом делим класс на три группы: одна задает вопрос, другая отвечает положительно, третья — отрицательно. Потом используем карточки +, -, и? и снова одна группа задает вопрос, две другие отвечают. Таблица выучена наизусть. (happy в процессе меняем на другие слова).
🔎 Задаю детям вразнобой вопросы по предметам в классе и картинкам, их задача поднять нужную карточку с кратким ответом. (Are they pencils?/Is she a teacher? и т.д.) Потом то же самое делаем устно. Мою роль задавать вопросы на этом этапе уже может выполнять сильный ученик.
🔎 Делаем два-три письменных упражнения на закрепление, остальное — на работу дома дома.
🔎 На следующем уроке повторим, подриллим и будем обыгрывать в разных ситуативных мини-диалогах. Лучше для этого разделить отдельно Is he?-Is she?, Is it?-Are they?, Are you?-Am I? (ед.число) и Are you?-Are we?-Are they?
Это, конечно, не все, что мы делаем с глаголом to be, а только самое основное и интересное. И ВНИМАНИЕ! для Young Learners все вышеперечисленное — это работа не на один урок, а как минимум три.
А у вас есть интересные «фишечки»? Давайте делиться!
Надеюсь, эта статья была для вас полезной. Удачи Вам в преподавании английского!