Сюжет поэмы медный всадник краткое содержание. «Медный всадник

Предлагаем Вашему вниманию краткое содержание поэмы Пушкина «Медный всадник».

На берегу Невы стоит Петр и, глядя на темные, болотистые земли вокруг, на разброшенные по ним жалкие черные избы, принимает решение основать на этом месте город, который ознаменует начало новой эпохи в России. Прошло сто лет, и город на берегу Невы разросся, застроился великолепными зданиями, обзавелся пристанями и кораблями. Москва блекнет рядом с красотами Петербурга, все стремятся в этот город. Но повествование пойдет об одной из печальных страниц истории Петербурга (прим. – как отмечает сам Пушкин в предисловии к повести, наводнение это действительно имело место).

Стоит холодный ноябрь, и Нева шумит и волнуется больше, чем когда-либо. Главный герой, бедный чиновник Евгений, возвращается домой и размышляет о том, что из-за непогоды с Невы снимают мосты – значит, два или три дня он не сможет увидеться с любимой девушкой Парашей. Безуспешно пытаясь заснуть, Евгений начинает задумываться о женитьбе. Почему бы и нет? Он зарабатывает немного, но им двоим поначалу на жизнь хватит – а там, глядишь, и хорошее место на службе получит, и детишки появятся… с этими мыслями герой засыпает.

Ночью разбушевавшаяся Нева выходит из берегов, волнами размывая улицы, дворы, дома. Над рекой толпится обеспокоенный народ, самодержец России разводит руками: со стихией царям не совладать. Евгений, забравшись на спину мраморного льва, смотрит лишь в одну точку – туда, где живут (как назло, у самого берега!) Параша со своей вдовой-матерью. Он не замечает, как вода, поднимаясь, касается его ног, как ветер срывает с него шляпу – он лишь с ужасом и нетерпением ждет момента, когда можно будет переправиться на другой берег. А впереди, обращенная к нему спиной, возвышается огромная статуя Петра на коне, простирающего руку к волнам.

Вскоре Нева успокаивается, вода сходит с берегов. Евгений находит лодочника, и тот переправляет его через еще беспокойные воды. Евгений мчится к дому возлюбленной, но вместо него находит разруху. Не в силах справиться с потрясением, Евгений безумно хохочет и лишается разума.

Через некоторое время от наводнения не остается и следа – все восстановлено, Нева спокойна, люди живут, как прежде. Но главный герой так и не смог оправиться от горя – он не возвращается в свою квартиру и бродит по городу, питаясь подаяниями, засыпая прямо на улице и не обращая внимания на злых мальчишек, бросающих в него камни. Так он живет год, и в начале следующей осени, встревоженный ненастной осенней погодой, он вдруг вспоминает ужасные события, произошедшие год назад. Герой бредет к тому самому месту, откуда пытался тогда увидеть дом Параши, и оказывается у статуи Петра. Безумный разум Евгения связывает памятник с наводнением и разрухой, и он злым шепотом бормочет в его адрес угрозы. Но вдруг ему кажется, что медный Петр смотрит прямо ему в глаза, и в ужасе бросается бежать. Всю ночь он пытается скрыться от медного всадника – ему все чудится тяжелый топот копыт за спиной. С этой поры Евгений, проходя мимо памятника, каждый раз снимает с головы картуз, как бы извиняясь перед Петром, и не может поднять на него смущенных глаз.

Вступление

Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин рисует образ Петра I, который в пустынном месте, где чернеют только одинокие чухонские избы, собирается заложить великий город : «Отсель грозить мы будем шведу… Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Этот замысел был исполнен – и перед новой русской столицей померкла старая, Москва.

Пушкин признаётся в любви к «Петра творенью». Но в жизни Петербурга были и тяжёлые, трагические страницы. Одной из них стало страшное наводнение осени 1824 года, которое дало тему для пушкинской поэмы.

«Медный всадник», часть первая – краткое содержание

Стоял холодный ноябрь. Нева в Петербурге металась, как больной, под дождём и порывами ветра. Молодой, бедный чиновник Евгений пришёл со службы домой, лёг в постель и перед сном долго мечтал о своей возлюбленной Параше. Евгений думал, как вскоре женится на ней, как они вдвоём будут рожать детей и проживут до гроба рука об руку.

Однако наутро настал ужасный день. Ветры погнали разлившуюся Неву вспять, и она вначале стала затоплять острова, а потом ринулась на город. Повсюду плыли брёвна, обломки крыш, товары из разрушенных лавок и даже гробы с размытого кладбища. Народ в отчаянии не знал, что делать. Тогда ещё был правил царь Александр I .

…На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С Божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Стояли стогны озерами,
И в них широкими реками
Вливались улицы. Дворец
Казался островом печальным.

А на центральной площади, у здания, чей подъезд был украшен двумя каменными львами, недвижно сидел бледный Евгений. Ветхий домик, где жила его Параша со старушкой матерью, был расположен у самого залива. Евгений не знал, что с ними теперь. Вокруг себя он видел сплошную воду, из которой невдалеке поднимался с простёртою рукою неколебимый памятник Петру I – знаменитый медный всадник.

Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник». Художник А. Бенуа

«Медный всадник», часть вторая – краткое содержание

Но вот Нева стали униматься и входить в берега, оставляя повсюду изуродованные обломки, как шайка разбойников, спеша домой, роняет по дороге добычу. Едва вода немного спала, Евгений отыскал перевозчика с лодкой. Рискуя жизнью, он доплыл среди опасных волн, до места, где жила Параша, но не узнал его. Везде лежали тела утопленников, как павшие солдаты на поле битвы. Дома Параши не было вообще. Евгений долго ходил кругом, разговаривая сам с собою, а потом захохотал, ударяя себя в лоб.

Через несколько дней следы страшной беды были уже убраны с петербургских улиц. Народ снова шёл, как ни в чём не бывало, по будничным делам. Но смятённый ум Евгения не устоял от жестокого горя. Неделю за неделей он скитался по городу, как бродяга, не замечая людей и дороги, ночевал на пристани, питался жалкими подаяниями, подаваемыми в окно.

Проснувшись раз под открытым небом, он от шума дождя вдруг ярко вспомнил весь пережитый ужас. Евгений бросился куда глаза глядят и вдруг оказался на той самой площади, у дома с каменными львами. Перед его глазами так же стоял медный всадник.

Евгений вздрогнул. Глядя на лик Петра, он почувствовал ненависть к правителю, который

…над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы…

Евгению пришло в голову, что жестокий Пётр, воздвигший посреди невских болот подверженный бедствиям город, – главный виновник его беды. Тут ему вдруг показалось, что лицо медного всадника зажглось гневом. Евгений кинулся бежать. Несчастному чудился сзади тяжёлый топот копыт, как будто медный монумент сошёл с пьедестала и скакал за ним. Эта погоня рисовалась в его воспалённом мозгу всю ночь.

С той поры при виде медного всадника Евгений в смятении прижимал руку к сердцу, как бы смиряя его муку, снимал картуз и шёл сторонкой, не поднимая глаз. В такие минуты он ещё сильнее ощущал своё бессилие против роковой судьбы. Смытый домик Параши отыскали на берегу дальнего пустынного островка, куда занесла его вода. Рядом с домиком однажды нашли мёртвое тело безумного Евгения.

Пётр Первый – незаурядный правитель, гений своего времени, сумевший воплотить в реальность оригинальный замысел: расширить границы укрепить флот и построить новую столицу в такой местности, о которой никто другой не посмел бы мечтать. В поэме он предстаёт в двух образах: живым и мечтающим и памятником, хранящим образ могущественного царя.

Евгений – молодой человек, по статусу бедный военный, который мечтал о хорошей жизни с любимой девушкой. Из-за случившейся трагедии потерял рассудок.

Поэма «Медный всадник» носит величественный и трагический характер. После торжественного дифирамба в честь Петербурга Александр Сергеевич Пушкин показывает и другую сторону этого великолепия – цену жертв, принесённых и скрытых под водами Невы и истории. И всё же шедевр, созданный могучим умом Петра, заставляет смириться и принять, как данность, что красота и величие требует жертв.

Вступление. Ода

«Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно».

Свою поэму А. С. Пушкин начинает с мечты. С мечты Великого русского императора, ставшего для России символом перемен и возрождения величия. Стоя на берегу Невы, видя лишь пустынный, топкий берег, да тёмный лес, Пётр увидел мечту, новый город в новой империи. Фундамент новой столицы будет заложен на грандиозных победах над шведами и над северной природой. С последней борьба будет нелёгкой и продолжительной, но всё же мечта Великого Петра окажется сильнее. «Окно в Европу» – именно так назовут Петербург, когда царь расширит границы России, укрепив её могущество морским флотом.

«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».

Да, прекрасный Петербург был целиком творением Петра, его замыслом, его детищем. Прошло сто лет, и он своей красотой, мостами, садами, дворцами затмил сестру Москву, став столицей. Пушкин говорит о том, что вечерний вид города, пустынных улиц вдохновляет его писать, сочинять, рождает в нём воспоминания весёлых дней и гордость за торжество и непоколебимость России.

Ода городу – это лишь вступление к основному повествованию. Автор предупреждает, о том, что рассказ его будет печален.

Часть первая. Наводнение.

Петроград омрачён ноябрьской непогодой. Штормило, и Нева была неспокойна. На фоне этих ненастий появляется Евгений – молодой человек и главный герой. Евгений военный, он служит. И в этот вечер вместе с непогодой его осаждают волнения. О чём же он думал? Он был беден, ему трудно приходилось добывать и «независимость и честь». Также юноша размышлял о том, что есть люди, которым в жизни везёт больше. Затем его мысли перетекают в более приятное русло дел сердечных: любимая девушка Параша, женитьба свой дом, ребятишки – под эти сладостные мысли и звуки дождя он засыпает.

Ночная буря усилилась, своевольная Нева вышла из берегов и своим безудержным потоком она топила и проникала в каждый дом, отнимая имущество богачей и пожитки бедняков.


Предлагаем ознакомиться с биографией А.С. Пушкина национального русского поэта и прозаика, чьи произведения читают уже почти два века.

За разыгравшейся стихией наблюдает русский царь. Он печален и смущён, следя за размерами катастрофы и уже предвидя её последствия. Его генералы уже в действии, спасая всё что возможно. Евгений ошеломлён, страх парализовал его, вокруг него вода и обломки, а где-то там ветхий домик и его Параша.

Часть вторая. Безумие

Уход воды автор сравнивает с возвращением разбойников с награбленной добычей. Ещё не стихли её «голоса», а наш Евгений уже спешит на другой берег. В этом ему помогает перевозчик, который бесстрашно борется с бурными волнами, гребёт, полагаясь на свой опыт.

Вокруг Евгений видит страшные разрушения.

«Всё перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено;
Скривились домики, другие
Совсем обрушились, иные
Волнами сдвинуты; кругом,
Как будто в поле боевом,
Тела валяются».

Что он увидит впереди – как «запечатанное письмо», которое хочется поскорее открыть и в то же время пугает неизвестность. Одна лишь ива …. свидетельница ужасной трагедии поведала обезумевшему от горя Евгению о том, как потерял он свою Парашу.

«…Утра луч
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней; багряницей
Уже прикрыто было зло.
В порядок прежний всё вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ».

И только лишь Евгений не смог вернуться к прежней жизни. В его спутанном сознании продолжает завывать буря и бурлить вода. Он стал бродягой, вечным скитальцем. Спал на мостовой, питался подаянием. Евгений стал призраком той бури, того ненастья в одночасье разрушившим его жизнь. Бродя в беспамятстве по улицам Петербурга, он возвращается туда, где настигло его бедствие. Два бронзовых льва и он – памятник творцу этого сурового северного города – Медный всадник.


На миг в его сознании всё проясняется, он вспоминает тот день и бурю, и потоп, и Медного всадника с простёртой рукой. Вновь дикие фантастические картины затуманивают его рассудок. Во всём виновен, он Великий Пётр… он даже грозит ему. Но даже в его безумных видениях самодержавец остаётся грозным повелителем, и призрак Медного всадника преследует беднягу повсюду. Однажды он его настигнет, того кто посмел усомниться в величии замысла и презрено отнестись к его детищу.

«Домишко ветхой.
Над водою
Остался он как черный куст.
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради Бога».

Анализ произведения: кто виноват?

Образ Евгения – сложный и противоречивый, хотя его можно понять, ведь главный герой потерял любимую девушку, Парашу. В своей огромной беде он ищет виноватого – и постепенно в воспаленном сознании всплывает образ Петра Великого, чья скульптура тревожит взор страдальца. Увы, мало-помалу Евгений сходит с ума. Ему хочется скрыться от мнимого преследования Медного всадника, и, в конце концов, юноша погибает. Увы, он не смог смириться с тяжелой судьбой, с потерей любимой. Но кто виноват в этом? Неужели царь? Нет! Или все-таки нерассудительность самого Евгения, позволившего отчаянию настолько завладеть им? На эти вопросы вдумчивый читатель сможет ответить сам и не судить строго главного героя поэмы, на долю которого выпало такое тяжелое горе.

Поэма «Медный всадник» – повествование о трагической участи простого обитателя Петербурга, потерявшего во время наводнения любимую девушку, а вместе с ней – все мечты и надежды на будущую жизнь.

В «Медном всаднике» Пушкин поднимает тему «маленького человека» и тему роли Петра I в судьбе России. Основной конфликт произведения – противостояние личности и власти. Для общего ознакомления с произведением предлагаем прочитать онлайн краткое содержание «Медный всадник», выполненное опытным учителем литературы.

Главные герои

Евгений – бедный чиновник, который мечтает о семье, спокойной размеренной жизни. Сходит с ума, не в силах смириться со смертью любимой девушки во время наводнения.

Петр I – оживающий в воображении Евгения образ памятника царю.

Другие персонажи

Параша – возлюбленная Евгения, которая гибнет во время наводнения в Петербурге.

Предисловие

Вступление

У безлюдных берегов Невы стоял когда-то Петр I, размышляя о времени, когда здесь будет основан город:

«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно» .

По прошествии ста лет на месте, где раньше не было ничего, кроме «тьмы лесов» и болотных топей, «вознесся пышно, горделиво» молодой город. «Юный град» затмил красотой, богатством и мощью саму Москву. Автор признается в любви к городу, «Петра творенью» , и верит, что созданный волею правителя, он будет многие века стоять «неколебимо как Россия» , а побежденная стихия финских волн забудет о своем былом величии и не будет беспокоить «вечный сон Петра» .

Повествователь приступает к рассказу о тяжелом времени, воспоминание о котором еще свежо.

Часть первая

Поздним ненастным вечером ноября герой по имени Евгений вернулся из гостей домой.

«Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине» .

Тяжелые мысли о бедности, о своей жизни, в которой еще предстоит заслужить «независимость и честь» , не дают ему заснуть. К тому же из-за непогоды вода в Неве поднималась и, скорее всего, уже смыла мосты, – теперь Евгений несколько дней не сможет увидеть любимую девушку Парашу, живущую «у самого залива» , на другом берегу. Евгений размечтался о жизни с Парашей, об их совместном будущем и, наконец, заснул.

Наступивший день был ужасен:

«Нева вздувалась и ревела,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась» .

Площади превратились в озера, и в них «широкими реками вливались улицы» . Вода разрушала дома и уносила людей, обломки жилищ, мосты, – все, что встречалось на пути.

На мраморном льве возле одного из новых богатых домов города неподвижно сидел среди общего хаоса Евгений. Он не видел и не слышал ни ветра, ни дождя, бьющего по лицу – он тревожился о судьбе возлюбленной. Молодой человек в отчаянии неотрывно смотрел туда, где, «словно горы, из возмущенной глубины вставали волны, буря выла, неслись обломки» , – туда, где жила Параша со своей матерью. Герою казалось, он видит и некрашеный забор, и их ветхую лачугу.

Евгений сидел, не в силах сдвинуться с места. Вокруг везде была вода, а перед ним – обращенный к нему спиной «кумир на бронзовом коне» . Памятник Петру I возвышался над бушующей Невой.

Часть вторая

Наконец вода начала спадать. Евгений, «душою замирая, в надежде, страхе и тоске» , наняв перевозчика, плывет к любимой. Выйдя на берег, герой бежит к дому, где жила Параша, он не верит глазам, ходит вновь и вновь вокруг места, где жила девушка, и не находит ее дома – он смыт Невой. «Полон сумрачной заботы» , Евгений громко говорит сам с собой, а потом смеется.

Наступил следующий день, Нева успокоилась, город вернулся к прежней жизни. Жители шли на службу, возобновилась торговля.

Только Евгений не смог перенести гибели любимой, его «смятенный ум» не выдержал потрясения. Занятый мрачными мыслями, он скитался по городу, не возвращаясь домой. Так прошла сначала неделя, потом месяц. Молодой человек спал, где придется, кормился подаянием. Бывало, дети бросали вслед ему камни, его стегали плети кучеров, когда он, не разбирая дороги, едва не попадал под колеса повозок. Внутренняя тревога съедала его.

«И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый…»

Однажды в конце лета, ночуя возле невской пристани, Евгений был разбуежн наступающим ненастьем. Шел дождь, выл ветер, бурлила Нева. Вспомнив пережитый ужас наводнения, герой начал бродить по улицам. Со страхом внезапно остановился – он очутился возле дома, где спасался от бушующей реки в ночь гибели Параши. На крыльце большого нового дома все также сидели изваяния львов, а неподалеку высился на бронзовом коне Петр. Евгений узнал и место, где «потоп играл» , и львов, и того, «чьей волей роковой под морем город основался» . Именно Петра считает виновником своего горя.

Стиснув зубы, сжав пальцы, задрожав от переполнявшей злобы, взглянул он в глаза Петра и прошептал с угрозой: «Ужо тебе!..» И вдруг бросился прочь: герою показалось, что лицо царя вспыхнуло гневом и всадник начал поворачиваться в его сторону. Всю ночь бежал Евгений от мнимого преследования Петра – куда бы ни сворачивал он, везде слышался ему топот конских копыт ожившего «медного всадника» .

С тех пор всегда, когда Евгений оказывался возле памятника, он смиренно опускал глаза, снимал картуз и прижимал руку к сердцу, «как бы смиряя его муку» .

Герой так и не смог пережить потерю и прийти в себя. Мертвого «безумца» Евгения нашли весной у порога ветхой лачуги, которую наводнение занесло на безлюдный остров у взморья. Здесь же, на острове, его и похоронили.

Заключение

Рассказывая историю Евгения, автор подводит нас к выводу о том, что противоречия между властью и маленькими людьми не исчезают и не разрешаются – они всегда трагически взаимосвязаны. Пушкин впервые в русской литературе показал неразрешимость между государственными интересами и интересами простого человека. Именно поэтому образы главных героев в изображении автора неоднозначны: мы видим Петра – преобразователя и Петра-самодержца, Евгения – мелкого чиновника и бунтаря, возмутившегося действиями самого царя.

После чтения пересказа «Медного всадника» читатель готов к восприятию неповторимых пушкинских образов и языка поэмы.

Тест по поэме

Пройдите тест – и узнаете, как хорошо вы запомнили краткое содержание:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 3295.

Петр гордо стоит на берегу Невы и размышляет о величественном городе, который он хочет построить, что бы стать на шаг ближе к Европе. По истечению ста лет прекрасный могучий город, был возведен на пустынном месте. Торжественно возвысившийся он сменил тьму и хаос этого гиблого места.

На дворе стоял ноябрь, было довольно холодно, а прекрасная река Нева все играла своими волнами. Евгений, являющийся мелким чиновником, возвращается домой уже очень глубоким поздним вечером, его ожидала тихая каморка, далеко не в самом богатом районе Санкт-Петербурга, под названием Коломна. Некогда его род был богат и знатен, но этого уже дано никто не помнит, а он в свою очередь давно перестал общаться со знатью.

Евгений нервно вертясь, никак не может уснуть, его очень беспокоит положение в обществе и о то, что из-за разведения мостов он несколько дней не может повидаться со своей любимой, которую зовут Парашей, так как она живет на том берегу реки. Он уходит в мечты о свадьбе, о детях, о счастливой жизни и любящей семье, где он будет любим и ценен и где наступит покой. И с этим засыпает в своих прекрасных мечтаниях…

Новый день не принес ничего хорошего. Разбушевавшаяся, силами ветра, река затопила весь город. Волны похожие на армию, захватившую все на своем пути смывали дома, людей, деревья и все, что попадалась им на пути. Люди поговаривают, что это кара господня и даже царь смиряется со своей участью, и принял, что он слаб перед господом и он не во власти, что либо изменить.

На площади Петра, высоко, на мраморном льве сидит Евгений, он уже давно перестал чувствовать, что то, а тем временем ветер срывает с него шляпу и быстро поднимающиеся потоки воды щекочут подошву его ботинок. Дождь льет, как из ведра. Евгений осматривает другой берег реки, ведь там совсем недалеко от воды живет она, самая прекрасная и любимая женщина. Он настолько поглощен своими мыслями, что совсем не видит происходящего рядом с ним.

И вот Нева вновь входит в свои берега, бушующая вода стихает. Он бежит к реке и договаривается о переправе на другой берег с сидящим на берегу лодочником. После переправы он не узнает мест, в которых очень часто бывал, все разрушено стихией, поваленные деревья, снесенные дома, мертвые люди повсюду – это наводит на него ужас. Он быстро приближается к дому где живет его любимая, но не находит его.

Новый день дает всем жителям спокойствие, все разрушения потихоньку приводят в порядок и только Евгений никак не может смириться. Он блуждает по городу, в глубоких размышлениях, а вчерашняя буря до сих пор стоит в его глазах. И так он блуждает месяц за месяцем живя на то, что как говориться «Бог подаст».

Евгений абсолютно не замечает ничего происходящего вокруг него, ни детей бросающих в него камнями, ни кучеров которые хлещут его плетями. Одинокой ночью, в своем сне он вновь попадает в тот ужасающий день. Он просыпается и начитает нервно бродить по городу, вдруг он замечает дом, перед которым стоят те самые львы. Евгений кругом огибает памятник и начинает чувствовать себя очень взволнованно. Гнев переполняет его, но вдруг он замечает, что лицо грозного царя пытается обратиться к нему, и сбегает прочь от него в ужасе.

Он прячется всю ночь по всем дворам и подвалам города, так как ему все еще кажется что топот копыт ищет его. И в будущем когда он несколько раз проходил мимо этого памятника он снимал свой картуз и прижимая руку к своему сердцу просил прощения за свои мысли, за злость что испытывал тогда.

Недалеко был пустой уже давно обветхий домик, именно у его порога и нашли мертвое бездыханное тело бедного чиновника Евгения.

Краткий пересказ "Медный всадник" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.