Вооружение воинов Киевской Руси: шлемы, шпоры, меч, секира, стремя, конские путы. Походы князя Игоря на Византию

972 – Гибель князя Святослава

Походы Святослава современники князя сравнивали с прыжками барса: стремительными, бесшумными и разящими. По свидетельству тех же современников, Святослав был голубоглазым, пышноусым человеком среднего роста, он брил голову наголо, оставляя на макушке длинный клок волос – оселедец (такой позже носили запорожцы). Со стороны отличить его от подобных ему воинов помогала только более чистая рубашка, которая была на князе. В ухе Святослава висела серьга с драгоценными камнями, хотя больше украшений князь-воин любил отличное оружие. Свой воинственный дух он проявил уже в детстве, когда дружина его отца Игоря пошла мстить древлянам за убийство князя. Легенда гласит, что маленький Святослав метнул в сторону врага копье и оно упало у ног вражьего коня. Плотный, крепкий, Святослав славился неутомимостью в походах, его войско не имело обоза, и князь с воинами обходился пищей кочевников – вяленым мясом. Всю свою жизнь он оставался язычником и многоженцем. Согласившись на мир с греками, Святослав решил вернуться в Киев. К тому времени уже не было его матери – Ольга умерла в 969 г. На прощание Святослав познакомился со своим главным соперником – императором Иоанном Цимисхием. Он приплыл к нему на встречу в челне, без охраны, причем сам сидел на веслах. Благодаря этому визиту нам и известно от греков из свиты Иоанна, как выглядел Святослав.

Заключив мир, Святослав в 972 г. без радости отправился на ладьях вверх по Днепру, возвращаясь в Киев. Еще раньше он говорил матери и киевским боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там средина земли моей». Завоеванные мечом на Дунае земли он считал своим собственным, теперь уже потерянным владением. Воинов у него было немного – большая часть конунгов с дружинами на своих ладьях откололись от его войска и отправились грабить берега Испании. Опытный конунг Свенельд, плывший со Святославом, советовал ему обойти посуху опасные для плавания днепровские пороги, где могла его поджидать печенежская засада. Но Святослав не послушался совета и погиб в сражении с кочевниками у Днепровского порога со зловещим названием Ненасытненский. Летопись повествует, что из черепа убитого русского князя печенежский князь Куря сделал украшенный золотом кубок для вина и пил из него в пиршественном застолье. В наше время там, где погиб Святослав, были найдены два меча середины X в. Возможно, такой меч был и у погибшего на Днепровских порогах великого воина.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Кавказская Русь [Где кровь Русская пролилась, там и Земля Русская] автора Прозоров Лев Рудольфович

Приложение I Внешность князя Святослава Игоревича как этноопределяющий признак 1060-летию Русского Героя Вступление Не первый век идет спор между учеными об этнической принадлежности племени русов («русь» летописей, «россы» греческих источников, «ар-рус» арабских

автора

2.15. Гибель гунна Этцеля-Атли и гибель хана Святослава Хан (князь) Святослав-Балдуин-Ахиллес был убит. Как мы видим ниже, его частичным отражением в германо-скандинавском эпосе является также гунн Этцель. Считается, кстати, что другим его именем было Атли. Историки

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

2.16. Чаши, сделанные из отрубленных голов двух королевичей, сыновей Этцеля-Святослава - это рассказ об отрубленной голове князя Святослава, превращённой в чашу «Старшая Эдда» сообщает следующий яркий факт. Оказывается, практически В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, КОГДА БЫЛ УБИТ ГУНТЕР,

Из книги Русские корни. Мы держим Небо [Три бестселлера одним томом] автора Прозоров Лев Рудольфович

Приложение I Внешность князя Святослава Игоревича как этноопределяющий признак 1060-летию Русского Героя Вступление Не первый век идет спор между учеными об этнической принадлежности племени русов («русь» летописей, «россы» греческих источников, «ар-рус» арабских и

автора Носовский Глеб Владимирович

2.15. Гибель гунна Этцеля-Атли и гибель хана Святослава Хан-князь Святослав-Балдуин-Ахиллес убит. Как мы видим ниже, его частичным отражением в германо-скандинавском эпосе является также гунн Этцель. Считается, кстати, что другим его именем было Атли. Историки отождествляют

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

2.16. Чаши, сделанные из отрубленных голов двух королевичей, сыновей Этцеля-Святослава - это рассказ об отрубленной голове князя Святослава, превращенной в чашу «Старшая Эдда» сообщает яркий факт. Оказывается, практически В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, КОГДА БЫЛ УБИТ ГУНТЕР, происходит

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора

Глава 3 Завоевательные походы русского Македонского князя Святослава Игоревича Кто - еще до сражения - побеждает предварительным расчетом, у того шансов много; кто - еще до сражения - не побеждает расчетом, у того шансов мало. У кого шансов много - побеждает; у кого

Из книги Империя Русь: страна, которой не было [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 11 Кто убил князя Святослава? Далее летопись повествует нам, что после заключении мира, князь Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам. Воевода Свенельд говорил ему:"Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги".Но

автора Цветков Сергей Эдуардович

Летописный образ князя Святослава и исторические реалии С 965/966 г. для Святослава началась кочевая жизнь князя-изгоя, опоэтизированная летописцем в известном фрагменте Повести временных лет: «Князю Святославу возрастъшу и возмужавшу, нача вой совокупляти многи и

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Гибель Святослава В «Истории» В.Н. Татищева есть известие, что на обратном пути Святослав обвинил во всех неудачах воинов-христиан: «Тогда диавол возмяте сердца вельмож нечестивых, начаша клеветати на христиан, сусчия в воинстве, якобы сие падение вой приключилось от

автора Копылов Н. А.

II. Походы князя Святослава на Волгу Поход на вятичей Походы Святослава на Волгу объяснялись несколькими причинами. Главным геополитическим противником Руси в тот момент являлась Хазария. Во-первых, она долгое время (с VII по IX в.) брала регулярную дань с южного и

Из книги Легендарные полководцы древности. Олег, Добрыня, Святослав автора Копылов Н. А.

Гибель Святослава О конце жизни Святослава, которого Н. М. Карамзин называл «русским Александром Македонским», рассказывает «Повесть временных лет»:«Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь,

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

29. ДУНАЙСКИЙ ПОХОД – ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОЗРЕНИЕ КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА! Мать Святослава княгиня Ольга была мудрой правительницей. Но сын оказался мудрее матери!Чем же привлек Дунай Святослава?О походе Святослава на Дунай наши историки вспоминают вскользь. Их более интересуют

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

31 Дунайский поход – гениальное прозрение князя Святослава! Мать Святослава княгиня Ольга была мудрой правительницей. Но сын оказался мудрее матери!Чем же привлек Дунай Святослава?О походе Святослава на Дунай наши историки вспоминают вскользь. Их более интересуют его

Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович

8. Дунайский поход – гениальное прозрение Князя Святослава! Мать Святослава княгиня Ольга была мудрой правительницей. Но сын оказался мудрее матери!Чем же привлек Дунай Святослава?О походе Святослава на Дунай наши историки вспоминают вскользь. Их более интересуют его

Возвращаясь из своего третьего похода Святослав погиб. Вот как это описывает Повесть временных лет (ПВЛ): «Сотворив же мир Святослав с греками и пошёл в ладьях к порогам. И сказал ему воевода отца Свенельд: «Пойди, князь, на конях около, стоят ибо печенеги в порогах». И не послушал его, и пошёл в ладьях. И послали переславцы к печенегам, говоря: «Идёт Святослав на Русь, взял богатства много у греков и полон бесчисленный, с малой дружиной». Услышав же печенеги это, заступили пороги; и стал зимовать в Белобережье. И не было у них еды, и был голод великий, что по полугривне голова конская, и зимовал Святослав тут. Весна же пришла, пошёл Святослав в пороги. И пришёл Святослав в пороги, и напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава. И взял голову его и из черепа его сделал чашу, оковал череп его и пил из него. Свенельд же пришёл в Киев к Ярополку».

Художник Борис Ольшанский "Сеча на Днепре"


После прочтения этого сообщения ПВЛ, как обычно, появляется много вопросов. Перечислим некоторые из них:

Почему Святослав не воспользовался советом Свенельда?

Откуда Свенельд узнал о засаде печенегов, ещё до того как «послали переславцы к печенегам»?

Откуда летописец узнал, что это переславцы натравили печенегов на Святослава?

Почему Святослав остался зимовать именно в Белобережье, а не в Самкерце или Таматархе?

Почему печенеги были так уверены, что Святослав пойдёт через пороги, что караулили его там и на следующий год?

Откуда летописец узнал о судьбе черепа Святослава?

Каким образом уцелел Свенельд?

Теперь посмотрим, что писал о смерти Святослава Лев Диакон: «Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки [печенеги] – многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собой жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех, убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места».

К сожалению, очень кратко и поэтому малоинформативно.

А вот что написал о гибели Святослава Иоанн Скилица: «…по просьбе Сфендослава император отправил посольство к пацинакам, предлагая им стать его друзьями и союзниками, не переходить через Истр [Дунай] и не опустошать Болгарию, а также беспрепятственно пропустить росов пройти через их землю и возвратиться домой. Назначен был исполнить это посольство Феофил, архерей Евхаитский. Пацинаки приняли посольство и заключили договор на предложенных условиях, отказавшись только пропустить росов.

[…] Когда Сфендослав возвращался домой и проходил через землю пацинаков, то они заранее подготовили засаду и ожидали его. Подвергшись нападению, он и всё его войско было совершенно истреблено. Пацинаки были раздражены тем, что он заключил с ромеями договор».

После прочтения сообщения Скилицы также возникают вопросы, например:

Сообщили ли византийцы Святославу о том, что им не удалось уговорить печенегов пропустить его на Русь?

Почему печенеги так негативно отнеслись к тому, что Святослав заключил договор с византийцами?

Естественно, у многих историков возникло предположение о заговоре против Святослава. При этом далеко не все поверили в виновность переславцев и поэтому начали поиски того, кто известил печенегов о возвращении Святослава.

Конечно, первыми под подозрение попали главные враги Святослава – византийцы: «Литературным вымыслом, по всей видимости, является и версия «Повести временных лет» о происках «переславцев». Трудно представить, что жители разорённого Преслава, лишённые ромеями национального правительства, по собственной инициативе вошли в сношения с печенегами; ещё труднее поверить в то, что у болгар нашлось чем оплатить их услуги (Цимисхий в отличие от Святослава, не пощадил казны болгарских царей). […] Вызывает удивление, что Скилица обходит молчанием чрезвычайно важное обстоятельство, а именно был ли Святослав извещён императором о враждебных намерениях печенегов. Катастрофа у Днепровских порогах говорит за то, что нападение степняков было для русов полной неожиданностью. Тогда следует предположить одно из двух: либо Цимисхий, формально выполнив просьбу Святослава, не поставил его в известность о провале своего ходатайства; либо «русский вопрос» на переговорах с печенегами решался совсем в ином плане, и Феофил имел тайное поручение склонить печенежских вождей к нападению на русов. Первое маловероятно, поскольку посольство Феофила едва ли обошлось без участия представителя Святослава. Зато второе вполне согласуется с теорией и практикой византийской дипломатии.

[…] при сопоставлении древнерусских и византийских известий о гибели Святослава вырисовывается следующая картина. Получив от Цимисхия (а может быть, и от самих печенегов) заверения в расположении, Святослав в конце июля – начале августа 971 г. оставил Доростол и повёл своё поредевшее войско «на родину и на Киммерийский Боспор». На каком-то участке морского пути между дунайскими гирлами и устьем Днепра князь отпустил восвояси флотилию таврических русов, взявшую курс к берегам Крыма, «а сам не со многими идее в лодиах» к Днепровским порогам. Обнаружив здесь печенежскую орду, Святослав был вынужден прокладывать себе дорогу оружием. Поставленные в невыгодные условия, русы не смогли отразить натиск степняков. Кровопролитное сражение закончилось истреблением почти всей дружины Святослава и гибелью самого князя. Свенгельду с немногими уцелевшими дружинниками удалось пробиться сквозь печенежский заслон и уйти в Киев».

Вторыми подозреваемыми оказались христиане Киева: «В историографии сложилось достаточно устойчивое мнение о том, что в гибели […] Святослава у днепровских порогов от рук печенегов были заинтересованы, прежде всего, византийцы. Они боялись, что Святослав после поражения под Доростолом соберёт новые дружины и совершит поход на Империю.

[…] Но зачем было грекам устраивать засаду возвращавшемуся домой Святославу, который перед этим потерпел тяжёлое поражение? Его дружина понесла большие потери и была полностью блокирована с суши и с моря в Доростоле. Вместо осады и полного уничтожения русской дружины Цимисхий заключает со Святославом мирный договор и даёт возможность уйти в Киев. Неужели император был настолько наивен, что позволил бы уйти одному из самых опасных противников Империи, чтобы дать ему восстановить силы и вновь угрожать её северным границам. Биография Цимисхия говорит об обратном: он был смел, умён, коварен, недоверчив, но никак не наивен.

Так почему Цимисхий пошёл на заключение договора со Святославом? Это было сделано по нескольким причинам.

Во-первых, дружины Святослава понесли огромные потери, которые восполнить быстро было невозможно.

Во-вторых, погибли все вожди дружин, кроме Свенельда и самого Святослава, который едва избежал гибели во время сражения.

В-третьих, русские, заключив договора, не нарушали их, о чём свидетельствует история договоров 912 и 944 годов.

Учитывая эти факторы, особенно последний, Цимисхий был уверен, что пока Святослав является великим князем, он будет соблюдать договор, заключённый с Византией, а этот договор был выгоден ей.

[…] Если бы Цимисхий не доверял Святославу, то ему проще было не выпускать Святослава из осаждённого Доростола и либо убить его в бою, либо взять в плен. Следовательно, у византийцев не было причин для убийства Святослава. Но его убили, и кто-то был в этом заинтересован. Кто?

Ответ напрашивается сам собой. Это христианская община Киева. Святослав […] считал виновниками поражения […] не только дружинников-христиан, а всех русских христиан вообще […] Судя по сообщению Иоакимовской летописи, их ожидали жестокие гонения […] Что им оставалось делать? Отречься от Христа? Или обречённо ждать возвращения великого князя? […] В их глазах он потерял право на власть, а христиане освободились от обязанности подчиняться ему. И были печенеги, которые готовы были за деньги убить своего давнего врага Святослава. Итак, заказчики и исполнители найдены.

Русские дружины понесли тяжёлые потери в войне с Империей. Они знали, что в Поле господствуют многочисленные и хорошо организованные отряды печенегов, а потому возвращаться домой следовало единой дружиной. Но происходит противоположное: русская дружина разделяется на две части. Одна – во главе со Свенельдом идёт через земли его данников – уличей и тиверцев. А другая, во главе со Святославом, возвращается морем и попадает в засаду устроенную печенегами. […] Святослав провёл в условиях печенежской осады в Белобережье всю зиму, но помощи из Киева не дождался. Почему киевляне, зная, что их великий князь осаждён печенегами, не предприняли каких-либо действий по его спасению? Ответ кроется в летописи. «Свенельд же пришёл в Киев к Ярополку» и стал одним из участников и, возможно, организаторов заговора против Святослава. Заговорщики опирались на христианскую общину, в страхе ожидающую возвращения Святослава.

[…] Но почему Святослав и Свенельд разделились? Возможно, со Свенельдом ушла часть дружины, состоявшая из уцелевших после репрессий христиан. Они пришли в Киев раньше Святослава и, спасая свои жизни, отправили к печенегам послов, подговорив их напасть на Святослава. «А переяславцы послали к печенегам сказать: «Вот идёт мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной забрав у греков много богатств и пленных без числа». Переяславлей было два: один – на Дунае, куда хотел перенести свою столицу Святослав, а другой – под Киевом. В историографии сложилось мнение, что к печенегам отправили послов жителей Переяславля на Дунае. Но зачем им нужна была гибель Святослава? В получении доли добычи? Вряд ли печенеги стали бы делиться ею, и вряд ли на это рассчитывали жители Переяславля на Дунае. Знали они и о том, что Святослав заключил договор с Империей и подтвердил его сакральной клятвой. Так кто же предупредил печенегов о возвращении Святослава с малой дружиной и большой добычей? В этом, скорее всего, были заинтересованы киевляне – христиане, и жители Переяславля, только не болгарского, а русского, среди которых было немало христиан».

Следующие подозреваемые – Свенельд и сын Святослава Ярополк: «Возникает вопрос, когда Свенельд предупредил князя о грозящей опасности со стороны печенегов: до отплытия его от берегов Дуная или на Днепре перед приходом Святослава к порогам? За этим вопросом следует другой, когда Свенельд покинул князя и отправился правобережными степями в Киев: накануне ли ухода Святослава с Дуная, по отступлении ли его в Белобережье на зимовку или же после разгрома русской дружины и гибели её предводителя?

[…] Иоакимовская летопись говорит о том, что Святослав русских воев «отпусти полем ко Киеву» до того, как сам тронулся в путь водою. Разумеется, вои не могли уйти в Киев без воеводы. Таковым, как известно, был Свенельд, который, по всей видимости, и возглавил воинов, ушедших «полем» восвояси. Автор ПВЛ не противоречит, по нашему мнению, Иоакимовской летописи. У него Свенельд предупреждает Святослава о печенежской опасности прежде, чем «переяславци» сообщают печенегам о возвращении русского князя «в Русь». Послать же весть печенегам переяславцы вряд ли могли раньше отплытия княжеской флотилии. Отсюда следует, что русское войско, собираясь домой, ещё в Болгарии разделилось на две части, одна из которых пошла по суху со Свенельдом «на коних около», а другая со Святославом отправилась в ладьях к Днепру. Будь всё иначе, предостережение Свенельда оказалось бы излишним, так как Святослав, добравшись до днепровских порогов, убедился бы сам в печенежской засаде. Намёк на возвращение Святослава с частью воинов, причём незначительной, содержится, полагаем, в словах переяславцев о том, что Святослав «идеть с малом дружины». Заметим, кстати, что переяславцы могли известить печенегов о выступлении князя «с малом дружины» после того, как русское войско, разделившись надвое, вышло в дорогу.

[…] Когда Святослав терпел бедствия в Белобережье, Свенельд уже находился при Ярополке. Из Киева можно было подать помощь переносившим лишения Святославу и его воинам. Но она не последовала. Святослав […] никому был не нужен в Киеве: ни местной общине, интересами которой он пренебрегал, Ярополку с ближними мужами, которые не желали выпускать власть из своих рук. В Киеве не только не помышляли о помощи Святославу, но и устроили печенежскую ловушку неугодному князю. В итоге он погиб. В смерти его были повинны кияне, проявившие к нему полное равнодушие и даже отчуждение, Ярополк сговорившись с печенегами, и обуреваемый властолюбием Свенельд, надеявшийся усилить своё влияние в Киеве».

Ну и наконец – хазары: «Л.Н. Гумилёв совершенно правильно заметил, что продовольствие, те же самые конские головы, русам не у кого было покупать, кроме как у печенегов. Но ему почему-то не пришло в голову, что за несколько месяцев такого общения печенеги должны были прекрасно разобраться, что ни богатств, ни пленников у Святослава нет. К тому же на протяжении зимы до степных кочевий обязательно дошла информация о событиях под Доростолом. И хан Куря, и его воины, повторю, прекрасно знали, что никакой добычи со Святослава и его воинов они не получат. Но тогда какой смысл стеречь великого князя с воинами у порогов? Отряд Святослава, хоть и ослабленный голодной зимовкой, состоял из воинов-профессионалов, умеющих и сражаться, и дорого отдавать свою жизнь.

[…] Итак, печенеги на добычу не рассчитывали, но почему-то напали, истребили отряд и убили великого князя.

[…] Ясно, во всяком случае, что Куря действовал, во-первых, не по своей инициативе, во-вторых, ему обещали за убийство Святослава такую награду, что имело смысл рискнуть.

[…] Вызывает недоумение совет Свенельда: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги», - и отказ Святослава ему последовать – «пошёл в лодьях». Куда же он лошадей дел, не повёз же их в лодьях? Бросил в устье Днепра боевых коней? Если тут не очередная глупость, то Святослав намеренно всех коней отправил со Свенельдом. Летописец выразился очень неясно, и я могу предложить только одну версию, логически объясняющую все несуразности.

Возвращающееся войско растянулось вдоль русла Днепра. Свенельд шёл в авангарде, Святослав с небольшим отрядом возглавлял арьергард. Так распорядился он сам. Свенельд обратил внимание на скопление печенегов в районе порогов, где суда надо волоком посуху перетаскивать вдоль берега. Ясно, что наибольшую опасность это представляло для арьергарда. Свенельд послал сообщить великому князю, чтобы имеющуюся конницу тот попридержал для прикрытия волока и сам миновал его под прикрытием конницы. Святослав наоборот – отправил конников вперёд, а свой отряд попридержал, чтобы он оторвался от основной массы. Когда арьергард подошёл к порогам, оказалось, что печенеги отрезали его от основного войска. Появился уважительный повод не возвращаться на Русь и устроиться на зимовку. Причины такого поведения чисто иррациональны. Святославу стыдно было возвращаться в Киев побитой собакой. Он искал повода отсрочить приход. Пройдёт время, страсти поутихнут. […] Пришлют делегацию, попросят вернуться.

[…] В летописи сказано, что переяславцы натравили печенегов на Святослава. Непохоже, что здесь чистый вымысел летописца. Но каковы могли быть мотивы у переяславцев? Напомню, печенегам надо было хорошо заплатить. Очевидно, после падения Хазарского каганата в Переяславец на Дунае попало немало выходцев из тех мест. У них был веский повод для ненависти и для мести Святославу».

В общем виде предположение об обстоятельствах смерти Святослава выразил А. Королёв: «Осенью 971 года, не зная, куда ему двигаться дальше, Святослав остановился в Белобережье. Его люди были измучены сидением в Доростоле, сам князь вряд ли вполне оправился от полученных в бою ран. Впереди были поджидавшие ладьи русов печенеги, жаждавшие отобрать у ослабленных и немногочисленных русов их добычу. Несомненно, кочевников предупредили недруги Святослава (ромеи? болгары? «некоторые русские»?). Не было князю и дороги назад – враждебная теперь Болгария стала владением Византии. […] Оставалось ждать помощи из Киева. От князя отвернулись русы, жившие в Белобережье, его оставшееся в живых воинство голодало и роптало (а возможно, и разбегалось). Загнанный обстоятельствами в угол, преданный собственным сыном князь оказался в отчаянном положении. Когда наступила весна и появилась возможность двинуться на ладьях в путь, русы, используя большую воду, предприняли попытку пройти мимо карауливших их печенегов. Части воинов это удалось, однако сам Святослав был убит. Это не остановило Свенельда. Спасая свою жизнь, воевода оставил тело князя в руках врагов на поругание».

С моей точки зрения наиболее правдоподобно выглядит мнение В. Егорова: «В ПВЛ пути Святослава и Свенельда домой разделились в устье Днепра. Святослав после голодной зимовки в Белобережье поплыл вверх по реке, попал на порогах в печенежскую засаду и был убит, а Свенельд сразу пошёл на конях посуху и якобы благополучно прибыл в Киев. Его печенеги почему-то не тронули. Эта «размолвка» князя со своим воеводой послужила историкам поводом для разных домыслов вплоть до обвинения Свенельда в измене и даже заговоре против Святослава. Однако разделению русского войска около устья Днепра, если оно вообще имело место, есть простое и естественное объяснение безо всякого коварства и измен. Где-то на берегу Бугского лимана два предводителя руси по-товарищески простились, обнялись и дальше пошли каждый своей дорогой. Для обоих это была прямая и естественная дорога домой: у Святослава на восток морем в Крым, у Свенельда на север сушей в свой уличско-древлянский удел. […] Святослав ушёл недалеко, во время какой-то остановки на черноморском берегу (если не ещё раньше, на зимовке в районе Белобережья) его достали печенеги».

Андрей Шестаков

Примечания

1.Белобережье – устье Днепра.
2.Полугривна – ок. 200 гр. серебра
3.Никитин А.Л. Текстология русских летописей. Выпуск 1. М., 2006. С. 104
4.Древняя Русь в свете зарубежных источников. Том 2. М., 2010. С. 213
5.Там же. С. 233
6.Цветков С.Э. Русская история: Книга вторая. М., 2004. С. 454
7.Шумилов Е.Н. Причины гибели великого князя Святослава Игоревича. На сайте: www.svito.ru
8.Фроянов И. Рабство и данничество у восточных славян. На сайте: www.historylib.org
9.Кутузов Е.Н. Варяги. Славяне. Русские. М., 2013. С. 320
10.Королёв А.С. Святослав. М., 2011. С. 257
11.Егоров В. Каганы рода русского. М., 2012. С.133

Другие новости

В 957 г. сын Игоря и Ольги Святослав (Сфендислейф) достиг 16-летнего возраста, и мать, княгиня Ольга, уступила ему власть. Он правил Русью, как и его отец Игорь, с коня: почти непрерывно воевал, совершая со своей дружиной набеги на соседей, нередко весьма дальних. Сначала он воевал с Хазарией, подчинил (как сказано в летописи – «налез») платившее хазарам дань славянское племя вятичей, потом разбил волжских булгар, обложил их данью. Затем Святослав двинулся на уже ослабевший к тому времени Хазарский каганат и в 965 г. овладел его главным городом Саркелом. Через 3 года, дождавшись большой помощи из Скандинавии, Святослав вновь напал на хазар и окончательно разгромил каганат. Он подчинил себе также и Тмутаракань в Приазовье, которая стала одним из удаленных от Киева русских княжеств, что породило известную присказку про «езду в Тмутаракань» как про поездку в дальнюю, глухую сторону.

Во второй половине 960-х гг. Святослав перебрался на Балканы. Его, как раньше отца и других скандинавских конунгов, греки использовали в качестве наемника для завоевания ослабевшей к этому времени славянской державы – Болгарии. После захвата части Болгарского царства в 968 г. Святослав, по примеру своего отца Игоря, обосновавшегося сначала в Тмутаракани, а потом на Тереке, решил остаться на Балканах, поселиться в Переяславце на Дунае и вести оттуда набеги, торговать товарами из Руси – мехами, медом, воском, рабами. Но возникшая вдруг угроза Киеву со стороны печенегов вынудила его на время уехать на Русь. Вскоре он вернулся на Балканы, снова взял у болгар так понравившийся ему Переяславец. На этот раз против зарвавшегося Святослава выступил византийский император Иоанн Цимисхий. Война шла долго с переменным успехом. К Святославу подходили все новые скандинавские отряды, они одерживали победы и расширяли свои владения, дойдя до Филипполя (Пловдива). Любопытно, что в той завоевательной войне вдали от родины Святослав произнес перед боем ставшую позже крылатой фразу русского патриота: «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут». Но войска Святослава и других конунгов таяли в сражениях, и в конце концов, окруженный в 971 г. в Доростоле, Святослав согласился заключить мир с византийцами и уйти из Болгарии.

972 – Гибель князя Святослава

Походы Святослава современники князя сравнивали с прыжками барса: стремительными, бесшумными и разящими. По свидетельству тех же современников, Святослав был голубоглазым, пышноусым человеком среднего роста, он брил голову наголо, оставляя на макушке длинный клок волос – оселедец (такой позже носили запорожцы). Со стороны отличить его от подобных ему воинов помогала только более чистая рубашка, которая была на князе. В ухе Святослава висела серьга с драгоценными камнями, хотя больше украшений князь-воин любил отличное оружие. Свой воинственный дух он проявил уже в детстве, когда дружина его отца Игоря пошла мстить древлянам за убийство князя. Легенда гласит, что маленький Святослав метнул в сторону врага копье и оно упало у ног вражьего коня. Плотный, крепкий, Святослав славился неутомимостью в походах, его войско не имело обоза, и князь с воинами обходился пищей кочевников – вяленым мясом. Всю свою жизнь он оставался язычником и многоженцем. Согласившись на мир с греками, Святослав решил вернуться в Киев. К тому времени уже не было его матери – Ольга умерла в 969 г. На прощание Святослав познакомился со своим главным соперником – императором Иоанном Цимисхием. Он приплыл к нему на встречу в челне, без охраны, причем сам сидел на веслах. Благодаря этому визиту нам и известно от греков из свиты Иоанна, как выглядел Святослав.

Заключив мир, Святослав в 972 г. без радости отправился на ладьях вверх по Днепру, возвращаясь в Киев. Еще раньше он говорил матери и киевским боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там средина земли моей». Завоеванные мечом на Дунае земли он считал своим собственным, теперь уже потерянным владением. Воинов у него было немного – большая часть конунгов с дружинами на своих ладьях откололись от его войска и отправились грабить берега Испании. Опытный конунг Свенельд, плывший со Святославом, советовал ему обойти посуху опасные для плавания днепровские пороги, где могла его поджидать печенежская засада. Но Святослав не послушался совета и погиб в сражении с кочевниками у Днепровского порога со зловещим названием Ненасытненский. Летопись повествует, что из черепа убитого русского князя печенежский князь Куря сделал украшенный золотом кубок для вина и пил из него в пиршественном застолье. В наше время там, где погиб Святослав, были найдены два меча середины X в. Возможно, такой меч был и у погибшего на Днепровских порогах великого воина.

Первая усобица на Руси

Перед отъездом из Киева на Дунай Святослав распорядился о судьбе трех своих сыновей. Старшего, Ярополка, он оставил в Киеве; среднего, Олега, отправил княжить в землю древлян, а младшего, Владимира (Вольдемара), посадил в Новгороде. Итак, у власти в Киеве оказался Ярополк Святославич. Но вскоре между братьями началась усобица. В 977 г. Ярополк по совету Свенельда напал на Олега Древлянского, и в бою у города Овруч тот погиб – был сброшен с моста в ров и там задавлен своими падавшими сверху конными воинами. Младший же, малолетний брат Владимир, узнав о выступлении Ярополка против Олега и опасаясь за свою жизнь, бежал в Скандинавию.

Это было время еще тесных связей правивших Русью варяжских конунгов с родиной предков. В научной литературе XX в. стремились как можно раньше «ославянить» викингов, объединить их с местной славянской знатью. Этот процесс, конечно, шел, но значительно медленнее, чем того хотелось бы некоторым историкам. Еще долго русская элита была двуязычной – отсюда и двойные славянско-скандинавские имена: Олег – Хельг, Игорь – Ингвар, Святослав – Сфендислейф, Малуша – Малфред. Еще долго приходившие из Скандинавии варяги находили в Киеве пристанище перед своими набегами на Византию и другие южные страны. Не раз и не два русские князья, отказавшиеся от скандинавского названия «хакан», бежали на родину предков – в Скандинавию, где находили помощь и поддержку среди родичей и друзей.

980 – Захват власти Владимиром Святославичем

Недолго пробыл беглый Владимир в Скандинавии. С нанятой там варяжской дружиной в 980 г. он двинулся на Киев, послав вперед вестника, который передал Ярополку: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться!» Таков был тогдашний благородный обычай объявления войны. Предварительно Владимир хотел заполучить в союзники Полоцк, где правил тогда варяг Рогволод. Для этого Владимир решил породниться с ним, женившись на дочери Рогволода Рогнеде, которая, впрочем, считалась уже невестой князя Ярополка. Послам Владимира Рогнеда гордо отвечала, что за сына рабыни (Владимир действительно родился от рабыни княгини Ольги, ключницы Малуши) она никогда не пойдет. Мстя за это унижение, Владимир напал на Полоцк, убил Рогволода и двух его сыновей и взял Рогнеду в жены силой. Она стала одной из многих жен Владимира, имевшего большой гарем. Летописец утверждает, что в гареме Владимира было 800 женщин, при этом князь отличался безмерной блудливостью: хватал чужих жен и растлевал девиц. Но на Рогнеде он женился по политическим мотивам. Согласно легенде, впоследствии Рогнеда, оскорбленная многолетним невниманием к ней Владимира, хотела убить князя, но тот успел выхватить занесенный над ним нож.

Вскоре Владимир во главе могучей варяжской дружины легко захватил Киев. Ярополк же оказался неопытен в делах, став игрушкой в руках своих советников. Один из них, по имени Блуд, предательски насоветовал князю бежать из укрепленного Киева, а потом сдаться на милость победителя, что тот и сделал. Другой советник князя, по имени Варяжко, уговаривал его не верить Владимиру и бежать к печенегам. Но князь не прислушался к совету Варяжко, за что и поплатился: «И пришел Ярополк ко Владимиру, когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазухи», как отмечает летописец. А коварный Блуд в это время придерживал дверь, чтобы свита Ярополка не помешала братоубийству. С похода Ярополка на Олега Древлянского и Владимира на Ярополка начинается долгая история братоубийств на Руси, когда жажда власти и безмерное честолюбие заглушали зов родной крови и голос милосердия.

Великий Князь Святослав

После гибели князя Игоря

Святослав принимает дары от послов

Битва с Хазарами

Святослав защитник земли Русской

Сражение

Гибель Святослава

Памятник Святославу в Запорожье (Украина)

Памятник Святославу в Киеве

Памятник Святославу в с. Холки Белгородская область

Когда отец будущего киевского князя Святослава, Игорь, погиб на земле древлян, Святославу было всего четыре года, поэтому княжество возглавила его мать - княгиня Ольга. Желая отомстить древлянам за смерть мужа, Ольга собрала в 942 году, большую дружину и выступила в поход. Маленький Святослав отправился вместе с матерью и в тот же год начал свою военную карьеру. Когда Русская дружина и войско древлян встали друг против друга, мальчик сидел на коне в первых рядах. Он попытался бросить копье в убийц своего отца, оно скользнуло между ушей коня и упало прямо перед копытами. Русские воеводы сказали тогда дружине: «Князь уже начал. Потянем, дружина за князем!» , и началась беспощадная битва. Как гласит летопись, древляне в этой битве были полностью разбиты. Так ковался характер одно из самых воинственных и отважных князей и правителей Русского государства, который в летописях предстает перед нами Древнерусским рыцарем, ищущем свою судьбу в бою, презирающего опасность, защищающего Русь и славянские племена от набегов врагов.

Когда Святослав вырос, он был уже славен своим геройством и отчаянными предприятиями, поэтому в его княжескую дружину стремились попасть самые отчаянные воины со всей Руси, зная, что в Киеве их ждет настоящее дело - постоять за землю Русскую. Святослав освободил славянское племя вятичей от выплаты дани хазарам, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат, Русичи победили и завоевали главные города хазарского царства: Итиль и Белую Вежу, привел под власть Руси - Тмутаракань.

Древнерусская Повесть временных лет рассказывает, что Святослав был настоящим солдатом, выносливым и терпеливым. В военных походах Святослав был неприхотлив, мясо жарил на углях, спал под открытым небом, подкладывая под голову седло и приучал к тому же своих воинов. Не таская за собой лишнего имущества, его дружина была очень быстрой и мобильной, совершала длительные и стремительные переходы, наводя страх на врагов, которые еще недавно угоняли в полон русских женщин и детей. Теперь мало кто пытался обидеть русского человека, потому что у нас был СВЯТОСЛАВ. Уверенный в непобедимости своей дружины, никогда не нападал на врага неожиданно, всякий раз предупреждая: «ИДУ НА ВЫ», давая возможность противнику подготовиться.

У Святослава был свой расчет, он хотел избежать изнурительных походов по степи, битв с отдельными отрядами, засад и прочего, что делает войну неэффективной. Он хотел, что бы враг собрал все свои силы в одном месте, и тогда их можно было разбить в одном решающем сражении. Тем более, что для победы в чистом поле, у русских шансов победить было больше. В отличие от кочевников, войско Святослава было дисциплинированно и атаковало врага древнерусской фалангой - «стеной». «Стена» состояла из 20 длинных шеренг воинов, каждый из которых имел щит в рост человека, длинное копье, длинный меч, лук со стрелами и засапожный нож для ближнего боя. «Стена» строя не теряла, и закрытая сомкнутая щитами, наносила мощный удар по врагу копьями первого, второго и третьего рядов. Еще сильнее древнерусская фаланга была в обороне. При том, что князь был отменным воином, он не был образцом мудрого и рассудительного властителя и не любил заниматься государственными делами. Когда Святослав одолел дунайских болгар и основал здесь новое государство, Киев - столица Руси, остался без защиты и едва не был захвачен кочевниками - печенегами. Последние годы жизни Святослав провел в набегах на могущественную Византийскую империю, неоднократно выходил со своей небольшой дружиной против огромных армий, побеждал и брал дан. Летопись рассказывает, что однажды император Византии велел послать Святославу богатые дары, но тот принял их равнодушно, повелел убрать в казну, но когда ему принесли хорошо сделанное оружие, радости князя не было предела, и он велел передать императору свою благодарность. Узнав об этом от послов, византийский император и его советники сказали: «Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет» и испугавшись решили без боя платить ему дань.

Такой человек как Великий Святослав не мог умереть от болезни или от старости. В 972 году Святослав попал в засаду к печенегам, был убит в жестокой схватке. Предание гласит, что печенежский князь Куря, из черепа Святослава, сделал чашу, богато украшенную золотом и пил из нее на пирах. Несколько уцелевших русских воинов принесли в Киев горестную весть.

Памятник Великому князю Киевскому Святославу Игоревичу. Установлен в живописном уголке Белгородской области рядом с Холкинским монастырем. Установка памятника была посвящена 1040-тию разгрома князем Святославом Хазарского каганата.

Также в 2005 году, был установлен памятник Великому Святославу Храброму в Запорожье на Украине. Памятник Святославу также стоит в Киеве.

ВЕЧНАЯ ТЕБЕ ПАМЯТЬ СВЯТОСЛАВ, ВЕЛИКОМУ СЫНУ РУСИ!

Описание

Вероятное место гибели Киевского князя Святослава Игоревича на Хортице.

Весной в 972 году князь с остатками войска сделал вторую и последнюю попытку пробиться в Киев. В «Повести прошлых лет» Нестор-летописец скупо сообщает: «В год 6480 (972), когда пришла весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенегов, и убили Святослава». По преданию, печенеги, за своим варварским обычаем, отсекли Святославу председателя, череп обковали золотом и серебром, сделав из него чашу для вина. Так погиб славный, храбрый князь Киевской Руси Святослав Игоревич.
Как видим, летописец не дал окончательный ответ, где именно на порогах погиб выдающийся военный и политический деятель древнерусского государства.
Поэтому уже долгое время историки, краеведы, пытаются выяснить вопрос о месте гибели князя. Не случайно, что Запорожская и Днепропетровск области не могут разделить между собой скорбное право считаться территорией, где героически погиб известный киевский князь.
Сегодня есть две достопримечательности, которые напоминают потомкам о событиях 972 года.

Одна из них установлена в 1967 году в селе Никольское-на-Днепре, вблизи затопленного порога Ненаситець, на Днепропетровщине. На плите надпись: «В 972 году в Днепровских порогов в неравном бое с печенегами погиб русский князь-витязь Сятослав Игоревич».
Вторая – охранный знак – на острове Хортица, на Черной скале с надписью: «Черная скала. Вероятное место гибели князя Святослава в 972 г.». Немного найдется историков, краеведов, которые бы утверждали, что именно на острове Хортица погиб князь Святослав. Но основанием для установления достопримечательности были не только летописные, но и археологические, данные.
В 1928 году во время гидротехнических работ в районе строительства Днепрогеса было найдено пять мечей, какие ученые датировали X векам. Специалисты выразили мнение, которое именно здесь состоялось какая-то трагедия: гибель корабля или бой с грустным финалом для всего экипажа.
В начале XIX века около Крарийского перевоза (место немного выше современного Днепрогеса) рыбалки подняли из дна медный, с греческой надписью, кринка. Там были византийские монеты с именами императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия, с которыми имел политические отношения Святослав.
В 1959 году увидел мир роман Семена Скляренко «Святослав». Писатель изобразил последний бой князя и его дружинников на северо-восточной части острова Хортица, на Черной скале. И так произошли, что именно эта версия о гибели Святослава на Хортице стала самой известной.