высшего профессионального образования. Хочу быть стройной

Понятие свободы

Свобода в современном обществе

Проблема свободы среди молодёжи и подростков.

Результаты анкетирование

Заключение

Список использованной литературы

Тема: «Свобода глазами подростков».

Актуальность : проблема свободы существовала всегда, начиная с самых древних времён. В современном российском обществе только начинает складываться вся морально-ценностная система, в том числе и понятие свободы.

В 1990 - е годы начался переход от социализма к либерализму. Мы только вступаем на цивилизованный путь, медленно и трудно изживая те пороки, которые расцвели благодаря либерализации политики и экономики, устанавливаем моральные ориентиры и духовные ценности. К тому же в настоящее время правительство Российской Федерации рассматривает новый Закон о молодёжи взамен устаревшего.

Свобода допускает в равной степени всё – и зло, и добро. На то она и свобода. Ей не присущи какие-либо моральные оценки, она к ним просто бесчувственна. Не она, а человек сможет ставить себе какие-то нравственные ограничения.

Когда общество и государство стараются официально устанавливать мораль, чаще всего дело оборачивается аморализмом. Но, увы, аморализм также имеет право на свободу, что мы ныне и наблюдаем каждый день. Многие люди даже не знают, что есть свобода, какую ценность она представляет.

Цель: проанализировать понимание свободы современными подростками.

Задачи:

    Изучить материал по данной теме.

    Выявить отношение подростков к свободе, как ценности в настоящее время.

Объект: свобода как ценность современного общества.

Предмет: представление о свободе подростков.

Новизна: проведено исследование о понимания свободы и отведённой ей роли в жизни современных подростков на примере учащихся 8-11 классов МОУ “СОШ № 103” .

Гипотеза: в настоящее время термин «свобода» забыт или неправильно используется подростками, ценность свободы не признаётся молодёжью.

Перспектива :

    Проведение исследование на всех этапах.

    Проведение беседы со старшеклассниками по данной теме.

    Проследить, как воспринималась свобода на протяжении развития общества.

Практическая значимость: данный материал предназначен для проведения классных часов, воспитательных мероприятий с целью повышения культурных и этических знаний подростков.

Методы исследования:

    Анкетирование.

    Работа с трудами по данной теме.

  1. Введение

В истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли или все его поступки обусловлены внешней необходимостью.

В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Эти обстоятельства – воплощение конкретно-исторических условий бытия человека. Бытие человека – это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Соответственно этому, человек свободен и в том, какие последствия грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них.

Знание меры соотношения выбора и ответственности, объективной основы того или иного направления своей жизни, условия, в которых она реализуется, дает философское наполнение понятия свободы. Это понимание и осознание необходимости.

Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они ничем не обусловлены. Причинная обусловленность свободных человеческих действий не является однозначной, одномерной. Она представляет собой многомерную систему, в рамках которой человек волен выбирать. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора.

Свобода - это постоянный процесс, который никогда не остановится. Мы обладаем большим опытом, новыми знаниями законов природы и общества, но также неспособны по своему желанию быстро переделывать свою жизнь. Движение к идеалу продолжается и не закончится никогда.

Люди повсюду и всегда хотят жить в свободе.

Только свобода открывает путь к развитию и совершенствованию.

  1. Понятие свободы.

Многие философы давали своё определение свободы. Вот некоторые из них:

«Свобода – это осознанная необходимость». Б. Шоу

«Свобода означает ответственность» Б. Шоу.

«Свобода заключается в праве делать всё, что не вредит другим». Клаудиус

«Свобода - это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, намерениями, идеалами и ценностями». Важенин, А. Г.

«Свобода – это философское понятие, которое освещает вопрос о том, чем обусловлена человеческая воля. В ней человек реализует своё внутреннее богатство». Гуревич, П. С.

  1. Свобода в современном обществе.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен, так как всегда существуют ограничители его деятельности - уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.

Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

  1. Проблема свободы среди молодежи и подростков.

Очень долгое время молодое поколение в нашей стране в процессе своего взросления ориентировалось на старших и опытных людей, одобренные ими ориентиры. В настоящее время, когда перевернулась с ног на голову вся жизнь общества, а вместе с ней и морально – нравственные ориентиры, рассчитывать на помощь старшего поколения нам не приходится. Оно само запуталось и не может понять и принять ни новой государственности, ни её приоритетов.

Каково же приходится подросткам? Самостоятельное познание мира, на которое обречены дети, оставляет огромные пробелы в их морально - нравственной системе. Эти пробелы нужно восполнять. Чем???

На этот и другие подобные вопросы сейчас пытаются ответить составители нового Закона о молодёжи, но и сама молодёжь должна задумываться о своей судьбе, о выборе, который она делает, а значит о свободе.

Приложение

(результаты анкетирования)

5.Результаты анкетирования.

В 8 – 11-х классах МОУ “СОШ №103” был проведено анкетирование, которое прошел 180 респондентов. Во время анкетирования были заданы вопросы: «Что такое свобода?», «Что значит для тебя свобода?» и «Свобода-это ответственность или вседозволенность?»

Результаты анкетирования показали, что подростки не знают общепризнанных определений свободы, что подтверждают их ответы. Интересно отметить, что школьники 10-11-х классов понимают свободу как независимость от общества в целом и от родителей в частности, а 8 – 9-ые классы - как вседозволенность.

Таким образом, подавляющее большинство подростков не только не понимают, но и не придают значения свободе.

По результатам данного опроса видно, что большинство подростков считают свободу именно вседозволенностью и не признают её ответственности. Но при этом данное поколение хочет быть свободным, что, конечно, при данном понимании, проблематично и даже опасно.

Любые понимания ценностей отображают состояние общества, его социологическую обстановку. Данное понимание свободы говорит о том, что нынешняя молодежь стремиться к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов. К тому же подавляющее большинство подростков не знают, что есть свобода и не считают её ценностью.

Заключение.

Таким образом, по результатам проведённой работы с источниками и анкетированию, можно с уверенностью сказать, что подростки не понимают значения свободы как ценности. На первый план для них выходит желание освободиться от ответственности и общественной опеки. Последнее десятилетие было отмечено сменой ценностей, изменением отношения к личности, повсеместной безответственностью, а столь серьезная и кардинальная смена государственного строя, которая произошла в нашем государстве, не могла сразу провести преобразования в сознании миллионов людей. Ценности свободы личности, ответственности, демократии, равенства перед законом, интеллекта не смогли стать превалирующими, что привело к постепенному забыванию столь важных терминов как свобода.

Список используемой литературы.

    Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека М. 1996 кандидатская диссертация

    Агапов В.И. Проблемы философии. – Рязань. 1998.

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: «Проспект», 1999.

    Бах Р. «Бегство от безопасности» Пер. с англ. – К.: «София», Ltd., 1998

    Бахарев В.В. Структура личности и диалектика ее становления М. 1989 кандидатская диссертация

    Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999

    Великие мыслители Запада. /Пер. с англ. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1998

    Воложанина М.Н. Свобода личности как предмет социально-философского анализа – М. 1991 кандидатская диссертация

    Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.2 – СПб.: Северо-запад, 1994.

    Горбачев В.Г.. Основы философии: Курс лекций. 1997.

    Грунт Е.В. Смысл жизни как проблема европейской философии Екатеринбург, 1997 докторская диссертация

    Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. «Философия. Учебник» – М.:ИНФРА-М, 1999.

    Мир философии. М.,1991. Ч.2.

    Дроздов А.В. «Человек и общественные отношения» - изд-во ЛГУ - 1966 - 132 с.

    Керимов Д.А. «Свобода и право» - «Философские науки» - 1964 - №3

    Курылев С.В. «Санкция как элемент правовой нормы» // Советское государство и право. - 1964 - №8

    Меньшиков В.В., «К вопросу о соотношении моральной и юридической ответственности в социалистическим обществе», кн. «Проблемы правоведения» - Новосибирск - 1967 - 480 с.

    Никифоров Б.С. «Некоторые вопросы уголовного права в условиях общенародного государства» - «Советское государство и право» - 1963 - №4

    подростков Курсовая работа >> Психология

    Гомосексуальные же связи, наоборот, приобретают в глазах подростка большую ценность, так как являются... , когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы , относятся к нему как к маленькому ребенку...

В школе нам внушают, что раб - это тот, кого гонят кнутом на работу, плохо кормят и в любой момент могут убить. В современном мире рабом является тот, кто и не подозревает, что он, его родные и все окружающие его люди являются рабами. Тот, кому и в голову не приходит, что, по сути, он полностью бесправен. Что его хозяева с помощью специально созданных законов, силовых структур, коммунальных услуг и, прежде всего, с помощью денег могут заставить его сделать всё, что им от него потребуется.

Современное рабство - это не рабство прошлого. Оно другое. И строится оно не на силовом принуждении, а на изменении сознания. Когда из гордого и свободного человека под воздействием определённых технологий, посредством влияния идеологии, власти денег, страха и циничной лжи получается психически неполноценный, легко управляемый, продажный человек.

Что собой представляют мегаполисы планеты? Их можно сравнить с гигантскими концлагерями, населенными психически сломленными, абсолютно бесправными жителями.

Как бы это не было печально, рабство всё ещё с нами. Здесь, сегодня и сейчас. Кто-то этого не замечает, кто-то не хочет. Кто-то очень старается что бы всё так и осталось.

Конечно, о полном равенстве людей речь никогда не шла. Это физически невозможно. Кто-то рождается 2 метра ростом с шикарной внешностью, в хорошей семье. А кто-то вынужден с пелёнок бороться за своё выживание. Люди разные, и больше всего их разнят те решения, которые они принимают. Тема же этой статьи: «Иллюзия равенства прав людей в современном мире». Иллюзия свободного мира без рабства, в которую почему-то все дружно верят.

Рабство - это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (хозяина) или государства.

В 4 пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы.

Тысячи лет человечество жило в рабовладельческом строе. Доминирующий класс общества силой принуждал более слабый класс работать на него на нечеловеческих условиях. И если бы отказ от рабства не был пустым сотрясанием воздуха, это бы не произошло столь быстро и практически по всему миру. Просто, власть имущие пришли к заключению, что они и так смогут держать людей в нищете, голоде и получать всю необходимую работу за копейки. Так и произошло.

Основные семьи, владельцы крупнейших капиталов на планете, никуда не делись. Они остались в том же доминирующем положении и продолжили наживаться на простых людях. От 40% до 80% людей в любой стране мира живут за чертой бедности не по своей воле или случайному стечению обстоятельств. Эти люди не инвалиды, не умственно отсталые, не лентяи, и не преступники. Но при этом они не могут позволить себе покупку ни автомобиля, ни недвижимости, ни достойной защиты своих прав в суде. Ничего! Этим людям приходится бороться за своё выживание, каждый день вкалывая за смешные деньги. И это даже в странах с громадными природными ресурсами и в мирное время! В странах, где нет проблемы перенаселения или каких-то природных катаклизмов. Что же это?

Возвращаемся к 4-му пункту декларации прав человека. Есть ли у этих людей возможность отказаться от работы, переехать, попробовать себя в другом бизнесе? Потратить пару лет на смену специальности? Нет!

От 40% до 80% людей практически любой страны мира – рабы. А пропасть между богатыми и бедными людьми всё глубже и глубже, и этот факт никто даже не скрывает. Правящие семьи под руку с банкирами создают систему нацеленную лишь на обогащение себя же. А простых людей оставляют вне игры. Неужели вы реально думаете, что недвижимость должна столько стоить в пересчете на рабочие часы простого человека? Я уже молчу про то, сколько территорий, по сути, простаивает без дела практически в любой стране. И дело не в завышенной цене недвижимости, дело в заниженной цене человеческой жизни. Мы ничего не стоим для наших «хозяев». Ютимся в трущобах или бетонных многоэтажных курятниках. Потом и кровью зарабатываем на хлебушек, одежду и 1 короткую поездку полубомжацкого отдыха на море в год. В то время как привилегированные классы людей (к примеру банкиры) рисуют себе в карман любую сумму простым росчерком пера. Крупный капитал диктует законы, моду, политику. Формирует и уничтожает рынки. А что может противопоставить корпоративной машине простой человек? Ничего. При наличии крупного капитала вы можете пролоббировать свои интересы в правительстве и всегда оставаться в выигрыше, не смотря на качество и характер вашей деятельности. Все эти безнадежно ущербные автомобильные заводы, оружейные предприятия, посредники в сырьевой индустрии, всё это кормушки элиты. Которую мы дружно обслуживаем и наполняем для них.

Власть имущие отправляют нас на войну, сажают в клетки за долги, ограничивают возможность переселения или право иметь оружие. Кто же мы как ни рабы? И самое печальное, что мы сами в этом виноваты не меньше тех, кто сейчас у руля. Виноваты в своей слепоте и пассивности.

Современное рабство принимает изощрённые формы. Это отчуждение народа (общины, населения) от его природных ресурсов и территорий путём несправедливой приватизации (монополизации) прав на общеполезные территориальные ресурсы (ископаемые, реки и озёра, леса и земли. Например, законы, защищающие монопольное владение огромными ресурсами общины, народа (населения) территорий, регионов, стран, навязанные недобросовестными правителями (чиновниками, «избранниками», представительской властью, законодательной властью есть такой формой отчуждения, что позволяют утверждать о рабских условиях труда и монополиях олигархии, по сути схемы отчуждения и владения реализуются за счёт «поражения в правах» части населения и социальных групп. Понятие сверхприбыли и неадекватная оплата труда есть характерным признаком и частное определение рабства – поражение в правах на пользование природными ресурсами территорий и отчуждение доли труда при неадекватной его оплате. Такое поражение в правах по решению судов применяются в рейдерских захватах, коррупционных схемах и в случаях мошенничества. Для порабощения используют традиционные схемы долговых обязательств и кредитование под завышенные процентные ставки. Основной признак рабства – нарушение принципа справедливого распределения ресурсов, прав и полномочий, используемые для обогащения одной группы, за счёт другой группы и зависимого поведения с поражением в правах. Любые формы неадекватного применения льгот и неравенства в распределении ресурсов есть скрытой (неявной, частичной) формой рабского положения определённых групп населения. Ни одна из современных демократий (и иные формы самоорганизации жизни общества) не лишена этих пережитков в масштабах целых государств. Признаком таких явлений являются целые институты общества ориентированны на борьбу с подобными явлениями в наиболее крайних формах.

И ситуация только ухудшается. Даже если предположить, что вас устраивает ваше положение или вы просто можете его терпеть. Остановить эту систему порабощения нужно именно сейчас, так как вашим детям будет ещё тяжелее это сделать.

Современные рабы принуждаются к работе следующими скрытыми механизмами:

1. Экономическое принуждение рабов к постоянной работе. Современный раб вынужден работать без остановки до смерти, т.к. Средств, заработанных рабом за 1 месяц, хватает, чтобы оплатить жилье за 1 месяц, еду за 1 месяц и проезд за 1 месяц. Поскольку денег хватает у современного раба всегда только на 1 месяц, современный раб вынужден работать всю жизнь до смерти. Пенсия также является большой фикцией, т.к. Раб-пенсионер отдает всю пенсию за жилье и еду, и у раба-пенсионера не остается свободных денег.

2. Вторым механизмом скрытого принуждения рабов к работе является создание искусственного спроса на псевдонужные товары, которые навязываются рабу с помощью тв-рекламы, пиара, расположения товаров на определенных местах магазина. Современный раб вовлечен в бесконечную гонку за «новинками», а для этого вынужден постоянно работать.

3. Третьим скрытым механизмом экономического принуждения современных рабов является кредитная система, с «помощью» которой современные рабы все больше и больше втягиваются в кредитную кабалу, через механизм «ссудного процента». С каждым днем современный раб должен все больше и больше, т.к. Современный раб для того чтобы рассчитаться с процентным кредитом, берет новый кредит, не отдав старый, создавая пирамиду долгов. Долг, постоянно висящий над современным рабом, хорошо стимулирует современного раба к работе даже за мизерную плату.

4. Четвертым механизмом заставить современных рабов работать на скрытого рабовладельца является миф о государстве. Современный раб считает, что работает на государство, но на самом деле раб работает на псевдогосударство, т.к. Деньги раба поступают в карман рабовладельцев, а понятие государства используется, чтобы затуманить мозги рабов, чтобы рабы не задавали лишних вопросов типа: почему рабы работают всю жизнь и остаются всегда бедными? И почему рабы не имеют доли прибыли? И кому конкретно перечисляются деньги, выплаченные рабами в виде налогов?

5. Пятым механизмом скрытого принуждения рабов является механизм инфляции. Рост цен при отсутствии роста зарплаты раба, обеспечивает скрытое незаметное ограбление рабов. Таким образом, современный раб нищает все больше и больше.

6. Шестым скрытым механизмом заставить раба бесплатно работать: лишить раба средств на переезд и покупку недвижимости в другом городе или другой стране. Этот механизм вынуждает современных рабов работать на одном градообразующем предприятии и «терпеть» кабальные условия, т.к. Других условий у рабов просто нет и убежать рабам не на что и некуда.

7. Седьмым механизмом, заставляющим раба бесплатно работать, является сокрытие информации о реальной стоимости труда раба, реальной стоимости товара, который произвел раб. И доли зарплаты раба, которую забирает рабовладелец через механизм бухгалтерского начисления, пользуясь незнанием рабов и отсутствием контроля рабов над прибавочной стоимостью, которую рабовладелец забирает себе.

8. Для того, чтобы современные рабы не требовали своей доли прибыли, не требовали отдать заработанное их отцами, дедами, прадедами, прапрадедами и т.д. Является замалчивание фактов разграбления по карманам рабовладельцев ресурсов, которые были созданы многочисленными поколениями рабов на протяжении тысячелетней истории.


Должность: студент 2 курса
Учебное заведение: Владимирский Государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Населённый пункт: Владимирская область, город Владимир
Наименование материала: эссе
Тема: "Существует ли рабство в современном мире? Каковы его особенности?"
Дата публикации: 28.11.2017
Раздел: высшее образование

рассматривается

существовании

современном обществе, о его формах и методах воздействия на человека. Её

основная идея заключается в том, что как бы мы не пытались бороться с ним,

в капиталистическом обществе его существование неизбежно.

Ключевые слова: рабство, капитализм.

In this article, the question of the existence of slavery in modern society, its

forms and methods of influencing a person. Its main idea is that no matter how we

try to fight it, in capitalist society its existence is inevitable. Key words: slavery,

Существует ли в современном обществе рабство? Каковы его

особенности?

В настоящее время мы в большей степени ощущаем воздействие каких-

социальных

факторов

жизнь, делая

Общество

пренебрегает

духовными

предпочитает

материальное, которое, по их мнению, принесет куда больше пользы. Так,

одни начинают работать в ненавистной компании, берут кредиты, становясь

хроническими должниками. Другие тратят приличные суммы на одежду из

бутиков, гаджеты и тусовки в ночных клубах. Поэтому такую зависимость

людей можно прировнять к рабству. Но рабская система появилась еще в

древнем мире.

Рабство в мире существовало задолго до того, как появилось государство

под названием «Древний Рим». Вот что мы читаем об истории рабства в

известных

энциклопедических

словарей:

«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10 000

и с п о л ь з о в а т ь

п л е н н и ко в

сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних

цивилизациях

оставались

источником

источником

являлись

преступники

заплатить своих долгов. Рост промышленности и торговли способствовал еще

более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую

силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство

достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи.

Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в

рудниках,

ремесленном

производстве

земледелии.

использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или

поэтов. В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон

существовал

немногие

писатели,

влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость».

современном

существует,

принимая

формы: экономическое,

социальное,

духовное

виды. Кроме того, некоторые государственные структуры охраняют формы

современного рабства и определяют их как «благо».

актуальность

заключается

современном

чувствует

свободным

личностном

самоопределении,

существующей

называемой

«долговой

экономики»,

навязываемых

идеологических

традиций культуры и морали. Поэтому важно понять, что от нас зависит в

этой ситуации, и дать ей адекватную оценку.

На сегодняшний день рабство имеет совершенно иные признаки. Оно ушло

в подполье, т. е. стало нелегальным, или приобрело формы, позволяющие ему

сосуществовать с современными законами.

Р а б с т в о

Система

общественных

взаимоотношений,

допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека

(господина,

рабовладельца,

государства.

физического,

существую

«Кислород», 2014. – 166с.

«экономическое»,

«социальное»,

«наемное»,

«капиталистическое»,

«непрямое», «духовное», «долговое» и т.п.

Например, «социальное» рабство в современном мире разделило общество

на классы богатых и бедных. Так как попасть в класс богатых очень сложно, в

нем можно если только родиться, то многие люди становятся заложниками

своего положения, бросая все свои силы на достижения уровня этого класса.

«Духовное рабство» в современном мире характеризуется тем, что люди

часто сталкиваются с депрессиями, психологическими расстройствами, что

заставляет их замкнуться в себе, то есть стать рабом своего сознания.

наиболее

подробно

рассмотрим

«экономическое

рабство». Это

зависимость человека от экономических факторов как форм рабской системы.

Причинами

развития

экономического

капиталистическая

Современный капитализм и различные формы рабства представляют

увеличение

капитала

присвоение

продукта,

произвёл

работник.

Никто не ставит под сомнение, что мы сегодня живем при капитализме

(наши власти, правда, не любят слово «капитализм», заменяя его совершенно

бессмысленным словосочетанием «рыночная экономика»)

и поэтому

современная экономика держится на том, что каждый выполняет свою

работу: кто-то управляет, а кто-то выполняет грязную работу – это ли не

пример рабовладельческих отношений?

Современному человеку, работающему по договору найма, порой некогда

задумываться об аналогиях и сравнивать себя с рабом Древнего Рима. Более

намекнуть

подобную

аналогию,

обидеться.

Особенно, если человек занимает какую-то руководящую должность, если у

автомобиль,

квартира

атрибуты

современной

Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» / Научный редактор

О.А.Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. – 1072с.

«цивилизации».

различия

классическим

Древнего

современным

работником.

Например,

получал миску с едой, а второй получает деньги, чтобы купить эту миску.

перестать

последний

обладает

«привилегией» перестать быть рабом: то есть быть уволенным.

Несмотря на то, что работа, которую выполняют люди, оплачивается, и,

казалось бы, они перестают зависеть от кого-либо, на самом деле является

мифом, так как большую часть полученных за свою работу средств они

тратят на различные платежи и налоги, которые потом уходят в бюджет

государства.

Не стоит забывать и тот факт, что мы живем в обществе современной

«цивилизации»,

красиво»,

соответствовать всем стандартам современной «элиты» не зависимо от того

какой у него доход. Но оставшейся части средств порой не хватает для

удовлетворения

потребностей.

включается

механизм

экономики

вынуждения

начинают

больше погружаясь в долговую яму.

Такое явление как инфляция не редкость и, казалось бы, она объяснима, но

рост цен при отсутствии роста зарплаты рабочего обеспечивает скрытое

незаметное ограбление. Все это заставляет среднестатистического человека

все ниже и ниже опускаться на колени, приклоняясь перед современной

буржуазией, делая из него самого настоящего раба.

Таким образом, можно сделать вывод, что какие времена бы не настали, в

условиях

капиталистической

цивилизации

Общество

свободно

полностью.

ограничен в своих возможностях, всегда будет тот, кто подчиняет, и кто

подчиняется. Будь то проблемы в его сознании или политика государства, в

Катасонов В.Ю. От рабства к рабству. От Древнего Рима к современному Капитализму, издательство

«Кислород», 2014. – 166с.

котором он живет, проблемы на работе или в социальной жизни, во всех этих

сферах человек подвергается скрытому рабству.

Список литературы

Катасонов

Древнего

современному Капитализму,

издательство «Кислород», 2014. – 166с.

ISBN: 978-5-901635-40-7

Катасонов

Капитализм.

идеология

«денежной

цивилизации»

редактор

О.А.Платонов.

Институт

русской цивилизации, 2013. – 1072с. ISBN 978-5-4261-0054-1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени

Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Кафедра «Философии и религиоведения»

Эссе на тему:

«Существует ли в современном обществе рабство? Каковы

его особенности?

Выполнила студентка группы ТСБ-116

Саханина Екатерина Александровна

Проверила:

доцент кафедры ФиР

Александрова Ольга Степановна


"Человек перестал быть рабом человека

И стал рабом вещи…"

(Ф.Энгельс)

Странно читать глубокомысленную аналитику, сводящую события на Украине лишь к материальному фактору: газ, рынок, транзит, производство, сбыт, уровень потребления, спрос, предложение, покупательная способность и т.д. Это, бесспорно, важно, а на определённых временных отрезках часто является главным определяющим фактором. Более того, временной отрезок может быть относительно длительным, вмещающим жизнь многих поколений людей. Однако это по сути искусственная ограниченность, интересная лишь определённой категории, стремящейся жить «здесь и сейчас» и утверждающей тезис о "глубоком преимуществе экономического знания над историческим" .

На самом деле вопрос гораздо шире, глубже и находится в плоскости совсем других, более высоких ценностных категорий: добра и зла, свободы и рабства. То же самое, кстати, касается и всех остальных современных процессов в мире, сопровождаемых ожесточёнными схватками за власть. К большому сожалению, участники схваток далеко не всегда осознают, в какой глобальной игре им выпала честь принимать участие.

Существует расхожий тезис, что каждый человек волен решать свою судьбу свободно и самостоятельно. Это верно лишь отчасти и уж тем более не относится к подавляющему большинству. Более того, в современном мире, законы общественной жизни которого диктуются материальными факторами, приведённый тезис несёт ложный посыл. Но об этом позже.

В мире, где человеку навязываются регламентированные свободы, человеческая воля превращается в отмирающий атавизм. Суть в том, что человека нельзя сделать свободным, он по определению рождается свободным, причём абсолютно свободным. До того, как он начинает осознавать свою жизнь и своё место в жизни - это открытый проект, способный реализовать всё, что в нём заложено, достичь любой высоты и любого дна, быть свободным или рабом, занять место в любой точке на ломаной линии добро-зло. Здесь крайне важна точка отсчёта – «до того, как он начинает осознавать…», после которой объективное восприятие мира ребёнком достаточно быстро превращается в субъективный процесс интерпретаций осознаваемых процессов.

То есть, человек волен, но так ли уж свободно, как многим кажется? Ведь с момента его рождения начинается процесс воспитания и образования, по сути означающие, что человеку обществом устанавливаются рамки: хорошо/плохо, правильно/неправильно, можно/нельзя, за/против... И получается, что воля конкретного человека зажата, обложена со всех сторон «красными флажками», за которыми находится поле действия не его воли, а чьей-то другой воли, ведь если есть поле, значит оно обязательно является полем действия чьей-то воли. Делать выбор внутри коридора, ограниченного флажками, не сложно. В этом нет свободы, в этом есть её противоположность - рабство, иллюзия свободы в рабстве, или, если хотите, рабство в свободе.

Вершиной осмысления рабства в свободе стал Ф.Достоевский, заглянувший на самое дно этой дьявольской ипостаси. Спорить с ним можно, но бессмысленно, можно только осмысливать, осмысливать и осмысливать. Однако Достоевский требует расшифровки, иначе человеческая изворотливость костюм рабства тут же стремится надеть на другого: «как точно Достоевский описал несвободу моего соседа, ведь я то свободен абсолютно...».

А между тем, большинство бегут по жизни в своём коридоре, даже не осознавая этот факт своей рабской жизни. Выход за рамки коридора доступен не многим, в первую очередь тем, кто вообще осознаёт наличие этих рамок: ведь осознание – это уже путь к переосмыслению. После этого только и возможны свободные поступки, которые сродни искусству, так как за рамками действует чужая свобода, о которой всегда необходимо помнить, думать и постоянно работать мозгами и всеми прочими инструментами, которыми одарил человека Создатель. В противном случае – это не свобода, а анархия.

И тут мы приближаемся к самой главной аллюзии человечества, которую я уже обозначил выше: человека нельзя сделать свободным. Повторяю: человек свободен по определению и по праву рождения. Бесчисленные акты, закрепляющие его права и свободы, начиная с «Великой хартии вольностей 1215 г.», "Билля о правах человека" и заканчивая множеством конституций – это, на поверку, оказался путь закрепощения человека путём принудительного расширения коридора его прав и свобод, то есть, по сути, регламентированное расширение коридора. Широкий коридор - это регламентированное поле с бесконечным количеством процедур, безукоризненное следование которым назвать свободой можно с большой натяжкой. А когда этих натяжек становится много, возникает всеподавляющая иллюзия свободы, сама уже стремящаяся к бесконечному расширению коридора прав и свобод. За регламентами и процедурами уже невозможно увидеть красные флажки, осознать их наличие, выйти за них и проявить свою индивидуальность в истинной свободе. Таков механизм абсолютного и добровольного закрепощения человека в современном либерально-демократическом мире, вытаскивающим на свет божий всё самое тёмное, что только есть в человеке, когда ранее запретные темы озвучиваются, детально описываются, регламентируются и постепенно легализуются. При этом, как правило, началом процесса легализации иногда является обычное, внешне невинное, обсуждение с выявлением различных точек зрения, например, на различных ток-шоу, активизируя общественный резонанс, что ведёт к объективации греха и начала его широкой поступи по девственным просторам цивилизации. ЛГБТ, зоофилы, педофилы, садо-мазохисты, извращенцы различных мастей - все эти монстры обретают вдруг практически абсолютные права, являясь неизбежным продуктом иллюзии свободы. Так возникает новая объективная реальность, лишая человека субъектности, подавляя его волю к сопротивлению и рассматривая его в качестве объекта своего воздействия.

Я рассмотрел лишь один аспект свободы/несвободы, возникший лавинообразно лишь в последние несколько десятилетий. Совершенно аналогичным образом, только в более длительном историческом промежутке действует другая объективная реальность, называемая рыночной экономикой. Схема воздействия чрезвычайно проста и эффективна:

1. Основа роста рыночной экономики – постоянно растущий спрос.

2. Постоянно растущий спрос может обеспечиваться только постоянным ростом доходов населения.

3. Постоянство роста доходов населения неизбежно упирается в некий «потолок», преодолеваемый наращиванием объёмов кредитования населения: разветвлённое ипотечное, потребительское и другие формы кредитования.

Таким образом, процесс замыкается сам на себя, в результате чего у больших масс людей формируется крайне необходимая рыночной экономике потребительская психология. Для поддержания непрерывности процесса на службе у рынка стоят глобальные международные корпорации, использующие десятилетиями отработанные инструменты:

Многоступенчатое бизнесобразование и его высшая форма MBA,

Разветвлённая система бизнес-тренингов.

В результате, приняв рыночную парадигму развития, многогранная человеческая индивидуальность подверглась беспрецедентному насилию, направленному на формирование лишь одной главной функции – потребления и жажды наживы любой ценой. Даже благие дела стало принято сопровождать шумной рекламной кампанией, направленной в конечном итоге на косвенное извлечение дивидендов, что противоречит самой сути понятия «благотворительность». Произошла подмена естественного стремления человека к свободе от рабства бесконечной погоней за выгодой, загоняя его в клетку рабства от свободы.

Рассматривая мировые процессы под предложенным углом зрения, не могу обойти стороной украинские процессы. Для меня нет сомнений, что в соседней стране идёт смертельная борьба за право одних быть истинно свободными и желание других – жить в добровольном рабстве потребительства и диктата греха. Тысячелетняя история России не всегда была гладкой, да и сейчас не представляется однозначной. Однако, на мой взгляд, торжество истинной русской свободы было громко продемонстрировано в Сирии, когда страна и её граждане в единодушном порыве встали на защиту слабых и спасли древнюю страну от тотального уничтожения. Украина, попавшая на крючок иллюзии свободы, нуждается в аналогичной поддержке, даже если за это придётся заплатить дорогую цену. В конце концов, "онижедети" .

И последнее: свобода, также как и несвобода, бывают физическими и ментальными. Идеальный вариант – это свобода тела и духа. К этому надо стремиться, но в любом случае – ментальная свобода гораздо выше и ценнее. Стремление же исключительно к физической свободе в ущерб свободе духа во все времена именовалось сделкой с Дьяволом.