Журнальный мир. Участие в проектах

Книгочёт. Пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями Прилепин Захар

Русская поэзия. XXI век Составитель Геннадий Красников (М. : Вече, 2010)

Русская поэзия. XXI век

Составитель Геннадий Красников

(М. : Вече, 2010)

Вышла в свет антология «Русская поэзия. XXI век». Ничего предосудительного в этой затее нет – необязательно ждать еще девяносто лет, чтоб отчитаться. Были бы стихи хорошие у хороших поэтов – а так подобную книгу можно было издавать хоть в 2001 году.

Составителем стал поэт и публицист Геннадий Красников, в свое время уже выступавший составителем антологии поэзии XX века. Собственно, кому как не Красникову этим заниматься: он в свое время двадцать лет совместно с Николаем Старшиновым работал редактором альманаха «Поэзия». Трудно даже представить, сколько тогда через его руки прошло поэтических сочинений. Поэзию и поэтов он знает или, по крайней мере, знал. Что немаловажно – и сам Красников поэт воистину одаренный. Когда мне в руки попало его избранное «Кто с любовью придет…», выпущенное несколько лет назад, я охнул: есть еще, право слово, кому на всех основаниях наследовать Рубцову, Тряпкину и Кузнецову.

Какие-то красниковские строчки западают в сердце так, что потом не вытравишь их никакой кислотой. Так и живешь с их звучанием внутри, порой произнесешь вслух и прислушиваешься: от них будто идет тихое сердечное эхо.

В общем, оснований для того, чтоб быть уверенным в качестве проделанной Красниковым работы, более чем достаточно.

Том получился увесистый, под пятьсот страниц, с яркой (и даже слишком) обложкой.

Составлена антология не без оригинальности: сначала идут двенадцать стихотворений, написанных в начале XX века (Случевский, Фофанов, Бунин, Блок и др.), потом еще по несколько стихотворений четырнадцати поэтов конца века, не доживших до XXI столетия, – от Тряпкина до Башлачева; этот раздел называется по строчке Владимира Соколова «Я устал от двадцатого века…»

Что касается второго раздела – смысл в этом есть: календарно не дожив до наших дней, несколько поэтов предвосхитили век грядущий. Отчего, правда, туда Бродский не попал, никак не объясняется.

Но в случае с классиками Серебряного века задумка составителя представляется хоть и допустимой, но все ж таки сомнительной: а отчего ж тогда не поместить в антологию и тех, кто писал в начале XIX, XVIII, XVII?.. Или Жуковский связан с нашим временем меньше, чем Фофанов?

В основной раздел – XXI век – вошло 312 поэтов.

Огромную антологию я прочел за один присест – а вернее сказать, за один перелет плюс ожидание в аэропорту. Ожидания самолета вообще не заметил, а в самом самолете блаженствовал: почитаю-почитаю да в иллюминатор гляну: там снежная Родина моя уплывает…

Когда первое – взахлеб – насыщение прошло, стал разбираться со своими ощущениями.

Я оказался по-хорошему удивлен тем, что, даже читая современную поэзию лет, наверное, с девяти, я все-таки открыл здесь для себя несколько имен: суровый фронтовик Михаил Борисов, Игорь Меламед с пронзительной подборкой стихов, Владимир Берязев, Елена Лапшина, Александр Леонтьев…

Красникова, безусловно, стоит отнести к так называемому патриотическому, почвенному направлению русской поэзии, однако при первом приближении показалось, что более-менее баланс соблюден и поэты, группирующиеся вокруг «Нашего современника», «Москвы», «Литературной газеты», не вытесняли поэтов… э-э-э… несколько иного круга.

Каждый раз хорошело на душе, когда встречал отличные подборки то Алексея Кубрика, то Виталия Пуханова, то – куда без него – Дмитрия Быкова…

Однако ж надо признать, что в антологии все-таки наблюдаются некие обидные перекосы.

Нет, то, что Губермана не будет, я сразу как-то догадался. Не будет «справа» Игоря Иртеньева (хотя в лучших своих вещах он давно уже не столько иронист, сколько лирик, если не сказать – трагик), а «слева» не окажется Евгения Нефедова (хотя и он ни разу не «патриотический куплетист», а в некотором роде поэтический летописец эпохи). И Степанцова не будет, и Орлуши тоже…

Ну и ладно, простим. У каждого из названных своя публика наличествует, причем в серьезном количестве, а в число творцов «высокой поэзии» они не очень стремятся.

О том, что Эдуарда Лимонова составитель ни за что не включит в антологию, я знал еще до ее выхода: мы обсуждали эту тему. «Я не считаю Лимонова поэтом», – отрезал Красников. Бродский считал Лимонова поэтом, Губанов считал, Сапгир считал, даже Евтушенко считает, а Красников – нет. Ну, Бог ему судья. Лимонов переживет и это.

Сложные отношения у Красникова с рок-музыкой. В предисловии к антологии он несколько раз бьет под ребра Гребенщикова, противопоставляя замороченному на Востоке гуру – нашего, череповецкого, от земли и березок Башлачева. (СашБаш, прямо скажем, почитавший и любивший Б Г, с таким противопоставлением наотрез бы не согласился, но не будем углубляться в тему.)

Пришлось обойтись без рокеров, тем более что БГ категорически отказывается называть себя поэтом. Но присутствие в антологии Игоря Кормильцева и Егора Летова никак бы ее не обеднило б, а? Да и в недавнем именно что поэтическом сборнике Юрия Шевчука есть настоящие стихи.

Но опустим, опустим: послам рок-н-ролла и так славы хватило – и при жизни, и по ее завершении, даст Бог, гул благодарности не стихнет.

И барды как-нибудь обойдутся, тем более что, к примеру, Розенбаум и Митяев – поэты, прямо скажем, не самые лучшие. Единственно, надо признать, что Михаил Щербаков на голову выше 99 из каждой сотни современных стихотворцев; но Щербакова не только Красников не замечает; Щербаков, будем надеяться, привык.

Однако, захлопнув том, я стал одно за другим вспоминать почтеннейшие имена, без которых эта антология обойтись бы не должна никак.

Где Юрий Кублановский, прошу прощения? А Владимир Алейников, он что? Может, оба, наряду с Лимоновым, не прошли как бывшие «смогисты», которым в альманах «Поэзия» был вход заказан?

Или недоразумение?

Но недоразумения посыпались одно за другим.

Олег Хлебников куда завалился? Туда же, куда и Евгений Бунимович?

Где Александр Городницкий? Ему тоже гитара помешала пройти в антологию? Грифом зацепился за дверь? Но он как поэт издается уже добрые полвека.

А Борис Херсонский? Ян Шанли? Виктор Куллэ? Юрий Арабов? Александр Шаталов? Галина Климова в чем провинилась? Тимур Кибиров, с позволения сказать, совсем никуда не годится?

Может, некоторые из названных – поэты слишком, так сказать, «справа»? Ну так и Станислава Куняева в антологии тоже нет. Скажут, что он почти не пишет последнее десятилетие. Ну, восемь строк для антологии нашел бы?

Уже внутренне осознавая, что не было, не было и его – и все-таки надеясь, что, может, пропустил, пролистнул, не заметил, – я судорожно отлистал антологию к алфавитному указателю авторов и не нашел… Льва Лосева.

После смерти Бродского и Кузнецова Лосев, безусловно, был одним из крупнейших поэтов современности и наряду, скажем, с Владимиром Костровым обеспечивал русской поэзии то, что мы в данном случае безо всякой иронии назовем «полет нормальный»: есть одно крыло, есть крыло второе – земля под нами, небо над нами.

Лосев умер недавно, и свой уголок для него найдется даже в стостраничном изборнике мировой поэзии за все века, что люди слагают стихи, – а вот тут не нашлось. А?

Нет, друзья, так не годится.

Повернем к поколению тех, кто, земной свой путь пройдя за середину и чуть перейдя этот рубеж, во многом определяет сегодня лицо русской поэзии.

Опять я кинулся в алфавитный указатель.

Хорошо, Воденникова составитель не любит, он еще в предисловии предупредил, что Воденников «гламурный». Поплыли без него, куда деваться.

Алина Витухновская – потерялась. Иван Волков – отчислен. Линор Горалик – не отмечена. Александр Кабанов – нет такого. Вера Павлова, ау? Не отзывается. Дмитрий Сваровский – отсутствует. Евгений Чигрин – позабыт-позаброшен.

Я ведь не называю всех тех, кто пишет и публикуется, я называю имена, в литературном сообществе, как бы так сказать, очевидные. То есть если есть очи – эти имена видно.

И, право слово, в антологии не помешали бы ни Андрей Василевский, ни Дмитрий Кузьмин: в контексте, что называется, литпроцесса они не последние люди, что ни говори.

К поэтам молодым – как наличествующим в антологии, так и отсутствующим – такого строгого счета не предъявишь: появившихся в последние годы не заметить куда проще, чем Лосева или Кабанова.

Но Ербола Жумагулова все ж таки стоило разглядеть, его хорошо видно. А еще Данилу Файзова заметно, Никиту Иванова, Арсения Гончукова, Василия Чепелева, Бориса Ильина, Екатерину Соколову, Наталию Боеву…

Как случилось, что их не увидели всех: и взрослых, и мужающих, и юных?

Давайте по порядку разбираться.

Если присмотреться к биографическим справкам, предваряющим авторские подборки, замечаешь одну вещь: среди молодых авторов что-то подозрительно много выпускников Литинститута. Если посмотреть на тех, что родились начиная с 1981 года, то из семнадцати восемь учатся в Лите.

Слов нет, Литинститут – заведение легендарное, и многие живые классики отучились там. Но отчего-то кажется, что здесь другая история. Дело в том, что составитель антологии доцент Лита. Может, тут разгадка? Как тут не выбрать, когда молодые авторы сами перед глазами. Из них и набрали новейших поэтов, чтоб далеко не ходить. Или нет?

Но отчего ж так незамысловато выглядит сплошь и рядом финальная часть антологии, и, разрази меня гром, кто, прочтя стихи Наташи Загорской, скажет, что для нее место в антологии должно быть, а для всех мною вышеназванных, включая Лосева, – нет?

Автор этих строк тоже получил в антологии место, да сразу с несколькими стихотворениями, – что, в моем понимании, и дает мне некоторое право написать отзыв. При ином раскладе меня могли б обвинить в зависти и обиде: но какая тут зависть, когда хочется, как в переполненной электричке, привстать и уступить свое место тем, кому и положено на нем находиться.

Отдельным словом хочется упомянуть о «географии» антологии: да, там представлены авторы из десятков городов России, и даже США, Канада, Израиль прислали своих гонцов.

Но въедливый читатель некоторые особенности все равно обнаружит.

Наверное, это естественно, что из 312 поэтов 169 имеют отношение к Москве: или родились там, или живут, или жили. Призыв «В Москву, в Москву!» актуален по сей день, и если не все, то большая часть самых лучших, самых сильных, самых амбициозных стремится в столицу (если не довелось там родиться, конечно).

Но все равно кажется грустным, что поэтов из русских деревень в антологии можно пересчитать на пальцах одной руки, да и многие города, имеющие, между прочим, писательские организации, представлены в лучшем случае одним поэтом, в худшем – никем.

Вот, скажем, согласно антологии, в Рязанской области живет один поэт, еще один в Архангельске, а в Мурманске и Омске нет никого. Может, мне не стоит преувеличивать: и наличие города, и даже писательской организации в нем еще не есть повод подозревать, что там хорошие поэты найдутся (впрочем, на рязанщине есть как минимум еще Валерий Самарин, а в омской земле – Юрий Перминов).

Но на определенные мысли наводит тот факт, что в противовес иным малопоэтическим местам Оренбургская представлена целой делегацией – из Оренбуржья пришло в антологию сразу 14 поэтов.

Вполне возможно, что Оренбург на всех основаниях претендует на звание новой поэтической столицы. Но не исключается и тот факт, что Геннадий Красников, родившийся в Оренбургской земле, несколько лучше знает ситуацию в тех местах; что, впрочем, вполне нормально, разве нет?

Может, не столько география и Литинститут повлияли на выбор, а несколько иные вещи?

В антологии очевидно внимание составителя к нескольким темам. Это хаос и ужас, ожидающий нынешнюю Россию. Это не столь давний распад СССР. Это православие. Это взаимоотношения русского человека с его русской Родиной. Это смерть.

Поэту Геннадию Красникову вышеназванные темы не чужды, и по сердечному созвучию своим мыслям он, как нам кажется, и отбирал стихи других поэтов.

Поэты, которых вышеназванные темы волнуют чуть меньше или совсем не волнуют, явно рисковали быть вычесанными из антологии.

И тем более их не ждало ничего хорошего, если эти темы волнуют их как-то, что ли, неправильно. Например, если наши геополитические трагедии их не то что не мучают, но даже несколько радуют.

Нисколько не сомневаюсь в верности известных слов о поэте, которым можно не быть, и гражданине, которым быть необходимо. Мало того, уверен, что всякий истинный поэт гражданином быть обязан вдвойне, если не втройне, – иначе нечего голос подавать.

Вместе с тем мне всегда казалось, что истинные почвенники должны быть куда более широки во взглядах, что их извечные оппоненты, всевозможные, свят-свят-свят, либералы и модернисты, если не сказать похуже.

У Сергея Есенина хватало ума и вкуса дружить (а порой и по-дружески ссориться) не только с Клычковым и Орешиным, но и с Шершеневичем да Мариенгофом. Неужель мы с тех пор так оскудели в своих пристрастиях?

В антологии слишком много интонационно схожих стихов, написанных будто бы одним автором.

Люблю Россию захудалую,

зову ее: Святая Русь.

Никто у сердца не украл ее -

ни швед, ни немец, ни француз.

И наши бравые правители,

и диссиденты-крикуны

проходят – только их и видели, -

ее не тронув тишины.

Не верьте этим господам,

Хоть крест они теперь целуют

И строят храм, но, стыд и срам,

Рубли сиротские воруют.

Это, между прочим, два разных человека. А вот еще два разных, только один из них в «мерседесе», а другой – в окне.

Моя страна горит в огне,

И гибнет музыка во мне,

И мчит мой белый «мерседес»,

А старый друг, как бомж, облез.

Мое любимое окно,

Чего я в нем не видел только:

Вон из горла мужик вино

Глотает… Вон промчалась «Волга».

А вон последняя модель

Роскошнейшего «мерседеса»…

А за углом стоит бордель

Напротив здания собеса…

Не сказать, что подобная, весьма, признаем, тривиально задуманная и выполненная продукция в антологии превалирует – но само наличие подобных текстов радует с трудом.

Порой создается впечатление, что этический, или политический, или, чуть реже, религиозный посыл стихотворений многих авторов для Красникова стоит куда выше элементарного поэтического мастерства.

Или, быть может, кто-нибудь объяснит мне, какая ценность в таких вот, наверное, искренних, но совершенно безыскусных строках:

Вижу, как поют

Высоко в раю:

«Свят, свят, свят

Господь Саваоф.

Свят, свят, свят

во веки веков

Господь Саваоф».

Это ведь, собственно, все стихотворение, больше ничего не будет. Хотите, я вам еще семь таких напишу за три минуты?

Геннадий Красников, предполагаю, на все обвинения и замечания ответит, что всякий желающий может сделать свою собственную антологию и любоваться ею весь XXI век. Мысль резонная, но только в том случае, если б на красниковской антологии, непосредственно на обложке, стояла б его фамилия: «Составитель такой-то».

Иначе рассматриваемая здесь книга не имеет серьезных прав претендовать на академичность. Читая ее, возможно изучать поэзию начала столетия только с некоторыми, так сказать, оговорками. Часть из них приведена выше.

Составитель антологии на меня, конечно, рассердится, а зря.

Посыл моего текста прост.

Геннадий Красников пишет в предисловии, что составленная им прежняя антология – «Русская поэзия. XX век» – выдержала уже два издания и стала библиографической редкостью.

Вот и эта выдержит даже не два, а все четыре.

Надо всего лишь пятьдесят пять поэтов туда внести, а поэтов пять выкинуть (хотя последнее не обязательно). Места мало в книге? Да ну что вы, в антологии шрифт как в букваре. Убираем первый раздел, со Случевским и Фофановым, шрифт делаем поменьше – и все во втором издании поместится.

Если составителю сложно или брезгливо этим заниматься, я совершенно безвозмездно за сутки соберу и предоставлю в письменном виде лучшие стихи тех поэтов, что пропущены странным и обидным образом.

И тогда, если кто-то кинет камень в Геннадия Красникова, я этот камень лично подниму и брошу в кидавшего.

Нельзя так подставляться, Геннадий Николаевич. К поэзии, наверное, нужно быть добрее. Вечность всех нас, конечно, рассудит, но это вовсе не повод устраивать судилище уже сейчас, полагаясь исключительно на собственный вкус.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Рецензии на произведения Марины Цветаевой автора Цветаева Марина

В. Ходасевич Русская поэзия. Обзор <Отрывок>{21} <…> «Волшебный фонарь» - так называется новая книга стихов Марины Цветаевой, поэтессы с некоторым дарованием. Но есть что-то неприятно-слащавое в ее описаниях полудетского мира, в ее умилении перед всем, что попадется

Из книги О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

I. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА Тургенев и Толстой - враги. Это вражда стихийная, бессознательная и глубокая. Конечно, оба писателя могли стать выше случайных обстоятельств, благодаря которым вражда выяснилась. Но вместе с тем оба чувствовали, что они враги не по

Из книги Россия вечная автора Мамлеев Юрий Витальевич

Глава первая Русская поэзия Наше исследование, и погружение в бездну русского духа, в свою бездну, начинается с русского искусства, точнее с литературы и поэзии, ибо именно в них присутствует тайная мощь пророчества, видение всего потока и сути жизни, а также потому что

Из книги Газета День Литературы # 126 (2007 2) автора День Литературы Газета

Геннадий Красников ВЕТРОМ ВЫБИТЫЕ ЗЕРНА Всякий раз, когда встречаешься с новым, ранее не знакомым поэтическим явлением, – особенно на фоне набивших оскомину разговоров о конце русской литературы! – теряешься от удивления и недоумения: откуда что берётся в

Из книги Газета День Литературы # 120 (2006 8) автора День Литературы Газета

Геннадий Красников СУМРАЧНЫЙ ЧАС *** Вот и славно, вот и чудно, старина, вот и дожили, спасибо, гран мерси, мир становится опасней, чем война, от такого мира, Боже, упаси! Были хуже и подлее времена, но безумней, всё же, не было времён,

Из книги Газета День Литературы # 92 (2004 4) автора День Литературы Газета

Геннадий Красников ВЕЩАЯ ПТИЦА *** Что же льёшь ты шампанское мимо, доводя до кипения снег? - всё равно уже неотвратимо на развалинах "третьего Рима" двадцать первый безумствует век! Кто бы мог и подумать: так скоро! То ли в колокол

Из книги Газета День Литературы # 79 (2003 3) автора День Литературы Газета

Геннадий Красников ПАРАДОКСЫ НИКОЛАЯ ГЛАЗКОВА Всё, что случалось в жизни с Николаем Ивановичем Глазковым (1919-1979), не могло случиться ни с кем, кроме него. В нем как будто была роковая обреченность на недоразумения - печальные и веселые. Одни недоразумения

Из книги Газета День Литературы # 164 (2010 4) автора День Литературы Газета

Геннадий Красников ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ *** От новостей катастрофических, от мыслей апокалиптических, вот-вот свихнётся белый свет, и от ночей ополнолуненных, и от речей ополоумненных – уже нигде защиты нет. Назвались неучи

Из книги Газета День Литературы # 60 (2001 9) автора День Литературы Газета автора Анпилов Виктор Иванович

ВЕЧЕ Из десятков, если не сотен митингов, шествий, пикетов и других массовых выступлений трудящихся России в защиту своих экономических прав, за восстановление Советской власти, в Москве наиболее мощным и организованным было Вече народов России 17 марта 1992 года. Прошел

Из книги Газета Завтра 982 (39 2012) автора Завтра Газета

Из книги Книгочёт. Пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями автора Прилепин Захар

Александр Башлачёв: Человек поющий Стихи, биография, материалы Составитель Лев Нумов (СПб. : Амфора, 2010) Перед нами первое полное собрание стихов и песен Башлачева, первая попытка создания его биографии (в отдельную таблицу сведены все «квартирники» Башлачева), первая

Из книги Кто и как управляет миром автора Мудрова Анна Юрьевна

Геннадий Красников Кто с любовью придет… (М. : Молодая гвардия, 2005) Шкала ценностей в нашем грешном мире давно перевернута, но в поэзии, особенно чувствительной к грубости и дурновкусию, это сильнее заметно. Придя в книжный за томиком современных рифмованных словес, люди

Из книги автора

Древнерусское вече Известия летописей о вечевой жизни на Руси многочисленны и разнообразны, хотя подробные описания вечевых собраний мы находим весьма редко. Конечно, во всех случаях, когда население города выступало самостоятельно и независимо от князя, мы должны

Геннадий Николаевич Красников родился в 1951 году в г. Новотроицке Оренбургской области. В 1974 году окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Около двадцати лет трудился вместе с Н.Старшиновым в альманахе «Поэзия».
За первую поэтическую книгу «Птичьи светофоры» (1981.) удостоен премии им. М.Горького. Автор нескольких поэтических книг, культуролог, эссеист, литературовед.
Живет в г. Лобня Московской области.

***

Опять над нами тёмная завеса,
опять тебе отходную поют,
опять твою страну бесславят бесы,
и снова бьют и плакать не дают!..

В глухую стену, как подводник в "Курске",
стучи сильней, чтоб слышали в Кремле, –
что ты не "новый", а последний русский
в своей стране, на собственной земле.

Пора менять кручину на дубину,
мы исчерпали срок терпеть и ждать,
ты помни – кроме жалоб на судьбину
в России есть "наука побеждать"!..

Кто рвал хоругви наши и знамёна,
кто в наших детях души убивал, –
мы этих бесов вспомним поимённо,
как никогда никто не вспоминал!..

Чего уж там, нас так и так осудят!..
Переживём и этот катаклизм,
и пусть нам общим памятником будет
разрушенный в боях либерализм!

ОПЫТЫ (ESSEIS)

Предчувствия мои меня не обманули:
в июне был июнь и был июль в июле,
и следом за средой четверг шёл чередою,
и по утрам башка трещала с перепою.

Шли в небе облака, как на шашлык барашки,
а по лугам цвели люпины и ромашки,
и было, как всегда, сто метров в "стометровке",
и было, как всегда, пол-литра в поллитровке.

Сограждане мозги упорно напрягали,
чтобы вписать "стакан" и "хрен" по вертикали,
трудился интеллект могучий капитально,
а мимо жизнь текла вполне горизонтально.

Пришедшие с мечом, найдя войне замену,
лукавый щуря глаз, нам назначали цену,
мели по всей земле во все пределы мётлы,
на брошенных шприцах горело солнце мёртвых...

Ещё звучал язык есенинский, рубцовский,
и в Петербурге жил Глеб Яковлич Горбовский,
но каждый новый день мы ждали всё тревожней,
и новых двух друзей был старый враг надёжней.

Предчувствия мои меня не обманули…

* * *

Должны мы согласиться наконец,
иному соответствуя примеру, -
подлец в России больше чем подлец,
недаром подлецов вели к барьеру.

Ты можешь куролесить и чудить,
упасть, украсть и быть чернее сажи,
ты можешь, упаси Господь, убить -
тебя поймут и пожалеют даже.

Мы все грешны, порой и с нас узда
сорвется так, что только - прочь с дороги!..
А в подлости есть умысел всегда,
и в этом-то вся разница в итоге.

Расчетливы и зло, и грязь, и ложь,
и от коварства - удовлетворенье...
Подлец в России больше чем...
Но все ж -
не более чем к подлецам презренье!

***

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Русская пословица

Уже давно твой дом стоит вверх дном,
в твое окно давно беда стучится, —
какой ещё ударить должен гром,
!

Чужая речь, чужой Содом кругом,
чужим богам ведут тебя молиться,
какой ещё на свете нужен гром,
чтобы собрался ты перекреститься?

Со всех сторон над русским мужиком
любая сволочь ржет и веселится, —
какой тебе еще придумать гром,
чтобы собрался ты перекреститься?

Горит земля родная за окном,
ни сын, ни брат живым не возвратится, —
какой ещё обрушить нужно гром,
чтобы собрался ты перекреститься?

Ужели непонятно, что добром
вся эта канитель не прекратится, —
какой еще потребуется гром,
чтобы собрался ты перекреститься?

Усталый ангел над твоим одром
неужто безутешно прослезится,
когда последний в жизни грянет гром,
который никогда не повторится?..

Р одился 30 августа 1951 года на Южном Урале в городе Новотроицке Оренбургской области. С 14 лет пошёл работать. Учился в вечерней школе. Окончил факультет журналистики Московского университета (1974 г.). Работал корреспондентом районной газеты в городе Озёры Московской области. Около 20 лет в издательстве «Молодая гвардия» был редактором альманаха «Поэзия» (вместе с известным русским поэтом Николаем Старшиновым), За это время им было подготовлено и издано более 30 номеров альманаха (№№ 26 – 59, выпуски №60, 61, 62 были подготовлены, но выйти не смогли по причине наступивших «экономических реформ»), в которых были опубликованы лучшие произведения современных известных и молодых российских поэтов, критиков, а также национальных поэтов автономных и союзных республик..

Стихи Г. Красникова публиковались в престижных русских и зарубежных антологиях, Стихи Г. Красникова публиковались в престижных русских и зарубежных антологиях, таких как «Строфы века» (1999), «Русская поэзия. ХХ век» (1999, 2001), «Русская поэзия. ХХI век» (2010), «Ты припомни, Россия, как всё это было!..» (2010), «Молитвы русских поэтов. ХХ - ХХI век» (2011, второе издание 2013) и многих других.

Стихи Г. Красникова переводились на английский, болгарский, сербский, венгерский, польский, украинский, туркменский и др. языки.

О творчестве Геннадия Красникова писали известные поэты и критики – Евгений Винокуров, Николай Старшинов, Евгений Евтушенко (автор предисловия к первой книге Красникова), Владимир Костров, Юлия Друнина, Игорь Шкляревский, Василий Казанцев, Вадим Шефнер, Ал. Михайлов, А. Пикач, Татьяна Бек, Алла Киреева, Игорь Волгин, Андрей Дементьев, Лариса Васильева, Григорий Калюжный, Юрий Болдырев, Любовь Калюжная, Николай Карпов, Николай Дмитриев, Св. Педенко и др. Е.М. Винокуров в статье «Прикосновение к истине» («Комсомольская правда», 1986. 12 ноября) писал: «Сборник "Пока вы любите..." мне представляется одним из лучших среди книг молодых поэтов, изданных за последние годы. Тончайшее чувство лирики в сочетании с философским осмыслением жизни придают стихам Красникова особую притягательность и гармонию». А литературный критик Л. Калюжная писала: «Для стиля и языка зрелого Красникова характерно сочетание философской афористичности, тонкой иронии с поэтической раскованностью словаря и ритма, идущих от глубокого интереса автора к богатству русского фольклора, к свободной частушечно-песенной стихии: «То оврагом, то сквозь лес, то под уклон, / то сквозь тучу тёмных галок и ворон, / ах, родней и веселей дороги нет!..- / Что же, матушка, ты плачешь сыну вслед?..» («Русская песня», 1997). В творчестве Красникова всё заметнее проявляется тяготение к цельному историческому контексту и религиозно-богословскому наследию русской мысли: «...И если ты открыл случайно, / как на путях добра - пустынно, / молчи, не потому, что - тайна, / а потому молчи, что - стыдно... / ...И если мерзость ненасытна, / а глубина небес - кристальна, / молчи, не потому, что - стыдно, / а потому молчи, что - тайна».

Статьи о творчестве Г. Красникова вошли в литературные энциклопедии, среди которых можно назвать: Молодая гвардия. Время. Книги. Судьба. – Энциклопедия, М., 2002 (с. 197-198); Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2, ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), М. 2005 (с. 300-303); Литературное Оренбуржье. Биобиблиографический словарь. Изд-во «Оренбургская книга», 2006 (с. 113 – 114) и др. На радио «Культура» 2 и 3 марта 2013 года состоялась передача: Евгений Евтушенко читает стихи Геннадия Красникова (из цикла: литературная студия «Луч»).

Геннадий Красников как составитель и редактор выпустил целый ряд книг, имеющих большое значение для культурной и просветительской жизни нашей страны, получившие признание и большой отклик в читательской и издательской среде, отмеченные почётными дипломами и премиями.

Вместе с поэтом В. Костровым в 1999 году выпустил (под общей редакцией) наиболее полную итоговую антологию «Русская поэзия. ХХ век», в 2009 году вышла составленная им антология «Русская поэзия. ХХI век», а также антология военной поэзии «Ты припомни, Россия, как всё это было!..» (2010, 2014), антология «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!.. Классики и современники о русском языке» (2013, 2016), Антология была вручена всем участникам Первого съезда Общества русской словесности, проходившего в 25–26 мая 2016 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при участии президента Российской Федерации В.В. Путина, антология «Первая мировая война в русской литературе» (2014).

Статьи и эссе Ген. Красникова по вопросам литературы, культурософии, истории постоянно публикуются в центральных журналах и газетах, в учебных пособиях издательства «Высшая школа», «Студент», в педагогическом журнале «Литература в школе».

С 2006 года работает в Литературном институте имени А. М. Горького, ведёт поэтический семинар на заочном отделении.

В статье поговорим о поэте Геннадии Красникове. Это талантливый человек, который за свою жизнь сделал много важного и полезного для литературы. Мы рассмотрим биографию этого человека, а также уделим внимание основным вехам его творчества.

Краткие сведения

Поэт Геннадий Красников получил образование в Московском государственном университете на факультете журналистики. Его специальность классифицируется как литературный работник. Мужчина имеет более 40 лет стажа, работает на кафедре литературного мастерства. Является доцентом кафедры. Что касается основных направлений трудовой деятельности, то это работа редактором и журналистом в альманахе «Поэзия», а также преподавательская нива в Литературном институте.

Геннадий Николаевич Красников: биография

Поговорим о том, откуда этот человек родом. Где и когда родился Геннадий Красников? Город Новотроицк на Южном Урале является его родиной. Будущий поэт появился на свет в конце лета 1951 года. В поэзиях он ещё не раз вспомнит до боли родную Оренбургскую область.

В юные годы Геннадий Красников о творчестве не задумывался, так как гораздо острее стоял вопрос выживания. Отметим, что уже в возрасте 14 лет молодому парню пришлось идти на работу, чтобы не пропасть. Однако он не хотел такой жизни навсегда, поэтому ходил заниматься в вечернюю школу. В 1974 году молодой человек оканчивает факультет журналистики Московского университета. Отметим, что желание сюда поступить у него изначально было огромное, но в свои силы он особо не верил. Решил попробовать, а в итоге поступил и даже окончил!

Работа

После этого молодой человек уже с хорошим образованием устраивается работать в районную газету корреспондентом. Тогда он жил в небольшом городе Озёры, Московская область, поэтому там и пришлось искать работу. После этого он сменил ещё большое количество мест, но в итоге около 20 лет своей жизни посвятил трудам в альманахе «Поэзия». Там он работал редактором совместно со своим хорошим другом и талантливым отечественным поэтом Н. Старшиновым. За всё это время команда издала более 30 номеров, начиная с выпусков № 26 и заканчивая выпусками № 62. Однако отметим, что три последние выпуска так и не были напечатаны, так как произошли неожиданные экономические реформы. К сожалению, именно эти номера альманах редколлегия решила посвятить лучшим представителям современной литературы, их произведениям, критикам. Также рассматривалось в отдельном ключе творчество поэтов из союзных и автономных республик.

Публикации

Патриотические стихи автора неоднократно печатались в престижных советских и зарубежных издательствах. Отметим, что произведения героя нашей статьи появлялись в антологии военной поэзии «Ты припомни, Россия, как все это было!», «Молитвы русских поэтов», «Строфы века».

Также важно сказать, что стихи Г. Красникова неоднократно публиковались и даже переводились на разные языки. Так, известно, что стихотворения о войне были переведены на украинский, сербский, польский, туркменский, английский, венгерский, болгарский и другие языки. При этом в других странах они имели такой же успех, что говорит о многом.

Критики и поэты

О творчества Геннадия Красникова, конечно же, писали. Разве можно промолчать о талантливом человеке? Писали разное. Кто-то - свое настоящее мнение, кто-то - обрывки слухов. Говоря об этом, напомним, что и цели у всех были разные. Кто-то хотел поддержать и похвалить, а кому-то хотелось лишний раз уколоть, потому что больно уж ёмко и ярко пишет. Кто же не знает, что такое соперничество? И неважно, что у поэтов душа тонкая и чувствительная. Славы хочется всем. Это маленькое вступление необходимо для того, чтобы понимать, что не все мнения были искренними и им можно доверять.

Отметим, что о творчестве этого человека писали многие. Это Е. Винокуров, В. Костров, И. Шкляревский, А. Дементьев, Н. Дмитриев, В. Шефнер, Св. Педенко, А. Пикач, Ю. Друнина, Н. Карпов, Л. Калюжная, И. Волгин и т.д. Надо заметить, что предисловие к первой книге Красникова написал

Мнения

Критик Е. Винокуров писал в статье под названием «Прикосновение к истине», которая вышла в 1986 году в журнале «Комсомольская правда», что сборник героя нашей статьи «Пока вы любите…» является одним из лучших среди всех, что были выпущены за последние несколько лет. Критик отмечал, что автор умеет чувствовать и передавать лирику очень тонко. При этом он совмещает философский подтекст и некое творческое осмысление жизни, благодаря которым у поэзий появляется особая притягательность и гармония.

Другой известный критик Л. Калюжная отмечала, что стиль и язык уже зрелого поэта характеризуются не только философский подтекстом, но и тонкой иронией, которая удачно совмещается с опытной философской раскованностью. Также женщина отметила, что вся прелесть поэзий Красникова в том, что он отчаянно любит русский фольклор и использует его в своих целях.

Характеристика творчества

Отметим, что творчество Красникова в последнее время отличалось комплексным историческим контекстом, а также богатством религиозно-богословской мысли. Автор использовал удивительные словосочетания, которые придавали его стихам фирменную нотку.

Статьи о стиле письма этого человека вошли в крупные литературные энциклопедии, например, в «Молодую Гвардию», «Русскую литературу ХХ века».

Другая роль

Кроме того, что Геннадий Красников был отличным поэтом, он проявил себя в роли редактора и составителя. На таком поприще он выпустил много книг, которые оказали большое влияние на культурную и просветительскую жизни всей страны. Эти произведения получили признание и отклик самой широкой читательской среды. Кроме того, их отметили издатели почетными грамотами и дипломами. Совместно с известным поэтом В. Костровым герой нашей статьи под общей редакцией выпустил итоговую антологию под названием «Русская поэзия. XX век». Это произошло в 1999 году. В 2009 году вышла антология «Русская поэзия. XXI век». Это еще не все. В 2013 и 2016 годах выходила антология под названием «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!».

Отметим также, что многие статьи и эссе Красникова, касающиеся вопросов культуры, литературы и истории, регулярно публикуются в ключевых газетах и журналах, а также в учебных пособиях. Так, его публикации есть в педагогическом журнале «Литература в школе», издательствах «Студент» и «Высшая школа».

С 2006 года герой нашей статьи работает в имени Максима Горького, где он даже ведёт поэтические семинары для заочников.

Награды

Награды Геннадия Красникова довольно внушительны. Он является лауреатом премии Максима Горького, премии газеты «Литературная Россия», «Горьковская Литературная премия», журнала «Москва», Всероссийской премии К. Бальмонта, Всероссийской Пушкинской премии «Капитанская дочка», премии К. Симонова, литературной премии Бориса Корнилова, номинантом патриаршей литературной премии имени святых Кирилла и Мефодия, лауреатом литературной премии С. Аксакова в номинации за лучшее художественное произведение для молодёжи. Лауреатом последней премии он стал в 2016 году.

Также Геннадий Красников являлся участником Всемирного фестиваля, который проходил в 1987 году в Эдинбурге. Герой нашей статьи участвовал в международном конгрессе под названием «Русская словесность в мировом контексте», который проходил в 2014 году. Имеет награду от Министерства культуры РФ как писатель и член общественной организации «Союз писателей России». Благодарность получил осенью 2016 года за значительный вклад в развитие культуры и плодотворную работу на своей почве.

Помимо этого, герой нашей статьи в 2016 году был награжден знаком отличия, который назывался «За заслуги перед г. Лобня». Решение о награждении было принято на совете депутатов города. Инициатором выступил председатель Совета - Н. Гречишников.

Интересы

Кроме этого, поэт Геннадий Красников является влиятельным членом союза писателей и его секретарем. Входит в состав редакторской группы альманаха «День поэзии» в роли председателя редакционной коллегии. При этом регулярно работает на международном поэтическом конкурсе им. Н. Зиновьева в качестве жюри. Конкурс называется «Дельтаплан». Ежегодно заседает в жюри такого поэтического конкурса, как «Дом поэзии Андрея Дементьева». Что касается профессиональных интересов поэта Геннадия Красникова, то они касаются эссеистики, истории литературы, детской литературы, журналистики, культурософии. Кроме этого, герой нашей статьи интересуется жизнью общества и активно принимает участие в обсуждении различных проблем. Как видим, он разносторонняя личность, которая гармонично развивается во всех направлениях.

Участие в проектах

Поэт Геннадий Красников является очень активным членом общества, а потому участвует в разнообразных проектах. В 2014 году он принял участие в проекте «Университетские субботы», который проходил в его родном Литинституте. Там он давал лекцию по теме «Искусство слова», а также выступал руководителем всего мероприятия.

Геннадий Николаевич Красников участвовал в V Международном конгрессе «Русская словесность в мировом контексте». Это было выступление в виде доклада, которое прошло зимой 2014 года.

Также мужчина выступал во время презентации антологии «Первая мировая война в русской литературе». Это мероприятие было посвящено 100-летию начала войны. Являлся членом жюри на Всероссийском конкурсе молодых поэтов «Поэзия Шекспировской весны», который проходил в Москве в 2014 году и был приурочен к 450-летию со дня рождения У. Шекспира.

Участвовал в конференции круглого стола на тему «Победа и Пушкин» летом 2015 года в городе Пскове. Был докладчиком на научно-практической конференции по вопросам укрепления русского языкового и культурного пространства в странах ближнего зарубежья. Принимал участие в Международном писательском форуме «Литературная Евразия», который проходил в начале осени 2015 года. Выступил на конференции «Война и мир в литературе». Также отличился на международной конференции под названием «Год литературы в России», которая проходила в рамках проекта «Золотой Витязь» - Международного славянского форума в городе Ставрополе.

Являлся членом жюри на Всероссийском который проводится зимой 2015 года Государственной Думой. Также судил ребят на молодежном литературном фестивале «Русские рифмы». Мероприятие проводилось для преподавателей-филологов и студентов, а также участников молодежного форума под названием "Таврида" зимой 2015 года.

Свои стихотворения о войне зачитывал в Литинституте во время уже известного нам проекта «Университетские субботы» в 2015 году. Выступал на Рождественских чтениях в образовательных учреждениях столицы России, которые были посвящены культуре и правлению князя Владимира. Проводил лекции и читал патриотические стихи в Государственном литературно-мемориальном музее А. Пушкино «Болдино» зимой 2015 года в Нижнем Новгороде. Судил Всероссийский литературный конкурс. Также был в жюри «ЛИТконкурса», который проходил в институте им. М. Горького в 2015 году. Проводил мастер-классы в рамках того же мероприятия. Участвовал в Пушкинском празднике поэзии в Пскове летом 2016 года. Произведения Красникова также были зачитаны во время мероприятия «Моцарт и Сальери или фигляр и Алигьери». Это был круглый стол при участии талантливых поэтов со всей страны и даже со стран ближнего зарубежья. Ведущим конференции был критик В. Курбатов. Мероприятие проходило летом 2016 года. Также в этом году мужчина участвовал в цикле лекций «Родом из Серебряного века».

Подводя итоги статьи, скажем о том, что карьера этого талантливого и известного человека начиналась довольно просто. Сначала он печатал свои стихи в новотроицких газетах. Это притом что он ещё не был специалистом в литературе и обучался в вечерней школе. В биографии мы нарочно опускали некоторые факты, например то, что Г. Красников работал редактором известного издательства «Звонница-Молодая Гвардия», а после этого возглавлял коммерческое издательство. Понятное дело, что доходы у человека были довольно внушительны, но это не задерживало его на новом месте работы, и большую часть своей жизни он таки отдал родному и близкому по духу альманаху. Публикации стихов Красников были даже в таком сборнике, как «Ленинские горы. Стихи поэтов МГУ». Дебютом героя статьи стала книга под названием «Птичьи светофоры», которая вышла в свет в 1981 году с предисловием Е. Евтушенко. Отметим, что это произведение было награждено премией М. Горького.

Даже сейчас можно без проблем найти произведения Г. Красникова - было бы желание. Отметим, что он занимается творчеством по сей день и совсем не собирается бросать это дело. Для него оно как воздух. Даже преподавательская деятельность не может так захватить его, как желание писать. Именно поэтому хочется читать, изучать и наслаждаться творчеством таких людей. Нечасто можно найти настоящие жемчужины поэзии, которые захочется лелеять у себя в душе всегда. Стихотворения Г. Красникова являются как раз такими бриллиантами.