1 принцип личностно ориентированной направленности обучения. Личностно-ориентированная технология

Принципы личностно-ориентированного обучения
Реализация потенциала образовательной программы возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности. Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся. Перечислим эти принципы, которые были выявлены нами в ходе исследования, направленного на отыскание резервов повышения креативности, продуктивности и индивидуализации обучения.

К основным элементам индивидуальной образовательной деятельности относятся:

  • смысл деятельности (зачем я это делаю);
  • постановка личной цели (предвосхищающей результат);
  • план деятельности;
  • реализация плана;
  • рефлексия (осознание собственной деятельности);
  • оценка;
  • корректировка или переопределение целей.

    Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся. Для этого применяются следующие способы:

  • индивидуальные задания обучающимся;
  • открытые задания, предполагающие выполнение их индивидуально;
  • предложение обучающимся составить план занятий для себя: индивидуальную образовательную программу на обозримый период времени.

    Классические принципы обучения (научности, доступности, наглядности и др.) определяют общие целевые установки обучения. Однако они не позволяют полно описывать и регламентировать личностно-ориентированный образовательный процесс. Поэтому требуются принципы, определяющие специфику образовательной деятельности ученика в личностно-ориентированном обучении. Перечислим эти принципы, которые были выявлены нами в ходе исследования, направленного на отыскание резервов повышения креативности, продуктивности и индивидуализации обучения.

    1. Принцип личностного целеполагания

    Согласно этому принципу образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

    Этот принцип опирается на глубинное качество человека - способность постановки целей своей деятельности . Независимо от степени осознанности своих целей человек живет с потребностью и возможностью ставить и достигать их.

    Самоопределение обучающегося по отношению к конкретному учебному вопросу или всему курсу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых он будет осуществлять затем свою образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий. Обучающийся обозначает интересующие его проблемы, обсуждает их, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой. Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания своих целей обучения .

    Индивидуальные цели учеников постепенно занимают все больше места в системе их образования; любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступают поводом для первичного целеполагания обучающегося, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате люди научаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания.

    2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории

    Обучающийся имеет возможность выбора основных компонентов своего образования. Реализация потенциала образовательной программы возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности . Необходимо дать обучающемуся возможность выбора способов достижения целей, темы творческой работы, форм ее выполнения, поощрять собственный взгляд на проблему, стимулировать его аргументированные выводы и самооценки.

    Этот принцип устанавливает соответствие формируемого обучающимся личностного содержания образования задаваемому ему содержанию, имеющему характер образовательных стандартов. Человек может не только выбрать образовательные компоненты из предлагаемого ему набора, но и создать собственные элементы своей образовательной траектории.

    Свобода самовыражения и выбора образовательной траектории обучающегося предполагает заданность его способов деятельности. Обучающийся получает приращение в образованности тогда, когда овладевает способами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Чем большую степень включения обучающегося в конструирование собственного образования обеспечивает преподаватель, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация обучающегося.

    Принцип выбора образовательной траектории означает, что изучение предмета предполагает возможность наличия личной точки зрения по вопросам содержания предмета как у преподавателя, так и у обучающегося.

    Для реализации этого принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой - допускать иные смыслы образования, которые могут быть у обучающихся. Обсуждение разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну и ту же тему учат толерантному отношению к иным позициям и результатам, помогают осознать и принять многообразие путей постижения истины.

    3. Принцип метапредметных основ образовательного процесса

    Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность личностного познания их обучающимися.

    Познание реальных образовательных объектов приводит к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания. На метапредметном уровне многообразие понятий и проблем сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов - категорий, понятий, символов, принципов, законов, теорий, отражающих определенные области реальности.

    Для конструирования целостной образовательной системы, включающей в себя метапредметное содержание, требуются особые учебные дисциплины - метапредметы, или отдельные метапредметные темы, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов.

    Метапредмет позволяет обучающемуся и преподавателю реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку обеспечивает возможность субъективного разнонаправленного подхода к изучению единых фундаментальных объектов, открывает обучающимся выход в смежные темы других учебных курсов.

    При конструировании учебного метапредмета учитывается возможность субъективного отбора методов познания одного и того же фундаментального образовательного объекта каждым обучающимся.

    4. Принцип продуктивности обучения

    Согласно этому принципу главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение обучающегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

    Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового , на сотворение обучающимися образовательного продукта. В процессе интериоризации содержания изучаемых дисциплин у обучающихся развиваются навыки и способности, которые свойственны специалистам соответствующей науки или области деятельности. Образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств, соответствующих не только изучаемой образовательной области, но и профессионального прообраза деятельности.

    Сформулированные обучающимися цели обучения, составленные ими планы, алгоритмы, найденные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки являются продуктами их образовательной деятельности наряду с исследованиями, выполненными работами, заданиями, тестами и пр.

    5. Принцип первичности образовательной продукции обучающегося

    Согласно этому принципу создаваемое обучающимся личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.

    Человек, которому дана возможность проявить себя в изучаемом вопросе прежде, чем он будет ему изложен, шире раскрывает свои потенциальные возможности, овладевает технологией творческой деятельности, создает образовательный продукт, подчас более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.

    Принцип первичности образовательной продукции учащегося дополняется существенным требованием: объекты познания и применяемые обучающимися методы познания должны соответствовать реальным практическим объектам и методам, которые имеются в изучаемой области деятельности.

    В традиционной вузовской образовательной практике часто преобладает не исследование реальных объектов, а изучение информации о них . Например, в курсе менеджмента изучается программный материал, но не организуется управленческая деятельность обучающихся.

    Приоритет, на наш взгляд, должен отдаваться не столько изучению готовых знаний по менеджменту, сколько занятиям самим менеджментом, его проблемами; не «прохождению» учебника по бизнес-планированию, а исследованию реальной структуры бизнес-планов. Традиционная деятельность «по изучению знаний» уступает место предметной деятельности «по добыванию знаний».

    Чтобы быть включенным в культурно-исторический процесс, обучающийся должен знать, понимать и осваивать общечеловеческий опыт, чувствовать свое место в нем, иметь личностный взгляд на фундаментальные достижения человечества в каждой из областей науки, искусства и др. Знание фундаментальных общечеловеческих достижении не может быть отчуждено от личностных знаний и опыта, но знакомство с ними происходит после получения обучающимися собственных результатов в аналогичном направлении, что позволяет им мотивированно воспринимать классические образцы без потери личностного «Я» и опираясь на свой опыт. В результате образовательная деятельность носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями.

    6. Принцип ситуативности обучения

    Чтобы организовать творческую деятельность обучающегося, преподаватель создает или использует возникшую образовательную ситуацию. Ее цель - вызвать мотивацию и направить деятельность обучающегося в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Чтобы человек создал свой вариант мотивирования из различных теорий мотиваций, он должен заинтересоваться этой проблемой; ему нужно помочь выяснить смысл этих теорий, их связь друг с другом, дать возможность почувствовать эту связь; затем предложить научиться выявлять закономерности в различных подходах к влиянию на людей. Лишь вооружившись средствами психологического творчества, обучающийся сконструирует собственную модель воздействия.

    Эффективна образовательная ситуация, когда обучающемуся в качестве культурного аналога предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими аналогичными образцами научной мысли. Возникает образовательная напряженность, в которой обучающийся входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, помогая вырабатывать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.

    Любое положительное проявление творчества обучающегося должно находить поддержку преподавателя. Смысл построения ситуаций, в которых обучающийся может проявить самостоятельность, состоит в обеспечении его образовательного движения. Для этого преподаватель должен анализировать возможности и особенности складывающегося образовательного процесса, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения человеком своей образовательной траектории.

    7. Принцип образовательной рефлексии

    Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.

    Рефлексия - не припоминание главного из лекции или формулирование выводов. Это осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей. Обучающийся осознает не только сделанное, но и способы деятельности, т.е. то, как это было сделано.

    Формы образовательной рефлексии различны: письменное обсуждение, анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Рефлексия - необходимое условие, для того чтобы обучающийся и преподаватель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

    В перечисленных выше принципах выражены нормативные основы организации личностно-ориентированного обучения на различных уровнях: на уровне отдельного обучающегося, группы или организации в целом. Реализация данных принципов происходит с учетом конкретных условий, относящихся к содержанию, технологии, формам и методам организации образовательной деятельности.

  • Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Нижегородской области

    Развитие познавательной активности учащихся

    на основе личностно-ориентированного подхода

    Выполнила:

    Учитель: Овсянникова А.И.

    Красные Баки

    Введение

    С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

    Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Каждый учитель знает о наличии природных различий школьников и часто успехи или неудачи школьника объясняются именно ими. Условия среды в большинстве случаев таковы, что для многих людей не адекватны их природным задаткам. Людей, родившихся с выдающимися наследственными потенциями, намного больше, чем тех, которым эти потенции удалось реализовать.

    Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

    2. Цели и задачи личностно ориентированного обучения

    Цель: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

    Технология личностно ориентированного обучения обусловлена следующими задачами :

      заинтересовать каждого учащегося учебным материалом и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

      развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;

      помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

    Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения познавательной активности обучающихся и качества обучения.

    Данное представление о сущности личностно ориентированного подхода позволяет более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развивая его индивидуальность.

    В трактовке личностно ориентированного образования наиболее концентрированно выражена мысль о том, что оно должно предстать в образовательной системе как средство дифференциации и индивидуализации обучения.

    3. Система работы учителя состоит из следующих компонентов:

      Диагностика обучаемости и обученности учащихся как условие реализации технологии личностно ориентированного обучения.

      Дифференциация обучения с постановкой разноуровневых целей к каждой учебной теме позволяет учителю использовать индивидуальный подход к детям, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.

      Рефлексивный характер обучения; оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; предоставление учащимся выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля учащегося и контроля со стороны учителя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока.

      Создание условий для включения каждого ученика в деятельность, : организация системы дифференцированных заданий на протяжении всей темы, работа с алгоритмами, тестами - позволяет организовать доминирующую самостоятельную деятельность ученика по целеполаганию, самопланированию, самоконтролю, самооценке и коррекции своих знаний, умений и навыков.

      Методы обучения и воспитания состоят в том, что учитель:

      управляет познавательной деятельностью ученика

      мотивирует познавательную деятельность ученика

      организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с различными источниками информации;

      включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организуя взаимопомощь;

      создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;

      создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

      организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

      Правила личностно ориентированного образования

      Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях.

      Исключить методы наказания, унижающие личность.

      Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.

      Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.

      Помогать обнаруживать ошибки.

      Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.

      Формировать положительную самооценку ребенка.

      Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.

      Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать появления негативного поступка.

      Понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.

      Жить интересами, переживаниями ребенка.

      Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.

      Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс обучения.

      Искренне радоваться каждому успеху ребенка.

      Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения.

      Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.

      Учитывать состояние и настроение ребенка.

      Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.

      Крепко удерживать образовательный и воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.

      Получать удовольствие от общения с детьми.

      Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали.

      Осуждать поступок, но уважать личность.

      Принципы личностно ориентированного обучения

    Принцип целеполагания и мотивации . Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:

      на одних уроках ученики совместно с учителем формулируют проблемный вопрос;

      на других - учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;

      на третьих - учителем на доске записываются только ключевые и вопросительные слова типа: а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего? б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т. д., а учащиеся на основе данного составляют целостную картину целей на занятие.

    Принцип открытости , понимаемый как возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, реализуется на основе обработки результатов диагностики с мониторинговым подходом. Контрольная диагностика позволяет учителю объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия. На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.

    Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках нескольких альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.

    Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания.

    Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

    Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.

    Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения и обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

    Литература

      Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. Учебное пособие. – Москва: Изд-во Педагогика-ПРЕСС, 1999.

      Селиванова О.Г. Дидактика личностно ориентированного обучения: учебное пособие \ Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.

      Селиванова О.Г. Управление качеством образования школьников: личностно ориентированный подход: пособие для руководителей школ, педагогов, классных руководителей. Киров: КИПК и ПРО, 2007.

      Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. – Ростов-н\Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000.

      Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

      Геометрия, 10-11: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. - М.: Просвещение, 2008.

      Геометрия, 7 - 9: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. - М.: Просвещение, 2008.

    1. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (личностные и метапредметные результаты)

      Программа

      Специфических принципах обучения младших школьников: Принцип сознательности... Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила ... и реализующие личностно -ориентированную парадигму образования . Выбранная...

    2. Образовательная программа начального общего образования школа работает по умк

      Образовательная программа

      ... образования Принцип целостности Принцип непрерывности и преемственности процесса образования Принцип личностно -деятельностного подхода Принцип ... реализации личностно -ориентированной модели образования средствами... этих правил . Обучение проводиться...

    3. Основная образовательная программа начального общего образования Управление образования Калининского района г. Челябинска

      Основная образовательная программа

      Здоровья детей. 7. Принцип вариативности. Этот принцип обеспечивает право учителя на... дифференцированного и личностно -ориентирован -ного образования школьников; преобладание проблемно-поискового методов обучения

    Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

    Личностно-ориентированный подход в обучении,

    с использованием эффективных методов и приемов,

    направленных на внедрение исследовательского подхода

    Пономарева Наталья Валерьевна,

    учитель начальных классов МАОУ «СОШ №24»

    В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и индивидуализа-цию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует фор-мированию у детей представлений об обществе, о его куль-туре и укладе, развитию у них социально значимых ка-честв, становлению их адаптационных возможностей и ме-ханизмов жизни среди людей. Социализация формирует в человеке социально типичное. Вторая линия, названная ин-дивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизне-деятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке.В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Образование невозможно без обращения к личности.

    Всё это выводит на необходимость реализации в практике личностно ориентированного обучения. Это образно можно представить формулой:

    «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

    «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.» (Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Директор школы. - 2003. - №6)

    Исходя из вышесказанного, я решила изучить данный вопрос и внедрить принципы этого обучения на практике.

    Тема: Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов, направленных на внедрение исследовательского подхода.

    Задачи:

    üИзучить принципы личностно-ориентированного подхода в обучении;

    üНаправить свои усилия на создание теоретических и методических основ личностно-ориентированного образо-вания с использованием эффективных методов и приемов;

    üСоздать условия для реализации личностно-ориентированного подхода;

    Сущность личностно-ориентированного образования

    Личностно-ориентированный подход — это методо-логическая ориентация в педагогической деятельности, по-зволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддер-живать процессы самопознания, само строительства и само-реализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

    Во-первых, личнос-тно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.

    Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формиро-вания у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

    В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками. Существуют и другие различия между личностно-ориентированным подходом и прежними методологическими ориентациями. Наиболее полно они отражены в таблице, в которой дана сравнительная характеристика личностно-ориентированного и индивидуального подходов.

    Параметры

    сравнения

    Индивидуальный

    подход

    1. Теоретико - методологическая основа

    Идеи традиционной педагогической парадигмы

    Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии.

    2. Цель использования

    На основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию ЗУН и социально ценных качеств

    На основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.

    Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования

    Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.

    4.Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования

    Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений

    Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений.

    5.Критерии анализа и оценки эффективности применения.

    Основные критерии - обученность учащихся как уровень сформированности ЗУН и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей

    Главный критерий - развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.

    Профессор Е.Н.Степанов выделяет следующие компоненты, из которых складывается личностно - ориентированный подход в образовании.

    С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

    Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже де-лает невозможным осознанное и целенаправленное приме-нение рассматриваемой ориентации в педагогической дея-тельности.

    К основным понятиям личностно-ориентированно го подхода можно отнести следующие:

    индивидуальность — неповторимое своеобразие чело-века или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индиви-дов и человеческих общностей;

    личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

    самоактуализированная личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрывающий свои возможности и способности;

    самовыражение — процесс и результат развития и про-явления индивидом присущих ему качеств и способностей;

    субъект — индивид или группа, обладающие осознан-ной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

    субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении дея-тельности;

    Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

    выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

    педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физи-ческим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

    Вторая составляющая — исходные положения и основ-ные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педаго-гического кредо учителя или руководителя образовательно-го учреждения.

    Принципы личностно - ориентированного подхода:

    1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке суще-ствует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способ-ностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

    2. Принцип индивидуальности. Создание условий для фор-мирования индивидуальности личности учащегося и педагога— это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особен-ности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьногокол-лектива должен быть (стать) самим собой, обрести(по-стичь) свой образ.

    3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектны-ми полномочиями и умело использует их в построении дея-тельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обу-чения детей.

    4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие ин-дивидуальности и субъектности, самоактуализации способ-ностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы уча-щийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянно-го выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

    5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и кол-лективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уни-кальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществле-ние ребенком дальнейшей работы по самосовершенствова-нию и самостроительству своего «я».

    6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитатель-ного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка.

    Важно обогатить арсе-нал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и вос-питания учащихся. Вера в ребенка, поддер-жка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внут-ренняя мотивация детерминирует успех обучения и вос-питания ребенка.

    И, наконец, третий компонент личностно-ориентиро-ванного подхода — это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ори-ентации способы педагогической деятельности. Техноло-гический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют ме-тоды и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального раз-вития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творче-ства, выбора содержания и способов учения и поведения.

    Строение личностно-ориентированного подхода можно представить в виде схемы:

    Личностно-ориентированный подход

    Практическое использование личностно-ориентированного подхода.

    Уже не первый год я работаю по УМК «Гармония». В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, я пришла к выводу, что личностно ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников. В рамках интеграции личностно-ориентированного образования и информационных технологий считаю необходимым использование на уроках следующих форм:

    · индивидуальная работа;

    · групповая работа;

    · фронтальная;

    · дифференцированная работа, творческие задания по выбору;

    · самостоятельная работа;

    · обучение сотрудничеству;

    · метод проектов;

    · разно уровневое обучение;

    · создание ситуации успеха.

    Развивающий эффект обучения по УМК «Гармония» определяется тем, насколько педагогу удается переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребенка, то есть когда оно ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности младших школьников. На уроках я не просто работаю над созданием благожелательной творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Учитель должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик; происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом есть творец этого знания, участник его порождения.

    Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации - это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта-реализация идеи “обучение через открытие”. В рамках этого подхода учащийся должен сам открыть явление, закон способ решения задачи неизвестные ему ранее. При этом он может опираться на цикл познания. Таким образом, проектная исследовательская культура - это часть информационной культуры; самовыражение личности через процесс и результат творчества на основе научных методов поиска, отбора, анализа и переработки информации с целью получения общественно или культурно значимого результата (продукта).

    На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Несовершенные способы учебного поведения ребенка противопоставлены совершенным. Все детские версии я обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой - каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

    При актуализации знаний на уроке я использую игру «Ты - мне, я - тебе». Суть этой игры в том, что дети задают друг другу вопросы по содержанию произведения, работая в парах или группах. Вопросы ученики могут брать из учебника или придумывать сами. Приветствуется и то и другое, так как, на мой взгляд, выбирая из имеющихся вопросов, или придумывая их, дети проявляют самостоятельность в рамках своего индивидуального развития и, в любом случае, анализируют содержание материала, продумывая варианты ответа. Кроме того, избежать неверных суждений помогают диалоги по содержанию произведения на предшествующих уроках. Плюс этой игры еще в том, что дети чувствуют себя более раскрепощено, работая друг с другом, чем если такая же работа происходит с участием учителя.

    Очень любят дети игру «Радиотеатр», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся также создают группы, выбирая себе роли. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам у меня одно: передать голосом чувства и настроение героев произведения.

    Составляя диафильмы по прочитанным произведениям, учащиеся не просто проявляют свои творческие способности, но и учатся делить текст на смысловые части, выбирать главное в них, составлять план текста.

    Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения. Здесь - полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.

    Все же основная задача литературного чтения - формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся моего класса ведет читательский дневник, в который записывает дополнительно прочитанные произведения. В нём дети записывают свои впечатления о прочитанном произведении. Систематичность такой работы приносит свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть мне, как учителю, есть, на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, кто читает больше стихов, кто-то любит фантастику, научную литературу, и т.д. Моя задача в том, чтобы координировать их стремления в выборе хорошей литературы. Так же на минутках чтения учащиеся рассказывают, о чём прочитали, чтобы заинтересовать одноклассников данной книгой.

    Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Помогают в этом их сверстники - абстрактные мальчики, которым учащиеся сами дали имена. В нашем случае - это Антон и его иностранный друг Джек. Когда они появляются на страницах учебника, дети оживляются и увлеченно ищут ответы на их вопросы. Я думаю секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель-ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно-деятельностная направленность обучения.

    Существенную помощь в усвоении учебного материала оказывают памятки. Система работы по их введению и использованию предусмотрена опорой на индивидуальные различия детей. «Как правильно списывать?», «Как писать без ошибок?», «Как искать проверочные слова для корня?» - эти и другие вопросы задают себе дети в процессе обучения и находят ответы на них в подробных и доступных памятках. Ссылки на них используются регулярно для того, чтобы приучить ребенка оценивать свои возможности и самому решать: нужно ему такое напоминание или нет. Как правило, дети с более высокой самооценкой и развитым мышлением быстрее запоминают порядок действий для решения той или иной орфографической задачи и не прибегают к помощи памятки. Некоторые дети, которые по своей природе неуверенны в своих силах, или же имеют пробелы в знаниях, обращаются к памятке для самопроверки. А другая часть детей, пользуется памятками наиболее часто, так как особенности их памяти, мышления не позволяют добиться желаемого результата так быстро, как другим учащимся и им требуется гораздо больше времени, чтобы освоить правильный способ действия. Обращение к памяткам позволяет избежать ошибок, а значит, способствует повышению самооценки, получению удовлетворения от проделанной работы, заинтересованности учением.

    Еще один способ для создания ситуации успеха на уроке русского языка - письмо с «окошками». Детям предоставлен выбор: знаю - пишу, не уверен - показываю выбор букв в «окошке», не знаю - оставляю «окошко» пустым. Так я учу рассуждать учеников. Вместе с тем, постоянное напоминание в виде индексов - обращение к памяткам, подталкивает ребят к размышлению, воспроизведению в памяти нужного правила и самоутверждению - «знаю!». В письме «с окошками» отражается личностный выбор учеников, соответствующий уровню самооценки собственных возможностей.

    На уроках математики я веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.

    Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Работая по УМК «Гармония», я впервые не вижу сложности в подборе такого материала, особенно для уроков математики. Авторы курса (Н.Б.Истомина, В.В.Малыхина, Г.Г.Шмырева) предоставляют нам набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением, и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.

    Включённые в учебник диалоги между Машей и Мишей я использую для организации парной и групповой мыслительной деятельности . Ребята обсуждают варианты ответов, высказывают различные точки зрения, комментируют способы математических действий, анализируют ошибки. У детей есть возможность сравнивать результаты своего поиска с ответами Миши и Маши. В случае неправильного ответа сама вступаю в диалог, оказывая помощь и поддержку наводящим вопросом. В условиях такой совместной работы у учеников возникает стремление к сотрудничеству, в результате которого приходит понимание того, что от успеха одного зависит успех всей группы.

    На уроках математики и русского языка я использую дифференцированные задания репродуктивного, продуктивного и творческого уровня. Причем, предоставляю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Это позволяет мне развивать всех учащихся, в том числе и самых слабых. Интеллектуальный потенциал младших школьников очень велик, и решение заданий повышенной трудности вселяет в ученика уверенность в своих силах, помогает реализовать свои интеллектуальные возможности. Дети чувствуют себя в школе комфортно.Приведу пример фрагмента урока математики.

    Тема: «Единицы времени. Век» 4 класс

    Дифференцированные задания

    · КРАСНЫЙ СЕКТОР- ПРАВО НА 2 ОШИБКИ и МАКС. ОЦЕНКА 4

    · ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР - ПРАВО НА 1 ОШИБКУ И МАКС, ОЦЕНКА 4

    · ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР БЕЗ ОШИБОК 4.

    · Красный сектор : Два поезда вышли навстречу друг другу, один был в пути 4 часа, а другой 360минут. Какой поезд был в пути дольше и насколько часов?

    3ч =..мин 300с =…мин 1/2г =…мес

    3сут =…ч 1г 3мес=…мес 1/3сут =…ч

    · Жёлтый сектор : Спортсмен за 4мин. пробежал 800м. Сколько метров он пробежит за 6мин?

    120мин.=…ч 600с=…мин

    72ч.=…сут 18мес=…г…мес

    · Зелёный сектор: Спортсмен за 4 мин. Пробежал 800м. Сколько метров он пробежит за 6 мин.?

    Выбери правильное решение:

    а) 800:4=200 (м) б) 6-4=2 (мин) в) 6-4=2 (мин)

    200х6=1200(м) 800:2=400(м) 800х2=1600(м)

    3ч =…мин 2сут =…ч 2г =…мес 120мин =…ч

    Тема «Насекомые».

    Детям демонстрируется рисунки различных насекомых. Далее следуют вопросы учителя:

    · - почему у разных насекомых лапки имеют разное строение?

    · - какое значение это имеет в их жизни?

    · -какие конечности насекомых можно назвать «прыгательные», «копательные», «плавательные», «хватательные»?

    Такой ход урока побуждает школьника сравнить особенности строения конечностей с местом обитания, вспомнить насекомых, имеющих подобные конечности, самостоятельно сделать выводы об особенностях передвижения. Это определяет более активную роль школьника как участника дискуссии, размышления, как исследователя, который сам открывает законы существования окружающего мира.

    Уроки технологии проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям - носителям этих традиций.

    Так же учащиеся, с которыми я работаю, участвуют в защите исследовательских проектов в разных образовательных областях. В школьных олимпиадах по математике, русскому языку и окружающему миру учащиеся моего класса заняли призовые места. На городской олимпиаде по русскому языку Лосева Наталья стала призёром. Во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок» (Лосева Н. - 2 место) , «Кенгуру» (Новикова Т. - 2место) и Пермском чемпионате по математике(Спирина Ол. - 1место, Лосева Н. - 2место) учащиеся моего класса имеют призовые места. Ребята активно участвуют в конкурсах декоративно-прикладного искусства и тоже не безрезультатно.(Призёрами и победителя являются Неклюдова Ек., Новикова Т., Веселова К., Лосева Н., Копанева П., Зинатов Р., Яковлев Ан., Симонов Ив.) Качество знаний на протяжении всей начальной школы и в пятом классе сохранялось и составило 69 %.

    Свою работу я основываю на принципах реализации личностно ориентированного подхода к обучению детей младшего школьного возраста, и способствует формированию основ учебной самостоятельности. Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию - быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Что как раз у меня не совсем получилось. Основной принцип личностно-ориентированного подхода в обучении это выявление индивидуальных особенностей ребенка и содействие развитию его индивидуальности. Как раз трудность у меня возникла на этапе выявления индивидуальных особенностей. Я использовала метод наблюдения, а он, как показывает практика, не всегда работает. Так же не хватало знаний для мониторинга индивидуального возрастного развития и личностного становления. Поэтому дальнейшую свою работу я бы хотела построить по созданию материалов для мониторинга.

    В заключение подчеркну основные особенности проектирования личностно-ориентированного урока:

    • конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке;
    • продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;
    • проведение наблюдений за школьниками;
    • предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
    • поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
    • организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
    • стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);
    • стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;
    • привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку;
    • использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика;
    • применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;
    • продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика 1999. 192 с.

      2. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. - с. 53-57.

      3. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. - с. 60-64.

      4. Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. - с. 14-18.

      5. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. - с. 5-21.

      6. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. - 125-127.

      7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1999. - 96 с.

    • Назад
    Обновлено: 24.04.2019 11:18

    You have no rights to post comments

    Соглашение об использовании материалов сайта

    Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
    Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Понятие, сущность и цель современного образования. Структура и содержание образования. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Роль обучения и воспитания в развитии личности. Педагогические закономерности формирования личности.

      курсовая работа , добавлен 23.02.2012

      лекция , добавлен 31.05.2012

      Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотическое воспитание. Правовая культура. Формирование основ нравственной культуры личности.

      реферат , добавлен 24.04.2007

      Основные подходы к определению понятия "информационная культура". Информационная культура личности педагога. Особенности циркуляции информационных потоков в образовательном пространстве и формирование информационной культуры младших школьников.

      курсовая работа , добавлен 04.06.2011

      Отношение к природе как результат экологического образования дошкольников. Педагогические исследования роли экологоразвивающей среды в формировании у детей гуманного отношения к природе. Выявление уровня сформированности гуманного отношения к природе.

      курсовая работа , добавлен 29.08.2014

      Исторические условия формирования теории содержания образования. Принципы и критерии содержания образования, его консьюмеризация. Контекст - основа отбора содержания образования. Допредметное содержание образования, пути и средства его совершенствования.

      курсовая работа , добавлен 21.07.2015

      Изучение предмета, основных категорий педагогики. Особенности развития, воспитания, формирования личности. Характеристика личностно-ориентированного подход к организации педагогического процесса и изучению образования личности, педагогический мониторинг.

      учебное пособие , добавлен 22.02.2010