Артикуляция гласных и согласных звуков. Артикуляция звуков речи

Литературное произношение в русском языке

контрольная работа

7. Артикуляция каждого звука в русском языке

Все сегментные единицы фонетической системы, звуки, традиционно разделяются на гласные и согласные. Это деление является универсальным для всех языков. В зависимости от роли, которую играют гласные и согласные в фонетической системе того или иного языка, все языки мира делятся на вокальные (итал., исп, япон.), консонантные (русск.) и смешанные (нем.) языки.

Согласные звуки отличаются от гласных особенностями артикуляции, акустическими характеристиками и функционально.

Артикуляционное различие: гласные образуются без наличия преграды, воздушная струя достаточно свободно проходит через ротовую или носовую полость. При образовании согласных обязательно наличие того или иного вида преграды, поэтому В.А. Богородицкий называл гласные «ртораскрывателями», а согласные - «ртосмыкателями». При образовании согласных, как отмечал И.А. Бодуэн де Куртенэ, напряжение возникает только в одной части произносительного аппарата, оно локализовано; при произношении гласных - напряжение присутствует на протяжении всего звука, т.е. гласным свойственна нелокализованная артикуляция.

Акустическое различие: гласные образуются с помощью тона голоса (гармонические, периодические колебания), а при образовании согласных обязательно наличие шума (негармонических колебаний).

Функциональное различие: гласные - слогообразующие звуки, согласные редко образуют слог, в основном они примыкают к гласному. Кроме того, согласные являются информационно нагруженными единицами, именно они передают лексическое значение слова (прътъкъл, звъкъвъй); гласные считаются информационно избыточными, они в большей степени связаны с грамматическим значением слова.

Однако четкой оппозиции между этими группами звуков нет. Так, например, сонорные согласные ранее были полугласными, переходными звуками, глайдами, поэтому они тоже могут быть слогообразующими. Сонорный J, занимающий серединное положение между согласными и гласными, в слабой позиции является полугласным звуком.

При образовании гласных важным является горизонтальное и вертикальное положение языка, участие губ, объем и форма ротовой полости. В зависимости от подъема языка и нижней челюсти по вертикали гласные в русском языке делятся на три группы: верхнего (И, Ы, У), среднего (Е, О), нижнего (А) подъема. По сте- пени продвижения языка по горизонтали различают гласные переднего ряда (И, Е), среднего, или смешанного (Ы, А) и заднего ряда (О, У). Активное участие губ свойственно лабиализованным гласным (О, У). Остальные гласные - нелабиализованные (А, И, Ы, Е).

Находящиеся в безударных позициях гласные неверхнего подъема редуцируются и меняют свои артикуляционные характеристики. Так, гласный [Л] первого предударного слога после твердых согласных характеризуется как звук средне-нижнего подъема средне-заднего ряда; гласный второй степени редукции, выступающий в других безударных слогах, характеризуется как гласный среднего ряда среднего подъема - [ъ]. В положении после мягких согласных в первом предударном слоге выступает гласный переднего ряда верхнего подъема - [ие], а в других безударных слогах - гласный средне-верхнего подъема переднего ряда - [ь].

Согласные

Одним из главных артикуляционных признаков согласных является наличие преграды, т.е. фокуса образования, или места, где возникает напряжение речевых органов (П, Т). Если преграда находится в одном месте, согласные называются однофокусными (это большинство согласных - Т, Д, П, Б, С, З, В, Ф, Г, К, Х, Л, Н, Р, М, J). Согласные с двумя преградами (в передней и задней части спинки 10 языка) называются двухфокусными (Ж, Ш, Ш:,Ч). Наличие второй преграды создает специфический, шипящий тембр звука.

По характеру преграды, т.е. по способу образования согласных, выделяют три типа преград (смычка - плотное сжатие активного и пассивного органа, щель - сближение активного и пассивного органа, вибрация - смыкание и размыкание органов речи) и соответственно - три группы согласных: смычные - Б, Б, Г, Г, Д, Д, К, К, Л, Л, М, М, Н, Н, П, П, Т, Т, Ц, Ч; щелевые - В, В, Ж, З, З, С, С, Ф, Ф, Х, Х, J, Ш, Ш:; дрожащие - Р, Р. При характеристике согласных важным является не только вид преграды, но и способ её преодоления, поэтому смычные согласные подразделяются на три группы: а) эксплозивные, или взрывные (резкое размыкание, разрыв смычки) - Б, Б, П, П, К, К, Г, Г, Т, Т, Д, Д; б) аффрикаты (смычка постепенно переходит в щель) - Ц, Ч; в) смычно- проходные (при сохранении смычки воздух проходит иным путем - через носовую полость - М, М, Н, Н (носовые) - или между языком и внутренними сторона- ми щек - Л, Л (боковые). Некоторые лингвисты относят звуки Л, Л к щелевым согласным, другие считают их разновидностью аппроксимантов, т.е. полугласных, глайдов.

Взрывные согласные в конце слова и перед последующим взрывным выступают обычно как имплозивные, т.е. в виде хлопка (лоб, подпорка).

Щелевые согласные по форме щели подразделяются на круглощелевые, у которых язык приобретает форму желобка (С, З), и плоскощелевые (В, Ф, Ш, Ж, Х,). Плоскощелевыми согласными являются также все мягкие щелевые согласные, так как подъем средней части спинки языка к нёбу образует всегда плоскую щель (В, Ф, С, З, Ш:, Х, J).

По месту образования, т.е. в зависимости от того, какой орган является активным в образовании согласного, выделяют губные и язычные согласные. Губные, в свою очередь, подразделяются на губно-губные, или билабиальные - при активной нижней губе и пассивной - верхней (М, М, П, П, Б, Б), и губно-зубные, или лабиодентальные - при активной нижней губе и пассивных верхних зубах (В, В, Ф, Ф).

Язычные согласные делятся на переднеязычные (преграда образуется передней частью спинки языка и твердым нёбом), среднеязычные (J - активной является средняя часть спинки языка, поднимающаяся к твердому нёбу), заднеязычные (задняя часть спинки языка поднимается к мягкому нёбу - К, К, Г, Г, Х, Х). Переднеязычные по пассивному органу подразделяются на зубные (передняя часть языка образует преграду с нижними или верхними зубами - Т, Т, Д, Д, С, С, З, З, Н, Н, Л, Л, Ц) и нёбные (язык поднимается к твердому небу - Ш, Ш:, Ж, Ч, Р, Р). По положению кончика языка выделяют: а) дорсальные (Д, Д, Т, Т, Ц, Н, Н, З, З, С, С) - преграда образуется спинкой языка при опущенном к нижним зубам кончике языка; б) апикальные (Л, Л, Р, Ч, Ш:) - кончик языка поднимается к верхним зубам и альвеолам; в) какуминальные (Р, Ж, Ш) - кончик языка поднимается и слегка загибается назад к твердому нёбу. Заднеязычные согласные подразделяются по пассивному органу на задненёбные (К, Г, Х) и средненёбные (К, Г, Х).

По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные согласные, при образовании которых преобладает голос (Р, Р, Л, Л, М, М, Н, Н, J), и шумные, при образовании которых преобладает шум (все остальные согласные). Шумные согласные подразделяются на звонкие согласные, в образовании которых участвует голос (Б, Б, В, В, Г, Г, Д, Д, Ж, З, З), и глухие, в образовании ко- торых участвует только шум (П, П, Ф, Ф, Т, Т, Ш, Ш:, К, К, С, С, Ц, Ч, Х, Х). Звонкие и глухие согласные образуют пары: Б - П, Г - К, З - С, Ж - Ш, Д - Т, В - Ф. Не имеют пары по звонкости-глухости в русском литературном языке шумные глухие согласные Ц, Ч, Х, Х, Ш:. Необходимо отметить, что сонорные согласные в позиции конца слова, особенно после шумных глухих согласных, могут произноситься с частичным оглушением (метр, театр, пар).

Согласные в русском языке характеризуются и так называемой дополнительной артикуляцией - палатализацией и веляризацией согласных. Палатализация связана с подъемом средней части спинки языка к твёрдому нёбу и с продвижением спинки языка вперед. Веляризация связана с незначительным подъемом задней части спинки языка к мягкому нёбу. По этому признаку выделяются две группы согласных - твердые (веляризованные) и мягкие (палатализованные). Эти две группы согласных также образуют ряды согласных, где каждый твердый согласный имеет парный мягкий согласный (Б - Б, Т - Т, Л - Л и др.). Не имеют пары по данному признаку твердые Ж, Ш, Ц и мягкие Ч, Ш: . Вне корреляции стоит согласный J, у которого палатализация не является дополнительной артикуляцией, а связана с основным признаком - местом образования.

Как отмечают некоторые лингвисты, палатализация в современном русском языке является не столько дополнительной артикуляцией, сколько основной, так как она влияет на весь уклад речевых органов: круглощелевые С, З, например, коррелируют с плоскощелевыми С, З; какуминальный Р коррелирует с апикальным Р и т. п.

Делись добром;)

1. Введение

2. Артикуляционная характеристика гласных звуков в русском языке

3. Артикуляционная характеристика гласных звуков в английском языке

4. Сонограммы и осциллограммы английских и русских гласных звуков

6. Список используемой литературы

Введение

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изучает такие единицы языка, природа которых материальна. Материальным носителем звучащей речи являются специальным образом формируемые говорящим колебания воздуха. Слушающий получает информацию о смысле передаваемого говорящим сообщения в первую очередь на основе своего слухового восприятия.

Звук речи – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимая ухом. Это реальный звук, произнесенный конкретным человеком в конкретный момент времени. Разнообразие звуков речи бесконечно. Каждый говорящий произносит звуки по-своему, недаром можно узнать человека, услышав его речь. С другой стороны, мы способны оценить определенные звуки речи как тождественные, с точки зрения принадлежности к тому или иному звукотипу. Этот звукотип, эталон звука, существующего в языковом сознании говорящих, называется звуком языка. Он объединяет похожие, близкие звуки речи и является абстрактной единицей.

В данной работе я хочу рассмотреть образование гласных звуков в английском и русском языке. А так же сделать их сопоставительной анализ.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

1. При образовании гласных воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным отличием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия.

2. Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. Согласные же характеризуются наличием шума. Шум – это непериодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

3. Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

4. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

5. В.А.Богородицкий назвал гласные ртораскрывателями, согласные – ртосмыкателями: чем громче мы хотим произнести гласный, тем шире должны раскрыть рот, чем громче мы хотим произнести согласный, тем теснее должны сблизить органы речи.

6. М.В.Панов привел ещё одно различие между гласными и согласными: гласные можно кричать, а одними согласными кричать невозможно.

Артикуляционная классификация гласных звуков в русском языке.

Гласные – это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебаний голосовых связок, музыкальный тон, голос обретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка – это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движения губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

· участию губ

· степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

· степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные) (от латинского labium - губа ()абиализованныеи неогудленные ()дленные(о этому звуку положении рагонов огут изменяться в результате ждвижения губобый тембро). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть разной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [ а ] , [ э ] , [ и ] , [ ы ] – неогубленные.

По степени подъема по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема [э], [о]; нижнего [ a ]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называются также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта, поэтому такие гласные также называются широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а] и заднего ряда: [у], [о]. При артикуляции гласных переднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна: при образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть языка, а при образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть языка. При образовании гласных среднего ряда языка либо концентрируется в средней части полости рта и приподнимается средней частью к средней части нёба, как бывает иногда при произношении [ы] (ряд таких гласных иначе называются центральными), либо лежит плоско, как при произношении [а] (ряд таких гласных иначе называются смешанными).

Простейшая таблица русских гласных такова:

Иную схему представляет треугольник гласных:

Более точно представляет артикуляционное пространство трапецоид гласных. Он отражает особенности строения ротовой полости и возможности движений языка: в нижней и задней части рта они более ограничены, чем в верхней и передней.

Но деление на три ряда и три подъема не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называют «[и] открытым»; в более точной транскрипции это «[и] склонный к [э]».

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна. М.В.Панов предложил таблицу с пятью рядами и пятью подъемами (хотя, конечно, и в ней показаны не все гласные русского языка):


Гласный [э] один из самых частых звуков литературного языка. Он произносится в некоторых безударных слогах, например в словах п[э]рехо́д . Под ударением он встречается крайне редко, например в утвердительном да́ , произнесенном с оттенком сожаления [дэ?] («?» Означает резкое смыкание голосовых связок, удар голосовой щели). Изолированное [э] можно произнести, если образовать непрерывный ряд переходных звуков от [ы] к [ a ] и остановиться посередине.

Гласные [а], [э], [о], [у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а], [э], [о], [у]. Произносятся они между мягкими согласными: пять [п΄äт΄], тётя [т΄ö т΄]я, тюль [т΄ул΄].

Сдвинутость вверх, закрытость гласных переднего ряда [и], [э] между мягкими согласными может обозначаться в транскрипции и иначе: [и], [э], или [и], [э], или [и], [э]. «Крышка» над гласным употребляется и для обозначения напряженности гласного.

Закрытость гласного [э] в первом предударном слоге после мягкого согласного обозначается обычно знаком [э]: в[э]сна́, б[э]га́, р[э]ды́. Такое произношение характерно для эканья – старшей литературной нормы, в отличие от господствующего в современном литературном языке иканья: в[и] c на́, б[и]га́, р[и]ды́.

Гласный [э] произносится под ударением после твердых согласных: ант[э́]нна, м[э́]р, ш[э́]ст.

Гласные [и], [ы], [а] бывают только в безударном положении: [и]скри́ть, д[ы]ши́, в[ a ]да́́. У некоторых говорящих вместо [ a ] звучит [л] – неогубленный гласный, по положению языка средний между [ a ] и [ o ]. Такое произношение, как правило, следы прежнего оканья – различения безударных [ a ] и [ o ].

Конечно, не все гласные звуки представлены в этих таблицах. При более детальном рассмотрении обнаружатся и более тонкие позиционные зависимости звуков. Например, в словах дам и дал обычно транскрибируют один и тот же гласный [ a ]. Но в действительности здесь произносится разные звуки: [ a ] среднего ряда в слове дам и [ a ] средне-заднего ряда в слове дал . Звук [л] вызывает сдвиг предшествующего гласного назад. В словах дома́ и дала́ обычно транскрибируют один и тот же предударный гласный [ a ]. Но при более точной транскрипции следует различать [дама́] и [длла́]: согласный звук [л] здесь воздействует на предударный гласный так же, как на ударный.

АРТИКУЛЯЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Будем считать, что вы уже научились правильно дышать. Теперь следите за тем, чтобы выдох сопровождался правильной артикуляцией губ, верным положением языка, правильным направлением потока воздуха во время выдоха. Упражнения делайте перед зеркалом. Выдох должен быть бесшумным и почти беззвучным - только намек на звук.

Начнем со звука [А] . Рот раскрыт в форме большого кольца. Между зубами можно поставить два положенных друг на друга пальца. Верхние зубы приоткрыты, нижние закрыты губой. Вдох, задержка, выдох на очень тихий звук. [А]-Продолжительность выдоха по одной из схем предыдущих упражнений.

[У] - Рот принимает форму хоботка, трубочки, вытянутой вперед.

[О] - Рот в форме кольца, "полухобота". Воздух должен беспрепятственно проходить через этот полухоботок.

[Э] - Губы растянуты, расстояние между зубами - поставленный между ними большой палец. Следите за тем, чтобы воздух выходил в ЩЕЛЬ между зубами, а не упирался в нёбо или в верхние зубы.

[Ы] - Расстояние между зубами - мизинец, губы раскрыты, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед. Воздух выходит МЕЖДУ ЗУБАМИ, не плутая в полости рта.

[И] - Нижняя челюсть в нормальном положении. Между зубами -кончик мизинца. Выдох только в щель между зубами, и не иначе. В противном случае вы будете присвистывать.

Эта стадия упражнений должна приучить вас к правильной артикуляции. Проблема развития голоса, а это особый раздел занятий, впереди. А пока переходите к очередной серии упражнений. Займитесь освоением правильной артикуляции согласных звуков.

АРТИКУЛЯЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Так же как и гласные, согласные звуки надо произносить на правильном выдохе. При этом следует помнить, что у каждого человека могут быть какие-то отклонения в строении речевого аппарата (неправильный прикус, отсутствие зуба, величина языка и т.д.). Иногда очень важно самому суметь приспособить свой аппарат для произнесения того или иного звука. Но если у вас нет заметных отклонений такого рода, то можно пробовать классические способы произношения согласных звуков.

[П] - Губы плотно сжаты. При произнесении звука [П] происходит взрыв. Губы резко размыкаются. Нижняя челюсть слегка опускается. Расстояние между зубами - в зависимости от предыдущего гласного звука. Повторяю: звук образуется резким размыканием сомкнутых губ без участия связок.

[Б] - Так же, как [П], но при более сомкнутых губах (верхняя губа слегка обнимает нижнюю), и выдох более активный, чем при образовании звука [П] Если положить ладонь на горло, то чувствуется вибрация связок.

[Т] - Кончик языка приподнимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под напором выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов. ОСОБЕННО ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЕ за тем, чтобы воздух был направлен именно на кончик языка, а не просачивался между языком и нёбом (иначе будет шепелявое [Т]) и не задевал связок (что может дать сдавленный, сиплый звук).

[Д] - Язык прижимается с большей силой к верхним резцам, чем при образовании звука [Т], и отрывается напором воздуха вниз. Работа языка при создании звуков [Д] и [Т] помогает устранить вялость языка.

[Х] - 0бразуется при сближении задней спинки языка с мягким нёбом. Звук надо произносить на мягком, "теплом" выдохе, так как сильный выдох придаст звуку гортанный оттенок.

[К] - Образуется схоже со звуком [X], но выдох более сильный. Мгновенный выброс воздуха - звук должен быть чистым и коротким. Кончик языка упирается в корни нижних зубов, спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого нёба. Звук должен быть звонким, без примеси [X] .

[М] - 0бразуется размыканием плотно сомкнутых губ. Пробуйте "мычать" с сомкнутыми губами, а затем разорвите их при помощи слабой воздушной струи. Не направляйте звук в нос, иначе будете гнусавить. Звук направляйте в губы.

[Ф] и [В] - Верхняя губа приподнята, нижняя слегка подтянута к верхним резцам, верхние зубы обнажены. При звуке [Ф] струя воздуха выталкивается в отверстие между нижней губой и верхними зубами, попадая в верхнюю губу и нос. При звуке [В] нижняя губа слегка прижимается к верхним зубам. Выдыхаемый воздух словно просачивается между нижней губой и верхними зубами, образуя звук, напоминающий дребезжание натянутой струны виолончели. Струя воздуха должна быть не очень сильной, чтобы звук [В] не потерял звучность и не напоминал звук [Ф].

[Л] - Кончик языка поднят к верхним резцам. При твердом [Л] кончик языка не напряжен, корневая часть языка поднята. При мягком [ЛЬ] кончик языка сильно напряжен, корневая часть языка опущена. Сильная струя воздуха, попадая на переднюю часть языка, прижимает ее к верхним зубам. Пробуйте сначала образовывать звук без отрыва языка, а затем с отрывом.

[Р] - При твердом звуке кончик языка поднят и вибрирует у корней зубов, при мягком [РЬ] вибрация происходит непосредственно у верхних резцов.

[Ч] - Губы мягко раскрыты. Расстояние между зубами очень узкое, передняя часть языка прижата к корням нижних зубов. Быстрый и сильный выдох выбрасывает звук вместе с воздушной струей. Звук должен быть коротким, без примеси гласного.

[Ц] - Язык приподнят к верхним зубам. Зубы обнажены. Сильный и короткий выдох направлен в щель между зубами на нижнюю губу и в подбородок.

[С] - Губы раскрыты, между зубами расстояние 1 мм, язык поднят к верхним зубам, вогнут, посередине языка продольный желобок. Выдох очень сильный и протяжный, струя воздуха падает на подбородок. Если звук шепелявый или сюсюкающий, значит, язык либо появляется между зубами, либо опущен вниз и вялый, либо очень "жесткая" верхняя губа. Если звук свистящий, то язык следует немного опустить вниз или обратить внимание на дефекты строения зубов (один зуб короче другого, или велика щель между передними зубами, или неправилен прикус).

План:

    Строение и работа произносительного аппарата.

    Артикуляционная классификация звуков русского языка.

    1. Артикуляционная классификация гласных звуков

      Артикуляционная классификация согласных звуков

    Строение и работа речевого аппарата

Произносительный аппарат включает следующие органы.

1. Легкие , поставляющие необходимую для образования звуков воздушную струю.

2. Гортань , в которую воздушная струя через бронхи и трахею попадает из легких. Гортань представляет собой трубку, образуемую соединением трех хрящей. Основной частью гортани с точки зрения образования звука являются голосовые связки - две упругие складки, двигающиеся под действием заключенных в них мускулов.

3. Надгортанные полости - полость глотки, полость рта и полость носа . Все они выполняют роль резонаторов. Именно с резонаторными полостями связано понятие артикуляции в собственном смысле слова. Глотка в образовании звуков русского языка играет незначительную роль (есть языки, в которых ее значение является гораздо большим). Основная роль в звукопроизводстве принадлежит полости рта. Ротовой резонатор все время меняет свою конфигурацию благодаря движениям языка и губ.

Наиболее подвижным органом в полости рта является язык . Своим корнем (основанием) он соединен с надгортанником. Сторона языка, обращенная к нёбу, называется спинкой. В фонетике принято (разумеется, условно) различать переднюю часть спинки, обращенную к передним зубам, среднюю часть, обращенную к твердому нёбу, и заднюю, лежащую напротив мягкого нёба. Самая передняя часть языка называется конником. С движениями языка в целом и его частей связана тончайшая дифференциация звучаний.

Переднюю границу ротового резонатора образуют губы - верхняя и более подвижная нижняя. При образовании согласных последняя смыкается с верхней губой или сближается с верхними зубами. При образовании гласных губы вытягиваются в трубочку, округляются или растягиваются в стороны.

Неподвижной передней границей ротового резонатора являются зубы - верхние и нижние. При сближении или смыкании с зубами передней части спинки языка или нижней губы возникает характерный для согласных шум.

Верхней границей ротового резонатора и одновременно границей между полостями рта и носа является нёбо - твердое и мягкое. Твердое нёбо начинается за альвеолами - бугорками над верхними зубами.

Оно условно подразделяется на переднее и среднее нёбо. Мягкое нёбо (оно же заднее нёбо) - это мышечное образование, составляющее заднюю границу полости рта. Оно заканчивается маленьким язычком. Мягкое нёбо иначе называют нёбной занавеской. В опущенном положении нёбная занавеска открывает воздушной струе доступ в полость носа; так произносятся носовые звуки. При поднятой нёбной занавеске воздух в полость носа не попадает; так произносятся все остальные звуки. Полость носа при опущенной нёбной занавеске выполняет роль резонатора. К музыкальному тону и возникающему в полости рта шуму присоединяется специфический призвук - носовой резонанс.

В зависимости от роли органов речи в звукообразовании они разделяются на активные и пассивные. Активные (или действующие) органы совершают те или иные движения, необходимые для образования звуков речи. К ним относятся голосовые связки, нёбная занавеска, язык и губы. К неподвижным, пассивным органам относятся твердое нёбо, зубы и полость носа.

    Артикуляционная классификация звуков русского языка.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласный - это звук, при артикуляции которого воздушная струя свободно проходит через речевой тракт, не встречая преграды.

При образовании нормальной нешёпотной речи голосовые связки напряжены и вибрируют. Качество гласных зависит от конфигурации органов речевого тракта. Воздушный поток, проходящий через речевой тракт, может модулироваться тремя способами. В результате модуляций энергия воздушного потока в определенной своей части преобразуется в акустические колебания. Наиболее мощным источником акустической энергии является гортань, в полости которой находится своеобразный генератор колебательных движений - голосовые связки (две эластичные складки). Последние приходят в колебательные движения при наличии ряда условий: достаточной величине подсвязочного давления, сведении и соответствующем натяжении голосовых связок. Применительно к работе голосовых связок, как правило, говорят о фонации.

При описании артикуляции гласных обычно исходят из положения языка, губ, мягкого нёба. В процессе артикуляции гласных напряженность артикуляции распределена по всей площади речевого тракта. Сила выдыхаемой струи незначительна. Специфика артикуляции гласных зависит от положения активных органов речеобразования - губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка - увулы по отношению к пассивным органам - зубам, альвеолам, твердому нёбу.

Согласный - это звук, при произнесении которого в речевом тракте активными органами артикуляции образуется преграда. Органы речепроизводства в момент преодоления преграды напряжены. Сила воздушного потока значительна. Прежде всего это относится к произнесению глухих согласных. Особое качество согласных зависит от типа шума, который образуется, когда, например, язык, губы или маленький язычок преграждают путь потоку воздуха. При артикуляции согласных механизм воздушных модуляций сводится к возникновению турбулентности в потоке воздуха, проходящего через речевой тракт. Отличительной характеристикой артикуляции согласных является напряженность речевого тракта. Особенно четко эта напряженность локализована в месте преграды. Сила выдыхаемой воздушной струи, т.е. степень воздушности, больше у согласных, чем у гласных.

      Артикуляционная классификация гласных звуков

Артикуляционная классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

1) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали (ряд );

2) степени подъема языка по вертикали по отношению к небу (подъем );

3) участии губ.

1) По ряду гласные делятся на :

Гласные переднего ряда (тело языка находится в передней части рта, средняя его часть поднята к твердому нёбу) - и, э ;

Гласные среднего ряда (язык не продвинут вперед, не оттянут, средняя и задняя части языка подняты так, что его поверхность плоская) - ы, а, ъ ;

Гласные заднего ряда (тело языка находится в задней части рта, задняя часть языка поднята к мягкому нёбу) - у, о.

Здесь изложены лишь общие анатомо-физиологические сведения, касающиеся образования звуков речи. Детальная характеристика артикуляции отдельных звуков включена в курс логопедии.

Особенность надставной трубы голосового аппарата человека по сравнению с надставной трубой язычкового музыкального инструмента состоит в том, что она не только усиливает голос и придает ему индивидуальную окраску (тембр), но и служит местом образования звуков речи.

Одни части надставной трубы (полость носа, твердое небо, задняя стенка глотки) неподвижны и называются пассивными органами произношения. Другие части (нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо) - подвижны и называются активными органами произношения. При движениях нижней челюсти происходит открывание или закрывание рта. Разнообразные движения языка и губ изменяют форму полости рта, образуют в разных местах ротовой полости смычки или щели. Мягкое небо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает вход в нос, опускаясь - открывает его.

Деятельность активных органов произношения, которая называется артикуляцией, и обеспечивает образование звуков речи, т. е. фонем. Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции.

Система фонем русского языка состоит из 42 звуков, в том числе 6 гласных (а, и, о, у, ы, э) и 36 согласных (б, б", в, в", г, г", д, д", ж, з, 3", j (йот), к, к", л, л", м, м", н, н", п, п", р, р", с, с", т, т", ф, ф", х, х", ц, ч, ш, щ).

Артикуляция гласных. Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспринимается в виде чистого голоса без примеси шумов. Звук голоса, как было сказано, состоит из основного тона и целого ряда добавочных тонов - обертонов. В надставной трубе происходит усиление не только основного тона, но и обертонов, причем не все обертоны усиливаются одинаково: в зависимости от формы резонирующих полостей, главным образом полости рта и отчасти глотки, одни области частот усиливаются больше, другие - меньше, а некоторые частоты и вовсе не усиливаются. Эти усиленные области частот, или форманты, и характеризуют акустические особенности различных гласных.

Таким образом, каждому гласному звуку соответствует особое расположение активных органов произношения - языка, губ, мягкого неба. Благодаря этому один и тот же звук, возникший в гортани, приобретает в надставной трубе, главным образом в полости рта, характерную для того или иного гласного окраску.

В том, что особенности звучания гласных зависят не от звука, возникшего в гортани, а только от колебаний воздуха в соответственно установленной ротовой полости, можно убедиться путем простых опытов. Если придать полости рта ту форму, которую она принимает при произнесении того или иного гласного, например а, о или у, и в это время пропускать мимо рта струю воздуха из мехов или щелкать пальцем по щеке, то можно ясно услышать своеобразное звучание, вполне отчетливо напоминающее соответственный гласный звук.

Форма полостей рта и глотки, характерная для каждого гласного, зависит в основном от положения языка и губ. Движения языка вперед и назад, большее или меньшее его поднятие к определенной части неба изменяют объем и форму резонирующей полости. Губы, вытягиваясь вперед и округляясь, образуют отверстие резонатора и удлиняют резонирующую полость.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом: 1) участия или неучастия губ; 2) степени подъема языка и 3) места подъема языка. Эти подразделения различаются следующими признаками:

1. гласные о и у, при произнесении которых губы выпячиваются вперед и округляются, называют лабиализованными (от лат. labium - губа); в образовании остальных гласных губы активного участия не принимают, и эти гласные называют нелабиализованными;

2. при произнесении гласных язык может в большей или меньшей степени подниматься к небу; различают три степени подъема языка: верхний, средний и нижний. К гласным верхнего подъема относятся и, у, ы; при среднем подъеме языка образуются гласные э и о; к нижнему подъему относят лишь один гласный - а;

3. место подъема языка зависит от перемещений языка вперед и назад; при произнесении одних гласных язык продвигается вперед, так что за корнем языка остается большое пространство, кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу; гласные, образуемые при таком положении языка, называют гласными переднего ряда; к ним относят и и э.

При образовании других гласных язык отодвигается назад, так что за корнем языка остается лишь небольшое пространство, кончик языка отодвинут от нижних зубов, задняя часть спинки языка поднимается к мягкому небу; гласные, образуемые при таком положении языка, называются гласными заднего ряда; к ним относят о и у.

Гласные а и ы по месту подъема языка занимают промежуточное положение, и их называют гласными среднего ряда; при произнесении гласного ы вся спинка языка высоко приподнята к твердому небу; гласный а произносится без подъема языка, поэтому его можно считать по отношению к месту подъема нелокализованным.

Изложенная классификация гласных по степени и месту подъема языка может быть представлена в таблице 10.

Таблица 10

Артикуляция согласных. Отличительной особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая эти препятствия, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных. Характер звучания отдельных согласных зависит от способа образования шума и места его возникновения.

В одних случаях органы произношения образуют полное смыкание, которое с силой разрывается струей выдыхаемого воздуха. В момент этого разрыва (или взрыва) получается шум. Так образуются смычные, или взрывные, согласные.

В других случаях активный орган произношения лишь приближается к пассивному, так что между ними образуется узкая щель. В этих случаях шум возникает в результате трения воздушной струи о края щели. Так образуются щелевые, иначе проторные или фрикативные (от лат. fricare - тереть), согласные.

Если органы произношения, образовавшие полную смычку, размыкаются не мгновенно, путем взрыва, а путем перехода смыкания в щель, то возникает сложная артикуляция со смычным началом и щелевым концом. Такая артикуляция характерна для образования смычно-щелевых (слитных) согласных, или аффрикат.

Воздушная струя, преодолевая сопротивление преграждающего ей путь органа произношения, может привести его в состояние вибрации (дрожания), в результате чего возникает своеобразный прерывистый звук. Так образуются дрожащие согласные, или вибранты.

При наличии полного смыкания в одном месте надставной трубы (например, между губами или между языком и зубами) в другом ее месте (например, по бокам от языка или позади опущенного мягкого неба) может оставаться свободный проход для воздушной струи. В этих случаях шума почти не возникает, но звук голоса приобретает характерный тембр и заметно приглушается. Согласные, образующиеся при такой артикуляции, носят название смычно-проходных. В зависимости от того, куда направляется воздушная струя - в полость носа или в полость рта, смычно-проходные согласные подразделяются на носовые и ротовые.

Особенности характерного для согласных шума зависят не только от способа его образования, но и от места возникновения. Как шум взрыва, так и шум трения может возникать в разных местах надставной трубы. В одних случаях активным органом произношения, образующим смычку или щель, является нижняя губа, и возникающие при этом согласные носят название губных. В других случаях активным органом произношения является язык, и тогда согласные называются язычными.

При образовании большинства согласных к основному способу артикуляции (смычке, сужению, вибрации) может присоединяться дополнительная артикуляция в виде подъема средней части спинки языка к твердому небу, или так называемой палатализации (от лат. palatum - небо), акустическим результатом палатализации согласных является их смягчение.

Классификация согласных. В основе классификации согласных лежат следующие признаки: 1) участие шума и голоса; 2) способ артикуляции; 3) место артикуляции; 4) отсутствие или наличие палатализации, иначе говоря - твердость или мягкость.

Сонорные согласные противопоставляются всем остальным согласным, которые называют шумными. В отличие от сонорных они образуются с участием достаточно сильных и ясно различаемых шумов.

Шумные согласные, в свою очередь, делятся на две группы. Одна группа - согласные, образуемые без участия голоса, при помощи одного лишь шума. Они называются глухими; при их произнесении голосовая щель раскрыта, голосовые связки не колеблются.

Другая группа - согласные, образуемые при помощи шума и в сопровождении голоса. Они называются звонкими; большинство шумных согласных составляет пары глухих и звонких (п-б, ф-в, ш-ж и т. д.). Непарными глухими являются согласные: х, х\ ц, ч, щ, а непарным звонким - один согласный) (йот).

По способу артикуляции, т. е. по способу образования преграды между активными и пассивными органами произношения, согласные делятся на пять групп.

Шумные согласные образуют три группы:

1. смычные, или взрывные: п, п", б, б", т, т", д, д", к, к", г, г";

2. щелевые (проторные), или фрикативные: ф, ф", в, в", с, с", з, з", х, х",ш, щ, j (йот);

3. смычно-щелевые (слитные), или аффрикаты: ц, ч.Сонорные согласные по способу артикуляции делятся на две группы:

Смычно-проходные: м, м", н, н", л, л". Из числа смычно-проходных согласные м, м", н, н" являются носовыми, а согласные л, л" -ротовыми;

Дрожащие, или вибранты: р, р".

По месту артикуляции согласные прежде всего делятся на две группы в зависимости от активного органа произношения, участвующего в их образовании, а именно на губные и язычные.

Губные согласные, в свою очередь, делятся на две группы в зависимости от пассивного органа, относительно которого артикулирует нижняя губа:

1. губно-губные, или двугубные: п, п", б, б", м, м"; при произнесении этих звуков образуется смычка между нижней и верхней губами;

2. губно-зубные: ф, ф", в, в"; здесь нижняя губа артикулирует относительно верхних резцов, образуя с ними щель.

Язычные согласные в зависимости от пассивного органа, по отношению к которому артикулирует язык, делятся на пять групп:

1. язычно-зубные: с, с", з, з", ц, т, т", д, д", н, н", л, л"; при произнесении этих звуков передняя часть языка вместе с кончиком его артикулирует относительно верхних резцов, образуя с ними смычку или щель;

2. язычно-альвеолярные: р, р"; эти согласные образуются в результате вибрации переднего края языка у альвеол верхних резцов;

3. язычно-передненебные: ш, ж, ч, щ; при произнесении этих согласных передний край или передняя часть спинки языка образует смычку или щель с передней частью твердого неба;

4. язычно-средненебные: к", г", x", j; эта группа согласных образуется путем смыкания или сближения средней части спинки языка со средней частью неба;

5. язычно-задненебные: к, г, х, при образовании этих звуков задняя часть спинки языка артикулирует относительно мягкого неба и задней части твердого неба, образуя здесь смычку или щель.

Палатализованные согласные (т. е. согласные, образуемые при помощи описанной выше дополнительной артикуляции, заключающейся в поднятии средней части спинки языка к твердому небу) называют мягкими в отличие от непалатализованных, или твердых согласных. Большинство согласных составляют пары твердых и мягких. Непарными твердыми согласными являются ж и ц, непарными мягкими - ч и j.

Классификация согласных представлена в таблице 11.

Таблица 11.

Классификация согласных