Аустерлицкое сражение из романа война и мир. Аустерлицкое сражение в романе Л.Н

До завтрашнего вечера вся
эта (русско-австрийская)
армия будет моя.
Наполеон, 1 декабря 1805
года
Сражение, произошедшее в начале зимы 1805 года под Аустерлицем
– городком в Моравии, - окончательно закрепило за Наполеоном
славу одного из величайших полководцев в истории, выдающегося
тактика и стратега. Вынудив русско-австрийскую армию «играть по
своим правилам», Наполеон сначала поставил свои войска в оборону,
а затем, выждав удачный момент, нанес сокрушительный контрудар

Силы сторон
Союзная армия насчитывала 85 тыс. человек (60-тысячная армия
русских, 25-тысячная австрийская армия с 278 орудиями) под общим
командованием генерала М. И. Кутузова.
Армия Наполеона насчитывала 73.5 тыс. человек. Демонстрацией
превосходящих сил Наполеон опасался вспугнуть союзников. Кроме
того, предвидя развитие событий, он считал, что и данных сил будет
достаточно для победы.
Наполеон использовал кажущуюся слабость своей армии, так как это
лишь добавляло решимости советникам императора Александра I.
Его адъютанты князь Петр Долгоруков и барон Фердинанд
Винцингероде - убеждали императора, что теперь русская армия,
возглавляемая Его Императорским Величеством, вполне способна
разгромить самого Наполеона в генеральном сражении. Это было
именно то, что хотел услышать Александр I.

Военный совет накануне сражения
Непопулярность, бессмысленность кампании 1805-1807 годов
особенно правдиво раскрыты Толстым в картинах подготовки и
ведения Аустерлицкого сражения. В высших кругах армии считали,
что это сражение необходимо и своевременно, что Наполеон боится
его. Только Кутузов понимал, что оно не нужно и будет проиграно.
Иронически описывает Толстой чтение австрийским генералом
Вейротером придуманного им плана битвы, по которому «первая
колонна марширует... вторая колонна марширует... третья колонна
марширует...», а возможные действия и движение противника не
учитываются.
На военный совет перед Аустерлицкнм сражением собрались все
начальники колонн, «за исключением князя Багратиона, который
отказался приехать». Толстой не объясняет причин, побудивших
Багратиона не явиться на совет, они и так ясны. Понимая
неизбежность поражения, Багратион не хотел участвовать в
бессмысленном военном совете.

На совете происходит столкновение не мнений, а самолюбий.
Генералы, каждый из которых убежден в своей правоте, не могут ни
сговориться между собой, ни уступить один другому. Казалось бы,
естественная человеческая слабость, но принесет она большую беду,
потому что никто не хочет видеть и слышать правду.
Поэтому Кутузов на совете не притворялся - «он действительно
спал», с усилием открывая свой единственный глаз «на звук голоса
Вейротера».

Понятно и недоумение князя Андрея. Его ум и уже накопленный
военный опыт подсказывают: быть беде. Но почему Кутузов не
высказал своего мнения царю? «Неужели из-за придворных и личных
соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей
жизнью?» - думает князь Андрей.
В нем говорит сейчас то же чувство, с которым Николай Ростов в
Шенграбенской битве бежал к кустам: «Убить меня? Меня, кого так
любят все!»
Но разрешаются эти мысли и чувства князя Андрея иначе, чем у
Ростова: он не только не бежит от опасности, но идет к ней
навстречу.
Князь Андрей не мог бы жить, если бы перестал уважать себя, если
бы унизил свое достоинство. Но, кроме того, в нем есть тщеславие, в
нем живет еще мальчик, юноша, который перед сражением
заносится мечтами далеко:
«И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого

Четверть века назад статный красавец
князь Николай Болконский под Чесмой или
Измаилом мечтал о том, как наступает
решительный час, Потемкин сменяется,
назначается он...
А через пятнадцать лет худенький мальчик
с тонкой шеей, сын князя Андрея, увидит во
сне войско, впереди которого он идет рядом
с отцом, и, проснувшись, даст себе клятву:
«Все узнают, все полюбят меня, все
восхитятся мною... я сделаю то, чем бы
даже он был доволен...» (Он - это отец,
князь Андрей.)
Болконские тщеславны, но мечты их - не о
наградах: «Хочу славы, хочу быть
известным людям, хочу быть любимым
- думает
князь Андрей
перед
Князьими...»
Николай
Андреевич
Болконский.
Аустерлицем.
Художник Д.Шмаринов.

Князь Андрей
на Праценской
горе.
Художник
А.
Здесь, на Праценской горе, почти в бреду, князь Андрей
переживет
Николаев
минуты, которые во многом изменят его жизнь, определят
все его
будущее. Он услышит голоса и поймет французскую фразу,
сказанную над ним: - «Вот прекрасная смерть!»
«Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорит это
Наполеон... Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту
минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным
человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и
этим высоким бесконечным небом с бегущими по нем облаками...»

В сценах Аустерлицкого
сражения и предшествующих
ему эпизодах преобладают
обличительные мотивы.
Писатель раскрывает
антинародный характер войны,
показывает преступную
бездарность русскоавстрийского командования. Не
случайно Кутузов был по
существу отстранен от
принятия решений. С болью в
сердце полководец сознавал
неизбежность поражения
русской армии.
Князь Андрей со знаманем в
руках в атаке под Аустерлицем.
Между тем кульминационный
момент в изображении
Аустерлицкого сражения -
героический. Толстой
показывает, что поражение при

10.

Николай Ростов, влюбленный в царя, мечтает о своем: встретить
обожаемого императора, доказать ему свою преданность.
Но встречает он Багратиона и вызывается проверить, стоят ли
французские стрелки там, где вчера стояли.
«Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше
ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и,
не останавливаясь, ехал дальше и дальше...»
Над ним жужжат пули, в тумане раздаются выстрелы, но в душе его
уже нет страха, владевшего им при Шенграбене.
Во время сражения на правом фланге Багратион делает то, что не
удалось сделать Кутузову вблизи царя, - оттягивает время, чтобы
сохранить свой отряд. Он посылает Ростова найти Кутузова (а
Николай мечтает - царя) и спросить, пора ли вступать в бой правому
флангу. Багратион надеялся, что посланный вернется не раньше
вечера...
До сих пор мы видели битву глазами князя Андрея, который с

11.

Ростов уже чувствует безумие происходящего. Как ни мало он
опытен, но, услышав «впереди себя и позади наших войск... близкую
ружейную стрельбу», думает: «Неприятель в тылу наших войск? Не
может быть...»
Вот здесь-то в Ростове просыпается мужество.
«Что бы это ни было, однако, - подумал он, - теперь уже
нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего
здесь, и ежели все погибло, то и мое дело погибнуть со всеми
вместе».
«Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где
ему говорили, что убьют».
Ему жалко себя - как было жалко при Шенграбене. Он думает о
матери, вспоминает ее последнее письмо и жалеет себя за нее... Но
все это - иначе, не так, как было при Шенграбене, потому что он
научился, слыша свой страх, не слушаться его. Он все едет вперед,
«уж не надеясь найти кого-нибудь, но для того только, чтобы перед
самим собою очистить свою совесть», и внезапно видит своего

12.

Свидание двух
императоров в
Тильзите. Гравюра
Лебо сперсонажей
оригинала -
Изображая военные действия 1805-1807 и исторических
Наде.лживую
1810-е
императоров и военачальников, писатель критикует
государственную власть и людей, самонадеянно пытавшихся влиять на
ход событий.
Военные союзы, заключенные в 1805-1811, он считал чистым
лицемерием: ведь за ними скрывались совершенно иные интересы и
намерения. «Дружба» между Наполеоном и Александром I не могла
предотвратить войну. По обе стороны русской границы скопились

13.

Уважаемый коллега!
Вы скачали данный материал с сайта анисимовасветлана.рф.
Если вы пожелаете, то можете вернуться и:
поблагодарить и пожелать успехов в работе;
выразить замечания, указать на недочеты.
Если вы также, как и я, являетесь владельцем блога, то в

Осенью 1805 года в сражении под Шенграбеном победили русские войска. Победа была неожиданной и легкой в силу сложившихся обстоятельств, поэтому Третья коалиция, ведущая войну с Наполеоном, окрылилась успехом. Императоры России и Австрии решили дать французской армии очередной урок под городом Аустерлицем, недооценив противника. Лев Толстой описывает Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» на основе изученных документов, диспозиций войск и фактов, найденных во многочисленных исторических источниках.

Рассвет перед битвой

В бой выступали с первыми лучами солнца, чтобы успеть поубивать друг друга до темноты. Ночью не видно было кто свои, а кто солдаты противника. Первым зашевелился левый фланг русской армии, его по диспозиции направляли разбить правый фланг французов и отбросить их в Богемские горы. Жгли костры, чтобы уничтожить все, что нельзя было нести с собой, дабы не оставить врагу стратегические ценности в случае поражения.

Солдаты чувствовали скорое выступление, угадывали приближение сигнала по молчаливым австрийским колонновожатым, мелькающим среди русского войска. Колонны двинулись, каждый солдат не знал, куда он направляется, но шел привычным шагом в толпе тысячей ног своего полка. Туман был очень густой, а дым выедал глаза. Не видно было ни той местности, откуда все выступали, ни тех окрестностей, куда приближались.

Те, кто шли в середине, спрашивали, что там видно по краям, но никто ничего не видел перед собою в десяти шагах вперед. Все передавали друг другу, что со всех сторон, даже сзади идут русские колоны. Новость успокаивала, потому каждому было приятно, что вся армия идет туда, куда направляется он. Лев Толстой со свойственным ему гуманизмом раскрывает простые человеческие чувства людей, которые идут туманным рассветом убивать и быть убитыми, как требует воинский долг.

Утреннее сражение

Долго шли маршем солдаты в молочном тумане. Потом почувствовали беспорядок в своих рядах. Хорошо, что причину суеты можно было списать на немцев: австрийское командование решило, что между центром и правым флангом большое расстояние. Свободное пространство надо заполнить австрийской кавалерией с левого фланга. Вся кавалерия по приказу высшего начальства свернула резко влево.

Генералы ссорились, дух войска падал, а Наполеон наблюдал за противником сверху. Императору хорошо было видно противника, который копошился внизу, как слепой котенок. К девятому часу утра то там, то там слышно было первые выстрелы. Русским солдатам не видно было, куда надо стрелять и где перемещается враг, вот упорядоченная стрельба завязалась над речкой Гольдбах.

Приказы не поступали своевременно, потому что адъютанты долго блуждали с ними в густой утренней мгле. Беспорядочно и расстроенно начали сражение три первых колонны. Четвертая колонна во главе с Кутузовым оставалась на высоте. Через пару часов, когда русские солдаты уже устали и ослабели, а солнце полностью осветило долину, Наполеон отдал приказ к наступлению в направлении Праценских высот.

Ранение Андрея Болконского

Князь Андрей начинал Аустерлицкое сражение рядом с генералом Кутузовым, он с завистью смотрел в долину. Там в холодной молочной тьме слышались выстрелы, а на противоположных склонах угадывалась неприятельская армия. Михаил Илларионович со свитой стоял на краю деревни и нервничал, он подозревал, что колонна не успеет выстроиться в нужном порядке, пройдя деревню, но подъехавший генерал настаивал, что французы еще далеко по диспозиции.

Кутузов послал князя к командиру в третью дивизию с приказом приготовиться к бою. Адъютант Болконский исполнил поручение командующего. Полевой командир третей дивизии очень удивился, ему не верилось, что неприятель так близко. Боевому начальству казалось, что впереди имеются другие колонны солдат, которые первыми встретят неприятеля. Наладив упущение, адъютант вернулся обратно.

Встреча Кутузова с Александром I

Командующий выжидал, по-старчески, зевая. Вдруг с тыла послышалось приветствие полков по всей линии наступавшей русской армии. Скоро эскадрон всадников в разноцветных формах можно было различить. В направлении из Працена следовали императоры России и Австрии, окруженные своей свитой.

Фигура Кутузова преобразилась, он застыл, поклонившись перед монархом. Теперь это был верноподданный его величества, не рассуждающий и уповающий на волю государя. Михаил Илларионович переигрывал, салютуя молодому императору. Болконский подумал, что царь красив, у него прекрасные серые глаза с выражением возрастной невинности. Александр велел начинать сражение, хотя командующий всячески старался подождать, пока полностью рассеется туман.

Полковое знамя

Когда русское командование в силу погодных условий смогло рассмотреть и оценить расположение армии, оказалось, что противник находится в двух верстах, а не в десяти, как предполагал Александр по своей неопытности. Андрей успел заметить, что враги наступают в пятистах метрах от самого Кутузова, хотел предупредить апшеронскую колонну, но по рядам пробежала паника молниеносно.

Еще пять минут назад по тому месту проходили стройные колонны перед императорами коалиции, теперь бежали толпы перепуганных солдат. Масса отступавших не выпускала попавшего в нее и хаотично захватила Кутузова. Все происходило очень быстро. На спуске горы еще отстреливалась артиллерия, но французы были слишком близко.

Рядом стояла пехота в нерешительности, вдруг по ней открыли огонь, и солдаты без приказа начали отстреливаться. Раненый прапорщик уронил знамя. С криком «Урааааа!» князь Болконский подхватил упавшее полотнище, ни на миг не сомневаясь, что батальон последует за своим знаменем. Нельзя было сдавать французам пушки, потому что они сразу же повернут их против бегущих и обратят их в кровавое месиво.

За орудия уже кипел рукопашный бой, когда Андрей почувствовал удар по голове. Он не успел увидеть, чем закончился бой. Небо. Только синие небеса, не вызывающие никаких чувств и мыслей, как символ бесконечности разверзлись над ним. Наступила тишина и покой.

Поражение русской армии

К вечеру французские генералы говорили об окончании сражения на всех направлениях. Враг завладел более, чем сотней орудий. Корпус генерала Пржебышевского сложил оружие, другие колоны бежали хаотичными толпами.

У деревни Аугеста осталась горстка от солдат Дохтурова и Ланжерона. Вечером можно было услышать разрывы снарядов, впущенных из пушек, так французы расстреливали отступавшие военные части.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕВ РОМАНЕ ВОЙНА И МИР Льва Николаевича Толстого Одним из центральных событий в произведении Толстого является трагичное для Российского Государства Аустерлицкое сражение. Огромная роль ложится на него для передачи автором своих идей. В Аустерлицком сражении русско-австрийские войска были разбиты войсками Наполеона. Главной причиной этой победы Наполеона были ошибки фактических командующих союзной армией императоров России и Австрии Александра I и Франца II. Традиционно автор дает небольшое вступление к предстоящей битве. Он описывает настроения князя Андрея в ночь перед предполагаемым решающим боем его жизни. Толстой дает эмоциональный внутренний монолог героя. Ему видится замешательство всех военных начальников. Здесь он получает свой шанс прославиться, который так долго преследовал его в заветных мечтах.“Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей” Толстой мастерски описывает сражение от лица князя Андрея. Это одна из самых впечатляющих картин эпопеи - глобального перелома в мировоззрении человека, резкого и неожиданного. Князь знает, что Наполеон будет непосредственно участвовать в сражении. Он мечтает встретиться с ним лично.По прогнозам всех командующих битва должна быть выиграна. Поэтому Андрей так занят диспозицией. Он внимательно наблюдает за ходом сражения, замечает лакейство штабных офицеров. Все группировки при главнокомандующем хотели только одного – чинов и денег. Простой народ не понимал значения военных событий. Поэтому войска так легко обратились в панику, ведь они отстаивали чужие интересы. Многие жаловались на засилье немцов в строю. Князь Андрей взбешен массовым бегством солдат. Для него это означает позорную трусость. При этом героя поражают действия штабной верхушки. Багратион занят не организацией огромного войска, а поддержанием его боевого духа. Кутузов прекрасно понимает, что руководить такой массой людей, стоящих на краю жизни и смерти, физически невозможно. Он следит за развитием настроения войск. Но и Кутузов в растерянности. Государь, которым так восхищался Николай Ростов, сам обращается в бегство. Война оказалась непохожей на пышные парады. Бегство апшеронцев, которое видел князь Андрей, послужило для него сигналом судьбы: «Вот она, наступила решающая минута! Дошло до меня дело», - думает князь Андрей и, ударив лошадь, хватает знамя из рук сраженного пулей знаменосца и ведет полк в атаку, однако же сам оказывается тяжело ранен. Ставя своего героя на грань жизни и смерти, Толстой тем самым проверяет истинность его убеждений, нравственность идеалов – и индивидуалистические мечты Болконского не выдерживают этого испытания. Перед лицом смерти все неистинное, наносное исчезает, и остается лишь извечное удивление перед мудростью и незыблемой красотой природы, воплотившихся в бескрайнем небе Аустерлица. Андрей думает: «Как же я не видел прежде этоговысокого неба? Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его, но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И славу Богу!». Очнувшись после забытья, Андрей первым делом вспоминает о небе, и лишь после этого слышит шаги и голоса. Это подходит Наполеон со своей свитой. Наполеон был кумиром Андрея, как и многих молодых людей того времени. Болконский никак не мог рассчитывать на встречу со своим кумиром, в любом другом случае подобная встреча была бы для него счастьем. Но только не теперь. Так неожиданно для себя открыв существование вечного высокого неба, еще не поняв, но уже ощутив перемену в себе, Андрей в этот момент не изменяет тому новому, открывшемуся ему. Он не повернул головы, не взглянул в сторону Наполеона. Это психологическое состояние великой перемены ощущается еще и в госпитале. Новая, еще не до конца осознанная истина выдерживает еще одно испытание – еще одну встречу с кумиром. Наполеон приезжает посмотреть на раненых русских, и, припомнив князя Андрея, обращается к нему. Но князь Андрей только молча смотрит на Наполеона, не отвечая ему. Андрею просто нечего сказать своему недавнему кумиру. Для него уже не существует прежних ценностей. «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих». Так думает теперь Андрей. Под небом Аустерлица ему открылась новая дорога к истине, он освободился от тех суетных мыслей, которыми жил прежде. В конечном счете Андрей приходит к мысли о необходимости духовного единения людей.

На следующий день государь остановился в Вишау. Лейб-медик Вилье несколько раз был призываем к нему. В главной квартире и в ближайших войсках распространилось известие, что государь был нездоров. Он ничего не ел и дурно спал эту ночь, как говорили приближенные. Причина этого нездоровья заключалась в сильном впечатлении, произведенном на чувствительную душу государя видом раненых и убитых. На заре 17-го числа в Вишау был препровожден с аванпостов французский офицер, приехавший под парламентерским флагом, требуя свидания с русским императором. Офицер этот был Савари. Государь только что заснул, и потому Савари должен был дожидаться. В полдень он был допущен к государю и через час поехал вместе с князем Долгоруковым на аванпосты французской армии. Как слышно было, цель присылки Савари состояла в предложении мира и в предложении свидания императора Александра с Наполеоном. В личном свидании, к радости и гордости всей армии, было отказано, и вместо государя князь Долгоруков, победитель при Вишау, был отправлен вместе с Савари для переговоров с Наполеоном, ежели переговоры эти, против чаяния, имели целью действительное желание мира. Ввечеру вернулся Долгоруков, прошел прямо с государю и долго пробыл у него наедине. 18-го и 19-го ноября войска прошли еще два перехода вперед, и неприятельские аванпосты после коротких перестрелок отступали. В высших сферах армии с полдня 19-го числа началось сильное хлопотливо-возбужденное движение, продолжавшееся до утра следующего дня, 20 ноября, в который дано было столь памятное Аустерлицкое сражение. До полудня 19-го числа движение, оживленные разговоры, беготня, посылки адъютантов ограничивались одной главной квартирой императоров; после полудня того же дня движение передалось в главную квартиру Кутузова и в штабы колонных начальников. Вечером через адъютантов разнеслось это движение по всем концам и частям армии, и в ночь с 19-го на 20-е поднялась с ночлегов, загудела говором и заколыхалась и тронулась громадным девятиверстным холстом восьмидесятитысячная масса союзного войска. Сосредоточенное движение, начавшееся поутру в главной квартире императоров и давшее толчок всему дальнейшему движению, было похоже на первое движение серединного колеса больших башенных часов. Медленно двинулось одно колесо, повернулось другое, третье и все быстрее и быстрее пошли вертеться колеса, блоки, шестерни, начали играть куранты, выскакивать фигуры, и мерно стали подвигаться стре́лки, показывая результат движения. Как в механизме часов, так и в механизме военного дела, так же неудержимо до последнего результата раз данное движение, и так же безучастно неподвижны, за момент до передачи движения, части механизма, до которых еще не дошло дело. Свистят на осях колеса, цепляясь зубьями, шипят от быстроты вертящиеся блоки, а соседнее колесо так же спокойно и неподвижно, как будто оно сотни лет готово простоять этою неподвижностью; но пришел момент — зацепил рычаг, и, покоряясь движению, трещит, поворачиваясь, колесо и сливается в одно действие, результат и цель которого ему не понятны. Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений этих ста шестидесяти тысяч русских и французов — всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей — был только проигрыш Аустелицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, то есть медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества. Князь Андрей был в этот день дежурным и неотлучно при главнокомандующем. В шестом часу вечера Кутузов приехал в главную квартиру императоров и, недолго пробыв у государя, зашел к обер-гофмаршалу графу Толстому. Болконский воспользовался этим временем, чтобы зайти к Долгорукову узнать о подробностях дела. Князь Андрей чувствовал, что Кутузов чем-то расстроен и недоволен, и что им недовольны в главной квартире, и что все лица императорской главной квартиры имеют с ним тон людей, знающих что-то такое, чего другие не знают, и поэтому ему хотелось поговорить с Долгоруковым. — Ну, здравствуйте, mon cher, — сказал Долгоруков, сидевший с Билибиным за чаем. — Праздник на завтра. Что ваш старик? не в духе? — Не скажу, чтобы был не в духе, но ему, кажется, хотелось бы, чтоб его выслушали. — Да его слушали на военном совете и будут слушать, когда он будет говорить дело; но медлить и ждать чего-то теперь, когда Бонапарт боится более всего генерального сражения — невозможно. — Да, вы его видели? — сказал князь Андрей. — Ну, что Бонапарт? Какое впечатление он произвел на вас? — Да, видел и убедился, что он боится генерального сражения более всего на свете, — повторил Долгоруков, видимо, дорожа этим общим выводом, сделанным им из его свидания с Наполеоном. — Ежели бы он не боялся сражения, для чего бы ему было требовать этого свидания, вести переговоры и, главное, отступать, тогда как отступление так противно всей его методе ведения войны? Поверьте мне: он боится, боится генерального сражения, его час настал. Это я вам говорю. — Но расскажите, как он, что? — еще спросил князь Андрей. — Он человек в сером сюртуке, очень желавший, чтоб я ему говорил «ваше величество», но, к огорчению своему, не получивший от меня никакого титула. Вот это какой человек, и больше ничего, — отвечал Долгоруков, оглядываясь с улыбкой на Билибина. — Несмотря на мое полное уважение к старому Кутузову, — продолжал он, — хороши мы были бы все, ожидая чего-то и тем давая ему случай уйти или обмануть нас, тогда как теперь он верно в наших руках. Нет, не надобно забывать Суворова и его правила: не ставить себя в положение атакованного, а атаковать самому. Поверьте, на войне энергия молодых людей часто вернее указывает путь, чем вся опытность старых кунктаторов. — Но в какой же позиции мы атакуем его? Я был на аванпостах нынче, и нельзя решить, где он именно стоит с главными силами, — сказал князь Андрей. Ему хотелось высказать Долгорукову свой, составленный им, план атаки. — Ах, это совершенно все равно, — быстро заговорил Долгоруков, вставая и раскрывая карту на столе. — Все случаи предвидены: ежели он стоит у Брюнна... И князь Долгоруков быстро и неясно рассказал план флангового движения Вейротера. Князь Андрей стал возражать и доказывать свой план, который мог быть одинаково хорош с планом Вейротера, но имел тот недостаток, что план Вейротера уже был одобрен. Как только князь Андрей стал доказывать невыгоды того и выгоды своего, князь Долгоруков перестал его слушать и рассеянно смотрел не на карту, а на лицо князя Андрея. — Впрочем, у Кутузова будет нынче военный совет: вы там можете все это высказать, — сказал Долгоруков. — Я это и сделаю, — сказал князь Андрей, отходя от карты. — И о чем вы заботитесь, господа? — сказал Билибин, до сих пор с веселой улыбкой слушавший их разговор и теперь, видимо, собираясь пошутить. — Будет ли завтра победа или поражение, слава русского оружия застрахована. Кроме вашего Кутузова, нет ни одного русского начальника колонн. Начальники: Herr general Wimpfen, le comte de Langeron, le prince de Lichtenstein, le prince de Hohenloe et enfin Prsch... prsch... et ainsi de suite, comme tous les noms polonais. — Taisez-vous, mauvaise langue
Краткое описание

На военный совет перед Аустерлицким сражением собрались все начальники колонн, «за исключением князя Багратиона, который отказался приехать». Толстой не объясняет причин, побудивших Багратиона не явиться на совет, они и так ясны. Понимая неизбежность поражения, Багратион не хотел участвовать в бессмысленном военном совете. Но остальные русские и австрийские генералы полны той же беспричинной надежды на победу, какая охватила всю армию. Только Кутузов сидит на совете недовольный, не разделяя общего настроения. Австрийский генерал Вейротер, в чьи руки отдано полное распоряжение будущим сражением, составил длинную и сложную диспозицию - план предстоящего боя. Вейротер взволнован, оживлен. «Он был как запряженная лошадь, разбежавшаяся с возом под гору. Он ли вез или его гнало, он не знал; но он несся во всю возможную быстроту, не имея времени уже обсуждать того, к чему поведет это движение».

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эпизода Аустерлицкого сражения в романе «Война и мир»

На военный совет перед Аустерлицким сражением собрались все начальники колонн, «за исключением князя Багратиона, который отказался приехать». Толстой не объясняет причин, побудивших Багратиона не явиться на совет, они и так ясны. Понимая неизбежность поражения, Багратион не хотел участвовать в бессмысленном военном совете. Но остальные русские и австрийские генералы полны той же беспричинной надежды на победу, какая охватила всю армию. Только Кутузов сидит на совете недовольный, не разделяя общего настроения. Австрийский генерал Вейротер, в чьи руки отдано полное распоряжение будущим сражением, составил длинную и сложную диспозицию - план предстоящего боя. Вейротер взволнован, оживлен. «Он был как запряженная лошадь, разбежавшаяся с возом под гору. Он ли вез или его гнало, он не знал; но он несся во всю возможную быстроту, не имея времени уже обсуждать того, к чему поведет это движение».

На военном совете каждый из генералов убежден в своей правоте. Все они так же озабочены самоутверждением, как юнкер Ростов в квартире Друбецкого. Вейротер читает свою диспозицию, французский эмигрант Ланжйрон возражает ему - возражает справедливо, но «цель возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру... что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле». На совете происходит столкновение не мнений, а самолюбий. Генералы, каждый из которых убежден в своей правоте, не могут ни сговориться между собой, ни уступить один другому. Казалось бы, естественная человеческая слабость, но принесет она большую беду, потому что никто не хочет видеть и слышать правду. Поэтому бессмысленна попытка князя Андрея выразить свои сомнения. Поэтому Кутузов на совете не притворялся - «он действительно спал», с усилием открывая свой единственный глаз «на звук голоса Вейротера». Поэтому в конце совета он коротко сказал, что диспозиция уже не может быть отменена, и отослал всех.

Понятно недоумение князя Андрея. Его ум и уже накопленный военный опыт подсказывают: быть беде. Но почему Кутузов не высказал своего мнения царю? «Неужели из-за личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» - думает киязь Андрей. А в самом деле, разве молодой, полный сил, талантливый человек должен рисковать своей жизнью потому, что генерал союзной армии составил неудачный план сражения или потому, что русский царь молод, самолюбив и плохо понимает военную науку? Может, на самом-то деле вовсе не нужно князю Андрею идти в бой, обреченность которого ему уже ясна, а нужно поберечь себя, свою жизнь, свою личность?

Мы уже говорили о том, что князь Андрей не мог бы жить, если бы перестал уважать себя, если бы унизил свое достоинство. Но, кроме того, в нем есть тщеславие, в нем живет еще мальчик, юноша, который перед сражением заносится мечтами далеко: «И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он... Он твердо и ясно говорит свое мнение... Все поражены... и вот он берет полк, дивизию... Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он...». Четверть века назад статный красавец князь Николай Болконский под Чесмой или Измаилом мечтал о том, как наступает решительный час, Потемкин сменяется, назначается он... А через пятнадцать лет худенький мальчик с тонкой шеей, сын князя Андрея, увидит во сне войско, впереди которого он идет рядом с отцом, и, проснувшись, даст себе клятву: «Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною... я сделаю то, чем бы даже он был доволен...» (Он - это отец, князь Андрей.) Болконские тщеславны, но мечты их - не о наградах: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими...» - думает князь Андрей перед Аустерлицем. А люди не знают, что князь Андрей готов совершить для них, ради их любви. Мечты его прерываются голосами солдат:

«- Тит, а Тит?

- Ну, - отвечал старик.

- Тит, ступай молотить...

- Тьфу, ну те к черту...»

У солдат идет своя жизнь - с шутками, с горестями, и нет им дела до князя Андрея, но он все равно хочет быть любимым ими. Ростов, влюбленный в царя, мечтает о своем: встретить обожаемого императора, доказать ему свою преданность. Но встречает он Багратиона и вызывается проверить, стоят ли французские стрелки там, где вчера стояли. «Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и, не останавливаясь, ехал дальше и дальше...» Над ним жужжат пули, в тумане раздаются выстрелы, но в душе его уже нет страха, владевшего им при Шенграбене.

Так прошла ночь перед сражением - каждый думал о своем. Но вот наступило утро, и двинулись войска, и, несмотря на то, что вышли солдаты в веселом настроении, внезапно и необъяснимо «по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины». Возникло оно потому, что это сознание было у офицеров и передалось солдатам, а офицеры вынесли это сознание бестолковщины из вчерашнего военного совета. Так начало осуществляться то, что предвидел Кутузов. Но в ту самую минуту, когда русскими войсками овладело уныние, появился император Александр со свитой: «Как будто через растворенное окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухом в душную комнату, так пахнуло на невеселый кутузовскоий штаб молодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшей блестящей молодежи». Все оживились, кроме Кутузова. Царь Александр I, не умеющий различить парад и войну, взявшийся руководить боем, не понимая в военном деле? Да, конечно, царь виноват прежде и больше всех. Но легче всего свалить вину за все ошибки и неудачи на государственных деятелей. На самом же деле за все, что происходит, отвечаем мы все - люди, и ответственность наша не меньше от того, что царь или полководец виноват больше нашего.

Как грядущая победа в Отечественной войне 1812 года будет вовсе не победой Александра I - как бы высоко ни вознесся памятник ему на Дворцовой площади в Петербурге, - это победа всего нашего народа; так же позор Аустерлица был позором не только для царя. Кутузов знает это, н Болконский знает, каждый из них стремится, сколько может, избавить себя от предстоящих мучений совести...

Но царь молча смотрит в глаза Кутузову, и молчание затягивается, и Кутузов знает, что он не властен изменить желание царя.

«- Впрочем, если прикажете, ваше величество, - сказал Кутузов, поднимая голову и снова изменяя тон на прежний тон тупого, нерассуждающего, но повинующегося генерала. Он тронул лошадь и, подозвав к себе начальника колонны Милорадовича, передал ему приказание к наступлению».

Все, что произошло дальше, свершилось быстро. Не успели русские войска пройти полверсты, как столкнулись с французами. «Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг неожиданно перед нами». Князь Андрей, увидев это, понял, что наступил его час. Он подъехал к Кутузову... «Но в тот же миг все застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и наивно испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «Ну, братцы, шабаш!» И как будто голос этот был команда. По этому голосу все бросились бежать». Бегство было так страшно, так чудовищно, что даже Кутузов - единственный человек, еще вчера понимавший обреченность русских и австрийцев в этом сражении, - даже Кутузов был потрясен.

Само сражение целиком представлено с позиции князя Андрея. Герой находится при штабе Кутузова. По прогнозам всех командующих битва должна быть выиграна. Поэтому князь Андрей так занят диспозицией. Он внимательно наблюдает за ходом сражения, замечает лакейство штабных офицеров. Все группировки при главнокомандующем хотели только одного – чинов и денег. Простой народ не понимал значения военных событий. Поэтому войска так легко обратились в панику, ведь они отстаивали чужие интересы. Многие жаловались на засилье немецких военных в союзной армии.

Князь Андрей взбешен массовым бегством солдат. Для него это означает позорную трусость. При этом героя поражают действия штабной верхушки. Багратион занят не организацией огромного войска, а поддержанием его боевого духа. Кутузов прекрасно понимает, что руководить такой массой людей, стоящих на краю жизни и смерти, физически невозможно. Он следит за развитием настроения войск. Но и Кутузов в растерянности. Государь, которым так восхищался Николай Ростов, сам обращается в бегство.
Война оказалась непохожей на пышные парады. Бегство апшеронцев, которое видел князь Андрей, послужило для него сигналом судьбы: «Вот она, наступила решающая минута! Дошло до меня дело», - подумал князь Андрей и, ударив лошадь, повернул к Кутузову».

Природа окутана туманом, как и та ночь, когда князь Андрей так страстно хотел славы. На мгновение окружению Кутузова показалось, что фельдмаршал ранен. На все уговоры Кутузов отвечает, что раны у него не на мундире, а в сердце. Штабные офицеры чудом смогли выбраться из общей беспорядочной массы. Князя Андрея охватывает стремление изменить ситуацию: « - Ребята, вперед! – крикнул он детски-пронзительно».

В эти минуты князь Андрей не замечал снарядов и пуль, летевших прямо на него. Он бежал с криками «ура!» и ни минуты не сомневался в том, что весь полк побежит за ним. Так и получилось. Паникующие еще мгновение назад, солдаты снова ринулись в бой. Князь Андрей вел их со знаменем в руках. Этот миг был поистине героическим в жизни Болконского.

Здесь Толстой точно передает психологическое состояние человека перед лицом смертельной опасности. Князь Андрей совершенно случайно видит обыденные сцены – драку рыжебородого офицера и французского солдата из-за банника. Эти рядовые сцены помогают нам заглянуть в глубины человеческого сознания.
Сразу за эпизодом драки князь Андрей чувствует, что он сильно ранен, но осознает это далеко не сразу. Здесь автор также выступает как тонкий знаток человеческой души. У князя Андрея стали подкашиваться ноги. Падая, он еще видел драку из-за банника. Внезапно перед ним оказалось высокое, пронзительно-голубое небо, по которому тихо «ползли облака». Это зрелище заворожило героя. Ясное, спокойное небо было совершенно непохоже на земные баталии, бегство, суету.

Тональность повествования при описании неба меняется. Само строение предложений передает неторопливое движение облаков: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались. Как же я не видел прежде этого высокого неба». Это момент истины для героя. В одну секунду он осознал ничтожность мимолетной земной славы. Она не сравнима с безбрежностью и величием неба, всего мира.

С этой минуты князь Андрей смотрит на все события другими глазами. Его уже не волновал исход сражения. Именно небо Аустерлица откроет для героя новую жизнь, станет его символом, олицетворением холодного идеала.

Князь Андрей не мог видеть бегство Александра Первого. Николай Ростов, мечтавший отдать жизнь за царя, видит его истинное лицо. Лошадь императора не в силах даже перескочить ров. Александр бросает на произвол судьбы свое войско. Кумир Николая был развенчан. Сходная ситуация повторится и у князя Андрея. В ночь перед сражением он мечтал совершить подвиг, повести за собой армию, встретить Наполеона. Все его желания осуществились. Герой сделал невозможное, у всех на глазах проявил героическое поведение. Князь Андрей даже встретился со своим кумиром Наполеоном.

Французский император имел обыкновение проезжать поле битвы, смотреть на раненых. Люди казались ему простыми марионетками. Наполеону нравилось сознавать собственное величие, видеть полную победу его неуемной гордости. И в этот раз он не мог не остановиться около лежавшего князя Андрея. Наполеон посчитал его погибшим. При этом император медленно произнес: «Вот славная смерть».

Князь Андрей сразу понял, что это было сказано про него. Но слова кумира напоминали «жужжание мухи», герой тотчас забыл их. Теперь Наполеон казался князю Андрею ничтожным, маленьким человеком. Таким образом, герой Толстого осознал бесплодность своих замыслов. Они были направлены на мирское, суетное, проходящее. А человек должен помнить, что есть в этом мире вечные ценности. Думаю, что небо в какой-то степени олицетворяет мудрые ценности. Князь Андрей понял: жизнь ради славы не сделает его счастливым, если в душе не будет стремления к чему-то вечному, высокому.

В данном эпизоде князь Андрей совершает подвиг, но важно не это. Самое главное заключается в том, что герой осознал смысл, значение своего подвига. Огромный мир оказался неизмеримо шире честолюбивых устремлений Болконского. В этом и сказалось открытие, прозрение героя.
Князь Андрей противопоставлен в данном эпизоде Бергу, трусливо бегущему с поля боя, Наполеону, счастливому из-за несчастий других. Э
пизод Аустерлицкого сражения – сюжетно-композиционный узел первого тома романа. Эта битва меняет жизнь всех ее участников, особенно жизнь князя Андрея. Впереди его ждет настоящий подвиг – участие в Бородинской битве не ради славы, а ради Родины и жизни.