Аврора крейсер модель из картона. Крейсер I-го ранга "Аврора"

Я попытаюсь просуммировать то, что я знаю по теме. Выводы – а когда нибудь выводы были однозначными?

В 1900 году на верфях Санкт Петербурга были спущены на воду (либо введены в строй) три крейсера, три систершипа. Их так и назвали в честь древнегреческих богинь: Паллада, Диана и Аврора. Ничего особенного, середнячки. бронепалубники, шестидюймовые орудия, максимальный ход 20 узлов. Например у Варяга было 23. Но для количества и в составе эскадры – почему бы и нет.

В 1905 году все три крейсера попали в Цусимскую мясорубку. Паллада героически затонула а Диана с Авророй нахватав попаданий сумели таки удрать. За ними особо не гнались – в тот день добычей стали русские линкоры.

Первая мировая. Диана и Аврора уже настолько морально устарели, что в 1916 году (прямо в разгар войны) их обеих загоняют на завод изготовитель, для модернизации. Ну, хотя бы зенитки установить, для защиты от немецких аэропланов. Планам на модернизацию помешала Февральская революция, а затем и Октябрьская. В Октябре семнадцатого Аврору вытянули с территории завода, чтоб дать один залп из носового орудия по Зимнему. Потом загнали обратно на завод. Вот такой флагман Революции, ничего особенного. Можно было любую пушку подтащить.

В 1918 году в России началось примерно то-же, что и в 1992 (и то же, что на Украине сейчас). Впрочем, не то же самое. Покупателей на крейсер по цене металлолома не нашлось, в противном случае история Авроры тогда бы и закончилась. Охотников за цветметом в революционном Петрограде тоже не водилось. Вандалы….ну завод, в принципе охранялся. Может не ради стоявших на его территории кораблей а ради суточного пайка охранявших его красноармейцев. Короче, до конца Гражданской войны крейсера дожили неразграбленными.

В 1923-ем году молодая Советская республика, доказавшая свое право на существование, начинает оглядываться и производить ревизию обломков. Глядь – а на территории Петроградского Судоремонтного стоят у стенки два бронепалубника. Предположим, из заводских рабочих вернулся с войны каждый пятый. Нашлась парочка недорасстрелянных инженеров. И вот вердикт: из двух крейсеров можно собрать один боеспособный, если второй пустить на запчасти. Реанимировать решили Аврору, а Диану разукомплектовали. 1925-ый год – Крейсер Аврора, первый и единственный советский крейсер, отправляется в дальний поход с целью демонстрации флага. Да, говоря, что Дианна и Аврора остались неразграбленными я все-же покривил душой. Артиллерию с них сняли в 1918-ом и отправили на фронт, где она и сгинула. Но в 1923-ем демобилизованных пушек у Советского Союза хватает, и обновленный крейсер комплектуют гаубицами, приблизительно подходящими по размеру. Эти орудия безусловно могут выстрелить и даже послать боевой снаряд на дистанцию в пятнадцать километров. Вот с меткостью дела обстоят похуже. Особенно, когда цель – активно маневрирующий корабли противника, а гаубица сама находится на качающейся палубе, идущего полным ходом крейсера. Но участие Авроры в реальном морском бою не предполагалось – только демонстрация. А сухопутные щиты на Авроровских орудиях с тех самых пор.

Шли годы. Крепла мощь Советского Союза. Сходили со стапелей и вступали в строй новейшие корабли. Цусимский ветеран перестал быть единственным, перестал быть самым лучшим а в скором времени потерял и статус боевого. А учебные корабли и снабжаются как учебные. В том числе и запчастями. Авроровские узлы и механизмы выходили из строя один за другим, из за банального физического износа, а заменить их было нечем (снято с производства). К 1935-му учебный корабль объявили несамоходной учебной базой. То есть зиму корабль стоял у стенки а на лето его буксировали в залив, чтоб курсанты могли пройти практику как-бы в автономном плавании. А в 1940-вом Аврору и вовсе исключили из состава флота и поставили в очередь на разделку. Не такая уж плохая судьба для корабля.

Но грянула великая отечественная. Стало не до металлолома. Фронт приблизился вплотную к Ораниенбауму, где на тот момент стоял крейсер. Пушки, времен первой мировой были сняты и усилили собой оборону Ленинграда. Первый-же фашистский авианалет превратил Аврору в подобие друшлака. Корабль сел на грунт. Дальше был город фронт, была блокада. Корабль представлял из себя полузатопленную коробку. Котлы не работали, ни тепла ни электричества на корабле не было. На верхней палубе стояло несколько зениток, а под палубой зенитчики оборудовали себе караулку. Утеплили помещение, как могли. Поставили буржуйку. Понемногу пускали на дрова все деревянное, что могли найти на корабле. Потом это назовут героическим участием в Великой Отечественной.
Начало пятидесятых. Отношение к Великой Октябрьской Социалистической, как сейчас к Великой Отечественной. Сподвижники Сталина все казнены. Свидетели в большинстве своем погибли в войну, а народу нужна святыня, что-б на нее молиться. В Москве такая святыня есть – лежит в мавзолее. А в Ленинграде на роль святыни выбирают революционный крейсер. Почему именно Аврору, а не, например Смольный – понятия не имею. Но раз изображение появилось на весьма престижном ордене

то следует приказ: Поднять вот этот, торчащий из воды ржавый корпус и отреставрировать не жалея средств. И началась у крейсера новая жизнь – жизнь народного символа.

Аврору завели в док, откачали воду и аккуратно заделали все пробоины от снарядов. Заполнили док водой, вывели крейсер в акваторию и он начал тонуть, набирая воду сквозь все клепанные швы. А почему? Да потому, что проржавел до состояния консервной банки. Круизеру «Коста Конкордия» года на мели хватило, чтоб сгнить, а Аврора всю войну на брюхе просидела. Да и до того была не очень, ее в царские времена на двадцать лет рассчитывали. И что делать? Задание партии выполнять то надо. А все очень просто. Завод судоремонтный, Аврора – корабль. А для грузовых пароходов с начала двадцатого века применяется довольно простой способ продлить ресурс корпуса лет на двадцать. Дело в том, что стальной корпус пароходов выполняется двойным: внутренняя обшивка, внешняя, между ними – силовой набор из шпангоутов и стрингеров. Вот этот промежуток между обшивками и залили бетоном. Бетон схватился, пустили воду – не протекает. Но возникла новая напасть. Аврора – боевой а не торговый корабль. Резерва грузоподъемности нет. А бетона – 1000 тонн. Значит нужно срочно разгружать корабль. Первым делом вырезали броневую палубу. Она толстая и размером с весь корабль. Следом за бронепалубой настала очередь котлов. У крейсера по изначальному проекту 24 котла, скомпонованных в три котельных отделения, соответственно под тремя трубами. После ревизии и обследования удалось набрать исправных запчастей на четыре котла. Все остальное – металлолом, который был извлечен из корабля и утилизован. После котлов сделали ревизию машинам. У Авроры машин три, как у Титаника. По одной на винт. Но, в отличие от Титаника все три машины унифицированы по запчастям. Сделано это, чтоб моряки могли ремонтироваться своими силами прямо в море. Итак, из трех машин собирают одну, кормовую. Восстанавливают верхнюю часть крейсера, Отсутствующую артиллерию заменяют макетами и выпускают Флагман Революции с судоремонтного.
Итак, в пятидесятые годы забетонированный крейсер способен самостоятельно двигаться. Ну, теоретически, во всяком случае. Его четыре котла в состоянии держать пары под штатным давлением и обеспечивать нормальную работу кормовой паровой машины (пусть и не на полную мощность). Что не менее важно – пар от котлов приводит в действие корабельный генератор. В помещениях Авроры есть свет, из кранов льется вода, а зимой котлы обеспечивают тепло в корабельных каютах. В принципе, не так все это надо. Корабль стоит на вечной стоянке на Петроградской набережной, присоединенный к городским коммуникациям. Но, как минимум одна функция периодически используется: от топки номер один зажигают вечный огонь, на многочисленных могилах неизвестного солдата.

Как я написал выше, бетон может продлить ресурс торгового корабля лет на двадцать. Аврора в походы не ходила, стояла на реке, у стенки, и продержалась тридцать. В 1982 году течи сквозь бетон стали нестерпимыми и ветерана снова затянули на судоремонтный завод. А чинить то уже и нечего. Вся подводная часть похоронена в собственном бетоне. Что можно с этим сделать? Ну, вариант первый – бетонному кораблю бетонное море. Можно вытащить крейсер на берег, окончательно превратив его в памятник. Так японцы законсервировали ровесника и врага Авроры –линкор Микаса. Цусимский победитель торчит из набережной по пояс. Можно обойти вокруг..

Но у Микасы и Авроры разный статус. Микаса – памятник славному прошлому. Памятник может быть бетонным. Аврора – действующий флагман мировой революции и она должна плавать. А у русского крейсера вместо подводной части гнилые останки, да и те похоронены в бетоне. И судоремонтникам не остается ничего другого, кроме как заново изготовить элементы, которые уже не спасти.
Шпангоуты аккуратно разрезают по линии их выхода из бетона, и достраивают по старым чертежам. Где граница между реставрацией и новоделом? В том, что изготовили несколько новых ребер по старым чертежам? В том, что скрепили их сваркой, а не заклепками? В том, что от коррозии защитили современными методами? (В оригинале были слои дерева и меди, а у обновленной обшивки – правильная сталь и соответствующая краска) По мнению определенных активистов вина корабелов в том, что бетонную глыбу не отломали по частям а отделили сразу целиком. Пустили воду – плавает. Этакая бетонная ванна, с обводами крейсера. Надо ли было поставить ее на постамент и написать: «В этом бетоне захоронены подлинные шпангоуты крейсера Аврора. Они еще целые, но обязательно будут разрушены при попытке извлечения»? Что важнее для истории: Шпангоуты или деревянные панели в кают-компании? Или носовое орудие? Так носовое орудие сгинуло еще в гражданскую, там сейчас макет. А дерево в кают-компании – вы что-ж, серьезно верите, что эти панели подлинные?

Как минимум – даже если предположить, что никто ничего не разграблял – крейсер пережил две холодные зимовки. 1918-1923 и 1941-1945. Отсутствие отопления. Влажность. Периодическое замерзание и оттаивание попавшей в трещины воды… подлинная деревянная обшивка интерьера сгнила.

Итак, я не обвиняю ремонтников 1982-года в замене днища Авроры. Очевидно новое в точности повторяет ампутированное. Форштевень и ахтерштевень оригинальные, бронзовые. Единственное, что удалось выколупать из бетона. В ахтерштевне отверстие для выхода дейдвудного вала. Закрыто крышкой, закреплено болтами. Выходы для боковых винтов – ну впринципе видно, где они должны быть. И видно, что там их никогда не было. Но вот уничтожение остававшихся у крейсера котлов – это другое дело. Вошел в док самоходный корабль а вышел – буксируемый. В котельном отделении два макета, задний винт отсутствует. Куда, кстати его дели? В музее ВМФ, на стрелке я авроровского винта не видел. Собственной котельной нет, существовать корабль может только присоединенным к городским коммуникациям (как одно из городских зданий).

Что касается современного ремонта, то я слышал о предложениях снова сделать Аврору самоходной. Это несложно – после ампутации котлов и бортовых паровых машин должны были остаться огромные пустые залы. Есть, где расположить пару ходовых дизелей. Ну, или один дизель и два электромотора на дейдвудных валах. А в корме можно параллельно с этим оживить столетнюю паровую машину. Заказать десяток котлов по оригинальным чертежам. Изготовить есть, где. Некоторые крупные современные корабли ходят на паровой тяге а не на дизелях. Ну, например, проданный индусам Адмирал Горшков. Так что котлы изготовить не особо дорого. Можно будет войти своим ходом в Москву-реку. Или сплавать двадцатиузловым к Статуе Свободы в гости.

Итак, вывод: А что вывод. Аврора – военный корабль. Судьба военного корабля – быть построенным, чтобы через пяток лет героически погибнуть в бою. Или, если в том героическом бою удалось победить, лет через двадцать быть разрезанным на металлолом. В единичных случаях – оказаться на постаменте, как Микаса. Хотя как правило, на постаментах оказывается что-то маленькое, типа танка. От целого крейсера предпочитают сохранять один якорь. Либо одну пушку. Либо, если речь о подлодке – рубку. Долго живут коммерческие суда. И одно такое сейчас стоит в доке, рядом с Авророй. Почти ровесник. Ледокол «Красин». Тоже, кстати, легендарный.

Красин. Построен еще до революции, чтобы водить коммерческие караваны по северному морскому пути – колоть арктический лед. Ну до революции ледоколу поработать не удалось, и после не сразу – не было у Советского Союза столько кораблей, чтоб плавать через Арктику. Но во второй половине двадцатых Красин таки вышел на линию.

В двадцатых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.
В тридцатых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.
В сороковых годах Красин водил караваны – колол арктический лед. За ним гонялся по Северному ледовитому фашистский линкор – но Посейдон смилостивился, не нашел.

В пятидесятых годах старый ледокол прошел капремонт. Немецкие корабелы научили котлы «Красина» потреблять мазут вместо угля. Две высоких трубы сменились одной широкой. Мачты спилили за ненадобностью, а над главной палубой возвели многоэтажную жилую надстройку. Пароход стал похож на своих дизель-электрических наследников. Тем не менее корабль остался все тем-же «Красиным» и после ремонта вернулся обратно в полярные льды – водить караваны.

В пятидесятых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.
В шестидесятых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.
В семидесятых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.

Ладно, к семидесятым выросло поколение атомных ледоколов. Для Красина не осталось работы, как для линейного ледокола. Следующие тридцать лет корабль проработал в качестве геологоразведочного. Бурил Арктический шельф, искал нефть. Ну или газ. Пока корабль может заработать на мазут для своих котлов, на текущий ремонт и на зарплату своей команде, он живет. В 90-е работы не стало ни для кого. Уходили по цене металлолома новейшие корабли, разрезались самолеты, квалифицированные работники переучивались в продавцов. Красина тоже едва не разрезали, но Посейдон вновь смилостивился. Сработали возраст и заслуги, корабль встал на вечную стоянку и распахнул двери в качестве музея.
Вот он, стоит рядышком с Авророй. Из трех винтов два отсутствуют, очевидно и паровые машины ампутированы.

Но главная машина на месте, паровые котлы – тоже. Может ли заслуженный корабль пойти в круиз своим ходом? Ну, наверное для этого нужен ремонт. Хотя-бы положить свежую смазку во все подшипники. Но во всяком случае, ни у кого не вызывает сомнения подлинность парохода, в свое время спасшего Нобиле из Арктики. И даже надстройка, превращающая столетний ледокол почти в современный смотрится не как новодел а как награда и признание заслуг корабля.

Пришла пора завершить рассказ об "Авроре", на которой удалось побывать во время стоянки в 6 октября 2014-го.
Тогда я написал несколько постов о ней - и с яркими впечатлениями, но по ряду независящих от меня причин не удалось выложить внутренние помещения. А меж тем, мы там совершили очень интересный эксперимент, на который я изначально даже и не надеялся - спустились до самого нижнего уровня, где проходил когда-то гребной вал (с разрешения ), и увидели своими глазами технологическую границу "Старой Авроры" и "Новой" (1984, з-д им. Жданова). Кроме того, ещё и побеседовали со старыми судостроителями, которые были в теме предыдущего капитального ремонта с заменой обшивки и нижней части корпуса.

К моему удивлению, оказалось, что "старая Аврора" была опущена в корпус "новой" значительно ниже видимой границы двух аврор по внешнему борту, наглядно см. илл. №53 поста. Спускались вниз мы, понятно, по немузейной части крейсера - так как музеефицированная была опечатана и закрыта. К слову, группу журналистов "обычных" СМИ, которые попали тогда на крейсер на пару дней позже нас, в рамках официального пресс-подхода, в такие нижние дебри не пускали - они тусовались только в верхних помещениях и снимали тоже там.

Давайте сейчас совершим поход по внутренностям крейсера и посмотрим, как оно там.
Сразу предупреждаю, пост необычно большой (более полусотни фото и несколько схем в разрезе) - ввиду уникальности материала я не сумел сократить его до стандартного размера своего поста. Надеюсь, что и в увеличенной версии вам будет интересно.


2. Сперва заходим внутрь, на уровне батарейной палубы.

3. По коридорам идём к корме.

4. Музейная табличка.

5. Приближаемся к офицерской кают-компании.

6. Заходим туда.

7. Старенькие диваны, "шахматный" стол.

8. Картина. "Аврора" тут стоит у Николаевского моста и освещает прожектором акваторию Невы в сторону Зимнего.

9. Красивые плафоны.

10. Ещё картина, там же. "Потёмкин" на рейде Одессы.

11. Приближаемся к командирскому салону. Он в самой корме. По бокам - каюты старшего командного состава и флагмана.

12. Таблички над дверьми кают.

13. Взгляд назад, по коридору.

Тут-то нас и застал утренний развод экипажа. Чтобы не мешать, мы на двадцать минут зашли в каюту флагмана, где базировались судостроители головного завода-генподрядчика.

14. Каюта флагмана - двухкомнатная. Слева - дверь в комнату отдыха, справа - рабочее место. Пока ждали, расспрашивали нашего сопровождающего - старого судоремонтника лет под 60 - о авроровских особенностях и о ремонте 1984 года.

15. А это - комната отдыха в каюте флагмана. На время ремонта тут и живёт старший специалист от завода, курирующий работы.

(фото soullaway )

16. Заходим в командирский салон.

17. Тут уже видно сужение корпуса, в самой корме. Командирский салон предназначен не только для приёмов и совещаний флагмана и командира, но имеет ещё одну интересную функцию. Как нам сказали - командир крейсера не мог просто прийти в кают-компанию обедать без приглашения представителей экипажа (!), и если экипаж его не приглашал - то он обедал тут, в одиночестве. Так это или нет, я не знаю, но вот такой был рассказ.

18. Иллюминаторы тут двух форм - как квадратные, бывший порт 75-мм орудия (в него видна корма "Красина", кстати),

19. ...так и обычные, круглые.

20. Плафоны со старыми бронзовыми креплениями.

21. Картина в салоне: фрегат "Аврора" в Авачинской бухте.

22. Клёпаные элементы переборок. По ним отлично видно, где тут "старая" часть, а где начинается новое. Такой безошибочный маркер.

23. Вот, покрупней.

24. Но вот, развод наконец закончился, мы можем подойти к командиру и попросить разрешения спуститься вниз.

25. Проходим к командиру (про него был отдельный пост).

26. Рядом - ещё одно помещение типа кают-компании.

27. На стене - большая картина, изображающая встречу на борту старых членов экипажа крейсера.

28. Картина с другой стороны: крейсер II ранга "Новик", на заднем плане - крейсер I Ранга "Аскольд".

29. На противоположной стене висят разные вымпела. Увидев среди них Вилючинск, чуть не прослезился:)

Получив разрешение на поход вниз, до трюмной части, по трапу спускаемся уровнем ниже - на жилую палубу. Уровней/ палуб, если считать от батарейной, всего четыре. И только самая нижняя и самая маленькая - новодел 1984 года.

30. Тут уже всё более прозаично и буднично. Нет лоска батарейной палубы.

31. Проходим к трапу, который поведёт нас дальше вниз, минуя опечатанные музейные зоны.

32. Можно и тут спуститься, но нам лучше по центру, чтобы достичь самого киля.

33. Остатки 2-ярусных коек. Скорей всего, наследие ремонта 1945-47 гг.

34. Себяшка на память, в компании с nord_ursus . Сам себе не верю, что оказался тут! :)

35. На этом уровне корпус везде старый, клёпаный.

37. Схема - чтобы было понятней, где мы спускались. Более тёмным выделены музейные помещения, остальное - непарадная жилая и обеспечивающая часть помещений. Где мы сейчас, собственно и находимся.

38. Спускались вниз примерно в районе 111-112 шпангоутов.

39. Ну, пора вниз!

40. Вторым за заводским старшим спускаюсь я, за мной - коллеги по походу zydog , nord_ursus , soullaway .

41. Вид вверх на жилую палубу. Сейчас я нахожусь на уровне -2 от батарейной палубы. Это уже ниже ватерлинии. Но корпус и переборки тут ещё старые, клёпаные.

42. Правда, некоторые силовые элементы крепления всё же заменены. Тут же стоит старая динамо-машина.

43. Чуть поближе.

44. Кладовые. Хорошо видно, что тут ещё клёпаный корпус.

Как же так? - спрашиваю старшего от завода, - тут же ниже ватерлинии, а корпус ещё старый?
- А так и есть. На "Жданове" ставили обратно три палубы, и только самая нижняя новодел. А обшивку врезали новую на уровне пола жилой палубы - так как иначе нельзя было, она вообще сгнила к восьмидесятому году. Вот сейчас увидите!

45. Заглядываем вниз. Там и есть граница старой и новой "Авроры". Спускаемся!

46. Уровень -4. Это уже новодел з-да им. Жданова.

47. Всё новенькое такое.

49. Пролазим в центральную часть трюмной палубы.

50. Внизу проходил гребной вал. Сейчас, понятно, его нет. Это самый низ корабля, дальше уже только киль.

51. Теперь возвращаемся наверх.

52. Уровень -3 - старый, исторический. Видно по заклёпкам. Но борта тут уже новые.

53. Вот на этой схеме хорошо видно, как историческую "Аврору" вставили в новые борта. Смотрите, буква А - это место, где сращивается старый корпус и новая обшивка 1984 года, а Б - это уровень, где граница старого и нового проходит изнутри. Получается, что "новодельные" объемы занимают около 12-15% от суммарного объема помещений.

Практически нет. Ведь крейсер "просидел" на грунте в войну аж три года. За это время никто не заботился о герметичности корпуса, вода проникла везде, где можно. В ремонт 47-го заполнили щели и пазухи бетоном, потом ещё трижды укрепляли - в разных местах вылезала коррозия и дефекты. Бесконечно это делать было нельзя. Поэтому и отрезали низ корпуса целиком, в комплексном ремонте.

А то, что лежит в Ручьях, оно самое и есть?

Да. Остаток отбуксировали туда. Но иначе нельзя было - там повреждения были внутренние, мелкие, плохо обнаруживаемые и многочисленные. И невероятная смесь бетона и стали, которую уже не исправить. Но нам-то надо по требованиям Регистра обеспечивать плавучесть, с учётом всех норм. Ведь крейсер живой, а не мёртвый. Он на плаву - а не на земле сухой стоит, как у японцев. Это всё равно, что сравнивать засушенного жука в коллекции и живую бабочку, но с подломанным крылом. А как обеспечить плавучесть, если подводная часть корпуса уже полный инвалид? Латай - не латай, уже всё. Он потонет, а нас посадят. И писаки бы непременно написали, что мы изверги и разгильдяи. А сейчас пишут, что "Аврора" ненастоящая. Им всё равно не угодить... - но зато у нас есть исторический крейсер на плаву.

Понятно...

И я вам больше скажу - если бы тогда не заменили нижнюю часть, а отсрочили ремонт лет на пять - кранты были бы. Гарантированно. Она бы встала в док году в 90-м, а там и 91-й, со всеми вытекающими. И остатки крейсера бы утилизовали и всё, никто не стал бы такие огромные средства в восстановление вкладывать, как при Советской власти. Заводы потом 10 лет стояли без работы, гарантированно кранты. Так что вовремя сделали.

54. Схема, показывающая уровень воды (красная черта), во время посадки "Авроры" на грунт в 1941-44 гг.

55. Проделываем весь путь назад, на три палубы вверх.

56. Снова мы на жилой палубе, откуда и спускались.

57. Технические помещения с обеспечивающим оборудованием.

58. Заходим напоследок к командиру, благодарим его за предоставленную возможность спуститься вниз. "История вас не забудет!" Всё, поход закончен, сейчас выходим на свежий воздух.

В завершение - видео внутренностей.
У меня уже было, но в этом посте всё равно уместно.

PS. Уточнения терминологии, дополнительные пояснения пишите в комменты, если знаете.
На этом "Авроровская" серия у меня завершается, но ещё наверное расскажу про Морзавод в Кронштадте, когда будет время.

Спасибо за внимание!

Ольга Горохова

Подходит к концу учебный год, а с ним и наша последняя тема этого года "День рождения моего города Санкт-Петербурга ". Завершающей работой по этой теме стала наша коллективная поделка крейсер "Аврора ". Цель :изготовление поделки ко дню города из бросового материала. Задачи : познакомить с историей города Санкт Петербурга , прививать любовь к родине. Чувствовать гордость за свой город . Развивать мелкую моторику. Развивать эстетический вкус. Продолжать развивать навыки аккуратного наклеивания и рисования. Вызвать чувства радости от полученного результата. Предварительная работа : Было проведено НОД посвященное "День города " с использованием ИКТ, где мы с ребятами познакомились с историей города ,рассмотрели иллюстрации памятников и музеев нашего города . Бросовый материал : лист ватмана, втулки от бумажных полотенец, деревянные шпажки, альбомная бумага, краски, клей, кисточки для рисования и клея, веревка, яйца от киндер-сюрпризов 4 шт., цветная бумага, крышка от обувной коробки. Из листа ватмана я заранее сложила корабль, далее мы с ребятами его покрасили, покрасили втулки от бумажных полотенец. Когда все подсохло стало можно приступать к аппликации заранее мной вырезанных иллюминаторов и якоря. Из шпажек и альбомной бумаги я сделала небольшие флажки, а ребятки мне помогли их раскрасить красками. Из яиц от киндер-сюрпризов и веревки делаем буйки и вставляем в проделанные отверстия внизу корабля. Потом на горячий клей приклеиваются сами трубы, вставляем в нос корабля и корму по флажку. Наш корабль готов. Осталось только спустить его на воду, которую мы делаем из крышки обувной коробки на дно которой, мы приклеиваем голубую цветную бумагу.


Публикации по теме:

В рамках проекта «Книжкина неделя» мы с детьми решили нарисовать свою иллюстрацию к сказке «Три медведя». Была проведена обширная предварительная.

Образовательная область: Художественное творчество. Цель: Выполнить коллективную работу, используя технику рисования коктельной трубочкой. Закрепить.

Цель: развитие творческих способностей у детей Задачи: Способствовать созданию коллективной композиции, передавая в аппликации впечатления.

Коллективная работа «Мы на звёздочки глядим, на планету полетим». В этом году исполняется 55 лет Дню Космонавтики. И в преддверии этой.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»,.

Коллективная работа детей 2 младшей группы и воспитателей Валентины Дмитриевны Романиной и Ольги Александровны Важениной. Мы мамам соткали.

В нашем детском саду был объявлен конкурс поделок "Пасхальный благовест", в котором наша вторая младшая группа приняла участие. С помощью.

Крейсер "Аврора", легендарное сочетание слов. В нашей стране еще лет 15 назад эти слова знал почти любой человек, сегодня уже не уверен, время однако идет... Из тех кто знал или слышал эти слова примерно половина людей достаточно точно представляла себе о чем идет речь, другая половина только догадывалась. И совсем небольшая часть людей знала и помнила об этом корабле правду. Для меня этот корабль все-таки корабль воин в первую очередь. Вся его легендарность была навеяна мифами идеологических войн и совсем не соответствовала действительности и как любые мифы была совсем далека от правды. Ну да ладно, сейчас не об этом, сейчас я хочу написать о том, что лично для меня значит крейсер "Аврора".
По настоящему для меня славен тот боевой корабль, который был в сражениях и смог сделать все от него зависящее, смог если не победить то выстоять, не потерять лица и флага. "Аврора" была в действительно одном из самых больших морских сражений новейшей истории и проявила там все свои качества и лучшие и не очень. Конечно не вина корабля и команды, что адмиралы распорядились кораблем не лучшим образом, а в итоге и вообще мягко скажем ушли из боя, однако и корабль и команда не подвели в главном - поставленные задачи они выполняли честно и достойно.
А еще "Аврора" - это тот редкий случай, когда я как моделист могу не только представлять корабль в своем воображении и мысленно переноситься на его мостики, палубы, кубрики, трюмы... Я, и вы вместе со мной, мы вместе можем встать на его палубу, пройтись по мостикам, прикоснуться к металлу, который помнит и то великое и скорбное для нашей родины сражение. В моделизме такой счастливый случай большая удача и неоценимая помощь в процессе постройки модели.
И так, по традиции немного истории создания и технических характеристик крейсера. Заложен в 1897 году, спущен на воду в 1900, прошел сдаточные испытания в 1902. Строили конечно долго, с большим количеством переделок и изменений в проекте, в итоге сильно пострадало и качество и сама идея построить дальний разведчик и как тогда говорили океанский истребитель торговли, позднее появился термин рейдер. "Аврора" не сильно соответствовала этим определениям, поскольку имела для крейсера первого ранга соответствующим только водоизмещение в 6700 тонн, а вот все остальное было далеко от совершенства и требований времени в котором ей пришлось служить и воевать.
Главным недостатком конечно же была скорость - всего 19 с небольшим узлов. Это при том, что броненосцы Англии, Франции и конечно же Японии давали до 18 узлов включительно. Броненосные крейсеры Японии, которые весили 8 000 - 10 000 тысяч тонн давали уже до 21 узла! Так что крейсерствовать с 19 узлами было крайне сложно, можно было запросто вовремя не уйти и получить серьезные повреждения, поскольку крейсер был только бронепалубным и бортовой брони у него не было никакой. И вместе с тем одноклассники "Авроры", такие как "Варяг", "Аскольд", "Богатырь", правда все они были импортной постройки но показывали скорость в 23 узла.
Второй печальный момент это вооружение. Всего 8 орудий главного калибра 6" скорострельные пушки системы Канэ. Это в то время, когда другие крейсеры подобного класса, все те же "Варяг" или "Аскольд" несли по 12 орудий того же калибра и той же системы. При этом и бортовой залп у них был соответственно сильнее, поскольку у "Авроры" в бортовом залпе могли участвовать только 5 орудий. За то конструкторы на "Авроре" разместили несчетное количество стволов среднего калибра, аж 24 орудия 3"! Как не вспомнить тут известную фразу одного политического деятеля "Лучше меньше, да лучше".
Третья причина неудовлетворительных боевых и вообще практических характеристик "Авроры" это конструктивные просчеты при ее проектировании и строительстве. Их в целом было не мало, но одним из самых "выдающихся" был тот, что в итоге на крейсере из 24 котлов как минимум 2 были вообще лишними! Их работа была совершенно бесполезна и не вносила никаких изменений в скорость корабля. Таким образом "Аврора" таскала постоянно на себе лишний и довольно дорогостоящий груз.
Тем не менее, не смотря на все недочеты и просчеты "Аврора" прошла с Второй Тихоокеанской эскадрой адмирала З.П. Рожественского полмира и, едва не погибнув по дороге в Гульском инциденте, прибыла в Цусимский пролив весной 1905 года, где и приняла бой с императорским японским объединенным флотом. По тем событиям написано не мало книг, сломано множество копий научных и совсем не научный исследователей, как тогда в 1900-х годах 20-го века, так и ныне... Поэтому я описывать те события не стану, а перейду уже к рассказу о постройке самой модели.

Модель крейсера в любимом мной 350-ом масштабе от фирмы "Комбриг", - значит смола. И Комбриг и я мы совпали в пристрастиях - фирма выпустила модель как раз на период начала цусимского похода, то есть на осень - зиму 1904 года. Надо сказать сразу, что внешний вид крейсера на обозначенный временной период достаточно сильно отличался от того, что многие из нас привыкли видеть и живьем и на различных картинках, рисунках, открытках и пр. Поэтому прошу не удивляться:).

Модель оказалась достаточно крепко и добротно сделана, с большой степенью подробности и солидным количеством мелких деталей. По традиции смоляных моделей не малую долю деталей предлагается сделать моделисту самостоятельно или найти у сторонних производителей автемаркета. Что понравилось, так это точность и проработка всех даже очень мелких деталей на корпусе модели, высочайшее качество отливок мелочевки, при чем некоторые особенно хрупкие детали были даны с запасом, что редкость и особо ценно. Штатное травление по качеству изготовления было в целом на высоте, хотя и не без промашек. Его изготавливала видимо по спецзаказу Комбрига известная фирма "NordStarModels".
В месте с тем были и проблемы. На травлении был допущен брак и детали не имели полу-травленых элементов, хотя на чертежах в документации они были обозначены. Это усложняло сборку травления в части сгибов и просто портило внешний вид.
Главная проблема обозначилась на корпусе модели, фальшборт был кардинально провален по высоте, что в итоге повлияло на трудности с установкой артиллерии среднего калибра, она банально не лезла в амбразуры, кормовой мостик пришлось поднимать, путем наращивания высоты фальшборта под ним, а так же изготавливать ряд недостающих по палубе помещений. На кожухах котельных отделений, вместо непонятных выемок пришлось ставить положенные по штату двери из подходящего кита дверей от "NordStarModels", предварительно все зашпаклевав. Была изначально не верная форма вторых по счету от полубака спонсонов, что вылечилось достаточно легко, но как говорится осадок остался, ну и пр. мелочевки, которые все и не упомнишь, да и писать о них смысла нету.
Еще из крупных проблем - это в моем наборе отсутствовали напрочь баркасы. Нет, по документации они числились, но в наличии их не было. Пришлось обратиться к обычной схеме, ограбить остатки пластикового набора от фирмы "Звезда", набор Крейсер "Варяг". Из него я взял два баркаса и один рабочий катер. Я из прилично подработал, установил деревянные рыбины на днище от оставшихся от других моделей кусочков деревянных палуб, банки подрезал ножом по толщине и ширине, добавил рули, весла, рустерные решетки. От оригинального набора я взял один рабочий катер и два паровых. Вельботы и ялы установил от "Комплект ЗИП", поскольку оригинальные мне совсем не понравились ни по размерам, ни по обводам. Шлюпбалки для них ставил травленые от "Wake Models", поскольку родные смоляные настолько хлипкие, что я маяться не стал.
Артиллерию всю пришлось доделывать. У ГК заменил стволы на точеные, остальное казенник, станок и щит - родные, добавил только привода и маховички к ним. С СК пришлось повозиться. Традиционно у "Комбриг" тонкие элементы почему то сильно заужены, вот и стволы 3" орудий ну никак не подходили по толщине. А у вполне приличных 3" орудий от "Комплект ЗИП" форма тумбы станка Меллера была неверная для Авроры. Вот и пришлось, станки брать родные, а ствол и казенник от Комплект ЗИП. Добавил плечевой упор из проволоки и привод вертикальной наводки с маховичком. Артиллерия 37-мм на крыльях мостиков - опять от Комплект ЗИП, родные на них только плечевые упоры.
Мачты, стеньги, реи, гафель, флагшток и гюйсшток, грузовые стрелы - самодельные. Для тонких элементов использовались иглы от одноразовых шприцев подходящего диаметра. Мачты - пластиковая трубка с вклеенным в середину медным штырем для жесткости, стеньги и реи - обточенный на конус или двойной конус латунный пруток. На грузовых стрелах в местах их крепления к мачте собирались настоящие "живые" шарниры в двух плоскостях из травленых рымов. Так же на шарнирах собирались и бортовые шесты противоминных сетей, сами шесты изготовлены опять из игл.
Красилась вся модель акриловыми красками от фирмы Tamya, корпус XF-17, с последующим нанесением глянцевого акрилового лака, палуба XF-78, с последующей тонировкой и смывкой, палуба под орудиями XF-55, днище смесь XF-7 и XF-2 (пропорции на любителя:)), трубы смесь XF-4 и XF-3, мачты XF-54, гребные винты, нактоузы XF-12, верхние части дымовых труб и тонировка стеньг XF-1, внутренние пространства шлюпок и катеров XF-2, планшири на леерных ограждениях мостиков, тумбы нактоузов XF-68. Корпус, надстройки, трубы, мачты и орудия ГК предварительно грунтовались составом "Mr.Resin Primer Surfacer" от "Mr.Hobby".
Такелаж традиционно из нитей детского бантика различной толщины.
В целом из дополнений применялись леерные стойки и сам леер (медная проволока 0.1мм) от "Tamya", маховики, вьюшки, цепи, кницы, рустерные решетки, штурвалы, бортовые скобтрапы, вертикальные трапы и скобтрапы, рымы, тали, гербы от "NordStarModels", бортовые леера, перты, блоки, тали от "AllianceModelworks", точеные стволы от "Master Models", смоляные пушки 3" и 37-мм, вельботы, ялы от "Комплект ЗИП", баркасы от "Звезда" (набор Крейсер "Варяг"), сходные трапы, шлюпбалки от "Wake Models" (комплект травления для ББО "Адмирал Ушаков"), талрепы от "GMM" (комплект травления для модели Крейсер "Варяг").
Ход постройки, размышления, сомнения, догадки и споры автора можно почитать в о постройке данной модели.
Литература - несколько книжек А.В. Скворцова, - это переиздания за различные годы. В итоге можно купить только одну, она самая полная и информативная - "Мидель-шпангоут" N29 за 2012 г.

Ну вот, вроде бы и все. Да, забыл сказать, стройка заняла общего времени примерно 5 месяцев.
Приятного просмотра.

Крейсер 1-го ранга Балтийского флота, третий корабль в серии «богинь» («Диана», «Паллада», «Аврора»), спущенный на воду 11 мая 1900 года. Участвовал в Цусимском сражении, Первой Мировой войне. Залп его орудия послужил сигналом к началу большевистского штурма Зимнего дворца. Во время Великой Отечественной он, сильно повреждённый, «сидел» на грунте в Ораниенбауме, защищая воздух над Кронштадтом. После войны служил учебной базой Нахимовского училища. Корабль был сильно переделан при реставрации 1984-1987 годов, фактически превратился в новодел. Отпиленное днище так и лежит брошенным на берегу Финского залива у деревни Ручьи в Кингисеппском районе. А недавно у Минобороны появились планы по переводу крейсера в ходовое состояние. Пока этого не случилось, предлагаю осмотреть «Аврору» от палубы до машинного отделения по состоянию на лето 2013 года.

// Часть 33


1. Размеры корабля 126,8 на 16,8 м, осадка - 6,4 м, водоизмещение - более 7 тысяч тонн.

2. Корабль находится на вечной стоянке в Большой Невке, у Петроградской набережной.

3. Силуэт крейсера выделяется тремя высокими дымовыми трубами.

4. Также на палубе установлено несколько вентиляционных труб с загнутыми вперёд раструбами.

5. Фок-мачта.

6. Грот-мачта.

7. По бортам размещены различные шлюпки, катера и баркасы корабля.

8.

9. Корабельная рында.

10. На баке корабля всегда много посетителей, всех интересует 130-мм пушка Б-7 образца 1913 года, из которой был произведён самый знаменитый холостой выстрел.

11. Одна из десяти таких пушек поближе.

12. Вид через стекло в радиорубку.

13. Спустимся ниже.

14. Экспозиция корабельного музея занимает пространство от 10-го до 68-го шпангоута.

15. Экскурсию проводила одна из старейших сотрудниц музея. Видя её бесконечную увлечённость кораблём, можно с уверенностью сказать: сейчас таких экскурсоводов уже не делают.

16. План корабля 110-летней давности.

17. Гибель броненосца «Ослябя» в Цусимском сражении, в котором «Авроре» посчастливилось уцелеть.

18. Летом 1917 года большая часть команды крейсера, находившегося на ремонте в Кронштадте, вступила в ряды РСДРП(б).

19. 25 октября крейсер вошёл в Большую Неву, чтобы восстановить движение по Николаевскому мосту, разведённому накануне юнкерами. В 21:40 из бакового орудия «Авроры» был произведён один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца и, как утверждали советские источники, послуживший сигналом к штурму. Через три дня крейсер вернулся к стенке Франко-русского завода для окончания ремонта.

20. В 1922-1941 годах корабль служил учебной базой для курсантов военно-морских училищ, он ходил в учебные походы. В начале Великой Отечественной войны в районе Вороньей горы (ныне Красносельский район Санкт-Петербурга) была размещена батарея «А», в состав которой вошли девять снятых с крейсера 130-миллиметровых орудий. В сентябре в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков.

21. С самой «Авроры» списали курсантов и включили его в систему ПВО Кронштадта. В сентябре 1941 года крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с небольшим креном на правый борт. Обстрелы прекратились лишь со снятием блокады. 20 июля 1944 года корабль был поднят специалистами ЭПРОНа и с командой из 13 человек под командованием капитана 3-го ранга П. А. Доронина переведён в Ленинград.

22. В 1948 году «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки на Большую Невку. Она стала филиалом Центрального военно-морского музея.

23. Сейчас внутри корабля появилась даже часовня.

24. В музее больше всего привлекли внимание многочисленные макеты кораблей.

25.

26.

27.

28.

29.

30. Но самое интересное, конечно - исторические интерьеры. Здесь жили и питались матросы. По полу через весь кубрик протянуты якорные цепи.

31. А вот действующий камбуз корабля, здесь кормят экипаж и сотрудников музея.

32. Холл на верхней палубе.

33. Кают-компания.

34. Старые светильники.

35. Всё это было воссоздано в процессе реставрации конца 1980-х годов.

36.

37. Спускаемся по трапу вниз.

38. В самый низ, в машинное отделение.

39. Тут легко заметить борта крейсера, усиленные рёбрами жёсткости.

40. Один из 24-х паровых котлов системы Бельвиля-Долголенко, в 1984 году заменённый макетом.

41. Детали котлов.

42. Механизмы.

43. Углеподатчик - своеобразный «лифт-ведро».

44. Медные переговорные трубы.

45. Машинный телеграф.

46. На корабле сохранились три оригинальных паровых машины тройного расширения.

47. Машины были построены на Франко-русском заводе (ныне Адмиралтейские верфи).

48. Они поражают своей мощью и размерами.

49. Манометры.

50. Маслёнки.

51.

52. Поршни.

53. Колоссальная шестерня.

54. Коленчатый вал.

55. Шатун.

56.

57. Усилие машин передавалось на этот вал, ведущий к трём винтам в хвосте корабля.

58. В 2010 году «Аврора» приказом министра Сердюкова была передана на баланс Центрального военно-морского музея. Вернётся ли он когда-нибудь в том или ином виде обратно в состав флота, сойдёт ли с места вечной стоянки - покажет время.