Беседа литературное общество. «Беседа любителей русского слова» — литературный кружок Г.Державина

Объединение литераторов, из которого выросла позднее «Беседа любителей русского слова», сложилось в Петербурге в начале 1800-х годов. «Мы четверо, а именно: Державин, Муравьев, Хвостов и я, установили для чтения вечера, и, в назначенные дни, съезжались по очереди друг к другу. Некоторые другие любители русского языка присоединились к нашему обществу, и мы провождали время с пользою и приятностью», - рассказывает в своих воспоминаниях основатель общества А. С. Шишков. 1 Встречи, о которых пишет Шишков, происходили регулярно. На них обсуждались политические события, читались и обсуждались литературные произведения И. А. Крылова, Г. Р. Державина, С. А. Ширинского-Шихматова и др.

Литераторы, окружавшие Шишкова, были в основном противниками H. M. Карамзина и его школы и активно выступали против сентиментализма, занявшего на рубеже XVIII-XIX веков господствующее положение в русской литературе. Теоретическим знаменем кружка стала вышедшая в 1803 году книга Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка».

Шишков, полемизируя с Карамзиным, провозглашал церковнославянский язык, духовные старинные книги, а позднее и фольклор тем фундаментом, на котором должна строиться современная русская литература.

Обострявшаяся литературная борьба, стремление расширить свое влияние на, публику привели к созданию официального общества, которому после долгих споров учредители присвоили название «Беседа любителей русского слова».

Г. Р. Державин предоставил для заседаний общества большой

1 А. С. Шишков, Записки, мнения и переписка, т. 1, Берлин - Прага, 1870, с. 93.

зал своего петербургского дома на Фонтанке и богатую библиотеку.

«Беседа» открылась торжественным заседанием 15 марта 1811 года. Затем заседания происходили каждый месяц, вызывая громадное по тем временам стечение публики. Во время войны 1812 года заседания общества не собирались, возобновились они в 1813 году и продолжались до 1816-го, когда в связи со смертью Державина собрания «Беседы» окончательно прекратились. Попытки Шишкова и Хвостова в 1817-1818 годах возобновить ее деятельность оказались безуспешными.

Состав «Беседы» и ее литературная позиция не были однородными. Наряду с эпигонами классицизма, как Хвостов, бесцветными литераторами вроде П. Ю. Львова, Ф. П. Львова, И. С. Захарова и др., в нее входили такие первоклассные писатели, как Крылов и Державин. «Беседа» не чуждалась романтических веяний, что проявлялось в интересе к фольклору, к изображению экзотического, часто восточного мира, к остродраматическим ситуациям в лирике (Г. Р. Державин, С. А. Ширинский-Шихматов, С. И. Висковатов, Т. Беляев и др.).

Деятельность «Беседы» оказала заметное влияние на формирование русского романтизма и в особенности декабристской литературы. 1

1 См. об этом: Ю. Н. Тынянов, Архаисты и Пушкин.- В кн.: Ю. Н. Тынянов, Пушкин и его современники, М., 1968; Г. А. Гуковский, Пушкин и русские романтики, Саратов, 1946.

Билет № 11

После Павла I правителем России стал Александр I. Начинается смена законов.

31 марта 1801 года – Указ об отмене запрета на ввоз из-за границы книг и нот и «дозволение типографиям печатать».

Указом от 9 февраля 1802 г.«Об уничтожении цензур, учрежденных в городах и при портах; о дозволении учреждать вольные типографии и о поручении губернаторам рассматривать вновь издаваемые книги» все цензуры уничтожались, был разрешен свободный ввоз в страну книг из-за границы, восстанавливалось право заводить вольные типографии.

Позже цензура вновь вернулась. 9 июля 1804 г. был принят Устав о Цензуре. Согласно данного Устава цензура имеет обязанностью рассматривать всякого рода книги и сочинения, назначаемые к общественному употреблению. Главный предмет сего рассматривания есть доставить обществу книги и сочинения, способствующие к истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и сочинения, противные сему намерению.

Журналы и другая литература, выписываемые из-за границы, подлежала регистрации.

1801-1825 Охранительное, проправительствованное направление в русской журналистике. Издавалось частными лицами, небольшими тиражами.

«Русский вестник» 1802-1820 (общ-пол и лит журнал в Москве) издавал С.Н. Глинка. Задача – способствовать возбуждению народного духа после неудачной войны с французами и подписания унизительного для России Тильзитского мира. Благодетель – граф Растопчин. Идея журнала – прорусская, противостояние вольнодумству, говорили о русском национальном характере (корни теории офиц. народности). 600 экз – 200 подписчиков. Первый журнал, ориентировавшийся на средний слой (аудитория – купцы, грамотные провинциалы)

В эпоху наполеоновского нашествия «Русский вестник» С. Н. Глинки имел некоторый успех. По собственному показанию издателя за 1811 г. журнал имел около 750 подписчиков, из которых свыше двухсот приходилось на долю Москвы, а остальные пятьсот распределялись по провинциальным городам. В передовых литературных кругах «Русский вестник» не пользовался вниманием, но Вяземский все же счел нужным подчеркнуть, что в эпоху нашествия французов на Россию журнал С. Н. Глинки приобрел «всю важность события, как противодействие наполеоновской Франции и как воззвание к единомыслию и единодушию предчуемой уже в воздухе войны 1812 года».

В книжках «Русского Вестника» за 1808-1811 гг. мы встречаем ряд стихотворных пьес, рассуждений, повестей и анекдотов, посвященных наивному восхвалению величия русского духа. Однако этот общий фон журнала, т.е. наивное возвеличение русской самобытности и мощи, уже с первых лет издания «Русского Вестника», нужен был издателю не сам по себе, а прежде всего для того, чтобы вырисовать на нем отрицательное отношение к Западу и в частности - к французам. Через все почти стихотворные и прозаические пьесы его журнала проходит один главный мотив - вражда к французским идеям и влияниям.



Тираж «Русского Вестника» начал неуклонно сокращаться, с 1821 г. он стал выходить с перерывами. Издание его продолжалось до 1826 г. Публицистика на страницах «Русского Вестника» вытесняется сюжетами из русской истории. В 1816 г. Глинка начал печатать в «Русском Вестнике» первые части «Русской истории в пользу семейного воспитания», которая, будучи написанная увлекательно и легким стилем, имела определённый успех и выдержала три издания. «Русская история» в значительной степени отразила политические взгляды Глинки, его «русскость», национализм и монархизм. История воспринималась Глинкой с точки зрения дидактики как «училище народной нравственности», ее изучение призвано было формировать общественную мораль, патриотическое чувство и национальную гордость. Главная цель изучения русской истории, согласно Глинке, – познание «национального духа». (Мордовченко. Журналистика начала XIX века )

«Чтения в Беседе любителей русского слова»

Литературное общество «Беседа любителей русского слова», основанно в 1811 г. по мысли Г. Р. Державина и А. С. Шишкова (редактор и руководитель) с целью развивать и поддерживать вкус к изящному слову посредством публичного чтения образцовых произведений в стихах и прозе. Старые литераторы, преимущественно - члены Российской академии, с давних пор установили между собой обычай собираться по вечерам и читать друг другу свои новые сочинения; в конце 1810 г. Шишков, упорно продолжавший ожесточенную полемику по вопросу о старом и новом слоге (он считал, что настоящий русский язык существовал в допетровскую эпоху) и чувствовавший уже, что его противники, молодые литераторы, становятся все более и более опасными, задумал обратить домашние чтения в публичные, чтобы таким образом привлечь на свою сторону новых союзников. Деятельным помощником его в осуществлении этой мысли явился Державин, который предоставил в распоряжение нового общества обширную залу в своем доме, принял на себя все расходы, какие по обществу могли понадобиться, и пожертвовал для его библиотеки значительное собрание книг. Собрания должны были происходить в осеннее и зимнее время по одному разу в месяц; кроме того, решено было основать повременное издание, в котором печатались бы труды членов Б. и посторонних лиц. Б. должна была состоять из 24-х действительных членов и из членов-сотрудников. Для соблюдения порядка в Чтениях она разделялась на четыре разряда по 6-ти членов в каждом; разряды должны были собираться по очереди. Чтения продолжались не более 2 - 2 ½ часов. Составленный Шишковым на этих основаниях устав Б. был через министра народного просвещения, гр. Разумовского, представлен на высочайшее утверждение и одобрен государем, причем повелено объявить Обществу монаршее благоволение "за сие полезное намерение". Открытие Б. и первое чтение происходили 14 марта 1811 г. при обстановке чрезвычайно торжественной: здесь были почти все министры, члены Государственного Совета, сенаторы - в полной парадной форме.

Посетители впускались по заранее разосланным билетам; не только члены, но и гости являлись в мундирах и орденах, а дамы - в бальных платьях; в особенных случаях бывала и музыка с хорами, которые сочинял Бортнянский нарочно для Беседы.

С учреждением Б. была связана мысль об издании ее трудов. Это издание п. з. "Чтения в Б. любителей русского слова" выходило в неопределенные сроки книжками от 5 до 9 листов; всего за время с 1811 по 1815 г. (включительно) вышло 19 таких книжек. Большинство статей и стихов, наполнявших "Чтения", отличались скудостью и бесцветностью содержания и доказывали только бездарность авторов и их ребяческое отношение к науке и искусству; впрочем, наряду с этими детскими упражнениями сановных старцев являлись иногда и произведения замечательные: так, в "Чтениях" было напечатано письмо Уварова к Гнедичу о переводе Илиады размером подлинника; здесь же печатались и басни Крылова, чтение которых в заседаниях Б. всегда вызывало восторг публики. Вообще можно сказать, что если Б. и имела в обществе некоторое значение, то только благодаря Крылову и Державину да отчасти - Шишкову. Все, что было в тогдашней нашей литературе свежего и даровитого, держалось не только совсем в стороне от Б., но и примыкало к лагерю, прямо ей враждебному, - к известному кружку "Арзамас", в собраниях которого всячески потешались над Беседой. Жуковский, приходивший в комический восторг от литературной галиматьи и постоянно читавший басни гр. Хвостова, говорил, что Б. есть неистощимый кладезь образцовых произведений этого рода, и пророчил появление "Беседиады". Пока был жив Державин, Б. еще могла кое-как существовать; со смертью его это мертворожденное общество, никому более не нужное, распалось само собой. Вместе с тем разрушился последний слабый оплот старинных классических преданий Ломоносовского периода нашей литературы; новое направление, ею овладевшее и соединившее под свое знамя все выдающиеся литературные силы, исходило из "Арзамаса": на смену старику Державину явился юноша Пушкин. «Беседа». сослужила свою службу русскому образованному обществу: она воочию убедила всех, кому были дороги интересы родной литературы, что на старом, избитом пути славяно-российского псевдоклассицизма уже невозможно ожидать чего-нибудь сильного и талантливого, что этот путь должен быть покинут навсегда и что литература должна поставить себе совершенно иные задачи. В этой отрицательной заслуге и заключается все историческое значение Б. любителей российского слова.

Также члены «Беседы» выступали против вольнодумства, за власть, самодержавие.

«Чтения в беседе любителей русского слова» - журнал, петербург. 1811-1816 г. Руковод – А.С. Шишков. Создает свое общество «беседа любителей русского слова». Задача – вернуть допетровский язык. Охранительная программа, попытка создать собственный словарь. Чтение выходило нерегулярно – 19 книжек. Журнал печатал нравоучения, статьи по истории поэзии. Редакц коллегия Крылов, Шаховской, державин, горчаков. Два раздела: 1. Просто словесность, 2. Суд о языке словесности. Большинство статей и стихов, помещенных в журнале, бесцветны. Исключение составляли басни И. А. Крылова («Кот и повар», 1813, ч. 8; «Орел и пчела», 1813, ч. 13, и др.), стихотворения и статьи Г. Р. Державина («Рассуждение о лирической поэзии или об оде», 1811, кн. 2, рассказ Терамена, 1811, кн. 3), а также переводы из «Илиады» Е. И. Кострова (1811, кн. 5) и Н. И. Гнедича (1813, ч. 14).

2. Издания славянофилов («Русская беседа», «Молва», «Парус», «День»)

Русская беседа - журнал, выходил в Москве в 1856-1860, по 4 книги, с 1859 - по 6 книг в год. Изд.-ред. - А. И. Кошелев, соредакторы - Т. И. Филиппов (до начала 1857), далее - П. И. Бартенев и М. А. Максимович. В 1858 (август) - 1859 ред. - И. С. Аксаков. «Р. б.» - орган славянофилов. Издание было предпринято на паях. Пайщики А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков и В. А. Черкасский составляли «совет редакции» и являлись главными сотрудниками журнала.

Отделы: Изящная словесность , Наука , Критика , Обозрение , Смесь , Жизнеописания . Являясь по существу первым периодическим изданием славянофилов, «Р. б.» пропагандировала их идеологию. Журнал отстаивал необходимость сохранения самодержавия, созыва совещательного земского собора и проведения ряда реформ (свобода печати, отмена смертной казни и др.). По крестьянскому вопросу «Р. б.» писала немного, так как ему полностью посвящалось приложение «Сельское благоустройство». Журнал выступал за освобождение крестьян с землей за выкуп и с сохранением крестьянской общины.

В философских вопросах «Р. б.» стояла на позициях воинствующего поповского идеализма. Вопрос о распространении в народе грамотности сводился к требованию усиления таким путем религиозного воспитания. Для «Р. б.» характерна проповедь панславистских идей. В журнале активно сотрудничали К. С. Аксаков, И. Д. Беляев, Н. П. Гиляров-Платонов, А. Ф. Гильфердинг, И. В. Киреевский. После закрытия «Москвитянина» в «Р. б.» помещались статьи В. Н. Лешкова, М. А. Максимовича, М. П. Погодина и С. П. Шевырева, снабженные редакционными примечаниями.

К участию в журнале были привлечены также ученые и литераторы из славянских стран: Грабовский, Даскалов, Клун, и др. Беллетристика «Р. б.» представлена произведениями И. С. и К. С. Аксаковых, С. Т. Аксакова («Семейная хроника», 1856, № 2; «Литературные и театральные воспоминания), В. И. Даля, И. С. Никитина, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. С. Хомякова и др. На страницах «Р. б.» иногда печатались и произведения Марко Вовчок («Маша», 1859, № 3), А. Н. Островского («Доходное место», 1857, № 1), М. Е. Салтыкова-Щедрина («Госпожа Падейкова», 1859, № 4), Т. Г. Шевченко («Вечер», «Сон», 1859. № 3). Успеха журнал не имел.

По свидетельству И. Аксакова, журнал находил читателей преимущественно в среде духовенства при полном равнодушии к нему молодежи и демократической интеллигенции.

Сельское благоустройство - журнал, приложение к «Русской беседе», выходил в Москве в 1858 (с марта) - 1859 (по апрель), ежемесячно. Вышло 14 номеров. Изд.-ред. - А. И. Кошелев.

Славянофильский журнал, посвященный исключительно вопросам подготовки крестьянской реформы. Основные сотрудники - члены совета редакции «Русской беседы» А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский. Ими написано для «С. б.» более 20 статей, которые определяли его направление. Журнал был задуман как орган помещичьей мысли по крестьянскому вопросу, и на его страницах публиковались многочисленные статьи корреспондентов-помещиков, сопровождавшиеся редакционными примечаниями.

В № 9 за 1858 была напечатана статья Черкасского «Некоторые черты будущего сельского управления», в которой он предлагал оставить за помещиками право телесного наказания крестьян. Эта статья вызвала возмущение прогрессивной прессы.

Как и другие издания, посвященные крестьянскому вопросу, «С. б.» столкнулось с цензурными затруднениями. В начале 1859 в результате предписания подвергать статьи по крестьянскому вопросу, помимо общей цензуры, специальной цензуре Главного комитета своевременный выпуск очередных номеров стал крайне затруднен и издание журнала прекратилось.

Пытались создать собственный словарь. Выпуски распространялись в основном среди членов кружка.

Молва. Литературная газета - выходила в Москве с 12 апреля по 28 декабря 1857, еженедельно. Всего вышло 38 номеров. Ред. официальный - С. М. Шпилевский, фактический - К. С. Аксаков. Отделы: изящная словесность, критика и библиография, современные записки и смесь.

«М.» - орган славянофилов. Газета, не имевшая политического отдела, не отличалась злободневностью и носила отвлеченно-теоретический характер. Передовые статьи посвящались разъяснению основных вопросов славянофильской доктрины: крестьянская община (№№ 2, 28), народность (№ 5), исторические пути развития России (№ 6), народность в науке (№ 10) и искусстве (№ 11), славянский вопрос (№ 14), промышленное развитие России и др. Беллетристический отдел газеты был весьма беден. Он заполнялся произведениями Аксакова (ему принадлежат также все неподписанные передовицы и ряд статей, подписанных псевд. Имрек), Н. М. Павлова, А. П. Чебышева-Дмитриева и др. Кроме перечисленных, в газете принимали участие С. Т. Аксаков (псевд. Сотрудник «Молвы», 1832), П. А. Бессонов, О. М. Бодянский, Н. И. Крылов, Н. С. Толстой, А. С. Хомяков, Ф. В. Чижов, С. П. Шевырев и др.

Причиной прекращения газеты явилась статья К. Аксакова «Опыт синонимов. Публика и народ», опубликованная в № 36. Получив предупреждение, что в случае помещения в газете подобных статей газета будет запрещена, Аксаков отказался от издания.

Парус - газета, выходила в Москве в январе 1859, еженедельно. Вышло 2 номера, после чего газета была запрещена. Изд.-ред. - И. С. Аксаков.

Издание славянофильского направления. Кроме И. С. Аксакова, в газете сотрудничали К. С. Аксаков, П. А. Кулиш, М. А. Максимович, М. П. Погодин, А. С. Хомяков и др.

Определяя политическую программу газеты, И. Аксаков в передовой (№ 1) заявил о верности престолу и своем глубоком отвращении к «опасным бурям и волнениям». Для газеты характерна проповедь панславизма, поповщины. «П.» выступал за отмену крепостного права с сохранением крестьянской общины, за создание широкой

Аксаков в статье определяет разделы:
1) Отдел библиографический - отдавать краткий, но по возможности полный отчет о выходящих в России книгах и периодических изданиях.
2) Отдел областных известий, то есть писем и вестей из губерний. Наши провинции не имеют центрального органа для выражения своих нужд и потребностей: мы предлагаем ин нашу газету.
3) Отдел славянский - отдел писем и известий из земель славянских. С этою целию мы пригласили некоторых литераторов польских, чешских, сербских, хорватских, русинских, болгарских и так далее быть нашими постоянными корреспондентами.

Требование гласности, скептический отзыв о некоторых действиях правительства, а также резкая критика справа внешней политики царизма (в статье М. П. Погодина «Прошедший год в русской истории», № 2) послужили причиной прекращения газеты.

День - газета, выходила в Москве в 1861 (с 15 октября) - 1865, еженедельно. Изд.-ред. - И. С. Аксаков. Славянофильский орган. Газета имела отделы: Литературный , Областной , Славянский , Критический и Смесь . Политический отдел И. Аксакову не был разрешен.

Несмотря на некоторую оппозиционность по отношению к правительству, свойственную славянофилам, - требование созыва земского собора, свободы печати, отмены смертной казни и др., «Д.» смыкался с реакционной печатью в оценке основных событий русской жизни. Аксаков вместе с Катковым обвинял поляков и «нигилистов» в поджигательстве во время петербургских пожаров; в дни студенческих беспорядков 1861 призывал студентов вернуться к занятиям, а во время польского восстания 1863 оправдывал политику царского правительства и даже упрекал Муравьева-вешателя в «бездействии». Газета вела систематическую борьбу с революционно-демократическими и национально-освободительными идеями.

По мере того как все яснее проявлялся реакционный характер газеты, круг ее читателей сужался. В 1862 «Д.» имел 4000 подписчиков и его тираж превышал 7000 экземпляров, к концу 1865 популярность его так резко уменьшилась, что Аксаков вынужден был прекратить издание.

Несмотря на реакционный характер газеты, она подвергалась цензурным репрессиям. В июне 1862 за отказ назвать автора корреспонденции о беспорядках в Остзейском крае (в № 31) Аксаков был отстранен от редактирования, а газета приостановлена на № 34.

С 1 сентября «Д.» разрешено было возобновить под редакцией Ю. Ф. Самарина, который числился официальным редактором до конца года. В это время номера газеты выходили без подписи редактора.

Акционер - газета, выходила в Москве в 1860-1863, еженедельно. В 1860-1861 являлась прибавлением к ежемесячному журналу «Вестник промышленности». В 1862 выходила самостоятельно. В 1863 была прибавлением к газете «День ». Ред. - Ф. В. Чижов и И. К. Бабст.

Цель газеты - защита русской промышленности и торговли от иностранной конкуренции. Отделы: Передовая статья , Торговые дела , Баланс и состояние счетов Госбанка , Вексельный и денежный курсы , Поезда железных дорог , Последние цены акций на санкт-петербургской бирже , Объявления . После прекращения «Вестника промышленности» были добавлены еще два отдела: Обозрение русской промышленности и Торговля и промышленная хроника . Ведущие сотрудники подписывались псевдонимами (Русский купец, Проезжий и др.).

И А. С. Шишков . К нему принадлежали также С. А. Ширинский-Шихматов , Д. И. Хвостов , А. А. Шаховской , И.С.Захаров и другие. Они придерживались консервативных взглядов, являясь эпигонами классицизма, выступали против реформы литературного языка, проводившейся сторонниками Н.М.Карамзина. «Беседа...» отражала те взгляды на развитие русского литературного языка , которых придерживались «старшие архаисты ». Таким образом, главными оппонентами «Беседы…» являлись «карамзинисты », позже оформившиеся в общество «Арзамас» , которые осмеивали деятельность «Беседы».

В «Беседу» входили также Н.И.Гнедич и И.А.Крылов, отстаивавшие, в противовес Карамзину и сторонникам сентиментализма, национально-демократические традиции в развитии русского литературного языка, гражданский и демократический пафос в поэзии. Этим определялась ориентация именно на «Беседу» писателей декабристского направления, в том числе А.С.Грибоедова , П.А.Катенина , В.Ф.Раевского и других.

Первое заседание состоялось в доме Державина 14 марта 1811 года .

Распалась после смерти Державина в 1816 году .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Беседа любителей русского слова" в других словарях:

    Литературное общество в Петербурге в 1811 16. Создано в основном по инициативе А. С. Шишкова, автора «Рассуждения о старом и новом слоге», которое стало манифестом его литературных соратников. Собрания проходили в доме Г. Р. Державина,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    «Беседа любителей русского слова» - «Беседа любителей русского слова», литературное общество в Петербурге в 1811—16. Создано в основном по инициативе А. С. Шишкова, автора «Рассуждения о старом и новом слоге», которое стало манифестом его литературных соратников. Собрания… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Литературное общество в Санкт Петербурге в 1811 16 во главе с Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым. Большинство членов (С. А. Ширинский Шихматов, А. С. Хвостов, Д. И. Хвостов, А. А. Шаховской и др.) с позиций защитников классицизма и… … Большой Энциклопедический словарь

    - «БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА», литературное общество в Санкт Петербурге в 1811 16 во главе с Г. Р. Державиным (см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович) и А. С. Шишковым (см. ШИШКОВ Александр Семенович). Большинство членов (С. А. Ширинский Шихматов, А … Энциклопедический словарь

    «Беседа любителей русского слова» - БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА (1811 16) лит. об во в СПб. Явилось продолжением лит. вечеров, к рые с 1807 устраивали поочередно у себя в домах А. С. Шишков, Г. Р. Державин, М. Н. Муравьев, И. С. Захаров. Приобретя офиц. статус, заседания… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    «БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА» - «БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА», литературное общество в Петербурге (1811 — 1816). Создано в основном по инициативе А. С. Шишкова. Собрания происходили в доме Г. Р. Державина, который своим участием укреплял авторитет общества. Среди… … Литературный энциклопедический словарь

    - («Беседа любителей русского слова»,) литературное общество в Петербурге (1811 16), возглавлявшееся Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым. Члены «Беседы» (С. А. Ширинский Шихматов, А. С. Хвостов, А. А. Шаховской и др.) являлись эпигонами… … Большая советская энциклопедия

    Литературное общество, существовавшее в Петербурге в 1811–16 гг. Члены общества выступали против употребления в рус. литературе французских слов и конструкций. Возглавлявший «Беседу…» А. С. Шишков полагал, что всякое иностранное слово «есть… … Литературная энциклопедия

1816г – Беседа… Вяземский, Пушкин, Воейков и Дашков,

1815-1818 – «Арзамас» Жуковский, Тургенев, Дашков, Блудов, Жихарев, Уваров, Вяземский, Пушкин, Батюшков и др. Блудов написал «Видение в какой –то ограде, изданное обществом ученых людей». Шаховский изображен поэтом – гонителем, завистником юноши – поэта. Они противостояли борьбе «беседы…», для которой и были созваны. Количество членов было небольшим, президент избирался на каждое собрание. Собрания были шуточными, например красный колпак, был связан с воспоминаниями о французской революции. Это не было единым течением, объединение было против классицизма, за романтизм. Через год перестали существовать «беседы», поэтому «А» ставит перед собой совершенно новые задачи. Присоединяется к обществу и Тургенев, и Орлов, и Пушкин, и Никита Муравьев. Пушкин возглавил революционно- романтическое движение, что было неприемлемо для остальных членов- распалось.

Необходимость возникновения единого русского литературного языка была очевидна. Решение этой проблемы в России приняло полемическо-пародийный характер двух литературных объединений – « БЛРС» (1811-16) и «Арзамасским обществом безвестных людей» (1815-18).

В начале 1800х Карамзин написал несколько статей («Отчего в России мало авторских талантов»), в которых утверждал, что русские не умеют излагать психологические и философские моменты на родном языке, зато свободно делают это на французском. В русском просто не находилось аналогов словам-переживаниям, традиционно выражавшимися на французском. Двуязычие – стандартно для дворян.

Неразвитость русского задевала Карамзина. Что же он предложил? Снова, взять за основу европейский опыт. «Французский язык весь в книгах, а русские о многих предметах должны ещё и говорить, как напишет человек с талантом». Нужно сблизить язык книжный и разговорный, стереть различия, создать новый на основе « Среднего» стиля. Перемены должны наступить естественным путём, без ломки.

Статьи Карамзина сразу же встретили решительное неодобрение адмирала Шишкова, который откликнулся на них трактатом « Рассуждение о старом и новом слоге российского языка». В нём он защищает русскую культуру, самобытность, отрицает, что нация, которая развязала якобинский террор, уничтожила монархию и отвергла религию – является примером для подражания. Шишков заявляет, что России надлежит не усваивать ложное евр. Просвещение, а беречь и охранять свои нац. Основы.

Таким образом, если Карамзин шёл вперёд, то Шишков всем взглядом обращался назад. С этой целью он обращается к славянскому языку церковных книг, на котором уже не говорили в обиходе. Он ратовал за книжный язык и протестовал против сближения с разговорным. « Французы не могли из духовных книг своих столько заимствовать, сколько Мы из своих можем», - писал Шишков.


Итак, Карамзин и Шишков сошлись в необходимости единого лит. Языка, но разошлись в его создании. Карамзин выбирал « Средний» слог, Шишков – « высокий» и просторечный стили.

С целью воспитания будущих молодых писателей Шишков организует лит. Общество «БЛРС», её ядро составили Державин, Крылов, Голенищев, Ширинский и др. Кроме них, в заседаниях участвовали Кюхельбейкер, Катенин, Грибоедов, Гнедич. Ещё до открытия, 21 февр. 1811года, к Шишкову присоединились некоторые литераторы. Не разделявшие принципов сентиментализма. Наиболее примечательной фигурой здесь был князь Шаховской. В 1805 году в « Новом Стерне» он обрушивается на карамзинистов, на «коцебятину» мелодраматических пьес, заполонивших сцены.

Тогда чаша терпения сторонников Карамзина переполнилась, и они решили отвечать. Сам Карамзин участия в полемике не принимал.

С критикой Шишкова выступил на страницах журнала « цветник» Дашков, не соглашавшийся в тождестве церковнославянского и русского языков. Он доказывал, что церковносл. – лишь часть, вспомогательные стил. средства. Её поддержал Пушкин, особенно сказалось это в « Опасном соседе», когда он описывал проституток, восхищавшихся «Новым Стерном» Шаховского. Оскорблённый Шаховской написал «Расхищенные шубы», в которых высмеял невыдающийся талант Пушкина, а следом и « Липецкие воды», в главной роли – князь Фиалкин, стихи которго пародировали баллады Жуковского « Ахилл» и «Светлана».

Так и завязалась весёлая и принципиальная полемика между карамзинистами и шишковцами.

В 1815 году Блудов пишет сатиру в прозе «Видение в какой-то ограде». « Общество друзей литературы, забытых Фортуною» и живущих в Арзамасе (намёк на умерших как писатели членов Беседы), которые ведут вечера в трактире за дружескими спорами. Однажды появляется незнакомец, по описанию напоминающий Шаховского, который в витиеватых выражениях описывает своё видение о том, как старец (Шишков) поручил написать ему пасквиль на соперников, чтобы восстановить свою репутацию. Сатира эта во многом наметила жанр дальнейшей полемики.

«Арзамас» возник как общество, ориентированное на полемику с «Беседой». В него вошли Жуковский, Вяземский, Дашков, Орлов, Уваров, Батюшков, Блудов, Уваров и др. В противовес официозной «Беседе» арзамасцы подчёркивали провинциализм «Общества безвестных людей», в качестве эмблемы выбрали себе гуся и шутливо принялись отражать нападки « Беседы». Язык арзамасских речей, изобиловал цитатами и реминисценциями, был рассчитан на европейски образованного собеседника, способного улавливать тонкую иронию. Язык посвящённых. Тяжёловесной величавой темноте сочинений и речей сторонников Шишкова арзамасцы противопоставили лёгкий, щегольский стиль Карамзина а так же « Арзамасскую галиматью». В качестве «Бога» арзамасцы избрали себе Вкус, который трактовался иначе как личная способность, данная от рождения. Церковная идея переноситься в бытовой план, а эстетическая сакрализуется. «Беседа» объявляется ватагой дьявола.

В 1816 году « Беседа» прекратила существование, « Арзамас» продержался до 18 года. Для формирования языка требовались все три штиля.

Беседа любителей русского слова

Литературное общество в Петербурге в 1811-16. Создано в основном по инициативе А. С. Шишкова, автора «Рассуждения о старом и новом слоге», которое стало манифестом его литературных соратников. Собрания проходили в доме Г. Р. Державина, одном из центров литературной жизни Петербурга начала XIX в. (набережная р. Фонтанки, 118). Среди членов общества: В. В. Капнист, А. Н. Оленин, граф Д. И. Хвостов, князь А. А. Шаховской, князь С. А. Ширинский-Шихматов и др. Деятельность «Беседы...», направленная на утверждение жанров классицизма в русской литературе, сохранение в ней архаичного старославянского языка (в противовес реформе «карамзинистов»), имела консервативный характер. Вместе с тем некоторые члены общества (Н. И. Гнедич, И. А. Крылов) отстаивали национально-демократические традиции в развитии русского литературного языка, гражданский пафос в поэзии. Интерес «Беседы...» к изучению древне-русских памятников, фольклору, истокам русской словесности разделяли А. С. Грибоедов, П. И. Катенин и др. Общество издавало журнал «Чтение в Беседе любителей русского слова» (вышло 19 книг). Деятельность «Беседы...» стала предметом язвительного пародирования со стороны литературного кружка «Арзамас».

  • - литературное общество в Петербурге в 1811-16...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - основано в 1863 году при Московском университете...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - лингв...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - разновидность аллергического альвеолита, встречающаяся у лиц, контактирующих с птицами, и обусловленная отложением в легких преципитата, состоящего из IgG-антител и попавшего в организм аллергена...

    Большой медицинский словарь

  • - литературное общество, основанное в 1811 г. по мысли Г. Р. Державина и А. С. Шишкова с целью развивать и поддерживать вкус к изящному слову посредством публичного чтения образцовых произведений в стихах и прозе...
  • - иллюстрированный журнал по фотографической технике, издается с 1903 г. под ред. П. В. Преображенского...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - содержащий разные сочинения в стихах и в прозе некоторых российских писателей - ежемесячное издание, выходившее в СПб. в 1783-84 гг.. в неопределенные сроки...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - журнал, издавался в С.-Петербурге в 1811-16 гг., по 1, 2 и 3 книги в год. Всего вышло 19...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - литературное общество в Петербурге, возглавлявшееся Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым...

    Большая Советская энциклопедия

  • - "" - литературное общество в Санкт-Петербурге в 1811-16 во главе с Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Из стихотворения «Добро б мечты, добро бы страсти...» поэта, публициста-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова. Шутливо-иронически: о чьем-либо многословии; о словах, не подкрепленных делами...
  • - Из стихотворения «Добро б мечты, добро бы страсти...» поэта, публициста-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова. Шутливо-иронически о чьем-либо многословии...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Слова, пришедшие из других языков по разным причинам: внешним и внутриязыковым...

    Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • - Слова, пришедшие из других языков по разным причинам: внешним и внутриязыковым. 1) Внешние причины: а) тесные политические, торгово-экономические, промышленные и культурные связи между народами – носителями языков...
  • - Последовательность морфем, соответствующая законом словообразования того или иного языка...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - См. РУСЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Беседа любителей русского слова" в книгах

1. «Арзамас» против «Беседы любителей русского слова»

Из книги Василий Львович Пушкин автора Михайлова Наталья Ивановна

1. «Арзамас» против «Беседы любителей русского слова» 23 сентября 1815 года в Петербурге состоялась премьера стихотворной комедии А. А. Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды». Театр был полон. Успех представления - невероятный. После недавней победы над Наполеоном

Сотрудник «Собеседника любителей российского слова»

Из книги Фонвизин автора Люстров Михаил Юрьевич

Сотрудник «Собеседника любителей российского слова» С мая 1783 года в России начинает выходить концептуально новый, принципиально отличающийся от всех издававшихся на рубеже 1760–1770-х годов русских журналов «Собеседник любителей российского слова», содержащий «разные

Кризис и революция Беседа в редакции «Русского журнала»

Из книги Критика политической философии: Избранные эссе автора Капустин Борис Гурьевич

Кризис и революция Беседа в редакции «Русского

«Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». Полемика о литературном языке

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

«Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». Полемика о литературном языке Решение этих проблем приняло в России полемически-пародийный характер и связано с образованием и деятельностью двух литературных объединений – «Беседой любителей русского слова» (1811–1816) и

Дом для любителей русского стиля

Из книги Внешняя отделка загородного дома и дачи. Сайдинг, камень, штукатурка автора Жмакин Максим Сергеевич

Дом для любителей русского стиля Одним из самых модных в архитектуре современных загородных домов сегодня становится стиль «кантри», который иначе называют рустикальным. Это не случайно, поскольку данный стиль отражает стремление уставшего от городской суеты человека

«Беседа любителей русского слова»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Глава 6 ПРОНЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОГО СЛОВА

Из книги Благославие Руси Ведической автора Бородин Сергей Алексеевич

Глава 6 ПРОНЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОГО СЛОВА

2. Собеседование любителей интеллигентного слова

Из книги Том 5. Очерки, статьи, речи автора Блок Александр Александрович

2. Собеседование любителей интеллигентного слова В 1884 году Владимир Соловьев пишет Страхову: «По поводу мнения Менделеева, что литературный период теперь кончился, вы спрашиваете: какой же период начался? Мне кажется, ответ очевиден: если кончился период литературный

Гибель русского слова

Из книги Дело и Слово. История России с точки зрения теории эволюции автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Гибель русского слова Как уже сказано, с начала 1990-х годов началось вторжение зарубежных СМИ, несущих идеологическую и информационную составляющую западной модели демократии, на российский информационный рынок. Это быстро сказалось на отечественной теле-, радио-,

Взгляд русского на свободу слова

Из книги СССР и Запад в одной лодке [Сборник статей] автора Амальрик Андрей

Взгляд русского на свободу слова Я родился и рос в такой стране и в такое время, что само понятие свободы слова долго оставалось недоступным для меня. Составляя в тринадцать лет «свод законов» некоей воображаемой страны, я предусмотрел трехлетнее тюремное заключение за

Подвижница русского слова

Из книги Литературная Газета 6297 (№ 42 2010) автора Литературная Газета

Подвижница русского слова Панорама Подвижница русского слова ЭПИТАФИЯ 8 ноября во Фрайбурге на 88-м году жизни скончалась выдающаяся переводчица русской литературы на немецкий язык, профессор славистики Светлана Михайловна Гайер (урожд. Иванова; 1923–2010). Родом из Киева,

Владимир Бондаренко КУДЕСНИК РУССКОГО СЛОВА

Из книги Газета День Литературы # 163 (2010 3) автора День Литературы Газета

Владимир Бондаренко КУДЕСНИК РУССКОГО СЛОВА Владимир ЛИЧУТИН – живое, бьющееся, колотящееся о вековые препоны и трагедии русские – сердце. Сердце России, той, которой она могла бы стать... С днём рождения Вас, Владимир Владимирович! С семидесятилетием!..

Просто о Каббале. (Беседа для русского ТВ «Гурман» – 1. 08.05.2005)

Из книги Интервью и беседы М.Лайтмана с журналистами автора Лайтман Михаэль

Просто о Каббале. (Беседа для русского ТВ «Гурман» – 1. 08.05.2005) Ч то такое КаббалаЭто – наука или откровение? Учение тайное или открытое? Имеет ли она непосредственное отношение к нашему времени, и существует настоятельная необходимость незамедлительно, именно сейчас

Просто о Каббале. (Беседа для русского ТВ «Гурман» - 1. 08.05.2005)

Из книги Вопросы и ответы, интервью и беседы ученого-каббалиста рава М.Лайтмана с журналистами автора Лайтман Михаэль

Просто о Каббале. (Беседа для русского ТВ «Гурман» - 1. 08.05.2005) Ч то такое КаббалаЭто - наука или откровение? Учение тайное или открытое? Имеет ли она непосредственное отношение к нашему времени, и существует настоятельная необходимость незамедлительно, именно сейчас

Беседа 4 В конце нет никакого слова

Из книги За пределами просветления автора Раджниш Бхагван Шри

Беседа 4 В конце нет никакого слова 6 октября 1986 г., Бомбей Возлюбленный Бхагаван, сидя перед Вами, чувствуя, как Ваши слова текут ко мне из Вашего великого сердца, я обнаружила, что мое сердце раскрывается и воспринимает солнце и луну Вашего существа.