Что из перечисленного является примером природопользования. Рациональное природопользование: принципы и примеры

С раннего детства родители возили меня отдыхать к небольшому родниковому озеру. Я любила это озеро, его чистую и прохладную воду. Но, внезапно для нас, оно начало пропадать и почти исчезло. Оказалось, что местный фермер стал орошать свою землю водой из этого озера, и его нерациональная деятельность осушила водоем буквально за три года, оставив всю округу без воды, а нас - без озера.

Природопользование

Использование природных богатств влечет за собой определенные последствия, и мне бы хотелось, чтобы эти действия были направлены на созидание, а не на разрушение. С развитием техники люди все активнее пользуются природными ресурсами, используют их для своих личных потребностей и обогащения. Причем, такая деятельность может быть как рациональной, так и нерациональной. Первая не вредит природе, не изменяет ее вид и свойства, тогда как вторая приводит к истощению месторождений и загрязнению атмосферы.

Примеры рационального природопользования

Рациональное использование ресурсов подразумевает их максимально возможное разумное потребление. Для промышленности это может быть использование замкнутого цикла воды, использование альтернативных видов энергии, переработка вторсырья.


Таким примером также есть создание парков и заповедников, использование новых технологий, которые не загрязняют воздух, почву и воду.

Примеры нерационального природопользования

Неразумные и халатные примеры природопользования можно наблюдать на каждом шагу, и все мы уже расплачиваемся за такое небрежное отношение к природе. Вот некоторые из таких примеров:


В своей жизни я довольно редко наблюдаю рациональное использование ресурсов, начиная от отдельно взятых людей до масштабов корпораций и стран. А хотелось бы, чтобы люди больше ценили нашу планету и разумно использовали ее дары.

Тестовые задания по географии 10 класс

Тема: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

Вариант 1

  1. Полиметаллические руды
  2. Ядерная энергия
  3. Морская вода
  4. Лесные ресурсы

А2 Какое утверждение об обеспеченности природными ресурсами является верным?

  1. Обрабатываемые земли занимают 70% мирового земельного фонда
  2. Ресурсы пресной воды составляют 40% общего объема гидросферы
  3. Пахотные земли в основном распределены в лесных, лесостепных и степных зонах
  4. В мире существует около 6 тысяч угольных бассейнов

А3 В «оловянный пояс» входят государства

  1. Алжир, Египет
  2. Таиланд, Малайзия
  3. Замбия, Зимбабве
  4. Ирак, Кувейт

А4 Наиболее эффективным путем преодоления дефицита воды является

  1. Рациональное использование водных ресурсов
  2. Опреснение вод Мирового океана
  3. Транспортировка айсбергов
  4. Сокращение потребления воды населением

А5 Охране природы способствует

  1. Широкое развитие транспорта на электрической тяге
  2. Создание каскадов ГЭС на реках
  3. Перевод ТЭС с газа на уголь
  4. Развитие интенсивного земледелия в зоне влажных экваториальных лесов

А6 Охране гидросферы способствует

  1. Ограничение использования минеральных удобрений
  2. Орошение полей
  3. Осушение болот
  4. Создание искусственных каналов

А7 Засоление почв характерно для природной зоны

  1. Пустынь и полупустынь
  2. Тайги
  3. Тундр
  4. Влажных тропических лесов

А8 Примером рационального природопользования является

  1. Перевозка нефтепродуктов на морских судах
  2. Рекультивация земель в районах добычи угля
  3. Захоронение ядерных отходов на полигонах
  4. Создание водохранилищ на равнинных реках

А9 Площади обрабатываемых земель преобладают в странах

  1. Северной Африки
  2. Южной Азии
  3. Австралии
  4. Латинской Америки

А10 Какое утверждение о природопользовании верно?

  1. Сплав древесины по рекам является самым экологически чистым способом ее транспортировки
  2. Утилизация отходов относится к природосберегающим технологиям
  3. В заповедниках охраняют только животных
  4. Строительство водохранилищ на реках не оказывает никакого отрицательного воздействия на природу

А11 Особый тип охраняемых территорий с малоизмененными живописными ландшафтами, с богатой флорой и фауной, где охрана природы сочетается с рекреационными функциями территории, называется

  1. Заповедником
  2. Биосферным заповедником
  3. Заказником
  4. Национальным природным парком

Часть2

  1. Исчерпаемые невозобновимые А) солнечная энергия
  2. Неисчерпаемые Б) пресная вода
  3. Исчерпаемые возобновимые В) уран

В2 Какие три природных ресурса относятся к неисчерпаемым?

  1. Климатические
  2. Энергия течения
  3. Энергия ветра
  4. Почвенные
  5. Лесные

В3 Расположите регионы по мере увеличения их доли в мировых общегеологических запасах природного газа

  1. Америка
  2. Зарубежная Европа
  3. Зарубежная Азия
  4. Африка

В4 Выберите из перечисленных стран три страны, являющиеся лидерами по доказанным запасам нефти

  1. Саудовская Аравия
  2. Венесуэла
  3. Польша
  4. Кувейт
  5. Австралия

В5 Какие три страны являются лидерами в мире по размерам площади пашни

  1. США 4) Мексика
  2. Нигер 5) Россия
  3. Индия 6) Аргентина

В6 Расставьте регионы мира по уменьшению лесной площади

  1. Зарубежная Европа
  2. Зарубежная Азия
  3. Африка
  4. Латинская Америка

Часть 3

С1. Каковы негативные последствия строительства водохранилищ на равнинных реках? Укажите не менее двух последствий ___________________________________________

С2 Известно, что среди экономических районов России лидером по загрязнению воздуха сернистым ангидридом является Восточно-Сибирский экономический район. С какими отраслями хозяйства связано подобное загрязнение? Укажите не менее двух причин.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Часть 1

Выберите один правильный ответ

А1 Примером исчерпаемых возобновимых природных ресурсов является

  1. Бурый уголь
  2. Ядерная энергетика
  3. Лесные ресурсы
  4. Морская вода

А2 Какое утверждение об обеспеченности природными ресурсами стран мира является верным?

  1. Китай обладает крупнейшими запасами каменного угля
  2. На территории Саудовской Аравии расположены крупнейшие месторождения бокситов
  3. Реки стран Южной Европы обладают гидроэнергетическим потенциалом
  4. Мексика является лидером по заготовке промышленного леса

А3 Основным районом добычи фосфоритов среди перечисленных является

  1. Индия, о.Мадагаскар
  2. О.Науру, Марокко
  3. Аргентина, Австралия
  4. Суринам, Венесуэла

А4 Особо охраняемыми территориями, полностью изъятыми их хозяйственного использования, где ведутся систематические научные наблюдения, являются

  1. Национальные парки
  2. Заповедники
  3. Заказники
  4. Памятники природы

А5 Подтопление и заболачивание земель чаще всего происходит

  1. При открытой добыче полезных ископаемых
  2. В результате вырубки лесов
  3. При создании водохранилищ
  4. В результате неправильной обработки почв

А6 Засоление почвы в основном вызвано

  1. Неправильной вспашкой
  2. Неправильным орошением
  3. Осушением болот
  4. Нарушением севооборота

А7 Основным источником загрязнения океана является

  1. Отходы рыбопереработки
  2. Бытовой мусор
  3. Нефтетранспорт
  4. Добыча морских животных

А8 Площади пастбищ преобладают в

  1. Северной Африке
  2. Южной Азии
  3. Австралии
  4. Западной Европе

А9 Высокую долю обеспеченности лесами на душу населения имеет

  1. Габон
  2. Индия
  3. Китай
  4. Италия

А10 Примером рационального природопользования является

  1. Перевод автомобильного транспорта на газ
  2. Осушение болот
  3. Создание замкнутых циклов на производствах
  4. Сооружение высоких труб на предприятиях

А11 Участки территории, навечно изъятые из хозяйственного использования для сохранения в естественном состоянии всего природного комплекса, называют

  1. Заказниками
  2. Лесничествами
  3. Национальными природными парками
  4. Заповедниками

Часть 2

В1 Установите соответствие между видами природных ресурсов и природными ресурсами, к которым они относятся

Вид природных ресурсов Природные ресурсы

  1. Исчерпаемые невозобновимые А) геотермальная энергия
  2. Неисчерпаемые Б) рыбные
  3. Исчерпаемые возобновимые В) апатиты

В2Расположите земли по мере уменьшения их доли в площадях мирового земельного фонда

  1. Пашня, сады
  2. Малопродуктивные земли
  3. Луга, пастбища
  4. Леса

В3 Выберите из перечисленных стран три страны, являющиеся лидерами по общегеологическим запасам угля

  1. Индонезия 4) Венесуэла
  2. Ливия 5) Китай
  3. США 6) Австралия

В4 Расставьте регионы мира по уменьшению доли в мировых запасах нефти

  1. Северная Америка
  2. Латинская Америка
  3. Зарубежная Азия
  4. Австралия и Океания

В5 Расставьте регионы мира по уменьшению доли в мировых ресурсах пресной воды

  1. Европа
  2. Азия
  3. Африка
  4. Южная Америка

В6 Выберите три примера нерационального природопользования

  1. Перевод ТЭС на газ
  2. Использование отходов в качестве вторичного сырья
  3. Террасирование склонов
  4. Захоронение токсичных веществ в глубоководных впадинах
  5. Увеличение размеров китобойного промысла
  6. Создание шахтных терриконов

Часть 3

С1 Известно, что внесение азотных удобрений в почву имеет негативные последствия, особенно в тех случаях, если доза этих удобрений – значительна. Укажите не менее двух негативных последствий, к которым приводит подобная химическая мелиорация

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С2 Являясь мощным стимулом развития мирового транспорта, автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. К каким негативным последствиям приводит увеличение количества автомобильного транспорта? Укажите не менее двух причин

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключи

Вариант 1

А1 – 4 В1 – 1-В, 2-А, 3 - Б

А2 -3 В2 – 1,2,3

А3-2 В3 – 2,4,1,3

А4- 1 В4 -1,2,4

А5 – 1 В5 – 1,3,5

А6- 1 В6 – 4,2,3,1

А7-1

А8 -2

А9 – 2

А10 – 2

А 11 – 4

С1 – Приводит к нарушению экологического равновесия в местности. Последствия: подъем грунтовых вод, изменение микроклимата, изменение скорости течения реки, изменение флоры и фауны, разрушение берегов

С2 – Отрасли: теплоэнергетика, черная и цветная металлургия

Причины: мощные ТЭС Канско-Ачинского ТЭК; медно-никелевые заводы; расположены заводы по производству алюминия

Вариант 2

А1- 3 В1 - 1-В, 2-А, 3- Б

А2 – 1 В2 – 2,4,3,1

А3 – 2 В3 – 3,5,6

А4 – 2 В4 – 3,2,1,4

А5 – 3 В5 – 2,4,1,3

А6 – 2 В6 -4,5.6

А7 – 3

А8 – 3

А9 -1

А10 -3

А11 -1

С1 – накопление в растениях используемых человеком в пищу и, как следствие, возможные отравления; зарастание водоемов, загрязнение воздуха

С2 – выделение в окружающ.среду отходов от сгорания углеводородного топлива, большая часть которых токсична; шумовое загрязнение, отражающееся на здоровье граждан


  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.

    1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    Вся история человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует её в своих хозяйственных целях: охота, собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов.

    На протяжении нескольких тысячелетий характер связей человечества с окружающей средой претерпел большие изменения.

    Этапы влияния общества на природную среду:

    1) около 30 тысяч лет назад - собирательство, охота и рыболовство. Человек приспосабливался к природе, а не изменял её.

    2) 6-8 тысяч лет назад - сельскохозяйственная революция: переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; происходило слабое преобразование естественных ландшафтов.

    3) средние века - увеличение нагрузки на землю, развитие ремёсел; потребовалось более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов.

    4) 300 лет назад - промышленная революция: быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду.

    5) с середины XX века - современный этап научно-технической революции: коренные сдвиги в технической базе производства; наблюдаются резкие сдвиги в системе «общество - природная среда».

    В настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла своё отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.

    Природопользование - совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

    Виды природопользования:

    1) рациональное;

    2) нерациональное.

    Рациональное природопользование - отношение к природе, которое означает прежде всего заботу о сохранении экологического равновесия в окружающей среде и полностью исключает восприятие природы в качестве неисчерпаемой кладовой.

    Данное понятие предполагает интенсивное развитие экономики - «вглубь», за счёт более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходных технологий, создания культурных ландшафтов, охраны видов животных и растений, создания заповедников и т.п.

    К сведению:

    · В мире насчитывается более 2.5 тысяч крупных заповедников, резерватов, природных и национальных парков, которые вместе занимают площадь 2.7 % земной суши. Крупнейшие по площади национальные парки находятся в Гренландии, Ботсване, Канаде, на Аляске.

    · В наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве чёрных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70 % и более.

    Нерациональное природопользование - отношение к природе, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, её улучшения (потребительское отношение к природе).

    Такой подход предполагает экстенсивный путь развития экономики, т.е. «вширь», благодаря вовлечению в хозяйственный оборот всё новых и новых географических районов и природных ресурсов.

    Примеры такого отношения:

    Уничтожение лесов;

    Процесс опустынивания из-за неумеренного выпаса скота;

    Истребление некоторых видов растений и животных;

    Загрязнение вод, почв, атмосферы и т.п.

    К сведению:

    · Подсчитано, что один человек за свою жизнь «изводит» около 200 деревьев: на жилище, мебель, игрушки, тетради, спички и т.д. Только в виде спичек жители нашей планеты ежегодно сжигают 1.5 млн. кубометров древесины.

    · На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-320 кг мусора, в странах Западной Европы - по 150-300 кг, в США - по 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает 80 кг бумаги, 250 металлических банок, 390 бутылок.

    В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования; созданы специальные органы охраны окружающей среды; разрабатываются природоохранные программы и законы, различные международные проекты.

    И самое главное, что человек должен усвоить при своём взаимодействии с природной средой, это то, что все континенты планеты взаимосвязаны, нарушая равновесие на одном из них, изменяется и другой. Лозунг «Природа - мастерская, а человек в ней - работник» сегодня потерял смысл.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    Западная Европа - это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием.

    Наиболее крупные страны региона: ФРГ, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Швеция и др.

    Характеристики региона Западной Европы:

    1) Экономико-географическое положение:

    а) регион расположен на материке Евразия, на западе части света Европы;

    б) большая часть стран имеет выход к морям, которые являются главными районами мировых морских перевозок (Атлантический океан связывает Европу с Америкой, Средиземное море - Африкой и Азией, Балтийское море - со странами Европы);

    в) рассматриваемый регион граничит с другими экономически развитыми регионами, что положительно влияет на развитие его экономики;

    г) регион находится в относительной близости ко многим развивающимся странам, что означает близость к источникам сырья и дешёвой рабочей силы.

    2) Природные условия и ресурсы:

    · рельеф: сочетание равнинного и горного рельефа;

    · минеральные ресурсы: размещены неравномерно, часть месторождений истощены.

    Промышленные запасы: нефти и газа (Франция, Нидерланды); угля (Рурский бассейн в ФРГ, Уэльский и Ньюкаслинский - в Великобритании и др.); железной руды (Великобритания, Швеция); руды цветных металлов (ФРГ, Испания, Италия); калийных солей (ФРГ, Франция). В целом обеспечение данного региона хуже, чем Северной Америки и др. регионов.

    · почвы: весьма плодородны (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые);

    · земельные ресурсы: большая часть земель занята под пашни и пастбища.

    · климат: преобладание умеренного климатического пояса, на юге - субтропического, на севере - субарктического; температуры лета (8-24 градуса выше нуля) и зимы (от минус 8 до плюс 8 градусов); количество осадков колеблется от 250 до 2000 мм в год;

    · агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания таких сельскохозяйственных культур, как рожь, пшеница, лён, картофель, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, виноград, цитрусовые (на юге) и др. В итоге можно сказать, что регион хорошо обеспечен теплом и влагой, кроме южной части.

    · воды: реки (Рейн, Дунай, Сена, Луара и др.); озёра (Женевское и др.); ледники (в горах);

    · водные ресурсы: обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения составляет 2.5-50 тыс. кубометров за год, что свидетельствует о хорошем, но неравномерном обеспечении.

    · леса: смешанные, широколиственные и хвойные;

    · лесные ресурсы: леса занимают 30 % территории, большая часть из них вырублена; наибольшие запасы в Швеции и Финляндии.

    · ресурсы Мирового океана: в районе Северного моря и шельфовой зоны Бискайского залива добывают нефть и газ; большая часть морей обладает значительными рыбными ресурсами.

    · ресурсы нетрадиционной энергетики: геотермальные источники в Исландии и Италии; перспективно использование энергии ветра во Франции и Дании.

    · рекреационные ресурсы:

    · Западная Европа - центр мирового туризма, 65 % туристов земного шара - во Франции, Испании, Италии и т.п.

    3) Население:

    а) численность - свыше 300 млн. человек;

    б) плотность населения - от 10 до 200 чел./квадр.км;

    в) II тип воспроизводства; рождаемость, смертность и естественный прирост низкие;

    г) преобладание женского населения;

    д) старение населения;

    е) индоевропейская языковая семья:

    · языковые группы и народы: германская (немцы, англичане), романская (французы, итальянцы);

    · межнациональные проблемы в странах: Испания (баски), Франция (корсиканцы), Великобритания (северная часть Ирландии);

    · религии: протестантизм, католицизм;

    ж) уровень урбанизации около 80 %; крупнейшие города: Роттердам, Париж, Рим, Мадрид и т.д.

    з) регион Западной Европы является мировым очагом трудовой миграции (въезд рабочей силы);

    и) трудовые ресурсы: (высококвалифицированные)

    40-60 % - заняты в сфере услуг и торговли;

    30-35 % - в промышленности и строительстве;

    5-10 % - в сельском хозяйстве.

    4) Экономика:

    Западная Европа - один из экономических и финансовых центров мира; по темпам экономического развития в последнее время регион стал отставать от США и Японии.

    Условия, влияющие на развитие:

    Высокий технологический уровень;

    Высококвалифицированный персонал;

    Наличие уникальных природных ресурсов;

    Большая гибкость и приспособленность производственной структуры малых и средних фирм к потребностям мирового рынка.

    Отрасли промышленности:

    а) энергетика базируется на собственных и привозимых ресурсах. В странах севера и юга Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует геотермальную энергию. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики.

    б) чёрная металлургия:

    Районы старых разработок: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции;

    Ориентация на импорт жёлтой руды привела к сдвигу предприятий к морю: Таранто в Италии, Бремен в ФРГ.

    в) цветная металлургия: использует концентраты руд из Африки и Азии (Германия, Бельгия).

    г) машиностроение определяет индустриальное лицо Западной Европы. Регион производит всё: от простых металлоизделий до самолётов. Особенно хорошо развито автомобилестроение: фирмы «Фольксваген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция).

    д) химическая промышленность: ФРГ - производство красителей и пластмассы, Франция - синтетического каучука, Бельгия - химических удобрений и соды, Швеция и Норвегия - лесохимии, Швейцария - фармацевтики.

    Сельское хозяйство характеризуется высокой производительностью и разнообразием. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Преобладает животноводство (крупный рогатый скот, овцеводство, свиноводство, птицеводство). Используемые культуры в растениеводстве: пшеница, ячмень, кукуруза, картофель, сахарная свекла (Франция, ФРГ), виноград, маслины, оливки (Италия, Испания).

    Транспорт высокоразвит. Велика роль автомобильного, морского транспорта (порты: Роттердам, Марсель, Гавр и т.д.). Увеличивается доля трубопроводного и авиационного транспорта. Развита густая транспортная сеть.

    5) Внутренние различия региона:

    Высокоразвитые: ФРГ, Франция, Великобритания, Италия;

    Среднеразвитые: Швеция, Испания и т.д.;

    Менее развитые: Португалия, Греция.

    6) Внешние экономические связи: страны объединены в Европейский союз; наблюдается высокий уровень региональной интеграции в рамках Единого европейского экономического пространства.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин.

    Возьмём к примеру - Алжир и Францию, и сравним их показатели.

    · неравномерная плотность населения:

    От 200 до 600 чел./квадратный метр (на побережье);

    От 1 чел./кв.метр и менее (остальная часть);

    · факторы, повлиявшие на подобное распределение людей по территории:

    1) природные: сухой, жаркий климат, малое количество вод, неплодородные почвы на преобладающей территории Алжира не способствуют большой плотности в данных континентальных условиях северной части Африканского материка; значительное увеличение плотности на Средиземноморском побережье (север страны), является следствием более мягкого климата, больших запасов питьевой воды и т.д.;

    2) исторические: издавна большая часть Алжира - район кочевого проживания населения.

    · плотность населения высокая, его размещение более равномерное, чем в Алжире:

    От 50 до 200 чел./кв.метр (в среднем по стране);

    До 600 чел./кв.метр и более (в районе Парижа);

    · факторы, повлиявшие на такое распределение:

    1) природные: благоприятный климат, достаточное количество осадков, нет резких перепадов температур, как в пустынях Алжира; плодородные почвы; обилие рек, озёр; выходы к морям;

    2) исторические: давность освоения этой территории;

    3) экономические: промышленно развитый регион.

    3-ий вопрос в билете нагляднее всего рассматривать на примерах довольно контрастных по всем показателям (природным, экономическим, историческим, социальным и т.д.) стран - таких, как страны Африки, Азии в сравнении с государствами Западной Европы.

    Билет № 5

    "

    В начале 2018 года 15000 ученых из 184 стран мира подписали второе Предупреждение человечеству о грозящем ухудшении экологического качества жизни в ближайшем будущем. По их мнению, человечество продолжает увеличивать объемы используемых ресурсов и объемы загрязнения окружающей среды. 2 августа 2018 года население Земли преодолело ежегодную границу допустимого использования возобновляемых ресурсов. 10 лет назад эта дата пришлась на 15 августа. Таким образом, граница допустимого использования каждый год сдвигается все ближе к началу года. Это означит, что человечество в год использует ресурсов больше, чем природа может восстановить за год, и тем самым мы "забираем" ресурсы у будущих поколений (закончились они в 2018 году 2 августа). Если не изменить ситуацию, то человечество неминуемо придет к экологической катастрофе. Обсудим эту актуальную тему с преподавателем географии Татьяной Валентиновной .

    Как быть? Что делать? Ученые давно размышляют над этими вопросами и предлагают ряд мер по решению экологических проблем. Страны, которые уделяют много внимания охране природы и экологическому качеству жизни населения, реализуют эти меры. Например, в Евросоюзе с 2021 года вводится запрет на одноразовую пластиковую продукцию (пластиковые трубочки, ватные палочки, тарелки, столовые приборы, полиэтиленовые пакеты). Планируется, что к концу 2025 года 90 процентов одноразовых пластиковых бутылок должны подлежать переработке.

    Это лишь один пример. Комплекс мер по экологически грамотному использованию ресурсов и вышедших из использования продуктов получил название рациональное природопользование. Природопользование - это удовлетворение различных потребностей человеческого общества путем использования природных ресурсов и условий.

    Есть страны, где ресурсов много (африканские страны), но качество жизни низкое; а есть страны, где ресурсов мало (Япония, Евросоюз), но качество жизни высокое. В обоих случаях происходит природопользование, но разное. В африканских странах ресурсы добываются, но малоэффективно перерабатываются, и происходит разрушение окружающей среды. В странах Евросоюза, Японии ресурсы даже закупаются, но эффективно перерабатываются, в ход идут отходы производства, отработанные изделия. Поэтому экологические проблемы минимальны. Приведенные примеры говорят о нерациональном (африканские страны) и рациональном (Евросоюз, Япония) природопользовании.

    Рациональное природопользование направлено на разумное освоение природных ресурсов, предотвращение возможных негативных последствий человеческой деятельности для биосферы, поддерживание, повышение продуктивности и привлекательности природных комплексов и отдельных природных объектов. Примерами могут служить создание культурных ландшафтов; применение технологий, позволяющих более полно перерабатывать сырьё; повторное использование отходов производства, охрана редких видов животных и растений, создание заповедников и т. п.

    Нерациональное природопользование - это безумное, хищническое, нерасчетливое изъятие природных ресурсов, которое сопровождается явлениями загрязнения, истощения и деградации природных систем, ведет к качественному ухудшению окружающей среды, нарушению баланса экологических компонентов и разрушению биогеоценозов. Примеры такого отношения — это неумеренный выпас скота, подсечно-огневое земледелие, истребление отдельных видов растений и животных, радиоактивное, тепловое загрязнение среды. Также вред окружающей среде наносят сплав леса по рекам отдельными бревнами (молевой сплав), осушение болот в верховьях рек, добыча полезных ископаемых открытым способом и т.п.

    Стоит обратить внимание, что далеко не всегда то, что рационально с экономической точки зрения, рационально с точки зрения природопользования. Часто сиюминутная прибыль оборачивается огромными потерями (в том числе финансовыми) в недалёком будущем. Так, например, использование угля на ТЭС может быть дешевле, чем использование природного газа, но при сжигании угля образуется гораздо больше веществ, загрязняющих атмосферу и способствующих глобальному потеплению.

    При этом, человечество не может отказаться от использования природы в своих целях, не может прекратить распашку земель, добычу полезных ископаемых и т. д. Суть рационального природопользования заключается не в отказе от некоторых видов хозяйственной деятельности, а в научном изучении и разработке методов ведения хозяйственной деятельности, которые бы предотвращали негативное воздействие. Затем необходимо их внедрять и проводить мониторинг за эффективностью действия принятых мер.

    Приведем ряд мероприятий рационального и нерационального природопользования в некоторых видах экономической деятельности. Формулировки примеров преимущественно взяты из тестовых заданий ОГЭ.

    Для успешных ответов необходимо знать не только примеры рационального и нерационального природопользования, но и понимать причины и следствия мероприятий. Например,

    Это вопрос на знание последствий осушения болот. Болота - природный резервуар воды, источник питания рек, а также источник кислорода. Правильный ответ 3.

    В материалах ОГЭ есть тестовых заданиях и на сравнение интенсивности процессов. Например,

    Тепловые электростанции работают на принципах сжигания топлива. Процесс горения всегда сопровождается выбросами , , и других газов. Правильный ответ 1.

    В настоящее время общепринято, что кардинальным путем охраны окружающей среды и рационального природопользования является создание и внедрение безвредных малоотходных, а в итоге абсолютно безотходных и бессточных технологий; а также, комплексное и многократное использование природных ресурсов и отходов производства, проведение мероприятий по восстановлению окружающего мира.

    Таким образом, наша цивилизация вынуждена использовать все имеющиеся возможности ресурсосбережения и охраны природы для сохранения нашей планеты - колыбели человечества

    Двор -колодец

    Радиально-кольцевая планировка

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Задание 15. Влияние деятельности человека в природе.

    1.

    5) строительство ГЭС на равнинных реках

    2. Выберите два примера нерационального природопользования.

    2) использование природного газа вместо угля на ТЭС

    3) захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах

    5) распашка земель вдоль склонов

    3. Выберите два примера нерационального природопользования.

    1) рекультивация земель в районах добычи угля

    2) использование на ТЭС каменного угля, вместо природного газа

    4) комплексное использование добываемого сырья

    5) перевод ТЭС на природный газ, вместо каменного угля

    4.

    1) строительство ГЭС на равнинных реках

    2) осушение болот в верховьях малых рек

    3) рекультивация земель в районах добычи угля

    4) распашка земель вдоль склонов

    5) заготовка древесины с последующими посадками леса

    5. Выберите два примера рационального природопользования.

    1) извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд

    3) избыточное орошение в засушливых районах

    4) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях

    5) создание полезащитных лесополос в степной зоне

    6. Выберите два примера нерационального природопользования.

    1) рекультивация земель в районах добычи угля

    2) распашка склонов на возвышенностях

    3) заготовка древесины с последующими посадками леса

    4) сплав леса по рекам отдельными брёвнами

    7. Какие два из перечисленных видов природных ресурсов относятся к исчерпаемым возобновимым?

    1) рыбные ресурсы

    2) каменный уголь

    3) медные руды

    4) энергия ветра

    5) лесные ресурсы

    8. Выберите два варианта ответа. Защите земель от ветровой эрозии способствует:

    1) распашка склонов

    2) вырубка зарослей кустарников в оврагах и балках

    3) посадка лесополос

    4) интенсивный выпас скота

    5) террасирование склонов

    9. Выберите два варианта ответа. Уменьшению выбросов в атмосферу углекислого газа способствует:

    1) развитие ветровой и солнечной энергетики

    2) сокращение площади тропических лесов

    3) ограничение дальнейшего развития атомной энергетики

    4) перевод тепловых электростанций с каменного угля на природный газ

    5) строительство новых ГРЭС в малонаселённых районах

    10. Выберите два примера рационального природопользования.

    1) использование в чёрной металлургии только обогащённой руды

    2) перевод ТЭС с природного газа на уголь

    3) комплексное использование добываемого сырья

    4) осушение болот в верховьях малых рек

    5) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях

    11. Выберите два примера нерационального природопользования.

    1) проведение снегозадержания в зимнее время

    2) использование природного газа вместо угля на ТЭС

    3) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях

    4) осушение болот в верховьях малых рек

    5) создание свалок бытового мусора

    12. Выберите два варианта ответа. К образованию кислот в атмосфере и выпадению кислотных дождей ведет прежде всего

    1) сжигание угля

    2) внесение органических удобрений в почву

    3) удобрение почв

    4) создание свалок бытового мусора

    5) работа предприятий цветной металлургии

    13. Какие два из перечисленных видов природных ресурсов относится к исчерпаемым невозобновимым?

    1) лесные ресурсы 2) нефть 3) энергия солнца 4) каменный уголь 5) плодородие почвы

    14. Какие два из перечисленных видов природных ресурсов относится к неисчерпаемым?

    1) энергия солнца

    2) биологические ресурсы

    3) природный газ

    4) энергия ветра

    5) урановая руда

    15. Выберите два варианта ответа. Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывает

    1) развитие ветровой и солнечной электроэнергетики

    2) создание лесополос в степной зоне

    3) сжигание попутного нефтяного газа

    4) строительство ГЭС на равнинных реках

    5) перевод ТЭС с угля на природный газ

    16. Выберите два примера рационального природопользования.

    1) рекультивация земель на месте карьеров

    2) создание лесополос в зоне степей

    5) создание терриконов в местах добычи угля

    17. Выберите два варианта ответа. Охране речных вод от загрязнения способствует

    1) вырубка лесов в долинах рек

    2) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях

    3) размещение водоёмких производств на берегах рек

    4) осушение болот в верховьях рек

    5) ограничение использования удобрений в бассейнах рек

    18. Выберите два примера нерационального природопользования.

    1) рекультивация земель в районах горных выработок

    4) сжигание попутного нефтяного газа в факелах в районах добычи нефти

    5) использование биологических способов борьбы с сельскохозяйственными вредителями

    19. Выберите два примера нерационального природопользования.

    2) выращивание мальков ценных видов рыб на рыбозаводах для дальнейшего выпуска их в водоёмы

    3) вырубка лесов в долинах рек

    4) санитарная вырубка леса

    5) функционирование мусоросортировочных станций

    20. Что из перечисленного является примером рационального природопользования? Выберите два варианта ответа.

    1) подсечно-огневое земледелие

    2) выращивание мальков ценных видов рыбы на рыбозаводах для дальнейшего выпуска их в водоёмы

    3) осушение болот в верховьях малых рек

    4) развитие ветровой и солнечной электроэнергетики

    5) добыча полезных ископаемых открытым способом

    21. Выберите два примера рационального природопользования.

    1) рекультивация земель на месте угольных терриконов в Кузбассе

    2) создание полезащитных лесополос в степной зоне

    3) разработка железных руд в КМА открытым способом

    4) строительство каскада ГЭС на Волге

    5) осушение болот в верховьях Волги

    22. Выберите два примера нерационального природопользования.

    1) заготовка древесины с последующими посадками леса

    2) сплав леса по рекам отдельными брёвнами

    3) добыча полезных ископаемых открытым способом

    4) рекультивация земель в районах добычи угля

    5) комплексное использование добываемого сырья

    23. Выберите два примера рационального природопользования.

    1) вырубка лесов в бассейнах рек

    2) осушение болот в верховьях рек

    3) создание терриконов в местах добычи угля

    4) рекультивация земель на месте карьеров

    5) санитарная вырубка леса

    24. Что из перечисленного может привести к образованию кислотных дождей? Выберите два варианта ответа.

    1) перевод ТЭС с природного газа на каменный уголь

    2) использование минеральных удобрений

    3) осушение болот в долинах рек

    4) массовая вырубка лесов

    5) работа медеплавильного завода

    25. Выберите два примера рационального природопользования.

    1) производство бумаги из макулатуры

    2) распашка земель вдоль склонов

    3) создание полезащитных лесополос в степной зоне

    4) избыточное орошение в засушливых районах

    5) извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд

    Ответы:

    1. Осушение болот в верховьях рек может привести к их обмелению, опусканию уровня грунтовых вод; при строительстве ГЭС на равнинных реках затапливаются для создания водохранилища земли в долине реки. Кроме прямого уничтожения ценных пойменных земель затопление вызывает повышение уровня грунтовых вод, заболачивание берегов. Ответ: 45.

    2. Захоронение токсичных отходов может привести к загрязнению окружающей среды, что особенно опасно в густонаселенных районах; распашка земель вдоль склонов приводит к развитию водной и ветровой эрозии и разрушению склона. Ответ: 35.

    3. Ответ: 23.

    4. Ответ: 35.

    5. Ответ: 45.

    6. Ответ: 24.

    7. Природные ресурсы - важнейшие компоненты окружающей человека среды, используемые для удовлетворения всевозможных материальных и культурных потребностей общества. Природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы подразделяются на возобновимые и невозобновимые. К возобновимым природным ресурсам относятся чистый воздух, пресная вода, плодородие почв, растения и животные. Полезные ископаемые, добываемые человеком, являются невозобновимыми природными ресурсами. Ответ: 15.

    8. Ответ: 35.

    9. Ответ: 14.

    10. Ответ: 35.

    11. Ответ: 45.

    12. Ответ: 15.

    13. Ответ: 24.

    14. Ответ: 14.

    15. Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывает сжигание попутного нефтяного газа, так как в атмосферу выбрасываются парниковые газы; при строительстве ГЭС на равнинных реках затапливаются для создания водохранилища земли в долине реки. Кроме прямого уничтожения ценных пойменных земель затопление вызывает повышение уровня грунтовых вод, заболачивание берегов. Ответ: 34.

    16. Ответ: 12.

    17. Ответ: 25.

    18. Ответ: 34.

    19. Ответ: 13.

    20. Ответ: 24.

    21. Ответ: 12.

    22. Ответ: 23.

    23. Ответ: 45.

    24. Ответ: 15.

    25. Ответ: 13.