Что такое Саморазвитие? Какие этапы саморазвития существуют? Мне присущи некоторые недостатки. Что нам мешает

Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие»

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

Сократ

Понятие о развитии. Наиболее широким понятием, с позиций которого может быть охарактеризовано саморазвитие, является понятие развития.

Под развитием в целом традиционно понимают естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п. Применительно к человеку чаще всего говорят о физическом, психическом, социальном развитии.

Физическое развитие - это количественное и качественное изменение телесных свойств и качеств человека, связанное как с созреванием, так и преобразованием структур и систем его организма.

Психическое развитие , в свою очередь, это закономерный процесс становления и изменения психологических свойств и качеств человека.

Социальное развитие - освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия в процессе социализации.

Остановимся на проблеме психического развития. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как простой рост, созревание, как предопределенность стадий. Не случайно вплоть до XVII-XVIII вв. детство рассматривалась как подготовка к жизни, а ребенок - как уменьшенная копия взрослого, пока незрелая и неразумная.

Постепенно к развитию стали подходить как к необратимому процессу количественных, качественных и структурных изменений психических процессов, свойств, состояний, разворачивающихся во времени. В настоящее время существует множество различных теорий психического развития (натурализм, социоморфизм, культурализм, теологизм, гносеологизм, антропологизм), в которых предлагаются свои версии понимания и объяснения психического развития.

Особую актуальность в науке приобрела проблема выявления факторов психического развития. Здесь сложилось несколько подходов. Согласно биогенетическим представлениям, развитие обусловлено биологическими, врожденными и наследственными факторами, а также факторами созревания, которые задают программу и векторы психического развития. Социо- генетическое направление, наоборот, делает акцент на социальной обусловленности развития человека, считая, что, организуя жизнь и деятельность ребенка определенным образом, можно сформировать у него желательные свойства и качества. В теории конвергенции двух факторов В. Штерна развитие ребенка представляется как результат влияния и наследственности, и среды. В отечественной психологии наиболее распространенным является мнение, что ведущую роль в развитии играют обучение и воспитание, а также общение и деятельность, т.е. социальные факторы, а биологические, врожденные особенности выступают как условия развития. Выготский писал о единстве факторов наследственности и среды в развитии человека. Необходимо отметить, что в одних теориях в большей степени, а в других - в меньшей игнорируется факт детерминации развития со стороны самого человека, хотя на этот момент, в частности, в отечественной психологии всегда обращалось внимание.

Важной проблемой, обсуждаемой в психологии, является проблема движущих сил психического развития и поиск его общих закономерностей. В отечественной науке признается, что движущими силами развития являются противоречия, например противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения, между старыми и новыми формами поведения, между требованиями со стороны окружения и наличными возможностями ребенка. А в качестве закономерностей психического развития выступают такие, как его необратимость, направленность, преемственность, неравномерность, пластичность, сочетание прогресса и регресса, зигзагообразность и некоторые другие.

Особое внимание в психологии уделяется проблеме возраста и возрастной периодизации развития. Согласно Л. С. Выготскому, каждый возраст может быть охарактеризован посредством таких понятий, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. На основе взглядов Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста и разработанной А. Н. Леонтьевым концепции ведущей деятельности в 70-е гг. XX в. была разработана возрастная периодизация (автор - Д. Б. Эльконии), которая до настоящего времени остается в отечественной психологии приоритетной. Особенностью данной периодизации является то, что она охватывает возраст от рождения до 17-18 лет. Из зарубежных периодизаций широкую известность получила возрастная периодизация американского психолога Э. Эриксона. Данная периодизация охватывает весь жизненный цикл человека, и здесь выделяются две варианта возможного развития человека: продуктивное развитие и непродуктивное. Эти периодизации хорошо известны и описаны во многих учебниках, поэтому мы не будем на них останавливаться.

Кратко напомнив о том, что собой представляют развитие и психическое развитие человека, поставим основной вопрос: что такое саморазвитие, в чем его суть, чем оно отличается от развития?

Если к термину «развитие» подставить «само-», то мы и получим - ашоразвитие. Следовательно, в этом «само-» и состоит разгадка феномена саморазвития. Поэтому, прежде чем перейти к содержательной характеристике саморазвития, попытаемся разобраться с этим загадочным термином «само-».

«Само-» как категория, «переводящая» развитие в ранг саморазвития. Феномены, обозначенные понятием «само-» (к числу которых относится саморазвитие), все чаще становятся предметом изучения, так как привлекают исследователей возможностью выявить специфические черты, отличающие современную личность, такие как активность, свобода самоопределения, способность управлять своим поведением, развитием, и нести за это ответственность.

С этимологической точки зрения понятия группы «само-» представляют собой сложносоставные слова, семантическая общность которых задается начальной частью слов: само - в русском языке, auto (autonomy , autosuggestion) и self (self-affirmation , self-command) - в английском языке, selber (selbstanalyse ) и eigen (eigenart ) - в немецком языке.

«Само-» вносит в сложносоставные понятия следующие два значения:

  • 1) направленность действия, названного во второй части слова, на себя;
  • 2) совершение действия непроизвольно, спонтанно, без постороннего вмешательства.

Аналогичными свойствами обладают такие семантические единицы, как «авто-», «ауто-», «Я-». По этой причине в группу «само-» также включаются такие психологические понятия, как «аутоагрессия», «аутотренинг», «автономность», «автобиографическая память», «Я-концепция» и т.п.

Если представить понятия группы «само-» как свернутые предложения, то в развернутой форме они могут быть выражены фразой «я сам делаю нечто но отношению к себе». Например, самопознание означает, что я сам познаю себя; самооценка - сам оцениваю себя; самомотивация - сам мотивирую себя; аутоагрессия - сам проявляю агрессию по отношению к себе и т.д. Причем феномены группы «само-» в большинстве своем могут трактоваться двояко: как процессы и как результаты этих процессов. Например, термины «самооценка», «самоотношение», «самоопределение» и т.п. описывают психическое и в плане протекания активности, и в плане результата этой активности.

На языке психологии само-высказывания могут быть истолкованы в двух планах: 1) «Я» выступает как источник некоей активности; 2) эта активность направлена на «себя», т.е. тоже на «Я». Общие атрибутивные черты группы «само-» выражаются во внутрисистемной отнесенности причинности и внутрисистемной направленности активности (совпадение в системе «Я» субъекта и объекта активности).

Явления «само-» можно понять, если личность трактовать как целостное и в то же время полиморфное образование, включающее в свою структуру два модуса «Я», выполняющие различные функции: функцию субъекта и функцию объекта.

Феномен «само-», описанный выше как «я сам делаю нечто по отношению к себе», становится попятным, если представить, что во внутри- личностном пространстве существуют два модуса «Я» (две субличности): субъектный модус и объектный модус.

Субъектный модус (модус субъекта) - это личность как инициатор и руководитель активности, объектный модус (модус объекта) - это то «Я», которое осуществляет исполнительские функции либо выступает в качестве области приложения субъектной активности. Содержание субъектной активности конкретизируется через то отглагольное существительное, которое является частью конкретного понятия «само-» (познание, утверждение, уважение, выражение и пр.).

Применительно к саморазвитию термин «само-» означает, что человек по собственной инициативе начинает совершать некоторые действия по преобразованию и изменению себя, своих индивидных и личностных свойств, своего поведения и деятельности, отношения к другим людям и др.

Определение понятия «саморазвитие». В психологии не сложилось разделяемых всеми, устойчивых представлений о саморазвитии человека. Саморазвитие представлено в различных своих качествах и определяется следующим образом:

  • - как стратегия жизни (К. А. Абульханова-Славская);
  • - как жизненная ориентация (Е. Ю. Коржова);
  • - как жизненная возможность (Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов);
  • - как форма проживания жизни (Е. Б. Старовойтенко);
  • - как форма развития (М. А. Щукина);
  • - как потребность (А. Маслоу);
  • - как специфическая деятельность (А. Г. Асеев, Л. Н. Куликова, Н. А. Низовских и другие).

Такое многообразие подходов вполне оправданно, оно обусловлено сложностью и многогранностью понятия «саморазвитие». В настоящее время все чаще саморазвитие начинает определяться как специфическая деятельность человека, направленная на преобразование самого себя. Приведем примеры некоторых определений, сделанных в русле деятельностной парадигмы.

Одними из первых попытались определить суть саморазвития В. И. Сло- бодчиков и Е. И. Исаев. Авторы пишут, что «саморазвитие - эго фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [Слободчиков, Исаев, 2000, с. 1471.

Согласно Д. А. Леонтьеву , саморазвитие есть деятельность, направленная человеком на самого себя с целью обогащения своих сущностных сил.

По мнению Л. Н. Куликова , саморазвитие - это сознательно и планомерно осуществляемый процесс, детерминируемый изнутри, а не извне, поскольку его мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее.

Если попытаться обобщить данные определения, то можно найти в них много сходных черт. Практически везде подчеркивается, что саморазвитие - это самостоятельное построение человеком собственной личности, приобретение таких качеств и характеристик, которых раньше не было. Тем самым подчеркивается значимость субъектности индивида, его активности, достижения нового состояния и новых свойств.

В настоящем учебнике мы будем придерживаться следующего определения.

Саморазвитие - это специфическая деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств [Низовских, 2007].

На наш взгляд, такое определение является наиболее эвристичным, простым в понимании, дает возможность построения достаточно четкой и однозначной теоретической парадигмы и, что очень важно, позволяет выстраивать психологические практики содействия саморазвитию.

Борис Акунин

Знаете ли вы, дорогие друзья, о том, что одной из самых возвышенных потребностей человека является саморазвитие? Уверен, что знаете, или во всяком случае чувствуете это, поэтому и проявили интерес к данной теме. Да, это действительно очень сильная потребность, с рождения присущая всем без исключения людям. Именно благодаря саморазвитию многие люди обретают смысл в жизни и добиваются просто выдающихся результатов в самых разных областях. И это неудивительно, ведь саморазвитие – это работа человека над самим собой, с целью сделать себя лучше, уж если не во всех, то во всяком случае во многих отношениях. А чем лучше вы становитесь, тем многое вы можете сделать в этой жизни, чтобы добиться успеха в том, что для вас важно. И вообще, заниматься саморазвитием – очень интересно. Друзья, я хочу признаться вам, что к людям, которые проявляют интерес к таким вещам, как саморазвитие, самосовершенствование, самопознание, самообразование, самообучение, самодисциплина и прочим подобным темам, я отношусь с глубоким уважением. Мне приятно работать с такими людьми и для таких людей. Потому что я тоже хочу стать лучше, чем я есть сейчас. Я всегда этого хотел, и всегда работал в этом направлении. Давайте теперь это будем делать вместе. И для этого давайте посмотрим, как можно и как нужно заниматься саморазвитием, чтобы получать от этого процесса не только пользу, но и большое удовольствие.

Первым делом я хочу сказать, что сам факт того, что вы читаете эту статью – это уже большое достижение для вас. Дело, разумеется, не в самой статье, хотя я буду стараться сделать ее очень качественной и полезной для вас, дело в вашем интересе к этой теме. Ведь саморазвитие начинается с того момента, когда человек обращает внимание на самого себя, чтобы идентифицировать себя в этом мире, чтобы осознать свои сильные и слабые стороны, чтобы определиться с тем, каким он хочет стать. Это процесс самопознания, целью которого является поиск человеком самого себя в этом мире. И вы уже это сделали, вы, во-первых, нашли себя, а во-вторых вы решили, что тот, кого вы понимаете под собственным “Я”, нуждается в изменении, и не просто в изменении, а в улучшении. Это хорошее начало, это правильное начало – это начало саморазвития. Любой человек, если он обратит на себя внимание, рано или поздно может обнаружить в себе какие-то, даже не столько недостатки, их-то у нас у всех хватает, сколько, скажем так, не очень хорошо развитые качества, которые он считает плохо развитыми потому, что сравнивает себя с другими людьми. Ведь все познается в сравнении, ну или почти все. Мы не можем знать, насколько мы развиты, не сравнив себя с другими людьми.

Но вам совсем необязательно говорить себе, что вы чем-то хуже других людей, чтобы захотеть развивать себя, если это вас не столько мотивирует к работе над собой, сколько подавляет и вынуждает опускать руки. Вам достаточно захотеть стать лучше, вдохновляясь достоинствами других людей, не думая при этом о своих недостатках. Пусть они, другие люди, особенно успешные люди, которыми вы искренне восхищаетесь, служат для вас хорошим примером того, каким вообще может стать человек. Это вселит в вас веру в то, что и вы можете стать таким, и даже лучше, потому что вы тоже человек. А на определенном этапе своего развития, человек и вовсе начинает сравнивать себя не с другими людьми, а с самим собой в прошлом, используя это в качестве мотивации к саморазвитию. Так что все начинается с того, что вы обращаете внимание на себя и задумываетесь над тем, какой вы человек и каким вы хотите стать. Вы это сделали, начав читать эту статью. Но нужно двигаться дальше, нужно осознать смысл саморазвития, чтобы не заниматься этим делом, так сказать, вслепую.

Смысл саморазвития

Давайте с вами зададимся вопросом – какой смысл заниматься саморазвитием, если в конечном счете мы все придем к одному концу, независимо от уровня нашего развития и достигнутых в жизни результатов? Этим вопросом, я знаю, задаются многие люди, рассуждая о своей жизни. На самом деле, никакого такого ярко выраженного смысла в саморазвитии может и не быть, как, впрочем, и во всем остальном, что мы делаем в своей жизни, если исходить из вышеуказанной позиции. Конец, у нас у всех, действительно, один. Но если подумать, то скорее всего все дело в том, что мы просто не знаем об этом смысле. Откуда нам, к примеру, знать, зачем вообще существует наша Вселенная, зачем мы в ней появились и чем в итоге наше существование закончится? Все это такие вопросы, в которые может упереться любой человек, рассуждая о смысле чего бы то ни было. Поэтому я не могу вам с полной уверенностью сказать, зачем вам нужно заниматься саморазвитием, и какой в этом смысл, если исходить из мысли о том, что рано или поздно все в этом мире прекратит свое существование, во всяком случае в том виде, в каком оно существует сейчас.

Но я считаю, что само по себе саморазвитие может стать для вас смыслом вашей жизни, именно в этой жизни. А почему нет? Почему бы не использовать эту жизнь для того, чтобы выжать в ней из себя все, на что вы способны? Ведь в том, чтобы этого не делать, тоже может не быть никакого смысла. Так ведь? Какой смысл в том, чтобы не заниматься саморазвитием? Какой смысл в том, чтобы лениться, плыть по течению, быть посредственностью, всего бояться, ни о чем не мечтать, ничего не делать, ни к чему не стремиться? Этого смысла вы ведь тоже не знаете, верно? Но тем не менее, одни люди выбирают в своей жизни один путь, а другие другой. И каждый проживает свою жизнь так, как считает нужным ее прожить. Так быть может просто сделать этот выбор – либо в пользу саморазвития, либо в пользу того, чтобы им не заниматься?

Желание развиваться

Давайте теперь задумаемся над другим, тоже очень интересным вопросом – почему мы что-то хотим делать, например, заниматься саморазвитием, а чего-то делать не хотим? Откуда вообще берутся наши желания? Саморазвитие – это самостоятельное развитие, где именно самостоятельность имеет ключевое значение. Но это желание самим себя развивать приходит к нам постепенно. По началу любой человек учится и развивается под воздействием внешнего принуждения, то есть, с помощью других людей, которые помогают ему, так сказать, встать на правильную дорожку в жизни. Если, конечно, они ему в этом помогают. Именно другие люди служат для нас примером того, как вообще может жить человек, показывая нам либо хороший, либо плохой пример. От этого ведь очень многое в нашей жизни зависит, согласитесь, в том числе и желание развиваться.

Если человек проявит интерес к процессу постоянного развития, чаще благодаря другим людям, реже вопреки им, и пристрастится к нему, то дальше он уже сам сможет продолжать учить и развивать себя нужным ему образом, причем постоянно, в течение всей своей жизни. Поэтому так важно, очень важно окружать себя такими людьми, насколько это вообще возможно, которые могут стать для вас хорошим примером для подражания. Именно от их влияния на вас будет во многом зависеть ваше отношение к таким вещам, как саморазвитие. Конечно, у нас у всех есть своя голова на плечах, но от нашего окружения очень сильно зависит то, какие мысли в ней будут преобладать.

Вот возьмем к примеру, такой вид деятельности, как чтение, который очень хорошо способствует развитию человека – помогает ему получить новые знания, развивает его мышление, делает его более разумным. К чтению нужно пристраститься, нужно просто полюбить это дело, и тогда вы уже никогда не перестанете им заниматься, никогда не перестанете читать. Вы всегда и везде будете стараться что-нибудь почитать, чтобы занять свое время, чтобы что-то новое узнать. Вы будете развивать себя с помощью чтения. Также и с саморазвитием в целом обстоят дела. Нужно только один раз влюбиться в это дело, в этот процесс, и потом вы его уже никогда не разлюбите. Потому что развивать себя – приятно и интересно. Этот процесс доставляет гораздо большее удовольствие, чем, скажем, курение, употребление алкоголя, азартные игры и прочая, давайте скажем честно, ерунда, которой занимаются некоторые люди. Так что вам нужно просто приучить себя к саморазвитию, всего один раз приложить необходимые усилия для того, чтобы пристрастится к этому занятию, если другие люди вам в этом не помогли, и тогда в будущем желание развивать себя в вас будет только крепнуть. Даже если полезность и интересность этого занятия для вас пока еще не очевидна, и вы еще не чувствуете удовольствия от него, оно уже овладевает вашим сознанием, давая вам понять, что это нужно делать, нужно развивать себя. Потому что другие люди это делают, и им это нравится. Значит это может понравиться и вам.

На начальном этапе вполне допустимо, и даже необходимо, по указанной выше причине, чтобы кто-то помог вам влюбиться в саморазвитие. Какой-то человек, которому вы доверяете, который вам нравится, которого вы станете слушать, если он начнет вам что-то советовать, должен стать для вас проводником в поистине удивительный мир людей, которые с огромным удовольствием занимаются саморазвитием и самосовершенствованием и получают от этой деятельности сказочное наслаждение. Ведь что такое саморазвитие, с точки зрения деятельности человека – это приобретение новых знаний, навыков и умений, это физическое развитие тела, это развитие мышления, это умение управлять своими внутренним миром и все прочее, что связано с улучшением человека, или всего того, что есть в человеке, так будет правильнее. Совершенно очевидно, что для такой работы над собой человеку может понадобиться наставник, учитель, советник, который поможет ему сделать первые шаги в этом нелегком деле. Ведь заниматься саморазвитием – значит использовать все имеющиеся у тебя средства для улучшения себя, в том числе и других людей.

Мотивация для саморазвития

Давайте теперь посмотрим на то, какая в нашей жизни может быть мотивация для саморазвития, если исходить из того влияния, которое оказывают на нас внешние факторы. Самое, я считаю, главное в саморазвитии, с точки зрения мотивации – это эмоции. Именно они, как правило, нас к этому самому саморазвитию и побуждают. Эмоции высвобождают нашу энергию, заставляя нас, как минимум, чего-то очень сильно хотеть, или не хотеть, в зависимости от того, какие это эмоции, а как максимум, что-то делать. А вызывать их может что угодно, хоть, как было сказано выше, другие люди, хоть обстоятельства, хоть наши собственные мысли. И при этом неважно, на самом деле, какие именно эмоции вынуждают нас заниматься собой, главное, чтобы мы, находясь под их воздействием, что-то реально делали. Обратите свое внимание на то, что вас заводит, что вынуждает вас шевелиться, что-то узнавать, к чему-то стремиться. Все это может стать для вас хорошей мотивацией к саморазвитию. Так что изучите себя. Что-то обязательно должно вас волновать, что-то очень хорошее или очень плохое. Или и то, и другое. Вы можете либо хотеть что-то получить, чего-то добиться, к чему-то прийти, либо от чего-то избавиться – от работы, от неприятных вам людей, от тяжелой жизни, от собственных недостатков, которые отравляют вам жизни, ну и так далее. Иногда, когда у человека вообще нет никаких желаний, когда он даже цель перед собой никакую поставить не может, потому что не знает, чего он хочет – ему не помешает малость ухудшить свою жизнь, чтобы, во-первых, расшевелить себя, а во-вторых, осознать те ценности, которые он уже имеет и не хочет потерять, и для сохранения которых ему необходимо соответствовать определенным требованиям. Иными словами, ищите возможность вызвать в себе сильные эмоции, чтобы они мотивировали вас к саморазвитию. Вообще, жизнь частенько подкидывает нам такие проблемы, с которыми, что называется, не расслабишься, поэтому мотивация к тому, чтобы стать сильнее, в широком смысле этого слова, мне кажется, есть у многих.

Нами постоянно управляют либо негативные эмоции, либо позитивные, вопрос лишь в том, как мы на них реагируем. Некоторых людей негативные эмоции подавляют, поэтому они ничего не делают, независимо от того, насколько им плохо и некомфортно. А других, даже очень сильные положительные эмоции не могут заставить что-то делать, потому что, либо им сложно справиться со своей ленью, либо они просто не верят в собственные силы, в то, что могут чего-то достичь. А есть и просто безразличные ко всему люди, которым все равно, как они живут. У всех этих особенностей характера, есть свои причины – и у подавленности, и у лени, и у безразличия ко всему. А значит, с любой из этих проблем можно справиться. Это уже задача психолога – помочь вам разобраться в себе. Главное, чтобы вы были “живыми”, то есть, проявляли большой интерес к жизни и были активными. Если вам очень плохо – вы должны захотеть, чтобы вам стало лучше. А не оправдывать свои страдания тем, что другим людям может быть еще хуже, чем вам. А если вам хорошо – вы должны захотеть, чтобы вам стало еще лучше, вы должны стремиться к тому, что доставит вам огромное удовольствие. Вам нужно приучить себя стремиться к победам, чтобы развивать себя со страстью, с блеском в глазах, с интересом. Это затягивает людей – кайф от успеха, от достижений, от побед – это очень сильный наркотик. И главное – это полезный наркотик, который не убивает, а улучшает человека.

При этом, я хочу еще раз подчеркнуть, что важно уметь использовать любые эмоции для мотивации к саморазвитию. Кто-то лучше шевелится тогда, когда ему больно, кто-то тогда, когда очень сильно чего-то хочет, то есть, для кого-то кнут хороший мотиватор, а для кого-то пряник. Я вам рекомендую не тратить слишком много времени на изучение всех своих психологических особенностей – заливайте в свой бак именно то топливо, которое позволяет вам хорошо работать и лететь изо всех сил вверх. То есть, мотивируйте себя тем, что ближе именно вам. Если плохие эмоции вынуждают вас что-то с собой и для себя делать – пусть это будут плохие эмоции, ничего страшного – мотивируйте себя страхом, обидами, злостью, агрессией, как вам удобнее. Если это жадность, тщеславие, любопытство, тогда используйте их для мотивации. А может вы просто хотите что-то после себя в этом мире оставить, что-то такое, что позволит вам получить от своей жизни огромное удовлетворение, как от жизни, в которой есть смысл. Главное, чтобы вы видели – ради чего или из-за чего вы будете себя развивать, будете делать себя лучше, будете учиться новому, приобретать новые навыки и умения, избавляться от своих недостатков и слабостей. Главное, чтобы вам было не все равно, как сложится ваша жизнь.

Польза саморазвития

Чтобы заниматься саморазвитием правильно и поддерживать к этому процессу достаточный интерес, нужно замечать ту пользу, которую вы от него получаете. Поэтому в саморазвитии очень важное значение имеет фиксация достигнутых результатов, когда вы замечаете реальные качественные изменения в самом себе и определенные успехи в своей жизни. Поскольку мы так устроены, что нам сложно делать что-то, не видя от своей деятельности положительных результатов долгое время – крайне важно замечать в себе даже малейшие изменения к лучшему, и радоваться им. Тогда вы не остановитесь и не перестанете заниматься саморазвитием. Интерес должен подогреваться постоянно, человек должен видеть смысл и пользу в том, что он делает. Как фиксировать результаты? Дело это непростое, сразу скажу. Все зависит от того, какие цели вы преследуете, когда развиваете себя. Иногда человек хочет, ну там, скажем, разбогатеть через год, но через год активной работы над собой видимых успехов в этой области у него может не быть. Сколько бы книг он не прочитал, чему бы за год не научился, какие бы навыки он в себе не развил – его материальное положение может оставаться прежним, или оно может улучшиться, но несущественно. Почему? Да по многим причинам. Потому что для достижения этой цели может потребоваться больше времени, потому что остальной мир тоже не стоит на месте и в нем никакое планирование не способно гарантированно привести человека к желаемому результату, потому что, в конце концов, он может делать что-то не так, он может ошибаться и поэтому не иметь нужного ему результата. И вообще, не все и не всегда в этой жизни получается сделать с первого раза. Поэтому успех к людям приходит не сразу и не ко всем, а в основном только к тем, кто достаточно настойчив, чтобы быть достойным его. Так что если у вас что-то не получается, то это не повод все бросить и перестать стремиться к своей цели, перестать развивать себя. Просто те результаты, которых вы можете достичь за определенное время, могут оказаться более скромными, чем вы ожидали, но они будут обязательно.

Я советую вам завести дневник и регулярно записывать в него все те изменения, которые вы в себе и своей жизни наблюдаете – это поможет вам увидеть множество положительных сдвигов в своей жизни, которые будут происходить благодаря саморазвитию. Если вы чему-то учитесь, что-то изучаете, что-то в себе тренируете, то любые изменения в этом направлении необходимо записывать или как-то иначе фиксировать. Предположим, вы хотите похудеть и садитесь для этого на диету – начните записывать в свой дневник, сколько килограмм вы скинули через неделю, месяц, два месяца, полгода, год. Также свое эмоциональное состояние старайтесь описывать как можно более подробно, чтобы замечать прогресс и в этом направлении. Пусть вся ваша работа над собой будет у вас перед глазами. Другими словами – записывайте, фотографируйте, снимайте на видео все изменения, которые происходят в вашей жизни, благодаря вашей работе над собой. Обычно мы меняемся не очень быстро, поэтому не всегда замечаем эти изменения и нам кажется, что никакой пользы от саморазвития мы не получаем. Например, если вы начнете активно читать умные книги и статьи, то вы не сразу заметите перемены в себе. Вам будет казаться, что вы все тот же человек, каким были раньше, тогда как на самом деле вы станете более сообразительным, более осведомленным в каких-то немаловажных вопросах, более гибким в своем поведении, более эффективным в решении различных проблем и задач, станете совершать меньше ошибок и будете чаще принимать правильные решения ну и так далее. Все это очень сложно заметить, но можно и главное нужно, очень нужно. Ведь беда многих людей заключается в том, что они хотят всего и сразу, даже не понимая того, что получи они все, чего хотят, они быстро потеряют всякий интерес к жизни. Поэтому некоторым людям так сложно заметить свой прогресс. Они замечают только очень сильные изменения, а таковые происходят очень редко. Так что заведите дневник и записывайте в него все, что с вами происходит, чтобы видеть те результаты, которых вы достигли благодаря саморазвитию.

Но вот вопрос: а следует ли из вышесказанного, что у саморазвития обязательно всегда должна быть четкая и ясная цель? Нет, друзья, не следует. Четкой цели может не быть, по той простой причине, что не обо всех целях человек может знать, развивая в себе те или иные качества, получая те или иные знания. Но при этом он может быть к ним близок, занимаясь саморазвитием. В истории есть немало примеров того, как какая-то, изначально казавшаяся бессмысленной деятельность, делала занимавшегося ею человека, если уж не великим, то во всяком случае в чем-то успешным. У вас в жизни может быть также. Вы можете что-то изучать, не понимая до конца, зачем вы это делаете. А потом ваши знания могут вам очень пригодиться. Ну вот допустим, вы изучаете иностранный язык, без явной цели куда-то поехать, где вы сможете на нем общаться с другими людьми. Но в один прекрасный момент вы можете увидеть в газете объявление, в котором будет сказано, что очень крупной компании на высокооплачиваемую работу требуется специалист, который помимо хорошего знания своей профессии также владеет тем языком, который вы изучали. И в этот момент ваши знания могут оказаться для вас весьма кстати. То есть, я хочу сказать, что не всегда имеет смысл получать какие-то знания для достижения определенной цели, можно и наоборот поступать – подгонять свои знания под какую-то интересную цель, о которой вы недавно узнали. Поэтому главное все-таки, я считаю, чтобы у вас был интерес к саморазвитию, чтобы вы уделяли на это достаточно времени, а уж извлечь пользу из того, что вы с удовольствием изучили, освоили, развили в себе – всегда можно найти возможность.

Конечно, планированием и постановкой целей нужно заниматься, жизнь не должна складываться хаотично, иначе вы в ней можете запутаться. Но поймите одну очень важную вещь – планируя и ставя цели, вы идете по уже протоптанной кем-то дорожке, ибо стремитесь к тому, что вам уже известно и с помощью тех методов, которые кем-то уже были разработаны. Это хорошо, но этого может быть недостаточно для человека, которому все известное не интересно. Некоторым людям нужен другой смысл, другая мотивация, для того, чтобы развивать себя, и чтобы этот смысл обрести, им необходимо заниматься саморазвитием ради самого саморазвития, без всякого плана и конкретных целей. Можно совмещать саморазвитие ради поставленной цели с саморазвитием ради интереса, когда человек узнает обо всем, о чем ему хочется узнать и о чем ему нужно узнать, тем самым поддерживая в себе интерес к работе над собой. Другими словами, образно выражаясь, нужно поддерживать костер страсти к саморазвитию любыми методами. Потому что я хоть и писал в самом начале статьи о том, что влюбившись в это дело, вы никогда не перестанете им заниматься, но вкус к активной жизни все-таки потерять можно, если изначально вы старательно работали над собой не по собственному желанию, а из-за необходимости, или говоря иначе, из-за воздействия на вас других людей.

Результаты саморазвития

Какими могут быть ваши результаты при саморазвитии? На самом деле, самые разные, от выдающихся, до еле заметных. Но при этом, поверьте мне, они есть всегда. И эти результаты обязательно сделают вашу жизнь лучше. Я знаю много людей, занимающихся саморазвитием и придерживающихся разных стратегий в этом нелегком, но чрезвычайно полезном деле. Они преследуют разные цели с разной степенью успешности. И я могу сказать точно – все они получают определенное вознаграждение за свои старания. Кто-то просто мыслить начинает лучше, эффективнее, практичнее, кто-то обучается новому навыку и обретя его меняет свою работу на более интересную и доходную, кто-то в своем деле становится очень хорошим специалистом и люди начинают его высоко ценить, а кто-то становится более здоровым и жизнерадостным, работая над своим телом. Расти нам всегда есть куда. Есть к чему стремиться. Есть в чем добиваться успеха.

Я считаю, что одной из важных целей саморазвития должно стать стремление человека сделать свою внутреннюю картину мира как можно более соответствующей реальности. Ведь чем лучше мы будем понимать окружающий нас мир – его структуру, функции, законы, тем большими возможностями мы будем обладать, чтобы сделать его более совершенным. Например, инженер, понимая законы природы, может использовать их для создания различных устройств, которые сделают жизнь людей лучше, проще, интереснее, веселее, комфортнее. А специалист, который хорошо разбирается в психологии людей, может помочь им стать более счастливыми и жизнерадостными, он может научить их любить себя и жизнь, чтобы они получали от нее удовлетворение. А другие специалисты создают лекарства, которые спасают многим людям жизнь. Ну и так далее. Другими словами, познавая этот мир, благодаря развитию и саморазвитию, мы получаем возможность изменять его. И пусть не всегда в лучшую строну мы его изменяем, но все же в том, что это делать нужно, сомневаться не приходится. Так что чем более развит человек, тем большим хозяином своей жизни и даже всего этого мира он себя ощущает.

Так что, друзья, саморазвитие – это действительно здорово. Занимаясь им, вы зря свою жизнь не проживете. Поэтому не теряйте времени даром – развивайтесь, учитесь, обретайте новые навыки, ставьте перед собой амбициозные цели и ищите пути для их достижения, весь мир у ваших ног – живите в нем как человек, то есть, будьте активными. Я не призываю вас делать что-то конкретное, психологию, к примеру, изучать или еще что-то, я вам могу это только предложить. А вы сами решайте, в чем вы хотите преуспеть, что хотите научиться делать, что хотите узнать, понять, осознать. Саморазвитие потому и является саморазвитием, что человек сам решает, как и в каком направлении ему развиваться. Главное, занимайтесь улучшением себя, руководствуясь описанными мною принципами, и все у вас в жизни будет прекрасно. Я предлагаю вам, друзья, развиваться вместе – я буду писать для вас интересные статьи на полезные, с моей точки зрения, темы, а вы будете их читать. И таким образом мы будем познавать этот мир, в основном, конечно, с позиции психологии, все-таки я больше в ней разбираюсь, но и другие темы мы обязательно затронем. Что скажете, согласны?

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся вовремени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить егонеоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделитьпоследовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например,последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многимипричинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансыпроцесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение,самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - перваячасть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек,вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться,реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы ирезультаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитиев своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение,самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить осебе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремлениеприблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенныйпотенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализоватьв разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития вцелом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным,с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться вполной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другойстороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является исамоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развитияиспытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себяесть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы ирезультаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования исамоактулизации.



Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблемсовременной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские,общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах,разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых«подстегиваются» еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности,да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виденаркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двухчастей: «само» - самостоятельно, без чьей-либо помощи и «утверждение» - стремлениесделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться - это самостоятельно сделатьнечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ниобстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальныезадачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувствевзрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, чт» по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение - это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружениюподтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения идеятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, котораясинтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди другихпредставителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как всебыть лучше, чем другие; и в негативном плане - быть хуже всех. Первые два мотивахарактеризуют самоутверждение, последний - самоотрицание. Разумеется, как мы ужеотмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием,самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сферсамоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одногочеловека цель - приобрести уверенность, для другого - доказать, что он не хуже других, длятретьего - во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, азначит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер ивидов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все видыжизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-тоэто работа или учеба; для кого-то - спорт, искусство, наука; для кого-то - противоправныедействия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: всвоих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время всеспособы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения исамо отрицания. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делаютдругие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Еслипринято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личносъ, будет всемдоказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершатьблагородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимостьв группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать вкачестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т.е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такиеспособы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счетобладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других формнегативного, уничижительного отношения к другим). Мотив «быть хуже, чем все» приводит кспособам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин вниманиядругих, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенныевыигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенныепреимущества («чего с него взять»), он же в это время через такое самоуничижениеутверждается.

Результаты самоутверждения очевидны - они дают человеку ощущение своейнужности, полезности, «оправдывают» в его глазах смысл собственной жизни и деятельности;начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своейисключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицаниячеловек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также можетдавать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит болеезначимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личнаяпотребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностьюсвоего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим нетолько от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и какимобразом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторомуидеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает темивидами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование - этопроцесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотяидеал, как правило, недостижим __________и понимается каждым человеком по-своему, тем не менеетенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой,устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае - приобретениесоциально значимых свойств и качеств в другом - овладение негативными способами жизни идеятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретениипрофессиональной компетентности, другое - оттачивает воровское мастерство или способыманипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, которыйназывается саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальныеусилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации ирегрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи емуранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования,который называется личностным ростом. В современной психологической литературеимеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, целиличностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика - тайные знания) личностный рострассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения ксокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающиепарапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др.

В психоанализе это тенденция к саморазвитию, понимаемая какдвижение к большей свободе (К.Юнг); движение от центрированности на себя в целяхличностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение ксовершенству (А. Адлер). В гештальттерапии - переход опоры на среду к опоре на себя исаморегуляцию. В гуманистической психологии личностный рост означаетприобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости ипсихологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все болеевысших потребностей (А. Маслоу).

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько целисамоутверждения - быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели - быть лучше,чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены всамых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видамидеятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель- не конфликтовать с другими - и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот переченьможно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средствсамосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование ссобой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будемговорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенностьсобой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственнымитребованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающимилюдьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя вопределенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имеяво многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих формсостоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизничеловека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация -это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию- реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшимипотребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность всамоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнутьи быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы,направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно жедругому представителю гуманистической психологии - В.Франклу, смыслы жизни не данычеловеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют тринаиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то,что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе,которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваютсясмыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть - интуитивное отыскивание единственногосмысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления ксчастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысласобственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития,названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полнотыощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам долженбыл бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния неиспытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всейполноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшуюудовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность,радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Самосовершенствование – отдельный аспект психологии, наука, не имеющая точных решений. Чтобы понять ее, недостаточно пустой теории, ничем не подкрепленных фактов – здесь важен процесс, рождающий результат. С чего начать саморазвитие?

В жизни каждого человека наступает момент, когда он понимает, что пришло время выйти из зоны своего комфорта и начать действовать. Точка отсчета – составляющая траектории человеческого пути к саморазвитию: внутреннему и внешнему. В борьбе за индивидуальность необходимо отбросить такие понятия, как страх, неуверенность, стеснение, хотя они будут присутствовать и вводить вас в заблуждение время от времени.

Залог успеха – урегулированные мысли

Гарантия победы над собой – точный план, которого вы будете придерживаться. Как начать перемены к лучшему?

Для начала необходимо здраво оценить настоящую ситуацию. Психологи советую встать перед зеркалом и откровенно поговорить со своим вторым «я». Кто вы? Чего хотите и что имеете? Задайте себе цели и начните их достигать.

  • Напишите на листке ваши желания. Сформируйте 55 целей, которых вы должны добиться через полгода.
  • Пересмотрите круг общения. Поддерживайте контакт с успешными людьми, берите от них новые знания. Природой заложено, что человек на подсознании начинает соответствовать окружению.
  • Меняйте картины не только в голове, но и перед глазами. Путешествуйте, ищите уникальные места, завораживающие своей историей.
  • Читайте! Знания – сила, которая преобладает над умом. Для начала выберете 15 книг. После прочтения каждой из них сделайте краткий анализ, выделите важные моменты.
  • Не совершайте ошибки дважды.
  • Каждый день старайтесь сделать для себя открытие. Не важно, будет ли это урок игры на фортепиано или поход в горы. Главное – делать то, чего вы морально не могли позволить себе раньше.
  • Заведите дневник, в который будете записывать достижения и промахи, мысли, переживания, радостные моменты.

Общеизвестный факт – человек постоянно должен стремиться к большему, в противном случае, он придет к деградации личности. Невозможно долгое время довольствоваться тем, что имеешь – это признак слабости и отсутствия желания жить, развиваться в полной мере.

Саморазвитие затрагивает все аспекты жизни, как общественной, так и личной. Человек, стремящийся к совершенству, должен:

  • Достигнуть соответствия внутреннего и внешнего состояния. Выражайте свои эмоции, продумывайте детали до мелочей. Внешний образ – отражение индивидуальности, способ самовыражения. Невозможно достичь успехов в социальной или профессиональной сфере, если вы испытываете внешний дискомфорт.
  • Следить за своим Неожиданно? Этот пункт относится к первому, ведь чувство комфорта дарит ощущение защищенности, силы и новых возможностей.
  • Побеждать себя. Вы не должны обращать внимание на других, искать себе кумиров. Суть саморазвития – быть лучше, чем вы вчера!
  • Быть готовым к неудачам. Самое ценное в вашей борьбе – приобретенный опыт, перерастающий в мудрость. Ошибки учат ценить время, деньги, знания и чувства.

Формула «счастье=успех» — одна из отправных точек развития. Для чего мы стремимся к большему, постигаем новые грани? Успешный результат дарит ощущение счастья. Вы получаете это чувство только, когда удовлетворены собой.

Как работа мешает развитию?

Неотъемлемая часть самосовершенствования – успех в профессиональной деятельности. Не найдется человека, который не хочет достичь высот в карьере. Но, обыденная жизнь диктует свои правила.

В юные годы вы мечтаете о будущей профессии, представляете, как появится дело мечты. Именно мечты и желания стимулируют к активному развитию и постоянному прогрессу. Часто, работая на одном месте много лет, люди доводят свои действия до автоматизма, их покидает вдохновение и азарт. Зачем тратить силы, если и так хорошо?

Именно скованные возможности рабочего процесса порождают отсутствие рвения к совершенству. Одинаковые будни, простая жизнь обывателя, — все это становится нормальным ритмом жизни для среднестатистического жителя. Он перестает мечтать, хотеть большего.

Проводя оценку личности, психологи анализируют То, как он говорит о своем деле, что он вкладывает в понятие «работа», становится решающим фактором в выбранной модели развития. Вы не сможете стать успешным, если идете на рабочее место без воодушевления. Помните, каждый день должен быть победным, плодотворным о, отчасти, решающим.

Составляем список потребностей

Для отдельной личности существует свой список заданных целей. Но, есть вещи, которые необходимы каждому. В науке разделяют две категории: вещи, без которых жить трудно и, без которых невозможно.

К первому типу относятся материальные блага в виде машины, квартиры, комфортабельных условий и предметов развлечения. Вторая категория включает в себя питание, воздух, гигиену.

Чтобы жить в полной гармонии, необходимо постоянно ощущать чувство комфорта, уверенности и защищенности. Посмотрите на свою жизнь со стороны и начните действовать, напишите на бумаге что вы хотите приобрести в будущем году. Это могут быть:

  • Автомобиль (замена старого).
  • Квартира.
  • Загородный дом.
  • Новая бытовая техника.
  • Отпуск заграницей.

Не забывайте делать подарки близким. Благодарность, которую вы получаете взамен, повышает самоощущение, повышает ваш внутренний уровень самосознания. Жадность – порок, мешающий идти вперед.

Разозлитесь на себя

Действенный прием, разработанный венгерским психологом, помог тысяче человек превзойти себя. Суть заключается в том, что вы не должны принимать себя таким, какой есть – это удел слабых. Вам не должно хватать получаемой заработной платы, имеющихся внешних данных, знаний.

Критикуйте себя! Будьте строги, оценивая отчет по работе. Смотря в зеркало, находите пару лишних килограмм. Работайте на результат, стараясь каждый раз превзойти себя.

Сначала вам покажется это необычным, но, вы не заметите, как другие начнут восхищаться вами и брать пример.

Перед тем, как начать менять жизнь к лучшему, сделайте перерыв. Отправьтесь в интересное путешествие, где появится время поразмыслить и оценить пройденный путь. Важное умение – собрать мысли и сгенерировать их в нужном направлении. Душевный комфорт и гармония, позитивный настрой, — составляющие успеха.

Начинается процесс саморазвития личности с того момента, когда человек, однажды чего-то захотев, начинает думать о том, как бы ему этого достичь, и что ему мешает сделать первые шаги. Интересно то, что однажды получив вопрос, наш мозг постоянно ищет на него ответ, даже без участия сознания. Он включает процесс саморазвития личности, которая волей-неволей впитывает всю нужную информацию, сам мозг перебирает все возможные варианты решения проблемы и однажды приходит озарение. Но этот процесс слишком сложный и долгий.

Прежде всего, тоже требует некоторой мотивации. И каждый человек мотивирует себя сам, так как развитие личности – процесс строго индивидуальный. Но в любом случае, какой бы ни была мотивация, процесс саморазвития личности приводит к одному и тому же – изменению привычного мышления человека, изменению отношения к миру, окружающим и, конечно же, к себе.

Процесс саморазвития личности трудный, долгий и болезненный, так как приходится бороться с собственным «Я», которое никак не хочет признать и принять перемены в жизни. Но и останавливаться на этом пути тоже глупо, так как процесс тут же запускается в обратную сторону и все достигнутое ранее теряет свою ценность и возвращает вас в унылое и неприятное прошлое. Главное – не унывать. Будьте уверены, что всегда на пути саморазвития личности можно встретить человека, который поможет вам, поддержит, причем абсолютно ничего не требуя взамен.

Методы и этапы саморазвития личности

Многие знают, что этими вопросами чаще занимается психология саморазвитие личности находится в ее компетенции. Но на самом деле, процесс саморазвития личности может заключаться в разнообразных практиках: медитации, вере, общении с другими людьми, тренингах, йоге и т.д. Но в любом случае саморазвитие личности проходит несколько этапов.

1. Знакомство с собственным «Я» , его особенностей, а также поиска путей к его видоизменению. В этом случае саморазвитие личности помогает не просто понять себя и окружающий мир, но и открыть взаимосвязь с детскими травмами страхами и проблемами дня сегодняшнего. После этого буквально прорываются наружу все таланты и способности, которым не было выхода раньше.

2. Следующим этапом саморазвития личности является перепрограммирование собственных поступков и поведения. Это помогает внезапный и неожиданный успех перевести в разряд регулярного и постоянного.

3. Когда такие трансформации становятся существенными и приобретают постоянный характер, мир начинает играть новыми красками, а люди относятся к вам все лучше и лучше.

Что дает саморазвитие личности?

Саморазвитие личности открывает перед вами новые перспективы в жизни и в общении с людьми. Сама жизнь становится ярче и более наполненной, а главное – начинает сиять новыми гранями. Появляются новые возможности, друзья, горизонты, идеи, мысли. Процесс саморазвития личности позволяет сделать мир вокруг вас более гармоничным, добрым и наполненным энергией.