Сопоставительные признаки чацкого и молчалина таблица. Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Комедия Грибоедова "Горе от ума" является уникальным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борьбы в обществе начала XIX века между передовой, прогрессивно мыслящей молодежью и консервативно настроенными представителями крепостной старины. Эти два разных общественных лагеря в комедии живописно представляют Чацкий и Молчалин - люди противоположных жизненных позиций, моральных норм, мировоззрения.
Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найти и общие черты, которые и привлекли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два этих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий - сын друга Фамусова, в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, "ума искал", учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любовью и уважением:
По мере я трудов и сил,С тех пор, как числюсь по Архивам,Три награжденья получил.
Но вот автор сводит их в комедии, и мы видим, насколько отличаются друг от друга Чацкий и Молчалин, и эту непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление этих героев в комедии может поведать о многих чертах их характеров.
Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюблен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Радость и энергия так наполняют его, что он не сразу замечает холодность девушки. Молчалин же в комедию входит сперва безмолвным, а после - оправдывающимся и растерявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об этих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.
Как же отзываются о Чацком домочадцы дома Фамусова и сам хозяин?
Кто так чувствителен, и весел, и остер,Как Александр Андреич Чацкий! Остер, умен, красноречив,В друзьях особенно счастлив... ...он малый с головой,И славно пишет, переводит.
Чацкий - дворянин и гордится этим. От окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, откровенность и прямота высказываний. Целью своей жизни Чацкий видит в служении отечеству, он истинный патриот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетают его и возмущают:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Он готов служить "делу, а не лицам", но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:
Ах! боже мой! он карбонари!Опасный человек!И знать вас не хочу, разврата не терплю.
А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завоевал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел,При батюшке три года служит,Тот часто без толку сердит,А он безмолвием его обезоружит,От доброты души простит.И между прочимВеселостей искать бы мог;Ничуть: от старичков не ступит за порог.
Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становится незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обществе:
В мои лета не должно сметьСвое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других.
Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жизни он мечтает "дойти до степеней известных", что, скорее всего, сбудется, "ведь нынче любят бессловесных" Расчетливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать на поддержку и покровительство "сильных мира сего".
Отношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, болезненно сталкиваются две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмущения. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?
Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!А чем не муж? Ума в нем только мало;Но чтоб иметь детей,Кому ума недоставало?Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.Вот он, на цыпочках, и не богат словами;Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!
Однако несколько минут общения с этим подленьким и льстивым человеком рассеивают его подозрения:
С такими чувствами, с такой душоюЛюбим!.. Обманщица смеялась надо мною!
Софья же под влиянием французских романов придерживается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчестного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:
Молчалин за других себя забыть готов,Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмелоНочь целую с кем можно так провесть!
А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:
Мне завещал отец:Во первых, угождать всем людям без изъятья -Хозяину, где доведется жить.Начальнику, с кем буду я служить,Слуге его, который чистит платья,Швейцару, дворнику, для избежанья зла.Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Поэтому Софья для Молчалина - лишь еще одна ступенька при покорении служебной лестницы. Без стеснения он признается:
И вот любовника я принимаю видВ угодность дочери такого человека.
Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигрывать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скрывать своей подлой душонки:
Я в Софье Павловне не вижу ничегоЗавидного...
Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдержать негодования:
Вот я пожертвован кому!Не знаю, как в себе я бешенство умерил!Глядел, и видел, и не верил!
Но и Софья поражена "кривизной души" бывшего любимого, она в гневе прогоняет его.
В своей комедии Грибоедов создал галерею типичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы. Чацкий - тип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой ситуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называют лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время "Молчалины блаженствуют на свете", но Чацкий - двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.
Я думаю, что Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надевают.
Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература уже в твоих закладках.
> > Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литератураДополнительные сочинения по данной теме
А судьи кто? - (Чацкий) Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве? - (Чацкий) Кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? - (Чацкий) Блажен, кто верует, - тепло ему на свете! - (Чацкий) Чины людьми даются, А люди могут обмануться. - (Чацкий) Злые языки страшнее пистолета. - (Молчалин) Ах! от господ подалей; У них беды
1. Какие черты классицизма сохранились в комедии "Горе от ума"? А. Говорящие фамилии Б. Общественный конфликт В. Соблюдение принципа трех единств Г. Изображение действительности в формах жизни Д. Историзм изображения действительности Е. Наличие традиционных амплуа: глупый отец, субретка, любовник, жених 2. Охарактеризуйте основной конфликт комедии "Горе от ума": А. Свободолюбивый герой и косное общество Б. Бытовой В. Семейный 3. Кому в комедии "Горе от ума" принадлежат слова: "Чтоб зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь"? А. Молчалин Б. Фамусов В. Скалозуб Г. Тугоуховская 4. О
Драматургия Горе от ума История создания комедии "Горе от ума" Анализ произведения Конфликт Чацкого с московским обществом Критика о комедии А. С. Грибоедова А. С. Пушкин И. А. Гончаров Ю. Н. Тынянов Ю. М. Лотман Темы сочинений по творчеству А. С. Грибоедова Биография Грибоедова Александра Сергеевича А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин о судьбе молодого поколения в двадцатых годах девятнадцатого века Как написать сочинение по комедии А. С. Грибоедова "Горе
Если Фамусов и Чацкий - люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий - ровесники. Тем резче контраст между ними. Молчалин - счастливый соперник Чацкого в любви. Но если бы Молчалин был достоин любви Софьи, Чацкому, может быть, было бы не так горько от сознания, что ему предпочли низкого, подлого человека. "Вот он, на цыпочках и не богат словами" - говорит Чацкий о секретаре Фамусова. Молчалин беден и безроден, но он поставил перед
А. С. Грибоедов в комедии "Горе от ума" изобразил картину жизни барской Москвы, показал пороки людей, их взгляды, отношение к жизни. Комедия бьет не по какому-то одному пороку, а по всем вместе, по всему старому обществу. Главный герой комедии - Чацкий. Он образован, речь его логична, богата интонациями, образна, в ней отражается глубина его чувств и мыслей. Он умен и поэтому одинок в этом обществе. Чацкого объявляют сумасшедшим. Причиной же этого
Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. А. Грибоедов Комедия "Горе от ума" занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлетелись на крылатые фразы, - все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает поражать нас своими "вечными" характерами - будь то яростный противник образования Фамусов, ничтожный приспособленец Молчалин или пламенный обличитель нравов Чацкий. В комедии "Горе от
Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого - крушением надежд на личное счастье. Его выпады становятся все более резкими. Он вступает в борьбу, и в его речах со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы: Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием говорит о крепостниках и крепостном праве. Если Фамусов, Молчалин,
Сочинение на тему «Характеристика Чацкого и Молчалина».
Комедия Грибоедова «Горе от ума» - выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о патриотизме, о государственной службе, о человеческих взаимоотношениях. Основной конфликт комедии - столкновение дворянского общества с миром новых людей. К обществу принадлежит всё фамусовское окружение, в том числе и Молчалин, к «новым людям» с уверенностью можно отнести Чацкого.
Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий ― молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. В комедии Чацкий представлен демократом, гуманистом, выступающим в защиту свободы, просвещения, национальной культуры. Пустота и пошлость жизни московского общества поражают его. Он презирает низкопоклонничество, страсть к чинам, душевную пустоту, борется против идеалов, целей, стремлений старой Москвы, позорит шутовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то «лицам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он активно ведет борьбу с фамусовским обществом, но в этом обществе Чацкий - чужой человек. Он оказался борцом-одиночкой. Кроме того, он не видит и своего главного противника - Молчалина.
Молчалин молод, ровесник Чацкого, но полная его противоположность. Безродный и бедный, он явился в Москву с единственной целью - сделать карьеру. Для этого, как он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угождать, быть «умеренным и аккуратным», не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Молчалина никак не соответствуют его внутренним качествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко обманывал ее. Смысл своей жизни Молчалин видит в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». И это абсолютная противоположность идеалам Чацкого. С «веком минувшим» Молчалина связывает страсть к чинам, низкопоклонство, пустота души.
За три года отсутствия Чацкого он добился невероятных успехов. Неизвестный, безродный мещанин получил чин асессора и стал возлюбленным Софии. Постепенно он набирает силу, не останавливаясь ни перед чем, даже перед обманом беззащитной девушки. Он готов вынести любые унижения в борьбе за власть. Никто не может встать у него на пути.
Во всем, всегда и везде мнения, действия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчалина, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого - недостатки.
Идеалы Чацкого и Молчалина свидетельствуют о том, что Чацкий - «век новый», а Молчалин – часть фамусовского общества, которое поддерживало пережитки прошлого и старые порядки «века минувшего».
Комедия Грибоедова «Горе от ума» является уникаль-ным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борь-бы в обществе начала XIX века между передовой, прогрес-сивно мыслящей молодежью и консервативно настроен-ными представителями крепостной старины. Эти два раз-ных общественных лагеря в комедии живописно представ-ляют Чацкий и Молчалин — люди противоположных жиз-ненных позиций, моральных норм, мировоззрения.
Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найти и общие черты, которые и привлек-ли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два этих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий — сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, «ума искал», учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любо-вью и уважением:
По мере я трудов и сил, С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденья получил.
Но вот автор сводит их в комедии, и мы видим, на-сколько отличаются друг от друга Чацкий и Молчалин, и эту непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление этих героев в комедии может поведать о мно-гих чертах их характеров.
Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюб-лен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Ра-дость и энергия так наполняют его, что он не сразу замеча-ет холодность девушки. Молчалин же в комедию входит сперва безмолвным, а после — оправдывающимся и расте-рявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об этих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.
Как же отзываются о Чацком домочадцы дома Фаму-сова и сам хозяин?
Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив... ...он малый с головой, И славно пишет, переводит.
Чацкий — дворянин и гордится этим. От окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, от-кровенность и прямота высказываний. Целью своей жиз-ни Чацкий видит в служении отечеству, он истинный пат-риот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетают его и возмущают:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Он готов служить «делу, а не лицам», но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:
Ах! боже мой! он карбонари! Опасный человек! И знать вас не хочу, разврата не терплю.
А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завое-вал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел, При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит. И между прочим Веселостей искать бы мог; Ничуть: от старичков не ступит за порог.
Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становится незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обще-стве:
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других.
Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жиз-ни он мечтает «дойти до степеней известных», что, скорее всего, сбудется, «ведь нынче любят бессловесных» Расчет-ливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать на поддержку и покровительство «сильных мира сего».
Отношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, бо-лезненно сталкиваются две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмуще-ния. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?
Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; Но чтоб иметь детей, Кому ума недоставало? Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он, на цыпочках, и не богат словами; Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!
Однако несколько минут общения с этим подленьким и льстивым человеком рассеивают его подозрения:
С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
Софья же под влиянием французских романов придер-живается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчест-ного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:
Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело Ночь целую с кем можно так провесть!
А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:
Мне завещал отец: Во первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить. Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла. Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Поэтому Софья для Молчалина — лишь еще одна сту-пенька при покорении служебной лестницы. Без стесне-ния он признается: Материал с сайта
И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека.Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигры-вать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скры-вать своей подлой душонки:
Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного...
Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдер-жать негодования:
Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил! Глядел, и видел, и не верил!
Но и Софья поражена «кривизной души» бывшего лю-бимого, она в гневе прогоняет его.
В своей комедии Грибоедов создал галерею типичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпо-хи и самой пьесы. Чацкий — тип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой ситуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называют лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время «Молчалины бла-женствуют на свете», но Чацкий — двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.
Я думаю, что Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надевают.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- характеристика чацкого словами из текста
- молчалин горе от ума краткая характеристика
- молчалин характеристика байрон
- сочинение грибоедова горе от ума чацкий и молчалин
- чатцкий и молчален из комедии горе от ума
А. А. Чацкий | А. С. Молчалин | |
Характер | Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. | Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. |
Положение в обществе | Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. | Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете известен, но веса пока не имеет. |
Образованность | Очень умный и просвещенный человек. Вероятно, окончил университет либо получил качественное домашнее образование. | Ограниченный человек с примитивными суждениями и желаниями. До поступления на службу жил в Твери и вряд ли получил хорошее образование. |
Место в сюжете | Центральный герой: вокруг его любовного и социального конфликтов закручен основной сюжет. | Главный антагонист. Воплощает в себе ненавистные Чацкому услужливость, закостенелость ума. |
Род занятий | Конкретного занятия не имеет. Упоминаются знакомства в министерстве и пребывание в армии. | Московский служащий, секретарь. Исполнительный чиновник с перспективной карьерой. |
Отношение к любви | Возвышенное и одновременно эгоистичное. Охваченный собственными эмоциями, Чацкий не способен понять чувства любимой. | Потребительское, примитивное. Волочится за Софьей, влюблен в Лизу. Ухаживания за горничной сводятся к попытке купить ее благосклонность. |
Отношение к Софье | Страстно влюбленный герой на протяжении действия не понимает мотивов Софьи. В финале жестоко разочаровывается в ней. | На грани презрения. Поддерживает любовную связь без интереса, из стремления всем угождать. Спокойно воспринимает разрыв. |
Отношение персонажей друг к другу | Открытое презрение. Не признает за Молчалиным ни малейших достоинств и высмеивает его при всяком случае. | Нейтральное, поскольку Чацкий не представляет интереса для Молчалина. Обращение почтительное. |
Социальные воззрения | Патриот, вольнодумец. Открыто возмущается царящими в обществе и государстве порядками. | Уважает и полностью приемлет существующий строй. |
Отношение к службе | Считает, что карьеру могут сделать только подхалимы. Перспектив для себя не видит. | Ради карьеры активно обзаводится связями, терпит унижения. К служебным обязанностям относится серьезно. |
Речевые особенности | Остроумный, красноречивый человек. Говорит на русском языке, но использует и французский – это следует из реплики Софьи. | Почтительная, «чиновничья» речь. При общении с вышестоящими говорит приятные им банальности. |
Персонаж в финале | Покидает Москву в разгар внутреннего кризиса: отвергнут обществом и разочарован в любимой. | Открытый финал: Фамусов не знает о романе персонажа с дочерью. В случае отъезда Софьи может спокойно продолжать службу. |
- Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
- Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
- «Горе от ума» – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова. В комедии отображена борьба двух веков: «века нынешнего» и «века минувшего». Двумя яркими представителями «века минувшего» являются Фамусов и Молчалин. Неверно полагать, что персонажи комедии делятся на «век нынешний» и «век минувший» лишь по возрасту. Это деление проходит […]
- Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
- Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
- При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
- Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
- Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
- Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
- ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
- Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
- Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
- Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
- Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
- Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
- Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
- В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
- В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
- Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
- «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.
“Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захотел бы, был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой.
И славно пишет, переводит”.
Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:
А впрочем, он дойдёт до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных…
Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:
В мои лета не должно сметь,
Своё суждение иметь.
Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.
Чацкий презирает и осуждает “век минувший”. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:
“Кто делу служит, а не лицам…”,“Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек, которого он любит, относится к нему равнодушно. Общение Чацкого с людьми построено на спорах, конфликтах, беседах или монологах, обращенных не столько к собеседнику, сколько ко всему обществу.
В комедии “Горе от ума” автор противопоставляет друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы наиболее ярко раскрыть их характеры. Грибоедов, преподносит нам на обсуждение две науки жизни: века нынешнего и века минувшего, хотя сам поддерживает взгляды Чацкого.