Сочинение на тему быт и нравы героев пьесы "гроза"

Город Калинов, изображенный А. Н. Островским в пьесе «Гроза», - это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образ русского купечества, и символ России середины прошлого столетия в целом.

В основе композиции пьесы - принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни.

«Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Этими восторженными словами механика-самоучки Кулигина начинается пьеса. Но люди, живущие рядом с Кулигиным, не замечают красоты природы.

Дикой, Кабаниха, Феклуша, горожане невежественны и духовно убоги. Феклуша рассказывает, что люди огненного змея для скорости придумали. На что Кабаниха замечает, что пусть ее хоть золотом осыпают, но она на нем не поедет. Дикой считает, что гроза Богом в наказание посылается. Горожане уверены, что Литва с неба упала.

Кулигин дает точную характеристику калиновцам. Он критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость. Горюет о «бедности нагольной». Рассказывает, как у них в городе из зависти друг к другу торговлю подрывают, как на гербовых листах кляузы строчат на ближних. Как потом судятся, успокаивая себя мыслями: «Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет».

Кулигин характеризует и семейные устои города. За высокими заборами льются «невидимые и неслышимые» слезы. Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег. Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю», - говорит он Кулигину. Но хоть и страшен Дикой своей необузданностью, внутренне это слабый человек. Даже Кабаниха замечает: «А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами».

Дикой обогащается, обманывая наемных рабочих, причем сам он не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются», - хвастливо говорит он городничему. «У кого деньги, тот старается" бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Представитель закона принимает откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.

Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. От ее самодурства больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена - мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. «Воля» для Кабанихи - слово ругательное. «Дождетесь! Поживете на воле!» - угрожает она молодым. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Ее возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а потом уж она не увидит. Из вековых традиций Кабанова взяла самое плохое, извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм. Когда ее сыну говорят: «Врагам-то прощать надо, сударь», он отвечает: «Поди-ка поговори с маменькой, что Она тебе на это скажет».

В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Жизненный принцип Варвары - «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». По такому же закону живет и Кудряш. Он «благословляет» Бориса на встречу с Катериной, только просит быть" осторожным: себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать. Эти герои полностью лишены сознания ответственности за свои поступки. Тихон - человек добрый, но его доброта не спасает Катерину от трагедии. Его безволие не дает ему защитить не только жену, но и себя самого. Материальная зависимость делает бессильным перёд дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство.

Гроза нависла над городом Калиновом. В шестидесятые годы. XIX века сам воздух пропитан идеей освобождения человеческой личности. И поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в «Грозе». Шумят и злятся, потому что власть их кончается.

Самоубийство Катерины - проявление несогласия со старым укладом и жизненной позицией «сильных мира сего». Н. А. Добролюбов пишет: «Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу».

Русская литература по праву считается одной из величайших в мире. А также на ней лежит большая ответственность не только за культурное просвещение, но еще она является лицом государства. По некоторым произведениям можно составить представление об истории и нравах отдельных людей и даже государства в целом.

В данном произведение автор стремился показать отчаянье и безысходность, доведенные до крайности. Описание бытовых и нравственных моментов происходить на примере жизни небольшого городка Калинов, что располагается на берегу Волги.

Город этот является провинциальным, поэтому все его жители друг друга знают. Однако с самого начала произведения становиться ясно, что город недоступен и замкнут. Его жители отгородились от внешнего мира заборами, пытаясь, как им казалось, сохранить свои секреты и тайны.

О жизни этого города исчерпывающе рассказывает один из персонажей Кулигин. В своих разговорах, например с Кудряшовым, он описывает красоту окружающей город природы. Эта природа несет огромные возможности для проведения приятного отдыха и досуга, однако жители предпочитают сидеть под замком у себя дома.

Люди в этом городе словно законсервированы, и предпочитают изолироваться от всех. Они ограниченны стенами этой консервной банки, и предпочитают свои эмоции и энергию держать внутри нее. И поэтому даже обычная гроза вызывает у них первобытный, животный страх перед стихией.

Далее разговор двух мужчин переходит к другим персонажам, представляющим купечество в этом городке. Именно они ярче всего представляют нравы и быт в Калинове. Эти герои были высмеяны, так как в их описание использовались сатирические приемы.

Дикой – один из этих персонажей представлен очень невоспитанным и грубым человеком. Из его уст можно было услышать только лишь ругань. Он являлся самым зажиточным человеком в городе, а остальные частенько приходили к нему занимать денег в долг. Однако из его поведения и высказываний становиться понятно, что торговец свое состояние заработал путем нечестным. Также он неоднократно прикладывается к бутылке и ненавидит весь мир, насылая на него проклятия.

Еще одним красочным персонажем, отражающим жизнь города в целом, является Марфа Кабанова. В своей семье она является тираном, которого никто не имеет право осушаться. И в этом персонаже отчетливо видно желание запираться от других. Так, например, она просит служанку запирать дверь на замок и всю ночь следить за ней.

И за такими запертыми дверями в этом городе происходит повсеместная травля друг друга. Там за дверями люди готовы загрызть друг друга, унизить и оскорбить. Недаром, про город Калинов один из персонажей говорит «темное царство». Царство, в котором правят самодуры и лжецы.


Сейчас читают:

    С самого детства нас учат ценить и уважать то, что находится вокруг нас. И это всё не просто так, ведь всё что нас окружает, например воздух, которым мы дышим, трава, по которой мы ходим-это всё природа. Сколько всего прекрасного нас окружает.

    Бывает красота внутренняя, красота души, и красота внешняя. Вот идёт человек, красивая фигурка, длинные волосы и ресницы. Все оборачиваются вслед. А как только открыл рот, красота сразу куда-то исчезает. Корявая речь, жаргонные словечки, узкий кругозор.

  • Сочинение Юмористический рассказ о случае из жизни 5 класс

    Однажды со мной произошла невероятно смешная история. Мы всей семьёй приехали в деревню на лето. Я и мой папа собрались на рыбалку. Далеко идти не пришлось, ведь речка была прямо за огородом.

  • Характеристика и образ Скотинина в комедии Недоросль Фонвизин сочинение

    Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль" написана в основных традициях классицизма. Одной из черт этого художественного стиля является четкая градация героев на положительных и отрицательных. Последние, представлены в комедии в первую

  • Сочинение по картине Рериха Заморские гости 4 класс

    Известный русский художник, который отличается своей особенной манерой письма картин, которая заставляет зрителя окунутся в сказочную и чарующую самобытность того времени. Картина «Заморские гости», показывает всю силу,

  • Сочинение по картине Летний день. Цветет сирень Копытцева 8 класс

    Майя Кузьминична Копытцева – популярная художница 20 века. Она пейзажист, живописец, портретист и также писала натюрморты. Майя Кузьминична очень любила природу, и она смогла в своих картинах передать зрителям всю реалистичность и великолепие

Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.
Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в своих пьесах. Именно оно и является тем "темным царством", которое правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов.
Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале произведения мы узнаем о Диком, "значительном лице" в городе, купце. Вот как говорит о нем Шапкин: "Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет". Тут же мы слышим и о Кабанихе и понимаем, что они с Диким "одного поля ягоды".
"Вид необычный! Красота! Душа радуется", - восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в "Грозе". Именно Кулигин дает точную и четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Кали-нове. Он один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве масс, о невозможности честным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под кабалы знатных и важных лиц в городе. Они живут вдали от цивилиза-.ции и не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы - вот закон и норма их жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности.
Островский показывает нам типичных представителей этого общества - Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, - власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить себе тех, кто слабее, и "умаслить" тех, кто сильнее. Они деспоты как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а Бориса - своему дяде. Но если Кабаниха бранит "под видом благочестия", то Дикой ругается так, "как с цепи сорвался". Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним рассуждения Дикого: "Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться".
Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: "О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил... Согрешил-таки я: изругал, так изругал... чуть не прибил".
У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная, глупая сочинительница всяких небылиц про цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и являются тем "темным царством", которое представлено в пьесе.
Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление к свободе, свободе духа.