Девиантное поведение основные виды и причины. Причины возникновения девиантного поведения

Каждое социальное общество имеет собственные нормы или правила, по которым оно и живет. Их можно отнести к неписаным законам, отражающим характер поведения человека в различных ситуациях. Несоблюдение же этих норм считается социальным отклонением, которое еще называют девиацией. Это понятие можно рассматривать с разных сторон. Прежде всего, отклоняющееся поведение всегда нарушает нормы права и стандарты, сложившиеся в обществе. Но помимо этого, его считают социальным явлением, которое находит свое выражение в любых массовых формах деятельности людей и не соответствует при этом негласно установленным правилам поведения.

Где изучается отклоняющееся поведение и его типы? Обществознание - тот предмет, который впервые знакомит школьников с научным объяснением данного

Основное понятие

К сожалению, не бывает такого общества, все члены которого придерживались бы общих нормативных требований. Существующее отклоняющееся поведение и его типы могут принимать разные формы. Так, к людям с относят преступников и отшельников, аскетов и гениев, святых и т. д.

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не имеющий одобрения в обществе. Во все времена шла борьба по устранению нежелательных форм человеческой деятельности и их носителей. При этом применялись различные средства и методы, которые соответствовали имеющимся в стране социально-экономическим отношениям, общественному сознанию, а также интересам правящей верхушки.

Отклоняющееся поведение и его типы всегда привлекали интерес исследователей.

Роль в жизни общества

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения с двойственным характером. С одной стороны, оно грозит потерей стабильности общества. С другой же - поддерживает данную стабильность. Как это можно объяснить? Успешная работа всех социальных структур возможна только при обеспечении порядка и предсказуемости поведения всех членов общества. Каждому человеку важно знать, как будут вести себя другие люди и какого поведения они ожидают от него.

Вместе с тем в каждом обществе существуют субкультуры. Они обладают своими нормами, входящими в противоречие с общепринятой моралью. Подобные отклонения считаются групповыми и порой содействуют дальнейшему развитию общества.

Виды девиантного поведения

Порой индивид нарушает социальные нормы только время от времени. Такое поведение относят к первичной девиации. Второй вид данного понятия - вторичный. В этом случае человек получает клеймо девианта и чувствует, что с ним обращаются не так, как с другими людьми.

Отклоняющееся поведение всегда нарушает моральные нормы и при этом может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Первый вид девиации нередко трансформируется во второй. Чаще всего это случается при влиянии криминальных субкультур на те категории людей, которые предрасположены к совершению девиантных поступков, то есть относятся к группе риска.

Типы отклоняющихся поведений

Выделяют:

Делинкветные поступки, имеющие ярко выраженную антиобщественную направленность, которые в крайних своих выражениях приобретают уголовно наказуемый характер;

Аддиктивные поступки, целью которых является уход от действительности с помощью использования психоактивных веществ или при чрезмерной фиксации на определенный вид деятельности;

Патохарактерологические поступки, которые обусловлены патологическими изменениями в характере, имеющими место из-за дефектов воспитания;

Психопатологические поступки, являющиеся следствием ;

Поступки, основанные на гиперспособностях человека, проявляющихся при особой одаренности или гениальности.

Отклоняющееся поведение и его типы могут иметь и несколько иную классификацию. По отношению к ним общества девиантные поступки бывают:

1. Социально одобряемыми. Они выражаются в таком поведении индивида, которое носит позитивный характер и направлено на устранение устаревших стандартов. Как правило, этот тип девианта связан с социальным творчеством и способствует качественным изменениям всей общественной системы. Примером тому служат гениальность, спортивные достижения, героические поступки и лидерские способности.

2. Нейтральными. Это отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не вызывающий никаких опасений общества и не способствующий его изменению. К таким девиантным поступкам относят эксцентричность и чудачество, стремление удивить всех своей манерой поведения и формой одежды.

3. Социально неодобряемыми. Такое поведение нарушает и дезорганизует общественную систему.

Оно несет в себе черты негативности и дисфункциональности. Подобные девиантные поступки наносят вред обществу. К ним относят различные отклонения, приносящие вред людям и самой личности. Они выражаются в форме разнообразных противоправных, агрессивных и преступных действий, а также в алкоголизме, наркомании, суициде и т. д. Так, к социально неодобряемым относят следующие типы отклоняющегося поведения: аддиктивное, делинквентное.

Типология Р. Мертона

Понятие девиантного поведения относительно. Например, преступники полагают, что вымогательство - это нормальный вид заработка. Однако для большей части населения подобное поведение является девиантным. Это же относится и к некоторым видам социальных поступков. Одни из них считаются девиантными, а другие - нет.

В современной социологии наиболее признанными считаются виды, типы отклоняющегося поведения, классифицированные Р. Мертоном. Свою группировку понятий он составил в русле представлений этого процесса как разрушающего базовые элементы культуры, в том числе и этические нормы. На основании этого Мертон выделил четыре типа девиации, в число которых входит:

1. Инновация. Этот тип поведения предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание принятых способов их достижения. К инноваторам относят проституток и шантажистов, великих ученых и создателей финансовых пирамид.

2. Ритуализм. Такое поведение связано с отрицанием основных целей общества и абсурдным исполнением способов их достижения. Примером тому может служить бюрократ. Этот чиновник требует тщательного заполнения любого документа, его неоднократной проверки, составления в четырех экземплярах и т. д. При этом из вида упускается главное - цель.

3. Ретретизм. Это не что иное, как бегство от существующей действительности. Этот тип девиации выражается в отказе не только от социально значимых целей, но и от тех способов, которыми обычные люди их достигают. Такой тип поведения характерен для наркоманов, алкоголиков, бомжей и т. д.

4. Бунт. Данное поведение отрицает имеющиеся в обществе цели и способы. Бунтарь стремится к замене их на новые. Яркий пример тому - революционеры.

При составлении своей классификации Мертон подчеркивал тот факт, что отклоняющееся поведение и его типы не являются продуктом, который демонстрирует абсолютно негативное отношение к общепринятым нормам. Ведь вор вовсе не отвергает такую цель общества, как материальное благополучие. А действия бюрократа не вступают в противоречие с общепринятыми правилами работы. В этом случае наблюдается лишь буквальное исполнение, доходящее до абсурда. Но при этом и бюрократ, и вор являются девиантами.

Основные причины отклоняющегося поведения

Объяснений девиантного явления может быть множество. Для его понимания необходимо знать, какие имеет отклоняющееся поведение виды. И причины в таком случае будет выявить намного проще. Например, склонность к наркомании и алкоголизму, а также психические расстройства объясняются вовсе не социальными, а биологическими причинами. Ведь эти негативные явления порой передаются детям от их родителей.

В социологии есть несколько направлений, согласно которым и объясняются причины девиантного поведения. Одно из них заключается в наличии такого состояния общества, при котором старые ценности и нормы уже пришли в противоречие с существующими отношениями, а новых пока нет. При этом причина девиантного поведения заключается в несогласованности целей, которые выдвигаются обществом, и тех средств, которые предлагаются для их достижения.

Маргинализация

Это одна из причин девиации, характеризующаяся разрывом социальных связей. Самым распространенным вариантом является первоначальный разрыв экономических отношений. После этого утрачиваются социальные связи, а на следующем этапе - духовные.

Характерной чертой маргиналов служит снижение планки социальных потребностей и ожиданий. При этом происходит примитивизация их производственной, бытовой и духовной жизни.

Социальные патологии

Попрошайничество и бродяжничество

Такое поведение является особым образом жизни. Его основной причиной служит отказ от участия в труде на благо общества и стремление к получению нетрудовых доходов.

Стоит отметить, что попрошайничество и бродяжничество в последнее время получили довольно широкое распространение. Однако общество пытается вести борьбу с этим социально опасным явлением. Ведь нередко такие личности выступают в роли посредников при сбыте наркотиков, а также совершают кражи и прочие преступления.

Аддикция

Нередко причиной негативного поведения становится стремление избежать имеющегося внутреннего дискомфорта, а также изменить собственное социально-психическое состояние, выражающееся внутренней борьбой и внутриличностными конфликтами. Все это и является аддиктивными поступками. Подобный путь, как правило, выбирается теми, у кого нет легальной возможности для осуществления самореализации, чья индивидуальность подавляется в связи со сложившейся в обществе иерархией, а личностные стремления неизменно блокируются.

Таким людям невозможно сделать карьеру и изменить имеющийся у них социальный статус с использованием легитимных каналов. Именно поэтому они и считают общепринятые нормы общества несправедливыми и неестественными.

Особенности негативного поведения

В нашем современном обществе девиантные поступки все больше и больше становятся рациональными и рискованными. Основное отличие такой личности от авантюриста заключается в опоре на профессионализм, а не в вере в случай или судьбу. Это осознанный выбор личности, благодаря которому возможна ее самореализация, самоутверждение и самоактуализация.

Отклоняющееся поведение подростков

В современном обществе актуальна проблема детской безнадзорности, наркомании и преступности. В связи с этим наблюдается и рост числа подростков с девиантным поведением. Такое отклонение в поведении детей является результатом политической, социальной, экономической и экологической нестабильности, роста влияния псевдокультур, изменения в существующих ценностных ориентациях молодежи, неблагополучия в семейной и бытовой сфере, отсутствия контроля, что становится следствием постоянной занятости родителей, эпидемии разводов и недостатков в работе учреждений образования.

Основные типы отклоняющегося поведения подростков, как правило, находят свое выражение в таких формах, как аддиктивная, аутоагрессивная (суицидальная), а также гетероагрессивная.

Каковы наиболее часто встречающиеся причины негативного поведения молодежи? В их перечне находятся следующие:

1. Неправильно организованное воспитание. Такой подросток обычно проживает в трудной семье. На его глазах происходят конфликты между родителями, которые не интересуются его внутренним миром. Порой такое неблагополучие довольно глубоко скрыто. И обнаруживается оно только после того, как подросток начинает выделяться своим негативным поведением.

2. Биологические факторы. Среди подобных причин выделяется наследственность, которая снижает активность защитных механизмов и ограничивает приспособительные функции человека. Этот фактор способен проявляться в умственной недостаточности, наследовании аномальных черт в характере, а также такого негативного явления, как алкоголизм. Помимо этого, у подростков с девиантным поведением выявляется неполноценность клеток мозга, ставшая следствием некоторых тяжелых заболеваний, которые были перенесены ими в раннем возрасте. К факторам биологического типа относят и особенность подросткового периода. Именно в этом возрасте у человека происходит бурный рост организма, начинается и подходит к завершению половое созревание, а также совершенствуются функции многих систем и органов, в том числе ЦНС.

3. Психические факторы. В подростковом возрасте завершается и формирование характера человека. Нарушения данного процесса приводят порой к негативным характерологическим реакциям, выходящим за рамки принятой в обществе нормы. Среди них следующие: активный протест (непослушание и грубость); пассивный протест (уход из дома); активное уклонение от контактов с людьми; имитация или подражание поведению окружающих; повышенное стремление к самоутверждению на основе отрицания опыта старших; гиперкомпенсация (безрассудные поступки) как защитная реакция, маскирующая слабые стороны личности.

Итак, мы рассмотрели отклоняющееся поведение и причины, его вызывающие.

Поведение человека многогранно, довольно непредсказуемо, и с помощью таких наук, как психология и социология, ученые ищут способ построить связь между поступками и возможными факторами риска для комфортного обеспечения жизнедеятельности культурной среды государства. Известно, что именно поведение и мотивы могут сыграть ключевую роль в создании культурного и развивающегося общества. Одна из форм поступков вне общественной нормы человека — девиация.

Девиантное поведение представляет из себя действия, которые не подчиняются установленным в обществе рамкам, отклоняются от нормы, предписанными традициями или законами.

Виды

  1. Антисоциальный характер человека противоречит общепринятым правилам в государстве. Часто, такие поступки носят криминальный характер. Сюда включены грабежи, нанесение тяжкого вреда человеку или его личному имуществу.
  2. Асоциальное поведение. Люди, которые входят в эту группу, обычно подвергаются пренебрежению моральных и нравственных норм. Здесь говорится о проституции, образ жизни, который подразумевает проживание на улице, попрошайничество.
  3. Диссоциальный вид. Обычно характеризуется отклонением от нормальных для здорового индивидума медицинских и психических показателей. К примеру, склонность к суициду, не адекватное проявление агрессии, чрезмерно быстрая езда на автомобиле, прием наркотических средств, чрезмерное употребление крепких алкогольных напитков.

Причины появления отклонений

Любую причину нужно искать в детстве, так как именно детская и юношеская пора является формирующим звеном в психологии человека. Зачастую, на психику подрастающего индивида влияет:

  1. Биологический мотиватор, включает в себя генетическую предрасположенность. Это те качества, та наследственность, которую дал ребенку родитель. Исключить их довольно сложно, но возможно это сделать при помощи социального окружения.
  2. Социальная обстановка несет в себе информацию всех окружающих людей, которые влияли на формирование личности: семья, друзья, родственники, соседи.

При благополучной совокупности врожденных и приобретенных данных, личности не характерно девиантная манера, его развитие произошло успешно, и если он не свяжется с отрицательным слоем общества в будущем, его духовному развитию ничего не угрожает.

При нарушении хотя бы одного фактора, есть вероятность поддаться отрицательному воздействию окружающей среды. В этом случае личность начинает противопоставлять себя обществу. Это служит самовыражением личностных качеств, которые не были замечены ранее, своеобразным протестом устоям, которые не привили человеку.

Профилактика борьбы с девиантным поведением

В случае угрозы появления отклонений у личности, обусловленные врожденными обстоятельствами, важно создать атмосферу тепла и уюта вокруг ребенка. Беречь от негативных воздействий, прививать нормы и традиции, которые сложились в определенной группе лиц. Подходит для ситуации, в которой матерью и отцом являлись неблагополучные граждане, наркоманы или алкоголики, а ребенок передан в воспитанную семью.

Сопоставив классификации поведенческих девиаций , мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.

Основные варианты социального поведения.

1. Нормативное поведение («стандартное») — соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.

2. Маргинальное (пограничное) поведение — находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.

3. Нестандартное («ненормативное») поведение — выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей.

Проявляется в двух основных формах:

Креативное (творческое) поведение — реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;

- девиантное (отклоняющееся) поведение — непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.

4. Патологическое поведение — отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющихся в различных формах и видах.

Основные формы девиантного поведения

1) Преступность 2) Наркомания 3) Алкоголизм 4) Проституция 5) Суицид

Побеги из дома и бродяжничество

Страхи и навязчивости

Вандализм и граффити

Преступность.

В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. И если криминология - наука, признанная дать ответ на вопрос о причинах совершения преступлений, педагогика - о средствах перевоспитания и педагогических мерах профилактики, социология - о действиях социальных законов, то роль психологии - раскрыть психологические механизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный, личностный смысл такого поведения для подростка.

Исследователями выделяются следующие внутренние, психолоические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:


Потребность в престиже, в самоуважении;

Потребность в риске;

Эмоциональная неустойчивость;

Агрессивность;

Наличие акцентуации характера;

Отклонения в психическом развитии;

Низкое самоуважение;

Неадекватная самооценка.

Противоправные действия в подростковой возрасте являются еще более осознанными и произвольными. Происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания.

- Наркомания - это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы - наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий , морфий, гашиш , болеутоляющие лекарства. Наркомания - это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком.

Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:

Лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;

Отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;

Конфликтная атмосфера в семье и возникшая на этой основе детская тревожность и напряженность;

Употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;

Хранение наркотиков дома;

Наркотическая наследственность;

Состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды на что-то достичь, не осуществились.

Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Поэтому основное направление учебно-воспитательных учреждений - предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастов. Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.

- Алкоголизм . Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы. Среди наиболее распространенных форм борьбы с пьянством и алкоголизмом - просветительные запрещающие меры. Профилактические действия:

Запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках;

Проведение групповой антиалкогольной терапии;

Постоянное объяснение и показ детям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха.

- Проституция . Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности - повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Как показал исторический опыт, и правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.

- Суицид . От латинского «убивать себя» - это умышленное лишение себя жизни. Крайняя точка в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения. Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре суицидального поведения выделяют - собственно-суицидальные действия, - суицидивные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания). Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели.

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Примером может служить поведение подростков, следующих примеру своих кумиров.

Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска. Психологическая превенция суицида осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.

- Побеги из дома, бродяжничество . Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек - демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий, о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинает употреблять алкоголь или наркотики.

- Страхи и навязчивость . Возникновение различных страхов (фобии) довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение влияния к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны, легко проходят, после успокаивающей беседы. В других случаях могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих более длительный период времени. Причиной таких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или семье). Страхи проявляются в форме навязчивости, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией, боязнь острых предметов, закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся. Для устранения страха у детей и подростков могут использоваться игровые психо-корректирующие технологии и методики.

- Вандализм и граффити . Вандализм - одна из форм разрушительного поведения. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологических исследований.

Рассмотрим одну из классификаций мотивов вандализма представленную Кантером Д.К.:

Скука. Причина - желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений; острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.

Исследование. Целью разрушения является любопытство, желание понять как работает система.

Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.

Экзистенциональное исследование. Расшифровывая этот мотив, Кантор поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечение внимания к себе (Яркий пример Герострата , который сжег храм только ради славы).

Граффити - оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи. Сейчас термин «граффити» обозначает всякую неразрешимую надпись, знак, деланный любым способом на объектах и частной собственности. Граффити относятся к тому виду разрушений, ущерб от которых рассматривается по сравнению с другими разновидностями вандализма и насильственными преступлениями, представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения.

Классификация граффити не является строгой и абсолютной, но все же они помогает выделить различные формы этого феномена. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли выделяют публичные и личные граффити.

М. Кокорев выделяет три вида:

Разрушительные граффити;

Специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростково-молодежной субкультуре. Выполнены чаще всего пульверизатором и краской. Кокорев отмечает в последние годы преобладание именно такого типа.

На основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков, можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити:

а) утверждение личности и групповой идентичности, выполнение российских граффитчиков на английском языке объясняется тем, что он является языком молодежной субкультуры;

б) протест против социальных и культурных норм;

в) злобные реакции, содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия;

г) мотивы творчества;

д) сексуальные мотивы;

е) развлекательные мотивы.

Таким образом, вандализм в целом и граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидность подростково-молодежной девиантности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантное поведение должно быть рассмотрено и известно во всех его проявлениях как родителям, так и учителям, воспитателям, руководителям молодежи. Правильное поведение взрослых при появлении факторов, приводящие к девиантному поведению подростков, поможет решить создающуюся проблему на этапе ее раннего становления.

Социальная дезадаптация - школьная дезадаптация - Неуспевающие, одаренные, педагогически запущенные дети, дети и подростки с задержкой психического развития, с нервно-психическими нарушениями.

Понятие отклонения, девиантное и делинквентное поведение. Виды и формы девиации.

В противоположность конформистскому существует девиантное (отклоняющееся) поведение. Под таким поведением понимают не только правонарушения, но и любое поведение, нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. Различают культурно одобряемые (позитивные) и культурно не одобряемые (негативные) типы отклоняющегося поведения. К культурно одобряемым относятся героические поступки, гениальность, спортивные достижения, лидерские способности. В традиционных обществах к одобряемым отклонениям могут относиться и религиозный фанатизм, отшельничество, аскетический образ жизни.

Подобные отклонения могут объясняться не только особенностями процесса социализации, но и психологическими качествами личности. К культурно не одобряемым отклонениям относятся те поступки и те виды социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу и как минимум вызывают осуждение. В широком смысле девиант — это любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует оговорить о формах и размерах отклонения от незначительных до максимальных форм. В узком понимании под девиантным поведением понимают такие отклонения, которые не влекут уголовного наказания. Это отклонения, связанные с несоблюдением норм ожидания. Совокупность противоправных поступков получила в социологии особое название делинквентное (преступное) поведение. Оно связано с нарушением норм, правил.

Как сами нормы, так и поведение, отклоняющееся от них, не является однородным, а существенно отличается по своей социальной значимости. В случае если нарушаются моральные нормы, существующие в обществе традиции, обычаи, правила общения, то эти нарушения называют асоциальным поведением, это антиобщественные поступки. Для этих форм поведения характерна небольшая степень общественной опасности. В случае если нарушаются правовые нормы, то это является противоправным поведением и расценивается как наносящее большой вред обществу.

Учитывая зависимость отстепени причинœенного вреда интересам личности, социальной группе или обществу в целом, а также от типа нарушаемых норм различают следующие виды девиантного поведения:

1) деструктивное , причиняющее вред самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам (алкоголизм, суицид, наркомания, мазохизм);

2) асоциальное , причиняет вред и личности и социальным общностям, то есть первичным группам (семье, дружеской компании, сосœедям) и проявляется в нарушении трудовой дисциплины, мелком хулиганстве и так далее

3) противоправное поведение — поведение, нарушающее как моральные, так и правовые нормы и приводящее к серьезным негативным последствиям для общества. Может выражаться в грабеже, терроризме и так далее.

Девиантное поведение может восприниматься в форме:

поступка;

деятельности , то есть постоянном занятии осуждаемым обществом видом

деятельности

в образе жизни (принадлежность к криминальным структурам).

  • — Основные виды девиантного поведения.

    Сущность девиантного поведения. Девиантное поведение и его профилактика. 1) Сущность девиантного поведения. 2) Основные виды девиантного поведения. 3) Профилактика и преодоление девиантного поведения.Девиантным называется поведение, отклоняющееся от… [читать подробнее].

  • Самые первые теории на сей счёт носили биологический характер: некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности. В конце прошлого века итальянский психолог Чезаре Ломброзо предложил теорию врожденного преступника.

    Годы тщательных наблюдений и измерений в тюрьмах убедили ученого, что наиболее серьезные, злобные и упорствующие преступники (по его оценке, до одной трети) были врожденными преступниками, то есть недоразвитыми людьми, напрямую связанными с нашими примитивными предками. Врожденный преступник - атавистическое существо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ репродуцирует в своей личности свирепые инстинкты примитивного человека, к примеру, убийство себе подобных, каннибализм. Ч. Ломброзо был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно. Общество может защититься от них лишь только заперев их под замок.

    Ч. Ломброзо и его ученики представили огромное количество Доказательств в поддержку своей теории. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками.

    При этом попытки подвести биологическую основу под общую теорию преступности продолжались в течение практически всœего двадцатого столетия. Американский врач Уильям Шелдон подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения.

    При этом большинство социологов и психологов не поддерживают идею о том, что тенденция к отклоняющемуся поведению, совершению преступлений коренится в генетике. Паук должна быть запрограммирован на плетение паутины, но ни один человек не рождается с инстинктами взломщика или убийцы.

    В 60-е гᴦ. проводились исследования людей с чрезвычайно агрессивным поведением. Было обнаружено, что человек, систематически разбойничающий, имеет очень слабое чувство самооценки. Малейшая критика и замечание, особенно в присутствии посторонних, вызывают у него возмущение. Это проистекает из-за боязни потерять престиж. Стоит сказать, что для них характерен поразительно низкий уровень здравого смысла. Другой причиной повышенной агрессивности личности должна быть чересчур большой контроль. Очень пассивные люди с мягким характером, которые долго сдерживают свой гнев, особенно когда их провоцируют, могут в конце концов взорваться.

    Причины и формы девиантного поведения

    В случае если бы такие люди меньше себя контролировали, они просто выпустили пар раньше и дело не дошло бы до крайности. Как говорят, "в тихом омуте всœе черти водятся".

    При этом чаще всœего правонарушения являются импульсивными актами. Биологические теории мало помогают, когда речь идет о преступлениях, предполагающих сознательный выбор.

    Интерес к девиантному поведению не случаен. Причины происхождения различных типов девиации их характерные особенности изучаются в психиатрии, криминологии, социологии.

    Среди социальных теорий девиантного поведения особое место занимает теория аномии . Истоки понятия аномия имеются уже в древности. Древние греки под словом ʼʼаномияʼʼ понимали беззаконный, безнормативный, неуправляемый. Этот термин встречается у Еврипида и Платона, а также в Ветхом и Новом завете и в работах историков и философов, начиная с 16 века, но классическое определœение понятие аномия получило в трудах Эмиля Дюркгейма. Он определил ее так: ʼʼАномия — это социальное состояние, характеризуемое ослаблением или распадом норм, ее содержанием является социальная дезорганизация общества, когда социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивымиʼʼ.

    Аномия может рассматриваться как на социальном, так и на индивидуально-психологическом уровне. Аномичный человек представляет собой скептика, который руководствуется философией отрицания, ориентированной только на настоящее, не признающего прошлого и будущего. Исследователи считают, что некоторая степень аномии не только не опасна, но и в определœенной мере необходима для свободы в обществе.

    Дюркгейм полагал, что девиация столь же естественна, как и конформизм, а отклонение от нормы несет не только отрицательное, но и положительное начало. К примеру, девиация подтверждает роль норм и ценностей, дает более полное представление многообразия норм, раскрывает альтернативу существующим, ведет к совершенствованию социальных норм и обеспечивает социальное единство.

    Все, что нарушает стабильность, приводит к неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, миграция и так далее), порождает нарушение общественного порядка, дезорганизует людей, благодаря чему появляются различные виды девиаций. В случае догматизма в соблюдении норм индивидуальное развитие должна быть ограничено, но чрезмерное развитие аномии ведет к хаосу, когда люди своим поведением нарушают правила и нормы, игнорируют права других и общественные интересы. Самая широко распространенная в социологии классификация типов отклоняющегося поведения аномии разработана Робертом Мертоном, который выделил пять моделœей социальной адаптации к вырабатываемым в обществе социальным нормам, исходя из того признает ли человек и следует ли правилам достижения ценностных блаᴦ. В сущности, это тип индивидуального приспособления человека в обществе:

    Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивизма. М.

    Девиантное поведение

    Вебер исходил из того, что если в естественных науках понимание опосредовано объяснением (необъяснимое непонятно), то в социальных науках понимание непосредственно и предшествует объяснению (не поняв человеческое поведение, его невозожно объяснить). По его мнению, социология является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Наблюдая реальные действия людей, социолог должен объяснить их на основе понимания внутренних мотивов этих действий, того смысла, который вкладывается в действия самим действующим индивидом, а не наблюдателем. Если одно животное подаёт сигнал об опасности другим, рискуя своей жизнью, то это поведение может быть сохранено отбором, так как даёт преимущества родственным особям, и гены альтруистической особи сохраняются в них. Так, жало рабочих пчёл остается в теле врага, однако при этом гибнет и сама пчела. Африканские термиты в сражении с врагами извергают особый секрет, от которого гибнут и их противники и они сами. Популяции, в которых индивиды проявляют самопожертвование ради пользы других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которых прежде всего заботятся о собственном благополучии.

    Слово девиация

    Слово девиация английскими буквами(транслитом) — deviatsiya

    Слово девиация состоит из 8 букв: а в д е и и ц я

    Значения слова девиация. Что такое девиация?

    Девиация

    ДЕВИАЦИЯ (deviance) - социальное поведение, отклоняющееся от считающегося "нормальным" или социально приемлемым в обществе либо в социальном контексте.

    Большой толковый социологический словарь. — 2001

    ДЕВИАЦИЯ Отклонение от некоторой нормы.

    Девиантное поведение: понятие и особенности. Типы девиантного поведения

    Термин используется для обозначения отклонений в поведении, в отношениях и в статистике. В поведении это обычно относится к нарушениям или клиническим синдромам.

    Оксфордский словарь по психологии.

    Девиация — отклонение от того, что считается нормой. Например, девиация в поведении, в отношениях к кому- или чему-либо от среднестатистического показателя.

    Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

    ДЕВИАЦИЯ (от лат. deviatio — уклонение) -отклонение морского судна от установленного (договором) или обычного пути следования. Стандартные случаи Д. — спасение людей, судна, оказание медицинской помощи лицам, находящимся на борту, и т.п.

    Словарь юридических терминов. — 2000

    Девиация - а. Резкое изменение курса ценных бумаг под действием непредвиденных событий, обстоятельств. Б. Изменение курса следования морского судна вследствие одной из следующих причин: спасание людей, судов и грузов…

    Словарь бизнес терминов. — 2001

    Девиация (от позднелат. deviatio - отклонение)(биологическое), разновидность филэм-бриогенеза, при которой изменение в развитии органа возникает на средних стадиях его формирования и приводит к изменению строения этого органа у взрослого организма…

    БСЭ. - 1969-1978

    Девиация компаса, отклонение подвижной системы компаса от положения, фиксирующего направление на магнитный полюс Земли (у магнитного компаса) или на географический полюс (у гирокомпаса).

    БСЭ. - 1969-1978

    Девиация1) компаса, отклонение компасной стрелки от магнитного меридиана, под влиянием судового железа; для устранения Д. имеются особые приборы.-2) Артиллер., см.

    Брокгауз и Ефрон. - 1907-1909

    Девиация - девиантное поведение - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте.

    Социология / Под ред. Ю.Ю. Петруниной. — 2006

    ДЕВИАЦИЯ (от позднелат. deviatio — отклонение), уклонение в развитии, эволюц. изменение морфогенеза к.-л. органа на одной из ср. стадий; одна из форм" (модусов) филэмбриогене-зов.

    Биологический словарь

    Девиация (в социологии) (deviance), форма поведения, нарушающая, или признанная нарушающей, социальные правила. В разл. об-вах и внутри самих об-в Д. понимают по-разному. Напр., в нек-рых об-вах может считаться Д. наличие у мужчин более одной жены…

    Народы и культуры. — 2002

    Девиация компаса

    Девиация компаса отклонение его стрелки от направления магнитного меридиана под влиянием судового железа. Так как это железо намагничивается земным магнетизмом различно при различных положениях корабля относительно магнитного меридиана…

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

    Девиация компаса ДЕВІАЦІЯ КОМПАСА, отклоненіе компас. стрѣлки отъ напр-нія магнит. меридіана, вызванное вліяніемъ судов. желѣза. Во время постройки или продолжит. стоянки въ одномъ направленіи…

    Военная энциклопедия. - 1911-1914

    Девиация компаса — отклонение подвижной системы компаса от направления — на магнитный полюс Земли (у магнитного компаса); или — на географический полюс Земли (у гирокомпаса).

    Девиация частоты

    Девиа́ция частоты́ - наибольшее отклонение мгновенной частоты модулированного радиосигнала при частотной модуляции от значения его несущей частоты.

    ru.wikipedia.org

    Девиация частоты, отклонение частоты колебаний от среднего значения. В частотной модуляции Д. ч. обычно называют максимальное отклонение частоты. От значения его существенно зависит состав и значения амплитуд составляющих спектра…

    Девиация частоты - наибольшее отклонение частоты модулированного сигнала от значения несущей частоты при частотной модуляции

    Словарь терминов связи

    Русский язык

    Девиа́ция, -и.

    Орфографический словарь. - 2004

    Цигун-Девиации

    Цигун-девиации Словообразование. Происходит от кит. ци — энергия гун — движение и лат. deviatio — отклонение. Категория. Отклонения в нормальном течение процесса обучения китайской гимнастике цигун.

    Цигун-девиации (от кит. ци — энергия + гун — движение и лат. deviatio — отклонение) — отклонения в нормальном течение процесса обучения китайской гимнастике цигун.

    Психологический словарь. — 2000

    зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов:

    1 — делинквентное — девиантное поведение, в крайних своих проявлениях являются действиями, влекущие за собой уголовное наказание.

    Характерна для людей:

    — с неустойчивым внутренним миром; человек совершает преступление под влиянием обстоятельств, или окружающих лиц;

    — с высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм;

    — могут лишь случайно совершить преступление

    У этих людей в пределах волевой сознательной действия в силу индивидуально-психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предсказания будущего результата деликта (проступка) — не имеет существенного сус общей опасностей.

    У таких людей сила побудительного мотива тормозит анализ негативных его последствий. Часто делинквентного действия опосредуются ситуационно-импульсивными или аффективными мотивам. Эти мотивы реализуются без этапа предварительного планирования и выбора адекватных объектов, целей, способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребностейби.

    Делинквентное поведение может проявиться, в частности, в озорстве и желании развлечься (например, подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы или еду у прохожих, получая или удовольствие от точности попадания в «жертву»; человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолете бомбе; чтобы привлечь к себе внимание, молодой человек м оже попробовать залезть на телевизионную башнюйну башту).

    2 — аддиктивное поведение — одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к бегству от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния через употребление некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, направленное на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

    Основной мотив личностей, склонных к аддиктивных форм поведения, — активная изменение психического состояния, не удовлетворяет их и рассматривается ими как»серый»,»скучный»,»монотонный»,»апатичный»

    Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-то сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, вызвать какую-то существенную и выраженную эмоциональную реакцию

    Жизнь ей видится неинтересным из-за его обыденность и однообразие. Человек не воспринимает того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-то делать, чем-то заниматься, придерживаться принятых в семье или обществе традиций и норм.

    аддиктивного активность носит избирательный характер — в тех сферах жизни, которые хоть на время, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной нечувствительности (стагнации), она может проявить ты большую активность для достижения целей.

    Особенности людей с аддиктивного формами поведения:я:

    — пониженная выносливость к трудностям повседневной жизни наряду с хорошей выносливостью в кризисных ситуациях;

    — скрытый комплекс неполноценности, который сочетается с преимуществом, которое внешне проявляется;

    — внешняя социабельность, которая сочетается со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

    — стремление говорить неправду;

    — стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

    — стремление к бегству от ответственности в принятии решений;

    — стереотипность, повторяемость поведения;

    — зависимость;

    — тревожность

    Предсказуемость, заданность собственной судьбы — дразнящий момент аддиктивного личности.

    Виды девиантного поведения

    Кризисные ситуации с их непередбачу-ность, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на котором они приобретаю ют уверенности в себе, самоуважения, чувство превосходства над другими. Отмечается феномен»жажды острых ощущений»(В. А. Петровский.. Петровський).

    Е. Берн выделил шесть типов голода, у человека:

    — за сенсорной стимуляцией;

    — по признанию;

    — за контактом и физическим поглаживания;

    — сексуальный;

    — структурный, или структурированием времени;

    — за инцидентами

    В рамках аддиктивного типа выделены типы обостряются — человек не находит удовлетворения чувства голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворенность реальностью, стимуляцией тех или иных видов деятельности. Она пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (предпочитает интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображением), признание неординарностью поступков (в том числе сексуальных), наполненностью времени событиями.

    Плохая выносливость к трудностям повседневной жизни и догоряння в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких формируют в аддиктивных личностей скрытый»комплекс неполноценно ости»- они страдают, отличающиеся от других, способны»жить как люди»Этот комплекс возвращается ги-перкомпенсаторною реакцией — от заниженной самооценки человек переходит сразу к завышены й (минуя адекватную) появляется чувство превосходства над другими, это защитная психологическая функция, что способствует поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях (например, конфронтации с семьей или коллективомсім’єю чи колективом).

    На аддиктивного человека действует большое влияние социума, ей приходится подстраиваться под нормы общества, она учится формально исполнять те социальные роли, которые ей навязываются обществом (зразковог го сына, внимательного собеседника, порядочного коллеги.

    Внешняя социабельность, легкость настройки эмоциональных контактов сопровождается манипулятивной поведением и поверхностностью эмоциональных связей

    Такой человек боится стойких и длительных эмоциональных контактов через быструю потерю интереса к одной и той же человека или вида деятельности, из-за страха ответственности за какое-то дело (например, мотив вом поведения»закоренелого холостяка», когда преобладают аддиктивные формы поведения, может быть страх ответственности за возможную жену и детей и зависимости от нихі від них).

    Пытаясь скрыть свой»комплекс неполноценности», человек проявляет стремление говорить неправду, обманывать окружающих, обвинять других в собственных ошибках и промахах

    Одной из основных черт в поведении аддиктивного личности является стремление к бегству от реальности

    «Побег»заключается в том, что взамен гармоничного взаимодействия со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-то одном направлении, при этом человек сосредоточивается на узко направленной сфере деятельно ости (часто негармонично и такой, что разрушает личность), игнорируя концовуючи решту.

    Пезешкиан выделяет четыре вида»бегства»от реальности:

    -«бегство в тело»- переориентация на деятельность, направленную только на собственное физическое или психическое усовершенствования; гипер-компенсаторным становится захвата оздоровительными мероприятиями («паранойя здоровья»), сексуальная ими взаимодействиями, собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслаблениясобами розслаблення;

    -«бегство в работу»- дисгармоничная фиксация на делам;

    -«бегство в контакты или одиночество»- общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая другие, или количество контактов сводится к минимуму;

    -«бегство в фантазии»- склонность к размышлениям и отсутствие желание воплощать в жизнь

    3 — патохарактерологичний тип девиантного поведения — поведение, обусловлена??патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания: расстройствами личности (психопатии), явно выраженными акцентуация характера, невротическим развитием особист тост.

    дисгармоничность черт характера приводит к тому, что меняется вся структура психической деятельности человека

    Наиболее характерные мотивы:

    — стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний;

    — тенденция к доминированию и властвования;

    — упрямство;

    — обидчивость;

    — нетерпеливость к противодействию;

    — склонность к самообвинения и поисков поводов для разрядки аффективного напряжения;

    — эгоцентризм;

    — жажда признания;

    — завышенная самооценка;ка;

    — стремление манипулировать окружающими и контролировать их (окружение рассматривается лишь как средство, должен служить удовлетворению потребностей данного человека)

    По невротического развития личности девиации проявляются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизнедеятельность человека и имеют целью снять состояние эмоционального напряжения я и тревоги (например, человек с навязчивыми ритуалами может долго и на ущерб своим планам совершать стереотипные действия: открывать и закрывать двери, определенное количество раз пропускать троллейбус, пи дходить до остановки.

    4 — психопатологический тип девиантного поведения — основывается на психопатологических симптомах или синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут выявлены основные признаки психических расстройствев.

    Человек может проявлять девиантное поведение через:

    — нарушение восприятия — галлюцинации или иллюзии (например, закрывать чем-то уши, к чему прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой)

    — нарушения мышления (например, выражает, отстаивает и пытается достичь поставленной цели на основе неадекватного толкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром через навязчивые идеи и страхи)

    — нарушение волевой активности (осуществляет неразумные и непонятные поступки или месяцами бездействует, осуществляет стереотипные движения надолго застывает в однообразной позе)

    Разновидностью патохарактерологичного и психопатологического типа девиантного поведения являются саморазрушительное (аутодеструктивного) поведение — система поступков человека, направлена??не на развитие и личностный рост ния, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личностей.

    Агрессия направляется на себя, действительность рассматривается как нечто оппозиционное, что не дает возможности полноценно жить и удовлетворять имеющиеся потребности

    Аутодеструкция проявляется в виде суицидального и парасуицидальным поведения, наркотизации и алкоголизации, других видов девиаций

    Мотивы саморазрушительной поведения:

    — аддикции, неспособность управляться с будничной жизнью;

    — патологические изменения характера;

    — психопатологические симптомы и синдромы

    5 — девиации, обусловленные гиперспособностями человека — человек, способности которого значительно превышают среднестатистические, рассматривается как выходящий за рамки нормального (это проявление одаренности, таланта, гениальности в какой-то одной из деятельностей люди ини.

    Отклонение в сторону одаренности в одной сфере часто сопровождается девиациями в повседневной жизни. Такой человек часто оказывается непригодной к»бытового, приземленного»жизнь. Она неспособна правильн но понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивной, зависит и готовой к трудностям повседневной жизниенного життя.

    Если при делинквентного поведении наблюдается противоборство с реальностью, при аддиктивных — бегство от реальности, при па-тохарактерологичному и психопатологическом — болезненное противостояние, то при по овединци, связанной с гиперспособностями, — игнорирование реальности.

    Человек существует в действительности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в собственной реальности, не раздумывая о необходимости»объективной действительности», в которой действуют другие окружающие люди

    Она расценивает обычный мир как нечто немаловажное, несущественное и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не производит стиля эмоционального отношения к поступкам других, принимает любое событие отстранен

    Вынужденные контакты воспринимаются как необязательные, временные, а не как значимые для его личностного развития

    Внешне в повседневной жизни поступки такого человека могут быть странными (например, она может не знать, как пользуются бытовыми приборами, как осуществляются бытовые действия; весь интерес сосредоточен н на деятельности, связанной с неординарными способностями.

    Тип девиантного поведения детерминирует форму ее обнаружения (одна форма может быть обусловлено различными типами)

    Социологические теории объясняют возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей. Теория аномии Дюркгейма представляет собой первое социологическое объяснение девиации. Дюркгейм исследовал сущность одного из видов девиации – самоубийства.

    Он считал основной причиной самоубийства явление, названное «аномией» (разрегулированностью, отсутствием норм). Социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют поведением людей, они знают, чего ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов или радикальных социальных перемен жизненный опыт людей перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Статистические данные свидетельствуют, что во время неожиданных спадов и подъемов уровень самоубийств становится выше обычного. Дюркгейм считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с нарушением «коллективного порядка». Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры – все это способствует девиантному поведению.

    Теория аномии Р.Мертона.

    Типы девиантного поведения

    Мертон считает, что девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социально одобряемыми способами их достижения. Например, общепризнанным мерилом успеха в американском обществе (а в последнее время также и в украинском) считается достижение богатства. Социально одобряемые средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования, поступление на работу и построение карьеры. Но далеко не все люди могут получить хорошее образование, лучшие фирмы принимают на работу достаточно ограниченное количество специалистов. Когда люди сталкиваются с невозможностью достичь финансового успеха социально одобряемыми средствами, они могут прибегнуть к незаконным способам (торговле наркотиками, мошенничеству и т.д.).

    В рамках своей концепции Мертон разработал типологию девиантных поступков:

    В системе Мертона конформизм предполагает согласие и с целями общества, и со средствами их достижения. Примером может быть молодой человек, который получает образование, находит престижную работу и успешно продвигается по службе. Конформизм –имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели достижения материального успеха, а также утвержденные обществом средства для их достижения. Инновация предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые средства их достижения. Примерами инновации являются шантаж, ограбления, растрата чужих денег и пр. Данный вид девиантного поведения возникает в том случае, когда индивид сталкивается с ограниченным доступом к ресурсам, с одной стороны, и сильным желанием выглядеть успешным в глазах общества – с другой. Ритуализм предполагает игнорирование целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Примером может выступать бюрократ, фанатично преданный своему делу, который тщательно заполняет бланки, проверяет их соответствие всем инструкциям, регулярно подшивает их к делу и т.д., но не осознает, для чего все это делается. Ретритизм предполагает отрицание как целей данного общества, так и средств достижения этих целей. Другими словами, человек дистанцируется от общества. К этой разновидности девиации можно отнести монахов, отшельников, с одной стороны, и наркоманов, алкоголиков и самоубийц – с другой. Бунт также выражается в отрицании и целей общества, и средств их достижения. Но в отличие от ретритистов, бунтовщики не отходят от общества, а пытаются предложить ему новые цели и новые средства их достижения. К этому виду девиантов можно отнести реформаторов и революционеров.

    Культурологические теории ставят акцент на анализе культурных ценностей. С точки зрения этих теорий, девиация имеет место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Идентификация с субкультурой происходит в ходе общения с носителями этой культуры. Важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами (законодательными органами, церковью и т.д.), а повседневное общение – в школе, дома, «на улице». На интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей оказывают влияние частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность. Важную роль играет и возраст: чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.

    Оценка теории культурного переноса Теория культурного переноса показывает, что социально порицаемое поведение может вызываться теми же процессами социализации, что и социально одобряемое. Эта теория позволяет понять, почему количество случаев девиантного поведения изменяется от группы к группе и от общества к обществу. Однако с ее помощью нельзя объяснить некоторые формы девиантного поведения, особенно тех правонарушителей, которые не могли заимствовать у других ни способы, ни подходящие дефиниции и взгляды. Примерами этого могут служить злостные нарушители финансовых соглашений; изготовители фальшивых чеков; люди, случайно нарушившие закон; непрофессиональные магазинные воришки; люди, совершающие преступление «на почве любви». Индивиды могут попадать в одни и те же ситуации, но воспринимать их по-разному, с различными результатами.

    Теория стигматизации (клеймения). Девиантное поведение объясняется способностью влиятельных групп ставить клеймо девиантов на поведении менее защищенных групп. С человеком могут обращаться так, как будто он нарушил правило, даже если он этого не делал, только потому, что другие утверждают, что он это сделал. Большинство людей нарушают некоторые социальные правила. Подросток может покуривать сигареты с марихуаной, администратор делать приписки к счету, клерк – присваивать канцелярские принадлежности. Пока окружающие не обращают на это внимание, человек, нарушающий правила, не считает себя девиантом. Как только окружающие узнают об этом, на человеке будет поставлено клеймо девианта. С ним будут обращаться как с девиантом, постепенно он привыкнет считать себя девиантом, вести себя в соответствии с ролью. В отличие от концепций, обращающих внимание на особенности индивидов, способствующих девиации, теория стигмации объясняет, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам.

    Конфликтологический подход. Данная теория не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. С данной точки зрения, законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы, владеющие средствами производства, используют против тех, кто лишен их. Более того, сторонники этой теории рассматривают девиантов не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле».

    Оценка теории конфликта В теории конфликта многое справедливо. Совершенно очевидно, что составляют законы и обеспечивают их исполнение облеченные властью индивиды и социальные группы. Вследствие этого законы не являются нейтральными, но служат интересам определенной социальной группы и выражают основные ее ценности. Однако, во-первых, по мнению критиков теории конфликта, подобные интуитивные догадки не удовлетворяют требованиям научного исследования. Например, по словам социолога Стентона Уиллера, разработка теории конфликта и повторное открытие Маркса задали новое направление нашему пониманию девиации, но создается «сильное впечатление, что все эти достижения являются не более чем риторическими».

    Многие формулировки конфликтологов требуют уточнения. Так, не всегда ясно, какие конкретно индивиды или группы подразумеваются, когда говорится о «правящей элите», «правящих классах» и «интересах властей предержащих». Во-вторых, теория конфликта нуждается в проверке. Например, Уильям Дж. Шамблисс и Роберт Сидмен утверждают: «Самые суровые санкции, как правило, налагаются на людей низших социальных классов». Однако результаты исследований не всегда согласуются с этим утверждением: одни исследования обнаруживают незначительную связь между статусом нарушителей закона и назначенным им наказанием или полное ее отсутствие; в других исследованиях эта взаимосвязь четко прослеживается; некоторые исследования показывают, что эта взаимосвязь зависит от конкретных обстоятельств. И хотя корпорации часто стремятся оказывать влияние на правосудие и государственную политику, их интересы не обязательно доминируют над интересами остальных групп. Совершенно очевидно, что необходимы дополнительные исследования. Посылки теории конфликта не могут быть приняты на веру без строгих научных исследований.

    Девиантное поведение (отклоняющее поведение, социальная девиация) – это поведение человека (группы), противоречащее утвержденным в обществе стандартам. Оно может быть рассмотрено и как сочетание поступков, которые отличаются от действий большинства других людей или не удовлетворяют социальным ожиданиям.

    Девиант – это человек, демонстрирующий черты недопустимого поведения, часто нуждающийся в помощи специалистов (психиатров, наркологов, психотерапевтов). В отдельно взятых ситуациях, например, при сильной агрессии, развитой психопатии или ином серьезном психическом отклонении, индивид может быть изолирован.

    Из-за того, что в современном обществе существует то или иное количество людей, склонных к девиациям, за ними осуществляется социальный контроль. Под ним со стороны окружения и соответствующих структур (медицинских, правоохранительных) подразумеваются попытки исправления и наказания девианта и действия, направленные на предотвращение развития девиантного поведения.

    Отклонения в поведении могут проявлять люди разных возрастов. Однако у детей и подростков заметить склонности к девиантному поведению проще. Как правило, такие личности вызывают беспокойство, могут быть «трудными детьми». И за ними должен осуществляться контроль, с ними необходимо проводить соответствующую работу, чтоб предотвратить окончательное формирование девиаций.

    Существует немало форм (видов), мотивов и подходов в рамках темы девиантного поведения. На основе них базируются причины, провоцирующие развитие отклонений. Непосредственно от мотивов, которые влияют на формирование негативных черт и толкают на «запрещенные» поступки, зависит выбор метода работы (коррекции) с девиантом.

    Варианты взглядов (подходов)

    Социальный взгляд. Рассмотрение девиантного поведения представляет собой сочетание поступков и действий, которые могут быть опасными для общества.

    Гендерный подход. Под девиациями понимаются разного рода нарушения ролевого поведения и установок у личности. К ним также в ряде случаев относят психосексуальные девиации.


    Психологический взгляд. Здесь отклонение от нормы понимается как конфликт внутри личности либо деградация личности. Также учитываются такие моменты как склонность к саморазрушению, сознательная блокировка личностного роста, отказ от саморазвития и самореализации.

    Возрастной подход. Опирается на идею измененного поведения, не соответствующего возрасту человека. Оно может проявляться в поступках, увлечениях, выборе одежды и так далее.

    Психиатрический взгляд. Любые формы психических отклонений могут быть восприняты как варианты девиантного поведения. Однако зачастую в рамках такого взгляда на проблему рассматривается состояние человека, которое еще не перешло в тяжелое психическое заболевание. В его основе могут лежать определенные особенности личности (начальные стадии психопатий), пограничные состояния психики.

    Профессиональный подход. Отказ соответствовать прописанным правилам и нормам профессионального или корпоративного стиля.

    Этнокультурный взгляд. Девиации рассматриваются в контексте традиций того или иного общества (сообщества, общины и прочее), с учетом национальных, расовых и иных особенностей.

    Важно: рассматривая девиантное поведение среди молодежи, склонность к субкультурам, экстремальным увлечениям, пищевым пристрастиям и так далее также могут быть восприняты как система поступков, отклоняющихся от привычных стандартов.

    Возможные виды и формы

    Среди видов (типов) девиантного поведения выделяются следующие варианты:

    К девиантному поведению могут относиться гиперспособности (сверходаренность) детей, а также нарушения с эстетической стороны. Под неэстетическим поведением понимаются нарушения речи, взгляда, движений.

    Любые формы девиантного поведения берут свое начало из видов нарушения. К числу самых распространенных девиаций, особенно ярко выраженных у подростков, относят: зависимость от алкоголя и наркотиков, курение, расторможенность сексуального поведения, суицидальные наклонности и попытки суицида, агрессия, бродяжничество, воровство, использование нецензурных выражений, увлечения, доходящие до крайностей. Для последней формы характерна зависимость от увлечения (или объекта), вычурность, одержимость, отсутствие интереса к другим делам и заботам.

    Причины

    Основными причинами (мотивами) считаются три момента.

    Личностное или социальное основание. Под ним подразумеваются имеющиеся у индивида, склонного к девиантному поведению, деформации личности (личностного развития). Относятся сюда также нарушения воли, установок, неправильные ценности (нравственные, духовные).

    Девиантное поведение, возникающее на подобной основе, зачастую получает развитие ввиду неправильного воспитания, нарушенного внутрисемейного климата. Для детей и подростков, которые растут и развиваются в неполных семьях либо в окружении взрослых, демонстрирующих отклоняющее поведение, типичны попытки копировать поступки и действия родственников. Отсутствие в семье одного из родителей лишает ребенка возможности правильно формировать представление о взаимодействии с другим полом. Либо не дает возможности составить верное представление о том, какими должны быть семейные отношения.

    Негативные методы воспитания, нарушенный семейный климат также способны подталкивать детей к мелким правонарушениям, зависимостям с целью «уйти» от реальности. В ряде случаев неправильный подход к ребенку может спровоцировать развитие нарушений пограничного характера. Люди с неврозами, депрессивными расстройствами, навязчивостями, страхами, которые пришли из детства, в большей степени склонны к саморазрушению и суицидальным попыткам. При этом такое поведение может проявиться непосредственно в подростковом возрасте, но восприняться как демонстративность и желание привлечь внимание.

    Психологическое развитие. Оно может быть тесно связано с личностным развитием. Под психологическим уровнем понимается наличие выраженных акцентуаций и нарушений характера, которые могут привести к развитию психопатий или иных форм психических проблем.

    Биологическое основание для девиантного поведения. Соматические (телесные, физиологические) заболевания, психосоматика, особенности проявления темперамента, врожденных свойств нервной системы оказывают влияние на формирование девиантного поведения. При деликвентном поведении фактором может быть выявленная минимальная мозговая дисфункция.

    Проявления (симптомы)

    К основным признакам, по которым можно определить девиантное поведение, относится непосредственная характеристика того или иного типа отклоняющихся от нормы действий и поступков.

    Для деликвентного поведения характерно размытое представление о правовых порядках и нормах. Оно проявляется мелкими и крупными правонарушениями, сопровождается вспышками агрессии. Параллельно с этим могут существовать попытки протеста, выраженные в действиях, словах или увлечениях. На фоне подобного часто отмечается низкий социальный интеллект, присутствуют проблемы с адаптацией. Типичные симптомы – тяга к быстрому и легкому достижению удовольствия, отлынивание от учебы и низкая мотивация к работе.

    Отдельным типичным моментом для деликвентного поведения у детей и подростков выступает болезненная зависимость от матери. При этом мать воспринимается как образец идеала даже в случае каких-либо негативных действий в адрес ребенка.

    Аддиктивное поведение способно проявляться как самостоятельно, так и соседствовать с вышеуказанным типом девиантного поведения. Характеризуется оно болезненными зависимостями разного типа. При этом зависимости могут проявляться как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Зависимые люди зачастую крайне плохо переносят одиночество, легко поддаются стороннему влиянию, ранимы и испытывают чувство беспомощности.

    Для психопатологического поведения типичны черты того или иного психического отклонения. Здесь могут фигурировать как основные признаки, так и «продукты болезни». Примеры «продуктов болезни»: бред, галлюцинации, иллюзии, сверхценные идеи.

    Деструктивная форма девиантного поведения показывает себя с помощью агрессии, направленной внутрь себя или вовне. Для этой формы могут быть типичными как некоторые проявления деликвентного поведения (вандализм, насилие), так и разные формы зависимостей, а также суицидальные склонности.

    Примеры деструктивного девиантного поведения также могут включать в себя чрезмерное увлечение пирсингом и шрамированием, нанесение сознательных увечий девиантом самому себе, пищевые нарушения, вымещение злобы на окружающих людях и животных, уничтожение чужого творчества.

    Патохарактерологическое поведение проявляется нарушениями личностного развития, характера. Для него типичны психопатии и иные нарушения характера.

    Кроме конкретных признаков девиантного поведения, актуальных для той или иной формы, можно условно выделить и общие моменты.

    Возможные симптомы

    Положительными симптомами девиантное поведение характеризуется при одаренности, гиперспособностях. При этом такие индивиды могут особенно остро нуждаться в социально-психологическом патронаже. А при неблагоприятных условиях, созданных окружением, у одаренных детей способны развиваться невротические состояния, нарушения в психическом или физическом развитии, «комплекс жертвы».

    Девиантное поведение у детей, молодежи или взрослых людей может проявляться как несколькими признаками, так и быть выражено отдельно взятыми ассоциальными поступками. Даже при малейшем подозрении и единожды случившимся отклоняющемся от нормы поступке должен осуществляться социальный контроль за такими личностями, необходимо проведение корректирующей работы. Это позволит предотвратить развитие девиантного поведения в дальнейшем.

    Контроль и коррекция

    В зависимости от мотивов, по которым у человека имеется склонность к девиантному поведению, подбираются методы исправления состояния. Наряду с социальным или психотерапевтическим (психологическим) воздействием может использоваться медикаментозная терапия с акцентом на психическое либо физиологическое состояние. При наличии угрозы вовне или внутрь себя люди, для которых характерно девиантное поведение, могут быть изолированы. В качестве изоляции используются соответствующие учреждения (тюрьмы, колонии, психиатрические больницы), а также закрытые учебные заведения для трудных детей и подростков.

    В ряде тех моментов, когда девиантное поведение обусловлено биологической составляющей (проблемы со здоровьем), могут быть оправданы дыхательные гимнастики, варианты релаксаций, йога. Для разных форм зависимостей часто применяются программы «12 шагов», основанные на групповой анонимной работе.

    Медикаментозный подход

    Использование лекарственных средств при девиантном поведении оправдано в случаях наличия нарушений психического и физического характеров. При соматических заболеваниях нужна постоянная терапия медикаментами, которые подбираются, исходя из состояния больного. Некоторые лекарства применяются в рамках снятия «синдрома отмены» при коррекции зависимого поведения.

    Если на фоне нарушений фигурируют пограничные состояния психики, то может назначаться курсовой прием соответствующих препаратов (седативные средства, транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы и прочее). Такие лекарства помогают снизить тревогу и беспокойство, сгладить проявления акцентуаций или психопатий, избавить от ряда иных симптомов. Обязательной медикаментозная терапия является при серьезных психических отклонениях.

    Психотерапевтический подход

    Скорректировать отклоняющееся от нормы поведение с помощью психотерапии вполне возможно. Психологическая работа в большинстве случаев проводится и с ближайшим окружением девианта.

    Основными вариантами психотерапевтического влияния становятся когнитивно-поведенческая терапия, гуманистическая психотерапия, арт-терапия. Психологическая коррекция направляется на трансформацию поведения, идей и ценностей. Может строиться как определенного рода «обучение правильному поведению». И включать в себя научение ведению конструктивного диалога, избавление от внутренних защитных механизмов, формирование личностных черт, помощь в адаптации.

    Проводиться психотерапевтическая работа может как в индивидуальном порядке, так и в форме работы групповой. Востребованными считаются коммуникативные тренинги, занятия с темой личностного роста и саморазвития, тренинги, направленные на борьбу с негативными установками, фобиями, комплексами, нестабильной самооценкой.

    Девиантное поведение детей либо взрослых даже на начальных этапах нуждается во внимании и оказании социально-психологического контроля, коррекции. Для соответствующих специалистов не составляет труда выявить ту или иную форму отклоняющегося поведения и подобрать действенные способы терапии. Зачастую справиться самостоятельно с возникающими изменениями человек, особенно ребенок или подросток, не в силах. Потому столь важно оказание поддержки со стороны друзей и семьи, осуществление работы со стороны психологов, психотерапевтов. Это позволит предотвратить развитие патологии и ухудшение уровня жизни человека.