Диагностика поведения в конфликтной ситуации. Экспресс-диагностика стратегии поведения в конфликтной ситуации

Инструкция. Тест оценивает психологические особен­но­сти, определяю­щие успех и неудачи в работе, взаимоот­но­ше­ниях с людьми. Позволяет проанализировать поведение уча­стников конфликтной ситуации. Выберите из двух утвержде­ний то, которое больше соответствует вам. Если какое-либо утвержде­ние покажется неподходя­щим, постарайтесь дать наи­лучший предположитель­ный ответ.

Опросник

1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного во­проса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, с чем мы оба не со­гласны.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным обра­зом, сохра­нить наши отношения.

4. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время ста­раюсь найти поддержку у другого.

5. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприят­ностей для себя.

Б) Я стараюсь добиться своего.

6. А) Я стараюсь отложить решение спорного во­проса с тем, чтобы со временем решить его оконча­тельно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

7. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

8. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться сво­его.

9. А) Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

10. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным об­разом, сохра­нить наши отношения.

11. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

12. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.



Б) Я пытаюсь показать другому логику и пре­имущества моих взглядов.

13. А) Я стараюсь успокоить другого и, главным об­разом, сохра­нить наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на­пряженности.

14. А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться сво­его.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать беспо­лезной на­пряженности.

15. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

16. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши раз­ногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

17. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель­ным к жела­ниям другого.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

18. А) Если позиция другого кажется ему очень важ­ной, я поста­раюсь пойти навстречу его желаниям.

Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компро­миссу.

19. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовле­творить желания каждого из нас.

20. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, кото­рая может вы­звать споры.

Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Анализ результатов теста и ключевые вопросы

· Стратегия соперничества (конкуренции) проявляется как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому). Ключевые утверждения: 3а, 5б, 7а, 8б, 9а, 11б, 12б, 14а.

· Стратегия сотрудничества, при которой участник кон­фликтной ситуации стремится прийти к альтернативе, удовле­творяющей интересы обеих сторон. Ключевые ут­вер­ж­де­ния: 2б, 4а, 7б, 10а, 12а, 16а, 17б, 19б.

· Стратегия компромисса – готовность отказаться в кон­фликте от части своих притязаний и ожидание ответных усту­пок: 2а, 6б, 9б, 11а, 15б, 16б, 18б, 19а.

· Стратегия избегания – характерно как отсутствие стремле­ния к кооперации, так и отсутствие тенденции к дос­тиже­нию собственных целей. Ключевые утверждения: 1а, 4б, 5а, 6а, 8а, 13б, 14б, 20а.

· Стратегия приспособления , для которой типично привне­сение в жертву собственных интересов ради другого. Клю­че­вые утверждения: 1б, 3б, 10б, 13а, 15а, 17а, 18а, 20б.

Задание 2. Ответьте на вопросы опросника «Психологические защиты личности» (см. ниже). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Какие ошибки в оценке ситуаций и других людей вы чаще допускаете (по результатам теста). Какова специфика вашего осознания отдельных аспектов поведения участников конфликтной ситуации и самого себя?

Диагностика психологических защит личности

Инструкция. Прочитайте утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и характера. Решите, верны ли они по отношению к Вам. Не тратьте времени на раздумье, используйте тот ответ, который первым пришел в голову. Если Вы решили, что утверждение верно, поставьте знак «+». Если утверждение по отношению к Вам неверно – «-». Утверждение, которое Вы не можете оценить по отношению к себе как верное, следует признать неверным.

Текст опросника

1. Я человек, с которым легко поладить.

2. Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.

3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить.

4. Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.

5. Мне противны непристойные кинофильмы.

6. Я редко помню свои сны.

7. Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.

8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком.

9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются.

10. В своих фантазиях я всегда главный герой.

11. У меня не очень хорошая память на лица.

12. Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.

13. Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.

14. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.

15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я испытываю желание ответить тем же.

16. Многое во мне восхищает людей.

17. Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.

18. Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство.

19. Друзья почти никогда не подводят меня.

20. Мне случалось думать о самоубийстве.

21. Меня оскорбляют непристойные шутки.

22. Я всегда вижу светлые стороны вещей.

23. Я ненавижу недоброжелательных людей.

24. Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-либо сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту.

25. Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.

26. Я склонен к излишней импульсивности.

27. Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.

28. Я ни к кому не отношусь с предубеждением.

29. Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.

30. Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.

31. Иногда мне хочется увидеть конец света.

32. Порнография отвратительна.

33. Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем.

34. У меня нет врагов.

35. Я не очень хорошо помню свое детство.

36. Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.

37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки.

38. В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны.

39. Прикосновение к чему-то склизкому вызывает у меня отвращение.

40. У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.

41. Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.

42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в людях.

43. Когда читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.

44. Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.

45. Я испытываю сильную потребность в комплиментах.

46. Сексуальная невоздержанность отвратительна.

47. Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом.

48. Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.

49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это почти никогда не беспокоит меня.

50. В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи друзей.

51. Большинство окружающих считают меня очень интересным.

52. Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.

53. Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения.

54. Я часто склонен противоречить людям.

55. Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.

56. По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.

57. В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем.

58. Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать.

59. Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.

60. Когда кто-то толкает меня, я испытываю негодование.

61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы.

62. В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны.

63. Я терпеть не могу людей, которые всегда оказываются в центре внимания.

64. Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.

65. В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях.

66. Меня не слишком раздражает детский плач.

67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг.

68. Я всегда оптимистичен.

69. Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.

70. Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране.

71. Я часто испытываю чувство ревности.

72. Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.

73. Неприятно, что людям, как правило, нельзя доверять.

74. Я готов делать все, чтобы произвести хорошее впечатление.

75. Я никогда не был панически напуган.

76. Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик.

77. Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.

78. Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.

79. Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.

80. Я никогда не позволяю себе терять самообладание.

81. Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох.

82. Кажется, некоторые мои знакомые завидуют моему умению жить.

83. Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль.

84. Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.

85. Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы.

86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок.

87. Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.

88. Когда я бываю в отъезде, и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому.

89. Когда я слышу о жестокостях, это не слишком трогает меня.

90. Я легко переношу критику и замечания.

91. Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи.

92. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.

93. Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.

94. К счастью, у меня меньше проблем, чем у большинства людей.

95. Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.

96. Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.

97. Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.

Обработка и анализ результатов опросника. Подсчитайте количество баллов по каждому показателю:

1) отрицание (номера утверждений): 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 (всего 13 утверждений);

2) подавление: 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 (всего 12).

3) регрессия (номера утверждений): 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 (всего 14);

4) компенсация: 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 (всего 10);

5) проекция: 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 (всего 13);

6) замещение: 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 (всего 13);

7) рационализация: 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 (всего 12);

8) противодействие: 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79 (всего 10).

Число положительных ответов по каждому показателю разделите на число вопросов в нем. Высокое значение показателя говорит о доминировании данного вида защитных механизмов. Описание защит см. ниже.

«Отрицание» – защитный механизм, с помощью которого осуществляется отказ от сознательно непереносимых мыслей, желаний, фактов и поступков. Реальное оказывается как бы несуществующим или преобразуется так, что больше не является болезненно переживаемым. Эта защита в конструктивном ее варианте напоминает самовнушение благоприятного эмоционального настроя и надежды на лучшее, а в деструктивном – может приводить к игнорированию имеющихся проблем и отказу от их решения. Если «вытеснение» направлено вовнутрь, то «отрицание» – вовне. Повышенная внушаемость и доверчивость связаны с действием данного механизма, за счет которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту. Отрицание как механизм психологической защиты реализуется при разнообразных конфликтах и характеризуется искажением восприятия действительности.

«Подавление» – вытеснение неприемлемых побуждений, желаний и мыслей из сознания в бессознательное. Вытесненное не разрушается, а при ослаблении механизма подавления вызывает чувство тревоги и включение других защитных механизмов. Проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов неправильного поведения или симптомов болезни, а при умеренной выраженности – в уменьшении отрицательного воздействия окружения.

«Регрессия» – возврат к детским формам поведения при реагировании на проблемы, обусловленные внешними обстоятельствами и внутренними конфликтами. Как и любой механизм защиты, становится препятствием для личностного роста. Проявлением этого способа защиты является стремление «забыться» с помощью алкоголя или психоактивных веществ.

«Компенсация» – механизм восполнения реальной или воображаемой неполноценности. Включает стремление к замещению неудач в одной области за счет успеха в другой, к достижению успеха в том, что было наиболее трудным, фантазирование, идентификацию со значимыми лицами.

«Проекция» – приписывание другим людям своих неприемлемых мыслей, чувств, намерений. Проявляется в приписывании вины за недостатки или промахи кому- или чему-нибудь, стремлении найти в своем окружении то, что будет соответствовать душевному состоянию.

«Замещение» (перенос) – бессознательный механизм, при котором недосягаемая или неприемлемая цель или объект заменяются сознательно более приемлемыми. Чувство переносится с актуального объекта на заменитель. Так, истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта.

«Рационализация» – субъективно приемлемое объяснение поведения и событий, нахождение т. н. объективных причин (при этом подлинные причины могут оставаться неосознанными). Тем самым утверждается чувство собственного достоинства и снижается переживание вины.

«Противодействие осознанию» – такие черты характера или установки, которые противоположны содержанию бессознательного, обеспечивают защиту от осознания неприемлемых переживаний. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать непреклонным борцом с порнографическим фильмами, писать письма протеста в кинокомпании, выражая сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от своих собственных гомосексуальных побуждений.

По теме 4

Задание. Проанализируйте возможность реализации т.н. Гарвардских правил ведения переговоров при проведении процедуры медиации. С какими трудностями сталкивается медиатор при их реализации? Обратите внимание на то, что переговоры – одно из эффективных средств разреше­ния кон­фликта. Метод принципиальных переговоров – реше­ние про­блемы, исходя из сути дела. Он позволяет, как считают его авторы Фишер и Юри, «достичь того, что вам по­лагается по праву и остаться при этом в рамках прили­чий»1.

Правила переговоров в конфликтах

1. Отделите человека от проблемы – обсуждайте про­блемы, а не друг друга. В условиях конфликта возникает тен­денция переносить недовольство позицией оппонента на лич­ность этого оппонента. Будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми. Чтобы разрешать конфликт, необяза­тельно изменять личность оппонента. Более того, лучше постараться понять его переживания и образ мыслей.

2. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях. Пози­ции более или менее открыто формулируются конфликтую­щими сторонами, тогда как каждая из них даже свои собст­венные интересы не всегда ясно осознает, не говоря уже об интересах другой стороны. Конфликт обычно разгорается во­круг позиций, но подлинными движущими силами его явля­ются интересы. Как правило, согласовать интересы конфлик­тующих сторон удается лучше, чем согласовать их позиции. У человека интересов гораздо больше, чем те, ко­торые выража­ются в занятой им позиции.

3. Ищите взаимовыгодные варианты. Нередко люди опа­са­ются предлагать оппоненту в процессе переговоров какие-то недостаточно продуманные или кажущиеся не слишком для них выгодными варианты, боясь, что это ослабит их позиции: оппонент может сходу ухватиться за то, что пред­ложено, и добиться преимущества. Чтобы избежать этого, следует отде­лять предложение вариантов от принятия окончательного ре­шения. Предлагая оппоненту разнооб­разные варианты, вы можете выяснить его предпочтения и учесть его интересы.

4. Настаивайте на использовании объективных критериев. Вариант, в котором учтены интересы оппонента, может не устроить его. Чтобы выйти из такого положения, необхо­димо иметь объективные критерии оценки предлагаемых решений. Эти критерии должны признаваться обеими кон­фликтующими сторонами. Они не должны зависеть от же­ланий одной из сто­рон, а быть справедливыми и практич­ными. Пример крите­риев: традиция, экспертная оценка, профессиональная норма, научный расчет и т. п.

По теме 5

Задание. Изучите интервью М. Сукэ, касающееся законодательства Франции по урегулированию семейно-правовых споров с участием медиатора. Поразмышляйте о перспективах семейной медиации в нашей стране. Дополнительно изучите Справку Президиума Верховного суда от 01.04.2015 г. о применении медиации судами. Об истории развития медиации в США изучите статью: *Барретт Д. 51 год для прогноза // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2015.– № 1.– С. 34–38.

Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени - не более 15-20 мин.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3. компромисс
4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

  • А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
  • Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3.

  • Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
  • А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  • Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  • А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
  • А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
  • Б. Я стараюсь добиться своего.
  • А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  • Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  • А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
  • Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  • А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
  • Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
  • А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
  • Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
  • Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
  • Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  • А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  • А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  • Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
  • Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
  • А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  • А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
  • Б. Я отстаиваю свои желания.
  • А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
  • Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
  • Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  • А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
  • А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
  • Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
  • А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  • Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Обработка результатов.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

Ключ

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

2

3

4

5

А Б

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Интерпретация результатов.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

  • Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  • Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  • Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
  • Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей
  • Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Личностный опросник, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:

    избегание (уход) - это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта;

    соперничество (борьба) - стремление к доминированию и, в конечном счете, к устранению одной из сторон в конфликте;

    приспособление - уступки противоположной стороне в достижении ее интересов, вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов;

    сотрудничество - стремление к интегрированию интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны;

    компромисс - взаимные уступки; согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частичных интересов другой стороны.

Напористость

(внимание к своим интересам)

Доминирование

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Кооперация

(внимание к интересам другого)

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Методика К. Томаса позволяет выделить типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить несколько человек, склонных к соперничеству или сотрудничеству в группе, коман­де, стремящихся к компромиссам, избегающих конфликтов или старающихся обострить их, а также старающихся оценить стпень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятель­ности.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Инструкция. Выберите в каждом вопросе предпочитаемый вами вариант поведения и укажите его букву в ответах.

  • А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
  • Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
  • Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
  • А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  • Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  • А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
  • А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
  • Б. Я стараюсь добиться своего.
  • А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  • Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  • А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
  • Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  • А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
  • Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
  • А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
  • Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
  • Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
  • Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  • А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  • А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  • Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
  • Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
  • А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  • А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
  • Б. Я отстаиваю свои желания.
  • А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
  • Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
  • Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  • А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
  • А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
  • Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
  • А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  • Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Бланк вопросника

Ключ к опроснику

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Краткая характеристика типов разрешения конфликта

Человек, использующий стиль конкуренции (соперничества), активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои волевые качества. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы.

Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.

Приспособление - это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов.

Тот, кто следует стилю сотрудничества , активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.

При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне - один уступает в чем-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.

Оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов.

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является опросник Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов». К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой - поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.

Для описания типов поведения людей в конфликтах К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственные интересы.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

Соревнование (конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

Избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Ответы заносятся в бланк.

Инструкция:

Тест состоит из ряда утверждений, которые помогут определить некоторые особенности поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта, А и В, из которых нужно выбрать один, в большей степени соответствующий испытуемому, его мнению о себе. В бланке для ответов ставится отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

Бланк вопросника

Ключ к опроснику:

Соперничество: 3А, 6Б, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

Сотрудничество: 2В, 5А, 8В, 11А, 14А,19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, 30В.

Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

Приспособление:1В, 3В, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25В, 27В, 30А

Обработка результатов:

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

В тестировании принимали участие учащиеся 10 класса ГБОУ СОШ № 744 имени П.Н. Еремеева в количестве 15 человек, из них 9 мальчиков и 6 девочек. Возраст ребят 15-16 лет. Класс достаточно дружный, с хорошими умственными способностями, коммуникабельный и спокойный. Мне было очень интересно с ними работать. На момент самого тестирования они были довольно сосредоточены, поэтому внимательно слушали вопросы и отвечали на них.

После обработки данных выяснилось, что в большей степени подростки регулируют конфликты при помощи соревнования. Этот стиль поведения, в большей степени свойственный активным и агрессивным людям с мотивацией активно-оборонительного поведения и/или самоутверждения в качестве доминирующих мотиваций. Соперничество часто вызывает максимальное сопротивление у партнеров по общению, так как противоречие разрешается в одностороннем порядке. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внешний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы. Индивид, демонстрирующий этот стиль, как правило, озабочен отношением к себе со стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть победителем. Можно допустить, что при этом стиле поведения проявляется адекватное завышение самооценки, сохранение которой удается с помощью использования определенных форм психологической защиты.

Из всего это следует, что в подростковом возрасте действительно повышенная конфликтность. Все это делает область взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми более сложными и напряженными. Учитывая все эти аспекты, проявление агрессии, а иногда и жестокости может быть неизбежным. Именно для того, чтобы избежать эти трудности или хотя бы попытаться их сгладить необходимо знать как это сделать правильно и не довести ситуацию до предела.