Доктор живаго краткое содержание читать онлайн.

Первая книга

Юрий Живаго - наследник богатой фамилии русских промышленников. Лариса Гишар была простой девочкой, далекой от высшего общества. Но роман построен на переплетении судеб этих двух героев, а композиция произведения очень необычна: одна глава - о Юрии, другая - о Ларе и т. д.

Лара и Юрий похожи, но вместе с этим они очень разные. Живаго живет в мире тесных родственных связей. По всей стране - от Урала до Москвы - проживают его многочисленные родственники. Мать Живаго умерла, когда ему было всего десять лет, а через два года отец покончил жизнь самоубийц ством. Но мальчик не остался один. Опеку над ним взял Николай Николаевич Веденяпин - поп-расстрига, ставший журналистом. Этот человек и повлиял на раскрытие в Юрии писательского таланта. Другой человек - старик Федька, который поначалу присматривал за мальчиком, - дурно влиял на Юрия.

Он проживал со своей воспитанницей и растрачивал часть денег, которые ему доверяли на воспитание ребенка. Семья Громеко, в которой вырос Живаго, окружила его благоприятной атмосферой заботы и благополучия.

У Лары жизнь сложилась менее успешно. Она была дочерью инженера-бельгийца и француженки Амалии Карловны Гишар, которая приехала в Москву с Урала. О родственниках Лары автор почти ничего не сообщает, кроме того, что мать девочки в Москве стала хозяйкой швейной мастерской и нарочно толкнула собственную дочь в руки своего ухажера. Лариса была не единственным ребенком в семье Гишар. Автор упоминает о ее эгоистичном и наглом брате Родионе.

Но Лара недолго будет связывать жизнь со своими истинными родственниками. Ее новой семьей стали Кологривовы, у которых она работала гувернанткой младшей дочери Липы, а старшая дочь Кологриво-вых Надя стала для Лары лучшей подругой. Еще одной подругой Гишар была Ольга Демина, которая училась в мастерской матери Лары. Благодаря Ольге Лара знакомится с множеством людей. Наиболее значимыми для нее были Паша Антипов (будущий муж героини) и бунтовщик Ника Дудоров. Но в ее окружении был человек из прошлой жизни - Комаровский.

Комаровский - очень сильная и влиятельная личность, известный адвокат, который повлиял на самоубийство своего клиента (отца Юрия Живаго) и совратил дочь Амалии Карловны Гишар. Беззащитная Лара долго находилась в его власти.

На скором поезде, направлявшемся в Москву, ехал Юрий Живаго со своим отцом и дядей Веденя-пиным. Это были последние часы жизни разорившегося миллионера Андрея Живаго (он сбросился с площадки поезда, и пассажирский состав вынужден был сделать остановку). На этом же поезде ехали Миша Гордон (друг Юрия Живаго), вдова Тиверзина и Комаровский. Скорый поезд явился неким связующим звеном в судьбах всех этих людей.

В Москве жизненные пути героев все больше переплетаются. Мать Лары покончила жизнь самоубийством (отравилась), и девушка остается одна, без поддержки родственников. Единственными для нее близкими людьми были друзья - Комаровский и сосед Фадей Каземирович. Фадей выступает на музыкальном вечере в доме Громеко, и именно там Юрий Живаго впервые видит Лару (она не замечает юношу, поскольку увлечена своей тайной связью с Комаровским). Вторая их встреча состоялась на елке у родственников Юрия - Свентицких. К тому времени в жизни Лары произошли перемены. Она хотела навеки попрощаться со своим прошлым. Девушка решила, что непременно нужно убить Комаровского. Юрий Живаго в то время уже начал свой творческий путь.

Праздник у Свентицких оказался решающим событием в жизни главных героев. Умирает Анна Ивановна Громеко, благословив перед смертью свою дочь Тоню и Юрия. В жизни Лары и Юрия наступают времена вынужденных событий. Лара выходит замуж за Павла Антипова и, окончательно разорвав все связи с прошлым, уезжает с мужем в город Юрятин. Там она начинает работать учительницей. Юрий Живаго в это время женится на Тоне Громеко, а вскоре у этой пары рождается сын. Началась Первая мировая война. Живаго, всего один раз видевшего своего ребенка, забирают на фронт военврачом.

Юрий Живаго и Лариса Антипова совершенно по-разному относятся к жизни, чувствам, судьбе. Юра как будто плывет по течению жизни, никогда не отклоняясь в сторону. У Лары же более неспокойный характер. Их взаимоотношения с Павлом не складывались. Каждый из них пытался быть лучше другого, никогда не задумываясь, что тем самым приносит любимому человеку боль. Павел, не выдержав тупиковой ситуации, сложившейся в их семейной жизни с Ларой, просто убегает от проблем. Он уходит добровольцем на фронт и пропадает без вести. Лариса отправляется на поиски своего мужа и попадает на фронт.

Война - грандиозное событие, губящее множество жизней и сближающее множество людей. Так, на фронте оказываются Михаил Гордон, Гимазетдин Галиуллин (дворник дома, где живут Тиверзины) и его сын Юсупка (на фронте он был подпоручиком полка, в котором служил Павел Антипов). Лара и Юрий наконец знакомятся. Их встреча происходит в госпитале, где Живаго лежит с ранением, а Лара работает медсестрой. В том же госпитале в это время пребывал Осип Гимазетдинович. Он рассказал Ларе о том, что ее мужа взяли в плен, хотя на самом деле Павел погиб.

В госпитале Лара и Юра все больше времени проводят вместе. Их неизбежное сближение заметно даже жене Юрия Тоне, которая пишет мужу ревностные письма. Для Юрия расставание с Ларой было невыносимой потерей, но все же его мысли были заняты женой и сыном, которого он никогда не видел. Также и Лара заботилась о своей дочери Катеньке.

Февральская революция. Юрий Живаго возвращается домой и застает смерть молодого комиссара Гинца. Живаго и во времена Первой мировой войны, и во время революции были чужды высокопарные, пафосные речи, боевой революционный дух. Тем страшнее показалась ему смерть этого молодого человека. Гинц, убегая от разозленных им солдат, не желавших больше воевать, в последний момент взбирается на бочку, чтобы произнести речь, но проваливается внутрь, и его со смехом убивают.

С другим революционером судьба сталкивает Живаго в поезде по дороге с фронта. Его попутчик оказался не способным к общению, потому что был глухонемым. Только свеча, горевшая в ту ночь, помогла людям понять друг друга (революционер смотрел на губы Живаго и мог понять, что тот говорит).

Возвращение домой не приносит герою ожидаемого успокоения. Здесь, в кругу друзей и родных, он оказывается еще более одиноким, чем на фронте. Первым разочарованием была для Юрия встреча с сыном Сашей, который заплакал, увидев незнакомого мужчину. Встречи с некогда близкими друзьями тоже не приносят радости. Их постоянное веселье было неуместно в голодные времена.

Но вскоре доктор Живаго возвращается к своей обычной жизни, некогда насильно прерванной. Он оказывается в больнице, в которой раньше работал. Юрий очень загружен на работе, занимается лечением своего сына, и у него не хватает времени думать о переменах, произошедших в его близких друзьях. В Москве у него осталось всего три близких человека - Тоня, сын Саша и тесть.

Началась Октябрьская революция. Перед народом опять встала проблема выживания. Доктор Живаго был настолько потрясен новостью о Петроградском перевороте, что забыл о своей цели выхода в город и о странном юноше, встреченном в подъезде. Он все-таки не смог пройти мимо аккуратно сложенных бревен и вернулся домой с ошеломляющей новостью и бревном для растопки печи.

Все события - общественные и личные - скатываются в один большой ком. Но Юрий Живаго все-таки вспоминает о медсестре Антиповой. В одном из московских домов он встречается с Ольгой Деминой и матерью подпоручика Галиуллина, которые рассказывают Юрию о Ларе. Но это воспоминание отходит на второй план, потому что доктор заболевает тифом.

Даже Тоня, оказавшаяся прекрасной хозяйкой, не могла бы сотворить такого чуда: Юрий, не совсем еще пришедший в себя, почувствовал запах булочки с маслом - непривычной роскоши в голодное время. Тут-то он вспомнил о человеке, которого встретил в подъезде. Тот юноша оказался братом героя (ребенком от второго брака отца). Граня Живаго знал своего брата и восхищался им. Появившись с неожиданной помощью в трудное время, он посоветовал брату уехать из города на какое-то время.

Живаго начал собираться на Урал к родственникам. Для Юрия, живущего в Москве, это был путь в никуда, но жена и тесть Александр Александрович все же настаивали на отъезде. Антонина Александровна сама упаковала вещи Юрия Андреевича, а ему оставалось проверить, в порядке ли все документы.

Вагоны, следовавшие в восточном направлении, перевозили в основном военных и мобилизованных. Семья Живаго пребывала в четырнадцатом вагоне, который тоже был наполнен мобилизованными. Пассажиры были все очень разные, с разными судьбами, но среди общей массы выделялись три человека: Прохор Харитонович Притульев, который раньше работал кассиром винной лавки, Вася Брыкин, которому на тот момент было шестнадцать лет, и ре-вол юционер-кооператор Костоед-Амурский, побывавший на всех каторгах старого времени.

Вася Брыкин вызывал всеобщее сочувствие. Он попал в трудармию случайно: его дядя попросил у охранника разрешение попрощаться с провожающей женой, а в залог оставил мальчика. Естественно, назад за племянником он не вернулся.

Во время поездки о Васе особенно заботилась любовница Притульева - Пелагея Ниловна Тягунова, которая последовала за любимым добровольно. Но с Притульевым поехала не только она. Ее соперницей была близкая знакомая Прохора Харитоновича девица Огрызкова. Но о Притульеве заботилась еще и его законная жена, которая пыталась доказать, что с ее мужем поступили несправедливо. На самом деле Прохора просто поймали без документов и отправили рыть окопы.

Прохор Харитонович и Вася оказались земляками и всю дорогу посвятили воспоминаниям о родной стороне. На одной из станций охранник Воронюк не досчитался четверых людей. Это были Вася, Притульев и недавно поругавшиеся Тягунова и Огрызкова. Испугавшись наказания, Воронюк сбежал.

Поезд тронулся, а Вася и Пелагея Ниловна в это время уже пробирались к деревне Васи, ничего не зная о судьбах Притульева и Огрызковой.

Пассажиры четырнадцатого вагона продолжали свой путь. Командиры эшелона обвинили Костоеда-Амурского -в том, что он позволил убежать одному из солдат. Но вскоре тема побегов была закрыта, и люди начали думать о проблемах насущных: что можно выменять на еду, как уберечься от заболевания тифом и т. д. Семья Живаго с удовольствием помогала во всех трудовых работах. Но на одной из остановок случилась путаница, и Юрия Живаго арестовали, приняв за разыскиваемого шпиона. Так Юрий познакомился с известнейшим в то время человеком - со Стрельниковым.

Живаго при первом взгляде на столь великого человека проникся к нему уважением и восхищением. Ему очень нравились уверенные в себе люди, ставящие перед собой цель и непременно ее достигающие. Как поэт Юрий разглядел в этом человеке некую одаренность, только было непонятно, какого рода.

Стрельников отпускает на свободу Юрия, но тем не менее берет себе на заметку наследника крюгеров-ских фабрик. Новый знакомый показался Живаго загадкой, которую ему еще предстояло разгадать. Стрельников, прозванный в народе Расстрельнико-вым, следовал своей идее, и то, что нарушало эту идею, он уничтожал.

Вторая книга

Во время вынужденного отсутствия Юрия в теплушке появился новый пассажир, который впослед ствии очень сильно повлияет на жизнь семьи главного героя. Его звали Анфим Ефимович Самдевятов. В ту пору в России было очень много людей, которые являлись революционерами с загадочным и странным прошлым и неизвестным настоящим. Разговаривая со своим новым попутчиком, Живаго узнает всю правду об Октябрьской революции, а заодно и свою дальнейшую судьбу. Самдевятов рассказывает Живаго о Юрятине, о людях, живущих там, называет некоторые фамилии, имена, улицы. Из разговора с Анфи-мом Ефимовичем Юрий узнает о партизанской войне и «лесных братьях». Самдевятов произносит имя Лары, учительницы, преподающей в гимназии, но его собеседник не придает этому имени никакого значения. Странный пассажир еще много расскажет доктору о его будущей жизни.

Но семья Живаго пока следует намеченному пути - в Варыкино. Здесь их все узнавали благодаря очень большому внешнему сходству Антонины Александровны с ее дедом Крюгером. В Варыкине семья знакомится с Микулицыными, которых так подробно и точно описал до этого Самдевятов. Несмотря на то что хозяева оказались не очень-то дружелюбными, Живаго все-таки поселяют в задней части дома, некогда предназначенной для избранной челяди. Они очень быстро обустраиваются, начинают вести хозяйство, активно работать. Благодаря знаниям Александра Александровича, который раньше был профессором сельскохозяйственной академии, семья смогла безбедно прожить всю зиму. Долгими зимними вечерами все устраивались в уютной гостиной. Женщины занимались рукоделием, а мужчины читали русских классиков. В это время Юрий Живаго снова начал писать, только уже не стихи, а личный дневник. Его очень заинтересовала история сибирского края, и, решив побольше узнать об этом, он направился в юрятинскую библиотеку, где и встретил Лару, школьную учительницу, вдову знаменитого учителя Павла Павловича Антипова (про ее мужа в то время ходили слухи, что он вовсе не умер, а стал командиром Стрельниковым и теперь издевается над людьми).

Наконец их долгожданная встреча состоялась. Первая молчаливая встреча была в библиотеке, а вторая - во дворе дома Антиповой. Так начались отношения между вдовой и женатым человеком. Все это продолжалось два месяца. Живаго очень любил свою жену Тоню, с которой был знаком с детства, но от Лары он тоже не мог отказаться. Однажды по дороге из Юрятина домой он задумывает рассказать все Тоне и порвать тайную связь с бывшей медсестрой, тем более что его жена была в это время беременна вторым ребенком. Но Юрия все же одолевали сомнения, он никак не хотел расставаться с Ларой. Судьба сама решает, какой выбор сделать герою: по дороге домой его похищают партизаны.

Два года Юрий Андреевич кочует вместе с «лесными братьями». Волею судьбы он сходится с командиром этого отряда Ливерием, сыном Микулицына, который был хозяином нового жилья семьи Живаго. Главный герой все больше соглашается с тем, что против судьбы нельзя идти.

Партизанская война - страшная, братоубийственная. В партизанское движение входили люди разнообразных чинов и социальных положений. Это были и крестьяне-середняки, и бедняки, идейные анархисты, пленные и люди, непонятно по каким причинам нужные партизанам. Каждый из этих людей рисковал своей жизнью и подвергал великой опасности своих родных и близких.

В партизанском лазарете Живаго сталкивается с давним знакомым. Это был солдат-дезертир Памфил Палых, который лишил жизни молоденького комиссара Гинца, тем самым ускорив возвращение Юрия Андреевича из Мелюзеева в Москву. Но история, случившаяся в партизанском лагере, совершенно вывела из себя доктора. Палых очень долго раскаивался в своем преступлении. Тогда он совершенно случайно застрелил бедного мальчишку, и из-за его глупой ошибки могли пострадать его любимые жена и двое детей. Но хладнокровный убийца и прекрасный семьянин - две несовместимых роли. Памфил сам убил свою жену и детей хорошо наточенным топором, которым еще недавно делал игрушки для своих ребятишек. После этого Палых больше никто не видел.

Этот ужасающий эпизод заставил Юрия всерьез задуматься о судьбе своей жены и детей. Он слышал, что на Варыкино было совершено нападение и что почти вся деревня разграблена. Живаго решает бежать из партизанского отряда. Вот позади его навязанная дружба с Ливерием, какие-то неизвестные люди, попавшие в лагерь так же, как и он сам, случайно раненный, но спасенный мальчик-белогвардеец и много всего другого. Он отправляется в Юрятин к своей Ларе.

Очень много повидал и пережил за эти годы доктор Живаго. Он узнал, что такое голод и людские страдания, смерть, указы, декреты, приказы. Именно на них он хотел посмотреть первым делом по возвращении домой. Но как раз рядом со стеной, где находились указы, герой упал в обморок. Очнувшись, Живаго пошел в дом к Ларе, но ни ее, ни Катеньки дома не было. Они уехали в Варыкино, чтобы устроить Юрию сюрприз в честь возвращения. Предусмотрительная Лара оставила в доме еду. Немного придя в себя, Юрий вышел из дома и направился в парикмахерскую (за время пребывания в лагере он сильно оброс). Волей судьбы он оказался в швейной мастерской, которой заведовала Глафира Севериновна Тунцева, тетка Ливерия и, соответственно, свояченица Микулицына. Она узнала Юрия, но, так же как и он, не показала этого. Женщина рассказала Юрию Андреевичу о судьбе его семьи. Тоня с детьми и отцом вернулись в Москву еще до нападения на Варыкино, а Лара ведет жизнь одинокой школьной учительницы, помогающей всем, кто нуждается в ее помощи.

Приведя себя в порядок, Юрий Андреевич вернулся домой к Ларе. Он сильно заболел и погрузился в длительное бредовое состояние. Иногда Юрий видел то, что происходило в реальной жизни, но свидетелем чего он не являлся (отъезд Лары и Павла в Юрятин). Реальные события и видения смешались. Теперь доктору Живаго казалось, что видения - это явь, а реальный мир - вымысел. Но Лара помогла ему выйти из оцепенения, и, очнувшись от прикосновения ее нежных рук, он потерял сознание от счастья.

Впервые в жизни эти люди были по-настоящему счастливы. Эта пора длилась примерно два-три месяца. Лара и Юрий мечтали о еще большем счастье, о соединении с семьей Живаго. Во время отсутствия Юрия Андреевича Лара и Тоня очень подружились, и бывшая медсестра Антипова даже принимала роды у Тони. Лара мечтала о том, чтобы вернулся ее пропавший муж, и тогда семья Живаго смогла бы дружить с Антиповыми. Но надежды на лучшую жизнь постепенно терялись, а оставалась лишь привязанность и близость Лары и Юрия. Наступили очень тяжелые времена. Юрию Андреевичу пришлось уйти с работы, Ларе грозила та же участь. К тому же Тоня написала, что семью Громеко выселяют из России, а Стрельникова собираются арестовать. Получилось так, что судьба опять отправила доктора Живаго и Лару в Варыкино.

Такое светлое прошлое, семейная жизнь с Тоней, московский дом - все исчезло. Теперь оставалось только настоящее вместе с милой и родной Ларой. Она очень сильно отличалась от Тони: Лара - земная, прекрасная женщина, не склонная к философскому мировосприятию, но интуитивно чувствующая все на каком-то подсознательном уровне. Таким же был и Юрий Андреевич. Иногда поставить точный диагноз он мог просто, без всяких обследований, потому что он на подсознательном уровне уже знал, чем болен человек. Юрию Андреевичу были близки рассуждения Симы Тунцевой (самой младшей сестры из четырех) о христианской истории человечества. Ларе тоже была близка эта теория, хотя она и отвергала философию как науку. Лару очень привлекало, что рассуждения Симушки соответствовали мыслям Юрия Андреевича, и поэтому она очень хотела, чтобы, если ее и Юрия арестуют, Катенька осталась в семье Тунцевых.

Вскоре отъезд из Юрятина стал для Лары и Юрия неизбежным. Положение усугубил приезд Комаровского, с которым Лара была связана в юности. Он привез с собой еще более плохие вести, но предложил паре уехать вместе с ним на Дальний Восток, где большевики задумали создать Дальневосточную республику, а его (Комаровского) назначить министром юстиции. Предложение Комаровского было тут же отклонено доктором Живаго, а Ларе лишь оставалось согласиться с этим решением. Лара и Юра, попрощавшись только с Симушкой, вынуждены были уехать обратно в Варыкино.

Дом в деревне показался влюбленным очень уютным, как будто кем-то обжитым, но им было не до этого. Оставалось очень мало времени до их окончательного и неизбежного расставания. Прошлое куда-то ушло, исчезло, испарилось, настоящее скоро должно было разрушиться, а семьи уже никак нельзя было вернуть. Почти через две недели жизни в Варыкино снова приехал Комаровский. Он забрал с собой Лару, насильно разлучив влюбленных. Лара знала, что этот человек обманывает ее, но сделала такой ответственный шаг ради спасения Катеньки и Павла.

Попрощавшись со своим прошлым, с Ларой, Тоней, Юрий понял, что значит быть по-настоящему одиноким, и этот период стал для него творческим этапом. Он писал о Ларе, но получался портрет не той земной женщины, которую он любит, а какой-то нереальной. Однако вскоре Живаго был выведен из такого состояния появлением Павла Павловича Антипова (Стрельникова). Он находился в бегах, а его розыском занимались политкаторжанин Антипов (отец Павла) и его друг Тиверзин (в доме которого Антипов-младший воспитывался). Люди больше не подчинялись чувствам и эмоциям, они действовали как роботы, по приказу. Стрельников мечтал теперь только об одном - в последний раз увидеть жену и ребенка, а потом спокойно умереть. Но его надежды не оправдались. Он погибает, выстрелив сам в себя. Его смерть заставила доктора Живаго наконец прийти в себя и отправиться в Москву.

Остается рассказать только о последних годах жизни Юрия Андреевича Живаго. Его жизнь после первого отъезда из Москвы была настолько переполнена событиями, что поэт начал творить без остановки.

Живаго возвратился домой не один. По дороге он встретил своего давнего попутчика из четырнадцатой теплушки - Васю Брыкина. Последние девять лет жизни Юрий Андреевич потратил на воспитание Васи и на семейную жизнь.

Он женился в третий раз, при этом не разведясь с Тоней и все еще думая о Ларе. Его третьей и последней любовью была дочь бывшего дворника Маркела. Последний этап жизни доктора Живаго был мрачным и скучным, Юрия уже ничего не интересовало. Брат Юрия Евграф пытался пробудить ото сна творческий талант бывшего поэта, предоставив ему полное уединение, но, к сожалению, было уже слишком поздно. Юрий Андреевич Живаго умирает на пути к новой жизни. Видимо, судьба снова распорядилась жизнью этого человека. Все случилось так, как должно было быть. Автор проводит параллели между покойным Живаго и француженкой мадам Флери, которая, в отличие от доктора, добивается выезда за границу и смотрит только вперед, в будущее, не оглядываясь. Лариса Федоровна Антипова приезжает в Москву на похороны доктора Живаго, чтобы в последний раз увидеть лицо своего возлюбленного и попрощаться с ним навсегда.

Ее вторая дочь, случайно потерянная матерью, будет найдена много лет спустя во время Великой Отечественной войны генералом Евграфом Живаго.

Михаил Гордон и Ника Дудоров проживут очень долгую жизнь, побывав в заключении, в тюрьмах и на каторге. Они всегда осуждали своего общего друга Юрия Живаго, не понимали его творчества. Но, несмотря на это, много лет спустя, пережив все войны и лишения, они все же вспоминают о Юрии и наконец понимают смысл его стихов.

Концепция произведения

Главным событием, с которым прямо или косвенно связаны все события романа, является революция. Она изменила и погубила жизни многих людей. Естественно, мнения по поводу революционных событий различны. Кто-то считает, что кровопролитие и убийство необходимы ради создания светлого и свободного будущего, но в большинстве случаев люди не принимают революцию.

Главный герой романа - Юрий Андреевич Живаго - не выступает ни «за», ни «против». Он плывет по течению времени, не препятствуя никакому повороту событий. Два года, проведенных в плену, воспринимаются главным героем как судьба, которой нельзя противиться. Доктор Живаго также не старается воссоединиться со своей семьей, думая, что так и должно быть.

Судьба Юрия и его семьи - это история людей, чья жизнь на долгое время была выбита из колеи, разрушена революцией. На протяжении всего романа семья Громеко вынуждена бежать то из Москвы на Урал, то снова в Москву, а в итоге выехать из страны за границу.

Под влиянием политических изменений доктор Живаго начинает постепенно погибать как личность. Революция не оставляет ему возможности быть счастливым.

Сцена смерти Юрия Живаго глубоко символична. В трамвае у него начинается сердечный приступ, но надежды на спасение уже не остается, потому что он попал «в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья». Отказавшись от прошлого, герой потерял надежду на счастливое будущее, поэтому такой финал был неизбежен.

Борис Пастернак, лауреат нобелевской премии по литературе, и его произведение Доктор Живаго не нуждается в представлении. Всем рекомендую ознакомиться с данным произведением, а кто уже знаком, вспомнить по нашему краткому содержанию.

Когда Юрин дядя Николай Николаевич переехал в Петербург, о 10-летнем сиротке стали заботиться другие родственники – Громеко, часто принимающие интересных гостей в своем доме, и где «профессорская» атмосфера помогла развивать таланты мальчика.

Дочь Анны Ивановны и Александра Александровича Антонина стала ему преданным товарищем, а одноклассник Миша Гордон, учащийся вместе с ним в гимназии, — другом, поэтому Юре не приходилось страдать от одиночества.

Однажды Александр Александрович отправился по срочному вызову, где Амалия Карловна Гишар пыталась покончить с собой. Юрик и Мишка запросил с ним, и он согласился.

Пока мальчишки стояли в прихожей, выслушивая жалобы неудавшейся самоубийцы об ее подозрениях, толкнувших ее на суицид и оказавшихся просто ее воображением, — из другой комнаты показался мужчина, который разбудил девушку.

На его взгляды девушка подмигивала, как сообщница, довольная, что их тайну никто не узнал и все обошлось. В таком общении чувствовалось что-то пугающее, а герои были похожи на кукольника и марионетку. Сердце Юры сжималось, видя такое порабощение. Мишка рассказал Юре, что он видел этого мужчину раньше. Когда-то они с отцом вместе с ним оказались в одном поезде, и в пути мужчина спаивал папу Юры, который после этого выбросился на рельсы.

Девушка оказалась дочкой мадам Гишар. Лара училась в гимназии. В 16 лет она выглядела 18-летней, и ей не нравилось быть ребенком. И это усилилось, когда она начала уступать ухаживаниям Комаровского, который был другом и советником в делах при ее маме. Он подчинил ее, став ее кошмаром.

Спустя годы, став студентом медучилища, Юрий Живаго снова встретил Лару при странных обстоятельствах.

Перед Рождеством Юра и Тоня Громеко отправились на елку к Свентицким, их путь лежал по Камергерскому переулку. Недавно сильно и долго болеющая Анна Ивановна взяла их руки, и, соединив их, сказала, что они должны быть вместе. Тоня хорошо понимала его и была очень близка. В эту минуту она поняла его настроение и не хотела мешать восхищаться светящимися окнами, в 1-м из которых была видна черная проталина с просвечивающим сквозь нее огнем свечи, направленным на улицу сознательным взглядом. В это время были рождены строки: «Свеча горела на столе…»

Он не знал, что Лара в это время за окном говорила Антипову Паше, который с детства обожал ее, что для ее спасения от гибели и доказательства любви, им нужно незамедлительно обвенчаться. Затем Лара пошла к Свентицкого, где Тоня с Юрой развлекались в зале, и Комаровский, изучающий карты. Примерно в 2 часа ночи все услышали выстрел. Лара хотела застрелить Комаровского, однако промахнулась, пулей был задет прокурор столичной судебной палаты. После того, как Лару проводили через зал, Юрик был шокирован, узнав ее. И снова тот седой, который был причастен к гибели его папы. После возвращения Тоня и Юрик узнали о смерти Анны Ивановны.

Комаровский оградил Лару от суда, но она заболела, и Пашу не пускали к ней. Ее посетил Кологривов, отдал «наградные». Более 3-х лет назад она была воспитательницей для его маленькой дочери, это помогло ей избавиться от Комаровского. Благополучное течение испортил ее брат Роля, проигравший общественные деньги. Он хотел застрелиться, если не получит помощи сестры. Лара заняла деньги у Кологривовых и отдала их брату, забрав у него револьвер. Она не могла возвратить долг. Скрывая от Паши, Лара высылала его папе в ссылке деньги и приплачивала за комнату в Камергерском. Ей стала противной жизнь. Комаровский на балу демонстрировал, что он занимается картами, не обращая внимания на Лару. Появившуюся в зале девушку он встретил улыбкой, значение которого было отлично знакомо Ларе.

Когда состояние Лары улучшилось, они сыграли с Пашей свадьбу и отправились на Урал, в Юрятин. После свадьбы они разговаривали до наступления утра. Его догадки переплетались с признаниями Лары, от чего его сердце опускалось… Лара устроилась преподавателем и чувствовала себя счастливой, хотя она следила и за домом, и за 3-летней Катей. Паша был преподавателем древней истории и латыни. Тоня с Юрой также поженились. Между тем началась война. Юрика отправили на фронт, не дав толком побыть с новорожденным сыном. Антипова также отправили в пекло боев.

С супругой складывались сложные отношения. Он не верил в ее любовь. И чтобы не обманывать всех подделкой под семью, он прошел курсы офицеров и отправился на фронт, где его взяли в плен во время боя. Лара попросилась в санитарный поезд сестрой и начала поиски супруга. Подпоручик Галиуллин, который знал в детских лет Пашу, говорил, что видел его гибель.

Живаго видел, как разваливается армия, безобразничают анархиствующие дезертиры, а после возвращения в столицу он стал свидетелем еще более страшной разрухи. Из-за увиденного и пережитого доктору пришлось пересматривать свое отношение к революции.

Семья, чтобы выжить, выдвигается на Урал, в Варыкино в принадлежавшее когда-то Крюгерам имение, находящееся вблизи от Юрятина. Им пришлось пробираться через заснеженные просторы, где бесчинствовали вооруженные бандиты, через края подавленных восстаний, с испугом твердивших имя Стрельникова, который притеснял белых под предводительством Галиуллина.

Оказавшись в Варыкино, они гостили сначала у Микулицына, бывшего управляющего Крюгеров, а затем в строении для прислуги. Начали облагораживать дом, садить картофель и капусту, иногда доктор занимался лечением пациентов. Внезапно прибывший сводный брат Евграф, энергичный, влиятельный, значительно упростил из положение. Видимо, Тоня ждала ребенка.

Юрий Александрович со временем смог отправиться в библиотеку в Юрятине, где встретился с Ларисой Федоровной Антиповой. Она поведала ему о себе, о том, что замужем за Стрельниковым – Павлом Антиповым, который вернулся из плена, но скрывается под чужой фамилией и не поддерживает с семьей отношений. Он ни разу не поинтересовался о здоровье супруги и дочери.

Юра спустя 2 месяца вновь приезжает в Варыкино. Он обожал Тоню, но его обман мучил его. В этот день он возвращался домой, желая признаться супруге во всем и прекратить встречи с Ларой.

Неожиданно на дороге ему встретились вооруженные люди, преградившие ему путь и объявившие об его мобилизации в отряд Микулицына. У доктора было много работы: в летнее время – дизентерия, в зимнее – сыпняк, и круглый год – раненые. Перед Ливерием Юрий не скрывал, что он не поддерживает идеи Октября, ведь они далеки от реализации, а за одни только толки заплатили кровью, поэтому он считал, что цель не оправдывает средства. К тому же сами люди сформировали идею переделать жизнь, не ощутив ее духа. После 2-х лет разлуки с семьей, плена, лишений и опасностей он сбегает.

Доктор приехал в Юрятин после освобождения белыми города и сдачи его красным. Он был немытым, слабым, диковатым. Лара и Катя отсутствовали. В тайнике для ключей он нашел записку. Лара с дочкой поехали в Варыкино в надежде найти его там. Усталость клонила ко сну и путала мысли. Он подкрепился, растопил печь и уснул. Очнулся он уже мытый, раздетый и лежащий в чистой кровати, он долго болел, Лара заботилась о нем и он быстро шел на поправку, хотя еще не мог вернуться в столицу. Живаго отправился на службу в губздрав, а Лара – в губоно. Но на них вновь повалились напасти. Под Стрельниковым стала подшатываться почва, в докторе начали видеть социально чуждое. В городишке бушевала чрезвычайка.

В этот момент Тоня присылает письмо: семья уехала в столицу, но их направили за границу. Беда в том, что она не чает в нем души, а он – не любит ее. Пускай жизнь идет по течению.

Вдруг приехал Комаровский. Его пригласило правительство Дальневосточной республики, и он хочет взять их с собой: им угрожает опасность. Юра отвергает данное предложение. Лариса поведала ему о том, что в ее жизни данный человек сыграл роковую роль, а он рассказал, что он виноват в суициде его отца. Они решили спрятаться в Варыкино. Уже давно жители покинули село, в ночное время был слышен волчий вой, но больше они опасались людей, ведь оружия у них не было. Помимо этого, Лара недавно сообщила о своей беременности.

Тут вновь приехал Комаровский, сообщив о том, что Стрельникова ждет расстрел и нужно спасти Катю. Доктор посоветовал Ларе отправляться с Комаровским.

Юра, пребывая в глубоком одиночестве начинал сходить с ума, он напивался и сочинял стихи, посвящая их Ларисе. Слезы по любимой превращались в собранные мысли о человечестве и истории, революции, как о потерянном идеале.

Однажды в вечернее время доктору послышались шаги, и он увидел входящего в двери человека. Он не признал Стрельникова. Видимо, Комаровский пошел на обман. Они разговаривали всю ночь и легли под утро. Когда доктор проснулся и вышел за водой, он находит Стрельникова застрелившимся.

Одичавший, худой и обросший Живаго прибыл в столицу в начале нэпа. Большее расстояние он шел пешком. Дальнейшие 8-9 лет он утратил свои навыки врача и писателя, но все же не бросал перо и писал тонкие книги, которые ценились любителями.

Его помощницей по хозяйству была дочка бывшего дворника Марина, работавшая на телеграфе на зарубежной линии связи. Спустя время она выла замуж за врача и родила двух дочек. Однако однажды летом Юрий внезапно исчезает. Марине он присылает письмо, в котором он пишет, что ему нужно побыть в одиночестве и не нужно его искать. Он не рассказал, что снова брат Евграф помогает ему, сняв комнату и дав денег, и подыскивает ему хорошую работу.

Но Юра умирает в августе от сердечного приступа. На удивление, на прощание с ним собралось много народу, в числе которых была Лара. Она забрела в эту комнату, где когда-то проживал ее 1-ый супруг Антипов. Спустя несколько дней после похорон она внезапно исчезает: уходит из дома и не возвращается. Возможно, она была взята под арест.

В 1943 г., на фронте Евграф, спрашивая бельевщицу Безочередову Таньку об ее подружке-разведчице Орлецовой Христине, заинтересовался и ее судьбой. Он сразу понял, что она – дочка Юры и Лары. Во время побега с Комаровским в Монголию, когда красные были близки к Приморью, Лариса оставила девочку сторожике Марфе, скончавшейся в сумасшедшем доме. Затем скитания, беспризорщина…

Евграф позаботился о Тане и передал также все стихи брата, в числе которых был «Зимняя ночь».

­Краткое содержание Доктор Живаго

Роман начинается с похорон матери Юры – десятилетнего мальчика с курносым лицом, опеку над которым берет на себя дядя Николай Николаевич. Мальчик тяжело переносит прощание с матерью. Время от времени ему становится так плохо, что он теряет сознание. Н. Н. Веденяпин , в бывшем священник, а ныне сотрудник газеты, хорошо заботится о нем. Отец мальчика­ – промотавшийся богач, который бросил их с матерью. После одного загадочного эпизода в поезде, свидетелем которого был маленький Миша Гордон, мужчина покончил жизнь самоубийством. Именно этот мальчик впоследствии станет лучшим другом Юры Живаго и расскажет ему, отчего его отец вдруг спрыгнул с поезда.

После того, как Николай Николаевич перебрался в Петербург, заботу о мальчике взяла чета Громеко. Их дочь Тоня стала ему верным другом на долгие годы. Вместе с Мишей он учился в одном классе гимназии, а на Тоне Громеко впоследствии женился и у пары родилось двое детей. Александр Александрович и Анна Ивановна (в девичестве Крюгер) хорошо относились к Юре, как к родному сыну. Тяжело заболевшая Анна Ивановна однажды сказала им с Тоней, что они были бы хорошей парой. Между тем, на домашнем концерте в доме Громеко произошел странный случай. Один из приглашенных музыкантов был срочно вызван в номер, где пыталась свести счеты с жизнью некая мадам Гришар.

Амалия Карловна была сильно расстроена из-за смутных подозрений любовной связи между ее дочерью и ее любовником. Как она сказала прибывшим свидетелям, она вовремя поняла, что это всего лишь плод ее воспаленного воображения. Эту сцену наблюдали Юра с Мишой, которых профессор после долгих уговоров взял с собой. Любовником Амалии Карловны Гришар оказался никто иной как адвокат Комаровский . Как Юра узнал впоследствии от Миши, именно с этим человеком разговаривал его отец перед самоубийством. Вероятно, Комаровскому, человеку жадному по природе и хитрому, это было только на руку.

В прихожей мальчики встретили спавшую в кресле девушку – дочь мадам Гришар, Ларису. К ней подошел мужчина средних лет, а именно тот самый Комаровский и загадочно подмигнул, на что девушка отвечала понятливым взглядом сообщницы. Что-то пугающе мерзкое проскользнуло в этой картине. Юре показалось, будто она марионетка, а он кукольник. Это произвело неизгладимое впечатление на мальчика. В свои шестнадцать Лара смотрелась как восемнадцатилетняя девушка, которую мучило ее положение ребенка. Она быстро повзрослела под гнетом Виктора Ипполитовича Комаровского, который был не просто советником в их семейных делах, а настоящим поработителем. Это чувство еще больше усилилось с тех пор, как она поддалась его ухаживаниям.

Юра вновь встретил Лару через несколько лет при неожиданных обстоятельствах. К тому моменту он уже был студентом медицинского вуза, встречался с Тоней, и вместе они направлялись к Светницким на ёлку. Тоня действительно была для него хорошим другом. Она всегда могла уловить его настроение и теперь по пути она не мешала ему любоваться светом из окон, в одном из которых тускло мерцал огонек свечи. В этот момент в его голове родились первые строки тех самых стихов: «Свеча горела на столе, свеча горела…» Он и представить не мог, что за окном происходило объяснение между Ларой Гришар и Пашей Антиповым , любившим ее с детских лет.

Этот вечер у Светницких надолго запомнился Юре. В то время как все веселились в зале, ближе к двум часам ночи прогремел выстрел. Оказалось, что стреляла Лара, хотела попасть в Комаровского, но задела московского прокурора. На Юру увиденное произвело сильное впечатление. Во-первых, он не ожидал снова увидеть Лару, во-вторых, в случившемся опять фигурировал тот самый седовласый мужчина, который имел отношение к гибели его отца. От суда Комаровский ее спас, но она тяжело заболела. Когда ей стало лучше, они с Пашей поженились и уехали на Урал. Лара ему рассказала про все свои мучения, связанные с Комаровским. От этих признаний Паше стало только хуже.

На новом месте они оба преподавали в гимназии и растили трехлетнюю Катеньку. В свою очередь, женятся Юра и Тоня. На свет появляется их первенец, которого они назвали в честь отца Антонины – Александр. Юрий к тому времени уже преуспевающий врач с большой практикой за плечами. Поэтому его вместе с Мишей Гордоном направляют в действующую армию. На дворе идет уже вторая осень войны. Другим путем на службу попадает Павел Антипов. Ему со временем начинает казаться, что Лариса его не любит, а вышла замуж только из идеи самопожертвования. Чтобы не быть «обузой», он уезжает на фронт и не дает о себе знать.

Лара, оставив ребенка одной из своих воспитанниц, отправляется на поиски мужа. На фронте она устраивается сестрой милосердия. В госпиталь, где она работает, попадают Юра Живаго и военный товарищ Паши, которого тот просил сказать жене, что погиб. Но у Юсупки язык не поворачивается сказать ей такое, и он говорит, что Антипов в плену. Лара, однако, не верит. Юра узнает в ней девушку, стрелявшую на том новогоднем вечере у Светницких. В этот период приходит известие о революции в Петербурге. Он хочет ехать домой к Тоне, в то же время ему нужно определиться со своими чувствами к Ларисе Федоровне. Во время разговора он фактически признается ей в любви.

В Москве он застал еще большую разруху. Сын его не узнает, бьет по лицу и плачет, что супругам кажется плохим знаком. Основной его задачей становиться прокормить семью. Чтобы выжить они уезжают на Урал в бывшее имение Тониного деда. Во время его московской передышки из Омска приезжает сводный брат Евграф Живаго . Он привозит его семье продукты и рекомендует по весне уехать в Варыкино. Путь представляется нелегким и лежит через заснеженные дали, на которых в то время орудовали вооруженные банды полковника Галлиулина. Однако нашелся и на него человек, усмиривший его банды. В народе его звали то Стрельниковым, то Расстрельниковы, а на деле, это был выживший Паша Антипов.

На Урале семья Живаго кое-как ютится в пристройке для челяди, так как дом Тониного деда теперь принадлежит его бывшему управляющему Микулицыну. Их положение помогает упрочить внезапно появившийся Евграф. Тоня опять беременна. Живут они, в основном, за счет работы доктора и ведения домашнего хозяйства. Юрятин, где живет Лара, расположен как раз неподалеку от Варыкина. Однажды, посещая местную библиотеку, Юра ее встречает. Лара делится с ним, что Стрельников ее муж Паша, сумевший выжить в плену. Также она говорит, что он напрочь отдалился от семьи.

Юра мучается от осознания того, что любит Лару и обманывает Тоню. Когда он решается, наконец, поговорить с женой, то попадает в руки Ливерия Микулицына – сына того самого управляющего от первого брака. Партизаны из его отряда, преградив доктору дорогу, забирают его в группу «Лесные братья». Там у него появляется много работы. Живаго постоянно лечит раненных, зимой лечит сыпной тиф, летом – дизентерию. Ливерию доктор рассказывает, что не в восторге от революции и ее идей, так как пролито море крови невинных людей. Поэтому, на его взгляд, цель не оправдывает средства. После двух лет плена и долгой разлуки, он возвращается в Юритян в надежде застать Ларису.

Город уже освобожден от белых, но выглядит как-то слабо и безжизненно. Сам доктор сильно изможден и нуждается в уходе. Лариса берет на себя обязанность выходить его. Во время пленения он впервые убил человека и мучается, что ему пришлось участвовать в вооруженном конфликте. Бежать ему удалось под предлогом сбора лесных ягод. Его семья с маленькой дочерью, которую он так и не увидел, уже в Москве. Он получает от Тони письмо, после которого многое для него проясняется. Она пишет, что дочь назвали в честь его матери Марией, что она все знает о его отношениях с Ларисой и не держит ни на кого зла, и что будет воспитывать детей сама, но с полным почтением к отцу. При этом Юрий узнает, что их высылают из Москвы и Тоня с детьми эмигрирует в Париж.

Лариса признается Юре, что любит его, но не переставала любить своего мужа. Только это два разных чувства, впрочем, как и у него к ней и к Антонине. Она говорит, что Паша ушел из семьи не из-за того, что его обижала «неполная» любовь Ларисы, а из-за собственного юношеского максимализма. Юра воспринимает Лару с дочкой как свою семью. Они оба устраиваются на работу: он – в губздрав, она – в губоно. Но очень быстро становится ясно, что его добросовестную работу используют в своих революционных целях. Тучи над ними сгущаются, да и положение Антипова-Стрельникова пошатнулось.

Вынуждено они уезжают в Варыкино, где строят новую жизнь. Живаго начинает больше времени уделять творчеству и поэзии. Внезапно в их жизни объявляется Комаровский, который давно разыскивает Ларису, чтобы сказать, что ее муж арестован и скоро должен попасть под расстрел. Он также говорит, что ситуация напряженная и им с доктором лучше бежать из окрестностей Юрятина. Обманными уговорами он увозит Ларису, а Живаго, оставшись один, потихоньку начинает сходить с ума. Он перестает за собой следить, плохо выглядит, все время слышит голос Лары, посвящает ей стихи. Через некоторое время на пороге появляется Стрельников и он понимает, что Комаровский обвел их вокруг пальца.

Они долго разговаривают, Юра рассказывает Паше, как сильно его любила жена и как он недооценил этого, о революции, о детстве, которое прошло на Тверской-Ямской. Наутро Стрельникова находят застрелившимся. В Москву Живаго приезжает к началу нэпа изрядно похудевшим и запустившим себя. Большую часть пути он проходит пешком. В следующие восемь-девять лет он забрасывает врачебное дело и посвящает больше времени писательству. С ним живет дочь бывшего дворника Марина, которая проработала в войну на телеграфе. Со временем они женятся и у них рождается две дочки. Но в один прекрасный летний день доктор Живаго уезжает, оставив записку, что хочет пожить один и просит его не беспокоить. До отъезда он переводит Марине огромную сумму.

Долгое время его никто не может найти. О том, что он снимает комнату в Камергерском знает только его сводный брат Евграф, который к тому же ищет для доктора достойную работу. Живаго все это время только пишет. В один очень жаркий августовский день он едет в переполненном трамвае и переносит сердечный приступ. Выйдя из транспорта, он падает замертво на тротуар. Проститься с Юрием Андреевичем приезжает необычайно много народу. Среди них и Лариса Федоровна, которая говорит, что вместе с умершим настал и ее конец. Она рассказывает Евграфу Живаго, что у нее от Юры родилась дочь. Несколько дней спустя, Лара пропадает, вероятнее всего, ее арестовали.

Уже в 1943 году Евграфу, бывшему уже генерал-майором, удается отыскать дочь брата. Татьяна работает прачкой в рядах Советской Армии. О ее существовании знают только друзья детства Юры – Миша Гордон и Иннокентий Дудоров. Им пришлось в тридцатых годах пережить ссылки, репрессии и годы в лагерях. У Татьяны тоже нелегкая судьба. Оказывается, мать, убегая с Комаровским, вынуждено оставила ее сторожихе железнодорожного разъезда, которая со временем свихнулась и девочка осталась беспризорной. Евграф берет племянницу под опеку и собирает все написанные братом работы в один архив. Спустя еще десять лет, Гордон с Дудуровым перечитывают тетради Юры и находят в нем двадцать пять стихотворений, среди которых строки «Зимней ночи»: «Мело, мело по всей земле… Свеча горела на столе…»

Живаго Юрий Андреевич - главный герой романа, врач и поэт. Фамилия героя ассоциирует его с образом "Бога Живаго", т. е. Христа (ср. имя матери персонажа - Мария Николаевна). Словосочетание "Доктор Живаго" может быть прочитано как "исцеляющий все живущее". Имя Юрий перекликается с обоими основными топонимами романа - Москвой (ср. мифопоэтические коннотации имени Георгий - Юрий) и Юрятином. Ср. также ассоциативную связь слов "Юрий" - "юродивый". Существенно и значение отчества: Андрей - "человек", Андреевич - "сын человеческий".

Роман начинается смертью родителей героя: мать умирает, а отец, разорившийся миллионер, кончает жизнь самоубийством, выбросившись на ходу из курьерского поезда. Дядя мальчика, Николай Николаевич Веденяпин, привозит его в Москву и поселяет в семье профессора Громеко. Однажды после прерванного музыкального вечера Живаго вместе с приятелем Мишей Гордоном сопровождают Александра Александровича Громеко в номера "Черногория": здесь Живаго впервые видит Лару - спящую в кресле девушку, затем наблюдает ее молчаливое объяснение с Комаровским. Почти через 20 лет Юрий будет вспоминать эту сцену: "Я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете".

Живаго поступает в университет на медицинский факультет. Начинает писать стихи. Окончив университет, пишет работу о физиологии зрения. В рождественский вечер 1911 года Живаго вместе с Тоней Громеко едет на елку к Свентицким: проезжая по Камергерскому переулку, он обращает внимание на окно, за которым горит свеча (это окно той комнаты, где Лара разговаривает с Пашей Антиповым, но Юра об этом не знает). Возникает строка стихотворения: "Свеча горела на столе. Свеча горела..." ("Свеча горела на столе" - неосознанная цитата из стихотворения К. Романова 1885 г. "Смеркалось: мы в саду сидели..."). На елке у Свентицких Живаго видит Лару сразу после ее выстрела в прокурора и узнает ее, хотя и не знает ее имени. Вернувшись с елки, Юра и Тоня узнают, что мать Тони умерла; перед смертью она просила их пожениться. Во время похорон Живаго ощущает желание, в противовес смерти, "трудиться над формами, производить красоту. Сейчас, как никогда, ему было ясно, что искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь".

Юрий и Тоня женятся; осенью 1915 г. у них рождается сын Сашенька. Живаго призывают в армию; он ранен. Лежа в госпитале, встречает Лару. Из Москвы ему сообщают, что без его разрешения вышла книжка его стихов, которую хвалят.

Работая в городке Мелюзееве, Живаго живет в одном доме с Антиповой, однако даже не знает ее комнаты. Они часто сталкиваются по работе. Он "честно старается не любить" ее, однако проговаривается, и она уезжает.

Летом 1917 г. и Живаго уезжает в Москву с распадающегося фронта. В Москве, встретившись с семьей, он все же чувствует себя одиноким, предвидит социальные катаклизмы, "считает себя и свою среду обреченными". Он работает в больнице, а также пишет "Игру в людей" - дневник, включающий стихи и прозу. Дни октябрьских боев в Москве совпадают с тяжелой болезнью сына Сашеньки. Выйдя через несколько дней на улицу, Живаго в подъезде дома на углу Серебряного переулка и Молчановки читает в газете первый декрет советской власти. В этом же подъезде встречает неизвестного юношу, не зная, что это его сводный брат Евграф. Живаго принимает революцию с энтузиазмом, называя ее "великолепной хирургией". Зимой 1918 г. он переносит тиф.

Когда Живаго выздоравливает, в апреле 1918г. вместе с женой, сыном и тестем они по совету Евграфа уезжают на Урал, в бывшее имение деда Тони Варыкино, недалеко от Юрятина. Едут несколько недель. Уже на подъезде к Юрятину на одной из станций Ж. ночью арестовывают красноармейцы, принимая за шпиона. Его допрашивает военком Стрельников (Живаго не знает, что это Антипов, муж Лары) и после беседы освобождает. Случайному попутчику Самдевятову Живаго говорит: "Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь". Живаго с семьей благополучно добирается до Юрятина, затем они едут в Варыкино, где поселяются, занимая две комнаты в старом барском доме.

Зимой Живаго ведет записи - в частности, записывает, что отказался от медицины и о врачебной специальности умалчивает, чтобы не связывать своей свободы. Периодически он посещает библиотеку в Юрятине и однажды видит в библиотеке Антипову; не подходит к ней, но списывает ее адрес с библиотечной карточки. Затем приходит к ней на квартиру; через не

которое время происходит их сближение. Ж. тяготится тем, что обманывает жену, и он решает "разрубить узел силою". Однако когда он верхом возвращается из города в Варыкино, его останавливают партизаны красного отряда и "принудительно мобилизуют как медицинского работника".

В плену у партизан Живаго проводит более года, причем командиру отряда Ливерию Микулицыну прямо говорит, что от нюдь не разделяет идей большевизма: "Когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние. Материалом, веществом жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий". О Ларе и своей семье Живаго ничего не знает - не знает о том, как прошли роды у жены (когда его захватили. Тоня была беременна). В конце концов, Живаго удается бежать из отряда, и, пройдя пешком десятки верст, он возвращается в Юрятин. Приходит на квартиру к Ларе, но та вместе с Катенькой, услышав о его появлении в окрестностях, уехала в пустующее Варыкино, чтобы ждать его там. В ожидании Лары Живаго заболевает, а когда приходит в себя, видит ее рядом.

Они живут вместе. Живаго работает в амбулатории и на медицинских курсах. Несмотря на его выдающиеся способности диагноста, к нему относятся с недоверием, критикуя за "интуитивизм" и подозревая в идеализме. Он получает письмо из Москвы от жены, которое было написано пять месяцев назад: Тоня сообщала, что у них родилась дочь Маша, а также о том, что ее отца, дядю и ее с детьми высылают за границу.

Приехавший в Юрятин Комаровский говорит Живаго: "Есть некоторый коммунистический стиль. Мало кто подходит под эту мерку. Но никто так явно не нарушает этой манеры жить и думать, как вы Вы - насмешка над этим миром, его оскорбление. Ваше уничтожение на очереди". Тем не менее, Живаго отказывается от предложения Комаровского уехать на Дальний Восток, и они с Ларой решают переждать опасность в Варыкине. Там Живаго начинает по ночам записывать ранее сочиненные стихи, а также работать над новыми вещами: "он испытал приближение того, что называется вдохновением. Соотношение сил, управляющих творчеством, как бы становится на голову. Первенство получает не человек и состояние его души, которому он ищет выражения, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутреннего течения".

В Варыкино приезжает Комаровский, который в секретном разговоре с Живаго сообщает, что Стрельников-Антипов, муж Лары, расстрелян и она с дочерью в большой опасности. Живаго соглашается на то, чтобы Лара с Катенькой уехали с Комаровским, говоря ей, что сам присоединится к ним позже. Оставшись один в Барыкине, Живаго по ночам пьет и пишет стихи, посвященные Ларе, - "но Лара его стихов и записей, по мере вымарок и замены одного слова другим, все дальше уходила от истинного своего первообраза".

Однажды в варыкинском доме появляется Стрельников, который, оказывается, жив. Они с Живаго разговаривают всю ночь, а утром, когда Живаго еще спит, Стрельников у крыльца дома пускает себе пулю в висок. Похоронив его, Живаго отправляется в Москву, куда приходит весной 1922 г. в сопровождении крестьянского юноши Васи Брыкина (с которым в свое время познакомился по дороге из Москвы в Юрятин). В Москве Живаго начинает писать маленькие книжки, которые "содержали философию Юрия Андреевича, изложение его медицинских взглядов, его определения здоровья и нездоровья, мысли о трансформизме и эволюции, о личности как биологической основе организма, соображения Юрия Андреевича об истории и религии, очерки Пугачевских мест, где побывал доктор, стихи Юрия Андреевича и рассказы". Вася занимается их изданием, по постепенно их сотрудничество прекращается.

Живаго хлопочет о выезде за границу, к семье, однако без особой энергии. Он поселяется в бывшей квартире Свентицких, где занимает маленькую комнатку; он "забросил медицину, превратился в неряху, перестал встречаться с знакомыми и стал бедствовать". Затем он сходится с Мариной, дочерью дворника: "она стала третьей не зарегистрированной в загсе женой Юрия Андреевича, при неразведенной первой. У них пошли дети": "две девочки, Капка и Клашка".

Однажды Живаго исчезает: на улице он встречает Евграфа, и тот снимает ему комнату в Камергерском переулке - ту самую, в которой некогда студентом жил Антипов и в окне которой Живаго видел горящую на столе свечу.

Юрий Андреевич начинает работать над статьями и стихотворениями, предметом которых является город. Он поступает на службу в Боткинскую больницу; но, когда Живаго впервые едет туда на трамвае, у него начинается сердечный приступ: он успевает выйти из вагона и умирает на улице. Собранные Евграфом стихи Живаго составляют заключительную часть романа.

Комаровский Виктор Ипполитович - богатый адвокат; персонаж воплощает "демоническое" начало (ср. фамилию актера, приятеля Комаровского - Сатаниди). Виктор повинен в разорении и гибели отца Живаго. Он любовник вдовы Гишар, затем - ее дочери Лары. После скандала на елке у Свентицких Комаровский поселяет Лару на квартиру к своей знакомой и решает не встречаться с ней, опасаясь новых скандалов, которые могут его скомпрометировать. Комаровский принимает участие в вечеринке накануне отъезда Лары и Паши Антиповых в Юрятин.

Через 10 лет, встретившись в Юрятине, Лара рассказывает Живаго о Комаровском, и выясняется, что в судьбах их обоих он оказался "злым гением". Позже Комаровский сам появляется в Юрятине - проездом на Дальний Восток. Он убеждает Лару и Живаго, что их жизни в опасности, и предлагает взять их с собой; затем приезжает в Варыкино, рассказывает Живаго о том, что муж Лары якобы казнен, и предлагает, чтобы Живаго обманул Лару, притворно согласившись на отъезд с Виктором. Добившись этого, Комаровский уезжает вместе с Ларой и Катенькой.

Дочь Лары и Юрия Живаго, родившаяся на Дальнем Востоке, рассказывает, что "Комаров" (так она называет К.) был "русским министром в Беломонголии" и при наступлении красных уехал, увезя с собой жену "Раису" (т. е. Ларису).

Лара (Антипова Лариса Федоровна) - главная героиня романа; дочь инженера-бельгийца и обрусевшей француженки Амалии Карловны Гишар. Приехав после смерти мужа с Урала, в Москву, мать Лары, по совету своего любовника Комаровского, открывает швейную мастерскую. Лара учится в гимназии; испытывает странную зависимость от Комаровского и становится его любовницей, не чувствуя к нему привязанности. Подозревая об их отношениях, мать Лары пытается отравиться, но остается жива.

Все более тяготясь связью с Комаровским, Лара весной 1906 г. поступает воспитательницей в богатую семью Кологривовых и перестает видеться с Комаровским. Окончив гимназию, поступает на курсы; хочет по их окончании выйти замуж за влюбленного в нее с детства Пашу Антипова. Чтобы заплатить денежный долг своего брата Родиона, Лара занимает деньги у Кологривова; чтобы рассчитаться с ним, она намерена просить денег у Комаровского, однако готова убить его, если он предложит ей вновь быть его любовницей. Отправляясь в Рождество 1911 г. на елку к Свентицким, где находится Комаровский, Лара берет с собой револьвер. По дороге она заезжает в Камергерский переулок к Пате; сидя в комнате с зажженной свечой, она просит, чтобы они как можно скорее обвенчались. Во время елки Лара стреляет из револьвера в прокурора Корнакова, который во время революции 1905 г. судил железнодорожников за участие в ней, и легко ранит его. Желая спасти Лару, Комаровский утверждает, что она стреляла в него, а не в Корнакова. После этого Лара переносит тяжелую нервную горячку.

Весной 1912 г. она выходит замуж за Антипова, и через 10 дней они уезжают на Урал, в Юрятин. Там Лара преподает в женской гимназии. У них рождается дочь Катенька. Однако Антипов полагает, что Лара "любит не его, а свою благородную задачу по отношению к нему"; он уходит на фронт, где попадает в плен. Лара, сдав экзамен на звание сестры милосердия, оставляет дочь в Москве и в санитарном поезде отправляется на фронт. В госпитале она встречается с доктором Живаго. Работая в небольшом городке Мелюзееве, Лара часто сталкивается с ним. Поняв, что тот влюблен в нее, она через неделю уезжает.

Следующая встреча с Живаго происходит через несколько лет, в Юрятине, когда Живаго, переселившийся сюда с семьей из Москвы, приходит в дом к Ларе. Она рассказывает о своем муже, который служит в Красной Армии под фамилией Стрельников. Лара и Живаго становятся любовниками. В плену у партизан Живаго думает о Ларе и о том, чем именно, "какой стороной своей" она хороша: "той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом". Для Живаго Лара - "представительница самой жизни, самого существования", "их выражение, дар слуха и слова, дарованный безгласным началом существования". Когда Живаго удается бежать от партизан и добраться до Юрятина, он приходит к Ларе. Она говорит о себе: "Я - надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны". Живаго говорит Ларе: "Я ревную тебя к Комаровскому, который отымет тебя когда-нибудь, как когда-нибудь нас разлучит моя или твоя смерть". Живя с Живаго, Лара предчувствует скорый арест: "Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать". Когда в Юрятине появляется Комаровский, Лара в конце концов соглашается уехать с ним на Дальний Восток, надеясь, что Живаго вскоре присоединится к ним; при этом она уверена, что ее муж, Антипов-Стрелышков, казнен. Приехав через несколько лет в Москву из Иркутска, Лара идет в Камергерский переулок, в квартиру, где некогда жил Антипов. В его комнате она застает гроб с телом Живаго. В разговоре с Ларой брат Юрия Живаго Евграф рассказывает ей, что муж Лары не был расстрелян, а застрелился сам и был похоронен Юрием Живаго. Лара пытается припомнить свой разговор с Пашей Антиповым в рождественский вечер 1911 г., но не может припомнить ничего, "кроме свечи, горевшей на подоконнике, и протаявшего около нее кружка в ледяной корке стекла". Прощаясь с мертвым, Лара говорит ему о какой-то своей страшной вине: "Нет душе покоя от жалости и муки. Но ведь я не говорю, не открываю главного. Назвать это я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна". После похорон Юрия Живаго Лара проводит несколько дней в Камергерском переулке, вместе с Евграфом разбирая бумаги покойного. Евграфу она сообщает, что у нее была дочь от Юрия Живаго. Однажды, уйдя из дому, Лара больше не возвращается. "Видимо, ее арестовали на улице и она умерла или пропала неизвестно где в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера". В то же время исчезновение, "растворение" героини в бескрайних пространствах вносит дополнительный штрих в образ Лары как символа России (ср. также значение имени Лариса - "чайка"). Дочь Лары и Юрия Живаго находит на фронте летом 1943 г. Евграф Живаго: она носит имя Таньки (ср.: "Татьяна, дочь Лары" - "Татьяна Ларина") Безочередевой, работает бельевщицей и считает себя дочерью "русского министра в Беломонголии Комарова" и его жены "Раисы Комаровой"; девочкой она была отдана на воспитание сторожихе железнодорожного разъезда, потом была беспризорницей, попадала в исправительные учреждения.

Представляющий собой вершину его творчества.

Создававшийся в течение десяти лет, с 1945 по 1955 годы, «Доктор Живаго» через изображение судьбы главного героя отразил крупные периоды в жизни России: Начало ХХ века; Революцию и Гражданскую войну; 30-е годы; Великую Отечественную войну.

Первое издание романа, однако, вышло за границей, поскольку советской цензурой он был воспринят негативно и запрещён.

Первая часть

Роман начинается с похорон матери маленького Юры. Семья Живаго некогда была очень богатой, однако брак родителей был несчастливым; отец в конце концов ушёл из семьи. Осиротевший Юра сначала воспитывается у дяди, бывшего священника, по собственному желанию ушедшего из церкви. Это сильный и невозмутимый человек. Также автор знакомит читателей с другими мальчиками - евреем Мишей Гордоном и Иннокентием Дудоровым - сыном осуждённого каторжника и революционно настроенной девушки. Дудоров во всём стремится подражать матери - вплоть до того, что хочет ехать в Сибирь, чтобы там поднять восстание.

Вторая часть

Юру дядя отправляет в интеллигентную семью Громеко, возглавляемую отцом - профессором-агрономом. Воспитание в этой семье сильно повлияло на Юру. Там же он познакомился с Тоней - дочерью профессора. В будущем она стала его первой женой. Показана Лариса Гришар - девушка, дочь немки Амалии Карловны. Мать Лары владеет швейной фабрикой. Их другом семьи является Комаровский - старый московский адвокат. Он начинает ухаживать за Ларисой, но она поначалу не отвечает ему взаимностью. Тем временем работницы на фабрике поднимают восстание. Они объясняют Амалии Карловне, что так будет лучше даже для неё самой. Лара становится воспитательницей сестры своей одноклассницы, а вырученные деньги переправляет семье Антиповых, надеясь вскоре выйти замуж за Патулю.

Третья часть

Юра Живаго рано проявляет себя как талантливый поэт. Но он хочет заниматься медициной, поэтому поступает в университет. Там он также реализует себя как выдающийся врач. На рождественском вечере у Свентицких Юрий знакомится с Ларисой. Теперь эта девушка - «невольница» старого адвоката Комаровского, которую он «пригрел» в обмен на взаимность. Ларисе совсем не нравится жизнь со стариком, и она решает избавиться от него. Однажды ночью она выстрелила в него, но случайно попала в другого человека. Комаровский, однако, не испытывает на неё гнева, избавляет её от наказания и снимает для неё небольшую комнату.

Четвёртая часть

Лара влюбляется в друга детства, Павла Антипова, и выходит за него замуж. Вместе они уезжают в Юрятино-на-Рыньве - город, в котором у них есть имение. У них рождается дочь Катя. У Юрия и Антонины Живаго тоже есть дети. Однако тихая семейная жизнь внезапно прерывается - начинается Первая мировая война. Юрий и Павел уходят на фронт. Лариса становится военной медсестрой и тоже отправляется на фронт - искать мужа. Она узнаёт, что его захватили в плен. Там же, на фронте, Лариса снова встречается с Юрием.

Пятая часть

Лариса и Юрий влюбляются друг в друга. Теперь они живут в Юрятино, где тайно встречаются. Юрий Живаго корит себя за неверность жене, но ничего не может поделать со своими чувствами. В Юрятино тем временем начинается восстание, и Лариса уезжает из города; чуть позже уезжает и Юрий. В дороге он познакомился с анархистом Погоревших.

Шестая часть

Живаго возвращается домой. Антонина отдала часть дома под госпиталь. Юрий верит в победу социализма. Однако вскоре семья решает уехать в другое место, спасаясь от голода и разбоев. Этому способствовал приехавший Евграф, брат Юрия.

Седьмая часть

Семья Живаго находится в пути на новое место жительства. Юрий неожиданно узнаёт, что в Юрятино начались бурные революционные события, в которых командующим войсками выступает Галлиулин.

Восьмая часть

Герой приезжает в Варыкино, но происходит взрыв. Он узнаёт, что здесь живут и работают Павел Антипов и его жена Лариса.

Девятая часть

Эта часть посвящена размышлениям Юрия Живаго о медицине, искусстве, истории. Также он вновь видится с Ларисой. Она рассказала, что Павел ушёл с большевиками воевать в Сибирь против Галлиулина. Однако, по её словам, большевики его просто терпели, чтобы потом отказаться от него, если он перестанет быть им нужен. Юрий принимает тяжёлое для обоих влюблённых решение: он больше не будет посещать Ларису, чтобы не обманывать жену. По дороге домой его забрали партизаны, которым нужен был врач.

Десятая часть

Здесь изображено партийное собрание большевиков. «Красные» оказываются деморализованными уродами, не имеющими ничего человеческого.

Одиннадцатая часть

Живаго проводит в партизанском отряде два года, наблюдая ужасные изменения в душах своих невольных сослуживцев. В одном из сражений ему пришлось стрелять, из-за чего он ранил противника. Несмотря на то, что раненый был белогвардейцем, его вылечили и привели в порядок.

Двенадцатая часть

Живаго становится свидетелем кошмарного случая. В отряд красных приходит человек с семьёй. Сначала он ухаживал за женой и детьми, а затем всех их убил, мотивировав это тем, что лучше смерть от его руки, чем от белогвардейской. Не выдержав этого и других кошмаров, Юрий принимает решение сбежать, что ему и удаётся.

Тринадцатая часть

Измученный и поседевший Юрий приходит в дом, где жила Лариса. Он нашёл записку от неё, где она просила его оставаться в доме. Он уснул, а когда проснулся, увидел её. В них воспылала любовная страсть. Затем Лариса рассказала, что Антипова отправили на каторжные работы. Антонина, уехавшая за границу, присылает Юрию письмо. В нём она пишет, что знает о его любовной связи с Ларисой, но не держит на него зла.

Четырнадцатая часть

Юрий и Лариса жили в Варыкино. Он активно писал стихи. Но внезапно приехал Комаровский и предложил всем отправляться на Дальний Восток: Павла приговорили к расстрелу, и Ларису, как жену изменника, также могли в любой момент поймать и расстрелять. Юрий отказался от предложения уезжать, убедив Ларису, будто отправится за ними позже. После их отъезда он остаётся один, но постоянно думает о любимой. Вскоре появляется избежавший расстрела Павел. Они долго разговаривают, при этом Юрий убеждает Павла, что Лариса любила и ждала только его. Павел объясняет, что пошёл воевать только ради того, чтобы обрести больше свободы. На другой день он покончил с собой.

Пятнадцатая часть

Доктор Живаго решает пешком отправиться в Москву. По пути он знакомится с крестьянином Василием, который присоединяется к нему. В Москве они некоторое время живут вместе, а затем Юрий встречает своего бывшего дворника, который согласился его приютить. Дочь дворника Марина понравилась доктору и стала его третьей неофициальной женой. Она родила ему двух дочерей. Доктор получал из-за границы письма от Тони, которая знала о его новой супруге, но снова не сердилась на него. Жизнь Живаго стала налаживаться, он устроился на работу врачом. Но однажды он вышел из душного трамвая и упал замертво на дороге.

Эпилог

Лариса спасается от красных и оставляет свою дочь от Юрия сторожихе. Та вскоре попала в больницу, и девочка осталась одна. Некоторое время она скиталась, перебивалась случайными заработками, но затем её нашёл Евграф, брат Юрия, ставший генералом. Он приютил девочку и пообещал устроить её в университет. Также Евграф собрал все стихотворения брата. В заключительной части приводятся стихотворения Юрия Живаго.