Внутренние проживание герасима из муму. Тургенев "Муму". Урок I: Портрет Герасима. Сравнение, гипербола

К стр. 223

1.Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

Рассказ Тургенева «Муму» принудил задуматься над тем, как тяжело жилось в старину крепостным крестьянам. Когда читаешь этот рассказ, испытываешь чувство жалости к Герасиму и к Муму.

2.Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи...» Что хочет сказать нам автор этой фразой?
Как можно объяснить приказания барыни (пьяницу Капитона женить на Татьяне, убрать из дома полюбившуюся Герасиму собаку)? Что это - самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

Сначала рассказа о барыне говорится, что она сиротливо доживала свою жизнь в древнем доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверняка, изредка навещали мама. Тургенев пишет: «День ее, нерадостный и непогожий, издавна прошел; да и вечер ее был чернее ночи». С утра человека называют его детство и молодость, день- это зрелость, вечер- старость. Тургенев желает сказать, что жизнь этой дамы была безотрадной, и старость совершенно темной.

Каприз - это маленькая прихоть, причуда.

Самодурство- это поведение человека, который действует по собственной прихоти либо произволу, при всем этом унижая достоинство других людей.

Поступки барыни- свадьба Капитона и приказ убрать со двора собаку Герасима- молвят о неуважении барыни к своим слугам. Она не считает их за людей, ее поведение можно именовать самодурством.

3.Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему «шуткой»?
Писатель утверждает, что «ко всему привыкает человек, и Герасим привык, наконец, к городскому житью».
Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту.
Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

Тургенев именует Герасима «самым восхитительным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высочайший мужчина богатырского сложения и глухонемой от рождения. Создатель пишет: «Одаренный необыкновенной силой, он работал за четырех - дело спорилось в его руках, и забавно было глядеть на него, когда он или пахал и, налегая большими ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, или о Петров денек так сокрушительно действовал косой, что хоть бы юный березовый лесок смахивать с корней долой, или проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и подымалиь продолговатые и твердые мускулы его пле- чей. Неизменное безмолвие присваивало торжественную значимость его неистомной работе. Славный он был мужчина и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»

По этому описанию можно судить об отношении создателя к собственному герою: Тургенев как будто любуется Герасимом, его силой и скупостью к труду. Тургенев гласит о торжественности неистамной работы Герасима, другими словами о его неутомимости и трудолюбии.

Крестьянские работы очень томные, и обязанности дворника в городке казались Герасиму шуточными, легкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.

Герасим длительно привыкал к новенькому житью. Он не мог всеполноценно разговаривать с людьми из-за собственной немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает юный, здоровый бык, который только-только пасся на ниве, где росла сочная травка, но его поставили в вагон стальной дороги. Кругом все грохочет, визжит, и поезд мчится неизвестно куда.

С новыми обязательствами дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, позже длительно стоял и смотрел на всех проходящих, ждя ответа на свои невысказанные вопросы, либо швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, кидался лицом на землю и по целым часам лежал на груди, как пойманный зверек. Равномерно Герасим привык к городскому житью.

Конурка Герасима была малая и размещалась над кухней. «...он устроил ее для себя сам, по собственному вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на 4 чурбаках, поистине богатырскую кровать; 100 пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик того же крепкого характеристики, а около столика - стул на 3-х ножках, да таковой крепкий и коренастый, что сам Герасим, бывало, подымет его, уронит и ухмыльнется. Конурка закрывалась на замок, напоминавший своим видом калач, только темный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не обожал, чтоб к нему ходили».

Тургенев так тщательно обрисовывает конурку Герасима, чтоб при помощи этого описания подробнее показать нрав героя: нелюдимый, неразговорчивый, сильный.

4.Чем интересны другие герои - Капитон (как он сам говорит осебе?), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё «соскочила»?)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

Капитон Климов, «пьяница горький», был башмачником у старенькой барыни. Тургенев пишет: «Климов почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уж конкретно с горя». Когда Гаврила гласил ему, что он только хлеб даром ест, Капитон обиженно отвечал: «В этом случае, Гаврила Андреич, один мне арбитр: сам Господь Бог- и больше никого. Тот один знает, каковой я человек на сем свете сущность и точно ли даром хлеб ем». Он заявляет, что он, «однако, человек, а не какой-либо, по правде, жалкий горшок». Он именует себя горемыкой. В женитьбе Капитон лицезреет одно себе наслаждение и не ощущает собственной ответственности за Татьяну. Через год после свадьбы Капитон совершенно спился и был вкупе с супругой выслан барыней в деревню.

Гаврила- главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его желтоватым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, обусловила быть начальствующим лицом». В общении с барыней он повсевременно гласит на «с»: женить-с, можно-с, хорошо-с, конечно-с, угодно-с. Когда Гаврила говорит с Капитоном и другими слугами, то он не употребляет «с». Он готов делать все желания барыни, унижается перед ней и в угоду ей унижает других людей, а сам совместно со старшей компаньонкой Любовью Любимовной крадет у барыни чай, сахар и прочую бакалею.

Татьяна, юная дама 20 восьми лет, состояла у барыни прачкой. Ей поручали стирать только тонкое белье. У нее не было никакой родни, не считая дядей, которые жили в деревне, и ее все унижали и заваливали работой. Тургенев пишет: «Нрава она была очень смирного, либо, лучше сказать, забитого, к самой для себя она ощущала полное равнодушие, других страшилась смертельно; задумывалась только о том, вроде бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не гласила и трепетала при одном имени барыни».

Мы читали отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красноватый нос», посвященный российской даме. По воззрению Некрасова, дама по-настоящему красива тогда, когда ее краса соединяется с чувством гордости и самоуважения. Татьяну с юношества заставляли работать за двоих, у нее не было гордости, не было убежденности внутри себя, и потому краса скоро с нее «соскочила».

Герасим был немой от рождения, но он не был безответным, у него было чувство собственного плюсы. Татьяна была безответная, она никогда ни с кем не гласила, другими словами была нема как личность. Герасим желал кому-то помогать, кого-либо защищать, и увидел, что Татьяна нуждается в защите. Он дарил ей подарки и защищал от насмешек дворни.

Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась, любит ли Татьяна Капитона. Дворецкий принудил Татьяну изобразить опьяненную. Герасим опьяненных не обожал и толкнул Татьяну прямо к Капитону. Через год после женитьбы Капитон спился, и его вкупе с супругой выслали в деревню. Татьяна на прощание поцеловалась по-христиански с Герасимом. Это был единственный человек в ее жизни, который жалел ее и хлопотал о ней.

5.Известно, что в основе этого рассказа лежит действительно реальный случай, который произошёл с дворником в Спасском, однако после гибели собаки он остался верен своей госпоже и до самой смерти ей служил. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

После женитьбы Татьяны и Капитона единственным существом, которое обожал Герасим, стала собачка испанской породы. Герасим выручил малеханького щенка, выходил его и называл Муму. Когда по велению барыни Гаврила отдал приказ Герасиму удавить Муму, дворник выполнил волю барыни, но после чего ушел пешком в родную деревню. Герасим желал обосновать, что есть предел человеческому терпению, и он не таковой человек, который дозволит себя унижать и отбирать у себя право на свободный выбор.

Тургенев желал вызвать у читателей сострадание к Герасиму, протест против произвола барынй и всех помещиков вообщем, которые присвоили для себя право распоряжаться судьбами людей. Писатель говорит, что даже у немого, лишенного возможности разговаривать человека есть чувство собственного достоинства, которое нужно уважать.

6.Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ (то есть с максимальным введением художественных особенностей произведения) любого эпизода (на выбор).

Когда Тургенев писал этот рассказ, он вспоминал реальный случай из жизни, который произошел с дворником в Спасском- Лутовинове. Тот дворник остался верен собственной госпоже. Но в рассказе Тургенева Г ерасим уходит от барыни. Создатель желал показать, что хоть какой человек имеет право на почтение. Г ерасим олицетворяет весь российский люд, который длительно вытерпел подавление, но настанет момент, когда этому терпению придет конец. Тургенев достигнул того, что многие читатели-дворяне, которые имели тоже, собственных крепостных фермеров, по-другому стали относиться к народу.

7. Короткий пересказ всего текста «Муму».

Одна древняя барыня, которая жила в Москве, взяла из деревни немого крестьянина по имени Герасим и обусловила его дворником. Герасиму поначалу было плохо в городке, но позже он привык и аккуратненько делал свою работу. Посреди дворни была прачка Татьяна, дама забитая и безответная. Герасим полюбил Татьяну, ухаживал за ней и желал посвататься.

Но барыне вздумалось женить Татьяну на запивохе Капитоне. Герасим не переносил опьяненных, и Татьяну подговорили пройтись по двору, притворившись опьяненной. Герасим толкнул Татьяну к Капитону, после этого желание барыни исполнилось. Через год Капитон спился, и его выслали в деревню вкупе с супругой.

Герасиму было горько, но он выручил из реки малеханького щенка, выкормил его и привязался к нему всей душой. Собаку окрестили Муму. Она обожала Герасима и всегда была с ним, днем она будила его, а ночами охраняла дом. В один прекрасный момент барыня увидела собаку и повелела привести ее в комнаты. Когда барыня протянула к ней руку, Муму зарычала. Барыня отдала приказ, чтоб сейчас же собаки не было во дворе. Степан, слуга, похитил собаку и продал ее. Герасим находил ее некоторое количество дней, позже Муму сбежала и вернулась к Герасиму. Барыня выяснила об этом и опять отдала приказ ее удалить из дома. Дворецкий повелел Герасиму удавить Муму. Герасим утопил свою собаку, возвратился в дом, собрал свои вещи и пешком ушел из Москвы в свою деревню. Барыня поначалу повелела его возвратить, но позже изменила свое желание. Скоро она погибла. Герасим остался жить в деревне бобылем.

8. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

В этом рассказе много разных героев. В главном это дворня старенькой барыни: слуги и приживалки. Они все, не считая Герасима, задумываются только об одном: вроде бы угодить барыне, вроде бы не рассердить ее. Один из этих персонажей - буфетчик дядя Хвост, «к которому все с уважением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да: да, да, да». Его зовут на совет, когда решают, как женить Татьяну и Капитона. Когда было надо отнять у Герасима Муму, буфетчик глядел из окна «и распоряжался, другими словами только так руками разводил». Когда Герасим раскрыл дверь, дядя Хвост запер окно, когда Герасим захлопнул дверь, дядя Хвост отпер окно. В конце рассказа дядя Хвост урезонивает Гаврилу, сказав ему: «Ну-у!» В российском языке есть слово «прихвостень». Тургенев не напрасно дает этому герою прозвище «дядя Хвост». Этим он подчеркивает, что у буфетчика нет собственного представления, его поступки стопроцентно зависят от команды тех, кто стоит выше него.

9.Почему рассказ назван «Муму»?

Тургенев именовал рассказ «Муму», так как так звали собаку, которую обожал главный герой. Любовь к этой собаке сделала его жизнь удовлетворенной, а приказ удавить ее привел к протесту и уходу Герасима из Москвы в деревню.

10.Главный герой рассказа - немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из текста произведения.

Главные черты нрава Герасима - чувство собственного плюсы, сострадание к злосчастным, чуткость, основоположникность, аккуратность, серьезность, трудолюбие.

Герасим принуждает дворню с почтением относиться к для себя: «они с ним объяснялись знаками, и он их осознавал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице».

Герасим соболезновал злосчастным и обиженным. Он поначалу жалел, а позже полюбил безответную Татьяну, выручил и выходил злосчастного тонущего щенка.

Чуткость Герасима помогала ему осознать то, чего он не мог услышать из-за собственной немоты. Когда дворецкий собрал в собственной комнате совет, «Герасим сердито и стремительно на всех посматривал, не отпрогуливался от девичьего крыльца и, казалось, додумывался, что затевается что-то для него недоброе». Герасим сам додумался, что Муму пропала не сама по для себя, а по приказанию барыни. Тургенев пишет, как он пробовал спасти Муму, «почуяв сердечком недоброе».

Основательность и аккуратность Герасима Тургенев подчеркивает особо, когда ведает о том, как дворник устроил для себя конурку и как кропотливо убирал он всегда во дворе.

Герасим был суровый человек, он не обожал запивох и ответственно относился к своим обязательствам. Он был трудолюбивым и сильным человеком. Тургенев не раз упоминает «о богатырской силе немого».

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, другими словами сильные преувеличения. Про кровать писатель гласит: «сто пудов можно было положить на нее- не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». 2-ух воров он ударил друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их позже не води».

Для того чтоб выделить нрав Герасима, писатель сравнивает его с юным, здоровым быком, «которого только-только взяли с нивы, где сочная травка росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин ощущает себя как «пойманный зверь». Эти сопоставления помогают выделить его любовь к свободной жизни.

Литература и изобразительное искусство

К стр. 224

Рассмотрите иллюстрации к рассказу в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте и вы иллюстрации или описание (устное) рисунка к рассказу.

Многие живописцы иллюстрировали рассказ И.С. Тургенева «Муму». Набросок художника П. Боклевского изображает Герасима с метлой в руках в узеньком дворе столичного дома. У ног дворника посиживает Муму. Этот набросок передает силы Герасима и его решительный нрав.

На иллюстрациях С. Бойма изображены два эпизода рассказа: поведение Муму в комнате барыни и эпизод угощения Муму в трактире. 1-ый набросок увлекателен тем, что показано движение барыни, когда она гласит: «Муму, Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне...» Приживалки в этот момент складывают ручки и говорят: «Подойди, подойди, Муму, к барыне...» На второй иллюстрации показан столичный трактир. За столом посиживает Герасим и с грустью глядит на возлюбленную собачку. Муму ест щи с мясом, а половой удивленно глядит на эту сцену.

На иллюстрации художника В. Табурина изображен эпизод, когда Герасим топит Муму. Он в последний раз придавил собаку к для себя, глядит на нее с горечью и прощается с ней. А в левой руке уже приготовлен камень.

Картина К. Трутовского «Благодетельница» не является иллюстрацией к этому рассказу, но на ней изображена сцена из жизни дома, подобного дому старенькой барыни. Такая же древняя барыня лежит и спит в креслах, приживалка заботится вокруг нее. Справа посиживает юная женщина, воспитанница либо бедная родственница богатой барыни, и читает вслух толстую книжку. Видно, что книжка эти ее не занимает. Только девченке, которая сидит на полу и гладит собачку, книжка увлекательна. Она слушает пристально. Эта картина отлично подходит для свойства старенькой барыни из тургеневского рассказа.

Творческое задание

К стр. 244

Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (вызвать сочувствие, протест против своеволия помещиков, показать силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

Герасим был крепостным крестьянином, позже дворником в московском доме барыни. Но он сохранил наилучшие духовные и нравственные свойства человека, внутреннюю стойкость и силу духа. Особенно выразительно Тургенев пишет об этом в эпизоде травли Герасима. Когда Степан стал болтать палкой в отверстии двери, дворник сам отворил дверь: «Герасим бездвижно стоял на пороге. Масса собралась у подножия лестницы. Герасим глядел на всех этих людишек в германских кафтанах сверху, немного оперши руки в бока; в собственной красноватой фермерской рубахе он казался каким-то гигантом перед ними». У их не было собственных желаний. Они делали только желания госпожи. Герасим не возжелал больше жить с этими людьми в доме барыни. Он ушел в деревню и стал жить сиротливо, но честно.

Фонохрестоматия

Стр. 224-225

1. Как актёр читает первые строки повести, рассказывающие остаром доме с покосившимися балконами и о судьбе его хозяйки. Что хочет он сказать о судьбе старой барыни? Соответствует ли музыка, сопровождающая чтение, характеру повествования?

Актер читает 1-ые строчки повести с некой грустью и состраданием, ведь он ведает о жадный и тоскующей старости, одиночестве. Да, музыка, провождающая чтение, соответствует нраву повествования.

2.Как меняется интонация актёра, когда он рассказывает о Герасиме? Как актёр передаёт отношение автора к герою про-изведения?

Когда повествование доходит до Герасима, глас приободряется: сходу видно, что Герасим - неплохой мужчина, увлекательный человек, в отличие от барыни. Актер читает о нем с воодушевлением и некой заботой.

3.Какие новые краски, тона находит чтец для того, чтобы передать нам душевное состояние Герасима, ухаживающего за щенком?

Когда актер читает эпизоды, в каких Герасим ухаживает за собакой, в его голосе проявляется особая мягкость, он умиляется крохотному существу совместно с Герасимом, смеется вкупе с ним.

Создатель и актер негативно относятся к приживалкам, в неком роде даже глумятся над ним. Это выражено в том, как актер изображает их голоса, во всем их стремлении угодить барыне с ее изменчивым настроением.

Герасим — глухонемой дворник старой московской барыни. Это очень высокий, под два метра, молодой че­ловек, взятый барыней из деревни. Мы видим, как трудно привыкает Герасим к городу, какой скучной и никчемной кажется ему его новая работа. Совсем дру­гое дело в деревне. Там он привык к тяжелому, кресть­янскому труду, ценил этот труд и уважал его.

Но как бы ни относился Герасим к своим новым обязанностям, выполнял он их аккуратно и тщатель­но, «на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом — и не только те­легу, самое лошадь спихнет с места…» Трудно было найти сторожа лучше, чем Герасим. Могучий рост его и недюжинная сила отпугивали любого вора. А после случая, когда двоих смельчаков-воров Герасим стук­нул лбами друг о дружку, двор, где служил этот чело­век, и вовсе обходили. Однако Герасим не только хо­рошо знал свои обязанности и честно их исполнял, но и оберегал свои права — на его место за столом ни­кто не смел садиться.

Угрюмый с виду, замкнутый, Герасим душою лас­ков и добр. Влюбленный в Татьяну, он всячески стара­ется обратить на себя ее внимание: то подарок ей сде­лает, то расчистит перед ней дорогу, то просто мило ей улыбнется.

Особенно ярко эти качества Герасима проявились в его отношении к бедному щенку. Герасим сам не мо­жет говорить, поэтому с Муму ему намного проще, чем с людьми, — здесь запросто можно обходиться без слов. Кроме того, животное никогда не обманет и не предаст.

Расстаться с любимым другом — решение, продиктованное отчаянием и безысходностью. Утратив Муму, Герасим покидает деспотичную хозяйку, протестуя тем самым против жестокости и самодурства. Он, как под­невольная птица, вырвавшаяся наконец-то на волю.

Мне Герасим очень нравится, не может не вызвать симпатии. Этот высокого роста, мужественный, редко улыбающийся человек на самом деле очень добрый и ласковый. И очень хочется верить, что если бы автор продолжил свой рассказ, то Герасим там обрел бы на­конец свое счастье.

На этой странице искали:

  • образ герасима
  • образ герасима в рассказе муму 5 класс сочинение
  • сочинение образ герасима
  • сочинение на тему образ герасима в рассказе муму
  • сочинение про герасима

Жанр этого произведения — рассказ. Завязка. В Москву привезли из деревни глухонемого Герасима. Он стал дворником у барыни. Развитие действия. Самодурство барыни ломает судьбу Герасима. Сначала крестьянина срывают с земли, привозят в город, заставляют делать чуждую ему работу. Потом по прихоти барыни выдают Татьяну, полюбившуюся Герасиму, замуж за пьяницу Капитона. В конце концов лишают Герасима единственного дорогого существа — Муму. Кульминация. Барыня приказала убрать собаку со двора. Развязка. Герасим исполнил приказ барыни, утопил в реке Муму и ушел обратно в деревню.

Герасим до приезда в город жил в деревне, занимался нелегким крестьянским трудом. Эта работа не только кормила его, но и доставляла удовольствие. Он, «будто сам, без помощи лошаденки», с легкостью пахал неподатливую землю и вообще напоминал богатыря. Смена образа жизни не радует. Тургенев с помощью образов природы объясняет, насколько тяжело для Герасима его новое положение. То герой рассказа похож на быка, которого везут неизвестно куда, и он при всей своей мощи и силе не в силах изменить свою жизнь, то часами лежит во дворе барского дома лицом вниз, как пойманный зверь. Понять характер Герасима помогает и описание интерьера его каморки: «истинно богатырская кровать» на четырех чурбанах, маленький, но очень прочный столик, трехногий стул — все было сделано им самим. Герасим улыбается, видя, что стул не теряет своей устойчивости даже после ударов о землю.

Герой рассказа - крепостной крестьянин, собственность барыни. Этот факт очень важен для его характеристики. Он обязан приносить своей хозяйке пользу и не докучать какими-то своими желаниями. Его внимание к Татьяне, прачке из многочисленной дворни, его хозяйке совсем не интересно.

Герасим выделяет Татьяну из всего окружения, потому что сердцем умеет угадывать тех, кому может понадобиться его помощь и защита.

Любовь Герасима к несчастному спасенному щенку, найденному в день расставания с Татьяной, возникает сразу и надолго. Устроив свою находку, Герасим заснул каким-то очень светлым, счастливым сном. Муму отвечает Герасиму вниманием и любовью.

Почему Герасим все-таки выполняет волю вздорной барыни? Он человек подневольный и, как всякий крепостной, должен беспрекословно выполнять барский приказ. Он не может даже жениться по своему выбору. Выполнив приказ убить Муму, он лишился последнего, что ему было дорого. Герасим бунтует, уходит из города, от барыни, возвращается в родную деревню. Это волевой поступок смелого и решительного человека. В образе Герасима воплощена мысль о том, что чувство собственного достоинства присуще человеку независимо от его происхождения, этот образ проникнут авторским сочувствием.

Барыня — вздорная, своевольная, властная женщина. Капризы, смена настроения, самодурство руководят ее поступками. Ради развлечения она решает затеять свадьбу Татьяны и Капитона, а увидев, что ничего из этой затеи не получилось, отсылает их с глаз долой. Интерес к Муму сменяется гневом и желанием избавиться от нее. Барыня считает себя вправе рас-

поряжаться чужими судьбами. Любая отдельно взятая жизнь для нее ничего не значит. К счастью для Герасима, она расценила его уход только как неблагодарность и не стала разыскивать беглеца и учинять суд.

Наблюдая за судьбами героев рассказа, можно представить себе жизнь крепостных крестьян в России того времени. Тургенев показывает, что крепостное право уродует не только крестьян и дворовых, но и самих господ. Глухонемота Герасима не только его собственный изъян. Это знак невозможности выразить себя, быть услышанным.

Нравственность - это разум сердца.
Г. Гейне

Герасим - главный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Буквально с первых строк произведения, начиная рассказ о старой барыне, сам автор выделяет его среди других персонажей: «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим...».
Описывая Герасима, Тургенев восхищается его силой и трудолюбием: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках...». Однако автор наделил своего героя и ещё одним отличием - Герасим был немым.
Но из рассказа мы понимаем, что в действительности «немыми» были все остальные герои, которые не имели своего мнения и своих желаний, не знали чувства собственного достоинства и были похожи на рабов.
В описании характера, поступков Герасима, его взаимоотношений с другими персонажами Тургенев показывает нравственное превосходство этого героя. Рассказывая о Герасиме, автор сравнивает его с молодым и здоровым быком, степенным гусаком, со львом. Чтобы показать богатырскую мощь Герасима Тургенев использует гиперболы: «...так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой...», «...соорудил... истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не погнулась бы...».
Если Герасима автор сравнивает с богатырём, великаном, то остальных героев он называет «людишками». Дворовые люди старались угождать барыне, бездумно исполняя любые её прихоти, унижая себя и других. Барыня считает себя вправе распоряжаться их судьбами. Так, например, из-за её прихоти Герасим лишился сначала Татьяны, а затем и Муму.
На протяжении рассказа мы видим, что в любой ситуации герой сохраняет такие качества, как трудолюбие, честность, умение любить. Он всегда держит своё слово и имеет чувство собственного достоинства. В этом и состоит нравственное превосходство Герасима.
Тургенев говорит о Герасиме: «он... в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал...». Так, послушно исполнив волю барыни, утопив Муму, Герасим уходит в деревню. Этим он выразил свой протест против отношения барыни к своим дворовым.
Самое последнее слово рассказа - «немой». Тургенев показывает нам, что в отличие от героев, которые могут говорить, только немой Герасим имеет голос - свой голос.

Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал рассказ "Муму" в 1852 году.

По свидетельствам современников, в основе лежат реальные события, происходившие в московском доме матери писателя Варвары Петровны Тургеневой.

Этот случай произвел огромное впечатление на писателя, и он создал небольшую вещицу. Для многих критиков она показалась очень миленькой: спокойной, доброй и очень печальной. Этакий святочный рассказ, обязательный к прочтению детям. А ведь эта история для Тургенева поистине страшна.

Главным героем рассказа "Муму" является дворник Герасим. Он служил в городе у старой барыни "...Герасим носил в комнаты дрова...", делал работу по дому, во дворе и конюшне, ночью караулил.

Герасим деревенский мужик, крепостной крестьянин:

"...считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком...".

От природы он глухонемой:

"...Герасим ничего не слыхал... для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас..."

В то же время, он огромный русский богатырь, неимоверной силы:

"...мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем..."

"...он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру..."

Герасим очень угрюм и замкнут, даже лицо его не выражает никаких эмоций:

"...Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых..."

Его суровость была врожденна, как и глухота:

"...Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться..."

Шуток Герасим так же не понимал:

"...Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил."

И вот такой человек спокойно и степенно служит, работая за четверых. Однако, барыне этого мало, она хочет распоряжаться жизнями своей челяди. Сначала она выдает горничную Татьяну, которую любил Герасим, за пьяницу башмачника, а потом приказывает убрать собачку Муму, в которой Герасим души не чаял, из-за простого каприза.

Но Герасим не только не разговорчив, но и не сговорчив:

"Ведь с ним не столкуешь; ведь его... никаким способом не уломаешь..."

И он идет и просто топит свою собаку, а потом, не обернувшись, уходит из хозяйского дома в свою деревню и живет там бобылем до самой смерти.

Вроде и все, простая история в духе Антуан де Сент-Экзюпери и его:

"Мы в ответе за тех, кого приручили."

Но почему же так жутко Тургеневу и его тургеневским девушкам:

"...ведь он меня убьет, ей‑богу, убьет, как муху какую‑нибудь прихлопнет... Ведь он глухой, бьет и не слышит, как бьет! Словно во сне кулачищами‑то махает..."

Тургенев в образе глухонемого Герасима видит русский крепостной народ. Такой же молчаливый, суровый, не понимающий шуток, работящий, огромный, беспредельно сильный и свирепый. И на самом деле никто никого не приручил. Никто не знает, какую думку думает глухонемой народ - Герасим. Молчит он.

А ведь сегодня он не дрогнув любимую собачку утопил, а завтра веревку на шею барыне и помещикам накинет. И только ласково скажет - " Муму".