Джахангир какие цели ставил перед собой. Джодха и Акбар: история великой любви

В середине XVI века на Севере Индии начала своё правление династия Великих Моголов, которую основал потомок Тамерлана и Чингисхана - Бабур. Третьим на престол вступил его внук Акбар Джелаль-ад-дин, который вошёл в историю как Акбар Великий (1542–1605) - один из самых мудрых, терпеливых и справедливых правителей мира.

Он прославил своё правление благочестивыми деяниями, примирял народы и разрешал на территории страны все вероучения. Кроме того, Акбар, не умея ни читать, ни писать, приглашал из ближних стран лучших учёных и поэтов, художников и музыкантов. Вокруг него собирались люди различных вероисповеданий, которых премудрый император одинаково уважал, полагая, что только примирение народов приведёт к процветанию Могольской империи. О богатстве, мире и величии его страны ходило множество легенд, а с удивительным предводителем моголов стремились познакомиться правители других стран.

Однако при всём благополучии Акбар оставался несчастным: у него никак не рождался наследник. После нескольких лет супружества отчаявшийся император обратился, наконец, к местному старцу, ведуну Салиму Чиши, который после долгих мистических обрядов вернул императору надежду. Спустя год, в 1569 году, жена подарила великому правителю долгожданного сына. Того назвали Мухаммедом Селимом, в честь старика-ведуна, а счастливый родитель, решив увековечить событие в истории, возвёл новый город, Фатихпур.

Селим рос романтичным и скромным юношей. Он увлекался поэзией и литературой, всё время проводил в императорской библиотеке, читая книги, которых в книгохранилище Акбара насчитывалось более двадцати тысяч.

Когда же наследнику исполнилось тринадцать лет, он, прогуливаясь однажды по дворцовому саду, увидел девушку, в которую сразу же влюбился. Она была юна, скромна и так прекрасна, что молодой наследник захотел узнать её имя и познакомиться поближе. Красавицу звали Мехрунисой, и была она дочерью одного из служителей императорского дворца, старого перса Мирза Бека, который так боготворил дочь, что постарался привить ей любовь к музыке, искусству и поэзии. В науках Мехруниса разбиралась не хуже, чем девушки из самых богатых и знатных семей. Селим был так очарован, что сразу же направился к отцу и, раскрыв ему свои чувства, попросил разрешения на брак с возлюбленной.

Император не только воспротивился столь неравному союзу сына, но и решил избавиться от неугодной девушки, насильно выдав её замуж за одного из своих приближённых, и выслал супругов в другой город. Перед отъездом Селим поклялся девушке любить её вечно, а та проливала горькие слёзы и обещала не забывать того, кого так страстно любила в своём сердце.

Селим не простил обиду, нанесённую отцом. Всё сильнее он желал стать правителем империи и вернуть себе возлюбленную Мехрунису, а однажды даже организовал заговор против отца. Однако войско Акбара подавило мятеж, а Селим был великодушно прощён родителем, который в 1602 году сам назначил сына правителем моголов.

Селим стал императором Джахангиром, что в переводе означало «Завоеватель мира». Он ещё некоторое время продолжал политику, начатую отцом, оставаясь терпимым к различным верованиям и религиям. В жёны он так же, как и Акбар, брал индусок, одна из которых родила правителю сына Хуррама, который много лет спустя поднял бунт и учинил заговор против отца. Окружив себя красавицами жёнами, падишах оставался несчастен. Его сердце, когда-то так страстно полюбившее юную Мехрунису, разрывалось от любви к ней. Он мечтал когда-нибудь увидеть возлюбленную, и его мечта, наконец, сбылась.

Однажды верные слуги донесли до юного повелителя, что Мехруниса стала вдовой. Император пожелал увидеть молодую женщину и распорядился вернуть её в императорский дворец. За годы разлуки она стала ещё красивее и была так же мила Джахангиру. Спустя несколько месяцев она стала женой императора, приняв новое имя Нур Джахан. Однако правитель моголов называл её Мирзой Гийяз Бег, что означало «Светоч мира».

Недалеко от Лахора влюблённый Джахангир построил для возлюбленной великолепный дворец, чтобы не расставаться с нею надолго, когда он отправлялся на охоту. Дворец в фатихпурской крепости стал излюбленным местом супружеской четы, где те проводили много времени. Вскоре этот дворец стал летней резиденцией императора, вокруг него были посажены зеленеющие сады и разбиты благоухающие круглый год великолепные цветники. А сад Шалимар Багх, названный садом любви, был возведён в 1619 году в честь любимой супруги императора, Нур Джахан.

Джахангир был счастлив. Он сочинял стихи и оды в честь любимой, писал книгу своих воспоминаний, увлекался музыкой и поэзией, окружал себя красивыми вещами и был слишком романтичен, чтобы серьёзно управлять государством. Однако красавица Нур Джахан делала это с лёгкостью и удовольствием, а вскоре стала первой дамой государства, получив от императора титул «Падишах Бегум». В 1622 году, когда супруг и вовсе отдалился от государственных дел, увлёкшись вином и опиумом, власть его жены стала безграничной. Такое положение дел вовсе не устраивало официального наследника Джахангира, его первенца Хуррама, и тот, организовав заговор против отца, посадил его в тюрьму и стал единоличным правителем Империи Моголов.

Джахангир сбежал из тюрьмы, а спустя некоторое время умер. Это произошло в 1627 году, а преданная возлюбленному Нур Джахан возвела прекраснейший мавзолей, в честь любви и верности своему супругу.

После его смерти, спустя несколько сотен лет, Великую Империю Моголов завоевали англичане. Однако они не разрушили святыни великих могольских императоров: до сих пор недалеко от Лахора покоится тело великого романтика всей Могольской династии - непревзойдённого эстета, падишаха Джахангира. Недалеко от его гробницы, в небольшом мавзолее, спит вечным сном и его супруга - персидская красавица Нур Джахан.

Ой, а что это за чудесный малыш появился на титульной картинке? Конечно же это наследный принц Салим, будущий Падишах империи Великих Моголов Джахангир, вошедший в историю довольно годным правителем; правда, по на начатой им же самим традиции конец его правления был омрачен рядом мятежей сыновей и некогда преданных полководцев, как в свое время поступил и он сам, борясь с отцом, падишахом Акбаром. В последующих поколениях наследники могольского трона эту сомнительной гордости традицию укрепят и разовьют в братоубийственные бойни. Но это всё потом, а пока...

Пока очередной краткий обзор с картинками очередного блока серий (до 400-й). Да, я так и не смогла забросить Jodha Akbar и так до сих пор не поняла секрета привлекательности этого сериала. Но ведь есть что-то, кроме потрясающей экранной chemistry между Раджатом Токасом и Паридхи Шармой, что заставляет меня снова и снова к нему возвращаться. Наверное, банальное любопытство: а как мол де они обыграют тот или иной исторически-реальный эпизод. Увы, никакой новизны тут не будет, повторение одной и той же жвачки, по заданному направлению в первой сотни серий.

Предварительная точка была мною поставлена полгода назад казнью Адхам-хана , молочного брата Акбара. Махаманга наконец-то прилюдно уличена в заговоре против Джалала и отправлена в тюрьму. Известие о смерти о смерти родного сына окончательно сломило некогда всесильную и грозную кормилицу императора, фактически занимавшую пост визиря. В гневе она насылает проклятие на беременную двойней Джодху, что кровь её сына будет оплачена кровью сыновей Джалала. Джалал взбешен, но Джодха продолжает "играть Иисуса" и, простив Махамангу, надеется в конце концов добиться и искреннего прощения со стороны Акбара.



Махаманга, как уже известно из истории, умрет сорока днями позже своего сына, но пока потихоньку сходит с ума в тюрьме, кипит злостью к Джалалу за убийство Адхама и ненавистью к Джодхе, считая появление последней при дворе Великих Моголов источником всех своих бед. Ашвини Калсекар феерична в созданном образе непоколебимой злодейки. С логикой у сценаристов по обыкновению очень и очень тяжело. Ладно бы сделали её злодейкой против иноверки Джодхи, перехватившей влияние на императора, но ведь она постоянно, на протяжении доброй половины сериального пути, строит заговоры с целью физического устранения Акбара. Как это согласуется с извечными рыданиями о том, что он ей дороже родного сына? Да никак, обоснуй отдыхает. Меж тем в последних воспоминаниях Джалала о детстве, проведенном под покровительством Махаманги, она эпизодически предстает в молодом образе. Браво гримерам! Да, возрастной и предсмертный грим угнетенной душевной болезнью Махаманги излишне театрален. Но вкупе с игрой актрисы, такой же нарочито театральной как в немом кино, это работает.

И пока беременная Джодха пытается "примирением сторон" получить от Махаманги искреннее снятие проклятия с будущих детей, Рукийя Султан затеивает новую авантюру. Используя ресурс главной жены падишаха начинает откровенно спекулировать своей бездетностью и выпрашивает второго ребенка Джодхи, которого сразу же по рождении планирует забрать у матери и воспитывать как своего собственного. Акбар взбешен, Джодха подавлена. Но мы же уже привыкли, что она святее Папы Римского и входит в положение каждого. В общем, сама соглашается отдать своего пока еще нерожденного ребенка. Но Рукийя кроме всего требует и документального подтверждения этой "сделки" - фирмана, закрепляющего за ней все права на второго ребенка Джодхи. Полагаю, что этот документ впоследствии всплывет обязательно.

Кроме бесконечных гаремных склок и дрязг, в общественно-политической жизни двора происходят изменения. Джалал, восхищенный мудростью, находчивостью и острословием Махеш Даса, приближает того ко двору. Этого персонажа мировая история и литература запомнила под именем Бирбала. Личные качества позволили Бирбалу достичь не просто вершин власти, но и стать наиболее близким другом императора Акбара.

И, чтоб не растягивать тему (это же не гаремные интриги), сразу же обозначается конфликт между Бирбалом и Тансеном, легендарным музыкантом, являвшимся, как и Бирбал, одним из девяти членов совета "наваратны" ("девять драгоценностей"), состоявшего из самых приближённых советников императора.

Трое из "девяти драгоценностей": уже известные раджа Тодармал, главный по финансам империи Акбара; Ман Сингх, племянник Джодхи и один из наиболее талантливых и преданных Акбару полководцев - раджпутов и Бирбал собственной персоной.

Такое приближение раджпутов не могло не вызвать недовольство среди могольской знати и поэтому снова бурлят заговоры. Чуть раньше по сюжету появляется и продолжает мутить воду некий достопочтенный шейх, отец небезызвестного Шарифуддина, который тоже руководствуется принципом "хороший Акбар - мертвый Акбар". Но, как уже отмечалось, с обоснуями у сценаристов весьма туго, и поэтому все их заговоры мало что не выглядят грамотно мотивированными, они еще и совершаются тупо и непродуманно. Немудрено, что с таким подходом, противников императора ждет полное фиаско.

К слову, про противников. С рождением двойни Джодхой нарисовывается автономная парочка очередных мстителей. При дворе появляется некто Мирза Касим с женой Зейнат, которую Рукийя привлекает в качестве кормилицы для своего сына, рожденного Джодхой. Мирза Касим фактически кузен Джалала, сын любимого брата Хумаюна Камрана, что не мешало последнему поднимать мятежи против брата-императора, за что и был в конце концов бит и в наказание ослеплен. И вот спустя добрый десяток лет Мирза Касим заявился отомстить Акбару, как наследнику Хумаюна, за своего отца. И не просто самому Акбару, а по-восточному изощренно - лишить жизни его детей. Снова ржу над логикой сценаристов и обсасывание уже в который раз по сюжету темы отравления. Итак, с первой парой сыновей Акбара, Хусейном и Хасаном, всё понятно. Они умерли в младенчестве. И, в общем-то, рождены были вовсе не Джодхой, а одной из многочисленных гаремных наложниц Биби Арам Бакш. Но почему бы слегка не "подправить" историю ради развития сюжетной линии, тем более, что умершие младенцы, равно как и факт материнства, никак не повлияли на ход дальнейшей истории. Тем более, что это позволило увеличить хронометраж сериала на добрых четыре десятка эпизодов).

Но смерть детей оказала на сериального Акбара весьма существенное влияние, спровоцировав нападение на Читторгарх, эту цитадель непокоренных и мятежных раджпутов. Понятно, что раджпуты не виноваты, но Акбар усомнился в божьем промысле и развязал кровавую бойню как бы в знак противодействия. Ах так, тебе нужны были жизни моих невинных младенцев, так я тогда убью тысячи! Хм... ну что тут можно сказать. По мнению сценаристов Акбар - климактерическая взбалмошная истеричка и вершит историю согласно своему настроению. Более того, в данном случае произошел существенный хронологический сдвиг: младенцы Акбара умерли осенью 1562 года, а осада Читторгарха началась спустя пять лет и, естественно, исключительно по военно-политическим соображениям безопасности границ империи Великих Моголов.

Кажется, в ранних сообщениях о сериале я уже отмечала ущербную постановку боевых сцен. Оно и понятно, сериал больше заточен под гаремные интриги-скандалы-расследования. Крайне топорные компьютерные прорисовки крепости на холме, картонные декорации, неумелые боевые столкновения, что смотреть это убожество под названием "Осада Читторгарха", право слово, было даже как-то неловко за производителей. Ладно, обыграли джаухар и шафрановые одежды воинов, и на том спасибо.

Жаль, конечно, что такая небрежность коснулась одного из значимых эпизодов в истории как империи моголов, так и Раджпутаны, как символа стойкости раджпутов. В иллюстрациях Акбарнаме и то выглядит достойнее.

Но "кровавый" грим Джалалу явно к лицу. Странно, что такой неистовый на поле воин никак не может "построить" в сериале своих королев.

Омывшийся кровью раджпутов, но не словивший своего главного соперника Махарану Пратапа Сингха, Джалал чувствует опустошение после победы и теперь снова отправляется с Джодхой в паломничество замаливать грехи и вымаливать у Аллаха прощение. Отмолили. И вот результат. У Акбара появляется первый наследник, а Джодха обзаводится титулом Мариам-уз-Замани и прилагающимся к нему роскошным кокошником.


Такое положение вещей вызывает серьёзный баттхёрт у Рукийи Султан и она решает всеми правдами и неправдами вбить клин между матерью и сыном: переманить Салима на свою сторону, интригами создав такую ситуацию, чтобы сын начал воспринимать родную мать как врага. С младенцами такое проворачивать проблемно, поэтому время переносится на восемь лет вперед. При дворе уже детей видимо-невидимо, но основное внимание акцентируется на наследном принце Салиме, его единокровных братьях Мураде и Данияле, и растущем и воспитывающимся вместе с принцами крови Хайдаре (внезапно!), сыне убиенного Адхам-хана. Последний, хоть и полностью вымышленный персонаж, но пакостит уже с детства по-взрослому. Естественно, мотив мести - смерть отца. Интересно, кто только вложил в его голову такие идеи, если с детства он воспитывался Джавидой, вдовой Адхама, в любви и почтении к императору и относились к нему на равных с принцами. Наверное, авторы таким образом хотят показать "сколько волка ни корми" или же просто очень хотелось оставить в сериале полюбившегося зрителям Четана Хансраджа, исполнителя роли Адхам-хана. А как его оставить, кроме как не возродив в лице сына. Но это будет чуть позже, пока дети маленькие. Но проблемы у них недетские. Во всяком случае у Салима.

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха корона наследного принца. Мальчик растет добрым и сострадательным, недаром же при рождении ребенка все предсказатели и ведуньи предрекли, что "править он будет сердцем". Но папа строг, используя в воспитании драконовы меры, и кое-кто под личиной друга строит козни, и Акбаровы политические соперники теперь навострили свое жало на устранение Салима, и даже королева Рукийя, мало что интригует против матери, так еще и начала как бы невзначай подсаживать мальчика на опий. Ох, сил моих нет! И если я еще как-то мирилась с образом Рукийи - коварной интриганки против соперницы, скрипя зубами, но мирилась. Но к чему такая мерзость в создании негативного образа одной из самых уважаемых женщин при могольском дворе! Аргггххх! Достаточно всего лишь поверхностного знакомства с фактами её биографии, чтоб представить картину, каким уважением и влиянием она пользовалась не только у императора, но и всего двора.

И снова это педалирование излюбленной темы в изображении Джахангира - пристрастие к алкоголю и наркотикам. Да, историки отмечают, что из всех могольских правителей он имел наибольшую склонность к алкоголю. Наибольшую склонность - это значит чуть больше, чем остальные, но не то, что был законченным алкашом. Во всяком случае ни в молодости, ни в первую половину своего правления уж точно.

Вторая излюбленная в художественном воплощении тема связанная с Джахангиром - это его любовь к танцовщице Анаркали. Было - не было, но вариантов легенды много, то Акбар был против из-за низкого статуса девицы, то Акбар сам на неё имел виды, то он её убил, то тайно отпустил, изгнав из страны и заказав настрого встречаться с Салимом. Тут же авторы не стали затягивать с делом, а "связали" пару охранным амулетом еще при рождении, показав тем самым, что их любовь была предопределена судьбой. Правда, поначалу та, которой предстоит стать первой страстью принца, в детстве тоже создает ему достаточно проблем из-за своей детской упертости и глупости, старательно выдаваемой в сериале за принципиальность.

Надо сказать, что все дети играют отлично, особенно нельзя не отметить мальчика - принца Мурада. А вот Салим, понимаю, что он добр и мяког, но вечно открытый рот и пустые глаза на экране откровенно раздражают. Но не буду излишне сурова к ребенку, все равно скоро вырастет)

Один-то уже вырос. Да каким красавцем, глаз не отвести! Это Рахим, Рахим Хан-и-Хана, родной сын Байрам-хана, пасынок императора Акбара, воспитанный его второй женой королевой Салимой. Рахим так же являлся доверенным лицом Акбара и одним из его "девяти драгоценностей". Славен своим поэтическим наследием, переводом Бабурнаме на персидский язык и книгами по астрологии. В сериале пока выполняет роль наставника для маленьких принцев по обучению владением разными видами оружия.

Увы, двое сыновей Рахима были убиты Салимом за то, что восхождении последнего на трон после смерти Акбара, оказались в рядах противников. Но сам Рахим продолжал службу при дворе своего сводного брата, императора Джахангира. Но это я снова забегаю сильно вперед.

Что еще хочется отметить особо. Не знаю, сменились ли визажисты в сериале или просто решили чуть подработать с образами старые, но новый макияж главных женских персонажей сразу бросается в глаза. Он и раньше был неплох, но это - отличный макияж! Стрелки и немного другая форма бровей сразу омолодили лицо королевы Салимы на несколько лет, сделав его даже несколько озорным. Хотя, как раз по фильму-то героини должны уже "взрослеть". Даже Рукийя, чьи глаза мне всегда не нравились какой-то неряшливостью макияжа, что создавалось впечатление или размазанности или осыпанности краски, теперь обладает идеально отрисованными стрелками. У Джодхи же, и так имеющей выразительные глаза, они стали еще акцентированнее значительно удлиненными двойными стрелками.


Продолжение следует. Да-да, я зареклась уже "ставить окончательную точку")). Ну, может и не продолжение, а окончание, всего-то осталось каких-то стописят с хвостиком серий.

Истории любви. XVII век

Джахангир и Нур Джахан

В середине XVI века на Севере Индии начала своё правление династия Великих Моголов, которую основал потомок Тамерлана и Чингисхана — Бабур. Третьим на престол вступил его внук Акбар Джелаль-ад-дин, который вошёл в историю как Акбар Великий (1542-1605) — один из самых мудрых, терпеливых и справедливых правителей мира.

Акбар I Великий

Он прославил своё правление благочестивыми деяниями, примирял народы и разрешал на территории страны все вероучения. Кроме того, Акбар, не умея ни читать, ни писать, приглашал из ближних стран лучших учёных и поэтов, художников и музыкантов. Вокруг него собирались люди различных вероисповеданий, которых премудрый император одинаково уважал, полагая, что только примирение народов приведёт к процветанию Могольской империи. О богатстве, мире и величии его страны ходило множество легенд, а с удивительным предводителем моголов стремились познакомиться правители других стран.

Однако при всём благополучии Акбар оставался несчастным: у него никак не рождался наследник. После нескольких лет супружества отчаявшийся император обратился, наконец, к местному старцу, ведуну Салиму Чиши, который после долгих мистических обрядов вернул императору надежду. Спустя год, в 1569 году, жена подарила великому правителю долгожданного сына.

Радость рождения князя Селима (Джахангира)

Того назвали Мухаммедом Селимом, в честь старика-ведуна, а счастливый родитель, решив увековечить событие в истории, возвёл новый город, Фатихпур.

Вали Нимат Хамида Бану Мариам уз-Замани-бегум Сахиба — одна из жён Акбара, мать падишаха Джахангира

Селим рос романтичным и скромным юношей. Он увлекался поэзией и литературой, всё время проводил в императорской библиотеке, читая книги, которых в книгохранилище Акбара насчитывалось более двадцати тысяч.

Когда же наследнику исполнилось тринадцать лет, он, прогуливаясь однажды по дворцовому саду, увидел девушку, в которую сразу же влюбился. Она была юна, скромна и так прекрасна, что молодой наследник захотел узнать её имя и познакомиться поближе. Красавицу звали Мехрунисой, и была она дочерью одного из служителей императорского дворца, старого перса Мирза Бека, который так боготворил дочь, что постарался привить ей любовь к музыке, искусству и поэзии. В науках Мехруниса разбиралась не хуже, чем девушки из самых богатых и знатных семей. Селим был так очарован, что сразу же направился к отцу и, раскрыв ему свои чувства, попросил разрешения на брак с возлюбленной.

Принц Селим (позднее Джахангир) в юности

Император не только воспротивился столь неравному союзу сына, но и решил избавиться от неугодной девушки, насильно выдав её замуж за одного из своих приближённых, и выслал супругов в другой город. Перед отъездом Селим поклялся девушке любить её вечно, а та проливала горькие слёзы и обещала не забывать того, кого так страстно любила в своём сердце.

Селим не простил обиду, нанесённую отцом. Всё сильнее он желал стать правителем империи и вернуть себе возлюбленную Мехрунису, а однажды даже организовал заговор против отца. Однако войско Акбара подавило мятеж, а Селим был великодушно прощён родителем, который в 1602 году сам назначил сына правителем моголов.

Джахангир

Селим стал императором Джахангиром, что в переводе означало «Завоеватель мира». Он ещё некоторое время продолжал политику, начатую отцом, оставаясь терпимым к различным верованиям и религиям.

В жёны он так же, как и Акбар, брал индусок, одна из которых родила правителю сына Хуррама, который много лет спустя поднял бунт и учинил заговор против отца. Окружив себя красавицами жёнами, падишах оставался несчастен. Его сердце, когда-то так страстно полюбившее юную Мехрунису, разрывалось от любви к ней. Он мечтал когда-нибудь увидеть возлюбленную, и его мечта, наконец, сбылась.

Однажды верные слуги донесли до юного повелителя, что Мехруниса стала вдовой. Император пожелал увидеть молодую женщину и распорядился вернуть её в императорский дворец. За годы разлуки она стала ещё красивее и была так же мила Джахангиру. Спустя несколько месяцев она стала женой императора, приняв новое имя Нур Джахан. Однако правитель моголов называл её Мирзой Гийяз Бег, что означало «Светоч мира».

Абуль Хасан. Джахангир и принц Хуррам (сын Джахангира) с Нур Джахан, около 1624. Свободная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия

Нур Джахан (деталь)

Недалеко от Лахора влюблённый Джахангир построил для возлюбленной великолепный дворец, чтобы не расставаться с нею надолго, когда он отправлялся на охоту. Дворец в фатихпурской крепости стал излюбленным местом супружеской четы, где те проводили много времени. Вскоре этот дворец стал летней резиденцией императора, вокруг него были посажены зеленеющие сады и разбиты благоухающие круглый год великолепные цветники. А сад Шалимар Багх, названный садом любви, был возведён в 1619 году в честь любимой супруги императора, Нур Джахан.

Наваб Нур-Джахан Падшах-бегум Сахиба — главная жена Джахангира с 1620 года

Джахангир был счастлив. Он сочинял стихи и оды в честь любимой, писал книгу своих воспоминаний, увлекался музыкой и поэзией, окружал себя красивыми вещами и был слишком романтичен, чтобы серьёзно управлять государством. Однако красавица Нур Джахан делала это с лёгкостью и удовольствием, а вскоре стала первой дамой государства, получив от императора титул «Падишах Бегум».

Нур Джахан. Жена императора династии Великих Моголов Джахангира. Эта могольская миниатюра, написанная уже после кончины Нур-Джахан, хранится в Лахорском музее (Пакистан)

В 1622 году, когда супруг и вовсе отдалился от государственных дел, увлёкшись вином и опиумом, власть его жены стала безграничной. Такое положение дел вовсе не устраивало официального наследника Джахангира, его первенца Хуррама, и тот, организовав заговор против отца, посадил его в тюрьму и стал единоличным правителем Империи Моголов.

Джахангир сбежал из тюрьмы, а спустя некоторое время умер. Это произошло в 1627 году, а преданная возлюбленному Нур Джахан возвела прекраснейший мавзолей, в честь любви и верности своему супругу.

После его смерти, спустя несколько сотен лет, Великую Империю Моголов завоевали англичане. Однако они не разрушили святыни великих могольских императоров: до сих пор недалеко от Лахора покоится тело великого романтика всей Могольской династии — непревзойдённого эстета, падишаха Джахангира. Недалеко от его гробницы, в небольшом мавзолее, спит вечным сном и его супруга — персидская красавица Нур Джахан.

Джодбай (Мариам –уз-Замани).

ДЖОДБАЙ (МАРИАМ-УЗ-ЗАМАНИ)

«Конечно, огненные испытания напрягают каждую вибрацию любви. Так же, как Рама желал обладать полностью сокровенной Ситой, и царь Акбар желал объединения с сокровенной Джодбай. Но Джодбай правильно утверждала свои права, и магнит её сердца притягивал величайших и мудрейших Нашего времени. Да, часто находил муж сокровенную жену в огненной беседе со своими министрами. При мудрой Джодбай не было нужды. Двор Акбара был очень посещаем. Скажу, родная, объединение Индии могло произойти Нашим объединением. Джодбай обладала тем магнитом, который сравним лишь с солнечной вибрацией. Страдания и счастье огненно переплетались в сердце. И Сита потом не являла полной любви. Царица любила очень, но ещё больше любил царь царицу.

-Как же могла любить она полностью при существовании других жён?

Браки те были политические, и много было явлено пренебрежений. Также Джодбай выезжала на охоту с величайшими мудрейшими Нашего времени. Двор при Акбаре был очень смешанным, и традиции были совсем особые…»
«Высокий Путь»

* * *

Замечательный, красочный фильм «Джодаа-Акбар» появился на мировых экранах в 2008 году. Главные роли исполнили ведущие и красивейшие актёры Болливуда(Голливуд в Мумбае)- Хритик Рошан и Айшварья Радж Баччан. Фильм был встречен широкой публикой с большим интересом и восхищением, в то же время определённую критику, так как некоторые исследователи считают, что настоящее имя любимой жены Акбара было Мариам-уз-Замани, а Джодбай её стали называть позднее. Следует отметить, что Мариам-уз-Замани также называли «Джодбай» в другом прекрасном фильме, посвящённом Акбару, снятым в 1960г. и ставшем классикой Индийского кинематографа-«Могол-е-Азам».

Приведённые выше слова Владыки о Джодбай, в принципе, не противоречат тексту, написанному современным Индийским автором, и его мы предлагаем вашему вниманию.

* * *

Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба, или кратко Мариам-уз-Замани родилась 1 октября 1542 года. Её также называли Радж Кумари Хира Кунвари Сахиба, или просто Харкха Бай. Она была Раджпутской принцессой, старшей дочерью Качваха Раджпут, Раджи Бхармал, Раджи Амбер-княжеского государства в средневековой Индии, находившегося около Джайпура.

Статус Мариам-уз-Замани возвысился, когда она вышла замуж за Могольского императора Джалуддина Мухаммада Акбара. Она стала матерью императора Нуруддина Салима Джахангира, наследника трона её мужа.

Её имя в Могольских хрониках было записано, как Мариам-уз-Замани, и поэтому мечеть в её честь была воздвигнута в Лахоре, современном Пакистане. Её имя в некоторых источниках также упоминается, как Джода Бай или Джодбай, хотя при жизни под этим именем её не знали.

Хира Кунвари была сестрой Бхагвандаса и тётей Ман Сингха-I Амбера, который впоследствии стал « одним из девяти жемчужин» (Наваратнас) при дворе Акбара.
Хира Кунвари(её девичье имя) вышла замуж за Акбара 20 января 1562 года, Свадьба состоялась в Самбхаре, недалеко от Джайпура. Она стала третьей женой Акбара и одной из трёх главных королев. Хира Кунвари была на 22 дня старше своего мужа.

(примечание переводчика: день рождения Акбара -15 октября 1542 года)
Первая жена Акбара, Ругайя Бегум, была бездетна, а второй женой стала Салима Султан, вдова преданного ему генерала-Байрама Кхана. После замужества Хира Кунвари получила имя-титул Мариам-уз-Замани, что значит « Мэри века»

Будучи по своему рождению индуистской веры, она осталась преданной последовательницей Владыки Кришны, несмотря на то, что ей пришлось сменить веру. До сих пор её дворец украшен рисунками и фресками со сценами из жизни Кришны. Говорят, что Мариам-уз-Замани была активно вовлечена в политическую жизнь империи до тех пор, пока императором не стал Нур Джахан.

Также как и другие избранные женщины Могольского двора, Мариам-уз-Замани могла издавать официальные документы, хотя эта привилегия обычно принадлежала исключительно императору. Своё богатство и влияние она использовала для разбивки садов, сооружения колодцев и мечетей по всей стране.

В 1586 году она устроила свадьбу своего сына, принца Салима(Джахангира) со своей племянницей, принцессой Манмати (Манбхавати Бай), которая стала матерью принца Кхусро Мирзы.

Мариам-уз-Замани принадлежали корабли, на которых пилигримы добирались до Исламского святого города Мекка и обратно. В 1613 году её корабль «Рахими» захватили португальские пираты вместе с 600-700 пассажирами и грузом. Когда португальцы официально отказались возвращать корабль и людей, из Могольский двор отреагировал очень сурово. Сын Замани, Индийский император Джахангир приказал захватить португальский город Даман.

Мариам-уз-Замани умерла в 1622 году. Усыпальница была сооружена ещё при её жизни, в 1611 году, и она находится у национальной скоростной дороги Дели-Агра, возле Фатехпури Сикри. Мариам-уз-Замани, рождённая и воспитанная в индуистской религии, была похоронена согласно исламской традиции, и её не кремировали, как это делают в индуизме.

Существующее ныне убеждение, что Раджпутская жена Акбара, мать Джахангира, была известна под именем Джодха бай(Джодбай). В известном биографическом труде, посвящённом Акбару, «Тузук-е-Джахангир», её называют Мариам Замани. Ни в автобиографии « Акбарнама», ни в других исторических текстах того времени её не называют Джодбай.

По мнению профессора Ширин Мусви, историка из Мусульманского Университета Алигарх, жену Акбара впервые назвали Джодбай в 18 веке в одном из исторических исследований. Согласно мнению другого профессора женщина по имени Джодбай вовсе не была женой императора Акбара, а она была раджпутской женой Джахангира, принцессой Манми из Джодпура. Есть и другие мнения относительно имени Джодбай. На презентации фильма « Джодаа-Акбар» Падмини Деви, представительница королевской семьи Джодпур, открыто заявила, что женщина по имени Джодхабай существовала на самом деле, и что она вышла замуж за Императора Акбара. Их союз принёс мир между Моголами и Раджпутами. Согласно мнению профессора Чандры, кем бы ни была та женщина,-имя Джодаа ей было дано потому, что она родом из государства Джодпур.

Перевод с англ. Галины Ермолиной

Примечание переводчика: Однажды во время экскурсии в Дели нас привезли в роскошный магазин Imporium, что находится недалеко от знаменитого Кутаб-минара. Мне очень хотелось приобрести небольшое изображение Акбара, но при разговоре с владельцем магазина стало понятно, что здесь всё очень дорого, и чудесный небольшой портрет Акбара, выполненный на белом мраморе, я не могу себе позволить. Всё же я продолжала расспрашивать о том, что ещё, связанное с Акбаром, есть у него в магазине. Если не купить, то хотя бы посмотреть. Уверовав в мой неподдельный интерес, хозяин магазина предложил нам подняться на второй этаж, где на стенах висели портреты императорской семьи моголов. Все портреты были старинного письма и вида. Потрясающее зрелище! Среди всех прекрасных портретов особенно притягивали внимание два портрета-Акбара и Джодбай, как подтвердил хозяин магазина. Это парадные портреты, Акбар и Джодбай сидят в креслах, каждый держит цветок в руке-согласно канонам портретной живописи того времени. Акбар на портрете выглядит очень узнаваемым, а Джодбай похожа на своё изображение на другом портрете.

Исторические личности, подвижники:: публикации по теме»


Легенда о Салиме и Анаркали

Город Лахор, столица пакистанского штата Пенджаб, необычайно богат превосходными архитектурными памятниками, однако многих туристов более всего привлекает небольшая усыпальница, расположенная по соседству с рынком «Анаркали Базар» (Anarkali Bazar).

С этим небольшим и скромным мавзолеем связывают одну из самых трогательных легенд о любви – историю о танцовщице Анаркали и принце Салиме – сыне могущественного падишаха Акбара, чей титул в европейских странах обычно именовался «Великий Могол».

Как гласит наиболее популярный вариант этой легенды, в 1599 году Салим воспылал столь сильной страстью к прекрасной танцовщице Анаркали, что хотел жениться на ней, невзирая на её простое происхождение. Отец запретил принцу даже думать об этом браке, тот поднял восстание, но был разбит. После этого Акбар хотел казнить сына, но Анаркали спасла его, обменяв жизнь Салима на собственную. В наказание за запретную любовь жестокий падишах приказал замуровать танцовщицу в стену, а спустя несколько лет принц, унаследовав престол, перенёс останки Анаркали в каменный саркофаг, над которым возвёл мавзолей.

История легенды

В начале XVII века в Лахор приехал Уильям Финч, англичанин, занимавшийся в основном торговлей. Он оставил заметки об этом путешествии, в которых, в частности, содержится первый вариант истории о принце Салиме и его возлюбленной. По сведениям Финча, Анаркали была замурована в одной из стен Лахорской крепости, но она при этом названа не танцовщицей, а женой Акбара. Более того, в этом варианте легенды говорится, что Анаркали была матерью Даниал-мирзы, одного из сыновей падишаха. Казнили её, как указывает Финч, действительно из-за предполагаемой связи с Салимом.

Следующий вариант легенды датируется 1860-м годом. Автором его стал Нур Ахмед Чашти, суфийский шейх, который утверждал, что побывал внутри усыпальницы Анаркали и прочёл имя Салима на её саркофаге. При этом он отмечал, что возлюбленная принца была не женой, а лишь наложницей Акбара, однако считалась первой красавицей.

В дальнейшем эту легенду развил Имтаз Али Таджа, поэт из Индии, который придал истории её окончательный вид. Написанная им поэма легла в основу одного из самых популярных фильмов Болливуда, картины «Император Моголов» (Mughal-e-Azam). Правда, финал истории в фильме смягчили – в последний момент Акбар помиловал девушку, заменив смертную казнь на вечное изгнание.

Легенда и реальность

Падишах Акбар, как и его сын Салим, более известный под именем «Джахангир» – вполне реальные исторические персонажи. Тем не менее факты их биографии противоречат красивой легенде. Прежде всего, в 1599 году принц Салим имел уже четыре жены, которые родили ему не менее пяти детей. Кроме того, на протяжении всей своей жизни этот человек вел подробный и очень откровенный дневник, в котором, однако, нет никаких упоминаний про Анаркали. Зато из этого документа можно узнать, что принц Салим, будущий падишах Джахангир, в 1599 году имел стойкую алкогольную зависимость и вдобавок к этому ежедневно принимал солидную дозу опиума.

Восстание против своего отца Салим действительно поднимал, но это было уже в 1602 году. Провалившийся бунт был связан с самой обычной борьбой за престол. Падишах, однако, не стал наказывать своего сына.

Кто же похоронен в усыпальнице Анаркали? Достоверно это неизвестно, однако в 1599 году скончалась одна из жён принца Салима, Сахиб-и-Джамал-бегум Сахиба. Как считал Абдуллах Чагатай, историк XVIII века, мавзолей Анаркали посвящен именно этой женщине. Усыпальница построена посреди гранатовых деревьев. По мнению Чагатая, именно отсюда и возникло название мавзолея, потому что «Анаркали» обозначает «цветок граната».

Разумеется, не стоит огорчаться из-за того, что легенда столь далека от действительности. Ведь чувства и тех людей, что её придумали, и тех, что плакали на просмотре «Императора Моголов» — вполне реальные и настоящие, а это намного ценнее, чем те или иные факты биографии восточных деспотов далёкого прошлого.