Еще томлюсь тоской желаний тютчев анализ. Анализ стихотворения “Еще томлюсь тоской желаний…” Тютчева

  1. Стихотворение «Еще томлюсь тоской жела-ний…» посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, же-ны поэта. Какие фразы и словосочетания характери-зуют внутренний мир поэта, его переживания?
  2. Внутренний мир поэта полон глубочай-ших переживаний, для выражения кото-рых он находит волнующие сердце чита-теля слова и словосочетания. Сам психо-логический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом гла-голов, выстроенных по нарастающей, — томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состоя-ние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сум-раке воспоминаний.

  3. Как вы думаете, судя по этому стихотворению, только ли в воспоминаниях поэта живет образ адре-сата этих стихов? Как выражено отношение автора к «милому образу»?
  4. Милый образ остается всегда живым для поэта. Прежде всего, такое впечатле-ние создается за счет прямого обращения к любимой женщине как к адресату сти-хотворения. С одной стороны, «милый об-раз» незабвенен, он всегда перед взором лирического героя, с другой стороны, не-доступен, недостижим. Для выражения этого, казалось бы, противоречивого обра-за (недостижим и «передо мной везде, всегда») найдено очень яркое сравнение, вбирающее в себя два эти начала, «как ночью на небе звезда».

  5. В чем вы видите эмоциональный смысл сти-хотворения «Она сидела на полу…»? Почему, по- вашему, поэт использует сравнение взгляда на пись-ма со взглядом душ «на ими брошенное тело»? Ка-кие еще эпитеты и метафоры особенно привлекли ваше внимание при чтении стихотворения и по-чему? Материал с сайта
  6. В письмах перед женщиной проходит история жизни и любви, но «любви и ра-дости убитой». Отсюда эмоциональное воздействие, осуществляемое через зри-мую картину общения ее с дорогими пись-мами, очень сильное. Мы приобщаемся и к отрадным чувствам героини, и к ее глу-бокой грусти, постигаем ее печаль, тоску. Усиление этого чувства осуществляется и с постижением настроений лирического героя, настолько преисполненного к ней трепетного сочувствия, страшной грусти и готового «пасть… на колени». В сравне-нии писем с золой символизируется про-щание с любовью и надеждами (вспомним «Сожженное письмо» Пушкина; только здесь сожжение происходит мысленно). Однако еще более яркое сравнение нахо-дит Тютчев для показа, как в возвраще-нии к старым письмам нахлынули одно-временно и радостные («О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой») и го-рестные чувства. Это строки:

    Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • еще томлюсь тоской желаний анализ
  • тютчев еще томлюсь тоской желаний статья
  • тютчева вопросы стихов
  • анализ стиха тютчева еще томлюсь тоской желаний
  • отзыв о стихе тютчева "ещё томлюсь тоской желаний..."
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило…

Один взгляд на эти строки - и в голове сразу звучит мотив романса. Легко, по памяти, продолжаем:

Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…

Кажется, мы всю жизнь знали эти стихи, и рассказанная в них история представляется совсем простой: когда-то поэт любил женщину, и вдруг встречает ее, скорее всего, случайно, после долгой разлуки.
История действительно простая. Юношеская влюбленность, расставание, случайная встреча. И разлука действительно долгая - без малого четверть века, и встреча случайная. А все воскресает: и очарование, и любовь, и «душевная полнота», и сама жизнь наполняется смыслом. И трудно представить, что поэту уже 67 лет, а его любимой - 61. И остается только восхищаться такой силой и чистотой чувств, такой способностью любить, таким преклонением перед женщиной.
Это была Клотильда Ботмер - младшая сестра Элеоноры, первой жены Федора Ивановича Тютчева; ее инициалы и вынесены в заглавие стихотворения. Между двумя встречами с этой женщиной поэт пережил и юношескую влюбленность, и семейное счастье мужа и отца, и роковую страсть, и горькие потери любимых. История любви Федора Ивановича Тютчева полна драматизма, безумной страсти, роковых ошибок, душевных мук, разочарований и раскаяния. Поэт в своих стихах не называет имен любимых женщин, они становятся для него центром бытия, осью, на которой держится весь мир; и каждый раз любовное увлечение оборачивается не только слиянием родственных душ, но и поединком роковым.

Первая любовь пришла к Федору Тютчеву в Мюнхене, где он служил внештатным чиновником при русской дипломатической миссии. «Младой фее» - Амалии Максимилиановне Лерхенфельд (позднее в замужестве - баронесса Крюденер) - было всего 14 лет, а поэту 18. Они гуляли по городу, совершали поездки по его древним предместьям, к Дунаю, обменялись цепочками для нательных крестиков («Я помню время золотое…»). Однако «золотое время» романтических прогулок и по-детски чистых отношений длилось недолго. Предложение о браке было отклонено родственниками юной возлюбленной: нетитулованному русскому дипломату, находящемуся в Германии на внештатной службе, небогатому и еще слишком молодому, предпочли более удачную партию. Переживания Тютчева - обида, горечь, разочарование - отражены в грустном, щемящем сердце, послании:


Твой милый взор, невинной страсти полный,
Златой рассвет небесных чувств твоих
Не мог - увы! - умилостивить их —
Он служит им укорою безмолвной.
Сии сердца, в которых правды нет,
Они, о друг, бегут, как приговора,
Твоей любви младенческого взора.
(«Твой милый взор, невинной страсти полный»)

Но была еще одна встреча спустя многие годы. Амалия, уже не останавливаясь перед нормами приличия, без приглашения пришла к умирающему Тютчеву и вернула обещанный при обмене шейными крестильными цепочками поцелуй.
В Мюнхене же Тютчев встретил свою новую любовь - Элеонору Петерсон (урожденную фон Ботмер). Она была вдовой русского дипломата, старше Тютчева на три года и имела от первого брака четырех сыновей. Необыкновенно красивая, женственная, чуткая, она боготворила мужа и подарила ему несколько счастливых лет и трех дочерей: Анну (1829), Дарью (1834) и Екатерину (1835). В январе 1833 года в жизнь Тютчева, словно камень, сброшенный с горы, ворвалась новая большая любовь, повлекшая за собой испытания и проблемы…



С горы скатившись, камень лег в долине.
Как он упал? Никто не знает ныне —
Сорвался ль он с вершины сам собой,
Иль был низринут волею чужой?
Столетье за столетьем пронеслося:
Никто еще не разрешил вопроса.

Всепоглощающая безумная страсть к молодой и прелестной Эрнестине фон Дёрнберг (урожденной фон Пфеффель) в сочетании со служебными обязанностями и чувством семейного долга вызывают у поэта томление, раздражение, отчаянную тоску. Однако этим испытаниям и проблемам суждено было закончиться настоящей трагедией: в результате несчастного случая в жесточайших мучениях Элеонора умерла. Нежную память о ней поэт сохранил на всю жизнь, а на 10-ю годовщину смерти Элеоноры написал:



Еще томлюсь тоской желаний.
Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…
(«Еще томлюсь тоской желаний…»)

Так спустя шесть лет после знакомства и безумной страсти Эрнестина стала второй женой поэта.



Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
(«Люблю глаза твои, мой друг…»)

Эта женщина вдохновила Тютчева на создание таких шедевров любовной лирики, как «С какою негою, с какой тоской влюбленной…», «Вчера, в мечтах обвороженных», «Не знаю я, коснется ль благодать…», «1 декабря 1837», «Она сидела на полу…». Она родила ему трех детей: Марию (1840), Дмитрия (1841) и Ивана (1846). В сентябре 1844 года под влиянием жизненных обстоятельств Тютчев принял решение вернуться в Петербург. Начиналась вторая, русская, жизнь Федора Ивановича. Тютчеву - 41 год.
Жизнь в России для семьи оказалась сложной: постоянные денежные затруднения, непривычный климат, неустроенный, по сравнению с европейским, быт; а главное - дети, свои, крошечные, с детскими болезнями и почти взрослые падчерицы с новыми взрослыми проблемами. К Петербургу Эрнестина Федоровна так и не привыкла, не увлекали ее и успехи в «модном свете»; охотно отпуская супруга блистать в аристократических гостиных, она с удовольствием занималась детьми, домом, много и серьезно читала, а позже подолгу жила в родовом имении Тютчевых в Орловской губернии. Федор Иванович начал томиться, скучать, рваться из дому… Ему стало тесно внутри семейного круга.


В таком состоянии души и сердца застало Тютчева знакомство с Еленой Денисьевой. Елена Александровна была женщиной красивой, смелой, темпераментной; роман с нею развивался бурно и страстно. Последовали скандал и общественное осуждение.



Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Ее спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской!
(«Чему молилась ты с любовью»)

Гордая молодая женщина, бросившая вызов светскому обществу, совершившая подвиг во имя любви и погибшая в отчаянной борьбе за свое счастье - такова героиня денисьевского цикла стихотворений. Тютчев понимал, насколько роковой оказалась для нее их любовь.



О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
…..
(«О, как убийственно мы любим…»)

Душа поэта разрывалась между двумя любимыми женщинами. И Эрнестина, и Елена были как бы центрами двух его разных жизней, двух одновременно существующих миров. Испытывая глубокое благодарное чувство к жене, он тем не менее не мог положить конец своим отношениям с Еленой, которые в одном из стихотворений 1859 года, обращенном к Эрнестине Федоровне, назвал «духовным обмороком»:



Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была —
Ты, ты, мое земное провиденье!..
(«Не знаю я, коснется ль благодать»)

Однако привязанность, чувство долга и благодарности к жене не могли вытеснить из души поэта такую драматичную, но нежную любовь к Елене Денисьевой.



О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,—
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
(Последняя любовь)

Развязка этой накаленной драматичной ситуации была трагической. Отчаянно отстаивая свое право на счастье с любимым, Елена Александровна уже в зрелом возрасте решилась на третьего ребенка, но умерла при родах. За год до этого Тютчев написал стихотворение, в котором впервые за четырнадцать лет своего рокового романа признает его греховность:



Когда на то нет Божьего согласья,
Как ни страдай она, любя,—
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя…
(«Когда на то нет Божьего согласья…»)

Смерть любимой глубоко потрясла поэта, собственная жизнь будто потеряла смысл; им охватило отчаяние, он даже был близок к помешательству.


Чувство страдания и вины усугубилось трагедией в семье: один за одним умерли четверо детей, а вскоре и брат.
Последние слова любви Федор Иванович, уже смертельно больной, адресовал своей жене Эрнестине:



Всё отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.

День смерти поэта пришелся на 15 июля 1873 года. За двадцать три года до этого, день в день, 15 июля, последний романтический поэт встретил свою последнюю любовь - Елену Денисьеву…

«Еще томлюсь тоской желаний…» Фёдор Тютчев

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…

Анализ стихотворения Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний…»

В феврале 1826 года Тютчев, пребывая на службе в Мюнхене, познакомился с молодой вдовой, матерью четырех сыновей – Элеонорой Петерсон. По свидетельствам современников, 26-летняя графиня была «бесконечно очаровательна», хорошо владела двумя языками – французским и немецким, отличалась хрупкой красотой. В русского поэта она влюбилась буквально с первого взгляда. Спустя несколько месяцев после знакомства пара тайно обвенчалась. На протяжении двух лет многие представители высшего света в Мюнхене ничего не знали об этой свадьбе. Официально Тютчев женился на Петерсон только в 1829 году. Отношения их, продлившиеся около двенадцати лет, были по большей части счастливыми. Элеонора оказалась хорошей женой, нежно любящей Федора Ивановича, преданным другом, умеющим оказать поддержку в трудные минуты, рачительной хозяйкой, способной верно распорядиться даже весьма скромными доходами мужа. В 1833 году поэт познакомился с Эрнестиной Дернберг – известной мюнхенской красавицей, его будущей супругой. Естественно, влюбленность в нее негативно сказалась на браке с Элеонорой. В августе 1838 года болезни и нервные потрясения окончательно подкосили первую жену Тютчева. Она отошла в мир иной, испытывая невероятные страдания. На Федора Ивановича ее смерть произвела сильнейшее впечатление. Согласно воспоминаниям современников, за ночь, проведенную у гроба Элеоноры, поэт полностью поседел.

В 1848 году, по прошествии десяти лет со смерти первой супруги, Тютчев посвятил ей проникновенное стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний…». В нем лирический герой тоскует по покинувшей его возлюбленной. В тексте напрямую о смерти не говорится, хотя между строк этот мотив достаточно легко считывается. Как и во многих других интимных стихотворениях Федора Ивановича, любовь здесь напрямую связана со страданиями. В рассматриваемом тексте четырежды повторяется слово «еще». Благодаря использованной поэтом анафоре читатель понимает, что с момента потери возлюбленной прошло некоторое время, но боль в душе героя так и не утихла, горе его не стало меньше. Ее образ, охарактеризованный эпитетами «милый», «незабвенный», «недостижимый», «неизменный», остался навсегда запечатленным в памяти. Он сравнивается со звездой на небе, до которой лирическому герою никогда не суждено добраться, как не суждено ему в этом мире еще хотя бы раз встретиться с возлюбленной, забранной безжалостной смертью.

Ксения Карнаухова Это не стих конечно но наверное кому-то интересно о чём говорила Марго в 2 сезоне 17 серии: В горах Кавказа свирепствует буря. По небу несутся чёрные тучи, яростные порывы ветра раскачивают деревья, реки выходят из берегов. И только исполинские скалы стоят твёрдо: их покой вихрь возмутить не может. В шуме непогоды слышатся голоса адских духов. Они знают, кто вызвал бурю, и с нетерпением ждут своего повелителя. На одной из вершин вырисовывается зловещая чёрная тень - это Демон, изгнанник рая, проклятый Богом и людьми, нигде не находящий себе покоя. Сеять зло и разрушения на Земле ему уже скучно: ведь всё покорно его желанию или повелению. Величественная природа не вызывает у него восхищения; Демону ненавистен весь мир. Ангел уговаривает Демона покаяться, и тогда отступник будет прощён. Но стоит ли сомнительное райское блаженство того, чтобы ради него пожертвовать свободой, без которой, как и без борьбы, нет настоящей жизни? С негодованием отвергает Демон мысль о примирении с небом. Вот перед Демоном - иная картина: живописная долина реки Арагвы. На берегу старинный замок князя Гудала. К Арагве за водой идут девушки; среди них дочь Гудала, Тамара. С волнением смотрит Демон на юную княжну - своей красотой она напомнила ему тех, с кем когда-то он делил блаженство и кого давно оставил... Но они были покорны и бесстрастны, а юная грузинка весела, она с таким упоением танцует, а её движения так грациозны... Демон не может отвести взора от красавицы. Какой-то непонятный страх внезапно охватывает Тамару. Подруги пытаются развеселить девушку; няня напоминает ей о скором приезде жениха - князя Синодала. Тамара успокаивается, но ненадолго. Что за голос чудится ей вдруг? Кто зовёт её с собой в "надзвездные края", обещая вечность и власть над миром? Девушка успевает заметить на вершине скалы какую-то тень, и в тот же миг виденье исчезает. Картина третья По горной дороге движется богатый караван: князь Синодал спешит к невесте. Но вот в ущелье дорогу преграждает обвал. Близится ночь, и караван вынужден остаться в этом мрачном месте до утра. Старый слуга советует Синодалу пойти помолиться в часовне, что видна на скале, - это убережёт путников от несчастья. Но жениху не до молитвы: в его мыслях - только Тамара. Поскорей бы увидеть её, поскорей обнять! Если бы можно было обернуться соколом и полететь к ней! Спутники Синодала располагаются на ночлег и, уставшие от долгой дороги, быстро засыпают. Засыпает и молодой князь. Над Синодалом склоняется тёмная фигура; Демон вглядывается в соперника. Недолго осталось ему спать: во тьме ночи к каравану подкрадываются татары. Внезапность нападения решает участь путников. Караван разграблен, часть слуг убита, остальные разбежались. Сам князь смертельно ранен. В последние минуты Синодал видит перед собой безмолвный тёмный призрак. Большой праздник сегодня в замке Гудала - старый князь выдаёт замуж свою дочь Тамару. Рекой льётся вино, звучат весёлые песни, танцует молодёжь. Жениха ещё нет, но от него примчался гонец с известием, что князь задержался в пути и прибудет в полдень. Невеста грустна. Но не о Синодале думает Тамара, её мыслями владеет иной образ... Неожиданно слышатся крики и плач, и в пиршественную залу вносят убитого жениха. Горько рыдает бедная невеста - "конец всему, конец мечтам любви"! В порыве скорби все обращают мольбы к небу. Тамара же словно застыла в горе. И вот ей кажется, будто кто-то зовёт её... К чему слёзы? - говорит таинственный утешитель. - Они не могут воскресить! Молодой князь теперь далеко, в райской стороне, и ему нет дела до твоей тоски. Смотри, как спокойны в небе облака, смотри, как спокойны светила. Их ничто не радует и не печалит. Думай о них в те минуты, когда грустно на душе, и ты забудешь все земные огорченья. - И снова неведомый "вольный сын эфира" сулит Тамаре власть над миром. "Кто ты?" - спрашивает девушка, но не получает ответа. Неизвестный друг обещает прилетать к ней с наступлением ночи. Его неземная красота и дивные речи очаровывают юную княжну, но разве можно думать о радостях Мне нравится8 24 мар 2014 в 19:19|Это спам|Ответить

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.