Формы логического мышления. Что такое логика и зачем она нужна? Физиологические механизмы мышления

В отличие от других совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение — мыслительная операции, основанная на

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие

Понятие - форма мышления, отражающая словом конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение - форма мышления, отражающая связи форме утверждения или отрицания.

Умозаключение

Умозаключение - вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает , без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, умений, навыков.

Логика и эмоции в процессе мышления

В отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Понятие логической формы (формы мышления)

Как было отмечено выше, к основным формам абстрактного мышления относятся понятие, суждение, умозаключение. Каждая из этих форм мышления представляет собой систему, элементы которой определенным образом связаны друг с другом и образуют соответствующую логическую структуру. Слово "форма" указывает на то, что логика рассматривает понятия, суждения, умозаключения, отвлекаясь от их конкретного содержания, изменения и развития форм.

Логическая форма (форма мышления) – это способ связи элементов мысли, ее строение.

Структуру мысли, т.е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) трех следующих суждений: "Все студенты МГУ (S ) имеют студенческие билеты (Р )", "Все адвокаты (S ) являются юристами (Р )". Содержание у них разное, а форма одна и та же: "S есть Р " ("Большой театр России (S ) – национальное достояние (Р )"). Она включает в себя: 1) S (субъект) , т.е. понятие о предмете суждения; 2) Р (предикат) , т.е. понятие о признаке предмета;

3) связку ("имеют", "являются"). Иногда связка может отсутствовать или заменяться на тире, кванторное слово также может быть опущено. При этом под кванторами (от лат. quantum – сколько) необходимо понимать логические операторы, которые указывают на "количество" индивидов, принадлежащих сфере рассуждений.

Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму: "Если студент регулярно выполняет домашнее задание, то у него больше шансов сдать экзамен на отличную оценку"; "Если на улице много снега, то можно кататься на лыжах": "Если А , то В". Символически: А → В.

В общем виде структура логической формы может быть представлена как совокупность элементов: 1) логические переменные (содержательная сторона рассуждения) – имена предметов, суждения (высказывания), которые имеют самостоятельное содержание; 2) логические постоянные (формальная сторона рассуждения) – логические союзы ("и", "или", "если... то" и т.п.), кванторные слова ("все", "ни один", "некоторые" и др.), связки, которые не имеют самостоятельного содержания.

Понятие закона мышления (логического закона)

Мышление человека подчинено логическим законам, или законам мышления.

Рассмотрение этого вопроса непосредственно связано с проведенным выше анализом понятий "истинность мысли" и "правильность рассуждения".

Правильные логические формы рассуждений – это такие, в которых всегда из истинных суждений с необходимостью получаются новые истинные суждения. Правильно построенные рассуждения имеют характер законов мышления.

Таким образом, закон мышления, или логический закон, – эго необходимые устойчивые связи между мыслями в процессе рассуждения.

Особенности законов формальной логики:

  • 1) объективность – законы не зависят от воли и сознания человека;
  • 2) формальная всеобщность – охватывают бесконечно различные по содержанию, но сходные по форме мысли;
  • 3) необходимость – без соблюдения законов невозможно достичь истины в рациональном познании;
  • 4) абстрактность – отражают лишь существенные связи между мыслями, отвлекаясь от несущественных;
  • 5) устойчивость – их содержание не изменяется при изменении предмета рассуждения;
  • 6) очевидность – не нуждаются в доказательствах;
  • 7) нормативность – обеспечивают правильность рассуждения.

Формальная логика изучает два типа законов.

1. Законы, выражающие необходимые общие требования, которым должны удовлетворять понятия, суждения, умозаключения и логические операции с ними. Эти законы называются основными, потому что они выражают коренные свойства логического мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Основные формально-логические законы:

  • 1) закон тождества;
  • 2) закон исключенного третьего;
  • 3) закон непротиворечия;
  • 4) закон достаточного основания.
  • 2. Законы, выражающие логические формы (схемы, структуры) правильно построенных рассуждений, умозаключений, высказываний.

Ко второму типу законов относятся правильно построенные высказывания, в которых истинность одних суждений с необходимостью заставляет признавать истинность других. При правильно построенном мышлении мы "чувствуем принуждение" мыслить так, а не иначе. Например, если мы признали истинность суждений: "Если человек совершил кражу, то он совершил преступление" и "Человек совершил кражу", то необходимо признать истинность и такого суждения: "Человек совершил преступление".

Законы мышления лежат в основе различных логических операций, умозаключений, доказательств, которые совершает человек в процессе мыслительной деятельности.

Практическое значение логики

Представляя собой практическую науку, формальная логика способствует совершенствованию процесса мышления, а именно формирует знания, умения и навыки, которые позволяют специалисту:

  • а) логически непротиворечиво, доказательно излагать свои мысли;
  • б) критически оценивать свои и чужие рассуждения, самостоятельно оценивать и решать сложные проблемные ситуации, явления и процессы;
  • в) грамотно, т.е. логически правильно используя такие операции и процедуры, как обобщение и ограничение, определение, деление понятий, преобразования суждений, установление их истинности и ложности, упорядочивать информацию;
  • г) использовать законы мышления как эффективное средство познания, убеждения в ходе разнообразных коммуникативных ситуаций;
  • д) обнаруживать и квалифицировать логические ошибки, сознательно или неумышленно допущенные в рассуждениях.

Будучи нормативной наукой, формальная логика не просто описывает человеческое мышление, а задает определенные принципы (нормы) и правила, которым мышление человека подчиняется.

Формальная логика формирует культуру мышления, умение эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логически познавательных средств.

Во всех науках используется определенная терминология, понятия, утверждаются или отрицаются суждения, строятся умозаключения. Но ни одна наука, кроме формальной логики, не изучает общие особенности этих форм общения.

Открытие логической формы мышления позволило разграничить мир явлений и их глубинных инвариантных структур, которые скрыты за внешней чувственной стороной явлений, что позволило устанавливать закономерные отношения для целого класса явлений и делать научные обобщения.

Таким образом, логику можно назвать наукой, изучающей формы мышления с точки зрения их структуры, законы и правила получения выводного знания.

Логика также изучает общие логические приемы, используемые человеком в познавательной действительности.

Изучение логики формирует следующие умения.

  • 1. Точно мыслить и четко излагать свои мысли.
  • 2. Убеждать собеседника.
  • 3. Обосновывать свои рассуждения.
  • 4. Анализировать свои и чужие рассуждения.
  • 5. Вести спор, дискуссию, полемику.
  • 6. Думать (и это самое главное).

Основными формами абстрактного (логического) мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Каждая из названных логических форм будет предметом нашего изучения в следующих разделах. Сейчас мы кратко рассмотрим их с целью освещения понятие логической формы.

Отдельные предметы или их совокупности отражаются нашим мышлением в понятиях, которые являются разными по своему содержанию. Например, "учебник" и "преступление" - понятия, отражающие совершенно разные предметы мысли. Учебник - это печатное источник знаний основ какой-либо науки и служит обучению будущих специалистов. Преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние. Как видим, эти различные предметы отражаются в мышлении одинаковым способом - как определенная совокупность их общих, существенных свойств и признаков.

Выделяя характерные признаки одного предмета, или повторяющиеся и общие признаки некоторого множества предметов, мы создаем понятие предмета "А" как некоторую совокупность его существенных признаков "а", "b", "с".

Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково - как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия.

В форме суждения отражаются отношения между предметами и их свойствами. Эти отношения утверждаются или отрицаются. Например, "обвиняемый имеет право на защиту" и "Волга не впадает в Черное море".

Приведенные суждения различны по своему содержанию, но способ связи составляющих их содержания одинаковый - эта связь выражается в форме утверждения или отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект - от латинского - лежащий внизу, находящийся в основе понятие о предмете суждения) - так обозначается понятие о предмете суждения - и Р (предикат - от латинского - сказанное, признак предмета) - понятие о признаке предмета, получим схему, которая является общей для любого суждения данного типа: "S - Р", где S и Р-понятия, входящие в суждение, а знак " - " - означает связь между ними. Под S и Р можно понимать любые предметы и их свойства, под знаком " - " - связь (и утвердительный, и отрицательный).

Таким образом, суждение является определенным способом отражения отношений предметов действительности, который выражается в форме утверждения или в форме отрицания.

Рассматривая умозаключение, посредством которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод осуществляется одним и тем же способом.

Например:

Все филологи изучают логику

Мы - студенты-филологи

Мы изучаем логику.

Вывод ("Мы изучаем логику") с необходимостью выводится из предпосылок том, что они связаны общим понятием "филологи".

Таким же образом, то есть благодаря смысловой связи суждений-предположений, можно получить вывод из любых других по содержанию суждений.

Итак, мы выделяем нечто общее в разных по содержанию умозаключениях: способ связи между суждениями.

Рассмотрев основные формы мышления - понятие, суждение и умозаключение, мы нашли в них нечто общее, что не зависит от предметного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли - признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не сам по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Логическая форма или форма мышления - это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет такого смысла, который бы был лишен формы, как и нет такой формы, которая была бы бессмысленной. Но в целях специального анализа мы абстрагируемся от предметного содержания мыслей и сосредотачиваемся на изучении их формы. Исследование логических форм вне их конкретным содержанием и является важнейшей задачей науки логики.

таково общее понятие логической формы.

В основе человеческой способности мыслить лежат три составляющих, так называемые - формы мышления. Именно благодаря этому человеческий мозг имеет столь высокую лабильность и способен на сложнейшие процессы анализа и синтеза. Самые первые учения в этой области возникли еще в древнем мире.

Но основоположником современной теории считается Аристотель. Именно он выделил основные формы мышления.

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Мышление всегда существует в каких-то формах, и они, взаимодействуя, формируют картинку человеческого сознания интеллекта и мировосприятия.

Основой этого процесса является понятие.

Понятие

Понятие – это мыслительный процесс, который выделяет отличительные и существенные признаки, обобщающие различные предметы и явления.

Такие признаки могут быть существенными (общими) и несущественными (единичными). Например, говоря четырехугольник, каждый из нас представит себе разные фигуры. У кого-то это будет квадрат, у кого-то трапеция, а кто-то может представить фигуру с разными сторонами. Но, несмотря ни на что, у них одно общее - 4 угла, именно это и будет общим или существенным признаком, объединяющим понятие четырехугольник. А вот уже равенство сторон и показатели величины углов будут единичными или несущественными признаками, по которым можно разделить эти фигуры на, прямоугольники, параллелограммы и т.д.

В понятии отражаются лишь существенные, обобщающие признаки. Например, понятие спортсмен подразумевает людей занимающихся тем или иным видом спорта и не имеет значения что это, фигурное катание или баскетбол.

Презентация на тему: "Фомы мышления. Основы логики"

Отличают так же конкретные и абстрактные понятия:

  • Конкретное понятие – это то, что имеет четко сформулированные характеристики и отражает события, предметы и явления окружающего мира, например: «игра», «вода», «снег».
  • Абстрактное понятие характеризует отвлеченные идеи, которые трудно представить и классифицировать, например: «добро», «зло», «любовь».

Невозможно представить себе нашу жизнь без возможности пользоваться понятиями, в таком случае нам пришлось бы дать имя буквально каждому предмету на планете, и, говоря о лесе, пришлось бы перечислять «имена» всех деревьев.

Понятия лежат в основе всей умственной деятельности человека. Объединяя их между собой, мы можем общаться друг с другом, делать выводы и совершать открытия. В этой деятельности участвует вторая форма мышления.

Суждение

Суждение – мыслительный процесс, устанавливающий связь между понятиями о явлениях и предметах, в процессе, которого формируется мнение на основе полученной ранее информации.

Выделяют общие, частные и единичные суждения. Например, общее – «вода во всех морях соленая», частное – «некоторые моря являются внутренними», и единичное - «соленость Черного моря 14 ‰».

Так же различают формальные и эмпирические. При формальном, утверждаются факты взаимосвязи между объектами, без утверждения их правдивости («трава зеленая», «у кошки четыре лапы»). А, эмпирическое суждение - характеризует факт взаимосвязи между двумя объектами на основании наблюдения за ними, вследствие чего возможно проверить их подлинность («посмотри какая трава зеленая»).

Суждения формируются при помощи выражения непосредственно воспринятой взаимосвязи между несколькими понятиями.

Например, если мы воспринимаем 3 таких понятия «человек», «собака», «поводок», мы можем судить о том, что человек гуляет с собакой. Более сложный способ этого - образование суждений независимо от наличия понятий. Например «Мой сосед каждый день в это время гуляет с собакой, но сегодня его нет, значит, они уехали в деревню». На основании предпосылки «отсутствие во дворе соседа с собакой» подводиться итог, с использованием ранее полученной информации. Такой вывод и является третьей формой мышления - умозаключением.

Умозаключение

Умозаключение - это высшая форма мышления, при которой мысль формируется в результате синтеза и обработки нескольких суждений и понятий.

Такие заключения являются доказательствами, добытыми логическим путем. Например, известно, что «фигурист – это спортсмен, занимающийся фигурным катанием». Так же известно, что «Иванов, занимается фигурным катанием». На основании этих о том, что Иванов – фигурист.

В основном человек пользуется двумя видами умозаключений – это индукция и дедукция. Но к ним так же относятся аналогия и предположение.

Дедукция – это рассуждение от общего к частному, а индукция – способность обобщить единичные понятия.

  • Дедукция. Используя дедукцию, мы можем познать смысл отдельных явлений и фактов на основании общих закономерностей. Так, например, зная, что при замерзании вода расширяется и повреждается тара, можно предположить, что хранение и транспортировка таких продуктов должны осуществляться при положительных температурах.
  • Индукция. Руководствуясь индукцией, мы начинаем с накопления знаний о как можно большем числе предметов имеющих сходные черты. При этом опускается все второстепенное и не существенное. В результате можно сделать общий вывод о свойствах или структуре исследуемого понятия. Так, например, разбирая на уроке понятие «ядовитые животные», сначала определяют на основании чего их можно считать ядовитыми. Затем делают заключение, что некоторые змеи ядовиты, многие пауки и насекомые ядовиты и даже некоторые рыбы и земноводные. И на основе этого строиться общее заключение, о существовании смертельно опасных животных, которых нужно знать, и уметь отличать.
  • Аналогия – это более простой способ умозаключения. Такая форма мышления применяется чаще всего для выстраивания психологических закономерностей. В этом случае умозаключение основывается на схожести наиболее значимых признаков. То есть, если из группы в 30 человек 6 более спокойны и медлительны, можно сделать вывод, что, скорее всего они относятся к людям, имеющим флегматичный тип характера.
  • Предположение же, нельзя считать достоверным умозаключением, поскольку делается оно, не имея под собой никаких доказательств. Самым известным в истории человечества предположением, было высказывание Н. Коперника о форме и движении нашей планеты. Он пришел к этому выводу на основании наблюдений. Заметив цикличность в смене времени суток и сезонов, он предположил, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Но доказательства его умозаключений появились лишь спустя сотни лет.
Мышление лежат в основе всей человеческой деятельности. Это двигатель прогресса, основа человеческой сущности, вместилище сознания и ума.

Отдельными и примитивными способами мышления обладают и некоторые животные, но только человеческий разум, претерпев тысячи изменений в процессе своего развития, вышел победителем из этой «войны».

Благодаря умению оперировать понятиями, строить суждения и синтезировать умозаключения, человечество находится в той точке развития, в которой мы есть сейчас. Освоение космоса, строительство высокотехнологичных машин, достижения в медицине, всем этим мы обязаны мышлению, как начальной точке любого открытия.

Страница 13 из 42

Логические формы мышления.

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления: понятия, суждения и умозаключения (см. рис. 3).

Рис. 3. Формы мышления

Человеческое мышление - эторечевое мышление. Мышле­ние неразрывно связано с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специ­фически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка. Связь мышле­ния и речи наиболее выражена в значениях или понятиях.

Понятие представляет собой основное содержание мышле­ния, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью.Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии сущест­венных связей и отношений объективного мира, способа его воз­никновения и развития.

Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить, что у поня­тия существует особого рода “наглядность” - опосредованная, модельная, схематичная, знаковая и т.п. Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия - сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существен­ных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, ко­торая отображает единичное и осо­бенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

Понятия могут быть общими и еди­ничными, конкретными и абстрак­тными, эмпирическими и теоретическими (см. рис. 4).


Рис. 4. Классификация понятий

Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое понятие фик­сирует одинаковые предметы в каж­дом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим со­держанием теоретического понятия выступает объектив­ная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общест­венно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, суще­ственные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая дея­тельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все это отличает людей от животных. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утвер­ждаются или отражаются связи между предметами и явлениями дей­ствительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: “Металлы при нагревании рас­ширяются” - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая, таким образом, различные связи и отношения между понятиями, суждения являются вы­сказываниями кого-то о чем-то. Они утверждают или отри­цают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

Суждения образуются двумя основными способами: 1) не­посредственно, когда в них выражают то, что воспринимает­ся; 2) опосредствованно - путем умозаключений или рассуж­дений. В первом случае мы видим, например, стол коричнево­го цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суж­дения. Например, Д.И.Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть истинными и ложными, общими, частными и единичными (см. рис. 5).


Рис. 5. Классификация суждений

Истинные суждения – это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относи­тельно всех предметов данной группы, данного класса, напри­мер: “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях ут­верждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты - отличники”. В единичных суждениях - только к одному, на­пример: “Этот ученик плохо выучил урок”.

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких сужде­ний нового суждения. Различают умозаключения индуктивное, дедук­тивное, по аналогии (см. рис.6).


Рис. 6. Классификация умозаключений

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод дела­ется на основании частичного сходства между явлениями, без доста­точного исследования всех условий. называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

В такой производящей умозаключения мыслительной работе, заключающейся в рассуждениях (и, в частности, предсказаниях), наиболее отчетливо проявляется ее опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение - это и есть основная форма опосредствованного познания действительности. Например, если известно, что “все сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе суж­ение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что данное вещество горюче” (третье суждение выведено из первых двух). Причем уже не требуется специально прибегать к непосредственно опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно, умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения . В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: “все сланцы горючи” (общая, или большая посылка), “данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая посылка).

Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм . Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно”.