Хазары - это что за народность? Древние и современные хазары. Потомки хазар

Фото: Переход князя Арпада через Карпаты. Циклорама написана к 1000-й годовщине завоевания мадьярами Венгрии.

Может быть, ими бы не интересовались с такой страстью, если бы не предположение, что именно хазары являлись предками современных евреев. Многие ученые сходятся в том, что именно они являются прародителями этого народа. Это мнение значительно подкрепляется последними археологическими данными, которые позволяют достоверно говорить о том, что знаменитого исхода евреев с территории Египта не было. Народ есть, но его происхождение не выяснено до конца.

Именно поэтому в последние два десятка лет к изучению хазар приступили с удвоенным рвением. Принято считать, что первое достоверное сообщение о хазарах датируется примерно 550 годом нашей эры, когда они начали активно проявлять себя на международной арене тех лет. Попробуем проследить их путь.


фото: Карта Хазарского каганата около 820 г. н.э.

Откуда же пошло само название "хазары"? Значение слова (если судить по словарю Даля) «хазить» можно понять как «грубить, ругаться». В некоторых источниках утверждается, что «хаз» - надменный, грубый человек. Впрочем, под «хазом» мог также пониматься пышный, качественный и дорогой товар. Вспомните слово «неказистый», которое как раз-таки содержит видоизмененный суффикс «хаз», но обозначает некую куцую, неприглядную вещь. Напротив, слово «показуха» применяется в случае, когда явление или предмет предстают преувеличенно пышными, роскошными.

Кроме того, все тот же Даль утверждает, что слово «отхазовать» равноценно словам «ходить, слоняться». Так как же тогда интерпретировать термин «хазары»? Значение слова невозможно узнать, если не попытаться разобрать этимологию. Если разбить это слово на три составные части, то есть на «ха», «з» и «ар», то мы наверняка будем весьма близки к тому смыслу, который в этот термин вкладывали наши предки. В случае если перевести его как «идущие за Аром (Ярилой)», то получается, что слово «хазары» вполне можно трактовать как «идущие с Востока».


Так кем по происхождению являлись хазары? Достоверно известно, что они представляли собой классическую кочевую народность тюркского происхождения. Первоначально они жили на территории, расположенной между Черным и Каспийским морями. Исторические документы говорят о том, что после вторжения гуннов хазары появились в Восточной Европе. Вот только сочетание «появились после гуннов» очень расплывчатое, а авторы солидных научных трактатов хранят на этот счет поистине партизанское молчание.

Вполне возможно, что осевшие в тех местах гунны и тюркоязычные народы внезапно стали именоваться хазарами, но и прочие варианты также не исключены. Так что этот период в их истории является едва ли не самым таинственным.


фото: П. Гайге. «Гунны сражаются с аланами».

Кстати, а кто такие сами гунны? Это также кочевой народ, который сформировался во II-IV вв. в Приуралье. Предками их были все те же тюркоязычные народы (народность хунну), которые прибыли туда ко второму веку из Центральной Азии. Кроме того, свою лепту в возникновение нового народа внесли местные угры и сарматы. Сами же хунну имеют довольно любопытное происхождение, так как они являются предками европеоидных выходцев из Северного Китая, которые ушли оттуда примерно за тысячу лет до начала нашей эры.

Но исследования китайских археологов говорят о том, что до Приуралья хунну если и добрались, то в виде разрозненных полиэтнических групп, по пути превратившихся в классический кочевой народ. Дело в том, что в Северном Китае эта народность катастрофически быстро исчезала, не выдерживая конкуренции с сильными племенами. Таким образом, гунны явно были сформированы преимущественно уграми. Это обобщенное название тех манси и хантов, которые в то время проживали на этой территории. Скорее всего, эти народности обособились еще в третьем тысячелетии до нашей эры.

Изначально угры жили в лесостепях Западной Сибири, в некоторых местах доходя до Иртыша. Сарматы также внесли не слишком большой вклад в формирование хазарского народа.


Примерно в шестом веке нашей эры хазары были покорены могучим Тюркским каганатом. Как ни странно, но исследователи не нашли никаких упоминаний о межэтническом сплаве, хотя такое явление вполне могло быть.

Исторический парадокс: несмотря на всю свою мощь, сам каганат просуществовал просто смехотворно малое время по историческим меркам - с 552 по 745 годы н. э. Сами же тюрки появились в результате того, что 460 году одно из гуннских племён (и снова мы возвращаемся к ним), которое называлось ашина, было завоевано народом жужан. Об ашинах не сохранилось вообще никаких достоверных сведений. По странному стечению обстоятельств, именно в то же время большая часть хунну была уничтожена жужанями. После этого народ ашинов был насильственно переселен на Алтай.

Именно в этой местности и появился сильный кочевой народ, который известен нам как «тюрки». Обобщенное название этих племен происходит от русского слова «тюря», которым наши предки именовали самую простую еду: крошеный хлеб или сухари с квасом и луком (или вариации). Проще говоря, к тому времени тюрки состояли разве что из угров и сарматских племен, разбавленных полумифическими ашинами.


В 545 году этот народ разгромил войска уйгуров, а в 551 году отомстил за выселение жужаням. В истории тех лет особенно отметился вождь Бумын, который еще при жизни провозгласил себя каганом. Это звание было принято только среди иудеев. Уже в 555 году все местные народы оказались под тюркской властью. «Верховная ставка» каганата была перенесена в верховья реки Орхон, где и обосновались практически и все хазары. Народ этот активно развивался и накапливал военную мощь.

Уже в середине шестого века нашей эры в зависимость от кагана попали почти все народы Северного Китая. Вскоре тюрки заключают военный союз с Византией, после чего они совместными силами начали войну с Ираном за контроль над Великим Шелковым путем. Уже в 571 году граница каганата проходила по Амударье. Всего через пять лет тюрки сумели взять Боспор (Керчь), а в 581 году оказался полностью блокированным Херсонес.


Возвратимся к хазарам. Они-то здесь при чем? Дело в том, что у историков есть немало доказательств того, что к тому времени в составе тюркского каганата уже имелся хазарский «филиал». Вот только кто и по какой причине дал завоеванному народу такие вольности? Тюрки уже точно не приветствовали такую демократию, да и логических обоснований для создания Хазарского каганата нет. Впрочем, есть одно мало-мальски внятное объяснение…

Дело в том, что до распада тюркского государства оставалось всего 100 лет. Нарастали внутренние проблемы, были трудности с удержанием границ. Быть может, подчиненный этнос настолько лояльно относился к тюркам, что те позволили им создать свое государство хазар в обмен на гарантии их преданности в дальнейшем.

Но и здесь полно противоречий. Дело в том, что современники отзывались о хазарах только как о кочевниках, которые могли быть грозной силой в момент набегов, но толкового взаимодействия между ними не было. На страницах практически всех трудов их современников мы видим, что образ жизни и занятия хазар были типичны для кочевников: скотоводство, постоянные набеги на врагов, внутренние распри.

Да, у них имелась столица, наличествовал каган. Но он был всего лишь «первым среди равных», да и сил приказывать представителям крупных родов у него попросту не было. Сомнительно, что тюрки могли заключить с ними столь важное соглашение. Все же хазары – народ довольно специфичный, как и все кочевники.


фото: Дань славян хазарам, миниатюра в Радзивиловской летописи, XV век

Как бы там ни было, но в VII-VIII веке нашей эры они уже смогли завоевать Киев и Крым. Многие историки утверждают, что в те времена славянские племена начали выплачивать им дань. Вот только сами хазары не имели ничего, что хоть как-то бы походило на сильное центральное государство хазар. Как они могли собирать эту самую дань, если у них в принципе не было более-менее развитой административной системы?

В конце концов, до уровня Золотой Орды им было очень и очень далеко. Скорее всего, под «данью» понимались те эпизоды, когда жители осажденных городов предпочитали откупиться от очередного набега кочевников. Да и сам образ жизни и занятия хазар не способствовали установлению серьезной власти над другими народами: каганат был чрезвычайно неоднороден, а потому правитель тратил больше времени на удержание этой рыхлой структуры в рамках хотя бы относительного порядка.

Во главе хазарского народа тогда стоял хакан и его «заместитель» бег. Столицей каганата был город хазар Валангиар (Астрахань), а потом Саркел (был полностью разрушен в 1300 году). Известно, что в те времена они вели активную торговлю с Индией. В 965 году войска хазар терпят поражение от войск князя Святослава. В 1016 году они были разбиты объединенными войсками русских и греков, которыми командовал Мстислав Тмутараканский.


Многие исторические источники сообщают, что в восьмом веке хазары приняли иудаизм. Но возвратимся к началу статьи. Видные израильские ученые сообщают, что процесс слияния евреев и хазар произошел только в 1005 году. Но как тогда Бумын принял иудаизм за 500 лет до этого? В связи с этим у историков возникает масса вопросов. Вот наиболее распространенные из них:


  • Кто же среди тюрок и хазар мог в те годы исповедовать иудаизм, если евреев там еще и близко не было?

  • Как вообще можно исповедовать иудаизм, но при этом не быть евреем? Все священные книги израильтян говорят о том, что такого быть не может!

  • Наконец, кто был миссионером иудаизма за 500 лет до прихода евреев?

К сожалению, на все эти вопросы пока нет внятных ответов. Скорее всего, здесь имеется какая-то путаница. Если это так, что ничего удивительного в этом нет: с тех времен осталось так мало внушающих полное доверие документов, что историкам приходится довольствоваться в основном летописями. А уж они-то точно не отражают всей сути происходившего, так как неоднократно переписывались в угоду правящим лицам.

Так что даже сейчас мы не можем с абсолютной уверенностью говорить, кем по происхождению являлись хазары, так как с их вероисповеданием все не так просто. Если они не исповедовали иудаизм, то евреев среди их предков не было.


фото: работорговля, хазария

В советских исторических монографиях можно встретить теорию, что хазарский каганат пал из-за банальной нехватки жизненного пространства, которое скрылось под водами разлившегося Каспия. Автор этого предположения - Л. Н. Гумилев. Он предположил, что в VII-VIII веке крупные поселения хазар из-за трансгрессии почв были попросту смыты. Впрочем, Гумилев всегда выдвигал весьма смелые гипотезы

Историки не израильского происхождения высказывают весьма любопытное предположение. Они считают, что распад каганата был вызван принятием иудаизма, которое произошло во времена правителя Обадии. Предположительно, что этот каган начал свою миссионерскую деятельность где-то на рубеже IX-X века. Упоминания о его деятельности можно встретить в «Житии Иоанна Готского».

Арабский ученый Масуди писал о том, что после принятия иудаизма каганом в его царство начали стекаться иудеи со всего мира. Евреи быстро заселили большие кварталы практически всех хазарских городов, причем особенно много их стало в Крыму, да и столица хазар (Валангиар) переживал настоящий «бум» миграции. Очень многие осели в Итиле. По утверждениям современников, «евреи взяли в осаду трон Обадии». Они свидетельствуют о том, что каган дал евреям много привилегий, позволил селиться в любых городах. Каган способствовал строительству синагог и духовных школ, тепло встречал иудейских мудрецов, щедро одаривая их деньгами.

Евреи были образованными, отлично разбирались в торговле… но их вера оказалась губительной для каганата. Мы уже говорили о том, что хазарское государство и без того не отличалось особенно развитым административным устройством. Принятие же верховной знатью иудаизма отвратило от них большую часть подданных, которые и без того относились к верховной власти без всякого пиетета. Для большинства хазар ключевым было мнение старейшин, а они не питали особенной любви к иудеям.

Началась борьба за власть в каганате. Возникла междоусобица, часть хазар объединилась с турками и венграми, которые жили на печенежской земле. Они заключали взаимовыгодные военные и политические союзы. Современники прозвали их «кабарами». Об этом, в частности, нередко писал Константин Порфирородный.


Неудивительно, что в пламени гражданской войны сгорел как сам Обадия, так и оба его наследника: Езекия и Манассия. Власть над обескровленным государством взял в свои руки Ханукка, приходившийся родным братом Обадии. К тому времени Крым, в котором проживало много «провинциалов», осуждавших сближение с Иудеей, перешел под протекторат Византии. В это время на земли хазар уже наступали орды печенегов, которым политические и религиозные распри были абсолютно неинтересны.

Вы должны понимать, что без знания всех этих перипетий вы не сможете понять, кем по происхождению являлись хазары. В последние годы существования каганата его этнический состав стал удивительно пестрым. Если вы внимательно читали статью, то и сами наверняка поняли, что хазары никогда не были особенно цельным этносом. Превалирующие народы и религии сменялись в каганате с невероятной скоростью.


Чтобы вы окончательно в этом убедились, приведем примеры из жизни позднего каганата. Итак, в 730 году каган Булан принимает иудаизм. В 737 году, всего через семь лет, хазары уже исповедовали ислам. С 740 по 775 год они становятся истовыми христианами под патронажем византийского императора Константина Копронима. С 786 по 809 год – снова ислам. На этот раз с благословения багдадского халифа Харун-ар-Рашида. С 799 по 809 годы известный нам каган Обадия вновь активно продвигает «иудаизм в массы».

Этнографы считают, что менее чем за 100 лет хазары настолько ассимилировались с народностями, исповедовавшими христианство и ислам, что от их первоначального этноса практически ничего не осталось. Окончательный же разгром хазарского каганата (точнее, его самоуничтожение) еще раз убедительно доказал, что для формирования действительно мощного государства нужна крепкая центральная власть, которая, ко всему прочему, умеет учитывать желания всех своих подданных.

фото: Святослав, разрушитель Хазар (Лебедев, Клавдий Васильевич).

Всего лишь через год после последнего принятия иудаизма началась медленная агония государства: с 810 по 820 годы его терзали восстания уже известных нам кабаров; с 822 по 836 годы происходили постоянные вторжение венгров. С 829 по 842 год правил византийский император Феофил, который внес в уклад хазарского каганата окончательный разлад. В 965 году Святослав громит хазарские войска, после чего каган Булан III уже в третий раз провозглашает государственной религией иудаизм. Как же произошел полный разгром хазарского каганата?

К концу десятого века вся эта этническая и религиозная чехарда закончилась тем, что хазары окончательно были ассимилированы с мусульманами. Таким образом, бывшие тюркские племена, которые смогли создать довольно значимое государственное образование, полностью утратили свою самостоятельность и собственные земли.


Все вышеизложенное свидетельствует о том, что Хазария вполне могла существовать в реальности. Кроме того, каганат и в самом деле мог быть исторической родиной евреев. Теологи же считают, что истоками иудаизма (равно как и христианства с исламом) в этом случае был шаманизм, широко распространенный у кочевых племен. Это, к слову говоря, очень сильно отражено и в христианстве: мы не знаем имени Бога, но предполагаем, что он есть Все, и Благодать его повсюду. Таким образом, тюркские племена сыграли чрезвычайно важную роль в развитии современной цивилизации, ибо они дали человечеству монотеизм.

Если вас спросят о хазарах, вы, вероятно, сможете смутно припомнить стихотворение Пушкина, посвященное Вещему Олегу. То самое, в котором князь скоропалительно отправился «отмщать неразумным хазарам». Но назвать неразумным этот народ можно было только с высоты прошедших времен. Во времена расцвета государства Хазарский каганат хазары были хитрыми, смелыми, предприимчивыми и яростными. Чтобы вы смогли убедиться в правдивости этого утверждения, представим кратко Хазарский каганат на страницах этого небольшого исследования.

1. Где находился Хазарский каганат?

Вопрос фундаментальный. Ведь если Хазария находилась в районе Китая, это одно, а если прилегала к территории славянских племен - совсем другое. О соседях узнавать всегда интереснее. Да, хазары были соседями русичей. Более того, и во времена княжеских междоусобиц, и во время существования Киевской Руси между славянами и хазарами были достаточно крепкие экономические связи. Также связи у государства Хазария были и с Византией, и с арабским халифатом, и с Волжской Булгарией.

Однако, сказать определенно, какую территорию занимал Хазарский каганат, нельзя. Связано это с тем, что границы ее не были чем-то незыблемым, и по периметру обозначены не были. Если примерно, то на юг каганат простирался до Дербента, на юго-западе - включал Крым, на северо-западе продолжался до реки Дон, а на востоке — до реки Яик (Урал).

Карта хазарского каганата. Ярко-оранжевым обозначены пределы страны в 650-м году н.э., светло-оранжевым - в 750-м, желто-оранжевым - в 850-м. Желтый цвет - территории, платившие дань каганату.

2. Краткая история Хазарского Каганата

Начинается любая история, как обычно, с летописей. Хазары «появились» в византийских за 582-ой год н.э. Затем о племенах не было ни слуху, ни духу, разве что иногда арабы упоминали о своих военных стычках с хазарами.

В 650 году государство оформилось как самостоятельное. Основатель Хазарского каганата — правитель из некогда могущественного, но наголову разгромленного арабами тюркского рода Ашин. Ему удалось «сколотить» правящую верхушку каганата и отправиться в захватнический поход.

Предположительно, хазарский флаг и хазарский каган.

Вообще, вся история Хазарии - это непрекращающееся военное противостояние с арабами, сотрудничество с Византией, и непродолжительные отношения с различными иными племенами, которых использовали либо как союзников, либо как «подданников» (тех, кто после завоевания и погромов был обязан платить дань). Камнем преткновения арабо-хазарских войн всегда была Армения и Албания.

Арабский этап

  • 650 год - захват Хазарией Великой Булгарии.
  • 655 год - захват Крыма
  • 670 - 690 годы - захват части будущей Киевской Руси (+ причерноморские и прикаспийские степи)
  • 684 год - нашествие на Албанию, Армению, Грузию. Территории обложены данью.
  • 710 год - завоевание Дербента (у арабов).
  • 721 – 737 - арабо-хазарская война, ведется с переменным успехом. В конце арабы одерживают победу, но уходят, и хазары восстанавливаются.

Арабские воины

Хазары после поражения перестали активно захватывать близлежащие земли и сосредоточились на экономике. Так, один из знатных хазар, по преданию, обращается в иудейскую веру, увидев ангела во сне. А потом этот товарищ становится каганом. И иудаизм приходит в верхушку хазарского общества. Кроме того, хазары мирно идут на север, опасаясь нового нашествия арабов, а колонизация протекает без излишней жестокости.

К 800-му году Хазарский каганат территорию увеличил, хазары распространили свою власть до Оки и Днепра.

Тогда же столица «переехала» из Семендеры (Прикавказье) в прекрасный и большой город Итиль на Волге.

Венгерский этап

Примерно в 800-850-е годы главной проблемой хазар стали отношения с финно-угорами/венграми, или, как они тогда назывались — с племенами «буртасов». Сначала буртасы были в подчинении. Вместе с венграми хазары захватили Киев. А потом начинается кровопролитная война между давешними союзниками.

Венгерский воин

В это же время установились четкие границы государства (Дербент с юга, Яик с востока, Крым с запада, Камская Булгария с севера). Иудейская община побеждает мятежников в столице. Строится легендарная крепость Саркел, клады которой ищут сегодня на дне Цимлянского водохранилища. В 865-ом году государственной религией хазар все же становится иудаизм.

Русский этап

В это время на северо-западе от Хазарского Каганата формируется молодое государство, знакомое нам по до боли родному названию - Русь. А основные занятия Хазарского каганата становятся все более мирными. И зря, как оказалось.

В 885-ом году правитель Руси, некий Олег (позже названный Вещим) объявляет хазарам войну. Отбивает пару славянских племен и облагает их данью вместо хазар. А каганат терзают в это время печенеги, аланы и гузы.

В 964-ом война Хазарии с Русью разворачивается на полную мощь. Многочисленные по тогдашним меркам (около 40 тысяч ратников) войска князя Святослава. В 965-ом Святослав берет и Саркел, и Итиль, и даже старую столицу Семендеру.

Русский корабль прибывает к хазарской крепости.

После такого погрома, устроенного русскими, каганат, скорее всего, и «приказал долго жить». Святослав удерживать «Козарию» не стал, и она склонилась к Хорезму - мусульманскому государству.

Но это был еще не конец. В 985-ом князь Владимир, который наше «Красное Солнышко», снова потоптался по каганату и захватил его стратегические точки. И наложил дань. Кстати, Владимир задумывался, какую веру принять, и рассматривал вариант иудаизма (основополагающая религия Хазарского каганата). Попадись ему достаточно умный хазарский проповедник, кто знает, как бы сложилась история Киевской Руси?

Независимый этап

После разрушительных походов Владимира Хазарский каганат стал независимой страной - такой, от которой ничего больше не зависит. Сжался в размерах (в том числе и из-за того, что уровень Каспия поднялся,и территории затопило, сжался в амбициях, превратился в княжество с центром в древней столице Семендере. Пропало оно после татаро-монгольского нашествия в 1238-1239-м годах.

3. Население Хазарского каганата

Дочь бека в Хазарском каганате

Несмотря на то, что религия у хазар была иудейская, а говорили они на славянском диалекте, их племенной союз изначально относился к тюркской языковой ветви. Ведь племя осознало себя после распада Западно-Тюркского каганата. Сами хазары основателем своего племени считали Тогараму, библейского прародителя тюрков. Вместе с тем, Хазарский каганат языковые семьи включал не только тюркские, были там представители гуннских, иранских и угорских племен.

В восьмом веке н.э. «хазарами»-«козарами» называли всех подданных кагана и бека. А среди них были и евреи, и славянские племена. Таким образом, каганат представлял собой многонациональную федерацию.

Вот примерный список «субъектов хазарской федерации»:

  • азовские и волжские булгары
  • буртасы
  • крымские готы
  • иранцы
  • мадьяры-венгры
  • донские аланы
  • кавказские горцы
    и др.

Исторический факт

Путешественник Ибн Хаукаль (X век) некогда поделил хазар на две части — «кара-хазар» (черные, похожие на индусов) и «абъяд» (белые, красивые).

4. Религия Хазарского каганата

Здесь, как вы уже поняли, все просто. Многонациональный состав обеспечил множество конфессий. То есть, поклонники различной веры чувствовали себя в каганате неплохо. Изредка только мусульмане подвергались гонениям, но это было связано с непрекращающимися арабо-хазарскими стычками и войнами.
Религией правящей верхушки и основного слоя хазарского общества был иудаизм. Откуда же он пришел?

Напомним, мусульманство появилось в 613-ом году, и хазары, хоть и тяготели к Востоку, о нем просто не знали. Зато с юга начали в 450-х годах прибывать этнические иудеи. Да, прямо оттуда, откуда их согнали злые ассирийцы, насильно насаждавшие зороастризм. Есть мнение, что это было одно из десяти исчезнувших колен израилевых, ведущее своей род от Шим’она (сын Иакова). Так или иначе, хазары принимали евреев и смешивались с ними.

Может быть, это и стало основной причиной принятия иудаизма в одной отдельно взятой загадочной восточной стране.

Хазарские раввины

А, может, были иные причины. Политические, например. В пику соперникам арабам и византийцам следовало что-то сделать. Или экономические. Ведь евреи - это капитал, приток капитала в Хазарию, измученную завоеваниями и погромами.

Исторический факт

Иехуда ха-Леви, иудей-философ 12-го века, пересказывает историю принятия иудаизма Хазарским царем Кузари. Будто бы пригласил этот царь правоверного иудея, караима, мусульманина, философа аристотелевской школы и христианина. И вел с ними диалоги о религии. Конечно же, в труде ха-Леви утверждается превосходство иудаизма.

5. Развитие и достижения Хазарского каганата

Государственный строй

Изначально, где-то в 7-ом веке, главой каганата был каган. Но позже он превратился в знаковую, сакральную фигуру - символ Хазарии.

Реальная власть принадлежала беку (шаду), военному вождю. Он ведал не только войсками, но и экономикой страны, сбором дани и податей. Такое управление Хазарского каганата сформировалось в первой половине 8-го века.

И бека, и кагана избирали на определенный срок.

Как назначали кагана

Кандидата начинали душить шелковым шнуром и при этом спрашивали, сколько лет он хочет «быть на царстве». Когда он в полузадушенном состоянии называл цифру, его утверждали. Если каган умирал раньше назначенного срока - повезло, а если «задержался на посту» — его убивали.

Власть в провинциях-«климатах» принадлежала тудунам. Это звание примерно соответствует понятию «наместник», т.к. Тудуны подчинялись напрямую беку. Есть сведения, что тудуны некоторых городков сами называли себя шадами и беками, поэтому у историков вопрос о единстве Хазарии остается открытым.

Экономика и основные занятия населения

Занятия Хазарского каганата были не слишком затейливыми. Как обычно, хазары разводили скот - в основном, быков и баранов в силу религии. Его же и продавали. Еще продавали рабов, избыток которых постоянно ощущался после набегов и войн. На экспорт уходила и дань с завоеванных народов - меха соболей, горностаев, лис, бобров.

Воин Хазарского каганата

Среди земледельческих занятий преобладало виноградарство, и хазарские вина были в цене.
Интересно, что еще одной статье доходов государства был экспорт рыбного клея. Хазария, как могла, использовала свое приморское положение.

Но самым выгодным основным занятием населения Хазарского каганата была торговля. Торговые пути просто-таки пронизывали каганат вдоль и поперек. Торговые караваны шли по пути «из немцев в хазары», от городов Регенсбург, Прага, Краков; по морю Каспийскому пролегал путь от арабов к Балтике и Скандинавии. Через море Черное шел отрезок Великого шелкового пути из Китая в Европу, а по степям средней Азии тянулись на Урал караваны.

И все эти «ниточки», связывающие европейские цивилизации с восточными, держали в руках хазары. Верховодили торговлей евреи. «Валюта» Хазарского каганата, шэлэг, высоко ценилась в странах Средней Азии, что указывает на достаточно «продвинутый» уровень экономики.

Наследство Хазарского каганата

Если разложить всё по полочкам, получится вот что.

  1. Каганат защитил Европу от арабского нашествия
  2. Административную систему каганат позаимствовала Киевская Русь: так, два столетия (до Владимира Святославовича) великих князей величают «каганами», при том, что существует вторая ветка власти - военная, во главе с «воеводой».
  3. Русские заимствовали и налоговую систему - в том плане, что брали тот же размер дани с бывших хазарских «подданников».
  4. Историк В.Мавродин утверждал, что докириллическая письменность русов была создана на основе хазарских символов.
  5. В Киеве сохранились названия объектов, оставшиеся еще со времен хазар-иудеев — Сионские горы, река Иордан.
  6. Возможно, самоназвание общины «казаков» произошло от названия «хазары» («козары» по-древнерусски).

6. Клады Хазарского каганата

Деньги в Хазарии были. Была и немыслимая роскошь, и наверняка рачительные иудеи прятали свое серебро и золото, ведь времена всегда в каганате были неспокойными - то набег, то война. А значит, должны были остаться клады.

Золотые изделия в каганате делать умели.

Поискать хазарское золото и серебро можно на Кубани, в Донецкой области Украины, а также в устье реки Волги. Скорее всего, придется подготовиться к подводному поиску: место столицы каганата так и не выяснено, но есть предположение, что она опустилась на дно Каспия. В Прикавказье можно попробовать отыскать Семендеру, а на дне Цимлянского водохранилища в Ростовской области РФ - крепость Саркел.

Поисковую технику лучше выбирать солидную - глубинные высокочастотные металлоискатели, георадары.

Удачи. Может быть, вам повезет и вы сделаете археологическое открытие на сотни миллионов долларов.

Славянские племена, как мы уже говорили, расселялись в зоне лесов и лесостепи. А в степи с древних времен господствовали кочевники-скотоводы. В VI веке гуннов сменили авары, подчинившие часть славянских племен на Дунае. В VII-VIII вв. власть над степями перешла к хазарам. Они, как и родственные им гунны и авары, говорили на тюркских языках и добились господства над многими тюрко- и ирано-язычными народами Причерноморья и Северного Кавказа. Среди тюркских народов были и болгары, которые не покорились хазарам. Они откочевали за Дунай и вместе с жившими за Дунаем славянами создали свое государство — Болгарию. Другая кочевая орда болгар отступила на Среднюю Волгу, где появилось государство Волжская Болгария.


Воин-кочевник из Причерноморья.

Хазары покорили и племена славян, жившие близко к степям, в Среднем Поднепровье, — полян, северян, радимичей и вятичей на Оке. Кочевники-скотоводы не могли обойтись без земледельцев — ведь им и их скоту, в первую очередь боевым коням, нужен был хлеб. Поэтому они требовали от земледельцев дани. Славяне-земледельцы воспринимали ее как иго — ярмо, которое надели на них, словно на пахотных животных.

Летопись рассказывает, что поляне оказались под властью хазар после смерти легендарных основателей Киева. Правитель хазар — каган (хан ханов) потребовал дани, и поляне прислали ему в качестве дани мечи. Мудрые хазарские старцы предрекли правителю: от этой дани добра не будет, мы добились её саблями — оружием, заточенным с одной стороны, а мечи полян обоюдоострые. С этим более грозным оружием данники одолеют хазар и «будут брать дань с нас и других стран». Так и сбылось, пишет Нестор: в 965 году князь Святослав разбил войско кагана.

Хазарский воин IX век. У него прямой меч, заточенный с одной стороны, боевая секира и лук с колчаном, полным стрел. Конская уздечка и пояс украшены серебряными бляшками.

Утвердившись на Северном Кавказе, хазары стали совершать походы в Закавказье и Крым — причерноморские владения Византии. Но из Передней Азии навстречу им двинулась другая волна завоевателей. Это были арабы, силой меча распространявшие новую религию — ислам. В начале VIII века они разбили хазар, но не смогли завладеть степями Причерноморья.

Чтобы управлять разными народами Восточной Европы и договариваться с исламским Арабским халифатом и христианской Византией, хазарам нужна была собственная религия, признаваемый другими народами писанный закон. Хазарский правитель не мог стать мусульманином или христианином: он оказался бы в зависимости от халифа или византийского императора. Но в городах, попавших под власть хазар в Северном Причерноморье, — Фанагории, Таматархе (Тмутаракани), Боспоре (Керчи) жили еврейские общины, которые исповедовали иудаизм — религию Ветхого завета. А его почитали и мусульмане, и христиане. Поэтому хазарский каган выбрал иудаизм.

В устье Волги — хазары называли ее Итиль — была построена столица Хазарского каганата, тоже Итиль (археологи до сих пор не могут найти этот город). В кирпичном дворце и окружавшем его квартале жили каган, его воевода (бек) и другие хазары, принявшие иудаизм. В другом квартале обосновались мусульмане, в том числе гвардейцы кагана, выходцы из среднеазиатского государства Хорезм. В Итиле была и община христиан и даже жили язычники — славяне и русь. В низовьях Дона с помощью византийских архитекторов каган возвел белокаменную крепость Саркел (белая башня), защищавшую центр его владений.

Византия хотела подчинить своему влиянию Хазарский каганат. В 861 году туда была направлена миссия во главе с выходцем из греческого города Солуни (Фессалоники) в Македонии Кириллом, или Константином, за свою ученость прозванным Философом (Кирилл — монашеское имя, которое Константин принял перед смертью). В Херсонесе, главном византийском городе Крыма, Константин выучил еврейский и другие языки. При дворе кагана он вел богословские диспуты с учеными иудеями и даже добился того, что несколько хазарских семей приняли христианство. Сам же каган остался верен иудейской религии.
Однако миссионерский опыт вскоре пригодился Константину.

Хазары – одно из кочевых, воинственных племен, обитавших в древности на территории современного юга России.

Постепенно хазары захватили обширные территории от Черного моря до Нижнего Поволжья и превратились в сильное государство – Хазарский каганат.

Наибольшее могущество оно приобрело примерно в VII-X веках нашей эры. Столицей государства был город Итиль в устье Волги, недалеко от нынешнего города Астрахань.

Что мы знаем о хазарах

Все, что сегодня мы знаем о хазарах — это лишь гипотезы ученых разных стран. Они опираются на немногочисленные письменные и археологические источники. В основном это западноевропейские и арабские документы и хроники.

Этимология самого слова «хазары» не имеет однозначной трактовки.По некоторым сведениям хазары были кочевым тюркоязычным народом, или союзом тюркских племен, во главе которого стоял правитель — каган.

Но по мере расширения Хазарский каганат стал включать в свой состав многочисленные народности. Все они говорили на разных языках, имели разные верования. Мусульманство, христианство, иудаизм, язычество – все эти религии процветали здесь.

По отрывочным сведениям предполагается, что сам каган с наследниками примерно в VIII веке перешел в иудаизм. Как бы там ни было, Хазарский каганат прославился своей веротерпимостью.

Некоторые источники сообщают о случаях, когда жители придерживались трех вероисповеданий одновременно.Постепенно хазары создали процветающее государство.

Они много воевали, были искусными дипломатами, успешно вели международную торговлю. И все же в X веке Хазария приходит в упадок. Решающую роль в этом сыграло Древнерусское государство.

Сначала новгородский князь Святослав Игоревич разгромил в 965 году хазарское войско. Позднее князь Владимир вновь идет походом на Хазарию и накладывает на неё дань. Дальнейшие сведения о государстве становятся отрывочными и постепенно исчезают.

Краткая летопись хазар

  • 626г. – тюркско-хазарское войско захватывает Дербент.
  • 650г. — хазары получают независимость.
  • 700г. – первое упоминание в западноевропейской литературе.
  • VIIIв. – арабо-хазарские войны. Столица в городе Итиль.
  • 859г. — хазары берут дань со славянских племен.
  • 861г. — Константин (св. Кирилл) крестит хазар.
  • 965г. – разгром хазарского войска Святославом.
  • XIIIв. – хазар завоевывают монголы.

Короткая, но яркая история Хазарии тревожит умы ученых и писателей, во многом оставаясь загадкой. Не случайно одно из своих причудливых сочинений классик европейской литературы Милорад Павич назвал просто – «Хазарский словарь».

История Хазарского каганата, крупнейшего и сильнейшего государства Восточной Европы в VIII-IX веках до сих пор вызывает много вопросов. Каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. Угры, тюрки, ираноязычные аланы — они были и завоевателями этих территорий, и побеждёнными. На эти и другие вопросы отвечает книга востоковеда Новосельцева «Хазарский каганат».

В издательстве «Ломоносовъ» вышла книга известного востоковеда Анатолия Новосельцева «Хазарский каганат». Новосельцев (1933-1995) известен как крупнейший отечественный востоковед, в том числе — один из лучших исследователей хазар.

В книге «Хазарский каганат» он рассматривает версии происхождения этого этноса, устройство их государства и как оно повлияло на историю Восточной Европы.

Новосельцев, в частности, приводит мнения зарубежных и отечественных историков и археологов. Например, историк Грушевский отмечал роль Хазарии(до Х века) как заслона Европы от новых кочевых азиатских орд, справедливо считая Хазарскую державу в VIII-IX веках сильнейшим государством Восточной Европы. А американский историк Данлоп считал, что Хазарское государство существовало вплоть до XIII века (хотя его разгром русами в конце Х века сильно ослабил и фрагментировал каганат).

Интересна идея венгерского историка Барта о том, что Хазария была торговым государством (а не кочевым или полукочевым). Примечательно его наблюдение, что практически все поселения каганата были расположены в бассейнах рек. Это, кстати, общая характерная черта для Восточной Европы той поры, в том числе и для Руси.

Один из разделов книги Новосельцева касается вопроса этнического происхождения хазар. Как известно, каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. С разрешения издательства «Ломоносовъ» мы публикуем отрывок из книги Анатолия Новосельцева, в котором рассказывается об этническом составе Хазарии.

«С IV века вместе с племенами Гуннского союза в Восточную Европу хлынул из Сибири и более отдалённых районов (Алтая, Монголии) поток финно-угорских и прототюркских племен. Они застали в степных районах Восточной Европы преимущественно иранское (сарматское)население, с которым и вступили в этнические контакты. На всём протяжении IV-IX веков в этой части Европы шло смешение, взаимовлияние трех этносов: иранского, угорского и тюркского. В конечном счете возобладал последний, но это случилось довольно поздно.

Кочевники гуннского объединения в первую очередь занимали земли, удобные для скотоводства. Однако своих предшественников — алан, роксолан и т.д. — они не могли, да и не хотели полностью согнать с этих земель и какое-то время кочевали вместе с ними или рядом. В Восточном Предкавказье были как раз такие земли, удобные для скотоводства, и сюда кочевники гуннского объединения устремились сразу после разгрома своих главных врагов — алан. Аланы понесли в этой борьбе большой урон, но сохранились на Северном Кавказе, правда в основном в его центральной части, а их ближайшие родственники массагеты-маскуты — в приморской полосе современного Дагестана и соседних районах нынешнего Азербайджана. Именно здесь, очевидно, происходил интенсивный синтез местных иранцев (а возможно, и кавказцев)с пришельцами, которые в этом районе довольно долго именовались гуннами, возможно, и потому, что среди них гуннский элемент был очень влиятелен.

Однако не гунны сыграли главную роль в этногенезе хазар, а прежде всего племя савиров — тех самых савиров (сабиров), чьим именем, по свидетельству ал-Мас’уди, тюрки называли хазар.

Впервые сабиры-савиры появляются в источниках для Восточной Европы в связи с событиями 516/517 года, когда, пройдя Каспийские ворота, они вторглись в Армению и далее в Малую Азию. Современные исследователи единодушно считают их выходцами из Западной Сибири.

Можно с большим основанием считать, что савирами назывались финно-угорские племена юга Сибири, и, возможно, само название Сибирь восходит именно к ним. Создается впечатление, что это было значительное племенное объединение юга Западной Сибири. Однако продвижение с востока тюркских орд теснило савиров и заставляло их группами покидать исконную территорию. Так савиры вместе с гуннами или позже, под нажимом каких-то врагов, перешли в Восточную Европу и, оказавшись на Северном Кавказе, вступили в контакты с разноэтническим местным населением. Они входили в различные племенные объединения и порой их возглавляли.

В период приблизительно со второго десятилетия до 70-х годов VI века о савирах в этом районе особенно часто упоминают византийские авторы, прежде всего Прокопий Кесарийский, а также Агафий. Как правило, савиры находились в союзе с Византией и воевали против Ирана, а это свидетельство того, что обитали они вблизи знаменитых укреплений Чоклы-Чоры (Дербента), которые как раз в первой половине VI века были заново укреплены и приняли форму, сохранившуюся до наших дней.

А затем савиры как-то сразу исчезают почти из всех источников о Северном Кавказе, хотя память о них сохранилась в хазарских преданиях, изложенных царем Иосифом. В то же время в «Армянской географии» савиры присутствуют среди племён Азиатской Сарматии к востоку от хонов (гуннов), чунгаров и менд (?) до реки Талд, которая отделяет азиатских сармат от страны апахтарков. Известие это содержится в разделе «Ашхарацуйца», который производит впечатление сложной комбинации разновременных источников. Здесь много неясного, в том числе этнонимы «чунгары» и «менд»; непросто идентифицировать и реку Талд (возможно, это Тобол).Но слово «апахтарк» объяснимо из среднеперсидского языка как «северные», а потому возможно предположить, что эта часть текста восходит к несохранившимся вариантам сасанидских географий, которыми автор «Ашхарацуйца», несомненно, пользовался. И тогда это известие относимо к VI веку. Правда, продолжение этого текста опять выглядит странным, ибо там сказано, что эти апахтарк (мн. число) — туркестанцы,у них царь («таговар») хакан, а хатун — жена хакана. Эта часть явно искусственно «пристёгнута» к предыдущей и появиться могла в связи с Тюркским каганатом, обитатели которого были «северными» жителями по отношению к Ирану.

Вполне возможно, что именно Тюркский каганат стал виновником гибели Савирского союза. Вероятно, с этим событием связано переселение части савир в Закавказье, о котором говорит византийский историк VI века Менандр Протектор. Это, очевидно, те самые «сабартойаспалой», об уходе которых в Персию пишет Константин Багрянородный, хотя он ошибочно связывает их переселение с событиями IX века (войной«турок» и печенегов).

То, что Константин Багрянородный ошибается, доказать несложно. Писавший в начале Х века Ибн ал-Факих упоминает савир как ас-савардийа. Ал-Мас’уди по реке Куре ниже Тифлиса помещает сийавурдийа, указывая, что они — ветвь армян. Армянский историк первой половины Х века Иованнес Драсханакертци помещает севордик (мн. число, ед. число — севорди) недалеко от города Гянджа. Если севардийцы в первой половине Х века были арменизированы, как полагает В.Ф.Минорский, то это не могло произойти при жизни двух-трёх поколений, так что переселение их в Закавказье имело место задолго до IX века, скорее всего в VI-VII веках.

Крушение Савирского союза было, по-видимому, заметным событием в истории Восточной Европы той поры, и лишь ограниченность наших источников не позволяет определить его масштабы. После этого савиры, помимо Закавказья, появляются под названием савар в Среднем Поволжье, где возникла Волжская Булгария.

Но какая-то часть савиров осталась в Восточном Предкавказье, когда сюда хлынул поток тюркских племен. Среди них могло быть и тюркское племя коса, известное из китайских источников. Исследователи с ним связывают этноним «хазары», хотя можно предположить и другие варианты. Возможно, именно это тюркское племя затем, в течение второй половины VI века и позже, ассимилировало остатки савир в Предкавказье, а также некоторые другие местные племена, в результате чего и сложился хазарский этнос.

Среди этих ассимилированных племён была, несомненно, и часть (северная) маскутов, а также некоторые другие племена, в частности басилы (барсилии), баланджар и др. Баланджар упоминаются в Приморском Дагестане в арабских источниках, а для начала Х века — и в Среднем Поволжье(в форме баранджар). С этим этнонимом связан город Баланджар, который, очевидно, идентичен Варачану. Что касается басилов, то на них стоит остановиться особо, хотя не исключено, что басилы и баланджар — одно и то же.

(Хазарская монета)

Басилы несколько раз упоминаются Мовсесом Хоренаци в разделах его истории, связанных с полулегендарным изложением деятельности древнеармянских царей (Валаршака,Хосрова и Трдата III), причём один раз они выступают вместес хазарами, что для II-III веков, конечно, нереально. Эти сведения не поддаются точному комментированию, они разве только свидетельствуют о том, что в Армении V-VI веков знали племя басилов. В «Ашхарацуйце» сильный народ басилов («амранайбаслацазгн») помещён на реке Атиль, очевидно, в её низовьях.

Но вспомним, что Михаил Сириец называет Барсилию страной алан. Из этого можно предположить, что первоначально барсилии (басилы) — аланское (иранское)племя, которое затем было тюркизировано и в Восточном Предкавказье слилось с хазарами, а в Западном — с булгарами. Последнее подтверждается сведениями Ибн Русте и Гардизи о булгарском племени (в тексте Ибн Русте «синф» — «вид, разряд», у Гардизи «горух» — «группа») барсула (у Гардизи —дарсула). Всего у этих авторов три группы (вида) булгар: барсула, эсгал (аскал) и блкар, то есть собственно булгары. Если сопоставить это с делением волжских булгар у Ибн Фадлана, то обнаружим любопытную вещь. Ибн Фадлан, кроме собственно булгар, называет племя аскал, но не упоминает барсилиев. Зато у него есть род ал-баранджар, и это, возможно, подтверждает идентичность тюркизированных басилов (барсилов) и баланджар.

Источники дают довольно противоречивые сведения об этнической принадлежности хазар. Часто их причисляют к тюркам, однако само применение этнонима «тюрки» было вплоть до XI века не всегда определённым. Разумеется, в Средней Азии, да и в халифате IX-Х веков хорошо знали тюрок, из которых формировалась гвардия халифов. Но одно дело знать«своих» тюрок, а другое — разобраться в пестроте этносов, гулявших в буквальном смысле этого слова по обширным степным пространствам Евразии. Среди этих орд тюрки в IX-Х веках безусловно преобладали, поглощая не только остатки иранцев, но и угров. Последние частью входили в политические объединения, в которых главную роль играли тюрки, и когда те же угры от них откалывались, название тюрок могло какое-то время за ними оставаться, как было с венграми в первой половине Х века.

В целом же писатели того времени ясно видели текучесть степного населения и его преемственность. Например, Менандр Протектор писал, что турки прежде назывались саками. В этом его утверждении, как и в упорном наименовании армянскими источниками северокавказских кочевников гуннами или арабскими источниками хазар в VIII веке тюрками, надо видеть не только дань исторической традиции, но и осознание того факта, что жившие прежде на Северном Кавказе гунны или тюрки не исчезли, а слились с теми же хазарами и потому могли с ними отождествляться. В период, когда тюрки стали господствующим этническим элементом в степях от Алтая до Дона (IX-Х века), мусульманские авторы часто включали в их число и финно-угров, и даже иногда славян.

(Реконструкция столицы Хазарии — города Итиль)

Но некоторые арабские писатели IX-Х веков всё же отделяли хазар от тюрок. Хазарский язык, как доказано лингвистами, тюркский, но он вместе с булгарским относился к обособленной группе, довольно сильно отличаясь от других тюркских языков, наиболее распространенных в IX-Х веках(огузского, кимакского, кыпчакского и др.), хорошо известных в мусульманском мире. Этим, очевидно, и объясняется тот на первый взгляд странный факт, что мусульманские авторы дают противоречивые данные о языке хазар. В XI веке, когда Махмуд Кашгарский составлял свой знаменитый «Словарь тюркского языка», хазарский язык уже исчезал, и его лексику учёный не фиксировал. Но язык булгар Махмуд в своём лексиконе использует, а это твёрдое доказательство принадлежности к тюркской семье и хазарского языка, ближайшего родственника языка булгар. Отличия между ними, конечно, существовали, но при нынешнем нашем уровне знания они неуловимы.