Химия подготовка к огэ онлайн. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Государственная итоговая аттестация 2019 года по химии для выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по данной дисциплине. В заданиях проверяются знания следующих разделов химии:

  1. Строение атома.
  2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
  3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
  4. Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
  5. Простые и сложные вещества.
  6. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения.
  7. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
  8. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
  9. Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.
  10. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных.
  11. Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.
  12. Химические свойства солей (средних).
  13. Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
  14. Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции.
  15. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
  16. Периодический закон Д.И. Менделеева.
  17. Первоначальные сведения об органических веществах. Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
  18. Определение характера среды растворакислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы врастворе (хлорид-, сульфат-, карбонатионы, ион аммония). Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
  19. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.
Дата сдачи ОГЭ по химии 2019 года:
4 июня (вторник) .
Изменения структуры и содержания экзаменационной работы 2019 года по сравнению с 2018 годом отсутствуют .
В данном разделе вы найдёте онлайн тесты, которые помогут вам подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) по химии. Желаем успехов!

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по химии состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 3 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 19 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 15. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


При выполнении заданий А1-А19 выберите только один правильный вариант .
При выполнении заданий B1-B3 выберите два правильных варианта .


При выполнении заданий А1-А15 выберите только один правильный вариант .


При выполнении заданий А1-А15 выберите только один правильный вариант.

Вариант

контрольных измерительных материалов для подготовки

к государственной (итоговой) аттестации

по ХИМИИ обучающихся, освоивших

основные общеобразовательные программы основного

общего образования.

Данный тренировочный тест рассчитан для выпускников 9 классов, собирающихся сдавать ОГЭ по предмету химия.

Цель : проверка знаний по химии за курс основной школы, выявить уровень подготовки учащихся к ОГЭ.

Уровень сложности : базовый, повышенный, высокий

Составитель:Самарченко Наталья Васильевна учитель химии и биологии –высшей кактегории

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, содержащих 22 задания.

Часть 1 содержит 19 заданий. К каждому заданию (1–15) дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

(16–19) состоит из 4 заданий, на которые нужно дать краткий ответ в виде набора цифр.

Часть 2 включает 3 задания (20, 21, 22), выполнение которых предполагает написание полного, развернутого ответа, включающего необходимые уравнения реакций и расчеты. Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе.

Полученные учащимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая оценка выпускника основной школы определяется по 5-балльной шкале: 0-7 баллов – «2», 9-14 баллов «3»; 15-19 баллов «4»; 20-22 балла «5».

При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

К каждому из заданий 1–15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.

1 . Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +9 равно?

2. От кислотных к амфотерным меняются свойства оксидов в ряду?

1) CaO → SiO 2 → SO 3

2) CO 2 → Al 2 O 3 → MgO

3) SO 3 → P 2 O 5 → Al 2 O 3

4) Na 2 O → MgO → Al 2 O 3

3. Какое из указанных веществ имеет ковалентную полярную связь?

4. Такую же степень окисления, как и в SO 3 , сера имеет в соединении

5. Кислотным оксидом и кислотой соответственно являются?

  1. CO 2 , (NH 4) 2 S

6. К химическим явлениям относится процесс?

    Засахаривание варенья

    Образование накипи в чайнике

    Испарение воды

    Превращение воды в лед

7. 3 моль катионов образуется при полной диссоциации 1 моль

    Фосфата натрия

    Нитрата алюминия

    Хлорида железа (III)

    Гидроксида кальция

8. Какое уравнение соответствует реакции обмена?

  1. 2H 2 S + 3O 2 = 2SO 2 + 2H 2 O

    2HCl + Ca(OH) 2 = CaCl 2 + 2H 2 O

    Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2

9. И натрий, и медь при комнатной температуре реагируют с

    Гидроксидом натрия

    Водородом

    Азотной кислотой

10. Химическая реакция возможна между?

    Оксидом бария и гидроксидом натрия

    Оксидом бария и водой

    Оксидом кремния и водой

    Оксидом кремния и соляной кислотой

11 . Кислород не реагирует с

    Оксидом углерода (IV)

    Сероводородом

    Оксидом фосфора (III)

    аммиаком

12. В реакцию с соляной кислотой вступает

    оксид магния

    сероводород

    сульфат бария

13. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Минеральная вода является чистым веществом.

Б. Духи являются смесью веществ.

1) верно только А

2 ) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Какому из веществ соответствует общая формула C n H 2 n

15. Чему равнамассовая доля кислорода в азотной кислоте?

При выполнении заданий 16-17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и обведите их номера. Цифры выбранных ответов запишите в указанном месте без дополнительных символов.

16. В ряду химических элементов Si – P – S

1) уменьшается число протонов в ядре

2) уменьшается электроотрицательность

3) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое

4) увеличивается радиус атомов

5) усиливаются неметаллические свойства

Ответ: ___________.

17. Среди нижеперечисленных характеристик выберите те, которые относятся к нефти:

    Жидкость без запаха

    Не растворяется в воде

    Имеет определенную температуру кипения

    Ее компоненты служат пищей для некоторых бактерий

    Растворяется в воде

Ответ: ___________.

18. Установите соответствие между схемой превращения и изменением степени

окисления восстановителя в ней.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

A) Fe 2 O 3 + CO →Fe + CO 2

1) Э -1 → Э 0

Б) Al 2 S 3 + HNO 3 → Al 2 (SO 4) 3 + NO 2 + H 2 O

2) Э +3 → Э +2

В) HNO 2 + HI →I 2 +NO + H 2 O

3) Э +5 → Э +4

4) Э +2 → Э +4

5) Э -2 → Э +6

Ответ:

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

A) H 2 S + O 2 →

Б) H 2 SO 3 + Na 2 O →

2) → SO 2 + H 2 O

В) H 2 SO 4 + NaOH →

3) → Na 2 SO 4 + Н 2

4)→ Na 2 SO 4 + H 2 O

5)→ Na 2 SO 3 + H 2 O

Ответ:

Часть 2

20. Дана схема превращений:

ZnS → X → ZnCl 2 →Zn(OH) 2

21.

22.

процессе его распознавания.

Система оценивания экзаменационной работы по химии

Части 1 и 2

Верное выполнение каждого задания Части 1 (1–15) оценивается1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

З адание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях 16-17 правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ на задание ставится 2 балла, если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответа нет, то выставляется 0 баллов. Задание 18-19 считается выполненным верно, если правильно установлено 3 соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлено 2 соответствия из 3, оценивается в 1 балл. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.

задания

ответ

задания

ответ

Часть 2

Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом

20. Дана схема превращений:

ZnS → X → ZnCl 2 →Zn(OH) 2

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно

осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте

сокращенное ионное уравнение реакции.

Элементы ответа

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) 2ZnS + 3O 2 = 2ZnO + 2SO 2

2) ZnO + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 O

3) ZnCl 2 + 2KOH = Zn(OH) 2 + 2KCl

4) Составлено сокращенное ионное уравнение для третьего превращения:

Zn +2 + 2OH - = Zn(OH) 2

Критерии оценивания

Баллы

Правильно записаны 3 уравнения реакций.

Правильно записаны 2 уравнения реакций.

Правильно записано 1 уравнение реакции.

Максимальный балл

21. Через 171 г раствора гидроксида бария с массовой долей 5% пропустили углекислый газ до образования карбоната бария. Вычислите объем (н.у.) вступившего в реакцию газа.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1) Составлено уравнение реакции:

СО 2 + Ba(OH) 2 = BaCO 3 + H 2 O

2) Рассчитана масса и количество вещества гидроксида бария, содержащегося в растворе:

m(Ba(OH) 2) = m (p-pa) . w/100 = 171 . 0,05 =8,55

n(Ba(OH) 2) = m(Ba(OH) 2) /M(Ba(OH) 2) = 8,55/171 = 0,05моль

3) Определен объем углекислого газа, вступившего в реакцию:

По уравнению реакции n(СО 2) = n(Ba(OH) 2) = 0,05 моль

V(СО 2) = n(СО 2) . V m = 0,05 . 22,4 = 1,12л

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.

Все элементы ответа записаны неверно.

Максимальный балл

На занятиях химического кружка учащиеся исследовали порошкообразное

вещество черного цвета. В результате добавления к нему соляной кислоты и

последующего нагревания полученной смеси, образовался раствор зеленого цвета. В полученный раствор прилили раствор нитрата серебра, в результате выпал творожистый осадок.

Определите состав исследуемого вещества и запишите его название.

Составьте 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в

процессе его распознавания.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Определен состав вещества и записано его название:

1) CuO – оксид меди (II).

Составлены 2 уравнения реакций, проведенных учащимися в процессе исследования неизвестного вещества:

2) CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O

3) CuCl 2 + 2AgNO 3 → Cu(NO 3) 2 + 2AgCl ↓

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.

Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше.

Правильно записан 1 из названных выше элементов (1-й или 2-й).

Все элементы ответа записаны неверно.

Максимальный балл

Для кого предназначены эти тесты?

Данные материалы предназначены для школьников, готовящихся к ОГЭ-2018 по химии . Их также можно использовать для самоконтроля при изучении школьного курса химии. Каждый посвящен определенной теме, которая встретится девятикласснику на экзамене. Номер теста - это номер соответствующего задания в бланке ОГЭ.

Как устроены тематические тесты?

Будут ли на этом сайте публиковаться другие тематические тесты?

Безусловно! Я планирую разместить тесты по 23 темам, по 10 заданий в каждом. Следите за обновлениями!

  • Тематический тест № 11. Химические свойства кислот и оснований. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 12. Химические свойства средних солей. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 13. Разделение смесей и очистка веществ. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 14. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительные реакции. (Готовится к выпуску!)
  • Что еще есть на этом сайте для готовящихся к ОГЭ-2018 по химии?

    Вам кажется, что чего-то не хватает? Вам хотелось бы расширить какие-то разделы? Нужны какие-то новые материалы? Что-то надо исправить? Нашли ошибки?


    Успехов всем готовящимся к ОГЭ и ЕГЭ!

    Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ – 2018 по химии в 9 классе

    Инструкция по выполнению работы

    На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом.

    Ответы к заданиям 1-15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

    Ответы к заданиям 16-19 записываются в виде последовательности цифр.

    К заданиям 20-22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и решение задачи.

    При выполнении работы можно пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

    Часть 1

    1.Химическому элементу 2-го периода VIA-группы соответствует схема распределения электронов

    1) Рис. 1

    2) Рис. 2

    3) Рис. 3

    4) Рис. 4

    Ответ:

    2. Неметаллические свойства простых веществ усиливаются в ряду

    1) фосфор → кремний → алюминий

    2) фтор → хлор → бром

    3) селен → сера → кислород

    4) азот → фосфор → мышьяк

    Ответ:

    3. Ковалентная полярная связь реализуется в веществе

    1) CuO

    2) P 4

    3) SO 2

    4) MgCl 2

    Ответ:

    4 . В каком соединении степень окисления хлора равна +7?

    1)HCl

    2) Cl 2 O

    3) KClO 3

    4) KClO 4

    Ответ:

    5. Вещества, формулы которых - ZnO и Na 2 SO 4 , являются соответственно

    1) оснόвным оксидом и кислотой

    2) амфотерным гидроксидом и солью

    3) амфотерным оксидом и солью

    4) оснόвным оксидом и основанием

    Ответ:

    6. Реакция, уравнение которой

    2NaOH + CuCl 2 = Cu(OH) 2 + 2NaCl

    относится к реакциям

    1) разложения

    2) соединения

    3) замещения

    4) обмена

    Ответ:

    7. Наименьшее количество положительных ионов образуется при диссоциации 1 моль

    1) азотной кислоты

    2) карбоната натрия

    3) сульфата алюминия

    4) фосфата калия

    Ответ:

    8. Необратимое протекание реакции ионного обмена между растворами гидроксида бария и карбоната калия обусловлено взаимодействием ионов

    1) K + и OH ―

    2) K + и CO 3 2―

    3) Ba 2+ и CO 3 2―

    4) Ba 2+ и OH ―

    Ответ:

    9. Медь реагирует с раствором

    1) AgNO 3

    2) Al 2 (SO 4 ) 3

    3) Fe SO 4

    4) NaOH

    Ответ:

    10 . Оксид меди(II) может реагировать с каждым веществом пары

    1) HCl, O 2

    2) Ag, SO 3

    3) H 2 , SO 4

    4) Al, N 2

    Ответ:

    11 . Определите формулу неизвестного вещества в схеме реакции:

    KOH + …→ K 2 CO 3 +H2O

    1) CO

    2) CO 2

    3) CH 4

    4) C

    Ответ:

    12. Превратить CaNO3 в CaSO3 можно с помощью

    1) сероводорода

    2) сульфита бария

    3) сульфита натрия

    4) сернистого газа

    Ответ:

    13. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

    А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.

    Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ:

    14. В реакции 3CuO + 2NH 3 =3Cu+ N 2 + 3H 2 O

    Изменение степени окисления окислителя соответствует схеме

    1) +2 → 0

    2) −3 → 0

    3) −2 → 0

    4) 0 → +2

    Ответ:

    15 . На какой диаграмме распределение массовых долей элементов

    соответствует NHNO 3

    Часть 2

    16. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны.

    В ряду химических элементов Be- Mg- Ca

    1) увеличивается атомный радиус

    2) возрастает высшая степень окисления

    3) увеличивается значение электроотрицательности

    4) увеличиваются основные свойства образуемых гидроксидов

    5) уменьшается число электронов на внешнем уровне

    Ответ:

    18. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

    ВЕЩЕСТВА

    РЕАКТИВ

    А) NaNO 3 и Ca(NO 3 ) 2

    Б) FeCl 2 и FeCl 3

    В) H 2 SO 4 и HNO 3

    1) BaCl 2

    2) Na 2 CO 3

    3) HCl

    4) NaOH

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    19. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых оно может вступать в реакцию.

    Ответ:

    20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

    P + H 2 SO 4 →H 3 PO 4 + SO 2 + H 2 0

    Определите окислитель и восстановитель

    2 , H 2 SO 4 , CaCO 3

    Система оценивания тестовой работы по химии

    Верное выполнение каждого из заданий части 1 базового уровня сложности (1–15) оценивается 1 баллом.

    Верное выполненное каждого из заданий части 1 повышенного уровня сложности (16–19) максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются верно выполненными, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.

    Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.

    Часть 1

    Часть 2

    20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:

    HNO 3 +Zn = Zn(NO 3 ) 2 + NO + H 2 O

    Укажите окислитель и восстановитель.

    Элементы ответа

    1) Составим электронный баланс:

    S +6 + 2ē = S +4 │2 │5

    P 0 - 5ē = P +5 │5 │2

    2) Укажем, что S +6 (H 2 SO 4 ) - окислитель, а P 0 (P) -восстановитель

    3) Расставим коэффициенты в уравнений реакции:

    2P + 5H 2 SO 4 →2H 3 PO 4 + 5SO 2 + 2H 2 0

    Критерии оценивания

    Баллы

    В ответе допущена ошибка только в одном из элементов

    В ответе допущены ошибки в двух элементах

    Максимальный балл

    21. При взаимодействии избытка раствора карбоната калия с 10%-ным раствором нитрата бария выпало 3,94 г осадка. Определить массу взятого для опыта раствора нитрата бария.

    Элементы ответа

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Пояснение.

    1. Составлено уравнение реакции:

    K 2 CO 3 + Ba(NO 3 ) 2 = ↓ + 2KNO 3

    2) Рассчитано количество вещества карбоната бария и масса нитрата бария:

    N(BaCO 3 ) = m(BaCO 3 ) / M(BaCO 3 ) = 3,94: 197 = 0,02 моль

    n (Ba(NO 3 ) 2 ) = n(BaCO 3 ) = 0,02 моль

    m (Ba(NO 3 ) 2 ) = n (Ba(NO 3 ) 2 ) M (Ba(NO 3 ) 2 ) = 0,02 261= 5,22 г.

    3) Определена масса раствора нитрата бария:

    M (раствора) = m(Ba(NO 3 ) 2 / ω (Ba(NO 3 ) 2 = 5,22 / 0,1= 52,2 г

    Ответ: 52,2 г.

    Критерии оценивания

    Баллы

    Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

    Правильно записаны 2 элемента из названных выше

    Правильно записан 1 элемент из названных выше (1-ый или 2-ой)

    Все элементы ответа записаны неверно

    Максимальный балл

    22. Даны вещества:CuO, NaCl, KOH, MnO 2 , H 2 SO 4 , CaCO 3

    Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии хлорид меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

    Элементы ответа

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Напишем 2 уравнения реакций:

    2NaCl + H 2 SO 4 =2HCl+ Na 2 SO 4

    CuO +2HCl =CuCl 2 +H 2 O

    Укажем признаки реакций.

    Для первой реакции - выделение газа. Для реакции растворения CuO - изменение цвета, образование голубого раствора.

    Составим сокращённое ионное уравнение для первой реакции:

    CuO +2H + =Cu 2+ +H 2 O

    Критерии оценивания

    Баллы

    Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

    Правильно записаны четыре элемента ответа

    Правильно записаны три элемента ответа

    Правильно записаны два элемента ответа

    Правильно записан один элемент ответа

    Все элементы ответа записаны неверно

    Максимальный балл

    2018 год.

    Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

    Таблица 4
    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    • 0-8 баллов - отметка «2»
    • 9-17 баллов - отметка «3»
    • 18-26 баллов - отметка «4»
    • 27-34 баллов - отметка «5»

    Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.


    Задание 1.Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

    Задание 2.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

    Задание 3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

    Задание 4.

    Задание 5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Задание 1

    Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

    Как определить число электронов, протонов и нейтронов в атоме?

    1. Число электронов равно порядковому номеру и числу протонов.
    2. Число нейтронов равно разности между массовым числом и порядковым номером.

    Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы.

    1. Порядковый номер равен числу протонов и электронов, заряду ядра.
    2. Номер А - группы равен числу электронов на внешнем слое (валентных электронов).

    Максимальное число электронов на уровнях.

    Максимальное число электронов на уровнях определяется по формуле N= 2· n 2 .

    1 уровень – 2 электрона, 2 уровень – 8, 3 уровень - 18, 4 уровень – 32 электрона.

    Особенности заполнения электронных оболочек у элементов А и В групп.

    У элементов А - групп валентные (внешние) электроны заполняют последний слой, а у элементов В - групп – внешний электронный слой и частично предвнешний слой.

    Степени окисления элементов в высших оксидах и летучих водородных соединениях.

    Группы

    VIII

    С.О. в высшем оксиде = + № гр

    Высший оксид

    R 2 О

    R 2 О 3

    RО 2

    R 2 О 5

    RО 3

    R 2 О 7

    RО 4

    С.О. в ЛВС = № гр - 8

    ЛВС

    Н 4 R

    Н 3 R

    Н 2 R

    Строение электронных оболочек ионов.

    У катиона – меньше электронов на величину заряда, у анионов - больше на величину заряда.

    Например:

    Сa 0 - 20 электронов, Сa2 + - 18 электронов;

    S 0 – 16 электронов, S 2- - 18 электронов.

    Изотопы.

    Изотопы - разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число электронов и протонов, но разную массу атома (разное число нейтронов).

    Например:

    Элементарные частицы

    Изотопы

    40 Ca

    42 Ca

    Обязательно уметь по таблице Д.И. Менделеева определять строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов.

    Предварительный просмотр:

    http://mirhim.ucoz.ru

    А 2. В 1.

    Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

    Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

    Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы .

    Атомный (порядковый) номер химического элемента равен числу протонов и электронов, заряду ядра.

    Номер периода равен числу заполняемых электронных слоёв.

    Номер группы (А) равен числу электронов на внешнем слое (валентных электронов).

    Формы существования

    химического элемента и их свойства

    Изменения свойств

    В главных подгруппах (сверху вниз)

    В периодах

    (слева направо)

    Атомы

    Заряд ядра

    Увеличивается

    Увеличивается

    Число энергетических уровней

    Увеличивается

    Не изменяется = номер периода

    Число электронов на внешнем уровне

    Не изменяется = номеру периода

    Увеличивается

    Радиус атома

    Увеличиваются

    Уменьшается

    Восстановительные свойства

    Увеличиваются

    Уменьшаются

    Окислительные свойства

    Уменьшается

    Увеличиваются

    Высшая положительная степень окисления

    Постоянная = номеру группы

    Увеличивается от +1 до +7 (+8)

    Низшая степень окисления

    Не изменяется =

    (8-№ группы)

    Увеличивается от -4 до -1

    Простые вещества

    Металлические свойства

    Увеличивается

    Уменьшаются

    Неметаллические свойства

    Уменьшаются

    Увеличивается

    Соединения элементов

    Характер химических свойств высшего оксида и высшего гидроксида

    Усиление основных свойств и ослабление кислотных свойств

    Усиление кислотных свойств и ослабление основных свойств

    Предварительный просмотр:

    http://mirhim.ucoz.ru

    А 4

    Степень окисления и валентность химических элементов.

    Степень окисления – условный заряд атома в соединении, вычисленный исходя из предположения, что все связи в этом соединении ионные (т.е. все связывающие электронные пары полностью смещены к атому более электроотрицательного элемента).

    Правила определения степени окисления элемента в соединении:

    • С.О. свободных атомов и простых веществ равна нулю.
    • Сумма степеней окисления всех атомов в сложном веществе равна нулю.
    • Металлы имеют только положительную С.О.
    • С.О. атомов щелочных металлов (I(А) группа) +1.
    • С.О. атомов щелочноземельных металлов (II(А) группа)+2.
    • С.О. атомов бора, алюминия +3.
    • С.О. атомов водорода +1 (в гидридах щелочных и щелочноземельных металлов –1).
    • С.О. атомов кислорода –2 (исключения: в пероксидах –1, в OF 2 +2 ).
    • С.О. атомов фтора всегда - 1.
    • Степень окисления одноатомного иона совпадает с зарядом иона.
    • Высшая (максимальная, положительная) С.О. элемента равна номеру группы. Это правило не распространяется на элементы побочной подгруппы первой группы, степени окисления которых обычно превышают +1, а также на элементы побочной подгруппы VIII группы. Также не проявляют своих высших степеней окисления, равных номеру группы, элементы кислород и фтор.
    • Низшая (минимальная, отрицательная) С.О. для элементов неметаллов определяется по формуле: номер группы -8.

    * С.О. – степень окисления

    Валентность атома – это способность атома образовывать определенное число химических связей с другими атомами. Валентность не имеет знака.

    Валентные электроны располагаются на внешнем слое у элементов А - групп, на внешнем слое и d – подуровне предпоследнего слоя у элементов В - групп.

    Валентности некоторых элементов (обозначаются римскими цифрами).

    постоянные

    переменные

    ХЭ

    валентность

    ХЭ

    валентность

    H, Na, K, Ag, F

    Cl, Br, I

    I (III, V, VII)

    Be, Mg, Ca, Ba, O, Zn

    Cu, Hg

    II, I

    Al, В

    II, III

    II, IV, VI

    II, IV, VII

    III, VI

    I - V

    III, V

    C, Si

    IV (II)

    Примеры определения валентности и С.О. атомов в соединениях:

    Формула

    Валентности

    С.О.

    Структурная формула вещества

    N III

    N N

    NF 3

    N III, F I

    N +3, F -1

    F - N - F

    NH 3

    N III, Н I

    N -3, Н +1

    Н - N - Н

    H 2 O 2

    Н I, О II

    Н +1, О –1

    H-O-O-H

    OF 2

    О II, F I

    О +2, F –1

    F-O-F

    *СО

    С III, О III

    С +2, О –2

    Атом «С» передал в общее пользование два электрона, а более электроотрицательный атом «О» оттянул к себе два электрона:

    У «С» не будет заветной восьмерки электронов на внешнем уровне – четыре своих и два общих с атомом кислорода. Атому «О» придется передать в общее пользование одну свою свободную электронную пару, т.е. выступить в роли донора. Акцептором будет атом «С».

    Предварительный просмотр:

    А3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

    Химическая связь – это силы взаимодействия между атомами или группами атомов, приводящие к образованию молекул, ионов, свободных радикалов, а также ионных, атомных и металлических кристаллических решеток.

    Ковалентная связь – это связь, которая образуется между атомами с одинаковой электроотрицательностью или между атомами с небольшой разницей в значениях электроотрицательности.

    Ковалентная неполярная связь образуется между атомами одинаковых элементов – неметаллов. Ковалентная неполярная связь образуется, если вещество простое, например, O 2 , H 2 , N 2 .

    Ковалентная полярная связь образуется между атомами разных элементов – неметаллов.

    Ковалентная полярная связь образуется, если вещество сложное, например, SO 3 , H 2 O, НСl, NH 3 .

    Ковалентная связь классифицируется по механизмам образования:

    обменный механизм (за счёт общих электронных пар);

    донорно-акцепторный (атом - донор обладает свободной электронной парой и передаёт её в общее пользование с другим атомом - акцептором, у которого имеется свободная орбиталь). Примеры: ион аммония NH 4 + , угарный газ СО.

    Ионная связь образуется между атомами, сильно отличающимися по электроотрицательности. Как правило, когда соединяются атомы металлов и неметаллов. Это связь между разноименно зараженными ионами.

    Чем больше разница ЭО атомов, тем связь более ионная.

    Примеры: оксиды, галогениды щелочных и щелочноземельных металлов, все соли (в том числе соли аммония), все щёлочи.

    Правила определения электроотрицательности по периодической таблице:

    1) слева направо по периоду и снизу вверх по группе электроотрицательность атомов увеличивается;

    2) самый электроотрицательный элемент – фтор, так как инертные газы имеют завершенный внешний уровень и не стремятся отдавать или принимать электроны;

    3) атомы неметаллов всегда более электроотрицательны, чем атомы металлов;

    4) водород имеет низкую электроотрицательность, хотя расположен в верхней части периодической таблицы.

    Металлическая связь – образуется между атомами металлов за счет свободных электронов, удерживающих положительно заряженные ионы в кристаллической решетке. Это связь между положительно заряженными ионами металлов и электронами.

    Вещества молекулярного строения имеют молекулярную кристаллическую решетку, немолекулярного строения – атомную, ионную или металлическую кристаллическую решетку.

    Типы кристаллических решеток:

    1) атомная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ковалентной полярной и неполярной связью (C, S, Si), в узлах решетки находятся атомы, эти вещества являются самыми твердыми и тугоплавкими в природе;

    2) молекулярная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связями, в узлах решетки находятся молекулы, эти вещества обладают небольшой твердостью, легкоплавкие и летучие;

    3) ионная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ионной связью, в узлах решетки находятся ионы, эти вещества твердые, тугоплавкие, нелетучие, но в меньшей степени, чем вещества с атомной решеткой;

    4) металлическая кристаллическая решетка: образуется у веществ с металлической связью, эти вещества обладают теплопроводностью, электропроводностью ковкостью и металлическим блеском.

    Предварительный просмотр:

    http://mirhim.ucoz.ru

    А5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

    Простые и сложные вещества.

    Простые вещества образованы атомами одного химического элемента (водород Н 2 , азот N 2 , железо Fe и т.д.), сложные вещества - атомами двух и более химических элементов (вода H 2 O – состоит из двух элементов (водород, кислород), серная кислот H 2 SO 4 – образована атомами трёх химических элементов (водород, сера, кислород)).

    Основные классы неорганических веществ, номенклатура.

    Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.

    Номенклатура оксидов

    Названия оксидов состоят из слов «оксид» и названия элемента в родительном падеже (с указанием в скобках степени окисления элемента римскими цифрами): CuO – оксид меди (II), N 2 O 5 – оксид азота (V).

    Характер оксидов:

    ХЭ

    основный

    амфотерный

    несолеобразующий

    кислотный

    металл

    С.О.+1,+2

    С.О.+2, +3, +4

    амф. Ме – Ве, Аl, Zn, Cr, Fe, Mn

    С.О.+5, +6, +7

    неметалл

    С.О.+1,+2

    (искл. Cl 2 O)

    С.О.+4,+5,+6,+7

    Основные оксиды образуют типичные металлы со С.О. +1, +2 (Li 2 O, MgO, СаО, CuO и др.). Основными называются оксиды, которым соответствуют основания.

    Кислотные оксиды образуют неметаллы со С.О. более +2 и металлы со С.О. от +5 до +7 (SO 2 , SeO 2 , Р 2 O 5 , As 2 O 3 , СO 2 , SiO 2 , CrO 3 и Mn 2 O 7 ). Кислотными называются оксиды, которым соответствуют кислоты.

    Амфотерные оксиды образованы амфотерными металлами со С.О. +2, +3, +4 (BeO, Cr 2 O 3 , ZnO, Al 2 O 3 , GeO 2 , SnO 2 и РЬО). Амфотерными называются оксиды, которые проявляют химическую двойственность.

    Несолеобразующие оксиды – оксиды неметаллов со С.О.+1,+2 (СО, NO, N 2 O, SiO).

    Основания (основные гидроксиды ) - сложные вещества, которые состоят из

    Иона металла (или иона аммония) и гидроксогруппы (-OH).

    Номенклатура оснований

    После слова «гидроксид» указывают элемент и его степень окисления (если элемент проявляет постоянную степень окисления, то её можно не указывать):

    КОН – гидроксид калия

    Сr(OH) 2 – гидроксид хрома (II)

    Основания классифицируют:

    1) по растворимости в воде основания делятся на растворимые (щелочи и NH 4 OH) и нерастворимые (все остальные основания);

    2) по степени диссоциации основания подразделяют на сильные (щелочи) и слабые (все остальные).

    3) по кислотности, т.е. по числу гидроксогрупп, способных замещаться на кислотные остатки: на однокислотные (NaOH), двухкислотные , трехкислотные .

    Кислотные гидроксиды (кислоты) - сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

    Кислоты классифицируют:

    a) по содержанию атомов кислорода в молекуле - на бескислородные (Н C l) и кислородсодержащие (H 2 SO 4 );

    б) по основности, т.е. числу атомов водорода, способных замещаться на металл - на одноосновные (HCN), двухосновные (H 2 S) и т.д.;

    в) по электролитической силе - на сильные и слабые. Наиболее употребляемыми сильными кислотами являются разбавленные водные растворы HCl, HBr, HI, HNO 3 , H 2 S, HClO 4 .

    Амфотерные гидроксиды образованы элементами с амфотерными свойствами.

    Соли – сложные вещества, образованные атомами металлов, соединёнными с кислотными остатками.

    Средние (нормальные) соли - сульфид железа(III).

    Кислые соли - атомы водорода в кислоте замещены атомами металла частично. Они получаются при нейтрализации основания избытком кислоты. Чтобы правильно назвать кислую соль, необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидро- или дигидро- в зависимости от числа атомов водорода, входящих в состав кислой соли.

    Например, KHCO 3 – гидрокарбонат калия, КH 2 PO 4 – дигидроортофосфат калия

    Нужно помнить, что кислые соли могут образовывать двух и более основные кислоты, как кислородсодержащие, так и бескислородные кислоты.

    Основные соли - гидроксогруппы основания (OH ) частично замещены кислотными остатками. Чтобы назвать основную соль, необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидроксо- или дигидроксо- в зависимости от числа ОН - групп, входящих в состав соли.

    Например, (CuOH) 2 CO 3 - гидроксокарбонат меди (II).

    Нужно помнить, что основные соли способны образовывать лишь основания, содержащие в своём составе две и более гидроксогрупп.

    Двойные соли - в их составе присутствует два различных катиона, получаются кристаллизацией из смешанного раствора солей с разными катионами, но одинаковыми анионами.

    Смешанные соли - в их составе присутствует два различных аниона.

    Гидратные соли (кристаллогидраты ) - в их состав входят молекулы кристаллизационной воды . Пример: Na 2 SO 4 ·10H 2 O.