И вспомнил олег коня своего проект. Достоверность легенды о смерти Вещего Олега

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать содержание летописи, отвечать на вопросы по её содержанию, безошибочно и выразительно читать летопись по ролям, передавая с помощью интонации чувства главного героя произведения; находить элементы художественности в тексте летописи.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, предлагать для коллективного обсуждения; составлять план работы по изучению содержания летописи, оценивать себя и свои достижения на уроке, оценивать чтение своих товарищей по шкале оценивания.

Познавательные: анализировать текст летописи, делать на основе анализа выводы и обобщения.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, участвовать в дискуссии, слушать внимательно исполнение стихотворения в аудиозаписи, договариваться о распределении ролей при чтении по ролям.

Личностные: проявлять интерес к истории своего государства, высказывать желание о расширении границ знаний об эпохе княжеской Руси, выражать в собственных суждениях и рассказах разнообразные чувства по отношению к главному герою произведения и событиям того времени.

Ресурсы и оборудование: учебник «Литературное чтение» (4 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др., компьютер, мульти-медиа-презентация со слайд-шоу, оценочные листы, аудиозапись художественного исполнения стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Проверка д/з может быть организована следующим образом: учитель предлагает школьникам определиться с тем, о выполнении какого именно задания им хотелось бы рассказать в классе. Дети, которые рисовали иллюстрации к летописи, объединяются в свою группу и делают выставку рисунков (придумывают ей заглавие, отбирают лучшие рисунки, выбирают того, кто будет давать комментарии к ним); ребята, которые готовили пересказы, объединяются в свою группу, заслушивают друг друга, выбирают лучшего рассказчика (можно с опорой на оценочные листы) и рекомендуют его для публичного выступления; учащиеся, которые искали информацию о походе Олега на греков в энциклопедии, объединяются в отдельную группу, заслушивают сообщения, выбирают лучшее или компелируют одно из нескольких и готовят докладчика. Затем заслушиваются по одному представителю из групп, даётся коллективная оценка и группа получает свои бонусы, баллы или очки (в зависимости от того, какая система оценивания принята в данном конкретном классе).

Актуализация знаний учащихся

С каким новым жанром произведений мы с вами познакомились на предыдущих уроках?

Постарайтесь построить своё высказывание так, чтобы как можно больше информации сообщить нам о новом жанре.

Кто главный герой прочитанной летописи? Что вы о нём узнали?

Формулирование учебной задачи урока

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над летописями. Но прежде чем сформулировать учебную задачу урока, предлагаю вам прослушать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и понять, что ещё нам неизвестно о великом князе?

Прослушивание небольшого отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (от начала стихотворения и до слов «Но примешь ты смерть от коня своего»; ссылка на интернет-ресурс: http://nachalka.info/audio?id=1004650&pn=16).

Какое событие произошло в жизни Олега? (учащиеся излагают так, как они поняли. В случае неточностей учитель корректирует, помогает сформулировать, уточняет ответы детей)

Посмотрите на название летописи, которую мы сегодня будем читать, соотнесите заголовок с содержанием отрывка из стихотворения А.С. Пушкина и определите учебную задачу урока.

Как вы думаете, что нам нужно будет для того, чтобы понять, как Олег принял смерть от своего коня? (дети предлагают варианты плана изучения произведения, н-р, прочитать, проанализировать, сделать выводы).

Чтение летописи учащимися

Можно организовать «тихое чтение» или чтение вслух «цепочкой».

Беседа по содержанию летописи и на эмоциональное восприятие

Понравилась ли вам летопись? Что именно?

О чём узнали из сюжета летописи? Что для себя открыли?

Рассмотрите иллюстрации слайд-шоу, соотносятся ли они с содержанием летописи? Какие события на них изобюражены. (Учитель готовит слайд-шоу заранее. Лучше всего взять иллюстрации художников А.Козлова, В. Васнецова или М. Нестерова, размещённые в Интернет).

Что было непонятным в содержании? Какие слова и выражения хотелось бы уточнить? (разобрать слово «кудесник», «волхвы» и другие).

Перечитывание летописи с предварительным заданием

Ребята, перечитайте самостоятельно летопись ещё раз и попробуйте найти ответ на вопрос «Слабость или сила характера Олега проявилась в случившемся событии жизни Олега?»

Анализ текста летописи

Ребята, можно ли однозначно ответить на вопрос, поставленный перед перечитыванием летописи? (нет, так как над этим нужно подумать).

Попробуем разобраться. Прочитайте диалог Олега с кудесником. Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»?

Как Олег отреагировал на предсказание кудесника?

Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа?

Перечитайте диалог Олега с конюхом. Что сообщил ему конюх? Как Олег отреагировал на сообщение конюха о смерти коня? («Олег засмеялся и укорил того кудесника…»).

Почему Олег так отреагировал, почему он засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали? (он разочаровался в их предсказаниях).

Перечитайте эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости. Чем заканчивается этот эпизод? От чего умер Олег?

Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом эпизоде: сила и слабость его характера?

Когда человек о чём-то очень сильно переживает – это сила или слабость? Имеет ли право человек переживать, сочувствовать? А имеет ли на это право воин, предводитель войска? (все эти вопросы трудны для учащихся, они требуют гуманистического толкования, поэтому учитель обобщает мнения детей и как бы невзначай, ненавязчиво высказывает и своё мнение по этому вопросу. Главное, чтобы дети поняли, что переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то – это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать).

Прочитайте эпизод о том, как народ горевал после смерти Олега.

Сколько лет прожил Олег? Это много или мало? Сколько лет вашим родителям? (такой вопрос поможет школьникам сориентироваться в возрасте человека). Сколько в среднем живёт человек? Сколько ещё можно было бы хорошего сделать для русского государства?!

Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега?

Что чувствуете вы, когда читаете эти строки?

Как вы думаете – переживает ли летописец вместе со своим народом великое горе? Как вы об этом узнали? Докажите. (слова особые подбирает, предложения по-особому строит, чтобы передать интонацию плача и горевания. Особенно нужно обратить внимание детей на ритм «и оплакивали, и понесли.., и похоронили…», что создаёт образ причитающей на похоронах женщины).

Если летописец передаёт свои чувства и своё отношение к тому, что происходит, можно ли это отнести к элементам художественности? (да, конечно).

Давайте посмотрим, передаёт ли летописец чувства и эмоции своего героя – князя Олега? Найдите строчки в тексте, которые подтверждают ваши предположения («И запали слова эти в душу Олегу» (впечатлился сказанным), «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» (переживание и забота о коне, любовь к своему другу), «Олег засмеялся и укорил того кудесника (разочарование): «Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив» (некоторое раздражение от разочарования).

Посмотрите ещё раз внимательно на текст летописи и попробуйте догадаться, что ещё есть в этом тексте, чего никогда не бывает в научных текстах? (Диалоги).

Можем ли мы, наконец, сказать, что благодаря летописям мы смогли представить образ князя Олега? (Да, мы уже можем сказать о том, каким он был).

Теперь сделайте вывод о том, какие элементы художественности присутствуют в данной летописи.

И последний вопрос, на который мы должны ответить – за что же так любил Олега русский народ? (Он был великим полководцем того времени, верно служил своему государству, заботился о своём народе, при этом был человеком, которому были не чужды человеческие слабости – верил кудесникам, любил своего коня, пировал с дружиной после военных походов и пр.).

Чтение летописи по ролям

Сейчас ребята, когда мы знаем, какие чувства отразил летописец в своей летописи, постараемся донести эти чувства до слушателей. Будем учиться читать выразительно по ролям.

Определите, сколько чтецов должно быть задействовано? (рассказчик, князь Олег, кудесник, конюх).

Разбейтесь на группы по 4 человека и почитайте в группах. При необходимости старайтесь давать друг другу в вежливой форме рекомендации.

Вспомните вежливые обороты речи, назовите их («Хочу тебя попросить», «Извини, пожалуйста, мне кажется здесь нужно читать более взволнованно» и т.д.).

По окончанию работы оцените работу чтение друг друга по шкале оценки: 3 балла – очень хорошо, всё удалось при чтении; 2 балла – не всегда удавалось передавать правильно чувства героя (рассказчика); 1 балл – чаще не удавалось передавать правильно чувства героя (рассказчика); 0 баллов – не удалось передать правильно чувства героя (рассказчика). Дайте друг другу рекомендации по работе дома.

Итог урока, рефлексия

Что нового узнали о князе Олеге на сегодняшнем уроке?

Чем вас заинтересовала личность Олега как исторического деятеля?

Что ещё хотелось бы вам узнать о князе и той эпохе, в которую он жил?

Могу рассказать о том, как погиб князь Олег ________.

Могу назвать основные качества Олега как военачальника и человека _____.

Могу ответить на вопрос «За что русский народ любил князя Олега?» _____.

Домашнее задание:

Урок № 5

Урок будет посвящён сравнению летописи «И вспомнил Олег коня своего» со стихотворением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», выявлении общего и различного. Также в конце урока необходимо включить задание на развитие речи (УСР), выполняя которое школьники попробуют свои способности в художественном описании внешности Олега на основе своих представлений и воображения.

Конспект урока чтения - 4 класс

Конспект урока по чтению, 4 класс. Летопись "И вспомнил Олег коня своего"

Цель урока: закрепить знания учащихся о жанровых особенностях летописей, дать характеристику героя.
Задачи:
- формировать умение безошибочно и выразительно читать летопись по ролям, передавая с помощью интонации чувства главного героя произведения;
- найти признаки художественности в тексте произведения;
- воспитывать уважение к отечественной истории.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, Л. Ф. Климанова и др., компьютер, презентация со слайд-шоу, аудиозапись художественного исполнения стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Структура урока:
1. Проверка домашнего задания (6 мин.)
2. Актуализация знаний учащихся (1 мин.)
3. Формирование учебной задачи урока (4 мин.)
4. Чтение летописи (5 мин.)
5. Беседа по содержанию (3 мин.)
6. Физминутка. (2 мин.)
7. Перечитывание (3 мин.)
8. Анализ текста летописи (9 мин.)
9. Чтение летописи по ролям (4 мин.)
10.Рефлексия (2 мин.)
11. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания
Дети, которые рисовали иллюстрации к летописи "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", объединяются в свою группу, делают выставку рисунков, выбирают того, кто будет давать комментарии к ним; ребята, которые готовили пересказы, объединяются в свою группу, заслушивают друг друга, выбирают лучшего рассказчика и рекомендуют его для публичного выступления.
II. Актуализация знаний учащихся
- С каким новым жанром произведений мы с вами познакомились на предыдущем уроке?
- Постарайтесь построить своё высказывание так, чтобы как можно больше информации сообщить нам о новом жанре.
- Кто главный герой прочитанной летописи? Что вы о нём узнали?
III. Формирование учебной задачи урока
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над летописями. Но прежде чем сформулировать учебную задачу урока, предлагаю вам прослушать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и понять, что ещё нам неизвестно о великом князе?
Прослушивание небольшого отрывка из стихотворения А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" (от начала стихотворения и до слов "Но примешь ты смерть от коня своего")

- Какое событие произошло в жизни Олега?
- Посмотрите на название летописи, которую мы сегодня будем читать, соотнесите заголовок с содержанием отрывка из стихотворения А.С. Пушкина и определите учебную задачу урока.
- Как вы думаете, что нам нужно будет для того, чтобы понять, как Олег принял смерть от своего коня? (дети предлагают варианты: прочитать, проанализировать, сделать выводы).
IV. Чтение летописи
Чтение вслух "Цепочкой"
V. Беседа по содержанию
- Понравилась ли вам летопись? Что именно?
- О чём узнали из сюжета летописи? Что для себя открыли?
- Рассмотрите иллюстрации слайд-шоу, соотносятся ли они с содержанием летописи? Какие события на них изображены?
- Что было непонятным в содержании? Какие слова и выражения хотелось бы уточнить? (разобрать слово «кудесник», «волхвы», «княже», «укорять», «сей»).
VI. Физминутка
VII. Перечитывание летописи с предварительным заданием
- Ребята, перечитайте самостоятельно летопись ещё раз и попробуйте найти ответ на вопрос «Слабость или сила характера Олега проявилась в случившемся событии жизни Олега?»
VIII. Анализ текста летописи
- Ребята, можно ли однозначно ответить на вопрос, поставленный перед перечитыванием летописи? (нет, так как над этим нужно подумать).
- Попробуем разобраться. Прочитайте диалог Олега с кудесником. Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»?
- Как Олег отреагировал на предсказание кудесника?
- Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа?
- Перечитайте диалог Олега с конюхом. Что сообщил ему конюх? Как Олег отреагировал на сообщение конюха о смерти коня? («Олег засмеялся и укорил того кудесника…»).
- Почему Олег так отреагировал, почему он засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали? (он разочаровался в их предсказаниях).
- Перечитайте эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости. Чем заканчивается этот эпизод? От чего умер Олег?
- Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом эпизоде: сила и слабость его характера?
- Когда человек о чём-то очень сильно переживает – это сила или слабость? Имеет ли право человек переживать, сочувствовать? А имеет ли на это право воин, предводитель войска? (Главное, чтобы дети поняли, что переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то – это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать).
- Прочитайте эпизод о том, как народ горевал после смерти Олега.
- Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега?
- Что чувствуете вы, когда читаете эти строки?
- Как вы думаете – переживает ли летописец вместе со своим народом великое горе? Как вы об этом узнали? Докажите. (Слова особые подбирает, предложения по-особому строит, чтобы передать интонацию плача и горевания. Особенно нужно обратить внимание детей на ритм «и оплакивали, и понесли.., и похоронили…», что создаёт образ причитающей на похоронах женщины).
- Если летописец передаёт свои чувства и своё отношение к тому, что происходит, можно ли это отнести к элементам художественности? (да, конечно).
- Давайте посмотрим, передаёт ли летописец чувства и эмоции своего героя – князя Олега? Найдите строчки в тексте, которые подтверждают ваши предположения («И запали слова эти в душу Олегу», «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» (переживание и забота о коне, любовь к своему другу), «Олег засмеялся и укорил того кудесника (разочарование): «Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив» (некоторое раздражение от разочарования).
- Посмотрите ещё раз внимательно на текст летописи и попробуйте догадаться, что ещё есть в этом тексте, чего никогда не бывает в научных текстах? (Диалоги).
- Можем ли мы, наконец, сказать, что благодаря летописям мы смогли представить образ князя Олега? (Да, мы уже можем сказать о том, каким он был).
- Теперь сделайте вывод о том, какие элементы художественности присутствуют в данной летописи.
- И последний вопрос, на который мы должны ответить – за что же так любил Олега русский народ? (Он был великим полководцем того времени, верно служил своему государству, заботился о своём народе, при этом был человеком, которому были не чужды человеческие слабости – верил кудесникам, любил своего коня, пировал с дружиной после военных походов и пр.).
IX. Чтение летописи по ролям
- Сейчас ребята, когда мы знаем, какие чувства отразил летописец в своей летописи, постараемся донести эти чувства до слушателей. Будем учиться читать выразительно по ролям.
- Определите, сколько чтецов должно быть задействовано? (рассказчик, князь Олег, кудесник, конюх).
- Вспомните вежливые обороты речи, назовите их («Хочу тебя попросить», «Извини, пожалуйста, мне кажется здесь нужно читать более взволнованно»).
- По окончанию работы оцените чтение друг друга. Дайте друг другу рекомендации по работе дома.
X. Рефлексия
- Что нового узнали о князе Олеге на сегодняшнем уроке?
- Чем вас заинтересовала личность Олега как исторического деятеля?
- Что ещё хотелось бы вам узнать о князе и той эпохе, в которую он жил?
- Оцените свои знания и умения по шкале оценивания («+», « - », «?»):
Могу рассказать о том, как погиб князь Олег ______.
Могу назвать основные качества олега как военачальника и человека ______.
Могу ответить на вопрос "За что любил русский народ князя Олега?" ______.
Могу прочитать свою роль, правильно передавать чувства героя _____.

XI. Домашнее задание
Выразительно читать свою роль, ответить на вопросы после текста, выполнить задания в «Рабочей тетради» (по желанию).

Цели: познакомить с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, ис­торическим произведениям; развивать внимание и наблюдатель­ность, умение находить в тексте устаревшие слова.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельно­сти, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельно­сти по изучению темы урока, оценивание своей работы на уро­ке, П - анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре от­петое на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), вы­ставка книг и энциклопедий по теме урока, магнитная азбука, рассказ Л.Н. Толстого «Смерть Олега» на карточке; у каждого учащегося: карточки со стихотворениями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Одна книга тысячи людей учит.

Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.

Прочитаем их с разной интонацией: удивления, раздраже­ния (еще: весело, выразительно).

III. Проверка домашнего задания

Расскажите, что вы узнали о создании бумаги и о том, как рождается книга.

Какие летописи, былины вы читали?

(Заслушивают несколько отрывков. Учитель также может сде­лать короткое сообщение.)

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Предварительная работа

(Один из учеников читает текст на карточке.)

Смерть Олега

Был русский князь Олег. Он призвал к себе волхвов и спросил у них: какая его жизнь будет и какая смерть? Волхвы сказали:

Жизнь твоя будет счастливая, а смерть тебе будет от любимого тво­его коня. Олег и подумал: «Если мне смерть от любимой лошади, так я ее отошлю и никогда на ней ездить не стану». И Олег велел отвести лошадь в дальнюю деревню.

Один раз приехал Олег в ту деревню. Времени уже прошло много. Олег и спросил:



А где лошадь моя, что я сюда прислал? Жива ли? Ему и говорят:

Лошадь твоя давно уже издохла.

И жалко стало Олегу лошади. Он и говорит:

Напрасно погубил я коня. Покажите мне его. А ему говорят:

Он давно издох, его волки съели, одни кости остались.

Олег велел провести себя к тому месту, куда они бросили лошадь. А там только кости валялись да лошадиная голова.

Олег и подумал: «Как же мне смерть придет от этого теперь?» И он толкнул ногой лошадиную голову. А в голове была змея. Она выползла, зашипела и ужалила Олега в ногу. От этого Олег и умер.

Л.Н. Толстой

Работа над отрывком из летописи. Словарная работа

Сегодня мы продолжим читать отрывки из книги «Рас­сказы начальной русской летописи». Прочитаем отрывок «И вспомнил Олег коня своего» на с. 10-11 учебника. (После первичного чтения проводится работа по объяснению непонятных слов.)

О каком веке идет речь в прочитанных отрывках из летопи­си? Прочитайте запись года. («В лето 6415 (907)...» - Х в., «В лето 6420(912)...»-X в.)

ВОЛХВЫ - у древних славян: чародеи, колдуны.

КУДЕСНИК - волхв, чародей.

СЛЫТЬ - быть известным в качестве кого-нибудь.

Как вы поняли фразу «От сего ли черепа смерть мне при­нять?»?

Сейчас вы прочитаете этот отрывок в лицах. Попробуйте передать атмосферу того времени голосом, интонациями. Кто в нем действует? (Автор, князь, кудесник, конюх.)

(Работа по вопросам и заданиям 1, 2, 4 на с. 11 учебника.)

VII. Подведение итогов урока

Вспомните содержание обоих отрывков. Почему люди оплакивали князя Олега?

Домашнее задание

Найти произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

Материал для учителя

Когда-то люди высекали слова на каменных плитах или вырезали на деревянных дощечках. Египтяне писали на папирусе - материале, изготовленном из стеблей водяного растения, тоже называвшегося па­пирусом. Позже стали писать на пергаменте - особым образом обрабо­танной коже коз и овец.



Бумагу изобрел китаец Тай Лунь приблизительно в 105-110 гг. н. э. Первоначально ее изготавливали из коры тутового дерева, позднее до­гадались для прочности добавлять крахмал. Для получения бумаги раз­моченную кору долго варили, затем промывали и отбивали деревянны­ми молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей. Полученную массу перемешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали, пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских плитах. В Европе бумага стала известна только в XIIIв.

Книги

Старинные рукописные книги представляли собой длинные свит­ки пергамента, которые приходилось разворачивать, чтобы прочесть.

В Древней Греции свитки наматывались на специальные палочки. В Япо­нии писали кисточками на шелке, который тоже сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.

Переписывали их вручную на пергаменте. Два больших листа перга­мента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 ли­стов. Писцы писали в отдельных тетрадях, украшая текст цветными ми­ниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал переплетчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.

В основном переписыванием занимались монахи в монастырях. Там же находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга появи­лась в Корее в начале VIII в. Восток и в этом обогнал Европу. В Китае с XI в. умели печатать книги, но очень неудобным способом: на дере­вянных или каменных табличках - клише - вырезали тексты и рисунки, потом клише смазывали краской и прижимали к бумаге. Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для каждой страницы при­ходилось долго вырезать клише.

Настоящий переворот в книжном деле произвел Иоганн Гутенберг. Он изобрел механический книгопечатный станок со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами - литеры - можно было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на странице. Гутен­берг также изобрел первую типографскую краску.

Первая книга - Библия на латинском языке - была отпечатана Гу­тенбергом в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800 экзем­пляров. Она состояла из 1284 страниц.

Первую русскую книгу напечатал в 1564 г. в Москве Иван Федоров. С появлением печатных станков книги подешевели. Только за первые 50 лет в Европе было выпущено порядка 15 тыс. книг. Вскоре начали

выходить газеты.

Книга начинается с авторской рукописи. Раньше текст писали от руки или печатали на пишущей машинке. Теперь все чаще писатель набирает текст на компьютере. Затем текст читает редактор и отдает ху­дожнику, чтобы тот нарисовал к тексту иллюстрации. В типографии кни­гу печатают и переплетают. Потом она поступает в книжные магазины.

  • Вместе с родителями найди и прочитай произведение А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».
    Какую новую информацию ты получил о главном герое и исторических событиях из этого произведения.

Кудесник предсказал князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над кудесником и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Спи, друг одинокой!» (По легенде: «Его ли мне бояться?») Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

  • Понаблюдай за языком и стилем текста летописи и произведения Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Сделай выводы. Обрати внимание на использование информации (даты, описание исторических событий), средств художественной выразительности.
    Какие фразы из поэтического текста ты хотел бы использовать в своём рассказе о Вещем Олеге? Запиши.

А. С. Пушкин много работал над текстом стихотворения, в художественной форме описывал события, переданные в летописи, подбирал рифмы, а летописец лишь стремился передать факты, хотя и сообщал их с чувством. То, что в летописи звучит более кратко и сдержанно, у Пушкина наполняется содержанием. Это позволяет лучше понять характеры героев и причины их поступков. В летописи образ Олега более обобщён, в нём мало индивидуальных черт. В балладе же князь более человечен, у него более сильное выражение эмоций. Перед нами предстаёт образ не только могучего воина и правителя, но и человека со своими достоинствами и слабостями. В стихотворении А. С. Пушкина образ князя Олега наиболее живописен. В летописях не описывается внешность князя Олега, лишь из стихотворения А. С. Пушкина мы узнаём, что Олег был белокур, как и многие славяне. В летописи упоминаются даты, соблюдается хронология событий.

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время…

Кудесник, ты лживый, безумный старик,
Презреть бы твое предсказанье!

Спи, друг одинокий! …
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!

И жил Олег, княжа в Киеве, мир храня со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов* и кудесников**:

— От чего мне умереть?

И сказал ему кудесник один:

— Княже! Коня любишь и ездишь на нём, — от него тебе и умереть!

Олегу запали слова эти в душу, и сказал он:

— Никогда не сяду на него и не увижу его больше.

И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошёл на греков.

Когда вернулся Олег от Царьграда в Киев и прошло четыре года, на пятый год вспомнил он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старшего конюха и сказал:

— Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?

Тот же ответил:

Олег тогда засмеялся и укорил того кудесника, сказав:

— Не правду говорят волхвы, но только ложь: конь умер, а я жив.

И повелел оседлать себе коня:

— Да увижу кости его.

И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал:

— От сего ли черепа смерть мне принять?

И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим и понесли его и похоронили его на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могила Олеговой. И было всех лет княжение его тридцать и три.

___________________________________

*Волхвы — языческие жрецы. Считалось, что они обладают даром предвидения и колдовства.

** Кудесники — колдуны.