История кавказа. Происхождение коренных кавказских народов, происхождение народов населяюших кавказ

Древнейшая история народов Кавказа

Территория, которую в настоящее время называют Кавказом (по названию гор), включает в себя территорию, входящую в несколько современных государств (Россия, Азербайджан, Грузия, Армения, Турция).

На этой территории в настоящее время проживает много народов, различных по языку, культуре и вероисповеданию. В современной исторической науке есть много книг о истории этого края и его народов. Но вся современная историческая наука раскрывает эту историю в неполном объеме и сравнительно с недавнего времени. Современная историческая наука признает историю человечества с 38 тысяч лет днэ, а возникновение цивилизации на Земле относит к 4-му тыс.днэ (Египет и Шумер). На самом деле история человеческих цивилизаций на Земле начинается значительно раньше (с 300-200 млн.лет днэ), а если учесть, что на Земле были еще и другие (не человеческие) цивилизации разумных существ, то начало цивилизаций следует отнести до 1 млрд.лет днэ и возможно и еще дальше.
Это же можно сказать про историю всех народов Земли, она начинается тоже в очень древние времена. Я попытаюсь в кратце написать про историю всех народов Кавказа с самых наидревнейших времен. Сразу скажу, что эту историю современная историческая наука не признает и в ближайшие несколько лет признавать не будет. Народом легче управлять, когда он не знает своего далекого прошлого, в котором было много ошибок, которые современная цивилизация повторяет вновь и вновь.
И так я сделаю небольшую попытку рассказать про историю народов Кавказа на основе своих материалов (моего исторического атласа народов мира, исторического атласа государств мира, своей исторической энциклопедии и книге «Вымысел о древней истории»). Эта история будет описана в строго хронологическом порядке (события будут описаны с самых древнейших времен и вплоть до современности).

17 млн.лет днэ – (время указывается примерное, особенно очень древние даты), территория Кавказа находилась на дне мирового океана. В это время на Земле существовал один большой материк Лемурия и на нем развивалась первая человеческая раса (и цивилизация) – асурская (асуров в некоторых книгах называют и другим именем – лемурийцами). Это были люди гигантского роста – от 38 до 16 метров, постепенно их рост с поколениями уменьшался (у поздних асуров в 200-400 тыс.лет днэ рост был всего 4-5 метров). По этой причине в древних легендах их называли разными именами – титанами, дэвами и т.д. Кожа у них была черная, у первых поколений асуров кровь была холодной как у динозавров, в позднее кровь стала теплой (человеческой), после того как на Земле стало холоднее (и динозавры вымерли). Кроме Лемурии на Земле было много больших и малых островов, но все таки большая часть Земли была покрыта водой.
800 тыс.лет днэ – начало поднятия территории Кавказа над водой, первая суша появилась на территории Юж.Кавказа (запад Турции и восток Ирана). Эта территория была частью нового материка, который условно можно назвать Южной Азией (к этому времени появились и другие материки – Северная Азия, Австралия (часть бывшего материка Лемурия), Африка, Атлантида, Америка, материк Му (тоже часть бывшего материка Лемурия), Европа). На территории Южного Кавказа еще не было массового населения (но возможно туда проникали отдельные группы асуров).
199 тыс.лет днэ – вся территория находится выше уровня океана, вся эта территория является частью Евро-Азиатского материка, который к этому времени уже в основном сформировался. Но в отличие от современного ланшафта, территория севернее Кавказских гор была дном большого моря (без выхода в мировой океан), это море включало в себя современные Черное, Каспийское и Аральское моря, территории между этими морями, в т.ч.пустыни, расположенные западнее современного Каспийского моря.
Массового населения на территории Кавказа еще не было, возможно туда проникали отдельные группы позних асуров (проникали с юга) и атлантов (проникали с запада).
79 тыс.лет днэ – территория Кавказа продолжала подниматься, а севернее Кавказских гор появилась суша (между Черным морем и Каспием). Ланшафт этой местности уже был похож на современный. Постоянного населения почти не было. Туда проникали отдельные группы поздних асуров и атлантов. Примерно в это время в северном полушарии было оледенение, ледники доходили до районов Северного Причерноморья и Северного Прикаспия.
38 тыс.лет днэ – территория Кавказа мало изменилась (похожа на современную). Постоянного населения по прежнему почти не было. В это время в Евразии было новое похолодание, ледники опять доходили до Северного Причерноморья.
30 тыс.лет днэ – началось массовое передвижение племен. Племена передвигались с юга на север по мере таяния ледников. Это были австралоидные племена (очень поздние потомки асуров). Племена расы Гримальди прошли через территорию Кавказа и дошли примерно до территории современного Воронежа и его окрестностей (низовья Волги и долина Среднего Дона) и там основали множество постоянных селений. А на территории Кавказа осели представители второй волны австралоидов. Это были племена барадостской археологической культуры. Барадосцы (так мы назовем первых постоянных жителей Кавказа) были австралоидами (похожи на современных аборигенов Австралии, папуасов, современных веддоидов Цейлона, бушменов, готтентотов), и населяли они обширную территорию Западного Ирана и Кавказа (особенно его восточной части).
12000 г.днэ – состав населения Кавказа мало изменился, там в основном проживали австралоидные племена (потомки барадосцев), австралоидные племена в эти времена населяли обширную территорию от западной окраины современной Турции до Вьетнама (практически весь юг Азии), а также территорию Индонезии, север Австралии и почти всю Африку. Остальные территории (Европа, север Азии и север Америки) начали заселять племена потомков атлантов, так как Атлантида в основном ушла под воды Атлантики, остались только отдельные острова в Атлантике (крупнейший из них – остров Посейдонис). Вероятно в это время отдельные небольшие группы кроманьонцев (потомков атлантов) начинают проникать на территорию Западного Кавказа.
10000 г.днэ – состав населения Кавказа мало изменился, там в основном проживали австралоидные племена зарзийской археологической культуры, которые не сильно отличались от проживавших там барадосцев, но по видимому эти племена немного изменились от воздействия проникающих туда племен ориньякской и гагаринской археологической культуры.
9000 г.днэ – начинается проникновение на Северный Кавказ племен сероглазовской культуры (это южная ветвь гагаринской культуры), они несли в себе все более заметные европеоидные черты. Но преобладающим населением, особенно в Центре и Южном Кавказе, оставались племена зарзийской культуры.
7500 г.днэ – южная половина Кавказа по прежнему населена племенами зарзийской культуры, а северная половина Кавказа населена, проникшим с севера, племенами гагаринской культуры (европеоидами). В кране западную часть Кавказа (северо-Восток Турции) к этому времени проникли племена культуры хаджилар (это племена средиземноморской расы, тоже европеоиды).
6500 г.днэ – в основном население Кавказа осталось тем же, но на месте зарзийской культуры, на Южном Кавказе и в Западном Иране, появилась археологическая культура джармо (эта культура является продолжением зарзийской культуры), но быстрее всего из за все большего проникновения европеоидных, у племен культуры джармо наряду в австралоидными признаками появляется все больше признаков европеоидных племен. Эти племена внешне стали похожи на современных дравидов Индии.
5700 г.днэ – к этому времени на территории Кавказа уже нет племен с австралоидными и дравидоидными признаками, вся территория Кавказа населена племенами чатал-гуюк (это племена средиземноморской европеоидной расы – потомки поздних атлантов), эти племена кроме Кавказа населяли всю территорию современной Турции. Чатал-Гуюк была очень развитой культурой, об этом можно почитать во многих статьях Интернета и археологических книгах.
5400 г.днэ – к этому времени на Кавказе появилась новая археологическая культура – Шулавери (эта культура отделилась от культуры чатал-гуюк, видимо по причине все большего проникновения с территорий, прилегающих к Северному Кавказу, племен гагаринской культуры.
4800 г.днэ – культура шулавери, сменилась культурой шомутепе, вероятно опять из за проникновения с севера племен гагаринской культуры. Причиной движения гагаринцев на юг, явилось то, что с севера на юг началось движение древних индоевропейских племен (потомков гиперборейцев).
3900 г.днэ – опять население Кавказа и Турции стало почти одинаковым, всю эту территорию заняли племена анатолийской культуры, вероятно к этому времени на Кавказ было крупное переселение средиземноморских племен с территории современной Турции.
3300 г.днэ – вновь население Кавказа стало почти однородным, всю эту территорию занимали племена куро-аракского неолита, эти племена отличались по культуре от племен анатолийской культуры, видимо в состав населения Кавказа вошла большая группа племен с севера (племена гагаринской культуры, так как их с севера сильно теснили индоевропейские племена, двигавшиеся в основном с Средней Волги и Южного Урала).
2300 г.днэ – на северо-западе Кавказа обособилась новая группа племен (майкопская культура). Наиболее вероятной причиной формирования этих племен является увеличение численности индоевропейских племен в этой области (эти индоевропейцы являются предками лувийцев, хеттов и палайцев, которые в последующем переселятся с этих мест в Малую Азию). На основной же территории Кавказа продолжают жить племена куро-аракского неолита (это предки всех основных коренных кавказских народов – от абхазов на западе до аварцев на востоке). Эти племена стали основой для формирования всех современных народов кавказской языковой семьи. В эти времена все они еще разговаривали на языках сильно похожих между собою. Именно с этого времени начались контакты (и взаимодействия) между народами индоевропейской языковой семьи и народами кавказской языковой семьи, пока эти контакты были только на севере Кавказа. На западе от кавказких племен (в М.Азии) в те времена жили племена культуры полатлы, которая по языку и культуре были родственны кавказским племенам. Южнее жили гутии и шумеры, которые относятся к дравидоидным народам, к юго-западу от кавказских народов жили семитские племена аккадцев, угаритян и эблаитов. В древних писменных источниках все кавказские народы назывались хурритами, но по моему мнению это название распространялось только на племена, проживавшие на Юж.Кавказе.
1900 г.днэ – по прежнему Кавказ населен родственными кавказскими племенами, южные племена по прежнему называются хурритами. К этому времени через территории Зап.Кавказа (с севера) в М.Азию проникают индоевропейские племена (лувийцы, хетты, палайцы). Палайцы в основном остались на территории северо-востока М.Азии, а лувийцы и хетты ушли вглубь М.Азии.
1250 г.днэ – на Южном Кавказе появилась страна Наири (по сведениям из ассирийских источников), вероятно это был союз хурритских племен, который противостоял ассирийцам и отражал набеги ассирийских отрядов. Ассирия не смогла подчинить Юж.Кавказ своей власти.
1100 г.днэ – среди разных групп кавказских племен появляются значительные различия, некоторые племена начинают обособляться от общей массы. На территории современного Азербайджана обособились племена ходжалы-кедабекской культуры, на территории южного Азербайджана обособились племена муганской культуры, на территории современной Грузии обособились племена центрально-закавказской культуры, на территории Зап.Грузии и Абхазии обособились племена колхидской культуры, на территории Юж.Кавказа продолжали жить кавказские племена (потомки племен куро-аракского неолита), южнее их и в северных районах Междуречья продолжали жить хурриты (южные кавказские племена). По немногу с северо-востока М.Азии (в направлении Юж.Кавказа) начинают продвигаться индоевропейские племена палайцев.
1000 г.днэ – на Южном Кавказе сформировалось мощное государство Урарту, оно стало правопреемником союза хурритских племен, известного под именем Наири. Урарту вело удачные войны с Ассирией, не позволило ассирийцам проникнуть на Кавказ.
900 г.днэ – на основе палайцев и западных фригийцев (которые называли себя хайясами) сформировались племена древних армян. Сначала они жили в верховьях Евфрата (крайний восток современной Турции) и постепенно расселялись на восток (на территорию древнего государства Урарту). На территории западной Грузии появилась новая культура – триалети (это предки грузинского народа).На территории Дагестана образовалась каякентско-хорочеевская культура (это предки многих дагестанских и нахских народов), западнее этой культуры появилась кобанская культура, на территории современного Краснодарского края – прикубанская культура (это предки синдов и меотов). На основе хурритских племен Южного Кавказа сформировался урартский народ.
700 г.днэ – в это время скифские племена проникают на территорию Северного Кавказа.
На остальной территории продолжается процесс формирования новых кавказских народов (выделение их из общей массы кавказских народов). Продолжается проникновение (расселение) армян на Южном Кавказе.
600 г.днэ – на восточном побережье Черного моря (территория Абхазии и Грузии) возникли греческие колонии-города-полисы Диоскуриада и Фасис. Началась торговля греков с колхидскими и грузинскими племенами.
560 г.днэ – территория Урарту подчинена государству Мидия (мидяне – первая волна иранских племен, пришедших с севера на территорию Иран).
550 г.днэ – государство Мидия (а значит и территория Юж.Кавказа) подчинено Ахеменидской (персидской) державе.На территории Колхиды возникло Колхидское царство.
500 г.днэ – к этому времени с территории Северного Кавказа скифские племена полностью вытеснены савроматами (родственными скифам северо-иранскими племенами).
350 г.днэ – на территории Юж.Азербайджана возникло государство Антропатена.
324 г.днэ – территория Ахеменидского государства завоевана Александром Македонским, а значит территория Юж.Кавказа тоже вошла в состав Македонской империи. Македоняне завоевали и государство Антропатена.
310 г.днэ – во время распада Македонской империи, на Юж.Кавказе возникли новые государства – Армения Малая и Армения Великая. Антропатена восстановила свою независимость.
300 г.днэ – в восточной части Кавказа сформировалась новая культура – ялоймутепинская (это предки албанов). На территории Северного Азербайджана возникло государство Албания. В верховьях р.Кура (Вост.Грузия) возникло первое грузинское государство – Иберия. Колхидское царство (на территории Абхазии и Зап.Грузии) продолжало существовать Колхидское царство.
219 г.днэ – государство Малая Армения подчинено Понтийскому государству.
200 г.днэ – рост государства Великая Армения.
150 г.днэ – к этому времени территорию Северного Кавказа заселяют племена аорсов (далекие предки аланов). Колхидское царство завоевано Понтом, греческие полисы на восточном побережье Черного моря тоже подчинены Понтийскому царству. Антропатена подчинена Парфянскому царству.
75 г.днэ – максимальный территориальный рост Великой Армении, ее территория распространялась от западного побережья Каспийского моря до сирийского побережья Средиземного моря. Армянский народ также расселился на обширной территории своего крупного государства. При этом Армения Великая включила в состав своей территории значительную часть Иберии и Албании.
27 г.днэ – Великая Армения стала зависимым от Рима государством, потеряв ряд своих территорий в Сирии.
К началу нашей эры – на Северном Кавказе проживали племена аланов (это далекие предки современных осетин).
100 г – Армения Великая стала зависеть от Парфянского государства.
150 г – на территории Абхазии и Вост.Грузии возникло государство Лазика.
200 г – окончательно сформировался народ албанов – жителей Западного Кавказа. Армяне к этому времени населяют весь Южный Кавказ.
250 г – Армения Великая стала зависимым государством от империи Сасанидов (это правопреемник Парфянского царства).
395 г – Сасаниды ликвидировали государство Великая Армения, включив ее в состав своей территории как провинцию.
400 г – до территории Северного Кавказа часто доходят отдельные отряды кочевников – хазаров.
470 г – Сасаниды завоевали государство Албания.
500 г – государство Албания восстановило свою независимость от Сасанидов.
540 г – Сасаниды завоевали Иберию.
550 г – сложился адыгский народ, народ Колхиды – колхи, иберы (предки грузин),
570 г – Сасаниды вновь завоевали Албанию. Лазику завоевала Византийская империя.
590 г – в Восточной Грузии возникло государство Картли, освободившись от власти Сасанидов.
640 г – Албания восстановила свою независимость от Сасанидов. Весь Южный Кавказ завоеван Арабским халифатом.
651 г – севернее от Кавказа (в степях) появилось сильное государство хазаров (тюрки – кочевники). Но на большей территории Северного Кавказа многие племена сохраняли свою независимость.
749 г – арабы подчинили своей власти Картли и Албанию.
770 г – возникло государство Абхазия (избавившись от власти Византии).Восточнее Абхазии образовалось Грузинское государство (освободившись от власти арабов).Еще восточнее образовалось государство Кахети (тоже освободилось от власти арабов). В это же время образовался Тбилисский эмират.
800 г – на территории севера современного Азербайджана образовались два государства – Ширван (на побережье Каспия и севернее р.Куры) и Албания, которые освободились от власти арабов. Территория южнее Куры оставалась под властью халифата Аббасидов.
882 г – Грузия увеличила свою территорию на юге за счет арабов, на территории Армении возникло большое Анийское царство, которое освободилось от власти арабов.
900 г – на северном Кавказе образовалось первое государство – Алания.
920 г – южнее Анийского царства возникло еще одно армянское государство – Васпуракан.
950 г – сформировался народ «ясы» из аланов, адыгейцы – из адыгов, абхазы – из колхов, грузины – из иберов, лазы – из иберов.
976 г – Абхазия и Грузия были объединены в единое грузинское государство. Из Анийского царства выделились самостоятельные государства – Карсское и Сюник. На юге Дагестана образовалось новое государство – Дербент.
1000 г – от Анийского царства отделилось новое государство – Ташир-Дзорат.
1035 г – Грузия подчинила себе Тбилисский эмират. Византия подчинила себе Васпуракан.
1050 г – Византия захватила Анийское царство, Карсское царство, Сюник и Тшир-Дзорат. С этого времени у армянского народа долгое время не было своего государства. Армяне стали расселяться по всему миру (по Византии и всей Европе).
1075 г – Сельджуки захватили Албанию и Ширван, а также все владения Византии на Южном Кавказе.
1099 г – Сельджуки подчинили Грузинское государство и Кахети.
1100 г – сформировалась дагестанская общность народов, которая в это время уже сильно отличалась от остальных кавказских народов. На основе местного народа албанов и пришедших на территорию Азербайджана огузских племен начинается формирование нового азербайджанского народа.
1124 г – Грузинское государство восстановило свою независимость от Сельджуков
1148 г – Грузия увеличила свои владения. Ширван восстановил свою независимость. В южной части Азербайджана возникло государство Ильдегизидов.
1200 г – на территории Дагестана (севернее Дербента), возникло Аварское ханство.
1210 г – на территории Армении возникло государство Шахарменов. Юго-западная часть Грузии вошла в состав Трапезундской империи.
1229 г – Монголы захватили государство Эльдигизидов, они же уничтожили государство Алания.
1249 г – Монголы захватили государство Шахарменов и большую часть Грузии. Дербент тоже захвачен монголами.
1270 г – территория южного Кавказа входит в монгольское государство Хулагудидов, территории Северного Кавказа подчинены Золотой Орде.
1300 г – начал формироваться кабардинский народ (на основе части местного населения – ясов, и пришедших их степей ордынских племен). Начал формироваться карачаевский народ из одного из ордынских племен во главе с ханом Карачаем. Началось формирование балкарского народа на основе древнего тюркского народа – булгар, родственников волжских булгар (предков современного чувашского народа), часть которых осталась жить на Сев.Кавказе, когда основная масса булгар ушла к Каме, другая – на территорию современной Болгарии.
1349 г – на юге Азербайджана образовалось государство Чобанидов. Большая часть Южного Кавказа подчинена государству Джалаиридов.
1389 г – юг Кавказа, включая государство Чобанидов подчинены государству Тимура.
1449 г – юг Кавказа подчинен государству Кара-Коюнлу.. В это же время Грузия значительно увеличила свою территорию. На юго-западе Грузии возникло княжество Гурия.
1450 г – начал формироваться ногайский народ, после того как Большая Ногайская Орда распалась на части, ногайцы стали жить на севере Дагестана и Калмыкии (калмыков тогда еще там не было).
1467 г – Трапезундская империя захвачена Османской империей (начинается турецкая экспансия на Кавказ). Юг Кавказа разделен между государствами Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу. Север Кавказа разделен между Крымским и Астраханским ханствами.
1490 г – Грузия разделилась на три государства – Западную и Восточную Грузию и Имеретию. Вся территория Южного Кавказа подчинена государству Ак-Коюнлу.
1510 г – Весь юг Кавказа захвачен государством Сефевидов (Ираном).Ширван тоже захвачен Сефевидами.
1537 г – Южный Кавказ разделен между Турцией и Ираном.
1575 г – Из состава Западной Грузии выделилось государство Абхазия. На оставшейся части Западной Грузии возникло государство Мегрелия. От Восточной Грузии отделилось государство Кахети. В связи с ликвидацией Асстраханского ханства (захвачено Россией), земли северного Кавказа стали зависеть от Малой Ногайской Орды.
1648 г – государства Западной Грузии (Абхазия, Мегрелия, Имеретия) стали зависеть от Турции. Восточная Грузия оставалась независимой. Независимы и Кахети и Аварское ханство. В связи с завоеванием Малой Ногайской Орды Россией, владения России в плотную подошли к Северному Кавказу, там стали появляться поселения казаков.
К 1700 году все народы Кавказа в основном сформировались. Вся хронология событий в этой статье составлена по двум моим атласам – «Историческому Атласу народов, племен и культур с 17 млн.лет днэ до 1600 года» и «Историческому Атласу государств мира с 7500 лет днэ до 1548 года»

История народов Северного Кавказа часть 2 (мои исследования с последними пополнениями) 1100 г.днэ – на территории восточной части Северного Кавказа (в том числе на территории современного Дагестана, Чечни, Ингушетии) сформировалась новая культура – каякентско-хорочоевская. На территории западной Грузии и в Абхазии сформировалась колхидская культура. На территории северного Азербайджана сформировалась ходжалы- кедабекская культура, а в южной части Азербайджана сформировалась муганская культура. В восточной части Грузии и в западной части Азербайджана сформировалась центрально-закавказская культура. Это указывает, что к этому времени на всем Кавказе начинается процесс формирования новых групп народов на основе общекавказского хурритского народа. 1000 г.днэ - хурритами было создано более десятка государств, наиболее крупными из которых являлись в Передней Азии – Миттания (Ханигальбат, Нахарина), Биайнили (Урарту), Аррапхэ, Мана (Матиена), Алзи, Ацци-Хаяса (Страна диаухов), Кулха (Колхида) и др., в Малой Азии – Киццуватна, и др. Также в Хеттском царстве хурриты составляли значительную часть населения.) 900 г.днэ – на территории современной Ингушетии и Северной Осетии сформировалась новая культура – кобанская. Вероятнее всего, что это были предки современных ингушей. В языческом пантеоне древних чеченцев и ингушей были боги: Даяла – верх.бог солнца и неба, Села – бог грома и молнии, Фурки – богиня ветра, Чача – богиня воды, Кхинч – богиня Луны, Ерда – бог скал, Тушоли – богиня плодородия. Это означает, что предки ингушей и чеченцев прошли такой же путь, как и многие другие древние народы Ближнего Востока (египтяне, шумеры, ассирийцы, урарты) – это время когда солнечные боги были самыми важными богами. В западной Грузии возникла культура триалети. 700 г.днэ – в степях Северного Кавказа кочевали скифские племена, но они не влияли на этнический состав населения предгорий и гор Северного Кавказа. 690 г.днэ - сложение меотской культуры относится к 8 – началу 7 века до н. э. Большинство учёных уверены, что киммерийцы, меоты, синды, зихи являются предками адыгов. Синды занимали весь Таманский полуостров, левобережье низовьев реки Кубань черноморское побережье до современной Анапы. Ближе к синдам размещались тореты и керкеты, далее на юго-восток жили ажеи, зихи и гениохи. Все они приняли участие в образовании адыгского народа. 590 г.днэ - После крушения Урарту, часть его жителей продвинулась на север, и вскоре основала два новых государства на Кавказе. Оба эти государства носили название «Халдия». Одна из этих Халдий располагалась в районе озера Севан («море Эрета» в древнегрузинских источниках), а вторая – на восточном берегу Черного моря, в исторической Колхиде 585 г.днэ – конец государства Урарту. Возможно значительная часть урартов – воинов тоже ушли на север, к своим родственным племенам, и возможно они осели на территории предков вайнахов (своих родственников, пришедших туда в более древние времена). И это могло отразиться в легендах ингушей, что их предки пришли с юга, из страны Шемаар (Шемара). Это искаженное название Шумера, а значит что в формировании (становлении) ингушского народа участвовали субарейцы. Нахи – воины (вайнахи) были воинами в Урарту и значительно позднее они тоже служили в качестве воинов в разных государствах – в Боспоре, Армении, Колхиде, Грузии, Албании, Византии. 550 г.днэ – примерно в это время на территории современной Абхазии и западе Грузии появилось Колхидское царство. При исследовании происхождения ингушского и чеченского народа некоторые исследователи не исключают теорию массовое передвижение протовайнахских племен из Закавказья на север Кавказа, при этом существует несколько версий. В восточной части степей Северного Кавказа появились савроматы. Существует версия, говорящая о том, что Дзурдзук (предок всех вайнахов) был историческим лицом, пришедшим в Джейраховское ущелье через Грузию из страны, в средневековье именовавшейся Шаме (Сирия - арабск.), однако самые ранние упоминания о нём датируются 6-5 веками до н. э. в период, когда данную территорию населяло племя урартов. В те времена колхи говорили на нахском--языке. Об этом свидетельствует и большое количество нахских топонимов в Колхиде. 1. Протовайнахи (я условно дальше называть их словом «нахи») являются частью хурритов, живших в Закавказье (на территории древнего государства Урарту). Это подтверждается сходством ингушского,чеченского и хурритского языков и практически полностью идентичным пантеоном богов. 2. Нахи являются потомками населения, обитавшего в районе Шумера (р. Тигр). Чеченские тептары пунктом исхода чеченских племён называют Шемаар (Шемара), далее Нахчуван, Кагызман, Север и Северо-Восток Грузии и наконец Северный Кавказ. Однако, скорее всего, это относится лишь к части чеченских тукхумов, так как маршрут расселения других племён несколько иной, к примеру, шаройские культурные деятели указывают на Ленинаканский (Шаройский) район, то же можно сказать и о некоторых кланах Чеберлоя, таких, как Хой («хъо» - стража, дозор) (г. Хой в Иране). Все эти попытки изучения происхождения чеченцев приводят на территорию Плодородного полумесяца (это территория, включающая Древний Египет, Ближний Восток и междуречье Тигра и Евфрата). По этой теории древние нахи жили на землях самых древних цивилизаций Передней Азии. И это опять-таки схоже с ингушской легендой об исходе из Шемара. 500 г.днэ – в степях Северного Кавказа появилась другая группа кочевников – это были савроматы. Победив скифов, сарматы обрушили свой удар на соседние племена и государства. Так как скифы – более сплоченные в военном отношении, чем горские племена – могли на первых порах оказать более-менее сильный отпор, то основной удар сарматов пришелся на южные области – Кавказ и Предкавказье. Не избежали встречи с новыми пришельцами и обитатели Северо-восточного Кавказа - предки вайнахов (древних ингушей и чеченцев). Предки ингушей и чеченцев, жившие в горной местности известны нам под названием дзурдзуков или дурдзуков. К моменту столкновения с сарматами они становятся внушительной боевой силой, поддержки которой ищут правители молодого и крепнувшего Грузинского царства. По исследованиям грузинских историков, предки вайнахов и родственные им дагестанские племена в тот период занимали территорию Кахетии. Уже позднее они были ассимилированы грузино-язычными племенами. (Меликишвили Г. А. «К истории древней Грузии».) По сообщениям грузинской летописи «Жизнь Картлийских царей», «Дурдзук... был самым знаменитым среди сынов Кавкаса». Так древнегрузинский летописец пытался передать положение древневайнахского этноса в системе взаимоотношений Грузии с соседними народами. Та же летопись указывает, что первый царь Грузии, Фарнаваз, женился «на деве из рода Кавкаса дурдзуков». У дзурдзуков находит приют царь Картли, Саурмаг, изгнанный своими подчиненными. «Бежал Саурмаг с матерью и пришел в страну дурдзуков к брату своей матери». Здесь, в горах Чечни, он, сам дзурдзук по матери, собирает довольно сильное войско и возвращает с его помощью престол. «И никто не оказался в силах противостоять», - гласит летопись. За помощь, оказанную ему, Саурмаг передает своим новым союзникам обширный участок земель, раскинувшийся от Сванетии до Дагестана, где поселилась большая часть пришедших с ним горцев-вайнахов. Так передает летописец это: «...посадил в Мтиулети, от Дидоэти до Эгриси, которая есть Сванети...». 490 г.днэ - впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории» (V в.до н. э.). Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г.до н. э.), автор указывал, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев 450 г.днэ - древнегреческий историк Геродот в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, наряду с кораксами, колхами, называет также и племя абасгов. Исследователь абазинского языка А. Н. Генко по этому поводу писал следующее: «Термин абаза очень древнего происхождения и имеет собирательное значение, объединившиеся общностью языка и культуры …». Историческая древняя родина абазин - территория современной Абхазии и древней Черкесии. Абазины также проживают в республике Адыгея в ауле Уляп в количестве нескольких семейств. На берегах Азовского м Черного морей появилось Боспорское царство. В 1-м тыс.днэ на территории Абхазии стали появляться зачатки классового общества; к этому периоду относится появление первых городских поселений на восточном берегу Черного моря. 350 г.днэ - После распада Урарту как государства в Закавказье возникает государство Албания. По данным источников ведущим народом в Албании были гаргары Что касается Кавказской Албании (Агванское царство древних армянских хроник), то целый ряд чеченских авторов высказывается в том духе, что по языку это государственное образование наиболее близко к предкам вайнахов. Возможно в это время на обширной территории, включающей в себя современную Северную Осетию, Ингушетию, Чечню, Дагестан и Албанию населял один народ – дзурдзуки (это и были древние нахи, предки будущих вайнахов). Наличия на территории Кавказской Албании чеченского (нохчи) этнического массива, но и его ведущей роли в формировании албанской (агванской) народности. Появление государства Кавказская Албания относится к IV в. до н. э. Это государство появилось практически одновременно с древней Арменией, Кавказской Иберией и государством малхов (последнее включало в себя зону распространения так называемой кобанской археологической культуры. Упоминают еще целый ряд племен Кавказской Албании, представляющие интерес для нас. Так, Клавдий Птолемей перечисляет племена сапотренов, суранов, саканов и оринеев, которых современные исследователи помещают на Северо-Восточном Кавказе. К югу от них согласно свидетельству Птолемея живут сербы, туски, дидуры, алонты, исонды и герры. Один из албанских царей Аршакидской династии носил имя Сато (Сату/Сати), которое до сих пор употребляется у чеченцев, например, фамилия Сатуевы или тейпы саттой и садо. Албания представляла собой федерацию многочисленных дагестанских, иранских и нахских племен; здесь жили удины, леги, каспии, дидуры, андаки, силвы, кисты, гелы, гаргары, соде и др. Всего в Албании насчитывалось 26 племен. Среди названных нахскими являлись племена кистов, гаргаров, соде (название этого племени идентично названию чеченского рода садой). Одним из ведущих племен Албании являлись гаргары, название которого исследователи объясняют посредством нахского слова «гаргар» - «близкий, родственный». Нужно заметить, что на нахском языке слово «гар» означает «род, ответвление». Алпаном называли главное божество лезгин - бога Солнца, а затем лезгины так стали называть свою страну - Кавказскую Албанию, существующую уже в IV веке до н.э. 220 г.днэ - В конце III - начале П вв. до н.э. отношения между горными вайнахскими племенами и Картлийским царством ухудшились. Произошел ряд военных столкновений, в результате которых Грузия была вынуждена закрыть горные перевалы системой укреплений. Население Ингушетии и юго-восточной части Чечни напрямую связано с потомками племен Каякентско-Харачоевской археологической культуры. Древние авторы называют в горах Чечни племена содов и аккисов, которые созвучны названиям современных чеченских тейпов Садой и Аьккхий. Первые, по сохранившимся преданиям, были некогда большим и сильным племенем, занимавшим всю восточную часть нагорной Чечни от Чаберлоя на юге и до предгорий междуречья Джалки и Хулхулау на севере. Итак, к концу III в. на территории Ингушетии и Чечни сложилась сложная этническая ситуация. На юго-западе, в горах, обитали прямые потомки кобанских племен - дзурдзуки, сохранившие свой язык и культуру. На востоке, на территории от Аргуна до Дагестана, жило население, родственное, как кобанцам, так и дагестанским народам - аварцам и андийцам. Об этом говорят могильники, обнаруженные в Ичкерии (Яман-Су, Булан-Су, Гудермес, Галайты, Лехкч-Корт), имеющие традиционную близость к древностям Дагестана. На севере - в равнинной и предгорной зоне, жило смешанное кавказско-аланское население, сохранившее многие черты материальной и бытовой культуры кавказцев, но утратившее свой язык и перенявшее язык пришельцев. «Вайнахи выделились среди нахских народностей еще в первом тысячелетии до н.э. хотя и вменили в наши времена чеченцам и ингушам понимание названия «Вайнахи» как «Наши люди», и оно вроде как «правильное», но в корне не верное и «замазывает» настоящий смысл этого названия. На самом деле Вайнахами называли тех нахов, что несли сторожевую службу, т.е. военных нахов, нахов-воинов». Нахи занимали земли по обеим сторонам Главного Кавказского хребта более 3-х тысячелетий. Они называли себя нахи − люди, так отличаясь от других племен, стоявших на значительно более низких ступенях развития. Нахи близки матьянам, урартам и хурритам, и имели с ними общие корни в древнейшей Арийской цивилизации. Не случайно внушают, что название чеченский народ получил от наименования села Чечен-аул, а чеченцы − народ пришлый из Урарту или городов хурритов. Такие «исследователи» выполняют заказ тех, кому нужно, чтобы чеченцы (подобно «Иванам не помнящим родства) не знали, кто они и откуда. Ссылка на возможность расшифровки древних клинописей с языка вайнахов лишь подчеркивает то, что они − самые близкие из оставшихся в живых древних языков изготовителям клинописей и подтверждает, что чеченский народ сохранил язык предков с минимальными изменениями. ..... Близость ингушского,чеченского языка к языкам урартов, хурритов и шумеров не означает, что он происходит от них. Если чеченцы происходили бы именно из Урарту, то они унаследовали бы от них клинопись. Следы предков чеченцев имеются и ранее времени Урарту и за его пределами. Кстати, государство Урарту было и по древним меркам небольшим − всего 22 тыс. кв. км., хотя и сильным и воинственным. Возможно, часть вайнахов несла по найму военную службу у урартцев. Однако уклад жизни и общественное устройство вайнахов и урартцев резко разнятся. Урарту было уже рабовладельческим и существовало оно после распада Великой Арийской державы. У чеченцев не было своей письменности, и они сохранили очень многое от своих предков, передавая из поколения в поколение, изустно, без изменений, имеющих место при переписке истории в угоду властным элитам. Яфедиты, чьими потомками были Нахи (к ним присоединялись уже на Кавказе потомки других сыновей Ноя в виду схожести верований, нравов и уклада), распространялись на Кавказ с юга на север и далее в основном с запада на восток, вдоль Главного Кавказского хребта. Предками большинства чеченцев − нохчи, − являются нахматьяне, упоминаемые на северо-востоке Кавказа в Армянской Географии в начале первого тысячелетия н.э. Одно из видоизмененных названий чеченцев − шашены, на Карабахском диалетке звучит как особенные до сумасбродства и храбрые до сумасшествия. А название Цацане и так ясно указывает на особенность чеченцев. Чеченцы-нохчи считают (видимо, по зову крови) Нахчеван названным их предками как поселение нохчи, хотя армяне понимают это название как красивое село. Стройные, белые, голубоглазые воины на конях посреди смуглых и малорослых крестьян были действительно красивы. Есть следы нохчи и в юго-восточной Армении в районе Хоя (в Иране) и акки в западной Армении в междуречье Большого и Малого Заба южнее Эрзрума. Следует отметить, что чеченский народ и по составляющим его сообществам вайнахов неоднороден и включает десяток отдельных ветвей, с разными диалектами. И пришли пра-предки вайнахов из разных мест − одни быстро и с большими потерями, а другие постепенно и более сохранно, например, как нохчи из Митанни. Пусть по тем (более трех тысяч лет назад) временам был долгий и растянулся на десятки и сотни лет. По пути оставляли они основываемые ими поселения, и часть из их них уходила дальше, двигаясь на север по необъяснимой ныне нами причине, а остававшиеся сливались с местным населением. Тюрки распространились среди горцев, освоили отгонное скотоводство и заняли не только равнинные земли, но и горные пастбища. Они переняли хозяйственный уклад горских народов и смешались с ними с насаждением власти своих феодальных владетелей. Лишь вайнахи и осетины не переварились в этом тюркском котле и сохранили свою самобытность, вои верования и образ жизни. Чеченцы оказались в тюркском окружении без взаимной поддержки соседних народов. Читая древние легенды и эпос вайнахского народа можно заметить, что этот эпос сильно похож на древние легенды и эпос других древних народов – шумерского, ассирийского, греческого. А читая легенды о нартах, древних жителях Кавказа, понимаешь, что этот эпос имеет общие черты у всех народов Кавказа. Значит древняя история коренных народов Кавказа была общей. По моему мнению нарты являются поздними атлантами (они были высокого роста) либо это были гиперборейцами (как у греков, там все почти боги были с Гипербореи). 200 г.днэ – с степях Северного Кавказа появилась новая группа ираноязычных кочевников – аорсы. По данным античных, грузинских, армянских письменных источников в I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. известны этнонимы малхи, махалоны, кавкасиане, хамекиты, дурдзуки, глигвы, двалы, дигоры, колхи, халибы, санары, махалы, ганахи, халы, сьербы, троглодиты, кисты и др., под которыми в различные периоды различным авторам были известны племена далеких предков ингушей. Часто древние авторы называли северокавказские племена (в том числе и праингушские) скифами и сарматами. В 3-1 веках днэ - расцвет греческих колоний на территории современной Абхазии. В Диоскуриаде активно работала судостроительная верфь, была налажена чеканка монеты. 50 г.днэ - Первые достоверные письменные известия о предках чеченцев и ингушей относятся к периоду I в. до н. э. - I в. н. э. Об удинах упоминается в «Географии» древнегреческого писателя Страбона (I в.до н. э.) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. 40 год нашей эры - по церковному преданию, святой апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов и зихов. 50 год нашей эры - ещё в начале новой эры в Колхиде существовало совместное царство ганахов и махелонов. Страбон отмечает, что махелоны – это старое название санов. Евстафий говорит об этом более развернуто: «Махелоны – народ понтийский… Их мы называем санами или, вульгарнее цанами… и страну санов называют Цаникой, употребляющие вульгарную форму имени». Авторы свидетельствуют о том, что в начале новой эры цаны (цанары), махелоны (предки современных ингушей), ганахи (нахи) и халды (урартийцы) в этой части Кавказа, известном под названием Колхида, входили в единое царство и составляли этническое единство. В те времена колхи говорили на нахском--языке. Об этом свидетельствует и большое количество нахских топонимов в Колхиде. По сообщению Плиния (I в. до н. э.), в начале нашей эры Колхида пустеет, большинство населения покидает ее. Причины нам неизвестны. Возможно, их заставило мигрировать какое- либо экологическое бедствие или карательные акции римлян, предпринять которые обещал еще Флавий Арриан (II в. до н. э.): «...они будут аккуратны, или мы выгоним их из страны». Впоследствии Колхиду заселили грузино язычные племена. Древне нахские племена Колхиды переселяются на Северный Кавказ и в Закавказье, на территорию вблизи Дарьяльского прохода. Племенной союз меотов в начале 1 тысячелетия н.э. вступил в полосу кризиса и упадка, что было связано с частыми вторжениями завоевателей – сарматов и с усилением политической роли другого адыгского племени зихов. “Зихи – называемые так на языке простонародном, греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют “адыга”. Они живут на пространстве от реки Таны (Дон) до Азии” (из книги Дж Интериано “Быт и страна зихов, именуемых черкесами”). 65 год нашей эры – греческий город Диоскуриада переименовывается в Себастополис. Абазги и апсилы одни из первых на Кавказе приняли веру в единого Бога. 120 год нашей эры – место аорсов в степях Северного Кавказа заняли аланы. С началом нашей эры начали складываться и местные самостоятельные племенные образования (княжества Санигия, Абазгия, Апсилия, Мисиминия) апсилов (древних абхазов), абазгов и санигов, живших на территории нынешней Абхазии. 150 год – Лазика (Абхазия и Западная Грузия) стала независимым царством. Во II век н. э. древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» упоминает северокавказский народ гаргарейцы, живший рядом с амазонками. Этноним «гаргарейцы» имеет хурритские корни и напоминает самоназвание ингушей – галгаи. С ингушского языка слово «гаргарейцы» можно перевести как «родственный». Население Кавказской Албании - албаны изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гаргары, утии (удины), гелы, чилби, леги (лезгины), сильвы, лпины. Среди всех племён самым значительным (крупным) были гаргары, на что указывают многие исследователи. Как пишет Тревер, гаргары являлись наиболее культурным и ведущим албанским племенем. О гаргарах и амазонках подробно писал древнегреческий географ Страбон. Исследователи утверждают, что албанский алфавит был создан на базе гаргарского языка. Изучая историю возникновения ингушских танцев и праздников: мужских и отдельно женских, мы пришли к выводу, что в глубокой древности на Кавказе существовало царство воинов-мужчин (горгарейцев) и царство - воинов-женщин (амазонок). Вот что пишет Стробон: "Амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керовнийскими..." Наиболее сильные из амазонок занимаются главным образом охотой верхом на лошадях и водными упражнениями. Весной у амазонок есть два особых месяца, когда они поднимаются на соседнюю гору, отделяющих их от гаргарейцев. По некоему стародавнему обычаю и гаргарейцы тоже восходят на гору, чтобы, совершив вместе с женщинами жертвоприношения, сойтись с ними для деторождения. Всех новорожденных женского пола амазонки оставляют у себя, младенцев же мужского рода приносят на воспитание гаргарейцам. Каждый гаргареец принимает любого принесенного ему младенца, считая его по неведению своим сыном. До сих пор у ингушей сохранился обряд шуточного сватовства "зохалол", свадебный обряд, встреча двух организованных групп: воины-мужчины (гаргарейцы) и воины-женщины (амазонки). Об этом писали А. Х.Танкиев ("Отголоски брачных отношений между предками вайнахов и легендарными амазонками в ингушской свадебной поэзии"), и Р. С. Плиев: ("Хранитель тайн – язык". М., 1997). Но мы хотели обратить внимание на другой праздник, в котором проступают отголоски отношений, которые были между амазонками и гаргарейцами. Это праздник богини Тушоли. Вот, что об этом пишет Шиллинг: "Девушки (ср. др. амазонки) от 15 лет и молодухи отправлялись к храму накануне праздника. Их ожидал жрец. Так как жрец обладал знахарскими способностями, он выслушивал жалобы прихожанок на различные несчастья, бесплодность и гадал для них. В храме было изображение Тушоли, - идол, который выносился жрецом к прихожанам, и этим последним представлялось вплоть до восхода солнца следующего дня прикасаться к Тушоли грудью в чаянии получить плодовитость. В самый день праздника к жрецу съезжались и сходились мужчины (ср. гаргарейцы), большая часть молодежь, и происходило обычное моление с освящением жертв и угощением. К вечеру из присутствующих выбиралась пара: целомудренный юноша и такая же девушка. Их отправляли на ночевку в пещеру чудес (в районе селения Хули). На следующее утро, ночевавшие в пещере юноша и девушка должны были рассказать жрецу сны, которые они видели ночью. По этим снам жрец давал на предстоящий год предсказания касательно урожая, ветров, засухи, эпидемий. Праздник длился три дня и три ночи. Праздник "Тушоли" это инсценировка былого отношения амазонок и гаргарейцев, когда жрица "невест" и старший жрец "женихов" оценивали (мах бур) каждого мужчину и каждую женщину. На основе "равноценности", взаимного соответствия составляли пары. Эти "браки", по сообщениям информаторов, длились не менее месяца. Затем женщины и мужчины расходились до очередной встречи на целый год". Во II веке н. э. история зафиксировала государство (княжество) – Абазгия (государство абазгов). Во 2 веке римский гарнизон разместился и в Питиунте (современная Пицунда). 200 год - с начала I тыс. н.э. на все праингушские племена Северного Кавказа распространяется этноним аланы. Это означает, что иностранные наблюдатели (историки и географы) часто по ошибке называли аланами также и предков ингушей. АКАЦИРЫ - кочевой, скотоводческий народ, обитавший в 3-4 веках на территории Европы от Приднепровья до Восточной Прибалтики и верховий Волги. В античных источниках (до 3 в) упоминается народ «леги», живший на Восточном Кавказе – это были предки современных лезгинов. Основателями Абазгского царства стала династия Леонидов. По утверждению профессора Л.И. Лаврова царь Леон I и его потомки происходили из рода крупнейших абазгских//абазинских феодалов Лау (Алоу, Лоо, Лоовых), чья фамилия существует и сейчас.

Древнейшими, известными по письменным источникам, обитателями причерноморских областей Северного Кавказа являются киммерийцы. К сожалению, сведений о них очень мало. По существу, кроме самого факта пребывания киммерийцев в древности (до VIII в. до н. э.) в северо-восточной части Причерноморья, засвидетельствованного Геродотом и запечатлевшегося в ряде топографических названий античной эпохи, ничего определенного об этих древних насельниках Предкавказья сказать нельзя. Геродот сообщает, что киммерийцы были вытеснены с занимаемой ими территории скифами, вторгнувшимися в Северное Причерноморье из Азии примерно в VIII в. до п. э. Хотя из сообщения Геродота можно сделать вывод, что все Северное Причерноморье было заселено киммерийцами, однако, видимо, главным местом пребывания киммерийцев были Крым и Прикубанье, ибо именно здесь нам известно наибольшее количество названий, связанных с их именем! .

Отступая под натиском скифов из Северного Причерноморья, киммерийцы двинулись, по словам Геродота, через Северный Кавказ на юг вдоль побережья Черного моря и поселились там, где в его время находился «эллинский город Синопа». Изучение клинописей древного Востока и, в частности, ассирийских текстов подтверждает это сообщение Геродота о вторжении киммерийцев в Переднюю Азию, где они действительно появились в VIII-VII вв. до н. э. и потрясли основы ряда могущественных государств древнего Востока, в том числе Ассирию и Урарту.

Вряд ли, однако, все киммерийцы покинули Северное Причерноморье. Надо полагать, что часть их осталась на прежнем месте жительства и после вторжения скифов.

Около VIII в. до н. э. основным населением Северного Причерноморья стали скифы, но, судя по всему, на Северном Кавказе значительного скифского населения не было. Геродот и другие древнегреческие писатели считали восточной границей расселения скифов Дон. Далее на восток, в Предкавказье, по сведениям этих писателей, жили уже нескифские племена (меоты, синды, тореты, керкеты и др.)* Хотя Геродот ограничивает пределы Скифии на востоке течением Дона (Танаиса), однако он же сообщает о проникновении скифов и на Северный Кавказ. По его словам, скифы, преследуя киммерийцев, вторглись через территорию Северного Кавказа в Закавказье и Переднюю Азию, причем они прошли не вдоль берега Черного моря, как киммерийцы, а восточнее, «имея по правую руку Кавказскую гору», т. е. Главный Кавказский хребет. Таким образом, скифы вторгались в Закавказье вдоль Каспийского побережья (через Дербентский проход), проходя через северокавказские степи, где часть их могла и осесть. Конечно, обитавшие в Северном Причерноморье скифы и в дальнейшем могли проникать на Северный Кавказ, особенно в При- кубанье, переходя через Дон или Керченский пролив.

Примерно с VII по III в. до н. э. хозяйственный и общественный строй, а также и культура коренного населения Северного Кавказа приобрели в значительной мере скифские черты. Особенно ярко эти черты прослеживаются в степном Предкавказье и в предгорьях западной части Северного Кавказа (за Кубанью, в бассейне рек Белой и Лабы). Это объясняется не только проникновением на Северный Кавказ скифского этнического элемента, но и усилением исторических связей Северного Кавказа со всей степной полосой Восточной Европы, где размещалась основная масса скифских племен Северного Причерноморья. О том, что скифская культура была в это время воспринята и нескифским населением Северного Кавказа, свидетельствует археологический материал из курганов Семибратние и Карагодеуашх, принадлежность которых местным синдо-меотским племенам не вызывает сомнения.

Процесс распространения скифской культуры, так же как и проникновение самого скифского элемента, сильнее всего чувствуется в Прикубанье, находившемся по соседству со Скифией, а также в степных районах Северного Кавказа, где обнаружены такие яркие и типичные памятники скифской культуры, как курганы у станицы Келермесской и аула Уль- ского на Кубани, Моздокский могильник в центральной части Северного Кавказа и др. Можно считать, что степное Предкавказье, и в особенности Прикубанье, в скифский период мало чем отличались в социально- экономическом и культурном отношениях от лежавших на запад от Дона областей Скифии. Курганы Прикубанья скифского периода свидетельствуют о том же типе хозяйства и общественного строя, что и у скифов - кочевников Приднепровья. Археологический материал прикубан- ских курганов дает тот же ритуал погребения, тот же набор предметов вооружения и домашнего обихода, что и в центральных областям Скифии.

Но в скифских курганах Предкавказья есть и некоторые особенности. В частности, «царские» курганы Прикубанья обычно отличаются большим количеством канских захоронений (например, в одном из курганов у аула Ульского - более 400). К этому нужно добавить, что древние «царские» курганы Прикубанья (VI-IV вв. до н. э.) вообще отличаются более пышным, дорогим и кровопролитным обрядом погребения, чем одновременные им курганы Приднепровья. Попвидимому, все это следует объяснить тем, что Прикубанье, как и все Предаавказье, было втянуто в общение с культурными центрами древнего мира (в особенности с Закавказьем, а также с Передней Азией) значительно раньше, чем Приднепровье. Поэтому и социально-экономическое развитие этого района шло в начале более быстрыми темпами, чем областей, лежащих на запад от Дона.

С причерноморскими племенами Северного Кавказа исторически тесно связаны находившиеся в Северном Причерноморье греческие колонии.

Недаром большая часть наших сведений об этих племенах в античную эпоху получена из греческих источников.

С VII в. до н. э. греки начинают колонизацию Южного, а затем и Северного Причерноморья. К концу V-началу IV в. до н. э. все северное побережье Черного моря от устья Днестра до Кубани было уже освоено греческими колонистами; при этом наиболее густо греческие поселения располагались по обоим берегам Керченского пролива (Боспора Киммерийского). Здесь разместилась самая многочисленная и богатая группа греческих колоний Северного Причерноморья, в которую, в частности, входили Фанагория (станица Сенная), Корокондама (Тамань), Гермонасса, Сады, Гор- гиппия (Анапа) и другие на кавказском берегу. К этой же группе следует причислить и Танаис, находившийся в дельте Дона.

Крупнейшей колонией бос- порской группы был Пантика- пей (находившийся на месте нынешней Керчи), который объединил под своей властью оба берега Боспора Киммерийского и стал столицей так называемого Боспорского царства. К концу IV в. до н. э. в состав кавказской части этого государства входил весь Таманский полуостров со смежными областями по низовьям Кубани, а также побережье до Баты (Новороссийска) на юге и Танаиса на севере включительно.

Появление в Северном Причерноморье рабовладельческого Боспорского государства оказало большое и всестороннее влияние на жизнь и развитие местных племен. В качестве примера можно привести таманское племя синдов, находившееся в сфере непосредственного воздействия Боспорского царства. В VI в. до н. э. синды уже тяготели к городскому центру с греческим и местным населением (сначала Синдский порт, затем Горгиппия, находившиеся на месте нынешней Анапы) и подчинялись управлению полуэллинизованных династов. В IV в. до н. э. синды, как и некоторые другие племена Прикубанья, вошли в состав Боспорского царства, а синдские династы стали вассалами боспорских царей Спартокидов, таких же полуаборигенов, полугреков, каре и они сами. Распространение влияния Боспора и на другие близкие к нему кубанские племена подтверждается многочисленными данными, в том числе материалами так называемых Семибратних курганов (в дельте Кубани около станицы Варениковской).

Местное население Северного Причерноморья и Кавказа к моменту греческой колонизации уже достигло сравнительно высокого уровня хозяйственного, общественного и культурного развития, что и явилось необходимой предпосылкой для возникновения здесь греческой колонизации. Как известно, греческие колонии Северного Причерноморья и Кавказа были обязаны своим богатствам и расцветом прежде всего посреднической торговле, которую они вели, с одной стороны, с местными племенами, с другой - со всем античным миром Черноморского бассейна и Средиземноморья. Хлеб, скот, кожи, мед, воск, вывозившиеся греками из причерноморских областей Кавказа, были продуктами соответствующих отраслей хозяйства, развитых здесь местным населением и притом в такой степени, что уже появились излишки для торговли и обмена.

Следовательно, уровень развития производительных сил у местного населения был настолько высок, что давал возможность организовать широкий и интенсивный обмен с внешним миром. Именно поэтому греческие поселения основывались преимущественно в тех пунктах, где наиболее удобно было организовать торговлю и обмен с местными жителями, причем многие крупные греческие колонии на Черноморском побережье Кавказа возникали на давно обжитых коренным населением местах.

Наивысший расцвет Боспорского царства падает на IV - первую половину III в. до н. э. В дальнейшем оно стало ослабевать, и это в значительной мере было связано с постепенным падением спроса на хлеб, вывозимого боспорскими купцами из Прикубанья в Грецию, и с натиском сарматов, ставших крупной политической силой в степях Предкавказья и Северного Причерноморья. В I в. до н. э. Боспорское царство попало в некоторую зависимость от Рима, а в IV в. н. э. прекратило свое существование под ударами гуннов.

Нужно сказать, что Боспорское царство было не столько греческим, сколько греко-варварским государством, так как местные племена (меоты, скифы, сарматы, аланы) составляли значительный процент его населения и сыграли большую роль в развитии его культуры. В свою очередь греки оказывали большое влияние на культуру местного населения даже за пределами Боспорского царства.

Древнегреческие, а частично и римские писатели оставили краткие, но ценные сведения о народах Северного Кавказа в VI в. до н. э.- III в. н. э. Так, они указывают на Северо-Западном Кавказе большое число племен, часть которых (синды, псессы, фатеи, досхи и пекоторые другие в прикубанских степях) была известна под собирательным именем «меоты», а другая часть (обитавшие в горах зихи, ахеи, тореты, керкеты и пр.) представлялась грекам отдельными народами. Племенные и географические названия того времени в низовьях Кубани и на Черноморском побережье нынешнего Краснодарского края доказывают принадлежность большинства этих меотских и немеотских племен к предкам адыгов (т. е. кабардинцев, черкесов и адыгейцев). В то же время античные писатели говорят не об одном адыгском или двух-трех абхазо-адыгских языках, а множестве языков на Северо-Западном Кавказе, для которого тогда была характерна примерно такая же лингвистическая пестрота, какая сохранилась до начала XX в. в Дагестане. Большинство племенных языков Северо-Западного Кавказа в ту пору было родственным между собой. Сказанное позволяет заключить, что процесс консолидации разрозненных племен Северо-Западного Кавказа к началу нашей эры находился еще на начальной стадии и не успел привести к образованию адыгской народности.

Гораздо меньше сведений можно почерпнуть у античных писателей о населении горной полосы центральной и восточной частей Северного Кавказа. Упоминаемые ими мелкие племена очень трудно привязать к определенным территориям и не менее трудно угадать их этническую принадлежность. Все же авторы I- II вв. н. э. (Страбон, Птолемей и Плиний Старший) знали на востоке Северного Кавказа легов (лакцев или лезгин) и дидуров (дидойцев), причем последние указаны ими рядом с тушинами (тусками), т. е. примерно там, где они живут и в настоящее время.

В степях Северного Кавказа на восток от меотов жили родственные скифам ираноязычные племена сарматов (сираки, аорсы и др.), к которым в самом начале нашей эры присоединились пришедшие из Заволжья аланы. Язык последних также принадлежал к иранской ветви индоевропейских языков и находился в близком родстве с сарматским и скифским языками. Уже во II -III вв. н. э. аланы стали самой крупной политической силой в степях Северного Кавказа.

Аборигенное население (меотские племена, керкеты, тореты, ахеи, зихи, леги, дидуры и др.) были оседлыми и занимались преимущественно пашенным земледелием и скотоводством, а меоты, кроме того, и рыбной ловлей. Значительная часть сарматов и алан занималась скотоводством кочевого типа.

Сведения о социальном строе народов Северного Кавказа в античное время крайне скудны. Письменные источники упоминают, с одной стороны, племенных «царей», владевших значительными стадами скота, а с другой - рабов, или «работников». Археологические раскопки меотских и сарматских могильников обнаружили в одних случаях богатые, а в других - бедные погребения. В Прикубанье открыто большое число меотских горо - дищ, окруженных рвами и валами. Литературные источники рассказывают об укреплении сарматских поселений двумя рядами плетня с земляной засыпкой между последними. Каждое городище имело цитадель, которая обычно отделялась от остальной территории городища внутренними рвом и валом. Не подлежит сомнению, что уровень социального развития населения Северного Кавказа в античную эпоху не был однородным. У одних племен, например у синдов, которые были ближайшими соседями крупных боспорских городов, он был выше, чем у других меотов, выше, чем у кочевников сираков или аорсов и тем более выше, чем у горных племен. В целом же население Северного Кавказа в указанное время находилось на той переходной стадии от первобытнообщинного строя к классовому обществу, которую принято называть периодом военной демократии.

(касоги, зихи, кашаки), аланы также подчиняют определенную их часть. Большая половина адыгов сохраняют независимость. Отличительной чертой их жизни становятся постоянные междоусобицы. Благодаря соседству с Черным морем, предки адыгов поддерживают постоянные торговые связи с Византией и Малой Азией.

Весьма расплывчаты свидетельства той эпохи в отношении вайнахов . Лишь в грузинских хрониках встречаются упоминания о неких дурдзуках , обитавших в горах. Впрочем в тот момент земли современной Ингушетии и западной части Чечни находились под сильным воздействием алан, о чем свидетельствовало месторасположение аланской столицы, город Магас .

В степной части Кавказа аланское влияние было относительным, ибо здесь их постоянными конкурентами выступали все новые и новые орды кочевников. После разгрома Хазарского каганата, Северо-Кавказские степи заполняются печинегами и гузами, народами также тюркского происхождения.

Открыть в полном размере

К концу 11 века эти степные пространства оказались во власти половцев (кипчаки, куманы). Сами половцы охватывают в тот момент громадные пространства от Волги до Дуная. Поэтому не случайно, что эти территории в 12 веке получают именование Дешт-и-Кипчак , то есть половецкая земля.

Этногенез карачаевцев, балкарцев и кумыков

В период средневековья тюркоязычные кочевники сыграли значительную роль в этногенезе ряда местных народов. Ученые полагают, что именно в это период, 12-14 века, активно протекали процессы формирования карачаево-балкарской народности . Ее основу составляли , носители . Приблизительно в 4 веке с ними слилась определенная часть алан, которые были вытеснены гуннским нашествием.

В 7-8 веках хазарами в целях обеспечения безопасности от арабских вторжений, в верхней Кубани размещаются болгары. В 7-8 веках половцы довершают процессы этногенеза карачаевцев и балкарцев . Уникальность этих народов в том, что в антропологическом отношении они являются носителями местного кавказского типа, а разговаривают на тюркском диалекте.

Аналогичные процессы имели место по отношению к кумыкам , которые с давних пор населяли равнинную часть Северного Дагестана. Антропологические исследования показывают отсутствие каких либо различий между кумыками и прочими коренными народами Дагестана. Часть аборигенов равнинного Дагестана подверглась длительной ассимиляции со стороны кочевников тюрок. Причем эти процессы протекали еще с 4 века. В итоге, к 14 веку в северном и центральном плоскостном Дагестане фиксируются тюркоговорящие кумыки.

Дагестан в 10-начало 13 веках

Существенные изменения происходят в 10 веке и в Дагестане, который до этого пребывал в орбите влияния могущественного Арабского халифата. Центральные районы горного Дагестана по-прежнему занимало политическое образование Серир (с арабского сахиб сарир аз-захаб , то есть страна владетеля золотого трона), в который в тот момент включались земли аварцев, части лакцев и даргинцев. Правитель Серира имел титул нуцала и поэтому эти земли именовались нуцальство .

В этот момент в горном Дагестане упоминаются другие объединения: гумык (кумух) в землях лакцев, хайдак (кайтак) в землях даргинцев, зерих геран , куда входили аул Кубачи и ряд окрестных селений. Кабачницы родствены даргинцам, но уже к 13 веку их занятием становится ремесло.

Северная прикаспийская часть Дагестана в период получает название сахль (с арабского, равнина). Арабы подчинили себе эти земли и в период правления наместника Масламы, они на этих землях поставили своего правителя, получившего титул шанхал . Резиденцией шанхалов становятся два селения, Кумух и Тарки . Вот почему это образование получает название Шамхальство Тарковское . После ухода арабов шанхалы продолжили и завершили процессы исламизации кумыкского населения.

Власть нуцалов и шанхалов была наследственной, это было нетипично для остального горного Дагестана, где чаще всего социальное устройство было представлено вольными общинами. На юге Дагестана также существовали политические объединения на племенной основе табасаран . Однако, в силу близости Дербента и Закавказья, эти объединения не всегда были самостоятельными.

После распада Арабского халифата, местные дербентские правители в 70-х годах 9 века создают собственное арабское образование Дербентский эмират . Благодаря транзитному расположению Дербента, купцы извлекают прибыли из морской и сухопутной торговли. Уже с конца 8 века начинает чеканиться собственная монета. Власть в Дербенте принадлежала группе знатных феодальных семей арабского происхождения. Из их числа избирались эмиры (правители), которые в своей повседневной политике опирались на раисов (городские старшины).

К концу 8 века в Дербенте прочно укрепляются позиции ислама, поэтому дербентские правители и жители становятся воинствующими миссионерами. Из Дербента периодические организовываются походы против язычников Южного и Центрального Дагестана, причем производится в буквальном смысле “огнем и мечом” . Упорствующие уничтожаются, а их селения сжигаются. Сами участники походов называются гази , то есть борцы за веру.

В 10-начале 13 веков Дербент – признанный культурный центр Южного Дагестана. Здесь широкое распространение имеет арабская литература и философия. Из числа местных грамотных людей появляются авторы различных произведений. Так в 11 веке свои произведения публикуют философ Абу Бекр , поэт Юсуф аль Дербенди , публикуется “История Дагестана и Ширвана” на арабском языке.

В Дербенте строятся медресе (духовные исламские школы). Здесь проживают толкователи шариата (на арабском факих – ученый человек). Таким образом, Дербент и его жители являются распространителями арабской культуры. В силу того, что Дербент занимал удобный естественный проход, эти земли после ухода арабов остаются объектом посягательств со стороны последующих завоевателей.


Открыть в полном размере

К концу 9 века в Северной части Азербайджана сформировалось государство Ширван , власть в котором оказалась в руках потомков арабских завоевателей, принявших титул Ширван-шахо в. Ширван-шахи подчиняют своему влиянию объединения лайран (земли лезгин), табасаран , пытаются контролировать сам Дербент. Дербентским эмирам удается сохранить собственную независимость, хотя в отдельные периоды им приходится признавать вассалитет от Ширвана.

Во второй половине 11 века юг Дагестана временно захватывают турки-сельджуки и местное население платит налоги в пользу султана. В 12 веке господство турков-сельджуков прекращается, но возрастает влияние соседней Грузии, особенно на западный горный Дагестан. Здесь складывается ситуация конфессионального противоборства, то есть христианские миссионеры из Грузии борются здесь с исламскими проповедниками из Дербента и Ширвана.

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров

Кавказ - один из интереснейших регионов земного шара. Имея уникальные природные условия, исключительную стратегическую важность в системе взаимоотношений Европы и Востока, став родным домом для сотен народностей, поистине является уникальным уголком мира. Огромный научный потенциал изучения Кавказа издавна привлекал историков, археологов, этнографов, путешественников и многих других специалистов. Изучение этой горной страны, интенсивно продолжающееся уже пятое столетие, позволило накопить огромный фактический материал. Многие музеи мира горды тем, что они имеют кавказские коллекции. Написано достаточно специальной литературы о жизни, быте отдельных народов, изучении археологических памятников. Однако история этой горной страны многогранна и сложна, напоминая о том, что изучена тысячная доля того, что бережно хранит и переносит через века благодатная земля Кавказа.
По языковой структуре кавказские языки резко отличаются от всех остальных языков, расположенных в этой части мира, причем, несмотря на отсутствие непосредственного родства, между ними имеются определенные черты сходства, заставляющие говорить о кавказском языковом союзе. Их характерными особенностями являются относительная простота системы гласных (в убыхском их только две, что является мировым рекордом) и необычайное разнообразие согласных; преимущественно агглютинативная морфология; широкое распространение эргативного синтаксиса.
В III-II тысячелетиях до н.э. так называемые кавказоязычные племена жили на территориях не только Кавказа, современного Дагестана и Закавказья, но и в Месопотамии, Передней и Малой Азии, Эгеиды, на Балканском и даже Апеннинском полуостровах. Родство древнейшего населения всех этих территорий прослеживается в единстве их антропологических данных, культуры и общих языковых связях. Если учесть еще и то, что они переселялись только внутри территории своих родичей и вне этой территории почти не мигрировали, то этническую их близость можно считать доказанной, исходя из общности территории, антропологии, культуры и языка.
Древнейшее население всех этих территорий по антропологическим данным относится к европеоидной расе (раньше она называлась кавказской расой) и подразделяется на балкано-кавказскую, средиземноморскую и каспийскую подрасы. Все эти подрасы имеют много общих признаков: рост выше среднего, резко выраженная брахикефалия, узколикость, прямая или выпуклая переносица, густо растущие волосы, темная пигментация волос и смешанный цвет глаз /1/. Как пишут древние историки, пеласги на Балканах, хатты в Анатолии и этруски в Италии имели светлый цвет лица, как и многие современные нахско-дагестанские автохтоны.
Почти на всей территории Дагестана и всего северо-восточного Кавказа в эпоху ранней бронзы (3500-2300 гг. до н.э.) была распространена культура, отличающаяся поразитель-ным единством составляющих ее компонентов. Это поселение характеризуется круглопланными жилищами, сходными с ними круглыми погребальными сооружениями, оригинальной разноцветной керамикой, высокоразвитым бронзолитейным производством, продукция которого включает оригинальные предметы вооружения, орудия труда и украшения /2/.
Памятники со сходными признаками были распространены в III тыс. до н.э. не только в Дагестане, но и на обширной территории, включающей большую часть Кавказа, Восточную Анатолию и северо-восточный Иран. Эта культура получила в археологии название «куро-араксская» ввиду того, что первые ее памятники были выявлены в междуречье Куры и Аракса. Ни одна из древних культур Кавказа не имела такого широкого распространения, как куро-араксская. Элементы этой культуры проникли даже далеко на юг - в восточное Средиземноморье, в Сирию и Палестину.
К общим признакам «куро-араксской» культуры относятся: 1) заселение городища скученными круглыми жилищами; 2) определенные формы кубка; 3) орнамент в виде двух расходящихся спиралей (на булавке или на керамике); 4) так называемые «рапиры»; археологи утверждают, что они заимствованы из крито-микенской культуры и сохранились, чуть ли не тысячелетие; 5) типичный орнамент - выгнутая вверх или вниз черта с круглым и спиральным завершением на обоих концах; 6) орнамент в виде свисающих треугольников, часто заполненных волнистыми линиями и иногда сопровождаемых профильными изображениями толстых птиц или просто кружками; 7) кремация. Установлено, что отдельно взятый признак может стать модным и перекочевать к носителям соседней культуры, но если существует таких общих 5-10 признаков, то этническую принадлежность носителей данной археологической культуры можно определить с достаточной уверенностью.
Из основных признаков куро-араксской культуры - спиралеобразный орнамент, рапиры и заштрихованные треугольники наблюдаются в крито-микенской культуре (Балканы, Эгеида, Малая Азия), которая принадлежит догреческому населению - пеласгам и родственным им племенам.
Древнейшие народы Малой и Передней Азии и их языки, как и народы и языки совре-менного Дагестана, характеризуются своей пестротой. Самыми крупными из этих народов, засвидельтвованными письменными памятниками, являются пеласги (III-II тыс. до н.э., Бал-каны), хатты (III тыс. до н.э., Малая Азия), хурриты (III-II тыс. до н.э., Месопотамия), урартийцы (I тыс. до н.э., современная Армения) и кавказские албаны (I тыс. до н.э.- I тыс. н.э., современные Азербайджан и Южный Дагестан). Тщательные лингвистические исследования И.Дьяконова, С.Старостина и других показали свыше 100 общих корней хуррито-урартийских и северо-восточнокавказских языков. Предположения о родственных связях хурритского и урартского языков с кавказскими высказывались уже в XIX веке. На научную основу этот вопрос был поставлен только в 1954 г. Были приведены факты, свидетельствующие в пользу родства урартского языка с нахско-дагестанскими языками. Оказывается, что в целом эти языки были ни северными, ни восточными и при том не только кавказскими. Поэтому И.Дьяконов /3/ предлагает для данной семьи отказаться от обозначения «северо-восточно-кавказские» и ввести специальное название «алародийские», два раза упоминаемое у Геродота для обозначения урартов.
Эти слова И.Дьяконова напоминают нам информацию, приведенную в «Алупанской книге» /4/: «Бог создал Адама («итем»). Десятый потомок Адама («итема») был Ной. Третий сын Ноя был Яфиз. У Яфиза был восемь сыновей. Его младший сын - Гемер. У Гемера было три сына. Его младший сын - Таргум (он и есть выше упомянутый Таргамон - Я.Я., Н.О.). У Таргума было восемь сыновей. Его младший сын - Алуп. При разделении владений земли от нижнего (вероятно, Средиземного - Я.Я., Н.О.) до верхного (вероятно, Каспийского - Я.Я., Н.О.) морей и от нижних (вероятно, Таврийских и Загросских - Я.Я., Н.О.) до верхних (вероятно, Кавказских - Я.Я., Н.О.) гор были переданы Алупу». Слово «Алуп» как божество мы читаем на одной из царских печатей пеласгского иероглифического письма. Следовательно, и кавказские албанцы, и современные балканские албанцы, и все названные И.Дьяконовым “алародийские” народы - потомки того самого легендарного Алупа. Вполне логично полагать, что они говорили на родственных языках.
Таким образом, в IV-III тыс. до н.э. на территориях Кавказа, Закавказья, Месопотамии, Малой и Передней Азии жили народы или народности с этнографически близкими родственными связями по антропологии, культуре, территории расселения и языку.

Ярали Яралиев
Проф. института «ЮЖДАГ», г. Дербент РД РФ