История. Творческие проекты по истории смоленщины

Смоленск всегда был перекрестком между севером и югом, западом и востоком. Еще в IX веке Смоленск, как центр племенного союза славян кривичей, а затем как крупный город Киевской Руси, развивался на месте волока между реч-ными бассейнами Днепра и Западной Двины на водном торговом пути «из варяг в греки». Не случайно в XI веке он стал центром Смоленского княжества, которое уже в XII веке стали называть «Великим». Княжество было одним из самых силь-ных в древнерусском государстве и занимало территорию гораздо большую, чем современная область. В 1238(9) году под Смоленском был разбит крупный отряд татар, которым так и не удалось подчинить его себе.

Богатые земли всегда вызывают зависть соседей. В конце XIV века между более сильными Московским и Литовским государствами развернулась многолет-няя борьба за смоленские земли, закончившаяся потерей самостоятельности и вхождением Смоленска и большей части княжества в состав Великого княжества Литовского и Русского (так оно тогда называлось). Спустя столетие, в 1514 году, московский князь Василий III присоединил Смоленск и с этого времени крупный торгово-ремесленный центр превращается в сильную крепость на западной гра-нице государства, на самой короткой дороге между Москвой и Европой. Сначала Иван IV Васильевич (Грозный) отстроил здесь деревянную крепость-городню, а затем его сын Федор Иоаннович повелел возвести в Смоленске мощную камен-ную крепость, которая сохраняется и поныне. С XVII века Смоленщина стала аре-ной всех крупных войн, которые вело российское государство с западными сосе-дями: русско-польские войны XVII века, Северная война, Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная. Военная тематика - это то экскурсионное на-правление, в котором со Смоленщиной не может конкурировать ни один регион России.

Будучи крепостью, Смоленск в 1611 году был взят армией польского короля Сигизмунда III и надолго, на 43 года, вошел в состав Речи Посполитой. Вместе с ним под польским флагом оказалась западная половина Смоленщины. В 1654 го-ду русская армия, возглавляемая царем Алексеем Михайловичем, навсегда вер-нула смоленские земли в состав Российского государства, но шляхта отсюда ни-куда не ушла. Польские дворяне, владевшие здесь землями, присягнули русскому царю, приняли православие, а взамен в вечную собственность получили земли, которыми их когда-то одарили польские короли. Вплоть до революции 1917 года западную Смоленщину иногда называли «шляхетской». Надо заметь, что такое этнографическое деление на запад и восток до сих пор ярко выражено в архитек-туре городов (достаточно сравнить Смоленск и Вязьму).

Во время многочисленных войн смоленская земля страдала более других (особенно в 1812 и 1941-1945 годах), но всегда восставала из пепла. Совершено не случайны слова на гербе Смоленской области «Несгибаемый дух все превоз-может».

Город Смоленск является областным центром Смоленской области. Население составляет 356 000 человек. Город располагается в западной части России. Расстояние от Москвы до Смоленска 400 километров.

Смоленск - древний , расположен на реке Днепр. Издревне здесь жили представители славянских племен - смоляне. Этому славянскому племени повезло, город который находился на реках, был обречен на богатство. Торговля здесь шла бойко. Торговые суда, приходившие из одной реки, перетаскивали по суше в другую, соединяя тем самым самые различные культуры.

Так в Византии, например, Смоленск был очень знаменит. Византийцы считали его богатым и большим городом. Помните Аскольда и Дира? Варягов, пришедших на Русь, вместе с Рюриком. Так вот, когда они плыли по Днепру с дружиной, то брать Смоленск не рискнули, и захватили менее защищенный Киев.

В 882 году князь Олег вышел из Новгорода, и поплыл по Днепру в сторону Киева. По дороге он подчинял своей власти попадавшиеся ему по пути города. Смоленск не стал исключением и в 990 году крестил жителей города.


Когда Владимир Красное Солнышко умер, на Руси начались усобицы. Так Святополк убил брата Бориса. Князь Глеб, правивший в узнав о смерти брата, устремился в Киев. По дороге, его настигли убийцы Святополка. Глеб мог оказать отрядам брата сопротивление, но не захотел. Князь не желал проливать братскую кровь. Дружина Глеба поддалась его настроению, в итоге совсем оробела. Князя Глеба зарубил собственный повар, по указу людей Святополка.

Прошло четыре года, и , брат Глеба, смог отыскать его тело. Тело оказалось нетленным, над ним происходили многие чудеса и исцеления. На месте убийства Глеба, воздвигнут Борисоглебский монастырь.

В 1238 году татаро-монгольские орды Батыя организовали очередной поход на Русь. Войска Батыя приближались к Смоленску. Горожане не подозревали о грозящей им опасности. Говорят, что один из жителей Смоленска, по имени Меркурий, горячо молился в Успенском Соборе перед иконой Божией Матери Одигитрии. Вдруг, Меркурий, услышал голос, который сообщал что недалеко от Смоленска полчища врагов. Божия Матерь, обещав свою помощь, велела Меркурию выйти ночью, и напасть на войска Батыя. Меркурий не ослушался и, выйдя ночью, перебил множество татаро-монголов. Утром рано, войско Батыя отступило. Меркурий, принявший смерть был причислен к лику святых. Смоленск же избежал разорения, и подчинился хану только в 1274 году.


В 1404 году на город Смоленск напали литовцы. Три месяца город держал осаду. Князь Смоленский Юрий, решил выехать за помощью в Москву. Смоленск был сдан предателями. 110 лет, старинный русский город находился под властью Литвы. Смоленское духовенство, однако, продолжало находиться в ведении московского митрополита. Население чувствовала духовную связь с остальным русским народом. Вскоре, католики Литвы, начали всячески притеснять православных жителей. Притеснения православных, стали поводом для Москвы идти воевать за Смоленск. Так город опять стал частью русского государства. Произошло это в 1514 году.

В 1593 году началось строительство Смоленской крепости. До этого момента город был обнесен только дубовой стеной. Город находился на западных границах Руси, и его близость к Польше и Литве просто обязывала превратить город в непреступную крепость. Что и было сделано, строительство окончилось в 1602 году. В годы смутного времени, Смоленску пришлось держать почти двух годовую осаду польских войск. К сожалению, предатели, участвовавшие в строительстве крепости, сдали полякам слабые места в стене. Польские интервенты ворвались в город. Улицы Смоленска превратились в поле брани. Бои шли на каждой улице. Горожане, которые не могли держать в руках оружие, заперлись в Успенском соборе, построенном еще в 1103 году. Когда поляки начали штурм собора, жители обнаружили в подвалах порох. Собор был взорван. Поляки были в ужасе от увиденного. 43 года город был во власти поляков. В 1654 году в состав русского государства Смоленск вернул .

В 1812 году жителям пришлось нелегко. Войска Наполеона, вступая на русскую землю, сразу же очутились под Смоленском. В результате длительных боев, русской армии удалось выиграть время. В этом немалая заслуга генерала , Дохтурова, Неверского. Героическая оборона жителей не позволила Наполеону молниеносно ворваться в пределы Российской Империи. Путь отступления войск Наполеона опять же лежал через Смоленск. Городу в годы пришлось не сладко. После вторжения Наполеона, население города составляло лишь 6.000 человек. Город был приведен в упадок. Русские императоры многое делали для восстановления Смоленска после войны.

Город помнит своих героев. На Дзержинской улице, есть сквер памяти героев. В этом сквере стоят бюсты героев отечественной войны 1812 года, и монумент с надписью «Благодарная Россия - героям 1812 года».

Смоленск сегодня - это развитой промышленный центр. На территории города работают такие заводы, как: «Измеритель», «Айсберг», «Искра», «Кристалл», «Шарм», и другие. Город активно торгует произведенной продукцией с соседним, дружественным государством Белоруссией.


Что же можно посмотреть в Смоленске? Город сам по себе является историческим и культурным памятником русской истории. Сколько же всего видели эти стены. К сожалению, из-за частых набегов неприятелей много достопримечательностей не сохранилось. Будучи в туристической поездке в Смоленске, обязательно посетите храмы города: Церковь Петра и Павла, церковь Михаила Архангела, Иоанно-Богословскую церковь.

Как и в любом старом русском городе, здесь много монастырей, обязательно посетите Спасо-Преображенский Авраамиев Мужской Монастырь. Не стоит обходить вниманием Успенский Кафедральный Собор, тот самый, что взорвали горожане, во время польской интервенции. Сегодня он восстановлен. Стоит так же посмотреть Музей «Талашкино», в нем находятся различные картины и предметы старины. Есть в Смоленске и Художественная галерея, здесь представлена коллекция картин русских и зарубежных художников. По городу можно просто погулять и получить от этого удовольствие. Походите по центральным улицам, на них сохранились старинные постройки, есть магазины и точки питания. В Смоленской области находится парк «Смоленское Поозерье». Здесь чистейшие озера и красивейшая природа. В парке, так же находится усадьба .


памятник героям войны 1812г фото

Город Смоленск очень гостеприимен. Люди здесь добрые и интеллигентные. Чувствуется, что недалеко граница, в Смоленске много граждан Белоруссии.

Гостиницы Смоленска: «Патриот» (на улице Кирова), «Усадьба» (ул. Бакунина), «Смоленск» (ул. Глинки), «Отель новый» (ул. Губенко), «Центральная»(ул. Ленина), «Медлен»(ул. Румянцева), «Россия»(ул. Дзержинского).

Уже много сотен лет назад здесь проходил торговый путь “из варяг в греки” - основная артерия славянских народов, которая, связывая север с югом, перекрещивалась здесь с дорогами, ведущими с запада на восток. В IX веке Смоленск был центром края, простиравшегося от Новгорода на севере до Киева на юге, от Полоцка – на западе и до Суздаля - на востоке.

Смоленская область – уникальный в географическом, историческом, культурном и экономическом отношениях край.

Уже много сотен лет назад здесь проходил торговый путь “из варяг в греки” - основная артерия славянских народов, которая, связывая север с югом, перекрещивалась здесь с дорогами, ведущими с запада на восток. В IX веке Смоленск был центром края, простиравшегося от Новгорода на севере до Киева на юге, от Полоцка – на западе и до Суздаля - на востоке.

На XII век приходится период расцвета Смоленского княжества. В это время начинается монументальное строительство, возводятся храмы, которые становятся гордостью русского зодчества. Смоленское княжество насчитывает 46 городов, 39 из них имеют укрепления…

Целый век Смоленская земля процветала. Но в 1230 году страшный мор опустошил ее. Вслед за этим последовало нашествие Батыя на Русь, агрессия Литвы… Монголы, дойдя до стен Смоленска, не смогли разорить его, но все же город платил им дань с 1274 по 1339 годы.

В 16 веке Смоленская земля становится частью сильного русского государства, однако, ее существование нельзя назвать спокойным. Объединившиеся с поляками литовцы не прекращают попыток вернуть утраченные ими территории, защита которых становится теперь уже общерусской задачей.

Именно в это время Смоленск стали называть “ключом” Москвы.

В XVIII веке Смоленск получает статус губернского города. Начинается активное строительство, увеличивается торговый оборот. Но – наступает 1812 год, и снова Смоленск становится на пути врага - на этот раз наполеоновских полчищ.

После Отечественной войны 1812 года Смоленск еще долго лежал в развалинах. Многие общественные и частные здания, ранее украшавшие город, так и не были восстановлены…

Во второй половине XIX века Смоленск становится крупным железнодорожным узлом. Это способствовало развитию торговли и промышленности.

Продолжал город энергично развиваться и после Октябрьской революции. В это время в Смоленске и области создавались предприятия крупной промышленности – льнокомбинат, машиностроительный завод, многие другие.

И снова мирное развитие было прервано войной. Летом 1941 года на смоленской земле разыгралось сражение, в результате которого на два месяца было задержано продвижение гитлеровцев к Москве…

Более двух лет Смоленщина находилась в оккупации. Война нанесла области огромный ущерб. После немецко-фашистской оккупации в Смоленске осталось лишь 7 % неповрежденной жилой площади, разрушенными оказались более 100 промышленных предприятий. В развалинах лежали Вязьма, Гжатск, Ельня, Дорогобуж, Велиж, Демидов, Духовщина, Рославль…

Сознавая огромное значение Смоленской области для страны, СНК СССР в 1945 году включил Смоленск и Вязьму в число 15 русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению, для чего были созданы все условия…

В кратчайшие сроки область была восстановлена. Вскоре объем промышленного производства превысил довоенный уровень и продолжал расти с каждым днем.

В ознаменование заслуг жителей города, Смоленску было присвоено звание города-героя. Это высокое звание он носит с честью.

Русская Цивилизация

Среди древних городов России Смоленск занимает особое место. Недаром иностранцы называли его «священным городом» и «ключом к Москве» . Для них он был первым исконно русским городом , воплощением русского духа и веры.

Первое датированное упоминание о Смоленске в Устюжском летописном своде относится к 863 году: по свидетельству летописца Смоленск тогда был«град велик и мног людьми» . Выдающимся памятником отечественной истории и культуры той эпохи является расположенный рядом со Смоленском Гнездовский курганный могильник - крупнейший в России археологический объект подобного рода.

Возникнув на древнем торговом пути «из варяг в греки» (из Балтийского в Черное море ), в верховьях Днепра , Смоленск, наряду с Новгородом и Киевом , являлся третьей столицей Древнерусского государства.

Смоленск имел большое значение для всейКиевской Руси: он был крупным пунктом торговли и ремесленного производства, военной крепостью. Смоленские князья несколько раз становились великими киевскими князьями. Смоленск контролировал и власть в Великом Новгороде.

С 1136 года князь Ростислав Смоленский учредил самостоятельную Смоленскую епископию . По разным сведениям, в этот период в Смоленске насчитывалось от 5 до 8 монастырей . При них располагались большие собрания книг, велосьлетописание . О распространении просвещения среди населения свидетельствуют и найденные в Смоленске берестяные грамоты и граффити на стенах древнерусских церквей.

О тесных экономических и культурных связях Смоленска с Западом свидетельствуют торговые договоры первой половины XIII века между Смоленском, Ригой и о. Готландом .

XII век - начало XIII века - время расцвета Смоленского княжества. По количеству памятников домонгольского зодчества город был на третьем месте после Киева и Новгорода . В этот же период Смоленск стал одним из выдающихся центров Православия Древней Руси . Важнейшей православной святыней стал Смоленский Успенский собор , заложенный в камне князем Владимиром Мономахом в 1101 году. Одной из самых почитавшихся на Руси икон стала хранимая в Успенском соборе икона Смоленской Божией Матери Одигитрии - копия с древнего визайнтийского образа Одигитрии, являвшегося главной святыней Царьграда. Наименование этой чудотворной иконы Смоленской на Руси свидетельствует о древнем величии Смоленска - столицы Великого княжества Смоленского.

Начиная с XIII века, Смоленское княжество оказалось под ударом своих могущественных соседей: вначале Великого княжества Литовского, а затем и Великого княжества Московского. Череда завоевательных походов разорила Смоленск, города и села Смоленской земли, нанесла серьезный ущерб культурному развитию края. Лишь с середины XVI века геополитическое положение Смоленщины относительно стабилизировалось: она была включена в динамично растущее Московское государство. Смоленск стал западными воротами на пути к столице Московской Руси. Для укрепления русских рубежей в начале XVII века в Смоленске возводится крупнейшая каменная крепость государства , символизировавшая величие и силу России. «Каменным ожерельем всея Руси» называли ее современники.

Но не только военное противостояние с ведущими европейскими странами определяло развитие Смоленска. Важное значение имело и духовное противоборство православия и католицизма. В начале XVII века Смоленск - мощный оплот православной веры на западных границах России. В городе находилось не менее 13 больших монастырей.

Эпоха Смутного времени стала тяжелейшим испытанием для Российского государства. Лишь единение народа и гражданственный патриотизм, впервые осознанный русским обществом, спасли Российскую государственность и независимость страны. Неслучайно в новейшей России учрежден новый праздник - День народного единства, отмечаемый ежегодно 4 ноября как символ единения государственного и гражданского начала в жизни нашего Отечества. Смоленск сыграл ключевую роль в годы тяжелейших испытаний Смуты. Легендарная, героическая 20-месячная оборона города 1609 - 1611 годов под руководством воеводы Михаила Шеина от армии польского короля Сигизмунда III , разрушила планы этого честолюбивого монарха на занятие русского престола, дала время на сплочение сил русского общества. Смоленские дворяне отказались присягнуть польскому королю и стали оплотом 1-го и 2-го земских ополчений. Именно смоленские, вяземские и дорогобужские дворяне первыми вошли в воинство князя Дмитрия Пожарского , освободившего Москву от поляков. Выдающийся патриотизм смолян спас Россию и Российскую государственность, но цена этого подвига была чрезвычайно высока. Город лежал в руинах, значительная часть жителей погибла. Смоленск и смоляне принесли себя в священную жертву во имя спасения России. Значение Смоленска как важнейшего культурного и экономического центра страны на ее западных границах резко снизилось.

В результате Деулинского перемирия 1618 года Смоленск остался за Польшей. Лишь в 1654 году Смоленск был возвращен в состав России, став на многие годы прифронтовым городом в длительных войнах с Польшей.

Опустошительное разорение Смоленска и Смоленского края в длительном противостоянии с католическим Западом привело к упадку городской жизни. Медленно и постепенно город возрождался и отстраивался.

В начале XVIII века Смоленск являлся одной из штаб-квартир Петра I , откуда он руководил строительством оборонительных сооружений на западных и юго-западных границах России в ходе Северной войны со Швецией. Именно это обстоятельство предопределило рождение в 1708 году Смоленской губернии - в числе первых восьми российских губерний.

За последовавшее столетие в Смоленске были возведены в камне главные приходские храмы, в том числе, вновь отстроен и освящен Свято-Успенский кафедральный собор , построены многие общественные здания, открылась гимназия, коммерческое училище, кадетский корпус, заработала крупнейшая провинциальная типография, вышла в свет печатная история города - одно из первых подобных изданий в России. Этот значительный культурно-экономический подъем города был трагически прерван очередным грандиозным нашествием - вторжением армии Наполеона .

Роль Смоленска в Отечественной войне 1812 года невозможно переоценить. Именно в Смоленске война с Наполеоном превратилась для России в первую Отечественную войну. Смоленские дворяне стали инициаторами создания народного ополчения для отпора врагу, а Смоленская земля - местом массового партизанского движения . Оборона города русскими войсками - одна из самых героических и трагических страниц русской истории. Горящий Смоленск, фактически, был принесен на алтарь будущей победы нашего Отечества. Символично, что именно иконой Смоленской Божией Матери Одигитрии, вывезенной из Смоленска, освящалось русское воинство перед началомБородинской битвы , перед ней молился фельдмаршал М.И. Кутузов накануне сражения.

После окончания Отечественной войны 1812 года Смоленск лежал в руинах. Восстановление затянулось на долгие десятилетия. В середине XIX столетия через Смоленск пролегла первая железная дорога, способствовавшая росту промышленного производства. На рубеже XIX-XX вв. Смоленск - известный в стране культурный центр, во многом благодаря деятельности меценатки М.К. Тенишевой . В городе было открыто несколько музеев , активно развивалась благотворительность.

Новый культурно-экономический подъем Смоленска произошел в 1930-е годы. Смоленск стал столицей обширной Западной области, объединившей территории соседних губерний. В городе велось большое строительство жилых и административных зданий, возводились промышленные предприятия, объекты инфраструктуры.

Очередным тяжелейшим испытанием для нашей страны стала Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. И Смоленск , как и в прежние эпохи, явил подвиг самопожертвования, мужества и патриотизма. В боях на Смоленской земле германские армии понесли тяжелые потери и были остановлены, что дало время на подготовку к обороне Москвы. Смоленску за годы оккупации был нанесен огромный ущерб: уничтожены промышленные предприятия и железнодорожный узел, архитектурные памятники превращены в руины. Восстановление города опять растянулось на десятилетия.

3 декабря 1966 года за мужество и героизм, проявленные смолянами в годы войны, и успехи, достигнутые в восстановлении города, Смоленск был награжден орденом Отечественной войны I степени. 23 сентября 1983 года к этой награде добавился орден Ленина. А 6 мая 1985 года Смоленску была вручена медаль «Золотая звезда» и присвоено звание «Город-герой» .


Смоленский институт экономики
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

Контрольная работа
Предмет: История и культура Смоленска и Смоленской области.
Вариант № 4

Выполнил: Елена Валерьевна Третьякова
1 курс, группа №16-29730/1-1
Проверил: к.и.н., доц. Демочкин Андрей Васильевич

Смоленск
2012 год

    Перечислите характерные черты социально-эк ономического развития Смоленской земли в составе ВКЛ.
Смоленск отказывался признавать чужеземных властителей. Чтобы усмирить непокорный город, хан Узбек в 1339 году направил сюда большой монголо-татарский отряд. Вражеская рать подошла к Смоленску, сожгла его посады, но штурмовать крепость не посмела, ушла обратно в Золотую Орду.
С середины 13 века русским землям начали угрожать литовские князья. Будучи раздробленной, ослабленной татаро-монгольским игом и борьбой против немецко-шведской агрессии, Русь не могла оказать им серьезного сопротивления. Великое княжество Литовское одну за другой захватывало западные и южные русские области. Литовские феодалы совершали частые набеги и на Смоленское княжество, предпринимали многократные попытки захватить его столицу.
А Смоленск переживал одну беду за другой. В 1308 году он был охвачен голодом. Умирали тысячи людей. Мертвых не успевали хоронить. Улицы были завалены трупами. Страшный голод свирепствовал в городе и в 1313-1314 годах. он тоже унес в могилу множество смолян. Голодным выдался и 1322 год. В 1340 году Смоленск постигло новое бедствие – пожар уничтожил в городе все постройки. масса смолян погибла в 1352 году от чумы. "Черная смерть" опустошала город в 1364, 1377 и 1389 годах. А в 1387 году в Смоленске осталось несколько десятков человек, которые чудом спаслись от чумы. Но жизнь снова возрождалась. Однако беды не кончались. Много жителей погибло от голода в 1390 году. затем через десять лет снова последовали подряд два голодных года.
Нетрудно представить, каково было моральное состояние уцелевшего население и могли ли смоляне при таких невзгодах противостоять завоевателям.
Литовские князья, используя бедственное положение города, стали врываться в него. Но смоляне каждый раз находили в себе силы и выгоняли вон непрошенных гостей.
Чтобы укрепить свое владычество в русских землях, литовские феодалы в конце 14 века стали искать политического сотрудничества с польскими магнатами. Оно было закреплено в Кревской унии. После этого набеги литовцев на Смоленск участились.
В 1401 году литовское войско осаждало город на протяжении почти двух месяцев, но взять его не смогло. Захватчики пытались овладеть Смоленском в 1402 и 1403 годах, однако тоже безуспешно. Тогда литовские князья вооружили свое войско тяжелыми пушками и подвергли город варварскому артиллерийскому обстрелу. Смоляне выстояли и на этот раз. Горожане храбро отбивались от неприятеля в течение всей весны 1404 года. И только измена помогла литовцам 26 июня 1404 года ворваться в город.
С того времени Смоленск 110 лет находился под владычеством Литвы, но и пережив столь длительную оккупацию, не утратил черты русского города.
Вхождение в состав Великого княжества Литовского Смоленска и других русских городов, а также украинских и белорусских земель с более развитыми общественными отношениями и культурой способствовало дальнейшему развитию общественно-экономических отношений в самой Литве. Ее великие заимствовали у русских многие правовые нормы, формы государственного управления и т.п. Литовцы, не имевшие тогда еще своей письменности, сделали государственным русский язык. Таким образом, ход исторических событий углублял и укреплял экономические и культурные связи между литовским, русским, белорусским и украинским народами.
Совместными усилиями эти народы сдержали натиск армии немецких феодалов, не дали ей распространить завоевания на восток. Сокрушительный удар по рыцарям Тевтонского ордена был нанесен объединенными силами литовских, русских, украинских, белорусских и польских войск при участии чешских отрядов в знаменитой битве под Грюнвальдом на севере современной Польши в 1410 году. В этом сражении принимали участие и смоленские полки.
Феодалы, крестьяне и горожане составляли основное население страны. Феодалы не были одинаковыми. Выделялись: 1) богатые и знатные (князья и паны), которые владели землями, передававшимися по наследству и 2) средние и мелкие (бояре), обязанные нести военную службу. В 16 веке бояре стали называться на польский манер – шляхта. Феодалы постепенно приобретали все большие права. Великие князья за поддержку себе вынуждены были одаривать их не только новыми привилегиями, но и землями. Раздача земель сокращала государственные доходы и ослабляла власть великого князя. На протяжении 14 – 15 веков земля перешла в руки великого князя, феодалов и церкви. Крестьяне теперь только пользовались ею. От того чьей землей они пользовались, их разделяли на государственных, частновладельческих и монастырских. Крестьяне могли быть «похожими» (вольными), сохранившими личную свободу и право ухода от феодала и «непохожими», лишенными этого и передававшимися по наследству. Особой группой сельского населения была «невольная челядь». Они не вели свое хозяйство, жили при дворе феодала, прислуживали ему и были его полной собственностью.
Сельские поселения состояли из хозяйств отдельных семей – дымов. Крестьяне этого села составляли общину. Каждая семья обрабатывала свой надел и передавала его по наследству. Но лугами, лесами, выгонами для скота распоряжалась община. На Смоленщине села не были большими, они насчитывали 8-12 дымов (дворов), так как большие удобные незаболоченные участки земли встречались редко. Все селяне за пользование землей должны были выполнять различные повинности. Подати раскладывались на каждый дым, а ответственность за их выполнение несла вся община. Главными повинностями были дякло (бралась зерном) и мезлева (мясом, птицей, яйцами). Часть крестьян платила оборок деньгами (грошами).
Городские ремесленники и торговцы, или как их позднее стали называть, - мещане, выполняли особые обязанности и повинности. Главная – поддержание в порядке городского замка (укрепления) и защита города от неприятелей. Купцы уплачивали в казну мыто за ввоз и вывоз товара. Кроме того, горожане должны были исправлять городские дороги, давать подводы для послов и гонцов, платить судную, свадебную и вдовью пошлины, сторожить по очереди дома наместников и воевод, городскую казну. Кроме торговцев и ремесленников, в городах проживали также слуги крупных феодалов, присматривавшие за их городскими домами, и подданные епископов и других представителей духовенства. В отличии от остальных горожан на них не распространялись городские повинности. Смоленской землей управлял наместник, назначенный великим князем. При наместнике был совет (рада), состоявший из знатных людей. В него обязательно входили смоленский епископ, окольничие, казначей, городничий, маршалок. Смоленские мещане избирали своего старосту. Он ведал городскими делами, сбором пошлин, представлял горожан в органах верховной власти. Смоленская земля делилась на волости, которыми управляли тивуны. Такая система управления государством обеспечивала участие феодалов в управлении и охраняла их политические и экономические права и интересы.
15 век для Смоленщины был сравнительно мирным, если не считать первого и последнего десятилетия. Он был благоприятным и для развития хозяйства. Основу его составляло сельское производство. Как и раньше, были годы, когда эпидемии и сюрпризы природы сильно уменьшали численность людей. Особенно трудными были 1436 – 1438 годы. Доходило даже до людоедства.
Бедствия и войны опустошали села и деревни. Часть жителей уходили в соседние земли. Чтобы заселить особенно опустевшие восточные районы, великий князь разрешил селить в них москвичей и тверичей. Несмотря ни на что, растут новые поселения. Расчищаются от леса земли под пашню, увеличиваются площади посевов. Основой земледелия было двуполье. Больше всего сеяли рожь и овес. Пахали на волах и лошадях. Широко развивалось скотоводство. Смоленщина в то время была крупным поставщиком меда и воска. Охота давал пушнину. Города были центрами ремесла и торговли. Большую часть городских жителей составляли ремесленники.
Смоляне вели беспрерывную борьбу против угнетателей. Особенно мощным было восстание горожан весной 1440 года, вошедшее в историю под названием Великая замятня. Тогда все, кто мог держать оружие в руках, поднялись против литовских поработителей. Восставшие кузнецы, мясники, портные, ямщики, котельщики и другие черные люди уничтожили в Смоленске вражеский гарнизон, изгнали литовского наместника. Город был полностью освобожден от захватчиков.
Литовские феодалы послали на усмирение смолян крупный воинский отряд. Но жители Смоленска стойко оборонялись. Они отбили все вражеские приступы. Осаждавшие были вынуждены запросить подкрепление. Они обложили город со всех сторон, подвергли его жестокой блокаде и непрерывному артиллерийскому обстрелу. В городе начался голод, возникли пожары. Но восставшие продолжали бороться из последних сил. А силы были неравными. Литовские войска во много раз превосходили численно защитников Смоленска. И тем не менее войскам удалось осенью 1441 года ворваться в город..
Литовское правительство, пытаясь во что бы то ни стало удержать в своих руках ключ к Русскому государству, значительно укрепило Смоленск, обнесло его дубовой стеной с башнями, наводнило многочисленным войском. По тем временам такая крепость считалась неприступной, но русским войскам нужно было ею овладеть. Это требовали интересы Русского централизованного государства. И великий московский князь Василий III, энергично боровшийся за воссоединение русских земель, в ноябре 1512 года предпринимает свой первый поход на Смоленск. Однако осада, продолжавшаяся шесть недель, не принесла успеха. Второй поход на Смоленск был предпринят осенью 1513 года. Осада города продолжалась свыше четырех недель, но как и первая закончилась безрезультатно. Русские войска были вынуждены возвратиться в Москву.
Решающий третий поход на Смоленск начался летом 1514 года.. В нем участвовало 80 тысяч человек, в обстреле принимало участие 300 пушек. После нескольких залпов смоленский наместник Юрий Сологуб запросил перемирия на один день, но Василий III отказал ему в этом. И канонада продолжилась. Тогда под давлением смоленского «черного люда» наместник и воевода приняли решение о капитуляции. Смоленск открыл свои ворота 1 августа 1514 года. Так Смоленск был возвращен России.
    Дворянские усадьбы на Смоленщине и их владельцы.
Со второй половины 18 века дворяне Смоленской губернии начинают строить усадьбы. Естественно, что в наибольшей степени все многообразие и богатство дворянского усадебного мира выражали крупные усадебные комплексы. В них традиционно входили главный дом с флигелями, хозяйственные и служебные постройки, парк с беседками, пруды, сады, цветники, оранжереи, усадебный храм. В качестве примера крупнейших усадеб Смоленщины можно назвать Хмелиту (Грибоедовы, Волковы), Дугино (графы Панины, кн. Мещерские), Холм (Уваровы), Высокое (графы Шереметьевы), Липецы (Хомяковы), Николо-Погорелое и Алексино (Барышниковы), Александрино (кн. Лобановы-Ростовские), Самуйлово и Пречистое (кн. Голицыны), Аполье (кн. Друцкие-Соколинские), Беззаботы (Пассеки, Гедеоновы), Васильевское (Повалишины), Герчики (Корбутовские), Григорьевское (Лыкошины), Засижье (Ваксели), Крюково (Лыкошины, Гейдены), Мачулы (Реады, Энгельгардты), Вонлярово (Вонлярлярские), Рай (Вонлярлярские, Ромейко-Гурко), Скугорево (Воейковы, Муравьевы), Аделоидино (кн. Васильчиковы), Уварово (Лесли), Щелканово (Колечицкие), Козулино (Лыкошины), Кощино (Храповицкие, кн. Оболенские), Овиновщина (кн. Урусовы), Крашнево и Яковлевичи (Пассеки), Климово (Энгельгардты), Городок (Нахимовы), Покровское (Энгельгардты), Преображенское (кн. Щербатовы), Васильевское (графы Орловы-Денисовы, графы Граббе). В настоящее время сохранились усадьбы в селе Хмелита, Новоспасское и Фленово. В полуразрушенном состоянии находится усадьба Шереметьевых в селе Высокое Новодугинского района. В селе Дугино находятся остатки усадьбы Панина. Усадебные комплексы наиболее полно сохранились в Смоленском районе. Усадьбу в деревне Герчики выкупили владельцы московской фирмы, где после проведения реконструкции и реставрации открыли отель.
Мария Клавдиевна Тенишева и ее усадьба в Талашкино.
Летом 1896 года Тенишева упросила свою подругу Святополк-Четвертинскую продать ей Талашкино. Мария испытывала такую нежность к этому месту, будто оно было одушевленным. Благодаря Тенишевой Талашкино стало известно всему культурному миру.
В стремлении создать в отдалении от больших городов своего рода эстетический комплекс Тенишева не была одинока. Но нигде не было подобного размаха, отлично организованной на протяжении двадцати лет творческой работы, таких успехов и резонанса не только в России, но и за рубежом.
В Талашкине появились новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно- хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодежь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень. Их заработок достигал 10-12 рублей в месяц, что было тогда совсем неплохо. Места, где люди способные быстро набирались опыта, постепенно становились производством.
В Талашкине делали, по существу, все и из всякого материала. Посуда, мебель, изделия из металла, украшения, вышитые шторы и скатерти - все это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник».
От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Даже чопорный Лондон заинтересовался изделиями талашкинских умельцев.
Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России.
В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты - эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.
Днем Талашкино словно вымирало, а под крышами мастерских шла непрерывная работа. Зато когда наступал вечер…
Тенишева организовала здесь оркестр народных инструментов, хор крестьянских детей, студию художественного слова. Получило Талашкино и театр со зрительным залом на двести мест. Декорации расшивали В. Васнецов, М. Врубель, местные смоленские художники, проходившие у них «практику». Репертуар был разнообразный: небольшие пьесы, классика. Ставили Гоголя, Островского, Чехова. С неизменным успехом шла «Сказка о семи богатырях», написанная самой Тенишевой. Она часто выступала на сцене своего театра как актриса.
Сама Мария Клавдиевна представляла собой уникальное создание природы, когда прекрасная внешность и внутренняя глубина находятся в гармонии и дополняют друг друга.
В Тенишеву влюблялись очертя голову. Художники, видя ее, тянулись к кисти. Только один Репин, говорят, написал с нее восемь портретов. Конечно, красота княгини просилась на полотно. Крупная, высокая, с густой копной темных волос и гордо посаженной головой, она была завидной моделью. Но среди изображений Марии удачных очень немного. Рисовали красавицу женщину, «Юнону-воительницу». Человек же с очень непростым характером, с бушевавшими в нем страстями, с талантами и редкостной энергией не помещался на холсте, ограниченном тяжелой рамой.
Быть может, только Валентину Серову удалось победить чисто внешнее впечатление от яркой, эффектной женщины и оставить вечности главное, что было в Тенишевой, - жившую в ней мечту об идеале, к которому она продиралась засучив рукава, не обращая внимания на насмешки и неудачи.
Деятельность княгини, которая забирала все время и огромные суммы, вкладываемые в Талашкино, не способствовали миру и спокойствию в семье. Сам Тенишев, которому выстроенное в Петербурге училище, получившее впоследствии его имя, стоило колоссальных трат, многие начинания жены считал излишними. Финансовая помощь, оказываемая княгиней художникам, ее поддержка культурных начинаний обходились дорого. Вместо заботливой хозяйки роскошных столичных особняков, занятой от нечего делать заботами благотворительности, он имел подле себя какой-то бурлящий поток, пробивавший себе дорогу по своему собственному руслу.
Княгиня увлекалась эмалью - той отраслью ювелирного дела, которое заглохло еще в XVIII веке. Она решила ее возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн. Остались фотографии: она в темной одежде с закатанными рукавами, в фартуке, суровая, сосредоточенная.
Не удовлетворенная полученными образцами эмали, Мария поехала на выучку к ювелиру с мировой славой - мсье РенэЛалику. За короткий срок она в работе с эмалью достигла высоких результатов. Вернувшись в Талашкино, Тенишева получила более двухсот новых оттенков непрозрачных эмалей. Ее работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже.
В 1903 году, после кончины мужа, княгиня Тенишева получила право распоряжаться семейным состоянием.
В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение для ее показа. Более того, они вовсе не спешили принять дар княгини. Тогда Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.
Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках.
Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла ее в Париж. А вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты.
Редчайшая коллекция икон, собрание русского фарфора, резьба по слоновой и моржовой кости, коллекция царских одежд, расшитых серебром и золотом, кокошники, украшенные жемчужной россыпью, исторические реликвии от петровского до александровского времени, творения безвестных народных умельцев и лучшие образцы талашкинских мастерских.
За коллекцию балалаек, расписанных в Талашкине Головиным и Врубелем, Марии Клавдиевне предлагали астрономическую сумму. В газетах тех лет писали, что коллекция никогда не вернется домой: ее показ в разных странах мира может стать для владельцев настоящим золотым дном. Но в Смоленск вернулось все до единой вещи. Тенишева вновь обратилась к властям города, отказываясь от прав собственности и оговаривая только три условия: «Мне хотелось бы, чтобы музей навсегда остался в городе Смоленске и чтобы ни одна вещь не была взята в другой музей». И еще: она просила сохранить за ней право пополнять музей новыми экспонатами и «содержать его за свой счет».
30 мая 1911 года состоялась торжественная передача музея городу Смоленску.
Октябрьский переворот 1917 года застал Тенишеву уже во Франции. Из России приходили ужасающие вести. Княгиня купила под Парижем кусок земли и назвала Малое Талашкино.
После революции музей «Русская старина» постигла участь многих художественных собраний. Коллекции перегруппировывались, их «выживали» из собственного помещения, и, наконец, они оказались в чужих, совершенно не приспособленных для хранения. И, само собой, сделались недоступными для людей. Все, что было построено в Талашкине, постепенно ветшало, растаскивалось местными жителями и в конце концов сошло на нет. В церкви Святого Духа, построенной Тенишевой и расписанной Н.К. Рерихом, хранили картофель. Гробница В.Н. Тенишева была разорена, а его прах выброшен. Имя же княгини, не желая прослыть «неблагонадежными», старались не упоминать.
Надо было пройти многим десятилетиям, чтобы на Смоленщине поняли: она теряет свой шанс быть интересной соотечественникам и миру не только историей, но и сокровищами культуры. Не местное чиновничество, а рядовые музейные сотрудники берегли то, что осталось, спасали, как могли, казалось, уже никому не нужные картины и рукописные псалтыри, страдавшие от сырости. У кого-то оставались старые планы, чертежи, фотографии. Берегли, как принято в России, «на всякий случай». И он настал, этот случай, когда в Талашкине застучали топоры. Снова поднялось бывшее школьное здание, теперь отведенное под музей, в котором со старых фотографий спокойно и чуть печально смотрит на «племя младое, незнакомое» смоленская княгиня.
Мария КлавдиевнаТенишева умерла весной 1928 года в Малом Талашкино под Парижем. Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев де Буа.
После ее смерти прошло больше трех десятилетий. В отдел культуры Смоленского горисполкома пришли две старушки и сказали, что, будучи еще совсем молодыми женщинами, состояли в добром знакомстве с Марией Клавдиевной. А теперь им пора исполнить свой долг.
Из потрепанной старомодной сумочки одна за другой стали появляться редкостной красоты драгоценности: броши, кулоны, браслеты, кольца, изумрудные россыпи, блеск бриллиантов, густая синева сапфиров, вправленных в золотую оправу.
Посетительницы объяснили, что, уезжая, смоленская княгиня просила сберечь драгоценности до лучших времен, которые, как ей думалось, обязательно настанут. В случае чего просила передать их музею. К вещам прилагалась опись. Старушки просили проверить и принять.
Эта усадьба - редкий образец крупного имения эпохи барокко.

Александр Сергеевич Грибоедов и его усадьба в Хмелите.
В 16 в. село принадлежало князьям Буйносовым-Ростовским. В конце 17 в. Хмелитой владел С.Ф. Грибоедов, чей конфликт с подчиненными ему стрельцами стал детонатором для "хованщины" - крупного стрелецкого бунта 1682 г. против правления царевны Софьи. С 1747 г. имением владел лейб-гвардии капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед знаменитого драматурга. При Ф.А. Грибоедове в 1753 г. началось строительство главного дома, в 1759 г. возведена Казанская церковь. Четыре флигеля и хозяйственные постройки показаны уже на планах генерального межевания 1778 г. Два парка - регулярный и пейзажный - упомянуты в примечаниях к планам, составленных чуть позже. В 1789 г. за озером была возведена Алексеевская церковь (не сохранилась), более оригинальная и гармоничная, нежели Казанская. Ядром Алексеевской церкви была двусветная ротонда с граненой шлемовидной главой, венчавшей пологую коническую кровлю над низким аттиковым ярусом. Высокий антаблемент поддерживали полуколонны, разделявшие проемы на 12 осях. Нижние окна в барочных наличниках с фронтонами были высокими арочными, верхние - круглыми. Низкий квадратный переход соединял храм с коренастой трехъярусной колокольней под широким и высоким шпилем на четырехлотковой кровле. Барочный пластичный декор подчеркивал приземистые арки звона и большие круглые окна в среднем ярусе. Была при усадьбе и третья церковь - деревянная Успенская, построенная на небольшом кладбище, недалеко от Казанской, к юго-западу от нее и просуществовавшая до 1836 г. В 1790-1810-е гг. (до 1812 г.), в свои детские и юношеские годы, здесь каждое лето гостил А.С. Грибоедов (его мать, Анастасия Федоровна, была дочерью Федора Алексеевича).Хмелитские впечатления отразились в творчестве А.С. Грибоедова - более всего в комедии "Горе от ума". По преданию, дядя поэта А.Ф. Грибоедов послужил прообразом Фамусова, а его зять И.Ф. Паскевич-Эриванский - прототипом Скалозуба. Здесь же А.С. Грибоедов познакомился с будущим декабристом И.Д. Якушкиным.
В дни Отечественной войны 1812 г. в Хмелите вместе с оккупационными войсками останавливался ближайший сподвижник Наполеона, вице-король Неаполя и обеих Сицилии маршал Франции Мюрат. Во время отступления французских войск в Хмелите стоял конный партизанский отряд генерал-майора И.М. Бегичева.
Основная часть усадьбы 18 нач. 19 в. имела симметричную осевую планировку. С запада, от долины р. Вязьма, открывался вид на главное здание, на ступенчатые террасы перед ним и на церкви. Верхняя терраса, с четырьмя двухэтажными флигелями в ее углах, служила парадным двором. На середине ее длинной восточной стороны возвышался большой господский дом. По другую сторону дома находился квадратный регулярный парк с главной аллеей по оси дома и всего ансамбля. Аллея кончалась прямоугольным копаным прудом. К северу парк переходил в пейзажный, эта часть была намного больше по площади и имела свой пруд с островом посредине.
Около 1836 г. главный дом капитально переделывают, а у Казанской церкви расширяют трапезную. Барочную декорацию фасадов господского дома стесывают и заменяют на ампирную. Перед парадным фасадом появляется сильно вынесенный четырехколонный портик с треугольным фронтоном, над домом сооружается деревянный бельведер. Юго-восточный флигель, остававшийся до 20 в. одноэтажным, соединяет с главным домом галерея 1780-х гг.
Начиная со 2-й трети 19 в. Хмелита быстро меняет владельцев - сначала она переходит в руки представителей женской линии фамилии Грибоедовых, а в 1869 г. продается сычёвскому купцу Сипягину. К концу 19 в. "дом был в ужасном состоянии, никто не жил в нем уже много лет. Все было запущено. Северный флигель снесен, верхний этаж южного флигеля разрушен. В зале на полу сушилось зерно, из скважин паркета росла рожь". Но при этом в усадьбе тогда сохранялись "старинный парк, великолепные скотный и хлебный дворы и масса других построек. Кроме этого было 5 000 десятин полей и леса, два озера, пруд". Граф П. А. Гейден купил это имение в 1894 г., когда в огромном доме (с 8 детскими, 53 прочими комнатами и картинной галереей) была распродана вся мебель, и новым хозяевам пришлось закупать ее заново. Перед октябрьским переворотом усадьбой владела В.П. Гейден-Волкова, при которой в 1912 г. надстроили второй этаж над галереей и юго-восточным флигелем. Тогда при строительстве силосохранилища наткнулись на фундаменты дома, в котором раньше жили актеры и цыгане, составлявшие театральный хор. Среди усадебных сооружений, исчезнувших к 1910-м гг., была столярная мастерская, изготовлявшая мебель. Видимо, уже с 1880-х гг. в усадьбе появилась "сырная фабрика", принадлежавшая швейцарцу Шильдту, который поначалу обосновался с производством сыра в близлежащей усадьбе Лобановых-Ростовских "Торбеево" (на территории нынешнего Новодугинского р-на). Около 1910 г., после пожара в имении Гейденов "Глубокое" (Псковская губерния), оттуда в Хмелиту перевезли 130 картин, собранных князем Н.Н. Дондуковым-Корсаковым, когда он возглавлял Академию Художеств. Среди картин были работы Джорджоне, Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, КамиляКоро и других известных мастеров.
В 1918 г. в главном здании разместили Народный дом - с театром, читальней, чайной. Его закрыли в 1919 г., а вещи, картины и библиотеку передали в музеи и собрания Смоленска, Вязьмы и Москвы. Во время немецко-фашистской оккупации главный дом был занят штабом гитлеровских войск и получил три пробоины от снарядов нашей артиллерии. В советское время разобрали два флигеля и до неузнаваемости изуродовали Казанскую церковь, уничтожив трапезную и колокольню. Два других храма снесли до основания. С 1970-х гг. идет восстановление архитектурных построек усадьбы. Большой вклад в него сделал работник московских реставрационных мастерских, а впоследствии директор музея в этой усадьбе В.Е. Кулаков. Исследование и подготовку проектных чертежей провел московский архитектор-реставратор М.М. Ермолаев. Восстановление исчезнувших усадебных построек продолжается. Среди них - конюшня с барочным обрамлением круглых окон по сторонам крупной входной арки. Наличники имеют ступенчатый верх и легкий прямоугольный выступ фартука под нижним горизонтальным обрезом. Часть стен конюшни была бревенчатой, с кирпичными каркасными столбами в мерном ритме. В настоящее время в усадьбе сохранились главный дом, галерея и юго-восточный флигель, воссозданный реставраторами юго-западный флигель, восточное и западное здания служб к юго-востоку от главного дома, Казанская церковь, остатки регулярного парка.

Михаил Иванович Глинка в Новоспасском
Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском – единственный мемориальный музей великого композитора, основоположника русской классической музыки. Новоспасское – поистине сказочный уголок смоленской земли, расположенный на берегу реки Десна. Здесь Глинка провел 12 лет детства, неоднократно приезжал сюда будучи взрослым человеком.
Уникален и неповторим пейзажный парк усадьбы: многочисленные цветники, каскады прудов, беседки, мельница, оранжерея, островок Муз и Амуров лужок. Основу экспозиции составили переданные в свое время родственниками композитора подлинные предметы из родового дома в Новоспасском, мемориальные вещи.
Достопримечательностью усадьбы является действующая родовая церковь семьи Глинок. Ежегодно в конце мая – начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском.
Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М.И. Глинки - отставным майором Н.А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М.И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.
Усадебная церковь построена дедом Глинки в стиле провинциального барокко. Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М.И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой.
Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России.
Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.
Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. Душой семьи была мать Евгения Андреевна. 49 лет она прожила в Новоспасском, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.
Юный Глинка воспитывался по методе того времени. Была у него гувернантка-француженка, обучавшая его читать и писать. Архитектор, нанятый в имение, учил рисовать. Глинка рано заинтересовался географией, начав путешествовать по книгам и картам, и они определили его дальнейший интерес к странствиям.
Большое влияние на будущего композитора оказала его няня Авдотья Ивановна. Она с особой охотой пела мальчику русские песни и рассказывала увлекательные сказки, сумев привить ему любовь к родному фольклору. Глинка всегда тепло вспоминал ее, и, несомненно, многое из услышанного в детстве от няни глубоко запало ему в душу.
Усадебный дом в Новоспасском был построен И.Н.
и т.д.................