Как поэт понимает что такое совесть. Что делать, если мучает совесть? Совесть в психологии

В нашем постоянно меняющемся мире есть фундаментальные понятия, потерять которые - значит потерять себя… Одним из этих вечных и неизменных понятий является наша совесть.

Что же это за качество души такое, глубокое, чистое, вечное, – совестью называется? Википедия говорит, что это понятие обозначает способность человека к нравственному самоконтролю; внутренний голос, который диктует личности, как надо и не надо поступать. Это душевное качество помогает связать разум и эмоции воедино, а выражается в форме душевного переживания.

Что такое совесть? Определение, встречающееся в официальной литературе, несколько суховато для такого глубокого нравственного явления, не правда ли?

С точки зрения психологии

Многие известные психологи в своих работах неоднократно обращались к теме нравственности. Так, Эрик Берн считал, что существуют три эго-состояния человека:

  • Взрослый.
  • Родитель.
  • Ребёнок.

Взрослый отвечает за логическое мышление и разум; Ребёнок - за интерес, исследование и развлечения, а вот Родитель… Родитель - это глас совестливости, нравственное начало человека.

Психолог считал, что в каждом из нас есть суперэго, в которое заложены совестливость и эго-идеал. Первое качество развивается благодаря воспитанию родителей и включает способность к чувству вины и самокритике.

Некоторые психологи называют чувство вины врождённым человека, некоторые полагают, что нравственность - это часть разума, а кто-то считает её производным развития цивилизации.

Итак, это фундаментальное понятие, интересное и сложное. Это чувство нравственной ответственности за собственное поведение и всё происходящее в мире людей.

Значение слова «совесть», которое нам предлагают различные официальные источники, - вещь скучная. А как прояснить определение этого абстрактного психологического термина простыми словами?

Можно сказать, что совесть представляет собой внутренний голос, который не позволяет нам совершать злые поступки, а если уж так получилось - жестоко корит нас за это и наталкивает на мысль об искуплении. Какой он - этот голос? Думается, у каждого из нас он свой. У некоторых людей это голос родителей, «впечатавшийся» в их сознание в раннем детстве; у кого-то - слова кумира, оказавшего на них огромное влияние; у верующих людей это может быть Бог…

Очень интересна версия жизнерадостной десятилетней девочки, недавно прочитавшей «Пиноккио». По её мнению, совесть - это сверчок Джиммини, которого ты случайно проглотил, поэтому он застрял у тебя в голове… Как видите, версий много, присутствуют даже вполне забавные, но только сам человек может ответить, что конкретно для него значат мораль и нравственность...

Связанные понятия и словосочетания

Не следует путать угрызения совести и стыд. Они имеют следующие важные различия:

  • Стыд выступает явлением публичным, в то время как чувство вины - глубоко личное.
  • Угрызения совести появляются вследствие развитой моральной ответственности, а стыд - результат влияния общества.
  • Чувство вины - это осуждение своего поступка, а стыд - осуждение своей личности.

Понятие угрызений совести рассматривали в своих работах Фрейд, Мелани Кляйн, и отечественные психологи Стефаненко и Ениколопов.

А что тогда называют «чистой совестью»? По определению психологов, ощущение чистой совести возникает, когда человек уверен в своей полной и безоговорочной безгрешности. Именно здесь появляется такая проблема, как относительность моральных понятий. То, что для одного - норма, другому не даст спокойно спать по ночам. Действительно, мораль - штука более чем сложная…

А как это - жить по совести, чтобы душа всегда была чиста? Ответ прост. Нужно стараться следовать моральному кодексу, признанному в том месте, где вы проживаете. Цинично звучит? Увы. Как уже упоминалось, мораль - вещь весьма относительная…

Жить по совести – значит, соблюдать внутренние законы чести, кодекс, который страшно нарушить, иначе исчезнет моральная опора под ногами и ты провалишься в беззаконие и пустоту…

Честь, совесть и вера у каждого свои. Не существует универсального рецепта, как жить по совести или избавиться от мук вины. Конечно, в большинстве своём моральные законы закреплены в действующем законодательстве, но, как правило, Конституция слишком узка и ограниченна. И она, к сожалению, не даёт исчерпывающего ответа, как вести себя в одной из тех многочисленных сложнейших в моральном плане ситуаций, которые в избытке преподносит каждому из нас жизнь.

В таком случае совет только один: слушать своё сердце и надеяться, что оно поможет вам сделать правильный выбор. Автор: Ирина Шумилова

Введение

1. Понятие совести

1.1 Совесть и стыд

1.2 Виды совести по Фромму

2.1 Задача совести

2.2 Функции совести

3. Императивность морали

4. Значение совести в педагогике

5. Функционирование совести

Заключение

Список литературы


В ведение

Совестьпредставляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. При этом человек осознает и переживает по поводу невыполненного долга, недостойного поведения, оценку которому «выставляет» сам, чувствует себя виноватым.

Совесть – это внутренний контролер человека.

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека.

Моральные ценности всегда провозглашаются в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг.

Если человек спокоен при невыполнении долга, безнравственен, его называют «бессовестным» - им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного человека сдерживает только внешний контроль, иначе он будет приносить вред окружающим. Такие люди проявляет свою безбрежную зловредность: крадут, лгут, издеваются над другими без зазрения совести.

Психологи выявили: в семьях, где существует жесткий внешний контроль и жестокие наказания, больше шансов вырастить бессовестного человека. Он будет идти к своей цели, пренебрегая всеми моральными устоями, не обращая внимания на страдания окружающих. В то же время семьи, где превалируют доверительные отношения, воспитывают совестливых детей, у которых высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии.

Люди, вырастающие в атмосфере внимания и ласки, глубоко усваивают моральные нормы и идеалы, они сочувствуют окружающим, воспринимают их страдания как свои и стремятся не делать зла.


1. Понятие совести

Совесть является нравственным сознанием человека, способностью различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.

Когда говорят о свободе совести, имеют в виду право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В понятии совесть отражается тесная связь этики и психологии.

Совесть - черта духовного облика личности, выражающая ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.

Слабое развитие совести у того человека, который, отдавая себе отчет в том, что причинил кому-то материальный или моральный ущерб, не порицает себя за это, не испытывает стыда, недовольства собой и стремления поправить дело.

Совесть предполагает осознание личностью своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. В сложной обстановке совесть заставляет человека вести себя так, чтобы не заслужить упрека со стороны близких людей, всего народа.

Совесть - феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения.

Совесть – это наш внутренний голос, который то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения за содеянное. Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный. Мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно, когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо.

Известный отечественный филолог Д.Н. Ушаков в своем словаре так описывает понятие «совесть»: совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение. А в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

По В. Далю: совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Итак, мы выяснили, что совесть – это некая субстанция, способная взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым и правильным.

1.1 Совесть и стыд

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, но следует их различать.

Человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистая совесть - нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Отечественный ученый XX в. Г. Бандзеладзе, считает, что без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.

Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна «работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут уже стыдом. Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить.

Совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания - стыда. Стыд и совесть в общем довольно близки.

Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд – перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд - даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».

Стыд – это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, которое возникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами и осознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно (традиционная трактовка словарей и справочников).

Логика совести иная. Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд – перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

И это было осмыслено исторически довольно рано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знает специального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

Совесть интуитивна, и человек, у которого «она есть», умеет ее чувствовать и опирается на нее в своих выборах. Такой человек всегда поступает обдуманно, честно, не причиняя вреда себя и окружающему миру.

Мы говорим про него «совестливый человек», «живет по совести».

Совести нельзя научить. Совесть – это личный опыт зрелого человека. В процессе воспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести. Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.

1.2 Виды совести по Э. Фромму

Психоаналитик Э. Фромм считает, что совесть бывает двух видов - авторитарная и гуманистическая.

Авторитарная совесть выражает нашу подчиненность внешнему авторитету. При авторитарной совести мы некритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной или социальной, и выполняем ее волю, потому что боимся. Подчиняясь авторитарной совести из страха наказания, человек следует повелениям, которые далеки от его собственных интересов.

Власть преследует свои корыстные цели и использует индивидов лишь как средство, принуждая их к подчинению с помощью формирования механизмов авторитарной совести. Если человек отступает от велений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, боясь последующего наказания. Но как только люди понимают, что власть утратила силу и ничем не может им повредить, они тотчас теряют свою авторитарную совесть и больше не подчиняются тому, перед чем еще вчера робели и преклонялись.

Гуманистическая совесть по Фромму – это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает к самореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностей к тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. Иногда голос совести звучит косвенно через страх старости или смерти, когда человек вдруг понимает, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой.

Подписаться на сайт

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Как часто кто-то просит «иметь совесть» или интересуется, не замучает ли нас она от определенных действий. Однако, что такое совесть? Вряд ли кто-то может с уверенностью дать трактовку данному понятию. Не могут дать совершенно четкого объяснения и словари, но стоит хотя бы попытаться разобраться в этом вопросе.

Что такое совесть?

Что такое совесть? Часто ответ на этот вопрос дается следующим образом – это способность кого бы то ни было самостоятельно определять свои нравственные обязанности , заниматься самоконтролем и оценивать свои поступки. Говоря простым языком, это способ выразить своё нравственное самосознание.

Проявление совести подразделяется на два вида. Во-первых, это определенные действия, которые совершает человек, в связи с той или иной нравственной подоплекой. Во-вторых, это эмоции, которые он испытывает в отношении некоторых поступков – чувство вины, или так называемые «угрызения совести».

Практически всё, что касается данного вопроса, окутано тайной. Например, как вообще у людей появилась совесть? Некоторые ученые полагают, что это произошло в результате эволюции, другие же придерживаются интуитивной теории.

Эволюционная теория основана на том факте, что с течением времени люди замечали, что их эгоистические поступки вредят близким, и за них они порицаются или наказываются. Добрые же поступки, наоборот, одобряются. Некоторые ученые считают, что подобное постепенно усвоилось человеком до врожденного уровня, хотя с этим согласны далеко не все.


Интуитивизм

Основа данной теории в том, что совесть воспринимается как свойство человека, данное ему самой природой. В этом случае не отрицается тот факт, что степень развития могла меняться и совершенствоваться, в связи с самыми разными условиями, однако «зародыш» считается фактом.

Врожденность объясняет безусловный характер совести, однако приверженцы этой теории также вмешивают в вопрос высшие силы, Бога, поэтому такое объяснение не может считаться чисто научным. Оно сохранило за собой слово «теория» лишь в качестве названия, как дань традициям.

Описание совести

Примерно описав то, что такое совесть и что она значит, ученые обратились к другим аспектам данного вопроса. В частности, они подняли психологическую проблему, выделение видов и проявлений.

Практически во всём мнения людей разнятся. Одни считают, что в животном мире не существует проявлений совести, другие же придерживаются совершенно противоположного мнения, и даже находят примеры для подобного.

Отдельно рассматривается определение совести детского возраста. Этот период помогает рассмотреть, как именно формируется самосознание человеческих поступков. Ключевой составляющей является стыд. Некоторые ученые даже считают, что стыд – это единственное проявление совести. Независимо от того, правда это или нет, данное чувство рассматривается у детей, и очевидно, что оно присутствует в разной мере. На это, как правило, влияет воспитание и среда.

Стараясь понять, что означает совесть, не стоит считать, что она присуще только высокоразвитым людям. Многие ученые хотят воспринимать дикарей и племена с низкой степенью культуры как людей, не испытывающих стыда и чувства вины, однако даже самые старые сочинения путешественников легко доказывают обратное.

Многие народы и племена ценят стыд гораздо выше жителей мегаполисов, и это при том, что они ходят совершенно голыми. Проще говоря, культура и степень нравственного сознания практически никак не связаны.


Совесть и криминология

Отдельно широко рассматривают вопрос что такое совесть с точки зрения криминологии, и в этом нет ничего удивительного. Трудно поверить в то, что она существует у воров или серийных убийц. Однако разложение данного типа самосознания, которое провел Деспин, позволило пролить некоторый свет на её природу.

В этом смысле выделяют совесть толпы, влияние массы на сознание одного человека, а также психологические изменения у одичавших людей и выродившихся народов.

Сегодня ученые и философы продолжают активно обсуждать вопрос появления совести и её развития. Некоторые считают, что такое самосознание не изменяется с возрастом или приходом в другое общество, однако происходят изменения в разуме, а он, в свою очередь, способен повлиять на совесть . Она же старается пробиться, посылая человеку невыносимое чувство вины, стыда и угрызений.


способность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки, внутренний голос, предписывающий ему нормы долженствования и запреты. С точки зрения З. Фрейда, совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний.

Представления З. Фрейда о совести содержались в таких его работах, как «Я и Оно» (1923), «Недовольство культурой» (1930). Он не считал совесть чем-то изначальным в человеке. Ее возникновение он связывал с психосексуальным развитием ребенка. Маленький ребенок аморален. В нем нет внутренних тормозов против стремления к удовлетворению желаний. Роль моральной цензуры выполняют родители, поощряющие или наказывающие ребенка. Впоследствии внешнее сдерживание со стороны родителей, воспитателей и авторитетов перемещается внутрь человека. Их место занимает особая инстанция, которую З. Фрейд назвал «Сверх-Я». Это Сверх-Я как раз и является совестью человека, олицетворяющей собой внутренние запреты и нормы долженствования.

Будучи олицетворением совести, Сверх-Я сосредоточивает в себе все моральные ограничения в человеке. В понимании З. Фрейда Сверх-Я, совесть не только вбирает в себя авторитет родителей, но и становится носителем традиций, всех сохранившихся в культуре ценностей (в этом смысле З. Фрейд признавал ту часть психологической истины, которая содержалась в утверждении, что совесть божественного происхождения правда, при этом он отмечал, что в отношении совести Бог поработал недостаточно, поскольку большинство людей получили ее в довольно скромных размерах).

Согласно З. Фрейду, совесть осуществляет надзор и суд над действиями и помыслами человека. Она выступает в качестве цензора, предъявляя к человеческому Я жесткие требования. На первой ступени развития совесть была первопричиной отказа от влечений. Затем на второй ступени развития каждый отказ от влечения становился источником совести. При этом происходило усиление строгости и нетерпимости совести. В результате соответствующего развития совесть приобрела такую карающую функцию и стала столь агрессивной, что постоянно довлеет над человеком, вызывая у него страх (страх перед собственной совестью).

По словам З. Фрейда, на второй ступени развития у совести обнаруживается своеобразная черта, которая была ей чужда на первой ступени развития, а именно «чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается совесть». Пока дела идут у него хорошо, совесть человека не особенно притязательна. Но стоит случиться несчастью, совесть со всей силой обрушивается на человека. Несчастья как бы укрепляют власть совести над человеком, который уходит в себя, превозносит притязания своей совести, признает свою греховность.

Укоры совести порождают чувство вины. Постепенно сознание виновности становится уделом человека. Страх перед собственной совестью обостряет чувство вины, которое возникает даже несмотря на отказ человека от удовлетворения своих влечений. Так, по мнению З. Фрейда, угроза внешнего несчастья, связанная с утратой любви и наказанием со стороны внешнего авторитета, превращается во внутреннее несчастье, обусловленное напряженным сознанием виновности.

Все это означает, что понимание совести в психоанализе исходит из признания ее двойственности. С одной стороны, совесть выступает в качестве добродетельного начала в человеке, способствующего его моральному самоконтролю и нравственной самооценке, а с другой стороны, ее суровость и агрессивность порождают в человеке страх и обостряют у него чувство вины, что может привести к психическому расстройству.

Внутренний конфликт между стремлением к удовлетворению влечений человека и сдерживающими их предписаниями совести является той питательной почвой, на которой произрастают неврозы. Отсюда особое внимание психоаналитиков к осмыслению истоков формирования и природы совести с целью лучшего понимания причин возникновения невротических заболеваний и их успешного лечения.

Проблема совести рассматривалась в работах Э. Фромма (1900–1980). В книге «Человек для себя» (1947) он провел различие между авторитарной совестью и гуманистической совестью. Авторитарная совесть – это голос интериоризованного внешнего авторитета (родители, церковь, государство, общественное мнение), которому человек стремится угодить и чьего неудовольствия он страшится. Предписания этой совести определяются не ценностными суждениями самого человека, а повелениями и запретами, которые заданы авторитетами. Заданные извне нормы становятся нормами совести не потому, что они хороши, а потому, что они даны авторитетом. По сути дела, авторитарная совесть – это то, что было описано З. Фрейдом в качестве Сверх-Я.

Рассматривая природу авторитарной совести, Э. Фромм выделил чистую совесть и виноватую совесть. «Чистая совесть – это сознание, что авторитет (внешний и интеризованный) доволен тобой; виноватая совесть – это сознание, что он тобой недоволен». Чистая совесть порождает чувство благополучности и безопасности, виноватая совесть – страх и ненадежность. Парадокс, по мнению Э. Фромма, состоит в том, что чистая совесть – это порождение чувства покорности, зависимости, бессилия, греховности, а виноватая совесть – результат чувства силы, независимости, плодотворности, гордости. Парадокс и в том, что виноватая совесть оказывается основой для чистой совести, в то время как последняя должна порождать чувство вины.

В отличие от авторитарной совести гуманистическая совесть – это собственный, независимый от внешних санкций и поощрений голос человека. Данная совесть является реакцией всей личности на ее правильное функционирование или на нарушение такового. По словам Э. Фромма, гуманистическая совесть – это «наша реакция на самих себя», «голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить плодотворно, развиваться полно и гармонически – то есть стать тем, чем мы потенциально являемся». Поступки, мысли и чувства, способствующие раскрытию личности, рождают чувство подлинности, свойственное гуманистической чистой совести, а поступки, мысли и чувства, губительные для личности, рождают чувства беспокойства и дискомфорта, свойственные виноватой совести.

Э. Фромм считал, что в реальной жизни каждый человек обладает двумя видами совести – авторитарной и гуманистической. При психоаналитической терапии важно распознать силу каждой из них и их взаимоотношение в пациенте. Так, часто бывает, что чувство вины воспринимается сознанием как проявление авторитарной совести, в то время как в динамике его возникновение связано с гуманистической совестью, а авторитарная совесть является рационализацией гуманистической совести. «На уровне сознания человек может считать себя виновным за то, что авторитеты недовольны им, в то время как бессознательно он чувствует себя виновным за то, что живет, не оправдывая собственных надежд». Одна из задач психоаналитической терапии как раз и состоит в том, чтобы дать возможность пациенту различить в себе действенность обоих типов совести, понять, что безнравственное поведение может восприниматься, с авторитарной точки зрения, как «долг», прислушаться к голосу гуманистической совести, составляющей суть морального опыта жизни.

Совесть

высшее нравственное чувство человека, основанное на индивидуально принятой системе норм морали, нарушение которых эти человеком или другими людьми вызывает у него специфические переживания, называемые угрызениями совести. Такие переживания Включают в себя чувство стыда, грусть о содеянном, Желание изменить, исправить случившееся. Совесть - один из признаков высокого уровня личностного развития человека. Утрата совести ведет к психологической деградации человека.

СОВЕСТЬ

способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - например, угрызений совести.

Согласно З. Фрейду, совесть - внутреннее восприятие недопустимости определенных желаний, с акцентированием того, что эта недопустимость несомненна и не нуждается в доказательствах. Может быть понята как особая психическая инстанция, имеющая назначением обеспечить нарциссическое удовлетворение, исходящее от Сверх-Я, и с целью этого беспрерывно наблюдающая за действительным Я и сравнивающая его с идеалом.

СОВЕСТЬ

Обоснованный набор интериоризованных моральных принципов который позволяет оценивать правильность и неправильность совершаемых или наблюдаемых действий. Исторически, теистическая точка зрения приравнивала совесть к голосу Бога, и, следовательно, считали ее врожденной. Согласно современной точке зрения, запреты и обязательства, определяемые совестью, являются приобретенными; фактически Фрейдовские характеристики суперэго были попыткой объяснить происхождение, развитие и способ функционирования совести. См. моральное развитие.

Совесть

способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (например, "угрызений С."). Л.А. Карпенко

СОВЕСТЬ

высшая форма способности личности к моральному самоконтролю, сторона ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), но и отдавать себя служению определенным ценностям, др. людям, обществу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями общества, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С. – общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в которые он поставлен. С. может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний («угрызения С.»). Воспитание в каждом человеке С. – одна из наиболее важных сторон формирования личности. С. – один из основных, хотя и скрытых факторов, влияющих на возникновение и протекание большинства конфликтов. Особую роль С. играет в содержании и динамике внутриличностных конфликтов. С. выступает ядром нравственности. Поведение совестливого человека в конфликтах, как правило, конструктивно, бессовестного – деструктивно. «Без С. в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животным, кроме печального преимущества блуждать без какого-нибудь руководства от заблуждения к заблуждению» (Ж. Ж. Руссо). Напр., проблемы с С. у многих отечественных лидеров выступают первоисточником целого ряда социальных конфликтов. «С. царствует, но не управляет» – считалось в прошлом веке. В XXI в. С., судя по всему, уже и не царствует. Воспитание С. в каждом человеке – важнейшее условие профилактики и конструктивного завершения большинства конфликтов.