Как составить схему предложения. Как помочь ребенку освоить понятие «предложение»? IV

Государственное коррекционное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 6»

Конспект урока письма

во 2 «Б» классе на тему:

« Составление предложений по сюжетным картинкам ».

выполнил учитель начальных классов:

Назарова Альфия Сафаралиевна

г. Благодарный 2016г.

«Составление предложений по сюжетным картинкам».

Цель: тренировать детей составлять предложения по схемам.

Задачи:

образовательная: выявить уровень состояния навыка составления предложений по схемам;

коррекционно-развивающая: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в выделении букв, развитие мелкой моторики;

воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.

I. Организационный момент.

Доброе утро дети. У нас на уроке сегодня гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними.

1. Эмоциональный настрой (диалог учителя и учащихся) .

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Звуки с буквами пришли

Чтоб порядок навести

Внимание девочки,

Внимание мальчики

Приготовьте ваши ручки

Начинается урок!

Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели.

Каких целей мы должны достичь на уроке?

Хором все читают: - Я научусь … - Я сумею……- Я узнаю…

Какой сегодня прекрасный день за окном солнышко светит, в классе тепло и уютно.

Уточнение пространственно временных представлений:

Игра с мячом. Я буду задавать вам вопросы и тот, кому я брошу мяч, должен дать ответ и бросить мяч мне обратно. Готовы?

Какое сейчас время года?

Какие времена года ты знаешь?

Какой сейчас месяц?

Какой день недели?

Какое сегодня число?

2.Повторение пройденного материала.

Мы с вами проходим тему «Предложение».

Кто мне скажет, с какой буквы мы начинаем писать предложение?

В конце предложения, что мы ставим?

Что вы произнесли? (Слова.)

Что можно составить из слов? (Предложения.)

Составьте предложения по картине. (слайд №3)

II. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке письма и развития речи будем учиться составлять схемы предложений.

II. Гимнастика для пальцев и кистей рук (развитие мелкой моторики) .

Перед тем, как начнем писать проведем пальчиковую гимнастику:

На двери висит замок

Кто бы мог его открыть

Покрутили, постучали.

Разомкнули и открыли.

Как правильно надо сидеть при письме?

Я тетрадочку открою и наклонно положу

Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу.

Сяду ровно не согнусь за работу я возьмусь

Запись даты в тетради. Сегодня 27 апреля.

На следующей строчке Классная работа

а) Минутка чистописания.

Отгадай загадки, запиши отгадки.

1. Ни окошек, ни дверей-

Полна горница людей. (огурец )

2. Красна девица в темнице,

А коса на улице. (морковь)

3. Днём молчит, ночью ворчит.

Кто к хозяину идёт, ему знать даёт. (собака)

Проверьте правописание словарных слов по словарю.

III. Актуализация знаний учащихся.

1. Работа по сюжетной картинке (коллективное составление простого нераспространённого предложения).

Кто это? (Мишка)

Что делает Мишка? (Поливает.)

Что поливает? (Цветы)

Что мы составили? (предложение)

Составим схему этого предложения на доске.

Из чего состоит предложение? (Из слов.)

Сколько слов в этом предложении?

Составление схемы предложения индивидуально на партах.

2. Самостоятельное составление простых предложений (работа с сюжетными картинками).

У детей на партах лежат конверты с сюжетными картинками и схемами предложений.

Сколько слов может быть в предложении?

Посмотрите каждый на свою картинку и составьте по ней предложение.

Посчитайте, сколько слов в предложении и составьте схему предложения под картинкой.

Варианты предложений (Мальчик вешает шубу. Девочка качается на качели. Девочка пьет сок. Девочка кормит кур. Девочка ест сушки.)

IV. Работа по теме.

1. Работа по учебнику (стр. 148, упр. 1).

Прочитайте задание.

Какое задание нужно выполнить? (Рассмотреть рисунок. Перечисли предметы на первом рисунке. Расскажи, что изображено на втором рисунке.

На какой строчке написано предложение?

Запишите предложение в тетрадь. Начерти схему предложения.

V . ФИЗМИНУТКА

Мультзарядка.

VI . Игра « Кто какой звук издает? ».

Прочитайте слова, записанные на карточках. (Рычит, мяукает, воет, мычит, лает)

Назовите предметы, изображённые на картинках. (Медведь, волк, корова, собака, кошка. Какие они звуки издают?

Подберите картинки-предметы к словам-действиям.

Из скольких слов состоят предложения? (из 2-х)

Составьте схемы в тетрадях.

VI . Работа по учебнику : упр. 3 стр.149.

Прочитай найди строку с предложением.Запиши предложение. Соблюдай правила записи преложения.

VII .Работа по карточкам .

Карточка №1. Расставить пропущенные буквы.Начертить схему первого предложения.

VIII . Оцените свою работу.

красным цветом – цель не достигнута.
желтым - цель достигнута, но не все получалось, было сложно, надо ещё поработать.
зеленым – цель достигнута, было интересно, все получалось.

Продолжите фразу:
« Сегодня я узнал…, научился….»

IX .Домашнее задание.

Объявляется и объясняется домашнее задание: стр. 149, упр.4.

V. Итог урока.

Что составляли на уроке? (предложения.)

Что использовали для этого? (Сюжетные картинки и схемы предложений.)

Сколько слов может составлять предложение?

За работу на уроке учащиеся награждаются призами – наклейками.

Подведём итоги урока:

Чем мы занимались сегодня на уроке?

Что узнали нового?

Что получилось лучше всего?

Какие задания на уроке понравились?

Что было трудно?

Тема. Составление предложений по сюжетной картинке.

Цель. Закрепить правила записи предложения.

Задачи: - учить составлению предложений по сюжетной картинке, совершенствовать умение составлять предложения;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, умения соотносить написанное с картинкой; умение работать в парах;

Корригировать мышление на основе упражнений в отгадывании загадок и подборе обобщающих слов, при работе по карточкам;

Воспитывать положительную мотивацию, усидчивость.

Ход урока.

I . Орг. момент.

1. Посадка, проверка готовности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Ну, начнем урок, друзья!

2. Психологический настрой.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

3. Мотивация.

Какой сейчас урок? (урок письма и развития речи)

Чему мы учимся на уроке письма и развития речи? (грамотно писать и говорить)

Для чего нам нужно уметь писать? (чтобы подписывать открытки, писать письма, заполнять документы)

Как вы должны работать на уроке?

- (Хором) На уроке не спешу,

Аккуратно я пишу,

Чтоб учитель мне в тетрадь

За урок поставил «5».

Я желаю вам хорошо поработать и получить хорошие оценки.

Оценивать себя будете самостоятельно, с помощью листов самооценки.

Если задание выполните правильно и аккуратно, ставите 2 балла, если допустите 1-2 ошибки или выполните неаккуратно, ставите 1 балл, если с заданием не справитесь, ничего не ставите. Тот, кто заработает 9 и более баллов, получит оценку «5», 6 – 8 баллов – оценку «4», меньше 6 баллов – оценку «3».

Сегодня на уроке работать будем все вместе, в парах и самостоятельно.

II . АОЗ

1. Повторительно – обобщающая беседа.

- Ребята, давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке?(предложение)

Что такое речь? (Всё, что мы говорим, читаем, слышим)

Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)

Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)

Из чего состоит предложение? (Из слов)

Чем отличается набор слов от предложения? (в предложении мы рассказываем о предметах)

Как правильно оформляется предложение на письме? (первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку)

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Королевству Предложения, где нас будут поджидать разные интересные задания, которые записаны на табличках.

2. Проверка домашнего задания.

А чтобы отправиться в путешествие мы должны проверить домашнее задание. Какое задание нужно было выполнить дома? (записать предложение, подходящее к рисунку, подчеркнуть начало и конец предложения.)

Откройте тетради, проверим домашнее задание. Приготовьте сигнальные карточки.

Что мы сейчас делали? (проверяли домашнее задание)

Зачем мы проверяли домашнее задание? (чтобы проверить, у всех ли правильно выполнено)

3. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Составление предложений по сюжетной картинке.»

Сегодня на уроке мы закрепим правило записи предложения, будем учиться составлять предложения по сюжетной картинке.

III . Закрепление изученного материала.

Подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Точка внимания»

Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

крепко сжать кулаки

напряженно вытянуть пальцы

Отдыхаем.

расслабить кисть

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

1. Запись числа в тетрадь.

Какое сегодня число?

Сколько нужно строчек отступить вниз, чтобы записать число? (2)

Сколько пальчиков от края? (4)

2. Минутка чистописания.

Ребята, посмотрите, в королевстве Предложения растёт яблоня, и на ней табличка с заданием для вас. Минутка чистописания.

На минутке чистописания мы будем писать букву, в которой нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла.

Что это за буква? (о)

Какая это буква? (гласная)

Какие буквы мы пишем на уроке письма? (прописные и строчные)

Прописная это какая буква? (большая)

А строчная это… (маленькая)

На минутке чистописания мы повторим, как пишется прописная и строчная буква «О о»

Посмотрите, как правильно пишется эта буква.

Возьмите ручку, пропишем эту букву в воздухе.

На следующей строчке пропишите, чередуя прописную и строчную букву «О о».

Что мы сейчас делали? (писали минутку чистописания)

Зачем мы пишем минутку чистописания? (чтобы уметь красиво, правильно писать буквы)

3. Словарная работа.

Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная(Собака.)

Какая буква пропущена? (безударная гласная о)

Словарную работу будем писать на доске и в тетрадях. Как будем писать в тетрадях? (одну строчку вниз, 2 пальчика от края, начну писать с большой буквы)

На доске запишет Денис.

На какой слог падает ударение? (на второй ба)

Какую букву нужно запомнить? (безударную трудную гласную о)

А когда собака гуляла по двору, она услышала чей-то голос. Попробуйте угадать.

На доске запишет Аня, остальные в тетрадях.

Ребята, что даёт нам корова? (молоко)

Какая буква пропущена? (безударная трудная гласная о)

На доске запишет Стас, остальные в тетрадях.

Ребята, на какие две группы можно разделить эти слова? (Собака и корова- домашние животные, молоко - продукт)

Что мы сейчас делали?

Зачем мы пишем словарные слова? (чтобы их запомнить и писать без ошибок)

А сейчас немного отдохнём, и физминутку проведём.

Физминутка.

Быстро все ребята встали

Руки быстро вверх подняли

Быстро хлопнули 5 раз

А теперь морганье глаз:

Быстро – быстро поморгали

И ногами постучали

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились

Вправо – влево 10 раз

Отдохнул уставший класс.

Тихо сядет первый ряд, ёще тише второй ряд и тише всех третий ряд.

4. Работа по учебнику.

А сейчас мы с вами возвращаемся в королевство, и читаем следующую табличку: «работа по учебнику».

Откройте учебники на стр. 157, найдите упр.4

Рассмотрите рисунки. Кто нарисован на первом рисунке? (девочка с котёнком и щенком)

Что она с ними делает? (держит на руках)

Кто нарисован на втором рисунке? (котёнок и щенок)

Что они делают? (лакают молоко)

Кто изображён на третьем рисунке? (котёнок и щенок)

Что они делают? (бегают за бабочками)

Составим рассказ. Начало каждого предложения написано под рисунком. Первое предложение составит Данил. Следующее предложение – Паша. И последнее предложение Стас Исаков.

Запишем наш рассказ в тетрадь. Писать будем аккуратно, не выходя за строчку. Давайте вспомним, как правильно оформляется предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку.)

Отступите 1 строчку вниз, 3 пальчика от края, запишите «Упражнение 4.»

На следующей строчке 2 пальца от края, и первое предложение на доске запишет Денис, остальные в тетрадях.

Второе предложение запишите самостоятельно. Какое предложение запишет Юля? - А Денис, Анияз, Стас запишут ещё и третье предложение. Какое ещё предложение запишет Анияз.

Закончили. Давайте проверять. Начинает читать Юля.

Как написала первое слово? (с большой буквы)

Что поставила в конце предложения? (точку)

Следующее предложение читает Анияз.

Как записал предложение? (первое слово с большой буквы, в конце поставил точку)

Что вы сейчас делали? (записывали предложения)

Что составляли из предложений? (рассказ)

5. Работа по карточкам.

Ребята, посмотрите, табличка с каким задание у нас ещё есть? (работа по карточкам)

Работать будете в парах. В нашем королевстве Предложения живут домашние животные. (слайд)

У вас на столе конверт, в котором лежат карточки со словами. Вам нужно составить предложения из этих слов об этих домашних животных.

Возьмите конверт, приступайте к работе.

(Петух сидит на заборе. Собака лает на коз. Козы едят капусту. Утята плавают в пруду. Курица с цыплятами клюют зерно. Лошадь и жеребёнок пасутся на лугу.)

Начинаем проверять. Какое предложение получилось у Кати с Данилом?

Как определили порядок слов в предложении? (первое слово с большой буквы, в конце предложения точка)

Какие предложения у Дениса с Юлей?

(читают по порядку все остальные)

О ком все эти предложения? (о домашних животных)

1. Объяснение домашнего задания.

Ребята, сложите карточки обратно в конверт. Дома запишите эти предложения в тетрадь, подчеркнёте начало и конец предложения.

С чем мы сейчас работали? (с карточкой)

Какое задание выполняли? (составляли предложение)

IV . Итог.

2. Подведение итога.

Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. А вернуться в класс мы сможем, если повторим тему нашего урока.

Какая тема нашего урока? (Составление предложений по сюжетной картинке)

Чему учились на уроке? (составлять предложения по картинке)

Как правильно оформлять предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку)

Какие задания выполняли? (минутка чистописания, словарная работа, работа по учебнику и по карточкам)

3. Оценивание.

- Стас, как ты думаешь, кто сегодня на уроке работал лучше всех?

Юля, кто сегодня на уроке был активнее?

Возьмите листы самооценки. Посчитайте, сколько баллов вы набрали.

Поднимите руку, кто набрал 9 и более баллов. Я согласна с вашей оценкой, за урок вы получаете «5». Поднимите руку, кто набрал от 6 до 8 баллов. Вы получаете «4». Поднимите руку, кто заработал 5 и менее баллов. Ваша оценка за урок «3».

4. Рефлексия.

Ребята, закончите предложение

Сегодня на уроке

я научился…

я похвалил бы себя за...

мне было интересно...

Урок окончен. Всем спасибо.

Татьяна Андронова
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста

Цель : рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста .

Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер , а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.

Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение , не осознавая существенных признаков слова.

Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение , записывать предложения графически .

Воспитатель пользуется терминами «предложение » , «слово» , развивает у детей представление о предложении .

I этап. Вычленение предложений из потока речи .

Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения ) рассказ, который специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями «Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч» . Воспитатель спрашивает детей : «О ком был рассказ?» , задает конкретные вопросы : что я сказала про детей? Что я сказала про мальчика? Что я сказала про девочку?

Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения : первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения . Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений . Рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение , второе и третье.

Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение . Воспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения . Дети считают предложения , загибая пальчики.

«Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки».

Воспитатель спрашивает : сколько предложений в нашем рассказе ? Какое первое предложение (второе) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке .

Вопросы, которые задает воспитатель (о ком, о чем говорится в первом предложении , Что говорится, характеризует семантическую, смысловую сторону предложения , как единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам , картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение , что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения .

Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл , педагог все время спрашивает, о ком это предложение . Что говорится про девочку?

Далее целесообразно графически изобразить предложение , показать детям, как можно «написать» его - длинной чертой; начало предложения отмечается уголком , а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте . Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах . Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как :

1. Придумывание предложений с заданным словом ;

2. Придумывание предложения , которое начиналось бы с определенного слова ; составление предложения по двум картинкам ;

3. Придумывание «веселого» предложения ;

4. Составление предложений по «живым сценкам» .

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений , их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их предложений , что о каждом предмете можно сказать предложение . Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение » .

II этап. Ознакомление со словесным составом предложений .

На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов .

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов , состоящих из 2 - 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик) . Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы :

Рассматривание игрушек,

Демонстрация действий с игрушками,

Рассматривание картин,

Пространственное моделирование.

Одновременно ведется работа по составлению предложений . В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски) . Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает) . Предложения повторяются детьми . Затем они сами составляют предложения про игрушки . Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 - 3 слов . В результате у детей формируются представления о том , что про каждый предмет можно сказать предложения , что предложения состоят из слов . Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения . С самого начала целесообразно использовать схемы. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит : «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова . Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку ». Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений . Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений . Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения .

Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова» . Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении , и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения . При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение . Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть , что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов . В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?» ).

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

В другом варианте игры - «Путаница» - нарушается последовательность слов в предложении , а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы :

1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,

2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми , всей группой) ; последовательное называние слов в предложении ;

3. перепрыгивание через скакалку,

4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько

5. подсчет слов в предложении на пальцах , с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;

6. разные варианты игры «Живые слова» ;

7. произнесение слов вразбивку;

8. произнесение слов по рядам;

9. шепотный анализ предложения ;

Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания :

1. Определение количества слов в предложении . Сколько слов в предложении ?

1. Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.

2. Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …

3. Название первого и последнего слова в предложении .

4. Которое по счету слово…

5. Назовите третье слово.

6. Называние слов в разбивку : назови второе, первое, третье, слово.

7. «Путаница» . Составление предложений по деформированной фразе.

8. «Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения . Правильно ли я записала предложение ? Согласны ли вы со мной?

9. Подбор предложений к заданной схеме . Какая схема правильная?

10. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.

11. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.

12. Придумывание предложений с определенным количеством слов .

13. Придумывание предложений с предложенным словом .

14. Придумать предложение по двум или трем словам.

15. Распространение предложений , путем увеличения количества слов используя полоски-символы.

16. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.

Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте . Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений , а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами.

Умение правильно формулировать свои мысли является основополагающим для каждого грамотного человека. Письменная речь отличается от устной тем, что приходится особенно старательно формулировать мысли, делая их понятными всем. Впрочем, чтобы составить предложение, нужно понимать лишь несколько основополагающих принципов родного языка.

Основы составления предложений

Важно понять главное: предложение должно заключать в себе законченную мысль.

В классическом варианте она выражается в виде грамматической основы и второстепенных членов. Иногда, последние отсутствуют. Один из главных членов грамматической основы, также, может отсутствовать, в таком случае, вся смысловая нагрузка ложится на единственный главный член. Такое предложение называется односоставным.

Главные члены

Подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения.

Подлежащее выражается существительным и всегда используется в именительном падеже, то есть, отвечает на вопросы «кто?» или «что?».

Сказуемое выражается глаголом и сообщает нам о том, что делает подлежащее.

Что такое действительный и страдательный залоги

Чтобы правильно составить предложение, необходимо учесть, как оно будет звучать, ибо набор слов не всегда может быть правильно понят.

Если подлежащее выступает в роли исполнителя действия, которое выражает сказуемое, то речь идёт о действительном залоге: «Маша съела яблоко».

Если подлежащее не исполняет действия, выраженного сказуемым, то речь идёт о страдательном залоге: «Яблоко съедено Машей».

Согласно правилам русского языка, для более точного выражения мысли лучше использовать действительный залог. Однако, страдательный залог бывает уместнее в ряде случаев:

  • Когда исполнитель неизвестен;
  • Когда нужно сделать акцент на подлежащем;
  • В деловой переписке.

Второстепенные члены

Чаще всего, кроме подлежащего и сказуемого, в конструкцию добавляется несколько слов, так или иначе, характеризующих ее грамматическую основу. Эти слова выполняют второстепенную роль. Их наличие делает предложение распространённым, а если их нет - нераспространённым.

Составить предложение, распространённое второстепенными членами не составляет труда, достаточно конкретизировать или украсить грамматическую основу:

«Мы посадили великолепные георгины в своём саду».

Сложное предложение

Сложное предложение включает в себя две и более грамматические основы, иначе говоря, оно состоит из нескольких простых. Составить сложное предложение совсем не трудно, понимая простые правила.

Между грамматическими основами могут быть разделительные запятые или союзы. Если простые предложения в составе сложного разделяются запятой, то предложение считается бессоюзным:

«Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит».

Если для разделения используются сочинительные союзы - и, а, но, да - предложение называется сложносочинённым:

«Собака лает, а кошка мяукает».

При использовании подчинительных союзов - если, чтобы, как, потому, что и др. - предложение считается сложноподчинённым.

«Мы будем загорать, если погода будет солнечной».

Как составить предложение со словосочетанием

В школьной программе по русскому языку часто встречаются задания, связанные с составлением предложений с определёнными словосочетаниями. Не стоит этого пугаться, ведь это совсем несложно.

Чтобы составить предложение, включающее заданное словосочетание, нужно понимать, что словоформы в предложенном словосочетании могут быть изменены в соответствии со смыслом предложения. Это значит, что слова можно склонять и спрягать.

Это лишь основные моменты, касающиеся составления предложений.

Аннотация: Доклад из опыта работы с детьми логопедической группы. Система работы направлена на развитие связной речи в младшем дошкольном возрасте и включает в себя обучение составлению предложений по демонстрируемым действиям, картинке, по предметным картинкам, связанным между собой по смыслу.

Все великие события начинаются с общения.
(Скилеф)

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Основой формирования связной речи является умение правильно составлять предложения и пользоваться ими в повседневной жизни.

Речь детей дошкольного возраста, быстро развивается, обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она начинает подчиняться нормам языка. С этого времени знания об окружающих предметах, явлениях, событиях ребенок получает уже не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых.

Пользуясь речью, ребенок может вступать в контакты с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию. Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка целом, расширяет его знания, его кругозор, помогает общаться окружающими, осознать правила поведения.

Развитие грамматического строя и связной речи осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словарного запаса ребенка и формированием правильного звукопроизношения. Вот почему основная задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать навыки построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Поэтому в коррекционно-логопедической работе в детском саду пристальное внимание уделяется обучению детей составлению предложений. Данная задача решается посредством разнообразных методов и приемов: составление предложений по демонстрируемым действиям, картинкам, (нескольким предметным картинкам, связанным между собой), опорным словам, образцам и т.д. Формами организации для внедрения данных методов могут быть образовательная деятельность, режимные моменты, игры, продуктивная деятельность и т.д.

Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Распространение предложений
  3. Грамматическое оформление
  4. Овладение связной речью.

Упражнения на составление предложений по картинкам (предметным, ситуационным и др.) могут проводиться с использованием разных методических приемов. Для упражнений используются картинки двух видов:

1) картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие;

2) картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия.

По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры. Приведем примеры структур предложений, составляемых по картинкам с изображением действий.

По картинкам первого вида:

§ субъект - действие (выраженное непереходным глаголом), например: Мальчик бежит, Самолет летит;

§ субъект - действие (выраженное нерасчленяемой группой сказуемого): Дети сажают деревья; Девочка катается на велосипеде;

§ субъект - действие-объект: Девочка читает книгу;

§ субъект - действие - объект - орудие действия: Мальчик забивает гвоздь молотком.

По картинкам второго вида:

§ субъект - действие - место действия (орудие, средство действия): Ребята играют в песочнице; Мальчики катаются с горки на лыжах.

Младший дошкольный возраст.

Формировать у детей умение правильно составлять предложения мы начинаем с младшей группы. Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учим строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, режимные моменты, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

Самыми распространенными методами, используемыми нами, являются: составление предложения по демонстрируемому действию и по картинке.

Составление предложения по демонстрируемому действию возможно, как в специально организованной деятельности, так и на режимных моментах, в играх драматизациях.

Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях и режимных моментах — слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми.

Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.

Например:

Рассматривая картинку, сначала мы учим ребенка односложно отвечать на вопросы:

  • Что делает мама? (Читает)
  • Что делает собака? (Лает)
  • Что делают дети? (Поют)

Затем, учим детей формировать простые предложения, путем полных ответов на вопросы, чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое. (Возможно составление и по картинке и по демонстрируемому действию)

  • Что Ксюша делает? – Ксюша рисует.
  • Что делают ребята? – Ребята играют.

Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.

Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение»: по картинке и по демонстрируемому действию (Воспитатель или логопед начинают озвучивать предложение, а ребенок заканчивает) Например:

  • Настя поливает что? (Цветы)
  • Почтальон разносит что? (Письма, газеты)
  • Маша ловит что? (Шарик)
  • Врач лечит кого? (Больных)

При рассматривании картинки дети распространяют предложение с помощью логопеда или воспитателя.

  • Например: Это кто? – Кошка.
  • Какая кошка? Кошка. – говорит воспитатель, понижая голос…
  • …пушистая, – договаривают дети.
  • Что делает пушистая кошка?
  • Пушистая кошка. лежит на коврике.
  • Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.

Подобный прием можно закрепить и с помощью демонстрируемого действия. Например:

Это кто?

Ваня какой – веселый или грустный?

Веселый!

Что делает веселый Ваня?

Веселый Ваня сидит на стуле.

5) В младшей группе мы так же учим детей учат распространять предложения за счет однородных членов.

Перед детьми я выкладываю наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики).

Сначала составляем простые предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке.

Затем я начинаю предложение, а дети продолжают:

  • Мама купила в магазине морковь, лук.
  • У бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и теленок.

Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспитатель начинает:

  • В детский сад привезли новую мебель: столы, стулья, шкафы.
  • В овощном магазине продают вкусные фрукты: лимоны, яблоки, апельсины.

Дети сначала продолжают предложение, а потом повторяют его вслед за воспитателем или логопедом.

6)Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложения, нежели предметная, потому что она, как правило, динамична. Например, я задаю ребенку вопрос «Что делают дети?» и тем самым подвожу его к построению простого предложения, к осознанию синтаксической основы предложения. В его ответе «Дети идут в лес» наличествуют подлежащее, сказуемое и обстоятельство.

В младшем возрасте мы уже начинаем учить детей составлять предложения не только по демонстрируемому действию и по одной картинке, но и по двум картинкам, связанным между собой по смыслу. Например: медведь и мед, кошка и молоко, клумба и лейка, доктор и шприц и т.д.

Структура работы по составлению предложений по двум и более предметным картинкам, связанным по смыслу, та же, что и перечисленная выше.

Сначала дети просто называют каждую картинку в отдельности. А затем с помощью вопросов составляют предложение. Например, по двум предметным картинкам: медведь любит мед, доктор делает укол и т.д. По трем предметным картинкам: медведь, мед, дерево – Медведь полез за медом на дерево.

Для упражнения детей в построении предложений можно использовать следующие игры-упражнения) в соответствии с лексической темой недели (по демонстрируемым действиям, картинкам)

Например: «День куклы» — Лексическая тема: «Мебель» или «Посуда». (Что делает кукла? Кукла спит на кровати. Кукла пьет чай. Кукла сидит на стуле. Кукла кушает ложкой. и т.д.)

«День медвежонка» — Лексическая тема «Дикие животные» (Медвежонок любит мед. Медвежонок играет на поляне. Медвежонок ищет маму).

Особенно много для развития речи дает прогулка: подготовка к ней, организация наблюдений и речевой деятельности во время прогулки, обращение к впечатлениям. Неограниченная возможность составления предложений по демонстрации действия!

Так, собирая детей на прогулку, мы обязательно разговариваем с детьми: «Сейчас мы пойдем гулять. Куда мы пойдем? (Мы пойдем гулять на улицу) Достань из шкафа шапку. Подай мне шапку. Давай мы ее наденем на голову. (Я надеваю шапку) Посмотри, какая у тебя красивая шапка (У меня красивая шапка)».
На прогулке нужно постоянно обращать внимание на красоту окружающей природы, учить детей наблюдать за погодой, за изменениями в природе. Например: «Облака плывут», «Ветер шумит», «Деревья качаются» «Деревья машут листочками» «Цветут красивые цветы», «Маленький муравей ползет», «Бабочка порхает» и т.д.

Динамика игрового действия способствует заинтересованности детей и облегчает решение дидактической задачи.

Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.

Средний и старший дошкольный возраст.

В речи детей среднего и старшего дошкольного возраста увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений.

Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.

Употребление существительных в косвенных падежах - винительном, дательном, творительном, родительном - без предлогов и винительном, дательном, творительном, родительном, предложном падежах с предлогами:

а) имена существительные в винительном падеже без предлога после переходных глаголов: Таня моет пол; Мама купила игрушку; Я смотрю телевизор.

б) существительные в дательном падеже: Сережа дал карандаш Пете; Таня помогает няне;

в) существительные в родительном падеже без предлога: это шапка Игоря, это домик Мишки, книга брата; Я принес один карандаш, два карандаша; Он съел три груши; Петя дал Тане четыре кубика (марки, карандаша);

г) существительные в творительном падеже без предлога (орудие действия): Я рисую карандашом, мелом; Дети моют руки теплой водой; Таня чистит зубы пастой; Нужно вытирать руки полотенцем;

д) существительные с предлогами в, на, с, у, по, под, над, служащими для выражения пространственных отношений, составление словосочетаний, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?: Иду в садик (к у д а?); Была в садике (г д е?); Иду из садика (о т к у д а?); Мишка залез на дерево (к у д а?); Мишка сидит на дереве (г д е?); Мишка слез с дерева (откуда?); Птичка сидит на ветке (г д е?); Птичка улетела с ветки (о т к у д а?); Катя вошла в лес (к у д а?); Катя была в лесу (г д е?); Катя пришла, вернулась из леса (откуда?); Дети гуляют в парке, по парку (г д е?); Грузовик едет по лужам (г де?); Я был на улице (где?); Ходил по огороду (г д е?); Шкафчик стоит у окна, у стены (г д е?).

е) существительные с предлогами к, от, служащими для выражения пространственных отношений, соответствие их вопросам куда? откуда?: Петя подошел к дереву (к у д а?); Петя отошел от дерева (о т к у д а?).
Соответствие приставки и предлога.

2. Глаголы: а) глаголы движения: идти, ехать, бегать и др.; б) глаголы состояния: спать, есть, говорить; в) глаголы действия: рисовать, лепить, трогать и др.; г) приставочные и бесприставочные глаголы: шел в… - пришел в…; рисовал - нарисовал; просить о… - попросить о…; д) возвратные глаголы: готовить утренник - готовиться к утреннику; поднимать игрушку - подниматься по лестнице, подниматься на лифте.

3. Имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, материал; имена прилагательные в сравнительной степени: меньше, больше, уже, выше, короче, длиннее и т. д.

4.Союзы сочинения и подчинения. Употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

Например, предлагаю детям несколько картинок:

1) девочка моет пол щеткой;

2) мальчик делает девочке лодочку;

3) девочка рисует клоуна.

Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.

1. Мальчик делает лодочку.

Мальчик делает лодочку девочке.

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

2. Девочка рисует клоуна.

Девочка рисует клоуна карандашами.

Девочка рисует клоуна цветными карандашами.

Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребенка подводят к построению связного высказывания. С этой целью мы используем упражнения «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации.

  • Маша взяла утюг, она будет (гладить белье).
  • Дима взял пилу, он будет (пилить бревно).
  • Юра взял топор, он будет (рубить).
  • Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет (кататься на велосипеде).
  • Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением.
  • Кого ведут в детский сад?
  • Кого учит учитель?
  • Что рисует художник?

Переходим к сложным предложениям. Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения.

Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.

«Закончи предложение».

Маленькая Настя скатилась с горки на санках, хотя (ей было страшно).

Тане подарили куклу, потому что. Мы пошли гулять на улицу, когда. Дети пошли в школу, чтобы. Надя не послушалась маму, поэтому. Пошел дождь, но мы.

«Ответь на вопросы».

Почему птицы осенью улетают на юг? Когда можно переходить улицу? Для чего нужен пылесос? Зачем Миша пошел в библиотеку?

Вопросы «почему?», «когда?», «зачем?», «для чего?» развивают у ребенка умение устанавливать причинно-следственные, временные, целевые связи и отношения.

Появление в речи детей сложноподчиненных предложений свидетельствует о познании и осмыслении ребенком связей и отношений, существующих в реальной жизни.

Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

  • Какая сегодня погода? (Хорошая)
  • Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя)
  • Какой бывает день, когда тепло? (Теплый)
  • Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный)
  • А когда нет ветра? (Безветренный) И т.д.

Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.

Предложения

  • Дети были в школе. Мальчик зашел за дом.
  • Снег лежал на крыше. Кошка залезла под пол.
  • Воробей сидел на заборе. Пловец нырнул под воду.
  • Теплоходы пристают к пристани. Человек завернул за угол.
  • Посуду поставили на стол.
  • Откуда пришли дети? (Из) Откуда вышел мальчик? (Из-за)
  • Откуда сбрасывали снег? (С) Откуда вылезла кошка? (Из-под)
  • Откуда слетел воробей? (С) Откупа вынырнул пловец? (Из-под)
  • От чего отходят пароходы? (От) Откуда вышел человек? (Из-за)
  • Откуда убрали посуду? (Со)

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.

– Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).

  • Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).
  • Сережа не достает до звонка, потому что он… (маленький).
  • Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).

«Один начинает – другой продолжает».

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение:

  • Мама купила Коле… красный флажок.
  • Утром дети идут… в детский сад.

Воспитатель начинает. У нас на клумбе. Кто хочет продолжить? Галя. Распустилась красная гвоздика. Воспитатель. А можно еще продолжить? Витя. Она очень хорошо пахнет. Воспитатель. Теперь скажите все сразу.

Галя. У нас на клумбе распустилась красная гвоздика, она очень хорошо пахнет. И т. п.

Упражнения на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения.