Как уберечь ребенка от стресса: что могут сделать родители. Снимем маску разминкой

Как помочь ребенку избавиться от тревоги, преодолеть стресс или отвлечься от какого-то негативного события? Не нужно сразу бежать к психологу! Снять стрессовое состояние могут сами родители — при помощи коррекционных занятий.

Вот 10 несложных, но очень действенных игр, основная цель которых – избавить малыша от беспокойств и неприятных воспоминаний, которые могли быть полученны в садике, в школе, на детской площадке.

1. Попрыгаем от всей души

Ваш ребенок любит прыгать на кровати, а вы его за это ругаете? Очень зря, поскольку такие «прыгалки» позволяют выплеснуть весь негатив и снять напряжение, не оставив стрессу никаких шансов.

Весь секрет в «невесомости», вместе с ощущением полета в мозг передаются положительные импульсы. Поэтому не стоит журить малыша за прыгание, лучше водить его в специально предназначенные для этого места. Например, на батут.

2. Сделаем дни разноцветными

Есть такое понятие, как «жить вчерашним днем» – с детьми такое нередко случается. Они могут подолгу думать о том, что случилось в прошлом, и переносить события в настоящее. Чтобы не позволить ребенку «зависнуть», нужно сделать каждый его сегодняшний день ярким. Распределите по всем дням недели цвета радуги: понедельник – красный, вторник – оранжевый и т.д.

И каждый день акцентируйте внимание малыша на конкретном цвете. Если это, к примеру, четверг, то организуйте всё в зеленом цвете: зеленая одежда, зеленые фрукты/овощи и т.п. Это поможет оживить чувства ребенка и вернуть его в реальность.

3. Снимем маску разминкой

Ученые утверждают: если ребенок получил психологическую травму, и его лицо стало безучастным, то снять такую «застывшую маску» можно с помощью пластической игры. Заинтересуйте малыша лепкой из пластилина, после чего в шутку предложите ему самому «стать пластилином». Суть этой игры заключается в массаже детского личика, вы должны в игривой форме «лепить» из него разные фигурки и разминать щечки. Можно даже вместе погримасничать и строить рожицы – после такого занятия ребенок заметно расслабится.

4. Отпустим негатив в небо или по реке

Любые отрицательные эмоции необходимо отпускать, держать их в себе нельзя. Но от стресса порой избавиться очень сложно даже взрослому человеку, а ребенку это сложнее вдвойне. И самый эффективный способ очиститься от негатива – отпустить его. В этом помогут обычные воздушные шары и бумажные кораблики: шарики запускать в небо, а кораблики пускать по воде. Очень простые способы отвлечься от неприятного события.

5. Сделаем бумажную гирлянду

Случается, что по какой-либо причине малыш замыкается в себе и отказывается от общения с другими детьми. Предложите ему вместе смастерить гирлянду из бумаги – цепочку, фонарики, снежинки или человечков, которые держатся за руки. Раскрасьте их, дайте каждому имя, нарисуйте глазки – придайте поделке какое-то единение. Это поможет застенчивому малышу раскрепоститься и в дальнейшем сблизиться с новыми друзьями.

6. Поищем качества в имени

Данная игра – идеальный вариант психологической защиты личности, благодаря чему ребенок быстрее адаптируется в новой обстановке. Ее суть состоит в том, чтобы малыш написал столбиком свое имя и на каждую букву определил свое качество. Пример: имя ПОЛИНА. П – Прилежная, О – Общительная, Л – Ласковая, И – Искренняя, Н – Надежная, А – Аккуратная. Или имя ЕГОР: Е – Единственный, Г – Гостеприимный, О – Озорной, Р – Решительный. Абсолютно на каждое имя всегда можно найти какое-то хорошее качество.

7. Поиграем с капелькой краски

Еще одна простенькая, но очень полезная игра для расслабления и снятия напряжения. Приготовьте стакан с водой и предложите ребенку капнуть в нее акварельной краской. Капелька начнет растворяться, образуя причудливые узоры. Пусть малыш применит всю свою фантазию и постарается танцем изобразить то, что видит. Например, узор в воде напоминает рыбку, и ребенок должен пластикой показать ее. Очень интересная игра.

8. Прогоним негатив отпечатками

Зачастую замкнутый малыш «закрывается» в себе и боится просто радоваться жизни – пережитый страх ему этого не позволяет. И чтобы помочь ребенку избавиться от тревоги, можно поиграть с ним в отпечатки. Суть игры: в краску окунается пальчик или даже вся ладошка, после чего на бумаге нужно оставить след. Из этого отпечатка малыш должен дорисовать то, что ему подсказывает фантазия: ромашку, мячик, котенка, зонтик и т.д.

9. Поищем ребенка в воображаемом мире

Чтобы «вернуть» малыша из его воображаемого мира в сегодняшний день, попробуйте поиграть с ним в незатейливую, но очень эффективную игру. Правила: вы неожиданно спрашивайте его: «Ты где?», он отвечает: «Я здесь» и описывает, где именно «находится». Не поправляйте его, ребенок должен сам придумать и рассказать о своих ощущениях. К примеру: «Я сижу на зеленой лужайке в красивом платье в горошек и ем сладкий арбуз».

10. Выпустим «пар» активными играми

Абсолютно любой негатив требует выхода, и сделать это можно при помощи громких подвижных игр. И неважно, что это будет: бой подушками, хлопки в ладоши, забивание гвоздей или игра на барабане – важно выпустить «пар». Здесь срабатывает метод «клин клином вышибает», поэтому от отрицательной энергии нужно избавляться радикальными способами. Подойдет любая шумная игра, которую можно провести дома или на природе. Это поможет ребенку обрести душевное равновесие и снять стрессовое состояние.

Нервы

Чтобы не истощать нервную систему ребенка, старайтесь сглаживать стрессовые ситуации. Чаще его хвалите, вместе играйте и веселитесь, не нагружайте его «взрослыми» проблемами.

У детей разных возрастов стресс проявляется по разному.

  • У малышей до двух лет нарушается сон, они капризничают и отказываются от пищи.
  • В возрасте от двух до пяти лет проявляется поведенческая агрессия, у ребенка бывают приступы плохого настроения, плаксивость, он даже может начать заикаться.
  • Дети дошкольного и младшего школьного возраста под воздействием стресса становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают общения.
  • Подростки проявляют стресс «трудным поведением», приступами раздражения, вспышками ярости. Нередко под влиянием этого фактора развивается судорожный тик: мигание или подергивание.

Что поможет

Ученые установили, что дети, у которых в организме недостаточно магния труднее адаптируются к сложным обстоятельствам. Этот макроэлемент способен устоять стрессу, а значит, просто необходим для нервной системы. Чтобы установить недостаток магния, нужно сдать кровь на анализ. Если недостаток элемента будет подтвержден лабораторно, врач назначит магниесодержащие препараты.

Антистрессовые продукты

Магний содержится в фасоли, шпинате, грецких орехах, миндале, тыквенных семечках подсолнечника, в арахисе и пшеничных отрубях. Но так как без витамина В6 магний не усваивается, дополняйте антистрессовую диету ребенка такими продуктами, как говяжья печень, куриное мясо, морская рыба, сладкий перец, пшено, гранат, чеснок, облепиха.

Видео по теме

Совет 2: Как избежать стресса, отдавая ребенка в детский сад

Начало посещения ребенком детского воспитательного учреждения может сопровождаться стрессовым состоянием как у малыша, так и у его родителей. Таких ситуаций можно избежать, если папа и мама тщательно подготовятся к этому моменту.

Подготовка родителей

Приняв решение отдать свое чадо в детский сад, проведите с собой подготовительную работу. В первую очередь настройтесь на то, что вам необходимо будет расставаться с вашим малышом. Сначала на 1-2 часа, а потом дольше, постепенно увеличивая время его пребывания в учреждении.

Заранее узнайте, кто из воспитателей будет работать в вашей группе. Личное знакомство с ними придаст вам уверенность в их профессионализме. Вам будет легче передать ребенка уже знакомым людям.

Познакомьтесь с руководителем детского сада. Он объяснит все правила посещения ребенком группы. Обратите особое внимание на оплату услуг детского сада и на постановку на питание ребенка.

Ребенок ставится на питание заранее. Если вы планируете прийти завтра, то позвонить в детский сад и сообщить о вашем приходе следует сегодня.

Медицинский персонал также окажет большую помощь при подготовке к посещению детского сада. Вам расскажут обо всех важных моментах, которые необходимо соблюдать в семье. Кроме того, медики дадут перечень детских врачей, которых необходимо будет пройти для заполнения личной медицинской карты ребенка.

Подготовка ребенка

Задолго до официального прихода вашего малыша в детский сад, начните плавную подготовку. Гуляя возле детского сада, объясните ребенку, что сюда ходят детки, чтобы играть, учиться новому и заводить друзей. Говорите ему, что интересно, воспитатели знают много игр. Такой положительный настрой поможет ребенку проявить первоначальный интерес к детскому саду.

Узнайте про распорядок дня в детском саду. Приблизив к нему режим дня дома, вы подготовите ребенка к новому для него жизненному этапу. Кроме того, это позволит ему быстрее адаптироваться к незнакомым условиям.

Если ваш ребенок замкнутый, старайтесь больше гулять с ним в людных местах. Учите его знакомиться со сверстниками, играть с ними. Впоследствии общение с незнакомыми людьми не станет стрессом для вашего ребенка.

При необходимости обратитесь к детскому психологу, он есть в штате детского сада. Специалист поможет ребенку подготовиться к приходу в детский сад, избегая стресса. Кроме того, это даст вам возможность выявить и своевременно решить скрытые проблемы.

В первые дни пребывания малыша в группе, оставайтесь вместе с ним. Это даст ребенку уверенность, что его не бросили, что вы – рядом. Впоследствии он будет готов остаться в детском саду без вашего присутствия.

Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях, радуйтесь даже малому успеху. Так он будет знать, что новые знания, умения и навыки, полученные в детском саду, радуют его родителей и находят одобрение в семье.

В тяжелые времена многие родители задают себе один важный вопрос: как помочь ребенку адаптироваться к непростым условиям жизни и лучше противостоять тревожности и стрессу. Еще никогда тревожность и стресс у детей не достигали такого высокого уровня, как сегодня. Детство – время беззаботной радости и веселья, но, к сожалению, большинство современных детей знают об этом лишь понаслышке.

Оценка ситуации

Ежедневно дети подвергаются настоящей психологической атаке с экранов телевизоров, с рекламных щитов и страниц прессы; они узнают самые страшные, чудовищные новости, которые не всегда выдерживает даже психика взрослых. День прошел удачно, если в вечерних новостях не сообщат об очередном взрыве, землетрясении, крушении самолета или другой катастрофе, и все это с красочными подробностями и непременным изображением убитых горем родственников или самих пострадавших.

Кроме того, не стоит забывать, что у родителей немало и собственных проблем, например, болезнь близких, друзей иди родственников, постоянно существующая, пусть и призрачная, угроза безопасности, угроза потери работы и средств к существованию (вполне реальная), неспособность найти деньги для выплаты кредита или других долгов, неуверенность в завтрашнем дне, неспособность получить квалифицированное медицинское обслуживание из-за его высокой стоимости и так далее, и тому подобное.

Даже если вы относитесь к тем немногочисленным счастливчикам, которым не знакомы вышеперечисленные проблемы, не спешите радоваться: скорее всего, с ними сталкиваются многие семьи в вашем районе, о них не понаслышке знают родители одноклассников вашего сына или дочери, поэтому вас они касаются тоже.

Взрослым нередко трудно сдержать собственные эмоции , особенно дома, в кругу семьи, когда, как они считают, рядом все свои и можно расслабиться, дать волю раздражению и гневу. Занятые собственной жизнью и переживаниями, взрослые часто недооценивают восприимчивость ребенка и его способность как камертон улавливать эмоции окружающих (особенно близких людей и особенно негативные) и реагировать на них.

Конечно, трудно полностью защитить ребенка от эмоциональных срывов взрослых – незамеченный старшими, он может притаиться за дверью. Особенно трудно с подростками, которые тщательно скрывают свои чувства и ведут себя так, будто ничего не случилось, даже если у них в душе бушует настоящая буря.

Но в силах родителей поставить плотину на пути потока негатива, который ежедневно выливается на их ребенка, они могут помочь ему справиться со стрессом и преодолеть тревожность. В этой статье мы рассмотрим тревожность как психологическое явление, а также дадим родителям несколько практических советов, как уменьшить тревожность у детей, если полностью избежать ее невозможно.

Детские стрессы и причины тревожности

Для начала рассмотрим некоторые исследования. Ученые провели исследования с участием нескольких тысяч детей разного возраста, от пяти до семнадцати, и выяснили, что стресс и тревожность значительно возросли с 1950-х. Более того, одно исследование показало, что уровень тревожности возрос настолько, что типичный школьник 1980-х годов страдал от беспокойства и психологического дискомфорта гораздо сильнее, чем его психически больной сверстник в 1950-х.

Ученым давно известно, что тревожность у детей может привести к депрессии. По их прогнозам, в ближайшие десятилетия процент случаев депрессии у детей только возрастет, так как тревожность – это «первая ласточка» депрессии, и если ее не преодолеть, последствия могут быть самыми плачевными.

Также возрастет уровень алкоголизма и наркомании, поскольку тревожность обычно ведет к употреблению психоактивных веществ. Тревожность сказывается не только на психологическом, но и на физическом здоровье ребенка. Как показали исследования, среди людей, страдающих повышенной тревожностью , отмечается более высокий уровень смертности, что связано с повышением риска заболевания астмой, развития синдрома раздраженного кишечника, язвенной болезни, воспалительных заболеваний кишечника и ишемической болезни сердца.

Как родители могут помочь ребенку, склонному к тревожности?

Если вы замечаете, что ваш ребенок склонен расстраиваться сильнее, чем другие дети, нужно действовать. Лучше всего восстановить душевное спокойствие ребенка помогают организованные действия, действия по плану, например, четкий распорядок дня: кушать, готовить уроки, делать работу по дому, смотреть телевизор, ложиться спать ребенок должен в четко установленное время, а на выходных ему нужно найти какое-нибудь увлекательное занятие.

Так, если во вторник на ужин вы обычно едите спагетти, а затем вместе с ребенком смотрите любимые телепрограммы, следует по возможности придерживаться этого сложившегося распорядка, чтобы не вызывать у ребенка лишнего беспокойства. Всегда сдерживайте свои обещания, даже если они касаются мелочей, - ваш сын или дочь должны быть уверены в вас. Например, если вы пообещали ребенку, что через пять минут прочитаете ему сказку на ночь, не заставляйте его ждать – будьте в его комнате через пять минут, а не надейтесь, что он уснет сам, не дождавшись вас. Если вечером у вас появилось незапланированное дело, постарайтесь сделать его до или после общения с ребенком, чтобы не нарушать устоявшуюся рутину.

Предположим, что у ребенка имеется серьезная причина для беспокойства. Последовательные и ожидаемые действия родителей – одно из лучших средств защиты от «накопления» ребенком стресса, который в конечном итоге может привести к расстройству его физического здоровья. Какие действия можно расценивать как «последовательные и ожидаемые»? Например, вы можете усадить ребенка рядом с собой на диван или в кресло и посидеть с ним в обнимку некоторое время, или сделать ребенку легкий массаж спины, ступней или кожи головы. При желании ребенок может сделать массаж вам – главное, чтобы был физический контакт: это успокоит вашего малыша и уменьшит его тревожность.

Рассказывает детский психотерапевт психоневрологического дис­пансера Елена Остапенко.

Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влияни­ем сильных неблагоприятных для орга­низма факторов. Эти факторы называют стрессорами.

Определенный уро­вень стресса необходим для организ­ма, поскольку мобилизует его для со­противляемости стрессорам. Но чрез­мерная интенсивность стресса может привести к патологическим изменени­ям и болезням.

Стресс, возникающий при сильных нервно-психических нагрузках, называ­ют эмоциональным. И стрессорами здесь являются сильные негативные эмоции - гнев, тоска, тревога, страх, по­давленность.

В основе высшей нервной деятель­ности находятся два основных процес­са - возбуждение и торможение, точ­нее, их слаженная, сбалансированная работа. Упрощенно: возбуждение - это активная, работоспособная фаза, тормо­жение - фаза расслабления, отдыха. Под действием сильных негативных эмо­ций происходит « сшибка» этих процес­сов - нарушается их баланс. И в пси­хической деятельности человека начи­нают преобладать либо процессы воз­буждения, либо торможения.

Психофизиологи считают возраст младших школьников переходным пе­риодом в психическом развитии ребен­ка - теперь ведущей его деятельнос­тью становится учебная. От 6-7лет до 10-11 лет закладываются основы тео­ретического мышления, происходит осознание ребенком того, как он в дей­ствительности воспринимается окружа­ющими, дети становятся готовыми к со­держательному сотрудничеству со взрослыми. Для любого переходного возраста характерна эмоциональная неустойчивость, которая проявляется быстрой, часто беспричинной сменой настроения - от смеха к слезам, а так­же игнорирование требований взрос­лых. У младших школьников это избе­гание ситуации - он как бы « не слы­шит» вас. Еще одной психологической особенностью семилеток является по­теря непосредственности. Временами они начинают вести себя неестествен­но, « манерничать» или копировать по­ведение взрослого человека. Все это возрастное, а значит, проходящее. Но помнить об этом стоит, поскольку это фон, на который накладывается стрес­совая ситуация.

К причинам, способствующим эмо­циональному стрессу у детей, относят конфликтную ситуацию в семье, недо­статочное внимание к ребенку, повы­шенные психологические нагрузки, в том числе огромный поток информа­ции, обрушивающийся на растущий, еще не сформировавшийся организм, различные хронические заболевания.

Но даже для вполне здорового и благополучного в семье 7-летнего ре­бенка поступление в школу является стрессовой ситуацией. Почему?

Первокласснику предстоит адапта­ция к новым для него условиям жизни. Прежде всего ему необходимо приспо­собиться к большей дистанции между им и взрослым (учителем). Воспита­тельницы в детском садике частично брали на себя функции родителей, во всем опекая маленьких дошколят. В школе между учителем и учеником от­ношения более взрослые. Вторая за­дача - нужно найти контакты с одно­классниками. Да и всей семье требу­ется адаптация к новым для нее усло­виям. Наконец, где-то в середине пер­вого класса у ребенка наступает пре­сыщение учебой - он получил боль­шое количество информации, на его взгляд, совершенно оторванной от ре­альной жизни. Это тоже стресс.

Как справиться с этими трудными задачами адаптации и ребенку, и се­мье? Только вместе.

К ответственности надо приучать еще до школы - уже в 5 лет у ребенка должно быть в семье домашнее пору­чение. А в самом начале первого клас­са обязательно организуйте ребенку рабочее место и вместе с ним напи­шите подробный распорядок дня.

Контактам с одноклассниками не научишь, это приходит только с опы­том, поэтому еще до школы не стоит изолировать своего малыша дома от сверстников. Когда ребенок пошел в школу, ищите « золотую середину» организации жиз­ни всей семьи. Все равно вам вместе с ним « учиться» в первом классе. Все это поможет справиться первоклашке со стрессом. В противном случае может произойти « сшибка» процессов возбуж­дения и торможения. Родители обра­щают внимание на неадекватное пове­дение своего ребенка, перестают « уз­навать» свое чадо. « Он стал раздражи­тельным, непослушным и грубым. Со сверстниками ведет себя агрессивно, часто ссорится и дерется», « Очень силь­но устает в школе, вялый, спит на ходу», « Начал так хорошо учиться, а теперь совсем плохо, и вообще в школу идти не хочет», - вот типичные рассказы родителей. А это все последствия стрессовой ситуации. Это еще не бо­лезнь. Справиться с этим поможет пси­холог в школе или в центре социаль­ной помощи семье и детям, который есть в каждом районе нашего города.

Если нет эффекта от этих занятий - контакт с ребенком не восстанавлива­ется, поведение его все более ухуд­шается, значит, это уже невроз - функциональное нарушение высшей не­рвной деятельности. Увы, но ими стра­дают до 15 процентов младших школь­ников.

Как это выглядит? Состояния, описан­ные выше, ухудшаются: усиливается аг­рессивность и конфликтность и с родными, и в школе. Могут появиться расторможенность и невнимательность, часто сопровождающиеся нарушением сна. Ребенок во сне может разговари­вать или ходить. Возможно появление различных страхов, патологических при­вычек грызть ногти, выдергивать воло­сы и т. д. Очень пугает родителей, ког­да ребенок навязчиво повторяет дви­жения и действия, начинает однообраз­но играть с предметами, не имеющими игрового назначения, то есть без кон­ца перекладывает с места на место ка­кой-либо предмет или без конца мо­нотонно постукивает им по столу. Это признаки заболевания. Следовательно, при возникновении любой из этих пе­речисленных проблем необходимо обратиться в детскую районную поли­клинику к участковому педиатру, кото­рый направит ребенка в психоневро­логический диспансер. Здесь прово­дят полное обследование ребенка. И сразу начинают комплексное лечение. Невроз - это функциональное рас­стройство, он успешно лечится, но луч­ше не доводить дело до серьезного расстройства.

Профилактика неврозов у детей

Соблюдение режима дня поможет организовать жизнь ребенка так, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом. Хо­рошо, если кто-то из родителей в пер­вый месяц учебы первоклассника бе­рет отпуск. Утром после зарядки на­кормите ребенка завтраком не на ско­рую руку. И с первых дней выработай­те « школьный ритуал»: утром собира­емся в школу, обсуждаем по дороге важные дела малыша. После школы вместе обедаем, обсуждая события в школе. Замечательно, если у ребенка есть возможность поспать днем после школы. Затем прогулка, а вечером под­готовка к школе.

Не стоит с первого же месяца отда­вать ребенка в группу продленного дня или в различные дополнительные сек­ции. А вот к ноябрю занятия в спортив­ных секциях: плавание, коньки, лыжи, для мальчиков - восточные единобор­ства. Очень полезны танцевальные и театральные кружки - здесь выплес­кивается вся накопившаяся за день энергия, ребенок получает навыки не­формального общения. Что же касает­ся дополнительных интеллектуальных занятий - в разумных количествах они не повредят. Но если у ребенка не остается времени на игры и прогулки, за­нятия любимым делом - вы лишаете его радостей, обеспечивая ему стресс и все его последствия.

О ночном сне: он должен длиться 9-10 часов в сутки. Причем очень ва­жен сон от 21 до 24 часов, поскольку именно в это время восстанавливаются после дневной нагрузки клетки цент­ральной нервной системы, а в следую­щие ночные часы восстанавливаются другие системы организма.

Четыре совета родителям

1. Детские неврозы чаще всего возникают там, где стресс первоклассника накладывается на семейные проблемы. Развод родителей действует на психику ребенка как угроза жизни и вызывает острый стресс с последующим тяжелейшим нервным потрясением. Бес­ конечные ссоры и конфликты между членами семьи, а то и просто непонятное для ребенка поведение родителей, бумерангом отзываются на его психическом здоровье.

Ребенок очень чутко улавливает на­строение и психическое состояние близких. И по невидимой связи ему пе­редается их напряжение и тревога. На­учитесь справляться со своими стрес­сами сами, тогда и у вашего ребенка не будет нервных срывов.

2. Непривычная обстановка в школе и необходимость постоянно концентрировать внимание отнимает много сил. Пусть у вашего ребенка будет хорошее настроение, тогда он будет меньше уставать. Не забывайте подбадривать и хвалить первоклассника, особенно первое время. А вот критикой увлекаться не стоит. Любые замечания своему ребенку надо делать только с глазу на глаз - присутствие посторон­них вызовет только обиду. И постарай­тесь делать это в спокойной форме, без крика.

3. Не стоит постоянно твердить ре­бенку, что « в его годы вы были…» и т. д. Вы сами незаметно развиваете у соб­ственного чада всевозможные комплек­сы неполноценности и чувство безус­пешности его попыток сравняться в будущем со своими родителями. Не лучше ли будет вспомнить, какими вы были на самом деле и откровенно рас­сказать о своих переживаниях и ошиб­ках ребенку?

4. Важно не сколько времени роди­тели проводят со своими детьми, а как они его с ними проводят. Надо быть вместе с ним. Вы удивитесь, как много­му вы сможете научить своего ребен­ка. И незаметно будет вырабатываться модель поведения на будущее, по об­разу и подобию родителей.

Дети не могут успешно развиваться без внимания родителей. Почаще го­ворите своему ребенку, как вы его любите. Именно вы, родители, а не только бабушки и дедушки.

Материал подготовила Надежда Фролова

Первоклассник, особенно если он единственный ребёнок в семье, оказавшись в непривычной обстановке, сталкивается со множеством незнакомых вещей и понятий. Он не знает, как реагировать на первое школьное прозвище, что хорошо или плохо, как вести себя с обидчиками, как воспринимать критику учителей.

Ситуации, которые малыш считает безвыходными, начинают отравлять его жизнь, он теряет мотивацию и поддаётся апатии. Очень часто родители путают это состояние с обычной ленью и начинают принимать меры, пугая своё чадо незавидным будущим, подстерегающим нерадивого ученика, ещё более повергая его в состояние стресса и делая агрессивным. У некоторых детей состояние стресса трансформируется в болезнь. Хотя, часто стоит сделать незначительные изменения, например, купить угги и другую красивую одежду ребенку, или начать чаще разговаривать с ребенком, или помочь в чем-либо ребенку и проблема сама решится.

Психологи предупреждают: когда ребенок становится тревожным, начинает бояться темноты, не хочет оставаться в доме один или начинает волноваться о здоровье близких, первоочередная задача взрослых - заметить эти перемены, выявить причину, и помочь малышу выйти из трудной ситуации. В противном случае такая манера поведения может стать нормой, далеко не в лучшую сторону изменится характер. Ребенок, находящийся в состоянии длительного стресса, боится ночных кошмаров, у него появляются речевые дефекты, нервные тики, выражающиеся в частом моргании, глотании, наматывании локонов на пальцы. Также наблюдается ухудшение аппетита. Тревожным сигналом специалисты считают быструю утомляемость, решительный отказ посещать школу или гулять с одноклассниками. Не меньшую тревогу должно вызвать у родителей внезапное усердие и ожидание постоянных похвал.

Малыш не всегда может определить и сформулировать настоящую причину своего беспокойного состояния. Зачастую детям, особенно мальчикам, трудно делиться своими горестями и чтобы вызвать их на откровенный разговор, родителям приходится идти на некоторую хитрость.

1. По мнению детских психологов, лучшие результаты дают уединённые прогулки (только ребёнок и родители), разговор на отвлеченную тему, рассказы о своём детстве, учёбе, сложностях и страхах, связанных с первыми годами учёбы. При этом родители непременно должны рассказать, какой выход из создавшегося положения они нашли, но не читать мораль, а разговаривать по-дружески, на равных.

2. Ещё одним, не менее действенным способом выяснить причину стресса является семейный просмотр фильма о школе с его последующим обсуждением. Если родители внимательно слушали ребёнка и отметили, кому (или чему) он посочувствовал, что осудил, им не составит труда понять причины беспокойства их чада.

3. Немало могут «рассказать» и рисунки ребенка . Преобладание тёмных тонов - серьёзный повод забить тревогу. Иногда детские рисунки являются отражением конкретной ситуации, но в большинстве случаев причина стресса бывает настолько глубоко «спрятана», что узнать о ней можно только с помощью специалиста.

Конечно, маленький школьник может быть не в настроении - это нормально, если капризы длятся день-два. Хотя, нервозность может не покидать его несколько дней, если он перегружен домашними заданиями. Ребенок в состоянии стресса, по мнению детских психологов, ведёт себя, как маленький. Если он старший ребёнок в семье, то подсознательно начинает дублировать эмоциональное состояние младших детей. Подавленный ребенок выглядит, как маленький скандалист, он грубит, теряет самооценку, становится подозрительным, его игры наполнены драками и угрозами.

Задача родителей - стать более понимающими, всегда быть готовыми подсказать, объяснить и помочь. При этом, советуют специалисты, категорически нельзя сравнивать своего ребенка с кем-то другим. Не говорить, что он хуже кого-то, а подчеркивать его индивидуальность, приводя в качестве примера действительно достойные похвалы реальные черты характера. Ребенок перестанет доверять родителям, не поддерживающим его благие начинания, даже если они бессмысленны. Малыш должен узнать именно от родителей, что сложная жизненная ситуация всегда сменяется светлой и радостной.