Какая бывает речь. Какой должна быть речь человека

Речь для человека является самым главным средством общения. Она помогает сформировать мышление и передавать информацию между людьми. Также она управляет человеческим поведением, благодаря чему люди умеют грамотно излагать свою мысль и действовать по обстоятельствам.

Как появилась речь

Человеческая речь появилась еще в доисторические времена, потому что людям необходимо было понимать друг друга. Вначале они научились объяснять друг другу только самые главные понятия, например: «еда», «огонь», «опасность». Со временем запас слов расширялся, люди научились охотиться, шить для себя одежду, делать орудия труда. Все это требовало своих обозначений. Так, постепенно отдельные слова превращались в осознанную речь.

Какие свойства речи бывают

Современные лингвисты (люди, что занимаются изучением языков) выделяют самые главные свойства речи. Это:

  • содержательность (сколько информации передается);
  • понятность (насколько понятна данная речь другим людям);
  • действенность (насколько действенна речь к размышлениям, поступкам);
  • выразительность (окрашена ли она эмоциональным фоном).

Данные свойства помогают украсить речь, придать грамотность и содержание в ней полезной информации.

Для чего людям нужна речь

В нашем мире трудно представить общение без речи, как письменной (письмо и чтение), так и устной (это говорение, слушание и произношение). Без ее развития невозможно было бы достичь существующего уровня развития культуры и науки. Соответственно, речь жизненно необходима для передачи своих мыслей, желаний другим людям. Понимая друг друга, человек может существенно подняться на ступеньку развития во всех областях: науки и образования, медицины и географии, в познании и изучении окружающего мира и многого другого. Человеку сложно донести свое понимание, умение, не владея речью. Таким образом, речь - главный способ выражения мыслей и основной механизм человеческого мышления. Поэтому очень важно стараться усовершенствовать свою речь, наполняя свой словарный запас новыми грамотными выражениями.

Речь - это особая форма общения людей, при помощи которой люди взаимодействовали друг с другом на протяжении многих веков. Изначально это были лишь звуки, больше похожие на звуки животных. Но со временем человеческая речь развивалась все больше - в ней появлялись новые слова, человек при помощи речи мог общаться не только с людьми, принадлежащими к его языку. Но так же с иноязычно говорящими гражданами.

Веками при помощи речи люди передавали друг другу важную информацию. Не обладая даром речи, человек не смог бы удовлетворить свою потребность в общении, он не смог бы понимать других людей, и его никто не понял бы.

Речь присутствовала в жизни человека всегда - примитивная (на уровне звуков) с рождения и развитая, когда человек изучал буквы, слова.

Без речи никто из людей не смог бы написать ни одного письма, потому что речь бывает не только устной, но и письменной. Не зная слов, человек не смог бы изложить их на бумаге и донести до другого человека.

Речь объединяет людей, она делает нас людьми, теми, кто мы есть.

Речь можно условно разделить на внешнюю и внутреннюю. Под внутренней речью человека можно понимать его общение с самим собой. Это может происходить как осознанно, так и неосознанно. Проблема заключается в том, что трудно четко определить и обозначить природу и особенности внутренней речи..

Каждый человек ведет разговор с самим собой. Обычно это происходит на уровне мыслей. Губы не двигаются, слова не произносятся, однако человек их проговаривает в своей голове. Внутреннюю речь определяют как своеобразную форму , когда человек анализирует, думает, ведет спор с самим собой и т. д.

Во многом внутренняя речь похожа на внешнюю. Только отличаются формы ее проявления и функции. Это рассмотрим в статье.

Что такое внутренняя речь?

Что такое внутренняя речь? Это сложное мыслительное функционирование, которое включает операции, языковые компоненты, коммуникационное взаимодействие и сознание.

Общение ведется в голове у человека, который при этом не использует свой голосовой аппарат для выражения слов. Все происходит на уровне мыслей, которые помогают человеку обдумывать, анализировать, рассуждать, принимать решения и т. д.

Внутреннюю речь можно назвать мыслительной. Для нее не всегда необходимы слова. Иногда человек представляет образы, картинки, чего достаточно для мыслительной деятельности. Достаточно часто человек даже не отмечает самого процесса мышления, который проходит автоматически и самостоятельно. Однако мыслительная речь помогает человеку в принятии решений, анализе происходящего, постановке задач и решении проблем. Это своеобразная связь человека с окружающим миром, из которого он получает информацию.

Внутренняя речь обычно носит вербальный характер, то есть человек думает на уровне слов. Это делает ее обслуживающей внешнюю речь и связывает с окружающим миром. Человек сначала думает, потом действует или говорит. Соответственно, сначала возникает внутренняя речь, а затем – внешняя или прочие проявления человека.

Достаточно трудно психологам разделить, где есть внутренняя речь, а где – мышление. Поэтому некоторые совмещают данные понятия воедино. На самом деле мышление и внутренняя речь являются компонентами, но нисколько не замещают друг друга.

Происхождение внутренней речи также неоднозначно. Некоторые утверждают, что она возникает в результате ухода человека вглубь себя. Он мыслит, сам с собой ведет беседу, размышляет и т. д. Другие утверждают, что внутренняя речь сопутствует внешней. Когда человек с кем-то общается, он параллельно ведет внутреннюю речь с самим собой, где договаривается, находит доказательства, выискивает нужные факты и пр.

Достаточно трудно изучать то, что скрытно. Внутренняя речь всегда является скрытой частью человека. Как ее можно исследовать? Путем самонаблюдения или различными инструментами, которые воспринимают сигналы. Наиболее доступными остаются методы самоанализа тех процессов, которые происходят внутри человека.

Внутренняя и внешняя речь

Коммуникативные процессы условно разделяются на три вида: внешняя, внутренняя и письменная речь. Чем отличается внутренняя речь от внешней? Внешняя речь направлена на окружающий мир, когда человек вслух произносит собственные мысли. Он использует речевой аппарат (голосовые связки, язык, губы и пр.), чтобы произнести слова, которые передадут информацию, исходящую из него. Внутренняя речь направлена на самого себя. При этом голосовой аппарат может вообще не использоваться.

Посредством внутренней речи человек общается с самим собой, рассуждает, размышляет, делает анализы и выводы, принимает решения, сомневается и т. д.

Отмечается возрастной период, когда человек начинает прибегать к внутренней речи. Этим возрастом является 7 лет. В этот период ребенок переходит от обращения во внешний мир к своему внутреннему, эгоцентрическому. Он начинает осознавать, что не каждое слово может быть произнесено вслух.

Характерными становятся особенности внутренней речи, которая является:

  • Обрывочной.
  • Фрагментарной.
  • Краткой.

Если была бы возможность записать внутреннюю речь, то она оказалась бы:

  • Непонятной.
  • Бессвязной.
  • Обрывочной.
  • Неузнаваемой по сравнению с внешней.

Характеристикой внешней речи является ее направленность вовне. Здесь человек использует четкие структуры и фразы, которые будут понятны собеседнику. Устанавливается зрительный контакт, при котором люди обращают внимание на слова, язык жестов и интонацию голоса. Все это позволяет распознать не только смысл, произнесенный вслух, но и рассмотреть под ним то, что было скрыто.

Внутренняя речь может быть разной, в зависимости от степени вовлеченности в нее человека. Если человек действительно разговаривает сам с собой, тогда он пользуется той речью, которая имеет вид внешнего характера. Если же разговор ведется неосознанно, тогда может наблюдаться директивный или предикативный характер речи, которая является короткой и целенаправленной. Здесь нет рассуждений. Человек просто принимает короткие решения и побуждения к действию.

Характеристики внутренней речи:

  1. Обобщенность.
  2. Беззвучность.
  3. Вторичность (образованность от внешней коммуникации).
  4. Обрывочность.
  5. Большая скорость произношения.
  6. Отсутствие строгого грамматического оформления.

Чтобы что-то сказать вслух, человек сначала обдумывает и подбирает слова, составляет фразы и предложения. При внутренней речи такого не происходит. Зачастую предложения вовсе отсутствуют. Имеются короткие фразы, даже просто слова.

Таким образом, внутренняя речь подготавливает внешнюю, которая в свою очередь делится на устную и письменную.

  • Устная речь включает в себя произношение слов и их слушание. Она бывает разговорной (обиходной) и публичной.
  • Письменная речь имеет строгие правила передачи мыслей при помощи слов.

Внутренняя речь по Выготскому

Выготский и многие другие эксперты психологии изучали внутреннюю речь. По Выготскому внутренняя речь является следствием эгоцентрической речи или коммуникации для себя. Она формируется в младшем школьном возрасте, когда ребенок постепенно начинает пользоваться внешними формами речи.

Внутренняя речь отмечается у младших дошкольников, которые пока пользуются непонятными для взрослого понимания формулировками.

Эгоцентрическая речь является основной, на которой и развивается внутренняя речь. Сначала она понятна только ребенку, затем трансформируется, становясь все более похожей на осмысленный мыслительный процесс.

Формирование внешней и внутренней речи у малышей отличается. Внешняя речь формируется от простого к сложному: от слова к фразам, от фраз к предложениям и т. д. Внутренняя речь формируется от сложного к простому: от целого предложения к осмыслению каждой ее отдельной части – фразы или слова.

Проблема внутренней речи

Достаточно трудно изучать внутреннюю речь, которая лишь на первый взгляд отличается от внешней отсутствием звукового сопровождения, что и создает проблему. На самом деле внутренняя речь не похожа на внешнюю по своей структуре. Здесь уже возникает много различий, не только отсутствие произнесенных вслух слов.

Внутренняя речь является свернутой и обрывочной. Она по своей структуре абсолютно отличается от внешней. Если внешняя речь имеет четкую структуру, где есть подлежащее и сказуемое, дополнительные слова, то внутренняя речь часто отмечается в действиях. Здесь отсутствует предмет, который рассматривается, обозначается лишь действие, каким предмет должен быть, что носит побудительный характер.

Во внутренней речи участвуют не только слова, но и прочие формы, понятные для человека. Это могут быть схемы, детали, картинки, образы. Человеку не нужно выражать словами все, что он себе представляет. Достаточно лишь вспомнить увиденную картину, чтобы далее приступить к размышлению, где также могут быть использованы образы, виденные из жизни.

Особенности внутренней речи человека

В процессе внутренней речи участвует множество компонентов, которые не ограничиваются словесными структурами. Особенность внутренней речи человека заключается в том, что ее трудно четко разграничить, поскольку в процессе мышления индивид использует все известные и понятные ему формы предоставления смысла того, о чем он думает.

Для построения внутренней речи нет необходимости составлять сложные предложения. Почему? Потому что человек их и так понимает. Более того, порой легче представить некий образ, который более полно передает весь смысл того, о чем думает человек, нежели подбирать слова.

Внутренняя речь не является следствием мыслей, она, наоборот, порождает мысли. Таким образом, мысль формируется после того, как человек ее сгенерировал. Она является связующим звеном между мыслями и внешней речью, которую потом человек применяет, чтобы выразить собственные идеи.

Несмотря на то, что внутренняя речь зарождается в детском возрасте и полна фантастических объектов, которые ребенок себе воображает, она присуща взрослым. Только уже во взрослом возрасте человек больше прибегает к словесным формам внутренней речи, а также к картинкам, увиденным в реальной жизни.

Здесь следует рассмотреть феномен, как звучание внутреннего голоса, который производится не человеком, а неким другим существом. Так называемое слышание голосов относится к этой категории. Ученые провели исследования и выяснили, что данные феномены являются внутримозговыми импульсами, когда человеку кажется, что голос звучит извне, хотя на самом деле он идет изнутри.

Итог

Все люди общаются сами с собой. Это нормальный процесс, который позволяет обдумывать мысли, себя убеждать в чем-то, успокаивать, принимать решения, анализировать ситуации и т. д. Человеку нужно общение с самим собой, когда он приходит к внутреннему балансу, договаривается с самим собой, находит компромисс, который выгоден ему. Итог – сохранение спокойного душевного равновесия.

Нет ни одного человека, который бы не общался с собой. Порой человек просто не осознает данного процесса, который происходит автоматически. Человеку необязательно осознанно находиться в процессе общения с самим собой. Достаточным является акт, когда мысли просто генерируются в голове часто в автоматическом режиме.

Неосознаваемость поступков и произнесенных слов формируется на данной основе. Человек не участвует сознательно в процессе генерации идей, он автоматически их формирует, подчиняясь им. Только потом он анализирует и делает выводы, насколько правильными они были в той или иной ситуации. Если человек не согласен с чем-то, тогда он начинает сожалеть о том, что не принимал в процессе мышления активного участия.

Одним из условий формирования социально активной личности является овладение человеческой речью - способностью произносить отдельные звуки, слова, фразы. Ее практическое применение принято называть языком. Какая бывает речь? Должен ли человек совершенствовать свое умение говорить? Как можно устранить Далеко не полный перечень вопросов, которые становятся интересны родителям сразу, как только их ребенок произносит первые слова.

Для чего нужна речь

Ученые выделяют несколько основных о которых должен знать каждый.

  1. Речь является своеобразным инструментом, при помощи которого люди обмениваются друг с другом чувствами, мыслями. Язык выступает в качестве средства общения.
  2. Благодаря речи происходят усвоение и передача коллективного опыта, накопленного человечеством. Посредством языка люди познают мир, в котором живут.
  3. Для достижения результатов деятельности человек обязан ее организовать и спланировать. Этот процесс возможен только тогда, когда он владеет языковыми навыками.
  4. При помощи речи человек способен воздействовать на чувства и мысли других людей.

Перечисленные функции в полной мере раскрывают значение языка в жизни человечества.

Какая бывает речь

Если рассматривать язык в плане существования его форм, то можно выделить устную и письменную. Во время письма или чтения работает Какая устная форма используется человеком? Слушание и говорение - это разновидности

Если брать во внимание количество участников разговора, то речь может быть диалогической или монологической. Перевод с греческого позволяет понять, что диалог - это разговор двух или нескольких лиц, а монолог - это высказывание одного человека.

С точки зрения дефектологов, речь бывает правильная или неправильная. Подобную же оценку языку дают лингвисты. По их мнению, правильная - это грамотная речь, но она может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. Неправильная же (безграмотная) содержит большое количество языковых ошибок.

Важно ли умение говорить грамотно

Спор о том, какая должна быть речь человека, в научной педагогической среде возникает довольно часто. Эта проблема волнует и молодое поколение, и старшее. Большинство людей все-таки склоняются к тому, что язык должен быть грамотным, то есть красивым.

Умение говорить правильно не рождается вместе с человеком. Этому навыку нужно обучаться. Процесс освоения языка начинается в дошкольном детстве и продолжается в течение всей жизни. Для достижения результата недостаточно одного лишь желания. Потребуется приложить определенные усилия и затратить немало времени.

Человек, освоивший искусство говорить, всегда производит хорошее впечатление, он выгодно выделяется на фоне окружающих. Употребляемые обороты речи указывают на уровень его культуры. Считается, что человек, умеющий контролировать поток слов, фраз, звуков, способен управлять и разумом.

Итак, владение правильным красивым языком с положительной его окраской - это огромное достоинство человека.

Какие бывают дефекты речи

Неполадки в работе артикуляционного аппарата являются показателями неправильной речи. Косноязычие доставляет массу неприятностей, которые могут касаться как личной жизни, так и продвижения по службе, отношения окружающих к человеку.

Ребенок, испытывающий сложности в работе речевых органов, обязательно будет иметь проблемы с обучением в школе. Они могут иметь отношение к общей успеваемости, формированию почерка, орфографической грамотности, овладению техникой чтения.

Какая может быть речь человека при неправильной работе соответствующих органов?

  1. Нечеткое проговаривание или искаженное произношение отдельных звуков - ребенок картавит, шепелявит.
  2. Непроговаривание окончаний в словах.
  3. Нарушение очередности звуков в слове - их взаимозамена.
  4. Бедный словарный запас.
  5. Неумение строить связные высказывания.
  6. Нарушение темпа произношения слов (замедленный или быстрый), заикание.

Причины нарушений

Разобравшись с тем, какая бывает речь при неправильной работе артикуляционного аппарата, стоит обратить внимание на причины, которые могли повлиять на возникшие проблемы. А истоки нарушений бывают самые разнообразные.

Одна из причин, вызывающих сбой в работе речевых органов, - это разного рода травмы, которые могли быть получены ребенком во время родов или в первые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории наиболее тяжелых. Не менее серьезна и та, которая относится к наследственной предрасположенности.

Кроме того, речевые нарушения могут возникнуть при недостаточном развитии что приводит к неспособности ребенка воспринимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже существенно влияет на уровень развития языка.

Большое значение на формирование способности малыша говорить, слушать, читать или писать могут оказывать его родители и близкое окружение. Например, замена живого общения просмотром телепередач непременно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые дефекты, считая, что проблема устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.

Где устраняют дефекты речи

Прежде чем заниматься исправлением недостатков, специалист, к которому обратился пациент, обязан установить причины возникших затруднений. Именно от них зависят методы и приемы, которые будут использованы в работе.

Если на развитие речи влияют отклонения неврологического характера или они связаны с неправильным строением артикуляционных органов, то, кроме логопеда, потребуется хирург или невролог. Комплексный подход к работе с людьми, имеющими отклонения в развитии речи, дает наибольший эффект.

Логопедические занятия с ребенком могут проводиться специалистами в школах, детских садах. Подобные кабинеты открываются при детских поликлиниках или в центрах развития ребенка. Логопед ведет занятия, используя многочисленные методики, приемы и техники. Упражнения направлены на разработку артикуляционного аппарата, моторики, умения ребенка наблюдать, сравнивать, анализировать, выражать свои эмоции.

Огромную помощь в преодолении речевых трудностей малыша оказывают родители, занимаясь с ним дома. Врачи и педагоги, объяснив взрослым, какая может быть речь ребенка при регулярных занятиях, дают конкретные задания. Все рекомендации в обязательном порядке должны выполняться. Только при таком подходе можно получить устойчивый положительный результат.

Где обучают правильной красивой речи

Если у человека появляется желание совершенствовать стиль языка, его выразительность, пополнять словарный запас, то для этого отлично подойдут специальные речевые курсы.

Многие люди считают, что подобные занятия нужны лишь для овладения иностранными языками, но это не так. Изучается на них также и речь родная. Какая она может стать после обучения? Это с удовольствием демонстрируют люди, прошедшие курс.

Для развития красивой у школьников ведутся специальные факультативные занятия, предусмотренные учебной программой.

На что направлены речевые упражнения

Задания, направленные на развитие языка, можно выполнять совместно с преподавателем, самостоятельно или группой. Упражнения, предложенные ниже, также дают понимание о правильной речи.

Итак, она должна быть какая? Хорошая речь отличается лаконичностью, богатым словарным запасом. Использование средств выразительности только украшает язык.

Встретив человека по одежке, следующую оценку мы даем ему по его словам. Речь о многом может рассказать и помогает определить характер человека. Умение говорить и слушать изучают во всех бизнес-школах. Даже в криминальном мире, чтобы жить «по понятиям», нужно уметь контролировать свою речь. Там очень трепетно относятся к высказыванию Будды о том, что слово может убить.

Но не все в нашей речи подвластно контролю. Язык, порой, как помело, выдает наружу то, что мы даже не успеваем прежде обдумать. В такие моменты одна реплика, совершенно безобидная, иногда даже ничего не значащая, может рассказать о характере человека очень много.

Но зачастую мы пропускаем мимо ушей такой полезный для изучения характеров наших партнеров материал. Поэтому, продолжая делиться с вами знаниями о разных типах человеческих характеров, сегодня мы расскажем об особенностях речи каждого из десяти эннеатипов.

Напомним, что таких типов существует десять, они называются эннеатипами. И любой человек обладает качествами и талантами одного из них. Эти качества проявляются в нас неосознанно, как бы сами по себе. В речи - это скорость, громкость и способ изложения мысли, а также некие речевые обороты, по которым мы можем прочитать скрытую сущность человека.

Эти обороты принимают форму емких риторических фраз или шуток. Не замечая этого, человек по привычке, не осознанно, очень часто их использует в своей речи. И всего за несколько секунд, если мы обратим на них внимание, они расскажут нам о партнере больше, чем психологические тесты, анкеты, и даже годы совместной жизни или работы.

Первый эннеатип. Вообще Единицы любят уединение и разговоры для них - это целое испытание. Поэтому их речь, интонации и жесты - сухи и скупы. Но разговаривают Единицы быстро. Складывается впечатление, что они сразу желают рассказать все самое важное, чтобы быстрей замолчать и больше не привлекать к себе внимания. Поэтому и мысль Единицы излагают лаконично и четко, избегая лирики, передавая только суть.

Они лучше других знают, как не должно быть, поэтому, выражая свои мысли, в речи часто используют частицу «не». Врожденный негативизм Единиц усугубляется их любовью к английскому юмору и сарказму. Вот фразы, по которым вы можете понять, что имеете дело с Единицей:

- У меня день рождения, слава Богу, никто не пришел.

- Хотите сделать меня счастливым - оставьте в покое.

- Лучшая в мире компания - это я сам.

- Он молчит. Я молчу. Нам хорошо вместе. Мы понимаем друг друга.

- Давайте перейдем к делу.

- Все и так понятно.

- Краткость - сестра таланта.

- Молчание - золото.

- Суета нужна только при ловле блох.

- К сожалению, я перфекционист.

Второй эннеатип. Двойки любят поговорить. О чем? Да хотя бы и о себе! Если на стандартном уровне мышления это будет пустая болтовня и сплетни, то на индивидуальном и гениальном, можно рассчитывать на высокохудожественные импровизации.

Скорость их речи - очень быстрая, темп - энергичный, громкость - высокая, поэтому часто Двоек называют болтунами и болтушками. В диалоге с вами 90% информации будет поступать именно от Двойки. Вам остается просто молчать, поддакивать и изредка задавать вопросы. Вот типичные фразы, которые можно услышать от представителя второго эннеатипа:

- У меня есть еще и такой вариант.

- Давайте набросаем несколько идей и выберем лучшую.

- Послушай, что я придумал.

- Посмотри, как я умею.

- Ты меня любишь? Я тебя люблю.

- Выбери, что тебе больше нравится.

- Я нашел лучшее решение.

- Давай быстро пробежимся по тем вариантам, которые придумали.

- Что я могу для тебя сделать?

- Я здесь нужен?

- Спасибо, я справлюсь сам.

- У меня все в порядке! Лучше всех!

Третий эннеатип. Особенностью Троек является их врожденное стремление изображать других. Поэтому, копируя тот или иной образ, они в точности будут передавать жесты, мимику, стиль одежды, и особенности речи «оригинала».

Но именно в речи они себя ведут как истинные Тройки, когда прямо или косвенно говорят лишь о себе. Даже если Тройка научится прятать выпирающее слово «я» и начнет говорить о деле своей жизни, то будьте уверены: это дело является частью его «я». Стив Джобс, классическая Тройка, вряд ли случайно назвал свои творения iPhone и iPad.

И еще Тройки часто говорят о том, как важно выглядеть на все сто. Для них образ - это все. Вот типичные фразы, которые можно услышать от Троек, в каком бы образе они в данный момент не находились:

- Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?

- Я - само совершенство.

- Лучше купить одну пару хороших туфель, чем три пары плохих.

- Встречают по одежке.

- Они не достойны меня и не способны оценить меня по достоинству.

- Я достоин лучшего.

- У меня все прекрасно. Что нужно сделать, чтобы было еще лучше?

- Как я сейчас выгляжу?

- Я выбираю только лучшее.

- Главное, чтобы костюмчик сидел.

- Самое важное в обществе - это правильно себя подать.

Четвертый эннеатип. При общении с Четверками у вас может возникнуть ощущение, что они как бы находятся не здесь, хотя сидят напротив вас и выглядят так, будто внимательно слушают. Заметив это, попытайтесь предположить и почувствовать, где находится в этот момент их внимание.

Если оно в процессе наблюдения за тенью, войдите в эту игру. Например, протяните руку их тени и поздоровайтесь. Или сделайте необычный жест, который изменит фигуру вашей тени, после чего на мгновение остановитесь, обратив внимание на собственную тень. Четверка обязательно оценит ваш ход. Это произойдет потому, что вы заговорили с ней на ее языке.

Своего собеседника Четверки обезоруживают интонациями своего голоса. Их бархатный тон как бы обволакивает вас изнутри и пронзает в самое сердце искренностью и естественностью. Говорят Четверки не торопясь, мысли излагают путанно, перескакивают с одного на другое, теряют нить, начинают все сначала. Вот стандартные реплики, по которым вы можете узнать в человеке Четверку:

- Все, что ни случается - к лучшему.

- У меня тоже получится!

- А что?

- Все гениальное просто. Но просто - не значит примитивно.

- Обыденное мне чуждо.

- Бог дал - Бог взял.

- Почему бы не попробовать это?

- У него это получилось, потому что он умнее, смелее, красивее, удачливее.

- Как бы я хотел быть таким, как ты! Я тоже буду таким и даже лучше!

- Я всех люблю.

- Эврика!

Пятый эннеатип. Пятерки разговаривают, как и ходят, четко, громко и ритмично, помогая себе всем телом. Смотреть предпочитают прямо собеседнику в глаза, чтобы, в случае чего, уличить его в неискренности или обмане. Мысли и чувства обычно выражают просто и прямо, говорят, что думают.

Имеют своеобразное чувство юмора, как бы с задержкой: смеются над шуткой обычно последними, иногда на следующий день. Вот обычные фразы, по которым вы можете узнать классическую Пятерку:

- Давайте взвесим все варианты.

- Решения не должны основываться на голом энтузиазме.

- Я знаю, что ничего не знаю.

- Семь раз отмерь, один отрежь.

- Доверяю только серьезным, вдумчивым и глубоко мыслящим людям.

- Почему?

- Возможно ли это? Конечно, возможно, если не исключено.

- Сравните и взвесьте все «за» и «против».

- Быть или не быть?

Шестой эннеатип. Главное отличие Шестерок - упор на логику. Поэтому свои мысли Шестерки излагают четко, внятно, логично и лаконично, без лишней лирики и эмоций.

Шестерки раскладывают окружающий мир по принципу «причина-следствие» и способны создавать длинные и разветвленные цепочки умозаключений, что, отражается и в их способе излагать. Логики умеют думать, рассуждать и говорить последовательно и непротиворечиво. Очень часто от классической Шестерки вы можете услышать такие выражения:

- Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? Зачем?

- Исключения нарушают правила .

- Чтобы быть незаменимым, нужно все время меняться.

- Во всем надо искать логику. Где ее недостает, надо подозревать обман.

- Эмоции - ложка дегтя, пустяк, который все портит!

- Чем труднее, тем интересней.

- К вершине - шаг за шагом, или «Как съесть слона?»

- Если меч тебе понадобится всего раз, носи его всегда.

- Я уважаю ваше мнение обо мне. Но мне на него наплевать.

- Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений.

Седьмой эннеатип. Вальяжные, спокойные и неторопливые, Семерки всегда видны и слышны, даже в огромной и шумной компании. Они громко произносят все: спичи, тосты, шутки, комплименты. При этом могут нагрубить и нахамить, если социальный статус собеседника ниже «королевского», к которому Семерки относят, конечно же, себя.

Зачастую в их интонациях вы услышите покровительствующие или снисходительные нотки. Вот реплики, по которым вы легко в человеке узнаете Семерку:

- Приятно познакомиться. Царь.

- Гулять, так гулять!

- Жизнь должна приносить удовольствие, только тогда она имеет смысл.

- Делу - время, потехе я посвятил последние полгода!

- Покажите мне проблему, я найду в ней возможность.

- Меня не обязательно любить. Достаточно просто кланяться при встрече.

- Быстрей под папочкино крылышко!

- Я памятник воздвиг себе!

- Слово дал, слово забрал.

- Лень - двигатель прогресса.

- Все, что ты можешь вообразить, реально.

- Ложь успевает обойти полмира, пока правда надевает штаны.

- Ситуацию мало уметь использовать, ее надо уметь создавать.

Восьмой эннеатип. Говорят Восьмерки громко, мысль излагают кратко и четко, как будто руководят вами, даже если вы познакомились всего пару минут назад. Стиль их общения сухой и лаконичный. Их речь структурирована и напоминает пункты плана. А если все идет не так, как хотят Восьмерки, ждите придирок, провокаций и раздражения.

Восьмерки не боятся открытых споров и конфликтов. При этом с ними можно договориться: поспорить и отстоять свою позицию, что делает общение с ними продуктивным и конструктивным. Но никакой романтики, чувств и слез в общении с Восьмерками вы не заметите. Чувства - признак слабости, а хороший босс не может быть слабым. Часто Восьмерки выдают себя следующими репликами:

- Если не я, то кто же?

- Не существует неспособных людей.

- Мистер Фикс, у вас есть план?

- Я знаю, чем все это закончится.

- Должно быть все сделано, как я решил.

- Отдыхать будем на кладбище.

- На войне все средства хороши.

- В споре рождается истина.

- Докажи, что ты сильный.

- Я всегда контролирую все.

- Строг, но справедлив.

Девятый эннеатип. Девятки созерцательны, медлительны и ленивы, не терпят суеты, болтливости и торопливости. Поэтому и сами говорят мало и медленно, негромко, как бы, не желая сильно напрягаться. При этом часто забывают упомянуть, казалось бы, важные подробности, детали, нюансы. Но это лишь особенность их способа мыслить абстрактно. Им нужна общая картина, общее впечатление. Детали для Девяток - неважны.

Им проще понять и сформулировать, чего они не хотят, с чем они не согласны. Поэтому отрицательная частица «не» их постоянный спутник в способе выразить свои мысли. Подчёркивает негативизм натуры Девяток и их склонность к черному юмору и сарказму. А вот и фразы, которые могли бы стать девизом на гербе любой Девятки:

- Бесит, когда ты лежишь на софе и занимаешься созерцанием окружающего мира, а тебя называют бездельником.

- Что мне нужно сделать сейчас, чтобы потом я мог спокойно расслабиться?

- Ребята, давайте жить дружно!

- Вам что-то не нравится? Это ваша проблема.

- Весь мир - спектакль, а я в нем - зритель.

- Всегда оставайся собой!

- Я плыву по течению.

- Все считают меня неконфликтным человеком. Но они не знают, что мне просто лень отвечать на тупость некоторых людей.

- Упрямство - дорога к успеху.

- Главное - не выдохнуться на разминке.

- Мне ничего не надо.

- Не сейчас. Потом как-нибудь.

- Мне все равно.

Десятый эннеатип. Десятки знают, что не бытие определяет сознание, а наоборот. Поэтому на первом месте у них всегда чувства, идеи, мысли и энергии. Десятки говорят энергично и быстро, как бы желая не отстать от своих идей и фантазий, излагают мысли путанно и эмоционально, те кажутся невероятными или непонятными.

Тем не менее, они, как магниты, притягивают к себе других людей. Реплики и фразы, по которым вы безошибочно узнаете в человеке Девятку:

- Я не такой, как все!

- У меня хотя бы была мечта.

- Вы никогда не угадаете, сколько мне лет!

- Мир прекрасен! О Боже! Какая красота!

- Интуиция - наше всё!

- Делать нужно только то, что приносит счастье.

- Эпатаж - это я.

- Взрослые не умеют радоваться жизни. Поэтому я - большой ребенок.

- Что угодно, только не рамки.

- Я не боюсь ничего, кроме предательства.

- Я верю в чудеса, магию и волшебство.

- У меня табу на грустных и скучных.

- Перепады настроения - это так гадко… это так здорово… это так ужасно… это так забавно!

И помните, что приведенные фразы - всего лишь обобщения. В каждом конкретном случае они могут быть выражены другими словами. Но смысл останется тот же.

Приятных вам открытий после внимательного «прислушивания»!

Николай Тимченко, психолог
Источник: Elitarium.ru

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая проявляется в выборе слов и стиле построения фраз.

Эрудиция может быть в известной степени оценена содержательностью речи и предполагает прежде всего наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Отметим, что речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.

Можно сделать вывод, что личность несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный, что она всегда находится в рамках заданного многообразными условиями речевого поведения.

В состоянии эмоциональной напряженности многие люди, высказывая свою точку зрения, с трудом подбирают слова. В частности, по сравнению с речью в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузами нерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того же человека в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т. д.

В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется шаблонностью: говорящий главным образом употребляет те слова, которые наиболее типичны для него, активно пользуется речевыми штампами.

Другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи - грамматическая незавершенность фраз, конкретизирующаяся в грамматической неоформленности, нарушении логической связи, последовательности между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. В дальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ее исправить, обычно еще больше путается. Следует отметить, что важнейшим индикатором психического здоровья человека является речь, по ней четко фиксируются практически все психические отклонения.

Интонации голоса являются также тонкими сигнализаторами не только состояний, но и глубинных личностных параметров человека. Можно менять тембр голоса, пребывать в разном настроении, но при этом лишь 20% ваших характеристик будут новыми - остальные 80% постоянны. Учет голосовых признаков в изучении собеседника дает очень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателя говорящий может только при соответствующей специальной тренировке.

Известный отечественный лингвист A.M. Пешковский писал о связи эмоций и интонации: «...выражение эмоциональной стороны речи - основная и, надо думать, исконная функция. В то время как в значениях собственно звуковой стороны речи эмоциональная сторона почти не отражается, значения интонационной стороны на 0,9 заполнены ею. Стоит только вспомнить обилие восклицательных высказываний в нашей повседневной речи и их интонационное, особенно тембровое (а тембр, конечно, тоже часть интонации) многообразие, чтобы признать, что чувства наши мы выражаем не столько словами, сколько интонацией». Интонация, тембр составляют тот фонд значимых фонации, которыми мы широко пользуемся в общении. И здесь опять-таки вся гамма чувств и весь спектр социальных и личностных отношений. В одной из газет читаем: «В самом деле, печаль, радость, фальшь, триумф - сотни нюансов настроения и внутреннего состояния собеседника распознаем мы безотчетно, не успев вдуматься в смысл. Интонации, нужно отметить, универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональное состояние сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата». Как часто писатель обозначает именно голосовое сопровождений произносимых персонажами высказываний: сказал он - мягко, вкрадчиво, грубо, вызывающе, с улыбкой, сквозь зубы, радушно, приветливо, угрюмо, злобно. И по тому, как слово «прозвучало» в художественном тексте, мы распознаем чувства, отношения персонажей. И каждый из оттенков будет выявлен особенностями интонационного, голосового выражения, а также «языком глаз», улыбкой.

В ситуациях общения голос человека является весьма характерной чертой, позволяющей составить общее впечатление о нем. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, подвижности внутреннего состояния и возраста, опираясь только на голос и на манеру говорить.

  • оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;
  • спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;
  • заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;
  • сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;
  • ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
  • нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Говоря о личностных характеристиках голоса, нельзя не сказать о смехе. Смех - одна из выразительнейших особенностей личности. Наиболее ярко свое отношение к нему выразил еще в XVIII столетии известный немецкий врач Кристоф Гуфеланд: «Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех - есть самое здоровое». Человек распознает множество оттенков смеха: радостный, веселый, беззаботный, звонкий, грохочущий, блеющий, горький или сладкий, грязный (сальный), ядовитый, ненавидящий, издевательский, злорадный, степенный, уютный, смущенный, скрытый, деланный, искусственный, вымученный и т.д. Рассмотрим несколько вариантов смеха:

  • на «а» (ха-ха): совершенно открытый, идущий от сердца. Свидетельствует о неомраченной радости, беззаботности, наивно-веселом нраве человека;
  • на «э» (хе-хе): не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Чем более открыта гласная, тем больше злорадства, хамства, презрения он выражает;
  • на «и» (хи-хи): хихиканье, уходящее вглубь себя. Свидетельствует о скрытности, хитрости, иронии и злорадстве (типичен для молодых девушек);
  • на «о» (хо-хо): звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым критическим удивлением, протестом, в своей основе - издевательский и протестующий;
  • на «у» (ху-ху): указывает на скрытый страх, робость, боязливость натуры.

В исследовании П.М. Ершова особо подчеркивается полная непроизвольность смеха, хотя в перечне его нюансов далеко не все они рождаются без участия сознания. Напротив, иронический, ехидный, покровительственный, саркастический и другие оттенки его хоть и воспроизводятся с использованием одних и тех же механизмов, но мимика, сопровождающая их, все же искусственная. Поэтому целесообразно различать: а) истинно непроизвольный смех; б) произвольный демонстративный; в) непроизвольный, но контролируемый.

Таким образом, не только речевые, но и экстралингвистические, паралингвистические особенности произношения, с одной стороны, дают нам возможность судить о партнере и, с другой, характеризуют каждого из нас.