Казалинск фотографии. Казалинск
Казалинск (каз. азалы) - город в Казалинском районе Кызылординской области Казахстана .
Население - 3,1 тыс. жителей (2009).
Город расположен на правом берегу реки Сырдарья. Железнодорожная станция Казалы (бывш. Казалинск) на линии Аральск - Кызылорда находится в 12 км севернее города, на территории районного центра, посёлка городского типа Айтеке-Би (бывш. Новоказалинск). Прилагательное казалинский применяется и к этому населённому пункту.
До деградации Аральского моря и сырдарьинской дельты во второй половине XX века, основным занятием жителей было рыболовство и переработка рыбы. Действовали рыбный и кирпичный заводы, в настоящее время закрытые.
Город официально входит в приаральскую зону экологического бедствия.
Население
Большинство жителей города составляют казахи. Также проживают несколько десятков семей русских староверов "уральцев". Жители покидают город в поисках работы, уезжая в Байконур , Кызылорду , другие города Казахстана и России.
Казалинские «уральцы»
Казалинск был известен как один из центров расселения приаральских «уральцев» (самоназвание), известных также как «уходцы» и «аральцы». Это потомки уральских казаков, сосланных в 1875-79 годах за неподчинение «Положению о воинской повинности Уральского Войска» 1874 года.
В начале XX века в Казалинске проживало около 1 500 уральцев. Занимались преимущественно рыбным промыслом и охотой. В быту дистанцировались от русских - приверженцев официальной православной церкви.
В настоящее время у представителей старшего и среднего поколений сохраняется староверческая обрядность, молодёжь же идентифицирует себя, как «русские». В 90-х годах XX века в Казалинске была закрыта русская школа по причине недостатка учащихся.
Достопримечательности
Историческая часть Казалинска представляет собой градостроительный комплекс конца XIX - начала XX веков, являющийся памятником архитектуры государственного значения. Охраняются дом Ганибая (XIX век), здание мемориального музея Г. Муратбаева (конец XIX - начало XX веков), здание городской библиотеки (бывшая мечеть Ганибая, XIX век), мечеть Ногая (мечеть Нуралы, XIX века), здание районного дома культуры им. Р. Баглановой (бывшая церковь, 1904 год).
В 17 км к юго-западу от Казалинска, возле аула Уркендеу, расположено городище Жанкент (Янгикент) (V-XV века).
Известные уроженцы
География
Через город проходит автодорога Айтеке-Би - Бирлик. В 15 км к северу от города проходит автомобильная дорога
Следующая станция - Жусалы, о которой я впервые узнал : отсюда накануне Первой Мировой по 11-километровой перекладной узкоколейке (то есть путь строится, по нему проходит состав, затем путь разбирается и вновь кладётся перед составом) английские промышленники везли оборудование для строительства медеплавильного завода в , в итоге доставшегося советской власти. Нынешние Джусалы - посёлок городского типа (18 тыс. жителей), выросший из форта №2 всё той же Сырдарьинской линии - русского плацдарма для покорения Туркестана, где несли службу оренбургские казаки. Жусалинский район, как и Казалинский, закрыт для туристов, и по личным ощущениям - охраняется строже. Год назад стоянка в Жусалах была 15 минут: я за это время успел выйти, пройти вдоль всего состава, снимая кадры, перед отправлением вскочить в последний вагон и вернуться в своё купе уже на ходу. В этот раз стоянка была, кажется, 7 минут, и я не стал выходить, лишь засняв пристанционные постройки на ходу:
29.
Да собственно вокзал - причём из моего вагона он никак не влезал в кадр, и я пошёл в соседний вагон:
30.
Перед поездкой я как-то чувствую места потенциальной опасности - эта схема очень хорошо описана у Генриха Бёлля в "Поезд приходит по расписанию", где немецкий солдат видя на карте город Стрый и слыша его название, понимал, что его там убьют. Год назад мне невыносимо тревожно отзывались при подготовке Джунгарские ворота, а в этот раз не столь тревожно, но всё же напрягало слово "Жусалы". Так и получилось - после этого кадра я услышал окрик "Эй, нельзя снимать! Кто вы такой?!" и увидел полицейского. Улыбнулся, ответил "Да я турист, просто на память..." и поспешил вглубь вагона. В коридоре меня нагнала толстая проводница-казашка, потребовала показать документы и билет, и всё-таки отпустила. Однако я успел испугаться, вспоминая прошлогоднюю историю, вдобавок понял, что проводница соседнего вагона будет следить за мной и на других станциях, и как-то само собой принял решение сойти в Кызылорде, до которой оставалось полторы сотни километров и пара часов пути.
31.
Жусалинское кладбище:
32.
Сырдарья и пустота кызылкумского берега. Обратите внимание на юрту во дворе - такие я замечал из окон не раз, казахи используют их как летние кухни.
33.
Вообще, пейзаж тут меняется. Пойма Сырдарьи становится широкой, на смену Приаральским Каракумам приходят зелёные луга с травой в человеческий рост.
34.
В советское время здесь выращивали рис (Кызылординская область была основным районом депортации корейцев, по сей день составляющих тут 3% населения), это хорошо видно по карте с характерным "орнаментом" рисовников , и даже рискну предположить, рисовое зерно свозилось вот в этот элеватор - кажется, в посёлке Жалагаш (14 тыс. жителей):
35.
Кладбище - вроде бы там же. Обратите внимание, как изменился облик аулов, появились высокие деревья и кусты. Это начало цепочки оазисов, в которых стоят Туркестан, Чимкент и Ташкент, и получше с этим явлением мы ещё познакомимся в следующей части. Хотя Кызылординская область - самая редконаселённая в Казахстане (3 человека на километр - это примерно как на Дальнем Востоке, да и сама область по площади чуть крупнее целой Беларуси), сырдарьинская пойма обжита очень неплохо.
36.
А вот снова подступает степь. Одинокий вокзальчик в пустоте - теперь, кажется, жилой дом. В бывшем Перовском уезде второстепенные вокзалы выглядят так:
37.
На подходах к Кызылорде, слишком рано собравшись, я подсел в другое купе. Там ехали три девчонки и парень интеллигентного вида, почти не владевшие русским. При парне была домбра, и я спросил, можно ли её сфотографировать. Парень не только позволил, но и после взял её в руки и очень красиво спел надрывную песню - и ведь на тюркских языках не всегда отличишь, где современная эстрада, а где - баллады кочевников; даже странно, что столь жёсткие в топонимике и обыденной речи, эти языки так чарующе красивы в песнях.
38.
Вот уже потянулись окраины Кызылорды, и я сразу вспомнил, что в обиходе её называют Кызыл-Дыра - вид у города был мрачноват и неухожен:
39.
40.
Почему-то Кызылорда имеет репутацию самого неинтересного областного центра в Казахстане. Ну, города тут вообще богатством истории не блещут, но всё же Кызылорда - далеко не худший случай, уж всяко интереснее, чем . И к тому же единственный в Казахстане областной центр с крупным дореволюционным вокзалом. Впрочем, станция тут большая и оживлённая, и близ первого вагона постройки довольно унылые:
41.
Вон в том доме с панно, на верхнем этаже, находится привокзальная гостиница, и я решил не мудрить и заселился туда. Тётка на рецепшене почти не говорила по-русски - наглядный пример того, что Кызылординская область самая "титульная" (казахов здесь 95% населения). Тем не менее, нашлась свободная одноместная комната с туалетом... но опять без душа, что развеяло надежду наконец-то нормально помыться, а не обтираться водой (позади уже 4 ночи пути!). Выложив из рюкзака всё лишнее и неценное, я отправился гулять по городу. Вид из окна рецепшена (оно видно на кадре выше) на эту часть станции - уже по возвращении, на закате:
42.
Оцените количество ларьков. Помню, что год назад в одном из них покупал пегоди - традиционные корейские пирожки, что напоминает о тех самых 3%. Дом, обращённый к путям узорами, на торце имел ещё и часы со знаками зодиака:
43.
Корпус с гостиницей (и, что немаловажно, парой неплохих столовых) примечателен ещё и советскими панно на стенах:
44.
45.
Он недавно отремонтирован, внутри чистота и кондиционированный воздух... и к тому же сохранились интерьеры:
46.
Потолок кассового зала, где я оформил остановку и взял билет на утро на бишкекский поезд - более дорогой, чем КТЖшные, но подходивший мне по времени (да и к тому же какое дело киргизскому проводнику, что я фоткаю в Казахстане?).
46а.
Вокзал со стороны площади. Примерно так же устроены вокзалы Туркестана и Арыси (последний я так и не увидел пока), только там они ещё сложнее, больше и эффектнее.
47.
У вокзала - скверик с полузасохшими деревцами и обилием цветов, которые постоянно поливает уборщица в характерной маске - так они одеты в Казахстане почти всегда в жаркое время, а конкретно эта попала на заглавный кадр . Одинокое здание - вроде бы, до революции было железнодорожной полицией:
48.
Западная оконечность станции. Кадр снят на рассвете, в ожидании бишкекского поезда. Видна водонапорка да какой-то ни то импровизированный музейчик, ни то наглядное пособие. Тем не менее, проходившие мимо двое путейцев заметили мой фотик, и между собой помянули "шпиона".
49.
Ещё какие-то дома явно путейского ведомства - за станцией. А за ними классическая зажелезнодорожная окраина - такие есть в сотнях постсоветских городов:
50.