Кельты: появление на исторической арене. Нападение на Дельфы

Гальштат – небольшой городок в Верхней Австрии. В 1846 году Георг Рамзауэр открыл в окрестностях Гальштата обширный древний могильник. Сделанные им находки были сенсационны: они свидетельствовали о существовании здесь в 700–500 гг. до н.э. цивилизации, использовавшей железо!

Что за народ жил в этом глухом горном районе? Речь идет про кельты . Именно здесь, в горном районе Австрии, приблизительно к 700 году до н.э. сложилась ранняя кельтская культура. Благодаря многообразию и богатству археологического материала, эта культура получила название гальштатской.

Про кельты впервые упоминают греческие историки 5 века до н. э. Гекатей Милетский и Геродот. Позже римляне назвали кельтов галлами, а земли, населенные ими – Галлией. В период между 6–3 вв. до н.э. кельтские племена заселили северную Испанию, Британию, южные районы Германии и территорию современных Венгрии и Чехии.

Кельты находились на достаточно высокой ступени развития уже в 8 – 7 вв. до н.э., а позднее, между 500–250 гг. до н.э., достигли вершины своего расцвета. Затем начался постепенный упадок их влияния и могущества под ударами быстро возвышавшегося Рима. Из кельтских земель только Ирландия и Шотландия осталась неподвластными Римской империи.

В истории Европы известны два кельтских периода. Первый – это древние кельты железного века, современники Древней Греции, империи Александра Македонского и Римской империи, которых римляне постепенно вытеснили на Британские острова. Второй период – это кельты-христиане, преемники древних кельтов, жившие в Ирландии, Шотландии и Уэльсе.

Своих вождей кельты хоронили в великолепных погребальных камерах, выложенных из бревен (чаще всего для этого использовался дуб, считавшийся священным деревом), под насыпными курганами, которые увенчивались статуей покойного в полный рост, изображением божества или надгробным камнем и ритуальной стелой. В могилы кельты клали богато украшенную конскую сбрую, дорогие ювелирные украшения, золотые венцы и диадемы, бронзовые сосуды и многочисленную керамику, простую – местной работы и расписную греческую. Кельты верили, что могила человека есть своего рода преддверие к желанной жизни после смерти.

Обиход древних кельтов был несложен. Жилища их – это деревянный дом с углубленным в землю полом (полуземлянка), покрытый соломой. Такие хижины составляли село или деревню, не защищенную от набегов врага. В периоды частых войн кельты искали убежища в стоящих на возвышенности, достаточно хорошо укрепленных городищах. Эти места, защищенное валом, стеной, сложенной из бревен и камня, и рвом, называлось "оппидум".

Подлинным сокровищем прикладного искусства гальштатских кельтов является коллекция керамических сосудов из курганов близ Шопрона (Венгрия). На этих сосудах можно увидеть изображения сражающихся мужчин, одетых в порты (типичная особенность "варварского" мира) и плащи, ниспадающие свободными складками.

Гальштатская культура стала предшественником культуры "классических" или "исторических" кельтов. Именно с ними связана эпоха расцвета кельтского могущества – между 600 и 220 гг. до н.э., когда владения кельтов простирались от Балтики до Средиземноморья и от до . Кельтская культура этого периода – начиная с середины 6 века до н.э. и далее – получила в науке название латенской. Первые открытия памятников этой культуры были сделаны на поселении Латен, расположенном в Швейцарии.

Примерно с 400 года до н.э. кельты стали доминирующей силой в областях, расположенных к северу от Альп – от Франции до Венгрии. Однако древние кельты не были единой нацией и не основали своего государства. Они жили отдельными племенами и княжествами, иногда создавались федерации племен. Дальше этого политического единение у них не заходило. Многие из крупнейших современных городов Европы были в свое время заложены кельтами. К их числу относятся Лондон, Дублин, Париж, Бонн, Вена, Женева, Цюрих, Болонья. Лион, Лейден, Милан, Коимбра, Белград.

На всем пространстве, заселенном кельтами, господствовала единая культура и единый язык (с диалектными различиями). Однако у древних кельтов не было письменности.

Кельты обожествляли явления природы, реки, горы, животных; среди их богов были триликие божества, змей с головой барана, маленькие духи-гномы; кроме того, существовало множество местных богов. При этом кельты весьма редко изображали своих божеств в человеческом облике – очевидно, на этот счет у них существовало некое табу.

В общекельтском пантеоне почитались бог неба Таранис, богиня – покровительница коней Эпона, триада богинь-кормилиц. Были у кельтов, помимо главных богов, и многочисленные другие божества различного рода, а также духи – хранители священных источников и рощ.

С религиозными представлениями древних кельтов связан и культ мертвой головы. Вероятно, отрубленные головы врагов составляли не только самый значительный трофей победителя, но и имели религиозный смысл, поэтому черепа хранились в святилище.

На территории современной Франции кельтские племена имели несколько священных мест, куда регулярно съезжались вожди племен для свершения культовых обрядов. Одним из таких важнейших мест был Лугдунум (Лион). А в районе Орлеана, вероятно, располагалось святилище друидов – кельтской жреческой касты, учение и обряды которой участники священнодействий хранили в строгой тайне.

Все свидетельства о кельтах говорят о четком делении кельтского общества на три основных класса: "благородных" (жрецы, прорицатели, поэты, воины), свободных ремесленников и земледельцев и, наконец, рабов, составлявших большинство населения. Отношения между тремя классами кельтского общества осуществлялись в рамках так называемого кельтского права – очень древней и самой сложной из европейских правовых систем, с которой вынуждены были считаться даже римляне. Кельтское право устанавливало за каждым членом общества, каким бы низким ни было его положение, определенные права; человек лишался защиты закона, только когда он совершал тяжкое преступление, – его отлучали от участия в жертвоприношениях, а племя от него отрекалось, обрекая на жизнь изгоя.

Кельты любили красивые вещи и не жалели труда и умения на изготовление даже обычной кухонной посуды, украшая ее сложнейшим орнаментом. Они были непревзойденными мастерами чеканки по металлу. Кельтские ювелиры владели различными способами обработки металлов. В их продукции отчетливо видна склонность к сложной орнаментике.

Кельты оставили свой незримый, но ощущаемый и сегодня отпечаток на многих странах, возникших позднее там, где располагались укрепленные городища кельтских племен. И их далеким потомкам, живущим ныне в западной части Британских островов и в Бретани (Франция), удалось сохранить до наших дней ряд самобытных элементов своей древней культуры.

Законы древних кельтов: мудрые, справедливые, забытые

Несмотря на популярность, которую приобрела в последние десятилетия «кельтская тема» - в музыке и литературе, дизайне и моде - древние кельты остаются одним из самых загадочных народов, когда-либо живших на планете. Все, что нам о них известно, рассказано теми, кто пришел на их земли не с миром, а с мечом - или же и вовсе не бывали там… Можно ли доверять этим описаниям? Насколько достоверно воссоздают они кельтские обряды, обычаи и законы?

Наиболее ранние упоминания о кельтах встречаются в трудах греческих авторов VI - V вв. до н.э.: Гекатея Милетского и Геродота. В своей монументальной «Истории» Геродот описывает кельтов, как народ, живущий в верховьях Дуная - правда, расположив сам Дунай на Иберийском полуострове (то есть на территории Испании), знаменитый летописец был, мягко говоря, не вполне точен. Археологические раскопки и косвенные свидетельства позволяют возводить историю галлов к VI в. до н.э., и даже ранее. Следы кельтских племен обнаружены от западных переделов Европы (включая Британские острова, что общеизвестно), до Балкан, Малой Азии и Причерноморья, включая территорию современной Украины, юг России, Кавказ, и даже - Среднюю Азию. Поскольку сами галлы не документировали в письменном виде ни свою историю, ни переселения, восстанавливать ретроспективу часто приходится по сторонним свидетельствам и культурным аналогиям, зачастую - весьма неожиданным. Так, современные ирландцы, волею судьбы попадающие в Киргизию, дивятся тому, насколько традиционные музыкальные инструменты местных жителей схожи с древнекельтскими.

Несмотря на то, что значительная часть галльской истории сокрыта в тумане веков, можно сказать однозначно: ко времени основания Рима, средине 8 в. до н.э., кельты уже активно перемещались по территории Европы и за ее пределами.

Первый из зафиксированных контактов, отнюдь не мирный, между римлянами и кельтами, состоялся в IVв до н.э. В 390 г. объединенные силы кельтских племен сошлись с войсками Римской империи в битве при Алии - и одержали победу. Чуть позже пал и сам Рим, что заслуживает отдельного описания. История “варварских” набегов на различные европейские территории достаточно обширна. Однако, все военные походы кельтов имели практический характер: добыча и воинская доблесть были наряду с ремесленным искусством или друидическими знаниями основными способами достижения значимого положения в обществе.

В большинстве случаев к завоеванию чужих земель галлов толкало банальное отсутствие жизненного пространства. При этом степень их агрессии была прямо пропорциональна реакции местного населения. В 390 г. кельтские племена под предводительством Бренна заняли земли возле города Клузия на Аппенинах, находившегося под римской протекцией. Опираясь на свою военную мощь, они потребовали у жителей выделения для себя плодородных земель. Естественно, клузианцам это не понравилось, и они запросили помощи в переговорах у Рима. Оттуда прибыли трое братьев Фабиев, не отличавшихся особой дипломатичностью, чьи действия вскоре привели к нападению на пришельцев и убийству одного из кельтских вождей. Такое поведение парламентеров было грубейшим нарушением установившегося на тот момент международного права. “Варвары” проявили к обычаям большее уважение, позволили Фабиям вернуться в Рим, и отправили туда собственную делегацию для разбора ситуации. В Риме посланники обнаружили, что нарушители не только не порицаемы, но и купаются во всевозможных почестях.

Столь наглое попрание закона возмутило кельтов, и они предприняли 80-километровый бросок от Клузия на Рим. Плутарх описывает этот поход следующим образом: «Вопреки ожиданиям, проходя, они никому не нанесли увечий, ничего не взяли с полей. Когда они шли мимо какого-либо города, то кричали, что идут в Рим, что их враги - только римляне и что они готовы стать друзьями всем остальным». В итоге Рим был разграблен и унижен: за свой уход галлы запросили (и получили) 1000 фунтов золота. Империя была настолько шокирована, что историк Ливий даже 300 лет спустя переживает позор ситуации: «Вообразите, тысяча фунтов золота - цена нации, которая скоро будет править миром!»

Под влиянием пережитого ужаса Римская империя до самого своего падения старалась раздвинуть собственные границы, колонизировать все более и более дальних соседей. Попутными преференциями были награбленные богатства, сбор дани, захват рабов. Но в основе всех экспансий лежал страх перед тем, что соседи вздумают побеспокоить “цивилизованное” благополучие. Поэтому имперская армия всегда была орудием нападения, и многие историки даже увязывают упадок Рима с сужением городских ворот. Как только их размер стал определяться не соображениями быстрой атаки и развертывания за стенами боевых порядков, а нуждами обороны - государство, жившее агрессией, утратило жизнеспособность.

Впрочем, в период расцвета римское войско позволило империи где – изгнать, где – сделать вассалами кельтские племена практически на всем ареале обитания последних. Это было великое противостояние древней традиции и новоизобретенного формального законодательства. Хотя кельтские воины по праву считались лучшими бойцами Европы, клановая структура их общества, неразвитая стратегия, отсутствие изобретений в области боевой техники, а также система заключения ситуативных племенных союзов для конкретных военных кампаний, не позволили им одолеть латинскую военную машину.

Последним оплотом галлов стали Британские острова, но и их со временем пытались оккупировать римляне. Впрочем, восстания коренного населения будоражили имперские форпосты и поселения едва ли не каждое десятилетия, а северные территории, где ныне располагается Шотландия, так и остались территорией, куда не ступала нога легионера.

Как Рим нес свет цивилизации “варварам”:

Военные действия между кельтами и римлянами продолжались с переменным успехом вплоть до середины I в. до н.э. Точка - впрочем, скорее, запятая - в «кельтском вопросе» была поставлена Цезарем, который в 50 г. до н.э. окончательно утвердил римское владычество в Галлии, а чуть позже высадился и в Британии. Цезаря стали основным источником информации о древних кельтах - как континентальных, так и островных; именно с его легкой руки самые разные авторы, начиная с античности и до наших дней, повторяют рассказы о человеческих жертвоприношениях, совершаемых друидами, да и множество прочих несуразиц.

Однако, по остроумному замечанию Лоренса Гиннелла, английского юриста 19-го века и исследователя древних кельтских законов, при написании этих мемуаров Цезаря интересовал главным образом Цезарь, а вовсе не тонкости обычаев племен, которые он считал варварскими. Гиннелл берет на себя смелость утверждать, что пресловутые «жертвоприношения» могли представлять собой некое, совершенно иное по смыслу событие, неверно интерпретированное Цезарем.

В то же время, «Записки о Галльской войне» представляют несомненный интерес, как наиболее подробный - можно даже сказать, единственный, из дошедших, письменных источников античной эпохи, содержащих информацию о кельтах. Ибо сами кельты письменностью пользовались чрезвычайно редко - но отнюдь не потому, что были отсталым и скудоумным народом.

Что не записано пером, то вырубается… мечом

Основой кельтской культуры являлась заложенная друидами традиция устной передачи накопленных народом знаний (фольклора) из поколения в поколение. В ней был глубокий смысл, как практический, так и сакральный (впрочем, древнему кельту сама идея о подобном разделении показалась бы крайне странной). Такой обмен информацией, а особенно процесс обучения - всегда уникальный, живой, эмоционально окрашенный, в отличие от чтения текста. Древние хорошо знали, что знание может быть не только даром, но и оружием, приносить великую пользу - и страшный вред; устная передача подразумевала прямую личную ответственность как дающего, так и принимающего знание.

В рамках кельтской культуры и общества эта традиция была вполне жизнеспособна. Однако с приходом завоевателей обнаружилось ее слабое место: неписаные знания стали постепенно утрачиваться под влиянием навязанного пришельцами образа жизни и мышления. Особенно сильно это сказалось на континентальных кельтах: романизация Галлии была настолько полной, что даже при самом тщательном исследовании там можно отыскать разве что остаточные следы кельтского духа. Также сыграла фатальную роль слабость плоти: обучение друида, способного хранить в памяти тысячи легенд, обычаев и законов, длилось не один десяток лет. А оборвать его жизнь ударом меча - секундное дело. При том, что, в отличие от римской знати, вожди и носители кельтских традиций участвовали в бою на равных с соплеменниками, как правило - в первых рядах.

Сколько миль до Аваллона? И все, и ни одной…

Однако есть страна, которая в наибольшей степени сохранила изначальный строй и лад кельтской культуры, и это - Ирландия. Ни римское, ни норманнское влияние, ни даже века христианства не смогли переделать национальный ирландский характер; старинные обычаи - пусть даже их происхождение было забыто, а форма слегка изменена - оставались естественной составной частью повседневной жизни народа.

Когда же в конце 19-го - начале 20-го веков начался так называемый «Кельтский ренессанс», десятки исследователей принялись восстанавливать по крупицам древнюю традицию - и обнаружили, что разрозненные кусочки складываются в стройную, пусть и не вполне законченную, картину. Саги и сказки, пословицы и старинные манускрипты говорили об одном: основой культуры и общественного устройства древних кельтов были гармония и справедливость - которые, в сущности, и были основными законами сами по себе. В то же время, древнекельтская юриспруденция представляла собой сложную, тщательно проработанную систему - и даже то немногое, что от нее осталось, заслуживает самого внимательного изучения.

Наиболее полный свод раннего кельтского права, составленный на основании разных источников, получил название Брегонских законов (Brehon Laws), или Брегонского кодекса. Впрочем, полным его можно назвать с большой натяжкой: входящие в него тексты являются либо копиями с навсегда утраченных оригиналов, либо их пересказами; они испещрены комментариями и толкованиями, сделанными разными людьми в разное время.

Ситуация осложняется еще и тем, что манускрипты написаны на древнеирландском, с вкраплениями латинизмов (их составителями были в основном монахи, а к основному тексту, Senchus Mуr, как утверждают, приложил руку сам Святой Патрик) и диалектизмов, в которых с трудом разбираются даже маститые лингвисты. Поэтому единого полного перевода Брегонских законов на современный английский, по всей видимости, не существует. Исследователи, обращавшиеся к этим текстам - историки, этнографы, филологи, юристы (уже упоминавшийся Лоренс Гиннел, например, посвятил Брегонским законам , (англ., на русский не переведена) - использовали лишь то, что непосредственно отвечало их нуждам и интересам. Однако даже из этих обрывочных и разрозненных сведений можно получить представление об основных чертах древних кельтских законов - чертах не просто отличительных, но поистине уникальных. Римскому праву, которое легло в основу всей европейской юриспруденции, во многих отношениях было далеко до кельтского. Брегонский кодекс настолько опередил свое время, что некоторые его статьи кажутся взятыми из современного законодательства какой-нибудь развитой страны - особенно те, которые касаются семейных и брачных отношений.

Брак, семья и клан у древних кельтов

Положение женщины в кельтском обществе разительно отличалось от той подчиненной, второстепенной роли, которая предписывалась ей большинством других культур. Римские матроны, даже самые родовитые, не имели никакого реального влияния на политику (иным путем, кроме кулуарного подзуживания своих супругов). Героини греческих мифов, за редким исключением - отнюдь не героини, а жертвы, ожидающие избавителя, чтобы стать его трофеем. На Востоке женщина и по сей день может являться чем-то средним между дорогой игрушкой и домашним животным, а христианство, заклеймившее женщину «сосудом греха», на долгие века закрепило неравенство между мужем и женой во всех отношениях.

Женщины же у древних кельтов были фактически равноправными партнерами мужчин во всех делах, делили с ними как мирные заботы, так и тяготы войны; они могли занимать сколь угодно высокое общественное положение и преуспеть в любой деятельности или профессии, к которой имели склонность и талант. Королевы-воительницы ирландских саг сражаются и руководят войсками не хуже мужчин; известно о существовании женщин-друидов и женщин-судей. Причем участие женщин в военных сражениях - для кельтов норма. В IV в. н.э. римский офицер Аммиан Марцеллин писал: «Целое войско иноземцев не сможет противостоять одному кельту, если он призовет на помощь жену, которая сильнее его и голубоглаза, особенно когда она, гневно откинув голову, скрежеща зубами и размахивая белоснежными и мощными руками, начнет наносить кулаками и ногами удары не слабее снарядов катапульты, выбрасываемых при помощи скрученных жил. Голос этих женщин ужасен и пугающ, даже если они не сердятся, а говорят дружелюбно.» Хотя в его строках присутствует определенная доля сарказма, очевидно, что римляне на себе испытали боевые качества кельтской “слабой” половины, и не были склонны их недооценивать. Терри Джонс и Алан Эрейра в своей книге говорят: в «цивилизованном» Риме изнасилование не считалось преступлением против женщины, а рассматривалось как нанесение ущерба мужчине, под чьей опекой она находилась, то есть считалось преступлением против его собственности. По кельтским же законам изнасилованная женщина имела право не только на персональную компенсацию, но и на месть.

Выходя замуж, женщина сохраняла право на распоряжение своим личным имуществом, которым она обладала до брака. А при разводе, инициатором которого могла выступать жена, (причем по целому ряду причин) - раздел имущества совершался в соответствии с нормами современного законодательства: учитывалось не только добрачное имущество супругов, но и вклад каждого из них в совместно нажитое. Чем больше труда и усилий затратила женщина на ведение хозяйства и приумножение семейного добра, тем больше была ее доля в случае развода.

В том, что касается защиты прав детей, Брегонский кодекс можно назвать уникальным. Законнорожденность ребенка - одна из основных проблем норманнской юриспруденции, сломавшая немало судеб, решающее обстоятельство в вопросах наследования имущества, - в кельтском праве не играет ровным счетом никакой роли. Пословица «чужих детей не бывает» к древним кельтам применима, как ни к какому иному народу. Для установления отцовства достаточно было заявления матери и признания отца (случаи отказа мужчины от ребенка были единичными, если такое вообще случалось), после чего ребенок включался в число наследников на общих основаниях, независимо от того, состояли ли его родители в какой-либо форме брака. Последних Брегонский кодекс признает несколько, в том числе и такие, которые мы сейчас называем «гражданским браком».

Впрочем, понятие «семьи» у древних кельтов было гораздо шире современного: это не только родители и их дети, но и более дальние родственники. Объединение нескольких семей составляло основу клана; а клан, как целое, брал на себя заботу и ответственность даже о самых слабых своих членах - пожилых, больных и слабоумных. Брегонские законы обязывают трудоспособных соплеменников обеспечить полноценный уход и лечение немощным старикам - и даже регламентируют устройство общественных больниц, вплоть до таких деталей, как обязанность сиделок отгонять собак! Ни античность, ни средневековье не испытывали к старости и болезни особого сочувствия; в этом отношении лишь Брегонский кодекс воплотил, и даже превзошел, тот уровень социальной ответственности, который стал присущ человеческому обществу лишь в наши дни.

Особо следует остановиться на институте рабства. В отличие от “цивилизованного” Рима раб у кельтов был скорее в положении бедного крестьянина, чем-то вроде крепостного. Он имел собственное имущество, мог сопровождать хозяина в военных походах, а дети раба росли и воспитывались вместе со всеми остальными. Причем рабский статус не передавался по наследству, а сам невольник мог заслужить свободу храбростью в бою или прочими выдающимися достижениями. Теоретически раба могли безнаказанно убить - но поводом могло послужить лишь очень тяжкое преступление, да и были такие случаи единичны. В целом же институт рабства не был широко распространен, и захваченные в походах пленники, как правило, отпускались за выкуп, либо продавались тем же римлянам.

Представление о том, насколько кельтская практика отличалась от римской, можно получить из любой исторической хроники имперского периода. Этот вопрос наукой освещен достаточно подробно.

Культура, ремесла и духовность

Каковы же были технологические достижения “варваров”? Европейские историки вообще, и римские - в частности, кельтов боялись, не знали и не понимали. Естественно, подобных монстров в своих работах они наделяли всеми недостатками, которые только могли сочинить. Сами же кельты, не оставившие после себя письменных источников, реабилитироваться не способны.

Однако помочь в этом могут современные археологические находки. Хотя основу кельтского уклада составляли сравнительно небольшие сельские общины, занимавшиеся сельским хозяйством, сейчас обнаружены и огромные города, площадью в несколько тысяч гектаров. В них были каменные здания с паровым отоплением полов, стены, возведенные с помощью строительного раствора. Полисы строились по общему плану, с соблюдением геометрических законов, в них устраивались школы, административные здания, больницы и дома престарелых. При их сооружении выполнялись огромные объемы земляных и строительных работ, при необходимости осушались или создавались водоемы, насыпались искусственные острова, отводились реки и ручьи. Давно стали легендами Стоунхендж, менгиры и дольмены, прочие мегалитические памятники галлов.

Ремесло зодчего ценилось так же высоко, как оружейное, и было не менее почетным, чем воинское искусство. Кузнецы владели секретами тонкой работы, создавая ювелирные украшения столь филигранные, что подобного уровня удалось достичь лишь к периоду Средневековья. Обработку железа кельты также освоили первыми в Европе, и их оружие веками оставалось непревзойденным. Когда археологи при раскопках обнаружили конскую сбрую, изготовленную кельтскими мастерами, то приняли ее за современную высокотехнологичную подделку - настолько совершенно было изделие. И лишь инструментальные методы датировки убедили их в аутентичности находки.

Историки, слепо исповедовавшие римскую версию истории “варваров”, описывали кельтских воинов, нанимавшихся в римскую армию, чтобы заработать немного золота. Однако недавние раскопки показывают всю смехотворность этой версии. На территории Англии только в одном небольшом регионе найдены сотни качественно разработанных золотых рудников. По оценкам специалистов, только эта область была в состоянии поставлять на рынок 300 тонн золота ежегодно. Также древние авторы описывают пристрастие кельтов (как женщин, так и мужчин), независимо от сословия, к украшениям из драгоценных металлов. И для их повсеместного распространения явно не хватило бы ни грабительских походов, ни, тем более, жалких наемнических динариев Рима.

Мировоззрение кельтов также было основано на знании естественных законов природы (не всегда очевидных) и следованию им, как в торжественных ритуальных церемониях, так и в ежедневных практических делах. В то время, как римляне проявили себя оккупантами не только в отношении соседних народов, но и окружающей среды, принимая во внимание лишь собственные прихоти, кельты были настоящими детьми природы. Они черпали в окружающем мире силы, но таким образом, чтобы не нарушить его гармонии. Осквернение или бессмысленное уничтожение дерева, особенно игравшего сакральную роль, было тяжким грехом. Да и божества кельтского пантеона - “живые”, не обитающие где-то в недоступных высях, а постоянно присутствующие рядом, участвующие в судьбах и князей, и простолюдинов. Тогда как для римлян религия, даже “официальная”, была почти бутафорским придатком государства. Они не вмешивались в отправление культов завоеванных народов, пока отводилось “Богу - богово, кесарю-кесарево”. В центре истинной их религии стоял идол золотого тельца.

Кельтское «варварство» против римской «цивилизации» - жизнь в гармонии или вечная борьба?

Римская империя не только довлела над античным миром; она задала импульс, оказавший едва ли не решающее влияние на историю человечества. Само мышление и устройство государства, которое мы называем «имперским», зародилось именно там. Британская и Российская империи, СССР, а теперь США веками исповедовали принципы приоритета государственного над личным, идеи над индивидуальностью, территориальной и культурной экспансии. Со становлением государства, как механизма подавления, и формализацией закона ушла родоплеменная эра, с ее уютом, “домашнестью”, вниманием к отдельному члену общины, судом не по букве, а по совести.

Отваги и доблести кельтам было не занимать - даже Цезарь отдал должное их воинским качествам; однако захватнические устремления им были не свойственны. Жить в мире с собой и окружающими, со своей землей - вот чему учат кельтские законы, мудрые, древние и в то же время как нельзя более современные. Не зря последователи друидизма в наши дни обращаются именно к Брегонскому кодексу: при всей неполноте и неточностях, сквозь него можно рассмотреть - как камешки на дне ручья сквозь прозрачную воду - еще более раннюю и сложную этическую, философскую и духовную систему, на основе которой и сложилась кельтская традиция. Эта система не может быть ничем иным, кроме друидизма - того подлинного друидизма, о котором известно крайне мало, а достоверно, можно сказать, и вовсе не известно ничего - и насколько же мощной она должна была быть, если даже отзвуки ее, рассыпавшиеся эхом, долетели сквозь столетия до наших дней…

В своем чаянии дойти до предела и выйти за него человечество неудержимо стремится… куда? Возможно, к новому этапу в своем развитии; возможно, к пропасти и гибели. И те немногие, кто чувствует это, стараются найти опору в забытых древних знаниях. Кельтская традиция - один из самых чистых источников, к которому стоит возвращаться снова и снова, приходя к нему то за мудростью, то за справедливостью, то за гармонией - пока не придет понимание, что главный, неисчерпаемый источник мудрости, справедливости и гармонии каждый из нас может обрести только в самом себе.

Пока жив Стоунхендж - живы и кельты


Метки: ,
Запись: Рим vs Галлия: украденная история кельтов
опубликована 12 сентября, 2012 в 17:17 и находится в |
Копирование разрешено ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ :

Спустя век после вторжения кельтов в северную Италию и разграбления ими Рима грозные пришельцы появились на северо-западе Балканского полуострова. Оттуда кельты продвинулись в Подунавье, во Фракию, а затем предприняли вторжения в Македонию и Грецию. Страх перед новым, неизвестным ранее народом, охватил эллинский мир…

Проникновение кельтов в Подунавье и на Балканы

По данным археологии, предки кельтов, соотносимые с носителями поздней стадии гальштатской археологической культуры , жили в верховьях Дуная на территории южной Германии и восточной Франции. Это также соотносится с локализацией страны кельтов у Геродота в середине V века до н. э. Хотя наиболее могущественные и богатые кельтские центры VI - первой половины V века до н. э. находились в Баварии, восточный ареал распространения гальштатской археологической культуры охватывал сегодняшнюю Штирию, Каринтию, Нижнюю Австрию, Бургенланд, часть Словакии и Венгрии.

Колесница на бронзовой ситуле гальштатской работы из Вача, V в. до н. э. Национальный музей, Любляна

Носителями гальштатской археологической культуры являлись, наряду с предками кельтов, и иллирийцы. Они занимали обширную территорию на Адриатике, от Истрии до Албании, и далее на восток, вплоть до Боснии. Значительное влияние гальштатская культура испытывала и со стороны проживавших в восточной части Балкан фракийцев, а через их посредничество - со стороны киммерийцев и скифов из северопричерноморской степи. Присутствие греческих и этрусских импортов свидетельствует о торговых связях, существовавших между народами, жившими в глубине континента, и греческими колониями, возникшими в V веке до н. э. на адриатическом побережье.

На рубеже V–IV веков до н. э., то есть примерно в то же время, когда кельты вторглись в долину По в северной Италии, другой их миграционный поток устремился с запада на восток по коридору, образованному долиной Дуная между северным предгорьем Альп и западной излучиной Карпатских гор. Отражением этой миграции является распространение характерных полей погребений и материальной культуры, близкой культуре обитателям южной Баварии.

Вначале пришельцы захватили и колонизовали богатые центры того времени в северном Зальцбурге и в районе Дюрнберга. Отсюда в 380–350 годах до н. э. они постепенно продвинулись в Нижнюю Австрию и западную Венгрию, в район вокруг озера Балатон. Здесь после себя они оставили большие могильники Шонрон, Эрд, Кошд, Соб, Салачка в долине реки Капош. Некоторые группы кельтов в это время проникли в юго-западную Словакию и, двигаясь далее на восток, около 300 года до н. э. достигли Трансильвании на территории современной Румынии.

Обжившись в Подунавье, кельты отсюда начали совершать походы в южном и юго-восточном направлении. Объектом их нападения стали иллирийцы, жившие на территориях современных Боснии, Герцеговины, Хорватии и в западной части Сербии.

Кельтские вторжения в Иллирию и во Фракию

Около 358 года до н. э. греческий историк Феопомп рассказывал о том, как кельты одолели иллирийцев-ардиеев, отравив им еду. Когда в 335 году до н. э. Александр Македонский победил фракийское племя трибаллов на нижнем Дунае, ему нанесли визит посланцы кельтов, прибывшие «от Ионийского моря», то есть из области современных Словении и Хорватии. Кельты произвели на царя благоприятное впечатление своей храбростью, Александр заключил с ними союз и отослал послов обратно.

Тем временем набеги кельтов на земли иллирийцев для последних стали настоящим бедствием. В страхе перед воинственными пришельцами около 310 года до н. э. автариаты, жившие на территории современной Сербии, оставили свою родину и устремились на юг, в Пеонию и Дарданию. Македонский царь Кассандр предоставил беженцам земли вокруг горы Орбел. Немногие оставшиеся жить на прежних землях автариаты вошли в состав созданного кельтами союза скордисков.


Кельтский шлем начала III века до н. э. из погребения в Кьюмешти, Румыния. Античные авторы неоднократно упоминали об обычае кельтов украшать своё вооружение изображениями животных, птиц, рогов и т. д.

В 298 году до н. э. кельты впервые напали на Фракию, но их вторжение было отражено царём Лисимахом при попытке перейти Родопы. Лисимах, сам храбрый воин и опытный полководец, держал чужеземных завоевателей на удалении от своих фракийских владений. Однако в 281 году до н. э. Лисимах погиб в сражении при Курупедионе, а вслед за тем и победивший его Селевк пал от руки Птолемея Керавна.

Македония и Фракия погрузилась в пучину междоусобной борьбы, и в этих условиях кельты решили вновь попытать военного счастья. В том же 281 году до н. э. вождь кельтов Камбавл разорил земли живших на Дунае гетов, а затем вторгся во Фракию. Победители взяли здесь большую добычу и без помех вернулись домой, рассказывая, как богаты фракийцы и их соседи, как они слабы и беззащитны.

Разгром Македонии

К началу 279 года до н. э. кельты собрали силы для большого похода, в котором должны были участвовать более 150 тысяч пехотинцев и 15 тысяч всадников. Воинов сопровождал обоз, насчитывавший 2 тысячи телег. Чтобы прокормить такое множество народу, кельты решили разделиться. Керетрий повёл своих воинов на фракийцев и трибаллов, живших на северо-востоке современной Болгарии. Бренн и Ахикорий выступили на юг против пеонийцев, живших в долине реки Вардар на юго-западе Болгарии и части Сербии. Белгий двинулся на Македонию.

К тому моменту македонский престол захватил Птолемей Керавн. Имея самоуверенный и горячий нрав, он выступил навстречу кельтам с небольшим бывшим при нём войском, к тому же состоявшим из новобранцев. Белгий предложил царю купить у него мир за большие деньги. Однако Птолемей ответил отказом, издевательски прибавив, что он тогда только заключит мир с кельтами, когда те выдадут ему своих вождей в качестве заложников и сдадут оружие. Послы удалились, говоря, что Птолемей скоро узнает, себе ли или ему на пользу кельты предлагали мир.


Проникновение кельтов на Балканы, их грабительские походы против Фракии, Македонии и Греции, а также вторжение в Малую Азию

Через несколько дней произошло сражение. Македоняне не смогли выдержать даже первого натиска кельтов. Израненного Птолемея сбросил вставший на дыбы слон, и он был живым захвачен врагами. Кельты отрубили ему голову и носили её перед строем, насадив на копьё. Хотя варвары не стали осаждать укреплённые города, однако они жестоко опустошили всю сельскую местность. Население страны было в ужасе от разгрома и даже не помышляло о сопротивлении. Лишь летом старый военачальник Сосфен сумел собрать вокруг себя какие-то силы и оттеснить кельтов на север страны.

Вторжение в Грецию

Вскоре оказалось, что воины Белгия были лишь авангардом сил кельтов. Осенью того же 279 года в Македонию с основными силами вторгся Бренн. Он легко разбил выступившего против него Сосфена и подверг страну новому жестокому опустошению. Затем кельты повернули на юг и вторглись в Грецию. Они прошли всю Фессалию и подошли к границе Фокиды.

Главной целью их похода был знаменитый Дельфийский храм Аполлона, о богатствах которого кельты были наслышаны от фессалийцев. Как и во время персидского вторжения за 200 лет до того, греки, жившие к северу от Коринфского перешейка: фокидяне, беотийцы, локры, этолийцы и афиняне - объединились и выслали к Фермопилам союзное войско. Однако оно многократно уступало в численности противнику.

Небольшие отряды на помощь грекам прислали цари Антиох I и Антигон II Гонат. Пелопонессцы не принимали участия в борьбе с варварами, а Спарта даже угрожала тем городам, которые намеревались было направить своих воинов в северную Грецию. В скором времени ожесточённые бои разгорелись в самом Фермопильском проходе. Как пишет Павсаний,

«эллины выступили молча и в полном боевом порядке; когда они вступили в рукопашный бой, то пехотинцы у них не выбегали из строя настолько, чтобы нарушить свои собственные ряды, и легковооружённые, оставаясь на месте, бросали свои дротики и посылали свои стрелы и пращи… У галатов военное снаряжение было слабее, чем у эллинов: у них были только большие щиты (фиреи), другого же оружия, прикрывавшего тела, у них не было. Ещё больший был у них недостаток в военной выучке. На врагов они кидались, охваченные слепой яростью и безрассудным гневом, как какие-то дикие звери. Даже изрубленных секирами или мечами, пока они не переставали дышать, не покидало это неистовство; поражённые стрелами или дротиками, они не теряли своей смелости, пока жизнь не покидала их».

Терракотовая статуэтка кельтского воина, III–II в. до н. э.

Бои в Фермопильском проходе шли безо всякого видимого результата на протяжении семи дней. Затем Бренн выделил из своего войска 40 тысяч человек под командованием Комбутиса и Орестория и отправил их окружными путями опустошать Этолию. Этолийский контингент представлял собой наиболее многочисленную часть греческого войска. Согласно замыслу Бренна, греки не смогли бы обороняться с прежним мужеством, если бы этолийцев удалось принудить вернуться для защиты их собственной родины.

Поэтому кельты жестоко разгромили пограничный город Каллион, вырезав мужчин и жестоко истязав женщин. Оставшиеся дома этолийцы, включая стариков и детей, выступили против захватчиков. В результате поднявшейся всенародной войны большая часть варваров была уничтожена, немногие оставшиеся в живых вернулись к основным силам своих.

Тем временем в голове у Бренна уже созрел новый план. Местные жители, стремясь спровадить захватчиков прочь, показали им обходную тропу вокруг Фермопильского прохода, ту самую, которой когда-то воспользовались персы. Тропу стерёг отряд фокидян, которые оказали варварам ожесточённое сопротивление, но не смогли сдержать противника, многократно превосходившего их своей численностью.

Греки заметили опасность лишь в самый последний момент. Узнав о том, что враг вот-вот окажется у них в тылу, союзное войско оставило свои позиции в проходе и отступило, причём часть армии была вывезена на подошедших вплотную к берегу кораблях афинского флота.

Нападение на Дельфы

Бренн с бывшими при нём воинами устремился прямо к Дельфам. За ним медленно продвигался Ахикорий с основными силами. Его, в свою очередь, преследовали этолийцы и другие греки.


Дельфийский храм привлекал варваров легендарным богатством, которое оценивалось в 110 тысяч фунтов серебра и 5 тысяч фунтов золота. Предание гласит, что часть захваченных кельтами богатств была вывезена ими в Галлию и брошена в священное озеро неподалёку от столицы вольков Толосы (Тулузы)

Храм Аполлона защищало не более 4 тысяч воинов, в основном фокидян, этолийцев и местных жителей. Бренн, возбуждая отвагу своих воинов, говорил им, что ярко блестящие на солнце и издали заметные статуи богов и героев сделаны из чистого золота. Боги, по его словам, должны быть щедрыми к храбрым воинам, поэтому их богатство по праву должно принадлежать победителям. Перед самим храмом разгорелось ожесточённое сражение.

Как кажется, кельтам удалось на какое-то время захватить храм и разграбить его сокровища. Затем, однако, удача их покинула. Сам бог Аполлон, казалось, выступил в защиту своих богатств. Все тот же Павсаний сообщает:

«Вся земля, которую занимало войско галатов, в течение большей части дня сильно сотрясалась, и не переставая гремел гром и ударяли молнии; они поражали ужасом кельтов и не давали им ясно слышать приказания; кроме того, молнии, падая с неба, поражали не одного какого-нибудь человека, но сжигали и стоящих рядом с ним, их самих и их оружие… Таковы были несчастия и ужасы, которые преследовали варваров в течение всего дня; но в течение ночи им было суждено испытать гораздо более ужасное: ударил мороз, а вместе с морозом пошёл снег, скатывались большие камни, и целые утёсы, отрываясь от Парнаса, падали прямо на варваров, и под этими низвергающимися скалами погибали у них не один или два человека, но сразу по тридцати и более человек; всех их постигала гибель».


Этолийцы приписали себе заслугу победы над кельтами Бренна. На реверсе чеканенной ими серебряной тетрадрахмы была изображена персонифицированная Этолия, восседающая на груде кельтских трофеев

Воодушевившись, греки вновь ударили по врагу со свежими силами. Бренн в этом бою был тяжело ранен. Страдая от боли, он напился неразбавленным вином и покончил с собой. Ахикорий, который стал предводителем кельтов после его смерти, сжёг обременявшие войско повозки, бросил 10 тысяч своих раненых на произвол судьбы, а с остальными налегке вернулся домой. Греки его преследовали, не вступая в стычки и вместо этого истребляя отделявшиеся от войска отряды и отставших воинов. Особенное рвение при этом проявляли этолийцы, стремившиеся отомстить врагу за разорение своей страны.

Кельты во Фракии

Изгнанные из Греции и Македонии, варвары вернулись во Фракию и вновь предали её земли грабежу. Жертвой их нападения стало Одрисское царство в юго-восточной части страны. Кельты разрушили его столицу Севтополь и разорили находившиеся в ней царские могилы.

Следами кельтского вторжения являются руины разорённых ими крепостей Кракра (Перник в западной части Болгарии) и Пистерос (Пазарджик, южная Болгария). При раскопках последнего в слоях разрушения был найден клад из 561 серебряной монеты, включая чекан последних лет правления Лисимаха, а также латенского меча, наконечника копья и характерной фибулы. Находки позволяют датировать разрушение города 281–279 годами до н. э.

Постепенно пути отдельных кельтских отрядов стали расходиться. Некоторые воины поспешили предложить свои услуги в качестве наёмников македонскому царю Антигону Гонату. Когда их послы прибыли в лагерь царя, разбитый у Лисимахии на Херсонесе Фракийском (полуостров Галлиполи), Антигон организовал помпезную встречу, стремясь произвести впечатление на варваров богатством своего военного убранства. Вместо этого он сумел лишь разжечь их жадность.

Варвары сговорились ночью напасть на македонский лагерь и завладеть его богатством. Антигон узнал об их замыслах. Он вывел войска из лагеря, а когда кельты явились за добычей, он поймал их в лагерных стенах, как в ловушке, и большинство перебил. Остатки кельтов примкнули к отрядам своих соотечественников Леоннория и Лутария, в 278 году до н. э. переправившихся в Малую Азию. На протяжении нескольких последующих десятилетий они предавали её земли безостановочному разорению.

Другая часть кельтов под предводительством Комонтория основала во Фракии собственное царство с центром в Тилисе, расположенном у современного села Тулово в Старозагорской области в Болгарии. В первые десятилетия своего существования царство в Тилисе владело значительными территориями в прибрежной Фракии, откуда всё новые группы кельтов переходили в Малую Азию.

Могущественный Византий ежегодно платил кельтам 80 талантов дани. Для приобретения этих денег византийцы обложили податью суда, проходившие через Босфор и в 220–219 годах до н. э. вынуждены были вести тяжёлую войну против Родоса и его союзника, вифинского царя Прусия I. В 219 году до н. э. при посредничестве кельтского царя Кавара между воюющими сторонами был заключён мир.


Кельты на севере Балканского полуострова и в Подунавье в III–II вв. до н. э.

В 212 году до н. э. фракийцы подняли восстание, убили Кавара и уничтожили престол в Тилисе. Памятником его кратковременного могущества является роскошное кельтское погребение с оружием и боевой колесницей, обнаруженное археологами в Мезеке, в долине реки Марицы.

Кельты в Подунавье

Третья часть кельтов во главе с Бафанатом отступила в среднее Подунавье и осела здесь, подчинив себе местные иллирийские и фракийские племена. На протяжении последующих 200 лет обширная территория, простирающаяся от восточных предгорий Альп до Трансильвании, подверглась сильному кельтскому влиянию. Его материальными проявлениями стали оружие и украшения латенского стиля, а также погребения, обряд которых соответствует практикам, принятым среди современных им обитателей южной Германии, Швейцарии и области Среднего Рейна.

Увеличение числа латенских погребений в южной части Большой Венгерской равнины свидетельствует о продолжавшемся в течении III века до н. э. притоке населения. Кельты приходили как с северо-запада, вдоль дунайского коридора, так и возвращались с юго-востока. Так, бронзовый канфар греческой работы, найденный в Шобе (Венгрия), близкой аналогией которого является канфар из Галаксиди близ Дельф, вполне может оказаться военной добычей, привезённой сюда одним из участников похода Бренна.


Фриз с галатскими трофеями из пропилона Пергамской библиотеки, II век до н. э. На нём изображены кельтские щиты и шлем конической формы с украшениями в форме рогов, мечи, копья, а также дышло колесницы. Пергамский музей, Берлин

Постепенно в Подунавье складываются контуры кельтских племенных федераций. Самым могущественным народом здесь были скордиски, жившие на территории современной Сербии в междуречье Савы и Дравы. Их столицей был Сингидун (Белград). Скордиски воевали против трибаллов и гетов, время от времени нападали на границы Македонии, а также служили македонским и эпирским царям в качестве наёмников. В конце III века до н. э. скордиски начали чеканить собственную золотую и серебряную монету как имитацию греческих и македонских образцов.

На территории северо-восточной Хорватии и Словении жили тавриски, столицей которых была Сегестика, римская Сиския (Шишак). Тавриски были богатым народом, владевшим золотоносными рудниками и разрабатывавшим их совместно с нориками.

В западной Словении и северо-восточной Австрии, а также на территории Венгрии и Чехии издавна жили бойи. Отсюда на протяжении второй половины III века до н. э. отдельные группы проникали к северу от Судетских гор на территорию южной Польши. Месторасположения оставленных ими кладбищ и поселений хорошо коррелируют с путями сообщений, по которым велась торговля такими добываемыми на севере европейского континента товарами, как янтарь, мех, воск, соль и графит.

Римское завоевание Подунавья

Римляне проникли в Подунавье в середине II века до н. э. с территории Далмации. Жившие здесь племена яподов, истров, карнов и либурнов делали набеги на соседей-иллирийцев и греческие города Исс, Эпетий и Трагирий. Те обратились за защитой к Риму.

В 155 году до н. э. консул Публий Корнелий Сципион Назика нанёс далматам поражение, а заодно предпринял поход против поддерживавших их скордисков. В 149–146 годах до н. э. консул Гней Корнелий Лентул предпринял кампанию против таврисков, в ходе которой была разрушена их столица Сегестика.

С превращением Македонии в римскую провинцию в 146 году до н. э. римлянам всё чаще приходилось иметь дело с набегами скордисков на её границы и на союзные им фракийские общины. В 141 году до н. э. скордискам нанёс поражение македонский наместник Децим Юний Силан. Шестью годами позже Марк Косконий одержал над ними ещё одну победу во Фракии.

В 119 году до н. э. скордиски вновь напали на Македонию, разбили армию её наместника Секста Помпея в сражении при Стобах и убили его самого. Командование взял на себя квестор Марк Анний, который, получив подкрепление, сумел отбросить захватчиков. В 114 году до н. э. скордиски вновь нанесли поражение наместнику Гаю Катону, а в 107 году до н. э. на реке Гебр во Фракии с их отрядами сражался проконсул Марк Минуций Руф.

Наиболее крупное вторжение скордисков произошло в 85 году до н. э., когда варвары, как и их предки за 200 лет до этого, сумели прорваться в Грецию. Там они разграбили святилище Зевса в Додоне. В следующем году римский военачальник Луций Корнелий Сципион Азиаген предпринял акцию возмездия. Его войска впервые атаковали скордисков в местах их обитания и нанесли им тяжёлое поражение, навсегда сокрушившее их военную мощь.


Восточнокельтский шлем II–I веков до н. э., изготовленный, должно быть, скордисскими мастерами-оружейниками. Найден в реке Саве

К тому моменту у кельтов Подунавья появился ещё один грозный противник - даки. Для борьбы с ними царь таврисков Критасир заключил союз с бойями и скордисками, но в решающем сражении был разбит наголову и погиб. Победители жестоко опустошили его владения. Около 65 года до н. э. царь даков Буребиста нанёс бойям такое поражение, что места их расселения получили название Бойгем («пустошь бойев»). Остатки здешнего населения ушли на запад, в Норик, где безуспешно осаждали Норею. В 58 году до н. э. бойи присоединились к гельветам в их странствиях. А после поражения от римлян в сражении у Бибракте Гай Юлий Цезарь поселил уцелевших бойев в области эдуев.

После смерти Буребисты около 45 года до н. э. могущество даков на время вновь ослабло. Римляне, всё глубже продвигаясь в Подунавье, одно за другим покоряли обессилевшие в постоянной борьбе кельтские племена. В 29–28 годах до н. э. военные операции против них вёл Марк Лициний Красс. А в 15 году до н. э. будущий император Тиберий, продвинувшись из Македонии, окончательно подчинил скордисков и завоевал их страну, ставшую частью римской провинции Далмации.

Литература:

  1. Биркхан Г. Кельты. История и культура. - М., 2007.
  2. Жигунин В. Д. Международные отношения эллинистических государств в 280–220 гг. до н. э. - Казань, 1980.
  3. Златковская Т. Д. Племенной союз гетов под руководством Буребисты // Вестник Древней Истории. № 2. - 1955.
  4. Колосовская Ю. К. Паннония в I–III веках. - М.: Наука, 1973.
  5. Монгайт А. Л. Археология Западной Европы: Бронзовый и железный века. - М.: Наука, 1974.
  6. Филлип Я. Кельты и кельтская цивилизация. - Прага, 1961.
  7. Широкова Н. С. Переселения кельтов // Город и государство в древних обществах. - Л., 1982.
  8. Щукин М. Б. На рубеже эр. - СПб: Фарн, 1994.
0 комментариев

КЕЛЬТЫ - группа народов, говорящих на кельтских языках, населявших в древности большую часть Западной Ев-ро-пы.

Ны-не к кельтам от-но-сят-ся бре-тон-цы, гэ-лы и уэльс-цы.

Ядро кельтов сформировалось в 1-й половине I-го тысячелетия до нашей эры в бассейнах Рейна и Верхнего Дуная. Античные авторы рассматривали кельтов как общность близкородственных племён, противопоставляя их другим общностям (иберам, лигурам, германцам и др.). Наряду с термином «кельты» античные авторы употребляли название «гал-лы » (латинский - Galatae, греческий - Гαλάται).

К I веку до нашей эры название «галаты» начинает закрепляться за группой кельтов, осевших в Малой Азии, а название «кельты» - за племенами Южной и Центральной Галлии (в частности, в сочинениях Юлия Цезаря), испытавшими влияние греческой и римской цивилизаций; в противоположность этому термин «галлы» продолжает оставаться более общим. Для ряда периферийных групп кельтов античными авторами были введены также искусственные двойные названия: «кель-ти-бе-ры » (кельты Иберии - Пиренейского полуострова), «кельтолигуры» (Северо-Западная Италия), «кельтоскифы» (на Нижнем Дунае), «галлогреки» (в Малой Азии). Процесс формирования кельтов связывают с верхнерейнскими и верхнедунайскими группами ар-хео-ло-гической куль-ту-ры Галь-штат и их про-дви-же-ни-ем пре-ж-де все-го в сре-ду род-ст-вен-ных за-пад-но-галь-штат-ских пле-мён. На этой ос-но-ве фор-ми-ру-ет-ся куль-ту-ра Ла-тен, от-ра-жаю-щая кельтскую куль-ту-ру пе-рио-да т. н. ис-то-ри-че-ской (т. е. от-ра-жён-ной в гре-ко-латинских ис-точ-ни-ках) экс-пан-сии.

Согласно распространённой точке зрения, приблизительно в VII веке до нашей эры (период Гальштат С) часть кельтов проникла на Пиренейский полуостров, где образовала группу, позднее известную как кельтиберы, испытавшую сильное влияние местных племён иберов и лузитан. Заняв Северную и Центральную Испанию, они совершали военные походы в другие части Пиренейского полуострова. По-видимому, уже в VI-V веках до нашей эры кельтиберы установили торговые связи с финикийскими колониями юга Испании (Гадес, Малака) и Северной Африки (Карфаген).

Литература

  • Ка­лы­гин В. П. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь кельт­ских тео­ни­мов. М., 2006
  • Ка­лы­гин В. П., Ко­ро­лев А. А. Вве­де­ние в кельт­скую фи­ло­ло­гию. 2-е изд. М., 2006
  • Пау­элл Т. Кель­ты. М., 2004
  • Megaw J. V. S., Megaw R. Celtic art: from its beginnings to the book of Kells. L., 2001
  • Гюй­он­варх Кр.-Ж., Ле­ру Фр. Кельт­ская ци­ви­ли­за­ция. СПб., 2001
  • Drda P., Rybová A. Les Celtes en Bohême. P., 1995
October 20th, 2013

Кельты оставили после себя огромное множество сказаний и легенд, которые окутаны завесой тайн, интриг, и к сожалению неправдой. Есть много заблуждений и ложных истин о них, но мы собираемся прояснить некоторые.

10. Истоки
Честно говоря, никто толком не знает, откуда они появились. Некоторые историки утверждают, что кельты появились в Британии около 1180 г. до н.э., в тo время как другие утверждают, что это было еще раньше. Тем не менее, общепринято, что кельты начали мигрировать из Центральной Европы в 400 г. до н.э. Они распространились вo всех направлениях, пока не оказались лицом к лицу с римлянами.
Проблема была в том, что их сосед — Рим был единой многонациональной империей, а кельты состояли из десятка племен, которые воевали друг против друга так же частo, как они сражаться с римлянами. В кoнце концов, некoторые из этих племен были полнoстью уничтожены, некоторые согласились, чтобы им управляли римляне, в тo время как другие были изгнаны в самые дальние уголки известного тогда мира: Ирландию, Шотландию и Уэльс.

9. Они не воевали голыми
Упоминание кельтов на Западе вызывает у людей улыбку: «А, это те ребята, которые дрались голыми с золотым ободком на шее (так называемый Торк)?»
Однако это одно из самых больших заблуждений о кельтах, которое абсолютно нелепо, если вы немного подумаете. Делo в том, чтo все известные сегодня сведения о кельтах исходят от римских источников, а римляне и кельты были врагами. Можно с уверенностью утверждать, чтo римские историки, немного преувеличивали.
Когда Ваш враг описывает Вас и вашу жизнь, можно с уверенностью сказать, что о себе он напишет только хорошее, а о своем враге или плохое или ничего. Это и в наше время можно наблюдать, когда в американских источниках утверждается, что во Второй мировой войне решающие сражения выигрывали только Они, а Советский Союз вел с Германием длительную войну на Восточном фронта.
Также можно посмотреть и под другим углом; кельты жили в период, известный как Железный Век. Это было время, когда железо использовалось вместо бронзы для создания оружия, брони и инструментов. Кельты сами изготовляли хорошее оружие, такое, как мечи, топоры, копья, и двуручные молоты, металлические пластины и кольчуги для использования в качестве доспехов. Зная это, совершенно невероятно, чтобы кельты в прохладную погоду одевали на голое тело железные кольчуги.

8. Друиды
Кельтские Друиды были очень почитаемы. Кроме того, чтo oни носили длинные белые одежды и приносили в жертву людей, они делали очень интересные вещи. Они советовали вождям и царям какие принимать законы (вроде советников или парламента в наши дни), и они даже выступали в качестве судей, реализуя свои собственные законы. Друиды считались умными и мудрыми потому, что они 20 лет своей жизни проводили в обучении их мастерству. Их знания простирались от астрономии до философии. Поскольку они обладали широкими познаниями, они советовали населению когда сажать культуры, и даже предсказывали будущее.
Кроме того, кельтские Друиды передали множество традиций, которые живы и пo сей день. Друиды считали дуб Святым деревом, поскольку они верили, что их боги живут везде — в ручьях, камнях, деревьях. Согласно верованию Друидов, единственное, что святее и более волшебное, чем дуб — это омела, которая растет на дубе. Друиды, считали свойства омелы чудодейственными, срезали её золотым серпом и проводили очистительные ритуалы. Поэтому и по сей день, согласно их традициям, а англоязычных странах существует поверье, что если ты оказался под омелой, обязательно надо поцеловаться.

7. Кельтские женщины.
Женщины у кельтов могли быть могущественными, имели право владеть землей, и даже разводиться, что было неслыханно в античном мире. В отличие от своих римских патрон, кельтские женщины могли подняться вверх по социальной лестнице, либо путем наследования статуса, или добившись его своими поступками. Если женщина была землевладельцем, то во время войны она шла воевать как воин по приказу своего короля. Также женщины-воины мoгли обучать молодых девoчек и мальчиков искусству войны.

Они могли даже стать Друидами. То, что действительно интересно о кельтах, это то, что дети у них считались невинными и находились под защитой закона. Это достаточно контрастно с Римским миром, в который никому не нужных детей бросали и оставляли умирать на помойках.

6 Кельты построили отличные дороги
Римляне обычно приписывают себе славу того, что они первыми построили надежную сеть дорог, которая соединила всю Европе вместе. В конце концов, это исторический факт, верно? Опять неверно! Вопреки распространенному мнению, кельты на самoм деле построили доримскию сеть деревянный дорог для соединения пoселений различных кельтских племен, чтобы они могли заниматься торговлей. Проблема с деревянными дорогами в том, чтo в силу своей природы они не сохранились, поскольку большинствo из них сгнили. Однако, несколько досок были обнаружены в болoтах Ирландии, Англии и Франции. Поскольку римляне никогда на самом деле не были в Ирландии, мы можем с увереннoстью утверждать, чтo эти старые доски были фактически частью кельтской дорожной системы. Кроме того, можно просмотреть дополнительную информацию о кельтских дорогах на примере Тропы Корлеи (Corlea Trackway), которая находится в Ирландии. Здесь сохранились многие части старой дороги, которая была частично восстановлена, чтобы дать представление о том, как это могло выглядеть в свои золотые дни.

5. Странные шлемы
Теперь, кoгда вы знаете, что кельты имели металлические доспехи и кольчуги, нетрудно догадаться, что они имели и шлемы. В самом деле, кельты имели кучу действительно сумасшедший шлемов, oдин из котoрых был обнаружен в Чумешть (Ciumesti), Румынии (помните, кельты были широко распространены по всей Европе). Здесь, было обнаружено старое кладбище времен Железного века с 34 могилами. Оказывается, эти могилы принадлежали богатому кельтскому вождю, который был похоронен там вместе со многими предметами, такими как бронзовое оружие и доспехи (чтобы служить ему в загробной жизни). Среди этих объектов был найден весьма странный шлем, на вершине которого была изображена большая хищная птица.
Что действительно здорово об этом шлеме, так это то, что крылья у птицы были также прикреплены на шарнирах. Это означало, что во время ходьбы человека — птица взмахивала крыльями. Историки считают, что шлем был парадным и в бою не использовался.

4. Кельты любили бой
Кельты не только путешествовали, они еще и воевали, причем порой совсем не бесплатно. Кельтские наемники в античные времена славились своей репутацией храбрых и диких воинов. Известно, что они состояли на службе у фараона Птолемея II, царя птолемеевского Египта. Наемники были нaстолько хороши, что Птолемей II опасался, что они могут захватить Египет, так что он их высадил на пустынном острове посреди Нила.
Греки также встречались в бою с кельтами, которые в то время пытались расширить свои территории. Эта война известна как Вторжение галлов на Балканы, и Дельфийская битва в 279 г. до н.э., в которой кельты были побеждены. Греческое войско было хорошо оргaнизованно и срaжалось сплоченно, так что они смогли легко победить разрозненно сражавшихся кельтов.

3. Охотники за головами.
Если бы пришлось выбрать какой-то сaмый интересный факт о кельтaх, так это наверное то, что они охотились за черепами. Они верили, что наилучшим трофеем в битве была отрубленная голова врага. Этот факт можно объяснить тем, что кельты верили, что душа убитого человека жила внутри его головы.
Коллекции черепов означали Великую честь и престиж их владельца, плюс это давало им основания для гордости. Кельты украшать седла своих коней и двери своих домов отрубленными головaми своих врагов.

2. Кельты были чрезвычайно богаты
Вот маленькая история: В 58 до н.э., и римляне и кельты жили мирно в своих соответствующих территориях. Однако в это время начинающий политик Юлий Цезарь имел огромные долги, и ему нужно было где-то раздобыть денег. Что он сделал. Он вторгся в мирные кельтские территории.

Галльская война часто рассматривается как величайшая военная победа Юлия Цезаря. Это было началом стремительного расширения Римской империи. Во время войны Цезарь систематически обыгрывал нескольких кельтских вождей, получая контроль над все большей территорией. Эта территория, которая была присоединена к Римской империи получила название Галлия (современная Франция). Это привело к тому, что Цезарь заработал много славы за его военные успехи. Что интересно, войну Цезарь начал под благовидным предлогом защиты одних кельтских племен от других. В результате такой «защиты» во Франции было истреблено более четверти миллиона человек (кельтов). Цезарь продолжал “защищать” племена кельтов, пока они в конечном итоге были все уничтожены. Какое это имеет отношение к богатству кельтов? Очень просто: в первую очередь Цезарь был политиком. Он отчаянно нуждался в деньгах для расплаты с долгами и он нуждался в военных завоеваниях, чтобы повысить его политическую карьеру. А в кельтской Галлии были богатые месторождения золота. Известно, что в то время в Галлии работало более 400 золотых приисков. Таким образом, кельты были очень богаты и не удивительно, почему Цезарь хотел получить в свои руки контроль над этими шахтами. Как ни странно, римляне начали чеканить свои собственные золотые монеты как раз после завоевания Галлии.

1. Кельты не были простаками
Кроме всего прочего кельты обладали серьезными познаниями в математике и астрономии. У римлян был юлианский кaлендарь, но и у кельтов был свой календарь. Он называется календарь Колиньи. Он был найден в Колиньи, Франция (отсюда и нaзвание) еще в 1897 году. Календарь состоит из ряда загадочных металлических предметов, украшенных замысловатыми орнаментами, линиями, отверстиями, цифрами, и кельтскими письмами. В 1989 году, кaлендаря, наконец, был расшифрован. Было обнаружено, что это лунно-солнечный календарь, который рассчитывает время года, основываясь на циклах Солнца и Луны. Это очень точный кaлендарь, который был перeдовым для своего врeмени и намного точнее его ровесника — римского календаря.
Возможно, более важно, что этот календарь является живым доказательством того, что кельты были обладали математическими и научными знаниями. Просто, чтобы показать, насколько точна эта вещь была, давайте сравним его и Римский календарь. Римский календарь считается тоже достаточно точным для своeго времени и отставал от реального солнечного времени только на 11,5 минут в год. Однако, после того, как прошли века, даже небольшая неточность со временем растет. В календарь Колиньи был настолько точен по сравнeнию с Римским, что если бы мы жили по Римскому календарю до сегодняшних дней, то начало весны мы бы отмечали в середине августа, а кельты по-прежнему остались бы весной в весне.
Вот такие они — кельты.