Жизненная позиция кулигина в пьесе гроза. Образ и характеристика кулигина в пьесе гроза сочинение

В пьесе «Гроза» А. Н. Островского описывается жизнь небольшого провинциального городка Калинова. Главный акцент этого произведения поставлен на определении «темного царства», которое олицетворяет богатых помещиков, не имеющих над собой начальников. Вот оттого-то и процветают в этих местах самодурство и невежество. Прежде чем приступить к теме «Характеристика Кулигина в пьесе «Гроза», стоит отметить еще и то, что почти каждый житель этого городка, зная всякую несправедливость, никогда не решится открыто высказать свое мнение.

«Гроза». Характеристика Кулигина

Кулигин - это самый первый герой, который появляется в пьесе. Он из сословия простых мещан, часовщик-самоучка и изобретатель, отыскивающий перпетуум-мобиле. О внешности его особых определений нет, по возрасту ему уже несколько за пятьдесят. Он пришел на набережную Волги, чтобы полюбоваться ее красотой. От восторга он даже напевает слова песни. И тут же к нему присоединяются молодые люди - Кудряш (конторщик Дикого) и мещанин Шапкин. Кулигин, выражая свою радость и восторг от живописных пейзажей, понимает, что они не разделяют его чувств, так как полностью погружены в свои житейские проблемы. Почти сразу у них заходит разговор о «темном царстве», но Кулигин особо не поддерживает этой, на его взгляд, бессмысленной болтовни.

Продолжая развивать тему «Гроза». Характеристика Кулигина», необходимо сразу заметить, что он вообще всегда говорил только по надобности.

Реплика Кулигина о несносном характере богатого купца Дикого: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть», - говорит о том, что он умный, неординарный и думающий человек. А в это же время Кудряш хвалится, что в обиду себя не дает и говорит: «Он - слово, а я - десять», - но потом, увидев, что к ним идет Дикой, убоявшись, вместе с Шапкиным отходит в сторону. Кулигин же, напротив, остался на своем месте и только снял шапку.


Кулигин («Гроза»): характеристика (кратко)

В следующий раз мы встречаемся с Кулигиным, когда он беседует с Борисом Григорьевичем - порядочным образованным молодым человеком и племянником Дикого. Кулигин невольно интересуется, как это Борис живет в подчинении у своего дяди - жуткого деспота и грубияна, которому и возразить невозможно на его бессмысленные упреки. Борис отвечает, что ему действительно трудно ужиться здесь, точно что лишний. Выслушав историю Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что сделать с этим ничего нельзя, так как хорошо знает общественные устои в Калиновке и видит, какие жестокие нравы в этом городе.

Мечтатель

Итак, нас интересует характеристика Кулигина. В пьесе «Гроза» говорится о том, что этот местный изобретатель обладает многими положительными качествами. Он умеет анализировать, писать стихи, в нем есть мечтательность. Когда Борис предлагает ему написать в стихотворной форме жизнь в Калиновке, тот отказывается. Здесь проявляется его нерешительность. Если главная героиня в протест кинулась в Волгу, то Кулигин на решительные и громкие протесты просто не способен.

Рассуждая о теме «Островский, «Гроза». Характеристика Кулигина», мы понимаем, что как никто другой может находить с людьми общий язык. Кулигин больше похож на того благородного мечтателя, который постоянно думает о том, как сделать общество лучше и цивилизованнее.

Изобретатель

Он мечтает изобрести перпетуум-мобиле, за который сможет получить миллион и организовать рабочие места для людей. Он так и говорит: «А то руки есть, а работать нечего». Себя он называет «механиком-самоучкой» и просит Дикого дать ему десять рублей на солнечные часы, которые хочет сделать в парке. А потом говорит ему о спасительном громоотводе, который тоже можно установить в городе. Но жадный и туповатый помещик не желает расставаться со своими средствами, которые любит больше жизни. Все уговоры оказались бесполезными. Однако удивляешься почтительности, терпеливости и упорству Кулигина вести разговоры с Диким, до которого, правда, достучаться ему так и не удалось.

Ценитель красоты

В теме «Гроза». Характеристика Кулигина» надо отметить, что главный герой - тонкий ценитель природной красоты. Он говорит, что «из-за Волги с лугов пахнет цветами и небо, какое чистое…», он жалеет о том, что этого городские люди почти не замечают, пожалуй, только бедная Катерина так же чувствует ее.

Дальше Кулигин говорит, что бедные люди день и ночь работают и спят по три часа, а богатые за запертыми воротами сидят дома и только ругаются между собой. Он также пытается объяснить людям, что не стоит бояться грозы, кометы или - ими нужно восторгаться и оценивать как удивительное природное явление.

Заключение

В заключение темы «Гроза». Характеристика Кулигина» нужно отметить, что к изобретателю тянется местный народ, и каждый может открыть ему душу, даже Тихон Кабанов. Кулигин защищает Катерину - это видно из его слов после ее самоубийства. Он сказал Кабанихе и ее сыну, что теперь они могут делать с ней все что угодно, однако душа ее уже перед Судьей, который будет помилосерднее их. В конце Кулигин буквально убегает от этих людей, так как ему действительно невыносимо больно и неприятно находиться с ними рядом.

Пьеса «Гроза» стала вершиной творчества великого русского драматурга А.Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в состоянии конфликта, старый порядок пошатнулся, в обществе назревает протест.

С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он не является главным героем, но автор отводит ему очень важную роль. Этот механик-самоучка - реалист, но вместе с тем, он - мечтатель и романтик. Впервые мы видим его сидящим на скамейке на берегу Волги. Он от души восхищается красотой природы и поет. "Восторг! Чудеса, красота! Душа радуется!" - говорит Кулигин прогуливающимся Кудряшу и Шапкину. Но они не разделяют его радости и погружены в житейские проблемы.

В "темном царстве" Калинова Кулигин предстает хорошим человеком. Его возмущают устои и нравы города, он не согласен с царящей несправедливостью. Кулигин так говорит об этом, обращаясь к Борису: "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот старается бедного закабалить. Торговлю друг у друга подрывают… Враждуют друг на друга…" Но на предложение Бориса открыто обличить калиновские нравы, Кулигин отвечает: "Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят". В этом проявляется его нерешительность: "Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается". Громкого и решительного протеста он избегает, а может быть, даже боится. Понимая, что ничего изменить не удастся, Кулигин советует "угождать как-нибудь".

С другой стороны Кулигин – благородный мечтатель и романтик. Он тонко чувствует красоту природы, читает стихи, поет, стремится сделать жизнь людей лучше, расширить их кругозор. Кулигин мечтает изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. "А то руки есть, а работать нечего".

Он хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого, но встречает полное непонимание. Не покидают Кулигина заботы о безопасности города: «У нас грозы частые, а мы не заведем громовых отводов!». На что Дикой ему отвечает:«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами обороняться…». Только у одного Кулигина мы видим ясные цели в жизни, но, к сожалению, изменить жизнь в городе он может.

В финале пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым говорит Кабанихе: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!" После этих слов он уходит потому, что не может больше находиться рядом с этими людьми.

А.Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.

В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных героев представителями разных слоев населения. Одним таким «представителем» является Кулигин - мещанин, механик-самоучка, который в социальном плане противостоит и Дикому, и Кабанихе, потому что не приемлет жестокие нравы Калинова и, по словам Добролюбова, Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» другую жизнь, с другими началами». Правда, Кулигин, в отличие от Катерины, смягчает отношения между «темным царством» и его жертвами. Он больше проповедует терпение и покорность. Так, например, когда Кудряш дает отпор Дикому, Кулигин возражает: «Лучше уж стерпеть», а на угрозы Дикого говорит: «Нечего делать, надо покориться!» А Дикой называет Кулигина «червяком». «татарином», «разбойником», он хочет отправить этого скромного изобретателя «к городничему» и хочет опровергнуть знания диким суеверием. Кулигин не боец, он защищает свое человеческое достоинство робко, наивно ссылаясь на авторитет Ломоносова и Державина. Так же наивно верит он в перпетум-мобиле, который поможет забитым людям облегчить свою участь. Кулигин радеет «для общей пользы», он переживает за беспочвенные страхи горожан, сам он лишен всяких суеверий. Его задевает темнота и невежество калиновцев, нравы этого города. Имеено Кулигин произносит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем гороже, жестокие!. В мещанстве сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите».

Кулигин - человек добрый и деликатный, он мечтает изменить жизнь калиновских бедняков, получив награду за открытие вечного двигателя, но все его технические идеи являются анахронизмом для XIX века. Солнечные часы, о которых он мечтает пришли из древности, перпетум-мобиле - средневековая идея, громоотвод - техническое открытие 18 века. Он часто выглядит смешным, чудаковатым. Для калиновцев Кулигин является чем-то вроде местного юродивого.

Кулигин очень чувствует природу, в этом смысле он тонкий человек. Его душа радуется необыкновенно красивым пейзажам, он готов слагать природе гимны. Он, например, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоновсова6 «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. Северное сияние загорится - любоваться бы надо да дивится премудрости: «С полночных стран встает заря»! а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к морю…»

Несмотря на слабый протест Кулигина против «Темного царства», смысл его реплик и монологов - идеологический комментарий происходящего, он все же является нравственным судьей Дикого, Кабанихи и всего того, что они собой олицетворяют. Недаром в последнем акте пьесы именно Кулигин выносит на берег Волги тело Катерины и произносит полные укоризны слова:

Вот вам ваша Катерина. Душа ее теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

Кулигин является нравственным судьей «темного царства», возможно потому некоторые критики назвали «лучом света» именно его.

Кулигин - характеристика персонажа

Кулигин — персонаж, частично выполняющий функции выразителя авторской точки зрения и потому иногда относимый к типу героя-резонера, что, однако, представляется неверным, так как в целом этот герой, безусловно, отдален от автора, изображен достаточно отстранение, как человек необычный, даже несколько диковинный. В перечне действующих лиц о нем сказано: «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Фамилия героя прозрачно намекает на реальное лицо — И. П. Кулибина (1755— 1818), биография которого была опубликована в журнале историка М. П. Погодина «Москвитянин», где сотрудничал Островский.

Как и Катерина, К. — натура поэтическая и мечтательная (так, именно он восхищается красотой заволжского пейзажа, сетует, что калинов-цы к нему равнодушны). Появляется он, распевая «Среди долины ровныя...», народную песню литературного происхождения (на слова А. Ф. Мерзлякова). Это сразу же подчеркивает отличие К. от других персонажей, связанных с фольклорной культурой, он же человек книжный, хотя и довольно архаической книжности: Борису он говорит, что пишет стихи «по-старинному... Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы...». Даже и характеристика Ломоносова свидетельствует о начитанности К. именно в старых книгах: не «ученый», а «мудрец», «испытатель природы». «Ты у нас антик, химик», — говорит ему Кудряш. «Механик-самоучка», — поправляет К. Технические идеи К. также явный анахронизм. Солнечные часы, которые он мечтает установить на калиновском бульваре, пришли еще из античности. Громоотвод — техническое открытие XVIII»Шв. Если пишет К. в духе классиков XVIII»Шв., то его устные рассказы выдержаны в еще более ранних стилистических традициях и напоминают старинные нравоучительные повести и апокрифы («и начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут, да от радости руками плещут» — картина судейской волокиты, живо описанная К., напоминает рассказы о мучениях грешников и радости бесов). Все эти черты героя, безусловно, приданы автором для того, чтобы показать его глубинную связь с миром Кали-нова: он конечно же отличается от калиновцев, можно сказать, что он «новый» человек, но только новизна его сложилась здесь, внутри этого мира, порождающего не только своих страстных и поэтических мечтательниц, как Катерина, но и своих «рационалистов»-мечтателей, своих особенных, доморощенных ученых и гуманистов.

Главное дело жизни К. — мечта об изобретении «перпету-мобиле» и получение за него миллиона от англичан. Миллион этот он намеревается потратить на калиновское общество — «работу надо дать мещанству-то». Слушая этот рассказ, Борис, получивший современное образование в Коммерческой академии, замечает: «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе — и счастлив». Однако он едва ли прав. К. действительно человек хороший: добрый, бескорыстный, деликатный и кроткий. Но едва ли он счастлив: его мечта постоянно вынуждает его вымаливать деньги на свои изобретения, задуманные на пользу общества, а обществу и в голову не приходит, что от них может быть какая-нибудь польза, для них К. — безобидный чудак, что-то вроде городского юродивого. А главный из возможных «меценатов» — Дикой и вовсе набрасывается на изобретателя с бранью, лишний раз подтверждая и общее мнение, и собственное признание Кабанихе в том, что не способен расстаться с деньгами. Кулигин-ская страсть к творчеству остается неутоленной; он жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, совет, который он дает (простить Катерину, но так, чтоб никогда не поминать о ее грехе), заведомо невыполним в доме Кабановых, и едва ли К. не понимает это. Совет хорош, человечен, поскольку исходит из гуманных соображений, но никак не принимает во внимание реальных участников драмы, их характеры и убеждения.

При всем своем трудолюбии, творческом начале своей личности К. — натура созерцательная, лишенная всякого напора. Вероятно, только поэтому калиновцы с ним и мирятся, несмотря на то что он во всем от них отличается. Думается, что по той же причине оказалось возможно доверить ему авторскую оценку поступка Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»

Если только бессознательно чувствует красоту природы, то Кулигин выступает как_ее вдохновенный певец. С его восторженных слов о красоте Волги начинается действие в . Кулигин горячо сочувствует бедным и несчастным людям, но не имеет ни сил, ни. средств, чтобы помочь им. .Он только мечтает изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обратить эти деньги на помощь нуждающимся - «для общей пользы».

Осуждая бесчеловечные нравы «темного царства», он боится решительных действий. Кудряшу, который отвечает Дикому грубостью на грубость, ‘Кулигин советует: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть». И делает бесполезные попытки «просветить» , в’ ответ же слышит одни - оскорбления. Эта робость Кулигина не является его личным недостатком. Он тоже жертва «темного царства». Несмотря на. сознательность и чувство собственного достоинства, он не может преодолеть веками воспитывавшуюся в народе рабскую покорность. Он и Борису говорит: «Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь». Одиночество полуобразованного Кулигина среди совершенно невежественных калиновцев типично для предреформенной России.

Прав драматург и в том, что интеллигентные молодые, люди, «ожидающие наследства», не спешат на помощь талантам из народа. Борис знает, что вечный двигатель неосуществим, и мог бы объяснить это Ку-лигину, но общественные интересы Кулигина чужды Борису, он считает их пустыми мечтами и предпочитает не «разочаровывать» хорошего человека.

В «Грозе», по словам И. А. Гончарова, «улеглась картина национального быта и нравов. с беспримерною художественною полнотою и верностью». Действие пьесы не выходит за пределы семейного, бытового конфликта, но этот конфликт имеет большое социально-политическое значение. явилась страстным обвинением деспотизму и невежеству, царившим в пред-реформенной России, горячим призывом к свободе и свету.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Характеристика образа Кулигина в драме «Гроза» . Литературные сочинения!