Монолог определение. Что означает слово «монолог»? «Пролетая над гнездом кукушки»

Любой язык выступает средством общения. Люди разговаривают друг с другом, произносят речи на публике, созваниваются по телефону, но при этом не всегда задумываются о том, что используют в это время монологическое или диалогическое построение речи.

Подобные формы являются важнейшим способом обмена информацией, употребляются повсеместно и каждый день. Давайте рассмотрим подробно, что такое монолог и диалог.

Что означает слово «монолог»?

Термин «монолог» состоит из древнегреческих слов μόνος и λόγος . Первое переводится как «один», второе – как «речь», следовательно, монолог – речь одного лица. Впервые это понятие появилось в древнегреческих театрах и использовалось для выступления одного артиста на сцене в сопровождении хора.

То есть изначально монолог не употреблялся как средство общения, а в большей мере был призван выделить одного персонажа на фоне «массовки». В Древнем Риме монолог стали применять в качестве перерыва, который позволял немного отвлечь зрителей от основного действия. Интересно, что зачастую он представлял собой отвлеченную сцену, не имеющую ничего общего с главной темой спектакля.

Что такое монолог?

Современное значение монолог приобрел в конце XVI столетия, когда актеры стали адресовать свое обращение непосредственно к зрителю. Таким образом он стал выступать своего рода средством общения, не требующего отклика от собеседников.


Монологи чаще используются в драматических произведениях и направлены на донесение до зрителей (читателей) мысли и точки зрения персонажа. Они помогают лучше раскрыть характер героя и передать собеседнику определенную информацию. Иногда бывает так, что выступающий обращается не непосредственно к слушателям, а как бы разговаривает сам с собой – такой монолог называют внутренним.

В зависимости от цели высказывания монолог делится на несколько видов. Технический направлен на донесение до собеседника определенных сведений, например информации о событиях, которые уже произошли или происходят в данный момент.

Лирический монолог призван продемонстрировать душевные переживания персонажа, а монолог-размышление включает в себя мысли героя и его аргументы «за» и «против» принятия каких-либо решений. В качестве примеров монолога в литературе можно привести знаменитую речь Гамлета «Быть или не быть…» или раздумья Наташи Ростовой в романе «Война и мир» – «Отчего люди не летают так, как птицы?»

Что значит слово «диалог»?

Термин «диалог» тоже пришел к нам из древнегреческого, но, в отличие от монолога, состоит только из одного слова Διάλογος , означающего «разговор, беседа» .


Автором, который впервые стал употреблять это понятие, был древнегреческий философ Платон, использовавший его в своих произведениях об искусстве диалектики.

Что понимают под диалогом?

Диалог – это обмен высказываниями между двумя собеседниками. Он широко используется как в повседневном общении, так и в различных литературных жанрах, в кино или философских произведениях. Чаще всего диалог представляется в виде вопросов и ответов, то есть один человек спрашивает, другой отвечает.

Главная его составляющая – это смысловое объединение разговора в одно или несколько высказываний. Примеров диалогов в литературе достаточно много. Наиболее яркие из них – разговор между Свидригайловым и Раскольниковым в произведении «Преступление и наказание» или беседа Князя Мышкина с Настасьей Филипповной в «Идиоте» Достоевского.

В соответствии с целями и задачами диалоги делятся на интервью, бытовые беседы и деловой разговор. Под интервью понимают общение человека с представителем прессы, причем в процессе разговора основная роль принадлежит интервьюеру, который последовательно выстраивает драматургию беседы.


Деловой разговор всегда имеет определенный предмет и происходит между представителями одной компании либо бизнес-партнерами. Особенность бытовой беседы – это возможность отклоняться от темы и общаться без каких-либо целей.

Люди обмениваются репликами незапланированно, без необходимости принимать какие-либо решения, и зачастую используют разговорную речь.

МОНОЛОГ в литературе - довольно пространная речь одного персонажа, как правило, не второстепенного, хотя есть исключения: у Гоголя слуга Хлестакова Осип в одиночестве рассказывает (по сути, публике) о петербургской жизни и о своем барине. Преимущественно подобные монологи практикуются в драме, со временем все больше потесняясь диалогами. Классицисты не думали о правдоподобии монологов, многоречивость высоких трагических героев утверждала их именно как высоких, необычных, способствовала торжественности речи. У А.С. Грибоедова монологи Фамусова и Чацкого уже реалистически мотивированы: первый считает себя вправе учить молодежь, второй после долгого отсутствия в Москве еще не наговорился среди людей исконно близкого ему круга, находится “не в своей тарелке”, озабоченный холодностью любимой Софии и ее тайной, и провоцируется на спор становящимся ему все более чуждым окружением; Репетилов с его длиннейшим монологом - просто болтун, любитель “пошуметь”, вызывающий насмешку по-своему куда больше “нашумевшего” Чацкого.

Различают монологи уединенные и обращенные. Уединенные монологи не обязательно произносятся в полном одиночестве (монолог Осипа - прием откровенно условный), возможна психологическая изоляция: те же Чацкий и Репетилов продолжают говорить, не замечая, что их уже не слушают (соответственно характерам персонажей это имеет смысл в первом случае драматический, во втором - комический). “Обращенные монологи, подобно репликам диалога, включены в сферу межличностного общения и определенным образом воздействуют на адресата. Ho они не требуют от него сиюминутного отклика, даже исключают его”. Это следствие многовековой традиции длительного устного общения и воздействия на окружающих, существовавшей до распространения массовых технических средств коммуникации. Тогда действительно нередко говорили больше и дольше, чем сейчас, а собеседники и вообще присутствующие умели терпеливо слушать, если их не доводили до затыкания ушей, как неуемный Чацкий Фамусова.

В эпосе Нового времени больше распространены внутренние монологи. Это, как и уединенный монолог в драме, условность, но другая, лишь по современным привычным представлениям более правдоподобная: всеведущий автор знает, что думает про себя персонаж, и якобы точно передает внутреннюю речь, например, Раскольникова - сбивчивую, нервную. И.С. Тургенев идти на такие условности не хотел, предпочитал внешние формы выражения психологии, но в напряженный момент повествования, в сцене дуэли, и он передает мысли своего героя: “Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов...” Ho это передача именно мысли, анализа персонажем своего ощущения и решения о реакции на него, а не попытка найти понятийный эквивалент для передачи самого ощущения в его конкретике.

Непревзойденным мастером художественного воспроизведения не только мыслей и переживаний, но и ощущений, сложных ассоциаций был Л.Н. Толстой. Вот внутренний монолог Николая Ростова, обыгрываемого в карты Долоховым. “Ведь он знает, - говорил он сам себе, - что значит для меня этот проигрыш. He может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил... Ho и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, - говорил он сам себе. - Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно, когда я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой, я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я все так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось и что такое совершилось? Я здоров, силен и все тот же, и все на том же месте. Нет, это не может быть! Верно, все это ничем не кончится”. Мысли и чувства Ростова мечутся, ему страшно, ему непонятно, что с ним происходит. Однако передано его состояние вполне логичными синтаксическими конструкциями, иногда явно не собственными словами персонажа (“Чем ознаменовалась эта перемена?”). Николай, конечно, не обдумывает форму рук Долохова и их ловкость, но он видит их, сигнал в мозг идет, а въедливый автор этого не пропускает. Ho, как видно из примера, внутренние монологи толетовских персонажей - тоже условность, не буквальное, а очень тонкое косвенное средство передачи психологии.

В XX в. не без влияния Толстого на Западе распространилась литература “потока сознания”, “стали появляться романы, героем которых выступало человеческое сознание (Дж. Джойс, М. Пруст и др.). Здесь внутренний монолог дарит над всем и вся, и мир находится как бы внутри сознания”. Разумеется, это еще одна условность, хотя, например, Джойс отказывается от относительной логической упорядоченности “потока сознания” и от пунктуации, которая есть принадлежность графики, письма.

Любое произведение допустимо считать авторским монологом, если признавать монологи письменные. Письменный монолог может быть имитацией или подражанием устному. В романтической лирике Лермонтова многие стихотворения строятся по типу театральных монологов. Эти монологи, как совершенно ясно, - совсем не то, что вообще любое произведение литературы. Есть в поэзии и монологи “ролевые”, например, “Завещание” М.Ю. Лермонтова и, кроме первой строфы, его же “Бородино”.

И греч . logos — речь) — развернутое высказываниеодного лица. преобладающая форма в лирике, важная — в эпических, особеннодраматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19-20 вв. распространен»внутренний монолог» героев.

Значение слова Монолог по словарю Ушакова:

МОНОЛОГ , монолога, м. (греч. monologos) (лит., театр.) . Речь более или менее значительных размеров, произносимая действующим лицом драмы и обращенная к самому себе или к зрителям.

Значение слова Монолог по словарю Брокгауза и Ефрона:

Монолог - речь наедине, произносимая действующим лицом в драме, а рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под М. подразумевается эпизодическое появление в драме отрывков эпического или лирического характера, побуждающих зрителя к некоторому размышлению, к остановке на данном моменте деиствия. М. не есть неизбежная часть драмы. развитие его представляется неравномерным, отчасти случайным. Древнеклассическая драма не способствовала развитию М. Аристотель в своей "Поэтике", говоря о главных элементах драмы, отводит М. последнее место . Он является у древних или в виде монодрамы (см.), или в виде лирических отступлений, вложенных в уста хора (пессимистические размышления о жизни в "Эдипе в Колоне" Софокла), или в виде рассказов так наз. вестников (как в "Антигоне" Софокла). Иногда, впрочем, М. в современном значении слова встречается и в античных драмах. Аристотель жалуется на то, что более ранние поэты зачастую влагали в уста своих лиц М. политического характера, а современные философу драматурги - М. риторические, адвокатского пошиба. Более правильное развитие М. мог получить лишь при смене античной "драмы положения" новейшей "драмой характеров" (см. Драма), когда главным содержанием драмы стало действие, происходящее в душе человека. Даже у Корнеля и Расина встречается лирический М., явно противоречащий основам ложноклассической трагедии . Вполне свободно и сознательно пользуется М. Шекспир. в особенности богат монологами "Гамлет". М. "Быть иль не быть" до того часто выделяли из трагедии, что, по замечанию Льюиса, даже актеры перестали обращать внимание на его значение в действии и читают его так, как будто это просто прекрасное рассуждение о жизни и смерти, излюбленное публикой. Верный взгляд на М. выказали в своих драмах Шекспир и Гёте, старавшиеся примирить "драму положения" с "драмой характеров". М. в этих драмах, как и у Шекспира, никогда не выходит из границ характеристики действующего лица. Напр. лирический монолог Иоанны в "Орлеанской деве" Шиллера ("Молчит гроза военной непогоды") есть одно из самых драматических мест трагедии, так как на глазах зрителя из столкновения внутренних чувств долга и страсти возникает как бы ропот против небесных сил, постепенно растущий и достигающий все бо льшего напряжения . При дальнейшем развитии лирического элемента в европейской драме М. получил еще более важное значение, особенно в драмах романтиков начала и первой половины XIX в. Так, байроновский "Манфред" состоит почти целиком из одних М.. в "Вильяме Ратклифе" Гейне, трагедиях Грильпарцера, драмах Виктора Гюго М. играет первенствующую роль. Из романтической трагедии М. перешел и в мелодраму . Русская драматургия XVIII и XIX в. отчасти отражала в себе направления европейской драмы, и сообразно этому менялись взгляды авторов на роль М. В общем русская драма не злоупотребляет М.: так, в "Борисе Годунове" Пушкина М. не выходит из пределов характеристики, а Островского (напр. в комедии "Не было ни гроша, да вдруг алтын" М. скупца в последнем акте) М. есть в то же время монодрама . В новейшей европейской драме, под влиянием натурализма уклоняющейся от психологии и незаметно возвращающейся к типу античной драмы (на этот раз роль "рока" играют бессознательные инстинкты, "природа"), М. перестает играть существенную роль и даже совершенно упраздняется у Ибсена, Гауптмана, Стриндберга. то же замечается и у нас ("Доктор Мошков" Боборыкина). Это явление знаменует лишь реакцию против злоупотреблений лирическим элементом драмы, а отнюдь не полное упразднение М., являющегося как с точки зрения сценического эффекта, так и с точки зрения поэтических требований одной из законных условностей драматического искусства. Монологам тенденциозного характера с намеками на современность особенно благоприятствует комедия . В греческой комедии (Аристофан) хор в известном месте обращался к зрителям с так наз. "парабасой", т. е. беседой, не имевшей прямого отношения к действию комедии: о текущих делах республики, об общественных нравах и т. п. Роль таких "парабас" в новой комедии играют М. личностей вроде мольеровского Альцеста, или грибоедовского Чацкого, или Гоголевского городничего в "Ревизоре" ("Чего смеетесь?… над собою смеетесь!"). В особенности процветает этого рода М. в новейшей парижской комедии на "злобы дня" Дюма-сына, Сарду и т. п. Они влагаются в уста так наз. "резонера" комедии, заменившего древний комический хор. Вс. Ч.

Определение слова «Монолог» по БСЭ:

Монолог — монологическая речь (от Моно… и греч. lуgos — слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи. см. Диалог) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении . Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко, что дало основание Л. В. Щербе предположить её производность от диалогической (в историческом плане). Основные коммуникативные ситуации её употребления — сфера искусства, ораторского выступления, общения по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т. п.). По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем др. виды речи. эти её

что такое монолог?

  1. Существует такое лингвистическое определение:
    "Монолог (от греч. monos один и logos речь) речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращнная к слушателям или к самому себе. "
    См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Монолог
  2. тихо сам с собою
  3. МОНОЛОГ, литературный прием, служащий для передачи сокровенных мыслей и чувств персонажа. В драме так называют сравнительно длинную речь героя с изложением его мыслей, слишком интуитивных или опасных, чтобы сообщать их другим персонажам. В лирической поэзии монологом (или драматическим монологом) называют стихотворение, воспроизводящее речь какого-то персонажа, обращенную к подразумеваемому молчаливому слушателю. В прозе монологом (или внутренним монологом) называют воспроизведение мыслей и чувств персонажа.

    В драме с самого ее возникновения монолог использовался, чтобы сообщить зрителям сведения о том, что нельзя представить на сцене. В классической греческой драме персонажи обычно обращались с монологом к хору, а следовательно, и к зрителям. Служили эти монологи нескольким целям: в них раскрывалась предыстория событий; сообщалось о событиях, произошедших за сценой; выражалось отношение персонажа к уже случившимся или возможным событиям. Иногда в монологах встречаются молитвы богам или философские размышления.

    Пик в развитии монолога приходится на конец 16 начало 17 в. в английском и французском театре. В английском театре той эпохи сцена была маленькой и часто выдавалась в середину зрительного зала. Поэтому уже само пространство спектакля создавало близость между зрителем и актерами и располагало зрителя к роли адресата героя, произносящего монолог. Иногда актер произносил монолог, стоя на сцене один, иногда присутствовали и другие персонажи, но предполагалось, что они монолога не слышат. Широко пользовались монологом К. Марло и Т. Кид. Самый знаменитый монолог Шекспира Быть или не быть в Гамлете это размышление о смерти и самоубийстве. У французских трагиков П. Корнеля и Ж. Расина монологи более статичны и лиричны, чем у Шекспира.

    Монологом продолжала пользоваться и романтическая драма в 18 и 19 вв. Но большинство драматургов 19 в. пытались придать своим пьесам максимальное жизнеподобие и потому отказались от использования монолога. В 20 в. некоторые драматурги пробовали возродить этот прием, среди них прежде всего Ю. О"Нил в пьесе Странная интерлюдия. В 20 в. монологом стали называть и драматическое представление с единственным актером, играющим одного или нескольких персонажей.

    Упадок монолога в драме 19 в. совпал с его расцветом в лирической поэзии, где он получил название драматический монолог. Впервые широко пользоваться этой формой начал Р. Браунинг в стихотворениях, написанных от лица вымышленных или исторических персонажей. В число самых знаменитых его монологов входят Андреа дель Сарто и Моя последняя герцогиня. В 20 в. к драматическому монологу обращались такие поэты, как Э. А. Робинсон, Р. Фрост, Э. Паунд и Т. С. Элиот.

    Еще в середине 18 в. вышел роман Лоренса Стерна Тристрам Шенди, где на первом месте стоял не сюжет, а переживания и мысли главного героя. В начале 20 в. прозаики пытались воспроизвести бессвязную и непроизвольную смену мыслей и впечатлений в сознании героя такое воспроизведение получило название внутреннего монолога. Самые знаменитые его образцы принадлежат Дж. Джойсу: в романе Улисс он излагает события одного дня, как они отразились в сознании трех персонажей. Широко пользовались этим приемом Дороти Ричардсон, Вирджиния Вулф и У. Фолкнер

  4. кароче когда ты сам рассказываешь что-то но с словами из диалогов которые произошли в прошлом
  5. диалог сам на сам
  6. hOi
    Im Temmie!
  7. рррррогглдрплгваапуцнпк5
  8. Когда говоришь мудрое про себя или себе.
  9. МОНОЛОГ, литературный прием, служащий для передачи сокровенных мыслей и чувств персонажа. В драме так называют сравнительно длинную речь героя с изложением его мыслей, слишком интуитивных или опасных, чтобы сообщать их другим персонажам. В лирической поэзии монологом (или драматическим монологом) называют стихотворение, воспроизводящее речь какого-то персонажа, обращенную к подразумеваемому молчаливому слушателю. В прозе монологом (или внутренним монологом) называют воспроизведение мыслей и чувств персонажа.

    В драме с самого ее возникновения монолог использовался, чтобы сообщить зрителям сведения о том, что нельзя представить на сцене. В классической греческой драме персонажи обычно обращались с монологом к хору, а следовательно, и к зрителям. Служили эти монологи нескольким целям: в них раскрывалась предыстория событий; сообщалось о событиях, произошедших за сценой; выражалось отношение персонажа к уже случившимся или возможным событиям. Иногда в монологах встречаются молитвы богам или философские размышления.

    Пик в развитии монолога приходится на конец 16 начало 17 в. в английском и французском театре. В английском театре той эпохи сцена была маленькой и часто выдавалась в середину зрительного зала. Поэтому уже само пространство спектакля создавало близость между зрителем и актерами и располагало зрителя к роли адресата героя, произносящего монолог. Иногда актер произносил монолог, стоя на сцене один, иногда присутствовали и другие персонажи, но предполагалось, что они монолога не слышат. Широко пользовались монологом К. Марло и Т. Кид. Самый знаменитый монолог Шекспира Быть или не быть в Гамлете это размышление о смерти и самоубийстве. У французских трагиков П. Корнеля и Ж. Расина монологи более статичны и лиричны, чем у Шекспира.

    Монологом продолжала пользоваться и романтическая драма в 18 и 19 вв. Но большинство драматургов 19 в. пытались придать своим пьесам максимальное жизнеподобие и потому отказались от использования монолога. В 20 в. некоторые драматурги пробовали возродить этот прием, среди них прежде всего Ю. О"Нил в пьесе Странная интерлюдия. В 20 в. монологом стали называть и драматическое представление с единственным актером, играющим одного или нескольких персонажей.

    Упадок монолога в драме 19 в. совпал с его расцветом в лирической поэзии, где он получил название драматический монолог. Впервые широко пользоваться этой формой начал Р. Браунинг в стихотворениях, написанных от лица вымышленных или исторических персонажей. В число самых знаменитых его монологов входят Андреа дель Сарто и Моя последняя герцогиня. В 20 в. к драматическому монологу обращались такие поэты, как Э. А. Робинсон, Р. Фрост, Э. Паунд и Т. С. Элиот.

    Еще в середине 18 в. вышел роман Лоренса Стерна Тристрам Шенди, где на первом месте стоял не сюжет, а переживания и мысли главного героя. В начале 20 в. прозаики пытались воспроизвести бессвязную и непроизвольную смену мыслей и впечатлений в сознании героя такое воспроизведение получило название внутреннего монолога. Самые знаменитые его образцы принадлежат Дж. Джойсу: в романе Улисс он излагает события одного дня, как они отразились в сознании трех персонажей. Широко пользовались этим приемом Дороти Ричардсон, Вирджиния Вулф и У. Фолкнер

  10. МОНОЛОГ, литературный прием, служащий для передачи сокровенных мыслей и чувств персонажа. В драме так называют сравнительно длинную речь героя с изложением его мыслей, слишком интуитивных или опасных, чтобы сообщать их другим персонажам. В лирической поэзии монологом (или драматическим монологом) называют стихотворение, воспроизводящее речь какого-то персонажа, обращенную к подразумеваемому молчаливому слушателю. В прозе монологом (или внутренним монологом) называют воспроизведение мыслей и чувств персонажа.

    В драме с самого ее возникновения монолог использовался, чтобы сообщить зрителям сведения о том, что нельзя представить на сцене. В классической греческой драме персонажи обычно обращались с монологом к хору, а следовательно, и к зрителям. Служили эти монологи нескольким целям: в них раскрывалась предыстория событий; сообщалось о событиях, произошедших за сценой; выражалось отношение персонажа к уже случившимся или возможным событиям. Иногда в монологах встречаются молитвы богам или философские размышления.

    Пик в развитии монолога приходится на конец 16 начало 17 в. в английском и французском театре. В английском театре той эпохи сцена была маленькой и часто выдавалась в середину зрительного зала. Поэтому уже само пространство спектакля создавало близость между зрителем и актерами и располагало зрителя к роли адресата героя, произносящего монолог. Иногда актер произносил монолог, стоя на сцене один, иногда присутствовали и другие персонажи, но предполагалось, что они монолога не слышат. Широко пользовались монологом К. Марло и Т. Кид. Самый знаменитый монолог Шекспира Быть или не быть в Гамлете это размышление о смерти и самоубийстве. У французских трагиков П. Корнеля и Ж. Расина монологи более статичны и лиричны, чем у Шекспира.

    Монологом продолжала пользоваться и романтическая драма в 18 и 19 вв. Но большинство драматургов 19 в. пытались придать своим пьесам максимальное жизнеподобие и потому отказались от использования монолога. В 20 в. некоторые драматурги пробовали возродить этот прием, среди них прежде всего Ю. О"Нил в пьесе Странная интерлюдия. В 20 в. монологом стали называть и драматическое представление с единственным актером, играющим одного или нескольких персонажей.

    Упадок монолога в драме 19 в. совпал с его расцветом в лирической поэзии, где он получил название драматический монолог. Впервые широко пользоваться этой формой начал Р. Браунинг в стихотворениях, написанных от лица вымышленных или исторических персонажей. В число самых знаменитых его монологов входят Андреа дель Сарто и Моя последняя герцогиня. В 20 в. к драматическому монологу обращались такие поэты, как Э. А. Робинсон, Р. Фрост, Э. Паунд и Т. С. Элиот.

    Еще в середине 18 в. вышел роман Лоренса Стерна Тристрам Шенди, где на первом месте стоял не сюжет, а переживания и мысли главного героя. В начале 20 в. прозаики пытались воспроизвести бессвязную и непроизвольную смену мыслей и впечатлений в сознании героя такое воспроизведение получило название внутреннего монолога. Самые знаменитые его образцы принадлежат Дж. Джойсу: в романе Улисс он излагает события одного дня, как они отразились в сознании трех персонажей. Широко пользовались этим приемом Дороти Ричардсон, Вирджиния Вулф и У. Фолкнер

  11. монолог - это когда ты говоришь сам собой (если ты не псих то это нормально)
    Диалог - это когда ты говоришь с кем то

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ, монологическая речь (от моно... и греч. logos - слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогич. речи; см. Диалог) с речью собеседника ни в содержат., ни в структурном отношении. Моно-логич. речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и др. средств, имеет, как правило, более сложное синтаксич. построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологич. речь встречается крайне редко, что дало основание Л. В. Щербе предположить её производность от диалогической (в ист. плане). Осн. коммуникативные ситуации её употребления - сфера иск-ва, ораторского выступления, общения по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т. п.). По своей языковой и структурно-композиционной организации монологич. речь гораздо сложнее, чем др. виды речи; эти её особенности изучает т. н. лингвистика текста (проблема сложного синтаксич. целого, абзаца и т. п.).

М. в литературе и театре. Компонент художеств, произведения или самостоят, жанр, оформленные посредством монологич. речи. В драме (спектакле, кинофильме) - высказывание персонажа, обращённое к самому себе или к окружающим, обособленное от реплик др. персонажей; М. часто используется для выражения лирико-филос., интимного или публицистич. излияния героя, его жизненного кредо (знаменитое "Быть или не быть..." шекспировского Гамлета или "Не образумлюсь, виноват..." грибоедовского Чацкого), а также для изложения событий, предшествующих сюжету пьесы или происходящих за сценой. Присущ трагедии античности, барокко, Возрождения, классицизма, драме романтизма (особенно), монодраме, совр. нереалистич. драме. Своеобразным М.-исповедью или М.-проповедью является лирика, преим. т. н. субъективная лирика, непосредственно передающая переживания творца. Монологически оформляются часто повествоват. жанры, напр, рассказ от первого лица, в том числе сказ (у Н. Лескова, М. Зощенко). Однако в повествоват. монологич. стиле нередко присутствует "чужое" слово (элементы пародии, полемики) и тогда повествоват. монолог сближается с диалогом. В реалистич. прозе кон. 19-20 вв. одним из важных средств психологич. характеристики стал внутренний М., или ".поток сознания" (по зарубежной терминологии).

Лит.: Волошинов В. Н. [при участии Бахтина М. М.], Марксизм и философия языка, 2 изд., Л., 1930; Волькенштейн В., Драматургия, М., 1969; Бахтин М. М., Слово у Достоевского, в его кн.: Проблемы поэтики Достоевского, 3 изд., М., 1972; Корма н Б. О., Чужое сознание в лирике..., "Известия АН СССР. Отделение литературы и языка", т. 32, 1973, в. 3.