Не звонкие согласные звуки. Парные согласные звуки
В Русском языке звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием голоса в образовании согласного звука.
Звонкими являются следующие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Звонким является также звук [ж’], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.
Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’].
Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): во фразе «Стёпка, хочешь шец?» - «Фи!» содержатся все глухие согласные.
Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш]. Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.
Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], к глухим непарным – звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Но появление глухого или звонкого звука может быть предопределено его положением в слове. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной», а позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по глухости / звонкости.
Звонкие парные оглушаются (вернее, меняются на глухие)
1) в абсолютном конце слова: пруд [прут];
2) перед глухими: будка [б́утка].
Глухие парные согласные, стоящие перед звонкими, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], озвончаются, то есть меняются на звонкие: молотьба [малад’б́а].
Звон-кие и глу-хие со-глас-ные звуки
Вспом-ним, как рож-да-ют-ся звуки речи. Когда че-ло-век на-чи-на-ет го-во-рить, то вы-ды-ха-ет воз-дух из лёг-ких. По ды-ха-тель-но-му горлу он бежит в узень-кую гор-тань, где на-хо-дят-ся осо-бые мышцы - го-ло-со-вые связ-ки. Если че-ло-век про-из-но-сит со-глас-ные звуки, то за-кры-ва-ет (хоть немно-го) рот, из-за этого по-лу-ча-ет-ся шум. Но шумят со-глас-ные по-раз-но-му.
Про-ве-дем опыт: за-жмем уши и про-из-не-сем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы про-из-нес-ли звук [б], связ-ки на-тя-ну-лись и на-ча-ли дро-жать. Это дро-жа-ние пре-вра-ти-лось в голос. В ушах немно-го за-зве-не-ло.
Можно про-ве-сти по-хо-жий опыт, по-ло-жив руки на шею с пра-вой и левой сто-ро-ны, и про-из-не-сти звуки [д] и [т]. Звук [д] про-из-но-сит-ся на-мно-го звон-че, более звуч-но. Такие звуки учё-ные на-зва-ли звон-ки-ми , а звуки, ко-то-рые со-сто-ят толь-ко из шума -глу-хи-ми.
Пар-ные по звон-ко-сти-глу-хо-сти со-глас-ные звуки
По-про-бу-ем раз-де-лить звуки на две груп-пы по спо-со-бу про-из-но-ше-ния. За-се-лим фо-не-ти-че-ские до-ми-ки в го-ро-де зву-ков. До-го-во-рим-ся: на пер-вом этаже будут жить глу-хие звуки, а на вто-ром - звон-кие. Жи-те-ли пер-во-го до-ми-ка:
[б] | [д] | [з] | [г] | [в] | [ж] |
[п] | [т] | [с] | [к] | [ф] | [ш] |
Эти со-глас-ные звуки на-зы-ва-ют-ся пар-ны-ми по звон-ко-сти - глу-хо-сти.
Рис. 1. Пар-ные звон-кие и глу-хие со-глас-ные звуки (Ис-точ-ник)
Они очень по-хо-жи друг на друга - на-сто-я-щие «двой-няш-ки», их и про-из-но-сят почти оди-на-ко-во: оди-на-ко-во скла-ды-ва-ют-ся губы, оди-на-ко-во дви-га-ет-ся язык. Но у них есть пары и по мяг-ко-сти - твёр-до-сти. До-ба-вим их в домик.
[б] | [б’] | [д] | [д’] | [з] | [з’] | [г] | [г’] | [в] | [в’] | [ж] |
[п] | [п’] | [т] | [т’] | [с] | [с’] | [к] | [к’] | [ф] | [ф’] | [ш] |
У зву-ков [ж] и [ш] нет пар-ных мяг-ких зву-ков, они все-гда твёр-дые . А ещё их на-зы-ва-ют ши-пя-щи-ми зву-ка-ми.
Все эти звуки обо-зна-ча-ют-ся бук-ва-ми:
[б] | [б’] | ||
[п] | [п’] | ||
[д] | [д’] | ||
[т] | [т’] | ||
[з] | [з’] | ||
[с] | [с’] | ||
[г] | [г’] | ||
[к] | [к’] | ||
[в] | [в’] | ||
[ф] | [ф’] | ||
[ж] | |||
[ш] |
Непар-ные звон-кие со-глас-ные звуки
Но не все со-глас-ные звуки и буквы об-ра-зу-ют пары. Те со-глас-ные, ко-то-рые пар не имеют, на-зы-ва-ют непар-ные. По-се-лим непар-ные со-глас-ные звуки в свои до-ми-ки.
Во вто-рой домик - непар-ные звон-кие со-глас-ные звуки:
На-пом-ним, что звук [й’] все-гда толь-ко мяг-кий. По-это-му в нашем до-ми-ке он будет жить один. Эти звуки обо-зна-ча-ют на пись-ме бук-ва-ми:
Звуки вто-ро-го до-ми-ка на-зы-ва-ют ещё со-нор-ны-ми , по-то-му что об-ра-зу-ют-ся они с по-мо-щью го-ло-са и почти без шума, они очень звуч-ные. Слово «со-нор-ный» в пе-ре-во-де с ла-тин-ско-го «со-но-рус» озна-ча-ет звон-кий.
Непар-ные глу-хие со-глас-ные звуки
В тре-тий домик мы по-се-лим непар-ные глу-хие со-глас-ные звуки:
Звуки [ч’], [щ’] - ши-пя-щие звуки.
Вот мы и за-се-ли-ли наш город со-глас-ных зву-ков и букв. Те-перь сразу по-нят-но, по-че-му со-глас-ных букв - 21, а зву-ков - 36.
Рис. 2. Звон-кие и глу-хие со-глас-ные звуки (Ис-точ-ник)
За-креп-ле-ние зна-ний на прак-ти-ке
Вы-пол-ним за-да-ния.
1. Рас-смот-рим кар-тин-ки и пре-вра-тим одно слово в дру-гое, за-ме-нив толь-ко один звук. Под-сказ-ка: вспом-ним пары со-глас-ных зву-ков.
д очка - точка
б очка - почка
ш ар - жар
удоч-ка - уточ-ка
2. Су-ще-ству-ют за-гад-ки, смысл ко-то-рых за-клю-чён в зна-нии со-глас-ных зву-ков, они на-зы-ва-ют-ся ша-ра-ды. По-про-буй-те их от-га-дать:
1) С глу-хим со-глас-ным на-ли-ва-юсь в поле,
Со звон-ким — сам звеню я на раз-до-лье. (Колос — голос
)
2) С глу-хим — траву она сре-за-ет,
Со звон-ким — ли-стья объ-еда-ет. (Коса — коза)
3) С «эм» — при-я-тен, зо-ло-тист, очень сла-док и ду-шист.
С бук-вой «эль» зимой бы-ва-ет, а вес-ною ис-че-за-ет. (Мёд- лёд)
Для того чтобы раз-вить уме-ние про-из-но-сить ка-кие-то звуки, осо-бен-но ши-пя-щие, учат ско-ро-го-вор-ки. Ско-ро-го-вор-ку рас-ска-зы-ва-ют сна-ча-ла мед-лен-но, а потом уско-ря-ют темп. По-про-бу-ем вы-учить ско-ро-го-вор-ки:
- Шесть мышат в ка-мы-шах шур-шат.
- У ежа - ежата, у ужа - ужата.
- Два щенка щека к щеке грыз-ли щётку в угол-ке.
Итак, се-год-ня мы узна-ли, что со-глас-ные звуки могут быть звон-ки-ми и глу-хи-ми и как обо-зна-ча-ют-ся на пись-ме эти звуки.
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/zvonkie-i-gluhie-soglasnye-zvuki
На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости - глухости, сонорными и шипящими.
Звонкие и глухие согласные звуки
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы - голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума - глухими.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки
Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором - звонкие. Жители первого домика:
[б] | [д] | [з] | [г] | [в] | [ж] |
[п] | [т] | [с] | [к] | [ф] | [ш] |
Эти согласные звуки называются парными по звонкости - глухости.
Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()
Они очень похожи друг на друга - настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости - твёрдости. Добавим их в домик.
[б] | [б’] | [д] | [д’] | [з] | [з’] | [г] | [г’] | [в] | [в’] | [ж] |
[п] | [п’] | [т] | [т’] | [с] | [с’] | [к] | [к’] | [ф] | [ф’] | [ш] |
У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.
Все эти звуки обозначаются буквами:
[б] | [б’] | ||
[п] | [п’] | ||
[д] | [д’] | ||
[т] | [т’] | ||
[з] | [з’] | ||
[с] | [с’] | ||
[г] | [г’] | ||
[к] | [к’] | ||
[в] | [в’] | ||
[ф] | [ф’] | ||
[ж] | |||
[ш] |
Непарные звонкие согласные звуки
Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
Во второй домик - непарные звонкие согласные звуки:
Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
[л] | [л’] |
(эль) |
|
[м] | [м’] | ||
[н] | [н’] | ||
[р] | [р’] | ||
[й’] |
(и краткая) |
Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.
Непарные глухие согласные звуки
В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
[х] | [х’] | [ц] | [ч’] | [щ’] |
Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] - всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
[х] | [х’] | ||
[ц] | |||
[ч’] | |||
[щ’] |
Звуки [ч’], [щ’] - шипящие звуки.
Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв - 21, а звуков - 36.
Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()
Закрепление знаний на практике
Выполним задания.
1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.
д очка - точка
б очка - почка
ш ар - жар
удочка - уточка
2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос
)
2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)
3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)
Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- У ежа - ежата, у ужа - ужата.
- Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
- Fictionbook.ru ().
- Deafnet.ru ().
- Samouchka.com.ua ().
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
- Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных - 9 - Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных - 2 - Т, Т, различных - 1.) .
- Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
- 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».
Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.
Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.
Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:
[б’] - [п’] |
|
[в’] - [ф’] |
|
[г’] - [к’] |
|
[д’] - [т’] |
|
[з’] - [с’] |
|
Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).
Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие - на звонкие (озвончаются).
Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:
- На конце слова:
Хлеб - [хл’э́п].
(Много) цветов - [цв’ито́ф].
2. Перед глухим согласным:
Когти - [ко́кт’и].
Ложка - [ло́шка].
Под полом - [патпо́лам].
Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:
Просьба - [про́з’ба].
Отбой - [адбо́й"].
С другом - [здру́гам].
Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.
Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.
Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.
Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).
Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].
Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].
Мужик - [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).
Учил - [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).
В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.
Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].
Блин - блинчик [бл’и́н’ч’ик].
Смена - сменщик [см’э́н’щ’ик].
Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].
Свист - сви[с’т’]еть.
Лес - ле[с"н"]ик.
Казна - в ка[з"н"]е.
Бант - ба[н"т"]ик.
Индия - И[н"д"]ия.
Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях
Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.
Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч"], [щ"] уподобляются им по звучанию и по произношению.
Сшить - [шшы́т’].
Разжечь - [ражжэ́ч’].
Счет - [щ’щ’о́т].
Расщедрился - ра[щ’щ’]е́дрился.
Подчистить - [пач’ч’и́с’т’ит’].
С жуком - [жжуко́м].
Из шерсти - [ишшэ́рс"т"и].
В глаголах на -ться и -тся звуки [т’] и [с’], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в двойном звуке [цц].
Рваться - [рва́цца].
Годится - [гад’и́цца].
В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].
Арбатский - [арба́цк’ий"].
Пиратский - [п’ира́цк’ий"].
При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.
Властный - вла[сн]ый.
Сердце - се[рц]е.
Поздно - по[зн]о.
Солнце - со[нц]е.
Завистливый - зави[с"л"]ивый.
Чувство - чу[ств]о.
Шестьсот - ше[сс]от.
Голландский - голла[нс]кий.
Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных
По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.
Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.
Ударные гласные образуют в речи ударные слоги , безударные гласные - безударные слоги .
В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).
Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.
Пила - [п’ила́].
Дымок - [дымо́к].
Рука - [рука́].
Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.
После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).
Глава - [глава́].
Слова - [слава́].
После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).
Дела - [д’ила́].
Пятак - [п’ита́к].
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике
Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.
Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].
Есть - [й’э́с"т"] (буква е обозначает два звука в начале слова).
Прольет - [прал"й"о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).
Уют - [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).
Буквы е, ё, ю, я , стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного.
Лес - [л’э́с].
Мёд - [м’о́т].
Люк - [л’у́к].
Ряд - [р’а́т].
Речь человека складывается из набора последовательных звуков. На две основные группы - согласные и гласные - они делятся по принципу артикуляции. Согласные звуки — это такие звуки, при произношении которых струя воздуха, выдыхаемая лёгкими, встречает на своём пути возможные препятствия во рту — это может быть и язык, и зубы, и нёбо, и губы. Таким образом объясняется возникновение согласных звуков. Одни согласные, образуясь, задействуют а другие — нет. Так, в русском языке различаются глухие и звонкие согласные. Если согласный образуется только с помощью шума, то он будет глухим. А если в его образовании участвуют в
разной степени как шум, так и голос, то этот согласный называют звонким. Мы можем легко заметить различие в паре "глухие и звонкие согласные", если приложим руку к гортани. Если мы называем звонкие согласные, чувствуется дрожь, вибрация голосовых связок. Так как связки напряжены, то воздух, выдыхаемый лёгкими, заставляет их колебаться, приводит в движение. А если проговаривать глухой звук, то связки будут находиться в спокойном, ненапряжённом состоянии, отчего и образуется некий своеобразный шум. Кроме того, если произносятся звонкие согласные, наши речевые органы испытывают несколько меньше напряжения, чем при произношении глухих звуков.
Некоторые согласные — звонкие и глухие — образуют так называемые пары. Такие звуки называются парные звонкие и глухие согласные. Для того чтобы максимально облегчить запоминание глухих согласных, используется специальная фраза-формула (мнемоническое правило): "Степка, хочешь щец? Фиии!" Это предложение содержит все глухие согласные.
А часть звуков не имеет пары по принципу глухие и звонкие согласные. К ним относятся:
[л], [м], [н], [ р], [й] [л"], [м"], [н"], [р"] - звонкие
[ц], [х], [ш:"] [ч], [х"] - глухие
Кроме того, следующие звуки [щ], [ч], [ш], [ж] называют шипящими, а [р], [м], [н], [л] - сонорными. Они близки к и могут формировать слоги.
Первый ряд состоит из согласных, называемых сонорными, что переводится с греческого как «звучный». То есть при их образовании над шумом преобладает голос. А у второго ряда согласных, наоборот, отмечается доминирование шума.
Один из принципов современной русской орфоэпии (раздел фонетики, который занимается изучением норм литературного произношения) заключается в том, что звонкие согласные принимают облик глухих, а глухие уподобляются как звонкие при Звонкие согласные звуки (за исключением сонорных) произносятся как глухие в конце слова или же непосредственно перед другим глухим звуком: код - ко[т]. А глухие согласные приобретают признак звонкости, если находятся перед звонким согласным звуком и начинают произноситься звонко: молотьба [молод’ба], сдать - [з]дать. Только перед согласным [в], а также перед сонорными глухие не становятся звонкими.
Глухие и звонкие согласные создают нам определенные трудности при написании. В соответствии с морфологическим принципом орфографии нашего языка ни оглушение, ни озвончение не может быть выражено при письме. А значит, для того чтобы проверить парные звонкие или глухие согласные, стоящие в середине слова или на конце перед другой согласной, необходимо подбирать такие или изменять слово таким образом, чтобы после согласного звука был гласный: ло[ш]ка — ложечка, гра[т] - градом, лоша[т]ка - лошади.