Обобщение.
Науки, изучающие природу
Для изучения живых организмов: их строения, процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, размножение, обмен веществ и энергии), приспособления к условиям среды, — используются такие методы научных исследований, как наблюдение, описание, эксперимент.
Изучая искусственные системы: их строение, вещества, из которых они состоят, силу, энергию, которая необходима для работы этих систем, — используют такие методы исследования, как наблюдение, измерение, эксперимент.
Для изучения строения и состава экосистем, взаимодействия их компонентов, процессов поступления энергии, приспособления к условиям окружающей среды, влияния на эти системы деятельности человека применяют следующие методы исследований, как наблюдение, эксперимент, моделирование.
Так, изучая различные системы, применяют одинаковые методы исследований, пользуются одинаковыми понятиями — компоненты, энергия, вещества и т.п..
В курсе естествознания изучали искусственные системы, созданные руками человека, живые системы, естественные группировки и явления природы.
Наука, изучающая различные явления природы и законы, по которым они происходят, — это физика. Без знаний о силе, работу, энергию нельзя создавать механизмы и машины.
Живые существа и процессы их жизнедеятельности изучает биология. Компоненты живой и неживой систем образуют крупнейшую экосистему нашей планеты — биосферу, которая является предметом исследования таких наук, как география и биология.
С веществами в природе постоянно происходят изменения: из простых образуются сложные (органические) или наоборот. Состав и превращения веществ изучает химия.
Строение самой планеты, океаны, материки, различные формы поверхности и причины, приводящие к изменениям рельефа, изучает география.
Взаимосвязи, возникающие между компонентами биосферы, влияние организмов друг на друга, влияние деятельности человека на окружающую среду изучает экология. Экология — это наука о взаимоотношении между организмами в сообществах.
Изучать жизнь на планете невозможно в отрыве от изучения Вселенной, поскольку именно возникновение жизни обусловлено особенностями положения Земли в Солнечной системе. Это отрасль науки астрономии.
Название науки Предмет изучения
1. физика различные явления природы
2. биология живая природа во всем ее разнообразии
3. химия вещества и их превращения
4. география совокупность всех оболочек Земли
5. экология связи между организмами, между экосистемами и окружающей средой, между человеком и природой
6. астрономия космические тела и их взаимодействие
Природа едина. Различные науки изучают отдельные вопросы, чтобы глубже познать ее законы. Примеров взаимодействия наук в изучении природы можно приводить много. Но важно понять: несмотря на мир глазами астронома, физика, химика, биолога, географа, мы видим разные грани одного и того же большого целого — природы.
В) бледной поганки Г) листа земляники садовой.
3. Остеоны располагаются перпендикулярно вертикальной оси в костях:
А) плоских Б) губчатых В) трубчатых Г) трубчатых и губчатых.
4. Спиралевидную форму имеют бактерии:
А) вибрионы Б) кокки В) бациллы Г) спирохеты.
5. Самые крупные по размерам представители водорослей встречаются среди:
А) зеленых Б) бурых В) красных Г) диатомовых.
6. В каких органоидах клетки синтезируются белки:
А) в митохондриях Б) в рибосомах В) в лизосомах Г) в аппарате Гольджи.
7. Сердце головастика по строению напоминает сердце:
А) рыбы Б) моллюска В) пресмыкающегося Г) взрослого земноводного.
8 .Опорную функцию в организме человека выполняет ткань:
А) нервная Б) эпителиальная В) соединительная Г) гладкая мышечная.
А) размножение семенами Б) автотрофное питание
В) наличие вегетативных органов Г) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек.
10. В процессе исторического развития животного мира Земли появлению земноводных предшествовали:
А) ихтиозавры Б) пресмыкающиеся В) кистеперые рыбы Г) зверозубые ящеры.
11. при голоде или во время зимней спячки запасы энергетических субстратов расходуются в следующем порядке:
А) жиры-белки-углеводы Б) жиры-углеводы-белки В) углеводы-жиры-белки Г) белки-углеводы-жиры.
12. Условным рефлексом является:
А) хватательный рефлекс у детенышей шимпанзе Б) вылизывание шерсти кошкой
В) перелеты птиц Г) реакция птиц на яркую окраску ядовитых насекомых.
13. Мезодерма не развивается у такого животного, как:
А) пресноводная гидра Б) бычий цепень В) дождевой червь Г) медоносная пчела.
14. При развитии репейницы за стадией яйца следует:
А) стадия куколки Б) стадия гусеницы
В) стадия головастика Г) стадия взрослого насекомого.
15. Плавательный пузырь рыбы наполнен газом. Газ попадает в плавательный пузырь:
А) непосредственно из атмосферного воздуха
Б) проникает из кишечника через стенки капиллярных сосудов
В) из крови через стенки капиллярных сосудов
Г) непосредственно из воды.
16. Не дышит:
А) домовая муха Б) папоротник орляк В) вирус Г) гидра.
17. Питательные вещества в семени пшеницы находятся в:
А) корешке Б) семядоле В) покровах семени Г) эндосперме.
18. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости:
А) плечевая и локтевая Б) грудного отдела позвоночника
В) мозгового отдела черепа Г) бедра и голени.
19. Не имеют жесткой клеточной стенки клетки:
А) дрожжей Б) костной ткани В) листа березы Г) туберкулезной палочки.
20. К проходным рыбам относится:
А) кета Б) акула В) речной окунь Г) тунец.
Часть 2. Выберите три правильных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последовательность цифрбаллов)
1.Какие насекомые имеют развитие с полным превращением:
1) жук – навозник 2) постельный клоп 3) домовая муха
4) азиатская саранча 5) черный таракан 6) капустная белянка.
2.Какие приспособления к жизни в воде сформировались в процессе эволюции у китообразных:
1) непостоянная температура жаберное дыхание 3) обтекаемая форма тела
4) передние конечности в виде ласт 5) толстый слой подкожного жира
6) четырехкамерное сердце.
3.Какие признаки характеризуют растения класса Однодольные:
1) мочковатая корневая система 2) сетчатое жилкование листьев
3) вставочный рост 4) стержневая корневая система
5) семена с одной семядолей 6) семена с двумя семядолями.
4.Каковы особенности гладкой мышечной ткани:
3) входят в состав внутренних органов 4) сокращаются произвольно, быстро
5) образуют скелетную мускулатуру 6) сокращаются непроизвольно, медленно.
5.Выберите признаки, относящиеся только к простейшим животным:
1) клетка – часть целого организма 2) органеллы передвижения временные или постоянные
3) эукариотические одноклеточные организмы 4) прокариотические одноклеточные организмы
5) способ полового размножения некоторых представителей – коньюгация (обмен ядрами).
6) являются гетеротрофами.
Часть 3 . Выберите верные утверждения.(10 баллов)
1.Разнообразие окраски тела водорослей вызвано приспособлением к фотосинтезу.
2.Шишка хвойных деревьев является плодом.
3.Коробочка на ножке у моховидных является спорофитом.
4.Кости черепа коровы и ее рога образованы разновидностью соединительной ткани - костной тканью.
5.Пикировка и чеканка вызывают рост боковых корней и ветвление побега.
6.Сидящая лягушка не видит неподвижные предметы.
7.Все млекопитающие – живородящие животные.
8.У всех млекопитающих семь шейных позвонков, независимо от длины шеи.
9.Пауки, как вши и блохи, - бескрылые насекомые.
10.Все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.
Часть 4. Впишите в таблицы цифры выбранных ответов.
1.Установите соответствие между организмом и типом питания.
2.Соотнесите признаки паукообразных и насекомых с классами, к которым они принадлежат
Фотографируя улитку в аквариуме (фото позже), задумался, а как называется наука изучающая улиток. И вот что выяснилось. малакология - наука, изучающая моллюсков - раздел зоологии, посвящённый изучению мягкотелых, или моллюсков (Mollusca). Название происходит от греческого слова malakion - моллюск. Ученых, которые изучают моллюсков, называют малакологами. Малакология рассматривает вопросы систематики и филогении, зоогеографии, биологии и экологии моллюсков и др. Один из разделов малакологии - конхология (конхиология) - посвящён исследованию раковин моллюсков.Конхология - раздел малакологии, изучающий раковины моллюсков. В широком смысле - это научное, полунаучное, или любительское изучение раковин мягкотелых животных типа Моллюски. Иппология - наука о лошадях, изучает анатомию, физиологию, биологию размножения, породообразование. До 30-х гг. XX века иппологию преподавали в кавалерийских, артиллерийских школах и других специальных учебных заведениях. По русски это будет звучать как коневодство, но наверное все-таки более углубленное. Тут же вспомнилась энтомология – увлечение детства, изучающая насекомых и ее подразделы арахнология , изучающая пауков и акарология - наука изучающая клещей, и ряд других, изучающих небольшие таксоны паукообразных (скорпионы, сенокосцы, псевдоскорпионы, фаланги и другие). Ну и раз пошла такая пьянка… Апиология – наука изучающая пчел (медоносных) Гельминтология – изучает паразитных червей и болезни вызываемые ими. Герпетология – раздел зоологии изучающий земноводных и пресмыкающих. Ее подраздел серпентология – изучающая змей. Иногда науку о земноводных называют батрахологией (от греч.- лягушка). Карцинология – изучает ракообразных. Также крупными или практически значимыми группами занимаются разделы карцинологии. Так, копепод изучает копеподология , кладоцер - кладоцерология , декапод - декаподология Кетология – изучает китообразных (дельфинов, касаток и естественно китов) Мирмекология – подраздел энтомологии изучающий муравьев. Нематология (Nematology, нематодология) - раздел зоологии, изучающий круглых червей типа Нематода (Nematoda), который является одним из крупнейших в царстве животных по количеству видов (описано 80 000 видов, предполагается до 500 000) Оология - отдел зоологии, посвященный изучению яиц животных, преимущественно птичьих. Также под оологией иногда понимают коллекционирование яиц птиц. Орнитология – термин наслуху, эта наука изучает птиц. Планктология – тут довольно ясно – изучает планктон Териология , она же маммология изучает млекопитающих, ее подразделами являются кетология и приматология Хироптерология – изучает рукокрылых, например летучих мышей. Этология – изучает поведение животных, тесно связана с зоопсихологией.