Олеся куприн характеристика героев цитаты. А.И

Нет ничего более загадочного, чем человеческая душа. На мой взгляд, высказывание С. Н. Булгакова как нельзя более подходит повести А. И. Куприна « ». Это произведение создано в 1898 году, относится к раннему творчеству писателя. Оно заслуживает самого пристального внимания. Автор ставит сложную проблему, а яркие характеры героев делают повесть увлекательной и запоминающейся.

Олеся очень похожа на фольклорных персонажей. Она обладает удивительной красотой, помимо того, ей свойственны необычайные таланты. Девушка показана в тесной связи с природой. Даже в самый первый момент знакомства Олеся приносит в дом птиц. Лесные дикие птицы становятся для нее «ручными». Олеся - настоящая дикарка, но именно это делает ее столь привлекательной. Простые деревенские девушки по сравнению с пей заметно проигрывают. Сама Олеси, естественная и удивительная, с точки зрения деревенских жителей является явным доказательством ее «колдовства».

Нетрудно представить себе, какое восхищение вызывает внешний облик Олеси у главного героя. Ведь сказочная красавица словно является живым воплощением фольклорных героинь: «В ней не было ничего похожего на местных «дивчат», лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение. Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати -двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть...»

«Колдовские» способности Олеси и ее бабушки не могут восприниматься читателем как опасные. Ведь нравственная чистота Олеси, которая становится очевидной с момента первого знакомства, не может допустить, чтобы эти удивительные способности были направлены во вред. Но в деревне Олесю воспринимают как ведьму.

Однако насколько более благородной, чистой выглядит Олеся по сравнению с жителями деревни. Тупость, злоба, ограниченность деревенских жителей делают их отвратительными, и читатель невольно проникается этим ощущением. Что касается Олеси, то ей нельзя не восхищаться. Она загадочна, но так прекрасна и притягательна.

Олеся и ее бабка стараются не общаться с жителями близлежащей местности. Своим рассказом о позиции нейтралитета девушка словно пытается отгородиться от окружающих, защититься от их тупой злобы и ненависти: «А мы разве трогаем кого-нибудь! Нам и людей не надо. Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли... Да вот еще бабушке чаю, - чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть». Простые люди жестоки в своем стремлении записать всех, кто не похож на них, в «ведьмаки». И Олеся первым делом стремится спастись от этой неконтролируемой злобы.

Ум Олеси очевиден. Простая, необразованная девушка обладает потрясающей интуицией, прекрасно разбирается во всем, что так или иначе связано с человеческими отношениями. Она понимает, что у нее нет будущего с Иваном Тимофеевичем. Ей больно от этого, но изменить ничего она не может. Барин не может связать свою жизнь с лесной дикаркой, как бы хороша собой она ни была.

Девушка приносит себя в жертву. Требование любимого посетить церковь было опасным для Олеси. Она это прекрасно сознавала. Местные жители не простили бы «ведьме», что она осмелилась посетить церковь. Случайная угроза Олеси вос-принимается местными жителями как явное доказательство ее колдовской силы. И теперь у девушки и ее бабушки нет возможности остаться на прежнем месте. Им необходимо снова бежать, искать себе новое пристанище. Кто виноват в этом? Олеся никого не винит. Любовь к Ива1гу Тимофеевичу она не воспринимает как наказание, она благодарна ему за те прекрасные минуты, которые подарила .

Девушка-дикарка в значительной иере выигрывает по сравнению с образованным Иваном Тимофеевичем. Он не смог почувствовать опасность, которая угрожала любимой. Он выглядит эгоистичным человеком, думающим только о себе. Сам того не желая, он принес беду своей любимой. А защитить ее у него недостает сил. Мы понимаем, насколько тяжелым было расставание для Олеси. Ведь она вынуждена убежать, даже не попрощавшись со своим возлюбленным. Она тем самым спасает его, ведь местные жители, заподозрив Ивана Тимофеевича в общении с ведьмами, могли бы быть опасны и для него. Благородство Олеси проявляется во всем. Она обладает удивительной добротой, мудростью, чистотой.

Повесть Куприна «Олеся» заставляет задуматься о сложных взаимоотношениях между людьми. Кроме того, эта история еще раз доказывает, насколько загадочной и непостижимой может быть человеческая душа.

Тема "Олеси" Куприна - бессмертная тема сердечных взаимоотношений и пылающих страстей. Она ярко и искренне для своего времени показана в трогательном рассказе Куприна, написанном в самом центре природы на Полесье.

Столкновение влюбленных из различных социальных групп обостряет их отношения оттенком жертвования собой, собственными жизненными принципами и оценками их другими людьми.

Анализ "Олеси" Куприна

Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью - Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.

Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.

Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

Особенности произведения

Очень красочно и естественно писатель рисует место обитания волшебной девушки, что нельзя не заметить при анализе "Олеси" Куприна, ведь пейзаж Полесья подчеркивает исключительность проживающих в ней людей.

Нередко говорится, что истории рассказов Куприна написала сама жизнь.

Очевидно, большинству молодого поколения будет сперва непросто понять смысл рассказа и то, что хочет передать автор, однако позднее, после чтения некоторых глав, они смогут заинтересоваться этим произведением, открыв для себя его глубину.

Главные проблемы "Олеси" Куприна

Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе "Олеся" Куприн, анализ которого мы разбираем.

Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка - ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы "Олеси" Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, "панычом Иваном". Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед "колдуньями", которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ "Олеси" Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

Главными героями "Олеси" Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные - Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

Олеся

Молоденькая девушка, стройная, высокая и очаровательная. Ее вырастила бабушка. Однако невзирая на то что она неграмотна, в ней есть естественный разум столетий, фундаментальные знания людской сущности и любопытство.

Иван

Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. "Паныч" добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.

Повесть Олеся Куприна

Анализ повести «Олеся» Куприна.

Весенняя сказка, ставшая драмой жизни, — именно так хочется сказать о повести А.И.Куприна «Олеся». В самом деле, с одной стороны — очаровательная героиня, напоминающая сказочную лесную деву, необычные обстоятельства её судьбы, одухотворённая прекрасная природа, а с другой — приземлённые, примитивные, агрессивные в своих проявлениях и жестокие жители полесской деревни, «добрый, но слабый» и довольно обычный Иван Тимофеевич, по воле случая участник этой драматической истории.

Конфликт между сказкой и действительностью неизбежен, и сосредоточится он прежде всего не на залётном госте Полесья Иване Тимофеевиче, а на местной жительнице Олесе, посмевшей выделиться из обыденного, ограниченного мира. Способна ли сказка жить в суровом реальном мире, устоять в поединке с действительностью? Эти вопросы станут отправной точкой анализа повести А.И.Куприна «Олеся».

Можно ли назвать повесть Куприна реалистическим произведением?

В «Олесе» есть все признаки реалистического произведения: правдиво описываются полесские крестьяне, их нравы, быт, даются убедительные портреты полесовщика Ярмолы, урядника Евпсихия Африкановича, старой Мануйлихи, Даже Олеся лишена идеализации и воспринимается как живая, настоящая, не книжная героиня.

И всё же есть ли в повести что- то необычное?

Необычным можно назвать только судьбу Олеси, её вынужденную обособленность от мира людей и историю любви, описанную в повести. Сам герой не раз называет её сказкой -«волшебной», «чарующей», «очаровательной».

Едва услышав от Ярмолы о «ведьмаках», Иван Тимофеевич стал ждать чего-то необыкновенного, и ожидания его оказались не напрасными: он встретил удивительную девушку, которая сначала поразила его своеобразием, богатством внутреннего мира, а затем одарила глубоким чувством самоотверженной любви. Именно любовь, неожиданно обретённая героем в глухом полесском лесу, кажется ему «чарующей сказкой».

Итак, в произведении Куприна сталкиваются суровая, порой неприглядная действительность и сказка, рождённая в душах героев, прекрасная сказка любви. Будто две реки текут внутри повести Куприна: то они бегут рядом, то вдруг неожиданно сливаются, превращаясь в одну могучую реку, то вновь расходятся. Одна из них берёт начало в душе человеческой, и сокровенное течение ее открыто не всем; другая имеет своим истоком саму действительность — и вся на виду. На первый взгляд, они независимы, но на самом деле крепко связаны друг с другом.

Найдите описание внешности Олеси. На что обращает автор особое внимание?

«В ней не было ничего похожего на местных «дивчат» … Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый опенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом». Автор подчёркивает оригинальность её красоты, под которой угадывается независимый, сильный и своевольный характер. В чём заключается обаяние Олеси?

Вот пример одной из таких работ: «Задумчивая тёмноволосая девушка стоит на опушке леса, обняв рукой золотистый ствол сосны и прижавшись к нему щекой. Кажется, она что-то шепчет «внимательному» дереву: кому же ещё поведать ей свой секрет, который заставляет пылать щеки) колотиться сердце, будто под сорочкой бьётся пойманная птичка? .. Большие глаза красавицы мечтательно устремлены вдаль, будто она ждет кого-то, всматриваясь в пустынную просёлочную дорогу, по которой ходят деловитые важные грачи. В воздухе разлита необычная тишина, обещающая чудесную сказку. Замерли молодые ёлочки за спиной Олеси, нежно прильнули к её ногам высокие свежие травы, склонили головки тихие полевые цветы. Даже лёгкие розовато-лиловые облака замедлили свой стремительный бег, любуясь с высоты красивой девушкой. Кажется, вся природа замерла вместе с ней в ожидании счастья … »

Чем же, несмотря ни на что, привлёк её внимание этот человек?

Иван Тимофеевич не похож на окружающих: много знает, тонко чувствует красоту природы, деликатен и воспитан, искренен и добр; он проявил настоящий интерес к личности девушки, а не просто к её красоте. Олеся впервые в жизни встречает такого человека. Надо думать, что на неё, выросшую в чаще полесского леса, он должен произвести сильное впечатление и вызвать её живой интерес. И не удивительно, что герой замечает, что всякий раз «она радуется» его приходу и оживляется, ожидая интересного общения.

Что происходит с героиней? Почему изменилось её отношение к Ивану Тимофеевичу?

Она чувствует в своём сердце рождение любви и боится её, потому что интуиция подсказывает, что любовь эта принесёт ей страдание и боль, что Иван Тимофеевич не способен к большому чувству и поступку. Девушка пытается бороться с собой, отдаляться от возлюбленного, и это рождает в отношениях молодых людей отчуждение. Только неожиданная болезнь героя и долгое его отсутствие заставляют Олесю принять смелое решение.

Почему она, несмотря на предчувствие, не поборола любовь? Как это её характеризует?

Любовь оказалась сильнее страха перед несчастьем, и она победила его.

Почему Олеся отказывается потом от предложения Ивана Тимофеевича? Правильно ли она делает?

Олеся понимает: слишком разные у них жизненные ценности, представление о счастье, не говоря уже о социальных различиях. Она знает, что Иван Тимофеевич «никого … сердцем» не полюбит, а потому чувство его не может быть долговечным, пылкие слова возлюбленного её трогают, но она продолжает «стоять на своем»: «Ты молодой, свободный, — говорит она ему. — Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и ногам? Ведь ты меня тогда возненавидишь, проклянёшь тот день и час, когда я согласилась пойти за тебя.

Почему Олеся решила пойти в церковь?

Девушке захотелось сделать для любимого «что-нибудь очень, очень приятное». Ей кажется, что её приход в церковь обрадует его, потому что она ради него наступит на свой страх, отринет проклятие рода и каким-то образом причастится к вере: ведь «Ванечка» убеждает её, что Бог принимает всех, что Он милосерден.

Чем обернулся для Олеси этот приход в церковь и почему?

Перебродские женщины поймали бедную девушку и пытались вымазать её дёгтем, что было «величайшим, несмываемым позором». Олеся для оголтелой толпы была прежде всего ведьмой, от которой можно ждать только беды, и её появление в церкви было расценено как вызов или даже святотатство.

Она — язычница, владеющая секретами природы и поклоняющаяся ей. Она из рода тех самых ведьм, колдуний, русалок, с которыми «сражались» крестьяне в русальную неделю накануне Троицы. Следовательно, по их представлениям, её приход в церковь — преступление.

Заметьте, всё происходит в праздник Святой Троицы — день, когда на апостолов сошёл Святой Дух, который укрепил их в вере и дал им силу проповедовать учение о Пресвятой Троице. На следующий Духов день праздновали «именины» матушки земли.

Случайно ли кульминация повести приходится на Троицу?

Попытка Олеси приобщиться к вере именно в день сошествия Святого Духа глубоко символична (он должен помочь её обращению к Богу), но делает она это из земных побуждений — из любви к Ивану Тимофеевичу, из желания сделать ему «приятное». И попытка эта обречена. Хотя по христианским представлениям любому грешнику дана возможность раскаяться и оплакать свои грехи. Перебродские же крестьяне, которые считают себя верующими, отказывают Олесе в такой возможности. И не только отказывают, но и наказывают её за попытку приобщиться к вере. Кто же больше язычник — «колдунья» Олеся, которая уезжает из Переброда, чтобы не вводить больше людей в грех, — или крестьяне, готовые растерзать девушку только за то, что она переступила порог церкви, и угрожающие Ивану Тимофеевичу за любовь к «ведьмаке»?»,

Примечательно, что «язычница» Олеся не держит зла на обидчиков, не ропщет на Бога. А крестьяне агрессивны и непримиримы. «Теперь вся громада бунтуется, — рассказывает Ярмола Ивану Тимофеевичу. — С утра опять все перепились и орут … И про вас, панычу, кричат недоброе». И его слова звучат как эхо рассказа Олеси о смерти конокрада Яшки: « … поймали мужики Якова, когда он лошадей хотел свести … Всю ночь его били … Злой у нас здесь народ, безжалостный … »

Кульминация повести не случайно приходится на Троицу: она призвана показать нам неизбежность столкновения Любви и Ненависти, Добра и Зла, Небесного и Земного. Наивную сказку любви, которую с открытым сердцем и чистой душой принесла в храм Олеся, растоптала грубая толпа, не способная постичь заповедей Любви и Прощения. Но Олеся вознаграждена великим даром — умением любить, прощать и отрекаться от своего счастья ради других. Она бросает любимый бор, расстается с Иваном Тимофеевичем, говоря ему: «Об тебе я больше всего думаю, мой родной. < … > Я не за себя, за тебя боюсь, голубчик». Олеся благодарна возлюбленному за счастливые дни, не корит его за беду, случившуюся с ней, — она принимает всё как есть.

Мог ли Иван Тимофеевич предотвратить беду? Почему он этого не сделал?

Это было в его силах. Ведь в вопросе Олеси о церкви нельзя было не почувствовать неотвратимой опасности, тем более Ивану Тимофеевичу уже известно отношение перебродских крестьян к «ведьмакам». Чуткое сердце должно было предугадать беду. Оно будто и почувствовало её: «Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать её и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь». Но он «сдержал свой неожиданный порыв», Ему не хватило глубины чувства, чтобы предупредить события. Если бы он это сделал, вероятно, беды бы не случилось.

Как вы думаете, почему не сложилось счастье этих людей?

Сказка живёт в душе Олеси, она и сама часть лесной сказки с её чудесными травами и деревьями, зверюшками и птичками, избушкой на курьих ножках и бабушкой Ягой. Она способна одарить героя волшебным даром — любовью, отдать всю себя без остатка. И её сказка не выдуманная, а настоящая — это сказка-быль.

Иван же Тимофеевич мечтает о поэтических преданиях и творит свою сказку по книжным, искусственным канонам: ищет вокруг необычного, находит во всём отголоски фольклора, литературы, искусства.

Заметьте, Олеся постоянно жертвует собой, своими интересами, убеждениями, рискует жизнью ради любимого. Иван Тимофеевич не жертвует ничем, он лишь принимает жертву. Олеся думает только о возлюбленном, его интересах и счастье — Иван Тимофеевич больше размышляет о себе. Он не умеет до конца отдаться другому человеку и чувству к нему, в нём нет внутренней свободы от предрассудков и обстоятельств. И потому его сказке не суждено стать былью, Ему остаётся только «нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», — единственная вещь», напоминающая «об Олесе и об её нежной, великодушной любви» …

Олеся Анализ повести Куприна

5 (100%) 1 vote

Сочинение

Тема любви - основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть вместе» с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на «смутных влечениях», но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная». И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз - причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов». Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того - Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь - это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Тема любви - основная тема в творчестве А.И.Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А.Куприн видел, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтал о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплотил свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична.

А.И.Куприн уделил особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. Автор восхищается чистотой их чувства, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводя героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Куприн точно передаст внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: "Доброта ваша не хорошая, не сердечная". И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам он быстро успокаивается.

Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплотил свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основные мотивы ее поступков - эмоции.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость и противоречие. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Любовь - это презрение к страданиям и даже к смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь Избранные.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)

В трогательной повести Александра Ивановича Куприна "Олеся" главные персонажи - Иван Тимофеевич и Олеся. Второстепенные персонажи - Ярмола, Мануйлиха, Евпсихий Африканович и другие, менее значительные. Это мистическая история о чистой любви и жестокой людской невежественности, способной разрушить светлое чувство.

Олеся

Молодая девушка, лет двадцати четырех, статная, рослая и красивая. Она воспитана бабушкой, выросла в лесу. Но, несмотря на то, что она не обучена грамоте, не умеет писать и читать - в ней есть природная мудрость веков, глубокие познания человеческой натуры и любознательность. Она называет себя ведьмой, обладает сверхъестественными способностями и предсказывает по лицу человека его скорую смерть.

Олеся осознает свое предназначение и стыдится его. Она не ходит в церковь в убеждении, что все ее силы от нечистого. В ней причудливым образом сочетаются скромность и пугливость с независимостью и самодостаточностью. Но за бравадой ведьмы можно угадать нежную, мечтательную девушку, которая боится людей и, в то же время, мечтает о любви.

Иван Тимофеевич

Начинающий писатель, в поисках вдохновения, приехал из города в село по служебным делам. Он молод, образован и умен. В деревне развлекается охотой и знакомством с местными жителями, которые вскоре ему наскучили своими крепостными замашками. Паныч из хорошей семьи, но, несмотря на свое происхождение, он держится просто и без пафоса. Иван добрый и отзывчивый юноша, благородный и мягкотелый.

Заблудившись в лесу он знакомится с Олесей, что очень оживляет его унылое пребывание в селе Переброд. Человек мечтательной натуры, он быстро привязывается, а затем и влюбляется в девушку, которая предсказала ему безрадостную и унылую жизнь. Он честен и искренен, любит и имеет смелость признаться Олесе в своих чувствах. Но при всей своей любви, ему сложно принять возлюбленную такой, какая она есть.

Как тебе сказать, Олеся? - начал я с запинкой. - Ну да, пожалуй, мне это было бы приятно. Я ведь много раз говорил тебе, что мужчина может не верить, сомневаться, даже смеяться наконец. Но женщина... женщина должна быть набожна без рассуждений. В той простой и нежной доверчивости, с которой она отдает себя под защиту бога, я всегда чувствую что-то трогательное, женственное и прекрасное.

Мануйлиха

Бабушка Олеси, озлобившаяся на людей пожилая женщина, которая вынуждена жить и растить внучку в лесу. Мануйлиха обладает теми же способностями, что и внучка, за что и поплатилась спокойной жизнью. Груба, несдержанна на язык, но искренне любящая и оберегающая свою внучку.

Бабушка стара, строга и сварлива. Не верит людям, все время ждет подвоха и клянет свою нелегкую судьбу. Когда она видит, что Олеся всерьез влюбилась, пытается всеми силами помешать союзу, предвидя, чем все это закончится. Но в конце повести она все же проявляет свою мягкую, страдающую натуру.

Ярмола

Недалекий, необразованный простой мужик, слуга Ивана. Ярмола слывет самым ленивым на селе любителем выпить. Но при этом он отменный охотник, знающий местность, обладающий глубокими знаниями в области природы, леса и его обитателей.

Он очень привязывается к Ивану, хотя немногословен и угрюм. Ярмола настаивает на уроках правописания с панычем, чем выказывает свою противоречивую натуру. С одной стороны - это лентяй и выпивоха, с другой - опытный и любознательный человек.

Евпсихий Африканович

Местный урядник, страж порядка и гроза всего Полесья. Типичный "начальник", нахальный и важный. Не гнушающийся взятками, но трусливый человек. Он настаивает на выселении Мануйлихи с внучкой из их дома, но когда Иван пытается его убедить подождать - соглашается только через дорогие подарки.

Раздутый от осознания собственной значимости, грубый и наглый вельможа. И, в то же время, заботливый муж. Что наглядно показывает пропасть в его сознании между ним, и людьми подобными ему, и простолюдинами.