Олимпиада русскому языку 5 6. Материалы для проведения школьного этапа

Задания школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
2014­2015 учебный год
5 класс
Продолжительность олимпиады ­ 45 минут. Максимально возможное количество баллов ­ 100.
Код участника:______________________________
1. Расставьте ударение в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.
10 баллов

[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к ]_______________________________________________
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ]______________________________________________ 10 баллов

Обожжёт, подделка, отталкивать, поссорились, лимонный. 10 баллов
4.Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная
надпись,библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в
олимпиаде,зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…
дающие
15 баллов

цветы.
Алый бархат вечереет, Жаждет зелень, и июль
Горделиво дремлют ели, Колыбельной лаской млеет. (В.Брюсов)
Ответ:____________________ 8 баллов
6. Замените синонимами устаревшие слова.
Очи ­ __________________
Чело ­ __________________
Ланиты ­ ________________
Уста ­ __________________
Перст ­ __________________
Глаголет ­ ________________
Десница­ _________________ 7 баллов
7. Найдите «лишние» слова.
1. Петя ушиб колено ноги.

2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
3. Собрание будет в декабре месяце.
4. Многие города были превращены в руины и развалины.
5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 10 баллов

­спустя рукава ­ ___________________________________________________
­жить душа в душу ­________________________________________________ 10 баллов
9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, ______________________________________________
Любишь кататься ­ _________________________________________________ 10 баллов
10. Творческая работа.
В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст?
Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.
А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»

Ответ:_________________________

_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
10 баллов

5 класс (ключ)
1. Расставьте ударение в словах.
(торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча)
По 1 баллу за каждое правильное слово. Максимальное количество – 10 баллов
2. Составьте слова из следующих звуков:
[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к] – ельник
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ] ­ смеюсь
По 5 баллов за каждое слово. Максимальное количество – 10 баллов
3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.
Обо/жж/ёт, под/дел/к/а, от/талк/ива/ть, по/ссор/и/л/и/сь, лимон/н/ый.
За каждое слово – 2 балла. Максимальное количество – 10 баллов
4. За каждое правильно написанное слово – 1 балл
Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные
книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре,
объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы
Максимальное количество – 15 баллов
5. Сколько грамматических основ в следующем предложении?
4 грамматические основы.
За каждую основу ­ 2балла. Максимальное количество ­ 8 баллов
6. За каждый правильный ответ ­ 1 балл
Глаза, лоб, щѐки, губы, палец, говорит, рука. Максимальное количество ­ 7 баллов
7. Найдите «лишние» слова.
«Лишние слова»: 1) ноги; 2) пищи; 3) месяце; 4) развалины; 5)ледяной;
Правильный ответ – 2 балла. Максимальное количество ­ 10 баллов
8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:
­ спустя рукава – засучив рукава
­ жить душа в душу – как кошка с собакой

9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Правильный ответ – 5 баллов. Максимальное количество ­ 10 баллов
10.Творческая работа
– ГАДБВ
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
За дописанный рассказ – до 5 баллов. При оценке дописанного сочинения применяются действующие нормы
оценки сочинений и изложений. Максимальное количество ­ 10 баллов.
Максимальное количество за работу ­ 100 баллов.
Ключи:
Вопрос
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Максимальное количество баллов
10
10
10

Олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса на сайт
Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский)

Русский язык 1 - 11 класс

Литература 5 - 11 класс

Сочинения

Русский язык

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
    (К. Г. Паустовский).

    Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
    (К. Д. Бальмонт).

    Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
    (К. Г. Паустовский).

    Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
    (М. В. Ломоносов).

Цитаты Афоризмы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Федор Михайлович Достоевский

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

Александр (сын) Дюма

Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.

Сомерсет Моэм

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.

Марк Твен

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Люк де Клапье Вовенарг

Они (поэты) недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.

Фридрих Ницше

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

Максим Горький

Время проходит, но сказанное слово остается.

Лев Николаевич Толстой

Я был вскормлен законами, и это дало мне представление о темной стороне человечества. Тогда я стал читать поэзию, чтобы сгладить это впечатление и ознакомиться с его светлой стороной.

Томас Джефферсон

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс с ответами.

Задание 1.

Сколько звуков [с] в этой загадке?


Задание 2.

1.2. Какие слова получатся, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие?

а) груба б) обрызгать в) дубить


Задание 3.

В каком слове нет суффикса – ЧИК?

а) перчик б) диванчик в) супчик г) докладчик


Задание 4.

Какое слово не однокоренное с остальными?

а) долг б) должник в) должен г) одолжение д) продолжить


Задание 5.

Укажите слово, в котором нет приставки.

а) прибрежный б) переоценка в) воспитатель г) воскликнуть


Задание 6.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

а) обозн…чение, задр…жать, обл…котиться б) пог…сить, сбл…жаясь, прил…жение

в) г…мнастика, к…рмить, ед…ница г) обг…реть, покр…шить, посв…стеть


Задание 7.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) пас…бище, доблес…ный, вкус…ный б) ра…целовать, бе…цветный, во…кликнуть

в) о…дать, по…делать, на…кусить г) бе…вкусный, ра…свет, во…делать


Задание 8.

Укажите слово, которое не является исключением из правила.

а) крыжовник б) шорох в) шофер г) капюшон


Задание 9.

Укажите слово, в написании которого допущена ошибка.

а) циркуль б) лекция в) лисицин г) цыкнуть


Задание 10.

Укажите вариант, в котором в обоих словах пишется чередующаяся безударная гласная.

а) подросток, новинка б) предположение, выращенный

в) расстегнуть, растение г) слагаемое, пригорок


Задание 11.

Укажите вариант, в котором в обоих выделенных словах не пишется мягкий знак (Ь).

а) Не надо боят…ся, если что-то вдруг не получит…ся.

б) Бабушка малышку нян…чит, колыбельную пес…ню поёт.

в) Видиш…, грозовая туча из-за дач… выплывает?


Задание 12.

Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И.

а) солн…чный, бо…вой б) очароват…льный, жалостл…вый

в) застенч…вый, улыбч…вый г) ландыш…вый, отрасл…вой


Задание 13.

Укажите вариант, в котором представленная пара слов не является антонимами.

а) робкий – смелый б) молчаливый – неразговорчивый

в) благородный – подлый г) горячий – холодный


Задание 14.

Укажите слово, которое является многозначным.

а) монолог б) дополнение в) кроссворд г) брошюра


Задание 15.

Укажите, как называются выделенные слова в словосочетаниях: ТОПИТЬ печку, ТОПИТЬ сало

а) антонимы б) синонимы в) омонимы г) паронимы


Задание 16.

Укажите вариант, в котором слово употреблено в переносном значении.

а) бархатный плащ б) бархатная бумага в) бархатное платье г) бархатный сезон


Задание 17.

Укажите вариант, который не является синонимом к слову МЕТЕЛЬ.

а) пурга б) вьюга в) метелица г) буран


Задание 18.

В каком предложении употреблён фразеологический оборот?

в) Мальчик учился из рук вон плохо. г) Мальчик учился ремеслу у отца.


Задание 19.

Укажите вариант, который не является словосочетанием.

а) чудесный день б) день прошёл в) проходит мимо г) кончить дело


Задание 20.

Укажите, какие члены предложения являются однородными в предложении:

В осеннем лесу воздух удивительно прозрачен и чист.

а) определения б) подлежащие в) сказуемые г) дополнения


Задание 21.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

а) Зайчик бегает по парте и по карте на стене.

б) Содержи и ты в порядке парту книжки и тетрадки.

в) Снежок порхает кружится на землю тихо ложится.

г) Волны пенились и с шумом бились о берег.


Задание 22.

Среди данных предложений укажите сложное (знаки препинания не расставлены).

а) Всем телом чувствуешь холод речушки слышишь далёкое теньканье лесной птицы.

б) Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

в) Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

г) Собаки грызутся между собой тянут сани в разные стороны.


Задание 23.

На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Во всех нарядах (1) сестрёнка (2) ты хороша!

Во всех нарядах (3) сестрёнка (4) хороша.

Сестрёнка (5) хороша во всех нарядах.

Сестрёнка (6) ты хороша во всех нарядах.

а) 1, 2, 3, 4, 5, 6 б) 1, 2, 6 в) 3, 4, 6


Русский язык 5 класс


Copyright © All rights reserved

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

I этап (школьный) 2016 – 2017 учебный год

5 класс

время выполнения – 1 (один) астрономический час.

1. Расставьте ударения в следующих словах: брала, звонишь, избалованный,

квартал, километр, красивее, нефтепровод, отрочество, торты, эксперт.

2. Детей зовут Саша, Женя, Соня, Наташа, Валя. Как их будут звать, когда они вырастут? Напишите полные имена.

3. Отгадайте загадку. Запишите ответ и определите, сколько раз в загадке встречается звук [д].

Он вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит,

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

4. Каким фонетическим признаком (признаком произношения гласных или согласных звуков) объединены слова? Запишите объяснение. Приведите три своих примера подобного произношения звуков.

Морковь, снег, дворняжка, снежки, гриб.

5. Почему иностранцу будет трудно понять смысл этого стихотворения. Запишите объяснение с точки зрения лексики русского языка.

Наш Ванюша на лугу

Накосил косой траву.

А своей косой Танюша

Так понравилась Андрюше!

За речной живет косой

Дядя Вася – он косой.

6. Напишите слова, значения которых дано ниже.

    Атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

    Заключительная часть спортивного состязания на скорость.

    Первое блюдо со свеклой и другими овощами.

    Плоские деревянные полозья, прикрепляемые к ногам для передвижения по снегу.

    Запас слов и выражений человека.

7. Ответьте на шутливые вопросы. Вам понадобится не только знания русского языка, но и смекалка.

1. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?

2. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ.

3. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь?

8. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова. Составьте с ними предложения: светило, мыло, ели, окуни.

9. Выполните синтаксический разбор предложения. Из какого они произведения? Кто его автор?

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

5 класс

1. Максимум – 5 баллов.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

бралА, звонИшь, избалОванный, квартАл, киломЕтр, красИвее, нефтепровОд, Отрочество, тОрты, экспЕрт.

2. Максимум – 5 баллов.

За каждый правильный ответ – 1 балл, за половину правильного ответа (одно имя) – 0,5 баллов.

Александр – Александра, Евгений – Евгения, София – Софья, Наталья - Наталия, Валентин – Валентина.

3. Максимум – 5 баллов.

Отгадка – 2 балла. Количество звуков – 3 балла.

Звук [д] встречается в загадке 1 раз (с листопад ом). Сентябрь.

4. Максимум – 5 балла.

Правильный ответ – 2 балла, за каждый пример – 1 балл.

Оглушение согласных звуков на конце слов или перед глухими согласными.

5. Максимум – 2 балла.

Иностранец может не знать значений всех омонимов , представленных в стихотворении (косой ).

6. Максимум – 5 баллов.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

    роса; 2) финиш; 3) борщ; 4) лыжи; 5) лексикон.

7. Максимум – 6 баллов.

За каждый правильный ответ – 2 балла.

    ямы; 2) тыква; 3) Япония.

8. Максимум – 8 баллов.

За определение частей речи у слова – 1 балл.

За пару составленных предложений – 1 балл.

Светило, мыло, ели, окуни – могут быть и существительными и глаголами

9. Максимум – 9 баллов.

Разбор – 4 балла.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Максимальное количество баллов – 50 баллов

На изучение русского языка в 5 классе отведено достаточно много часов. Учащиеся углубляют знания морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, а также знакомятся с самостоятельными и служебными частями речи, изучают лексику и такие понятия, как омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Для того, чтобы систематизировать знания, полученные на уроках, школьникам стоит получать их объективную оценку. Именно для этого проводятся олимпиады по русскому языку. Мы предлагаем вам ознакомиться с примерами олимпиадных заданий для 5 класса с ответами. Представленные задания могут использоваться в качестве тренажера для подготовки к олимпиадам, а также экзаменам и контрольным.

Олимпиада по русскому языку 5 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке:
А) серебристый, серебро, серебряный
Б) серебро, серебряный, серебристый
В) серебряный, серебро, серебристый

2. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог:
А) диалог
Б) предмет
В) повторить

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
А) ц..нк, ц..ганочка
Б) дикц..я, ц..ркуль
В) ц..кнуть, падчериц..н
Г) нарц..сс, огурц..

4. В каком слове суффикс -НИК- обозначает занятие человека?
А) подойник
Б) подлокотник
В) затейник
Г) кофейник

5. В каком предложении НЕ нужно ставить тире?
А) Лягушки хладнокровные животные
Б) Сорока самая болтливая птица на свете
В) Утренний ветерок свеж и нежен

6. В каком предложении нужно поставить ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены):
А) В зимнем лесу сумрачно и глухо
Б) Он привык к движению к жизни к суете
В) Зимнее солнце светит но не греет

7. В каком предложении есть синонимы?
А) Лиса живёт хитростью, а заяц - прыткостью
Б) Сова спит днём, а охотится ночью
В) В поэтической речи глаза часто называют очами
Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз

8. Укажите слова с безударной проверяемой гласной в корне:
А) Седло, запах, зерно.
Б) Ответ, клевер, момент.
В) Сумерки, заря, запад.
Г) Характер, росток, минута.
Д) Карандаш, пенал, гараж.

9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) пАртер
Б) шОфер
В) звонИт
Г) тортЫ

10. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.
Б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С. Маршак, Б. Житков, Е. Шварц.
В) «Я не ветеринар» - сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
Г) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.

Открытые вопросы

Вопрос 1
Все ли верно в предложениях Пети Ошибкина? Запишите их так, как считаете нужным.
А) Они хотели устроить более лучшую жизнь.
Б) Его вклад в общее дело был существенен.

Вопрос 2
Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

Вопрос 3
Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].
Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.

Вопрос 4
Напишите, каким по цели высказывания является предложение.
Болельщики активно поддерживали свою команду.

Вопрос 5
Выпишите из предложения все словосочетания.
Робко засветились на небе первые звездочки

Творческие задания

Задание 1
В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

Задание 2
Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова:
чело, ланиты, уста, очи, выя.

Задание 3
Составьте слова из букв слова приток

Задание 4
С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.
Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.

Задание 5
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому: адрес -…, волос -…, майка -…, сосна — …

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ А Б Б В В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В В А В В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: А — Они хотели устроить лучшую жизнь, Б — Его вклад в общее дело был существенным

Ответ на вопрос 2: казак
Ответ на вопрос 3: учтем, помочь
Ответ на вопрос 4: повествовательное
Ответ на вопрос 5: засветились робко, засветились на небе, первые звездочки

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
Большое поле без цветка

Пример ответа на творческое задание №2
чело — лоб
ланиты — щеки
уста — губы
очи — глаза
выя — шея

Пример ответа на творческое задание №3
корт, тир, порт, пир, рот

Пример ответа на творческое задание №4
красивый тюль (м.р.), строгое жюри (ср.р.), большое фойе (ср.р.), вкусная кольраби (ж.р.), знаменитая фамилия (ж.р.), черный рояль (м.р.), крепкий кофе (м.р.), новое пальто (ср.р.)

Пример ответа на творческое задание №5
среда, слово, кайма, насос

Олимпиада по русскому языку

5 класс

Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

Полки, окуни, пряди.

  1. Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.

  1. Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.
  1. Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

  1. Замените заимствованные слова русскими.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.

  1. Какие слова нужно добавить к слову проще , чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?

Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

5 класс

(62 балла)

  1. КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.

(10 баллов)

  1. Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.

(3 балла + за каждое слово 1 балл)

  1. Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.

(8 баллов)

  1. Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.), красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.

(5 баллов)

  1. Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод .

(5 баллов)

  1. Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание старик со старухой .

(5 баллов)

  1. Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа .

(5 баллов)

  1. Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.

(7 баллов)

  1. Проще пареной репы.

(10 баллов)

Олимпиада по русскому языку

6 класс

  1. Расставьте ударение в словах.

Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.

  1. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.

Открыта больница

Для птиц и зверей

Идите лечиться

Туда поскорей.

  1. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.

  1. Объясните разницу в значениях слов.

Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.

  1. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.

А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.

– Что это значит?

– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете

На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.

– Что это значит?

– А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!

  1. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
  1. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку

6 класс

(51 балл)

  1. КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.

(10 баллов)

  1. Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.

(3 балла)

  1. Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.

(10 баллов)

(6 баллов)

  1. А) Кот наплакал.

Б) Черепашьим шагом.

В) Попасть на седьмое небо.

(6 баллов)

6. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

– Что это значит?

– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

– Что это значит?

– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка! (5 баллов)

7. На омонимии.

  1. балл)

8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»

(10 баллов)