Основные грамматические категории существительного: род, число, падеж. Род, число, падеж как грамматические категории имен

Елена МУРАВЕНКО

Продолжение. Начало см. в № 21, 22/2006

Грамматические категории имени существительного

В этом номере мы обратимся к задачам, посвященным имени существительному: собственным и нарицательным именам, категориям одушевленности, рода и числа, а в следующем выпуске рубрики остановимся на склонении существительных.

Имена собственные и нарицательные

Распределение всех существительных на имена собственные и нарицательные обычно не вызывает затруднений у школьников, но, пожалуй, стоит особо остановиться на том, что между этими двумя группами существительных нет непроходимого барьера и возможны переходы существительных из одной группы в другую. Следующие две задачи как раз посвящены таким переходам.

1. Даны пары собственных и нарицательных существительных.

В какой паре слова соотносятся не так, как в остальных?

(А) Бостон (город) – бостон (вид сукна);
(Б) Остров (город) – остров (часть суши, окруженная водой);

(В) Каракуль (озеро) – каракуль (разновидность овчины);
(Г) Ньюфаундленд (остров) – ньюфаундленд (порода собак);

(Д) Вольт (физик) – вольт (единица измерения электрического напряжения).

Решение. В паре (Б) мы видим переход имени нарицательного в имя собственное: город назван Островом потому, что расположен на острове. Во всех остальных парах можно наблюдать противоположное явление: переход имени собственного в имя нарицательное. Ответ: (Б).

2. Даны пары существительных, каждая из которых включает фамилию и нарицательное существительное. В какой паре слова соотносятся не так, как в остальных?

(А) Дизель (немецкий инженер) – дизель (вид двигателя);
(Б) Ампер (французский физик) – ампер (единица силы тока);
(В) Галифе (французский генерал) – галифе (брюки определенного покроя);
(Г) Пастернак (русский поэт) – пастернак (корнеплод семейства зонтичных);
(Д) Наган (бельгийский конструктор) – наган (револьвер особой системы).

Решение. В паре (Г) мы видим переход имени нарицательного в имя собственное: название корнеплода стало фамилией. Во всех остальных парах наблюдается противоположное явление: переход имени собственного в имя нарицательное. Ответ: (Г).

Категория одушевленности

Категория одушевленности для многих школьников является камнем преткновения. По результатам решения задач на эту тему видно, что многие отождествляют значения грамматического термина «одушевленный» и биологического понятия «живой». Грамматика же к одушевленным существительным относит обозначения не только живых существ, но и 1) изображений живых существ, 2) живших существ, 3) шахматных фигур, 4) названий игральных карт, 5) мифологических персонажей. А самое главное – у этой категории есть грамматическое выражение.

3. Какие из перечисленных существительных являются одушевленными:

1) [плюшевый] мишка , 2) игрушка , 3) валет , 4) девочка , 5) мертвец ?

(А) 4; (Б) 4, 5; (В) 3, 4, 5; (Г) 1, 2, 4, 5; (Д) 1, 3, 4, 5.

Решение. Грамматическая категория одушевленности в русском языке проявляется у всех существительных в форме винительного падежа множественного числа: у одушевленных существительных эта форма совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевленных – с формой именительного падежа. Проверим на одушевленность данные существительные: вижу мишек, валетов, девочек, мертвецов (вин. п.) – ср. нет мишек, валетов, девочек, мертвецов (род. п.). Эти существительные одушевленные. Оставшееся существительное игрушка неодушевленное: вижу игрушки (вин. п.) – ср. лежат игрушки (им. п.), но нет игрушек (род. п.). Таким образом, ответ: (Д).

Категория рода

Среди существительных выделяется группа существительных общего рода. Не все школьники хорошо понимают, что эта группа не добавляет к трем известным родам какой-то четвертый род, а лишь включает в себя существительные, которые в зависимости от контекста могут быть либо мужского рода, либо женского.

4. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словом маленький , и со словом маленькая : грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица ?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

Решение. Слова грязнуля, зануда, плакса, тупица сочетаются и со словом маленький, и со словом маленькая, т.е. в зависимости от контекста могут быть мужского или женского рода. Это существительные так называемого общего рода. Слово красавица женского рода и сочетается только со словом маленькая . Ответ: (Г).

В ряде случаев определение рода вызывает затруднения. К таким случаям относятся, в частности, существительные на мягкий согласный.

5. Сколько из перечисленных существительных относятся к мужскому роду:

аэрозоль, бандероль, картофель, метель, мозоль, ноль, шинель, шрапнель ?

(А) 5; (Б) 4; (В) 3; (Г) 2; (Д) 1.

Решение. К мужскому роду из перечисленных относятся существительные аэрозоль, картофель и ноль, остальные – к женскому. Ответ: (В).

Особое правило нужно знать, чтобы правильно определить род несклоняемого существительного.

6. Вот пять несклоняемых существительных: 1) кофе , 2) шимпанзе , 3) кашне , 4) какаду , 5) пальто .

Какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании черный... ?

(А) 2, 4; (Б) 1, 3; (В) 1, 2, 5; (Г) 1, 2, 4; (Д) 1, 2, 3, 4.

Решение. При определении рода несклоняемых существительных помогает их отнесение к одушевленным или неодушевленным. Бoльшая часть неодушевленных относится к среднему роду (кашне, пальто), исключением является слово кофе (м.р.); одушевленные, как правило, относятся к мужскому роду (шимпанзе, какаду) . Ответ: (Г).

Категория числа

Для большей части существительных категория числа является словоизменительной, т.е. школьники в этих случаях определяют признак числа как непостоянный. Иногда между формами единственного и множественного числа отношения нестандартные. Вот пример задачи на эту тему.

7. У какого из этих слов форма множественного числа соотносится с формой единственного не так, как у остальных?

(А) котята ; (Б) щенята ; (В) цыплята ; (Г) ягнята ; (Д) утята .

Решение. Все данные слова обозначают детенышей. Для выражения этого значения стандартно используется суффикс -енок (-онок) , заменяющийся во множественном числе на -ят- (-ат-) . Таким способом образованы четыре из данных пяти слов: котенок – котята, цыпленок – цыплята, ягненок – ягнята, утенок – утята . В слове щенята мы также видим суффикс -ят- , однако в единственном числе употребляется не *щененок, а щенок . Таким образом, ответ: (Б).

    В слове щенок выделяется суффикс -ок-/-к- , и стандартная форма множественного числа этого слова – щенки (ср. ястребок – ястребки, хомячок – хомячки ). Однако благодаря осмыслению щенка как детеныша собаки по аналогии с формами на -ят- (-ат-) возникла форма щенята , которая в современном языке употребляется наряду с формой щенки .

Для собирательных, вещественных, отвлеченных существительных и существительных типа ножницы (конкретных, но не имеющих формы мн. числа) признак числа является постоянным, т.е. такие существительные не изменяются по числам, а относятся либо к единственному, либо к множественному числу.

8. Какое из этих существительных обычно не употребляется во множественном числе?

(А) холод; (Б) ветер; (В) зной; (Г) туман ; (Д) дождь.

Решение. Наступили зимние холода (‘погода с низкой температурой воздуха’). По области ожидаются туманы (‘местами непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами’). Дуют ветры в феврале … и Открытый всем ветрам (‘всем движениям, потокам воздуха’). Идут дожди (‘атмосферные осадки в виде водяных капель и струй’) – все эти фразы в русском языке допустимы. Только со словом зной ‘сильная жара от нагретого солнцем воздуха’ подобной фразы придумать нельзя: именно оно обычно не употребляется во множественном числе. Ответ: (В).

9. Даны пять существительных. Какое из них обладает грамматическим свойством, которым не обладают остальные?

(А) брюки; (Б) перила; (В) ботинки; (Г) санки; (Д) ворота .

Решение. Все существительные даны в форме множественного числа. Только одно из них – ботинки – изменяется по числам, т.е. имеет и форму единственного числа – ботинок . Остальные существительные употребляются только в форме множественного числа. Из этого свойства вытекает и следующее: только слово ботинки имеет род (мужской), остальные же не охарактеризованы по этому признаку. Ответ: (В).

Продолжение следует

Имя существительное - знаменательная (самостоятельная) часть речи, включает в себя названия предметов и одушевлённых существ и может выступать в предложении в функциях подлежащего и дополнения. В русском языке самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?»/«что?».

Морфологические признаки:

Изменение по падежам

Наличие грамматических категорий:

в) Одушевленности и неодушевленности

Постоянные признаки имени существительного:

Нарицательность

Одушевлённость

Разряд (конкретное, вещественное, абстрактное, собирательное)

Склонение

Основные грамматические категории существительного : род, число, падеж.

Число – это грамматическая категория, способная выражать количественные характеристики. Как независимая грамматическая категория число свойственно существительным и некоторым местоимениям, остальные части речи имеют синтаксическую категорию числа: формы числа у них согласуются с формой существительного или местоимения.

Разряды:

    Конкретные (называют предмет и явления)

    Отвлеченные (называют действия, признаки, состояния)

    Собирательные (совокупность предметов или лиц)

    Вещественные (вещество или масса)

19. Имя прилагательное. Разряды прилагательных, полная и краткая форма, степени сравнения

Прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой», «какая», «какое», «какие», «чей» и т.д. В русском языке прилагательные изменяются породам,падежамичислам, могут иметькраткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бываетопределением, но может быть исказуемым. Семантической основой прилагательного является обозначение качества, признака, принадлежности предмета как относительно постоянное свойство.

Морфологический признак – изменяемость по: родам, числами падежам.Но в отличие от имен существительных морфологические признак имен прилагательных не являются самостоятельным средством выражения лексических и грамматических значений, так как они полностью зависят от этих параметров у определяемых слов.

Разряд - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.

1. Качественные - (отвечают на вопрос «какой?»); образуют формы степеней качества (красный - красненький, красноватый); имеют степени сравнения: сравнительную (добрый - добрее) и превосходную степень (добрее - добрейший, сильнее - сильнейший и др.);

выступают в полной и краткой форме (весёлый - весел); образуют наречия, оканчивающие на -о/-е и -и (весёлый - весело);

2. Относительные - (отвечают на вопрос «какой?»), не имеют степеней, обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные и временные признаки предмета: дерево - деревянный, январь - январский, вчера - вчерашний;

3. Притяжательные - отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность чему-либо, кому-либо (отцовский, сестрин);

Существуют три степени сравнения качественных прилагательных: положительная (красивый), сравнительная (красивее) и превосходная (красивейший). Степень сравнения может выражаться не одним словом, а несколькими (более умный, самый красивый). В таком случае говорят о составной или аналитической форме. Если степень сравнения выражается одним словом, как во всех примерах из предыдущего абзаца, форма называется простой, или синтаксической.

Качественные имена прилагательные имеют полную и краткую форму . Полная форма прилагательного обозначает признак, мыслимый вне времени (крутой берег, весёлая девочка, круглое лицо). Краткая форма прилагательного обозначает признак предмета в данный конкретный момент времени (крутой берег - берег крут, весёлая девочка - девочка весела, круглое лицо - лицо кругло). Прилагательные в краткой форме не изменяются по падежам, но изменяются по родам и числам, то есть принимают соответствующие окончания мужского, женского, сред­него рода и множественного числа, которые присоединяются к основам полных прилагательных.

Синтаксические функции имени прилагательного: окончания имен прилагательных указывают на синтаксическую связь прилагательных с именами существительными, то есть выполняют функции грамматических форм согласования с именами существительными.В предложении имена прилагательные чаще всего бывают определением или именной частью сказуемого.

Грамматические (морфологические) категории имени существительного

Как уже было отмечено выше, согласно И.М. Берману, на основе морфологического критерия выделения имен существительных, средством выражения грамматической предметности являются морфологические категории существительных.

В разных языках число грамматических категорий различно, существуют языки с очень развитой «грамматической анкетой», в других языках набор грамматических категорий весьма ограничен (языки, полностью лишенные грамматических значений, все же не засвидетельствованы, хотя их существование не противоречит лингвистической теории). Важно отметить, что для каждой части речи свойственны те или иные грамматические категории.

В большинстве славянских и европейских языков, согласно И.М. Берману, для существительных обычно выделяются 3 морфологические (грамматические) категории: род, число, падеж. В грамматических описаниях последних десятилетий в перечень морфологических категорий существительного обычно включается и одушевленность / неодушевленность .

В русском языке, согласно В.Д. Аракину, имя существительное характеризуется наличием 3 грамматических категорий:

В английском и немецком языках, как отмечает К.Н. Качалова, имя существительное характеризуется наличием дополнительной грамматической категории - категории детерминативности (определенности - неопределенности), выраженной артиклями в препозиции, так же как и в немецком языке .

Проблема категории рода осложняется тем, что грамматическая категория рода даже в тех языках, в которых она выражена, очень часто не совпадает по языкам. Так в русском сущ. «ложка» - женского рода, в немецком «der Loffel» - мужского. В русском «часовой» - мужского рода, в немецком и французском женского - «die Wache», «la sentinelle».

Встречаются языки, имеющие общий род, примеры из русского языка - сирота, тихоня, зануда, плакса, лакомка. В остальных же случаях для обозначения рода используются неличные местоимения он, sie, it.

М.В. Давыдов отмечает, что для живых существ способы дифференциации внутри самой грамматической категории рода в разных языках очень многообразны:

С помощью особых окончаний: гость - гостья, супруг - супруга, или особых суффиксов: актер - актриса, медведь - медведица.

С помощью разных слов (гетеронимия): отец - мать, брат - сестра, нем. Vater - Mutter, франц. Pere - mere.

С помощью особых вспомогательных слов, напр. ein mannlicher Adler - орел, ein weiblicher Adler - орлица, англ. he goat - козел, she goat - козел.

С помощью лишь контекстного уточнения: кит, белка, обезьяна, сорока, акула, бегемот (и самцы и самки).

Категория рода обычно прозрачна в тех случаях, когда анализируется род имени существительного типа мужчина - женщина, бык - корова, петух - курица. В данных случаях категория грамматического рода базируется на биологическом роде одушевленных существительных. Но проблема грамматического рода осложняется в тех случаях, когда в современных языках анализируют имена неодушевленные или пытаются осмыслить природу среднего рода. Содержание неодушевленных имен существительных теперь не нуждается ни в какой родовой характеристике, однако грамматически эта характеристика является для имени во многих языках необходимой. В языке, в силу очень большой устойчивости грамматической формы и ее отвлеченности, подобный конфликт может очень долго сохраняться, ибо говорящий обычно не замечает его .

По сравнению с русским языком в английском языке, согласно Е.И. Шендельс, категория грамматического рода (мужской, женский, средний) была некогда присуща существительным древнеанглийского периода . Так, Л.А. Введенская приводит такие примеры из древнеанглийского языка: mona - луна, steorra - звезда были мужского рода; bricg - мост, tigol - кирпич - женского рода; scip - корабль, eage - глаз - среднего рода. Бывало, что грамматический род находился в противоречии с реальным полом: wlf - женщина и mжgden - девушка были словами среднего рода .

Категория рода имен существительных окончательно исчезла в числе многих грамматических упрощений в английском языке второй половины XVII века. Мужской род сохранился только за мужчинами, женский, - за женщинами, а все понятия и предметы и даже животные стали считаться существительными среднего рода, который передается местоимением it.

В процессе лингвистической эволюции постоянно с разных позиций рассматривались различия между женскими и мужскими речевыми стратегиями, противопоставлялись концептуальные и семантические параметры родовых универсалий в языке, обсуждались перспективы лингвистического нормирования речевых традиций в маркировании рода языковых единиц.

Однако историческое развитие морфологической структуры английского языка привело к тому, что категория грамматического рода существенно модифицировалась. Таким образом, на основе английского языка можно сказать, что род - это такая морфологическая (грамматическая) категория, которая в различных языках и даже в одном и том же языке на разных этапах его развития по - своему характеризует одинаковые предметы и явления.

Е.И. Шендельс указывает на то, что большинство существительных английского языка не принадлежат никакому роду и не имеют грамматических флексий, указывающих на род . Однако, в отличие от многих ученых-лингвистов, М.В. Давыдов считает, что с теоретической точки зрения категория рода не существует в морфологической системе английского языка . Тем не менее, некоторые лингвисты, например, А.А. Холодович, выделяют личный и неличный (cat, tree, dog) грамматический род . В свою очередь, согласно H.A. Sweet, существительные личного рода делятся на женский (mother, girl), мужской (man, boy) и средний (person, friend, parent, cousin, doctor, president) род . Важно отметить то, что И.М. Берман называет средний род двойным (dual gender), например, artist, cook, criminal. В английском языке на грамматический род указывают неличные местоимения he, she, it .

Производные женские формы в английском языке сегодня, как пишет Н. Хомский, маркируются суффиксом или каким-либо другим морфологическим или лексическим признаком, который отличает женский род от общего и в ряде случаев частично дублирует форму исходного мужского рода. Например, man - woman, author - authoress .

Особое место в создании гендерного модуля занимают маркеры женского рода английских существительных, обозначающих людей в сфере их профессиональной деятельности. В первую очередь, в данной подгруппе следует отметить традиционные суффиксы, оформляющие существительные соответствующей семантики: - ess, - ette, - ine. В британском варианте нормативное употребление допускает hostess, waitress, governess, stewardess и другие.

Необходимость уточнения родовой принадлежности в контексте художественных произведений или в устном общении расширяет гендерный диапазон за счет параллельного сосуществования форм woman doctor, she-doctor, doctress, doctorine.

Расширение профессионального диапазона для представительниц женского пола, способствовали появлению имен существительных с суффиксом - ette: astronette, cosmonette, aviarette, farmarette, pickette - woman striker (участница протеста - пикетирования), copette - woman police officer (женщина - полицейский). Подобные образования зарегистрированы и среди номинаций в сфере шоу - бизнеса: usherette, screenette, glamorette.

Обобщая сказанное, отметим, что значение рода в английском языке передается, как правило:

Лексическим значением слова: мужской род - man, boy; женский род - woman, girl; средний род - table, house.

Личными местоимениями - he, she, it.

Суффиксами: - ess, - ine, - er, - ette.

Составными существительными: a woman - doctor, he - cousin.

Категория детерминативности (определенности и неопределенности) свойственна не всем языкам, например, она отсутствует в славянских языках. В то время как в языках, где данная категория присутствует, например, в английском и немецком языках, она выражена с помощью артикля, в некоторых случаях она может получить выражение в виде аффиксов.

Согласно К. Бруннеру, содержание этой категории указывает на то, мыслится ли обозначаемый существительным предмет как относящийся к данному классу предметов (неопределенный артикль), или же, как предмет известный, выделяемый из класса однородных с ним предметов (определенный артикль), или же, как взятый не в своем объеме, а в некоторой своей части (партитивный или частичный артикль) .

Эта категория имеет грамматикализированный характер в английском языке: определенный артикль the и неопределенный a(an), в немецком - ein(e), der (die,das). Из этого следует, что в разных языках существуют различные артикли. В английском, немецком, французском языках имеют место аналитические артикли, в то время как в болгарском, норвежском языках присутствуют синтетические артикли (село - a village, селоmo - the village). В турецком языке существует только один неопределенный артикль the. Что касается английского языка, следует отметить, что неопределенный артикль a(an) произошел от числительного one, в то время как, определенный артикль the содержит смысл местоимения this.

В английском языке артикли не только выражают определенность или неопределенность, но и так же число исчисляемых существительных. Так же с помощью артиклей мы можем превратить абстрактные существительные в конкретные, например, I loved her with a love, that was more than love.

Человек издавна различал один предмет и много предметов, и это различение не могло не найти своего выражения и в языке.

Категорию числа можно назвать универсальной. Универсальность ее заключается в том, что она охватывает не только имена существительные и прилагательные, но и местоимения и глаголы.

В.Д. Аракин определят категорию числа, как словоизменительную категорию существительных, при помощи которой благодаря противопоставлению соотносительных форм единственного и множественного числа выражаются грамматические значения единичности / множественности предметов: конь - кони, поезд - поезда, стекло - стёкла, корова - коровы, boy - boys, der Student - die Studenten . Важно отметить, что в немецком языке множественное число может так же передавать и артикль (die).

И.П. Иванова добавляет, что категория числа указывает на количество одушевленных и неодушевленных предметов. Основным содержанием категории числа является противопоставление значения реальной единичности предмета и значение реального раздельного множества этих же предметов. Категорию числа образуют грамматические значения единственного и множественного числа, что находит выражение в противопоставлении падежных форм единственного и множественного числа. Необходимо отметить, что формы единственного числа могут обозначать и единичный предмет (Мальчик читает книгу), и множество предметов (Человек предназначен для любви) .

Категория числа, согласно В.Д. Аракину, взаимодействует с определенным лексическим значением тех слов, посредством которых она выражается. Возьмем, например, существительные, которые имеют собирательное значение, то есть когда множество каких - то предметов мыслится как единое целое (дичь, зелень, листва, белье). От этих имен существительных множественное число обычно не образуется. Следовательно, грамматическая категория числа, как бы возвышаясь над отдельными именами и объединяя их, вместе с тем не безразлична к семантике этих слов .

Говоря о значении множественности как грамматическом значении форм множественного числа, как отмечает Н. Хомский, нужно иметь в виду, что это обычно так называемая расчлененная, не собирательная множественность - каждый из множества предметов представлен как бы сам по себе, отдельно от других предметов. Смысловым оттенком расчлененности грамматические формы множественного числа отличаются по значению от собирательных существительных, служащих для называния нерасчлененного, собирательного (совокупного) множества предметов, которые представляют собой некую неделимую целостность. Ср.: Не пылит дорога, не дрожат листы… (М. Лермонтов). - Из окон через листву сирени падал свет на белую дорожку (В.Вересаев) .

Категория числа в английском языке, согласно H.A. Sweet, выражает количественные отношения, существующие в реальной действительности, отраженные в сознании носителей данного языка и имеющие морфологическое выражение в соответствующих формах языка .

По отношению к категории числа все существительные делятся на две группы: существительные, употребляемые в формах обоих чисел, и существительные, употребляемые в форме одного числа.Категория числа имеет значение реальной единичности или значение реальной множественности только в конкретных именах существительных, которые способны считаться.

А.И. Смирницкий указывает на особенность русского языка, в котором есть существительные, употребляемые в форме только множественного числа. К ним относятся:

Конкретные существительные - названия предметов, состоящих из двух или нескольких частей: брюки, ворота, носилки, сани.

Вещественные существительные - чернила, опилки, обои, духи, консервы.

Отвлеченные существительные - названия действий, процессов, состояний: выборы, бега, скачки.

Названия промежутков времени: сутки, будни, каникулы, сумерки.

Названия некоторых игр: шахматы, прятки, жмурки.

Некоторые собственные существительные, обозначающие название городов, горных массивов и др.: Альпы, Люберцы, Весы, Жигули.

Вещественно - отвлеченные существительные, обозначающие множественную совокупность чего-либо: всходы, джунгли, финансы, деньги .

O. Jespersen так же добавляет, что грамматическая категория числа является у имен существительных словоизменительной и строится как противопоставление двух рядов форм - единственного и множественного числа. В тех случаях, когда у слов единственного числа возможно образование форм множественного числа, такому образованию обязательно сопутствуют те или иные семантические осложнения: ср. «видовое множественно» типа вино - мн.ч. вимна, красота - красомты, «эмфатическое множественное» при обозначении большого количества типа вода - мн.ч. вомды, снег - снегам и т.д. .

Т.А. Расторгуева отмечает, что основным противопоставлением в категории числа является единственность - множественность. В некоторых языках имеется также двойственное число и реже тройственное. Формы множественного числа могут также обозначать родовое понятие (родовое множественное число), например «в этой местности водятся волки». Употребление формы множественного числа в значении единственного числа наблюдается в случаях вежливого множественного числа («вы» при обращении к одному лицу) и множественного числа величия («мы» в речи царствующих особ).

Как независимая категория, число свойственно существительным и личным местоимениям, другие части речи (глагол, прилагательное, прочие разряды местоимений) получают числовые характеристики по согласованию (синтаксическое число).

Согласование по числу обязательно в индоевропейских языках: «он работает» - «они работают», англ. he works - they work. Однако с разрушением морфологии согласование также может исчезать, например в английском языке уже нет согласования по числу между прилагательным и существительным (clever child - «умный ребёнок» - clever children - «умные дети») .

Способы выражения множественного числа различны: аффиксальный («стол» - «столы», англ. table - tables), супплетивный («человек» - «люди»), ломаное число (араб. radћulun - «мужчина», ridћalun - «мужчины»; изменяется огласовка корня), множественное число с повтором (индонез. оранг - «человек», оранг-оранг - «люди»).

В индоевропейских языках форма множественного числа обязательна, если существительное имеет при себе количественное слово (десять книг, много книг). В некоторых языках существительное в таких конструкциях употребляется в форме единственного числа (в венгерском языке kцnyv - «книга», tiz kцnyv - «10 книг», sok kцnyv - «много книг»). Во многих языках Азии и Америки для выражения множественного числа существительных в конструкции с числительным используются специальные элементы - классификаторы (нумеративы), различные для разных лексических групп существительных; последние при этом своей формы не меняют (во вьетнамском языке hai con meo - «две кошки», где con - классификатор).

Согласно А.И. Смирницкому, число существительных выражается также синтаксически - числовой формой согласуемого или координируемого слова или числительным: новая книга - мн.ч. новые книги, студент читает / читал - мн.ч. студенты читают / читали, я рад - мн.ч. мы рады. У несклоняемых существительных и существительных, обозначающих исчисляемые предметы, синтаксический способ выражения числа является единственным: новое пальто, одно пальто - мн.ч. новые пальто, три пальто; одни ножницы - мн.ч. двое ножниц, одни сутки - мн.ч. четверо / несколько / много суток .

Согласно В.Д. Аракину, грамматическая категория падежа является основной для многих славянских и европейских языков и представляет собой форму имени, выражающую отношение данного имени к другим словам в словосочетании или предложении . Соглашаясь с В.Д. Аракиным, С.С. Линский так же указывает на то, что падеж представляет собой единство формы и значения .

Падеж - категория морфологическая. Поэтому лишь в тех языках, в которых существуют формы словоизменения (типа русского - стол, стола, столу) и могут существовать падежи, в разных языках существует различное количество падежей. Если падежная система в том или ином языке не развита, то язык вполне обходится и без нее, привлекая для выражения грамматических отношения другие способы (предлоги, порядок слов и так далее).

Методика организации лексико-грамматической работы при изучении имени существительного

1.3 Грамматические категории имени существительного

1) существительные, противопоставленные по признаку рода слова мужского рода: дом, день, папа, дядя; слова женского рода: книга, страна, мама, тетя; слова среднего рода: окно, здание;

2) существительные общего рода, способные обозначать лицо мужского или женского пола и в зависимости от этого выступать как слова м.р. или ж.р.; например: бедный мальчик-сирота, бедная девочка-сирота;

3) существительные pluralia tantum, не имеющие формы единственного числа и не относящиеся ни к одному из трех родов: брюки, ножницы.

С семантической точки зрения, категория рода связана со способностью существительных обозначать живое существо мужского пола (муж. р.), живое существо женского пола (жен. р.) либо с неспособностью указывать на пол живого существа (сред. р.).

Однако эта способность обозначать пол непосредственно проявляется только у названий лиц и частично у названий животных, входящих в родовую пару (мальчик-девочка; студент-студентка; баран-овца). За пределами родовых пар грамматический род не имеет значения биологического пола: человек, существо, белка.

Названия неодушевленных предметов приобретают такую способность только в определенных стилистических условиях -- при образно-поэтическом переосмыслении.

1) существительные, имеющие формы ед. ч. и мн. ч.: стол - столы, книга - книги, окно - окна;

2) существительные singularia tantum, имеющие только форму ед. ч.; к ним могут относиться существительные собирательные (беднота, молодежь), вещественные (золото, масло), абстрактные (отдых, гордость), собственные (Москва, Петров);

3) существительные pluralia tantum, имеющие только форму мн. ч.; они также могут быть вещественными (чернила, сливки), собирательными (письмена, мемуары), отвлеченными (прения, дебаты), собственными (Афины, Альпы), но могут быть и конкретными, называя парные предметы (джинсы, ножницы), игры (шахматы, прятки).

Далеко не все существительные имеют формы обоих чисел. У названий несчитаемых предметов формы числа не связаны с выражением количественного противопоставления.

К ним относятся существительные со значениями, несовместимыми с понятием о счете-- отвлеченными (абстрактными), собирательными и вещественными. Такие существительные имеют либо только (или преимущественно) формы ед. ч. (толщина, баловство, зверье), либо только формы мн. ч (хлопоты, финансы, духи, консервы).

Внутри каждого из названных значений существует дальнейшая смысловая дифференциация, отражающая те частные виды общего значения, которые связаны именно с данным падежом. Падеж существует как единица многозначная, каждый падеж имеет свою систему значений.

Как известно, в русском языке имеется именительный падеж: существительное в этом падеже совпадает по форме с основой слова и отвечает на вопросы «кто?» и «что?».

В русском языке родительный падеж отвечает на вопросы «кого?» «чего?», для родительного падежа центральными являются значения субъектное, определительное (не обстоятельственно-определительное) и объектное.

В русском языке дательный падеж отвечает на вопросы «кому?», «чему?», для дательного падежа центральными являются значения объектное и субъектное.

В русском языке винительный падеж отвечает на вопросы «кого?», «что?». Для винительного падежа центральным является значение объектное: вин. п. беспредложный означает предмет непосредственного, прямого и полного приложения действия: строить дом, изучать теорию, читать книгу, петь песню, избрать депутата, огорчить учителя.

В русском языке творительный падеж отвечает на вопросы (кем?), (чем?), а в значении совместного действия отвечает на вопросы «с кем?», «с чем?». Для творительного падежа центральными являются значения определительное и объектное.

В русском языке предложный падеж отвечает на вопросы «о ком?», «о чём?». Для предложного падежа центральными являются значения объектное и определительное.

Анализ деятельности МБОУ "Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова"

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий

Изучение однородных членов предложения в начальной школе

И.Б. Голуб указывает, что при употреблении однородных членов предложения вне экспрессивной функции следует строго соблюдать логические требования, предъявляемые ко всякому выделению родовых и видовых понятий...

Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса

Для проведения исследования по теме курсовой работы были посещены несколько занятий в Таганрогском педагогическом государственном институте им. А.П.Чехова. Для исследования были выбраны студенты 3 курса...

Имя существительное - это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности/ неодушевленности, рода, числа и падежа...

Методика организации лексико-грамматической работы при изучении имени существительного

К собственным именам существительным относятся: личные имена, фамилии, географические, административно-территориальные наименования, названия литературных произведений, астрономические названия, название исторических эпох и событий...

Научно-исследовательская деятельность ВУза

Сразу отметим, что вуз без науки, как и преподаватель вуза, не занимающийся научно-исследовательской работой, ? это нонсенс и несовместимо ни со статусом вуза, ни со статусом вузовского преподавателя...

Система работы над темой "Имя существительное" (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс...

Особенности изучения морфологии в начальной школе

Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. В I классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных...

В Большой Советской Энциклопедии под понятием «коммуна имени Феликса Эдмундовича Дзержинского» мы находим: «Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, детское воспитательное учреждение...

Особенности социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в условиях коммуны им. Ф. Дзержинского (с опыта деятельности А.С. Макаренко)

В самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Макаренко исходил из того, что труд сам по себе не может служить средством воспитательного воздействия на детей; он видел...

Педагогические воззрения В.Н. Сороки-Росинского и их воплощение на практике

«На Старо-Петергофском проспекте в Ленинграде среди сотен других каменных домов затерялось облупившееся трехэтажное здание, которому после революции суждено было превратиться в республику Шкид»...

Современное классическое университетское образование в России и Франции (на примере Кубгу и университета Бордо-III им. Мишеля Монтень)

Болонский процесс неразделимо связан с Францией, ведь именно во Франции, в городе Сорбонна, историческом центре революционных преобразований национальной и европейской системы образования...

Формирование классификационных умений на уроках русского языка при изучении имени прилагательного

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет требования к метапредметным и предметным результатам освоения учебной программы...

Формирование у дошкольников грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи с помощью дидактических игр

По мнению ученых педагогов, грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста часто свидетельствуют о том, что процесс усвоения грамматических значений идет нормально...

Это только с первого взгляда кажется, что имя существительное - очень простая часть речи. На самом деле она имеет множество вариантов написания, произношения и употребления. Общее грамматическое значение имени существительного и все самые важные моменты будут отмечены в этой статье. Здесь будет изложено все, что необходимо знать об этой части речи, чтобы не делать глупых ошибок в произношении и на письме. Некоторые не знают, какова роль имени существительного в предложении Разберемся более подробно в нашей статье.

Что это за часть речи

В первую очередь следует разобрать общее грамматическое значение существительного. Здесь проблем возникнуть не должно. Поскольку всем известно, что имя существительное относится к самостоятельным частям речи и обозначает предмет. К нему можно задать всего два вопроса: кто? или что?

Следует запомнить что существильное может обозначать:

  • вещи (например, компьютер, шкаф, телефон);
  • людей (женщина, мужчина, ребенок, юноша);
  • вещества (чай, борщ, молоко);
  • все живые существа (собака, лошадь, тигр, микроб);
  • разнообразные события и природные явления (ураган, дождь, война);
  • разнообразные действия, свойства веществ, черты (красота, прыжок, злость).

Таким образом, общее грамматическое значение существительного не вызовет затруднений при изучении. Правило легко запомнить. Его знают все дети начальных классов.

Разряды

Если общее грамматическое значение существительного понятно, то можно переходить к следующему разделу, который уже более подробно расскажет об этой части речи. Существительное делится на четрые разряда:

  • Собственные.
  • Нарицательные.
  • Одушевленные.
  • Неодушевленные.

В первую очередь следует рассмотреть собственные и нарицательные.

Из первого названия можно сделать вывод, что собственные существительные - это конкретные названия, которые могут обозначать только один предмет или человека и больше ничего другого.

Сюда относятся не только имена людей, но и клички животных, а также имена древних богов, о чем часто забывают ученики. Также в этот список включаются названия городов и стран, а также других географических объектов. Далее названия планет, галлактик и всех остальных астрономических наименований. Также к числу собственных имен существительных относятся названия всех праздников, названия предприятий и организаций, государственных служб и т.п.

Важно, не терять границ между именами Поскольку в русском языке допускается переход нарицательного в собственное и наоборот.

Далее следуют одушевленные и неодушевленные существительные. Здесь уже ситуация немного проще. В этом разделе главное запомнить то, что одушевленными могут быть только люди и животные. Все остальные существительные являются неодушевленными.

Также стоит запомнить то, что, когда одушевленное существительное ставится во множественное число, то форма винительного и родительного падежей совпадают. А у неодушевленных во множественном числе совпадает форма винительного и именительного.

Категория падежа

Данный раздел предусматривает деление существительного на склоняемые и несклоняемые. Ко второй группе относится небольшое количество слов, которые в любом падеже имеют одну форму. Все остальные слова склоняются по падежам и меняют свою словоформу.

Категория числа

Имя существительное имеет три группы числа:

  • слова, которые имеют две формы: и едиственное, и множественное: палец - пальцы;
  • слова, которые выступают только в единственном числе: крупа, горох, морковь;
  • существительное только во множественном числе: сутки, духи, грабли.

Категория рода

Категорию рода имеют существительные, которые можно ставить в форму единственного числа. Они могут делиться на мужской, женский и средний род. Есть отдельная группа существительных, которые отностся к общему роду, но их не так много.

Чтобы определить род существительного необходимо согласовать его с именем прилагательным, глаголом или причастием.

Интересной категорией является общий род. Сюда относится около 200 слов русского языка. Все они в большинстве случаев относятся к разговорной речи. Это слова, которые стоят в именительном падеже единственного числа и имеют окончание -а. Обычно они характеризуют предмет или лицо по какому-то признаку. Они придают речи некие краски и эмоции. Чтобы было понятнее, к таким словам относятся: пьяница, обжора, плакса и другие.

В русском языке есть некоторые слова, род которых определить проблематично. Такие слова рекомендуется просто запомнить, чтобы не наделать ошибок. Одним из таких слов является слово "кофе". Многие относят его к среднему роду, но нет. "Мой кофе" - это всегда мужской род.

Склонение

В русском языке есть три на которые делятся имена существительные. Определить склонение существительного достаточно просто, нужно лишь запомнить категорию рода и окончание.

Так, к первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, которые в именительном падеже имеют окончание -а, -я. Второе склонение - это существительные мужского рода, которые окончания не имеют, или, как говорят учителя русского языка, имеют нулевое окончание и средний род с окончанием -о, -е. И третье склонение - это имена существительные жеского рода, которые не имеют окончания.

Употребление имен существительных в художественной речи

Употребление имен существительных в художественной речи - это очень важный момент. К сожалению, школьная программа не предусматривает рассмотрение подобной темы, но она крайне необходима ученикам. Часто в старших классах ученики начинают делать ошибки в сочинениях и затрудняются в тех случаях, когда учитель просит найти в тексте метафору, которая выражена именем существительным.

Вообще, в художественном тексте существительное может быть не только метафорой. Оно может придавать тексту определенных красок, эмоций, экспрессии. Учителям нужно делать акцент на этом, чтобы детям было проще составлять сочинения и разбирать литературные тексты.

Вывод

В статье было подробно рассказано об общем грамматическом значении существительного, его категориях, склонениях и вариантах употребления.

Следует обратить внимание на существительные только во множественном числе, такие слова нужно знать наизусть. Особое внимени уделить роду и склонениям.

Если отнестись к процессу изучения языка со всей ответственностью, то серьезных проблем у вас не возникнет.