Основные темы и мотивы поэзии высоцкого. Творческая эволюция В

«Высоцкий еще при жизни был поистине легендарен и насущно, как воздух, необходим людским толпам, стекавшимся его слу-шать… Высоцкий всякий раз пел на всю страну: знал, что каждое его слово, каждую интонацию ловят на лету и мгновенно тиражи-руют магнитофонные ленты. В момент исполнения Высоцкий по-сылал песню в огромный мир. Это вот простейшее обстоятельство радикально изменило и самую песню, и характер пения. Песня об-рела силу набата и сокрушительность взрыва. Окуджава волнует до глубины души. Высоцкий потрясает душу… Оба они на протя-жении десятилетий сопутствовали духовной жизни нашего общест-ва и помогали нам осознать себя», — отмечал К. Рудницкий.

Свою первую песню «Татуировка» Высоцкий написал в 1961 го-ду. В первой половине 60-х г. он начал исполнять свои песни, ак-компанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, несколько позднее — на публичных вечерах и концертах. Благодаря магни-тофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно рас-ширялся, за короткое время он приобрел всенародную популяр-ность. По словам И. Бродского, «это был невероятно талантливый человек, невероятно одаренный, совершенно замечательный стихо-творец. Рифмы его абсолютно феноменальны. С одной стороны, его трагедия, с другой, удача — то, что он избрал карьеру барда, шан-сонье…» Материал с сайта

Творчество Высоцкого — значительное и необычное событие в истории русского литературы. Оно было вызвано к жизни и соци-ально-духовными, и внутрилитературными факторами. Высоцким обогатил поэзию элементами живой разговорной речи, колоритными персонажами, острой сюжетностью и новеллистичностью повествования. Широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию (из восьмисот стихотворений были опубликованы пять-шесть стихотворений). Это обуслови-ло глубокий драматизм судьбы Высоцкого как литератора, считав-шего доминантой своего песенного творчества поэтические тексты, а также пробовавшего свои силы и в прозе (повесть «Жизнь без сна», неоконченный «Роман о девочках», киносценарии).

Высоцкий писал о людях, находящихся в самой крайней ситуации, заглядывающих в лицо смерти, нередко становящихся бессмысленными жертвами войны, и при этом особо подчеркивал, что это «проблема - наша, нынешняя», - говорит о многом. Очевидно, он уже тогда, особенно в начале 1980 г., когда только что был осуществлен ввод войск в Афганистан, остро чувствовал, предощущал, что война еще долго будет оставаться нашей национальной трагедией. В одном из ключевых стихотворений военного цикла «Он не вернулся из боя» (1969) трагическая смерть одного из бесчисленных рядовых Великой войны осмысляется как обыденный факт, приобретающий символическое звучание. Горечь утраты, кровная связь живых и погибших по контрасту оттеняются здесь картиной столь безмятежной на фоне людской трагедии вечной и прекрасной природы:

Нынче вырвалась, словно из плена, весна.

По ошибке окликнул его я:

«Друг, оставь покурить!» - а в ответ - тишина...

Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие - как часовые...

Отражается небо в лесу, как в воде, -

И деревья стоят голубые.

Природа и прежде всего сама Земля всегда предстает в стихах Высоцкого живой и одушевленной. В «Песне о Земле» (1969) заглавный образ раскрывается как синоним души человеческой. Отсюда - проходящие рефреном строки-олицетворения: «... кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время...

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет, она почернела от горя...

Обнаженные нервы Земли

неземное страдание знают...

Ведь Земля - это наша душа,

сапогами не вытоптать душу».

В поэзии Высоцкого крупные и общие планы тесно связаны между собой. Жестокая правда войны, грубая реальность изображаемого («Как прикрытье используем павших... Животом - по грязи, дышим смрадом болот...») призваны утвердить высокую меру подвига всех и каждого в стихотворении «Мы вращаем Землю» (1972). В стихах военного цикла поэт достигает особой емкости и проникновенного лиризма в создании поэтического образа. Таков оживающий на наших глазах и наполняющийся новым предметно-ощутимым смыслом символ Вечного огня в стихотворении «Братские могилы», которое впервые прозвучало в кинофильме «Я родом из детства» (1966) и которым обычно Высоцкий открывал свои выступления-концерты - вплоть до самых последних 1980 г.

А в Вечном огне - видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

Помимо военной, или, быть может, точнее - антивоенной темы важное место в творчестве поэта занимает тема Родины-России, взятая в ее сегодняшнем дне и далеком историческом прошлом. Русские, российские мотивы и образы - сквозные в произведениях Высоцкого, но есть среди них такие, где они выразились с особой отчетливостью.

В «Песне о Волге» («Как по Волге-матушке, по реке-кормилице...») все напоено свежестью источников народно-поэтического творчества. Мерное ритмико-интонационное движение, вкрапления архаической лексики, создающие временной колорит («все суда с товарами, струги да ладьи»), специфические глагольные формы («не надорвалася», «не притомилася»), характерные инверсии в сочетании эпитета с определяемым словом («города старинные», «стены древние», «молодцы былинные») - это дает возможность прикоснуться к истокам нынешнего дня не только великой русской реки, но и самой Родины-матери.

В написанной в 1975 г. для кинофильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», в котором Высоцкий играл главную роль Ибрагима Ганнибала, песне «Купола» (вариант названия: «Песня о России») возникает сугубо земной, подчеркнуто реалистический и вместе с тем - таинственный и загадочный образ Родины, от судьбы которой поэт не отделяет собственную жизнь.

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!

Воздух крут перед грозой, крут да вязок.

Что споется мне сегодня, что услышится?

Птицы вещие поют - да все из сказок.

Я стою, как перед вечною загадкою,

Пред великою да сказочной страною -

Перед солоно - да горько-кисло-сладкою,

Голубою, родниковою, ржаною.

Смешанные чувства радости и печали, тоски и надежды, очарован-ности тайной и предвестья будущего воплощают возникающие в этом стихотворении вещие птицы из древнегреческих мифов, христианских - русских и византийских легенд и апокрифов: Сирин, Алконост, Гамаюн. В подаваемой ими надежде и, главное, в синем небе России, в ее медных колоколах и куполах церквей, крытых чистым золотом, видит поэт путь своего духовного исцеления и возвышения.

И это выразительно передано в структуре каждой строфы - средствами звуковой организации стиха, умело использованными анафорами, внутренними рифмами, разнообразными созвучиями: ассонансами, аллитерациями и пр. Особенно характерна в этом плане заключительная строфа стихотворения:

Душу, сбитую утратами и тратами,

Душу, стертую перекатами, -

Если до крови лоскут истончал, -

Залатаю золотыми я заплатами -

Чтобы чаще Господь замечал!

Будучи всегда остро современным и глубоко историчным, творчество Высоцкого неизменно обращено к «вечным» темам лирики - природе, жизни и смерти, судьбе человеческой, искусству, времени... В «Песне о времени» (1975) поэт вспоминает «о походах, боях и победах», о тайнах и легендах прошлого, воскрешая такие вечные чувства и понятия, как любовь, дружба, честь, правда, добро, свобода. В этом разгадка его последовательного обращения к опыту минувшего:

Чистоту, простоту мы у древних берем,

Саги, сказки - из прошлого тащим, -

Потому что добро остается добром -

В прошлом, будущем и настоящем!

Г. А. Сенкевич

Днепропетровск, Украина

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социум, система распределения благ, социальная мотивация, мотивационные факторы, внутренняя свобода, девиантное поведение, делинквентное поведение. АННОТАЦИЯ. Целью данного исследования автор поставил рассмотрение и анализ конкретно-текстового функционирования определения «социальная несправедливость» в поэтическом мире B.C. Высоцкого с точки зрения понятий «внутренняя свобода» и «внутренний протест», доминировавших в характере и поступках поэта.

Dnepropetrovsk, Ukraine

SOCIAL MOTIVES IN THE WORKS OF VLADIMIR VYSOTSKY

KEYWORDS: socium, the system of distribution of wealth, social motivation, motivational factors, inner freedom, deviant behavior, delinquent behavior.

ABSTRACT. Purpose of author"s study is consideration and analysis of the functioning of the text definition "the social injustice" in the poetic world of Vladimir Vysotsky in terms of the concepts of "inner freedom" and "internal protest," that dominant in poet"s character and actions.

Творчество Владимира Семеновича Высоцкого изучено достаточно серьёзно, для того чтобы спорить о его гениальности - поэта, актёра, барда. Многие литературоведы и искусствоведы по-разному объясняют её причины. «Как обычный московский подросток, не проявлявший заметных талантов в детстве и юности, не отягощенный гениальной наследственностью, да еще живший в районах «Сухаревки» и «Марьиной Рощи» (и тем самым уже как бы «предназначенный» для того, чтобы стать уличным хулиганом, если не делинквентом), на самом деле становится выдающейся личностью и общенародным кумиром?» - задаётся вопросом известный учёный-литературовед Виталий Батов. И далее на него отвечает: «Единичное наблюдение, разумеется, не даст окончательного и гарантированного от ошибок ответа на вопрос о типе личности, поэтому необходим анализ пролонгированный, то есть развернутый во времени, и синтез, то есть

обобщение, исследований личностных установок, жизненной ориентации, динамики отдельных форм психической активности»

Психоаналитические представления о гениальности делают акцент скорее на мотивационных характеристиках, чем на интеллектуальных данных. Отмечая необходимость наличия высокого уровня развития умственных способностей, многие психологи склонны считать социальный мотив всё же основным в становлении гения. Главным «побуждающим» фактором гениальности Высоцкого, по моему мнению, является специфика среды, в которой творил его талант.

Его феномен заключается, на мой взгляд, прежде всего в том, что, будучи порождением советской эпохи, которая тормозила его творческие порывы, не давала развиваться таланту и, по большому счёту, его сгубила, он не отвернулся от неё и в своих песнях создал образ советского

человека. Он ежедневно встречал его на московских улицах, в городах на далеких гастролях. И даже таких людей, которых знал по рассказам - заключенных в тюремных камерах или солдат штрафных батальонов.

Они - часть социума: спортсмены, солдаты, работяги, простые советские обыватели, даже уличные хулиганы, пьяницы - со всеми недостатками, привычками, манерой говорить и по-своему противостоять режиму, который в полной мере можно было назвать антисоциальным. Вызов, брошенный несправедливости, заключён в иронии (часто её нельзя назвать тонкой) по отношении к советской действительности. Её частью, безусловно, является и социальная сфера. Оружие поэта - слово: оно подобрано с филигранной точностью, в соответствии с событием, с характером и даже с настроением персонажа.

Герои песен Высоцкого по характеру просты и бесхитростны, над неуместным проявлением учёности и замысловатым поведением он иронизирует:

Товарищи ученые, доценты с кандидатами. Замучились вы с иксами, запутались в нулях. Сидите, разлагаете молекулы на атомы, Забыв, что разлагается картофель на полях.

«Товарищи учёные»

Комфортно ли чувствовал себя человек труда в СССР? В некоторой степени - да, у него не было к жизни особых запросов, он довольствовался малым (гарантированное рабочее место, аванс-зарплата вовремя, дешёвая водка и т. д.), но иногда «самая социальная система» давала сбой, и тогда работяга оказывался обществу не нужен:):

Под собою ног не чую -И качается земля... Третий месяц я бичую, Так как списан подчистую С китобоя-корабля.

Ну а так как я бичую, Беспартийный, не еврей,-Я на лестницах ночую,

Где тепло от батарей.

«Песня про речку Вача и попутчицу Валю»

Впрочем, Высоцкий не утверждает категорично, что всё было уж совсем плохо в социалистической действительности, отнюдь нет. Существовали праздники, система поощрений на производстве, профсоюз и бесплатная медицина. Иногда (очень редко) трудящиеся даже ездили за границу, и не только номенклатурные работники. Кузнецы, например (

Я вчера закончил ковку, и два плана залудил

И в загранкомандировку от завода угодил.

Копоть, сажу смыл под душем,

съел холодного язя

И инструкцию прослушал,

что там можно, что нельзя.

Конечно, идеологическая пропаганда своё дело делала, и за границей советские люди вели себя, словно дикари, но, всё же, «железный занавес» понемногу приоткрывался. Некоторые соотечественники поэта видели красивую жизнь, совершенно иные ценности, но в силу своей идейной убеждённости, тренируемой годами, десятилетиями, воспринимали даже все безусловные блага и свободы западного мира враждебно, руководствуясь правилом «как бы чего не вышло». Главное в чужой стране - не терять бдительность:

Буржуазная зараза там всюду

ходит по пятам.

Опасайся пуще сглаза ты внебрачных

связей там.

Там шпионки с крепким телом,

ты их в дверь - они в окно.

Говори, что с этим делом мы покончили

«Инструкция перед поездкой за рубеж»

столько хлеба, сколько зрелищ», особенно жёны:

Обещал, забыл ты, верно, ох хорош!

Что клеенку с Бангладеша привезешь.

Сбереги там пару рупий, не бузи.

Хоть чего, хоть черта в ступе привези.

Высоцкий, вероятно, остро шутил над этой проблемой, поскольку сам часто бывал «не выездной», тяжело переживая разлуку с супругой-француженкой, которая в буквальном смысле разрывалась между Москвой и Парижем. Свои эмоции и чувства по этому поводу он выплеснул в своей песне «Ноль семь»:

Телефон для меня, как икона,

Телефонная книга - триптих,

Стала телефонистка мадонной,

Расстоянья на миг сократив.

И всё же уделом советского человека оставался труд - нелёгкий и низкооплачиваемый. Почти что счастьем считалось приобретение «по блату» всего, что считалось в СССР дефицитом. А распределением дефицитных товаров занимались люди, к которым испытывали почти что благоговение. Высоцкий относился к советской системе распределения благ с пренебрежением, высмеивая, с одной стороны, систему, породившую такие отношения, но с другой - сочувствовал людям, готовым в погоне за «тряпками» жертвовать даже семейными отношениями.

Ой, Вань, гляди-кось, попугайчики.

Нет, я ей-Богу закричу!

А это кто в короткой маечке?

Я, Вань, такую же хочу.

В конце квартала, правда, Вань,

Ты мне такую же сваргань...

Ну, что «Отстань»? Опять «Отстань»?

Обидно, Вань!

«Диалогу телевизора»

Не имея возможности удовлетворить свои главные социальные потребности - в полноценной еде, в одежде, в отдыхе - значительная часть населения впадала

в апатию, пристращалась к алкоголю и иным пагубным привычкам. Безысходность разрушала семьи, вносила раздор между поколениями, порождала чёрствость, грубость и даже насилие:

А ты придешь домой, Иван, Поешь и сразу - на диван, Иль, вон, кричишь, когда не пьян... Ты что, Иван?

Несмотря на это, алкоголики и пьяницы у Высоцкого - натуры почти что возвышенные, по крайней мере, мыслящие. Их так называемое девиантное поведение вызвано внешними (зачастую экономическими) факторами, главные из которых - низкий уровень жизни и отсутствие социальной мотивации. Оптимизма у людей нет, поскольку отсутствует перспектива в завтрашнем дне, все дни - будни, монотонные и похожие друг на друга. Отношение к жене: «придёшь домой - тут ты сидишь.». Для многих выход один -нужно выпить:

Ну, и меня, конечно, Зин, Все время тянет в магазин,-А там - друзья... Ведь я же, Зин, Не пью один!

Поэт сопереживает, сочувствует своему герою, «подвыпившему» и попавшему в житейскую передрягу:

В Ленинграде-городе, у Пяти Углов получил по морде Саня Соколов. Пел немузыкально, скандалил..

«В Ленинграде-городе»

И все же, брат, трудна у нас дорога! Эх, бедолага, ну спи, Серега.

«Милицейский протокол»

«Какие исторические тенденции выразил в своём творчестве Высоцкий? -рассуждает русский советский писатель, историк, литературовед Натан Эйдельман, - Прежде всего - проблема внутренней свободы на фоне тяжелейших обстоя-

тельств, огромных надчеловеческих сил, страшных, уничтожающих человека сил. Он человек свободный. Но не просто свободный... Понимаете, мы привыкли к типу человека свободного, который сражается с врагом, который умирает, который печально, трагически свободен. А тут человек весело, живо свободен. Причем, ясно, что его обстоятельства нелегки. Его веселье связано с преодолением труднейших обстоятельств. .

Действительно, герой песен Высоцкого пытается создать определенный стабильный мир со своими правилами и порядками, которые действительны и единственно возможны сейчас и в будущем. То есть, намечается попытка утвердиться в определенной роли, дающей возможность реализации своеволия, понимаемого героем как истинная свобода, попытка «законсервировать» этот мир, сделать его статичным и неизменным. Как он пытается её постичь и реализовать в социально несвободном обществе?

Абсолютно несправедливо мнение, что персонажи Высоцкого из так называемых тюремных песен возводятся им в ранг героев, сильных личностей, достойных подражания, отнюдь нет. Напротив, мы наблюдаем устойчивую картину трансформации личности преступника, он эволюционирует. Если сначала мы видим его улыбающимся, с насмешкой воспринимающим свои разбойные действия, то далее в его характере отчетливо вырисовываются отрицательные черты. Безудержное своеволие героя становится губительным для него самого, обнажая до предела всю низость и пошлость глубин человеческого сознания. Он становится озлобленным и резким, защищая правила преступного мира. Тем самым разрушается представление о преступной жизни как о жизни свободной и правильной, истинной, вскрываются ее недостатки и негативные стороны. К такому мнению склоняются ряд исследователей творчества В. Высоцкого, напри-

мер, Е. И. Солнышкина, Ю. Н. Блинов, другие учёные .

Свобода Высоцкого-гражданина, скорее всего - полёт, порыв, размах. Птица, самолёт вызывают у поэта чувства полноты бытия, может быть, торжества свободного перемещения. В аллегорическом смысле под этим подразумевается свобода социальная. О социальной мотивации персонажей песен говорится в работах исследователей-литературоведов Алейникова В. и Ананичева А. Последний социальную сатиру Высоцкого считает одной из самых ярких в ХХ веке и ставит его стихи в один ряд с произведениями Зощенко, Ильфа и Петрова .

Что касается пьющих людей, то у Высоцкого нет излишнего пафоса, как, скажем, у героя Венички Ерофеева («Москва-Петушки»), который горд за то, что пьёт, и не только не осуждает своего поведения, но и стремится преподнести его чуть ли не как социально оправданное, в какой-то степени даже бравурное. Это видно хотя бы из названий его знаменитых коктейлей (и ассоциаций от них), которые авторская фантазия облачила в яркие па-фосные формы. Проследим нарастание динамики: «Слеза комсомолки» - «Иорданские струи» - «Ханаанский бальзам» -«Сучий потрох». Следовательно: «Гимн демократической молодёжи» - «Музыка сфер». Что может быть возвышеннее?

У Высоцкого пьянство - это отнюдь не веселье, а грусть, переживание, душевные терзания (Песня «Лечь на дно»):

Друг подавал мне водку в стакане, Друг говорил, что это пройдет, Друг познакомил с Веркой на пьянке: Верка поможет, а водка спасет.

Не помогли ни Верка, ни водка: С водки - похмелье, а с Верки - что взять! Лечь бы на дно, как подводная лодка, -И позывных не передавать!..

«Лечь на дно»

Отсутствие оптимизма у героев Высоцкого - это болезнь, депрессивное со-

стояние вызвано целым рядом факторов, многие из которых имеют социальную причину. Достаточно вспомнить, что в СССР социальная политика тоже имела идеологический подтекст, с чем поэт был категорически не согласен. Бороться с системой напрямую можно было, разве что находясь за пределами страны, но даже в этом случае всесильный КГБ имел возможность влиять на диссидентов, запугивая их, а иногда и устраняя физически.

Высоцкий избрал свой путь - путь патриота и гражданина.

«Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры

одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа, - утверждает российский литературовед Андрей Лапов. - Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником» .

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананичев А. Не ради зубоскальства, а ради преображения // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. III / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1998.-С. 255-263.

2. Алейников В. Имя времени: О неофициальной литературе 70-х гг.: Литературные воспоминания. // Новое литературное обозрение. 1998. - №1. - С. 223 - 256.

3. Батов В. Владимир Высоцкий: психогерменевтика творчества / М-во культуры РФ; Рос.ин-т культурологии; Междунар. Пед. акад. - М., 2002. - 224 с.

4. Блинов Ю.Н. Доминанты поэтики экзистенциализма у В. Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Выпуск II / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1998.-С. 267-278.

5. Лапов А. «Творчество Владимира Высоцкого» URL: http://www.mark5.ru/14/4887/indexL1.html

6. Солнышкина Е.И. Концепция свободы в песнях тюремно-лагерной тематики B.C. Высоцкого // Антропоцентрическая парадигма в филологии: Материалы международной научной конференции Ч. 1. Литературоведение. - Ставрополь, 2003. С. 322-325.

Во все времена поэзия оказывала огромное влияние на общественную жизнь. Творчество поэтов способствовало духовному раскрепощению, вскрывало людские пороки, заставляло нас задуматься над окружающей жизнью. Одним из таких поэтов был Владимир Высоцкий — олицетворение совести народа.
Творчество Высоцкого — это биография нашего времени. В огромном количестве стихов, написанных в разные периоды, поэт затронул очень важные вехи истории. Три основные темы заняли значимое место в гражданской поэзии Высоцкого: Великая Отечественная война,

Трагедия народа в период культа личности Сталина, тупость и косность советской бюрократии.
Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне звучат с такой пронзительной силой, насыщены такой обжигающей правдой, что кажется, будто автор сам хлебнул лиха на войне. Потрясает стихотворение «Мы вращаем землю». Символический образ солдата останавливает движение фашистских полчищ:
От границы мы землю вертели назад,
Было дело сначала.
Но обратно ее закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
Казалось бы, что все рухнуло, пропало, «солнце отправилось вспять и едва не зашло на востоке». Но «сменные роты на марше» остановили вращение Земли и «закрутили» планету обратно, пока не дошли до Берлина. Конечно, подвиги наших солдат в этой войне были воспеты еще до Высоцкого, но

С каким чувством пишет он об этом! О мужестве русских воинов рассказывает поэт в стихотворении «Вцепились они в высоту…»:
Вцепились они в высоту, как в свое.
Огонь минометный, шквальный.
Но снова мы лезем, хрипя, на нее
За вспышкой ракеты сигнальной.
И крики «ура!» застывали во рту,
Когда мы пули глотали,
Семь раз занимали мы ту высоту,
Семь раз мы ее оставляли.
И эта высота, на которую бойцы шли в атаку, стала для них перекрестком всех судеб и путей, олицетворением Родины, которую обязательно надо отстоять.
В произведениях Высоцкого война предстает не парадным своим портретом, а суровой правдой, некрасивой, жестокой, но всегда верной. В стихотворении «Тот, кто стрелял…» поэт рассказал о солдате, отказавшемся приводить в исполнение несправедливый приговор. В другом произведении Высоцкий обратился к судьбе людей из штрафного батальона. Этих солдат на фронте мало жалели и еще меньше берегли. Они своими телами устилали пространство перед укреплениями врага, прокладывали путь для других частей:
У штрафников один закон, один конец:
Коли, руби фашистского бродягу
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль поймаешь за отвагу.
Писать о «штрафниках» до недавнего времени было запрещено. Но Высоцкий писал. Писал и о них, и о стрелковых ротах, штурмующих безымянные высоты, и о летчиках, гибнущих в неравном бою, о сражениях с альпийскими стрелками в горах, о десантниках и подводниках. Война — это не только победы, но и кровь, и смерть. Раз были погибшие, значит остались вдовы, сироты. Поэту в своих стихах удалось передать тоску жен, матерей, невест, проводивших своих мужчин на войну:
Ивы плачут о вас,
И без ваших улыбок
Бледнеют и сохнут рябины…
Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне — дань памяти и уважения тем, кто погиб за наше будущее. Но погибали не только на фронте. В жестокие и мрачные годы культа личности Сталина миллионы честных людей были расстреляны, посажены в тюрьмы и лагеря. Эта судьба не миновала и участников войны. «Великий вождь» заявил, что у нас нет попавших в плен, а есть только предатели. И многие бывшие солдаты стали «врагами народа». Высоцкий открыто сочувствовал жертвам репрессий. Его стихи на эту запретную в те времена тему были особенно заметны среди почти всеобщего молчания. В стихотворении «Попутчик» поэт написал о том, как становились «врагами народа». Двое людей встретились в поезде, разговорились:
Мой язык, как шнурок, развязался,
Я кого-то ругал, оплакивал.
А потом мне пришили дельце
По статье уголовного кодекса.
Успокоили — все перемелется.
Дали срок, не дали опомниться.
В «Охоте на волков» и ее продолжении — «Охоте с вертолетов» автор рассказал о психологии людей, становившихся без вины виноватыми. Они понимали ужас и противоестественность происходящего, но не могли восстать:
Вы легли на живот и убрали клыки,
Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки,
Чуял волчие ямы подушками лап;
Тот, кого даже пуля догнать не могла б, —
Тоже в страхе взопрел и прилег — и ослаб.
Среди стихов Высоцкого, повествующих о времени культа личности, особое место занимает стихотворение «Банька по-белому». От него мороз по коже! Сюжет немудреный, но поэт так сумел передать чувства и мысли невинно осужденного человека, что мы чувствуем себя участниками событий. Несмотря на то, что люди вдруг становились «врагами народа», они продолжали верить в Сталина:
А потом на карьере, в топи ли,
Наглотавшись слезу и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал, как бьются сердца.

Но слишком много потом было «веры и лесу повалено». И вот, очевидно, уже после смерти Сталина бывший заключенный с исковерканной судьбой все чаще думал о том, что профиль вождя у него на груди — это клеймо преступника на безвинном человеке.

Стихи поэта о жестоких уроках истории являются поэтическим реквием всем невинно осужденным и служат предупреждением против опасности повторения «мрачных времен».
Высоцкий всегда откликался на события, происходящие в ст ране. В тяжелые годы застоя, когда давилось все новое и прогрессивное, преследовалось каждое честно сказанное слово, поэт не мог примириться с окружающей действительностью, уйти в себя. В стихотворении «Старый дом» он с болью и горечью писал.
Кто ответит мне — что за дом такой?
Почему во тьме — как барак чумной?
Свет лампад погас, воздух вылился…
Али жить у вас разучилися?
Главный герой искал «край, где светло», но нет никаких надежд на перемены к лучшему. Наивной представляется мечта о какой-то другой жизни:
О таких домах не слыхали мы,
Долго жить впотьмах привыкали мы
Испокону мы в зле и шепоте
Под иконами в черной копоти.
Поэт неоднократно обращался к вопросу о том, как трудно сохранить себя, остаться честным среди окружающей атмосферы лжи и лицемерия. В «Песне микрофона» Высоцкий сказал горькие, но очень верные слова
Часто нас заменяют другими,
Чтобы мы не мешали вранью
Поэт бы автором и многих сатирических стихотворений. Высоцкий высмеивал бюрократов, чиновников, подхалимов, обывателей. Он был беспощадной судьей и самому себе, своим слабостям и ошибкам. Именно Это давало ему моральное право силой сатиры бичевать чинуш и трибунных фразеров, респектабельных проходимцев и воинствующих обывателей. Так, стихотворение «Спасите паши души» повествует о судьбе моряков, гибнущих на подводной лодке. Оно отражает состояние нашего общества в период брежневского «безвременья»:
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Всем сердцем любил Высоцкий Родину. Он говорил: «Без России я ничто!» Страдал за свой народ, гордился им, переживал все его невзгоды, криком кричал в своих стихах, чтобы его услышали, чтобы достучаться до сердец и умов людей. Ведь и первый сборник его стихов, который, к сожалению, увидел свет после смерти поэта, назывался «Нерв». Правдивые произведения поэта читались запоем, вызывали широкий общественный резонанс. Это был своего рода подвиг. Сейчас у нас в стране идет процесс обновления, и как нам не хватает Высоцкого. Существует мнение, что он был хорош для своего времени. Я думаю, такие, как он, нужны и сейчас точно так же, как и тогда, люди высокого гражданского мужества.

следует прежде всего выделить сатирическую линию творчества Высоцкого, в которой он выступает как представитель легальной оппозиции. Во многих песнях поэт-бард высмеивает безмозглую, ограниченную, консервативную власть, которая не умеет управлять без помощи кнута.

А урод-то сидит на уроде

И уродом другим погоняет,

И это всё – при народе,

Который приветствует вроде

И вроде бы всё одобряет.

Высоцкий обличал ложь официальной пропаганды. Одна из лучших его песен называется «Притча о правде и лжи». Эти категории получают персонификацию и представлены в виде двух женщин. Ложь заманила к себе Правду на ночлег, раздела её, присвоила имущество и стала выдавать себя за Правду, а Правду теперь оголяют

Высоцкий давал понять, что в стране нет свободы, и обличал холопское положение, на которое обречён народ. Эти мотивы сквозят в тексте песни «Солдаты и король»:

Нет-нет, у народа не трудная роль:

Упасть на колени – какая проблема! –

За всё отвечает король,

А коль не король, ну тогда – королева!

Высоцкий отрицательно относился к тем, кто в силу своего конформизма «падал на колени». Сам он был человеком очень честным и пытался показать, что принцип социальной справедливости в СССР давным-давно нарушен. В одном из произведений создаётся жанровая сценка с глубоким социальным подтекстом

У Высоцкого есть не только песни, но и стихи, не положенные на музыку. В тексте «Мосты сгорели» поэт опровергает миф о расцвете, который будто бы переживает советское общество и, подобно Ерофееву, изображает исторический прогресс как движение по замкнутому кругу

Во многих других текстах Высоцкий даёт реалистически конкретные сцены жизни брежневского общества, чтобы приблизить людей к реальности. Очень большое место у него занимают изображения «маленького человека». Тем самым Высоцкий противостоит идеализации, которой подвергался этот образ в официальной литературе. Постоянные персонажи многих песен – пьяницы. Безусловно, подобные персонажи у Высоцкого даны чаще всего с иронией, как в песне «Милицейский протокол». В этих песнях Высоцкий часто пользуется литературной (персонажной) маской: герой, как бы исповедуясь, рассказывая об одном из случаев жизни, раскрывается до конца. Свою вину герой песни «Милицейский протокол» относит на качество водки.

Вполне естественно в лирике Высоцкого возникают мотивы самоуничтожения, саморазрушения: автор и лирический герой вполне сознательно строят свою жизнь как гонку по-над пропастью ради того, чтобы острее пережить гибельный восторг свободы: «Я лег на сгибе бытия,/ На полдороге к бездне,/ И вся история моя -/ история болезни», - пишет Высоцкий в поэме «История болезни» (1977-1978), одном из самых автобиографичных и самых страшных текстов позднего периода его творчества. Саморазрушение - это логичная плата за волю к цельности в карнавальном мире, утратившем цельность, не знающем границ между добром и злом, правдой и ложью, наполненном множеством спорящих и несовместимых друг с другом правд. Гротескная «логика обратности», при которой «все происходит наоборот» по отношению к поставленной

человеком сознательной цели, оборачивается и на лирического героя Высоцкого. Высоцкий так и не смог примирить романтический максимализм своего лирического героя («Я не люблю») с его же всеядностью, открытостью для «чужого» слова и «чужой» правды. Именно это гротескное сочетание воли к цельности с принципиальным отказом от цельности превращает всю поэзию

Высоцкого в своего рода «открытый текст», выходящий за пределы породившей его социальной эпохи.