Отчет по развитии речи в детском саду. Отчет по практике: Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ МНЕМОТЕХНИКИ»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

    Недостаточный словарный запас.

    Употребление нелитературных слов и выражений.

    Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый

    Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста

своими словами.

    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и

    Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать

    Плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

    Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

    Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

    Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

    Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов , затем, последовательно переходим к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам .



Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

    обогащения словарного запаса;

    при пересказах художественной литературы;

    при обучении составлению рассказов;

    при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

    при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста , но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет , когда у детей накоплен основной словарный запас.

В своей работе в младшем и среднем дошкольном возрасте я применяла цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Сейчасдля детей старшего возраста применяюсхемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений(сказка «Красная шапочка») .

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

В своей работе я использую мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)

А вот пример использование мнемотаблиц для обучения заучивания стихотворения. Использование таких опорных рисунков превращает занятие в игру.

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.

А это мнемотаблица помогает пересказывать сказку «Теремок».

Дети очень любят загадки и с помощью вот таких мнемотаблиц с удовольствием их отгадывают. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект.

1.Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

2.Без окон, без дверей Полна горница людей (Огурец)

А вот такой рассказ мы составили с детьми старшей группы о зиме с помощью мнемотаблицы.

«Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.»

Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей:

    расширяется круг знаний об окружающем мире;

    появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

    появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,

    словарный запас выходит на более высокий уровень;

    дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 184»
г.Иваново 13 Проезд, д.6, тел./факс 31-11-98, 31-14-29 ________________________________________________________________________________________________________

Аналитический отчет

Подготовила учитель-логопед Безруковой С.А.
Позвольте представить вашему вниманию аналитический отчет о работе за 2012- 2015 годы. Цель моей работы – самооценка профессиональной деятельности за данный период времени. В последние годы, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути развития каждого ребёнка данной категории. Не случайно, в федеральном государственном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, включающую в себя задачи: -овладение речью как средством общения и культуры: - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте. За годы работы в дошкольном учреждении мы обратили внимание на то. что 5- летние дети, поступающие к нам в группу на двухгодичное коррекционное обучение, имеют не только отдельные нарушения структурного компонента речи, но и комплексное отставание развития речевых процессов. Проводя логопедическое обследование детей, мы выявили, что 100 % детей на 1-го года обучения поступают с логопедическим заключением - общее недоразвитие речи. Для таких детей типичным является не только нарушение звукопроизношения, но и недоразвитие высших психических функций, несформированность фонематического слуха, лексико- грамматического строя, связной речи
.
На решение данных проблем была направлена наша профессиональная деятельность, целью которой стало осуществление максимальной коррекции отклонений в речевом развитии воспитанников Для реализации данной цели, были определены следующие задачи: 1. изучить опыт работы инновационных технологий учителей - логопедов;
2. разработать и апробировать системы коррекционной работы с использованием новых методов в общей речевой деятельности: 3. достичь положительных результатов по устранению недостатков речи дошкольников.
Главной задачей нам видится создание для этих детей специальных условий для

получения образования, прописанных в статье 79 Федерального закона об

образовании.
Прежде всего для реализации этих условий нами была разработана «Рабочая программа учителя – логопеда», за основу которой была взята программа Т.Б. Филичевой, Г\В. Чиркиной Коррекция нарушений речи / Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М: Просвещение, 2014г и «Основная образовательная программа ДОУ». В данной программе освещаются основные этапы и направления логопедической работы с детьми, раскрывается содержание методики занятий, принципы их организации. Но, на мой взгляд, она не исчерпывает всего содержания логопедической работы. Поэтому я решила использовать в своей деятельности ещё и другие вспомогательные средства, оригинальные творческие методики следующих авторов: 1. Н.В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. – М: Детство-Пресс, 2013г. 2. Г.А. Ткаченко Коррекция фонетических нарушений.- М: Владос,2008 г. 3. П.А. Алябьева Развитие воображения, М: Владос, 2013 г.
4. Я.Н. Смирнова Развитие связной речи, М: Мозайка-Синтез, 2009г. 5. З.Е. Агронович Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, М: Просвещение, 2012 г. 6. О.С. Гомзяк Говорим правильно.- М: ГНОМ и Д, 2010 г. 7. Е.В. Новикова Коррекция звукопроизношения с помощью зондового массажа.- М: ТЦ Сфера, 2014. 8. З.Е Агронович Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у детей.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 9. З.Е Агронович Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 10. С.Е.Большакова Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей, М: ТЦ СФЕРА, 2012 11. А.Я. Мухина Речедвигательная ритмика.- М: Астрель,2013. 12. О.А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия.- М: ТЦ Сфера, 2013. 13. А,А, Гуськова Развитие монологической речи детей / Занятия на основе сказок.- Волгоград: Учитель, 2012. 14. Е.А.Иванова Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю! – М: ТЦ Сфера, 2007. 15. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Формирование связной речи развитие логического мышления у детей с ОНР.- М: ГНОМ и Д, 2014. 16. Н.Ш.Макарова Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей на основе логоритмики.-СПб: ДЕСТВО-ПРЕСС, 2009. 17. И.А.Филатова Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи.- М: Книголюб, 2013. 18. Л.Б.Фесюкова Учусь управлять собой / Комплексные занятия и игры для детей с ОНР.- М:ТЦ Сфера, 2013. 19. О.А.Ишимова, Е.Д.Худенко, С.Н.Шаховская Развитие речемыслительных способностей детей.- М: Просвещение, 2011. 20. Ткаченко Т. А. Программа. Развитие связной речи у ребёнка 4-6 лет.-М. : Ювента, 2008 21. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов М. : Книголюб, 2009 22. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. - М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008 23. Ткаченко Т. А. Методическое руководство для проведения упражнений лексико – грамматические представления. Формирование и развитие. М. : Гном и Д, 2003
24. Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. (методика, система упражнений, 16 картин). – М. : Владос, 2006. - (Библиотека логопеда) . 25.Ткаченко. Т. А. Книга. Пишем грамотно и красиво. Тренируем руку. – М. : Владос, (Коррекционная педагогика) . 26. Ткаченко Т. А. Наглядный материал. Схемы для составления предложений и рассказов. - М. : Книголюб, 2007 27.Ткаченко Т. А. Наглядный материал. Картины – трансформеры для составления рассказов. - М. : Книголюб, 2007 28.Ткаченко Т. А. Наглядный материал. Формирование навыков общения и этических представлений у детей (36 картин + методичка) - М. : Книголюб, 2007 29. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда – М. : Гуманитарный издательский центр Владос, и другие. Успешность коррекционного процесса в ДОУ напрямую связана с правильностью и гармоничностью организации всей системы обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ, с точностью выбора методов и технологий, наличием технических средств обучения, оптимальностью взаимодействия всех участников процесса. Нередко в дошкольных образовательных учреждениях встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей между собой. Мне хочется проанализировать и представить обобщенный опыт работы в нашей группе. Основной целью является выстраивание единой системы взаимодействия учителя- логопеда и воспитателей логопедической группы.
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя
1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания и составление совместного плана работы. 2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни. 4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его). 5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Функционал логопеда:
 Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.  Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.  Работа по коррекции звукопроизношения.  Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.  Работа по коррекции слоговой структуры слова.  Формирование послогового чтения.  Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
 Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.  Предупреждение нарушений письма и чтения.  Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функционал воспитателя:
 Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.  Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.  Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.  Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.  Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.  Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).  Закрепление навыков чтения и письма.  Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.  Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале. Одним из основных условий успешного преодоления речевых дефектов у детей является правильно организованная предметно – развивающая среда в логопедическом кабинете. В начале своего профессионального пути и по сегодняшний день я особое внимание уделяю постоянному насыщению, организации развивающей среды в кабинете. «Я не могу, у меня ничего не получается», - обычно именно эти слова мы слышим от ребенка с нарушениями речи, приступая к занятиям с ним. Поэтому, когда ребенок в первый раз переступает порог моего кабинета, его встречаем с искренней радостью, дружелюбно и знакомим с комнатой, в которой мы будем вместе играть, и где он будет всегда находить помощь и поддержку. Предметно - развивающая среда позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей,
самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а, значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. При организации предметно – развивающей среды в кабинете руководствуюсь следующими принципами:  принцип научности;  природосообразности;  наглядности;  перспективной направленности;  комплексного использования предметов среды;  принцип оптимального насыщения;  соответствие плотности занятия санитарно-гигиеническим требованиям;  мобильность. Весь перечень материально – технического и методического оснащения представлен в паспорте логопедического кабинета.

“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. ” (Сухомлинский В. А.) Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого. Взрослый (педагог, родитель) объясняет, контролирует выполнение задания, а ребёнок слушает, мыслит, действует. И “невозможное возможно”, когда малышу содействует и сопереживает его наставник. Считаю, что основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.
Учебно-игровые

материалы
размещаются в соответствии с направлениями логопедической работы:  Развитие артикуляционной моторики.  Развитие мелкой моторики пальцев рук  Развитие дыхания.  Формирование правильного звукопроизношения.  Развитие фонематических процессов.
 Развитие лексико – грамматического строя речи.  Развитие психических процессов. Для развития артикуляционной моторики систематизировала различные картотеки для проведения артикуляционной гимнастики в картинках, в стихотворной форме. Для создания положительного эмоционального настроя при развитии органов артикуляционного аппарата использую логокуб с изображениями основных упражнений, дидактические игрушки: «Логопедическая обезьянка Лола», «Бычок - звуковичок». Учеными доказан тот факт, что развитие мелкой моторики пальцев рук теснейшим образом стимулирует речевое развитие. Поэтому в логопедическом кабинете организован уголок для развития пальчиковой моторики: игрушки со шнуровками, серпантинки, шарики Су-Джок, сухие бассейны с крупами, камешками, песком. Для того, чтобы пальчиковый тренинг с детьми проходил разнообразно, эмоционально- приятно, неутомительно и динамично, активно применяю в работе нетрадиционный материал: зубную щетку, шестигранные карандаши, грецкие орехи, сосновые шишки, прищепки, подставку под горячее, пуговицы. Для развития речевого дыхания изготовлены пособия для формирования сильной, продолжительной воздушной струи, подобрала картотеку с основными комплексами дыхательных упражнений. Процесс коррекции звуков всегда очень длительный, поэтому необходимо постоянно заниматься поиском интересных игр, пособий по автоматизации звуков в активной речи детей. Один и тот же материал быстро надоедает ребенку и, следовательно, чтобы заинтересовать, привлечь внимание детей, активно применяю в работе яркие картинки, разнообразные паззлы, домино, дидактические игры для введения звуков в речь. Для последовательной коррекции звуков я систематизировала дидактический материал по этапам логопедической работы: на этапе постановки мне помогает картотека профилей артикуляции для зрительного контроля положения артикуляционных органов; на этапе автоматизации использую панно предметных картинок на каждый звук, который отрабатывается в разных позициях слова, составила альбомы для закрепления проблемных звуков, альбомы для дифференциации звуков.
Для развития фонематических процессов (умения слышать отрабатываемый звук и находить его место в слове), формирования звукобуквенного анализа, обучения элементам грамоты, активно использую в работе звуковые линейки, образы-символы гласных и согласных звуков «Звуковички», звуковые флажки, демонстрационные плакаты «Город звуков и букв», памятки «Звук и буква», «Характеристика звука», таблицы слияния слогов и другие. Все эти пособия помогают мне познакомить дошкольников с абстрактными понятиями: «звук», «слог», «слово», «гласный» – «согласный» звук, «твёрдый – мягкий», «звонкий» – «глухой». Для развития и коррекции лексико – грамматического строя и связной речи я использую демонстрационный материал по лексическим темам, настольные игры, различные мнемотаблицы, позволяющие с помощью наглядных моделей развивать умственные способности дошкольников. Так как речь является психической функцией и тесно связана с развитием других психических процессов, то в логопедическом кабинете создан уголок для развития зрительного внимания, памяти, мышления – пирамидки, пазлы, игры-вкладыши. Организация предметно-развивающей среды приобретает особую значимость в работе по профилактике речевых нарушений, поскольку образовательная деятельность детей в режимных моментах (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательно-речевую деятельность всех детей группы. В состав предметно-развивающей среды входит центр речевого развития, организуемый в группах, который представляет собой специально оборудованное пространство для индивидуальных игр и небольшими группами. В сентябре 2015 года для обогащения предметно – развивающей среды групп, повышения уровня и качества работы воспитателей с детьми по развитию речи был проведен конкурс «Лучший речевой уголок в группе». Я являлась участником разработки положения данного конкурса, критериев оснащенности центров речевого развития. До начала проведения конкурса педагогам образовательного учреждения мной были даны методические рекомендации по организации речевого уголка. Результатом систематической работы стала стабильная положительная динамика речевого развития воспитанников. В зависимости от результатов мониторинга речевого развития детей, проводимого ежегодно в сентябре, использую следующие формы организации НОД с детьми:  индивидуальные занятия;  подгрупповые занятия;  групповые (фронтальные) занятия. На индивидуальных логопедических занятиях осуществляется постановка звуков. С целью выработки самоконтроля и контроля произношения звуков другими детьми объединяю 2-3 детей с одинаковыми дефектами в подгруппы. Для проведения групповых занятий с детьми мною разработаны конспекты фронтальных логопедических занятий по обучению грамоте для подготовительной группы в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению фонетико–фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Занятия составлялись постепенно, учитывая трудности детей и особенности речевого развития с постепенным усложнением речевого материала, использовались задания
для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи, развития внимания, штриховки для развития пальчиковой моторики. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие; новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы; новые способы взаимодействия педагога и ребёнка; новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Результатом систематической работы стала стабильная положительная динамика речевого развития воспитанников.
Одним из основных направлений в работе логопеда в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Успех в достижении хороших результатов коррекции в немалой степени зависит от того, насколько грамотно и тесно построена эта работа. Работа с родителями в нашей группе проводится в соответствии с годовым планом, который составляется в начале года. Используютя различные способы и методы взаимодействия. Это личный и, наверное, самый важный способ контакта. Уголок учителя-логопеда так же является одним из способов подачи информации. Тетради и прописи для индивидуальных заданий, анкетирование родителей, родительские собрания, открытые мероприятия. Было проведено анкетирование по следующим темам:  «Ваше отношение к логопедической группе»  «Результативность работы логопеда группы за прошедший год» Данный вид работы помогает выявить насколько правильно и эффективно ведется работа, по мнению родителей. При анонимном анкетировании родители могут высказать определенные пожелания и замечания, которые стесняются сказать напрямую.
Задачи
, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимной поддержки.  Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.  Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.  Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.  Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы. Составляющие успешного взаимодействия логопеда и родителей. Первый фактор – информированность.  Имеется в виду теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции вообще и о конкретном ребенке. Компетентность специалиста, конечно же, вызовет доверие родителей. Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда. Содержание папок меняю 1 раз в месяц /статьи специалистов из журналов, книг, конкретные советы по развитию
речи, актуальные для родителей, рекомендации по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики/.  Если говорить об информации, которая передается во время консультации, то она воспринимается родителями лучше, если будет отличаться лаконичностью и отсутствием обилия терминов.  Организуются выставки книг, методических наработок, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме, разрабатываю буклеты для родителей. Можно выделить еще один фактор успешного взаимодействия логопеда и родителей – положительный эмоциональный настрой логопеда.  Очевидно, что родители охотнее будут взаимодействовать с открытым, приветливым, оптимистично настроенным специалистом. Конечно, это не требует приукрашивания истинного положения вещей – динамики коррекционного процесса. Нужно помнить, что ребенок соревнуется не с другими детьми, а с собой «вчерашним», и всегда можно будет найти повод для похвалы ребенка и одобрения стараний родителей.  Другой аспект этого фактора – положительное отношение логопеда к возникающим по ходу работы проблемам. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – совершенно нормальное явление. Если рассмотреть конкретный пример, то это может быть ситуация, когда коррекционная работа с ребенком не дает положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем нам хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого (например, родителя) в неудаче. Взаимодействие с родителями останется положительным, если логопед предупреждает об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребенка на консультацию к другому специалисту или, в конце концов, открыто признает, что он сделал для ребенка все, что мог. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя логопеда.  Перечисленные факторы взаимодействия логопеда с родителями являются не единственными, но основными. Должное внимание к этим факторам способно внести существенную лепту в успешное взаимодействие логопеда и родителей, и, следовательно, способствовать коррекционному процессу в целом. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих традиционных и нетрадиционных формах и методах:  Анкетирование.  Оформление речевых уголков  Оформление папок-передвижек с консультациями.  Индивидуальные консультации, беседы /в рабочем порядке, еженедельно/. В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей на успехи и маленькие
достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами на других занятиях.  Проведение семинаров-практикумов.  Выступление на родительских собраниях.  Ведение тетради взаимосвязи с родителями – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Предлагаю задания на автоматизацию поставленного звука, а также упражнения на развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления и другие. Задания подбираю дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.  Проведение открытых занятий.  Совместная подготовка к праздникам. Открытые мероприятия, как никакие другие, могут показать результативность работы логопеда. Родителям очень нравится видеть своих детей в работе, логопеду приятно показать результаты своего труда. Два – три раза в год мы проводим открытые занятия. На протяжении всего учебного года я регулярно давала индивидуальные задания для каждого ребенка в тетрадях и прописях для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей; закреплению полученных знаний, речевых умений и навыков. Хочется отметить, что родители ответственно относились к данной работе, и как следствие это отражалось на времени и качестве достигнутых результатов в коррекционном процессе.

Постоянно осуществляется сотрудничество с педагогами детского сада, проходят выступления на педагогических советах, семинарах, что повышает, таким образом, компетентность педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с нарушением речи. В 2013-2014учебном году для педагогов детского сада был проведён мастер – класс «Использование логопедических игр в работе воспитателя для улучшения состояния слоговой структуры слова у детей». В 2013 году состоялось выступление на педсовете с сообщением «Использование метода проектирования в инновационной деятельности педагога ДОУ», проведена практическая консультация «Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей». В 2012 году в рамках ежегодного семинара-практикума по развитию связной речи мы с педагогами группы делились опытом своей работы по применению информационно – коммуникационных технологий на логопедических занятиях. В 2013 году для педагогов проведён мастер– класс по использованию игр с мячом в работе по формированию лексико– грамматической стороны речи, педагоги ДОУ познакомились с развивающими технологиями в логопедической работе.
Для организации коррекционно – развивающей индивидуальной работы в ходе режимных моментов разработала тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями групп, провожу индивидуальные консультации, беседы по работе с детьми. Для повышения профессионального уровня, личностного роста участвую в конкурсах различного уровня.

На сегодняшний день перед нами поставлены следующие задачи на перспективу: 1. Совершенствование собственной педагогической системы. 2. Наращивание методологического и технологического потенциала. 3. Для повышения уровня квалификации активно участвовать в конкурном движении различного уровня. 4. Поиск новых форм сотрудничества с родителями воспитанников.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда»

Отчет по речевому развитию

Подготовительная к школе группа

Выполнила: воспитатель

Мальцева М.К.

Набережные Челны, 2016

Отчет по речевому развитию детей.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие познавательно – речевой деятельности считаем одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и что оно направлено на умственное развитие ребенка. Мы уверены, чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно - эстетическое развитие.

Цель : развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Задачи:

  • Обогащать познавательную сферу детей информацией через ООД, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
  • Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
  • Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
  • Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
  • Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Мы поддерживаем условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО)

Приемы и технологии, которые мы используем при формировании познавательно-речевой деятельности детей:

Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т.д.

Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность.

Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Для осуществления поставленных задач, мы используем серии картин и сюжетных картинок:

Зима
Зимние забавы
Мамы и детки
Дикие животные
Домашние животные
Животные на ферме
Расскажите детям о хлебе
Автомобильный транспорт

Птицы
Космос

Спортивный инвентарь
Герои сказок
Фрукты
Наглядно – дидактическое пособие по художественному творчеству.

Мы понимаем, что речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Поэтому всегда разговариваем четко и грамотно, чтобы наша речь была примером для дошкольников.
Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной
деятельности. Поэтому мы обогатили среду и обеспечили ее средствами разнообразной деятельности ребенка

Методы речевого развития.

Чтение и рассказывание
Дидактические игры
Наблюдение в природе,
Игры-драматизации

Инсценировки
Обобщающая беседа
Рассказывание без опоры на наглядный материал
Хороводные игры
Заучивание наизусть

Наблюдения

Экскурсии

Пересказ

Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Поэтому мы ставили следующие цели:

Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;
- Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

Развитие речи посредствам художественной литературы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает
огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В планирование образовательной деятельности мы каждый день включаем чтение художественной литературы.

Развитие речи средствами дидактической и развивающей игры

По средствам дидактической игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей,
появляется возможность к самореализации. За прошедший учебный год мы много раз показывали театр не только в группе, но и другим детям. Мы планируем театральную деятельность один раз в неделю.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

Развитие речи на прогулке .


Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Прогулки и экскурсии.

В подготовительной группе мы проводим очень много экскурсий, что немаловажно в развитии речи дошкольника.

Работа с родителями.

Мы проводим беседы, даем рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок,чистоговорок;
консультации и советы какие книги следует читать детям данного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.

Программно – методическое обеспечение.


1. «Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 -6 лет (старшая разновозрастная группа): Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение 1987. -207с.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ – 2010. – 80с.
4. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Планы занятий – М.: Мозайка-Синтез – 2009.
5. О.С. Рудик Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -176с.
6. О.С. Рудик Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -192с.
7. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.
8. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005.-111с.
9. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет - М.: ТЦ Сфера 2010. -192с.
10. Ушакова О.С. Развитие речи 6-7 лет. Программа, методические рекомендации,конспекты занятий,игры и упражнения -М.: Вентана-Граф 2008.-288с.
11. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.
С. Комаровой. / авт.- сост. В. И. Мустафаева и др.-Волгоград: Учитель, 2010.- 87с.


На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи дошкольников при помощи пальчиковых игр», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Определила цель своей работы:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в условиях введения ФГОС. Повышение эффективности использования современных технологий для достижения детьми целевых ориентиров по образовательной области «Речевое развитие». Создание условий для успешного развития речи и обогащения словарного запаса детей при помощи пальчиковых игр.

И для достижения этой цели определила следующие задачи:

Повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук; Повысить уровень речевой компетентности детей; Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития речи при помощи пальчиковых игр; Формирование правильной устной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность; Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

Разобрала план мероприятий. Для реализации поставленной цели и задач большое внимание уделяю предметно-развивающей среде. Благоприятное воздействие на речевое развитие и на развитие мелкой моторики пальцев рук оказывают игры с предметами, такие как мозаика, домино, крупные и мелкие пазлы, пальчиковый театр, театр би-ба-бо.

Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утрен-ней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каж-дый ребенок занимается по 7-10 минут в день. В своей работе я широко ис-пользую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Создала картотеку для пальчиковых упражнений: «Чтобы чисто говорит, надо с ручками дружить».

Для родителей своей группы были представлены письменные консультации:

Для чего нужны пальчиковые игры? Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей. Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Ум на кончиках пальцев.

Также были проведены индивидуальные беседы с родителями.

Изготовила буклеты для родителей:

Советы родителям. «Пальчиковая гимнастика дома» Пальчиковая гимнастика для детей.

Я буду продолжать работать в этом направлении: пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, что укрепляет здоровье ребенка – а это одна из задач детского сада.

Отчёт по образовательным областям в соответствии с ФГОС.

В 2014-2015 учебном году я работала в старшей группе №2.
К началу учебного года была подготовлена развивающая среда, которая играет особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей.
Развитие ребенка в дошкольный период - это сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые границы окружающего мира. Огромная жажда познания заставляет ребенка всем интересоваться и во всем принимать активное участие, пропуская через себя – давать свою оценку понятого, изобретать, творить, а главное развиваться дальше, поднимаясь, каждый день на новую ступень развития.
И рядом с ребенком, конечно, находится взрослый, который выступает для ребенка предметом подражания, взрослый для ребенка – это помощник, защитник, источник знаний. Поэтому совместная деятельность взрослого и ребенка дает свои плоды. А именно - ребенок получая новые знания, учится их анализировать, систематизировать, планировать свои дальнейшие действия, прогнозировать события, контролировать себя и управлять своим поведение и т.д. главным условием развития дошкольника является включение его в целесообразно организованный образовательный процесс. Перед мной были поставлены следующие задачи.
1. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие детей»:
- формировать доброжелательные отношения к людям, уважение к старшим, развитие добрых чувств, отзывчивость, воспитание культуры поведения в общественных местах;
- закрепить знания детей о профессиях, роли труда в жизни каждого человека;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в трудовой деятельности, самообслуживании, конструировании;
- формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения, о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода.
В результате работы на протяжении учебного года большинство детей справились с поставленными задачами: они приветливы к окружающим, проявляют интерес к словам и действиям взрослых, охотно откликаются на просьбу помочь, научить другого, проявляют осторожность при встрече с незнакомыми людьми, животными, ориентируются на известные общепринятые нормы и правила поведения. Хорошо знакомы с профессиями своих родителей и близких родственников, знают цену чужого труда. С некоторыми детьми проводится индивидуальная работа по освоению поставленных задач.

2. Образовательная область «Познавательное развитие детей»:
-развивать у детей интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира, аналитическое восприятие обследовать объекты по свойствам и признакам, умение отражать результаты познания в речи;
-классифицировать предметы;
-обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, правилах взаимоотношения между взрослыми и детьми, о себе, своём организме, о своих умениях;
-формировать представления о родном городе, стране, гражданско- патриотических чувствах.
Большинство детей справились с поставленными задачами. Они активны в разных видах познавательной деятельности: по собственной инициативе наблюдают, экспериментируют, рассуждают, выдвигают проблемы, проявляют догадку и сообразительность в процессе их решения; овладели умениями пользоваться числами и цифрами в пределах первого десятка, освоили измерения длины, ширины, высоты мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой; проявляют умение устанавливать простейшие зависимости между объектами.
С некоторыми детьми предстоит ещё дополнительная работа.
В апреле был проведён открытый просмотр ОД «Дорожки к познанию»(РМО).

3. Образовательная область «Речевое развитие детей»:
-развивать монологическую и диалогическую речь, умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
-обогащать представления о правилах речевого этикета;
-самостоятельно пересказывать знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого;
-составлять описательные рассказы, проявлять интерес к языку;
-слышать слова с заданным первым звуком;
-поддерживать интерес к литературе, обогащать опыт детей за счёт произведений более сложных жанров фольклора, литературной прозы, поэзии;
-воспитывать литературно-художественный вкус, способствовать пониманию настроения произведения, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.
В результате работы многие дети имеют богатый словарный запас, пользуются обобщающими словами и понятиями, владеют средствами звукового анализа слов, определяют основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове; самостоятельно пересказывают небольшие рассказы и сказки, проявляют избирательные отношения к произведениям, определяют жанр произведения. Но некоторые дети затрудняются в аргументировании суждений, не пользуются речью-доказательством; допускают ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие детей»:
-аргументировать проявление эстетического отношения к окружающему миру;
-развивать художественно-эстетическое восприятие красоты окружающего мира в произведениях искусства и собственных работах, представления о различных жанрах искусства, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность;
-обучать детей анализу средств музыкальной выразительности, развивать певческие умения, стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр;
-развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.
В результате диагностики мы отметили, что в основном дети самостоятельно определяют замысел будущей работы, могут её конкретизировать, используют освоенные приёмы, создают образы, проявляют себя в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, имеют представления о жанрах музыки. Но некоторым детям требуется помощь при работе с ножницами; испытывают трудности в создании сложных декоративных композиций. В октябре был проведён открытый просмотр литературно-музыкального развлечения «Осенний калейдоскоп»(РМО).
5. Образовательная область «Физическое развитие детей»:
-развивать умение осознанного выполнения всех видов упражнений, умение контролировать и оценивать свои действия и движения товарищей, физические качества: координацию, гибкость, выносливость, быстроту реакции, силу; самостоятельность детей в выполнении кгн и жизненно важных привычек ЗОЖ;
-формировать представления о спорте, спортивных играх и упражнениях;
-воспитывать стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры.
Очень приятно нам наблюдать, что в основном все дети умеют практически решать некоторые задачи ЗОЖ и безопасного поведения в двигательной деятельности, проявляют хорошую выносливость, быстроту, силу, гибкость, координацию движений, умеют метать предметы в цель. Мотивированны на сбережение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей, имеют представления о некоторых видах спорта.
В ноябре было проведено совместно с родителями спортивное развлечение:

В течении учебного года дети совместно с воспитателями и родителями приняли участие в конкурсах: акция: «Белый цветок», городской конкурс рисунков: «Спасибо, мама!»(2место), районный конкурс: «Зимний букет» (2место), городской конкурс по дорожной безопасности: «Зелёная улица», выставка поделок «Осеняя фантазия».
На протяжении всего учебного года тесно взаимодействовала с семьями воспитанников, так как это одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.
Все цели и задачи, поставленные на этот год выполнялись. Для решения этих задач проводилась систематическая планомерная работа.
В следующем учебном году планирую:
1. Направить все усилия на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе.
2. Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
3. Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка 6-7 лет, умением применять их в общении.
4. Находить и применять инновационные методы и подходы по своему приоритетному направлению, продолжать работу по внедрению здорового образа жизни среди детей и родителей.