Памятник генералу конфедерации роберту ли. США: попытка снести памятник генералу Ли привела к массовым беспорядкам

Беспорядки в Шарлотсвилле, в результате которых погибли три человека, а 19 человек были ранены, мощным политическом эхом отозвались по всей Америке. Поводом стал митинг, организованный ультраправыми силами США, против демонтажа памятника генералу Роберту Ли, который в годы Гражданской войны в США командовал войсками Конфедерации, то есть штатов, которые весной 1861 года решили объединиться и выйти из состава США.

Сам памятник, торжественно открытый в 1924 году, благополучно пережил все самые бурные события и потрясения американской истории последних 100 лет, включая революцию гражданских прав и борьбу за равноправие этнических меньшинств, главным образом афроамериканцев, в 1960-е годы, включая убийство видного правозащитника афроамериканцев Мартина Лютера Кинга.

Изваянию генерала Ли верхом на лошади, казалось, ничего не угрожало, в том числе и по той причине, что в 1997 году он был внесен в общеамериканский реестр исторических достопримечательностей, которые надлежало всячески беречь и охранять.

Тем не менее общемировая волна «переписывания» истории, докатившаяся в середине второго десятилетия XXI века и до Соединенных Штатов, накрыла не только этот, но и большую часть других монументов, памятных стел и названий, отдающих дань исторической памяти героям Конфедерации.

По состоянию на 2016 год в США насчитывалось немногим более 1,5 тысячи исторических памятников и названий лидерам Конфедерации, расположенных на территории 31 штата, включая 718 монументов и скульптур, 300 из которых находились в трех штатах — Джорджии, Вирджинии и Северной Каролине, 109 государственных школ, носящих имя Ли, Джона Дэвиса, Томаса Джэксона и других «икон» Конфедерации; 80 графств и городов, названных в честь видных деятелей Конфедерации, 10 крупных американских военных баз, носящих имена генералов вооруженных сил Конфедерации, расположенных на территории Вирджинии, Северной Каролины, Джорджии, Алабамы, Луизианы и Техаса. Помимо этого, в шести американских штатах официально отмечается девять праздников, связанных с памятными датами в истории Конфедерации.

Таким образом, если кампания по сносу исторических памятников и переименованию городов, улиц и военных баз примет в ближайшее время характер мощной общеамериканской акции, то могут вернуться не только «тени Прошлого», но и кровавые столкновения времен сражений под Ричмондом и Геттисбергом.

Президенты, расколовшие США

Истоки Гражданской войны в США, унесшей за 4 года жизни от 750 до 850 тысяч американцев, следует искать в результатах президентских выборов 1860 года. Центральным вопросом президентских выборов стала проблема рабовладения. Кандидат Республиканской партии Авраам Линкольн, выступавший с позиций нераспространения рабства на всей территории США, получил поддержку исключительно северных штатов, а также Калифорнии и Орегона, набрав 180 голосов выборщиков из 303. Трое его противников-демократов, представлявшие политически фрагментарный Юг США, набрали соответственно 123 голоса выборщиков.

Линкольн стал законно избранным президентом США, не получив на Юге США ни одного голоса выборщиков.

В штатах Алабама, Арканзас, Флорида, Джорджия, Луизиана, Миссисипи, Северная Каролина и Техас за Линкольна не проголосовал ни один рядовой избиратель этих штатов. Путь к расчленению США был открыт.

4 февраля 1861 года, незадолго до инаугурации Линкольна, семь южных штатов заявили о своем выходе из Союза, образовав, таким образом, свою Конфедерацию (Конфедеративные Штаты Америки). Впоследствии к ним примкнуло еще 4 штата. Фактически на территории США возникло два достаточно похожих по своему государственному устройству образования. Президентом Конфедерации на конституционном собрании был избран Джефферсон Дэвис, который официально приступил к исполнению своих обязанностей 18 февраля 1861 года. К тому времени он был достаточно хорошо известным политиком, который на общефедеральном уровне представлял штат Миссисипи в палате представителей и сенате США, а также был военным министром.

Американские историки в целом единодушны в том, что конечный провал «проекта Конфедерация» во многом объясняется отсутствием у Дэвиса качеств лидера. Президентские качества Дэвиса не шли ни в какое сравнение с его противником Линкольном: Линкольн был гибким политиком, Дэвис был упрям и прямолинеен. Линкольн хотел одержать победу в войне, Дэвис «боролся за правое дело». Линкольн всегда искал талантливых генералов, которых наделял широкими военными полномочиями, Дэвис постоянно сменял фаворитов и конфликтовал со своими генералами, даже с Робертом Ли. Линкольн выступал от имени всех американцев, Дэвис даже не сумел консолидировать американский Юг.

Проблему сохранения и отмены рабовладения в США в 1860-е годы следует рассматривать в широком контексте «цивилизационного» противостояния промышленного и сельскохозяйственного типов общественного производства. Стремительно развивавшемуся промышленному капитализму Севера противостоял «патриархально-пасторальный» Юг США. Аграрный Юг просто был обречен на поражение перед лицом военной машины Севера, на которую работала вся обрабатывающая промышленность северных штатов.

В ходе войны промышленный Север не только уменьшил размеры территорий, находившихся под первоначальной юрисдикцией Конфедерации, но и разрушил большую часть ее экономического потенциала, в том числе рабской рабочей силы. Помимо этого, Север в прямом смысле этого слова «удушил» Конфедерацию в кольце «Анаконды» — плана, который лишил Юг его экономической основы — экспорта хлопка и табака.

Неравенство противоборствующих сил после окончания Гражданской войны в США породило ореол «мучеников» и «святых» вокруг лидеров Конфедерации. Они стали представляться не людьми, экономически заинтересованными в увековечивании рабской системы труда, — а защитниками права Юга на свой «особый путь» цивилизационного развития. Проявившими при этом «чудеса» доблести и отваги, которые и должны служить примерами для подражания для последующих поколений американцев.

Главный герой Юга

В эпицентре героизации военачальников вооруженных сил Конфедерации, прежде всего, оказалась фигура генерала Роберта Ли, который одним из первых возглавил боевые соединения южан. Ли происходил из знатного семейного клана, первые представители которого считались одними из отцов-основателей штата Вирджиния.

По своему образованию и подготовке Ли был профессиональным военным, успешно окончил Военную академию Уэст-Пойнт, получив специальность военного инженера, а во время Американо-мексиканской войны 1848-1849 годов блестяще себя проявил, приняв участие в ряде ключевых битв.

С началом Гражданской войны он стал главным военным советником президента Конфедерации Дэвиса, в 1862 году возглавил Армию северной Вирджинии, а в 1865-м — стал главнокомандующим всеми вооруженными силами Конфедерации. В том же году лидерам Конфедерации стала очевидна бесполезность ведения дальнейших боевых действий. 9 апреля 1865 года генерал Ли капитулировал в битве при Аппоматтоксе в Вирджинии, сдавшись со всей своей армией генералу Улиссу Гранту, ставшему впоследствии 18-м президентом США. Эта капитуляция означала окончание Гражданской войны.

В ходе войны Ли одержал ряд важных для южан побед над северянами, воюя «не числом, а умением».

В период после Гражданской войны в военных академиях и училищах США победы генерала Ли стали изучаться как непревзойденные образцы полководческого искусства, когда победа одерживалась силами и с потерями, как правило, в два раза меньшими по сравнению с силами противостоящей армии. При этом, как правило, северяне были лучше вооружены, имея преимущество в артиллерии.

За год до капитуляции, в битве при Колд-Харбор, Ли победил армию северян под командованием того же Гранта.

Победив в войне, северяне не встали на путь репрессий и чисток непокорных южан, постаравшись как можно скорее объединить усилия всей страны на восстановление американской экономики, разрушенной в ходе кровопролитной войны.

Довольно быстро Ли стал высказываться в пользу реализации программы восстановления американской экономики, предложенной северянами. В 1869 году президент Грант пригласил Ли в Вашингтон на свою инаугурацию.

С тех пор Ли стал своеобразной иконой примирения между Севером и Югом и реинтеграции бывших конфедеративных штатов в общенациональную американскую жизнь.

Не тот символ

Многочисленные памятники генералу Ли и другим героям Конфедерации имеют и еще одно значение: они символизируют факт признания южанами своего поражения в Гражданской войне ради достижения общеамериканского примирения и согласия на совместную жизнь в «едином Союзе».

Однобокий исторический взгляд на памятники времен Конфедерации как символы «увековечивания институтов рабовладения и расовой исключительности» вполне может дестабилизировать основы федеративного социального мира Америки последних 150 лет.

По существу, постоянное тиражирование идеи «разделенной американской нации» как со стороны ультраправых, так и левацких сил в США создает питательную почву для возрождения синдрома президентских выборов 1860 года, логическим следствием которых и явилось формирование нации двух президентов — президента Союза Линкольна и президента Конфедерации Дэвиса. Снос памятников и начавшаяся борьба с собственной историей открывают ящик Пандоры.

Нельзя не видеть определенных исторических параллелей между нынешней ситуацией в США и событиями 150-летней давности, при которой Трамп считается президентом, представляющим и выражающим мироощущение и настроения исключительно стремительно теряющего свои позиции белого американского большинства. И, похоже, это большинство сегодня готово активно защищать «свою правду».

Американские политологи и историки с тревогой отмечают, что в США нарастает волна политического насилия, которая грозит захлестнуть большие города, университетские городки, распространиться на многие штаты. И в центре всех этих процессов стоит фигура президента Трампа.

При этом они указывают, что, хотя Трамп после событий в Шарлотсвилле неоднократно призывал к единству, его действия породили прямо противоположные эффекты. В политической элите США растет обеспокоенность в отношении того, что Трамп может довести до точки кипения возникшую с его избранием напряженность в американском обществе. При этом, как пишет The Hill, его сторонники все более склонны выходить на массовые акции с целью защиты президента, а его критики — все больше ощущают потребность в том, чтобы их голоса также были услышаны.

Раньше мы наблюдали битву с историческими монументами в городах Украины и Польши. Теперь это явление перекинулось на США.

Там валят статуи конфедератам - героям Юга в ходе гражданской войны в Америке. Уже пал главнокомандующий армии Конфедерации генерал Роберт Ли, а вслед за ним отправилась и статуя президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса.

Интересно, что процесс прямо противоположен тому, что идёт в России. Если мы идём по пути принятия нашей истории, примирения сторон в великой русской революции с внутренним пониманием, что все наши, то Америка словно не довоевала в Гражданскую и актуализирует старый конфликт.

Мы не рушим памятники, наоборот, ставим новые, чтобы восстановить исторический баланс. В США политкорректность работает иначе.

Памятник герою Гражданской войны в США генералу Борегарду, который сражался на стороне проигравшего Юга, в Новом Орлеане специально сносили глубокой ночью под усиленной охраной полиции. На лицах рабочих - маски, на грузовиках закрыты номера, чтобы никто не выследил, ведь подрядчикам угрожали.

В Новом Орлеане - мировой столице джаза и архитектурной жемчужине американского Юга - за месяц снесли сразу четыре монумента. Все, что осталось от памятника генералу Пьеру Борегарду, герою Южан, - постамент и оголенная кирпичная кладка. Местные власти пообещали, что посоветуются с жителями и быстро решат судьбу подобных мемориалов. Но пока к обсуждению, что строить на месте четырех сломанных монументов, даже не приступали.

Исчез первый и единственный президент Конфедерации южных штатов Джефферсон Дэвис, нет больше героя южан генерала Роберта Ли, осталась одна безымянная колонна, на которую теперь недоуменно бросают взгляды иные пассажиры старинных трамвайчиков. Кто-то предложил водрузить на нее большой американский флаг: тривиально, зато беспроигрышно. Демонтировали также мемориал «Битвы за свободу».

Ана Эдвардс, один из лидеров движения за демонтаж памятников, говорит, что этого недостаточно.

Активисты требуют убрать подобные монументы во всех штатах, где они стоят.

«Такие памятники символизируют наследие расизма и рабовладения. Настал тот момент, когда пора попрощаться с той главой нашей истории, когда поддерживалась идея превосходства белой расы как социальной основы. Эти памятники поставили уже после Гражданской войны, возможно, частично в честь ветеранов, солдат. И многие так и думают. Но в действительности это символы того общества, которое могло бы быть, если бы южане победили», - считает Эдвардс.

Гражданская война между северными штатами и отколовшейся Конфедерацией южных штатов началась в 1861 году. Она длилась четыре года и стала самой кровопролитной за всю историю Америки: 620 тысяч убитых.

Противоречия между промышленно развитым Севером с наемными работниками и сельскохозяйственным югом, где на плантациях трудились чернокожие рабы, копились годами. И диаметрально противоположный взгляд янки - то есть северян и джонни, как называли южан, - на рабовладение стал одной из главных причин распада страны.

Активистка движения за снос памятников героям Конфедерации Бетси Смис уже посвятила в американскую историю расизма своего 5-летнего сына.
Движение против колонн, скульптур и барельефов южан и красного флага активизировалось в июне 2015 года, после того как 21-летний белокожий Дилан Руф ворвался в афроамериканскую церковь в Южной Каролине и расстрелял 9 человек.

В Интернете нашли снимки, на которых до этой бойни преступник позировал с главным символом Конфедерации. По решению властей в нескольких штатах эти флаги убрали с правительственных зданий.

С памятниками сложнее, но когда городские власти медлят со сносом, в дело вступают вандалы. В ход идут краска или кувалда. Но война с памятниками, как и Гражданская, оказалась затяжной и обернулась мобилизацией тех, кто не согласен с такой трактовкой истории.

В Техасе и Пенсильвании на защиту памятников героям Конфедерации встали вооруженные до зубов протестующие. Лозунги о недопустимости переписывать историю подкрепили кольтами и полуавтоматическими винтовками. Пока удается митинговать без единого выстрела.

В Шарлотсвилле акцию протеста провели ультраправые сторонники Ku Klux Klan - с белыми колпаками на головах. У одного протестующего, но на затылке все написано: «День независимости США». Таким образом он демонстрировал всем флаг Конфедерации.

Но основу сопротивления составляют умеренные консерваторы. Один из штабов - в Новом Орлеане. Уже 30 лет члены этой общественной организации собирают пожертвования и заботятся о сохранении десятков монументов. Здесь и представить не могли, что когда-нибудь придется в прямом смысле спасать городской архитектурный облик, который исчезает на глазах.

«Это варварство, - уверен Пьер Макгроу, глава комитета защиты памятников Конфедерации Нового Орлеана. - Кто еще в мире так делает? Разве что ИГИЛ* сносит памятники. В Новом Орлеане огромное количество мест, где можно поставить новые монументы, чтобы рассказывать нашу дальнейшую историю. Рабовладение - это плохо, никто не спорит, но то были другие времена. Судить по сегодняшним меркам о том, что было два века назад, и попытки переписать историю - безумие».

Активисты запустили кампанию за возвращение четырех снесенных монументов на свои исторические места. За пару месяцев собрали 5 тысяч подписей, нужно еще столько же, чтобы вопрос был вынесен на референдум.

«Многие жители беспокоятся, что власти начнут переименовывать все улицы, по поводу двух уже проголосовали. Но так можно весь город перелопатить. Переименовать все улицы, потом взяться за города, районы. Как далеко это зайдет? Что неприемлемо - отправлять эти памятники в музеи, посвященные рабству, чтобы показать, насколько это плохо. Потому что генерал Роберт Ли называл рабство дьявольской вещью, Джефферсон Дэвис усыновил чернокожего ребенка во время войны, так что он не был таким исчадием ада, каким его пытаются представить», - пояснил Чарльз Марсала, организатор движения «Сохраним наследие Нового Орлеана».

Как никогда шаткими вдруг стали основания сохранять памятники и в штате Виргиния - оплоте южан. В Ричмонде - бывшей столице Конфедерации - есть целый проспект монументов. Президент Джефферсон Дэвис, генерал Джексон, генерал Ли. Правда, в 1996 году они оказались в необычной компании. Здесь поставили памятник именитому чернокожему теннисисту Артуру Эшу.

Но такая попытка примирения явно не сработала. И на исторические тут конфедератские памятники изваяния из бронзы и бетона по-прежнему смотрят: одни - с гордостью, а другие - с крайней неприязнью.

«Каждый раз, когда я прохожу по проспекту с этими памятниками, меня это ранит. И так же будущие поколения будут получать тысячи этих порезов. Потому что они знают, что символизируют эти памятники. И что значит убрать их. Есть такой тезис, что все историческое священно. Но все эти памятники играют определенную роль в обществе. Я сама за сохранение исторического наследия, но конец этих памятников - тоже часть истории, которую мы пишем сейчас», - считает Ана Эдвардс.

«Те люди, которые хотят снести памятники, написали большой список, что еще надо снести: другие изваяния, переименовать десятки улиц, зданий и организаций в Новом Орлеане. Например, больницу Туро. Потому что Джудо Туро был рабовладельцем. Но ведь он был богатым еврейским филантропом, который дал огромное количество денег, чтобы помогать людям в городе. Прошлым летом одна из групп заявила, что хочет снести памятник Эндрю Джексону - это вообще легендарная личность для города, он спас нас от британского вторжения. Он был президентом США», - возмущен Пьер Макгроу.

К слову, первый президент Америки Джордж Вашингтон тоже был рабовладельцем: первых десятерых невольников он получил, когда ему было 11 лет в наследство от отца. Но на его священную фигуру пока не покушаются.

Спустя полтора века после поражения в Гражданской, характерные южане, рассчитывают на победу в войне с их памятниками. Но как и в тех далеких сражениях, их силы количественно уступают.

Вслед за Новым Орлеаном монументы героям Конфедерации уже снесли в Сент-Луисе и Орландо.

Дмитрий Киселёв, Александр Христенко

*Запрещенная в России террористическая организация

Подпишитесь на нас

НЬЮ-ЙОРК, 19 мая. /Корр. ТАСС Игорь Борисенко/. Демонтаж памятника генералу армии Конфедеративных штатов Америки Роберту Ли (1807-1870 гг.) начался в Новом Орлеане (штат Луизиана). Как сообщила телекомпания Fox News, сторонники и противники демонтажа монумента собрались у 20-метровой колонны, на которой в 1884 году была установлена статуя генерала, еще в 3 часа утра, однако затем полиция оттеснила их за ограждение сквера, где стоит памятник.

Городской совет Нового Орлеана в 2015 году принял постановление демонтировать четыре памятника деятелям, участвовавшим на стороне Юга в Гражданской войне в США (1861-1865 гг.). Темнокожее население города считает эти памятники символами расизма.

На протяжении последнего месяца были демонтированы памятник первому и последнему президенту рабовладельческих Конфедеративных штатов Америки Джефферсону Дэвису (1808-1889 гг.), монумент "Либерти плейс" (Liberty Place), посвященный белокожим американцам, выступавшим против властей, действовавших на Юге после поражения Конфедерации в Гражданской войне, а также памятник военачальнику Пьеру Гюставу де Борегару (1818-1893 гг.), командовавшему армией рабовладельческих Конфедеративных штатов Америки. Мэр Нового Орлеана Митч Ландре пообещал, что на месте памятника генералу Ли будет создан фонтан.

Вопрос о судьбе памятников деятелям Конфедерации вызвал неоднозначную реакцию в Новом Орлеане. На прошлой неделе в центре города прошли массовые демонстрации сторонников и противников демонтажа, в которых приняли участие в общей сложности более 700 человек. Сторонники демонтажа памятников, объединившиеся в коалицию под названием "Их необходимо разрушить" (Take"em Down), считают статуи лидеров Конфедерации символами расизма, а те, кто выступает за их сохранение, ссылаются на то, что монументы - это часть истории и напоминают, что памятники внесены в Национальный реестр исторических монументов.

Война с символами Конфедерации

Конфедерация южных штатов существовала на территории современных США с 1861 по 1865 годы. Во время Гражданской войны в США солдаты рабовладельческого Юга сражались с северянами. Войну они проиграли, рабство было отменено, однако различная символика конфедератов, в том числе флаги и статуи, до сих пор используется в некоторых южных штатах, несмотря на протесты тех, кто считает ее расистской.

Дискуссия о целесообразности использования символики и сохранения памятников конфедератам в США разгорелась с новой силой после того, как в июне 2015 года в городе Чарлстон (штат Южная Каролина) белокожий молодой человек Дилан Руф застрелил девять темнокожих прихожан одной из церквей.

После ареста он признался, что придерживался расистских взглядов и рассчитывал начать войну между белыми и темнокожими жителями страны. Широкое распространение в СМИ получили его фотографии с флагом конфедератов. Руф был приговорен к смертной казни.

В связи с происшедшим в Чарлстоне губернатор штата Алабама распорядился убрать полотнище южан с территории мемориала, расположенного рядом со зданием местного законодательного собрания. Так же поступили и власти Южной Каролины.

Администрация Вирджинии в свою очередь добилась разрешения суда отказаться от изображения символики Конфедерации на автомобильных номерах этого штата, а Университет штата Миссисипи убрал со своей территории флаг штата, поскольку на нем сохранилась эмблема Конфедерации.

В последние дни в русскоязычном сегменте интернета идёт много дискуссий на тему того, как в некоторых южных штатах США сейчас снимают памятники героям Конфедерации. Много ерунды читал об этом на днях, в том числе в ЖЖ. Есть те, кто считает, что атака на эти памятники - не что иное, как попытка выгнать с поста президента Трампа. Впрочем и от самого Трампа доводилось слышать по этому поводу некоторые удивительные утверждения.

Давайте разбираться.

Что это за памятники?

В основном речь идёт о памятниках генералу Роберту Ли, и прочим видным фигурам Конфедерации (так называли себя южные рабовладельческие штаты, пытавшиеся отколоться от США во время гражданской войны 1861-1865 годов).

Роберт Ли был самым известным генералом южан, и под конец войны, командовал всеми их войсками. Его капитуляция северному генералу Улиссу Гранту в принципе положила конец долгой и кровопролитной войне. Позже, Грант станет президентом США.

Важно понимать, что генерал Ли был в послевоенные годы довольно уважаемой фигурой во всей стране. Его решение сдаться, и восстанавливать страну, а не продолжать конфликт в формате партизанской войны рассматривалось как проявление чести. Более того, в личном архиве нашлись письма родственникам, которые показывали что Ли неоднозначно относился к институту рабства. Он называл этот обычай аморальным по крайней мере в одном своём письме жене. Именно поэтому генерал - пожалуй самая популярная фигура Конфедерации, и человек, которому посвящено наибольшее количество "спорных" монументов.

В то же время, Ли несомненно был расистом. Но это никак не отличало его от других белых политиков того времени. Даже северяне, которые были против рабства (включая самого президента Линкольна), считали чернокожих низшей расой. Многие белые аболиционисты не рассматривали возможности сосуществования двух народов в одной стране, а думали, что освобождённые рабы должны вернуться в Африку, и строить там своё государство. Именно так появилась на свет Либерия.

Когда ставились эти статуи?

Не будем забывать, что большинство памятников героям Конфедерации были возведены не во время войны, и не сразу по её окончанию, через 30 - 50 лет спустя. Например конная статуя Ли в городе Шарлотсвиле (штат Вирджиния), вокруг которой началась последняя шумиха, была заказана в 1917 году, а установлена аж в 1924!

Это было время сегрегационных законов, и романтизации ушедшей эпохи "южной чести". Генерал Ли никогда не был в США какой-то одиозной фигурой типа Гитлера в Германии, или даже Сталина в позднем СССР, так что создание такого рода памятников не рассматривалось в конце XIX - начале XX веков, как какой-то моветон.

Именно поэтому, такого рода памятники и мемориалы были установлены не только (хоть и преимущественно) в южных штатах.

И что, эти памятники убирают?

Да. По всей стране их действительно демонтируют, правда пока что это касается далеко не всех таких памятников.

В основном это происходит в местах, где сегодня живёт прогрессивное население, которое не желает далее ассоциироваться с расистским прошлым тех мест. В Америке нередки ситуации, когда либерально-настроенный город расположен посреди большой консервативной территории. Шарлотсвиль, где в прошлые выходные были столкновения радикальных националистов с их противниками, как раз такой случай.

На этой карте красным отмечены города где убрали памятник Конфедератам, а чёрным - где рассматривают вариант его убрать.

Кто приказывает всё это делать?

Идея, что какая-то организованная сила заставляет разные города и штаты убирать эти мемориалы не выдерживает никакой критики. В каждом отдельном случае, местные власти принимают независимое решение с помощью голосования, и большинство пока что не готово трогать свои памятники.

Люди на местах решают, что не хотят более почитать подвиги генералов Конфедерации, и именно в тех местах статуи убирают.

Почему сейчас? Ведь всё это было так давно!

Верно, никаких новых поводов хуже думать о Роберте Ли и его товарищах сейчас нет. Однако в стране происходит всплеск расистского национализма. Проявления белого расизма в последнее время стали случаться всё чаще, а те, кто в них участвуют, видят в старых мемориалах южан своих кумиров. Если десять лет назад многие из этих памятников были забытыми курьёзами, то сегодня они становятся символами ненависти к меньшинствам, которые многие не желают терпеть у себя под боком.

Разумеется - эти мемориалы не причина белого расизма, а лишь его симптом. Всплеск таких настроений некоторые связывают с приходом к власти Трампа, но я думаю, что скорее наоборот - его приход стал возможен из-за того, что большое количество недовольных белых людей почувствовали, что при Обаме их страна движется куда-то не туда.

Два года назад, вооружённый фанатик расстрелял прихожан афро-американской церкви в Южной Каролине. Оказалось, что это был расист, который фанател от флагов Конфедерации.

Именно с того момента по всей стране начались движения, призывающие к деконфедерации общественных пространств. Флаги южан стали исчезать с флагштоков штатов и городов, зашли разговоры о сносе более спорных памятников.

Правильно ли это, сносить историю?

Тут на самом деле кроется подлог. История и памятники - это разные вещи. Можно помнить историю, при этом не почитая её. Можно снести все памятники Генералу Ли, но он от этого не исчезнет из книг, музеев, архивов и т.д.

И ещё - сносить или не сносить каждый конкретный памятник - решение, принимаемое на местном уровне. Им там виднее, мешает им в городке бронзовый генерал Ли, или нет?..

Вот вы как думаете, надо ли выносить Ленина из мавзолея? Это ведь похожий вопрос.

"Конечно надо - ведь коммунизм - зло!", скажут одни. "Не трогайте историю!" ответят им другие.

Но ведь такими темпами они и до Вашингтона дойдут. У него ведь тоже рабы были.

Пока что нет никаких причин так полагать. За снос памятников отцов-основателей высказываются единицы ненормальных голосов, а так-называемые консерваторы во главе с президентом Трампом показывают на них пальцем, и кричат "Вот видите, у этих людей нет ничего святого!"

Разумеется никто трогать Вашингтона и прочих не собирается. Снос пока касается только спорных мемориалов, людям, которые активно поддерживали рабовладельческий юг, и готовы были отдать жизнь за сохранение института рабства. Это совсем не то же самое, как владение рабами в XVIII веке. И то, этот снос затеян именно потому, что кучка белых расистов решили взять на вооружение эти флаги, и образы этих памятников.

В заключение...

Хочу привести несколько слов, которые высказал Арнольд Шварцнеггер, бывший губернатор Калифорнии, в недавнем видео ролике, критикующем белый расизм под нацистскими флагами, и слабый ответ на него президента Трампа:

Я знал настоящих нацистов. Я родился в Австрии в 1947, вскоре после конца войны. В детстве, я был окружён сломанными людьми. Людьми, которые вернулись домой с войны истерзанные шрапнелью и угрызениями совести, людьми, которые повелись на идеологию поражения. И я могу вам сказать, эти приведения, которых вы воспеваете, провели остаток своих жизней в позоре, а сейчас, они находятся в аду.

На фоне обострившегося в последние пять лет расового конфликта в США массово сносят памятники лидерам Конфедерации Южных Штатов.

Так, за два дня было демонтировано четыре монумента 80-х годов XIX века, включая памятники генералу гражданской войны*, главнокомандующему армии Конфедерации, Роберту Ли и президенту Конфедерации Джеферсону Дэвису.

19 мая в Новом Орлеане демонтировали памятник генералу Ли. Снос осуществляется на основании принятого в 2015 году городским советом Нового Орлеана постановления о сносе памятников четырем лидерам Юга.

Вообще, 8 лет президентства Обамы стали пиком борьбы с историей американского юга. Флаг Конфедерации, до этого украшавший бары и несетевые заправки в южных штатах, внезапно оказался вне закона, было издано постановление, обязывающее владельцев убрать такие флаги из публичных зон. А решение о сносе памятника Ли в Новом Орлеане обосновали тем, что темнокожее население города относится к этим памятникам как к символам расизма.

20-метровую колонну, которую венчал генерал Ли, заменят фонтаном.

Удивительно, что именно период правления первого темнокожего президента США стал пиком расовых конфликтов и массовых акций протеста со времен Мартина Лютера Кинга.

Так, в 2015 году белый американец Дилан Руф убил девять чернокожих прихожан в церкви. В СМИ попали не просто фото Дилана Руфа, но фото Руфа с флагом Конфедерации, и в США началась война с ее символами.

Безусловно, масла в огонь неустанно подливают белые расисты американского юга (white supremacists – как их обтекаемо называют в Америке), то и дело напоминая о себе в социальных сетях провокационными фото с символикой Ку-Клукс-Клана и Конфедерации и крайне неоднозначными призывами. Несмотря на то, что подобные взгляды в современной либеральной Америке находятся на обочине общественного дискурса, их обладателей на фоне флагов Конфедерации часто используют как жупел.

Америка не стала исключением из правила, когда системный кризис общества вызывает к жизни казалось бы давно забытые конфликты и обнажает казалось затянувшиеся раны. Так и нарастающий раскол в американском обществе, который стал наиболее очевиден стороннему наблюдателю накануне выборов президента в 2016 году, внезапно вызвал призрак противостояния Севера и Юга.

Власти посчитали снос памятников достаточным способом выпуска пара, фактически отказываясь от огромной страницы и без того не длинной истории США.

* Гражданская война, или война между Севером и Югом (1861–1865) окончилась победой Севера и отменой рабства. Однако уже 1890 году в южных штатах был принят ряд законов («Законы Джима Кроу») о расовом разделении, часть которых была отменена в 1915. Во многом эти законы низводили темнокожее население до положения рабов, устанавливали жесткий режим расовой сегрегации. Последний из таких законов был отменен в США только в 1964 году.