Племенным центром древлян являлся. Краткая характеристика древлян

Восточными соседями волынлн были древляне (деревляне), получившие название по лесистой местности: «… зане седоша въ лесехъ». Территория древлян не определена летописью. Известно только, что это племя обитало по соседству с полянами, к северо-западу от Киева, и его центром был Искоростень.

Древляне имели, по-видимому, развитую племенную (полугосударственную) организацию. Повесть временных лет уже на первых страницах сообщает, что у них было свое княжение. В летописях содержатся сведения о древлянских князьях, племенной знати («лучших мужах») и дружине. Между древлянскими и киевскими князьями до середины X в. происходили неоднократные столкновения. Видимо, с этим связано суждение автора исторического введения Повести временных лет, бесспорно киевлянина, что «… древляне живяху звериньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды девиця» (ПВЛ, I, с. 15)

До 946 г. зависимость древлян от Киева ограничивалась выплатой дани и участием в военных походах. В 945 г. во время сбора дани древлянами был убит киевский князь Игорь. В следующем году Ольга с малолетним сыном Игоря Святославом предприняла военный поход на древлянскую землю, в результате которого войско древлян было разбито, а их город Искоростень сожжен (ПВЛ, I, с. 40-43). Древляне окончательно потеряли самостоятельность и вошли в состав Киевского государства. Древлянской землей теперь управляли ставленники Киева. Так, отправляясь в 970 г. в Болгарию, Святослав посадил в древлянской земле одного из своих сыновей (ПВЛ, I, с. 49).

Попытки восстановить территорию расселения древлян на основе летописных свидетельств предпринимались неоднократно, но ни одну из них нельзя признать удачной. Краткость летописных данных о древлянской земле вызвала весьма противоречивые суждения относительно ее границ. Так, Н. П. Барсов и Л. Нидерле полагали, что древлянам принадлежала область к югу от Припяти, между Горынью и Тетеревом, за которым находилась уже земля полян (Барсов Н. /7., 1885,с.127-129; Нидерле Л., 1956, с. 156). С. М. Середонин отводил древлянам более широкое пространство, ограниченное Горынью на западе, Припятью на севере и Киевским Поднепровьем на востоке (Середонин С. М., 1916, с. 146, 147).

А. А. Шахматов, используя косвенные данные русских летописей, допускал, что область древлянского расселения заходила на левый берег Днепра (Шахматов А. А., 1916, с. 100). Сообщение летописи: «И иде Вольга по Дерьвьстей земли съ сыномъ своимъ и съ дружиною, уставляющи уставы и уроки; и суть становища ее и ловшца… и по Днепру перевесигца и по Десне…» (ПВЛ, I, с. 43) - означало, по мнению этого исследователя, что в ареал древлян входили поречье Днепра с устьем Десны. А. А. Шахматов отождествлял Малька Любечанина с Малом Древлянским, что позволило ему отнести к древлянской земле Любеч (Шахматов А. А., 1908, с. 340-378).

Однако летописное сообщение о деятельности Ольги правдоподобнее толковать так, что области по Днепру и Десне не входили в землю древлян, иначе их упоминание было бы ненужным. Б. А. Рыбаков полагал, что А. А. Шахматов ошибался в определении личности Мала Древлянского (Рыбаков Б. А., 1956, с. 46-59).

С предположением А. А. Шахматова о распространении древлян на днепровское левобережье согласился В. А. Пархоменко (Пархоменко В. А., 1924, с. 46-50). По его мнению, Киев, в основном связанный с левобережьем, первоначально был городом древлян и только в X в. был завоеван полянами.

Решающая роль в определении границ расселения древлян принадлежит курганному материалу. Первая попытка очертить ареал этого племени была предпринята исследователем древлянских курганов В. Б. Антоновичем. До полевых изысканий этого археолога научные раскопки в древлянской земле не были значительными. Интересные исследования курганов на Тетереве в окрестностях Житомира проводил С. С. Гамченко (Гамченко С. С., 1888). Очень краткие сведения были опубликованы по раскопкам в Аннополе и Немовичах (Волынские ведомости, 1879; Киевская старина, 1888, с. 34, 35). В. 3. Завит-невич, производивший раскопки в поречье Припяти и в более северных областях, пытался наметить границу между дреговичскими и древлянскими курганами (Завитневич В. 3., 1890а, с. 22). Так как в исследуемых им областях преобладали курганные погребения на горизонте, то их он считал дреговичскими, а древлянам приписывал погребения в ямах. На этом основании границу между дреговичами и древлянами он проводил южнее Припяти, а отдельные могильники по Тетереву (например, Житомирский) относил к дреговичам.

Курганные раскопки В. Б. Антоновича были сосредоточены в южной и юго-восточной частях древлянской земли и в соседних районах территории полян (Антонович В. Б., 18936). По мнению этого исследователя, полянам принадлежали курганы с трупоположениями, сопровождавшимися конскими погребениями. В результате к древлянам были отнесены все курганы без погребений коня. Так как курганы в бассейне р. Уж, в верховьях Уборти и Ствиги к тому времени не были исследованы раскопками, а курганы волынян еще не выделены, то границы древлянской земли были очерчены В. Б. Антоновичем весьма субъективно.

К древлянам В. Б. Антонович отнес курганы под Киевом, а также насыпи в бассейнах рек Тетерев, Уж, Ирпень и Роставица. Таким образом, древлянская земля определялась в пределах от среднего точения Случи (Горынской) на западе до правобережья Днепра на востоке и от бассейна Ужа на севере до левых притоков верхней Роси на юге. В. Б. Антонович подсчитал, что на этой территории заметно преобладают курганы с ямными трупоположениями (58%). Курганы с погребениями на горизонте составляют 25% исследованных, а с захоронениями выше горизонта - 17%. На этом основании исследователь считал характерными для древляп курганы с погребениями в грунтовых ямах.
Выводы В. Б. Антоновича привлекли внимании исследователей и неоднократно использовались в научной литературе (А. А. Спицын, В. А. Пархоменко и другие).

Раскопки древлянских курганов продолжались в конце XIX и в первых десятилетиях XX в. С. С. Гамченко исследовал курганы к бассейне Случи (Гамченко С. С1., 1901, с. 350-403). Весьма существенными были раскопки Ф. Р. Штейнгеля в Овручском и Житомирском уездах могильников Бараши, Веселовка, Коростень, Кацовщина, Ковали, Норинск, Рудня Боровая и Татариновичи (Штейнгелъ Ф.Р., 1904, с. 153-167). В северной половине древлянской земли, в бассейнах Уборти и Ужа, значительные изыскания курганов провел Я. В. Яроцкий. Он исследовал около 50 насыпей, расположенных в 11 пунктах (Яроцкий Я. В., 1903, с. 173-192; Раскопки курга-пов, 1903, с. 329-332). Курганы бассейна Ужа в окрестностях Овруча в 1911 г. привлекли внимание известного археолога В. В. Хвойки (Виезжев Р. /., 19546, с. 145-152).

После Великой Октябрьской революции значительные работы по изучению курганов на Житомирщине вел С. С. Гамченко. Он впервые открыл и раскопал курганы третьей четверти I тысячелетия и. э. (Петров В. П., 1963а, с. 16-38). В 1924 г. свыше 20 курганов в разных пунктах древлянского ареала (окрестности Коростепя и Овруча, Норинск, Бабипичи, Леплянщина, Росохи, Народичи, Яжберень) раскопаны экспедицией Волынского музея, а в 1926 г. древлянские курганы исследовал И. Ф. Левицкий (Викгоровський В., 1925, с. 19, 20).

В последние десятилетия были произведены сравнительно небольшие исследования курганов, но они весьма существенны, так как совершенство методики позволило обратить внимание на некоторые детали, не замеченные прежде. В 50-х годах XX в. 10. В. Кухаренко исследовал древлянские курганы в двух пунктах - Ракитно и Мирополь (Кухаренко Ю. В., 1969, с. 111-115). В те же годы небольшие исследования курганов близ Довгиничей, Хайча и Новоселок провели И. С. Винокур и В. А. Месяц (Винокур И. С., 1960, с. 151-153). В 60-х годах раскопками курганов (Буки, Межирички, Мирополь Горбаши) занималась И. П. Русанова (Русанова И. П., 1961, с. 70, 71; 1967, с. 42-47; 1970, с. 278; 1973, с. 26-30).

Анализ курганных материалов летописного ареала древлян принадлежит И. П. Русановой (Русанова И. П., 1960, с. 63-69). Критически рассмотрев выводы В. Б. Антоновича, исследовательница показала, что нельзя очерчивать древлянскую территорию на основе распространения курганов с трупоположениями в грунтовых ямах. Выяснилось, что такие курганы известны только на окраине древлянской земли и более характерны для соседних племен-полян и волынян. На основной территории древлян, т. е. в районах Коростеня и Овруча, подкурганных захоронений в ямах почти нет. Для этой территории более характерны погребения на горизонте, реже встречаются трупоположения в насыпях.

И. П. Русановой удалось подметить весьма характерную особенность курганов древлянского региона - скопления золы и угольков в насыпях, всегда выше трулоположений. Обычно это тонкая зольноугольная прослойка, расположенная в центре кургана. Образование ее связано с определенным ритуалом - наследием обряда кремации умерших. По-видимому, первоначально в процессе сооружения курганной насыпи в ее верхней части разжигали небольшой костер, имевший очистительно-ритуальный смысл. Позднее вместо костра в верхнюю часть кургана стали приносить золу и уголь со стороны.

Эта деталь древлянского погребального обряда позволяет очертить ареал этого племени (карта 13). Граница между древлянами и полянами в XI-XII вв., когда сооружались курганы с подмеченной особенностью, проходила через леса в междуречье Тетерева и Роставицы и через болотистое течение р. Здвиж. Далее восточная граница древлянского расселения уходила на север, пересекая реки Тетерев (примерно в устье Ирши), Уж (ниже впадения Норини) и Словечну (в устье Ясенца).

На севере древляне соседили с дреговичами. И. П. Русанова, отмечая курганы с угольным слоем выше погребений на Туровщине, провела северную границу древлян по Припяти (от устья Горыни до устья Ствиги). Однако в туровских курганах явно преобладают типично дреговичские признаки, в том число обычны и этноопределяющие зерненые бусы. Наоборот, курганы с зольно-угольными скоплениями вверху встречаются здесь сравнительно редко.
Учитывая это, границу между древлянами и дреговичами нужно провести южнее Припяти. Правый берег этой реки бесспорно был дреговичским. Разделительной полосой между древляпским и дреговичским ареалами служили широкие болотистые пространства южнее Турова, где, судя по отсутствию древнерусских курганов, населения не было или оно было исключительно редким. Лишь отдельные курганы древлянского типа (с остатками кострищ в насыпи выше погребения) проникают севернее этой полосы, па собственную дреговичскую территорию. Такие курганы исследовались в могильниках низовьев Ствиги и Горыни (Отвержичи и Рычево). Наоборот, в северо-западных районах древлянской территории раскопано несколько курганов с дреговичскими зернеными бусами. Таковы могильники Андреевичи и Олевск в верховьях Уборти. Такая картина взаимопроникновения обычна для пограничных районов всех восточнославянских племен.

Западная граница распространения древлянскнх курганов проходила по Случи, где лесистые местности отделяли древлянский регион от волынянского.

Самыми старшими курганами в древляиском ареале являются курганы с трупосожжениями и урнами пражско-корчакского типа. Они обычно имеют небольшую (0,3-0,9 м) высоту, несколько расплывчаты и образуют могильники, состоящие из 10-30 насыпей.

Собранные с погребального костра кальцинированные кости помещались преимущественно в урнах в верхней части курганной насыпи или в ее основании. Преобладают курганы с захоронениями в верхней части насыпи. В виде исключения встречаются захоронения, помещенные в ямках в материке. Такие курганы раскопаны в бассейне Тетерева в окрестностях Житомира (у деревень Корчак, Стырты, Янковцы и др.), в верховьях Случи (Мирополь), Ужа (у деревень Селец, Гутки, Лозница) и Уборти. Число выявленных раскопками захоронений в курганах - от одного до трех, по, вероятно, их было больше. Часть погребений, находящихся в верхних пластах насыпей, по-видимому, не сохранилась.

Вероятно, в VI-VIII вв. курганный обряд погребения в области древлян был преобладающим. Часть населения, придерживаясь старой традиции, хоронила умерших в бескурганных могильниках. Обряд захоронения в них такой же, как и в курганных погребениях. Здесь тоже сожженные кости вместе с пеплом складывались в глиняные урны, принадлежащие к керамике пражско-корчакского типа. Такие бескурганные могильники известны в древлянском ареале только по поверхностным, часто случайным обследованиям.

Курганы с трупосожжениями позднего времени (VIII-X вв.) содержат по одному захоронению (табл. XXV). В отличие от более ранних, в этих па-сыпях обычны безурновые погребения. Сожжение умерших по-прежнему совершалось на стороне, однако появляются и трупосожжения па месте курганной насыпи. Отмечены случаи неполного сожжения - остатки обгорелых костей образуют удлиненное пятно, ориентированное в направлении запад - восток. Иногда под остатками сожжения наблюдаются следы пережженных досок или деревянных колод.

Кальцинированные кости с золой и мелкими уголь-памп чаще помещаются и верхней части кургана. Может быть, в этой связи появляется обычай помещать золу с угольками в верхней части курганов с трупоположениями.

Древлянские курганы с трупоположениями, как правило, лишены вещевого материала. Погре-бальные урны бывают двух типов: лепные сосуды типа Луки-Райковецкой и изредка раннегончарные горшки. И единичных курганах найдены проволочные перстенеобразные височные кольца со сходящимися концами.

Курганы с труносожжениями VIII-X вв. никогда не образуют самостоятельных групп, а входят в состав могильников, где имеются насыпи с трупоположениями эпохи Киевской Руси, а иногда и курганы с керамикой пражско-корчакского типа.

В X в. на смену кремации умерших приходит обряд погребения несожженных трупов. Умершего клали на горизонте и над ним сооружали курганную насыпь. Как уже отмечалось, почти обязательным для древлянских захоронений был ритуал помещения золы с углем в верхней части насыпи.

Курганы с трупоположениями в древлянском ареале довольно единообразны. Ориентировка умерших, как правило, общеславянская, западная. Обратное положение - головой на восток - зафиксировано в двух могильниках - урочище Княже при с. Андреевичи и в Тепенице. Довольно часто встречаются гробы из толстых досок (двух длинных продольных и двух поперечных), а иногда и деревянные колоды. В могильниках у сел Андреевичи и Речица отмечены случаи покрытия умерших березовой корой.

При раскопках курганов близ с. Буки прослежены кольцевые канавки с остатками частокола во-круг погребения (Русанова И. Я., 1967, с. 42-47). Диаметры таких колец 4-5,7 м, ширина канавок 0,2-0,4 м, глубина - 0,1-0,2 м. Такие канавки рыли в материке, а в дно их забивали вертикальные колья (па глубину 0,1-0,15 м).

Ритуал захоронения древлян по курганным раскопкам у с. Буки реконструируется в следующем виде. Умершего клали на горизонтальную площадку или в небольшое углубление, вырытое в материке (длина 2,2-3,2 м, ширина 1,1-1,2 м, глуби-па 0,1-0,2 м). Сразу же на материке разжигали ритуальный костер, от которого в курганах сохранился небольшой слой золы с углем. Иногда в этом слое встречаются мелкие фрагменты глиняных сосудов. Одновременно погребение окружали канавкой с частоколом. Все это засыпали землей, сооружая кур-ганообразную насыпь. Иногда с внешней стороны оградки также разжигали костры.

Кольцевые канавки с частоколом, который иногда сгорал, а в других случаях оставался несожженным, нельзя считать особенностью исключительно Букских или исключительно древлянских курганов. В прежних раскопках такая деталь часто оставалась не замеченной исследователями. А в последние десятилетия кольцеобразные канавки открыты на широкой территории - в курганах вятичей, полян, дреговичей, смоленских кривичей, Волго-Окского междуречья. Еще раньше кольцевые оградки зафиксированы в курганах на верхнем Дону.

Среди древлянских курганов несколько своеобразны насыпи но р. Уборть. Они имеют внутри конструкции из камней. Так, многие курганы у Зубковичей, Олевска и Тененицы были обложены камнями, некоторые насыпи в могильниках у Зубковичей, Лопатичей и Андреевичей (урочище Княже) оказались покрытыми вымосткой из камней. В одном из Тененецких курганов также открыта каменная кладка. Камни в насыпи обнаружены и в одном из Андреевичских курганов. В другом кургане этого могильника, содержавшем захоронение по обряду сожжения, из камня было сложено «ядро» насыпи. В Зубковичских курганах камни перекрывали могильные ямы с трупоположениями.

Эти каменные конструкции не имеют аналогий в курганных древностях юго-западной группы восточных славян. Каменные покровы и каменные «ядра» обычны в курганах ятвягов или их славянизированных потомков. В связи с этим можно полагать, что могильники по р. Уборть оставлены смешанным разноплеменным населением. Здесь с древлянами сосуществовали переселенцы из ятвяжских областей. В пользу этого говорят и трупоположения с восточной ориентировкой, известные в древлянской земле только в двух могильниках на Уборти. Вещевой инвентарь убортских насыпей идентичен материалам из древлянских курганов.

Курганы с трупоположениями на горизонте господствовали в области древлян довольно долго, вплоть до исчезновения обычая сооружать курганные насыпи над погребениями. Ямные подкурганные трупоположения известны главным образом па юго-восточной окраине древлянской земли, а также в бассейне Уборти (Андреевичи, Зубковичи, Лопатичи и Тененица). Несколько курганов с трупоположениями в ямах открыто по соседству - в Речицком могильнике.

Вещевой инвентарь древлянских курганов небогат. Наиболее распространенными височными ук-рашениями были перстнеобразные кольца двух типов - с сомкнутыми концами и полутораоборотные (табл. XXVII, 1, 3-8). В курганах под Коростенем и в Житомирском могильнике встречены перстнеоб-разные кольца с S-видным концом. Изредка на проволочные кольца надето по одной бусине, пастовой или стеклянной (Коростень, Олевск, Зубковичи), а иногда и металлической зерненой (Буки). Трехбусинные височные кольца (табл. XXVII, 2) найдены в четырех могильниках - Великая Фоспя, Коростень Лопатичи, Олевск (урочище «Под Орлами»). В одном из курганов Овручского могильника и в одной насыпи Речицкого могильника встречены сережки так называемого волынского типа. Из Житомирского могильника (курган 37) происходит серьга в виде кольца с шестью неподвижно закрепленными на нем розетками. Розетки составлены из шести шариков, нанизанных на проволочные колечки. Украшение подобного облика найдено в Полянских курганах Грубска. Такие серьги не характерны для восточнославянских территорий, аналогии им имеются в славянских древностях Чехословакии.

Шейные ожерелья открыты во многих древлянских курганах, но состоят они обычно из двух - четырех бусин. Очень редко ожерелья насчитывают большее число бусин и имеют еще привески. Наибо-лее часто встречаются стеклянные позолоченные бусы цилиндрической, бочонковидпой, биусеченноко-нической (табл. XXVII, 13) и трапециевидной формы, а также аналогичные одинарные и двойные про-низкн (табл. XXVII, 12). Изредка попадаются синие и
желтые стеклянные бусы, несколько чаще - белые, желтые и красные настовые. В полутора де-сятках курганов найдены бусы из сердолика (табл. XXVII; 17). Форма их различна - плитчатые, шести- и восьмигранные, многогранные и призматические. В трех могильниках (Житомир, Коростень и Речица) встречены хрустальные и янтарные бусинки. Наконец, единичными находками представлены серебряные бусы: в курганах под Житомиром и Коростенем обнаружены лопастные, украшенные мелкой зернью и сканью, а в одном из житомирских курганов - розеткообразные, сделанные из трех-четырех рядов спаянных между собой шариков.

Среди подвесок к ожерелью встречены лунницы (Речица и Подлубы), бубенчики (Подлубы), морские раковины (Овруч). Редки в погребениях бронзовые и железные грибовидные пуговицы (табл. XXVII, 15), иногда пуговицами, по-видимому, служили шиферные пряслица.

Относительно часты в женских погребениях древлян перстни (табл. XXVTI, 9-11, 16). Наиболее распространены среди них простые проволочные. Кроме того, обнаружены перстни витые, ложновитые, плетеные, пластинчатые сомкнутые и пластинчатые завязанные. Тонкопроволочный витой браслет встречен только один раз (Ракитно).
В мужских захоронениях древлянских курганов изредка встречаются бронзовые и железные поясные кольца и лировидные пряжки. В курганах Коростень-ского и Искриньского могильников найдены подковообразные застежки (табл. XXVII, 14). Иногда мужчин хоронили с железными ножами, кресалами, точильными брусками и деревянными ведрами, от которых в курганах обычно остаются железные обручи и дужки. Из Коростеньского кургана 5 происходят боевой топор, датируемый XI в., и серп.

Курганный обряд погребения в земле древлян, как и в других среднеднепровских областях, исче-зает на рубеже XII и XIII вв. История древлянского племени кратковременна. Первоначально древляне - одна из региональных групп восточного славянства. Территориальное обособление древлян привело к созданию у них собственной племенной организации со своими князьями и войском. Постепенно появляются и собственные этнографические особенности. Однако эти особенности только наметились - древлянский женский костюм ничем не отличается от убранства женщин соседних племен. Ранняя потеря племенной самостоятельности привела к стиранию этнографических черт. Современная диалектология и этнография уже совсем тте обнаруживают каких-либо особенностей, оставшихся от племенного периода древлян.

Древляне.

Восточнославянское племя, обитавшее в украинском Полесье, Житомирской обл и на западе Киевской области. С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. Окончательно вошли в состав Киевской Руси при Ольге в 946 году.

VI век - 884 год.

912 год - 946 год

Язык(и)Древнерусский язык

СтолицаИскоростень

Преемственность: Произошли отДулебов, перешли в Киевскую Русь

Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах. Летописи говорят о происхождении древлян, наряду с дреговичами, полянами (днепровскими), и кривичами (полочанами), от племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках.

Период самостоятельности

Описывая нравы древлян, летописец выставляет их, в противоположность их современникам полянам, народом крайне грубым: «живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у них не бываще, но умыкиваху у воды девица». Ни археологические раскопки, ни данные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такой характеристики. Из археологических раскопок в стране древлян можно заключить, что они обладали известной культурой. Установившийся погребальный обряд свидетельствует об определенных религиозных представлениях о загробной жизни. Отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество иноземных изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика указывает на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключить, что торговля была меновой.

Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень, позже центр этот, по-видимому, сместился в город Овруч.

К. В. Лебедев. Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году

По сказанию летописи, в давние времена древляне обижали своих соседей полян; но уже Олег (882-912) подчинил их Киеву и наложил на них дань. В числе племен, подчинённых Олегу и участвовавших в походе его на греков, упоминаются и древляне; но они покорились не без упорной борьбы. По смерти Олега они сделали было попытку освободиться; князь Игорь победил их и наложил на них еще большую дань.

При попытке киевского князя Игоря собрать повторную дань с древлян (945) те возмутились и убили князя. Вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове Игоря, княгине Ольге, но та, движимая чувством мести, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю. После этого Ольга вместе с малолетним сыном Игоря Святославом пошла войной на древлян и разгромила их. Вдове Игоря, Ольге, летопись приписывает окончательное подчинение древлян.

Святослав Игоревич посадил (970-977) в Древлянской земле своего сына Олега. Владимир Святой (ок. 960-1015), раздавая волости своим сыновьям, посадил (ок. 990-1015) в Древлянской земле Святослава, который был убит (1015) Святополком Окаянным. Со времени Ярослава Мудрого (1016-1054) Древлянская земля входит в состав Киевского княжества.

Антонович В. Б. «Древности Юго-Западного края. Раскопки в стране древлян» («Материалы для археологии России», № 11, СПб., 1893).

Белорусы - статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

ЛѢТОПИСЬ ПО ЛАВРЕНТЬЕВСКОМУ СПИСКУ

Соловьев С. М., История России с древнейших времен.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.

), с племенами белых хорватов , сербов и хорутан , пришедших в -VII веках , поселившихся в приднепровье .

В письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

Период самостоятельности

До подчинения Киеву древляне имели развитую племенную раннегосударственную организацию . По свидетельству Повести Временных Лет, у древлян было своё княжение.

Летопись упоминает также князя Мала и «лучших мужей, управлявших Деревскою землею». Описывая нравы древлян, летописец выставляет их, в противоположность их современникам полянам, народом диким: «древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця».

Однако такая характеристика могла быть вызвана взглядами летописца-христианина на обычаи языческого периода .

Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень , позже центр, по-видимому, сместился в город Овруч .

Археологические данные

Впервые ареал расселения древлян по материалам погребений предпринял В. Б. Антонович во второй половине XIX в. Считая специфически древлянскими погребения в грунтовых могильных ямах, он определил зону их расселения от среднего течения Случи на западе до Среднего Днепра на востоке .

В процессе дальнейшего археологического изучения древлян эти данные корректировались и наиболее подробная археологическая карта Древлянской земли была составлена в 1982 г. В. В. Седовым. Помимо ямных ингумаций, он выделил среди характерных древлянских погребений курганы с ингумациями на уровне горизонта с зольными прослойками в насыпи выше захоронения (ритуальные следы пережитков кремации или заупокойной тризны) .

Помимо этого известны и курганы с кремацией, с захоронением сожженных останков умершего в глиняной урне в насыпи в верхней части кургана или в его основании.

Крупнейшим политическим центром древлянской земли был Искоростень (Коростень). На территории современного Коростеня расположены 4 древних городища VIII-XIII вв. Три малых (площадью до 0,5 га каждое) занимают высокие гранитные останцы правого берега р. Уж; четвертое (площадью 9 га) расположено на левом берегу р. Уж. В непосредственной близости от городищ открыто 6 курганных могильников (более 300 насыпей).

Обряд погребения - трупосожжения, трупоположения на уровне горизонта и трупоположения в ямах .

Подчинение Киеву

По свидетельству Повести Временных лет, поляне определенное время находились в подчиненном положении у древлян: «быша обидимы Деревляны и инъми околными»; но уже Олег ( -) впервые наложил на древлян дань . В числе племен, подчинённых Олегу и участвовавших в походе его на греков , упоминаются и древляне; но они покорились не без упорной борьбы. По смерти Олега они сделали было попытку освободиться; князь Игорь победил их и наложил на них ещё большую дань.

При попытке киевского князя Игоря собрать повторную дань с древлян () те возмутились и убили его . По свидетельству византийского историка Льва Диакона, Игорь «был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Князь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове Игоря, княгине Ольге , но та, движимая чувством мести, обманом убила древлянское посольство, заживо закопав в землю . В польской хронике Яна Длугоша, однако упоминается другое имя древлянского князя - Нискина. После этого Ольга вместе с малолетним сыном Игоря Святославом пошла войной на древлян и разгромила их. Вдове Игоря, Ольге, летопись приписывает окончательное подчинение древлян.

Святослав Игоревич посадил ( -) в Древлянской земле своего сына Олега . Владимир Святой (ок. 960 -), раздавая волости своим сыновьям, посадил (ок. 990 -) в Древлянской земле Святослава , который был убит () Святополком Окаянным . Со времени Ярослава Мудрого ( -) Древлянская земля входит в состав Киевского княжества .

Напишите отзыв о статье "Древляне"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Антонович В. Б.

Ссылки

Древия, Древы, Древская земля, Древлянщина слова, которые дошли к нам из глубины веков. В библейские времена, после потопа, один из трех сынов Ноя Яфет, после распределения Земли получил Мидию, Албанию, Армению Малую и Большую, Каппадокию, Пафлогонию, Галатею, Колхиду, Боспорию, Меотию, ДЕРВИЮ, Сарматию, Таврианию, Скифию... Так утверждает знаменитый монах Нестор, в летописи. Кстати, не упоминая больше ни одного племени из более поздний летописных русских племен. Конечно, что это не подтверждено историческими или археологическими источниками, но это факт, что Древия (Древлянщина) как государственное объединение существовало во времена известного нам Боспорского царства на территории Крыма. Что по историческим данным относится к середине I тысячелетия до нашей эры, т.е. за полтора тысячелетия раньше, чем начало существования Киевской Руси. Можно сделать предположение, что уже в те времена существовал и центр (столица) Древлянской Земли Искоростень.

Кто же эти легендарные жители Дервии? Каково их происхождение? Древнегреческий историк Геродот (V столетие до нашей эры), в своей "Истории" называет их лесными НЕВРАМИ , поселяя их в лесных чащах Правобережного Поднепровья на юг от Припяти. На рубеже нашей эры территорию края заселяли племена зарубинецкой археологической культуры, которая отвечает историческим славянам венедам . Готский историк VI ст.. Иордан сообщает в труде "О происхождении и действиях готов", что севернее от многочисленного племени антов , которые по данным римского историка середины VI ст.. Прокопия Кесарийского ("Война с готами") проживали на территории от среднего Поднепровья к северному Придунайю, жили славянские племена венедов (винетов, венедов). Об этих же племенах в своих работах упоминают также Плиний Старший ("Естественная история"), Корнелий Тацит ("Германия"), Клавдий Птоломей ("География"). По их данным, восточная часть этих племен проживала в лесной местности на юг от Припяти (Волиньско-Житомирское Полесье), а западная от Западного Буга до Вислы и Балтийского моря, вытеснив в начале I-го тысячелетия до нашей эры оттуда кельтов.

По нашему мнению, именно восточная часть венедских племен стала ядром формирования древлянского племени , а вместе с соседними антами они являются предками украинских народностей.

О силе и могуществе венедов (древлян ) мы можем судить по некоторым фактам. По сообщению Прокопия Кесарийского в 546 году венеды в открытом бою победили антов. В 558-568 годах воинствующие авари (обры) прошлись опустошительным походом от Южного Поволжья до современной Венгрии, победив аланов, антов, славян в бассейнах Прута и Днестра, племена на территории Чехии и Моравии, франков и гепидов на территории Венгрии и только венеды не пустили завоевателей на свою территорию и не стали их данниками. Иоанн Эфесский сообщает, что в 583-584 годах войско лесных жителей (венедов) прошло воинским походом через Фракию, Дакию и Македонию (север Византийской империи) захватив великую добычу.

Есть также основание связывать Древлянщину второй половины I-го тысячелетия с легендарной Артанией , которую русские историки безосновательно располагают во многих местах (в Новгородской земле, в Тмутаракани, на Рязанщине, в Родени).

Но что писали непредубежденные арабские хроникеры? Так, по сведениям арабского хрониста Аль-Истархи (начало X ст.), арабские купцы доставляли свои товары до Куйабы (Киева), за которым дальше на запад находилась таинственная Артания или (Арсания ), в которую не проникает ни один чужеземец, так как местные жители уничтожают их. Артанийцы до Куйабы плывут по воде привозя меха, олово, мечи, которые обменивают на дорогие восточные ткани, украшения, пряности. Пусть не смущает читателя олово. Его вдоволь производили западнее Древлянщины и путем обмена, оно оказывалось в нашем крае.

Еще один арабский хронист Аль-Идриси, описывая главный город Артании пишет, что град Арса очень красивый и расположен на укрепленной горе между Славией и Куйабом . От Куйаба до Арсы четыре перехода (38x4=152км.), а от Арсы до Славии четыре дня (76x4=304 км.) пути. Мы убежденны, что Артания это и есть Древлянщина с Арсом (Искоростенем ), а Славия это племенной союз Дулебов (они же Бужане и позднее Волыняне ) в низовье Западного Буга. Именно по Уше (Ужу ), Припяти , Днепру древляне спускались водным путем к Киеву, именно от Киева до Коростеня 150 км ., а от Коростеня до Волыни 300км .

В сообщении другого средневекового араба Худад-аль-Алема сообщается о том, что земли русов расположены вдоль реки Рус, которая вытекает из глубин земли славян и направляется в восточном направлении, протекая по границе Асс - Славии (Дулебов), Ал -Арсании (древлян ). Конечно же, что это река Припять, по которой и проходили северные границы и Дулебов и Древлян . Более того, из этого сообщения понятно, что земля русов это и есть именно земли Дулебов и Древлян, и, что именно они являются предками русов (Руси ).

Давая характеристику славянам , араб Ибн-Рустэ пишет, что страна славян равнинная и лесистая, ее жители выращивают в основном просо, там нет виноградников и пахотных полей, добывается мед, рабочего скота и коней мало. Оружие дротики, щиты и копья ..., любимый напиток медовуха . Царь называется "главой глав " и имеет заместителя "жупенеджа", у него есть верховые кони и "прекрасные, крепкие и драгоценные кольчуги". Царь живет в городе Джарваб и ездит на сбор дани. Как видим, эта характеристика совпадает с тем, что мы знаем о древлянах .

Характеризуя жителей Артании (Арсании ) арабский путешественник Ибн-Хаукаль (первая половина X ст.) в своей "Книге путей и государств" пишет: "... с Арсы вывозят черных соболей и некоторое количество рабов. Они (русы) большие числом и уже давно нападают на сопредельные с ними территории Рума и накладывают дань ."

Анализ свидетельств средневековых византийских , европейских и арабских историков, географов и путешественников приводит к мнению и убеждению, что именно жители лесной территории от южного Повисления до Днепра (Украинское Полесье ) периода с первых столетий нашей эры образовали первые племенные союзы Славию , Артанию , Куйавию , первые, пусть примитивные, государственные образования, которые стали основанием создания Киевской Руси , а можно пойти и дальше в этом предположении, что именно они стали основанием образования украинской народности .

Говоря о географическом размещении древлянского союза племен , в исторической науке сформировалось две мысли. Согласно академику Шахматову и его приверженцам, восточная граница расселения древлян простерлась аж на Левобережье Днепра , заходя в Правобережье Подесення. Вот, что писал Шахматов: "Тяжело утверждать, что Древляне ... не переходили на левый берег Днепра... возможно, что Правобережье Подесненя было занято Древлянами . Некоторое указание на это дает древнейший вид... рассказа о мести Древлянам . Подчинив Древлян , Ольга отправилась с дружиной по Древской земле "вставляя уставы и уроки, и суть положения есть и ловища, и по Днепру и по Десне...". Между тем, необходимо допустить, что Древляне находились на левой стороне Днепра, еще и в виду летописной статьи 970 года. Здесь мать Владимира и сестра Добрыни Малуша, названная дочерью Малка Любечанина и признавая возможной догадку Прозоровского и Срезневского в том, что этот Малк тождествен с древлянским князем Малом, приходится сделать вывод, что Любеч был древлянским городом". Более того, кое-кто из приверженцев этой группы ученых Пархоменко В., Толочко П. выдвигают гипотезу о том, что даже Киев в начале своего существования был также древлянским градом форпостом Древлянщины на юго-восток . Также Антонович В.Б. и Спицын на основе археологических исследований утверждали, что в пределах Киева и его предместья не выявлены погребения характерные для полянинов, а все они древлянского типа . Уже позднее, во времена Игоря и Ольги, Ипатьевская летопись пишет, что Лют выехал из Киева на охоту и заехал на древлянскую территорию, т.е. Древлянская земля подходила вплотную к Киеву. На это же указывают Н. Костомаров и Н. Барсов, что за Белгородом и Вышгородом начиналась "земля Деревская ", "Древы".

Границы же Древлянщины по Русановой и Звиздецким на востоке проходили по заболоченной пойме реки Здвиж, дальше по Тетереву к впадению в него Ирши.

Касаемо других границ, между учеными нет противоречий. На севере Древляне по реке Припять были соседями дреговичей, на западе граничили с дулебами (волынянами) в междуречье Случа и Горыни (как указывает автор "Очерков истории Волынской земли до конца ХІ века" Андрияшев А.) Погоринное было исконно древлянскою территорие й, а на юге их граница вероятно совпадала с границей лесных массивов Полесья, за которыми начинались полустепные пространства, где властвовали кочевые потомки скифов, сармат, гуннов. На южных границах древляне и их предки обороняли свою землю от воинствующих киммерийцев, скифов, сармат, римлянинов, готов, гуннов, аваров, византийцев, и ни один из этих завоеватилей-пришельцев не смог проникнуть в землю древлян.

Именно на этой территории археологами были открытые первые достоверно славянские памятки , так называемой, корчакской культуры. Славянские племена Древлянщины , в силу естественной недоступности и изолированности, сформировали довольно стабильное население местного антропологического типа, который формировался около целого тысячелетия. Ведь только на территории древлян учеными установлен факт последовательного и беспрерывного развития славянского населения от V до ХІІІ столетия . По мнению некоторых исследователей (Петрашенко В.О.), именно Древлянщина своими материально-культурными достижениями (жилищно-строительство, керамика и др.) имела значительное влияние на Полянскую Киевщину , которое сближало и соединяло их материальные культуры и потом стало залогом того, что эти два племенных объединения сыграли ведущую роль в становлении южно-русского государства Киевской Руси .

В VI-VII столетиях славянские племена , которые проживали от среднего Поднепровья до отрогов Карпат, в исторической науке получили название антов и склавинов . Так их называли известные римские историкии готов Прокопий Кесарийский, Иордан и император Маврикий. Наиболее достоверно, что склавины , это и были будущие древляни . За их описанием, анты и склавины управлялись народным собранием, были ловкими, смелыми и выносливыми воинами, занимались скотоводством и земледелием, и были очень многолюдным народом . "Племена славян и антов , писал Маврикий, любят свободу и не имеют склонности ни к рабству, ни к покорности, храбрые, особенно в своей земле, выносливые легко переносят холод и жару..., юноши их очень мастерски владеют оружием ".

В археологической науке местное население периода VI-IX столетий относится к так называемой культуре керамики блучацкого типа. Обломки такой керамики распространены в курганных погребениях обрядом трупосозжения вокруг древнего Искоростеня .

По мнению академика Б. А. Рыбакова и других ученых, в конце VII столетия группа племен, которая проживала в бассейне реки Уж, объединились в племенной союз вокруг сильнейшего племени, которое носило имя древлян. Наиболее давнее упоминание о древлянском племени находим в труде византийского императора Константина Багрянородного "Об управлении государством ", где среди других славянских племен говорится и о древлянах. О древлянах, как об одном из славянских племен, упоминает и в летописи: "Так же и те же славяне, прийти, сели по Днепру и назвались полянинами, а другие древлянами, так как осели в лесах..."

В социально-экономическом отношении этот период для древлян был переходным от родового порядка к феодальному, причиной которого были положительные сдвиги в хозяйстве, в первую очередь в земледелии, где благодаря применению железных орудий выросла производительность труда. Каждая семья сама теперь была способна обработать участок земли, и потому родовые общины распадались на отдельные "дома" с наделами пахотной земли, которая периодически перераспределялась. Одновременно углубляется процесс имущественной дифференциации, родоплемнная знать подчиняет себе лучшие земли.

Основным типом древлянских поселений оставались не укрепленные поселки, которые, как правило, располагались на склонах надпойменных террас, рек, ручьев, на плато высоких берегов, рек или на возвышениях речных пойм. Это обусловливалось наличием грунтов и выгонов для выпаса скота, возможностью заниматься рыболовством для пополнения пищевых продуктов, и, кроме того, на возвышенных участках местности было легче держать оборону от завоеватилей. Такие древлянские поселения состояли из нескольких отдельных жилищ наземного , полуземляного или земляного типа . Стены жилья строились из деревянных бревен, которыми обкладывались стены и углубленной в землю части жилья. Для обогрева жилья сооружали печи-камянки .

Одно из таких жилищ было раскопано в 1934 году на северной окраине города. Это была землянка 5х5,5 метров со следами костра посередине и с остатками вещей: железных топоров, плотницких инструментов, долот, жернов, обломков посуды и пряслиц. Эти вещи дают представление о ремёслах тогдашних "коростенцев". Материалы археологических раскопок свидетельствуют, что значительное развитие получило производство железа и изделий из него.

Этому способствовало то, что в нашей местности были распространены залежи болотной руды. Ее расплавляли в сыродутных печах, в которых перекладывались слои измельченной руды и древесного угля, температуру повышали за счет нагнетания воздуха в середину печи с помощью кожаных мехов. Из такой печи за одну плавкую можно было получить 2-6 кг. сырого метала, который потом перековывали в металические изделия. Одну из таких печей археологи раскопали вблизи Ушомира. "... въ старой Древлянской земле, и руда обрабатывалась здесь, несомненно, еще в языческий периодъ: на это указываютъ находки молотов, шлаковъ, значительное число железныхъ изделий, несомненно местного происхождения, находимихъ въ древлянских могильникахъ, особенно множество больших гвоздей, составляющихъ характерную принадлежность древлянского похоронного обряда" писал М. Грушевский.

Распространенными были также гончарство , плотницское дело ("древо-делие"), ткачество . О развитии последнего, можно судить из уникального открытия вблизи Михайловки остатков мастерской по изготовлению пряслиц с горной породи под названием красный шифер (пирофилитовий сланец). Эти пряслица археологи находят во многих местах бывшего государства Киевской Движении, куда они попали путем товарообмена .

Жители округи в основном занимались земледелием и скотоводством . В земледелии господствующей была, так называемая, вырубная или подсечная система, по которой расчищенный от леса участок земли использовался 3-4 года, к истощению плодородия, со следующим переходом к другому участку. Грунт обрабатывали деревянным оралом с металлическим наоральником, реже лопатой или мотыгой. Высеивали рожь, ячмень, овес, просо, чечевицу, лен, коноплю, разводили коней, коров, быков, качек, свиней, голубей .

Важным подспорьем в жизни древлян оставалась охота и рыболовство , а также бортничество - собирания меда диких лесных пчел. Местные жители уже не "выдирали", не разрушали пчелиные жилье, а упорядочивали этот промысел, назвав его бортничеством. "Борть" это "дупло", заселенное лесными пчелами. С противоположной стороны от отверстия (летка) начали вырубать или выпаливать в дереве отверстие до полу метра в высоту и до 15 см в ширину, через который и вырезали часть сот с медом, а отверстие закрывали доской. Это давало возможность сохранять пчелиную семью и пользоваться ею не один год. Как правило, мед выбирали из борты ближе к осени, когда в сотах уже практически не было личинок расплода. Найденная борть становилась собственностью, на дереве владелец ставил особый знак, который означал принадлежность данного дерева и борты определенному хозяину.

Среди древлян в этот период утвердилась языческая религия . Характеристику верования антов, которую дал римский историк Прокопий, можно перенести на древлян: "Они считают, что только один бог, творец молний, является властью над всем, и ему приносят в жертву быков и осуществляют другие священные обряды... Они поклоняются и рекам, и нимфам, и всяким другим демонам, приносят жертву всем им и с помощью этих жертв проводят гадание".

Своеобразным есть и погребение древлянского типа . Это большие или средние насыпи курганы, вокруг которых, как правило, выкапывался ров, через который прокладывался мостик. Покойника преимущественно хоронили в деревянном гробу из толстых брусков или бревен и ставили на уровне земли или выше и очень редко в углублении. Возле каждого угла гроба ставили глиняный кувшин с пищей.

Интересными были и обычаи древлян , которые так гневно осуждает в летописях его автор, легендарный монах Нестор. Мы можем извинить ему, ведь он, писав летопись, выполнял как сказали бы сейчас „социальный заказ” киевских князей, т.е. князей полянского племени, и вынужденный был унижать достоинство представителей других племен и возвеличивать свое. Отсюда его почтительное отношение к полянинам и пренебрежительное к другим славянским племенам. Вот что он писал: "А древляне жили подобно зверям, жили по скотски: и убивали они друг друга, и ели все нечистое, и свадеб у них не было, а умыкали (воровали) они девушек около воды». Это "умыкание" есть не что иное, как языческий праздник Купалы, который позднее распространится среди других славянских племен.

Лукашенко Владимира Васильевича . Благодаря именно таким, искренне увлечённым людям, мы с вами имеем возможность узнать больше об истории нашего района.
Это один из редких случаев, когда Вы уважаемые читатели, можете ознакомиться с рабочими материалами ещё до выхода книги. Надеюсь, данные материалы поднимут читательский интерес к трудам Владимира Васильевича и увеличат спрос на появившееся в скором времени новое издание «Коростенщина моя…» а также и другим произведениям Лукашенко В.В. которые уже есть, или ещё появятся.
Подобные книги должны присутствовать на книжных полках каждого уважающего себя человека, чтоб не стать „Иванами родства не знавшими” самим, и не дать превратится в них своим потомкам.

Чтоб сделать данную информацию доступной более широкому кругу читателей она будет публиковаться и на русском языке. Если вы обнаружите неточности перевода или ошибки. Просим Вас сообщить ….

Информация подаётся в несколько сокращённом виде. Чтоб узнать больше, рекомендуем вам приобрести книги Владимира Васильевича.

Древляне – восточнославянский народ, племя, обитавшее на территории нынешнего Украинского и Житомирского полесья, а также Правобережной Украины по течению рек Терев, Уж и Убороть. С востока их территория ограничивалась Днепром, а с севера Припятью, за которой жили дреговичи. Древляне стали одним из племен, которое вошло в состав Руси и дало основу современному этносу.

Происхождение древлян и жизнь до присоединения к Руси

Древляне соседствовали со многими древними племенами: с востока с полянами, с запада с волынями и бужанами, а на севере с дреговичами. Предками же древлян считаются дулебы; к этой же группе – дулебской – относятся и соседние племена. Древляне получили свое название предположительно из-за того, что селились в основном в густых лесах и вели оседлый образ жизни, максимально приближенный к природе и земле. Так, жили представители этого племени в полуземлянках, существовало лишь несколько укрепленных камнем «градов», таких, как город Вручий (современный Овруч на Украине) или столица древлян – город Искростень (современный Коростень на Украине) на реке Уж, где до сих пор сохранилось древнее городище древлян.

В период своей самостоятельности, древлянам удалось создать довольно развитую племенную структуру, которую можно отнести к раннегосударственной. Согласно данным, которые можно прочесть в Повести Временных Лет , древляне имели собственное княжество с единым князем во главе, в частности, в летописи упоминается некий князь Мал и содружество «лучших мужей», управляющих древлянской землей.

Древлян в летописях часто сравнивали с их соседями, полянами и это сравнение показывало древлян как довольно дикий народ, который убивает и есть животных, постоянно воюет между собой и ведет довольно дикий образ жизни. Однако современные ученые пришли к выводу, что такое описание, данное в летописях, не совсем соответствует действительности.

Причина кроется в том, что летописцы были христианами, а древляне – язычниками, что в христианской традиции практически равносильно дикарству . Кроме того, постоянные противостояния между русскими князьями (также как и противостояние русских с печенегами , хазарами, половцами и другими кочевниками) и древлянскими приводили к тому, что этот народ считался диким и воинственным.

Древляне были самостоятельным племенем на протяжении нескольких веков, с 6 по 10, однако в 946 году окончательно потеряли независимость и вошли в состав Древнерусского государства, слившись с местным населением. Существуют сведения о том, что достаточно долгое время древлянская знать (упомянутый выше князь Мал) не хотела входить в состав Древней Руси и сопротивлялись этому всеми силами. Древляне стремились отстоять свою независимость и избежать принятия христианства, которое бы незамедлительно последовало за объединением.

Древляне и Русь

В 883 году древляне впервые попали в зависимость от Руси – Киев был захвачен князем Олегом (Вещий Олег), который заставил проживающих неподалеку древлян платить ему дань и подчиняться его законам. Чуть позднее, в 907 году древляне даже приняли участие в известном военном походе Олега на Византию. После трагической гибели Олега, древляне отказались дальше платить дань, однако новый князь Игорь быстро подавил зарождающееся восстание и заново покорил древлян, заставив их продолжать выплаты.

В 945 году Игорь попытался собрать со своих подчиненных двойную дань, что сильно не понравилось древлянскому князю Малу, который итак не хотел платить какие-либо деньги русскому князи, поднялось восстание древлян в 946 году. По приказу Мала в окрестностях древлянского города Искростень Игорь был убит. Убийство древлянами Игоря стало следствием восстания древлян и послужило причиной для начала очередной войны между древлянами и русичами, которую предприняла вдова Игоря – княгиня Ольга.

Война между древлянами и княгиней Ольгой закончилась полным покорением древлян. Были разорены и сожжены их города, уничтожена столица древлянского государства город Искростень в 945-946 годах, истреблена вся древлянская знать. Народ фактически остался обезглавленным. Все земли, ранее принадлежавшие древлянам, теперь вошли в состав древнерусского государства и были обращены в киевский удел с центров в городе Вручий, где в дальнейшем княжили Олег и Святослав.

С этого момента древляне окончательно потеряли свою самостоятельность.

Древляне в летописях

Древляне упоминались не только в русских летописях. В частности, поход древлян на Игоря и его убийство нашли свое отражение в летописях Константинополя. Согласно этим летописям, Император Иоанн переписывался неоднократно с князем Святославом и достаточно часто упоминал в своих письмах древлян и то, как они убили отца Святослава, Игоря. После похода Ольги против древлян, сведения об этом народе еще некоторое время встречаются в различных летописях, но постепенно сходят на нет.