По истории кроссворд 7 слов и вопросы. Сборник кроссвордов по истории

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада, тема: «Кукла Маша»

Программное содержание:

Закреплять знания детей о животных, звукоподражать им, узнавать на карточках и показывать их;
Учить действовать по команде воспитателя;
Слушать стихотворный текст и выполнять соответствующие движения;
Учить отгадывать загадки;
Развивать мышление, сообразительность, память.
Вызвать положительные эмоции.

Материалы:

Новая кукла;
Карточки с изображением животных на каждого ребенка.

Ход занятия:

Захожу в группу с новой куклой. Обращаю внимание детей на нее.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это кукла Маша. Посмотрите, какая она нарядная. Давайте с ней поздороваемся. (дети здороваются, кукла им отвечает).

Читаю стихотворение:

К нам пришла в нарядном платье,
С белым бантом кукла Маша,
С нами вместе поиграть,
С нами вместе поплясать.

Хотите поиграть с куклой? Становитесь в кружок и давайте потанцуем. (звучит музыка).

Дети хлопать все умеют.
Своих ручек не жалеют.
Вот так, вот так,
Своих ручек не жалеют.
Детки топать все умеют.
Детки топать все умеют.
Вот так, вот так,
Своих ножек не жалеют.
А теперь мы все пойдем
И дружно все плясать начнем.
Вот так, вот так,
И дружно все плясать начнем.

Молодцы! Кукле Маше очень понравилось с вами играть и веселиться, и она хочет рассказать вам об одной своей прогулке. Хотите послушать? Тогда садитесь за столы, посмотрите на карточки, которые на них лежат, и найдите куклу. Покажите карточку нам с Машей. Молодцы! Положите карточку возле себя на стол и давайте слушать рассказ.

Однажды наша кукла Маша приехала в деревню, в гости к бабушке. Во дворе ее встретила… Угадайте, кто?

Живет под крылечком,
Хвост колечком,
Громко лает,
В дом не пускает.

Кто встретил Машу? Правильно, собачка, а зовут ее Жучка. «Здравствуй, Жучка», - сказала Маша и собачка ответила ей: «Гав-гав-гав!». Решила кукла Маша прогуляться к речке и вдруг на лугу встретила…

Полем идет, травку жует,
Деткам молоко дает.
Мычит: «Му-му-му»,
Кто это? Не пойму.

Кого увидела Маша? Конечно корову Буренку. «Здравствуй, Буренка» - сказала Маша и Буренка промычала ей в ответ: «Му-му-му». Подошла Маша к речке и увидела в воде красивую, яркую рыбку. «Здравствуй, рыбка» - поприветствовала ее Маша, но рыбка ничего ей не ответила, а только вильнула хвостиком и уплыла. Маша очень расстроилась, что рыбка не захотела с ней разговаривать, загрустила и пошла домой, как вдруг на дорожке увидела, что кто-то прыгает ей на встречу.

Скачет, скачет по дорожке,
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара и сказала:
Ква-ква-ква.

Как вы думаете, кого встретила наша кукла Маша? Да, правильно, она встретила лягушку – квакушку. «Здравствуй, лягушка», - вежливо поздоровалась с ней Маша. «Ква-ква-ква», - ответила квакушка. Маша поинтересовалась у лягушки, не знает ли она, почему рыбка не захотела с ней разговаривать и лягушка обьяснила, что рыбки не умеют разговаривать, они всегда молчат. Идет Маша по дорожке к дому и вдруг слышит «Пи-пи-пи». Посмотрела она по сторонам и увидела:

Маленький желтенький комок,
Мама – курочка, а папа – петушок.
Угадай-ка, кто этот дружок?

Ну конечно же, это маленький желтенький цыпленок. Он потерялся. Маша взяла его на руки и быстрее понесла домой.

Понравилась вам Машина история? Давайте вспомним, кого наша кукла встретила в деревне?

Сначала она встретила собачку Жучку. Как лает Жучка? Найдите карточку с собачкой и покажите нам с куклой. Молодцы!

А затем на лугу кукла встретила корову Буренку. Как поздоровалась с Машей коровка? Да, она ответила ей «Му-му-му». Покажите карточку с коровкой. Умницы, положите ее возле собачки и коровки.

В речке кто плавал? Конечно, конечно рыбка. Она ответила Маше? Нет, не ответила, потому что рыбки не разговаривают. Найдите карточку с рыбкой. А теперь давайте с вами покажем кукле, как мы можем изображать рыбок (дети надувают щеки, складывают ладошки вместе (хвостик), и показывают «рыбок»). Очень красивые у вас получились рыбки, нам с куклой они понравились.

Кого еще Маша встретила на дорожке? Да, лягушку-квакушку. Как лягушка поздоровалась с Машей. Она сказала ей «Ква-ква-ква». Найдите карточку с лягушкой, покажите ее кукле, и положите теперь на стол.

Ну а кто потерялся и пищал? Конечно же, цыпленок. Как он пищал? Найдите цыпленка и покажите его. Молодцы. Вы всех Машиных друзей назвали и показали правильно.

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки (например: «Это паркет», – объясняет воспитателю мальчик 2 лет 6 месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю. Его сверстник уверен, что на картинке – «часики такие» (очки)).

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «Это растет на грядке. Это морковочка».)

Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев – 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000–1200 слов. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет. Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя. (Вследствие недостаточно эффективной педагогической работы наречия и прилагательные, с помощью которых выражаются дифференцированные отношения и качества, могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.)

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь ноготки»);

3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3–4 раза, в дальнейшем же его пополнение протекает медленнее и относительно равномерно) речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (без предлогов и с предлогами), различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей еще очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, например, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» – ребенок отвечает: «Виталя нет»).

На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. В ряде случаев малыши улавливают неправильное произнесение слов сверстниками. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово пароход как пахот , другой исправил его – паахот , но сам был исправлен третьим ребенком, который указал такой образец: палахот.

Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка – кошка – мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрема – кулема, бим – убим, дуреха – люлеха и т. п. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед, весипед, спасибо как сипибо и т. п.).

Кроссворды по истории

    Кроссворд по истории «Жизнь первобытных людей»

Задания по горизонтали:

3. Человек, занимавшийся изготовлением различных изделий

4. Название пещеры в Испании, в которой впервые были обнаружены наскальные рисунки

6. Континент, на котором обнаружены кости людей, живших более 2 миллионов лет назад

7. Одно из занятий древних людей

8. Приспособление для ловли крупной рыбы

11. Вырезанное из дерева или из камня изображение духа

13. Глава племени

15. Одно из основных занятий древнего человека

16. Главное охотничье орудие древнего человека

Задания по вертикали:

1. Самый старший, мудрый и опытный мужчина, управлявший родовой общиной

2. Первый металл, который люди научились обрабатывать

5. Одно из главных орудий охоты и обороны древнего человека

9. Самый крупный зверь, на которого охотились древние люди

10. Занятие древних людей, почти полностью заменившее охоту

12. Орудие труда древнего человека

14. Охотничье оружие, изобретение которого позволяло поражать цель на значительном расстоянии

17. Приспособление для рыхления твердой почвы

Ответы:

    Кроссворд по истории «Средние века»

По горизонтали:

    Главная башня замка

    Германское племя. Их королем был Хлодвиг

    На такие группы (слои) делилось население Индии

    Поэт, певец рыцарской любви

    Народ, живший в Южной Америке

    Занятие со студентами, «чтение»

    «Черная смерть»

    Противник господствующего вероучения церкви

    Пророк, основоположник религии мусульманства

    Так называлась в средние века Восточная Римская империя

    Корпорация педагогов и студентов

2. Владелец земли, получаемой за службу

    Крестьянское восстание во Франции в 1358г.

    Объединение купцов

    Язык средневековых ученых

    Священная книга христианства

    Отвоевание христианами Испании у арабов

    Ученый эпохи Возрождения

    То же, что и мусульманство

    Изображение святых или бога.

    Отличный образец изделия, дающий права стать мастером

    Объединение ремесленников одной специальности

    Участники народного восстания в Чехии, выступающие против католической церкви

22. Северные люди, варяги

Ответы:

    Кроссворд по истории «Семь чудес света»

По горизонтали

4. Кто впервые упомянул на Руси про все семь чудес света

10. Огромное сооружение, длиною около 9000 километров

15. Кто выступал в Колизее

17. Первое чудо света…

22. Освоенная человечеством часть мира

23. Как называют египетскую гробницу

По вертикали

1. Его задумал возвести испанский король Филипп ii

3. Его называют 8 чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира

5. Город финикийской царицы

6. Сен-Симон в своих «мемуарах» отзывался о нём, как о самом унылом и не благодатном месте

7. Верхняя (третья) часть Александрийского маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады - 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой бронзовой фигурой повелителя морей…

8. Надгробный памятник карийского прителя Мавсола

9. Надгробный памятник карийского правителя Мавсола

11. Чем первоначально была облицована Пирамида Хеопса

12. Кто нападал на Великую Китайскую стену

13. Первое упоминание о Семи чудесах на Руси встречается у

14. На каком острове был построен Александрийский маяк

15. Мавзолей

16. Жена царя Мавсола

19. Какое чудо света было расположено в Олимпии

20. На месте Храма Артемиды в было построено священное место. Что это за место

21. Какие из 7 чудес света остались до нашего времени

24. В честь кого был построен храм в Эфесе

    Кроссворд по истории «19 век»

По горизонтали

4. Фамилия руководителя второго отделения императорской канцелярии

6. _________________________ в народ” – массовое движение радикальной молодежи народнического толка в деревню, направленное на пропаганду среди крестьян социалистических идей

7. Именно ему принадлежала идея создания военных поселений

10. ________________________ совет – высшее законосовещательное учреждение. Преобразован в январе 1810 г. из Непременного совета в соответствии с “планом государственных преобразований” М. М. Сперанского

14. Общественное течение, позиция, сторонникам которой свойственна приверженность к старому строю жизни и образу мыслей, стремление охранить их от новых веяний, полное неприятие нового, неустоявшегося, ненадёжного

17. Приведение армии в состояние готовности к ведению военных действий

23. Сфинкс, неразгаданный до гроба

24. ___________________ союз – договор, заключенный в 1815 г. в Париже императорами России, Австрии и королем Пруссии. Инициатива создания Священного союза принадлежала российскому императору Александру I

По вертикали

1. Платежи – в России 1861-1906 гг. выкуп крестьянами у помещиков земельных наделов, предоставленных крестьянской реформой 1861 г

3. Теория официальной ________________ - государственная идеология, возникшая в период царствования Николая I

5. Позорный циркуляр И. Д. Делянова, в котором говорилось о запрещении принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей

8. _________________ поселения - особая организация вооруженных сил в 1810-1857 гг., совмещавшая строевую службу с ведением хозяйства

9. Земские управы (уездные и губернские), выбираемые соответствующими собраниями

11. ______________________ коалиции – временные военно-политические союзы европейских государств, стремившихся к восстановлению во Франции монархической династии Бурбонов, павшей в период Французской революции 1789-1799 гг.

12. Участники вечеров, проходивших по пятницам в доме литератора М.В. Петрашевского. На встречах обсуждались проблемы переустройства самодержавной политики, крепостного права

13. _____________________ революция – переход от ручного труда к машинному и соответственно от мануфактуры к фабрике

16. Участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х – первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания

18. Соответствие объёма золотого запаса Государственного банка Российской империи объёму выпущенных бумажных денег

19. Вид аренды земли, при которой арендная плата передается собственнику долей урожая. Являлась формой, переходной от феодальной аренды земли к капиталистической

20. Направление русской общественной мысли середины xix в. Выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам

22. Представители идейного течение в среде радикальной интеллигенции во второй половине xix в., выступавшие с позиций “крестьянского социализма” против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путём крестьянской революции

25. Принятое в дипломатии и исторической литературе обозначение международных противоречий, обусловленных борьбой великих держав(России, Австрии, Великобритании, Франции, позже Италии и Германии) за раздел слабеющей Османской империи (Турции) и национально-освободительным движением подвластных империи народов

    Кроссворд по истории «17-18 век»

По горизонтали

5. В 1775г Возглавил американскую регулярную армию крупный виргинский плантатор и опытный военный Джордж…

7. Монархическая власть, не ограниченная каким-либо выборным органом

10. Разрушение устаревших традиций цивилизации, охватывающий все области жизни общества

11. Большая общность людей, живущих в рукотворной среде

14. При Петре 1 - приём гостей в знатном доме

21. В каких школах дети крестьян обучаться не могли?

22. Фиксированный налог

25. Освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви

По вертикали

1. Как называлась первая печатная газета?

2. Выступление стрельцов и солдат в апреле-сентябре 1682 года

4. Что было открыто в Петербурге в 1714 году?

6. Процесс заселения и хозяйственного освоения пустующих окраинных земель свой страны и за её пределами

8. Русский люди, путешествия которых в XV-XVII вв. привели к крупным географическим открытиям в Сибири, Дальнем востоке и др.

9. Месячное довольствие, выдаваемое крестьянину помещиком, лишенному надела

12. Высшая единица административно-территориального деления в России с 1708 года

13. Как назывался самовольный захват колонистами нераспаханных земель в Америке

15. Противники церковной реформы патриарха Никона в 50-х годах viii в

16. в Москве был основан аптекарский огород, ставший основой какого сада?

17. Постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которому положил промышленный переворот в Англии во второй половине 18 века

18. Система какого образования начала формироваться в стране?

19. Закладывает предпосылки для становления и социальной жизни от влияния церкви

20. Партия уравнителей

23. Музей, созданный по инициативе петра i

24. Экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики

    Кроссворд по истории «17 век»

По горизонтали

3. Сбор налогов с князем

5. Какой город построили казаки в 1604 году перед смутой?

6. В каком городе была церковь Покров? (17 век)

8. Политика при Иване Грозном

10. Место сбора дани

12. Как называли людей, живущих в одном поселке или селе с разными нациями?

13. В 1687 году была открыта славяно-греко-латинская....?

По вертикали

1. В 17 веке на смену летописям приходят исторические...?

2. Местное самоуправление

4. Как называли маленькую крепость?

7. Сборщик дани

9. В 1689 году какой заключили договор?

    Кроссворд по истории «16 век»

По горизонтали
3. Протестантские попрошайки
4. В какой город вызвали Лютера на суд в 1521г
6. При ком Лютер сжег послание папы в 1520
8. Движение за переустройство церкви
10. Какая церковь в xvi переживала кризис
12. Где Карл V заключил мир с императором
14. Родина Реформации

По вертикали
1. Кто повлиял на развитее Реформы(фамилия)
2. Кем были предки Мартина Лютера
5. Основанная на учениях Лютера церковь стала называться
7. Что любил делать папа Лев X
9. Стороннки Лютера
11. 31 октября 1517г. Мартин Лютер прикрепил несколько листков бумаги-это были 95 тезисов против чего
13. Под каким именем жил Лютер в замке Фридриха

    Кроссворд по истории «15 век»

По горизонтали

1. протестантские попрошайки

4. кто повлиял на развитие реформации

7. сторонники Лютера

По вертикали

2. что любил делать лев в 10 веке

3. кем были предки мартена Лютера

5. какая церковь в 16 веке проживала кризис

6. при каком Лютере сжег послание папы в 1520 году

    Кроссворд по истории «20 век»

По горизонтали

2. Способ перехода от одной общественно-экономической формации, исторически изжившей себя, к другой, коренной качественный скачок,

4. Страна и государство, расположенные в Европе и Азии. Вновь образованное в 1993 году

5. Город-герой. В 1941 покрыла себя неувядаемой славой его крепость, в течение нескольких месяцев отбивавшая атаки превосходящих сил германских войск

6. Объединение единоличных крестьянских хозяйств в колхозы и совхозы в ссср в конце 20-х-начале 30-х гг. xx в.,

8. Неудачные наступательные операции советских войск весной 1942 позволили немцам прорвать фронт и в июле выйти на Дон, создав угрозу этому городу

11. Страна, напавшая на СССР, в 1941 году

13. Высшая военная должность на каком-либо театре военных действии или стратегическом направлении, а также в отдельных видах вооруженных сил

14. Процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, и прежде всего в промышленности

15. Представители политического течения (фракции) в Российской социал-демократической рабочей партии (с апреля 1917 самостоятельная политическая партия), возглавляемые В. И. Лениным

16. Выражение недоверия, особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц в государстве

По вертикали

1. Обесценивание, падение курса национальной валюты в связи с экономическим кризисом

2. Подавление - карательная мера, наказание, применяемое государственными органами

3. Битва под этим городом, крупнейшее сражение Второй мировой войны 5.7-23.8.1943 г

6. Переход от обороны в наступление с целью разгрома наступающего противника

7. Блокада этого города продолжалась 900 дней

9. Стремление к отделению, обособлению. Особенно ярко проявилось после распада СССР

12. Общее название монументальных погребальных сооружений, где покоится В. И. Ленин

Сборник кроссвордов для 5-9 классов «История Военно-морского флота России»

Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки

Описание и назначение:
Сборник состоит из пяти кроссвордов, посвященных боевой истории российского ВМФ. Каждый кроссворд адаптирован для определенного возраста и класса: кроссворд общий «История ВМФ России, 5-6 класс» (понятие «кроссворд общий» в конкретном случае означает, что материал включает вопросы по всей истории российского флота с учетом пока еще минимальных исторических познаний учащихся в данной области), кроссворд «История ВМФ России – XVII-XVIII века, 7 класс», кроссворд «История ВМФ России – XIX век, 8 класс», кроссворд «История ВМФ России – XX век, 9 класс», кроссворд общий «История ВМФ России, 9 класс» (понятие «кроссворд общий» в конкретном случае означает, что материал включает вопросы по всей истории российского флота с учетом тех знаний, которые получили учащиеся на уроках истории за время обучения в основной школе). Кроссворды предназначены для учителей истории и учащихся соответствующих классов и могут использоваться на занятиях и классных часах для проведения интеллектуально-познавательных мероприятий.
Цели:
1. Заинтересовать учащихся историей российского ВМФ;
2. Стимулировать познавательную активность учащихся;
3. Способствовать формированию у учащихся патриотизма и гордости за боевые заслуги наших предков.
Кроссворд общий «История ВМФ России, 5-6 класс»


По горизонтали:
1. Самое младшее воинское звание в Военно-морском флоте России.
2. Мощный боевой корабль с хорошей защитой.
3. Корабль, который плавает под водой.
4. «Город славы русских моряков».
5. На флоте расстояние измеряют не в километрах, а в них.
6. Знаменитый царь и реформатор, создатель регулярного российского флота.
7. Из этого дерева строили первые российские корабли.
8. Флаг российского Военно-морского флота.
9. Древнерусское небольшое судно с веслами и парусом.
По вертикали:
1. Киевский князь, совершивший в X веке морской поход на Царьград.
2. Головной убор моряка.
3. Судно, способное прокладывать путь в замерзшей воде.
4. Главные победы российские флота были одержаны в этом море.
5. Первый российский военный корабль.
6. Развитие флота: гребной – … – паровой (укажите пропущенное слово).
7. Высшее воинское звание в Военно-морском флоте России.
Ответы:
По горизонтали: 1. Матрос; 2. Броненосец; 3. Подлодка; 4. Севастополь; 5. Миля; 6. Петр; 7. Дуб; 8. Андреевский; 9. Ладья.
По вертикали: 1. Олег; 2. Бескозырка; 3. Ледокол; 4. Черное; 5. Орел; 6. Парусный; 7. Адмирал.


Кроссворд «История ВМФ России – XVII-XVIII века, 7 класс»


По горизонтали:
1. Турецкая крепость, взятая в 1696 году совместными усилиями российской армии и флота.
2. Согласно Ништадтскому мирному договору 1721 года Россия получала выход к этому морю.
3. Трехмачтовый средний корабль с вооружением до 50 пушек.
4. В составе петровского флота решающую боевую роль играли не большие линейные корабли, а… (укажите пропущенное слово)
5. Из нее делали канаты и паруса.
6. В 1770 году российская эскадра под командованием А. Г. Орлова, С. К. Грейга и Г. А. Спиридонова уничтожила турецкий флот в этой бухте.
7. Специалисты из этой европейской страны оказали большую помощь в становлении российского флота.
8. Первый российский военный корабль.
По вертикали:
1. Первая крупная победа российского флота над шведами была одержана у мыса… (укажите пропущенное слово).
2. Швеция окончательно признала итоги Северной войны в 1790 году после победы российского флота в этом морском сражении.
3. Российская императрица, в царствование которой Россия стала великой черноморской державой.
4. Место строительства кораблей.
5. По общему количеству построенных судов Россия в XVIII веке уступала только флоту этой европейской страны.
6. Выдающийся российский флотоводец, прославленный своими победами над турками в Керченском сражении и у мыса Килиакрия.
7. Он был редактором и составителем первого в России «Морского устава».
Ответы:
По горизонтали: 1. Азов; 2. Балтийское; 3. Фрегат; 4. Галеры; 5. Пенька; 6. Чесма; 7. Голландия; 8. Орел; 9. Воронеж.
По вертикали: 1. Гангут; 2. Выборгское; 3. Екатерина; 4. Верфь; 5. Англия; 6. Ушаков; 7. Петр.


Кроссворд «История ВМФ России – XIX век, 8 класс»


По горизонтали:
1. Один из двух черноморских проливов, за контроль над которыми боролась Россия в XIX веке.
2. Высоко оценивая его художественный талант, Николай I говорил ему: «Я царь земли, а ты царь моря».
3. Главнокомандующий российскими сухопутными и морскими силами в годы Крымской войны.
4. Последняя блестящая победа российского парусного флота.
5. Самый известный российский флотоводец в XIX веке, погибший во время обороны Севастополя.
6. «У России только два настоящих союзника – ее армия и флот», – считал российский император Александр… (укажите пропущенное слово).
7. Крупное соединение российского Военно-морского флота.
8. Матрос Черноморского флота, герой обороны Севастополя.
По вертикали:
1. Новый класс боевых кораблей с хорошей защитой, появившихся в России во второй половине XIX века.
2. После поражения России в Крымской войне ее парусный флот был постепенно заменен на … флот (укажите пропущенное слово).
3. Согласно Парижскому мирному договору 1856 года международный статус Черного моря характеризовался этим правовым термином.
4. Другое название Крымской войны.
5. Морское сражение 1827 года, ставшее одним из поводов к очередной русско-турецкой войне.
6. Благодаря этому царскому министру Россия в 1870 году смогла восстановить свое право держать военный флот на Черном море.
7. В XIX веке Военно-морской флот России был третьим в мире по количеству судов. Первое место занимала Англия, а второе – … (укажите пропущенное слово).
8. 74-пушечный линейный корабль российского флота, который за особые боевые заслуги был впервые удостоен кормового Георгиевского флага.
Ответы:
По горизонтали: 1. Босфор; 2. Айвазовский; 3. Меншиков; 4. Синоп; 5. Нахимов; 6. Третий; 7. Эскадра; 8. Кошка.
По вертикали: 1. Броненосцы; 2. Паровой; 3. Нейтралитет; 4. Восточная; 5. Наваринское; 6. Горчаков; 7. Франция; 8. Азов.


Кроссворд «История ВМФ России – XX век, 9 класс»


По горизонтали:
1. Главная база Черноморского флота России.
2. Первый в мире полярный ледокол, построенный в России еще в 1898 году и принявший участие в русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войнах.
3. Советский адмирал, почти 30 лет возглавлявший военно-морской флот.
4. Взаимодействуя с Красной армией, советский флот сыграл выдающуюся роль в освобождении этого важнейшего центра страны от фашистов.
5. Штаб Тихоокеанского флота располагается в этом городе.
6. Город на юге России, в освобождении которого в 1943 году принимали активное участие силы Черноморского флота.
7. Командующий Тихоокеанской эскадрой в годы русско-японской войны, трагически погибший в самом еще начале.
8. Единственный военный корабль этого класса в составе современного флота России.
По вертикали:
1. Морской орден СССР и России, названный в честь этого великого российского флотоводца.
2. Крейсер Балтийского флота, ставший символом Октябрьской революции.
3. Последняя операция Второй мировой войны, в которой принимали непосредственное участие советские моряки-тихоокеанцы.
4. Легендарный офицер российского императорского флота, возглавивший в 1905 году восстание на крейсере «Очаков».
5. Холодная война с США грозила перерасти в горячую в ходе этого кризиса, активную роль в котором играл советский Военно-морской флот.
6. Нарком Военно-морского флота СССР в годы Великой Отечественной войны.
7. Броненосец Черноморского флота, матросы которого подняли восстание в годы первой русской революции.
8. Героический российский корабль с воинственным названием.
Ответы:
По горизонтали: 1. Севастополь; 2. Ермак; 3. Горшков; 4. Ленинград; 5. Владивосток; 6. Новороссийск; 7. Макаров; 8. Авианосец.
По вертикали: 1. Нахимов; 2. Аврора; 3. Курильская; 4. Шмидт; 5. Карибский; 6. Кузнецов; 7. Потемкин; 8. Варяг.


Кроссворд общий «История ВМФ России, 9 класс»


По горизонтали:
1. Нарком Военно-морского флота СССР в годы Великой Отечественной войны.
2. В сражениях с этим противником ковалась боевая слава российского флота.
3. Из этого материала делают прочные канаты для кораблей.
4. Первый российский парусный военный корабль.
5. Великий российский флотоводец, который по собственным словам, не потерял под своим начальством ни одного судна и не отдал в плен ни одного моряка.
6. Главный российский художник-маринист.
7. В них на флоте измеряют расстояние.
8. Три великие победы российского парусного флота: Гангут, Чесма и… (укажите пропущенное слово).
9. Родина Военно-морского флота России (город).
10. Судоходство на языке моряков.
11. Взаимодействуя с Красной армией, советский флот сыграл выдающуюся роль в освобождении этого важнейшего центра страны.
12. При ней Россия стала черноморской державой.
По вертикали:
1. Выдающийся российский флотоводец, одержавший последнюю крупную победу в истории парусного флота.
2. Самодвижущийся взрывной снаряд.
3. «У России только два настоящих союзника – ее армия и флот», – считал российский император Александр… (укажите пропущенное слово).
4. Крупный корабль, на котором находится командующий эскадрой.
5. Легендарный Балтийский крейсер, ставший символ Октябрьской революции.
6. В честь морской победы над флотом этой страны, в России была выпущена медаль с необычной надписью: «Небываемое бывает».
7. Северный щит морских рубежей России.
8. Победа в этой войне вывела Россию в число великих европейских держав.
Ответы:
По горизонтали: 1. Кузнецов; 2. Турция; 3. Пенька; 4. Орел; 5. Ушаков; 6. Айвазовский; 7. Миля; 8. Синоп; 9. Воронеж; 10. Навигация; 11. Ленинград; 12. Екатерина.
По вертикали: 1. Нахимов; 2. Торпеда; 3. Третий; 4. Флагман; 5. Аврора; 6. Швеция; 7. Кронштадт; 8. Северная.